Решила скомпилировать весь свой опыт, который приобрела за год коррекции почерка у девятиклассника.
Шаг №0
Предварительный
Для красивого аккуратного почерка требуется много терпения и усидчивости со стороны ученика. С этим могут быть трудности: современные подростки привыкли быстро переключаться между разными видами деятельности. А вот долго останавливаться на одном и том же для нас (чего греха таить, я сама едва вышла из этого возраста) уже проблематично.
Поэтому перед занятием по коррекции почерка я рекомендую 5-10 минут занимать ученика монотонной, тихой, спокойной деятельностью. Сложная раскраска, сортировка мелких предметов, вышивка или даже просто дыхательная гимнастика, помогающая успокоиться и сосредоточиться.
Шаг №1
Скорость
Пока настрой не пропал – приступаем к коррекции почерка.
Первым делом я обращала внимание на темп письма. Мой ученик к концу слова (к концу строки и к концу текста) ускоряется, из-за чего неаккуратный почерк превращается в кошмарный неразборчивый.
В пределах одной строчки с этим можно бороться короткой фразой “Темп” (“Скорость”, “Медленней”) – пока не выработается привычка. Если подросток лучше воспринимает информацию визуально, то подготовить таблички с надписями или таблички разных цветов.
В пределах текста я засекала время. Если первый абзац был написан за 8 минут, то второй я просила написать за 10.
Очень важно внушить и себе, и ученику – лозунг “быстрее, выше, сильнее” мы оставляем для спорта.
Шаг №2
Правильный захват ручки
Переучить подростка держать ручку достаточно сложно. Я вижу в этом смысл, только если хват ручки очевидно затрудняет написание.
А ещё нужно смириться: сначала почерк ухудшится. Ученику придётся одновременно контролировать новое положение ручки, преодолевать мышечную усталость и аккуратно писать.
Шаг №3
Отрабатываем отдельные элементы
Нужно понять, какие соединения и буквы ученик пишет не оптимальным способом. Бывает, что есть лишние завитушки или нарушается порядок написания. В результате ученик невольно обводит букву несколько раз или грязно соединяет её со следующей.
Допустим, для отработки мы выделили 10 букв и 2 соединения. Конкретно их нужно регулярно, в первой половине занятия, повторять и отрабатывать. Пока не дойдёт до автоматизма. Можно в прописях, можно под контролем педагога в обычной тетради.
Обратите внимание: 10 букв, а не 33. Экономия времени значительная.
Прописи нужны?
Прописи полезны дисциплинированным детям. Если ваш ученик делает прописи на коленке за десять минут до занятия, то…
А на занятии я всё равно учу писать в тетради или на отдельном листе. Так мне проще контролировать ситуацию.
Шаг №4
Механизация
При списывании текста ученику нужно сосредоточиться не на смысле прочитанного, а на почерке. Думать и о содержании, и о почерке – двойная работа.
Это временная мера, пока почерк не будет достаточно “автоматизирован”.
С сочинением и изложением мы решили проблему так:
о смысле и содержании следует думать во время работы на черновике. Чистовик только для того, чтобы красиво переписать черновик. Переписывать текст на чистовик и параллельно его редактировать, добавляя или убирая мысли, НЕЛЬЗЯ.
Это займет много времени? Да.
А экзамен длится сколько? 4 часа.
А через какое время школьники обычно сдают работу и покидают аудиторию? 2-2,5 часа.
Я понимаю, что тяжело отсидеть 4 часа, особенно когда все вокруг уже ушли. Но это очень важно. Пусть с перерывами, перекусами и “передремами”. Но важно.
Шаг №5
Размер букв
Предположим, что шаг №3 пройден. Все буквы по отдельности пишутся правильно и красиво. Но вот вместе… Начались американские горки со спусками и подъемами.
Что с этим делать?
• убедиться, что у ученика нет недиагностированных проблем со зрением.
• проверить, видит ли ученик разницу в размерах букв. Если у ребёнка дисграфия, то есть вероятность, что он просто не замечает.
• попросить ученика сосредоточиться исключительно на размере букв. Или не букв. Пусть напишет строчку из палочек одинаковой высоты (мы её называем забором).
|||||||||||||||||||||||
Если это задание будет выполнено успешно – значит, мы имеем дело с трудностями концентрации.
• обратить внимание на мелкую моторику.
Возможно, ученик старается, но неуклюжесть пальцев не позволяет выполнить задание.
• расчертить тетрадь по образцу тетрадей в узкую линейку.
Почему я не предлагаю купить обычную тетрадь в узкую линейку? Для меня важно сделать постепенный переход от узкой линейки к широкой. Предположим, первые три строки узкие, четвёртая – узкая только наполовину (на вторую половину!), пятая – узкая посередине… Десятую строку не расчерчивать вообще. А на 12-13 вернуть обратно 🙂
Шаг №6
Наклон
Здесь всё практически так же, как на шаге №5.
С наклоном у моего ученика, если он сосредоточен на работе, проблем нет.
Если бы они были (а я долго думала, что они были!):
- я бы давала задания на косые заборы в первой половине урока ////////////
- или с чередованием |/|/|/
- угол наклона можно менять. Например, чередуем палочки с углом в 60° и 45°.
- то же повторяем с буквами и словами.
+ Думаю, тетради в косую линейку здесь могут быть полезны.
++ Наблюдение за моторикой, глазомером, зрением – тоже актуальны.
Шаг №8
Буквы скачут
Ещё одна проблема, которая с моим учеником скорректировалась сама по себе. Нужно было только попросить сосредоточиться 🙂 И пообещать, что это последнее задание на коррекцию почерка.
Если концентрация ученика максимальна, а получается все равно плохо, то мне помогает старая добрая “узкая линейка”. По-другому я её называю “коридор”.
Например, попросить ученика нарисовать “змейку” внутри коридора так, чтобы она касалась его стенок, но не вылезала за пределы. Если ребенок помладше, то это вообще классное занятие на развитие фантазии: змее не должно быть тесно в “вольере”. Но если она за него вылезет, то покусает работника зоопарка. Нам это нужно? Нам это не нужно. Или у нас есть какие-то личные счеты с работником зоопарка?..
Постепенно от змеек и палочек переходим к петелькам, а потом и к буквам со словами.
Шаг №9
Ориентация на листе и расстояния между словами
По поводу красной строки. Я учу делать отступ шириной примерно в палец (для учеников начальной школы – 2 пальца). Чтобы не забыть его сделать – советую физически положить палец на тетрадь и оценить обстановку 🙂
Мой ученик после этого сказал, что ему нужно для экзамена одолжить чей-то палец. Свой, дескать, не подходит.
По поводу переноса слов на новую строку. Внезапно выяснилось, что мой ученик вообще не знает правил переноса слов. Но здесь важно не только знать правила, но и уметь правильно оценить: влезет слово в строчку или нет? Если нет, то какая его часть влезет?
Для правильного ответа на эти вопросы нужно иметь стабильный почерк и четкое представление о размере своих букв и слов. Если размеры прыгают, то нужно возвращаться к шагу №5. Если шаг №5 пройден, то смотрим: сколько места занимает слово из 3 букв? 1 сантиметр? 8 миллиметров? А если учесть, что в этом слове есть широкая буква “ж”? Ага…
Конкретно этой части я бы не стала уделять время вообще. Как только дойдем до стабильного автоматизированного почерка – я дам ученику возможность методом проб и ошибок разобраться с этим самостоятельно.
Расстояния между словами. Первым делом нужно понять, почему расстояния между словами у ученика меняются. И, по традиции, рисуем забор:
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Но просим сосредоточиться исключительно на расстоянии между палочками. Пусть прыгают размеры, пусть не держится строка, пусть варьируется наклон. Следим только за промежутками.
Если проблема сохранится даже при максимальной концентрации – значит, есть проблема с ориентированием на пространстве листа. Проще всего придумать “линейку”. Например, посоветовать всегда делать расстояния между словами шириной в полпальца. Или взять карандаш и после каждого слова вместо пробела писать букву “ж”. Без нажима, едва заметно. Потом можно стереть. Так до тех пор, пока не выработается привычка.
Промежуточная остановка после шагов 6-9
Перечисленные мной проблемы – это следствие дефицита переработки зрительно-пространственной информации. Есть нейропсихологический подход к коррекции этой проблемы. В двух словах его можно описать так:
“Исправим почерк не исправляя почерк”
или
“Исправим почерк в процессе игры”
Но тут есть проблемы:
1) Почти все эти игры предназначены для младших школьников. Для подростков их нужно адаптировать.
2) Подростки, в отличие от детей, уже четко разделяют понятия “игра” и “учеба”. И то, что хорошо им удается в игре, может никак не всплыть во время учебы.
Тут же возникает парадокс: есть задания, с которыми мой ученик справляется лучше меня. Но у меня проблем с почерком и переработкой зрительно-пространственной информации нет, а у него есть…
3) После игры нужно приложить много усилий, чтобы настроить ученика на рабочий лад.
Но! Я одобряю подход “частично исправим почерк рисованием”. Это развивает и моторику, и зрительно-пространственные представления. Помогает сосредоточиться, не ассоциируется с учебой напрямую и не напрягает мозг.
Шаг №10
Заглавные буквы
На тот случай, если ученик забывает ставить точки в конце предложения или по инерции начинает новое предложение со строчной буквы.
Здесь мы с учеником вырабатывали последовательность:
написал предложение – стукнул колпачком ручки по столу
Были еще варианты “коснулся носа”, “коснулся лба”, “переложил ручку в другую руку и обратно”. Но мне больше всего нравится с колпачком.
Тем самым у ученика (у его мозговых структур) появляется время на то, чтобы перезагрузиться и переключиться на новое предложение.
Шаг №11
Отзеркаливание
Единственная проблема, с которой я вообще никак не столкнулась. Кроме буквы “э”, которую мы отработали отдельно.
Если бы она возникла конкретно у моего ученика, дисграфика со здоровым зрением и трудностями концентрации, то я бы пробовала что-то вроде таких заданий:
…и постепенно переходила к буквам.
Шаг №12
С чувством, с толком, с расстановкой… и паузами
Коррекция почерка – дело непростое, медленное, требующее максимальной концентрации. Особенно у подростков, которым нужно изменить привычки, закреплявшиеся почти каждый день в течение 7-10 лет. Мозг по инерции будет пытаться “управлять” рукой одним способом – и нужно запрещать ему это делать.
Дело пойдет медленно. Более того, дело ДОЛЖНО идти с паузами. Отрывать ручку от листа во время написания длинного слова – это нормально. Сделать минутный перерыв после трех строчек – это нормально. После половины текста пойти подышать воздухом в коридоре или сходить умыться – это тоже нормально. И для репетитора вполне уместно во время занятия переключиться на устный опрос по другой теме или рассказать кусочек новой информации.
Корректировать почерк уставшего человека невозможно.
Вот как-то так 🙂
Маленькие комментарии в конце:
1) Лучше писать слишком крупно, чем слишком мелко.
2) Лучше заниматься одним делом в одну единицу времени. Если сейчас стоит задача скорректировать размер букв, то не обращаем внимания на наклон.
3) Лучше работать над почерком каждый день по чуть-чуть, чем 3 часа раз в неделю. Поэтому настаиваем, чтобы ученики хоть сколько-то работали дома самостоятельно.
4) Все ученики индивидуальны. То, что я здесь описываю, подошло одному подростку и может не подойти другим.
5) Слушаем учеников, разговариваем с ними, не кричим и не давим. И наоборот – не пытаемся “скорешиться”, веселить частушками, сплетнями и байками. И юмора, и серьезности должно быть в меру 🙂
Школьникам нередко снижают оценки из-за плохого почерка. И подобная проблема может сделать двоечником самого умного ребёнка в классе. Желая помочь своему чаду, родители пытаются найти какое-то решение. Всё не так плохо. Существует много способов улучшить почерк у подростка или младшего школьника, только необходимо понять, по какой причине ребёнок пишет, «как курица лапой». И только тогда уже можно предпринимать какие-то меры.
Признаки плохого почерка
Уродливый почерк может испортить успеваемость. Снижение отметок в младшей школе совсем не мотивирует к учёбе, а лишь, напротив, способствует исчезновению всякого желания учиться, выводить буквы. Нередко плохой почерк сопровождается низкой скоростью письма, из-за чего рука устаёт быстрее, чем у других деток. В результате школьник не успевает за учителем на контрольных и диктантах, торопится писать слова, и получает плохие оценки.
В средней школе ученик медленно пишет конспекты, которые преподаватель потом не может разобрать. Иногда школьник и сам не способен расшифровать свои «иероглифы».
Обучение письму — нелёгкое занятие. Учитель далеко не всегда может отыскать нужный подход к каждому школьнику. Большинству детей подобная наука даётся очень тяжело. Однако, если знать некоторые секреты методики, вполне можно исправить положение. Важно осознать, из-за чего у сына или дочки не получается красиво писать. Следует начать с небольшого исследования, взяв в руки тетрадку чада или исписанную бумагу и обратив внимание на следующие моменты:
- как написаны буквы «к», «н» и «п» (если они мало чем отличаются друг от друга, это показательная ошибка);
- «танцуют» ли буковки над строкой и под ней, различны ли они по ширине, высоте и наклону (несоответствие каллиграфическим нормам);
- заходит ли малыш на поля, приписывает ли лишние элементы к буквам «м» или «ш», имеется ли грязь на полях (нарушение норм оформления).
Положение тела и неподходящая парта
Плохой почерк часто обусловлен неправильной позой, неестественным углом ручки или расположением тетради, бумаги. Для того чтобы писать быстро и чётко, необходимо следить за выполнением этих правил. Сидеть надо прямо, чтобы туловище, плечи и голова находились в ровном положении. Спина опирается на спинку стула, стопы на полу. Грудь ни в коем случае не должна касаться стола, локти выходят за его край.
Детки часто садятся не так, как нужно, копируя соседа по парте. Они с лёгкостью забывают, что им говорили дома родители. Чтобы приучить малыша к правильной позе, нужно потратить на это определённое время и объяснить, что тело быстро привыкает к правильному положению. Ребёнок должен понять, что дискомфорт будет ощущаться лишь поначалу, а потом наступит привыкание, после чего уже не придётся прилагать какие-то усилия и контролировать себя.
Школьные парты изготовлены по принятому стандарту, поэтому они не могут быть неправильными. В соответствии с нормами, столешница должна располагаться немного ниже солнечного сплетения и иметь незначительный угол. Сама парта имеет прочную и устойчивую конструкцию. Если родители сомневаются в её качестве, они могут посетить урок и удостовериться, что всё хорошо, или пересадить кроху туда, где ему будет лучше. У детей разный рост, поэтому учитель подбирает для каждого ученика наиболее подходящее место. Ну, и дома нужно правильно организовать рабочее место школьника.
Тетрадь и ручка
Часто плохой почерк связан с тем, что школьник неправильно размещает свою тетрадь во время письма. Это влияет на наклон ручки и чёткость букв. Чтобы легче передвигать руку по строке, нужно располагать тетрадку под углом 10—15 градусов, перемещая её вверх по мере заполнения листа. У «левшей» она наклоняется влево (зеркальное расположение).
Тетрадь должна быть в обложке. Это требуется не только для сохранения её вида, но также и для предотвращения скольжения. Современные обёртки слишком жёсткие, поэтому лучше не гнаться за модой, отдавая предпочтение старым изделиям. Классические прозрачные полиэтиленовые аналоги также окажутся подходящими.
Что касается ручки, то от её выбора также многое зависит. Если она окажется неподходящей, школьник не сможет держать её так, как нужно. При покупке изделия следует обратить внимание на следующие параметры:
- толщина;
- длина;
- форма;
- твёрдость стержня.
Подобные факторы — важные условия успешности формирования графического навыка. Идеальная длина ручки составляет 15 см. Слишком длинные и короткие варианты не подойдут. Изделия рекламного и подарочного типа также не следует брать. То же самое можно сказать и о плоских четырёхгранных вариантах, обладающих диаметром более 7 мм. Ребристые ручки неудобны для написания и требуют больших усилий во время письма, что существенно затрудняет процесс. Если паста маркая, лучше её заменить. Она должна писать при лёгком соприкосновении с тетрадным листом.
Важно, чтобы крохе не приходилось сильно надавливать на ручку. Одновременно с этим, она не должна писать чересчур толсто, иначе в тетради будет грязь. Лучше всего выбирать ручку с ребёнком, чтобы у него была возможность расписать её и почувствовать, удобна ли она.
Сделать красивый почерк у школьнике помогут чернила и перо. Малыш может испытывать некоторые трудности, но это отличная тренировка, которую показано проводить в домашних условиях. Перо имеет некое преимущество перед обычной ручкой. Дело в том, что оно пишет лишь при соблюдении необходимого угла и силы нажима. Ребенок приучится правильно его держать. В противном случае могут оставаться кляксы.
Использование перьевой ручки позволит выработать требуемое положение руки во время письма.
В ходе многочисленных исследований было подтверждено, что использование пера способствует выработке каллиграфического почерка.
Неразвитая моторика
Если элементы с изогнутыми линиями сильно искажаются, скорее всего, у ребёнка проблемы с мелкой моторикой. Такие дети «вылезают» за строку, у них получаются слишком крупные или мелкие буквы, а линии будто бы состоят из множественных зигзагов. Под мелкой моторикой подразумевается подвижность пальцев и кистей. Это немаловажный фактор готовности крохи к учёбе в школе. Как правило, большинство деток испытывают те или иные сложности с координацией движений. К счастью, задача решается довольно просто: необходимо постоянно тренироваться, выполняя специальные упражнения.
Перед уроком письма преподаватель обычно проводит пальчиковую гимнастику, которая включена в методику обучения для младшей школы. Поначалу упражнения могут даваться тяжело, но их регулярное выполнение в итоге вознаграждает отличным результатом.
Так, если сын или дочка испытывают подобные трудности, нужно почаще заниматься играми, направленными на развитие мелкой моторики. Существуют самые разные упражнения. Улучшить почерк у школьника можно при помощи игры «Твистер». Необходимо разместить на столе поле. Рука, которой малыш пишет, будет «танцевать», демонстрируя разнообразные движения, второй можно бросать кубик. Алгоритм следующий:
- Первый игрок (им может быть родитель) бросает одновременно два кубика и говорит, какой ему попался палец (нарисован белым на тёмной руке) и цвет. При выпадении светлой ладони можно «танцевать» на поле тем пальчиком, которым это удобнее всего делать.
- Второй игрок (ребёнок) исполняет свою задачу, ориентируясь на брошенные кубики.
- После этого участники продолжают выполнять задания, не отрывая пальцев от поля. Тот, кому не удаётся занять требуемую позицию, выбывает. Соответственно, оставшийся на игровом поле считается победителем.
Нарушение пространственного восприятия
Как правило, такая проблема легко решается. Однако это не означает, что её можно оставлять без внимания. Если мама замечает, как кроха путает буковки, или видит, что они у него будто бы зависают в воздухе, не нужно заставлять малыша переписывать работу по сто раз, это не решит проблему. Такой почерк лишь выступает проявлением недоразвитости восприятия пространства. Лучше подобрать подходящие упражнения. Исправить ситуацию поможет игра «Капризный фотограф».
Пускай ребёнок высадит в ряд любимые игрушки. Родителю придётся исполнить роль капризного фотографа, который всё время хочет пересадить зверушек. То он просит убрать мишку от лисички и разместить его возле мышонка, то хочет расположить зайчика правее. Такая весёлая игра помогает в развитии пространственного восприятия.
Показаны и так называемые графические диктанты, когда ребятишки проводят линии по клеткам согласно заданному алгоритму. В результате если всё выполнено правильно, получается смешное изображение.
Вообще, родителям не стоит забывать, что письмо — нелёгкая наука. Ни в коем случае не стоит перегружать малыша. Нужно так планировать занятия, чтобы каждые 15 минут ребёнок делал перерыв. Если предстоит длинный текст, необходимо его разбить на такие этапы, чтобы не возникало усталости и раздражения.
Не надо заставлять кроху писать в черновике, гораздо лучше воспользоваться калькой. Пускай положит её на лист бумаги с напечатанным образцом буковок. Вначале ребёнок обводит элемент несколько раз по кальке, а потом пишет букву в тетрадь уже без неё. Это позволяет сформировать красивый почерк.
Улучшить каллиграфию поможет и «зеброчка» — лист с наклонными линиями, между которыми одинаковый интервал, можно прикупить обычные школьные прописи. Бумага подкладывается под тетрадную страничку и буковки выводятся по просвещающимся линиям. Это позволяет добиться одинакового наклона и размера. Работа смотрится очень аккуратно. Использование «зебры» показано не только малышам. Этот способ даёт возможность улучшить почерк и у подростка. Упражнение несложное, но очень эффективное. Подбирать сложность упражнения нужно в зависимости от того, сколько лет вашему отпрыску.
Время занятий и важность каллиграфии
Добиться улучшения почерка можно в любом возрасте. Главное — уделять необходимое время работе. Каждый день нужно писать, тренироваться не менее получаса. Если заниматься раз в неделю, это ничего не даст. На лекциях или школьных уроках едва ли удастся добиться цели. Тренировки лучше проводить дома, когда не нужно никуда спешить и есть возможность соблюдать комфортный темп.
Завершив работу в тетради с косыми линиями, нужно приобрести самый красивый блокнот и в нём записывать понравившиеся цитаты, высказывания и т. д. Можно вести личный дневник. Принесёт определённую пользу и гимнастика для пальцев. Систематические тренировки обязательно помогут добиться результата.
Люди старого времени твёрдо убеждены в том, что почерк является визитной карточкой личности. Именно поэтому, по их мнению, человек должен уметь красиво и разборчиво выводить буквы. Однако стоит задуматься над тем, часто ли современные люди сталкиваются с необходимостью что-то написать. Если раньше существовало множество профессий, где нужно было красиво выводить буковки, то теперь документы выдаются в печатном виде. На принтере можно даже открытку подписать, используя понравившийся декоративный шрифт. Сейчас изящность почерка — это большой вопрос, уже не так важна красота написания и, возможно, не стоит мучить деток, пытаясь добиться от них идеального почерка. С другой стороны, многие из нас сталкивались с ситуацией, когда наложенная на документе виза настолько непонятна, что подвергается расшифровке всеми сотрудниками офиса.
Особенности ЦНС
Существуют такие заболевания, когда сложности с письмом остаются на всю жизнь. Например, в случае дислексии, когда овладение требуемыми навыками существенно затрудняется.
Таким образом, чтобы помочь ребёнку улучшить почерк, необходимо вначале разобраться с причиной. При некоторых особенностях нервной системы каллиграфия может нарушаться. В таких случаях целесообразно не заставлять малыша по несколько раз переписывать текст, а показать его медицинскому специалисту, который даст ценные рекомендации и поможет решить проблему.
Многие родители, видя в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?
Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.
Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения. И начинать занятия желательно как можно раньше.
Но сначала немного теории… Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка.
Как исправить почерк у ребенка?
Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.
Для формирования красивого почерка необходимо :
-
Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме
- Спина и плечи ровные;
- Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
- Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
- Тетрадь лежит под наклоном;
- Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.
2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.
Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.
- Согните указательный и большой палец.
- Отведите большой палец немного в сторону так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
- Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
- Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
- Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья соприкасалась с поверхностью стола, необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.
3. Сформировать графический навык
Конечная цель формирования графического навыка — это красивое и быстрое письмо.
Показателями сформированности графического навыка являются:
- Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
- Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
- Связанность (безотрывность) письма.
Связанность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую.
Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.
- Скорость письма.
Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса.
Секреты красивого почерка
Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:
1.Одинаковый наклон
Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.
2. Одинаковую высоту
Все строчные буквы умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.
Высота заглавных букв в два раза больше.
Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:
- Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
- Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».
3. Одинаковую ширину
Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».
Ширина строчных букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».
Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.
Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.
Ширина между словами равна ширине строчной «ш».
При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.
Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.
А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.
В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.
Как улучшить почерк у ребёнка
Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений и развивают выносливость к письменным нагрузкам.
Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.
Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.
Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:
- альбом;
- простой карандаш;
- цветные карандаши.
При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.
Важные правила!
- Следите за правильным положением карандаша в руке.
- Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
- Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
- Линия должна быть ровной, горизонтальной.
- Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
- Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
- Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.
Пример графического упражнения:
Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между линиями.
Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.
Постепенно задача усложняется.
Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.
Также можно присоединить следующие упражнения:
- массаж рук;
- штриховка;
- развитие мозга:
- специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).
Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.
Упражнение 1
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Упражнение 2
Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.
Упражнение 4
Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 5
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Советую воспользоваться уже готовым тренажером!
Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.
Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.
О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер
Приобретая тренажер, вы получите:
- готовый инструмент для исправления почерка;
- 100 страниц интересных упражнений;
- 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
- дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
- профессиональную методику, проверенную на практике.
С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.
Ребенок получит:
- улучшение почерка;
- развитие внимания и координации движений;
- ловкие и выносливые пальцы рук;
- развитие мышления.
Рекомендуемый возраст 6-13 лет.
Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.
О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер
А также
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!
Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.
Что делать, если почерк ребёнка не читается?
Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.
Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.
Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.
На что конкретно надо обратить внимание:
- Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
- Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
- Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.
Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?
Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.
Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.
Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.
Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.
Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.
Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?
Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте (опираемся о край стола),
Правая рука на месте (опираемся о край стола):
Можно начинать писать!
И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.
Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?
Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.
Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.
Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит
Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.
Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.
Какой именно должна быть ручка для школьника?
Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.
Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.
Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.
А если ребенок уже привык держать ее неправильно?
Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.
Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.
Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.
Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.
Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.
Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.
Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.
«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.
Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.
Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.
Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.
Что нужно для такой игры в театр теней?
Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.
«Бабочка»
«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».
«Лебедь или гусь»
«Собачка»
Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!
Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…
Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.
Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.
Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.
Или игра «Капризный фотограф». Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.
Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.
Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.
Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.
Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.
Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.
И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.
Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.
Занятия, которые помогут вашему ребёнку обучаться весело, быстро и продуктивно
Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!
Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»
Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:
- развить память и улучшить концентрацию;
- расширить собственное мышление;
- развить креативность, творчество и нестандартность;
- подготовиться к экзаменам, ЗНО;
- изучить иностранный язык;
- обрести уверенность в себе;
- обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
- прекратить «зазубривать» материал.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.
Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой
Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:
- повышение скорости чтения в два-три раза;
- экономию времени, финансов и сил;
- развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
- 4 способа скорочтения.
Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!
Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»
Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:
- запомнить 500 цифр из числа ПИ;
- выучить 100 иностранных слов за час;
- запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
- запомнить 50 дат за 5 минут;
- с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
- запомнить текст в 100 слов за 5 минут.
Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!
Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!
С уважением
Елена Калачикова
22.01.2019 08:57
Возможно ли хоть немного поправить почерк и научить быстрописанию? Ребенок 12 лет(6 класс), пишет просто жуть, на уроке ничего не успевает, я понимаю что я поздно спохватилась. Смотрю тетради, в 4 классе еще все нормально, а дальше все хуже и хуже ((( подскажите, есть ли какие варианты?
22.01.2019 09:02
Выучить его на врача:-)))))
22.01.2019 09:23
вариант))) только доучиться бы ему до института
автор
24.01.2019 14:18
Не переживайте, доучится:-) Из-за почерка из школы не выгоняют.
22.01.2019 09:56
присоединяюсь, та же проблема, но 5 класс))
Anonymous
22.01.2019 10:08
У меня ощущение что дальше становится все хуже, может раньше был маленький и старался, а теперь взрослеет и все больше пофиг становится(((
Автор
22.01.2019 11:01
дело не в старании, а в скорости. с 5го класса скорость подачи информации возрастает
Anonymous
22.01.2019 11:08
Может быть, подождать? Сейчас начнутся большие объемы писанины, и ребенок подстроится, выработает систему сокращений (или сами помогите ему ее создать) плюс рука привыкнет. Главное, чтобы без ошибок, а красота – дело двадцать пятое 🙂
22.01.2019 13:15
Ежели бы… 8 класс. пишет разборчиво, но меееелко… Жуть. Учитель намекнула, что такой почерк может на ОГЭ не пройтить…
22.01.2019 13:19
На ОГЭ главное – четко цифры и буквы прописать. У моей старшей тоже бисерный, ничего, сдала ОГЭ 🙂
23.01.2019 08:23
Изложение нормально проканало? Реально за него волнуюсь. 🙂
23.01.2019 10:24
Нормально, но учитель их натаскивала весь год + у моей нет проблем с изложением мыслей (единственная ее проблема – много пишет, растекается мыслью по бумаге, а много там ни в коем случае писать не надо; большой объем – это еще и лишний повод ошибок понасажать :))
29.01.2019 01:11
Пусть печатными буквами пишет, так мелко не получится.
Anonymous
22.01.2019 17:51
Тяжелым трудом. Прописи брать и выписывать. Немного помогает. Калиграфия,тоже полезна, но это надо искать занятия и специфично искусство, на любителя.
28.01.2019 17:05
конечно можно, даже взрослым исправляют почерк. Мы исправляли дочери ,ходили на уроки каллиграфии,10 занятий понадобилось
30.01.2019 16:43
расскажите, где и что делали на уроках.
Anonymous
30.01.2019 17:34
возили к учителю каллиграфии, как учили не знаю, не присутствовала.. во время занятий и после два месяца, дочь в школе и дома подкладывала трафарет с линиями под страницу в тетради и писала, сейчас прошло 3 года, почерк такой же отличный. Если интересно , сейчас в профиль загружу фото , на нём диктант моего ребенка на первом занятии и на 8 занятии каллиграфией. Исправляют там и взрослым почерк.
31.01.2019 13:31
Послушайте, у Вашего ребенка и на первой фотке очень приличный почерк…
Anonymous
31.01.2019 15:11
спасибо))) но он очень не ровный был
31.01.2019 14:03
Похожий почерк получается по прописям Илюхиной. У сына в школе были именно они. Пока скорости не было, примерно все так и писали. К сожалению, как только появляется скорость, все ползет. Сын всю началку писал с разлиновкой (подкладывается под лист). И потом в средней школе периодически возвращался к ней.
31.01.2019 15:04
У дочери не испортился почерк, сейчас в 5 классе
31.01.2019 18:59
Это очень хорошо. Но девочки вообще обычно более аккуратные )))
31.01.2019 10:27
Вот только сегодня получила рассылку от “Праздник науки” Курс «Исправляем почерк» В воскресенье прошёл пробный урок курса «Исправляем почерк». Мест на курсе уже нет, открыта запись на следующий набор. Многие уже оставляют заявки, чтобы успеть попасть в группы. На занятии: Разобрали, что такое «красивый» и «некрасивый» почерк. Выяснили, что конкретно надо делать, когда говорят «пиши красиво». Отгадывали зашифрованную фразу. Для этого узнавали про историю и приключения каждой буквы. Писали на грифельной доске «правильно», как 150 лет назад в царских гимназиях. Родители оценили, что педагог курса – мужчина. После урока в каждой группе было небольшое родительское собрание, где Александр ответил на вопросы и рассказал про план дальнейшей работы. Оставить заявку на следующий набор – https://prazdniknauki.ru/correct_handwriting/
22.01.2019 13:43
Я в начале лета здесь задавала тот же вопрос (почти 14 лет сыну на тот момент было). Потом сама нашла в интернете “Матричное письмо”. Сначала стала искать просто репетитора по чистописанию, но как-то на это МП вышла. И летом сын интенсивно позанимался. У нас получилось, что занятия были индивидуальные и каждый день, так как летом не собралась группа. я не хотела откладывать на учебный год, так как нагрузка в школе и так большая, иначе можно было бы в группе и не каждый день. Результат был виден после первого же занятия. То есть под контролем преподавателя почерк стал похож на образец в прописях ))) Занятия построены так, чтобы не было занудства. Ребенку предоставляется возможность писать то, что хочется (в основном). но чудес не бывает. Конечно, почерк не сохраняется надолго таким, как поставил преподаватель. Но хотя бы добились его разборчивости. Для того, чтобы почерк был красивым и дальше, предполагается. что ребенок будет самостоятельно писать ежедневно по 15 минут. Мой этого не делает.
Anonymous
31.01.2019 13:32
Пожалйста. поделитесь контактом в личку!
31.01.2019 14:29
Каким контактом? Набираете в поисковике “матричное письмо” и первая ссылка – они. Если вы есть в ФБ, там тоже можно их найти. Вот на всякий случай мой летний топ /forum/mobile/topic/3535321.htm как видите, панацеи все же нет. Единственно, может быть в группе эффект получше, так как дети там друг на друга смотрят. Если что, я на них вышла через сайт Ваш репетитор, искала там репетитора по чистописанию. Вы такой вариант рассмотрите тоже, простого репетитора.
Anonymous
22.01.2019 23:22
Зачем ему это надо? Мой сейчас в 9-м, пиши хоть ручкой, хоть карандашом, хоть печатными буквами, как угодно.
Anonymous
23.01.2019 12:27
Учителя снижают оценки, да и он не разу понимает свои записи
автор
29.01.2019 15:23
Старшая писала как курица лапой. В 9 классе почерк выровнялся, т к впереди был ОГЭ. Их в школе заранее предупредили, что проверяющий не будет вчитываться в их каракули. Моей помогло.
Anonymous
24.01.2019 14:59
Только в бланке экзаменационном по русскому невнятное написание зачтется ошибкой. Вот дочка у меня удивилась: пусть немного, но пару баллов на нечетких запятых потеряла. Теперь выписывает тщательнее.
24.01.2019 14:01
Если ребенок сам готов работать над этим, купите обычные прописи для 1го класса и пусть прописывает. Эффект точно будет.
Anonymous
24.01.2019 19:53
Что-то не могу найти город, там была школа исправления почерка, слышала, что летом из Москвы туда ездили заниматься старшеклассники. И взрослые там исправляли почерк. Не бесплатно, но вроде эффективно. Сама этим вопросом задавалась, когда сын в началке учился писать.
Anonymous
25.01.2019 22:28
Только что отходили на каллиграфию 3 мес. Там просто заново обьясняли каждую букву-крючок. С чего начать, куда вести, где конец…. Но надо по 100 раз прописывать, мой ленится. Результат кратковременный пока есть, но не образцовый. Посмотрим растеряется ли знания. 11 лет, почерк всегда плохой. Нейропсихолог ставил тонус рук.
Anonymous
27.01.2019 00:23
Для начала проверить зрение, если со зрением порядок, то только если сам этого захочет, больше ни как
29.01.2019 15:12
Дочь 11 лет, занимается каллиграфией в школе скорочтения IQ007, за 2,5 месяца – сильный прогресс. стала очень аккуратно и красиво писать. а главное ей очень нравится курс рассчитан на 36 занятий. еще по русскому заодно повторяют правила, и словарные слова.
Anonymous
30.01.2019 16:48
Ждите. Сын до 7 класса писал как…врач, и сейчас пишет , когда очень торопится. Когда старается и не торопится очень хороший почерк. Придирки по поводу почерка прекратились как раз таки в 7 классе.
Anonymous