- 1. Как это проявляется
- 2. Система зажигания
- 3. Клапан EGR
- 4. ДМРВ
- 5. Датчик РХХ
- 6. Датчик положения дроссельной заслонки
- 7. Дроссельная заслонка
- 8. Датчик температуры
- 9. Впускной коллектор и патрубки
- 10. Форсунки
- 11. Кольца форсунок
- 12. Распылители форсунок дизеля
- 13. Электронный блок управления
- 14. Чем опасны плавающие обороты на горячую?
- 15. Подводим итоги
Плавающие обороты — очень размытый симптом, который указывает на самые разные неисправности. Это может быть как банальный подсос воздуха в одной из трубок, так и проблемы с цилиндропоршневой группой. В любом случае, если после прогрева двигателя плавают обороты холостого и есть вибрации на кузове, стоит бить тревогу. Вовремя устранив причину, есть шанс обойтись без дорогостоящего ремонта.
Как это проявляется
Не нужно быть специалистом, чтобы заметить «троящий» движок на прогретом двигателе. Запустив автомобиль, вы сразу ощутите нестабильные вибрации по кузову. Меняется тон работы двигателя, а стрелка тахометра скачет то вверх, то вниз. Это значит, что в одном из цилиндров (а иногда сразу в нескольких) отсутствует рабочий ход.
Система зажигания
Проверьте, в каком состоянии свечи. По разным причинам на них может образовываться налет или нагар. Если свечи с нагаром, в масле или залиты бензином, их чистка или замена на новые не решит вопрос — нужно устранять саму суть проблемы.
Нагар на свечах зажигания
Чаще всего это может быть:
- неправильно выставленный угол зажигания;
- повышенное давление картерных газов из‐за грязной системы вентиляции;
- износ маслосъемных колпачков;
- неправильное смесеобразование из‐за неисправного ДМРВ;
- прогар клапана или залегание колец двигателя.
Следующий этап — проверка высоковольтных проводов и катушек. На современных автомобилях устанавливается одна катушка на каждый цилиндр.
Проверьте, как меняются обороты двигателя при отключении одного из проводов. Отключать стоит на выключенном моторе.
Если провод был исправен, после запуска вибрации усилятся. Если ничего не изменилось, значит, данный провод был поврежден. Также можно проверить сопротивление первичной обмотки катушки — оно колеблется в районе 0,4–2 Ом.
Катушки зажигания и высоковольтные провода
ВВ‐провода и катушки — это те элементы, на которых нельзя экономить. К сожалению, участились случаи брака среди производителей аналогов. Приобретайте те запчасти, на которые предоставляется гарантия.
Клапан EGR
Если ваш мотор имеет систему рециркуляции отработавших газов, нестабильная работа на холостых оборотах может быть вызвана неисправностью клапана ЕГР. Проблема наступает уже спустя 5 лет эксплуатации.
Загрязненный клапан рециркуляции газов
Клапан рециркуляции покрывается толстым слоем масла и сажи, из-за чего перестает нормально работать. Вместе с этим загорается «Чек» на панели приборов, плавают обороты на горячую. В движении такой автомобиль плохо набирает скорость, заметны рывки при ускорении, а из глушителя выходит черный дым. Иногда можно ограничиться чисткой клапана, но лучше заменить закоксованный элемент на новый. Обратите внимание, что при замене клапана на некоторых авто необходимо его прописать в электронном блоке управления ДВС.
ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха сейчас можно встретить не только на бензиновых, но и на дизельных авто. ДМРВ работает вместе с клапаном ЕГР и отправляет блоку управления данные о количестве поглощаемого воздуха. Часто в ДМРВ встроен датчик, который определяет температуру всасываемого воздуха на впуске. На основании этих данных ЭБУ корректирует смесь – в определенных режимах она становится более бедной или богатой. Если ДМРВ или его температурный датчик неисправны, «мозг» двигателя не понимает, сколько воздуха прошло во впуск и сколько топлива нужно подавать. И если на холодную блок еще может как-то урегулировать работу мотора, используя стандартные значения, то на горячую начинаются «качели» с оборотами.
Датчик массового расхода воздуха
Проверку ДМРВ производят мультимером. Исправный датчик при замере напряжения должен выдавать 1В. Если напряжение выше — плавают обороты на прогретом моторе. ДМРВ трудно поддается ремонту. Это же относится и к чистке. К сожалению, чистка сенсора дает только временный эффект — в случае неисправности, ДМРВ следует заменить на новый.
Датчик РХХ
На холодную двигатель работает нормально, но после прогрева тахометр сходит с ума. Это может быть причиной неисправного датчика или самого регулятора холостого хода. Вместе с этим двигатель удается запустить только с нажатой педалью газа, а на ходу при переключении передач мотор глохнет.
Загрязненный и новый регуляторы ХХ
Из‐за нагара, шток не в состоянии нормально двигаться. Если плавают обороты на прогретом двигателе из‐за датчика РХХ, разборка и чистка механизма с заменой уплотнительного кольца поможет устранить проблему. Но так бывает не всегда — возможно, вышла из строя обмотка, статор или подшипник. В таком случае проще заменить РХХ на новый.
Датчик положения дроссельной заслонки
ДПДЗ влияет на холостые обороты и работу автомобиля в движении. При неисправности ДПДЗ плавают обороты на горячую, мотор троит, глохнет, а при разгоне автомобиль дергается. Блок управления не может понять, в каком положении дроссель и неправильно подбирает смесь.
Устройство ДПДЗ
Датчик выходит из строя по разным причинам:
- изношена шестерня привода ползунка;
- стерт резистивный слой (из-за этого пропадает контакт);
- потерян контакт на ползунке (часто из-за износа самого ползунка или при обломе иглы).
Исправный датчик должен иметь сопротивление от 2 до 10 Ом в зависимости от положения педали газа (с увеличением нажатия, сопротивление возрастает). Можно попробовать почистить датчик, но если это механическая поломка, поможет только замена.
Дроссельная заслонка
На холостом ходу двигатель поднимает обороты. Это нормально, когда машина не прогрета. Но если обороты не падают на горячем двигателе, нужно принимать меры.
Грязная дроссельная заслонка
С пробегом, заслонка покрывается нагаром, который мешает ей полностью закрыться. Чистка заслонки специальным раствором помогает решить проблему, но после сборки нужно обязательно пройти «адаптацию», используя диагностический прибор. Без адаптации мотор будет вести себя хаотично, вдобавок могут появиться разные ошибки.
Датчик температуры
Этот датчик не только показывает температуру мотора на панели, но и помогает блоку управления правильно корректировать смесь в разных режимах. Если датчик неисправен, ЭБУ получает неправильную информацию и ложно корректирует смесь.
Датчик температуры ДВС
Она становится слишком бедной или богатой, ввиду чего плавают обороты на горячем двигателе. Вместе с этим ухудшается динамика разгона авто, возрастает расход.
Впускной коллектор и патрубки
С появлением пластиковых впускных коллекторов, владельцы чаще начали сталкиваться с подсосом воздуха. По разным причинам в них образовывались трещины, едва заметные глазу. Но этого вполне достаточно, чтобы после прогрева плавали обороты двигателя.
Впускной коллектор
Проблема может сидеть глубже. Так, нередко воздух подсасывает из‐за поврежденной или банально засохшей прокладки коллектора. Эта проблема актуальна и для пластиковых, и для алюминиевых впускных систем. Плавают обороты на горячую, мотор глохнет и трудно запускается. Похожий эффект дают пробитые вакуумные трубки. Потеря разряжения заметно отображается на работе авто. А если это вакуумная трубка усилителя тормозов, вдобавок будут проблемы с торможением.
Поиски микротрещин могут затянуться надолго, но есть способ, позволяющий быстро найти даже малейшие утечки. Это дымогенератор. Устройство точно находит все утечки, не нанося вреда мотору.
Дымогенератор
Форсунки
Спустя 100-150 тысяч километров форсунки могут перестать правильно распылять топливо. На холодную ЭБУ по умолчанию работает в «прогревочном» режиме, устанавливая одинаковые значения впрыска для всех форсунок. Как только мотор прогревается и поступают правильные значения от лямбда‐зонда, меняется коррекция впрыска. И тут начинаются проблемы. Если вовремя обнаружить неисправность, можно ограничиться чисткой форсунок. Для этого их демонтируют с автомобиля и устанавливают на специальный стенд, где проходит ультразвуковая очистка. Эта технология позволяет удалить все загрязнения и вернуть форсунки в исходное состояние.
Профессиональная очистка форсунок
Однако не всегда проблема в загрязнении. Не исключен обрыв в цепи питания. Чтобы это понять, нужно поочередно отключать каждую форсунку и следить за работой двигателя. Но лучше, конечно, обратиться к опытному диагносту, который определит точное состояние форсунок, их работу и выставит правильные коррекции.
Кольца форсунок
Казалось бы, в чем может скрываться проблема, если форсунки не забиты и правильно распыляют топливо? Больше диагностировать нечего, кроме… уплотнительных колец.
Уплотнительные кольца форсунок
Со временем материал грубеет, и в камеру сгорания попадает лишний воздух. Помимо плавающих оборотов на горячую и слабой динамики, может вылезти «Чек». После замены колец проблема уходит надолго.
Распылители форсунок дизеля
Если у вас дизельный автомобиль, важно проверить систему впрыска, а именно распылители. Их средний ресурс – 100 тысяч километров. При износе распылителя, плавают обороты на прогретом двигателе, а также исходит белый дым. Также неисправные распылители «закусывает», из‐за чего они издают специфичный щелчок.
Топливные распылители форсунок
Выявив проблему, не стоит медлить с ее устранением. Заклинившие распылители смывают защитную пленку со стенок цилиндров, что приводит к образованию задиров. Это влечет необратимый процесс разрушения двигателя с падением компрессии и жором масла.
Электронный блок управления
Это более редкая причина, но и ее не стоит исключать из списка, особенно если авто старше 15 лет. За это время с ЭБУ может произойти все, что угодно — окисление контактов, обрыв дорожек, повреждение конденсаторов и резисторов. Не исключено, что один из поврежденных элементов отвечает за подачу топлива или считывание информации с датчиков. Определить суть неисправности может только опытный диагност. И так как в ЭБУ заложены аварийные значения датчиков на случай неисправности, мотор может нестабильно работать на холостых. Особенно проблема усиливается на горячую и под нагрузкой, так как стандартные коррекции впрыска топлива не годятся в таком режиме работы.
Электронный блок управления
Что далее? Есть 2 решения проблемы – ремонт старой платы ЭБУ путем перепайки поврежденных деталей, либо замена блока на новый с последующей перепрошивкой. Просто «подкинуть» блок от другой машины не получится – часто требуется адаптация ключа иммобилайзера. Запустить двигатель можно только после «прописки» старого ключа в новый блок.
Чем опасны плавающие обороты на горячую?
В первую очередь, это повышенная вибрация. Чем она сильнее, тем быстрее выйдут из строя подушки двигателя и КПП — элементы, призванные гасить данные колебания. От вибрации раскручиваются компоненты двигателя, клеммы — внезапно перестанет работать важный датчик. В салоне начинает греметь обшивка, появляются скрипы. Управлять таким авто не то, что не комфортно, а просто опасно.
Подводим итоги
Любой поддержанный автомобиль будет требовать внимания. Важно не только его своевременно обслуживать, но и вовремя устранять внезапные поломки. Игнорирование их может привести вплоть до разрушения двигателя (как в случае с распылителями форсунок). Чем раньше будет определена поломка, тем дешевле обойдется ремонт. Обращайтесь к опытным специалистам и ремонтируйте автомобиль в проверенном сервисе DDCAR!
Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.
Причина появления плавающих оборотов
О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.
Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это характерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.
Скачки оборотов на холостом ходу
Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают команду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.
Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).
Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.
Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.
В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).
Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.
Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.
Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, характерная и для карбюраторных двигателей.
Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.
Скачки оборотов на промежуточном ходу
У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.
У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.
Диагностировать причину или предотвратить её появление заранее можно с помощью мультимарочного сканера Rokodil ScanX.
Сравнивая показания со спецификацией от производителя можно заведомо определить, работает ли система исправно. В случае обнаружения ошибок после диагностики Rokodil ScanX более точно укажет на проблемный элемент и откуда в первую очередь стоит начать осмотр. Например, ошибки P0100-P0104 укажут на неисправность связанную с ДМРВ, P0518 укажет на РХХ и т.д. Данная процедура поможет более точно узнать причину неисправности и сэкономить время
на ее обнаружение.
Исправляем плавающие обороты мотора
1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.
2. Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.
3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.
4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.
5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).
Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.
6. Регулировка холостого хода двигателя. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.
7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.
8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.
9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.
Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.
Многие сталкивались с тем, что на транспортном средстве начинали плавать обороты. Но, не все знают причины появления эффекта, а также принципы ремонта. Устраняем плавающие обороты самостоятельно.
Для начала определим, какие причины того, что на машине начинают плавать обороты. Первое место поиска – топливная система. Так, засорённость фильтра топлива или форсунок моет привести к тому, что на моторе начнут плавать обороты.
Второе место поиска – система зажигания. Для начала стоит проверить искру, бронепровода, катушку зажигания или коммутатор. Если один из этих элементов имеет неисправность, то, скорее всего – корень зла именно здесь. Замена элементов поможет решить проблему.
Идём далее – датчики и электронный блок управления. Здесь поле, не паханное работы, но всё начинается с диагностики ЭБУ. Сначала необходимо коды ошибок и расшифровать их. Затем, найти узлы, которые попадают под проблему, и начать диагностику непосредственно самых элементов считывания. Когда найден неисправный датчик, необходимо его заменить, а затем провести сброс системы.
Стоит понимать, что самодиагностика не всегда правильная и рекомендуется обратиться к «спецам», которые с диагностическим оборудованием и автомобильными «мозгами» на ты. Они быстро найдут и устранят проблемы.
Идём дальше, дроссельная заслонка, которая засорилась, также может стать причиной всех проблем. Чиститься она достаточно просто – средством для промывки карбюраторов или специальной автохимией. Также, рекомендуется обратить внимание на состояние воздушного фильтра, который также может быть засорён.
Для владельцев карбюраторных автомобилей возникает другая проблема. Если появились плавающие обороты, то стоит обратить внимание на состояние карбюратора. Скорее всего, он имеет засорения, и его необходимо почистить.
Последнее место, где стоит искать неисправности – клапаны и поршни. Износ элементов, может послужить причиной плавающих оборотов. Чтобы точно определить придётся вскрывать головку блока, что на некоторых автомобилях достаточно дорогая операция. Но, если проблема скрывается именно здесь, то потребуется капитальный ремонт силового агрегата. Это значительно ударит по кошельку владельца.
Сегодня рассмотрим одну из распространенных проблем, с которой многие автомобилисты сталкиваются — плавание оборотов двигателя на холостом ходу.
Это явление может вызвать некоторые трудности в работе двигателя, такие как частая остановка его работы, повышенный расход топлива и другие неприятные моменты.
Причины
Плавающие обороты – проблема, которая часто встречается на авто с пробегом, причем как с инжекторными, так и с карбюраторными моторами. Это может быть не только отечественные модели, к примеру, Лада Приора, Калина, ВАЗ 2107, 2114 8 клапанов, 2112 16 клапанов, но и иномарки от японских, немецких, корейских, китайских производителей.
Причем, обороты могут плавать как на холодном, так и на прогретом моторе. Наиболее распространенные причины, которые могут привести к данной проблеме перечислены ниже.
На инжекторном моторе
Распространенные причины:
- Загрязненный или неисправный дроссельный узел: нарастание нагара и загрязнений на дроссельной заслонке может привести к неправильному подаче воздуха, что вызывает плавание оборотов.
- Неисправный датчик положения дроссельной заслонки (TPS): если датчик не работает должным образом, это может привести к неправильному распределению воздуха и топлива.
- Вакуумные утечки: утечки воздуха из вакуумных шлангов, прокладок или разъемов могут привести к нарушению правильного воздушно-топливного смешения и вызвать плавание оборотов мотора.
- Неисправный датчик расхода воздуха (MAF): если датчик вышел из строя или загрязнен, он может передавать некорректные данные ЭБУ о потоке воздуха в двигатель, что приведет к описываемой ситуации.
- Проблемы с системой впрыска топлива: забитые или изношенные форсунки, неисправный регулятор давления могут вызвать неравномерную подачу топлива.
- Забитый топливный фильтр: снижает давление в системе и количество постигаемого топлива.
- Проблемы с системой зажигания: неисправные или неработающие свечи, высоковольтные провода, катушки зажигания могут вызвать непостоянную работу двигателя.
- Неисправный клапан рециркуляции выпускных газов (EGR): если клапан EGR застревает или неисправен, это может вызвать изменение оборотов двигателя на холостом ходу.
- Неправильная настройка холостого хода в меньшую или большую сторону.
- Неисправный контроллер холостого хода (IAC): этот контроллер отвечает за автоматическое поддержание уровня оборотов на холостом ходу при неактивной педали газа. Если он неисправен, это может вызвать нестабильность в работе мотора.
- Загрязненный или неисправный клапан PCV (клапан системы продувки картера): если клапан PCV забит или не работает должным образом, это может вызвать утечку вакуума и привести к плаванию оборотов на холостом ходу.
- Неисправный датчик кислорода (O2): мониторит содержание кислорода в выпускных газах и корректирует воздушно-топливное смешение. Если он выходит из строя, это может привести к неправильной настройке смеси и к описываемой в статье проблеме.
- Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT): если он передает неправильные сигналы, двигатель может работать на холостом ходу с неправильной топливо-воздушной смесью.
- Проблемы с системой выпуска: забитый или поврежденный катализатор, а также утечки в системе выпуска, могут привести к нарушению работы двигателя.
- Проблемы с компьютером управления двигателем (ECU): в редких случаях плавание оборотов может быть вызвано сбоями или неисправностями в ECU, которые могут привести к неправильному управлению системами двигателя.
- Низкая компрессия в цилиндрах (залегание поршневых колец, прогар прокладки ГБЦ, поломка гидрокомпенсаторов или неправильная регулировка клапанов, задиры в цилиндрах).
Читайте также:
На карбюраторном двигателе
Многие из них схожи с причинами, характерными для инжекторных моторов, такие как: вакуумные утечки, неисправные свечи зажигания, неисправны клапана EGR и PCV, датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT), низкая компрессия, забитый топливный фильтр или топливные линии и т.д.
Другие причины характерны для карбюраторных двигателей:
- Неправильная настройка карбюратора: может привести к изменению оборотов на холостом ходу.
- Загрязненный или изношенный карбюратор: нагар и отложения в узле могут вызвать неправильное смешивание топлива и воздуха.
- Проблемы с механизмом холостого хода: изношенный или неправильно отрегулированный механизм может привести к непостоянной работе двигателя.
- Проблемы с системой зажигания: неправильно установленный момент зажигания или изношенный ротор распределителя зажигания.
- Неправильный уровень топлива в поплавковой камере.
- Нарушение целостности прокладок: поврежденные или изношенные прокладки между карбюратором и впускным коллектором могут вызвать вакуумные утечки, что приведет к плаванию оборотов на холостом ходу.
- Проблемы с системой выпуска: забитый или поврежденный глушитель, а также утечки в системе выпуска, могут привести к нарушению работы двигателя.
Однако стоит учесть, что могут существовать и другие редкие причины, которые вызывают такую проблему и диагностика которые потребует квалифицированного подхода.
На холодном двигателе
Часто обороты плавают на холостом ходу, когда двигатель еще холодный и по мере его прогрева ситуация исправляется.
Большая часть причин уже описывались в изложенном материале, все 23 пункта для карбюраторных и инжекторных моторов смотрите выше.
К этому можно добавить:
- Проблемы с системой предпускового подогрева: некоторые автомобили оснащены такой системой. Она обеспечивает улучшенное смешивание топлива и воздуха на холодном двигателе. Если эта система не работает должным образом, это может вызвать плавание оборотов на холодном двигателе.
- Проблемы с термостатом: отвечает за поддержание оптимальной рабочей температуры ДВС. Если он неисправен или забит, это может вызвать неправильное смешивание топлива и воздуха, что приведет к нашей проблеме.
На прогретом двигателе
Возможные причины все те же, это проблемы с:
- Контроллером холостого хода (IAC).
- Дроссельной заслонкой.
- Датчиками: температуры ОЖ (ECT), массового расхода топлива (MAF), положения дроссельной заслонки (TPS), кислорода.
- Блоком управления двигателя (ECU).
- Утечки воздуха и вакуума.
- Системой впрыска топлива (форсунки и их кольца, распылители форсунок на дизельных моторах).
- С выпускных коллектором и патрубками.
- Клапаном рециркуляции выпускных газов (EGR).
- Системой зажигания, включая и свечи.
Устранение неисправностей
Рассмотрим устранение самых распространенных неисправностей, которые вызывают данную проблему.
Свечи зажигания
Играют важную роль в работе двигателя, поскольку они отвечают за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах.
Причины:
- Износ электродов: могут износиться со временем, что приводит к увеличению зазора между ними и затруднению формирования искры. Это может вызвать нестабильное горение топливной смеси и неровную работу двигателя на холостом ходу. Ресурс обычных свечей зажигания 20-30 тыс. км. пробега, иридиевых до 100 000.
- Загрязнение свечей: нагар, масляный налет или другие виды загрязнений могут затруднить формирование искры.
- Неправильный тип или размер: использование неправильного типа или размера свечи зажигания может привести к неоптимальному горению топливной смеси, что вызывает плавающие обороты на холостом ходу.
- Высоковольтный провод, соединяющий свечу с катушкой зажигания, может быть поврежден, что приводит к пониженному качеству искры.
Если свечи зажигания двигателя в масляном нагаре, то причины могут быть следующими:
- Износ, закоксовывание или повреждение поршневых колец: последние служат для герметизации зазора между поршнем и стенкой цилиндра, предотвращая попадание масла в камеру сгорания. Если кольца изношены или повреждены, масло может проникать в камеру сгорания и оседать на свечах, образуя нагар.
- Износ или повреждение клапанов и их направляющих: в двигателе клапаны выполняют функцию открытия и закрытия впускных и выпускных каналов. Износ или повреждение клапанов и их направляющих может привести к негерметичности, что вызывает утечку масла в камеру сгорания и образование нагара на свечах.
- Износ маслосъемных колпачков: устанавливаются на штоках клапанов и служат для недопущения попадания масла в камеру сгорания. Из-за износа они перестают выполнять свою функцию.
- Износ или повреждение сальников распредвала: служат для герметизации вала распределительного механизма. Износ или повреждение сальника может привести к утечке масла в камеру сгорания и образованию нагара на свечах.
- Неправильный выбор масла: использование некачественного или неподходящего моторного масла может привести к повышенному потреблению последнего двигателем и, следовательно, к образованию масляного нагара на свечах зажигания.
- Забита или неисправна система вентиляции картера. Если клапан EGR неисправен, то в картере создается повышенное давление, которое продавливает моторное масло через маслосъемные колпачки и кольца на поршнях в камеру сгорания с соответствующими последствиями.
- Неправильная эксплуатация двигателя: запуск двигателя на холодную, частые короткие поездки и движение на низких оборотах могут привести к недостаточному прогреву ДВС, что вызывает неполное сгорание масла и образование нагара на свечах.
Если свечу заливает бензином, причины:
- Неправильная настройка карбюратора или топливной системы: если карбюратор или топливная система (например, система впрыска топлива) неправильно настроены, это может привести к избыточному поступлению топлива в камеру сгорания, что вызывает заливание свеч бензином.
- Засоренный воздушный фильтр: если последний забит или грязный, приток воздуха в двигатель снижается, что приводит к обогащению топливно-воздушной смеси и заливанию свечей.
- Дефект в системе зажигания: если свечи, провода, катушка зажигания неисправны, то формируется слабая искру, это может привести к неполному сгоранию топлива.
- Неисправный датчик кислорода и датчик расхода воздуха: эти датчики определяют содержание кислорода и объем воздуха, поступающего в двигатель, чтобы определить оптимальное соотношение топлива и воздуха. Если датчики не работают должным образом, система управления двигателем может неправильно регулировать подачу топлива, что приводит к заливанию свечей.
- Неисправный регулятор давления топлива: если регулятор неисправен, это приведет к неправильному давлению топлива в системе, что вызывает заливание свечей.
- Неисправны форсунки: если инжекторы в системе впрыска топлива застревают открытыми, это может привести к постоянному протеканию топлива в камеру сгорания и заливанию свечей.
Читайте также:
Регулятор холостого хода
Находится в системе впуска двигателя и контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель при закрытой дроссельной заслонке.
Основные причины:
- Загрязнение или износ регулятора холостого хода, что приводит к неправильной работе или заклиниванию штока.
- Повреждение или износ вакуумных шлангов, соединенных с регулятором холостого хода, что приводит к неправильному вакуумному давлению.
- Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ECT) или датчика положения дроссельной заслонки (TPS), которые влияют на работу регулятора холостого хода.
- Проблемы с электрическими соединениями и, как следствие, питанием.
Устранение проблем может включать в себя очистку или замену регулятора холостого хода, проверку вакуумных шлангов, замену датчиков или ремонт электрических соединений.
Жиклер холостого хода
Это компонент карбюратора, который отвечает за подачу топлива при работе двигателя на холостом ходу.
Он регулирует смесь топлива и воздуха, которая необходима для стабильной работы двигателя в этом режиме.
Причины выхода из строя:
- Загрязнение жиклера холостого хода: регулярная очистка и обслуживание карбюратора помогут предотвратить подобные проблемы. Для этого выкрутите электромагнитный клапан, снимите жиклер и очистителем карбюратора вымойте загрязнения.
- Неправильная настройка жиклера: если последний не отрегулирован, это может вызвать неправильное соотношение топлива и воздуха в двигателе, что приводит к нестабильным оборотам на холостом ходу.
- Износ или повреждение жиклера: в результате длительной эксплуатации деталь может износиться или повредится, что влияет на его способность регулировать подачу топлива.
- Проблемы с другими компонентами карбюратора: неисправность или неправильная настройка, таких компонентов как игольчатый клапан или поплавковая камера, также могут вызвать плавающие обороты двигателя.
Также обратите внимание на уплотнительное кольцо, через которое может подсасываться воздух. После его замены проблема может решиться.
Читайте также:
Нарушение герметичности впускной системы
ЭБУ учитывает только тот воздух, который проходит через датчики во впускном коллекторе.
Частые места проникновения воздуха:
- Вакуумные шланги: со временем они изнашивают, трескаются, а значит периодически требуют замены.
- Через микротрещины во впускном коллекторе (характерно для пластиковых коллекторов).
- Через изношенные, поврежденные шланги и патрубки.
- Через прокладку дроссельной заслонки.
Со временем все прокладки, шланги, патрубки усыхают трескаются и требуют замены.
Клапан адсорбера
Если он установлен в авто и плавают обороты, то причина может быть в нем. Замена детали может решить проблему.
Клапан EGR
Exhaust Gas Recirculation — это устройство, предназначенное для снижения выбросов оксидов азота (NOx) из двигателя.
Он работает, перенаправляя часть выхлопных газов обратно во впускной коллектор двигателя.
Эти газы смешиваются с воздухом и топливом и снова сгорают, что позволяет снизить температуру сгорания и уровень вредных выбросов.
Плавающие обороты могут возникнуть если:
- Забитый или неисправный клапан EGR: из-за накопления сажи или отложений, он может не открываться должным образом. Это приведет к повышению давления в системе и попаданию картерных газов в избыточном объеме в камеру сгорания, а также произойдет выдавливание масла в камеру сгорания через маслосъемные кольца поршней и колпачки клапанов.
- Утечка вакуума: клапан EGR управляется вакуумом, и, если есть утечка из-за трещины или разрыва в вакуумных шлангах, он может неправильно открываться или закрываться.
- Электрические проблемы: некоторые системы EGR используют электрический соленоид для управления клапаном. Если соленоид или его соединения повреждены или окислены, это может повлиять на работу клапана EGR и вызвать колебания оборотов двигателя на холостом ходу.
Уменьшение давление топлива
Причин может быть несколько:
- Забитый один или сразу два топливных фильтра, грубой и тонкой очистки. Как правило, первый находится в баке, второй вне бака за топливным насосом. В зависимости от модели авто замена тонкой очистки выполняется каждые 15 – 30 тыс. км. пробега. Грубой очистки, как правило на отечественных авто, представляет из себя металлическую сетку, которая прочищается, но на иномарках он тоже меняется.
- Неисправный вакуумный клапан-регулятор в топливной рампе. Как правило выходит из строя на авто с большим пробегом, 200 и более тыс. км.
- Неисправен топливный насос. Он может работать, но не выдавать нужного давления. Устройство охлаждается проходящим через него топлива, поэтому не допускается езда с пустым баком.
- Неплотные соединения топливной системы: течь через неплотное соединение может вызвать падение давления. Проверка соединений на течь и замена поврежденных компонентов может помочь устранить проблему.
- Забитые компоненты топливной системы из-за использования некачественного топлива. И хотя проблему должны решать топливные фильтры, со временем все равно патрубки забиваются. Поэтому важно ездить на качественном бензине или дизеле.
Низкая компрессия в цилиндрах
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя может быть вызвана различными причинами.
Вот некоторые из наиболее распространенных:
- Износ и залегание поршневых колец: обеспечивают герметичность между поршнем и цилиндром, предотвращая утечку сжатого газа. Их износ или повреждение может привести к низкому показателю компрессии.
- Износ или повреждение цилиндров: со временем стенки цилиндров могут изнашиваться или повреждаться из-за трения поршневых колец. Причины могут быть разными, перегрев мотора, езда с низким уровнем или некачественным маслом, забитый клапан EGR, в результате возникшие отложения попадая в цилиндры сгорают при этом образуя задиры.
- Неправильная работа клапанов: если они изношены, повреждены или неправильно отрегулированы, они могут не закрываться полностью, что приводит к снижению компрессии.
- Проблемы с прокладкой головки цилиндров: обеспечивает герметичность между блоком и головкой цилиндров. Если она повреждена или установлена неправильно, это может привести к перераспределению компрессии из одного цилиндра в другой, к попаданию масла в расширительный бочек, антифриза в масло и другим неприятностям.
- Трещины или повреждения головки цилиндров: могут также привести к потере компрессии, особенно если они находятся вблизи клапанов или между цилиндрами.
Для определения и устранения причин низкой компрессии в цилиндрах необходимо провести компрессионную диагностику двигателя.
Неисправность форсунок
Даже одна неисправная форсунка может вызвать плавающие обороты на холостых, не говоря уже про несколько.
Со временем они забиваются отложениями и не правильно распыляют топливо включая и подачу необходимого объема в цилиндры.
Чистка выполняется на специальном стенде и дает хороший результат: нормализуются обороты, снижается расход топлива, повышается мощность двигателя.
Датчик массового расхода воздуха (МАF)
Измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, и передает эту информацию в блок управления двигателем (ECU).
ECU использует эти данные для определения оптимального соотношения топлива и воздуха, которое необходимо для эффективного сгорания.
Связь между датчиком и плавающими оборотами двигателя на холостых оборотах может быть следующей:
- Загрязненный датчик МАF: может передавать ошибочные данные о расходе воздуха в ECU. Это приводит к неправильному соотношению топлива и воздуха, что вызывает колебания оборотов на холостом ходу.
- Неисправный датчик МАF: внутри находится термокомпенсационный резистор, который часто выходит из строя. В данном случае проводится замена всего датчика.
- Проблемы с электрическими соединениями: если они окислены или имеют плохой контакт, это также может привести к неправильным показаниям.
Для устранения проблемы нужно будет провести очистку или замену датчика МАF, а также проверку и ремонт электрических соединений.
Читайте также:
Дроссельная заслонка
Является ключевым компонентом в системе впуска двигателя и контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель.
Связь между дроссельной заслонкой и плавающими оборотами двигателя на холостом ходу может быть следующей:
- Накопление грязи, масла или отложений на дроссельной заслонке может вызвать её неправильное открывание или закрывание. Если заслонка не может полностью закрыться на холостом ходу, это приведет к неправильному соотношению топлива и воздуха, что вызывает колебания оборотов на холостом ходу.
- Неправильная настройка: если дроссельная заслонка неправильно отрегулирована и не может полностью закрываться на холостом ходу, это также может вызвать проблему с оборотами мотора.
- Неисправный датчик положения дроссельной заслонки (TPS): отслеживает угол открытия заслонки и передает эту информацию в блок управления двигателем (ECU). Если датчик TPS неисправен или неправильно откалиброван, это приведет к неправильному управлению дроссельной заслонкой и к описываемой в статье проблеме.
- Не выполнение адаптации заслонки после чистки: у некоторых современных авто нужно выполнять адаптацию заслонки после каждой чистки. Для этого используется адаптер с поддержкой CAN.
Для устранения проблемы очистите или замените дроссельную заслонку, выполните регулировку её положения или замену датчика положения (TPS).
Нестабильность оборотов на промежуточных режимах
Тут речь идет про дизельные двигатели, где конструктивно предусмотрен ТНВД (топливный насос высокого давления). Он очень чувствителен к качеству дизтоплива.
Если в солярку каким-то образом попала вода, даже в результате конденсата в баке, то вскоре на плунжере ТНВД образуется ржавчина.
Это приводит к нестабильной работе мотора, повышенному расходу топлива, образованию белого дыма из выхлопной трубы и т.д.
Заключение
В статье были рассмотрены основные причины, вызывающие плавающие обороты двигателя на холостом ходу.
Помимо этого, следует обращать внимание на возможные симптомы, указывающие на проблемы с оборотами двигателя, такие как нестабильная работа, пониженная мощность, увеличенный расход топлива или проблемы с запуском.
В случае возникновения таких симптомов, рекомендуется обратиться к квалифицированному автомеханику для проведения диагностики и своевременного ремонта.
Если же есть желание самому разобраться в проблеме, то всегда идите от простого сложному, к примеру, проще сначала проверить свечи зажигания, чем клапан EGR или выяснять если ли задиры в цилиндрах или вышли из строя маслосъемные колпачки.
Причинами плавающих оборотов двигателя могут стать отказ топливной системы, попадание лишнего воздуха в цилиндры и многие другие неисправности. Оптимальным решением является диагностика проблемы и ее решение в сервисном центре.
Плавают обороты: норма оборотов и определение отклонений
Плавающие обороты двигателя являются одним из первых сигналов о неисправности в работе автомобиля. Их игнорирование может привести к необходимости дорогостоящего ремонта транспортного средства.
Причины могут находиться как в самом двигателе, так и в других системах. Зачастую выявить проблему самостоятельно довольно сложно, поэтому основной рекомендацией при проблеме скачков оборотов мотора является обращение в автосервис.
Кроме колеблющейся стрелки тахометра сбои в количестве оборотов выдают посторонние звуки и вибрация, которые то усиливаются, то уменьшаются.
В процессе езды критические изменения оборотов не так заметны, а вот на холостом ходу они очень привлекают внимание.
Двигатель заведенной, но не движущейся машины работает на 700-800 оборотах в минуту. Если диапазон колебания стрелки достигает 500-1000 оборотов, значит существует проблема.
Причины плавающих оборотов и решение проблем
Сложностью выявления причин плавающих оборотов является их множественность. Повреждение практически любого подкапотного элемента может привести к скачкам стрелки тахометра. Рассмотрим наиболее частые неисправности.
Самая распространенная и легко устраняемая проблема – изношенные свечи зажигания. Их ресурс составляет около 40 тысяч километров. Если их замена не проводилась, с большой вероятностью установка новых деталей решит проблему плавающих оборотов.
Нарушение герметичности
На холостом ходу за подачу воздуха в цилиндры двигателя отвечает регулятор холостого хода. Он пропускает необходимое количество вещества для создания топливно-воздушной смеси. При этом дроссельная заслонка, осуществляющая те же функции при движении автомобиля, должна находиться в закрытом состоянии.
Часто причиной плавающих оборотов становится именно пропуск воздуха за счет дроссельной заслонки на холостом ходу. Причинами этого могут стать загрязнение детали либо образование зазора.
Попадание лишнего воздуха приводит к тому, что электронный блок управления выделает большое количество топлива для создания смеси. Вследствие этого обороты повышаются. После «понимания» ошибки ЭБУ снижает выброс горючего и обороты падают. Это повторяется раз за разом.
Нагар и грязь препятствуют плотному закрытию заслонки, вследствие чего лишний воздух попадает в систему. Решением становится прочистка дроссельного узла.
Образование зазора – более серьезная проблема. Есть два варианта ее решения: замена заслонки на новую либо восстановление герметичности с помощью специального покрытия (заслонка в закрытом состоянии не является непроницаниемой, однако просачивание воздуха через исправную заслонку настолько мало, что не оказывает влияния на работу двигателя. Под понятием “герметичность” в данном случае понимается отсутствие видимого просвета).
На заводах-изготовителях на края заслонки наносят антифрикционный материал, который облегчает движение механизма при открытии-закрытии и снижает износ трущихся элементов.
Этот слой может стереться после продолжительной эксплуатации либо вследствие усиленной очистки заслонки – многие автолюбители принимают покрытие за нагар и избавляются от него механическим способом.
Восстановить герметичность не так сложно, на рынке существует много антифрикционных материалов. Один из них – MODENGY Для деталей ДВС. Он наносится распылением из баллона и полимеризуется при комнатной температуре, после чего образует устойчивый сухой слой, который снижает трение и износ, восстанавливает герметичность заслонки в закрытом состоянии, повышает ее чувствительность и предотвращает налипание грязи и нагар.
Пропуск воздуха может стать следствием обрыва шлангов, износа уплотнений. Они подлежат замене.
Поломки топливной системы
Топливная система часто выходит из строя вследствие заливания некачественного горючего или длительной эксплуатации автомобиля без замены изношенных деталей.
Обследованию должны подвергаться топливный фильтр (забивается, требует очистки), трубки подачи горючего (могут быть пережаты либо повреждены), диафрагма регулятора давления топлива (заклинивает) и форсунки (выходят из строя из-за загрязнений).
Прочие причины
Причинами плавающих оборотов может стать и износ цилиндро-поршневой группы. Об этом скажет понижение компрессии, которая измеряется компрессометром. В этом случае поможет только качественный ремонт.
Поломка датчиков электронного блока управления является довольно распространенной проблемой. Вследствие этого ЭБУ получает неточные данные о работе системы и отдает некорректные команды, например, при нормальном количестве впускаемого воздуха может подавать увеличенное количество топлива и наоборот.
Работоспособность данных приборов проверяется мультиметром – измеряется напряжение и сопротивление.
Предотвратить проблему плавающих оборотов можно путем соблюдения всех инструкций производителя – своевременной замены расходных материалов, заливания качественного горючего, поддержания периодичности технических обслуживаний транспортного средства.