Как известно, навык чистого и красивого письма закладывается у человека именно в раннем детстве. Поэтому родители и учителя должны уделять особое внимание детскому почерку в дошкольном возрасте и в начальной школе. Впрочем, иногда правильный стиль письма появляется не сразу, и тогда может потребоваться исправление почерка у ребенка. В этой статье от команды iSmart вы узнаете, почему у детей может испортиться почерк и как можно поставить его с помощью эффективных и простых тренировок.
Зачем исправлять почерк?
Некоторые современные родители думают, что в наше время навык чистописания утратил значимость, поскольку чаще всего мы не пишем, а печатаем текст. Однако процесс письма важен для развития ребенка, ведь в нем задействовано несколько сенсорных систем: визуальная, аудиальная, кинестетическая. У пишущего ребенка развиваются внимание и память, тренируются усидчивость и моторика.
Работа над письмом – не просто учительская блажь. Почерк является одним из критериев оценки в начальной школе согласно стандартам Министерства Образования. Поэтому педагог действительно должен ставить ребенку низкие отметки при явных трудностях с чистописанием. Но это не единственная проблема:
- Учителя по другим предметам тоже начинают занижать оценки ребенку, так как не разбирают написанное или понимают его неправильно;
- Плохой почерк в школе может стать причиной насмешек со стороны одноклассников;
- Из-за медленного письма у ребенка быстрее устает рука и отставание от класса усиливается;
- Дети с неправильным почерком не успевают записывать материал на уроках и сдавать контрольные работы, отчего снижается их успеваемость.
Пример изображения с замечаниями учителей
Все эти факторы приводят к тому, что у ребенка снижаются самооценка и мотивация к обучению, а значит, падает и качество усвоения знаний. Получается, некрасивый или нечитабельный почерк может испортить детям всю школьную жизнь.
Как понять, что у ребенка плохой почерк?
Если малыш не ходит в школу, и семья занимается его дошкольной подготовкой самостоятельно, родители могут вовремя не заметить проблем с почерком без опытного взгляда учителя. Тогда к поступлению в первый класс у ребенка уже сформируется привычка неправильного письма, и переучивать его на уроках будет сложнее. Поэтому нужно не только знакомить маленьких детей с чтением и счетом, но и просить их заполнять тетради первыми выученными буквами и словами. Бывает и так, что преподаватель в школе тоже не уделяет должного внимания почерку своих учеников. Тогда обязанность объективно оценить первые прописи полностью ложится на родителей.
Итак, в детском почерке могут встретиться следующие недостатки:
- Непропорционально большие или маленькие буквы, а также буквы разной высоты в одном слове;
- Отсутствие наклона в буквах или очень сильный, а также разный наклон вправо и влево;
- Схожее написание разных букв (например, «и»/«н»);
- Нахождение слов не на одной линии (буквы то выше строки, то ниже);
- Слишком сильный или, наоборот, слабый нажим на ручку при письме;
- Неодинаковое соединение букв в слове, его отсутствие – письмо печатными буквами – или добавление дополнительных элементов (например, превращение «о» в «а» при соединении);
- Невыразительное или нечитабельное написание отдельных букв;
- Захождение слов за поля тетради или на соседнюю страницу, а также дезориентация на листе – написание текста в произвольном месте.
Пример изображения с плохим детским почерком
Если вы заметили у ребенка одну или несколько каллиграфических ошибок из этого списка, настало время перейти к регулярным упражнениям по исправлению почерка у школьников. Однако сначала лучше понаблюдать за ребенком, чтобы выявить причины проблемы с письмом.
Почему ребенок некрасиво пишет?
Порой детские каракули в тетради являются результатом стрессов, мышечных зажимов и неврологических проблем. В некоторых случаях речь идет даже о клиническом расстройстве процесса письма – дисграфии. Дисграфия не связана с уровнем интеллектуального развития и бывает трех видов: акустическая (неумение распознать звук на слух), моторная (нарушение движений руки) и оптическая (невозможность соотнести зрительный и звуковой образы).
В этих условиях перед тем, как улучшить почерк с помощью письменных упражнений, нужно отвести ребенка к специалисту: психологу, логопеду, неврологу. Он проведет коррекцию детского поведения и нормализацию эмоционального фона малыша.
Впрочем, чаще всего причины плохого почерка не такие пугающие, и их можно устранить в домашних условиях. Поговорим о них подробней и о том, как научиться красиво писать в той или иной ситуации.
Учебное пространство
Иногда причина некрасивого письма у ребенка заключается во внешних обстоятельствах. Чаще всего, это ошибки при организации рабочего места в школе и дома. В таких случаях достаточно исправить недочеты, и почерк изменится сам, так как ребенку будет удобнее писать. Поэтому во время занятий по письму, проверяйте следующие моменты:
Положение тела
Неправильная позиция рук, ног или спины приводит к тому, что у детей формируется кривой почерк, в котором буквы разъезжаются в разные стороны. У пишущего за столом должна быть прямая осанка, а руки опираются на край стола. Ноги при этом соединены вместе под углом в 90 градусов, а стопы находятся на полу или подставке. Расстояние от уровня глаз до тетради должно быть не меньше 30 см.
Пример изображения с правильной посадкой за столом
Если у ребенка слабые мышцы спины, плечевого корпуса и рук, почерк почти всегда будет плохим. Чтобы развить эти группы мышц, можно перемещаться с книгой на голове, постоять в 5-секундной планке или походить на руках, пока кто-то из взрослых держит за ноги. Даже самая простая, но регулярная зарядка уже через неделю улучшит осанку ребенка, а значит, письмо станет ровнее и увереннее.
Мебель
От рабочего места напрямую зависит, как быстро устанет тело ребенка во время занятий. Так, стол не должен быть очень маленьким, и на нем всегда должно найтись свободное пространство. Вещи на столе не должны мешать движениям детской руки. Свет при этом должен падать со стороны не пишущей руки. Стул для ребенка нужно выбирать со спинкой.
Принадлежности для письма
Прежде всего, у ребенка должны быть желанные канцелярские товары, чтобы всегда имелась дополнительная мотивация. Ведь как писать красивым почерком, если тебе не нравятся собственные карандаши, ручки, фломастеры и тетрадки? В то же время не стоит всегда идти на поводу у ребенка, поскольку многие модные и изысканно украшенные письменные принадлежности просто не подходят для детской руки.
Так, ручка для ребенка не должна быть очень тонкой или толстой, иначе держать ее будет неудобно. Качество и состав чернил тоже дает о себе знать: от гелевой ручки остается больше грязи и разводов, особенно если ваш ребенок – левша (для них существуют отдельные ручки с быстросохнущими чернилами). Кроме того, пачкают тетради и ручки с очень толстым стержнем. Если есть возможность, выбирайте ручки с прорезиненным корпусом, поскольку они меньше натирают кожу, а значит, рука не устает. Оптимальная длина ручки – 15 см. Помните, что хорошие ручки не царапают бумагу и не цепляются за нее.
Обязательно обращайте внимание на то, как ребенок держит ручку. У правши она должна лежать на левой стороне среднего пальца, при этом указательный палец придерживает ручку сверху, а большой палец – слева. Пальцы не должны сжимать ручку слишком сильно, но и выпадать ручка при их движении не должна. Безымянный палец и мизинец могут свободно лежать в основании большого пальца либо быть загнутыми внутрь ладони. Расстояние от кончика ручки до указательного пальца – порядка 2 см.
Пример изображения с захватом ручки
Если ваш ребенок испытывает трудности с тем, как правильно держать ручку, можно приобрести ручку-самоучку. Это специальная силиконовая насадка, которая помогает правильно поставить пальцы. Также помогает техника «пинцет»: ручку берут вертикально за верхний кончик тремя пальцами. Медленно пальцы соскальзывают вниз. Когда до конца стержня останется 2 см, рука сама правильно обхватит ручку.
Расположение тетради
Тетрадь должна находиться перед ребенком под углом 10-15 градусов, чтобы рука свободно перемещалась вдоль строки. Чем больше заполнена страница, тем выше нужно приподнять тетрадь. Если ребенок правша, страница имеет наклон вправо, если левша – наоборот. Второй рукой можно поддерживать тетрадь. Кстати, тетради лучше оборачивать в мягкие обложки из полиэтилена, чтобы они не скользили по столу.
Пример изображения с правильным положением тетради и освещением
Моторика рук
Одна из самых частых причин некрасивого почерка – плохая моторика, т.е. раскоординация глаз и рук. При этом обычно на письме много лишних изогнутых и ломаных линий, буквы дрожат или их пропорции нарушены. Развивать мелкую моторику значит повышать подвижность кисти и пальцев, а также улучшать координацию движений. Вот какие упражнения и игры могут помочь в данном случае:
Пальчиковая гимнастика
Это небольшие упражнения, в которых с помощью пальцев инсценируются различные истории или сказки (чаще – рифмованные). Ребенок в пальчиковых играх должен запомнить не только сами стихи, но и последовательность движений, а также положение пальцев. Важно, что в гимнастике задействованы обе руки и все пальцы, при этом сжатие чередуется с расслаблением, а параллельные жесты – с последовательными. Альтернативой пальчиковых игр является массаж рук.
Примеры изображений с пальчиковыми играми
Пальчиковый «Твистер»
Эту настольную игру можно купить в любом детском магазине или сделать самостоятельно. Вам понадобится игровое поле с цветными кружочками и крутящаяся стрелка или кубики. Задача в том, чтобы расставить пальцы на нужных цветах так, как выпало в рулетке или на кубиках. Победит тот, кто правильно поставит (и удержит!) пальцы обеих рук.
Пример изображения с пальчиковым твистером
Театр теней
Такие занятия помогают развить точные и согласованные движения пальцев и кистей, а также улучшают концентрацию внимания и усидчивость. Для теневого театра достаточно иметь лампу или торшер, которые надо поставить так, чтобы свет попадал на стену. Чтобы тени получились нужного размера, сядьте с ребенком на расстоянии 3-4 метров от стены. Вы можете показывать отдельных животных или придумать сценарий и поставить спектакль. Одни из самых популярных сюжетов и образов в театре теней – это рождение и полет бабочки, лающая собака, лебедь или гусь.
Пример изображения с театром теней
Для развития моторики полезно также заниматься бисероплетением и оригами, рисовать мелкие узоры, собирать конструкторы и пазлы, лепить из пластилина, создавать фигурки из спичек, перебирать крупы, играть в пальчиковые куклы.
Зрительно-пространственное восприятие
Если у ребенка проблемы с межбуквенными интервалами, зеркальное написание букв или путаница с визуально схожими буквами, слишком размашистый или очень узкий почерк, значит, у него плохо развито пространственное мышление. В таком случае мозг неправильно воспринимает положение, формы и габариты вещей. Улучшать этот навык у ребенка можно с помощью различных игр:
«Фотограф-капризуля»
Ведущий в данном случае играет роль фотографа, а ребенок – постановщика кадра. Малыш должен высадить любимые игрушки в один ряд, а фотограф будет давать ценные указания о том, кого в кадре нужно поменять местами.
«Зеркало»
Это упражнение поможет ребенку обрести контроль над телом и лучше ориентироваться в пространстве. Попросите малыша посмотреть на себя в зеркало. Пусть его ладошка медленно и плавно «проедет» по лицу от носа ко рту, а потом поднимется наверх. Затем движения нужно будет повторить без зеркала, а потом – с закрытыми глазами.
Графический диктант
Речь идет о рисовании с нуля в тетрадях в клетку. Выполняется игра под диктовку ведущего, который объясняет, в какую сторону и на сколько шагов (клеток) нужно двигаться с ручкой. В результате на бумаге появляется забавное законченное изображение, а ребенок учится ориентироваться на листе. Также полезными для пространственного мышления будут раскраски.
Пример изображения с графическим диктантом
«Поиск сокровищ»
В данном случае цель ребенка – найти спрятанную игрушку, сладость или любой подарок. Ведущий же дает указания, куда и как перемещаться в пространстве. Например, дойти до окна, повернуться, подойти к столу и т.д. Альтернативой здесь является популярная игра «Холодно-горячо», но важно, чтобы направление движения всегда озвучивалось вслух.
Штриховка
Готовые контурные рисунки можно штриховать разными линиями. Это развивает координацию движений, терпение, аккуратность и, конечно, пространственное восприятие. Заполнять фигуры и силуэты можно разными способами: по горизонтали, вертикали, диагонали, а также волнистыми и ломаными линиями.
Пример изображения со штриховкой
Для развития пространственного мышления полезно сделать буквы наглядными:
- Самый простой вариант – рисовать буквы в воздухе. Попросите ребенка показать рукой, как он пишет в пространстве ту или иную букву. Этот способ хорошо показывает ошибки малышей и развивает детское воображение. Также можно сделать объемные буквы вместе с ребенком из проволоки, чтобы малыш лучше понимал, из каких элементов состоит буква.
- С готовыми карточками с алфавитом (продаются в книжном или детском магазине) можно организовать целую игру. Предложите ребенку найти общее и отличия между разными буквами, а затем – между заглавными и прописными формами одной и той же буквы.
- Также можно приобрести буквы с неровной поверхностью. Это объемный алфавит из магнитов или кубиков, как правило, шершавых на ощупь. Развивая тактильные ощущения, ребенок лучше понимает, в каком направлении и в какой последовательности пишется буква.
Письменные упражнения для работы над почерком
- Главный помощник красивого письма – прописи, которые бывают для левшей и для правшей. Первые прописи дошкольника могут содержать простые символы и волнистые линии на разлинованной бумаге. Важно сначала отработать написание составляющих элементов, а не целых букв, т.е. палочки, крючочки, закругления и т.д. Потом можно прорабатывать цифры.
- Когда вы перейдете к буквам в прописях, старайтесь, чтобы ребенок писал весь алфавит заглавными или строчными буквами по 2-3 раза в неделю. Отдельное внимание уделяйте проработке соединений между буквами. Если у вас нет возможности купить прописи, попросите ребенка обводить буквы, которые вы написали на бумаге своей рукой.
Пример изображения с простыми прописями
- Подбирая слова или предложения для тренировки почерка, старайтесь находить интересные ребенку темы, а не скучные монотонные тексты. Дошкольникам, например, нравится писать имена: свое, родителей, первых друзей. Можно попросить вывести прозвище любимой игрушки или домашнего питомца.
- Не формируйте у ребенка привычку писать в черновике. Для обучения красивому письму можно накладывать на образец с буквами кальку, на которой можно вывести целый ряд, а потом сразу перейти к чистовику. Работа с калькой основана на мышечной памяти, т.е. рука постепенно запоминает, как она обводила те или иные буквы. Под тетрадный лист также можно подкладывать заранее разлинованную бумагу (так называемую зебру), которая поможет соблюдать единый размер и наклон букв.
- Чтобы исправить наклон букв, приобретайте тетради в косую линейку. А если нужно потренировать соединение между буквами, используйте технику безотрывного письма, когда ручка всегда касается бумаги.
- В качестве домашнего развлечения вы можете предложить ребенку занятие каллиграфией. Писать пером сложно, но зато ребенок сможет понять, как правильный наклон и нажим на перьевую ручку влияют на результат и помогают избежать клякс. Чтобы такая тренировка проходила веселее, попробуйте обыграть ее. Например, можно написать письмо любимому сказочному персонажу или почувствовать себя в роли знаменитых учеников Хогвартса из «Гарри Поттера».
- Как изменить почерк у ребенка, если ему быстро надоедают прописи? Поиграйте с ним в доктора или директора. Нарежьте несколько небольших листочков и предложите малышу наперегонки ставить на каждом из них подпись (указывать имя с фамилией или без), будто оформляете важные офисные бумаги или выдаете рецепт. Важное условие – подпись должна быть максимально разборчива.
Рекомендации для занятий письмом с ребенком
- Лучше заниматься по двадцать минут, но ежедневно, чем полтора часа раз в неделю, чтобы сформировать у ребенка привычку и не вызвать ненависть к письму. Если занятие идет 30-45 минут, обязательно делайте перерыв, во время которого можно поиграть в одну из игр, описанных в предыдущих разделах статьи.
- Если у ребенка высокая нагрузка в школе, можно совместить упражнения с выполнением домашних заданий. В противном случае вы перегрузите пишущую руку, что приведет к болевым ощущениям.
- Во время домашних упражнений лучше пользоваться не ручкой, а карандашом. Это облегчает ситуацию с психологической точки зрения, ведь ребенок будет знать, что ошибку всегда можно стереть.
- Чтобы ребенку было удобнее закреплять знания, можно приобрести наглядные материалы: таблицу, где указан алфавит со схемами написания каждой буквы. Направление и порядок письма на таком постере отмечены стрелками и нумерацией.
- Проверяя прописи ребенка, акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках. Это вдохновит малыша на дальнейшую работу над почерком. Постарайтесь хвалить буквы максимально описательно, чтобы ребенок тоже замечал, что именно у него получилось.
Пример изображения с прописью в косую линейку
- Если вы проверяете работу ребенка письменно, возьмите за правило не перечеркивать ошибки красными чернилами, а отмечать удачные буквы зеленой ручкой. Это создает ситуацию успеха и придает уверенности. Иногда вы можете меняться с ребенком местами, предлагая ему побыть в роли учителя. Заполняя прописи, допустите несколько ошибок и посмотрите, отыщет ли их юный педагог.
- Когда вы видите, что ребенок совершает ошибку при написании буквы, озвучьте это сразу. Однако не забудьте, что в замечании важны мягкие интонации. Попросите вывести на бумаге неполучившийся элемент еще раз.
- Если ребенок устал и отказывается писать, разрешите ему переключиться на другой, но тоже полезный вид деятельности. Пусть он нарисует простой рисунок по клеткам в тетради или обведет какой-нибудь узор/силуэт в контурных раскрасках.
Подводя итоги, нужно сказать, что дети очень редко имеют плохой почерк только из-за лени или невнимательности. Чаще истина кроется в конкретной физической причине, которую можно устранить при правильном подходе.
При должной усидчивости первые результаты в работе над детским почерком в домашних условиях заметны уже через пару месяцев тренировок. Но помните, что многократное и насильственное переписывание одинакового текста редко дает положительные итоги. Дело в том, что за красивое письмо у человека отвечает не только твердая набитая рука, но и мозг с многочисленными нейронными связями. Будьте терпеливы к ребенку, оказывайте ему поддержку, и тогда всё обязательно получится.
Многие родители, видя в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?
Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.
Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения. И начинать занятия желательно как можно раньше.
Но сначала немного теории… Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка.
Как исправить почерк у ребенка?
Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.
Для формирования красивого почерка необходимо :
-
Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме
- Спина и плечи ровные;
- Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
- Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
- Тетрадь лежит под наклоном;
- Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.
2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.
Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.
- Согните указательный и большой палец.
- Отведите большой палец немного в сторону так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
- Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
- Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
- Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья соприкасалась с поверхностью стола, необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.
3. Сформировать графический навык
Конечная цель формирования графического навыка — это красивое и быстрое письмо.
Показателями сформированности графического навыка являются:
- Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
- Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
- Связанность (безотрывность) письма.
Связанность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую.
Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.
- Скорость письма.
Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса.
Секреты красивого почерка
Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:
1.Одинаковый наклон
Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.
2. Одинаковую высоту
Все строчные буквы умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.
Высота заглавных букв в два раза больше.
Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:
- Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
- Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».
3. Одинаковую ширину
Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».
Ширина строчных букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».
Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.
Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.
Ширина между словами равна ширине строчной «ш».
При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.
Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.
А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.
В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.
Как улучшить почерк у ребёнка
Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений и развивают выносливость к письменным нагрузкам.
Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.
Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.
Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:
- альбом;
- простой карандаш;
- цветные карандаши.
При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.
Важные правила!
- Следите за правильным положением карандаша в руке.
- Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
- Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
- Линия должна быть ровной, горизонтальной.
- Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
- Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
- Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.
Пример графического упражнения:
Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между линиями.
Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.
Постепенно задача усложняется.
Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.
Также можно присоединить следующие упражнения:
- массаж рук;
- штриховка;
- развитие мозга:
- специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).
Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.
Упражнение 1
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Упражнение 2
Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.
Упражнение 4
Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 5
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Советую воспользоваться уже готовым тренажером!
Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.
Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.
О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер
Приобретая тренажер, вы получите:
- готовый инструмент для исправления почерка;
- 100 страниц интересных упражнений;
- 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
- дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
- профессиональную методику, проверенную на практике.
С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.
Ребенок получит:
- улучшение почерка;
- развитие внимания и координации движений;
- ловкие и выносливые пальцы рук;
- развитие мышления.
Рекомендуемый возраст 6-13 лет.
Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.
О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер
А также
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!
Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.
Что делать, если почерк ребёнка не читается?
Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.
Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.
Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.
На что конкретно надо обратить внимание:
- Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
- Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
- Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.
Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?
Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.
Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.
Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.
Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.
Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.
Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?
Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте (опираемся о край стола),
Правая рука на месте (опираемся о край стола):
Можно начинать писать!
И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.
Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?
Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.
Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.
Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит
Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.
Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.
Какой именно должна быть ручка для школьника?
Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.
Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.
Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.
А если ребенок уже привык держать ее неправильно?
Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.
Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.
Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.
Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.
Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.
Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.
Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.
«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.
Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.
Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.
Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.
Что нужно для такой игры в театр теней?
Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.
«Бабочка»
«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».
«Лебедь или гусь»
«Собачка»
Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!
Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…
Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.
Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.
Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.
Или игра «Капризный фотограф». Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.
Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.
Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.
Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.
Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.
Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.
И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.
Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.
Занятия, которые помогут вашему ребёнку обучаться весело, быстро и продуктивно
Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!
Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»
Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:
- развить память и улучшить концентрацию;
- расширить собственное мышление;
- развить креативность, творчество и нестандартность;
- подготовиться к экзаменам, ЗНО;
- изучить иностранный язык;
- обрести уверенность в себе;
- обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
- прекратить «зазубривать» материал.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.
Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой
Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:
- повышение скорости чтения в два-три раза;
- экономию времени, финансов и сил;
- развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
- 4 способа скорочтения.
Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!
Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»
Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:
- запомнить 500 цифр из числа ПИ;
- выучить 100 иностранных слов за час;
- запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
- запомнить 50 дат за 5 минут;
- с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
- запомнить текст в 100 слов за 5 минут.
Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!
Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!
С уважением
Елена Калачикова
Педагог-психолог Айкуш Калачян рассуждает о причинах плохого почерка у детей, делится историей о том, как она помогала своему племяннику-третьекласснику справиться с этой проблемой, и показывает фото образцов почерка до и после. Спойлер: результат впечатляющий!
Почему у ребенка может быть плохой почерк
Дисграфия и дислексия
При дисграфии — частичном нарушении процесса письма — дети плохо ориентируются в буквах, могут писать зеркально, менять местами буквы в слове. Часто дисграфия соседствует с дислексией — и ребенок испытывает сложности с овладением навыком чтения.
- Дисграфия возникает, если не сформированы определенные функции мозга. Их можно развить с помощью специальных упражнений.
Причем дети, страдающие дислексией и дисграфией, могут быть одаренными и талантливыми: у них хорошо развито правое, творческое полушарие мозга, а вот левое полушарие, которое отвечает за линейность, логику, последовательные действия, — не очень. Такие люди умеют мыслить образно, составлять объемную картину мира, просчитывать далеко наперед — и, как в пословице, видят лес, но не замечают дерева. Трудности при чтении и письме испытывали даже гении: Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Майкл Фарадей, Уолт Дисней, Джон Кеннеди.
- Если хотите узнать об этом больше, рекомендую посмотреть индийский художественный фильм «Звездочки на земле».
Раннее письмо
Причиной плохого почерка может быть раннее письмо. Если ребенка, у которого еще не до конца сформировались фаланги пальцев, принуждать писать прописью, буквы получатся неровные — и в этом не будет ничего удивительного. А потом мозг малыша привыкнет к этим неровностям и будет считать их нормой.
Поэтому в пять-шесть лет детям рекомендуют рисовать, развивать мелкую моторику, писать только печатными буквами, чтобы лучше запомнить их. А прописные буквы учиться выводить с семи лет, когда кости пальцев уже окрепли и развились необходимые мозговые функции.
У меня был одноклассник — круглый отличник, который писал как курица лапой. Помню, нас, девчонок, поражали эти его полярные особенности. Теперь я понимаю, что причина в раннем письме: его мама была учительницей и занималась с сыном чуть ли не с младенчества. Моя мама тоже учительница. В пять лет я свободно читала, но писать она мне не давала, и за это я ей благодарна.
Безотрывное письмо
Курсы для учителей начальной школы
Все о том, как адаптировать учебную программу к ФГОС 2021
Расписание
Безотрывное письмо, по мнению специалистов, также может быть причиной плохого почерка. Изначально дети пишут отрывисто — между выведением букв должна быть пауза. Она нужна, чтобы ребенок мог оценить результат своей деятельности и настроиться на выполнение следующего элемента. Со временем, к девяти-десяти годам, мозг привыкает к новым движениям и пауза сокращается, то есть безотрывное письмо постепенно формируется автоматически.
Но если ребенка заставляют писать безотрывно на начальном этапе, мозг и рука напрягаются, малыш сильно устает и быстро теряет концентрацию. Его лишают возможности сосредоточиться на письме, ему некогда любоваться буквами, которые он уже вывел, некогда поразмыслить над тем, что еще предстоит написать, некогда «запрограммировать» действия руки.
- Если вы хотите, чтобы у ребенка сформировался хороший почерк, не стоит распекать его за медлительность и требовать выводить элементы безотрывно. Позвольте ему писать в комфортном ритме.
Диагностика письма
Моему племяннику Роме десять лет. Мальчик он смышленый, но делает много грамматических ошибок, одно и то же слово в одном и том же тексте может несколько раз написать по-разному. А почерк — отдельная история: буквы неровные, соединительные элементы ломаные. Читать Ромины записи было сложно, поэтому я решила заняться его почерком.
Чтобы определить, нет ли у Ромы дисграфии, я провела нейропсихологическую диагностику. По моей просьбе он написал текст, а еще я изучила его школьные тетради. Что удалось увидеть:
- Ошибки начали появляться во второй части текста. Это говорит о том, что ребенок быстро устает, у него не получается сконцентрироваться на задаче надолго.
- Буквы разнокалиберные, все смотрят в разные стороны под произвольными углами. Расстояние между буквами тоже неодинаковое. Это связано с пространственным мышлением.
- Изредка Рома «проглатывает» буквы — это признак торопливости: рука не успевает за мыслью.
У меня в детстве тоже была такая проблема — на письме я «проглатывала» буквы. Даже теперь, приходя на работу и занося в табель свою фамилию, к вечеру иногда замечаю, что не дописала последнюю букву. Приходится исправлять. Вот такая «наследственная» торопливость.
Диагностика показала, что дисграфия у Ромы не сильно выражена, но нужно развить некоторые функции мозга и основательно поработать над почерком и постановкой руки.
Упражнения для коррекции почерка
Занятия с нейропсихологическим подходом
Я выбрала нейропсихологический подход, чтобы развить пространственное мышление Ромы, синхронизировать оба полушария его мозга, улучшить тонус и чувствительность пальцев, концентрацию и внимание.
Для развития пространственного мышления работали с лабиринтами, постепенно усложняя их: сначала Рома рисовал путь карандашом, со временем стал следовать по лабиринту только взглядом и находить выход. Кроме того, мы решали кроссворды, сканворды и филворды.
Хорошо пошли упражнения с таблицами Шульте. Это такие таблицы 5 х 5 ячеек, в которых в случайном порядке располагаются цифры от 1 до 25. Задача — глядя в центр таблицы, периферийным зрением найти все числа в нужной последовательности. Кроме стандартных, мы делали упражнения с таблицами, в которых цифры разного размера и используется несколько шрифтов. Тренировки по таблицам Шульте популярны на курсах скорочтения.
Для синхронизации полушарий головного мозга и развития мозжечка Рома делал асимметричные упражнения на руки, писал и рисовал двумя руками: поочередно и одновременно. Массировал руки, пальцами крутил ручки и карандаши, делал кинезиологические упражнения.
За два месяца количество помарок и грамматических ошибок в тетрадях сократилось, на уроках Рома стал более собранным, но его почерк все еще оставлял желать лучшего.
Занятия каллиграфией
После двух месяцев занятий мы решили, что одного нейропсихологического подхода мало — пора приступить к каллиграфии. Не зря же в старину чистописание было обязательным предметом в школе. Оно дисциплинирует, развивает последовательное мышление и уважение к тем, кто будет читать записи ученика.
Вебинары для педагогов
Актуальные темы, конкретные приемы и авторские разработки
Бесплатно
Исследовав эту тему, я уже знала, что заниматься нужно недолго, по 20–30 минут, чтобы ребенок не устал, сохранил интерес и желание продолжать. Мы с Ромой посоветовались и решили, что для пущей увлекательности он будет писать пером. Это ничуть не легче, чем шариковой ручкой. Перо требует даже большей осознанности.
Зато перо учит регулировать нажим: при выполнении нисходящих элементов он усиливается и линии получаются более жирными, при восходящих — уменьшается, линии становятся тоньше. Каждый элемент выводится с отрывом. Лишь после двух месяцев занятий рекомендуется начать соединять по две-три буквы, при условии что это удобно ученику.
Иногда Рома ставил кляксу или не мог красиво вывести букву и сокрушался: «Все плохо, просто ужасно!» Тогда я открывала ему его же записи месячной давности и демонстрировала разницу. Это его вдохновляло. Раньше ему было все равно: мозг привык к каракулям и принимал их за норму. Теперь Рома знает, что может лучше, и недоволен, если что-то не получается.
Через три месяца регулярных занятий почерк Ромы все еще далек от каллиграфического, но буквы выровнялись, наклон стал равномерным, а элементы — параллельными. Мы стараемся закреплять навыки: даже в каникулы Рома ежедневно пишет пером небольшие, по полстраницы, тексты. Все дело в практике и системности.
- Теперь хочу увлечь его дудлингом — это такое бессознательное рисование, техника, которая не требует наличия художественных способностей, зато помогает снять напряжение и многократно повторить элементы письма.
Рекомендации тем, кто хочет улучшить почерк ребенка
- Не торопитесь учить письму детей в раннем возрасте. Пусть они рисуют, лепят, пишут печатными буквами, чтобы запомнить их образы и развить мелкую моторику.
- Создайте доброжелательную и комфортную атмосферу во время занятий и не требуйте слишком многого от ребенка.
- Позвольте ребенку писать каждый элемент с отрывом. Безотрывное письмо сформируется со временем.
- Когда у малыша снижается мотивация, демонстрируйте ему его прогресс. Покажите его же старую тетрадку и сравните с нынешним результатом — разница вдохновит на новые свершения.
- Развивайте у ребенка пространственное мышление, координацию с помощью физических упражнений.
- Используйте кинезиологические упражнения для снятия психоэмоционального напряжения, синхронизации полушарий головного мозга.
Некрасивый почерк ребенка – это не приговор. Как оказалось, школьника можно научить писать красиво – это я знаю по своему опыту, ведь как только моя дочь пошла в первый класс, выяснилось, что она пишет «как курица лапой». Конечно же, я не могла спокойно смотреть на это и решила быстро взять ситуацию в свои руки. Как результат – через неделю у нее был ровный и красивый почерк. Делюсь эффективными лайфхаками, которые я использовала для того, чтобы научить дочку писать красиво.
Нужно следить за прямотой спины в момент написания
Учителя в школе то и дело следят за тем, как ученики сидят за партой в момент написания текстов. Как оказалось, между прямотой спины и красотой почерка имеется самая прямая взаимосвязь. Руководитель нашего класса поведала мне, что ребенку, который сидит за партой кое-как будет очень сложно выводить буквы, в результате чего написанный текст будет смотреться несуразно.
Как только я узнала это, первым делом стала заставлять свою дочь делать зарядку по утрам. Более того, во время выполнения ею упражнений я следила за тем, чтобы на спину давалось особенное напряжение, чтобы она всегда была прямая.
Удивительно, но уже на пятый день простая зарядка стала давать положительный результат. Причина того – немного окрепший плечевой пояс и мышцы спины. Как результат, у дочери стала вырабатываться более уверенная осанка, а почерк стал гораздо ровнее.
Отработка правильного захвата инструмента
Чтобы ребенок правильно и красиво писал, родителям нужно научить его держать ручку так, как следует, а не как получится. Стоит понимать, что при неправильном захвате будет не только некрасивый почерк, но и довольно медленная скорость написания.
Как правильно держать ручку, чтобы почерк был красивым? Для этого следует уложить ручку на средний палец рабочей руки, удержать ее подушечкой большого и прикрыть указательным. При этом безымянный палец и мизинец выступают лишь для опоры руки, по бумаге они могут скользить только в согнутом виде.
Хочу сказать, что техника правильного захвата ручки дается сразу далеко не всем детям. В свое время и мне пришлось столкнуться с данной проблемой – дочь не могла понять, как нужно держать инструмент. Справиться с проблемой нам помогла техника «пинцет». О ней я расскажу далее.
Техника «Пинцет»
Чтобы моя дочка научилась держать ручку правильно, я предложила ей поставить инструмент стержнем вниз и легонько ухватить его прямыми пальцами. Далее следует медленно съехать пальцами вниз – в один момент пальцы примут правильное положение, в котором следует осуществлять процесс письма.
Могу сказать, что это простое упражнение помогает ребенку понять, как правильно держать ручку. Как только у ребенка возникают трудности с захватом ручки, она тут же проделывает такой простой трюк с ней.
Мама одноклассника моей дочери сказала, что ее мальчик тоже столкнулся с такой же трудностью, как и мы. Они решили ее с помощью ручки-самоучки – очень интересной канцелярской принадлежности, использование которой – настоящая радость для ребенка. Могу сказать, что ее использование – прекрасная альтернатива всем другим техникам освоения правильного захвата инструмента.
Правильно подобранная ручка – залог успеха
Сейчас речь пойдет вовсе не о красоте пишущей принадлежности, а о ее удобстве. При выборе ручки я, в первую очередь, ориентировалась на особенности физиологии детской руки. Для меня поистине удивительным является тот факт, что родители, покупая тяжелые ручки неправильной формы, ожидают, что их ребенок будет красиво писать. На мой взгляд, всегда нужно помнить о том, что на первых порах красота пишущего инструмента – вовсе не главное.
Современные производители канцелярских принадлежностей предлагают большой выбор ручек с разными типами стержней. Я отдаю предпочтение шариковым ручкам, так как они, на мой взгляд, более надежны в процессе написания (гелевые довольно часто подводят тем, что в один момент перестают писать и начинают царапать бумагу). Покупая ручку для своей дочери в магазине, я слежу за тем, чтобы ее стрежень легко скользил по бумаге и оставлял жирный след.
Я решила, что в начальных классах мой ребенок не станет пользоваться полностью пластмассовыми или металлическими ручками – и те, и другие не слишком удобны в эксплуатации, так как после 5-10 минут использования пальцы начинают скользить по ним. В свою очередь, я отдаю предпочтение принадлежностям с резиновой вставкой.
Регулярные тренировки – залог успеха
Чтобы ребенок научился правильно держать ручку и красиво писать, следует проводить с ним регулярные тренировки. С этой целью мы купили тетрадь с прописями, в которой дочь занималась написанием отдельных букв и их сочетаний. Скажу сразу, что такие тренировки – залог большого успеха в деле освоения техники красивого письма, так как как в этом случае малыш имеет возможность наглядно изучить то, как выглядят правильно и красиво написанные буквы, а затем в точности повторить их.
Честно говоря, для таких тренировок вовсе не обязательно использовать прописи по возрасту.
Следим за правильным положением рук
Чтобы ребенок научился красиво и разборчиво писать, следует приучить его размещать руки правильно. Лично мне пришлось потратить некоторое время на то, чтобы объяснить ребенку важность этого, зато когда она уяснила информацию, положение дел быстро улучшилось.
Кроме всего прочего важно научить ребенка держать тетрадь под легким наклоном (10-15 градусов) – только так можно обеспечить легкое и довольно быстрое скольжение руки в процессе написания текста.
Я знаю, что красивый почерк имеют только те дети, у которых хорошо развита мелкая моторика рук
Каждый родитель должен понимать, что красивый почерк имеет только тот ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика рук. Лично я, узнав об этом, решила отправить свою дочь на занятия в кружок бисероплетения.
Могу сказать, что мелкую моторику можно развить не только в процессе работы с бисером, но и во время других занятий. Так, например, вы можете отправить сына или дочь в кружок рисования, оригами, рисования и т.п. Кроме того, мелкую моторику рук поможет развить работа с ножницами, а также помощь в перебирании круп, оказанная родителям на кухне.
Упражнения, которые помогают развивать мелкую моторику рук, любой ребенок может выполнять в домашних условиях хоть каждый день. Кстати, родителям следует обратить внимание на то, что развитая моторика влияет не только на красоту почерка, но еще и на развитие воображения, памяти и мышления.
На что следует обратить внимание, отрабатывая с ребенком правильность написания букв
Красота букв и правильность их написания должны отрабатываться под присмотром взрослых, которым необходимо следить за определенными моментами.
В первую очередь, родителям стоит обращать свое внимание на то, как правильно ребенок пишет наиболее проблемные буквы (и, к, н, п). Если схожие между собой буквы не отличить друг от друга, стоит уделить этому особенное внимание.
Манера написания – это еще один немаловажный момент, на который родителям стоит обратить свое внимание, отрабатывая технику письма с ребенком. Стоит приучить малыша выводить буквы так, чтобы их строчка не «плясала», а была максимально ровной. Больше внимание нужно уделять наклону букв, их ширине и высоте.
Я, как мама, тщательно следила за тем, чтобы текст, написанный моей дочерью, был чистым, без каких-либо зачеркиваний и выходов за поля.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание