Как исправить пение в нос

Как не петь в нос

Видео “Как не петь в нос”.

Что значит петь в нос

Если на уроке вокала преподаватель просит перестать петь в нос, он хочет, чтобы из вашего пения исчез гундосый тембр, и голос не звучал так, как будто вы поете с прищепкой.

Иногда вокалист обижается: “А в чем, собственно, проблема? Среди эстрадных исполнителей тех, кто поет носом гораздо больше, чем тех, кто “нос” не использует”. Верно, эстрадный вокал — это пение с активным назальным звучанием. И это чуть ли не главное его отличие от вокала академического. Но подключение носового резонатора и гнусавое пение — это не одно и то же с точки зрения вокальной механики. Сегодня мы поймем, как правильно использовать нос в вокале, и когда его задействовать не нужно.

Начинающие вокалисты и носовое пение

Научиться петь так, чтобы нос не отзвучивал – характерная трудность для тех, кто только приступил к обучению вокалу. Но вводные могут быть разные:

  1. Иногда вокалист знает, что поет в нос, но считает это своим исполнительским почерком.
  2. Самая коварная ситуация, когда человек не догадывается о своей гнусавости и о том, как это звучит со стороны.
  3. Но чаще всего вы слышите, что поете с носовым призвуком, и не знаете, как это исправить.

Когда я впервые услышала свое пение в записи (посмотрела видео со свадьбы друзей) – сильно расстроилась. Голос был противный, утиный какой-то. Странно, что не замечала этого раньше. Пришлось поработать с преподавателем, чтобы избавиться от манеры петь в нос.

Как понять, что поешь в нос

Если вы никогда не задумывались о качестве своего звучания – не лишним было бы убедиться, что вы не из тех, кто гундосит и даже не знает об этом. Три простых совета как быстро понять, поете ли вы в нос:

  1. Самый верный способ проверки – зажать нос пальцами и спеть любую мелодию:
    1. звук стал заметно тише – пою в нос
    2. звук не изменится – пою не в нос
    3. С зажатым носом вы почувствуете сложности с сонорными звуками “м” и “н” – их невозможно произнести без носового выдоха. Поэтому лучше петь мелодию на любой гласный.
  2. Запишите себя на диктофон или камеру и послушайте с разумной долей самокритичности.
  3. Спросите у преподавателя или того, кто разбирается в вокале (например друг или родственника с музыкальным образованием и хорошим вкусом).

Вы-таки из “этих” и поете в нос – плохо ли это?

У носового пения есть ряд неприятных эффектов

  • оно неблагозвучно и раздражает слушателей
  • дикция становится невнятной – часть слов трудно понять
  • неверная работа мышц может привести к их зажатости
  • петь полным голосом при неправильной подаче воздуха невозможно
  • при пении в нос сужается диапазон

Все это ограничивает вас как вокалиста. Но не расстраивайтесь — это легко исправить.

Почему человек поет в нос?

Вы получите носовой призвук, если при пении направите часть воздушной струи через нос. Вместо того, чтобы закрыть ему проход в носовую полость мягким небом.

Чтобы не гундосить, нужно не допускать утечки воздуха через нос.

Что же заставляет воздух выходить не тем путем?

Если причина не в ЛОР-заболеваниях или травмах, то она кроется где-то здесь:

  • у вас слабые мышцы мягкого неба
  • вы неправильно артикулируете при пении
  • слишком зажаты (возможно от волнения)
  • переняли манеру говорить и петь в нос от родителей
  • часто подражаете неудачным вокальным приемам

Вряд ли вы собрали сразу весь список, но для того, чтобы подпортить природный тембр гнусавостью достаточно одной-двух причин.

Мягкое небо – находится в глубине рта и оканчивается язычком – небной занавеской. Она разделяет ротовую и носовую полости. И вся эта конструкция имеет мышцы, которые можно и нужно тренировать.

При правильном положении мягкое небо закрывает вход в носовую полость и не дает воздуху выходить через нос

Правильное положение неба блокирует выход воздуха через нос и обеспечивает объемный звук. Сглотните – и вы почувствуете, как проход в носовую полость закрылся. Произнесите звук “М” или “Н” – теперь небо свободно провисло, и часть воздуха ушло через нос. Найти правильное положение помогут простые упражнения – вы найдете их чуть дальше.

Артикуляция – для вокалиста мать родная основа основ. В первую очередь нас интересует работа губ, языка, опять же мягкого неба, нижней челюсти и голосовых складок. Здесь – в артикуляционном аппарате – настраивается качество звука. Приподнял корень языка к небу – получи гнусавый звук. Недостаточно расслабил челюсть – и снова здравствуй, Дональд Дак.

Зажатость – увы, частый спутник начинающего певца. Иногда она вызвана исполнительским волнением, но чаще это постоянное состояние мышц вокалиста в начале пути. Что делать? Скролим вниз к разделу “Упражнения”.

Привычка говорить в нос, усвоенная в детстве. Если мама или папа говорили в нос – ребенок будет делать то же самое. Так устроена детская психика: мы обучаемся через подражание. Проблема решается в три шага: осознать, потренироваться (помогут все те же упражнения) и бдить.

Подражание плохим примерам. Можно подцепить гнусавость и у эстрадных кумиров. Как угадать, поет человек правильно или нет? Как перенять его манеру не во вред себе, если собственный вокальный опыт еще невелик? Беспроигрышный вариант – слушать как можно больше оперных певцов. Не любите оперу? Отнеситесь к этому как к учебной необходимости. Не исключено, что полюбите и эту грань искусства.

В академическом вокале носового пения не должно быть совсем – это будет грубейшей ошибкой певца.

Мария

преподаватель академического вокала

Как отучиться петь в нос

Для тех, кого напрягает работа над собой, есть пара ленивых вариантов:

  • Поищите специальный микрофон и технические настройки звукозаписи, чтобы сгладить эффект гнусавости. Записываем фонограмму и вуаля – у вас в кармане бархатный баритон или хрустальное сопрано.
  • Стойте на том, что это ваша исполнительская фишка, а кому не нравится, тот сам такой

Все в сад, все в сад!

Кадр из к/ф “Трое в лодке, не считая собаки” (эпизод “Комические куплеты”)

А это способы для тех, кто за профессиональный рост:

  • Взять несколько уроков вокала у хорошего преподавателя
  • Убрать носовой призвук самостоятельно

Упражнения и распевки в помощь

Чтобы научиться петь не в нос – будем работать с артикуляционным аппаратом. Как и любые мышцы, он прекрасно тренируется.

Слоненок гнусаво: “Сначала ты сказала “Упражнение началось”, а потом я упал… ”

Кадр из м/ф “Зарядка для хвоста”.

Укрепление мышц мягкого неба

упражнения

что происходит

Ленивец

Сделайте понарошку такие действия:

  • позевывание,
  • сглатывание капелек воды,
  • покашливание,
  • полоскание горла с произнесением звука [ы],
  • надувание шариков,
  • согревание рук дыханием.
Концентрируйтесь на своих ощущениях – мягкое небо подтягивается, поднимается, образует купол.
Шишкин лес

Звукоподражания птицам и животным хорошо помогает привести мягкое небо в нужное нам состояние.
Покукуйте и поухайте совой. Зажмите нос и добейтесь, чтобы качество звука не страдало.

мягкое небо поднимается, верхняя губа хорошо прикрывает верхние зубы, звук объемный, полный, крупный
Смех Мефистофеля (ребенку предложите любого знакомого ему отрицательного героя).

Хохочем театральным злорадным смехом по звукам распевки: до-ми-ми-ми-мии = а-ха-ха-ха-хаа: поднимаясь, а потом опускаясь по полутонам.

Время от времени проверяйте себя: зажмите нос – звук не должен меняться.
Песня удава Каа

поем слог “КА” по звукам любой распевки. Каждая нота – новый слог “КА”

С произнесением буквы “к”, корень языка опускается, небо приподнимается. Если вы все правильно делаете, то выражение вашего лица становится удивленным.
Челюсть расслаблена и легко “отваливается” вниз.

Учимся правильной артикуляции

упражнение

что происходит

Миссис Прищепка

Зажимаем нос и произносим скороговорки, в которых нет звуков М и Н.

Например такие:

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • По бревну бобры бредут.
  • Купи кипу пик.
Зажатый нос вынудит вас направлять струю воздуха через рот. Голос должен звучать естественно.
Львиный зев

Пропойте на одной ноте гласные звуки УОАЭЫ (на Ы – искусственно зевните). Продолжайте поднимаясь, а потом опускаясь по полутонам.

Когда меняете гласный, следите за тем, чтобы звук не спотыкался и не прерывался. Он должен литься ровно.
Юля в юбке

Поем на Ю любые мелодии или распевки.

Звук “Й” в буке Ю обеспечивает правильное положение языка и мягкого неба
Рифмоплет

Поем на одном звуке фразу, где преобладает какой-то гласный:

Пример на У:
“Федул букашку с булки сдул”,

Пример на О:
“Рос росток – золотой колосок”

Поднимаемся, а потом опускаемся по полутонам.

Зажмите нос во время распевки и исключите носовой звук.

Для контроля также можно приложить пальцы к крыльям носа (легко, совсем чуть-чуть) – вибрации быть не должно.

Преодолеваем зажатость. Три простых рекомендации

  1. Декламируйте стихи перед зеркалом – так вы привыкаете слышать собственный голос. Бонусом улучшиться дикция и выразительность.
  2. Во время репетиций отдавайте себе отчет о том, что именно вы делаете. Создайте контрольный список и сверяйтесь каждый раз:
    1. в каком положении мягкое небо,
    2. расслаблена ли нижняя челюсть,
    3. широко ли открывается рот.
    4. На момент выступления тело должно хорошо знать положение в каждый момент времени и принимать его на автомате. А вы полностью сможете отдаться творчеству.
  3. У многих исполнителей есть свои секреты, как преодолеть страх сцены: кому-то помогает медитация, кому-то дыхательные упражнения.Читайте блоги известных певцов, пробуйте и найдите то, что будет работать у вас.

Мы учимся вокалу не для того, чтобы тихо напевать себе под нос песенки. Если вокалист планирует выступать для зрителей – очень важно научиться преодолевать страх сцены. Мне, например, помогает метод “худшего развития событий”. Чего вы больше всего боитесь – все забудете? сорвется голос? подведет техника? Представьте, что это произошло – и что? Да ничего страшного – все выживут и даже никто не станет тыкать в вас пальцами. Когда понимаешь, что боятся нечего, страх уходит.

Мария

преподаватель академического вокала

Если в нос поет ребенок

Детям свойственно петь в нос даже больше, чем взрослым.

Все, что мы сказали выше про носовое пение, относится и к детям. С некоторыми нюансами.

  • Дети поют в нос чаще.
  • Дети менее самокритичны – в целом это скорее плюс, чем минус, но по этой причине они не слышат в своем пении гнусавый призвук.
  • Дети чаще подражают эстрадным певцам, и делают это плохо.
  • Хорошая новость – ребенка переучить легче.

Важно вовремя отловить у ребенка привычку петь в нос и не дать ей укорениться.

возраст
ребенка
что делать
8-11 лет Распечатайте наши упражнения и в игровой форме пройдите их с ребенком один-два раза. Впоследствии он сможет делать это сам. Мы специально дали упражнениям говорящие названия – у детей прекрасно развито зрительное воображение – ребенок лучше запомнит и с удовольствием повторит.
12+ Помним об изменениях в организме подростка – голосовой аппарат активно развивается. Голос может быть неровным, артикуляция раскоординированной – не критикуйте и больше хвалите. Распевки нужно делать в удобном диапазоне и не форсировать звук.

У каждого вокалиста свои методики обучения, но все они опираются на единую основу. Если вы заметили, что ребенок поет носом, попросите преподавателя подобрать упражнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Когда родители содействуют обучению – процесс идет легче и быстрее.

Леона

преподаватель эстрадного вокала

Все еще хотите петь в нос? Кого взять в пример?

Как мы уже сказали, эстрадное пение (а это и рок, и джаз, и поп-музыка и много других направлений) очень активно использует назальные приемы звукоизвлечения.
Поэтому найти пример пения “с носом” гораздо легче, чем без него. Шакира, Успенская, Боярский – список можно продолжать до бесконечности.

Если певец высокого уровня, то его “носовое пение” — это одна из разновидностей тванга – вокальной техники назального звукоизвлечения. (Кстати, высший пилотаж исполнителя – тванг без использования носа. Но это тема другой статьи). Но даже эстрадный исполнитель не станет утверждать, что он поет не голосом, а носом – на одном этом органе далеко не уедешь. Голос не зазвучит интересно, пока не будет отработана техника правильного звукоизвлечения. Самый чудесный нос – всего лишь вспомогательный инструмент, который помогает достичь особого (резковатого и плоского) тембра. Когда это оправдано стилем или художественным замыслом.

коротко о главном

Чтобы научиться петь носом правильно, нужно сначала отучиться петь носом неправильно.

Любой гений, ломающий устои, сначала эти устои прочно усваивает. Атональная музыка, абстракционизм в живописи возникали не на пустом месте, а произрастали из классических основ искусства.

Кому не подойдет

Внимание: не во всех случаях наши рекомендации будут полезны. Если гнусавость – следствие заболеваний или травм, то обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Медицинские причины носового звучания голоса

Гнусавость – или как она называется в медицине “ринолалия” – может достаться в наследство от некоторых заболеваний:

  • опухоль носоглотки;
  • гипертрофия и отек носовых раковин;
  • аденоиды;
  • насморк;
  • дефекты мягкого или твердого неба;
  • назальный полип

Будьте внимательны к своему голосовому аппарату. Не доводите простуду до хронического состояния, не занимайтесь самолечением, берегите горло.

Причиной ринолалии могут быть и травмы: сломанный когда-то нос или поврежденная челюсть могут надолго добавить к звучанию голоса неприятный оттенок. Но и здесь нет причин для паники: в ряде случаев эти последствия можно устранить – современная медицина способна творить чудеса.

Промотали вниз, не читая? Краткое содержание:

  1. Петь в нос и использовать носовой резонатор – не одно и то же. Чтобы правильно использовать последний нужно избавится от привычки гундосить.
  2. Зажмите нос во время пения и проверьте изменился ли звук голоса. Если он стал мультяшным – вы поете в нос.
  3. Неблагозвучность, невнятность, зажатость, ограниченный диапазон и прижатый тембр – верные спутники носового пения. И поводы от него избавится.
  4. Причина вокальной гнусавости – утечка воздуха через нос. Укрепим мягкое небо, уберем зажатость, потренируем артикуляцию.
  5. Теперь понятно, почему вредно бездумно перепевать кумиров и откуда у здоровых детей гундосый тембр.
  6. Чтобы исключить нос из вокального дыхания, нужно заниматься. Это не сложно и даже весело. Распечатайте наши упражнения и все получится.
  7. Что делать с поющими в нос детьми? Все то же самое, но играючи.
  8. Вы все равно хотите петь в нос? Обязательно будете! Сначала уберем из голоса носовой призвук, а затем можно смело приступать к освоению тванга – эстрадной техники назального звукоизвлечения.
  9. Будьте осторожны – все рекомендации и упражнения можно выполнять только на здоровых органах пения.

Поете в нос? Теперь вы знаете, как это исправить.


Спасибо!

Данные успешно отправлены

Подпишись на мой TELEGRAM

И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!

ПОДПИСАТЬСЯ

Как избавиться от носового призвука – очень популярная тема на вокальном пространстве. И очень обширная, со множеством нюансов. 

Для начала следует понять, что есть гнусавость как вокальный дефект, а есть использование носового (назального звучания) как вокальная техника. От гнусавости нужно избавляться, а назальность – развивать. 

Коллаж автора
Коллаж автора

Назальные резонаторы (к ним относятся гайморовы пазухи) дают звуку яркость, звонкость, полётность и сфокусированность. 

Многие певцы совершенно осознанно используют выраженный носовой призвук как характерную фишку. По их звуку даже иногда трудно сказать – это гнусавость или специфическое усиленное использование назальности. 

При словах «носовое звучание» мне сразу вспоминаются Николай Караченцов и Михаил Боярский. У них обоих запоминающиеся тембры и очень выразительные голоса с ярко выраженным носовым призвуком. 

В этом же списке, как ни странно, сразу два итальянца – Эрос Рамазотти и Адриано Челентано. Почему странно – потому что в итальянском языке все звуки очень открытые, артикуляция активная и назальное звучание этому языку совершенно не свойственно. Я изучала итальянский с носителем более двух лет, поэтому говорю это ответственно. 

Во французском языке назальность – наоборот характерная черта. Но среди французов есть как певцы, поющие сильно в нос, так и поющие очень открыто. Например, Шарль Азнавур поёт очень в нос.

В английском языке назальность так же свойственна языку, но она не звучит выраженно в пении, так как англоговорящие активно открывают рот. Это не даёт гнусавости шанса проявиться. У Рианны очень мощное назальное резонирование, но при этом она не звучит «в нос»

А вот когда русскоговорящие певцы начинают петь песни на английском, может проявиться гнусавость, потому что носовые звуки мы старательно в нос уводим, а рот открывать при этом не любим. 

Что делать вокалисту здесь и сейчас, чтобы тренировать открытое звучание и убрать гнусавость? 

Первое – это научиться управлять мягким нёбом. Следить за тем, чтобы во время пения оно было активно. Активно – значит приподнято. Берём вдох ртом, втягивая воздух в нёбо, чтобы оно приподнялось, и на выдохе поём простые звуки типа «аааа» следя, чтобы во время звукоизвлечения нёбо держалось, а поток воздуха и звука был направлен ниже носа, на верхние зубы. Со временем такое звукоизвлечение запоминается, нёбо на автомате становится активным. 

Второе – пойте «ааааа», зажимайте пальцами нос и отпускайте, и так несколько раз пока тянете ноту. Если звук в момент зажатия сильно меняется, значит бОльшая часть выдоха происходит в нос. Мысленно перенаправляйте звук в ротовую полость, не забывая при этом держать верхнее нёбо в приподнятом положении. 

Добивайтесь того, чтобы при зажатии носа звук не менялся, или менялся минимально. Не забывайте широко открывать рот! При зажатой челюсти звук всегда будет уходить в нос. 

Попробуйте эти упражнения, кому актуально, и напишите, как вам результат! Делитесь опытом, как вы работаете с Носовым призвуком, может, у вас есть свои приёмы? 

Эта тема ещё далеко не исчерпана, ждите от меня материал, как развить правильную назальность. 

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! 

Звучите и будьте счастливы! 

Что такое гнусавость?
– Звучание через нос. Звук идёт неправильно и даёт соответствующий призвук.

Почему поют в нос?
– Из-за плохой артикуляции, запущенного речевого аппарата, зажимов в теле, закреплённых ошибок или заболеваний

Если мой звук идёт через нос, то как я об этом узнаю?
– От педагога, друзей или послушав себя на записи. Можете выполнить упражнение на опознание гнусавого призвука.

Как перестать бояться своего голоса?
– Услышать его со стороны. Звук в вашей голове и снаружи – это два разных звука.

Можно ли петь в нос?
– Да, если это «правильный нос» – тванг. Нет, если вы не обучены вокальному искусству.

Как не петь в нос?
– Упражнения, упражнения и ещё раз упражнения. Потому я и оставляю их для вас в статье. Можно выполнять как на дому, так и с педагогом.

Я не лор, но лечу носы
Как педагогу, мне всегда приятно видеть ученика с запросом: “Я пою в нос – Как исправить?”

Работа учителя вокала – исправлять закреплённые ошибки и корректировать вывод звука. На курсы вокала приходят не только для того, чтобы постичь певческое мастерство. Умение свободно расслаблять речевой аппарат и выдавать четкое звучание не даётся каждому от природы. Моя задача – давать понятное объяснение проблеме и работать над ней совместно с учеником.

Если же ваша цель выйти на эстраду или даже выступать в опере, то пение через нос никак не допустимо.

Изнутри наш голос звучит совсем иначе. Из-за этого мы не можем сами себя научить петь. То, что красиво для нас, на выходе оказывается гнусавостью. И наоборот. Поэтому за качественной постановкой голоса лучше обратиться к опытному педагогу, который никогда не спутает “гнусавость” с “правильным носом”.

Так называемое “пение в нос” — это одна из наиболее распространенных ошибок начинающих вокалистов. Для этого даже существует научный термин — ринолалия. Исполнение в такой манере не только делает голос гнусавым, но и значительно снижает громкость исполнения. Причин этому несколько: физические — искривление носовой перегородки, наличие аденоидов, слабые мышцы мягкого нёба, — и психологические. Последние часто связаны со страхом выступления на публике, с наличием “зажимов”. Кстати, это очень распространенная проблема в начале исполнительской карьеры. Вокалист стесняется продемонстрировать все возможности своего голоса, а в итоге качество пения ухудшается: значительно сужается голосовой диапазон, возникают проблемы с дикцией — часть звуков очень трудно разобрать. Возможно также, что певец подражает чей-то не очень удачной манере исполнения или просто привык петь именно таким образом и не чувствует, как что-то идет не так.

Как же исполнителю решить проблему собственными силами? Прежде всего, необходимо осознать ее наличие. То есть, определить, присутствует ли “пение в нос” в принципе, или это всего лишь искажение самовосприятия. Можно и нужно спросить совета у знающих людей, специалистов. Но если такой возможности нет, попробуйте выполнить следующую процедуру: во время пения зажмите пальцами нос. Звук стал плоским и тихим? Под пальцами в носу ощущается вибрация? Значит, вы действительно поете “в нос”.

Итак, проблема выявлена, она существует. Как же действовать дальше? Есть несколько техник, которые проверены временем и активно применяются при занятиях вокалом. Они направлены на то, чтобы поднять опущенное мягкое нёбо. Ведь это и есть причина того, что часть звука уходит в носоглотку, и голос звучит глуше. Первый прием: во время исполнения представьте себе, что в вашем горле находится очень горячая картошка. Способ кажется несерьезным? А между тем, ваш речевой аппарат немедленно отреагирует на этот сигнал мозга, и нёбо рефлекторно приподнимется.

  • Следующая техника называется “Ленивец”. Попробуйте последовательно выполнить следующие действия (разумеется, понарошку):

–       зевните несколько раз,

–       сделайте вид, будто сглатываете водные капельки,

–       покашляйте,

–       сделайте вид, будто полощете горло, одновременно произнося звук “Ы”

–       сделайте вид, будто надуваете воздушные шарики,

–       “согревайте” руки дыханием.

При выполнении этой техники постоянно контролируйте себя, тщательно наблюдая за возникающими ощущениями. При правильном выполнении упражнений мягкое нёбо должно подтягиваться, приподниматься и образовывать подобие купола. Дополнительное преимущество упражнения в том, что оно помогает “прокачивать” и укреплять мышцы нёба.

  • Упражнение “Звуки леса”. Оно также направлено на “подъем” мягкого нёба и делает звук открытым и объемным. Техника выполнения очень проста: надо подражать звукам птиц – сов и кукушек, периодически зажимая нос и отслеживая, куда устремляется ваш голос.

  • Упражнение, которое называется “Таблица гласных”. Оно очень простое. Помните гласные звуки – А-О-У-Ы-И-Э? Сделайте глубокий вдох, а затем начинайте произносить эти звуки, присоединяя к ним “М”: МА-МО-МУ-МЫ-МИ-МЭ. Выполните упражнение несколько раз, а затем проделайте все то же самое, но уже с “Н”: НА-НО-НУ-НЫ-НИ-НЭ.

  • Еще одна техника со звуками “М” и “Н”, которые являются носовыми, поэтому гласные, произносимые вслед за ними, зачастую по инерции также произносятся “в нос”. Потренируйтесь, чтобы этого не происходило: сначала произнесите звук “М”, как будто вашим губам щекотно. Затем прибавьте к “М” звук “У”. Повторив несколько раз, переключитесь на звук “Н”и проделайте те же самые манипуляции.

Top.Mail.Ru

Музыкальная школа для детей и взрослых
Будние с 14:30 до 23:00, выходные с 10:00 до 21:30 Минск, ул. Богдановича д. 9
Находимся в самом центре Минска, 3 минуты пешком от метро Немига

18

Как научиться петь не в нос

Истории известны певцы, которые сделали недостатки дикции и голосоведения изюминкой своих выступлений. Вертинский сильно картавил, а Карузо и Доминго пели с носовым призвуком. Но одно дело, когда профессиональный, опытный певец сознательно использует носовую полость для получения особой окраски звука, и другое, когда начинающий вокалист поёт в нос, потому что иначе не умеет.

Как обнаружить пение в нос

Уход части воздушной струи в нос ослабляет звучание ноты, делает его тихим и невнятным. Но у себя заметить гнусавость сложно. Для этого выполняют специальное упражнение:

  • спойте лёгкую для себя ноту;
  • не прерывая пения, зажмите нос пальцами;
  • прислушайтесь, становится ли голос тише, если нос закупорен.

Если не становится, то органы артикуляции работают как надо. В противном случае ищите причину и работайте над её устранением.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Причины пения в нос

Ротовую и носовую полости разделяет мягкое нёбо. Оно может как полностью закрывать просвет между ними (при глотании), так и свободно провисать, позволяя воздуху уходить в нос (при произнесении звуков м, н). При пении желательно, чтобы мягкое нёбо закрывало для воздушной струи проход в носовую полость. Но иногда этого достичь не получается. Причины:

  • психологическая зажатость вокалиста, неуверенное владение мышцами речевого аппарата;
  • неправильное артикулирование при пении;
  • слабость мышц мягкого нёба.

Обнаружить причину и убрать носовой призвук при пении поможет опытный педагог по вокалу. Он же посоветует комплекс необходимых упражнений.

Упражнения для избавления от носового призвука

Неуверенность начинающих вокалистов в себе, подсознательное желание петь тише и незаметней могут быть причиной «утечки» воздуха через нос. Это проблема, в первую очередь, психологическая. Певцу придётся работать над собой, чтобы преодолеть страх сцены, а также усиленно заниматься с педагогом, отрабатывая вокальные умения для повышения уверенности в себе.

Техника «Пою как говорю»

Если в носовом призвуке виновата неправильная артикуляция, при которой создаются препятствия движению воздушной струи, помогут такие упражнения:

  • пойте, прижав пальцы к носу, чтобы чувствовать нежелательную вибрацию;
  • чтобы простимулировать работу диафрагмы, попробуйте петь, лёжа спиной на твёрдой поверхности;
  • банально открывайте рот при пении пошире;
  • постоянно следите за правильностью артикуляции.

Дать советы по тренировке мышц мягкого нёба могут врачи-ортодонты, фониаторы, фонопеды и логопеды. Они наверняка порекомендуют такие упражнения: позёвывание, сглатывание капелек воды, покашливание, полоскание горла с произнесением звука [ы], надувание шариков. Направлены они на укрепление мышц нёбной занавески между глоткой и носоглоткой.

Проблему можно считать решённой, когда зажатый пальцами нос перестанет как-либо влиять на звучание голоса.

Статью утвердил

Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…

Подробнее

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец).  Вокалист-новичок же,…

Подробнее

Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…

Подробнее

Добавить комментарий