Как исправить подростка который

Подростковый кризис: как помочь ребенку и не разрушить отношения? Рассказывает психиатр

Кризис подросткового возраста – период 11-17 лет – настоящее испытание для большинства родителей. В прошлом материале мы подробно писали о том, каковы стадии и симптомы этого кризиса и какую роль он играет в развитии ребенка. Теперь же детский психиатр и кандидат медицинских наук Ирина Лабутьева рассказывает о том, как родители могут помочь своему ребенку в это тяжелое для него время, обезопасить его – и при этом сохранить теплые семейные отношения.

2 ключевые ошибки родителей подростка

Для начала разберем 2 ключевые ошибки родителей в воспитании подростка:

Гиперконтроль

Взросление – это нормальный естественный процесс. Но многие родители бояться его – они переживают и за свой авторитет (контроль над ребенком), и за безопасность своего чада.

В результате они буквально подавляют процессы сепарации и идентификации собственного Я ребенка. Путем угроз, наказаний, психологических манипуляций и строжайших ограничений они пытаются сделать подростка «удобным» для себя – конечно же, во имя его блага и безопасности.

И на выходе получают две проблемы:

Разрыв отношений. Ребенок всеми силами борется с подавлением и переходит к крайним мерам демонстрации своего Я – например, сбегает из дома, ввязывается в «дурные компании», нарушает закон, принимает алкоголь и наркотики. Он использует примитивные внешние атрибуты, как бы крича: «Смотрите, я взрослый! Считайтесь со мной!». В другом случае, ребенок просто «терпит» родительский контроль до 18 лет, а потом полностью обрывает контакты, избегает семьи.

Инфантилизм. Ребенок смиряется с позицией родителей, блокирует свое развитие в угоду их интересам и полностью сдается на милость их решений. В будущем это приводит к выученной беспомощности и инфантилизму во всех сферах жизни. Ребенок привыкает во всем подстраиваться под окружающих в ущерб личным интересам, боится брать на себя ответственность.

Чрезмерный либерализм

Некоторые же родители, напротив, дают подростку чрезмерную свободу действий. Но полная свобода – отсутствие какого-либо контроля и дисциплины – оборачивается попустительством.

Родители отвечают на запрос о «самостоятельности» и «независимости», но при этом забывают – подросток все еще зависит от родных. И ему нужны их поддержка и внимание, грамотные советы и предостережения – пусть он и не признается в этом.

К чему ведет такой подход воспитания:

Отсутствие ограничителей. К сожалению, у подростка еще не сформированы в полной мере способности к критическому мышлению и долгосрочному планированию. Он может пускаться с чрезвычайно опасные авантюры, и далеко не все из них заканчиваются удачно, без последствий для физического и психологического здоровья. Кроме того, ребенок совершает дерзкие поступки, прощупывая границы дозволенного – это помогает ему сформировать свою личность и учит правилам поведения в этом мире. И если границ нет – ребенок просто не сможет их сформировать в своем сознании.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Потеря родительской опоры и «действия назло». Получая от родителей излишнюю свободу, многие подростки воспринимают ее как безразличие к себе. Дерзость в их поведении направлена также на изменение отношений с родителями – ребенок хочет добиться их уважения и принятия. Если же родители не обращают внимания на его действия – подросток не получает желаемого. А значит, решает он, нужно приложить еще большие усилия. Отсюда – тяга к «дурным компаниям», алкоголю и наркотикам, криминальному поведению, экстремальным выходкам – ребенок пытается привлечь внимания, рискуя своим здоровьем.

Где же «золотая середина»?

Как мы видим, задача родителей подростка крайне сложна – нужно балансировать между строгостью и поощрением самостоятельности. А ко всему этому, нужно как-то мириться с повышенной чувствительностью, страхами и тревогами, неустойчивым эмоциональным фоном ребенка! Как же себя вести, чтобы помочь ребенку на пути взросления, поддержать и обезопасить его – но не оттолкнуть? Вам могут помочь следующие советы.

Внимательность и сопереживание

Ребенок не просто «капризничает», он не стал вас «меньше любить», он не стал «слишком балованным».

Просто прямо сейчас в его организме и психике происходят колоссальные изменения!

Его тело меняется, его мышление меняется, он начинает осознавать себя как взрослую отдельную личность – и ему тревожно, страшно, а из-за особенностей работы психики все его переживания настроены на «максимальный режим».

Ему действительно тяжело держать себя в руках – в нем кипит целая буря эмоций, а самоконтроль пока что за ними не «поспевает».

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Подросток учится быть взрослым, но ему по-прежнему нужны вы и ваша поддержка. Просто он боится говорить об этом прямо – ведь это противоречит тем процессам взросления, что в нем происходят.

Согласитесь, сложно сначала думать и говорить «Я все могу решать сам!», а потом советоваться с родителями, когда у тебя на душе «скребут кошки», а мир разваливается из-за какого-то грустного события…

Задача родителя – дать ребенку почувствовать, что его по-прежнему безусловно любят и принимают. Что он не один против всего мира, у него есть «старшие друзья», к которым всегда можно обратиться за помощью и поддержкой – что бы ни происходило до этого.

Как это сделать:

Не обесценивать чувства

Обесценивание – первое, что сразу же оттолкнет ребенка и проложит между вами стену. Поэтому придавайте большое значение всему, чем подросток решил с вами поделиться. Не отмахивайтесь от его переживаний, даже если они кажутся вам глупыми, кратковременными, «пустыми». Остерегайтесь этих фраз:

Ну что ты по пустякам убиваешься?

До свадьбы заживет!

Ничего, переживешь, это глупости!

И ты считаешь, что это важно?

Да у тебя таких еще столько будет!..

Твоя проблема яйца выеденного не стоит! Вот у меня…

Слушать, мягко поддерживать и утешать

Вы, как взрослый, понимаете – буря эмоций недолговечна, и в будущем ребенок сам посмеется над этим событием. Но подросток – не понимает. Ему плохо прямо сейчас, а жизненного опыта у него еще нет. Поэтому – поддержите его, побеседуйте с ним:

Расскажи об этом подробнее – мне важно, что ты чувствуешь!

И как ты к этому отнесся? Что ты почувствовал? Как думаешь, почему?

Тебе так тяжело! Я понимаю твою боль.

Знай – я всегда в тебя верю! Что бы ни происходило – я на твоей стороне. Ты справишься с этим, верь в себя!

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Больше самостоятельности, больше обязанностей – и уважение

Смиритесь – ваш ребенок начал взрослеть. Изменения в его теле и психике дали ему новые инструменты – и ему не терпится пустить их в ход, показав свою самостоятельность!

Поэтому – не давайте инструментам пылиться в чулане, лучше помогите ребенку научиться ими пользоваться:

Самостоятельность = ответственность

Поговорите с подростком. Спокойно, без превосходительно-саркастических интонаций, объясните ему:

Я вижу, что ты взрослеешь. Ты становишься более самостоятельным – и это хорошо, я уважаю это. При этом я хочу, чтобы ты помнил: самостоятельность всегда идет рука об руку с ответственностью. Когда мы что-то делаем сами – мы принимаем на себя новый груз задач и отвечаем за последствия наших поступков.

Больше задач

Постепенно давайте подростку больше задач, вовлекайте его в домашние процессы, расширяйте границы его полномочий. Вместе с этим, не забывайте и о привилегиях: теперь он полноправный член вашей семьи, а значит – с его мнением стоит считаться.

Советуйтесь с ним на тему ваших семейных планов – бытовые задачи, поездки, поход в магазин, выбор обоев в гостиную. Дайте ему почувствовать сопричастность!

Закрепите за ним определенное количество обязанностей по дому, постепенно увеличивайте их число. При этом подавайте их не как «приказы взрослого», а как «задачи для самостоятельного взрослого человека». Вы живете вместе под одной крышей – и вместе заботитесь о доме.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Советуйтесь с ним по личным вопросам. Например, поинтересуйтесь его мнением насчет сложной рабочей ситуацией. Как бы он поступил? Что бы он сказал этому начальнику/клиенту? Что он думает об этом?

Последний пункт также даст ребенку понять: «Делиться своей жизнью – нормально! Я тоже могу рассказать о себе».

Правила дома – границы

Ребенок растет, в нем проявляется отдельная взрослая личность – и он чувствует потребность в расширении своих границ. Он более трепетно относится к своему личному времени, вещам, пространству, свободе передвижений – и это нормально. Но он должен знать, что нужно также соблюдать безопасность и уважать личные границы домочадцев.

Поэтому в формате взаимовыгодного диалога обсудите с ним правила поведения в доме, границы дозволенного членов семьи, обязанности и привилегии:

Мы не заходим в твою комнату без стука, не проверяем личные вещи. Но и тебе стоит уважать наши чувства. Мы беспокоимся о тебе – поэтому хотим, чтобы ты был на связи, предупреждал нас о том, куда идешь, и не приходил домой позже обозначенного времени.

Устраивать в личной комнате бардак – твое право. Но это может коснуться и наших прав. Если в твоей комнате копится грязная посуда – мы не можем ее использовать, хотя имеем право. Если твоего мусора будешь слишком много – он привлечет тараканов, мышей и других вредителей. Это станет нашей проблемой, и нам придется с этим разбираться.

Общие комнаты – общая ответственность. Если ты оставил на кухне бардак, забыл в холодильнике еду, и она покрылась плесенью – кому-то другому придется делать уборку, а это – нечестно, согласись! Давай уважать друг друга.

Каждому из нас бывает грустно и плохо. Мы можем поделиться бедой друг с другом, попросить поддержать, обнять, поговорить – или дать побыть одному. Но мы не срываем злость друг на друге. Не хлопаем дверями, не бьем посуду, не повышаем голос, не оскорбляем.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Проработка личных травм

Далеко не у каждого родителя было собственное безоблачное детство. На кого-то кричали, обесценивали. Кого-то строго наказывали, применяли физическую силу.

Если ваше детство было плохим, но вы все стерпели, смолчали, пережили – это не говорит о том, что подход ваших родителей был правильным, что ваш собственный ребенок морально и физически переживет подобные испытания. Да и нужны ли они ему? Вы бы сами хотели такого отношения, если бы снова стали беспомощными и зависимыми от родных?

Постарайтесь оставить прошлое в прошлом. Не используйте личную боль как аргумент в пользу деструктивных методов воспитания. Откажитесь от этих фраз:

Ничего страшного! Меня в детстве лупили и похуже!

Да если бы я своим родителям такое сказал, меня бы…

Меня тоже били – и ничего, вырос нормальным!

Да я в твоем возрасте по струнке ходила, даже когда родители…

Ваш ребенок – новая история. Пусть в ней не будет боли прошлого.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Родительский пример

Вы – главный взрослый в жизни ребенка, его «учебное пособие» по этому вопросу. И учиться он может только на живом примере – приемы в духе «Не будь, как я/ как он» работают редко и плохо.

Поэтому, прежде чем требовать и ждать чего-то от подростка, наказывать его, убедитесь – выполняете ли собственные запросы?

Подросток кричит на вас. Поднимаете ли вы сами голос или руку на детей?

Ребенок не читает, сидит в телефоне или компьютере. Чем вы сами занимаетесь в свободное время?

Подросток ничего не хочет вам рассказывать, замыкается. Серьезно ли вы относились к его переживаниям раньше? Делитесь ли сами своей жизнью? Интересуетесь ли искренне его делами, или задаете лишь «дежурные» вопросы?

Подросток попробовал курить и пить алкоголь. Насколько вы сами подвержены плохим привычкам? Какой образ жизни ведете и демонстрируете?

Ребенок не хочет знакомить вас со своими друзьями. Приглашаете ли вы домой своих друзей? Уважительно ли вы общаетесь с ними, как отзываетесь о них, когда они уходят?

Подросток не сдерживает эмоций, ведет себя агрессивно и демонстративно. Часто ли вы сами не можете совладать с собой и вымещаете негативные эмоции на близких?

Апелляция к возрасту – «Я так могу, потому что я взрослый!» − для подростка уже не аргумент, ведь он теперь тоже чувствует себя взрослым.

Апелляция к ответственности – «Я так могу, потому что на мне работа, домашние хлопоты, воспитание!» − тоже не аргумент. Подросток чувствует потребность в самостоятельности, он бы с радостью поменялся с вами местами, взял бы на себя больше, если бы вы сами разрешили.

Поэтому – только живой пример.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Другие статьи по теме:

Как работает школьная травля? Зачинщики, жертвы, наблюдатели – как дети выбирают роли? Рассказывает психиатр

Токсичный учитель – признаки и последствия. Как защитить ребенка? Рассказывает психотерапевт

Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

И будьте здоровы!

Когда в семье растет ребенок, то с приходом подросткового кризиса его проявления ощущает вся семья. В статье мы расскажем, как понять, что начался сложный период в жизни сына или дочери. Что подразумевают психологи под определением «трудный подросток», и как вы можете помочь ребенку преодолеть этот этап? Итак, узнайте, как характеризуется непростой возраст, и какие существуют методы решения проблемы.

Трудный подросток: краткие сведения

Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.

У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее. Все трудные подростки имеют собственные индивидуальные особенности, и было бы неправильно их обобщать.

Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка, и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.

Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Согласно различным исследованиям, условия, которые окружают ребенка в раннем детстве, впоследствии могут стать причиной проблем в подростковом возрасте. Воспитателям и родителям малышей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания. Не спешите расстраиваться – пока не поздно все исправить.

Особенности поведения трудных подростков

Итак, как понять, что в семье трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.

Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.

Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?

Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты:

  • негативно реагирует на чье-то желание помочь;
  • отрицательно относится к прикосновениям;
  • неохотно идет на визуальный контакт;
  • с недоверием относится к окружающим;
  • испытывает проблемы с учебой и с питанием.

Нередко трудный подросток нуждается в помощи профессионала, и семье не стоит стыдиться за ней обращаться. Это правильное решение, предотвращающее множество неприятностей. Как определить – трудный подросток или нет?

Имеются простые способы:

  • Обратиться за консультацией к профессионалу (педиатру или детскому психологу). Найдите специалиста, вызывающего у вас доверие.
  • Поинтересуйтесь мнением стороннего человека, у которого нет предвзятости или заинтересованности в этом вопросе, и имеющего опыт воспитания подростка.

Почему подростки становятся «трудными»: основные причины

Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.

В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.

«Трудный подросток» – широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.

Типы трудных подростков

Трудные подростки отличаются друг от друга.

Рассмотрим их типы:

  • Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
  • Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
  • Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
  • Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.

Работа с трудными подростками

Какую работу нужно провести с трудным подростком, чтобы улучшить ситуацию:

В школе

Опытные учителя знают, что в работе с такими ребятами стоит придерживаться определенных правил:

  • Подчеркивать их достижения, повышая статус среди сверстников.
  • Увлечь их необычным новым делом, в котором ребенок явно сможет достичь успеха.
  • Поддерживать с ним доверительные отношения.
  • Помочь с учебой, позиционировать ее как путь закалки характера.
  • Признание подростка в социально-значимой деятельности.

С психологом

Одно из важнейших направлений работы любого психолога – помочь трудному подростку справиться с кризисом. Если проблема выявлена вовремя и сотрудничество со специалистом начато своевременно, есть смысл рассчитывать на скорый положительный результат.

Какие функции лежат на психологе, работающем с ребятами, испытывающими трудности в социуме: диагностирование, консультация, коррекционный курс.

У специалиста имеется своя область компетенции, и в нее входят многие социально-психологические свойства, характеристики, явления.

При индивидуальных исследованиях личности и психики, выявляются сильные и слабые стороны трудновоспитуемого ребенка. С одной стороны они нуждаются в психолого-педагогической коррекции, но при этом являются частью здорового психологического потенциала личности. На него можно опереться в процессе воспитания.

Что предполагает поведенческая коррекция? Первым делом выявляются проблемы в отношениях подростка со взрослыми, сверстниками. После этого ситуация разбирается, предлагаются методы ее устранения.

Большое значение имеет изучение социометрического статуса подростка в классе, в компании сверстников. Специалисту важно определить место, которое подросток занял в системе межличностных отношений. Анализируются, насколько обоснованы его эмоциональные проявления, имеется ли психологическая изоляция, и если – да, то каковы ее причины.

Как справиться с трудным подростком: советы родителям

Родителям, как и их подрастающим детям, непросто дается сложившая ситуация. Зачастую они становятся свидетелями вспышек ярости, и не всегда способны адекватно реагировать на такие проявления эмоций. Важно понимать, что за детским гневом скрывается печаль, стыд, смущение и прочие чувства, с которыми он не может справиться. Осознавая свое бессилие, подросток набрасывается на оппонента, действуя на опережение. Чаще всего подростки не в состоянии осознать собственные эмоции, и не знают, как их выразить приемлемым для социума способом. Также они боятся попросить поддержки, и даже демонстративно от нее отказываются

В чем состоит задача родителей? Помогите сыну или дочери побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.

Рекомендации, которым важно следовать:

  • Попытайтесь определить, что скрывает ярость ребенка. Возможно, он волнуется или его одолела депрессия. Возможно, его смущает свой статус в обществе, и сверстники в чем-то превосходят его. Или ему не хватает общения и поддержки?
  • Необходимо установление нерушимых границ. В вашей семье должны действовать разумные правила, за несоблюдение которых подразумевается разумное наказание. Когда вы и подросток будете в благожелательном расположении духа, объясните ему, что чувство гнева естественно, но нужно найти адекватный способ его выражения. Пример: подросток набрасывается на вас. За такие проявления эмоций следует наказание в виде лишения каких-нибудь домашних привилегий или неприятного разговора с человеком, вызывающим у ребенка авторитет. В этом возрасте соблюдение границ особенно важно.
  • Не игнорируйте тревожные сигналы. Возможно, вы заметили, что перед вспышкой ярости ребенок мучается головной болью или активно расхаживает по дому. Возможно, он злится всегда по одной и той же причине. Если человек в состоянии определить ситуацию, вызывающую гнев, ему становится проще его держать под контролем.
  • Помогите подростку отыскать метод, помогающий справляться с яростью. Подходящие варианты: спортивные упражнения. Возможно, ему подойдет спортивный зал, боксерская груша. Некоторым ребятам проще выплеснуть эмоции через музыку или другое творчество. Определите, что вызывает интерес вашего сына или дочери.
  • У каждого подростка должно иметься пространство, где у него будет возможность привести свои чувства и эмоции в порядок. Юноша или девушка, испытывающие гнев, нуждаются в безопасном месте, где ему будет проще прийти в себя. Не нужно преследовать подростка, если он зол, требовать немедленных извинений или объяснения ситуации. Если приступ ярости не прошел, ситуация сразу же усугубиться и даже может стать причиной проявления физической агрессии.
  • Если хотите, чтобы ребенок научился контролировать ярость – умейте сами справляться с гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами не способны держать себя в руках. Пытайтесь сохранять самообладание в любой ситуации.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Что толкает подростка на конфликты с окружающими и как лучше выстроить общение с ним в этом случае

Трудный подросток — так говорят взрослые о детях в возрасте 10–17 лет, чье поведение не соответствует социально принятым нормам. Почему так происходит, пройдет ли это со временем и как вести себя с таким подростком, рассказывают специалисты Центра защиты прав и интересов детей.

Новое поведение: причины и следствия

Во многом противоречивое и даже антисоциальное поведение «трудных» подростков можно объяснить тремя основными причинами: возрастным кризисом полового созревания, врожденным, инстинктивным желанием «отделиться» от родительской семьи и попытками заявить о себе как о личности. Все это вместе порождает новую модель поведения, которая может проявляться по-разному:

  1. подросток часто спорит, дерзит, грубит и огрызается, становится «колючим» в общении;
  1. у него возникают резкие перепады настроения, лень, апатия, нервные срывы, слезливость;
  1. на первое место выходит общение со сверстниками (так называемое клубное поведение), а учеба забрасывается;
  1. экспериментирует с одеждой и внешностью, часто стремясь эпатировать окружающих;
  1. становится скрытным, перестает рассказывать о себе и своих переживаниях, запирается в комнате;
  1. может начать употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества, нарушать закон.

В итоге взрослые находятся в растерянности, не зная, как вести себя с непослушными подростками. «Что происходит с моим ребенком? Я его совсем не узнаю», — говорят родители, видя, как подросток грубо и вызывающе себя ведет, постоянно препирается, бунтует, уходит из дома, прогуливает школу, а иногда идет и на вполне «взрослые» правонарушения.

В пубертатный период, когда усиленно работают все гормональные железы, происходят большие изменения во всем организме подростка как на физическом, так и на психическом уровнях — меняется даже сама структура мозга и характер связей между нейронами. И все эти перемены действительно могут способствовать неадекватному поведению подростка. Причем нередко бывает, что спустя буквально несколько лет, оглядываясь назад, молодые люди сами не понимают, почему вели себя именно так, когда были чуть младше.

Риск возникновения девиантного поведения возрастает, если есть проблемы в детско-родительских отношениях: отсутствует взаимопонимание, предъявляются завышенные требования, при этом взрослые больше интересуются формальными успехами (например, в учебе), но не принимают эмоций ребенка (в том числе и негативных).

Другой спусковой крючок — проблемы во взаимоотношениях между самими родителями: неполная семья или отстраненность супругов друг от друга, разногласия по вопросам воспитания или другим темам. Либо родители, поглощенные зарабатыванием денег, карьерой и собственными межличностными проблемами, просто не успевают уделять достаточно внимания воспитанию детей.

В этом случае они ограничиваются лишь удовлетворением базовых потребностей ребенка (сыт, одет, обут, крыша над головой есть) и не задумываются над его эмоциональными потребностями: в принятии, любви, психологической поддержке, понимании проблем, с которыми он сталкивается. Однако нужно подчеркнуть, что все вышеперечисленное — лишь факторы риска, и начать плохо себя вести может подросток из вполне благополучной семьи.

Меньше запретов, больше внимания эмоциям

Можно попытаться восстановить доверительные отношения, стараясь понять внутренние проблемы ребенка и проводя с ним больше времени вместе. Совместные прогулки и походы, общие увлечения (пусть даже это будут компьютерные игры, если других хобби у подростка нет) помогут вывести отношения на новый уровень и заодно будут способствовать развитию личности ребенка.

Другая задача родителей подростка — помочь ему понять самого себя, свои желания. А заодно информировать о «стоимости» и возможных рисках желаний. Можно вспомнить себя в его возрасте и рассказать о собственном опыте взросления. При этом нужно быть готовыми, что внешне подросток может не проявлять интереса и отмахиваться от таких попыток наладить контакт. Однако это не должно стать препятствием — он все равно сделает для себя выводы из вашего общения.

Также нужно быть готовыми к тому, что ребенок будет подвергать сомнению ваш авторитет, а отношения с вами постепенно отойдут для него на второй план, в то время как все более значимыми фигурами будут становиться сверстники. Самоутверждаясь в группе, подросток может проявлять накопленные негативные эмоции, которые находят выход в антисоциальном поведении. При этом на попытки контроля, запреты или наказания со стороны родителей подросток отвечает протестом или даже бунтом. Ведь для него это выглядит как посягательство на свободу уже взрослого человека.

Главное и при этом самое сложное, что нужно сделать родителям в такой ситуации, — осознать постепенную, но естественную утрату своей власти над подростком, сознательно поменять отношение к нему — уже не как к ребенку, а как к взрослой личности, способной брать на себя ответственность. А затем на основе этого понимания выстраивать отношения заново и постепенно увеличивать степень ответственности, которую может взять на себя подросток.

Необходимо учить ребенка справляться с жизненными трудностями, с личными переживаниями и стрессовыми ситуациями и помогать ему выстраивать правильные жизненные приоритеты. Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноким: у него должна быть уверенность в себе и близких, в том, что ему есть к кому обратиться со своими проблемами и переживаниями. Конечно, подростки крайне неохотно это делают, однако само знание, что «дверь к диалогу открыта», помогает им легче справляться со своими эмоциями.

Опыт успешности как главный стимул развиваться

Вот какие рекомендации дают психологи родителям, которые столкнулись с девиантным поведением подростка и хотят помочь ему пройти через трудный период.

  1. Помогайте ребенку найти тот вид деятельности, где он сможет реализовать себя и будет успешен. Опыт успеха — пожалуй, главное «противоядие» против девиантного поведения. Пробуйте различные спортивные секции, творческие кружки — словом, постарайтесь направить его интересы и энергию в положительное русло.
  1. Используйте конструктивные и адекватные меры поощрения и наказания. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами — они лишь вызовут протест. Причины любого запрета или ограничения нужно аргументировать — тогда больше вероятность, что ребенок их примет. Разговаривайте и объясняйтесь с подростком, но не ставьте условий, не требуйте идеального поведения.
  1. Старайтесь следить за режимом дня и обеспечивать полноценный досуг подростка. Обращайте внимание даже на незначительные изменения в поведении, потому что на первых порах девиантное поведение проявляется эпизодически.
  1. Замечайте сильные стороны и качества подростка и старайтесь правильно их использовать и развивать. Вера в своего ребенка и поддержка его успешности — важнейшие стимулы к его самосовершенствованию.
  1. Если самостоятельно найти общий язык с трудным ребенком не удается, не стесняйтесь обратиться к помощи семейного или подросткового психолога. Профессиональная помощь поможет ребенку разобраться в себе и уладить конфликты с окружающими.

Источники:

Вебинар психолога, кандидата социологических наук, аналитика Центра защиты прав и интересов детей Романа Дубровского «Консультирование по вопросам детско-родительских отношений, девиантного поведения несовершеннолетних», 29 апреля 2020 года

Памятка Центра защиты прав и интересов детей «Родителям о психологической безопасности детей и подростков»

05.04.2019 Автор: Психолог Павел Хорошутин

«Дожили, у моей любимой доченьки началось ЭТО! Обычная девочка, любимая, единственная, родная, совсем отбилась от рук, ничем не интересуется, танцы забросила. Из хорошистки скатилась в троечницы с двойкой в четверти! Думает только о подружках, гулянках и соцсетях. Дома ничего не делает, постоянно требует новую одежду, да подороже. Превратилась в фурию какую-то. Грубит, огрызается, во всех бедах у неё родители виноваты. Хотела к психологу сводить, она ни в какую, упёрлась рогом. Что делать, ума не приложу».

— Елена, 42 года

С проявлениями переходного возраста в той или иной степени сталкиваются все родители. Вчерашний послушный и добрый ребёнок вдруг становится неуправляемым, агрессивным, замкнутым. У такого изменения поведения есть объективные причины. В возрасте 12-14 лет у ребёнка начинается кризис подросткового возраста, который часто сопровождается ещё и началом полового созревания. Это важный период, его нельзя избежать или отменить — дети учатся быть самостоятельными, ищут свой путь и своё место в мире. Но им приходится очень непросто. Сочетание кризиса и пубертата — ядерная смесь для вчерашнего ребёнка, который пока плохо знает себя, свои эмоции и возможности.

Поговорим о том, как выражается девиантное поведение подростков, что является нормой, и когда нужно бить тревогу. А ещё о том, как помочь родителям и детям пережить этот период без последствий.

Содержание:

  1. Что такое девиантное поведение
  2. Девиантное поведение среди подростков. Когда бить тревогу
    • Химические зависимости
    • Интернет-зависимость
    • Игромания
    • Агрессивность
    • Безволие
    • Буллинг
    • Отсутствие планов и целей
    • Депрессия
    • Суицидальное поведение и суициды
    • Бродяжничество
    • Воровство
    • Лживость
    • Нарушения сексуального поведения
    • Нарушения пищевого поведения
  3. Причины девиантного поведения подростков
    • Физиологические и психологические причины
    • Внешние причины
  4. Осложнения и последствия девиантного поведения
  5. Как помочь ребёнку и себе пережить подростковый кризис

Что такое девиантное поведение

конфликты между подростками и родителями

Девиантное поведение — это поведение, отличающееся от норм и стандартов, принятых в обществе: правовых, моральных, возрастных. Так как нормы могут варьироваться в зависимости от возраста, региона проживания, социального положения, то и понятие девиантного, отклоняющегося поведения будет иметь разное значение.

И в первую очередь стоит объективно оценить поступки подростка. В чём заключается проблема? Подросток ворует? Или просто красит волосы не в тот цвет, который считается нормальным среди взрослых и серьёзных людей?

Выделим основные формы девиантного поведения в подростковом возрасте, которые требуют повышенного внимания со стороны взрослых. [1]

Научим договариваться и достигать компромисса

Научим договариваться и достигать компромисса

Девиантное поведение среди подростков. Когда бить тревогу

асоциальное поведение подростков

Химические зависимости

По сути, влечение к веществам, которые изменяют сознание. В эту группу можно отнести зависимости от алкоголя, табака, наркотиков, лекарств и т. д. Употребление этих веществ отрицательно сказывается на развитии и здоровье ребёнка.

Когда бить тревогу

Некоторые подростки пробуют алкоголь или курят из любопытства, чтобы почувствовать себя крутыми или не быть белой вороной. Такая «проба» вряд ли вызовет привыкание, но стоит беспокоиться, если от ребёнка часто пахнет сигаретами и алкоголем, или он приходит домой пьяный.

Употребление наркотических веществ, даже разовое, требует пристального внимания со стороны родителей. Однако нужно подумать о своей реакции: слишком сильное наказание может сработать в качестве катализатора, и ребёнок в знак протеста может еще сильнее увлечься выпивкой или сигаретами.

Интернет-зависимость

Постоянное, навязчивое желание проводить время в Сети, бесцельно серфить, часами переписываться в чатах, играть в онлайн-игры.

Когда бить тревогу

Само по себе увлечение компьютером безопасно — это просто способ общения, отдыха и даже развития разных навыков. Скорее всего, зависимость уже сформирована, если ребёнок:

  • проводит в интернете не менее 10-18 часов в день;
  • нервничает и злится, если не удаётся поиграть;
  • отказывается от других увлечений;
  • не уделяет внимания личной гигиене.

Игромания

Игромания считается более тяжёлой зависимостью, чем привычка проводить все время в интернете. Подросток начинает играть в азартные игры на деньги или ценности, желания и т. д.

Когда бить тревогу

Подросток тратит все деньги на игры и врёт об этом, например, просит деньги на обеды, а спускает их в игровых автоматах. Может воровать и продавать вещи из дома.

Агрессивность

Агрессия при правильном использовании полезна, например, помогает преодолевать препятствия и добиваться цели.  Поэтому не нужно требовать от подростка, чтобы он совсем не испытывал подобные чувства и никак не проявлял их.

Когда бить тревогу

Подросток выражает агрессию через причинение вреда другим людям или животным: крик, оскорбления, кража и порча чужих вещей,  удары, щипки и т. д.

Безволие

Проблема выражается в виде неумения отстаивать свою позицию, свои желания, невозможности вступить в дискуссию со взрослыми, страха перед авторитетом, чрезмерной доверчивости.

Когда бить тревогу

Подростку сложно противостоять взрослым, но если он даже не пытается вступать в спор и готов отказаться от своего мнения — стоит обратить на это особое внимание. Без опыта борьбы за свои убеждения подросток рискует остаться инфантильным и чрезмерно зависимым от чужого мнения.

Буллинг

Так сегодня называют запугивание, травлю. Направлен на подавление воли другого человека и его подчинение. В отличие от гнева, который возникает как спонтанная реакция, буллинг — умышленное поведение. Проявляется либо в физическом (пинки, толчки, побои), либо в психологическом давлении (сплетни, запугивание, бойкоты).

Когда бить тревогу

Любое проявление травли в детском коллективе требует незамедлительной реакции и вмешательства взрослых. Часто бывает, что зачинщик один, но в дальнейшем в травлю оказывается втянут весь класс: чтобы не выделяться или чтобы не досталось самому. Часто травля приводит к групповым избиениям или самоубийствам.

Не обвиняйте ребёнка, если он оказался жертвой. Поводом для травли может стать что угодно: личная неприязнь, не тот цвет волос или очки. Задача родителей в этой ситуации — встать на сторону своего ребёнка и защитить его.

Отсутствие планов и целей

Дети с трудом планируют и ставят долгосрочные цели. Также планы детей могут отличаться от наших. Например, мы хотим ребёнка-отличника, который станет юристом в перспективе, а он видит смысл только в автомеханике. В этом случае говорить об отсутствии целей ошибочно.

Когда бить тревогу

Если ребёнок не проявляет инициативы, вялый, часто лежит на кровати и ничего не делает, ничем не интересуется. Такая апатия может быть симптомом депрессии.

Депрессия

Это расстройство сопровождается пониженным настроением, тревогой, отчаянием, ухудшением памяти и внимания, утратой интереса к жизни. Депрессия не всегда бывает явно выраженной. Ребёнок может по-прежнему хорошо учиться, но при этом постоянно чувствует тревогу и одиночество. Скрытые депрессии могут проявляться в виде нарушений сна, энуреза, частых головных болей.

    Когда бить тревогу

При любых проявлениях депрессии или подозрениях на неё. Депрессия — это не просто плохое настроение и нежелание взять себя в руки, это серьёзное заболевание, которое важно вовремя заметить.

Суицидальное поведение и суициды

Суицид — добровольное лишение себя жизни. Суицидальное поведение — попытки лишить себя жизни или размышления о своей смерти.

Часто подростки не стремятся к смерти, но чувствуют себя настолько плохо, что пытаются избавиться от боли любыми доступными способами. Попытки самоубийства в этих случаях — крик о помощи.

Когда бить тревогу

При любых проявлениях и подозрениях. Нельзя подначивать ребёнка и говорить ему, что «если бы он хотел, то сделал бы». Попыткам суицида важно уделить максимум внимания, иначе подросток может утвердиться в мысли, что он никому не нужен и завершить начатое.

Ещё 1 тревожный сигнал — самоповреждение или селфхарм. Проявляется в расцарапывании кожи или порезах острым предметом, реже — в ударах, вырывании волос, прижигании. Самоповреждение помогает переключить внимание с эмоциональной на физическую боль, либо приглушить чувство вины. Важно помочь подростку заменить селфхарм на безопасные способы справляться с эмоциями. Запреты и ругань не являются эффективными способами помощи.

Бродяжничество

Подростки редко сразу уходят из дома надолго. Обычно первый побег вызван протестом, и ребёнок, остыв, быстро приходит домой. Но если после возвращения ситуация в семье не меняется или ухудшается, побеги из дома могут стать регулярными и перейти в бродяжничество, то есть длительные и частые отлучки. Находясь на улице, подросток может воровать и попрошайничать, пить, употреблять наркотики.

Когда бить тревогу

При первом же уходе из дома или его попытке. Чаще всего в таких случаях имеются проблемы в семье, как системе, поэтому требуется анализ и изменение привычек всех членов семьи. Наказания могут спровоцировать последующие побеги и формирование привычки бродяжничать.

Обратите внимание! Побеги могут быть немотивированными, то есть не иметь объективной причины, а быть следствием поражений головного мозга, шизофрении, эпилепсии и т. д. В этом случае необходима консультация и лечение психиатра.

Воровство

Желание присвоить себе чужое может появляться по разным причинам:

  • выражение протеста;
  • воровство в качестве мести или выражения агрессии;
  • желание самоутвердиться и доказать смелость;
  • получение острых ощущений;
  • стремление обратить на себя внимание;
  • желание владеть чем-то.

Когда бить тревогу

Разовая кража не означает, что ребёнок станет воровать и в дальнейшем. Чаще всего при доверительных отношениях в семье хватает одного разговора, чтобы подросток понял, что воровать нельзя. В неблагополучной обстановке мелкое воровство может перерасти в систематическое, и возникнет необходимость коррекции поведения.

Лживость

Подростки лгут по тем же причинам, что и взрослые:

  • страх наказания и желание скрыть правду;
  • желание произвести хорошее впечатление;
  • чтобы отомстить кому-то (клевета и сплетни);
  • стремление сделать рассказ более смешным и интересным.

При этом у подростков может сохраняться склонность к фантазированию, которая в норме проходит с возрастом. Фактически дети не врут, а придумывают истории и сказки.

Когда бить тревогу

Если подросток врёт постоянно, даже по самым незначительным поводам, или использует ложь, чтобы скрыть свои проступки — кражу, драку и т. д. В таких случаях ложь становится патологической и превращается в дурную привычку.

Нарушения сексуального поведения

В процессе полового созревания у человека появляется сексуальное влечение к другим людям и желание изучать своё тело. Такой интерес нормален. Запрещать подростку интересоваться сексом или мастурбировать — бесполезно. Лучшей профилактикой ранних беременностей, ИППП и других проблем, связанных с сексом, являются не запреты, а своевременное информирование о рисках и способах контрацепции.

Когда бить тревогу

В случае, если половое влечение приобретает патологические формы:

  • зависимость от сексуальных переживаний, например, желание постоянно трогать себя за половые органы и говорить об этом;
  • прилюдная демонстрация половых органов;
  • принуждение к сексуальным действиям других людей;
  • стремление к постоянной смене партнёров;
  • восприятие секса как единственного способа получить одобрение и внимание.

Нарушения пищевого поведения

Виды нарушений:

  • анорексия, то есть снижение веса с помощью отказа от пищи;
  • булимия, то есть переедание и избавление от съеденной пищи с помощью рвоты или других средств;
  • компульсивное переедание, т. е. невозможность контролировать количество съеденной пищи.

Когда бить тревогу

При любых проявлениях. Пищевые расстройства очень быстро переходят в устойчивую привычку.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиантного поведения подростков​

Скорее всего, многие наши читатели нашли в особенностях девиантного поведения и свои подростковые проблемы. Этот период действительно очень непростой для детей. Давайте разберём, какие причины могут спровоцировать неадекватное поведение у подростков.

Физиологические и психологические причины

1. Кризис подросткового возраста

Сам по себе кризис является сложным этапом. Сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, стремлением к независимости. Подростки начинают больше прислушиваться к мнению сверстников. Физическое развитие даёт ощущение взрослости, но при этом большей свободы ребёнок не получает, что приводит к конфликтам.

2. Половое созревание

Тоже становится причиной асоциального поведения подростков. Тело меняется, и подростки часто чувствуют себя неуклюжими. Появляются новые желания, сексуальное влечение. Изменяется гормональный фон, возникают проблемы с кожей, запах пота становится более резким. Многие дети с трудом принимают происходящие изменения, критично относятся к своему телу и внешности, что сказывается на настроении и самооценке.

3. Раннее половое созревание

В некоторых случаях пубертат начинается раньше нормы, до 10 лет, и может провоцировать дополнительные проблемы с поведением и эмоциональным состоянием у детей. Также на этом фоне могут возникать головные боли и быстрая утомляемость, которую родители часто принимают за лень.

4. Недостаток сна и отдыха

Как и у взрослых, отсутствие или недостаток сна вызывает тревожность у несовершеннолетних и провоцирует девиантное поведение. Дети, которые мало спят, чаще жалуются на плохое настроение, вспышки злости, хуже контролируют эмоции и справляются со стрессом. Поэтому здоровый сон важнее сделанных в ночи уроков или дополнительных кружков.

5. Особенности созревания мозга

В 13 лет начинают активно созревать зоны мозга, отвечающие за эмоции, но при этом те зоны мозга, которые сдерживают эти эмоции — развиты недостаточно. Поэтому подросткам бывает сложно контролировать свои поступки.

Внешние причины

1. Выученная беспомощность

Апатичное состояние, в котором подросток не делает ничего, чтобы улучшить своё положение, даже если имеет возможность. Подросток не верит в свои силы, ему кажется, что изменения невозможны. Причины возникновения такого состояния:

  • у ребёнка нет опыта успешной самостоятельной деятельности, так как родители перехватывают инициативу и торопятся делать всё за него;
  • ранее ребёнок сталкивался с ситуациями, которые оказались для него непосильны, из чего он сделал вывод, что в принципе не может влиять на ситуации;
  • ребёнок воспринимает любые ошибки как катастрофу: я неудачник, у меня ничего никогда не получается, всё бесполезно.

2. Сексуальное насилие

Может вызывать девиантное поведение, в том числе и сексуальные девиации, которые, в свою очередь, могут спровоцировать появление и других видов девиантного поведения подростков: агрессию, употребление алкоголя и т.д. Требуются особая деликатность в обсуждении этой темы, работа с психологом и бережное отношение к подросткам, пережившим сексуальное насилие.

3. Девиантное поведение в семье

Девиантное поведение членов семьи может послужить причиной формирования асоциального поведения у подростка, ведь ребенок берет пример со своих родителей. Насилие в семье по отношению к ребёнку также способно спровоцировать поведенческие проблемы в подростковом возрасте.

4. Асоциальное поведение в окружении

Плохая компания также вызывает развитие этой проблемы. Друзья, которые пьют алкоголь, могут подтолкнуть непьющего пока подростка к употреблению спиртных напитков. А если среди знакомых есть правонарушители, риск того, что подросток также нарушит закон, возрастает.

5. Школьное образование

Чем более авторитетной и справедливой кажется школьная система, тем менее выраженную форму принимает девиантное поведение подростков. Отрицательная оценка школы, а особенно несправедливое отношение учителей к ученикам, может вызвать протест у подростка, например, прогулы, срывы уроков или отказ учить предмет.

Осложнения и последствия девиантного поведения

Подростковый период очень важен для формирования личности. От того, как подросток проживет эти годы, во многом зависит его будущее. Например, будет ли он страдать от алкогольной или табачной зависимости, вспышек гнева, проблем с законом, сложностей с самостоятельной жизнью.

Как мы заботимся о телесном здоровье наших детей — водим к врачам, лечим зубы, покупаем лекарства — точно также стоит позаботиться и об их психологическом здоровье. Своевременная коррекция девиантного поведения у подростка поможет избежать возможных проблем в будущем.

Конечно, проявления даже большинства из перечисленных девиаций не означает, что подросток обязательно вырастет в пропащего взрослого, но ему будет гораздо проще и приятнее жить, если вы поможете максимально мягко пройти через этот сложный период.

Как помочь ребёнку и себе пережить подростковый кризис

коррекция девиантного поведения подростков​

Есть несколько советов, которые, надеемся, облегчат вашу жизнь с подростком:

  1. Детям приходится очень нелегко в этот период. Меняются они сами, меняется восприятие реальности. Задача родителей — помочь, найти решение, которое устроит обе стороны, а не просто подавить бунт.
  2. Ваш ребёнок — не ваш враг. Вы в одной лодке, и у вас общая цель — наладить отношения. Даже если сейчас подростку кажется, что это не так.
  3. Учитесь говорить на равных, не соревнуйтесь в громкости крика. Ваш подросток скоро станет взрослым, не мешайте ему вылететь из гнезда.
  4. Помните о возрастных особенностях и просите только то, что подростку действительно по силам.
  5. Уделяйте подростку больше внимания, признайте за ним право на эмоции и чувства, не обесценивайте их. То, что для вас кажется ерундой, для подростка может быть крушением мира.
  6. Подумайте над тем, что вы можете поменять в своём поведении, чтобы улучшить отношения.

Эти советы помогут в первую очередь вам принять те изменения, которые происходят с вашим ребёнком. Невозможно быть идеальными родителями, и мы многое упускаем из виду в процессе воспитания, но подростковый возраст — тот период, когда ещё можно наверстать упущенное. Полезно не только принять потребности подростка, но и дать ему рабочие инструменты, с помощью которых он сможет сам контролировать своё поведение, научится вести себя осмотрительно и благоразумно.

Самостоятельно помочь ребёнку может быть сложно, поэтому обратите внимание на современный способ — развить у ребёнка уважительного отношения к окружающим поможет курс 7Spsy. За достаточно короткий период, от 2 до 6 недель, ваш ребёнок сможет изменить свое поведение так, чтобы перейти во взрослую жизнь без потерь. Подросток получит навыки самоконтроля и саморегуляции.

Научим договариваться и достигать компромисса

Научим договариваться и достигать компромисса

Дополнительный плюс программы — дистанционная работа, благодаря чему заниматься можно дома в удобное время. У подростков часто нет желания открывать душу и рассказывать «этим непонятливым взрослым», что их беспокоит. Пройти онлайн-тест для них привычнее и проще. А про занятия по программе не узнают одноклассники и учителя в школе.

Технология 7Spsy поможет не только решить проблемы, но и послужит прекрасной профилактикой девиантного поведения. Вы сможете уберечь своего ребёнка от ошибок, которые в будущем будет сложно исправить.

И последний важный совет: не забывайте любить и поддерживать своих подростков, нескладных и вредных, упрямых и вспыльчивых — они очень в этом нуждатся.

Источники:

  1. Источники Н.А. Рождественская. «Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие».

    Вам может быть интересно

  • 16.04.2019 6 способов воспитать нравственность в детях
  • 05.08.2019 Родители-тролли: к чему приводят насмешки над детьми
  • 26.11.2021 Почему болит горло: психосоматические причины
  • 21.06.2019 Как стать общительным и найти хороших друзей
  • 09.12.2019 «Как сапожник»: что делать родителям, если ребенок матерится?
  • 12.07.2019 8 шагов к доверительным отношениям между детьми и родителями
  • 23.09.2019 Большой вес — большие проблемы. Как женщине победить ожирение?
  • 04.04.2019 Слабоволие: что делать, если не можешь заставить себя действовать
  • 01.08.2019 Секрет похудения — правильный сон
  • 28 % людей предпочитают работать с психологом дистанционно
  • Не с теми сравниваем: почему нам всегда мало денег
  • 04.06.2019 Загадки памяти: короткий отдых помогает выучить быстрее

Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookie-файлы.

Трудный подросток

Трудный подросток – ребенок в стадии полового созревания, демонстрирующий асоциальное поведение. Характерные черты – напускная независимость, непослушание, грубость, жестокость, пренебрежение общественными нормами и правилами. Дети склонны к конфликтам, недисциплинированны, прогуливают школьные занятия, игнорируют домашние обязанности, провоцируют драки, пробуют употреблять алкоголь, курить. Диагностикой нарушений поведения занимаются психиатры, психологи, педагоги. Используется наблюдение, беседа, опросники. Лечение включает работу в психотерапевтических группах, реабилитацию в условиях школы, семьи.

Общие сведения

Понятие «трудный подросток» не имеет четких границ, объединяет детей, значимо различающихся по индивидуальным характеристикам. Отличительными чертами поведения являются отклонение от общепринятых норм и препятствие полноценному воспитанию. Распространенность данного феномена среди учащихся средних и старших классов составляет 14-16%. Достоверно чаще трудновоспитуемыми оказываются подростки мужского пола – мальчики более склонны к выраженному сопротивлению требованиям взрослых, совершению аморальных, противоправных поступков. Существует географическая зависимость эпидемиологии, частота встречаемости «трудного» поведения выше у жителей крупных и средних городах.

Трудный подросток

Трудный подросток

Причины появления трудных подростков

Отклоняющееся поведение подростков – нормальная реакция на ненормальные (стрессовые, конфликтные) условия среды либо способ взаимодействия с социумом при недоступности эффективных инструментов коммуникации. Трудновоспитуемости свойственна полиэтиологическая природа – отношения, поступки подростка являются результатом воздействия нескольких неблагоприятных факторов. Выделено 5 групп причин:

  • Биологические. Существуют анатомические, физиологические особенности организма, затрудняющие социальную адаптацию. К данным факторам относятся особенности темперамента, наследственные болезни, поражения ЦНС пренатального, натального и раннего постнатального периода, длительные соматические заболевания, психические расстройства, особенности внешности.
  • Психологические. Определенные особенности эмоционального реагирования, характерологические черты подростка препятствуют установлению продуктивных отношений. Трудными становятся дети с психологическим инфантилизмом, примитивным складом мышления, эгоцентризмом, эмоциональной неустойчивостью, стремлением к доминированию, подчинению.
  • Социально-педагогические. Источником отклонений поведения являются дефекты школьного, семейного, общественного воспитания. Недостаточный учет половозрастных и индивидуальных особенностей развития приводит к нарушениям социализации, накоплению негативного опыта общения с взрослыми, стойкой школьной неуспеваемости с отсутствием познавательных интересов.
  • Социально-экономические. Плохие материально-бытовые условия, низкое социальное положение семьи как источник негативного отношения окружающих формируют позицию трудного подростка. Основу отклоняющегося поведения составляют неудовлетворенные потребности в уважении, признании, социальной безопасности.
  • Морально-этические. Данная группа объединяет факторы, отражающие уровень нравственного развития общества. Поведение трудных детей формируется на базе пропаганды материальных ценностей и пренебрежения духовными. Подкрепление подростки получают благодаря нейтральному, равнодушному отношению общества к различного рода девиациям.

Патогенез

В основе патогенеза лежит социальный опыт и возрастной кризис развития. Основными задачами переходного этапа становятся развитие рефлексивного самовосприятия, сепарация от родителей с сохранением положительных отношений. К 10-12 годам возникает потребность определять себя как личность, действовать согласно представлениям о социальных ролях. Трудные подростки зачастую имеют негативный опыт межличностных взаимодействий, приведший к заниженной самооценке, ощущению собственной малозначимости.

Для решения актуальных задач развития оказывается недостаточно ресурсов. Поведение детей становится импульсивным, доминирует негативизм, упрямство, своеволие. «Трудность» подростков определяется степенью выраженности перечисленных свойств. Непослушание и сопротивление воле взрослых рассматриваются как нормальные проявления подросткового кризиса. Но поведение, препятствующее интеллектуальному и моральному развитию, приносящее вред окружающим является отклоняющимся.

Классификация

Типология трудных подростков опирается на доминирующий этиологический фактор и особенности поведения. Данная классификация широко распространена в практике врачей и педагогов, так как позволяет подобрать наиболее эффективные коррекционно-терапевтические мероприятия, составить прогноз психического развития. Выделяют 4 группы детей:

  • С нарушением коммуникативных навыков. Подростки, в опыте которых отсутствует продуктивное общение, сотрудничество, взаимопомощь. Свойственна пессимистичность, критиканство, деспотизм, сопротивление принятым правилам.
  • Эмоционально возбудимые. Причиной проблем поведения становятся неврологические патологии, психотравмирующие события. Характерен сниженный аффективный контроль, импульсивность, чрезмерная эмоциональность в стрессовых ситуациях (плач, крик, применение физической силы).
  • Со снижением когнитивных функций. Дети и подростки с задержанным, искаженным интеллектуальным развитием имеют трудности школьного обучения. Неспособность выполнять учебную деятельность, низкий познавательный интерес формируют неприязнь к урокам, учителям, школе, проявляющуюся поведенческими проблемами (прогулами, ссорами).
  • С неустойчивостью волевой сферы. Мотивы действий подростков определяются эмоциональными переживаниями, близостью и доступностью цели. Периоды интенсивных волевых усилий чередуются с полным безволием, трактуемым как трудновоспитуемость.

Особенности трудных подростков

«Трудность» проявляется непослушанием, недисциплинированностью, пренебрежением принятыми правилами, нормами поведения. Проявления подросткового кризиса максимально выраженные. Подростки стремятся к самостоятельности, демонстрируют независимость, игнорируя требования взрослых. Отношения с родителями напряженные, конфликтные. Ребенок отказывается выполнять обязанности по дому, избегает общества домочадцев, предпочитая встречи с друзьями или уединение. Желание отделиться проявляется уходами из дома – подросток подолгу гуляет, не отвечает на телефонные звонки, возвращается позже обещанного (разрешенного) времени.

Интерес к учебе слабый, неустойчивый. Часто развивается неуспеваемость по нескольким предметам. Неуважительное отношение к учителям провоцирует конфликты. Подростки прогуливают уроки, а затем – учебные дни. Слоняясь без дела, примыкают к уличным группировкам. Часто «за компанию» начинают курить, употреблять наркотики, принимать алкоголь. Возрастает потребность в деньгах, подростки воруют у родителей, детей помладше, случайных прохожих. Эмоциональная возбудимость, отсутствие планирования и контроля действий приводят к участию в драках, грабежах, нападениях. Характер трудновоспитуемых детей отличается импульсивностью, доминированием влечений, базовых потребностей. Система ценностей примитивна, бытовые навыки сформированы недостаточно, кругозор ограничен. Психический инфантилизм проявляется зависимостью, подчиняемостью авторитетам уличной группировки.

Осложнения

При отсутствии поддержки родителей, квалифицированной помощи психологов, педагогов трудные подростки ведут асоциальный образ жизни. Многие с трудом заканчивают 9 класс, не проявляют желания получать образование, не осваивают профессию. Отсутствие мотивации к труду, несформированность полезных навыков закрепляет статус безработных. Повышается риск алкоголизации, наркомании, совершения преступлений с последующим наказанием (колонии для несовершеннолетних, поселения). Заостренные, дезадаптивные черты характера становятся особенностями личности, формируется психопатия. Наиболее распространенные типы – возбудимый, неустойчивый, эпилептоидный.

Диагностика

Исследование особенностей поведения трудновоспитуемых подростков проводится врачом-психиатром, психологом, педагогами. При комплексном подходе определяются причины, основания поступков, мотивация к игре, учению, труду, отношениям со сверстниками и взрослыми, успехи или неуспехи в учебе, творчестве, спорте. Обследование состоит из клинических и психодиагностических методов. Применяются:

  • Беседа. Психиатр, психолог проводят опрос родителей, уточняя проявления поведенческих нарушений, их тотальность или избирательность, влияние на воспитание и развитие. Беседа с подростком осуществляется в свободной форме, оценивается продуктивность контакта, адекватность реакций ситуации обследования, критичность к своей личности.
  • Наблюдение. Используется «Карта наблюдений Д. Стотта». Исследуется характер дезадаптации ребенка. Методика составлена из фрагментов поведения, наличие или отсутствие которых подтверждает наблюдатель (родитель, педагог).
  • Специфические тесты. Определяется сформированность волевого контроля, тенденции к аддиктивному, делинквентному, самоповреждающему поведению, агрессии, насилию. Применяется «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению», «Методика выявления суицидального риска», «Hand-тест», опросник оценки агрессии Ч. Спилберга
  • Неспецифические тесты. Набор инструментов подбирается индивидуально, включаются методики исследования эмоционально-личностной сферы. Распространено применение опросника Р. Кеттела, Шмишека, Патохарактерологического диагностического опросника А. Е. Личко, метода цветовых выборов (тест Люшера).

Коррекция поведения трудных подростков

Работа с трудновоспитуемыми подростками направлена на восстановление гармоничных внутрисемейных, внутришкольных отношений, формирование положительной самооценки, вовлечение в интересное дело, позволяющее реализовать сильные стороны. Основные методы – поведенческая психотерапия, семейное консультирование, индивидуализация обучения. Элементами комплексного подхода являются:

  • Групповые тренинги. Подростки обучаются контактировать друг с другом, выстраивать отношения, выступать субъектом коммуникации, определяя ее направленность и содержание. В ходе игр, упражнений, творческих заданий отрабатываются навыки общения, сотрудничества, принятия и формулирования критических замечаний, разрешения споров. Элементы тренинга реализуются в рамках спортивных, трудовых детских лагерей.
  • Семейная психотерапия. На сеансах обсуждаются особенности течения возрастного кризиса, практикуемые стили воспитания, их эффективность. Апробируются способы взаимодействия через поиск «точек соприкосновения», техники разрешения конфликтов и составления «договоров».
  • Коррекция педагогического процесса. Учителя индивидуализируют процесс обучения, корректируют воспитательные методы с учетом особенностей трудного подростка. Усилия педагогов направлены на повышение учебной успеваемости и социальной активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз трудновоспитуемости определяется наличием своевременной психолого-педагогической коррекции и гибкостью родительского воспитания. В благополучных семьях дети успешно переходят из подросткового возраста в юношеский – поведение становится социально приемлемым, формируется устойчивая система интересов, ценностей, определяющая деятельность. Профилактика проводится на уровне государства – создаются, внедряются в практику программы предупреждения наркомании, токсикомании, преступности, курируются дети из неблагополучных семей. Родителям стоит демонстрировать доброжелательность, доверие, любовь, не злоупотреблять наказаниями и запретами, стимулировать интерес вовлечением в различные виды деятельности.

Добавить комментарий