Как исправить плохой почерк упражнения

Содержание статьи

  • Зачем исправлять почерк?
  • Как исправить почерк и правильно держать ручку?
  • Что такое «хороший почерк»?
  • Плохой почерк или плохое рабочее место?
  • Как исправить почерк? Упражнения
    • Воздушное письмо
    • «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»

Зачем исправлять почерк?

«Плохой» почерк почти перестал быть проблемой. В век, когда многие давно не пишут рукописных текстов, кажется, что можно ничего не менять. На самом деле, проблема плохого почерка глубже, чем кажется. Почерк напрямую связан с развитием моторики, поэтому работать над ним — полезно. Если человек недоволен своим почерком или ребенок пишет «как курица лапой», существует ряд правил и упражнений. Как исправить почерк? Расскажем в нашем материале.

Как исправить почерк и правильно держать ручку?

Почерк зависит от того, как человек держит ручку. Нередко еще в детском возрасте возникает неправильный захват. Учиться писать с ручкой в кулаке — плохая затея. Лучше сразу брать пишущий предмет правильно. Верный захват иногда называют «крокодильчиком».

как правильно держать ручку

В захвате участвую три пальца — большой, указательный и средний. Два свободных пальца — безымянный и мизинец прижаты к ладони. Есть два способа привыкнуть к верному захвату:

  • Зажимать безымянным пальцем и мизинцем кусочек марли, ваты или салфетки;
  • Использовать специальное приспособление для установки правильного захвата. Такие часто встречаются в канцелярских магазинах.

Что такое «хороший почерк»?

Хороший почерк отличает совокупность нескольких факторов:

  1. Правильная форма букв: проследите, чтобы буквы не дублировали друг друга, буква «п» на письме не напоминала «и». Буквы должны быть примерно одного размера, если одну вы пишете слишком узко, а другую — слишком широко, текст выглядит некрасиво. Почерк может быть слишком витиеватым или наоборот — буквы как-будто не дописаны.
  2. Наклон: отклонение от «нормы» письма сильно влияет на почерк. В идеале все буквы имеют легкий наклон вправо.
  3. Интервал: расстояние между буквами и словами должно быть одинаковым.
  4. Нажим: старайтесь всегда писать с одинаковым нажимом.

Плохой почерк или плохое рабочее место?

как исправить почерк: советы

Кроме правильного захвата ручки, надо проследить за тем, как сидит пишущий человек. Обратите внимание на то:

  • Как обустроено место для письма;
  • Правильно ли установлен источник света;
  • Удобен ли стул;
  • На каком расстоянии находится стол;
  • Проследите за осанкой пишущего и положением руки.

Как исправить почерк? Упражнения

Почерк часто портится у тех, кто вынужден писать слишком много текста. Рука в этом случае просто устает. В этом случае можно сделать простое упражнение:

Воздушное письмо

Возьмите ручку или карандаш, согните руку в локте (на угол около 70–80 градусов) и начинайте писать воображаемые слова в воздухе. Делайте буквы крупными — в этом случае при выписывании будут задействованы не только кисть и пальцы, но и вся конечность от плеча, включая запястье и предплечье. Если писать всей рукой, утомление от письма будет меньше.

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»

Это простое, известное еще со школьных времен, упражнение, позволяет отдохнуть и расслабить кисть. В течение минуты надо сжимать и разжимать кисть, широко расставляя пальцы рук. Для детей можно прочитать небольшой стишок: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали, а теперь мы отдохнем и опять писать начнем».

Если речь идет о ребенке, то в ход должны пойти прописи и правильная мотивация.

Лайфхак: если ребенок не хочет писать в прописи буквы, можно обводить рисунки или красивые узоры.

Для взрослых существуют специальные курсы каллиграфии, которые научат не только красиво писать, но и оформлять открытки или поздравительные письма.

Проследите за письменными принадлежностями. Ручка, карандаш и бумага должны быть качественными. Детям рекомендуется простая шариковая (не гелевая) ручка

Хороший почерк вырабатывается не сразу, поэтому стоит запастись терпением и тренироваться каждый день. Психологи утверждают, что правильные привычки вырабатываются за 21 день. Возможно, это — именно тот срок, который поможет вам улучшить свой почерк!

Читайте также:

  • Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?
  • Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Решила скомпилировать весь свой опыт, который приобрела за год коррекции почерка у девятиклассника.

Шаг №0

Предварительный

Для красивого аккуратного почерка требуется много терпения и усидчивости со стороны ученика. С этим могут быть трудности: современные подростки привыкли быстро переключаться между разными видами деятельности. А вот долго останавливаться на одном и том же для нас (чего греха таить, я сама едва вышла из этого возраста) уже проблематично.

Поэтому перед занятием по коррекции почерка я рекомендую 5-10 минут занимать ученика монотонной, тихой, спокойной деятельностью. Сложная раскраска, сортировка мелких предметов, вышивка или даже просто дыхательная гимнастика, помогающая успокоиться и сосредоточиться.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №1

Скорость

Пока настрой не пропал – приступаем к коррекции почерка.

Первым делом я обращала внимание на темп письма. Мой ученик к концу слова (к концу строки и к концу текста) ускоряется, из-за чего неаккуратный почерк превращается в кошмарный неразборчивый.

В пределах одной строчки с этим можно бороться короткой фразой “Темп” (“Скорость”, “Медленней”) – пока не выработается привычка. Если подросток лучше воспринимает информацию визуально, то подготовить таблички с надписями или таблички разных цветов.

В пределах текста я засекала время. Если первый абзац был написан за 8 минут, то второй я просила написать за 10.

Очень важно внушить и себе, и ученику – лозунг “быстрее, выше, сильнее” мы оставляем для спорта.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №2

Правильный захват ручки

Переучить подростка держать ручку достаточно сложно. Я вижу в этом смысл, только если хват ручки очевидно затрудняет написание.

А ещё нужно смириться: сначала почерк ухудшится. Ученику придётся одновременно контролировать новое положение ручки, преодолевать мышечную усталость и аккуратно писать.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №3

Отрабатываем отдельные элементы

Нужно понять, какие соединения и буквы ученик пишет не оптимальным способом. Бывает, что есть лишние завитушки или нарушается порядок написания. В результате ученик невольно обводит букву несколько раз или грязно соединяет её со следующей.

Допустим, для отработки мы выделили 10 букв и 2 соединения. Конкретно их нужно регулярно, в первой половине занятия, повторять и отрабатывать. Пока не дойдёт до автоматизма. Можно в прописях, можно под контролем педагога в обычной тетради.

Обратите внимание: 10 букв, а не 33. Экономия времени значительная.

Прописи нужны?

Прописи полезны дисциплинированным детям. Если ваш ученик делает прописи на коленке за десять минут до занятия, то…

А на занятии я всё равно учу писать в тетради или на отдельном листе. Так мне проще контролировать ситуацию.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №4

Механизация

При списывании текста ученику нужно сосредоточиться не на смысле прочитанного, а на почерке. Думать и о содержании, и о почерке – двойная работа.

Это временная мера, пока почерк не будет достаточно “автоматизирован”.

С сочинением и изложением мы решили проблему так:

о смысле и содержании следует думать во время работы на черновике. Чистовик только для того, чтобы красиво переписать черновик. Переписывать текст на чистовик и параллельно его редактировать, добавляя или убирая мысли, НЕЛЬЗЯ.

Это займет много времени? Да.

А экзамен длится сколько? 4 часа.

А через какое время школьники обычно сдают работу и покидают аудиторию? 2-2,5 часа.

Я понимаю, что тяжело отсидеть 4 часа, особенно когда все вокруг уже ушли. Но это очень важно. Пусть с перерывами, перекусами и “передремами”. Но важно.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №5

Размер букв

Предположим, что шаг №3 пройден. Все буквы по отдельности пишутся правильно и красиво. Но вот вместе… Начались американские горки со спусками и подъемами.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Что с этим делать?

• убедиться, что у ученика нет недиагностированных проблем со зрением.

• проверить, видит ли ученик разницу в размерах букв. Если у ребёнка дисграфия, то есть вероятность, что он просто не замечает.

• попросить ученика сосредоточиться исключительно на размере букв. Или не букв. Пусть напишет строчку из палочек одинаковой высоты (мы её называем забором).

|||||||||||||||||||||||

Если это задание будет выполнено успешно – значит, мы имеем дело с трудностями концентрации.

• обратить внимание на мелкую моторику.

Возможно, ученик старается, но неуклюжесть пальцев не позволяет выполнить задание.

• расчертить тетрадь по образцу тетрадей в узкую линейку.

Почему я не предлагаю купить обычную тетрадь в узкую линейку? Для меня важно сделать постепенный переход от узкой линейки к широкой. Предположим, первые три строки узкие, четвёртая – узкая только наполовину (на вторую половину!), пятая – узкая посередине… Десятую строку не расчерчивать вообще. А на 12-13 вернуть обратно 🙂

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №6

Наклон

Здесь всё практически так же, как на шаге №5.

С наклоном у моего ученика, если он сосредоточен на работе, проблем нет.

Если бы они были (а я долго думала, что они были!):

  • я бы давала задания на косые заборы в первой половине урока ////////////
  • или с чередованием |/|/|/
  • угол наклона можно менять. Например, чередуем палочки с углом в 60° и 45°.
  • то же повторяем с буквами и словами.

+ Думаю, тетради в косую линейку здесь могут быть полезны.

++ Наблюдение за моторикой, глазомером, зрением – тоже актуальны.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Шаг №8

Буквы скачут

Ещё одна проблема, которая с моим учеником скорректировалась сама по себе. Нужно было только попросить сосредоточиться 🙂 И пообещать, что это последнее задание на коррекцию почерка.

Если концентрация ученика максимальна, а получается все равно плохо, то мне помогает старая добрая “узкая линейка”. По-другому я её называю “коридор”.

Например, попросить ученика нарисовать “змейку” внутри коридора так, чтобы она касалась его стенок, но не вылезала за пределы. Если ребенок помладше, то это вообще классное занятие на развитие фантазии: змее не должно быть тесно в “вольере”. Но если она за него вылезет, то покусает работника зоопарка. Нам это нужно? Нам это не нужно. Или у нас есть какие-то личные счеты с работником зоопарка?..

Постепенно от змеек и палочек переходим к петелькам, а потом и к буквам со словами.

Шаг №9

Ориентация на листе и расстояния между словами

По поводу красной строки. Я учу делать отступ шириной примерно в палец (для учеников начальной школы – 2 пальца). Чтобы не забыть его сделать – советую физически положить палец на тетрадь и оценить обстановку 🙂

Мой ученик после этого сказал, что ему нужно для экзамена одолжить чей-то палец. Свой, дескать, не подходит.

По поводу переноса слов на новую строку. Внезапно выяснилось, что мой ученик вообще не знает правил переноса слов. Но здесь важно не только знать правила, но и уметь правильно оценить: влезет слово в строчку или нет? Если нет, то какая его часть влезет?

Для правильного ответа на эти вопросы нужно иметь стабильный почерк и четкое представление о размере своих букв и слов. Если размеры прыгают, то нужно возвращаться к шагу №5. Если шаг №5 пройден, то смотрим: сколько места занимает слово из 3 букв? 1 сантиметр? 8 миллиметров? А если учесть, что в этом слове есть широкая буква “ж”? Ага…

Конкретно этой части я бы не стала уделять время вообще. Как только дойдем до стабильного автоматизированного почерка – я дам ученику возможность методом проб и ошибок разобраться с этим самостоятельно.

Расстояния между словами. Первым делом нужно понять, почему расстояния между словами у ученика меняются. И, по традиции, рисуем забор:

| | | | | | | | | | | | | | | | |

Но просим сосредоточиться исключительно на расстоянии между палочками. Пусть прыгают размеры, пусть не держится строка, пусть варьируется наклон. Следим только за промежутками.

Если проблема сохранится даже при максимальной концентрации – значит, есть проблема с ориентированием на пространстве листа. Проще всего придумать “линейку”. Например, посоветовать всегда делать расстояния между словами шириной в полпальца. Или взять карандаш и после каждого слова вместо пробела писать букву “ж”. Без нажима, едва заметно. Потом можно стереть. Так до тех пор, пока не выработается привычка.

Забор заслужил отдельное место в статье
Забор заслужил отдельное место в статье

Промежуточная остановка после шагов 6-9

Перечисленные мной проблемы – это следствие дефицита переработки зрительно-пространственной информации. Есть нейропсихологический подход к коррекции этой проблемы. В двух словах его можно описать так:

“Исправим почерк не исправляя почерк”

или

“Исправим почерк в процессе игры”

Но тут есть проблемы:

1) Почти все эти игры предназначены для младших школьников. Для подростков их нужно адаптировать.

2) Подростки, в отличие от детей, уже четко разделяют понятия “игра” и “учеба”. И то, что хорошо им удается в игре, может никак не всплыть во время учебы.

Тут же возникает парадокс: есть задания, с которыми мой ученик справляется лучше меня. Но у меня проблем с почерком и переработкой зрительно-пространственной информации нет, а у него есть…

3) После игры нужно приложить много усилий, чтобы настроить ученика на рабочий лад.

Но! Я одобряю подход “частично исправим почерк рисованием”. Это развивает и моторику, и зрительно-пространственные представления. Помогает сосредоточиться, не ассоциируется с учебой напрямую и не напрягает мозг.

Шаг №10

Заглавные буквы

На тот случай, если ученик забывает ставить точки в конце предложения или по инерции начинает новое предложение со строчной буквы.

Здесь мы с учеником вырабатывали последовательность:

написал предложение – стукнул колпачком ручки по столу

Были еще варианты “коснулся носа”, “коснулся лба”, “переложил ручку в другую руку и обратно”. Но мне больше всего нравится с колпачком.

Тем самым у ученика (у его мозговых структур) появляется время на то, чтобы перезагрузиться и переключиться на новое предложение.

Шаг №11

Отзеркаливание

Единственная проблема, с которой я вообще никак не столкнулась. Кроме буквы “э”, которую мы отработали отдельно.

Если бы она возникла конкретно у моего ученика, дисграфика со здоровым зрением и трудностями концентрации, то я бы пробовала что-то вроде таких заданий:

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

…и постепенно переходила к буквам.

Шаг №12

С чувством, с толком, с расстановкой… и паузами

Коррекция почерка – дело непростое, медленное, требующее максимальной концентрации. Особенно у подростков, которым нужно изменить привычки, закреплявшиеся почти каждый день в течение 7-10 лет. Мозг по инерции будет пытаться “управлять” рукой одним способом – и нужно запрещать ему это делать.

Дело пойдет медленно. Более того, дело ДОЛЖНО идти с паузами. Отрывать ручку от листа во время написания длинного слова – это нормально. Сделать минутный перерыв после трех строчек – это нормально. После половины текста пойти подышать воздухом в коридоре или сходить умыться – это тоже нормально. И для репетитора вполне уместно во время занятия переключиться на устный опрос по другой теме или рассказать кусочек новой информации.

Корректировать почерк уставшего человека невозможно.

Коррекция почерка у подростка. 12 моих шагов

Вот как-то так 🙂

Маленькие комментарии в конце:

1) Лучше писать слишком крупно, чем слишком мелко.

2) Лучше заниматься одним делом в одну единицу времени. Если сейчас стоит задача скорректировать размер букв, то не обращаем внимания на наклон.

3) Лучше работать над почерком каждый день по чуть-чуть, чем 3 часа раз в неделю. Поэтому настаиваем, чтобы ученики хоть сколько-то работали дома самостоятельно.

4) Все ученики индивидуальны. То, что я здесь описываю, подошло одному подростку и может не подойти другим.

5) Слушаем учеников, разговариваем с ними, не кричим и не давим. И наоборот – не пытаемся “скорешиться”, веселить частушками, сплетнями и байками. И юмора, и серьезности должно быть в меру 🙂

Оглавление:

  1. Зачем исправлять почерк ребенка
  2. Признаки, выдающие плохой почерк
  3. Причины формирования плохого почерка у ребенка
  4. Можно ли исправить почерк ребенку
  5. Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка
  6. Упражнения для развития красивого почерка у детей

В чем проблема? Исправить почерк у ребенка зачастую не так просто, но крайне важно. От чистописания зависит, как человек доносит свои мысли через письмо, а также насколько развит мозг, в частности, мелкая моторика. Если вовремя не уделить этому навыку должного внимания, в дальнейшем, в более зрелом возрасте, его коррекция становится проблематичной.

Как исправить? На выбор педагогам и учителям сегодня предложены упражнения и техники, способные помочь детям улучшить свой почерк. Для их применения следует разобраться в причинах формирования плохого стиля написания, а также научиться выявлять признаки, выдающие те случаи, над которыми следует поработать.

Зачем исправлять почерк ребенка

В настоящее время многие родители задаются вопросом о том, нужно ли исправлять почерк ребенку, ведь сегодня мы чаще всего печатаем текст, а не пишем от руки. Весьма ошибочным считается мнение о том, что с появлением гаджетов чистописание потеряло свою актуальность.

Это совсем не так, ведь в процессе письма взаимодействуют сразу несколько элементов сенсорных систем человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. У ребенка, который усердно занимается письмом, хорошо развиты внимание, мелкая моторика, память, он спокоен и усидчив.

Зачем исправлять почерк ребенка

Не стоит думать, что аккуратные тетради – это просто придирки учителей, ведь, опираясь на стандарты, разработанные Министерством просвещения РФ, можно сказать, что правильное письмо и красивый почерк являются важными критериями в системе оценивания в начальных классах. В связи с этим педагог часто вынужден снижать ребенку отметки, когда возникают трудности с этими навыками.

Но оценки это, к сожалению, лишь часть проблемы в этой ситуации:

  • У учителей, которые преподают другие предметы, тоже появляются вопросы о том, как же все-таки исправить почерк ребенка, потому что им бывает сложно разобрать неаккуратное письмо, что также ведет к снижению успеваемости.
  • Если ребенок медленно пишет, он быстро утомляется. В этом случае отставание от одноклассников становится все более очевидным.
  • Детям с неправильным почерком сложно вести тетради, конспектировать материал на уроках, сдавать вовремя контрольные работы, что опять же приводит к неудовлетворительным оценкам и переживаниям.

Совокупность всех этих тревожных моментов приводит к ухудшению морального состояния ребенка. Неминуемо снижается уверенность в себе и мотивация к обучению, соответственно, существенно страдает качество усвоенного материала. Можно сказать, что неряшливый или сложно читаемый почерк способен сильно усложнить детям всю их школьную жизнь. Родителям стоит задаться вопросом о том, как же помочь ребенку исправить почерк.

Признаки, выдающие плохой почерк

  1. Стоит обратить внимание на написание ребенком таких букв, как «н», «и», «к», «п». Тревожным сигналом служит их практически идентичное написание, при котором сложно понять, какой именно графический знак написан.
  2. Помимо орфографических ошибок, существуют недочеты в самой манере написания. Их легко выявить, достаточно лишь заглянуть в рабочие тетради ребенка. Если буквы «прыгают», вылезая за строчку сверху и снизу, отличаются друг от друга высотой, наклоном, можно говорить о несоответствии почерка общепринятым нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, недопустимое нормами письмо на полях, перескакивание текста на другую страницу, дописывание к буквам дополнительных элементов – яркое подтверждение несоответствия почерка ребенка нормам, которые используются для оценивания оформления работ в учреждениях образования.

Признаки, выдающие плохой почерк

Чтобы помочь ребенку исправить почерк, необходимо сначала выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Причины формирования плохого почерка у ребенка

  • Одной из основных причин, формирующих неправильный почерк у ребенка, является неверное положение тела, рук и ног при письме, нарушение осанки.

Следует обратить особое внимание на частые ошибки ребенка при выполнении письменных заданий. Неправильный наклон букв и их элементов при письме говорит о том, что он неверно сидит, неправильно располагает тетрадь, скорее всего, держит ручку под неестественным углом.

  • Не менее важно правильное расположение тетради на парте. От такого вроде бы несущественного момента зачастую зависит аккуратность почерка. Имеет значение и то, под каким уклоном ребенок держит ручку при письме.
  • Проблема «прыгающих» букв довольно актуальна среди школьников. Если ребенок пишет слова, искажая округлые элементы, а линия, которая должна быть прямой, выглядит как ломаная, значит, есть трудности с развитием мелкой моторики.

Причины формирования плохого почерка у ребенка

  • Еще одной причиной искаженного почерка у детей считается невысокий уровень развития пространственного восприятия. Родители надеются, что это быстро пройдет, заставляя ребенка заново писать один и тот же текст несколько раз. Однако проблема гораздо глубже. В этом случае просто переписывание никак ее не решит, скорее, только создаст школьнику еще больший психологический дискомфорт.

Можно ли исправить почерк ребенку

Конечно, можно выждать время, пока дошкольник или младший школьник не приобретет навыки мелкой моторики. Однако в этом случае есть все шансы упустить время, ведь у ребенка уже сформируется стойкая привычка неправильного письма.

Родители и специалисты, обнаружив проблемы с письмом, обязаны сразу выяснить причину и предпринять необходимые действия, чтобы помочь малышу.

Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка

Аккуратность и правильная манера письма зависят от множества факторов, тесно связанных между собой. Рассмотрим некоторые из них с учетом различных моментов.

Для формирования правильного с точки зрения каллиграфии почерка необходимо соблюдать несколько важных условий:

Ребенок должен правильно сидеть при рисовании и письме

  • Держать ровно спину и плечи.
  • Расстояние от стола до глаз должно быть минимум 30 см.
  • Локоть ведущей руки следует поместить на столе, свободная рука также может располагаться на парте, создавая упор.
  • Тетрадь должна лежать под наклоном.
  • Промежуток между письменным столом и телом должен быть равен ширине ладони.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться карандашом и ручкой при письме

От того, насколько верно дошкольник или младший школьник держит в руке карандаш или ручку, зависит, как быстро он устанет. Чтобы исправить почерк у ребенка самостоятельно, сделайте с ним несколько простых упражнений:

  • Сначала согните указательный и большой пальцы.
  • Далее направьте большой палец в сторону так, чтобы он оказался почти параллельно поверхности стола, но не приникал фалангой к ручке.
  • Теперь проверьте, чтобы ручка легла точно в «ямку» из пальцев, а ее колпачок был направлен строго в плечо.
  • Попробуйте выполнить данные движения с помощью салфетки. Пусть ребенок зажмет ее кусочек мизинцем и безымянным пальцем. Именно таким образом он должен держать ручку или карандаш, чтобы исправить почерк.
  • Затем опустите кисть. Косточка запястья должна касаться поверхности стола, а кисть располагаться ниже рабочей строки.

Развитие и социализация личности ребенка: стадии и особенности

У ребенка должны быть те письменные принадлежности, которые ему нравятся

В настоящее время существует огромное количество ярких и интересных канцелярских товаров, радующих глаз. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша была ручка, которая ему очень нравится. Разве возможно писать красиво, если карандаши, фломастеры или тетрадки совсем не радуют?

Купите ему принадлежности для письма с персонажами любимых мультфильмов. Но во всем нужно соблюдать меру, ведь многие новомодные письменные приспособления зачастую просто не подходят для детской руки или вызывают неудобство при работе с ними.

Как исправить почерк

Ручка для письма должна быть средней толщины – очень тонкой или слишком толстой писать крайне неудобно. Говоря о качестве и составе чернил, стоит отметить, что, например, от гелевых стержней обычно намного больше грязных разводов в тетрадках. Обратите на это внимание, особенно если ваш ребенок пишет левой рукой.

Кстати, для левшей разработаны специальные ручки с чернилами, которые высыхают быстрее и не пачкают тетрадные листы. Использование письменных принадлежностей с очень толстым стержнем также дает предпосылки для неопрятного письма и грязи в тетрадках. Лучше приобретать ручки со специальным прорезиненным корпусом, которые не натирают кожу, рука меньше устает.

По мнению специалистов, идеальная длина ручки – 15 см. Помните – правильно подобранные принадлежности для письма не царапают и не цепляют бумагу.

Тетрадку надо располагать под углом не менее 10–15° относительно ребенка. Рука должна свободно перемещаться вдоль строки. По мере того как страница заполняется, нужно приподнимать тетрадь. В зависимости от того, кто пишет – правша или левша, страница должна быть наклонена влево или вправо соответственно. Выбирая обложки, стоит отдать предпочтение мягким полиэтиленовым вариантам, которые менее подвержены скольжению по столу при письме.

Работа над формированием графических навыков

Ключевой целью данного процесса является аккуратное и быстрое письмо.

Характеристики, демонстрирующие уровень развития умения красиво писать:

  • Графическая грамотность, то есть верный подбор необходимой буквы к определенному звуку, сопоставление печатных и письменных вариантов исполнения графических символов.
  • Каллиграфическая четкость при написании букв и их соединений.
  • Безотрывность письма.

Связанность определяется количеством знаков, написанных в слове за один прием. Безотрывность способствует повышению четкости и скорости письма. Чтобы проверить эти навыки, зачастую применяют особую методику написания вслепую. Так, детям надо записать слово, не глядя на него. Количество остановок при написании покажет, сколько раз рука отрывалась от стола, и, следовательно, позволит определить уровень владения ребенком техникой безотрывного письма.

Работа над формированием графических навыков

Скорость письма

Если ребенок в первом или во втором классах пишет не менее 4–6 слов в минуту – это прекрасный результат. До 12 слов в минуту должны писать ученики третьих и четвертых классов.

Упражнения для развития красивого почерка у детей

Одним из основных показателей готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. Недостаточно развитая подвижность кистей и пальцев малыша непосредственно связана с определенными проблемами при письме. Для того чтобы совершенствовать координацию, снять напряженность мышц, необходимо выполнять комплекс упражнений, который способен помочь ребенку исправить почерк самостоятельно.

Упражнения для развития красивого почерка у детей

Часто в начальной школе перед уроком письма или даже во время занятия учителя проводят с детьми специально разработанную пальчиковую гимнастику. Не все из таких упражнений легко выполняются учениками, многие требуют больших усилий или совсем не получаются у младших школьников. Но не стоит опускать руки при первых неудачах, целенаправленные тренировки обязательно приведут к отличному результату при выполнении письменных заданий.

Таким образом, если в тетрадке ребенка вы обнаружите ошибки, о которых говорилось выше, – выполняйте упражнения на развитие моторики в игровой форме. Приведем примеры некоторых развивающих игр:

«Пальчиковый твистер»

Положите игровое поле на стол. Одной рукой ребенок играет («танцует»), то есть осуществляет какие-либо перемещения по полю, второй – бросает кубики. Для левши и правши ведущей является та рука, которая используется для письма. Ходы в игре выполняются по очереди.

Тот, кто начинает игру, бросает два кубика, которые определяют цвет и палец, обозначенный белым цветом на черной руке. Если выпадает белая ладошка, то участник может сделать перемещение по полю тем пальчиком, каким ему наиболее удобно. Следующий игрок выполняет свое задание, которое получил на основании брошенных им кубиков.

Далее участники продвигаются по игровому полю, не отрывая расставленные на нем пальцы, занимая нужным пальчиком кружочек выпавшего цвета. На поле «танцуют» все игроки сразу, причем сделать это все сложнее. Если один из играющих не смог выполнить задание, он считается проигравшим. Последний оставшийся на поле – победитель.

Театр теней

Театр теней – уникальное времяпрепровождение для детей 1–3 классов, которым требуется исправить почерк. Данная игра дает возможность добиться точных и согласованных движений пальцев и кистей рук, способствует поддержанию интереса к выполнению упражнений, помогает концентрировать внимание, развивает усидчивость и позволяет продолжительное время быть активным на занятиях.

Вас заинтересовала игра? Хотите создать дома театр теней? Это несложно. Понадобится лишь настольная лампа и хорошо развитое воображение. Направьте свет лампы на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии не более 3-4 м от стены, чтобы фигурки получились нужного размера. Для того чтобы малышу было интересно, придумайте увлекательный сюжет. Например, бабочка летает с цветка на цветок, щенок радостно гавкает, глядя на нее, и т. д.

Театр теней

Полет «бабочки» изображают легкими, но довольно резкими движениями запястий с прямыми пальчиками. Затем уставший «мотылек» плавно садится и складывает «крылья». Для детей более старшего возраста можно изобразить зарисовку на тему «Появление бабочки из кокона», когда из сформированного двумя ладошками «кокона» появляется невесомая «бабочка».

Очень полезны для формирования мелкой моторики несложные упражнения, которые подразумевают умения застегнуть и расстегнуть пуговицы, крючки, зашнуровать ботинки, завязать узелки на веревке, нанизать бусы, сплести косички, перебрать крупу, вылепить фигурку из пластилина.

Современные исследования специалистов позволяют сделать вывод о том, что первоклассники на уроке письма испытывают физическое и психическое напряжение, которое сравнимо с ощущениями космонавта в минуты старта.

Теперь вы понимаете, насколько нелегко ребенку изучить эту сложную науку – каллиграфию! Поэтому детям так необходимо понимание и поддержка со стороны педагогов. При помощи описанных техник и рекомендаций у вас обязательно получится исправить почерк ребенка!

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Несмотря на то, что в школе нас всегда ругают за неаккуратность, заставляют несколько раз переписывать, просят писать разборчивее, тем самым вырабатывая хороший почерк, многие в сознательном возрасте не получают удовольствия от собственной манеры письма. Для начала следует разобраться, что собой представляет каллиграфия. В первую очередь это особый вид изобразительного искусства. И это не дается с рождения. Это техника, которая требует регулярных тренировок. Осталось разобрать вопрос о том, как исправить почерк взрослому человеку, а также познакомиться с упражнениями, при помощи которых это можно сделать.

красивый почерк

Немного истории

На сегодняшний день обучать письму начинают в школах с 6-7 лет. А вот в XVII веке каллиграфии обучали еще до того, как дети начинали осваивать чтение. Ученики механически переписывали сначала буквы потом слоги, слова, а потом даже предложения. Однако несмотря на то, что выполнение упражнений занимало не один месяц, их эффективность была минимальна. Со временем появлялись новые методики совершенствования почерка. Заметен был результат, когда письмо стало особенным. То есть вскоре обучение письму соединили с обучением чтению. Как исправить почерк взрослому? Упражнения, упражнения и еще раз упражнения.

принадлежность для письма

Какие ошибки допускают дети и взрослые?

Наиболее распространенная проблема с каллиграфией – большие энергетические потери, в результате которых ощущается боль в руке, на пальцах остаются вмятинки и даже мозоли. Тут уж точно не до красивого письма. Поэтому первое, что нужно сделать, перед тем, как начать кропотливую работу – это научиться расслабляться, не напрягаясь чрезмерно. Для этого нужно научиться не только правильно держать ручку, но и сидеть за столом и даже держать тетрадь, в которой вы пишете. Вы задумываетесь над тем, как исправить почерк взрослому человеку? Упражнения, безусловно, направлены на достижение нужного результата. Но сначала нужно определить, в чем ваши ошибки.

пропись букв

С чего начать?

Первое, что вы должны сделать перед тем, как начать совершенствовать почерк – это купить качественную ручку. Она может быть шариковой или перьевой. По форме, желательно, чтобы она была гладкой, без ребер. Второе – это хорошая тетрадь. Этот фактор также сильно влияет на легкость письма и удовольствие от процесса. Кто-то не обращает внимания на эти принадлежности и даже не допускает мысли о том, что проблема с почерком может крыться именно в неудобных тетрадках и ручках. Некоторые современные производители грешат тем, что выпускают весьма некачественную продукцию. Запаслись правильными принадлежностями для письма? Начинаем с основ – учимся правильно держать ручку. Проанализируйте собственную манеру письма. Обратите внимание на то, водите ли вы кончиками пальцев или двигаете всей рукой до плеча. Если первый вариант, то в итоге получается уставшая рука и “прыгающие” буквы. Если попробовать написать какую-нибудь букву в воздухе, вы заметите, что двигаете всей рукой, а не только пальцами. Вот так и нужно писать на бумаге. Легко исправить почерк взрослому. Упражнения, при помощи которых можно это сделать, не так сложны, как кажутся на первый взгляд.

подбор почерка

Процесс изменений

Исправить почерк взрослому упражнениями возможно даже тогда, когда уже определенные навыки не только выработаны, но и закреплены годами. Специалисты советуют тем, кто желает изменить стиль письма, начать работу с самых обычных школьных прописей. Также отличным упражнением для исправления почерка у взрослых является распечатка красивого рукописного шрифта, который вы хотите освоить. Начинать тренировки стоит с самого обычного и привычного обвода букв и других элементов. Следующим шагом станет повторение всего без подсказки-контура. Теперь можно начать писать слоги, слова, предложения, тексты, тем самым тренируя свою руку и память. Если покупать специальные прописи не хочется, можно без проблем сделать их самостоятельно. Просто распечатайте любой текст, написанный нужным вам почерком, а сверху на лист с текстом положите полупрозрачный лист бумаги и начинайте обводить буквы. Для тренировок желательно также запастись тетрадками, где есть вспомогательные линии.

Что сделать перед тренировками?

Перед тем, как начать тренировки, нужно сделать анализ своего почерка, чтобы знать, над чем работать. Для этого следует написать несколько предложений и оценить по следующим параметрам: расстояние между словами, расстояние меду буквами, их размер, наклон, нажим, ровность строчек, четкость выводимых линий, стиль письма. Только после того, как вы здраво оцените особенности уже существующего почерка, когда определите, что конкретно вам не нравится, можно приступать к вышеперечисленным упражнением.

Если вы еще не определили, какой стиль хотите натренировать, можете проанализировать почерки других людей, изучить готовые шрифты. Попробуйте писать буквы, подражая этим шрифтам. Также можно поэкспериментировать и совместить какие-то элементы со своим почерком. Найдите тот самый идеальный вариант и тренируйте его, используя самые разные упражнения. Исправить почерк взрослому гораздо проще, чем кажется.

Сколько потребуется времени?

Если вы решились на такой отважный шаг, как самостоятельное формирование почерка, то здесь никак не обойтись без регулярной работы и определенной системы. Чтобы писать красиво, нужно уделять этому занятию не менее 30 минут в день. Занимаясь раз в неделю даже по часу, сформировать навык не получится. И имейте ввиду, что это должны быть специальные занятия, по прописям. Запись лекции в университете или конспект совещания на работе не считаются. Заниматься совершенствованием своего почерка придется кропотливо, уделяя этому достаточное количество времени. Если самостоятельные занятия – не ваша история, можно отправиться на курсы по каллиграфии.

Добавить комментарий