Как исправить плохой голос

Почему пропадает голос? Что делать и как лечить хрипоту или осиплость голоса? Предлагаем рассмотреть самые распространенные причины изменений и потери голоса, а также варианты решения этой проблемы. 

Причины потери голоса

Сложная система формирования звуков, которую представляет человеческий голосовой аппарат, состоит из нескольких взаимосвязанных участков, контролируемых ЦНС. Его составляют легкие, как энергетический участок, гортань, в которой формируется звук, и целая группа резонаторов, включая глотку и трахею. За артикуляцию отвечают язык, мягкое небо зубочелюстной отдел и мышцы шеи. Сбой в функциональности любого из этих участков приводит к нарушению работы всего голосового аппарата, что выражается в осиплости, охриплости голоса, а то и потере возможности говорить.

Причин того, почему голос хрипнет или пропадает вовсе, довольно много, и о них написаны целые медицинские трактаты, однако стоит рассмотреть наиболее распространенные, те – которые могут коснуться практически каждого.

1. Инфекционно-воспалительные заболевания ЛОР-органов

Респираторные инфекции, статистически, являются самой распространенной причиной потери голоса. Прежде всего, из-за массовости этих сезонных заболеваний, затрагивающих все возрастные группы, и конечно – потому что основной “удар” инфекции и последующего воспаления приходится на органы, составляющие голосовой аппарат – горло, гортань.
Воспаление глоточных миндалин, воспаления и отек глотки, носоглотки и гортани, на внутренней стенке которой расположены голосовые складки – неизменно повлияют на формирование звука и, соответственно, на силу, тембр и тональность голоса. Сиплый голос – характерный симптом при ларингите, где очагом воспаления оказываются основные отделы формирования голоса – гортань и голосовые складки.

Ларингит

Как правило, проявляется в качестве симптома острой респираторно-вирусной инфекции. Осиплый голос у ребенка может быть следствием ларингита, который, в свою очередь, может сигнализировать о довольно опасных инфекционных болезнях, таких как корь, скарлатина или коклюш.
Несмотря на гиперемию и отечность слизистой гортани, что выявляется на ларингоскопии, больной ларингитом чувствует себя вполне нормально, и температура не повышается до субфебрильной, зато ощущает сухость и першение в горле, а голос становится охрипшим. Такая охриплость голоса, с течением болезни, может развиться вплоть до афонии – полной потери голоса, на восстановление которого потребуется несколько недель.

Голос охрип. Ларингит

Лечение

Процесс лечения осиплого голоса у ребенка или взрослого при инфекционно-воспалительных заболеваниях ЛОР-органов совмещается с лечением основной болезни с некоторыми дополнениями:

  • голосовой режим – полное молчание несколько дней, максимум – беззвучный шепот;
  • специальная диета – еда должна быть ни горячей, ни холодной – теплой, не острой, не соленой, и никаких спиртных напитков;
  • обильное теплое питье – соки, компоты, молоко;
  • препараты антигистаминной группы.

Грамотно составленное и строго проведенное лечение приносит результат. Важно с самых первых дней начать прием лекарственных препаратов, разработанных специально для лечения охриплости и потери голоса, таких как Гомеовокс. Комплекс лекарственных трав в составе препарата обладает смягчающим и противовоспалительным действием и сочетается с любыми лекарствами, даже антибиотиками.
Формированный шепот повышает нагрузку на складки вдвое.

2. Перенапряжение голосовых складок

Это вторая по распространенности причина потери, осиплости или охриплости голоса у ребенка и взрослого, у пожилого и молодого, у мужчины и женщины – каждый может сорвать голос, если чрезмерно или неумело его эксплуатировать. Есть профессии, где чрезмерная нагрузка на голосовые складки – составляющая работы: певцы, преподаватели, экскурсоводы. Часть их профессионального мастерства – это уметь владеть своим голосом, и учатся этому не только для повышения воздействия на аудиторию, но и для собственной безопасности – чтобы не сорвать голос и не лишиться “рабочего инструмента”.

Перенапряжение голосовых связок. Пропал голос

Причинами сиплого голоса у ребенка в младенчестве могут быть, как врожденные патологии, инфекционные заболевания, так и перенапряжение еще неокрепших голосовых складок – из-за сильного и длительного крика, плача. Перенапряжение складок приводит к спастической дисфонии у детей постарше, отличающихся чрезмерной активностью. Такое нарушение также характеризуется осиплостью голоса.
У взрослых перенапряжение голоса происходит, подчас, по “детским” причинам – взять хотя бы футбольных болельщиков. Однако, в отличие от детей, охрипший голос после “вчерашнего караоке” наутро не восстановится – уже не та эластичность складок, и если повредить их труднее, то и восстанавливаются они дольше и мучительней.
Не перенапрягать голосовые складки во время долгой беседы или лекции поможет простая, негазированная вода.

Лечение

Спастическая дисфония – осиплость голоса, предполагает возможность самостоятельного восстановления функции, однако при афонии – полной потере голоса в результате перенапряжения складок, необходима помощь специалиста. Таким специалистом является врач-фониатр, занимающийся восстановлением голоса и развитием его возможностей. Он назначит курс медикаментов и физиотерапевтического лечения.
По результатам диагностики составит подробный план лечения, строго придерживаться которого – задача пациента. В ходе лечения необходимо придерживаться режима полного молчания и голосового покоя, соблюдать диету и пить много жидкости, не переохлаждаться. Как дополнительная терапия – дыхательные упражнения, а на поздних этапах лечения – артикуляционные.

3. Стресс

Зачастую, результатом нервного перенапряжения становится частичная или полная потеря голоса, характеризующаяся изменением тембра – осиплостью или охриплостью голоса, либо полной утратой “дара речи”, когда из горла вырывается лишь формированный шепот. Первый, более легкий случай, в медицине определяется как психогенная дисфония, второй – психогенная афония.

Потеря голоса. Стресс

Характерно, что многие, потерявшие голос в результате ситуативного или длительного нервного перенапряжения, никак не связывают эти состояния, списывая потерю голоса, как правило, на простуду. Психогенные афония и дисфония не являются психическим заболеванием – это своеобразная защитная реакция на стрессовую ситуацию или состояние, ее патологическое преодоление.
Необходимость лечения психогенной дисфонии обусловлена риском переходя состояния в затяжную фазу и органических изменений голосовых складок – образованию узелков.

Лечение

Психотерапевтическая методика лечения подобных состояний строго индивидуальна, и сочетается с различными видами голосовых упражнений и медикаментозным лечением слизистой оболочки гортани. Широко применяется терапия методом внушения в комплексе с фонационными маневрами. В подобной ситуации могут также помочь безрецептурные лекарственные препараты, быстро и безопасно уменьшающие тревожность и нормализующие сон, например, Гомеострес. Это средство не вызовет заторможенности и привыкания, и может применяться у взрослых и детей старше трех лет.

4. Эндокринные нарушения

Взаимосвязь голосового аппарата с эндокринной системой определяет и соответствующую реакцию на любые гормональные изменения или нарушения. Особое влияние на функциональность гортани и голосовых складок, в ней расположенных, оказывает щитовидная железа, снижение функции которой (гипотиреоз) приводит к отеку складок и осиплости голоса.
Гормональный “всплеск” в подростковом возрасте также отражается на голосе, заставляя родителей – кого удивляться, а кого умиляться, когда вдруг стал хриплым голос у ребенка. Впрочем, гормональная причина здесь несколько опосредована, и относится к физиологическим изменениям всего организма, в том числе – росту гортани, что и приводит к мутации голоса. В такой период главное – избегать перенапряжения складок криками и пением – так свойственным этому чудному возрасту.

Голос охрип. Подростки

Лечение

Лечение заболеваний щитовидной железы и эндокринной системы в целом – прерогатива эндокринолога, к которому необходимо обратиться для прохождения исследования на гормональные отклонения или патологии. При подозрении на дисфонию, связанную с мутацией голоса, стоит обратить внимание на препарат Гомеовокс – отличное лечебное и профилактическое средство от осиплости, охриплости и потери голоса. Это более чем уместно в период возрастных изменений.

5. Новообразования гортани

Так называемые, доброкачественные опухоли – довольно распространенные заболевания гортани, неизменно сказывающиеся и на работе голосового аппарата. Зачастую, они есть последствия хронического ларингита – кисты, фибромы, папилломы. Изменения голоса зависят от величины, локализации и степени подвижности новообразования, и чаще всего характеризуется охриплостью голоса.

Осипший голос. Заболевания

Лечение

Необходимо пройти ларингоскопию, которая позволит поставить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Хирургическое вмешательство избавит от новообразования, а фонопедическая терапия позволит вернуть прежний голос.

* Статья партнеров “МедЭлемент”

Огрубение голоса
причины, способы диагностики и лечения

Огрубение голоса — нарушение голосовой функции, которое объясняется активно развивающимся заболеванием. Исключение — подростковый возраст. Процесс характеризуется утолщением и деформацией связок. Если причина изменения голоса — болезнь, требуется записаться на прием к отоларингологу.

изображение

Причины огрубения голоса

Выделяют несколько возможных причин нарушения голосовой функции:

  • воспалительные заболевания горла и гортани, которые связаны с инфекцией. Синдром развивается при отечности, что характерно для ларингита. Отек препятствует смыканию голосовых связок, это приводит к огрубению голоса. Группа заболеваний характеризуется повышенной температурой тела, дискомфортными ощущениями в области гортани, голос может полностью пропасть;
  • огрубение голоса прогрессирует после интоксикации организма, например, отравление хлором провоцирует спазм голосовой щели. Сопутствующий симптом — сухой кашель. Интоксикация хлором возможна в домашних условиях, данное вещество содержится в средствах бытовой химии. Отравление аммиаком характеризуется першением в гортани, болезненными ощущениями в области груди, выделением мокроты. Интоксикация фтором отличается покраснением глаз, слизью из носа, возможна диарея с примесью кровеносных телец;
  • грубеет голос в результате аллергической реакции, которая провоцирует отек Квинке. Нарушение функций голосового аппарата свидетельствует о стенозе гортани. Больному труднее дышать. Первый признак отека — бледность кожных покровов, посинение пальцев на верхних конечностях, возможен обморок. Болезнь требует срочного обращения к врачу;
  • нарушение работы голосового аппарата отмечается при гипотиреозе, болезнь характеризуется уменьшением производства гормонов щитовидной железы. Сопутствующие симптомы — отечность связок и гортани, бледность кожных покровов, заторможенность, ломкость волосяного покрова, отсутствие аппетита, одышка;
  • изменение тембра голоса характерно для перенапряжения связок. Синдром развивается у человека, которому приходится громко говорить или петь. Голос “садится” при постоянном перенапряжении связок;
  • осиплость прогрессирует при ожогах химическими веществами, например, при контакте с уксусной кислотой;
  • курение, смолы и другие составляющие сигареты оказывают негативное воздействие на слизистую оболочку гортани, провоцируется отечность связок;
  • ожог возможен при употреблении спиртных напитков;
  • рефлюкс-эзофагит, характеризуется проникновением соляной кислоты их желудочного тракта в гортань;
  • физические повреждения связок, например, при попадании инородного предмета в гортань или рассечении связок во время хирургического лечения;
  • паралич нервных окончаний, снабжающих гортань. Синдром развивается при сифилисе и дифтерии;
  • новообразования гортани доброкачественного или злокачественного характера, провоцируется сдавливание сосудистых каналов и нервных окончаний, что отражается на подвижности связок;
  • поражение мозгового ствола, синдром прогрессирует при заболевании Лайма. Речь становится непонятной, больным трудно глотать еду и говорить. Отмечается нарушение сердечного ритма;
  • заболевания сосудистых каналов;
  • дегенеративные болезни центральной нервной системы, например, склероз рассеянного характера;
  • инсульт головного мозга, нарушение функции голосового аппарата — одно из остаточных явлений инсульта, постепенно функцию умерших клеток берут на себя здоровые, охриплость голоса исчезает;
  • нарушения гормонального фона;
  • высокая концентрация токсичных веществ в окружающей среде;
  • побочный эффект лекарств;
  • возрастной фактор, по мере старения связки человека утрачивают эластичность.

Статью проверил

img

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 17 Января 2023 года

Содержание статьи

Виды огрубения голоса

В зависимости от тяжести синдрома выделяют следующие виды:

Дисфония

Характеризуется охриплостью голоса, отмечается частичное нарушение тембра.

Афония

Подразумевает полное отсутствие голоса. Больной может говорить только шепотом.

Методы диагностики

Перед составлением курса лечения определяется причина возникновения синдрома. Требуется консультация врача. Доктор проводит сбор анамнеза, визуальный осмотр гортани, применяет пальпационную методику обследования для установления размера лимфатических узлов. При необходимости назначают: общий анализ кровеносных телец и урины, посев содержимого носоглотки, определение онкомаркеров при подозрении на злокачественное новообразование, бронхоскопию, ультразвуковое обследование, рентген шеи позвоночника, КТ, МРТ, сцинтиграфию. В сети клиник ЦМРТ рекомендуют прохождение следующих процедур:

К какому врачу обратиться

Если голос изменился на фоне или после ЛОР-заболевания, обратитесь к отоларингологу, после травмы горла — к травматологу или хирургу. При наличии симптомом гормонального расстройства посетите эндокринолога.

Лечение огрубения голоса

Тактика лечения зависит от причины возникновения синдрома. Чтобы избавиться от боли при болезни дыхательных путей используют медикаментозные средства. Вылечить заболевание помогают массажные и физиотерапевтические процедуры, курсы лечебной физической культуры, коррекция рациона питания. При необходимости назначают ингаляции. В тяжелых случаях используют хирургические методики лечения. Применение народных средств ускорит выздоровление. В сети клиник ЦМРТ для устранения причины огрубения голоса используют:

Последствия

При отсутствии лечения изменения тембра по причине развития инфекционного заболевания возможна временная потеря голоса. Провоцируются затруднения в глотании, хронический кашель, невозможность контролировать громкость речи.

Профилактика огрубения голоса

Для предотвращения изменения тембра требуется придерживаться следующих правил:

  • своевременно заниматься лечением инфекционных заболеваний;
  • отказаться от употребления спиртных напитков, курения, приема наркотических препаратов;
  • ежедневно заниматься физической культурой;
  • раз в 12 месяцев проходить профилактический осмотр;
  • при первых симптомах потери или изменения тембра голоса обращаться к врачу;
  • в целях профилактики раз в 6 месяцев пить курс витаминов;
  • соблюдать питьевой режим;
  • придерживаться сбалансированного рациона питания.

Постановка голоса — интервью с фониатром

интервью

Как улучшить голос — вопросы специалисту по голосу

Татьяна Готовяхина — фониатр, врач-оториноларинголог высшей категории, кандидат медицинских наук — отвечает на вопросы о голосе.
Фониатр — специалист, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний голосового аппарата.

фониатр

Оглавление:

Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.

Как устроен голос и что на него влияет?

Для голоса очень важно состояние эндокринной системы.

— Основным генератором звука является гортань. В гортани есть голосовые складки, состоящие из голосовой связки и голосовой мышцы, и покрытые слизистой оболочкой. При дыхании голосовые складки разводятся, давая просвет для прохождения воздуха в трахею и легкие. При произнесении звука, голосовые складки смыкаются и, как струны музыкального инструмента, совершают колебания с различной частотой и амплитудой. От частоты колебаний зависит высота нашего голоса: чем выше мы говорим или поём, тем чаще голосовые складки колеблются. Так же с громкостью: чем громче мы говорим, тем больше амплитуда этих колебаний.

Но, помимо гортани, в образовании голоса участвуют и другие органы. Так, легкие и диафрагма обеспечивают необходимый объём воздуха, под давлением проходящий через сомкнутые голосовые складки при произнесении звука.

Важен и резонаторный отдел голосового аппарата. У нас есть верхние резонаторы: это полость носа, глотка, придаточные пазухи носа, и нижние резонаторы: трахея, крупные бронхи. Под влиянием этих резонаторов наш голос приобретает индивидуальное, неповторимое звучание.

Для голоса очень важно состояние эндокринной системы. Гортань — орган гормонозависимый. Также на голос может влиять состояние желудочно-кишечного тракта: при повышении кислотности, нарушениях моторики происходит заброс кислоты в пищевод и нижние отделы глотки, что приводит к раздражению слизистой оболочки глотки, гортани и сказывается на состоянии голоса.

Важно состояние нервной системы: переутомление, стрессовые ситуации, неврологические проблемы с мышечным тонусом. Например, проблемы с шейным отделом позвоночника влияют на тонус мышц шеи, которые участвуют в процессе образования голоса.

— Как влияют на голос холодные, теплые, горячие напитки?

— Очень горячий чай, кофе раздражают слизистую оболочку глотки, а ледяные напитки приводят к переохлаждению и соответственно снижают защитную функцию слизистой. А вот теплое питье полезно, особенно в перерывах между голосовой нагрузкой: так увлажняется слизистая, расслабляются мышцы, если было какое-то перенапряжение вследствие неправильной манеры ведения голоса.

Что касается других продуктов: нежелательно употреблять все, что механически или химически раздражает слизистую оболочку, особенно перед началом работы. Это сухарики, семечки, орешки, особенно в больших количествах, кислое, перченое, маринованное, крепкий кофе. Это приводит к сухости, першению в горле и дискомфорту.

Видеоэндоскопия

Видеоэндостробоскопия — метод осмотра, при котором эндоскоп, соединенный с видеокамерой,
вводится в полость рта, и на экране монитора фониатр оценивает состояние голосовых складок.

— Почему во время чтения, выступления в горле пересыхает и как это предотвратить?

— Часто в горле пересыхает из-за того, что мы делаем неправильный вдох. Обычно мы дышим через нос, дыхание спокойное, воздух проходит, соприкасаясь со слизистой оболочкой полости носа, при этом он согревается, увлажняется и очищается и уже потом попадает в нижележащие дыхательные пути. Когда мы долго говорим, нередко начинаем дышать через рот, воздух не увлажняется, поэтому слизистая пересыхает.

Также большая голосовая нагрузка приводит к тому, что устают мышцы гортани, это тоже может сопровождаться ощущением дискомфорта в горле. Поэтому если нет никаких заболеваний носа, глотки и гортани, иногда достаточно делать перерывы, не говорить часами. После 20-30 минут выступления делать короткие перерывы полминуты, минута, попить что-то теплое, не раздражающее: некрепкий чай, теплая минеральная вода без газа.

Иногда можно применять растительные таблетированные препараты без резкого вкуса, запаха. Также для увлажнения слизистой можно использовать специальные спреи с морской водой или физиологическим раствором. Во время лечения иногда назначаются ингаляции с физиологическим раствором или минеральной водой.

— Усталость голоса — это признак неправильного использования голоса?

— Самое важное, если нет каких-то серьезных проблем со здоровьем, соблюдение голосового режима. Не стоит работать во время болезни, не надо кричать, длительно шептать, разговаривать в шумной обстановке. Очень важна правильная постановка голоса, техника речи, дыхания. На голос влияет очень много факторов, это и стрессовые ситуации, когда вы взволнованы, переживаете, это переутомление, если вы не высыпаетесь, давно не отдыхали, и это некоторые заболевания дыхательных путей, лор-органов (носа, глотки), состояние легких, желудочно-кишечного тракта, эндокринные нарушения (например, щитовидной железы).

У женщин это гинекологические заболевания. Это все нужно отследить, и если таких проблем нет, то это, скорее всего, нарушение техники речи или нарушение голосового режима.

Статья

— Должен ли уставать голосовой аппарат от большой нагрузки?

— Да, если вы разговариваете часами, то голосовой аппарат может уставать. У всех есть индивидуальные особенности. Кто-то может от природы говорить долго и не уставать, кому-то достаточно часа голосовой нагрузки, чтобы почувствовать утомляемость, это нормальный процесс.

Если ваш голос устаёт через 15, 20, 30 минут обычного спокойного общения, конечно, это повод обследоваться, сходить к лор-врачу, фониатру, и посмотреть, все ли в порядке. Если нет органических заболеваний (например, воспалительных), тогда мы, возможно, имеем дело с нарушением гигиены голоса. Но уставать при длительной нагрузке голос имеет право — если давать большие физические нагрузки, организм будет уставать, то же самое с голосовым аппаратом.

фониатр

Так выглядят голосовые складки во время проведения видеоэндоскопии
гортани. Врач сразу может оценить их состояние — есть ли проблемы в смыкании, воспаление,
узелки и т. п.

— Как с возрастом меняется голос?

После 18 лет голос уже сильно не меняется

— Существуют определенные особенности детского голоса, подросткового периода и периода пожилого возраста. В подростковом возрасте голос меняется и это процесс называется мутацией. Меняется механизм фонации, интенсивно растет гортань, особенно у мальчиков.

Если мы говорим о взрослых людях, то после 18 лет голос уже сильно не меняется. Голос можно улучшить за счет специальных занятий, но кардинально он уже не изменится. После 45-50 лет начинаются гормональные изменения, несколько более выраженные у женщин: немного снижается тонус мышц гортани, голос быстрее устаёт, появляется склонность к сухости слизистой, голос требует большего к себе внимания, более строгого голосового режима.

— Почему у некоторых людей хриплый голос?

— Нарушение голоса, при котором изменяется его высота, сила и тембр, называется дисфонией. Наиболее частые причины нарушения голоса — это либо функциональные дисфонии, либо простудные заболевания.

О функциональных изменениях можно говорить в том случае, когда нет органических изменений гортани, например воспалительных, но голос меняется из-за нарушения тонуса мышц гортани. Тонус меняется по многим причинам, о которых мы уже говорили, но как пример — после длительной голосовой нагрузки, или вы уже переболели простудным заболеванием, но мышечный тонус гортани еще не успел восстановиться.

Вторая наиболее частая причина, это простудные заболевания. За счет воспаления слизистой оболочки появляется осиплость.

Помимо простудных заболеваний, у людей голосовых профессий часто встречается такое заболевание, как узелки голосовых складок. Они представляют собой локальный отек голосовых складок, появляющийся после излишней голосовой нагрузки или голосовой нагрузки во время простудного заболевания. Сначала это может проявляться осиплостью после голосовой нагрузки, позже осиплость станет стойкой.

Вообще причин нарушения голоса много, это также могут быть новообразования, полипы, кисты голосовых складок и другие заболевания.

Как выглядят голосовые связки во время видеоэндостробоскопии

— Вреден ли шепот для голоса?

— Конечно, если вы произнесете несколько фраз шёпотом, то ничего страшного с вами не случится. Но длительно шептать, пытаться за счет шепота пощадить гортань на фоне простуды или переутомления вредно. При шёпоте голосовые складки плотно не смыкаются, перенапрягаются другие мышцы гортани, которые в норме не должны участвовать в звукоизвлечении. Этот неправильный механизм извлечения голоса может закрепиться и сохраниться уже после выздоровления. Тогда мы наблюдаем ситуацию, когда пациент уже вылечился от острого ларингита, но продолжает шептать, либо звонкость голоса не восстанавливается. Дальше уже требуется помощь педагога-фонопеда, чтобы восстановить механизм правильного голосообразования.

Поэтому шепот — это не способ пощадить голос. Если голос устал, лучше помолчать или разговаривать спокойно, но не шептать.

— Может ли курение и алкоголь сделать голос низким и хриплым? Что думаю фониатры об этом?

— Если целью является добиться хриплого голоса, а не здорового, то, конечно, курите. Если же цель сохранить гортань и голос здоровыми, то курение строго противопоказано.

Почему? Рано или поздно у курильщика развивается хронический ларингит — стойкое воспаление слизистой оболочки гортани. Как минимум расширяются сосуды, появляется больше слизи, она более вязкая, и это приводит к тому, что голос быстрее устаёт, звучит тускло, появляется охриплость. Поэтому курение положительно влиять на голос не может.

Конечно, есть актёры и вокалисты, которые курят и работают, но в дальнейшем они гораздо чаще будут сталкиваться с проблемами голоса, чем человек не курящий. Если человек курил даже полгода-год, мы уже видим изменения слизистой. А когда именно возникнут необратимые изменения, в том числе с риском развития онкологических заболеваний, сказать сложно — у кого-то раньше, у кого-то позже. При этом даже, если человек прекращает курить, изменения слизистой сократятся, но не полностью, всегда будет повышенный риск развития проблем.

Что касается алкоголя. Алкоголь влияет на голос несколькими способами: первое это просто раздражение слизистой. Раздражается слизистая глотки, задних отделов гортани, появляется сухость, першение. Второе — расширяются сосуды, в том числе и на голосовых складках, что чревато опять же воспалительными изменениями, иногда кровоизлиянием в голосовую складку.

Иногда при осиплости рекомендуют вечером употребить алкоголь или добавить в чай небольшое количество алкоголя — это может привести к некоторому улучшению за счет временной стимуляции кровообращения. Но если вам предстоит голосовая нагрузка, то это, конечно, нежелательно.

Контакты ЛОР НИИ: Татьяна работает в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте уха, горла и
носа и речи, ул. Бронницкая, 9. Для записи на прием звоните в фониатрическое отделение. телефон (812) 316−41−17, с понедельника по пятницу с 9 до 15.

Интервью взял: Илья Демьянов

Упражнения для улучшения дикции — это комплекс специальных занятий, которые включают в себя укрепление мускулатуры речевого аппарата, работу над произношением гласных и согласных звуков, развитие скорости воспроизведения отдельных слов и словосочетаний.

Чтобы приобрести приятное звучание голоса, иметь отличную артикуляцию, необходимы регулярные тренировки и постоянная практика. Упражнения для улучшения дикции показаны к выполнению взрослым и детям с признаками дефекта речи, наличием слишком тихого тембра с невнятным звучанием отдельных звуков, слов.

Упражнения для взрослых

Для взрослых мужчин и женщин разработано большое количество эффективных упражнений для улучшения дикции. Все занятия данной категории направлены на всестороннее развитие речевого аппарата, повышение уровня внутренней самооценки, качества дикции и уверенности в себе во время разговора с окружающими людьми.

Артикуляционная зарядка

Данное упражнение направлено на развитие артикуляции, укрепление мышечных тканей речевого аппарата, четкого произношения самых сложных слов и словосочетаний. Артикуляционную зарядку рекомендуется делать 1-2 раза в день.

В таблице ниже представлен пошаговый алгоритм действий по выполнению данного упражнения:

Порядок выполнения зарядки для развития артикуляции Описание тренировочного процесса
Шаг 1. Укрепление мышц корня языка. Необходимо открыть рот, а затем высунуть язык вперед на максимальную длину. После этого язык засовывается внутрь ротовой полости по направлению к тканям твердого неба. Данные действия выполняются в течение 5-7 мин.
Шаг 2. Быстрое перемещение языка внутри ротовой полости. Следует закрыть ротовую полость, а затем кончиком языка поочередно касаться внутренней поверхности правой и левой щеки. Продолжительность тренировки этого вида составляет 6 мин.
Шаг 3. Вращающие движения языком. Необходимо закрыть рот, а затем выполнять вращательные движения языком внутри ротовой полости. В правую и левую сторону следует сделать не менее 20 вращений.
Шаг 4. Тренировка лицевой мускулатуры нижней части лица. Для проведения данной тренировки необходимо вытянуть губы трубочкой. После этого мышечные ткани нижней части лица растягиваются в максимально широкой улыбке, которая сохраняется в течение 10 с. Затем все движения выполняются заново. Продолжительность данного этапа артикуляционной тренировки составляет 10 мин.
Шаг 5. Вращение языка с открытым ртом. Необходимо открыть рот и высунуть язык, а затем вращать его кончиком по часовой и против часовой стрелки. В каждую сторону следует выполнять по 25 повторений.
Шаг 6. Растягивание щек. Для проведения этого этапа артикуляционной тренировки потребуется закрыть рот, а затем наполнить его большим количество воздуха. После этого данный объем воздуха поочередно перемещается от правой к левой щеке. Ориентировочная продолжительность тренировки 5 мин.
Шаг 7. Комплексное укрепление всех лицевых мышц. Этот этап занятия на развитие артикуляции предусматривает выполнение следующих действий:

1. Изображение различных гримас.

2. Выпучивание глаз.

3. Пародирование различных персонажей.

4. Надувание щек.

5. Демонстрация разнообразных эмоций.

Данный этап артикуляционной тренировки проходит в произвольной форме. Главное условие — это создание максимальной нагрузки на все лицевые мышцы, участвующие во время воспроизведения речи.

Артикуляционную зарядку рекомендуется проводить перед началом выполнения всех остальных упражнений, направленных на развитие дикции, постановку голоса и тренировку речевого аппарата.

Произношение взрывных звуков

Во время выполнения этого упражнения проводится отработка более качественного звучания согласных и гласных звуков, за счет которых обеспечивается различительная и смысловая функция отдельных слов.

Дикция: упражнения для улучшения на фото, нужно выполнять их в точности.

В данном случае взрослому человеку необходимо поочередно произносить набор следующих звуков:

  1. П, ПЬ, КЬ, Т, К, ТЬ.
  2. КО, ПУ, ТО, КУ, ТУ.
  3. РО, БУ, РУ, БО, ГО, ДУ, ГУ.
  4. БА-БА, БУ-БУ, БУПП.
  5. АИ, ЭО, ОИ, АУ, УИ.
  6. ЛРА, МФО, МФЕ, ЛРЮ, ЧРА, ДЛДА.
  7. ПТА, ПТКИ, ПТИ, ПТО, ПТКЫ, ПТУ, ПТКЭ.
  8. ЗДРИ, ЗДРЫ, ЗДРЭ, ЗДРО.

Воспроизведение вышеперечисленных звуков должно осуществляться быстро, но при этом с сохранением четкости звучания каждой буквы. Это упражнение позволяет улучшить качество дикции в течение короткого периода времени. Все буквы должны проговариваться на взрыве и звучать звонко. Данное занятие проводится ежедневно с продолжительностью от 10 до 15 мин.

Правильное дыхание

Постановка дыхания — это важный этап в общем процессе развития дикции и улучшения звучания голоса.

Выполнение данного упражнения, направленного на усовершенствование функций речевого аппарата, предусматривает осуществление следующих действий:

  1. Открыть ротовую полость, а затем выполнить 10 вдохов и выдохов через нос.
  2. Положить правую руку на живот в области солнечного сплетения. После этого сделать глубокий вдох через носовые каналы и вдохнуть воздух через маленькое отверстие, сформированное губами. Данное действие повторять 6 раз.
  3. Левую ноздрю закрыть пальцем руки, а затем выполнить 5 короткий вдохов правым носовым каналом. После этого открыть левую ноздрю и выдохнуть воздух. Затем аналогичные действия выполняются в отношении другого носового канала.
  4. В течение 5 мин. дышать исключительно носом, но при этом создавать давление пальцами рук на поверхность гайморовых пазух.
  5. Сделать глубокий вдох носом, подтянуть мышцы живота внутрь брюшной полости, а затем сделать резкий выдох через носовые каналы.

Правильно поставленный процесс выдоха воздуха позволяет развить хорошую координацию фраз во время быстрого разговора, не изменяет тембр голоса, не сбивает интонацию. Все слова звучат четко и ясно. Данное упражнение выполняется ежедневно в течение 10 мин.

Произношение скороговорок

Дикция (упражнения для улучшения дикции должны выполняться регулярно) вырабатывается только при условии постоянной работы над четкостью своей речи. Произношение скороговорок — это классический и один из наиболее эффективных способов постановки хорошей интонации, звонкого звучания голоса и членораздельного произношения каждого слова. Данное упражнение можно выполнять неограниченное количество раз на протяжении всего дня.

Рекомендуется использовать следующие скороговорки:

  1. Линял, линял линолеум.
  2. Вылинял и полиловел.
  3. Интервента интервьюер интервьюировал.
  4. Дыроколом бумажный протокол проколол суровый прокурор.
  5. Резв чешский черношерстный ризеншнауцер, но ретив стаффордширский терьер.
  6. Все скороговорки ты не перескороговоришь и не пытайся перевыскоровоговорить.

Для того, чтобы усложнить выполнение данного упражнения, рекомендуется закладывать за щеки конфеты или орешки. Вначале речь будет неразборчивой, но со временем дикция станет все лучше, произойдет укрепление артикуляционной мускулатуры.

Во время произношения скороговорок рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • каждое слово и слог необходимо проговаривать медленно;
  • по мере улучшения дикции следует ускорять произношение скороговорки;
  • длинные скороговорки лучше разбивать на 2-3 части;
  • сначала проговорить все слова шепотом, а затем громким голосом с выражением;
  • повторять одну и ту же скороговорку с разной интонацией и эмоциональным наполнением.

Чтобы оценить успешность занятий на улучшение дикции, рекомендуется каждые 10 дней непрерывных тренировок проводить запись своего голоса во время разговора, чтения текста или проговаривания скороговорок.

С помощью данного метода можно оценить прогресс по развитию артикуляции, четкости слов и воспроизведения звуков.

Повторение сложных слов

Дикция (упражнения для улучшения дикции подходят людям всех возрастных групп) формируется постепенно, по мере укрепления мускулатуры речевого аппарата.

Занятие под названием «Повторение сложных слов» предусматривает методичное проговаривание следующей информации:

  1. Монстр.
  2. Сверхзвуковой.
  3. Протестантство.
  4. Ответственность.
  5. Философствовать.
  6. Трансплантация.
  7. Пункт взрыва.
  8. Горазд всхрапнуть.
  9. Бодрствовать.
  10. Всклокочен.
  11. Взбудоражить.
  12. Мегагерц.
  13. Контрпрорыв.
  14. Ахабагаламага.
  15. Сверхвстревоженный.
  16. Постскриптум.

В данном случае развитие дикции и артикуляции достигается за счет приобретения навыков быстрого воспроизведения сложного сочетания гласных и согласных звуков. Это упражнение рекомендуется выполнять по 15-20 мин. ежедневно.

Воспроизведение звуков и слов

Принцип выполнения данного упражнения заключается в том, чтобы перед тем, как проговорить каждое слово, человек сначала произносил 2 основных звука, входящих в его состав, а именно:

  1. Выполняющий упражнение, звонко воспроизводит звуки «В», «Ш», а затем четко проговаривает слово «воспользовавшемуся».
  2. «Ч», «Ф», «Р» — «фантасмагорический».
  3. «К» — «мелкокалиберными».
  4. «С», «Ф» — «средств».
  5. «П», «В» — «опубликовывать».
  6. «Р», «Т» — «проиллюстрировала».
  7. «П», «Р», «С» — «территориальная целостность».
  8. «Ч», «В» — «четырехсотдолларового».
  9. «П», «Р» — «опосредованному субсидированию».
  10. «Р», «В» — «ревербератор».
  11. «К», «Ф», «О», «А» — «клаустрофобия фантастическая фобия».

Продолжительность выполнения этого упражнения для развития дикции не ограничена временем, но не должна быть меньше 15 мин. в день. Первый положительный эффект от проведения тренировок данного вида наблюдается спустя 2-3 недели регулярных занятий.

Упражнения для детей

Дикция (упражнения для улучшения дикции подбираются совместно с педагогом или логопедом) — это показатель интеллектуального развития ребенка. Для детей разработаны занятия различной сложности, которые направлены на развитие их речевого аппарата, правильного произношения гласных и согласных звуков.

Артикуляция согласных звуков «Х», «Г» и «К»

Данное упражнение на улучшение дикции и артикуляции подходит к выполнению детям возрастом от 3 лет.

Ребенок должен повторять за педагогом или логопедом следующие слова и фразы, в которых содержится наибольшее количество вышеуказанных согласных звуков:

  1. Качели качаются, а рядом едут газели на газу.
  2. Кость кушает кошка.
  3. В гости пришел гость из города.
  4. Кнут не может быть гнут.
  5. Клумба находится возле клуба.
  6. Кеша кашляет из-за того, что кашу ел холодную.
  7. Геша, Геннадий, Гена.
  8. Косой козел криво идет с козой.
  9. Краб красному крабу сделал грабли.
  10. Греб граблями главный краб гравий.

В процессе выполнения этого упражнения специалист должен следить, чтобы ребенок проговаривал все слова правильно, произносил звуки звонко и на взрыве. Средняя продолжительность занятия составляет 10-15 мин., но в тот же момент учитывается возраст детей, входящих в состав группы, уровень их интеллектуального развития.

Отработка согласных звуков «Ц» и «С»

Для улучшения дикции у детей необходимо регулярно выполнять упражнения, предусматривающие проработку правильного воспроизведения звука «Ц».

Ребенок повторяет за воспитателем следующие слова и фразы:

  1. Цапля цапнула цепкую жабу.
  2. Сабля сверкнула светлым лезвием.
  3. Цок-цок синий каблучок.
  4. Целится в цель целеустремленный целитель.
  5. Цветет цветок цветами синими.
  6. Сель сошла в сельском селении.
  7. Свет светится в светлом саду светом сиреневым.
  8. Цирк царит в царстве смеха.
  9. Сырные палочки состоят из сыра.
  10. Целый день смеялся циркач.
  11. Цапля сохла, цапля чахла.

Средняя продолжительность выполнения данного упражнения составляет от 10 до 15 мин. Каждую фразу ребенок может проговаривать по несколько раз. В случае неправильного воспроизведения отдельных звуков специалист помогает детям развить грамотную речь, улучшить дикцию, артикуляцию.

Произношение сразу нескольких звуков

Чтобы выполнить данное упражнение на улучшение дикции, ребенок должен медленно произносить сочетание следующих звуков:

  1. Тлз, кшто, кжду.
  2. Кшта, джр, кждо.
  3. Кшт, врж, кшту.
  4. Кштэ, мкртч, кст.
  5. Кждо, кпт, кжда.

Проведение этого занятия рекомендовано детям возрастом от 6 лет. Для учеников средней школы можно дополнительно сделать таблички с надписями указанного сочетания звуков, чтобы каждый ребенок не повторял буквы за педагогом, а проговаривал их путем чтения. Средняя продолжительность этого упражнения составляет 10 мин. с регулярным выполнением 1-2 раза в день.

Тренировка по произношению большого количества согласных и гласных звуков

Данное занятие по улучшению дикции и артикуляции может проводиться с детьми возрастом от 3 лет и старше.

Во время выполнения этого упражнения каждый ребенок повторяет за специалистом следующие фразы:

  1. К Кларе крадется Карл.
  2. Кому Костя кланяется.
  3. К горлу подкатил ком.
  4. К гастролям гремят барабаны.
  5. К Гале и к Кате приехали друзья.
  6. К Киеву подъезжает коричневый поезд.
  7. Москва маленькая для москвичей.
  8. В городе нет огорода.
  9. Отдаленное отделение обходить очень долго.
  10. Без шубы холодно зимой.
  11. Разжигать костер надо уметь.
  12. Отдушина одной души.
  13. К концу фильма Климентий красиво уснул.
  14. Восстановить вольную волю.
  15. Оттолкнуть от себя толкающихся.
  16. Ввязаться в великий спор.

Во время проговаривания вышеперечисленных фраз, которые содержат в себе большое сочетание гласных и согласных звуков, сложных по произношению, дети могут задавать воспитателю различные вопросы. Например, касающиеся значения отдельных слов. В данном случае педагог или логопед должен удовлетворять все информационные запросы детей. Это позволит сохранить интерес каждого ребенка к проводимому занятию, а также существенно расширит их кругозор.

Проговаривание похожих слов

Принцип проведения данного занятия заключается в том, что дети методично повторяют фразы, в которых присутствуют слова похожие по произношению, но разные по смысловой нагрузке, а именно:

  1. Верх нарядной одежды. Вверх двигаются скалолазы.
  2. Ведение урока. Введение в курс дел.
  3. Толкнуть снаряд. Оттолкнуть предмет.
  4. Держать ложку. Поддержать друга.
  5. Тащить ведро. Оттащить от огня.
  6. Водный мотоцикл. Вводный инструктаж.
  7. Сорить деньгами. Ссорить друзей.

Во время выполнения этого упражнения дети улучшают дикцию в части произношения сдвоенных звуков. Кроме того, создается эффект дополнительной интеллектуальной нагрузки. Каждый ребенок задумывается о значении каждой фразы, различном смысловом содержании таких похожих слов, отличающихся только одной буквой. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет 15 мин.

Игровое упражнение «Забиваем гвозди»

Занятие на улучшение дикции с применением элементов игры подходит для работы с детьми средней и старшей группы дошкольного учреждения. В выполнении этого упражнения одновременно может принимать участие от 10 до 15 детей.

Игровая тренировка на улучшение дикции и артикуляции проводится следующим образом:

  1. Воспитатель раздает детям пластиковые молоточки и бумажные гвозди, которые раскладываются на поверхность стола.
  2. По команде педагога дети начинают забивать молотками гвозди.
  3. Во время выполнения данных действий все дети повторяют за воспитателем следующее сочетание звуков: гбде, гбду, гбда, гбды, гбдж.
  4. Произношение данных звуков должно совпадать с одновременным ударом молотка по шляпке гвоздей.

Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет от 5 до 10 мин. в зависимости от уровня усидчивости детей. После завершения занятия педагог задает своим воспитанникам вопросы, касающиеся игры. Например, понравилось ли им это упражнение? Кто больше всего забил гвоздей?Также воспитатель разъясняет детям важность правильного выговаривания звуков.

Игровое упражнение «Лошадиный топот»

Данное занятие также предусмотрено к проведению в отношении детей средней и старшей дошкольной группы.

Для выполнения этого упражнения на улучшение дикции и артикуляции необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Воспитатель выстраивает всех детей по центру игрового зала.
  2. Педагог просит их показать, как скачет лошадка, насколько силен ее топот.
  3. Дети начинают дружно шагать и имитировать топот лошади.
  4. В этот момент воспитатель просит детей поддержать свои действия словесным сопровождением в виде воспроизведения звуков: птку, птки, птко, пткэ, птка.

После завершения занятия воспитатель благодарит всех за участие в игре. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет от 5 до 10 мин. Преимуществом использования этой игры является то, что дети учатся произносить сложное сочетание гласных и согласных звуков во время физической нагрузки, учащенного дыхания.

Произношение фраз в разном темпе

Дикция (упражнения для улучшения дикции способствуют развитию всего речевого аппарата) играет важную роль в ежедневном общении детей. Для выполнения этого упражнения ребенку необходимо проговаривать набор фраз с большим количеством сложных сочетаний гласных и согласных звуков. При этом нижеперечисленные слова сначала воспроизводятся шепотом.

Затем эти же фразы повторно проговариваются звонко и с интонацией, а именно:

  1. В тот час здесь громко пел черный дрозд.
  2. В прошлый год тут был белый град.
  3. Дуб был очень стар.
  4. Всем люб и мил был Тимофей.
  5. Вмиг клуб из клубней полон.
  6. Гриб покрыл мох.
  7. Дед взял и стал стар.
  8. Ваш гость подошел и взял черную трость.
  9. Волн плеск — брызг бирюзовый блеск.
  10. Сто верст преодолеть вскачь — одна из сложных задач.
  11. Рододендроны цветущие из дендрария отданы родителям.
  12. Клара клала муку на ларь, Карл крал муку из ларя.
  13. Помыт Костя брат, побрит Клим брат, а брат Глеб бородат.

Вышеперечисленные фразы необходимо повторять ежедневно по несколько раз. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет 10 мин. Упражнения для улучшения дикции — это целый комплекс специальных занятий, во время выполнения которых прорабатывается произношение гласных и согласных звуков, повышается качество артикуляции, тембрального звучания голоса.

Тренировка речевого аппарата показана взрослым и детям всех возрастных групп. Для достижения максимального эффекта все занятия рекомендуется проводить вместе с педагогом или логопедом. Упражнения на улучшение дикции должны выполняться ежедневно на регулярной основе. Для детей лучше всего использовать игровые варианты занятий.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Техника речи и постановка голоса - советы

Всем, кто выступает перед аудиторией, нужно научиться технике речи, обладать четкой дикцией и приятным голосом. Существует много проблем связанных с речью и голосом, которые препятствуют как ощущению уверенности у говорящего, так и нарушению процесса коммуникации и созданию неприятного отношения к оратору или диктору. Это может быть монотонный или быстрый темп речи, писклявый или тихий голос, нарушение техники произношения звуков.

Как поставить голос для речи – Содержание:

  • Тренировка дикции
  • Отработка техники речи
    • Интонация
    • Темп речи
    • Громкость и сила голоса
    • Объем голоса
    • Дыхание
  • Развитие речи и дикции
  • Тренировка речи
  • Эффективные упражнения для постановки голоса

К счастью, существует множество упражнений для техники речи и постановки голоса, которые можно выполнять как на специальных занятиях сценической речи, дикции, так и в домашних условиях по самоучителю. Предлагаем ознакомиться с самыми распространёнными и эффективными из них.

Главное больше говорить вслух и практиковаться перед слушателями, пользуясь каждым удобным случаем.

абота над техникой речи состоит из трех основных направлений: тренировки дикции, отработки техники речи, развития.

Уроки речи: Тренировка дикции

Дикция – отчетливое произношение звуков и слогов в составе слова. Хорошая дикция – залог успеха во многих сферах жизни. Понятная разборчивая речь способствует приятному общению и влиянию на собеседника. Чтобы добиться четкого и ясного произношения, необходимо регулярно тренировать дикцию. Этот процесс весьма трудоемкий и требует большого труда и высокой самоорганизованности.

В процессе звукообразования участвуют 3 главных артикулятора: язык, губы и нижняя челюсть. Щечные мышцы, дыхание, полость рта, небо и гортань тоже влияют на качество звучания. Для идеального произношения нужно правильно располагать артикуляционные органы для каждой буквы алфавита. Чтобы проверить состояние своих артикуляторов, существует ряд упражнений, которые выполняются перед зеркалом.

Исправить невнятную дикцию возможно при помощи специальных упражнений. Выполняя их систематически, дикция станет четче и яснее. Начинайте прямо сейчас.

  • Делайте разминку артикуляционного аппарата;
  • Повторяйте сложные буквенные комбинации и скороговорки;
  • Произносите отдельные звуки, особенно парные согласные;

При необходимости запишите свою речь на диктофон и проанализируйте произношение.

Самые распространенные дефекты: шепелявость, картавость, свистящие звуки, проглатывание отдельных звуков, заикание. Если существуют нарушения, не стоит пренебрегать посещением логопеда. Чтобы избавиться от серьезных речевых расстройств, нужна комплексная работа специалиста. Определив причину возникновения и развития проблемы, логопед разработает индивидуальный план. Даже если вы уже далеко не ребенок, специалист поможет поставить произношение.

Отработка техники речи

Работа над техникой речи подразумевает отработку некоторых не менее важных ее составляющих:

  1. Упражнения для речи: Интонация

    Интонация оформляет предложение, эмоционально окрашивает речь. Интонация помогает фразе приобретать определенный смысл, ее легче понять. Наиболее важные слова в высказывании выделяются смысловыми ударениями. Дикция становится «живой» и красочной. Интонационная выразительность отражает эмоциональное состояние говорящего (недовольство, одобрение, гнев, благосклонность, насмешка и т.п.).

    Профессиональная работа над интонацией проводится на материале звуков, небольших фраз, стихотворений. Некоторые эффективные упражнения:

    1. Произнесите звук «а» с разной интонацией:
      • Радостно;
      • Грустно;
      • Весело;
      • Испуганно.
    2. Смоделируйте ситуацию и ответьте «да» на вымышленный вопрос:
      • Вопросительно;
      • Задумчиво;
      • Равнодушно;
      • Печально;
      • Решительно;
      • Дерзко;
      • Иронически;
      • Огорченно;
      • Доброжелательно;
      • С сожалением.
    3. Произнесите фразы с разными чувствами в голосе, пример:
      • Повелительно: Стой! Стоп! Возьми! Не тронь! Уходи! Встань! Читай! Думай! Иди! Говори! Вернись! Не плачь! Очнись! Осторожно!
      • Вопросительно: Что? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Можно? Зачем?
      • Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.
      • Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Спасите! Помогите!
      • Восторженно: Великолепно! Блеск! Красота! Здорово! Молодец! Браво!
    4. Произнесите фразы с разными чувствами:
      • «Подойди ко мне» – грустно, радостно, раздраженно, с сочувствием.
      • «Молодец» – восторженно, тревожно, огорченно, с радостью, с насмешкой.
      • «Садитесь» – ласково, с удивлением, настороженно, печально, грубо.
    5. Читайте тексты и стихи с выражением. Представьте себя актером на сцене, постарайтесь максимально убедительно выразить эмоции героев.
  2. Темп дикции

    К основным навыкам ораторского мастерства можно отнести умение варьировать скоростью произнесения фраз. При слишком медленной речи собеседнику становится не интересно, нить разговора теряется. Быстрый – заставляет напрягать слух, смыл ускользает. Кстати, замечено, что чем чаще спикер изменяет темп речи во время выступления, тем интереснее его слушать.

    Темп сильно связан с темпераментом человека и зачастую трудно поддается корректировке. Чтобы преобразить свою дикцию, нужно стремиться к оптимальному темпу, уметь им варьировать в зависимости от смысловой нагрузки.

    Существуют упражнения на изменение темпа речи. Возьмите любое стихотворение, например, «У Лукоморья дуб зеленый..». Читайте его на разной скорости – то медленно, как бы нараспев, то на максимально возможной скорости, то в нормальном темпе. Усложняйте задачу, произнося в диаметрально противоположной скорости каждые 2 строки. Через некоторое время вы сможете произносить текст в любом темпе. Для замедления темпа можно читать так называемые «медленноговорки». Это фразы из классических произведений, расположенные от длинных к коротким. Произносите их как можно медленнее, ни в коем случае не убыстряя темп. Замедлить темп можно либо за счет растягивания гласных звуков, либо за счет увеличения пауз, дыхания. Различные медленноговорки всех стилей можно найти в свободном доступе в интернете.

  3. Громкость и сила голоса

    Человек, который шепчет или срывается на крик вряд ли заинтересует собеседника. Важно следить за громкостью и силой голоса. Особенно это имеет значение во время публичного выступления. Гибкое изменение силы голоса делает дикцию интереснее и разнообразнее. Степень громкости голоса зависит от того, с кем и где вы общаетесь, а также от расстояния между собеседниками. Если это доверительное общение с другом или утешение человека, то говорить нужно тихо, не громко. Если необходимо привлечь внимание аудитории, то громкий голос будет уместнее. При этом, громкая речь в общественном месте будет расценена как невоспитанность и плохой тон.

    Одним из простейших упражнений для силы голоса является воспроизведение гудка поезда. Произнесите звук «У-у-у» сначала приближающегося, потом удаляющегося паровоза. Делайте это систематически, достигая минимально и максимально возможной громкости.

  4. Объем голоса

    Объемный или грудной голос, звучащий как бы из груди, считается более приятным. Он гораздо ниже, глубже. Разработать и получить объемный голос позволит простое упражнение: положив руку на грудь, нужно произносить гласные – А, О, Ы, У, Э. Во время произношения должна ощущаться вибрация в груди. Необходимо ее усилить. Проводите ежедневно такие упражнения в течение 5-10 минут для получения эффекта.

  5. Дыхание

    Дыхание составляет основу техники речи, так как звуки издаются при выдохе. Обычное дыхание отличается от речевого. Во время
    длинного монолога обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большого запаса воздуха и его эффективного расходования. Поэтому, важно учиться правильно дышать, развивать свои дыхательные возможности. Существует большое количество техник дыхания. Одним из популярных упражнений является задувание трех воображаемых свечей на торте. Задача состоит в распределении воздуха, чтобы на каждую свечу вы набирали воздух аккуратно, а не жадно его хватали ртом. Постепенно увеличивайте количество свечей, вдыхая больше и глубже. Еще в качестве дыхательной зарядки можно читать стихотворение, используя один выдох на каждую часть стиха.

Дышите! Не дышите!

Чтобы с вашим голосом не происходило сбоев, не возникало мышечных зажимов, спазмов, «кома» в горле, мешающего свободно говорить и просто не тряслись руки и ноги, вам следует владеть своим дыханием и стремиться к правильному его постановке. Постановка голоса и речи невозможна без упражнения направленного на дыхание.

Чтобы произнести все предложение или большой фрагмент на одном дыхании, следует научиться набирать большой объём воздуха в легкие, далее при необходимости либо задерживать его, либо экономно расходовать. Дыхательный аппарат легко подается обучению при регулярном выполнении упражнений.

Во время паузы оратор должен вновь набирать воздух достаточного объема до наступления новой логической паузы. Произвольное дыхание делает прочтение текста неэмоциональным и не логичным. Также следует не перестараться и не издавать странные звуки во время вдоха, набора воздуха и выдыхания. Дыхательный процесс следует поставить таким образом, чтобы он был максимально бесшумным, а воздух набирался в короткие сроки.

Развитие дикции

  1. Правильное построение предложений – это основа грамотной речи. Умение излагать мысли и доносить смысл – бесценный навык. Говорить красиво и со смыслом можно научиться. Уделяя всего до одного часа в день необходимым тренировкам, уже через месяц можно наблюдать первые успехи.

    Неправильно построенные предложения ухудшают качество речи. В ходе общения или долгого разговора возникают затяжные паузы, спикер пытается подбирать слова или составляет неправильные речевые конструкции. Для соблюдения логики своего рассказа нужно соблюдать порядок мысли и логически конструировать фразу.

    Некоторые советы для устранения проблемы с речью:

    • Ведите дневник. Ежедневно записывайте в него события дня, описывая все детали и эмоции. Важно излагать мысли в том виде, в котором они приходят в голову. Перечитав написанное, отметьте лишнее. В следующий день старайтесь обращать на это внимание и не допускать подобных ошибок.
    • Заведите журнал афоризмов. Записывайте цитаты великих людей, интересные фразы и высказывания. Перечитывайте их. Таким образом вы будете их запоминать и использовать в разговорах. Афоризмы разнообразят речь и научат составлять правильные предложения.
    • Слушайте аудиокниги. Красиво построенная устная речь вырабатывает привычку правильно формулировать свои мысли.
  2. Увеличение словарного запаса

    Ограниченный словарный запас делает речь некрасивой и однообразной. Она непривлекательна для собеседника, так как демонстрирует ограниченность и банальность. Увеличить словарный запас можно с помощью несложных рекомендаций:

    • Каждое незнакомое слово ищите в толковом словаре. Составляйте с ним предложения, чтобы лучше запомнить значение.
    • Разгадывайте кроссворды.
    • Подбирайте синонимы. Они оживляют дикцию.
  3. Избавление от слов-паразитов

    Использование слов-паразитов «замусоривают» речь. «Ну», «как бы», «это самое», «короче», «в общем», “на самом деле” и т.д. вы заполняете паузы, пока подбираете нужное слово. Справиться с таким недугом можно. Достаточно использовать следующие приемы:

    • Останавливайте рассказ вместо использования слов-паразитов.
    • Заменяйте ненужное слово глубоким вдохом.
    • Пересказывайте знакомым книги или фильмы. При каждом употреблении слова-паразита они должны вас останавливать. Делайте паузу и продолжайте повествование.
    • Практика. Ее должно быть много. Рассказы, выступления, разговоры по скайпу.

Тренировка дикции

Современная жизнь способствуют снижению речевых навыков. Большое количество мессенджеров позволяют в письменной форме донести многие вещи. Разговоры уходят на второй план. А чтобы тренировать речь нужна разговорная практика. Обсуждайте с друзьями книги, фильмы, события дня. Во время беседы стремитесь излагать мысли последовательно, связно, емко.

  • Читайте книги. Отдавайте предпочтение классической, научной и специальной литературе, поэзии. Чтение развивает память и мышление, обогащает словарный запас.
  • Описывайте предметы. Ежедневно выбирайте любой предмет (стол, стул, телевизор и т.п.) и описывайте его внешний вид, предназначение, функции литературным языком. Это научит правильному выражению своих мыслей.
  • Пишите. Перед публичным выступлением записывайте свою речь на бумаге. Перечитывайте, добавляйте при необходимости или убирайте лишнее.
  • Смотрите выступления знаменитых ораторов. Анализируйте важные детали: построение речи, тембр, звучание голоса, темп речи.

Красивая речь – плод качественной работы над собой. Уделяя ежедневно немного времени, возможно добиться неплохих результатов. Для этого, конечно, нужна сознательность и дисциплинированность. В настоящее время существуют специальные тренинги ораторского искусства. Это отличный вариант для тех, кто не видит в себе силы заниматься самому. Команда профессионалов поможет сделать вашу речь красивой, яркой и изысканной, а голос приятным и чарующим.

Эффективные обязательные упражнения для постановки голоса, речи и дикции

  • Упражнение «Свеча» позволит сделать дыхание на выдохе ровным. Для этого полоску бумаги размером 15*4 приближаем ко рту на 5-7 см. Складываем губы в трубочку и дуем на бумагу таким образом, чтобы угол ее наклона был одинаковым на протяжении всего выдоха. Избегайте дрожания бумаги или резких отклонений. Сохраняйте легкое напряжение межреберных мышц и диафрагмы.
  • Упражнение «Проколотый мяч» позволяет выдыхать плавно и в одном темпе. Представьте прокол мяча и подражайте звуку «сссссс». Обхватите руками с боков грудную клетку и нажимайте на «мяч», выпуская воздух без напряжения. Руки должны стремиться по направлению друг к другу и слегка сталкиваться с сопротивлением. Воздух под звучание «сссс» выходит медленно и плавно.
  • Упражнение «Маляр» выполняется следующим образом: двигайте руками словно красите рамы окон «Вверх-вниз, вверх-вниз..». Руки расслабленные, движения свободные и легкие. Произносим короткие слова «и вверх, и вниз, и вверх, и вниз». Затем движения становятся увереннее, размашистее, уже не от кисти, а от локтя, слова крупнее, голос выше. Затем работаем от плеча. Гласные становятся шире, голос выше и ниже. Помните: в речи важно повышение и понижение голоса, что говорит о выдержке оратора и его прекрасном владении голосовыми связками.

Чтобы улучшить дикцию произносите скороговорки не только лишь на гласные, но и на взрывные согласные. Техника речи и постановка голоса не обходится без  упражнений перед зеркалом для постановки голоса и правильной артикуляции.

Подбирайте свой тембр речи с педагогом по ораторскому мастерству и вокалу, берегите горло, следите ка движется язык во время голосовых упражнений. Расширяйте свой диапазон и голосовые возможности во время пения под любимую музыку.

Научиться чувствовать публику- очень важно для оратора, поэтому лучшие уроки ораторского искусства в Москве помогут вам освоить приемы установления зрительного контакта, найдете ответы на интересующие моменты, создадите комфортную обстановку у аудитории, с использованием юмора, перерывов, визуального ряда.

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Актерское мастерство для взрослых





На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение

13 000 человек прошло курс
Старт занятий: 24 мая

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Основы ораторского мастерства





На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Раскрепощение

Старт занятий: 24 мая

Обучение публичным выступлениям

Курс:

Обучение публичным выступлениям




Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия

Сложность:

Средняя сложность

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Искусство красноречия
  • Риторика

Обучение публичным выступлениям

Курс ораторского мастерства

Курс:

Обучение ораторскому мастерству





Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Раскрепощение
  • Риторика
  • Публичные выступления

13 000 человек прошло курс

Курс ораторского мастерства

Курс риторики

Курс:

Обучение риторике




Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Риторика
  • Ораторское мастерство
  • Публичные выступления
  • Коммуникативные навыки

Курс риторики

Курс художественного чтения

Курс:

Художественное чтение




Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Громко и уверенно говорить
  • Публичные выступления
  • Ораторское мастерство
  • Риторика

Курс художественного чтения

Курс техники речи

Курс:

Обучение техникам речи




Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Красивая речь
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Выступать перед публикой

Курс техники речи

Курс сценической речи

Курс:

Сценическая речь




Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Уверенный голос
  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Риторика

Курс сценической речи

Курсы начинающим актерам

Курс:

Начинающим актерам




Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Курсы начинающим актерам

Курс техника Уты Хаген

Курс:

Техника Уты Хаген




Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише

Курс техника Уты Хаген

Курс метод Стеллы Адлер

Курс:

Метод Стеллы Адлер




Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии

Курс метод Стеллы Адлер

Курс система станиславского

Курс:

Система Станиславского





Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.

Сложность:

Средняя сложность

Курс система станиславского

Курс метод Ли Страсберга

Курс:

Метод Ли Страсберга




Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре

Курс метод Ли Страсберга

Курс:

Для детей и подростков





Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление

Сложность:

Для начинающих

Курс развитие речи

Курс:

Обучение развитию речи




Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Четкость речи
  • Риторика
  • Красивый голос
  • Ораторское мастерство

Курс развитие речи

Добавить комментарий