У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.
Что такое дикция?
Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.
Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.
Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?
Как улучшить дикцию ребенку?
Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?
1. Следите за собой
Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.
2. Делайте гимнастику
Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.
3. Работайте над дыханием
Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.
В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.
4. Скороговорки
Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.
В первый раз проговорите слова медленно и чётко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.
5. Обратитесь за помощью к логопеду
Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.
Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?
Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.
1. Читаем вслух
Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.
2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш
Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.
3. Диктофон и аудиокниги
Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.
4. Следите за осанкой и говорите на ходу
Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.
Читайте также: Когда идти к логопеду?
5. Быстрая разминка для дикции
Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.
Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?
- Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
- Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
- Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
- Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
- Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.
Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится.
Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 19.07.2022.
Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.
Классификация
Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).
Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:
- Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
- Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
- Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
- Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
- Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
- Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.
Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение
Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.
Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:
- копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
- наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
- сильный психологический стресс.
Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.
Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.
Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.
Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.
Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.
- У нас в печурочке серебряные чурочки.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Нарушения речи у взрослых
Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.
Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:
- плохой подвижностью языка;
- неправильно сформированным прикусом;
- повреждением ротовой полости;
- плохим слухом;
- пережитой стрессовой ситуацией.
Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:
- Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
- Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
- Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
- Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.
Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.
Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.
Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.
- Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
- Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
- Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
- Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
- Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.
Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.
Для лечения ринолалии рекомендуется выполнение упражнений по укреплению артикуляционного аппарата и в частности мышц языка.
Необходимый результат дают следующие упражнения:
- Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
- Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
- Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
- Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.
Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.
Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым.
Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Пять лет — это не два года, когда ещё можно потянуть с решением проблем речевого развития. Если ваш ребёнок в этом возрасте плохо говорит, нужно идти к специалисту и искать причину.
Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог — ребёнок в 5 лет плохо говорит. Подобная ситуация встречается вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».
Подобные заблуждения приводят отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации, проблемам в обучении. Чтобы избежать проблем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.
Причины задержки речевого развития к 5 годам
Педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объём статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.
Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нечасто. Расстройства речи выражаются в нарушенном звукопроизношении, медленном темпе и ритм речи. Расстройства речи могут возникнуть из-за нарушения функций слуха, либо из-за задержки развития ребёнок теряет имеющееся произношение.
Две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:
- Органическая — нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.
- Функциональная — психические особенности малыша и специфика его развития.
Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку не связаны с психикой. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью отоларинголога и сурдолога. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.
Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет или она очень слабая, можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.
В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду.
Если отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет — это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.
Мнение психологов на эту тему
Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.
Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.
Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):
- Кожный вектор — удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.
- Анальный вектор — характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и всё время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол — столь, стул — стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу — хосюю.
- Оральный вектор — это дети, утомляющие окружающих своей болтовнёй. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.
- Звуковой вектор — для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз — аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.
Что делать родителям
В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на диагностическую консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи. При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу.
Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана. В этом случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.
Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.
Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:
- Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен всё делать так, как он может — медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул — похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.
- Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.
- Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.
- На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика — это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.
Психологическая составляющая неправильной речи — это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.
Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у пятилетнего плохоговорящего ребёнка.
Дизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.
В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.
Понять проблему
В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.
Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.
При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.
Среди причин расстройства выделяют:
- тяжелый токсикоз беременных;
- резус-конфликт;
- внутриутробная инфекция;
- недоношенность;
- преждевременные роды;
- внутриутробная гипоксия плода;
- асфиксия новорожденных;
- родовые травмы;
- наследственные заболевания;
- черепно-мозговая травма;
- гидроцефалия;
- инфекционное поражение мозга;
- интоксикации различного генеза;
- гнойные отиты.
Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.
Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:
- слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
- спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
- позднее появление речи;
- проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
- повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
- малыш без причины разговаривает «в нос»;
- речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
- искажение, пропуск отдельных звуков;
- нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
- плохой музыкальный слух;
- нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
- возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.
В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.
Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.
С чего начать лечение
Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:
- ЭЭГ;
- электромиография;
- МРТ;
- электронейрография;
- трансканальная магнитная стимуляция.
После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.
Различают четыре степени заболевания:
- 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
- 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
- 3 степень – речь понимают только близкие;
- 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.
В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.
Последовательность лечебных мероприятий
Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.
Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.
Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.
Логопедический массаж делят на несколько видов:
- ручной;
- механический;
- аппаратный.
Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.
Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.
Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.
Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:
- оскаливание зубов;
- вытягивание губ;
- открыть – закрыть рот;
- ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.
Массаж позволяет:
- восстановить нормальный мышечный тонус;
- устранить патологические движения речевых мышц;
- увеличить амплитуду артикуляционных действий;
- заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
- координирует движение речевых органов.
Дыхательная гимнастика
Речевое дыхание – сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией. У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.
Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.
Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.
Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:
- Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
- Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
- Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
- Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.
Занятие начинается с разминки, и лишь затем можно переходить к главной части.
Примеры упражнений:
- полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
- затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.
Развитие мелкой моторики
Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.
Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.
Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.
Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:
- мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
- расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
- согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
- на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
- использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
- использование эспандеров;
- бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.
Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.
Коррекция произношения
После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.
Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:
- пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
- замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
- межзубное произношение, так называемая шепелявость;
- изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.
Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.
Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.
Задача специалиста сводится к следующему:
- моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
- постановка изолированного звука;
- закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
- произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.
Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.
Другие методы
Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.
Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.
Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.
Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее. Перестала привлекать внимание прохожих.
Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.
Из физиопроцедур актуальны:
- электрофорез;
- дарсонвализация;
- синусоидальные модулированные токи;
- локальная гипотермия.
Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.
Помимо перечисленных методов подключают:
- лечебные ванны;
- гирудотерапия;
- иглоукалывание.
Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.
Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.
Дата публикации 18 марта 2020Обновлено 26 апреля 2021
Определение болезни. Причины заболевания
Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2]. Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.
ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще — у мальчиков [17].
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
- расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
- проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
- отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
- афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
- умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
- глухота.
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:
- хроническая внутриутробная гипоксия плода;
- поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
- внутриутробное инфицирование;
- гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
- генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
- недоношенность;
- родовая травма;
- аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4].
Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:
- нейроинфекция, например менингит, менингоэнцефалит;
- снижение слуха после отита;
- дефицит общения;
- тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
- генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11].
Диагноз “задержка речевого развития” не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать “замедление темпов речевого развития”. В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.
Если в три года постановлен диагноз “задержка речевого развития”, необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!
Симптомы задержки речевого развития
Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2][8][9][11]:
- При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
- При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
- При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
- При сенсомоторной алалии — ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
- При нарушении дикции (дизартрии) — у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
- При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.
Патогенез задержки речевого развития
Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2][3][4]:
- При перинатальном поражении головного мозга (гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
- При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — “понимает” его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая “формирует” активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.
- При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
- При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.
Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1][8]:
- Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
- Постоянное использование соски в 2-3 года;
- Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно “разобраться” в разных структурах языков.
Классификация и стадии развития задержки речевого развития
Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:
1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:
- алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
- афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
- дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;
2. Функциональные нарушения речи, например заикание.
3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.
4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.
Педагоги применяют другую классификацию. Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5][15]:
- первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
- второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
- третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).
Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.
Осложнения задержки речевого развития
Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1][5][8][14].
Диагностика задержки речевого развития
Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2][3][11][15].
Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.
Невролог может назначить следующие обследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ)— чтобы исследовать деятельность головного мозга;
- ультразвуковая доплерография (УЗДГ)— проверить состояние сосудов головного мозга;
- компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.
Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза “задержка речевого развития” достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1][2][7]:
- В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
- В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: “Что это?“.
- В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
- В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: “Зачем?“ и “Почему?“.
- В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме “Р”.
Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.
При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.
Лечение задержки речевого развития
Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1][8].
Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7][12][15].
Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2]. Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин, когитум, цераксон. По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2][16].
Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:
- область Вернике (отвечает за понимание речи);
- область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);
Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6][13][14].
Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10][13].
Прогноз. Профилактика
Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1][2][5][7].
При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.
Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.