Как исправить плохое поведение ребенка в школе рекомендации

Добрый день, дорогие родители! Сегодня неадекватное поведение ребенка в школе – достаточно частое явление. Существует множество причин, которые провоцируют подобные ситуации. Родителей волнует вопрос о том, как исправить ситуацию и сделать так, чтобы ребенок стал послушным.

Проблема требует грамотного подхода и лишь влиянием родителей здесь не обойтись. Часто приходится обращаться за помощью к психологу. Если поведение ребенка в школе неадекватное, то подойти к проблеме нужно индивидуально.

Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Почему ребенок ведет себя неадекватно?

В некоторых семьях ребенок испытывает дефицит любви, что, конечно же, негативно сказывается на его поведенческих манерах. В таких ситуациях абсолютно спокойный ребенок может взять за привычку бунтовать. Главная задача учителей – своевременно заметить проблему и принять меры. Следует в обязательно порядке сообщить о происходящем родителям, а также обратиться к школьному психологу.

Каждый психолог знает, какой подход подобрать к тому или иному случаю, какие меры принять. Ни для кого не секрет, что в школьный период психика детей не устойчива и не сформирована до конца. Иногда даже самая банальная вещь для ребенка может стать глобальной! Например, обидное слово со стороны одноклассника, плохая оценка или неудачный рисунок.

Не редкие и ситуации, когда учитель жалуется на неадекватное поведение ребенка в школе. А родители категорически не желают соглашаться с тем, что рассказывает педагог. В этом нет ничего удивительного! Ведь часто в семье существует одна модель поведения, а за границами квартиры ребенок позволяет себе расслабиться и быть хулиганом.

Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Таким образом, поведение в школе значительным образом отличается от поведения внутри семьи. Как следствие, ребенок попадает на школьный учет, и все ему стремятся объяснить, что вести себя по-хулигански недопустимо.

Существует и другая причина неадекватного поведения детей в школе. Дети из благополучной семьи также могут вести себя некультурно. В данном случае есть множество факторов. Один из основных – желание детей подражать манере поведения своих одноклассников.

Копировать плохое поведение своих друзей – еще одно любимое занятие подростков. Часто ребенку хочется ощутить себя плохим! Так как внутри семьи ему быть таким не позволяют и всячески наказывают.

Правила поведения детей в школе

Каждый родитель должен научить своих детей правилам поведения в школьном учреждении.

Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Памятка для учеников выглядит следующим образом:

  • Необходимо вести себя достойно и не забывать о морали и этике;
  • очень важно уважать старших, помогать младшим. Недопустимо наносить ущерб чужим вещам. Следует прислушиваться к просьбам преподавателей и выполнять их;
  • недопустимо применять физическую силу по отношению к одноклассникам. Решать проблемы следует так, чтобы избежать конфликта;
  • нельзя покидать территорию школы без ведома преподавателей;
  • очень важно проявлять уважение по отношению к младшим ученикам.

Правила поведения детей во время урока

Очень важно правильно вести себя и во время урока. Ведь именно во время урока у преподавателя и учеников возникают серьезные конфликты. Часто дети опаздывают на урок, а потом не желают признавать ошибку и вновь повторяют оплошность.

Учителя расценивают это как серьезное неуважение, поэтому родители должны научить ребенка хорошему поведению на уроке. Расскажите об основных правилах, которые позволят вашим детям наладить контакт с учителем, и не получать замечания в дневник:

  • Лучше всего прийти на урок за 10 минут до звонка. Объясните, что время нужно рассчитывать;
  • напомните, что у каждого ученика есть свое место и недопустимо бегать по классу и садиться на чужие места;
  • раскладывать на стол необходимо только учебники тетради и пенал, остальные предметы следует держать в рюкзаке;
  • когда учитель входит в классную комнату, все ученики обязаны встать и поприветствовать взрослого человека;
  • выйти из кабинета можно только после разрешения учителя;
  • не стоит выкрикивать ответ на вопрос с места, необходимо спокойно поднять руку и ждать, когда учитель попросить ответить;
  • выходя к доске, не следует вертеться по сторонам и общаться с одноклассниками, сидящими на первых партах;
  • при написании контрольных работ нельзя вертеться по сторонам и передавать свою тетрадь других ученикам.
Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Что делать, чтобы исправить ситуацию?

Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Конечно же, перечисленные выше правила должен знать каждый учащийся, но родительского воспитания никто не отменял. Постарайтесь в мягкой форме донести до ребенка каждое правило поведения, только так вы сможете повлиять на характер подростка.

Школьный возраст – это период, когда ребенок начинает становиться личностью и ему очень неприятно, если родители кричат, не желают быть для него друзьями, понимать его увлечения. Если у ребенка испортилось поведение, не спешите горячиться, обратите внимание на его проблемы, возможно, он попал в сложную ситуацию с одноклассниками и нуждается в вашей помощи.

Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Часто дети боятся рассказать о своих конфликтах с одноклассниками и становятся агрессивными и замкнутыми. Основная задача взрослых – деликатно и без скандалов понаблюдать за детьми, выяснить, что их беспокоит, в каких ситуациях они нервничают и проявляют агрессию.

То, каким будет поведение детей в школе, напрямую зависит от того, насколько грамотно взрослые помогают детям решать проблемы. Если с первой попытки вам не удалось разузнать причину неадекватного поведения? В следующий раз постарайтесь подобрать другую модель поведения и не давите на ребенка.

Чем мягче вы будете относиться к проблеме, тем скорее ребенок сообщит вам о своих переживаниях. Дайте ему понять, что вы не видите никакой трагедии и знаете выход из любой ситуации, даже если она очень сложная.

Прежде чем пойти с проблемным подростком  или с трудным ребенком младших классов на прием к психологу (и зачем нужно к нему идти), попробуйте сами стать психологом для своего ребенка. Вспомните себя в подростковом возрасте, и вы поймете, как порой нелегко бывает влиться в общество, как важно, чтобы близкие люди понимали и поддерживали.

Заметим, что неадекватное поведение ребенка в школе может присутствовать даже у самого правильного сына или дочери, главное, вовремя заметить причину и искоренить ее.

И в заключении хочу успокоить родителей. Все трудности проходят. Любите свое чадо и чаще хвалите, чего бы он не вытворял в школе и дома.

Мира вашей семье!

© Сосед-Домосед 2019. Все права защищены.

Плохое поведение в школе: что делать если ребенок плохо себя ведет?

15.12.2022

В шутках о том, как дети с замиранием сердца ждут маму и папу с родительского собрания, есть доля правды. Учителя нередко жалуются взрослым на поведение их детей: в дневниках появляются замечания, двойки по дисциплине. Иногда педагог может пожаловаться маме или папе лично – позвонить или даже вызвать в школу. Конечно, родителей это расстраивает, ведь им хочется, чтобы их ребенок всегда и во всем был лучшим. В этой статье разбираемся, как реагировать на подобные замечания и как помочь подростку научиться правильно себя вести в школе.

Причины плохого поведения ребенка в школе

Под неподобающим поведением, как правило, понимают поведение, не соответствующее ситуации, нарушающее комфорт других людей. В школе самыми распространенными причинами жалоб как среди учителей, так и среди учеников являются:

  1. Посторонние разговоры на уроках – они мешают преподавателю вести занятие, а одноклассникам – слушать объяснение.
  2. Невыполненные (или сделанные некачественно) домашние задания. Безответственное отношение ученика к самостоятельной работе затрудняет процесс обучения, учителю приходится несколько раз проговаривать один и тот же материал, потому что ученик его не отработал и, как следствие, не запомнил. 
  3. Грубое общение с учителями или сверстниками. Неблагоприятная атмосфера в классе препятствует эффективному обучению. Если ученик оскорбляет педагога, он таким образом не только обижает его, но и подрывает авторитет. Если же страдают другие одноклассники, учитель, вынужден сделать замечание обидчику, чтобы защитить их права.
  4. Хулиганство – порча школьного имущества или имущества учеников, неуместные выходки, прогулы и т.д. Подобные шалости, хотя и кажутся невинными, могут подвергнуть опасности и того, кто хулиганит, и тех, кто его окружает. Подросток в силу отсутствия опыта этого не понимает, поэтому учитель вынужден делать ему замечание.

Безусловно, такое поведение даже со стороны одного ученика мешает работать всем остальным, а потому его нужно пресекать. Но чтобы работа с ребенком-хулиганом была эффективна, сначала надо определить причины его поступков. Они могут быть разными.

  1. Конфликт с учителем или одноклассниками. В этом случае плохое поведение – протест против конкретного человека.
  2. Отсутствие интереса. Если ребенку скучно сидеть на математике, учить которую он не видит смысла, он может пытаться развлечь себя, как умеет, например, расписывая парту, за которой сидит.
  3. Попытка самовыражения. В подростковой среде часто поведение, не соответствующее правилам, считается признаком “взрослости” и самостоятельности. Поэтому ученик может искусственно примерять на себя образ бунтаря, чтобы завоевать уважение сверстников. 
  4. Желание привлечь внимание взрослых. Иногда подросток нарушает правила, потому что ему не хватает родителей. Он знает, что на плохое поведение они точно отреагируют и стараются таким способом привлечь их к своей жизни.
  5. Проблема с самооценкой. Очень часто подросток-бунтарь на самом деле очень неуверен в себе и с помощью агрессии пытается защититься.
  6. Проблема во взаимоотношениях с семьей. Если ребенок испытывает трудности в общении со своим ближайшим окружением – семьей, еще сложнее ему будет адаптироваться к школьному коллективу.

Что делать если ребенок себя плохо ведет

Когда родитель узнает от педагога о плохом поведении подростка, он переживает самые разные эмоции: от стыда и чувства вины до злости. Кажется, что ребенок балуется на уроках назло, а они, взрослые, ему чрезмерно потакают, что если припугнуть ученика наказанием, то он сразу исправится. Однако важно понимать: подросток, осознанно нарушающий дисциплину, и без того страдает от внутренних противоречий. Скорее всего, где-то был нарушен контакт внутри семьи, а потому наказание только подорвет доверие к взрослым и усугубит ситуацию. Чтобы помочь подростку, необходимо учитывать причины его поведения.

  1. Если ребенок нарушает дисциплину на уроке, потому что не нравится учитель, прежде всего стоит помочь наладить взаимодействие между ними. Возможно, придется поговорить не только с ребенком, но и с педагогом. важно: не стоит ни ссориться с учителем, ни брать его в союзники против подростка. Гораздо эффективнее будет решать проблему всем вместе, сообща.
  2. Если проблема кроется в отсутствии мотивации учиться, то стоит начать с пробуждения интереса к обучению.
  3. Если ребенок с помощью хулиганства хочет привлечь внимание сверстников, возможно, взрослым стоит попытаться помочь подружиться с другими ребятами, найти компанию, для которой на взрослость и зрелость будет указывать, например, количество прочитанных книг, а не умение курить на переменках.
  4. Если ребенок, хулиганя на уроках, пытается “достучаться” до взрослых, значит, ему их не хватает. Однако родителям не стоит слишком бурно реагировать на плохое поведение – подросток и так знает, что это эффективный способ привлечь их внимание. Лучше чаще одобрять их хорошие поступки: успехи в учебе и различных увлечениях, в общении с друзьями, умение помочь и т.д.
  5. Помогите ребенку сформировать адекватную самооценку. Это поможет ему найти себя в кругу сверстников, и он не будет пытаться защитить себя показной агрессией.
  6. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу внутри семьи. Подростку необходимо чувствовать себя комфортно и безопасно наедине с самыми близкими людьми. Чтобы укрепить доверие, прежде всего необходимо успокоиться позволить подростку высказаться – даже если образ мысли не совпадает с родительскими. Ребенок должен понимать, что может спокойно делиться с родными своими переживаниями, а потом они уже совместными усилиями найдут выход из любой ситуации.

Могут ли ребенка исключить из школы за плохое поведение?

Согласно закону – да, могут. Однако такой исход случается крайне редко, потому что процедура отчисления сама по себе достаточно сложная. Прежде всего, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия.

  1. Подростку должно быть не меньше пятнадцати лет.
  2. Школьной администрации необходимо доказать, что поведение школьника представляет опасность для других учеников. Шаловливого ребенка не исключат из учебного заведения за то, что он балуется на уроках.
  3. Также педагогическому коллективу необходимо предоставить доказательство того, что он проводил работу с проблемным учеником и что действительно были применены все методы для коррекции его поведения.

Учителя и директор, как правило, стараются не допустить “крайних мер”, поэтому вполне реально решить конфликт мирным путем.

Листайте также

Как мотивировать ребенка: 7 советов психолога

Сериалы про подростковую любовь, отношения с миром и школу

Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие. Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог — человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы — ребёнком.

О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист».

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

— Причины дезадаптации в школе у ребенка могут быть самые разные. Но не только социального характера. В психологии и медицине есть такое понятие — минимальная мозговая дисфункция (ММД). По разным данным она диагностируется у 2–25% детей. Даже минимальный процент гарантирует в каждом классе наличие сложного ребенка. Симптоматика очень широкая, но вся «играет» против школы. Это и нарушение координации движений, и гиперактивность, и эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения. Естественно, это приводит к трудностям в обучении. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов или заболевания в первые годы жизни, но и, как ни парадоксально, технический прогресс. Грубо говоря, сейчас выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста.

Такие дети часто интеллектуально вполне состоятельны, но высидеть 45 минут урока не в состоянии.

Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.

То есть сложные дети мешают учиться?

— Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе — это часто проблема.

Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…

— Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ.

Ребёнок чаще, чем взрослый скажет именно то, что думает. А вот что он думает, во многом зависит от взрослых.

От того, что ему говорят учителя и родители. Педагоги, как и родители, сказать могут самое разное. Одна мама рассказывала историю: она пришла к учителю своего сына и попросила быть с ним повнимательней, потому что ребёнок с особенностями и наблюдается у невролога. И когда в очередной раз у мальчика что-то не получилось и он, заплакав, спрятался под парту, учительница обратилась к классу со словами «Ребята, не обращайте внимания и не приставайте к нему. Он у нас дурачок и у врача лечится».

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача — учить.

— Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.

Кадр из к/ф «Хористы»

Если считать, что педагог должен только дать учебную программу и всё, естественно, сложный ребенок будет помехой.

Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности.

При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет.

От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей — это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.

— Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд.

Мне потребовался год, чтобы он стал высиживать хотя бы полчаса.

Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач — это такой вид развлечения.

Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда.

Поэтому я часто слышу «пусть они отдельно учатся в специальных школах» и «надо заниматься нормальными детьми, а не одним Васей».

И тогда Вася в лучшем случае оказывается на последней парте в углу, отгороженный от остального класса. Так, один знакомый «Вася», в буквальном смысле загнанный в угол, от нечего делать научился незаметно от учительницы выползать из класса и болтаться по школе. Как-то взял и совсем ушёл из школы гулять. Его искали с милицией. А что ему делать было? Ему же всеми способами показали, что он «не с нами». Вот он и ушёл.

Кадр из к/ф «Республика ШКИД»

Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?

— Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой — командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением.

Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого.

Ребёнка к психологу приводят и так и говорят: вот, мол, вы его спросите, у него-то проблем нет! А у него действительно их нет. Ну, пошел гулять во время урока и что? Это у взрослых проблемы, а у него — развлечение.

Поэтому основа детской мотивации в психотерапии — контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники.

Психолог для него — очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии — 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.

Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?

— Часто это именно так. Поэтому, когда включение в учебный процесс и в коллектив сложного ребенка требует не слишком больших усилий, то учитель справляется. Но если требуются специальные знания, дополнительная помощь ещё одного взрослого, может ничего не получиться. Возможности учителя тоже не безграничны. Так, на психологических занятиях группы, включающей шесть сложных детей, обычно присутствуют трое взрослых. Ситуация, когда один учитель должен организовывать учебный процесс в классе, где тридцать детей — это совсем другая ситуация. В этом и кроются корни призывов «давайте их выгоним».

Кадр из к/ф «Повелитель мух»

Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать?

Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться.

По разным причинам сложных детей становится всё больше, и всех в коррекционки не запихнёшь.

К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?

— На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка — далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог — для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно.

Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия.

Знаете, что отвечают на вопрос «Что вы делаете вместе с детьми?» практически поголовно все родители учеников начальной школы? Уроки!

Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все — родители, учителя, родственники — всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе.

Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент — неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным — то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту.

И история заканчивается — ребёнок живет с клеймом придурка или хулигана.

«Мало его лупите» — сказала учительница одной из мам. А у неё ребёнок и так всех бьёт. Если его тоже бить, то это только поддержит его способ общения. Как раз на занятиях с психологом шла работа на снятие агрессии, на то чтобы он выстраивал отношения другим способом. Мальчик сам по себе очень умный, но крайне импульсивный: сначала даст в лоб, а потом подумает. Если и дома его начнут бить за проступки, то тут уж никакой психолог на сможет сделать так, чтобы он считал такой способ воздействия неправильным.

Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу.

Итак, учителя обвиняют родителей в недостаточном воспитании, родители — учителей в отсутствии индивидуального подхода и все вместе — детей в том, что они избалованы и совершенно не умеют себя вести. Маска козла отпущения как горячий пирожок перекидывается друг другу участниками этого замкнутого круга: ребёнком, родителем и педагогом. Но даже если найти «самого виноватого», это никак не изменит ситуацию.

Кадр из к/ф «Игры для детей школьного возраста»

Лена, я знаю, что ты ещё занимаешься консультированием приемных семей. В случае возникновения проблем у приёмного ребенка положение гораздо хуже. Обычного, «родного» отругают, накажут, но из дома не выгонят. Приёмного же могут сдать обратно как вещь.

— Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много.

Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей — дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации.

А если ещё и из школы несутся проклятия: «зачем вы взяли, если не справляетесь?», то родителю приходится держаться из последних сил. Родители привыкли верить социальному окружению, где школа занимает довольно большое место. Такой родитель приходит и говорит «я его очень люблю, но раз все говорят, что он ужасен, наверное он действительно ужасен и я ничего не смогу сделать». Ещё один привычный текст: «Нас уже отовсюду выгнали. С нами никто не хочет заниматься». Бывает, что родитель приходит уже с привычным отчаянием или агрессией на лице.

Одна из мам, совершенно опустошённая, мне так и сказала «Знаете, я хочу ничего не чувствовать. Давайте сделаем так, чтобы мне всё это говорили, а мне было всё равно».

Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок — всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье.

Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется


В заключение

Это интервью — лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин — уже огромный рывок на пути к её разрешению.

Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно — и есть главная тема этого диалога.

3 ноября 2015, 13:00

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Советы родителям на тему:

 «Нарушения поведения ребенка младшего школьного возраста»

педагога-психолога высшей категории,

МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Паскал В.В.

     Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук» принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особо чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это только кажется, что он «просто не слушается», «не хочет понимать», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.

Выделяют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

1. Борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.

3. Желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на родителей. Например, за то, что мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт критики в свой адрес и неудач, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно…», «И буду плохой…».

Всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что может. Но для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать.

При нарушении поведения ребенка мы часто встречаемся с детской агрессией. И зачастую родители теряются, как себя вести в таких ситуациях.

Главное правило — во всех случаях необходимо действовать с искренней любовью и уважением.

  • Личный пример

Не стоит оскорблять ребенка, унижать его, запугивать, применять физические наказания. Ребенок впитывает все, что вы делаете и говорите, вы подаете пример, как обращаться с агрессией.

Если с рождения родители запрещают ребенку выражать агрессию (например, ругают, говорят «Не кричи! Не злись!»), он усвоит, что злиться – плохо, попытается ничего не чувствовать. Но при этом он видит, что родители сами кричат друг на друга, на него или применяют физическую силу. То есть действия родителей расходятся с их словами.

Этот внутренний конфликт приведет лишь к новой напряженности, подавлению чувств, неискренности, депрессиям или враждебности. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок безопасно выражал свои чувства, обратите внимание, какой он получает пример от своего окружения.

  • Учим реагировать правильно

Всегда важно вовремя отреагировать эмоцию, то есть дать выход ее энергии, а не подавлять. Нужно научить ребенка, как ее отреагировать социально приемлемым путем.

Часто дети проявляют агрессию физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать, что о них можно говорить, а не обязательно сразу драться.

Ребенок постепенно освоит язык чувств, и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением. Дайте ему понять без чтений нравоучений, что он может рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать.

Научите ребенка выражать чувства разными способами, например можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить, можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики. Можно написать все слова, что хочется высказать.

  • Если ребенок дерется

Если ребенок кричит, пытается вас ударить, обнимите его, крепко прижмите к себе. Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Покажите, к чему приведет в дальнейшем такое поведение, причем желательно порассуждать вместе с ребенком. Например, объясните, что даже если сейчас он отобрал какую то вещь у ребенка, то потом дети не захотят с ним играть.

Беседуйте с ребенком о проступке без свидетелей, старайтесь использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций, придумайте их вместе с ним, пусть ребенок зарисует возможные пути, проиграйте вместе сценки, сочините сказки, где главный герой ведет себя достойно и заслуживает похвалу.

  • Агрессия – под контролем

Предоставьте ребенку возможности для эмоциональной разрядки в спорте. Внимательно контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору, ограничивайте просмотры передач с насилием (включая новости и жестокие мультфильмы).

Конечно, ребенок должен знать, что в мире существует не только добро и счастье, но у него не должно создаваться впечатление, что делать кому-то больно – это норма и признак силы и «крутизны». Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

    Чтобы избежать излишней агрессии, стоит подробно объяснять ребенку, почему вы ему запрещаете делать что-то, чаще искренно говорить ему о своей любви. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

И конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия! Вам следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

   Однако в зависимости от темперамента и личностных особенностей кто-то злится в основном на себя, а кто-то – исключительно на окружающих. Что могут сделать родители, чтобы сын или дочь научились понимать, из-за чего они переживают, и цивилизованно выражать гнев? 

Шаг первый: назвать вслух

Если ребенок пришел злой из школы или с улицы, то очень важно назвать вслух то, что вы видите: «По-моему, ты злишься на что-то или на кого-то». Школьник, во всем обвиняющий других, скорее всего, довольно быстро расскажет в красках, какие плохие люди его окружают.
Ребенок, скрывающий переживания, может сразу не признаться в том, что произошло. К сожалению, это часто происходит из-за того, что он опасается родительского осуждения, так что придется приложить усилия, чтобы его «разговорить». Можно прямо сказать: «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло. И хочу помочь».

Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка

К сожалению, в большинстве случаев мы обходим этот важный момент и сразу переходим к советам. Потом, правда, очень удивляемся, что после наших во всех отношениях правильных рекомендаций вместо благодарности получаем вопль: «Ты меня не понимаешь!» Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка, мы реально помогаем от них освободиться, успокоиться и открыться для конструктивного обсуждения.
Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как бы хотел отомстить обидчику. Другой вариант поведения – искренняя вера в то, что жизнь теперь закончилась и выход только один – умереть. И то, и другое на самом деле являются показателями сильных переживаний.
Родителям стоит озвучить понимание этих сильных эмоций. Например: «Чувствуется, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей». Или: «Когда попадаешь в неприятную ситуацию, да еще на виду у всего класса, то действительно хочется провалиться сквозь землю раз и навсегда».
Такими комментариями родители, с одной стороны, показывают ребенку, что они действительно готовы выслушать и помочь. А с другой, расширяют его представления о том, что действительно задело и явилось причиной гнева. Ведь дети часто не очень понимают, что именно их так сильно разозлило.

Шаг третий: выразить гнев

Еще раз повторю, злость заложена в нас природой для того, чтобы человек мог себя защитить в случае опасности. Если постоянно ее сдерживать, то нерастраченное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы. Как следствие, возникает плохое самочувствие, различные боли, школьник начинает хуже учиться. Поэтому так важно вовремя «освободиться» от гнева и злости. Понятно, что драка, ругань, плевки, укусы – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы реальное действие было произведено. Можно попросить ребенка звуком и движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет дикий вопль, рычание, топанье ногами, избиение подушки, швыряние мягких кубиков в стену.
Рекомендуется также взять мел или карандаш в левую руку (или в обе) и нарисовать свой гнев, а потом лист бумаги скомкать, порвать. Здорово, если родитель сделает то же самое вместе с сыном или дочерью. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится и будет готов к обдумыванию, как жить дальше.

Шаг четвертый: обсудить случившееся

Теперь стоит в спокойном тоне поговорить, что на самом деле задевает ребенка. Ведь всех, например, толкают в школьном коридоре, но не все из-за этого злятся. Обычно за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение сверстников и так далее. Выявив истинные мотивы, можно найти способ их удовлетворения.
Важно также научиться выражать свою злость «законным способом».
Можно, например, рисовать карикатуры на своего обидчика. Или найти в нем что-то по- настоящему смешное и рассказать с юмором об этом дома маме. Или еще раз вспомнить всю ситуацию и придумать, как она по-разному может закончиться.
       Если такой схемы поведения придерживаться постоянно, то ребенок научится справляться с гневом. А также он будет понимать, что с ним, собственно, происходит, и сумеет объяснять это другим. Он будет уметь выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И, что немаловажно, он усвоит для себя различные варианты выхода из сложной ситуации. 
 

Обновлено: 08.11.2022 15:58:08

Конечно неприятно, когда ребенок плохо ведет себя в школе, на него жалуются учителя, родители других детей. Проще простого его за это отчитать и наказать. Гораздо сложней разобраться в ситуации, постараться разрулить ее. В нашей статье мы дадим советы, как разговаривать с администрацией школы, своим ребенком, понять причину плохого поведения школьника.

Мой ребенок плохо ведет себя в школе

Фото: freepik.com/

Советы родителям

Как-то я оказалась в неприятной ситуации, мой ненаглядный ребенок что-то натворил в школе, и меня вызвали «на ковер». Сказать, что меня зашкаливало от эмоций, это ничего не сказать о моем состоянии. Я зашла в детскую, хлопнув дверью, спросила дочь, не хочет ли она мне что-нибудь рассказать. В ответ услышала ангельское: «Нет, мамочка». Тогда я решила выяснить напрямую, в ответ малышка, она была первоклассница, начала плакать. Я никак не ожидала подобного. После того, как она успокоилась, мы выяснили ситуацию, поговорили о том, как вести себя следующий раз.

Если вы оказались в подобной ситуации, вас вызывают в школу, жалуются на поведение детей, я могут дать советы, как уладить ситуацию.

  1. Прежде всего сохраняйте спокойствие. Прежде чем идти на выяснение отношений с ребенком, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Это нормально злиться на плохое поведение детей, но они имеют полное право не оправдать наши ожидания. Не стыдите ребенка.

  2. Выслушайте сторону ребенка. Вам пришлось услышать о ситуации с уст родителей одноклассника или учителя. Теперь дайте шанс выговорится своему ребенку. Порой учителям нет времени на то, чтобы разобраться с происходящим. Постарайтесь выяснить только факты. Сделайте так, чтобы разговор был конструктивным и честным.

  3. Обсудите, каково будет поведение ребенка в будущем. Конечно не стоит ожидать того, что ребенок враз изменится. Если дочь любит поболтать на уроках, то назавтра она не перестанет быть болтушкой. Обсудите с ребенком, что нужно придерживаться правил школы. Помогите ему при этом остаться собой. Объясните, что учителю мешает шум в классе, поэтому он вынужден принимать меры.

  4. Посоветуйтесь с классным руководителем. Это возможно в том случае, если у педагога и у вас одинаковые взгляды на процесс воспитания, решение подобных проблем. Обсуждение должно происходить на личной встрече.

Ребенку не нужно знать о том, что вы встречаетесь с учителем. Если желаете, то можете ему после разговора с педагогом рассказать некоторые моменты.

Слушаем учителя

Мой ребенок плохо ведет себя в школе

Фото: meritcd.com

Если вам звонят из школы с жалобой на плохое поведение ребенка, нужно встретиться с учителем и обсудить проблему. На первом этапе разговора выскажите педагогу свое сочувствие. Скажите, что понимаете, как ему непросто. Не перебивайте учителя, пусть он все расскажет, что планировал. Вы можете в это время достать ручку и блокнот, чтобы по ходу его монолога записывать важные моменты и вопросы.

После того, как педагог окончил говорить, выясните непонятные моменты. Не будут лишними уточняющие ситуацию вопросы: «Когда вы замечаете, что мой ребенок отвлекается на уроке?», «Что предшествовало такой реакции сына?», «Когда ребенок активно работает на уроке?», «У него такая реакция на слова всех одноклассников или конкретно одного?». «Что вы подразумеваете под словами, он все пропускает? Давайте посчитаем, сколько у него пропусков».

Если учитель говорит абстрактами словами, «неадекватно реагирует», «ничего не делает», то уточните, что он вкладывает в смысл этих слов. Возможно неадекватное поведение выражено в том, что ребенок качается на стуле или плюется жеванной булочкой. Это ведь совершенно разные поступки, да и понятия об адекватности могут сильно разниться. Если педагог жалуется, что ребенок ничего не делает, не будет лишним уточнить, на каких конкретно уроках он ничего не делает.

Обязательно выясните, у всех ли педагогов ребенок ведет себя подобным образом или есть такие, где он держит себя в руках. Может быть имеет смысл поговорить и с «учителями-союзниками», выяснить их мнение по поводу поведения ребенка. Возможно сын или дочь упорно игнорируют определенный вид работы. Тогда нужно разобраться, в чем причина, и чем она вызвана. Если идет обсуждение драки, следует выяснить ее причины, в каком месте она происходила, что ее спровоцировало, кто был инициатором.

Можно в конце разговора подвести итог встречи. «Я поняла, что Леша через 5 минут после начала урока начинает смотреть в окно?». «Я правильно понял, что Ксюша не писала классную работу, а шепталась с подружкой по парте?». «Я выяснила, что мальчики назвали Митю неприличным словом, он прыгнул на них, и началась драка». Вводите дополнительные условия для уточнений, они помогут прояснить ситуацию.

Ведем переговоры

Любой диалог должен быть конструктивным. Поэтому, избегайте любых обвинений, оценочных суждений, выясняйте только факты. Примеры оценочных суждений:

  1. он плохо воспитан;

  2. он буйный;

  3. ведет себя неадекватно;

  4. никогда не слушает;

  5. на уроках бардак;

  6. в классе небезопасно находиться.

Примеры фактов:

  1. ударил девочку;

  2. плюнул в лицо;

  3. ответил нецензурно учителю;

  4. подрался в раздевалке.

Цель переговоров

Когда родители приходят в школу для общения с учителем, важно точно понимать цель своего разговора и стараться не отходить от нее. Цель разговора в школе должна сводиться к тому, чтобы найти совместно объективное решение проблемы, помочь ребенку, который испытывает трудности. Неправильные цели:

  1. доказать, что все не отличаются умом;

  2. заставить принять мою точку зрения;

  3. выяснить, что этот балбес там опять натворил;

  4. выяснить, кто виноват;

  5. наказать виновных;

  6. дать понять, что о моем ребенке никто не может говорить плохо.

Если в школе разбирается ситуация, в которой ребенком был нанесен материальный вред, то прежде всего необходимо решить вопрос о его возмещении. Кроме того, важно определиться, как сделать так, чтобы подобная ситуация больше не повторялась, какие из нее можно извлечь уроки. Если ребенок выступает в роли обвиняемого, то задача родителей заключается в том, чтобы выступить в роли адвоката, но не сообщника. Не стоит вместе отказываться от содеянного, выгораживать виновника.

Разговариваем со школьным психологом

Мой ребенок плохо ведет себя в школе

Фото: careerstaff.com

Если жалобы со стороны учителей систематические, то имеет смысл обсудить ситуацию со школьным психологом. Ведь никогда не бывает плохого поведения без каких-либо причин. Всегда есть мотив. Одновременно с этим важен домашний диалог с ребенком. Необходимо понять, что его тревожит. Но нельзя таких детей отделять от коллектива.

Возможно ребенок таким образом привлекает внимание одноклассников, стремится занять позицию лидера. Психологи говорят, что, если дети делают какие-то действия, которые противоречат нормальному поведению, то таким образом они дают понять, что им чего-то не хватает. Проще всего обратиться к психологу при первых признаках плохого поведения. Тогда ему проще оказать помощь.

Какие меры принять

Если на ребенка идут постоянные жалобы со стороны школы, беседы дома не приносят ожидаемого результата, то можно предпринять следующие меры:

  1. Если ребенку некомфортно в коллективе одноклассников, то можно подумать о том, чтобы перевести его в другой класс или школу. Но, это крайний вариант. Поскольку, в другой школе ему придется начинать новые отношения со всем коллективом. Гораздо проще при помощи взрослых восстановить отношения с одноклассниками.

  2. Если плохое поведение является признаком невыраженных лидерских качеств, то необходимо подумать о том, как создать условия и помочь ребенку проявить эту позицию. Посмотрите, в какой области он наиболее преуспевает. Может быть имеет смысл отправить его в спортивную секцию или на занятия по программированию или конструированию.

  3. Если плохое поведение на каком-то определенном уроке, посмотрите на успеваемость ребенка по нему. Возможно он не понял какую-то тему, и теперь на него все навалилось, как «снежный ком». Он не видит пути разрешения ситуации и таким образом привлекает внимание. Помогите ребенку наверстать упущенное, проверяйте у него выполнение домашнего задания. Результат обязательно будет.

  4. Если у ребенка нет усидчивости, следует обдумать, как привить это качество. Возможно придется позаниматься с психологом для развития терпения или выбрать дополнительные занятия, прививающие эту черту.

  5. Возможно ребенок не любит учиться. Тогда ему в школе доставляют радость бурные игры на перемене, разговоры во время урока. В этом случае придется поработать над мотивацией учебы.

Бывают особо сложные случаи, когда ребенок отказывается идти на контакт. В этой ситуации придется обратиться к психологу. Без специалиста не обойтись.

Как восстановить дисциплину

Мой ребенок плохо ведет себя в школе

Фото: usnews.com/

Восстановление дисциплины должно происходить без ругани и наказаний.

  1. Ребенок не должен всегда слушаться взрослых. Американский клинический психолог, педиатр Хаим Гинотт говорит, что целью родителей должно быть не воспитание удобного, послушного ребенка. У него должно быть право на собственное мнение, пусть даже отличное от мнения учителя. Он должен уметь принимать решение, делать выбор. Поэтому, не стоит сразу наказывать ребенка за плохое поведение. Быть может он таким образом отстаивает свою точку зрения.

  2. Помогите детям хорошо себя вести. Объясните им правила поведения в классе. Если же они продолжают раз за разом делать то, чего категорически нельзя, значит, это требование пока находится не в рамках их возрастной нормы.

  3. Регулярно напоминайте детям правила, соблюдение которых от них требуется в школе.

  4. Объясняя правила помните о том, что они должны быть четкими. Не «на уроке нужно вести себя тихо», а «на уроке нельзя разговаривать, бегать».

  5. Правила должны быть едиными для всех. Если в школе запрещается разговаривать на уроке, то этот запрет должны быть и для постоянного нарушителя спокойствия, и для отличницы с косичками.

  6. Поддерживайте добрые намерения ребенка. «Ты не хотел обидеть Валю, но нечаянно ее толкнул, и она заплакала. Будь внимательней».

  7. Не разговаривайте с ребенком на эмоциональном взрыве. Расстройства, гнев не помощники в решении ситуации. Успокойтесь, потом обсудите проблему.

  8. Если понимаете, что сейчас взорветесь, то лучше взять паузу. Уйдите из комнаты, выдохните, попейте воды. После этого продолжайте разговор.

Бывает, когда учительница часто ругает ребенка, он стает еще «вредней», начинает делать все «назло». В нем включается механизм сопротивления. Это нормально. Не стоит перегибать палку, постарайтесь понять своего ребенка.

Нередко школьные учителя жалуются на плохое поведение детей. Это не удивительно, ведь всем известно, что детская психика еще не сформирована. Порой банальная вещь в виде обидного слова или неудачного рисунка может стать глобальной проблемой. Задача родителей быть на стороне своего ребенка, постараться увидеть причину плохого поведения, помочь ему выйти из ситуации. Главный ключ к взаимопониманию – совместное время провождение, которое поможет найти решение любых проблем.

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Добавить комментарий