Как исправить плохой почерк подростка

Решила скомпилировать весь свой опыт, который приобрела за год коррекции почерка у девятиклассника.

Шаг №0

Предварительный

Для красивого аккуратного почерка требуется много терпения и усидчивости со стороны ученика. С этим могут быть трудности: современные подростки привыкли быстро переключаться между разными видами деятельности. А вот долго останавливаться на одном и том же для нас (чего греха таить, я сама едва вышла из этого возраста) уже проблематично.

Поэтому перед занятием по коррекции почерка я рекомендую 5-10 минут занимать ученика монотонной, тихой, спокойной деятельностью. Сложная раскраска, сортировка мелких предметов, вышивка или даже просто дыхательная гимнастика, помогающая успокоиться и сосредоточиться.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №1

Скорость

Пока настрой не пропал – приступаем к коррекции почерка.

Первым делом я обращала внимание на темп письма. Мой ученик к концу слова (к концу строки и к концу текста) ускоряется, из-за чего неаккуратный почерк превращается в кошмарный неразборчивый.

В пределах одной строчки с этим можно бороться короткой фразой “Темп” (“Скорость”, “Медленней”) – пока не выработается привычка. Если подросток лучше воспринимает информацию визуально, то подготовить таблички с надписями или таблички разных цветов.

В пределах текста я засекала время. Если первый абзац был написан за 8 минут, то второй я просила написать за 10.

Очень важно внушить и себе, и ученику – лозунг “быстрее, выше, сильнее” мы оставляем для спорта.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №2

Правильный захват ручки

Переучить подростка держать ручку достаточно сложно. Я вижу в этом смысл, только если хват ручки очевидно затрудняет написание.

А ещё нужно смириться: сначала почерк ухудшится. Ученику придётся одновременно контролировать новое положение ручки, преодолевать мышечную усталость и аккуратно писать.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №3

Отрабатываем отдельные элементы

Нужно понять, какие соединения и буквы ученик пишет не оптимальным способом. Бывает, что есть лишние завитушки или нарушается порядок написания. В результате ученик невольно обводит букву несколько раз или грязно соединяет её со следующей.

Допустим, для отработки мы выделили 10 букв и 2 соединения. Конкретно их нужно регулярно, в первой половине занятия, повторять и отрабатывать. Пока не дойдёт до автоматизма. Можно в прописях, можно под контролем педагога в обычной тетради.

Обратите внимание: 10 букв, а не 33. Экономия времени значительная.

Прописи нужны?

Прописи полезны дисциплинированным детям. Если ваш ученик делает прописи на коленке за десять минут до занятия, то…

А на занятии я всё равно учу писать в тетради или на отдельном листе. Так мне проще контролировать ситуацию.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №4

Механизация

При списывании текста ученику нужно сосредоточиться не на смысле прочитанного, а на почерке. Думать и о содержании, и о почерке – двойная работа.

Это временная мера, пока почерк не будет достаточно “автоматизирован”.

С сочинением и изложением мы решили проблему так:

о смысле и содержании следует думать во время работы на черновике. Чистовик только для того, чтобы красиво переписать черновик. Переписывать текст на чистовик и параллельно его редактировать, добавляя или убирая мысли, НЕЛЬЗЯ.

Это займет много времени? Да.

А экзамен длится сколько? 4 часа.

А через какое время школьники обычно сдают работу и покидают аудиторию? 2-2,5 часа.

Я понимаю, что тяжело отсидеть 4 часа, особенно когда все вокруг уже ушли. Но это очень важно. Пусть с перерывами, перекусами и “передремами”. Но важно.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №5

Размер букв

Предположим, что шаг №3 пройден. Все буквы по отдельности пишутся правильно и красиво. Но вот вместе… Начались американские горки со спусками и подъемами.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Что с этим делать?

• убедиться, что у ученика нет недиагностированных проблем со зрением.

• проверить, видит ли ученик разницу в размерах букв. Если у ребёнка дисграфия, то есть вероятность, что он просто не замечает.

• попросить ученика сосредоточиться исключительно на размере букв. Или не букв. Пусть напишет строчку из палочек одинаковой высоты (мы её называем забором).

|||||||||||||||||||||||

Если это задание будет выполнено успешно – значит, мы имеем дело с трудностями концентрации.

• обратить внимание на мелкую моторику.

Возможно, ученик старается, но неуклюжесть пальцев не позволяет выполнить задание.

• расчертить тетрадь по образцу тетрадей в узкую линейку.

Почему я не предлагаю купить обычную тетрадь в узкую линейку? Для меня важно сделать постепенный переход от узкой линейки к широкой. Предположим, первые три строки узкие, четвёртая – узкая только наполовину (на вторую половину!), пятая – узкая посередине… Десятую строку не расчерчивать вообще. А на 12-13 вернуть обратно 🙂

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №6

Наклон

Здесь всё практически так же, как на шаге №5.

С наклоном у моего ученика, если он сосредоточен на работе, проблем нет.

Если бы они были (а я долго думала, что они были!):

  • я бы давала задания на косые заборы в первой половине урока ////////////
  • или с чередованием |/|/|/
  • угол наклона можно менять. Например, чередуем палочки с углом в 60° и 45°.
  • то же повторяем с буквами и словами.

+ Думаю, тетради в косую линейку здесь могут быть полезны.

++ Наблюдение за моторикой, глазомером, зрением – тоже актуальны.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №8

Буквы скачут

Ещё одна проблема, которая с моим учеником скорректировалась сама по себе. Нужно было только попросить сосредоточиться 🙂 И пообещать, что это последнее задание на коррекцию почерка.

Если концентрация ученика максимальна, а получается все равно плохо, то мне помогает старая добрая “узкая линейка”. По-другому я её называю “коридор”.

Например, попросить ученика нарисовать “змейку” внутри коридора так, чтобы она касалась его стенок, но не вылезала за пределы. Если ребенок помладше, то это вообще классное занятие на развитие фантазии: змее не должно быть тесно в “вольере”. Но если она за него вылезет, то покусает работника зоопарка. Нам это нужно? Нам это не нужно. Или у нас есть какие-то личные счеты с работником зоопарка?..

Постепенно от змеек и палочек переходим к петелькам, а потом и к буквам со словами.

Шаг №9

Ориентация на листе и расстояния между словами

По поводу красной строки. Я учу делать отступ шириной примерно в палец (для учеников начальной школы – 2 пальца). Чтобы не забыть его сделать – советую физически положить палец на тетрадь и оценить обстановку 🙂

Мой ученик после этого сказал, что ему нужно для экзамена одолжить чей-то палец. Свой, дескать, не подходит.

По поводу переноса слов на новую строку. Внезапно выяснилось, что мой ученик вообще не знает правил переноса слов. Но здесь важно не только знать правила, но и уметь правильно оценить: влезет слово в строчку или нет? Если нет, то какая его часть влезет?

Для правильного ответа на эти вопросы нужно иметь стабильный почерк и четкое представление о размере своих букв и слов. Если размеры прыгают, то нужно возвращаться к шагу №5. Если шаг №5 пройден, то смотрим: сколько места занимает слово из 3 букв? 1 сантиметр? 8 миллиметров? А если учесть, что в этом слове есть широкая буква “ж”? Ага…

Конкретно этой части я бы не стала уделять время вообще. Как только дойдем до стабильного автоматизированного почерка – я дам ученику возможность методом проб и ошибок разобраться с этим самостоятельно.

Расстояния между словами. Первым делом нужно понять, почему расстояния между словами у ученика меняются. И, по традиции, рисуем забор:

| | | | | | | | | | | | | | | | |

Но просим сосредоточиться исключительно на расстоянии между палочками. Пусть прыгают размеры, пусть не держится строка, пусть варьируется наклон. Следим только за промежутками.

Если проблема сохранится даже при максимальной концентрации – значит, есть проблема с ориентированием на пространстве листа. Проще всего придумать “линейку”. Например, посоветовать всегда делать расстояния между словами шириной в полпальца. Или взять карандаш и после каждого слова вместо пробела писать букву “ж”. Без нажима, едва заметно. Потом можно стереть. Так до тех пор, пока не выработается привычка.

Забор заслужил отдельное место в статье
Забор заслужил отдельное место в статье

Промежуточная остановка после шагов 6-9

Перечисленные мной проблемы – это следствие дефицита переработки зрительно-пространственной информации. Есть нейропсихологический подход к коррекции этой проблемы. В двух словах его можно описать так:

“Исправим почерк не исправляя почерк”

или

“Исправим почерк в процессе игры”

Но тут есть проблемы:

1) Почти все эти игры предназначены для младших школьников. Для подростков их нужно адаптировать.

2) Подростки, в отличие от детей, уже четко разделяют понятия “игра” и “учеба”. И то, что хорошо им удается в игре, может никак не всплыть во время учебы.

Тут же возникает парадокс: есть задания, с которыми мой ученик справляется лучше меня. Но у меня проблем с почерком и переработкой зрительно-пространственной информации нет, а у него есть…

3) После игры нужно приложить много усилий, чтобы настроить ученика на рабочий лад.

Но! Я одобряю подход “частично исправим почерк рисованием”. Это развивает и моторику, и зрительно-пространственные представления. Помогает сосредоточиться, не ассоциируется с учебой напрямую и не напрягает мозг.

Шаг №10

Заглавные буквы

На тот случай, если ученик забывает ставить точки в конце предложения или по инерции начинает новое предложение со строчной буквы.

Здесь мы с учеником вырабатывали последовательность:

написал предложение – стукнул колпачком ручки по столу

Были еще варианты “коснулся носа”, “коснулся лба”, “переложил ручку в другую руку и обратно”. Но мне больше всего нравится с колпачком.

Тем самым у ученика (у его мозговых структур) появляется время на то, чтобы перезагрузиться и переключиться на новое предложение.

Шаг №11

Отзеркаливание

Единственная проблема, с которой я вообще никак не столкнулась. Кроме буквы “э”, которую мы отработали отдельно.

Если бы она возникла конкретно у моего ученика, дисграфика со здоровым зрением и трудностями концентрации, то я бы пробовала что-то вроде таких заданий:

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

…и постепенно переходила к буквам.

Шаг №12

С чувством, с толком, с расстановкой… и паузами

Коррекция почерка – дело непростое, медленное, требующее максимальной концентрации. Особенно у подростков, которым нужно изменить привычки, закреплявшиеся почти каждый день в течение 7-10 лет. Мозг по инерции будет пытаться “управлять” рукой одним способом – и нужно запрещать ему это делать.

Дело пойдет медленно. Более того, дело ДОЛЖНО идти с паузами. Отрывать ручку от листа во время написания длинного слова – это нормально. Сделать минутный перерыв после трех строчек – это нормально. После половины текста пойти подышать воздухом в коридоре или сходить умыться – это тоже нормально. И для репетитора вполне уместно во время занятия переключиться на устный опрос по другой теме или рассказать кусочек новой информации.

Корректировать почерк уставшего человека невозможно.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Вот как-то так 🙂

Маленькие комментарии в конце:

1) Лучше писать слишком крупно, чем слишком мелко.

2) Лучше заниматься одним делом в одну единицу времени. Если сейчас стоит задача скорректировать размер букв, то не обращаем внимания на наклон.

3) Лучше работать над почерком каждый день по чуть-чуть, чем 3 часа раз в неделю. Поэтому настаиваем, чтобы ученики хоть сколько-то работали дома самостоятельно.

4) Все ученики индивидуальны. То, что я здесь описываю, подошло одному подростку и может не подойти другим.

5) Слушаем учеников, разговариваем с ними, не кричим и не давим. И наоборот – не пытаемся “скорешиться”, веселить частушками, сплетнями и байками. И юмора, и серьезности должно быть в меру 🙂

Несмотря на наступление цифровой эпохи, хороший почерк по-прежнему играет решающую роль в системе образования. Большинство экзаменов требует, чтобы учащиеся писали, а не печатали. Если почерк плохой, экзаменаторам сложно понять содержание, что, в свою очередь, может повлиять на оценки учащихся. С другой стороны, хороший почерк может положительно повлиять на оценки.

Если вы один из многих родителей, обеспокоенных паршивым почерком вашего подростка, и хотите, чтобы они его улучшили, этот пост поможет вам разобраться в основной причине плохого почерка вашего подростка и поможет улучшить его с помощью некоторых полезных советов.

почерк

Причины Плохого Почерка

Понимание причины плохого почерка вашего подростка поможет вам понять, как с этим бороться. Вот несколько вероятных причин, которые могут пролить свет на то, почему у вашего подростка плохой почерк.

1. Неправильный захват

Правильный захват карандаша играет огромную роль в развитии хорошего почерка. Большой, указательный и средний пальцы вместе образуют динамическую рукоятку штатива, что является правильным способом удержания карандаша. Неправильный захват может привести к более быстрому утомлению мышц рук по сравнению с правильным хватом. Это может вызвать у детей проблемы с почерком.

2. Отсутствие руководства

Развитие навыков разборчивого письма требует надлежащего руководства и поддержки со стороны учителей и родителей. Детей нужно учить писать правильно и разборчиво в классе и дома. К сожалению, в наш век технологий этот навык часто считается неважным и им пренебрегают. Часто учителя и родители не обучены обучать детей навыкам разборчивого письма и, следовательно, не могут правильно их направлять. В результате у детей развивается неправильный захват и плохой стиль письма, что приводит к плохому почерку.

3. Неадекватная практика

Чтобы почерк получился аккуратным и разборчивым, требуется последовательная практика. Дети должны потратить время на изучение букв алфавита, а затем перейти к написанию слов, фраз и предложений. Это нужно делать регулярно под соответствующим руководством.

4. Написание на книгах с одинарными линиями или без линий

Детей следует побуждать с самого начала научиться писать на трехстрочных листах для рукописного ввода. Эти листы имеют верхнюю и нижнюю линии и пунктирную среднюю линию, чтобы помочь детям понять, где начинать и заканчивать любую букву. Использование одинарной, двойной линии или пустого листа может затруднить их написание прямой линией.

5. Приобретение вредных привычек и приемов

Дети склонны перенимать многие вредные привычки от своих сверстников. Эти привычки, если повторять их неоднократно, вырастают вместе с ними во взрослую жизнь. Если дети видят, что их сверстники сутулились, держат голову на столе во время письма или держат карандаш, обхватив его большим пальцем, они могут перенять эти привычки.

Иногда вас рано учат неправильным вещам, что впоследствии вызывает проблемы. Например, большинство детей учат писать буквы от нижней строки до верхней строки на линованной странице. Однако это приводит к тому, что буквы из верхней строки связываются с буквами из нижней строки, из-за чего почерк выглядит неопрятным.

6. Дисграфия

Дисграфия — это нарушение обучаемости, которое влияет на мелкую моторику и способность писать. Это также влияет на орфографию, разборчивость, экспрессию, интервал между словами и размер во время письма. Детям с дисграфией трудно формулировать мысли на бумаге, формировать буквы и оставаться в рамках. Это неврологическое заболевание может быть основной причиной неряшливого почерка вашего ребенка (1) .

7. Диспраксия

Диспраксия , также известная как расстройство координации развития (DCD), представляет собой неврологическое расстройство, которое влияет на мелкую и крупную моторику , восприятие, память, внимание и социальные навыки (2) . У детей, страдающих этим заболеванием, плохой почерк (3) . Они также сталкиваются с проблемами при копировании с доски.

8. Дислексия

Дислексия — это нарушение обучаемости, которое влияет на области мозга, обрабатывающие язык. Дети учатся читать, связывая слова на листе со звуками, которые эти слова производят. Затем они восстанавливают буквенные узоры в словах во время письма. Однако людям с дислексией трудно расшифровать эти закономерности и установить связи. Таким образом, им может быть трудно уловить ритмический поток или движение во время письма, что вызывает трудности с почерком (4) (5) .

9. Синдром гипермобильности суставов

Синдром гипермобильности суставов — это состояние, при котором суставы обладают повышенной гибкостью и могут выходить за пределы нормы. Суставы у таких людей имеют слабую опору, и поэтому для сохранения положения требуется больше усилий. Это может вызвать у них мышечную усталость и боль, а также нарушение координации и равновесия. Эта боль может стать причиной проблем с почерком у пострадавших (6) . Дети с этим заболеванием также могут столкнуться с проблемами при захвате карандаша / ручки, что влияет на их почерк.

Примечание. Если у вашего ребенка есть какое-либо из перечисленных выше состояний, помогите ему учиться в своем собственном темпе и не сравнивайте его успехи с успехами других детей.

Советы По Улучшению Почерка

Теперь, когда вы поняли причины плохого почерка у подростков, вот несколько советов, которые могут помочь вашему подростку улучшить этот жизненно важный навык.

1. Определите проблемы

Прежде чем предпринимать шаги по улучшению почерка, очень важно понять точную причину плохого почерка вашего подростка. Таким образом, ваш подросток сможет прилагать постоянные усилия в правильном направлении. Чтобы разобраться в проблемах, попросите их записать свои мысли или скопировать отрывок из любой книги. Проверьте написание объективно. Буквы слишком наклонные? Буквы сливаются так, что их трудно различить? Почерк слишком большой или слишком мелкий? Расстояние между буквами или словами слишком мало или слишком много? Оценка всего этого даст вам понимание основных проблем в почерке вашего подростка. Затем вы можете направить их к его улучшению.

2. Проверьте захват

Часто сцепление — ключевая причина плохого почерка вашего подростка. Убедитесь, что ваш подросток держит ручку или карандаш в предлагаемой рукоятке штатива, то есть большим, средним и указательным пальцами. Большой палец должен быть слегка согнут, указательный палец должен быть на передней части карандаша, а средний палец — на стороне. Иногда подростки, как правило, слишком крепко держат ручку / карандаш, что утомляет руку и приводит к плохому почерку.

Итак, убедитесь, что захват крепкий, но не слишком тугой. Еще одна проблема, из-за которой может быть грязный почерк, — это слишком сильное давление на бумагу. Следите за давлением, которое ваш подросток оказывает во время письма, и попросите его ослабить давление, когда это кажется более чем необходимым.

3. Обратите внимание на их позу

Правильная осанка может значительно улучшить почерк. Проверяйте осанку подростка, когда он пишет. Их спина должна быть прямой; ступни должны иметь хорошую опору; бедра, колени и лодыжки должны быть наклонены под углом 90 градусов; стол должен быть на уровне талии, на градус или два выше, чем высота их согнутых локтей.

Кроме того, бумага должна быть закреплена не доминирующей рукой и слегка наклонена в сторону доминирующей руки. Правильная осанка помогает равномерно распределять мышечное напряжение по телу и предотвращает усталость и боль в суставах.

4. Выберите правильный пишущий инструмент

Выбор наиболее подходящего инструмента для письма имеет решающее значение для хорошего почерка. Подросткам, как правило, приходится писать ручками. Выберите перо, проверив захват, ширину, кончик и гладкость. Вы можете найти множество ручек со специальной резиновой ручкой, которая помогает снизить давление. Отметьте несколько перьев и выберите тот, который вам удобнее всего писать.

5. Используйте листы для рукописного ввода и линованные бумаги

Рукописный ввод можно значительно улучшить, используя письменные листы с курсивом . Они легко доступны и могут использоваться для регулярной тренировки рукописного ввода. Использование этих листов укрепит их уверенность в себе, улучшит их почерк и поможет им писать разборчиво.

Еще один полезный инструмент — это линованная бумага. Лайновая бумага помогает поддерживать одинаковый размер букв и гарантирует, что ваш ребенок будет писать ровно. Поля по бокам помогают писать аккуратно. Лайновую бумагу можно использовать в качестве ориентира даже при письме на чистом листе. Держите линованную бумагу под чистым листом и используйте видимые линии для точного письма.

6. Убедитесь, что они знают правила написания курсива

Иногда подростки плохо понимают правила рукописного письма в школе и пишут беспорядочно. Это приводит к непоследовательному стилю письма, которое выглядит неаккуратно. Помогите своему ребенку понять основные правила скорописного письма и побудите его практиковаться. Знакомство подростка с рукописными рабочими тетрадями может помочь им выучить стиль быстрее. Затем они могут попрактиковаться, переписывая короткие отрывки курсивом и постепенно переходя к более крупным отрывкам.

7. Укрепляйте мышцы рук

Во время письма мы задействуем мышцы рук, пальцев, ладони и запястья. Укрепление этих мышц повысит выносливость к письму и предотвратит быстрое утомление мышц. Поощряйте их развивать мелкую моторику. Простые занятия, такие как шитье, вязание, раскрашивание, настольные игры для координации рук и глаз, нанизывание бус, замешивание или игра с тестом, могут улучшить их мелкую моторику.

Некоторые инструменты, такие как ножницы или отвертки, также помогают улучшить маневренность пальцев. Укрепление верхней части тела, особенно плеч и предплечий, также играет ключевую роль в развитии хорошего почерка. Итак, убедите своих подростков принять участие в таких занятиях, как плавание и скалолазание.

8. Поощряйте их писать медленно и целенаправленно

Когда вы пишете быстро, все ваше внимание сосредоточено на скорости, что заставляет вас пренебрегать почерком. Медленное письмо поможет подростку обращать внимание на хватку и движение рук и осознанно писать каждую букву. Как только они начнут писать аккуратно, научите их постепенно увеличивать скорость, не влияя на качество почерка. Со временем и практикой ваш ребенок сможет писать в значительном темпе.

Это занятие можно сделать более увлекательным, позволив им писать на темы по своему выбору, подарив им подходящие принадлежности для письма и побудив их разгадывать кроссворды или анаграммы.

9. Заставляйте их практиковаться каждый день

Поговорка «Практика делает совершенным» особенно актуальна для улучшения почерка. Научите своего подростка каждый день уделять время чтению рукописного ввода. Сядьте с ними и помогите им понять проблемы письма, над которыми им нужно работать.

Вы также можете мотивировать своего ребенка , подарив ему дневник. Поощряйте своего подростка регулярно и целенаправленно записывать в этот дневник свои мысли и действия, следя за тем, чтобы они использовали курсивные правила. Это сделало бы путешествие по улучшению почерка увлекательным.

10. Приложить усилия и поддержать их настроение

Улучшение почерка требует значительных усилий и времени. Иногда это может повлиять на моральное состояние вашего подростка. Следовательно, очень важно быть нежным и ценить их усилия. Делайте им комплименты, когда они показывают улучшения, и мягко указывайте на проблемы.

Если ругать подростка или оказывать на него постоянное давление, это может вызвать у него чрезмерное напряжение и негативно повлиять на его успехи. Для ускорения обучения важно поддерживать позитивную среду. Если подростку скучно или он устал, сделайте небольшой перерыв. Эти перерывы омолодят их и помогут вернуться к занятиям с большим энтузиазмом.

Когда ваши подростки станут старше, хороший почерк поможет им произвести хорошее впечатление. Это еще больше повысит их уверенность в себе и поможет им добиться успеха в жизни. Воспользуйтесь этими советами и помогите своему подростку улучшить почерк и прогресс в жизни. Окажите им свою полную поддержку и время в этом познавательном путешествии.

Использованная Литература:
Статьи о здоровье Mentalar написаны после анализа различных научных отчетов и утверждений авторов-экспертов и организаций. Наши ссылки (цитаты) состоят из ресурсов, созданных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем, в нашей редакционной политике .
1. О дисграфии ; МГИЭП ​​ЮНЕСКО
2. Краткий обзор диспраксии… ; Фонд диснпраксии
3. Почерк ; Фонд диспраксии
4. Как я могу содержать своего ребенка? — почерк ; Британская ассоциация дислексии
5. Майкл Хеберт и др .; Почему дети с дислексией борются с письмом и как им помочь ; Службы языка, речи и слуха в школах (2018 г.).
6. Lauren Frohlich и др .; Влияние неопреновой шины на запястье / кисть на почерк для студентов с синдромом гипермобильности суставов: исследование дизайна единой системы ; Физическая и производственная терапия в педиатрии (2012).

Красивый и понятный почерк очень важен в школе. Особенно, если тинейджер планирует писать материалы, которые предназначены для чтения другими людьми. К сожалению, далеко не у всех подростков к сознательному возрасту появляется хороший почерк. В основном, он у них довольно непонятный. И остается на том же уровне, на котором сформировался в более младших классах. 

Мы расскажем о том, как помочь подростку улучшить почерк. Рассмотрим рекомендации, которых ему предстоит придерживаться. А также поговорим о ряде других особенностей взаимодействия с почерком.

Можно ли вообще изменить почерк и улучшить его?

Объясните тинейджеру, что он может улучшить свой почерк. Даже в том случае, если он совсем непонятный. Однако, для этого подростку предстоит потрудиться.

При этом, изменение и улучшение предыдущего плохого почерка не пройдут бесследно. Старые способы соединений букв останутся в подсознании подростка навсегда. И ему предстоит постоянно контролировать себя для того, чтобы писать буквы красиво, правильно. 

Каких рекомендаций подростку нужно придерживаться для того, чтобы улучшить свой почерк?

Подростку нужно максимально комфортно обустроить то место, где он будет писать

Удивительно, но окружающие факторы тоже значительно влияют на почерк. Если тинейджер будет писать на кривом столе, неудобном стуле и при плохом освещении, то и буквы будут получаться соответствующие. Однако, если поверхность будет ровная, стул – максимально удобным, а света в комнате будет полно, то и результат будет значительно лучше. Подросток сделает первый шаг к тому, чтобы улучшить свой почерк.

Перед тем, как сесть что-либо писать, подросток должен расслабиться

Согласно исследованиям, на почерк влияет и состояние человека. Он должен быть максимально расслабленным. В частности, напряжения не должно быть в руках, а также плечах. 

Во время написания букв на столе также должно быть много пространства. Подростка не должно ничего стеснять, поскольку в этом случае он почувствует себя некомфортно. Соответственно, и почерк у него значительно ухудшится. 

Каким должно быть кресло у подростка?

Когда подросток занимается дома на кресле, оно должно соответствовать ряду требований. В частности, рекомендуем подбирать вариант, спинка у которого – жесткая. И на нем подростку необходимо сидеть с максимально ровной спиной. Ноги под себя подминать подростку категорически не рекомендуется. Сутулиться – тоже. Поскольку все это значительно влияет на почерк. Ухудшает его.

Перед тем, как сесть писать, подростку необходимо сделать несколько важных упражнений. В частности, тех, которые помогут ему активно размять разные части тела. Начиная от пальцев, кистей и запястьев, заканчивая плечами.

Приобретите для подростка качественную бумагу, а также ручку

С бумагой вы придумать вряд ли что-либо сможете (поскольку в школах требуют только определенные тетрадки), однако качественную ручку приобрести сможете. При этом, действительно интересную модель можно купить за относительно невысокую цену. Отправьтесь с подростком в канцелярские товары. Приобретите несколько видов ручек, и дайте ему возможность воспользоваться каждой из них. В ходе написания букв подросток сможет понять, какой вид ручки для него подходит больше. И будет использовать его в дальнейшем. 

При этом, к подбору ручки нужно подойти ответственно. Не покупайте подростку тонкие ее виды. Подобные ручки будет очень неудобно держать. Как следствие, пальцы будут чрезмерно напряжены. 

Как выбирать качественную бумагу?

Если у вас все же есть возможность выбрать для подростка специализированную бумагу, то сделайте это. На качественном варианте выводить различные буквы намного удобнее, чем на дешевом. Просто отправьтесь в специализированный магазин и приобретите более дорогую бумагу. Вы почувствуете ее отличие от обычной модели даже по текстуре. 

Как помочь улучшить почерк левше?

Если подросток у вас левша, то, скорее всего, он обладает плохим почерком. Но улучшить его можно очень просто. Достаточно приобрести специализированную ручку, созданную для левшей.

Когда подросток будет использовать ее, то не будет испытывать дискомфорт. Он сможет с легкостью справляться с любыми поставленными перед ним задачами. А все потому, что ручка будет очень удобно лежать в его руке. 

Скажите тинейджеру набраться терпения

Скажите подростку, что для улучшения почерка понадобится много времени. Результата за короткий срок добиться невозможно. Объясните подростку, что, в среднем, на изменение почерка затрачивается очень много времени. Около одного-двух лет. 

Именно это количество времени нужно для того, чтобы подросток научился писать соответствующим образом на интуитивном уровне. И добился успеха в каллиграфии. За более короткий срок улучшить почерк, к сожалению, не получится. Это невозможно.

Подростку нужно поменять технику написания слов и предложений

Специалисты по каллиграфии заметили, что большая часть людей любого возраста применяют во время письма свои пальцы. И не могут держать руку на бумаге постоянно. Поскольку отрывают ее. 

Объясните тинейджеру, что писать подобным образом – неправильно. Важно понять, что пальцы во время письма практически не должны напрягаться. Порекомендуйте подростку взять ручку в руку и начать писать буквы в воздухе. Пусть обратит внимание на свою конечность. Так он сможет увидеть, что мышцы, которые должны задействоваться во время процесса, совсем другие. А не те, которые он обычно применяет во время письма.

Порекомендуйте подростку запомнить проведённый эксперимент и начать использовать правильные мышцы при написании текста. Пусть применяет предплечья, а также плечи. В этом случае он улучшит почерк. А также добьется того, что сможет с легкостью писать быстрее.

Подростку нужно регулярно практиковаться в написании текста

Для этого порекомендуйте подростку начать выводить различные простые символы. К примеру, тинейджер может попрактиковаться в выведении различных линий. Пусть пропишет подобным образом несколько страниц. Длина линий всегда должна быть одинаковой. А они сами должны быть параллельны. После этого порекомендуйте подростку выводить линии, расположенные в горизонтальном положении. 

После того, как тинейджер справится с написанием горизонтальных линий, он сможет перейти к более трудным фигурам. А также буквам. Подобное упражнение чем-то напоминает то, что в школах обычно делают в прописях. При этом, у подростка есть возможность отслеживать свой прогресс. И понимать, эффективно ли он улучшает каллиграфию.

Подростку нужно понять, почему у него плохой почерк, и начать работать над этим

Определение ошибок положительно повлияет на подростка. Он сможет исправить их, запомнить, как делать не нужно, и начать правильно писать. Это нужно делать для того, чтобы улучшить почерк. И добиться того, чтобы он выглядел красиво и понятно. 

Тинейджеру нужно понять, какие буквы и слова он пишет более плохо. А затем нужно сфокусироваться на том, чтобы исправить проблему. Также, тинейджеру необходимо будет писать буквы на аналогичном расстоянии друг от друга. Следить за тем, чтобы высота у них была одинаковая. А также учитывать ряд других важных особенностей написания слов. 

Порекомендуйте подростку всегда писать не быстро, размеренно. Обычно даже самый плохой почерк становится красивым в случае, если подросток пишет медленно. Вполне возможно, у него получаются каракули именно из-за того, что он спешит.

Отправьте подростка к специалисту

Существует огромное количество специалистов и курсов, которые проводят занятия по каллиграфии. Отправьте подростка на них. Заплатите деньги. И вскоре подростка научат красиво писать. При этом, делать это он будет быстро. Так, как будто бы писал соответствующим образом с рождения.

Заключение

Поддерживайте подростка. Не ругайте его за плохой почерк, ведь в этом нет ничего плохого. Даже доктора ужасно пишут буквы, слова и предложения. Однако, это не мешает им спасать жизни и являться представителями очень важной профессии. Однажды подросток сможет исправить почерк. Однако, до этого момента вам нужно будет помогать ему своей поддержкой.

Школьникам нередко снижают оценки из-за плохого почерка. И подобная проблема может сделать двоечником самого умного ребёнка в классе. Желая помочь своему чаду, родители пытаются найти какое-то решение. Всё не так плохо. Существует много способов улучшить почерк у подростка или младшего школьника, только необходимо понять, по какой причине ребёнок пишет, «как курица лапой». И только тогда уже можно предпринимать какие-то меры.

Признаки плохого почерка

Уродливый почерк может испортить успеваемость. Снижение отметок в младшей школе совсем не мотивирует к учёбе, а лишь, напротив, способствует исчезновению всякого желания учиться, выводить буквы. Нередко плохой почерк сопровождается низкой скоростью письма, из-за чего рука устаёт быстрее, чем у других деток. В результате школьник не успевает за учителем на контрольных и диктантах, торопится писать слова, и получает плохие оценки.

В средней школе ученик медленно пишет конспекты, которые преподаватель потом не может разобрать. Иногда школьник и сам не способен расшифровать свои «иероглифы».

Признаки плохого почеркаОбучение письму — нелёгкое занятие. Учитель далеко не всегда может отыскать нужный подход к каждому школьнику. Большинству детей подобная наука даётся очень тяжело. Однако, если знать некоторые секреты методики, вполне можно исправить положение. Важно осознать, из-за чего у сына или дочки не получается красиво писать. Следует начать с небольшого исследования, взяв в руки тетрадку чада или исписанную бумагу и обратив внимание на следующие моменты:

  • как написаны буквы «к», «н» и «п» (если они мало чем отличаются друг от друга, это показательная ошибка);
  • «танцуют» ли буковки над строкой и под ней, различны ли они по ширине, высоте и наклону (несоответствие каллиграфическим нормам);
  • заходит ли малыш на поля, приписывает ли лишние элементы к буквам «м» или «ш», имеется ли грязь на полях (нарушение норм оформления).

Положение тела и неподходящая парта

Плохой почерк часто обусловлен неправильной позой, неестественным углом ручки или расположением тетради, бумаги. Для того чтобы писать быстро и чётко, необходимо следить за выполнением этих правил. Сидеть надо прямо, чтобы туловище, плечи и голова находились в ровном положении. Спина опирается на спинку стула, стопы на полу. Грудь ни в коем случае не должна касаться стола, локти выходят за его край. Как улучшить почерк в подростковом возрасте

Детки часто садятся не так, как нужно, копируя соседа по парте. Они с лёгкостью забывают, что им говорили дома родители. Чтобы приучить малыша к правильной позе, нужно потратить на это определённое время и объяснить, что тело быстро привыкает к правильному положению. Ребёнок должен понять, что дискомфорт будет ощущаться лишь поначалу, а потом наступит привыкание, после чего уже не придётся прилагать какие-то усилия и контролировать себя.

Положение тела и неподходящая парта

Школьные парты изготовлены по принятому стандарту, поэтому они не могут быть неправильными. В соответствии с нормами, столешница должна располагаться немного ниже солнечного сплетения и иметь незначительный угол. Сама парта имеет прочную и устойчивую конструкцию. Если родители сомневаются в её качестве, они могут посетить урок и удостовериться, что всё хорошо, или пересадить кроху туда, где ему будет лучше. У детей разный рост, поэтому учитель подбирает для каждого ученика наиболее подходящее место. Ну, и дома нужно правильно организовать рабочее место школьника.

Тетрадь и ручка

Часто плохой почерк связан с тем, что школьник неправильно размещает свою тетрадь во время письма. Это влияет на наклон ручки и чёткость букв. Чтобы легче передвигать руку по строке, нужно располагать тетрадку под углом 10—15 градусов, перемещая её вверх по мере заполнения листа. У «левшей» она наклоняется влево (зеркальное расположение).

Тетрадь должна быть в обложкеТетрадь должна быть в обложке. Это требуется не только для сохранения её вида, но также и для предотвращения скольжения. Современные обёртки слишком жёсткие, поэтому лучше не гнаться за модой, отдавая предпочтение старым изделиям. Классические прозрачные полиэтиленовые аналоги также окажутся подходящими.

Что касается ручки, то от её выбора также многое зависит. Если она окажется неподходящей, школьник не сможет держать её так, как нужно. При покупке изделия следует обратить внимание на следующие параметры:

  • толщина;
  • длина;
  • форма;
  • твёрдость стержня.

Выбор ручкиПодобные факторы — важные условия успешности формирования графического навыка. Идеальная длина ручки составляет 15 см. Слишком длинные и короткие варианты не подойдут. Изделия рекламного и подарочного типа также не следует брать. То же самое можно сказать и о плоских четырёхгранных вариантах, обладающих диаметром более 7 мм. Ребристые ручки неудобны для написания и требуют больших усилий во время письма, что существенно затрудняет процесс. Если паста маркая, лучше её заменить. Она должна писать при лёгком соприкосновении с тетрадным листом.

Важно, чтобы крохе не приходилось сильно надавливать на ручку. Одновременно с этим, она не должна писать чересчур толсто, иначе в тетради будет грязь. Лучше всего выбирать ручку с ребёнком, чтобы у него была возможность расписать её и почувствовать, удобна ли она.

Сделать красивый почерк у школьнике помогут чернила и перо. Малыш может испытывать некоторые трудности, но это отличная тренировка, которую показано проводить в домашних условиях. Перо имеет некое преимущество перед обычной ручкой. Дело в том, что оно пишет лишь при соблюдении необходимого угла и силы нажима. Ребенок приучится правильно его держать. В противном случае могут оставаться кляксы.

Использование перьевой ручки позволит выработать требуемое положение руки во время письма.

В ходе многочисленных исследований было подтверждено, что использование пера способствует выработке каллиграфического почерка.

Неразвитая моторика

Неразвитая моторика влияет на почеркЕсли элементы с изогнутыми линиями сильно искажаются, скорее всего, у ребёнка проблемы с мелкой моторикой. Такие дети «вылезают» за строку, у них получаются слишком крупные или мелкие буквы, а линии будто бы состоят из множественных зигзагов. Под мелкой моторикой подразумевается подвижность пальцев и кистей. Это немаловажный фактор готовности крохи к учёбе в школе. Как правило, большинство деток испытывают те или иные сложности с координацией движений. К счастью, задача решается довольно просто: необходимо постоянно тренироваться, выполняя специальные упражнения.

Перед уроком письма преподаватель обычно проводит пальчиковую гимнастику, которая включена в методику обучения для младшей школы. Поначалу упражнения могут даваться тяжело, но их регулярное выполнение в итоге вознаграждает отличным результатом.

Так, если сын или дочка испытывают подобные трудности, нужно почаще заниматься играми, направленными на развитие мелкой моторики. Существуют самые разные упражнения. Улучшить почерк у школьника можно при помощи игры «Твистер». Необходимо разместить на столе поле. Рука, которой малыш пишет, будет «танцевать», демонстрируя разнообразные движения, второй можно бросать кубик. Алгоритм следующий:

  1. Игра «Твистер»Первый игрок (им может быть родитель) бросает одновременно два кубика и говорит, какой ему попался палец (нарисован белым на тёмной руке) и цвет. При выпадении светлой ладони можно «танцевать» на поле тем пальчиком, которым это удобнее всего делать.
  2. Второй игрок (ребёнок) исполняет свою задачу, ориентируясь на брошенные кубики.
  3. После этого участники продолжают выполнять задания, не отрывая пальцев от поля. Тот, кому не удаётся занять требуемую позицию, выбывает. Соответственно, оставшийся на игровом поле считается победителем.

Нарушение пространственного восприятия

Как правило, такая проблема легко решается. Однако это не означает, что её можно оставлять без внимания. Если мама замечает, как кроха путает буковки, или видит, что они у него будто бы зависают в воздухе, не нужно заставлять малыша переписывать работу по сто раз, это не решит проблему. Такой почерк лишь выступает проявлением недоразвитости восприятия пространства. Лучше подобрать подходящие упражнения. Исправить ситуацию поможет игра «Капризный фотограф».

Пускай ребёнок высадит в ряд любимые игрушки. Родителю придётся исполнить роль капризного фотографа, который всё время хочет пересадить зверушек. То он просит убрать мишку от лисички и разместить его возле мышонка, то хочет расположить зайчика правее. Такая весёлая игра помогает в развитии пространственного восприятия.

Показаны и так называемые графические диктанты, когда ребятишки проводят линии по клеткам согласно заданному алгоритму. В результате если всё выполнено правильно, получается смешное изображение.

Вообще, родителям не стоит забывать, что письмо — нелёгкая наука. Ни в коем случае не стоит перегружать малыша. Нужно так планировать занятия, чтобы каждые 15 минут ребёнок делал перерыв. Если предстоит длинный текст, необходимо его разбить на такие этапы, чтобы не возникало усталости и раздражения.

Письмо — нелёгкая наука

Не надо заставлять кроху писать в черновике, гораздо лучше воспользоваться калькой. Пускай положит её на лист бумаги с напечатанным образцом буковок. Вначале ребёнок обводит элемент несколько раз по кальке, а потом пишет букву в тетрадь уже без неё. Это позволяет сформировать красивый почерк.

Улучшить каллиграфию поможет и «зеброчка» — лист с наклонными линиями, между которыми одинаковый интервал, можно прикупить обычные школьные прописи. Бумага подкладывается под тетрадную страничку и буковки выводятся по просвещающимся линиям. Это позволяет добиться одинакового наклона и размера. Работа смотрится очень аккуратно. Использование «зебры» показано не только малышам. Этот способ даёт возможность улучшить почерк и у подростка. Упражнение несложное, но очень эффективное. Подбирать сложность упражнения нужно в зависимости от того, сколько лет вашему отпрыску.

Время занятий и важность каллиграфии

Добиться улучшения почерка можно в любом возрасте. Главное — уделять необходимое время работе. Каждый день нужно писать, тренироваться не менее получаса. Если заниматься раз в неделю, это ничего не даст. На лекциях или школьных уроках едва ли удастся добиться цели. Тренировки лучше проводить дома, когда не нужно никуда спешить и есть возможность соблюдать комфортный темп.

Можно вести личный дневникЗавершив работу в тетради с косыми линиями, нужно приобрести самый красивый блокнот и в нём записывать понравившиеся цитаты, высказывания и т. д. Можно вести личный дневник. Принесёт определённую пользу и гимнастика для пальцев. Систематические тренировки обязательно помогут добиться результата.

Люди старого времени твёрдо убеждены в том, что почерк является визитной карточкой личности. Именно поэтому, по их мнению, человек должен уметь красиво и разборчиво выводить буквы. Однако стоит задуматься над тем, часто ли современные люди сталкиваются с необходимостью что-то написать. Если раньше существовало множество профессий, где нужно было красиво выводить буковки, то теперь документы выдаются в печатном виде. На принтере можно даже открытку подписать, используя понравившийся декоративный шрифт. Сейчас изящность почерка — это большой вопрос, уже не так важна красота написания и, возможно, не стоит мучить деток, пытаясь добиться от них идеального почерка. С другой стороны, многие из нас сталкивались с ситуацией, когда наложенная на документе виза настолько непонятна, что подвергается расшифровке всеми сотрудниками офиса.

Особенности ЦНС

Существуют такие заболевания, когда сложности с письмом остаются на всю жизнь. Например, в случае дислексии, когда овладение требуемыми навыками существенно затрудняется.

Таким образом, чтобы помочь ребёнку улучшить почерк, необходимо вначале разобраться с причиной. При некоторых особенностях нервной системы каллиграфия может нарушаться. В таких случаях целесообразно не заставлять малыша по несколько раз переписывать текст, а показать его медицинскому специалисту, который даст ценные рекомендации и поможет решить проблему.

Исправить почерк у подростка — метод Карпыча

История про то как исправить почерк у подростка — она повлекла за собой развитие целой программы. Но давайте все по шагам.

Как странно порой складывается жизнь. Вот ведь истина: ничего не происходит случайно. Никогда не знаешь, как отзовётся в твоей судьбе какая-то встреча, какое-то событие.

На дворе 1994 год. Я — студентка филологического факультета. Прохожу педагогическую практику в оздоровительном лагере (бывшем пионерском) в должности вожатой отряда. Я не буду расписывать все прелести постперестроечного детского летнего отдыха на тот момент в нашей стране. Расскажу одну историю, которая круто изменила моё сознание в теперешней  профессиональной деятельности.

Исправить почерк у подростка

Начало истории о том, как исправить почерк у подростка

Раз в десять дней в лагере надо было менять постельное белье. В назначенное время  наш отряд  выстроился  цепочкой  (каждый, естественно, взял свою пачку белья) и поспешил в кладовую-кастелянскую. Ею заведовал дедок, который круглый год жил в этом детском лагере. Зимой его охранял, а летом выдавал и собирал бельё.

Жил он скромно, особо ничем не выделялся, время от времени пас свою козу да кормил сторожевых собак. Ходил  вечно в каких-то отрепьях, ничего, кроме жалости, при ближайшем рассмотрении не вызывал. Да и близко рассматривать его никто особо и не пытался.

Процедура того, как исправить почерк у подростка была простой. Каждый ребёнок получал свою партию белья, а я, как вожатая, должна была расписаться за весь отряд. И вот этот дедок (как выяснилось, его звали Карпыч, то есть, конечно, имя у него было другое, но все звали его Карпыч) берет свою «амбарную» книгу, раскрывает страницу с номером моего отряда…

И  я…  обалдеваю. Такое ощущение,  что  мы  не в лесу, а в какой-то дореволюционной школе на экзамене по каллиграфическому письму, а передо мной выпускной альбом дворянина-лицеиста. Это была не учётная книга выдачи белья, а ПРОИЗВЕДЕНИЕ искусства. Такого почерка я больше НИКОГДА и НИГДЕ не видела.

Аккуратные буквы, написанные красивым каллиграфическим почерком, с замысловатыми (которые не вызывают ощущения нагромождения) виньетками, завитушками. А уж подпись Карпыча… У меня просто нет слов… 

Ни одному президенту мира такой подписи и не снилось. Это было что-то невероятное.

С этой минуты Карпыч стал каждодневным моим собеседником. Мне, как будущему учителю русского языка (обладающей, к слову сказать, стандартным почерком), было крайне интересно, как можно было научиться так писать, где этому научили  и как он умудрился не растерять этот навык к семидесяти с лишним годам. И он рассказал мне удивительную историю.

История Карпыча и его путь к созданию своей системы.

В школе (это было ещё до войны) ему никак «не давались буквы». Он совершенно не мог запомнить их образ, их начертание. Все время путал буквенные элементы. В тетради была полная абракадабра и не помогали известные способы исправить почерк у подростка. На тот момент такая история в школе была немыслима. В советской школе уроки  каллиграфии и чистописания были обязательными, и каждый ученик просто обязан был красиво и грамотно писать.

Но вот парадокс!

Я поделюсь, как исправить почерк у подростка

Карпыч прекрасно рисовал! И мечтал стать художником-оформителем. Была в то время такая профессия. Как же так? Удивлялась я. Хорошо рисует, должен и писать хорошо. Это я теперь знаю, что письмо и рисование — результат работы разных полушарий мозга. И если работа полушарий (их взаимосвязь) не налажена должным образом, то подобные проблемы с письмом непременно возникнут.

Надо было что-то делать! Отец все время грозил ремнём, упрекая сына в бестолковости, а мать плакала от того, что не знала  как исправить почерк у подростка. И он начал «рисовать» эти буквы. То есть в голове сочинял какие-то образы на разные элементы письменной буквы. И при написании повторял про себя придуманный образ (прямо проговаривал), вспоминал элемент и «писал-рисовал» букву.

Новые таланты и работа над своим почерком

Короче, Карпыч, сам того не ведая,   создал  что-то похожее на нейропсихологическую коррекцию и начал улучшать свой почерк.  Когда уже довёл  все до автоматизма, оставалось обратить внимание на красоту написанного. А вот тут проснулся уже художник!

Правда, когда просил мать подиктовать ему предложения, она недоумевала. Надо было диктовать не слова, которые складываются из букв, а какие-то картинки (элементы букв) с подписанными к ним названиями. Поначалу терялась, сомневалась.  Но, видя, что почерк сына меняется, успокоилась и даже заинтересовалась. Не сразу, но Карпыч  довёл своё письмо до совершенства.

Каллиграфия - мое решение для исправления почерка

И с этих самых пор стал  он  первым писарем в округе. Подписать кому-то открытку — бежали к нему. Хотели написать кому-то письмо и удивить — опять к Карпычу. Даже в ЗАГСе он подрабатывал, подписывая свидетельства о браке (раньше все писалось от руки).

Рождение индивидуальной системы нейрокаллиграфии. 

Много лет спустя я, работая с детьми, у которых дисграфия, вспомнила Карпыча. Уже включая в свою работу нейропедагогические приемы, я поняла, что Карпыч правильно организовал работу своего мозга,  согласовал взаимодействие обоих полушарий мозга: соединил начертание буквы (графему), за которое отвечает левое полушарие, и образ, что находится в ведении правого полушария.

Я начала пробовать работать подобным образом с детьми. И — о чудо! — результаты стали появляться. Почерк детей начал  заметно  меняться  к  лучшему. И я увидела как я могу помочь исправить почерк у подростка.

Однажды на одном семинаре я услышала о похожем методе коррекции почерка и вспомнила Карпыча. Значит, его не подвела интуиция, он все правильно придумал в своё время, в какой-то степени даже опережая  научную  педагогическую  мысль.

Соединив свои знания и опыт, подкрепив их нейропедагогикой, я назвала свой коррекционный курс по исправлению почерка «НЕЙРОКАЛЛИГРАФИЯ».

Невозможно исправить почерк, не принимая во внимание мозговую деятельность. Ведь речь (письменная в том числе) — это мозг. От того, как организована деятельность мозга в процессе коррекционной работы, зависит результат.

В настоящее время у многих школьников нарушения почерка носят такой характер, что справиться с ними по традиционным прописям в рамках традиционной логопедической работы невозможно. Надо искать иной способ исправить почерк у подростка, что-то новое, нетрадиционное. 

Исправляем почерк с помощью каллиграфии

Я  нашла!

Я создала уникальную программу «НЕЙРОКАЛЛИГРАФИЯ», аналогов которой нет в русскоязычном интернете, и я предлагаю вам ею воспользоваться.

Post Views: 2 092

Добавить комментарий