Видео “Как не петь в нос”.
Что значит петь в нос
Если на уроке вокала преподаватель просит перестать петь в нос, он хочет, чтобы из вашего пения исчез гундосый тембр, и голос не звучал так, как будто вы поете с прищепкой.
Иногда вокалист обижается: “А в чем, собственно, проблема? Среди эстрадных исполнителей тех, кто поет носом гораздо больше, чем тех, кто “нос” не использует”. Верно, эстрадный вокал — это пение с активным назальным звучанием. И это чуть ли не главное его отличие от вокала академического. Но подключение носового резонатора и гнусавое пение — это не одно и то же с точки зрения вокальной механики. Сегодня мы поймем, как правильно использовать нос в вокале, и когда его задействовать не нужно.
Начинающие вокалисты и носовое пение
Научиться петь так, чтобы нос не отзвучивал – характерная трудность для тех, кто только приступил к обучению вокалу. Но вводные могут быть разные:
- Иногда вокалист знает, что поет в нос, но считает это своим исполнительским почерком.
- Самая коварная ситуация, когда человек не догадывается о своей гнусавости и о том, как это звучит со стороны.
- Но чаще всего вы слышите, что поете с носовым призвуком, и не знаете, как это исправить.
Когда я впервые услышала свое пение в записи (посмотрела видео со свадьбы друзей) – сильно расстроилась. Голос был противный, утиный какой-то. Странно, что не замечала этого раньше. Пришлось поработать с преподавателем, чтобы избавиться от манеры петь в нос.
Как понять, что поешь в нос
Если вы никогда не задумывались о качестве своего звучания – не лишним было бы убедиться, что вы не из тех, кто гундосит и даже не знает об этом. Три простых совета как быстро понять, поете ли вы в нос:
- Самый верный способ проверки – зажать нос пальцами и спеть любую мелодию:
- звук стал заметно тише – пою в нос
- звук не изменится – пою не в нос
- С зажатым носом вы почувствуете сложности с сонорными звуками “м” и “н” – их невозможно произнести без носового выдоха. Поэтому лучше петь мелодию на любой гласный.
- Запишите себя на диктофон или камеру и послушайте с разумной долей самокритичности.
- Спросите у преподавателя или того, кто разбирается в вокале (например друг или родственника с музыкальным образованием и хорошим вкусом).
Вы-таки из “этих” и поете в нос – плохо ли это?
У носового пения есть ряд неприятных эффектов
- оно неблагозвучно и раздражает слушателей
- дикция становится невнятной – часть слов трудно понять
- неверная работа мышц может привести к их зажатости
- петь полным голосом при неправильной подаче воздуха невозможно
- при пении в нос сужается диапазон
Все это ограничивает вас как вокалиста. Но не расстраивайтесь — это легко исправить.
Почему человек поет в нос?
Вы получите носовой призвук, если при пении направите часть воздушной струи через нос. Вместо того, чтобы закрыть ему проход в носовую полость мягким небом.
Чтобы не гундосить, нужно не допускать утечки воздуха через нос.
Что же заставляет воздух выходить не тем путем?
Если причина не в ЛОР-заболеваниях или травмах, то она кроется где-то здесь:
- у вас слабые мышцы мягкого неба
- вы неправильно артикулируете при пении
- слишком зажаты (возможно от волнения)
- переняли манеру говорить и петь в нос от родителей
- часто подражаете неудачным вокальным приемам
Вряд ли вы собрали сразу весь список, но для того, чтобы подпортить природный тембр гнусавостью достаточно одной-двух причин.
Мягкое небо – находится в глубине рта и оканчивается язычком – небной занавеской. Она разделяет ротовую и носовую полости. И вся эта конструкция имеет мышцы, которые можно и нужно тренировать.
При правильном положении мягкое небо закрывает вход в носовую полость и не дает воздуху выходить через нос
Правильное положение неба блокирует выход воздуха через нос и обеспечивает объемный звук. Сглотните – и вы почувствуете, как проход в носовую полость закрылся. Произнесите звук “М” или “Н” – теперь небо свободно провисло, и часть воздуха ушло через нос. Найти правильное положение помогут простые упражнения – вы найдете их чуть дальше.
Артикуляция – для вокалиста мать родная основа основ. В первую очередь нас интересует работа губ, языка, опять же мягкого неба, нижней челюсти и голосовых складок. Здесь – в артикуляционном аппарате – настраивается качество звука. Приподнял корень языка к небу – получи гнусавый звук. Недостаточно расслабил челюсть – и снова здравствуй, Дональд Дак.
Зажатость – увы, частый спутник начинающего певца. Иногда она вызвана исполнительским волнением, но чаще это постоянное состояние мышц вокалиста в начале пути. Что делать? Скролим вниз к разделу “Упражнения”.
Привычка говорить в нос, усвоенная в детстве. Если мама или папа говорили в нос – ребенок будет делать то же самое. Так устроена детская психика: мы обучаемся через подражание. Проблема решается в три шага: осознать, потренироваться (помогут все те же упражнения) и бдить.
Подражание плохим примерам. Можно подцепить гнусавость и у эстрадных кумиров. Как угадать, поет человек правильно или нет? Как перенять его манеру не во вред себе, если собственный вокальный опыт еще невелик? Беспроигрышный вариант – слушать как можно больше оперных певцов. Не любите оперу? Отнеситесь к этому как к учебной необходимости. Не исключено, что полюбите и эту грань искусства.
В академическом вокале носового пения не должно быть совсем – это будет грубейшей ошибкой певца.
Мария
преподаватель академического вокала
Как отучиться петь в нос
Для тех, кого напрягает работа над собой, есть пара ленивых вариантов:
- Поищите специальный микрофон и технические настройки звукозаписи, чтобы сгладить эффект гнусавости. Записываем фонограмму и вуаля – у вас в кармане бархатный баритон или хрустальное сопрано.
- Стойте на том, что это ваша исполнительская фишка, а кому не нравится, тот сам такой
Все в сад, все в сад!
Кадр из к/ф “Трое в лодке, не считая собаки” (эпизод “Комические куплеты”)
А это способы для тех, кто за профессиональный рост:
- Взять несколько уроков вокала у хорошего преподавателя
- Убрать носовой призвук самостоятельно
Упражнения и распевки в помощь
Чтобы научиться петь не в нос – будем работать с артикуляционным аппаратом. Как и любые мышцы, он прекрасно тренируется.
Слоненок гнусаво: “Сначала ты сказала “Упражнение началось”, а потом я упал… ”
Кадр из м/ф “Зарядка для хвоста”.
Укрепление мышц мягкого неба
упражнения |
что происходит |
---|---|
Ленивец Сделайте понарошку такие действия:
|
Концентрируйтесь на своих ощущениях – мягкое небо подтягивается, поднимается, образует купол. |
Шишкин лес
Звукоподражания птицам и животным хорошо помогает привести мягкое небо в нужное нам состояние. |
мягкое небо поднимается, верхняя губа хорошо прикрывает верхние зубы, звук объемный, полный, крупный |
Смех Мефистофеля (ребенку предложите любого знакомого ему отрицательного героя).
Хохочем театральным злорадным смехом по звукам распевки: до-ми-ми-ми-мии = а-ха-ха-ха-хаа: поднимаясь, а потом опускаясь по полутонам. |
Время от времени проверяйте себя: зажмите нос – звук не должен меняться. |
Песня удава Каа
поем слог “КА” по звукам любой распевки. Каждая нота – новый слог “КА” |
С произнесением буквы “к”, корень языка опускается, небо приподнимается. Если вы все правильно делаете, то выражение вашего лица становится удивленным. Челюсть расслаблена и легко “отваливается” вниз. |
Учимся правильной артикуляции
упражнение |
что происходит |
---|---|
Миссис Прищепка Зажимаем нос и произносим скороговорки, в которых нет звуков М и Н. Например такие:
|
Зажатый нос вынудит вас направлять струю воздуха через рот. Голос должен звучать естественно. |
Львиный зев
Пропойте на одной ноте гласные звуки УОАЭЫ (на Ы – искусственно зевните). Продолжайте поднимаясь, а потом опускаясь по полутонам. |
Когда меняете гласный, следите за тем, чтобы звук не спотыкался и не прерывался. Он должен литься ровно. |
Юля в юбке
Поем на Ю любые мелодии или распевки. |
Звук “Й” в буке Ю обеспечивает правильное положение языка и мягкого неба |
Рифмоплет
Поем на одном звуке фразу, где преобладает какой-то гласный:
Пример на У:
Пример на О: Поднимаемся, а потом опускаемся по полутонам. |
Зажмите нос во время распевки и исключите носовой звук. |
Для контроля также можно приложить пальцы к крыльям носа (легко, совсем чуть-чуть) – вибрации быть не должно.
Преодолеваем зажатость. Три простых рекомендации
- Декламируйте стихи перед зеркалом – так вы привыкаете слышать собственный голос. Бонусом улучшиться дикция и выразительность.
- Во время репетиций отдавайте себе отчет о том, что именно вы делаете. Создайте контрольный список и сверяйтесь каждый раз:
- в каком положении мягкое небо,
- расслаблена ли нижняя челюсть,
- широко ли открывается рот.
- На момент выступления тело должно хорошо знать положение в каждый момент времени и принимать его на автомате. А вы полностью сможете отдаться творчеству.
- У многих исполнителей есть свои секреты, как преодолеть страх сцены: кому-то помогает медитация, кому-то дыхательные упражнения.Читайте блоги известных певцов, пробуйте и найдите то, что будет работать у вас.
Мы учимся вокалу не для того, чтобы тихо напевать себе под нос песенки. Если вокалист планирует выступать для зрителей – очень важно научиться преодолевать страх сцены. Мне, например, помогает метод “худшего развития событий”. Чего вы больше всего боитесь – все забудете? сорвется голос? подведет техника? Представьте, что это произошло – и что? Да ничего страшного – все выживут и даже никто не станет тыкать в вас пальцами. Когда понимаешь, что боятся нечего, страх уходит.
Мария
преподаватель академического вокала
Если в нос поет ребенок
Детям свойственно петь в нос даже больше, чем взрослым.
Все, что мы сказали выше про носовое пение, относится и к детям. С некоторыми нюансами.
- Дети поют в нос чаще.
- Дети менее самокритичны – в целом это скорее плюс, чем минус, но по этой причине они не слышат в своем пении гнусавый призвук.
- Дети чаще подражают эстрадным певцам, и делают это плохо.
- Хорошая новость – ребенка переучить легче.
Важно вовремя отловить у ребенка привычку петь в нос и не дать ей укорениться.
возраст ребенка |
что делать |
---|---|
8-11 лет | Распечатайте наши упражнения и в игровой форме пройдите их с ребенком один-два раза. Впоследствии он сможет делать это сам. Мы специально дали упражнениям говорящие названия – у детей прекрасно развито зрительное воображение – ребенок лучше запомнит и с удовольствием повторит. |
12+ | Помним об изменениях в организме подростка – голосовой аппарат активно развивается. Голос может быть неровным, артикуляция раскоординированной – не критикуйте и больше хвалите. Распевки нужно делать в удобном диапазоне и не форсировать звук. |
У каждого вокалиста свои методики обучения, но все они опираются на единую основу. Если вы заметили, что ребенок поет носом, попросите преподавателя подобрать упражнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Когда родители содействуют обучению – процесс идет легче и быстрее.
Леона
преподаватель эстрадного вокала
Все еще хотите петь в нос? Кого взять в пример?
Как мы уже сказали, эстрадное пение (а это и рок, и джаз, и поп-музыка и много других направлений) очень активно использует назальные приемы звукоизвлечения.
Поэтому найти пример пения “с носом” гораздо легче, чем без него. Шакира, Успенская, Боярский – список можно продолжать до бесконечности.
Если певец высокого уровня, то его “носовое пение” — это одна из разновидностей тванга – вокальной техники назального звукоизвлечения. (Кстати, высший пилотаж исполнителя – тванг без использования носа. Но это тема другой статьи). Но даже эстрадный исполнитель не станет утверждать, что он поет не голосом, а носом – на одном этом органе далеко не уедешь. Голос не зазвучит интересно, пока не будет отработана техника правильного звукоизвлечения. Самый чудесный нос – всего лишь вспомогательный инструмент, который помогает достичь особого (резковатого и плоского) тембра. Когда это оправдано стилем или художественным замыслом.
коротко о главном
Чтобы научиться петь носом правильно, нужно сначала отучиться петь носом неправильно.
Любой гений, ломающий устои, сначала эти устои прочно усваивает. Атональная музыка, абстракционизм в живописи возникали не на пустом месте, а произрастали из классических основ искусства.
Кому не подойдет
Внимание: не во всех случаях наши рекомендации будут полезны. Если гнусавость – следствие заболеваний или травм, то обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Медицинские причины носового звучания голоса
Гнусавость – или как она называется в медицине “ринолалия” – может достаться в наследство от некоторых заболеваний:
- опухоль носоглотки;
- гипертрофия и отек носовых раковин;
- аденоиды;
- насморк;
- дефекты мягкого или твердого неба;
- назальный полип
Будьте внимательны к своему голосовому аппарату. Не доводите простуду до хронического состояния, не занимайтесь самолечением, берегите горло.
Причиной ринолалии могут быть и травмы: сломанный когда-то нос или поврежденная челюсть могут надолго добавить к звучанию голоса неприятный оттенок. Но и здесь нет причин для паники: в ряде случаев эти последствия можно устранить – современная медицина способна творить чудеса.
Промотали вниз, не читая? Краткое содержание:
- Петь в нос и использовать носовой резонатор – не одно и то же. Чтобы правильно использовать последний нужно избавится от привычки гундосить.
- Зажмите нос во время пения и проверьте изменился ли звук голоса. Если он стал мультяшным – вы поете в нос.
- Неблагозвучность, невнятность, зажатость, ограниченный диапазон и прижатый тембр – верные спутники носового пения. И поводы от него избавится.
- Причина вокальной гнусавости – утечка воздуха через нос. Укрепим мягкое небо, уберем зажатость, потренируем артикуляцию.
- Теперь понятно, почему вредно бездумно перепевать кумиров и откуда у здоровых детей гундосый тембр.
- Чтобы исключить нос из вокального дыхания, нужно заниматься. Это не сложно и даже весело. Распечатайте наши упражнения и все получится.
- Что делать с поющими в нос детьми? Все то же самое, но играючи.
- Вы все равно хотите петь в нос? Обязательно будете! Сначала уберем из голоса носовой призвук, а затем можно смело приступать к освоению тванга – эстрадной техники назального звукоизвлечения.
- Будьте осторожны – все рекомендации и упражнения можно выполнять только на здоровых органах пения.
Поете в нос? Теперь вы знаете, как это исправить.
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Подпишись на мой TELEGRAM
И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!
ПОДПИСАТЬСЯ
Как избавиться от носового призвука – очень популярная тема на вокальном пространстве. И очень обширная, со множеством нюансов.
Для начала следует понять, что есть гнусавость как вокальный дефект, а есть использование носового (назального звучания) как вокальная техника. От гнусавости нужно избавляться, а назальность – развивать.
Назальные резонаторы (к ним относятся гайморовы пазухи) дают звуку яркость, звонкость, полётность и сфокусированность.
Многие певцы совершенно осознанно используют выраженный носовой призвук как характерную фишку. По их звуку даже иногда трудно сказать – это гнусавость или специфическое усиленное использование назальности.
При словах «носовое звучание» мне сразу вспоминаются Николай Караченцов и Михаил Боярский. У них обоих запоминающиеся тембры и очень выразительные голоса с ярко выраженным носовым призвуком.
В этом же списке, как ни странно, сразу два итальянца – Эрос Рамазотти и Адриано Челентано. Почему странно – потому что в итальянском языке все звуки очень открытые, артикуляция активная и назальное звучание этому языку совершенно не свойственно. Я изучала итальянский с носителем более двух лет, поэтому говорю это ответственно.
Во французском языке назальность – наоборот характерная черта. Но среди французов есть как певцы, поющие сильно в нос, так и поющие очень открыто. Например, Шарль Азнавур поёт очень в нос.
В английском языке назальность так же свойственна языку, но она не звучит выраженно в пении, так как англоговорящие активно открывают рот. Это не даёт гнусавости шанса проявиться. У Рианны очень мощное назальное резонирование, но при этом она не звучит «в нос»
А вот когда русскоговорящие певцы начинают петь песни на английском, может проявиться гнусавость, потому что носовые звуки мы старательно в нос уводим, а рот открывать при этом не любим.
Что делать вокалисту здесь и сейчас, чтобы тренировать открытое звучание и убрать гнусавость?
Первое – это научиться управлять мягким нёбом. Следить за тем, чтобы во время пения оно было активно. Активно – значит приподнято. Берём вдох ртом, втягивая воздух в нёбо, чтобы оно приподнялось, и на выдохе поём простые звуки типа «аааа» следя, чтобы во время звукоизвлечения нёбо держалось, а поток воздуха и звука был направлен ниже носа, на верхние зубы. Со временем такое звукоизвлечение запоминается, нёбо на автомате становится активным.
Второе – пойте «ааааа», зажимайте пальцами нос и отпускайте, и так несколько раз пока тянете ноту. Если звук в момент зажатия сильно меняется, значит бОльшая часть выдоха происходит в нос. Мысленно перенаправляйте звук в ротовую полость, не забывая при этом держать верхнее нёбо в приподнятом положении.
Добивайтесь того, чтобы при зажатии носа звук не менялся, или менялся минимально. Не забывайте широко открывать рот! При зажатой челюсти звук всегда будет уходить в нос.
Попробуйте эти упражнения, кому актуально, и напишите, как вам результат! Делитесь опытом, как вы работаете с Носовым призвуком, может, у вас есть свои приёмы?
Эта тема ещё далеко не исчерпана, ждите от меня материал, как развить правильную назальность.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Звучите и будьте счастливы!
Что такое гнусавость?
– Звучание через нос. Звук идёт неправильно и даёт соответствующий призвук.
Почему поют в нос?
– Из-за плохой артикуляции, запущенного речевого аппарата, зажимов в теле, закреплённых ошибок или заболеваний
Если мой звук идёт через нос, то как я об этом узнаю?
– От педагога, друзей или послушав себя на записи. Можете выполнить упражнение на опознание гнусавого призвука.
Как перестать бояться своего голоса?
– Услышать его со стороны. Звук в вашей голове и снаружи – это два разных звука.
Можно ли петь в нос?
– Да, если это «правильный нос» – тванг. Нет, если вы не обучены вокальному искусству.
Как не петь в нос?
– Упражнения, упражнения и ещё раз упражнения. Потому я и оставляю их для вас в статье. Можно выполнять как на дому, так и с педагогом.
Я не лор, но лечу носы
Как педагогу, мне всегда приятно видеть ученика с запросом: “Я пою в нос – Как исправить?”
Работа учителя вокала – исправлять закреплённые ошибки и корректировать вывод звука. На курсы вокала приходят не только для того, чтобы постичь певческое мастерство. Умение свободно расслаблять речевой аппарат и выдавать четкое звучание не даётся каждому от природы. Моя задача – давать понятное объяснение проблеме и работать над ней совместно с учеником.
Если же ваша цель выйти на эстраду или даже выступать в опере, то пение через нос никак не допустимо.
Изнутри наш голос звучит совсем иначе. Из-за этого мы не можем сами себя научить петь. То, что красиво для нас, на выходе оказывается гнусавостью. И наоборот. Поэтому за качественной постановкой голоса лучше обратиться к опытному педагогу, который никогда не спутает “гнусавость” с “правильным носом”.
Так называемое “пение в нос” — это одна из наиболее распространенных ошибок начинающих вокалистов. Для этого даже существует научный термин — ринолалия. Исполнение в такой манере не только делает голос гнусавым, но и значительно снижает громкость исполнения. Причин этому несколько: физические — искривление носовой перегородки, наличие аденоидов, слабые мышцы мягкого нёба, — и психологические. Последние часто связаны со страхом выступления на публике, с наличием “зажимов”. Кстати, это очень распространенная проблема в начале исполнительской карьеры. Вокалист стесняется продемонстрировать все возможности своего голоса, а в итоге качество пения ухудшается: значительно сужается голосовой диапазон, возникают проблемы с дикцией — часть звуков очень трудно разобрать. Возможно также, что певец подражает чей-то не очень удачной манере исполнения или просто привык петь именно таким образом и не чувствует, как что-то идет не так.
Как же исполнителю решить проблему собственными силами? Прежде всего, необходимо осознать ее наличие. То есть, определить, присутствует ли “пение в нос” в принципе, или это всего лишь искажение самовосприятия. Можно и нужно спросить совета у знающих людей, специалистов. Но если такой возможности нет, попробуйте выполнить следующую процедуру: во время пения зажмите пальцами нос. Звук стал плоским и тихим? Под пальцами в носу ощущается вибрация? Значит, вы действительно поете “в нос”.
Итак, проблема выявлена, она существует. Как же действовать дальше? Есть несколько техник, которые проверены временем и активно применяются при занятиях вокалом. Они направлены на то, чтобы поднять опущенное мягкое нёбо. Ведь это и есть причина того, что часть звука уходит в носоглотку, и голос звучит глуше. Первый прием: во время исполнения представьте себе, что в вашем горле находится очень горячая картошка. Способ кажется несерьезным? А между тем, ваш речевой аппарат немедленно отреагирует на этот сигнал мозга, и нёбо рефлекторно приподнимется.
- Следующая техника называется “Ленивец”. Попробуйте последовательно выполнить следующие действия (разумеется, понарошку):
– зевните несколько раз,
– сделайте вид, будто сглатываете водные капельки,
– покашляйте,
– сделайте вид, будто полощете горло, одновременно произнося звук “Ы”
– сделайте вид, будто надуваете воздушные шарики,
– “согревайте” руки дыханием.
При выполнении этой техники постоянно контролируйте себя, тщательно наблюдая за возникающими ощущениями. При правильном выполнении упражнений мягкое нёбо должно подтягиваться, приподниматься и образовывать подобие купола. Дополнительное преимущество упражнения в том, что оно помогает “прокачивать” и укреплять мышцы нёба.
-
Упражнение “Звуки леса”. Оно также направлено на “подъем” мягкого нёба и делает звук открытым и объемным. Техника выполнения очень проста: надо подражать звукам птиц – сов и кукушек, периодически зажимая нос и отслеживая, куда устремляется ваш голос.
-
Упражнение, которое называется “Таблица гласных”. Оно очень простое. Помните гласные звуки – А-О-У-Ы-И-Э? Сделайте глубокий вдох, а затем начинайте произносить эти звуки, присоединяя к ним “М”: МА-МО-МУ-МЫ-МИ-МЭ. Выполните упражнение несколько раз, а затем проделайте все то же самое, но уже с “Н”: НА-НО-НУ-НЫ-НИ-НЭ.
-
Еще одна техника со звуками “М” и “Н”, которые являются носовыми, поэтому гласные, произносимые вслед за ними, зачастую по инерции также произносятся “в нос”. Потренируйтесь, чтобы этого не происходило: сначала произнесите звук “М”, как будто вашим губам щекотно. Затем прибавьте к “М” звук “У”. Повторив несколько раз, переключитесь на звук “Н”и проделайте те же самые манипуляции.
Музыкальная школа для детей и взрослых
Будние с 14:30 до 23:00, выходные с 10:00 до 21:30 Минск, ул. Богдановича д. 9
Находимся в самом центре Минска, 3 минуты пешком от метро Немига
Как научиться петь не в нос
Истории известны певцы, которые сделали недостатки дикции и голосоведения изюминкой своих выступлений. Вертинский сильно картавил, а Карузо и Доминго пели с носовым призвуком. Но одно дело, когда профессиональный, опытный певец сознательно использует носовую полость для получения особой окраски звука, и другое, когда начинающий вокалист поёт в нос, потому что иначе не умеет.
Как обнаружить пение в нос
Уход части воздушной струи в нос ослабляет звучание ноты, делает его тихим и невнятным. Но у себя заметить гнусавость сложно. Для этого выполняют специальное упражнение:
- спойте лёгкую для себя ноту;
- не прерывая пения, зажмите нос пальцами;
- прислушайтесь, становится ли голос тише, если нос закупорен.
Если не становится, то органы артикуляции работают как надо. В противном случае ищите причину и работайте над её устранением.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.
Причины пения в нос
Ротовую и носовую полости разделяет мягкое нёбо. Оно может как полностью закрывать просвет между ними (при глотании), так и свободно провисать, позволяя воздуху уходить в нос (при произнесении звуков м, н). При пении желательно, чтобы мягкое нёбо закрывало для воздушной струи проход в носовую полость. Но иногда этого достичь не получается. Причины:
- психологическая зажатость вокалиста, неуверенное владение мышцами речевого аппарата;
- неправильное артикулирование при пении;
- слабость мышц мягкого нёба.
Обнаружить причину и убрать носовой призвук при пении поможет опытный педагог по вокалу. Он же посоветует комплекс необходимых упражнений.
Упражнения для избавления от носового призвука
Неуверенность начинающих вокалистов в себе, подсознательное желание петь тише и незаметней могут быть причиной «утечки» воздуха через нос. Это проблема, в первую очередь, психологическая. Певцу придётся работать над собой, чтобы преодолеть страх сцены, а также усиленно заниматься с педагогом, отрабатывая вокальные умения для повышения уверенности в себе.
Техника «Пою как говорю»
Если в носовом призвуке виновата неправильная артикуляция, при которой создаются препятствия движению воздушной струи, помогут такие упражнения:
- пойте, прижав пальцы к носу, чтобы чувствовать нежелательную вибрацию;
- чтобы простимулировать работу диафрагмы, попробуйте петь, лёжа спиной на твёрдой поверхности;
- банально открывайте рот при пении пошире;
- постоянно следите за правильностью артикуляции.
Дать советы по тренировке мышц мягкого нёба могут врачи-ортодонты, фониаторы, фонопеды и логопеды. Они наверняка порекомендуют такие упражнения: позёвывание, сглатывание капелек воды, покашливание, полоскание горла с произнесением звука [ы], надувание шариков. Направлены они на укрепление мышц нёбной занавески между глоткой и носоглоткой.
Проблему можно считать решённой, когда зажатый пальцами нос перестанет как-либо влиять на звучание голоса.
Статью утвердил
Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…
Подробнее
Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же,…
Подробнее
Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…
Подробнее