Как исправить положение в россии

Кризис в России затянулся, кроме демагогии, как исправить положение и забыть о отставании навсегда?

Петров  · 10 сент 2021  · 370

Развивать не человека потребителя , а человека созидателя….Система капитализма давно себя изжила и не оправдала…..Приоритет духовного и нравственного в обществе , и есть залог успешного развития любой государственной структуры.Искренняя вера в то ,что делаешь, осознание целесообразности своего временного пребывания на земле-это то , что сейчас к сожалению не представляет приоритетную позицию людей , которые на сегодняшний момент находятся “у руля” различных государств и земли в целом. Развращенность , топорность мышления, невежество, бескультурье, и неверие ни во что,кроме материальных приоритетов, выставляют “сильных мира сего” в достаточно в убогом и уродливом свете. Как исправить положение, наверное поменять полностью структуру власти и общества, сделать основополагающим фактором в развитие общества энерго духовность и разумность, а также человечность и гуманность. Возможно это немного утопично,но….)))Говоря простым языком сколько берешь у мира столько и отдавай……Ведь у нас сейчас как?…… потребительские способности выше умственных во сколько тысяч раз?)))

Комментировать ответ…Комментировать…

Никак. Но все относительно – в Европе уровень жизни тоже снижается. За последние 10-15 лет в Германии упал на 20%. Ваш вопрос – тема многих дессертаций, и подразумевает множество различных мнений. Наиболее вероятное на мой… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

После развала СССР наша РОССИЯ встроилась в мировую экономическую систему (преимущественно капиталистическую по сути) и занимаем там то место которое заслуживаем на сегодняшний день. Кризис. демагогия, короткая память – это всё… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Экономическая и политическая ситуация в России слишком сложна, чтобы при существующем состоянии коллективного сознания страны можно было сформировать и осуществить сложную, многоуровневую, обеспеченную мотивацией и эффективным… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Запретить лет 10 экспорт углеводородов. Потом не боле 20% или только излишки.
Отнять все награбленное у сами знаете кого и вложить в развитие машиностроения, сельского хозяйства, медецины, образования. Ввести строгое уг…
Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Граждане Набиулина, Силуанов, Чубайс, Греф, Кириенко, Лифшиц своей неустанной деятельностью постоянно напоминают нам о том, что пока мы не очистим элиту от рудиментов радикального либерализма эпохи 90-х, пока не восстановим… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Отставание…Это субъективная характеристика разности- технических и экономических достижений, культурных и национальных аспектов, в том числе языковых особенностей, в развитии обществ сравниваемых стран.
Идея флагманизации…
Читать далее

А где-то шла речь об отставании или сравнении? Достаточно своих, исторических показателей случившихся дважды в… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Ложный вопрос не в состоянии  отозваться корректным ответом и по существу. Обывательщина. Кратко – сосредоточиться на мире и исполнении законов, перестать субъективно оценивать недавнюю историю, но вытащить как можно больше… Читать далее

Нет оценок  ·

Комментировать ответ…Комментировать…

Невозможно изменить менталитет народа российской империи, отсюда не вижу ближайшей возможности изменить экономику России. Кризис можно задавить насильственно и временно. Поднять экономику смогут только свободные люди. К… Читать далее

Читая Ваши рассуждения, поймал себя на мысле, что принципы вождения на автомобиле с классической схемой компоновки… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Прочитайте свой вопрос и после сформулируйте его правильно. То есть, вы хотите получить ответ, что и как делать или как нам(обществу) жить? Или куда бежать.

Нет оценок  ·

Изначально я хотел услышать мнения мыслящих людей, их взгляды, восприятие их проекцию собственного виденья. А не… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Новое постановление Пленума состоит из 32 пунктов, в которых разъясняются правила применения главы 22 КАС и главы 24 АПК. Пока речь идет о проекте: по результатам обсуждения документ решили отправить на доработку. Обычно этот процесс занимает одну-две недели.

Споры с властью

Суды могут принимать решения, которые несут имущественные последствия для граждан и организаций. Например, когда требуется вернуть излишне уплаченные налоговые и таможенные платежи, страховые взносы и исполнительские сборы, или выплатить компенсацию за незаконные решения чиновников. При этом требования о возмещении вреда, причиненного принятием незаконных решений, бездействием или действием властных органов, должны предъявляться отдельным иском.

Решения, действия и бездействия

ВС объясняет, что в судебном порядке можно оспорить разные действия и решения чиновников. Они могут быть приняты в письменной и электронной форме, в том числе и в автоматическом режиме.

Но обратиться в суд можно в случае несогласия не только с формализованным решением, но и любым другим. Например, предметом судебного контроля могут стать действия, связанные с организацией дорожного движения, вроде установки новых знаков или настройки светофоров. «Действия могут совершаться, в частности, посредством размещения информации в сети «Интернет», — подчеркивает ВС.

Бездействием, которое можно оспорить, считается ситуация, когда чиновник не делает, что должен. Например, не рассматривает поступившее к нему заявление или не спешит принимать по нему решение.

Проверки и решения

Пленум объясняет, что акты налоговых и таможенных проверок не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания. В то же время заинтересованные лица могут обжаловать решения, принятые по результатам проверок. 

Это же касается документов, подтверждающих какие-либо обстоятельства, например правовой статус гражданина или организации. Оспорить можно только решение, принятое по этим документам.

Не только госорганы и чиновники

Пленум ВС допускает обжалование в судебном порядке не только решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Ответчиком по таким спорам могут выступать и «наделенные публичными полномочиями органы, не имеющие статуса юридического лица»: например, экзаменационные или призывные комиссии. А еще разрешается оспаривать действия организаций, наделенных «отдельными государственными или иными публичными полномочиями», и к таким ВС относит, например, психиатрические лечебницы и больницы ФСИН.

Неоспоримые

В проекте постановления Пленум ВС объясняет, какие решения или действия нельзя обжаловать по правилам КАС и АПК:

❌ Решения, принятые в ходе производства по уголовному делу. Их можно оспорить по правилам ст. 125 УПК («Судебный порядок рассмотрения жалоб»).

❌ Решения, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении. «Доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела», — подчеркивает ВС.

❌ Отказы в применении амнистии.

❌ Решения, которые нужно обжаловать по правилам КоАП или 25-й главы АПК («Рассмотрение дел об административных правонарушениях»).

Содержание важнее формы

Вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела о защите прав, свобод и законных интересов заявителя определяется судом. Он должен учитывать характер правоотношений, из которых вытекает требование заявителя, а не форму обращения. «Оформление искового заявления вместо административного искового заявления не влияет на определение вида судопроизводства», — подчеркивает Пленум.

Место суда

По общему правилу административные исковые заявления рассматриваются по месту нахождения госоргана, принявшего спорное решение. Кроме того, КАС позволяет подать иск по месту жительства гражданина или нахождения организации. Если решения госоргана распространяются на территорию нескольких субъектов или всю страну, подавать иск можно там, где будет исполняться спорное решение.

Сроки на обжалование

Срок обращения в суд считается со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Вопрос о причинах пропуска срока суд может поднять и самостоятельно, не дожидаясь мнения участников спора. 

Пленум ВС Пленум ВС объяснил, как погашается и снимается судимость

«Возвращение административного иска другим судом по причине его неподсудности или в связи с нарушением требований, предъявляемых к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам, сами по себе не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд», — подчеркивает Пленум. В то же время, если заявителю не хватило документа, который должен был выдать госорган, пропуск срока признают уважительным.

Внутриведомственная апелляция

В некоторых случаях законодательство допускает оспаривание решения госоргана в вышестоящем органе. Например, такой порядок предусмотрен для решений налоговиков. Если по результатам внутренней апелляции решение останется в силе, то суд будет рассматривать именно первоначальное решение. Если же вышестоящий орган изменит или отменит решение, тогда предметом рассмотрения суда будет именно апелляционный акт.

Самостоятельность суда

Суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, он вправе оценить решение со ссылкой на нормы права, не указанные в иске. Не связан суд и доводами жалобы, потому что ему в любом случае нужно проверять имеющие значение для дела обстоятельства.

Формальные нарушения порядка принятия решений по общему правилу не могут служить основанием для признания их незаконными, подчеркивает ВС. Другое дело, если нарушения были существенными и повлияли на права заявителя.

Аналогия закона

Отдельный пункт проектируемого постановления посвящен вопросу применения аналогии права. В спорах с чиновниками это возможно, например когда есть пробел в правовом регулировании. «В частности, посредством применения аналогии судом могут быть преодолены пробелы, связанные с отсутствием подзаконных актов, определяющих порядок реализации права гражданином или организацией», — объясняет Пленум. Аналогия невозможна, если она ограничивает права и свободы гражданина или организации.

Ограниченное усмотрение

Суды могут признавать незаконными решения чиновников, принимаемые по усмотрению. Пленум приводит в пример ситуацию, когда местные власти решили перенести пешеходный переход. Суд может разобраться в вопросе и отменить решение, если чиновники не учли все обстоятельства, влияющие на безопасность дорожного движения.

Прекращение производства

Суд может прекратить производство по спору с госорганом, если тот исправил свою недоработку, отменил свое решение или прекратил бездействие. Но разбирательство точно продолжится, если заявитель дополнительно попросил о компенсации морального вреда или возмещении ущерба, причиненного действиями или бездействием чиновников.

  • Верховный суд РФ

Россия после Путина: как восстановить государство

Отчет подготовлен Андерс Ослунд и Леонида Гозмана
Автоматический перевод с помощью Google.
Оригинал (англ):
https://www.atlanticcouncil.org/wp-content/uploads/2021/02/Russia-after-Putin-How-to-rebuild-ths-state-PDF.pdf

Тэги: #ГражданскоеОбщество #Коррупция #Реформы #Политика #Россия

Ключевые моменты

  • Первым действием нового правительства должно стать освобождение всех политических заключенных и восстановление всех элементарных свобод слова, средств массовой информации, собраний, организаций и религии.
  • Он должен распустить Федеральную службу безопасности (ФСБ), главное агентство безопасности России, и уволить всех ее сотрудников и сформировать новую судебную систему, суды, а также Генеральную прокуратуру. [ИЗ: Это процесс, а не акт. И не быстрый. Просто уволить недостаточно. Необходим трибунал над ФСБ/КГБ…/ЧК и ЕдРо/КПСС/…ВКП(б). И люстрация]
  • России следует отказаться от своей президентской системы и провести досрочные выборы на всех уровнях вскоре после демократического прорыва. [ИЗ: Не указан срок достижения этой цели. Если новый президент организует выборы и сложит полномочия – в стране потеряется управляемость и начнется хаос. Парламентская республика – цель на горизонте 10-15 лет, когда все демократические институты и экономика функционируют стабильно, необратимость реформ обеспечена]

Содержание

  • Смена режима: свобода и конец всем репрессиям
  • Построение верховенства закона
  • Построение настоящей демократии
  • Как исправить экономику
  • Новая внешняя политика: попрощайтесь с империей и поприветствуйте мир
  • Может ли Россия действительно реформироваться?

Мы не знаем, когда и как закончится режим президента России Владимира Путина, но есть признаки того, что он борется и конец может наступить в обозримом будущем. Этот заключительный этап может длиться годы, но мы должны начать обсуждение сейчас, как новое государство должно быть построено на руинах старой системы. 1

1 [Бывший российский нефтяной магнат Михаил Ходорковский недавно опубликовал книгу с идеями, похожими на наши. См. Михаил Ходорковский, Гардарики, Страна городов (Лондон, ноябрь 2020 г.). Суть этого доклада отражена в книге Леонида Гозмана «После Путина: Будут ли доверять новые власти? (После Путина: поверят ли люди новому правительству?) » Республика, 8 октября 2020 года.]

Режим Путина обычно называют авторитарной клептократией. Для него характерна небольшая правящая элита, узурпировавшая всю власть и большую часть богатства. Эта власть сосредоточена у президента, который делегирует большую часть ее тайной полиции. Клиенты президента контролируют государственные финансы и крупные предприятия. Это могут быть руководители государства или частные предприниматели. Правоохранительные органы и судебная система подчиняются президенту. 2

2 [Карен Давиша, Путинская клептократия: кому принадлежит Россия? (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2014); Андерс Ослунд, Клановый капитализм в России: путь от рыночной экономики к клептократии (Нью-Хейвен: Yale University Press, 2019); Кэтрин Белтон, Люди Путина: как КГБ вернул Россию, а затем выступил против Запада (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2020).]

Режим Путина продолжает развиваться, хотя слово «развивать» было бы неуместным, поскольку режим разваливается. Например, двести восемь поправок к действующей конституции были приняты летом 2020 года в ходе плебисцита, сопровождавшегося нарушениями. Россияне описывают референдум как «аннулирование», потому что они видят суть этих изменений в том, что четыре предыдущих срока Путина на посту президента больше не считаются. Таким образом, Путин получил право быть переизбранным президентом еще два раза до 2036 года. Кроме того, Россия посредством референдума официально отказалась от принципа приоритета международного права на своей территории.

В духе новой конституции принимаются новые законы, которые делают нынешний режим более репрессивным и делают его похожим на оккупацию. Он всячески снижает влияние населения на неконтролируемый правящий класс. В ноябре / декабре 2020 года Государственная Дума приняла законы, в которых практически все формы общественного протеста объявлены незаконными. Дума запретила публикацию информации об имуществе судей, прокуроров, следователей и сотрудников правоохранительных органов, что способствовало хищению госслужащими из бюджета без наказания. Дума также расширила права полиции на применение силы против граждан. В последние дни 2020 года он законодательно закрепил правовой иммунитет бывших президентов и назначил их пожизненными сенаторами. Это касается и Путина,

Основная причина плачевного положения россиян – нынешняя элита, пойманная на неадекватном восприятии нынешней реальности, помимо просто преступности. Практически все представители высшего руководства страны причастны к коррупционным и другим преступлениям. Правящая элита живет с населением в игре с нулевым результатом. То, что выгодно элите, усугубляет положение нации, а то, что необходимо нации, вредит ее интересам; например, честные и прозрачные госзакупки. Необходимые стране перемены вредны для друзей Путина, которые процветают на госзаказах без тендеров. России было бы выгодно положить конец аморальной и бессмысленной войне на Донбассе, но для элиты это средство узаконить свою власть.

Сотрудники полиции задерживают участника акции протеста против поправок к Конституции России и результатов общенационального голосования по конституционным реформам в Москве, Россия, 15 июля 2020 года . Предоставлено: Reuters.
Сотрудники полиции задерживают участника акции протеста против поправок к Конституции России и результатов общенационального голосования по конституционным реформам в Москве, Россия, 15 июля 2020 года . Предоставлено: Reuters.

«Апатия россиян, основанная на чувстве безнадежности, может перерасти в ненависть и агрессию по отношению к властям»

Обычные россияне не ждут ничего хорошего от государства, которое они называют «ОНИ», как это было при коммунизме. 3

3. [Для иллюстрации коммунистического восприятия правителей см. Тереза ​​Торанска, Они: Польские марионетки Сталина (Нью-Йорк: Винтаж, 1987).]

Тем не менее их ограниченные ожидания можно охарактеризовать как социальный контракт с элитой. Они ценят определенное личное пространство; они ожидают некоторых социальных выгод и некоторой экономической свободы, если только они не станут крупными бизнесменами; и они ценят свою свободу выезжать за границу. Их отношение к государству можно резюмировать так: «Не трогайте нас! Не вмешивайся в нашу жизнь! » В свою очередь, граждане готовы платить умеренные налоги и оставаться политически пассивными. Однако нынешняя апатия, основанная на чувстве безнадежности, может перерасти в ненависть и агрессию по отношению к властям. 4

Народное отчуждение не закончится автоматически с падением режима Путина, потому что оно глубоко. Россияне пережили слишком много разочарований за последние годы. Новому руководству страны придется произвести фундаментальные изменения, чтобы завоевать доверие, чтобы люди убедились, что они живут под другой администрацией, и почувствовали, что они владеют ею.

Предпосылки для реформ сегодня во многих отношениях более благоприятны, чем в начале 1990-х годов. Тогда доминировали две проблемы: продолжающийся экономический коллапс и отношения с бывшей советской республикой. Сегодня эти два вопроса в значительной степени решены. Таким образом, Россия теперь может сосредоточиться на двух основных столпах нормального общества – построении демократических и правовых институтов. Кроме того, сегодня Россия может позволить себе более сильную систему социальной защиты.

В этом отчете предлагаются некоторые предложения о том, что следует делать после прекращения правления Путина, чтобы положить конец отчуждению России и дать россиянам почувствовать, что их страна принадлежит им.

Изменение режима

Свобода и конец всем репрессиям

Когда новый популярный режим приходит к власти, он обычно переживает ограниченный период экстраординарной политики, когда он может делать почти все в политическом плане, но имеет ограниченные возможности для проведения подробных реформ. Это время для крупных качественных реформ, которые впоследствии может оказаться трудным с политической или юридической точки зрения. 5

5 [Лешек Бальцерович, «Понимание посткоммунистических переходов», Journal of Democracy (1994), 5 (4): 75-89.]

На следующий день после падения режима Путина самым первым действием нового правительства должно стать восстановление всех элементарных свобод: слова, средств массовой информации, собраний и организаций, а также религии. Эти свободы должны быть полными и безусловными.

Новое руководство также должно немедленно освободить всех политических заключенных, независимо от того, были ли они заключены в тюрьму по идеологическим или религиозным причинам. Поскольку многие настоящие политические заключенные содержатся в предварительном заключении за предполагаемые экономические преступления, следует освободить широкий круг заключенных, которые не представляют никакой физической опасности.

Новое руководство должно обеспечить широкую прозрачность и открыть все государственные архивы, чтобы население могло узнать правду обо всем, что их волнует. Только архивы, касающиеся текущих проблем национальной безопасности, коммерческих проектов и медицинской информации о частных лицах, могут оставаться в секрете. Сегодня даже архивы Второй мировой войны засекречены.

6 [Генри Мейер и Ирина Резник, «Путин скрывает преступления Сталина во время Второй мировой войны, поскольку усиливаются призывы раскрыть секретные архивы», Bloomberg News, 13 февраля 2020 г. https://nationalpost.com/news/world/putin-keeps-stalins-wwii- преступления-скрытые-как-звонки-увеличение-раскрытие-секретные-архивы]

Главная проблема России в настоящее время заключается в том, что государство было захвачено небольшой группой высокопоставленных чиновников. Техническая компетентность вполне достаточна и больше не является основной проблемой, но многие высококвалифицированные высокопоставленные должностные лица преследуют неправильные цели, а именно собственное обогащение за счет государства и общества. Новому руководству необходимо будет хирургическим путем вырезать этот рак – правящие круги путинской системы – и в то же время установить систему сдержек и противовесов, которые смогут поддерживать новую систему.

На самом деле задача может оказаться проще, чем кажется на первый взгляд. В России около ста миллиардеров. Некоторые сделали свое состояние благодаря близости к нынешним правителям, в то время как другие заработали состояния до режима Путина, но были вынуждены установить с ними тесные связи. Многие так называемые олигархи имеют недвижимость за границей и даже имеют несколько гражданств, поэтому они готовы покинуть Россию, когда сочтут это необходимым. Большинство из них предположительно сбегут из страны, когда клика Путина потеряет власть. Новому правительству необходимо будет убедиться, что оно не будет продолжать влиять на политику в России через посредников, СМИ или социальные сети. Лучший способ разоружить их политически – это настоять на полной прозрачности конечной бенефициарной собственности всех предприятий, включая медиакомпании.

Многие российские олигархи имеют собственность за границей и даже имеют несколько гражданств, поэтому они готовы и могут покинуть Россию, когда клика Путина потеряет власть. Слева вверху по часовой стрелке: Олег Дерипаска, Андрей Костин, Игорь Сечин, Алексей Миллер, Роман Абрамович и Сергей Чемезов. Предоставлено: Reuters и Wikimedia Commons.
Многие российские олигархи имеют собственность за границей и даже имеют несколько гражданств, поэтому они готовы и могут покинуть Россию, когда клика Путина потеряет власть. Слева вверху по часовой стрелке: Олег Дерипаска, Андрей Костин, Игорь Сечин, Алексей Миллер, Роман Абрамович и Сергей Чемезов. Предоставлено: Reuters и Wikimedia Commons.

Построение верховенства закона

Самая важная задача после установления свободы – это развитие верховенства закона. Нынешний крупный правоохранительный аппарат России работает не на русский народ, а на интересы правящей элиты. Ее наиболее одиозные элементы необходимо устранить, а их сотрудников распустить. Новая система правопорядка и правосудия должна быть построена на основе верховенства закона. Наконец-то россияне должны получить должное правосудие и права на недвижимость. После воссоздания судебная система должна стать независимой от политики и исполнительной власти.

Первая задача – распустить Федеральную службу безопасности (ФСБ), главное охранное агентство России, и уволить всех ее сотрудников, запретив им в будущем трудоустройство в любом государственном учреждении. Отравление лидера оппозиции Алексея Навального 20 августа 2020 года показало, что российские спецслужбы продолжают действовать как инструмент террора. Вместо того, чтобы защищать страну и ее население от врагов, они защищают правящую элиту от русского народа.

После того, как Борис Ельцин был избран президентом России в июне 1991 года, он заявил, что «пришел к власти с идеей полностью порвать с нашим советским наследием». 7

[7 Борис Ельцин, Борьба за Россию (Нью-Йорк: Times Books, 1994), 36.]

Однако после неудавшегося жесткого переворота в августе 1991 года Ельцин, к сожалению, остановил эти усилия на полпути. Его тон изменился. Как он отмечал в своих мемуарах 1994 года: «Все сломать, все уничтожить по-большевистски не входило в мои планы. Приводя в правительство совершенно новых, молодых и смелых людей, я все же считал возможным использовать в правительстве опытных руководителей ». 8 Он продолжил: «Было бы катастрофой уничтожить правительственную администрацию такого огромного государства. Там, где можно было нанять опытный «старый» персонал, мы и сделали ». 9Он опасался повторения хаоса, который последовал за роспуском российской имперской службы после февральской революции 1917 года.

Прискорбным примером такой политики было обращение Ельцина с КГБ. Он не распускал КГБ и не увольнял его сотрудников, а только раскалывал и ослаблял его. В нормальных демократических странах нет секретной полиции, которая подавляет своих граждан – у них есть внешняя разведка и внутренняя контрразведка для защиты своей национальной безопасности. России необходимо будет создать новое внутреннее контрразведывательное агентство, но предварительным условием приема на работу должно быть то, чтобы никогда не работать на ФСБ. Три балтийских страны – Эстония, Латвия и Литва – подали хороший пример. Все трое упразднили свой старый КГБ и создали новые спецслужбы, которые оказались эффективными и законопослушными. Для других российских спецслужб, которые формально не являются политическими, игнорирование закона стало нормой.

После снятия с населения бремени тайной полиции необходимо сформировать новую судебную систему, суды, а также генеральную прокуратуру. Это одна из самых сложных, но и важнейших задач. Эти институты должны быть перестроены сверху вниз на основе нового демократического законодательства с новыми профессионалами. Их необходимо реформировать одновременно с заменой их высших должностных лиц.

Эстония и Грузия при Михаиле Саакашвили успешно справились с этой задачей. Обе страны упразднили старые прокуратуры и суды и уволили всех, создав новые агентства, нанимающие посторонних. Таким образом, люстрация не нужна. Учитывая небольшое количество судей и прокуроров, это вполне реально сделать в России, привлекая юристов из частного сектора и новоиспеченных юристов. 10

10 [Это обсуждается в Андерсе Ослунд, Украина: что пошло не так и как это исправить (Вашингтон, округ Колумбия: Институт международной экономики Петерсона, 2015), 138–146.]

Следственный комитет является одним из самых коррумпированных элементов путинского режима и должен быть упразднен. Обычная полиция вызывает меньшее беспокойство, и ее более ограниченные проблемы можно было бы оставить на потом. Тем не менее, его отдел, призванный бороться с организованной преступностью и коррупцией, печально известен своими противоположными действиями. Его нужно упразднить и создать новое специализированное агентство по финансовым и экономическим преступлениям с новым персоналом.

Постпутинская Россия выиграет от создания Комиссии по установлению истины, которая установит, за какие преступления на самом деле несет ответственность режим Путина. Все сотрудники правоохранительных органов, применявшие пытки, что, к сожалению, стало обычной практикой в ​​современной России, должны быть привлечены к ответственности и осуждены в открытых судах. В частности, мучители, те, кто отдавал им приказы, и те, кто скрывал свои преступления, все должны быть привлечены к ответственности и осуждены.

Лучшими средствами борьбы с коррупцией являются прозрачность и демократия, которые олицетворяют хорошее управление.

Построение настоящей демократии

Демократия – наименее развитый институт в России. Требуется тщательная реформа всех элементов политического аппарата. 11

11 [Андерс Ослунд, Капиталистическая революция в России: почему рыночная реформа увенчалась успехом, а демократия потерпела неудачу (Вашингтон, округ Колумбия: Институт международной экономики Петерсона, 2007), 239-282.]

Во-первых , России следует отказаться от своей президентской системы, восходящей к царизму, что отражается в том, что президента часто называют «царем». В бывшем коммунистическом мире существует сильная корреляция между президентским правлением и авторитаризмом, а также между парламентскими системами и демократией. Выдающийся политолог Хуан Линц утверждал, что это верно для мира в целом по многим причинам. 12

12 [Хуан Дж. Линц, «Опасности президентства», Журнал демократии (зима 1990 г.), 1 (1), 51-69.]

Президентская система наделяет президента слишком большими исполнительными полномочиями. В отличие от премьер-министра, президент не может быть отправлен в отставку путем вотума недоверия парламента, а импичмент в большинстве случаев неэффективен. Естественная напряженность между президентом и парламентом побуждает президента слишком многое решать посредством указов, что является низшей формой законодательства. Парламентская система предлагает гораздо большую прозрачность и необходимость создания коалиции в парламенте. 13

13 [Елена Лукьянова, Илья Шаблинский, Авторизм и Демократия (Авторитаризм и демократия) (М .: Мысль, 2018).]

Во-вторых , России необходимо создать нормальный, функционирующий парламент, основанный на нескольких элементарных принципах. Он должен быть основан на политических партиях и пропорциональных выборах с барьером в четыре или пять процентов голосов, поданных для представительства в Государственной Думе. Желательно, чтобы у партий были открытые списки, чтобы избиратели могли голосовать как за отдельных лиц, так и за партию, как это имеет место в Германии и Финляндии. Поскольку Россия является федерацией, вторая палата, основанная на региональном представительстве, – совет федерации – кажется естественной.

В-третьих , демократическая Россия должна провести досрочные учредительные выборы на всех уровнях вскоре после демократического прорыва. Выборы в Думу, Совет Федерации, региональный совет и местные органы власти могут проводиться одновременно, что устранит всякое ощущение того, что один уровень избран более демократично, чем другой. Так было, когда распался Советский Союз. Поскольку парламенты союзных республик избирались позже Всесоюзного съезда народных депутатов, они воспринимались как более демократичные. 14

14 [Хуан Линц и Альфред Степан, «Политическая идентичность и избирательные последовательности: Испания, Советский Союз и Югославия», Daedalus (Spring 1992), 121 (2): 123-39.]

Президентские выборы можно провести отдельно, желательно перед парламентскими выборами, поскольку они менее сложны и могут быть опасны, если под рукой нет государственной власти.

В-четвертых , Россия всегда была чрезмерно централизованной. Власть, налогообложение и государственные расходы необходимо децентрализовать в регионы и города. Одновременно с выборами новой Думы Россия должна избрать губернаторов и советы регионов, мэров и городские советы. Регионам и городам будут даны четкие полномочия с их собственными доходами для решения обычно децентрализованных дел, таких как местное государственное строительство, образование и некоторые виды здравоохранения. 15

15 [Андрей Шлейфер, Нормальная страна: Россия после коммунизма (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2005).]

В процессе децентрализации будут усиливаться сепаратистские тенденции, и некоторые регионы могут захотеть выйти из состава России. Новое правительство должно быть готово к такому развитию событий. Поэтому механизм отделения должен быть заранее четко прописан в новых законах. Новое правительство должно сосредоточиться на благосостоянии и безопасности своего народа, а не на сохранении территории, и оно определенно не должно делать это с применением силы, как в случае с Чечней. Предположительно, границы России могут измениться в процессе, но новое правительство должно сосредоточиться на минимизации насилия и кровопролития. Как и другим бывшим империям, России необходимо преодолеть свою имперскую ностальгию (о чем будет сказано ниже ).

Чеченская беженка гуляет со своими детьми в лагере беженцев "Спутник" в 1999 году. Российские силы создали ужасную ситуацию с правами человека, погибли тысячи и тысячи беженцев, чтобы сохранить контроль над Чечней. Предоставлено: Reuters.
Чеченская беженка гуляет со своими детьми в лагере беженцев “Спутник” в 1999 году. Российские силы создали ужасную ситуацию с правами человека, погибли тысячи и тысячи беженцев, чтобы сохранить контроль над Чечней. Предоставлено: Reuters.

В-пятых, демократической России нужна новая демократическая конституция. Уничтожение действующей конституции, которое произошло посредством «аннулирования», было настолько далеко идущим, что не имеет смысла вносить ограниченные поправки в текущую версию. Новая конституция должна быть написана как можно быстрее, но после выборов, и основываться на стандартном разделении исполнительной, законодательной и судебной власти. 16

16 [Т.Б. Моршакова и Деконструтсия Конституции (Деконструция Конституции, Москва: Либеральная миссия, 10 марта 2020 г .; Георгий Сатаров, «Вместо некролога», Forbes , 13 июля 2020 г. »).]

В-шестых, финансирование политической деятельности должно быть прозрачным и регулируемым. За десять лет до авторитаризма Путина российская политика привлекала огромные средства от богатых бизнесменов. Постпутинской России необходимо контролировать и регулировать финансирование политической деятельности, и она должна делать это, как и большинство европейских стран. Ему следует принять новый европейский стандарт полной прозрачности финансирования выборов, государственного финансирования парламентских партий и строгих ограничений на любое частное финансирование.

Наконец , символы всегда важны, возможно, для России важнее, чем в большинстве других стран. Незавершенная реформа национальной символики была одним из недостатков ельцинского периода. Новому правительству нужно будет как можно быстрее выполнить следующие несколько простых шагов:

  • Перенести офис президента из Кремля, который ассоциируется с деспотической властью московских царей и большевистской диктатурой, а также поражает своей варварской роскошью, в обычное офисное здание. Кремль должен быть открыт для публики как музей;
  • Откажитесь от нынешнего сталинского государственного гимна;
  • Закройте некрополь на Красной площади, где похоронены советские лидеры. Все они, начиная с Владимира Ленина, должны быть похоронены в русских традициях;
  • Демонтировать памятники тем советским деятелям, имена которых связаны с репрессиями против населения и разрушением русской культуры и традиций, в том числе Ленину и многим другим. Эти памятники не следует разрушать, а перемещать в музеи. 17

17 [Дмитрий Травин, Владимир Гельман, Андрей Заостровцев, Российский путь (Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017).]

Как исправить экономику

В отличие от 1991 года, российская экономика сегодня не вызывает особых опасений благодаря реформам Ельцина-Гайдара-Чубайса в начале 1990-х годов. Страна должна помнить своих настоящих героев, чтобы двигаться вперед.

В настоящее время в России достаточно стабильная макроэкономика с низкой инфляцией, минимальным бюджетным дефицитом и государственным долгом, а также большими международными валютными резервами. Он имеет сильный центральный банк и министерство финансов, а также достаточно хорошо функционирующую налоговую систему. Эти институты не требуют серьезной реформы. В России также существует хорошо функционирующая рыночная экономика, даже при чрезмерном вмешательстве государства. Наконец, в стране есть множество малых и средних частных предприятий. Структура экономики полностью изменилась с советских времен.

Основная причина нынешнего экономического застоя в России – это попытки правящего круга Путина обогатиться за счет эксплуатации природных ресурсов. Они развивают ресурсную экономику, несмотря на все разговоры о своем желании «избежать нефтяного проклятия». Режим Путина с подозрением относится к людям, которые разрабатывают высокие технологии и требуют определенного уважения к их правам. Технический прогресс, ограничивающий освоение нефти, газа и других природных ресурсов, является объективным врагом этой паразитической элиты. Разработчики высоких технологий, считающие себя интегрированными в мир, противоречат идеологии режима. Россия страдает от огромной монополизации экономики, которая приводит к арендной плате для монополистов и высоким ценам для населения, крупные предприятия сосредоточены в руках государства и приближенных Путина.

С путинским экономическим раком можно бороться многими способами: прозрачностью, дерегулированием, открытыми рынками, свободой предприятий и приватизацией. Все эти методы необходимо развернуть.

Дерегулирование – самая легкая задача. Все искусственные монополии должны быть ликвидированы, а внутренний рынок открыт. По возможности необходимо внедрять открытые и конкурентные государственные закупки. Антимонопольный комитет должен начать проводить реальную политику в области конкуренции, а не защищать корыстные интересы. Самое эффективное средство против монополии – это свобода предприятий. Создать предприятие должно быть так же легко, как в начале 1990-х годов, когда количество новых предприятий росло сотнями тысяч.

В начале 1990-х годов главной проблемой было то, что у российского правительства не было ни финансовых средств, ни административных возможностей для создания системы социальной защиты. Теперь оба актива под рукой. Постпутинское правительство должно проявить интерес к благополучию россиян и провести все необходимые социальные реформы, такие как улучшение здравоохранения, государственное образование, пенсии, пособия по безработице и детские пособия. Россия должна создать нормальное европейское государство всеобщего благосостояния.

Самая сложная задача – приватизация. В сложных условиях Анатолий Чубайс возглавил крупнейшую в мире приватизацию в начале 1990-х годов. Это был мастодонтный и в значительной степени успешный проект, заложивший основу для быстрого экономического роста России на десятилетие с 1999 года. В его отсутствие сомнительно, чтобы Россия стала рыночной экономикой. 18

18 [Анатолий Чубайс, ред., Приватизация по-российски (М .: Вагриус, 1999).]

К сожалению, режим Путина спровоцировал крупную ренационализацию, в основном за счет захвата успешных частных компаний посредством рейдерства. В настоящее время госсектор генерирует около половины ВВП России. 19 За последние два десятилетия выросли крупные государственные предприятия в сфере энергетики, банковского дела, транспорта и машиностроения. Но в значительной степени эти компании хищные, они служат своим менеджерам, а не россиянам. Это важная причина десятилетия экономического застоя в России. Цель должна заключаться в приватизации всех государственных предприятий, не являющихся естественными монополиями.

Нынешняя ситуация сильно отличается от начала 1990-х годов, поэтому возможна более изощренная схема приватизации. В начале 1990-х экономика находилась в состоянии свободного падения, и гиперинфляция все дестабилизировала. Права собственности не были определены, а соответствующие рыночные цены на активы отсутствовали. Более того, у государства был минимальный административный потенциал. Сегодня, напротив, в России сильная макроэкономическая стабильность. Экономика не рушится, а находится в стагнации. Нынешние собственники собственности известны, а функции государственного управления известны. Это способствует более сложной стратегии приватизации, которая также должна быть более удовлетворительной с политической точки зрения для российского общества, которое по-прежнему обеспокоено приватизацией крупных предприятий в 1990-х годах, которую многие считали подарком олигархам.

Борис Ельцин (справа), Анатолий Чубайс (справа) и Сергей Дубинин . Анатолий Чубайс возглавил крупнейшую в мире приватизацию в начале 1990-х годов. Предоставлено: Reuters.
Борис Ельцин (справа), Анатолий Чубайс (справа) и Сергей Дубинин . Анатолий Чубайс возглавил крупнейшую в мире приватизацию в начале 1990-х годов. Предоставлено: Reuters.

Во-первых , новое российское правительство должно укрепить права собственности посредством разумной судебной реформы.

Во-вторых , новому правительству России необходимо будет восстановить полноценное министерство приватизации, какое было в России при Чубайсе. Для начала он должен разделить государственные компании и демонополизировать все рынки, выставив их для нормальной конкуренции, а затем приступить к их приватизации стандартными западными методами. Было бы намного проще и менее спорный для достижения теперь , когда существуют рыночные ценности предприятий и их активы.

В-третьих , распад крупных государственных компаний приведет к появлению тысяч средних предприятий, которые можно будет продать с аукциона частным предпринимателям с аукциона. Для предприятий ограниченного размера не следует устанавливать никаких особых условий конкурса с минимальной проверкой того, что монополистические компании не воссоздаются.

В-четвертых , действительно крупные государственные предприятия, имеющие высокую стоимость, нельзя продавать по ценам ниже рыночных. Предполагается, что эти компании сильно коррумпированы, и требуется хорошее корпоративное управление, как это определено кодексом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с независимыми наблюдательными советами и государственным бухгалтерским учетом при подготовке к их приватизации. Целью должно быть улучшение работы компаний и максимизация государственных доходов. Правительству следует постепенно продавать эти крупные компании по реальным рыночным ценам либо через аукционы крупным компаниям, либо частично через первичное публичное размещение акций (IPO). Этот процесс займет пару десятилетий.

Необходимо установить контроль, чтобы оставшиеся крупные государственные компании не привели к новому захвату государства. Они будут приносить большие дивидендные доходы, которые следует надлежащим образом контролировать. Один из подходящих подходов – создание нескольких пенсионных фондов, скажем, десяти, которые держат акции крупных государственных компаний. Это будет иметь множество положительных эффектов. В Швеции есть семь государственных пенсионных фондов, которые политически нейтральны и заботятся только о доходах и управлении. Румыния передала оставшиеся государственные акции одной компании, руководство которой было продано с аукциона иностранному менеджменту (Франклин Темплтон), который заинтересован как в повышении стоимости акций, так и в продаже активов по хорошим ценам. Для России румынская модель, вероятно, приведет к слишком большой концентрации власти в руках одного единственного управляющего активами. Шведская модель кажется более актуальной, но вариантов много. В любом случае государственные дивиденды можно было бы использовать для финансирования пенсионной системы на гораздо более высоком уровне, чем сейчас.

Огромный и пока не использованный потенциал для развития России – это большая русская диаспора. Многие русские эмигранты сделали отличную карьеру на Западе, в университетах, в высокотехнологичных отраслях и в венчурном бизнесе. Многие из них были бы готовы вернуться на свою историческую родину или сотрудничать с ней, но нынешние правители пытаются использовать их исключительно для продвижения своих политических проектов. В постпутинской России диаспора может стать бесценным источником опыта, контактов и экономического развития.

«Единственное, что можно сказать о внешней политике Путина, это то, что он продолжал участвовать в многосторонних форумах »

Президент Путин продолжает участие России в международных организациях и форумах, даже если он использует их в своих политических целях. Места для Украины (первый ряд слева) показаны пустыми после того, как делегация вышла во время выступления Путина в 2015 году. Фото: Reuters
Президент Путин продолжает участие России в международных организациях и форумах, даже если он использует их в своих политических целях. Места для Украины (первый ряд слева) показаны пустыми после того, как делегация вышла во время выступления Путина в 2015 году. Фото: Reuters

Новая внешняя политика

Попрощайтесь с империей и поприветствуйте мир

Текущая внешняя политика России кажется серьезным провалом. Он оставил Россию изолированной, подвергшейся массивным международным санкциям и неспособной привлечь иностранные инвестиции или таланты. Это почти сделало Россию государством-изгоем. Как следствие, Россия была вынуждена поддерживать большие валютные резервы и меньший объем внешнего долга, чем было бы экономически рационально, в то же время вынуждая ее к высоким военным расходам. Если целью правительства является поддержание безопасности и максимальное повышение экономического благосостояния населения, такой подход не имеет смысла.

Основная проблема заключается в том, что режим Путина заботится не о благосостоянии населения, а только о своей собственной власти, богатстве и восприятии власти. Империя – роковое влечение, потому что империи принадлежат истории. Сама их сущность была недемократичной, поскольку основывалась на идее, что господствующий народ правит меньшими народами. Большинство традиционных европейских государств когда-то были империями. Некоторые легко расстались после крупных поражений, особенно Швеция и Нидерланды. Они решили восстановить свое величие дома. Другие пострадали в агонии недостаточных поражений, особенно Германия после Первой мировой войны и Великобритания и Франция после Второй мировой войны. Франция потерпела политический крах во время войны против независимости Алжира в 1958 году.

Самым трагичным было то, что Германия вызвала Вторую мировую войну из-за теории Адольфа Гитлера о том, что Германии ударили ножом в спину, что напоминает убеждение Путина в том, что распад Советского Союза был величайшей геополитической трагедией двадцатого века. 20

20 [Президент России Владимир Путин, «Ежегодное послание Федеральному Собранию Российской Федерации», 25 апреля 2005 г., http://en.kremlin.ru/events/president/transcripts/22931.]

Это невероятное мнение для лидера страны, которая потеряла десятки миллионов людей в двух мировых войнах и в коммунистическом терроре, совершенном против собственного народа. Это были три гораздо более серьезные трагедии, обрушившиеся на Россию в двадцатом веке. Более того, недовольство Путина исходит от человека, который родился и вырос в Ленинграде, где во время Второй мировой войны погибли сотни тысяч человек. Напротив, распад Советского Союза был мирным.

Россия при Путине – это крайний случай глупой имперской ностальгии, которую он использовал для разжигания национализма в поддержку своего президентства, которое не смогло обеспечить свободу или повышение уровня жизни за последнее десятилетие. Для пропаганды шовинизма Путин начал военную агрессию против Грузии в 2008 году и против Украины в 2014 году. Кроме того, российские наемники воюют в Сирии, Ливии и некоторых африканских странах. Российские войска остались в Приднестровье в Молдове. Новое российское столкновение возможно с Беларусью, ближайшим союзником России, что, возможно, уже произошло. В России ходят слухи, что боевики Росгвардии участвуют в подавлении протестов в Беларуси, а Россия и Беларусь официально заключили соглашение, которое узаконивает такое вмешательство.

Основная идея внешней политики Путина, похоже, состоит в том, чтобы противостоять всем постсоветским соседям России, Европе и Соединенным Штатам, чтобы уменьшить чувство безопасности россиян, в то время как рациональная внешняя политика будет направлена ​​на укрепление национальной безопасности. Соседи России отворачиваются от нее, насколько могут и решаются. Соединенные Штаты и Европа ввели суровые личные и секторальные санкции против России, которые минимизировали экономическую интеграцию.

Внешняя политика Кремля преследует совершенно иную цель, далекую от национальных интересов России, а именно – защитить личный престиж и уважение к Путину. Путина не волнует решение конкретных проблем, но он стремится закрепить свое место в истории. Он хочет, чтобы его помнили не только как «собирателя русских земель», как князь Иван Калита, но и как человека, который противостоял Соединенным Штатам и Западу и победил их. Его поддерживают праворадикальные партии и политики, не связанные с каким-либо конкретным проектом, а просто стремящиеся дестабилизировать Запад. Поскольку у Путина такие непрагматические цели, он не может достичь никаких долгосрочных договоренностей с Западом. Хуже того, он даже не заинтересован в подобных усилиях.

Политика Путина противоречит реальным национальным интересам России – защите безопасности и благополучия ее граждан или поддержанию мира и безопасности по разумной цене и достижению экономически выгодной интеграции.

После распада Советского Союза в декабре 1991 года Россия не сталкивалась ни с какой реальной угрозой внешней безопасности. В 1990-х годах российское правительство разумно адаптировалось и сэкономило государственные ресурсы, сократив расходы на оборону, но с 2008 по 2016 год эти расходы резко выросли по неоимпериалистическим причинам. Россия должна ограничить свои военные расходы на уровне не более трех процентов ВВП, что соответствует нынешнему уровню США, в собственных национальных интересах.

Россия никоим образом не выигрывает от фактической оккупации Донбасса, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии или от своих наемных сил в Сирии, Ливии и Центральноафриканской Республике. Военные и бюджетные расходы могут быть ограничены, но эти действия, а также убийства за границей порочат международное положение России и сопровождаются бесконечными лживыми отрицаниями со стороны высших российских чиновников. Как следствие, большинство западных стран не хотят проводить двусторонние встречи с президентом России, которого многие считают скромным убийцей. Не может быть в национальных интересах России, чтобы с ней обращались как с государством-изгоем чуть выше Ирана, Венесуэлы и Северной Кореи и намного ниже Китая.

Экономические затраты на то, чтобы быть почти государством-изгоем, значительны. С тех пор, как в феврале 2014 года началась военная агрессия России в Крыму, он подвергся суровым экономическим санкциям Запада. Эти санкции сокращают доступ России к международным финансам, инвестициям и росту ВВП и, таким образом, снижают уровень жизни. Для иностранного бизнеса санкционный риск усугубляется кредитным и репутационным рисками. В то время как другие страны с развивающейся экономикой извлекали выгоду из дешевого международного финансирования, Россия была вынуждена сократить свою внешнюю задолженность с 720 миллиардов долларов в январе 2014 года до 464 миллиардов долларов в сентябре 2020 года, и с лета 2018 года она оставалась на столь же низком уровне 21.

21 [Центральный банк России, Внешний долг Российской Федерации , по состоянию на 16 января 2021 г., https://www.cbr.ru/eng/statistics/macro_itm/svs/]

Рыночная стоимость акций на российском фондовом рынке чрезвычайно низка по международным стандартам из-за совокупного воздействия внутренней клептократии, низких цен на нефть и западных санкций, которые регулярно ужесточаются с марта 2014 года.

В постпутинский период главный международный экономический интерес нового российского правительства должен заключаться в том, чтобы избавиться от западных санкций. Международная экономическая интеграция должна быть одной из основных целей России, но в нынешних условиях такая интеграция невозможна. Уже одна эта причина должна убедить любое российское правительство умерять свою внешнюю политику.

Россия вовлечена в многочисленные конфликты как у своих границ, так и за рубежом. Слева вверху по часовой стрелке: Южная Осетия (2008 г.), Донецкая область (2015 г.), Нагорный Карабах (2020 г.), район Хомс Аль-Ваер в Сирии (2017 г.), Президент Путин и Президент Центральноафриканской Республики Фостен Арканж Туадера ( 2019) и Донецкой области (2014). Предоставлено: Reuters
Россия вовлечена в многочисленные конфликты как у своих границ, так и за рубежом. Слева вверху по часовой стрелке: Южная Осетия (2008 г.), Донецкая область (2015 г.), Нагорный Карабах (2020 г.), район Хомс Аль-Ваер в Сирии (2017 г.), Президент Путин и Президент Центральноафриканской Республики Фостен Арканж Туадера ( 2019) и Донецкой области (2014). Предоставлено: Reuters

Таким образом, России после Путина необходимо изменить свою внешнюю политику. Вместо того, чтобы тратить доверие и деньги на целый ряд региональных конфликтов и наемников в различных странах, постпутинская Россия должна попытаться урегулировать эти конфликты и установить хорошие отношения с большинством стран, убедившись, что все связанные с ними санкции сняты. Самое главное, Россия должна начать говорить правду в своих публичных заявлениях. Он должен уважать международное право. Единственное, что можно сказать о внешней политике Путина, это то, что он продолжал участвовать в многосторонних форумах.

С экономической точки зрения Россия должна взаимодействовать с развитыми странами Европы, Северной Америки и Азии. Он обладает огромным потенциалом для развития высоких технологий с огромным человеческим капиталом в области инженерии и математики, который при Путине был потрачен впустую и напуган за границей. Этот капитал лучше всего развивать за счет интенсивной интеграции с наиболее развитыми экономиками. Для этого нужна свобода торговли, труда, услуг, капитала и инвестиций. Россия должна стремиться к заключению выгодных соглашений о двусторонней интеграции с Европейским союзом (ЕС), Северной Америкой и Восточной Азией, о чем не может быть и речи, пока Россия подвергается западным санкциям.

Возвращение внешней политики России к нормальной жизни требует не только новых сотрудников в Министерстве иностранных дел и новых директив от новых политических правителей, но и серьезных усилий по преодолению предрассудков, которые сложились среди многих граждан.

Среди россиян широко распространено представление о «вечных врагах» России, веками пытавшихся сдерживать и унизить ее. Хотя традиционными врагами являются Великобритания и США, в последние годы этот список расширился и теперь включает почти всю Европу, не говоря уже о Грузии и Украине. Память об общей битве против Гитлера выгравирована. Никто в России не хочет говорить о помощи США Советскому Союзу через Закон о ленд-лизе. Вместо этого все чаще утверждается, что Советский Союз выиграл Вторую мировую войну в одиночку.

Большинство россиян не понимают, что что-то не может быть игрой с нулевой суммой. В любом международном конфликте они ищут не взаимовыгодного решения, а «победы».

Новому правительству потребуется время и усилия, чтобы преодолеть этот менталитет. 22

22 [Леонид Гозман, Валдай-Мадрид, Новая газета , 28 октября 2015 г.]

После того, как Россия вернулась к демократии, Западу необходимо вмешаться. ЕС, вероятно, будет главным действующим лицом. В одиннадцати посткоммунистических странах, присоединившихся к ЕС, ЕС доказал, что знает, как построить демократию и верховенство закона. 23 Он должен следовать той же повестке дня с Россией. Статья 49 Европейского договора гласит: «Любое европейское государство, которое уважает ценности, указанные в статье 2, и привержено их продвижению, может подать заявку на вступление в Союз». 24

По всем параметрам Россия – европейская страна. Его уровень ВВП немного выше, чем у самой бедной страны-члена ЕС, Болгарии. ЕС должен в полной мере взаимодействовать с Россией, а также с Украиной, Беларусью, Молдовой, странами Кавказа и Западными Балканами.

Может ли Россия действительно реформироваться?

Слишком часто любое обсуждение России заканчивается расплывчатым упоминанием ее сложной истории и культуры, подразумевая, что Россия или русские такие же. Аргументами в пользу демократической отсталости России являются прежде всего вышеупомянутое имперское похмелье, сильная консервативная идеология с авторитарными традициями и большая зависимость от доходов от нефти.

Однако доминирующим аргументом в пользу демократизации является мощная теория модернизации, которая учит, что страны могут стать демократическими, когда они преодолеют определенный уровень экономического развития и достигнут определенного уровня образования. Покойный американский социолог Сеймур Мартин Липсет сформулировал основу для этого в 1959 году, и это подтверждается эмпирическим путем. 25

25 [Сеймур Мартин Липсет, «Некоторые социальные реквизиты демократии: экономическое развитие и политическая легитимность», Обзор американской политической науки (март 1959 г.), 53 (1), 69-105.]

Покойный декан русской истории в Соединенных Штатах Ричард Пайпс подчеркивал сильный консерватизм в российской истории. 26

26 [Ричард Пайпс, Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2005).]

Но в России также есть впечатляющие либеральные традиции, представленные людьми от Александра Герцена до Петра Струве. Современный контрапункт Пайпса, покойный Мартин Малиа, считал Россию частью Европы. 27 Еще в 1767 году императрица Екатерина Великая заявила: «Россия – европейская держава». 28 год В России есть европейские города, и большинство населения всегда предпочитало европейский стиль жизни. Русская и европейская культуры всегда влияли друг на друга и продолжают это делать. В России есть сильные авторитарные традиции, но то же самое можно сказать и о Южной Корее и Тайване, и они действительно стали демократическими после того, как достаточно развились экономически и социально.

Самой веской причиной демократической отсталости России, по-видимому, является ее большая зависимость от нефтяных доходов. В 2019 году в 40 странах мира с населением более одного миллиона человек ВВП на душу населения превышал 11 601 доллар США. 29

29 [Международный Валютный Фонд. 2020. База данных МВФ «Перспективы развития мировой экономики», октябрь, https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2020/October/.]

Из этих сорока государств, более богатых, чем Россия, только шесть несвободны по стандартам Freedom House. Это город-государство Сингапур, который во всем является исключением, и пять богатых нефтяных государств Персидского залива – Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. 30

30 [Сара Репуччи, Свобода в мире 2020: борьба за демократию без лидера, Freedom House, https://freedomhouse.org/report/freedom-world/2020/leaderless-struggle-democracy.]

Китай по-прежнему немного беднее России в расчете на душу населения.

Эти наблюдения позволяют сделать два вывода. Во-первых, от нефтяного проклятия больше всего страдает Россия. В обширной литературе был проанализирован вопрос о том, мешает ли нефть демократии, и пришел к решительному ответу «да». Нефтяное доминирование имеет множество последствий, вредных для демократии. Из-за эффекта рантье нефтяные государства живут за счет нефтяной ренты и не нуждаются в больших налогах на свое население. В России нефть и газ обычно составляют половину федеральных доходов. Во-вторых, благодаря репрессивному эффекту высокие нефтяные ренты позволяют нефтяному правительству тратить значительные средства на силы безопасности, что очевидно в России. В-третьих, нефтяная рента также препятствует модернизации. Поскольку талантливые люди могут заработать больше всего денег в нефтегазовой отрасли, самые амбициозные направляются туда, а не в технологические или другие инновационные отрасли.31

31 [Майкл Л. Росс, «Мешает ли нефть демократии?» Мировая политика , 53 (апрель 2001 г.), 325–361; Анар К. Ахмедов, «Нефть, демократия и контекст: метаанализ», Сравнительные политические исследования , 47 (2014) 1238-1267.]

Поэтому при низких мировых ценах на нефть надежда на демократизацию в России возрастает. Тогда правительству необходимо будет финансировать себя в большей степени за счет налогов, уплачиваемых населением, которое потребует большего влияния на политику правительства. Когда государственных доходов становится меньше, правительство не может больше тратить столько средств на репрессии, что заставляет его относиться к российскому народу более серьезно. Когда нефтегазовые бароны потеряют блеск, другие предприниматели – по-видимому, прежде всего, высокотехнологичные предприниматели – получат блеск, и правительство станет более нерешительно изгонять их из страны, как это происходит сегодня.

Таким образом, лучшее, что может произойти для демократического и экономического развития России, – это низкие цены на нефть. С 1981 по 2000 год мировые цены на нефть были низкими (около 20 долларов за баррель). Затем они начали расти и оставались высокими до 2014 года, когда они рухнули. Товарные суперциклы продолжительностью около двадцати пяти лет были обнаружены покойным американским экономистом Саймоном Кузнецом в 1940 году. 32

32 [Саймон Кузнец, «Деловые циклы Шумпетера», American Economic Review (июнь 1940), 30 (2), 257-271.]

Они сохраняются, и мы должны ожидать, что цены на сырье останутся низкими в течение почти следующего десятилетия. То, что Сэмюэл Хантингтон назвал «Третьей волной» демократизации, длилось три десятилетия с середины 1970-х по 2005 год, во многом совпадая с периодом низких цен на нефть. 33 С 2005 по 2020 год мир переживал обратную демократизацию, которую политолог из Института Гувера Ларри Даймонд называет «демократическим спадом».34

34 [Ларри Даймонд, «Выход из демократического спада», Journal of Democracy (январь 2020 г.), 31 (1), 36-50.]

Россия является ярким примером последствий колебаний цен на нефть. Советский Союз находился в состоянии застоя и развалился, когда цена на нефть была низкой, и это способствовало началу демократизации России и рыночных реформ. Наиболее убедительно об этом заявил Егор Гайдар, покойный экономист, исполнявший обязанности премьер-министра России с июня по декабрь 1992 года. 35

35 [Егор Гайдар, Крах империи: уроки для современной России (Вашингтон, округ Колумбия: Брукингс, 2007), 100-140.]

Если бы он был жив сегодня, Гайдар, несомненно, увидел бы новую возможность для демократизации и свободной экономики. как он это сделал в конце 1980-х. 36 Сочетание окаменевших и умирающих политических структур с низкими ценами на нефть предполагает, что Россия вот-вот приблизится к глубоким преобразованиям.

Наш оптимистический вывод состоит в том, что Россия может рассчитывать на великое будущее свободы, верховенства закона, частного предпринимательства и роста экономического благосостояния, как только устаревший деспотизм Путина будет устранен, но мы не осмеливаемся предсказать, когда.

Об авторах

Д-р Андерс Ослунд
Д-р Андерс Ослунд

Д-р Андерс Ослунд

Старший научный сотрудник Евразийского центра

Андерс Ослунд – старший научный сотрудник Евразийского центра Атлантического совета. Он также преподает в Джорджтаунском университете. Он является ведущим специалистом по экономической политике в России, Украине и Восточной Европе.

Д-р Ослунд служил экономическим советником нескольких правительств, особенно правительств России (1991-94) и Украины (1994-97). Он является председателем Консультативного совета Центра социальных и экономических исследований в Варшаве и Научного совета Института экономики переходного периода Банка Финляндии. Он широко опубликовал и является автором четырнадцати книг, последней из которых является «Клановый капитализм в России: путь от рыночной экономики к клептократии» (YUP, 2019) и с Симеоном Дянковым, «Вызов роста Европы» (OUP, 2017) и « Украина: что пошло не так» и Как это исправить (2015). Другие его книги: « Как был построен капитализм» (CUP, 2013) и «Капиталистическая революция в России» (2007).. Он также отредактировал шестнадцать книг.

Доктор Леонид Гозман
Доктор Леонид Гозман

Доктор Леонид Гозман

Российский политик и обозреватель

С 2008 по 2013 год Леонид Гозман занимал должность директора по гуманитарным проектам в РОСНАНО, государственном предприятии, занимающемся коммерциализацией инноваций в области нанотехнологий, а с 1999 по 2008 год он был членом правления и представителем по связям с государством и НПО в Единой энергетической системе России. Россия (РАО ЕЭС). Активный участник демократического движения в России, политический советник Анатолия Чубайса и Егора Гайдара, он также является автором восьми книг и преподает в МГУ. Ранее он был научным сотрудником Центра Вудро Вильсона и профессором психологии и русского региона в колледже Дикинсон в Карлайле, штат Пенсильвания. Во время своей стажировки доктор Гозман изучал социальное предпринимательство как средство углубления гражданской активности и демократического развития в России.

СР, 24 ФЕВРАЛЯ 2021 Г.

===========================================================

Post Scriptum

  • Подписывайтесь на мой канал «У России получится! Обсуждаем »
  • Свои идеи, предложения, примеры или проблемы этапа реформ – Добавляйте в копилки и голосуйте по этим ссылкам:
http://reformal.ru/users/93721-zelmanov?show=projects
http://reformal.ru/users/93721-zelmanov?show=projects

https://www.facebook.com/zelmanov.igor

как исправить положение дел в России к лучшему?



Просветленный

(34857),
закрыт



5 лет назад

Дополнен 5 лет назад

надоела постоянная ложь от первых лиц, постоянный необаснованный рост цен, повышение налогов, хамство чиновников, цинизм политиков… надоело..

Фай Родис

Мастер

(2123)


5 лет назад

Надо больше работать. Беспроигрышная тактика.. китайцы доказали.

Мировой судьяПросветленный (34857)

5 лет назад

согласен что больше.. но предприятия все закрыты.. а самому в одиночку не получается-налоги большие и средств нет.. в банке брать не хочу-это самоубийство. да и позорно как то ощущать-ведь по сути это твои деньги, которые у тебя украли а теперь еще хотят под проценты тебе же сдать..

В последнее время действия диверсантов на территории России, включая места массового скопления людей и объекты инфраструктуры, участились. Мы  уже практически каждый день получаем сообщения о взрывных устройствах, об авариях, вызванных диверсиями. Даже начинаем привыкать. Но это пока, так сказать, нас не коснулось. А если коснётся?

Стоит сказать, что некоторые ЧП устраиваются, по всей видимости, дилетантами (поджог релейных шкафов, забрасывание зданий «коктейлями Молотова»), другие (как сегодняшний подрыв ЛЭП под Питером недалеко от АЭС, как диверсия на железной дороге в Брянской области) готовят профессионалы. И тому есть две основных причины.

Мы (и я в том числе) долгое время считали украинцев братским народом. Помните начало СВО? Ставка была на то, что киевский нацистский режим будет свергнут, что страна вновь повернётся к России и жить мы будем в мире и дружбе, как и многие столетия. Но всё оказалось не так просто. За 30 лет удалось промыть мозги целому народу. А чтобы посеять ненависть к другим, и времени много не надо.

Народы России – они другие. Даже сейчас, когда началась такая война, которой никто не ожидал, мы не ненавидим украинцев. Да, мы уже не говорим, что они наши братья. По крови – да, но по духу они перестали нам быть братским народом, к сожалению. Чтобы это исправить нам теперь нужна только победа на поле боя и многие десятилетия ожидания, пока зарастут раны у обоих народов.

Мы не могли спрогнозировать такой поворот событий. И потому в прошлом году наши войска потерпели такие неудачи, что до сих пор это отзывается страшным эхом.

Но ошибка была и куда более глубинной. Под видом беженцев в нашу страну хлынули тысячи, если не десятки тысяч тех, кого специально готовили для партизанской войны на территории России. Мы же, в т.ч. власти, сочувствовали всем и принимали едва ли не без документов – под честное слово. Теперь расплачиваемся. Те, кто пришёл в Россию не с чистыми помыслами, получили и средства поддержки, и возможность почти безнаказанно устраивать диверсии.

Понятно, что не поставишь силовика на железной дороге через каждые 200 метров, что не обеспечишь подобную охрану каждому зданию и каждой улице. И потому эти люди, которые прибыли в нашу страну с целью устройства здесь терактов, будут и дальше действовать, причём, возможно, более нагло, готовя теракты всё более страшные.

Уже многие осознают, что необходимость возрождения чего-то подобного СМЕРШу. Вполне возможно, что такая служба у нас есть и уже действует, только называется она по-другому. Но вот эффективность пока низкая, как мы видим.

Ну, а есть и внутренние диверсанты. Обычно это маргиналы, готовые за бутылку водки или дозу наркотика пронести взрывное устройство, убеждённые враги России и… молодёжь.

Ну, с теми двумя категориями всё понятно, а вот почему так легко соглашаются убедить молодых людей?

Просто многие молодые жаждут романтики. Их неуёмная энергия должна быть куда-то направлена. Их легко увлечь. Надо сказать, что и увлекают. Сейчас очень широко развито волонтёрское движение, причём самых разных направлений. Многие молодые люди имеют возможность реализовать себя, в т.ч. выиграть значительные гранты на воплощение своих идей. Но все, конечно, этим охвачены быть не могут. Люди разные. И кто-то в душе добрый, а кто-то жаждет разрушения.

Обратите внимание на разрисованные стены, фонтаны, остановки, на разбитые фонари и клумбы. Делают это, конечно, немногие, но таких тоже немало. И вот на них как раз и делают ставку наши враги.

Да и всем хочется проявить «чудеса героизма» и выступить хоть иногда против власти. Мы же помним недавние шествия молодых по Ростову с криками «Мы здесь власть!»

И вот на всём этом и играют те, кто хочет разрушить страну изнутри.

Понятно, что всю молодёжь проконтролировать нельзя. Но контроль нужен. В том числе и за соцсетями.

Кто-то начнёт кричать про нарушение прав и свобод. Но права и свободы хороши, если ты жив и здоров. А если ты или твои родственники потенциально могут стать жертвами безумного теракта, тут уж впору задуматься.

К сожалению, мир вступил в пору длительного противостояния, на-гора выползло самое гадкое, самое страшное, что есть в нашем общем сознании. И управляют всем умело культивируемые гнев, ненависть и желание «попасть в историю» (есть и такие люди, и их немало!).

Время «разгула демократии» прошло. Я уже размышлял о том, что начинается «ломка» общества потребления в России, а с этим – и псевдодемократические проявления.

Необходимо осознавать, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Она, как мы помним, есть осознанная необходимость и уж никак не вседозволенность, как её воспринимают некоторые.

Стоит признать, что в последние годы позволялось слишком многое – и вот к чему всё привело. Не нужно кивать на другие страны – все уже давно поняли, что там рассуждения о демократии – это сплошное лицемерие. Нашу страну нельзя назвать недемократической – у нас сейчас демократии побольше даже, чем в любой другой западной стране.

Но настало время «закручивания гаек». Нужно по полной и жестоко наказывать тех, кто угрожает России, невзирая на группы и должности. Это касается, конечно, не только рядовых россиян, но и тех, кто ведёт подрывную деятельность во власти, в силовых структурах. Поскольку в противном случае ни государство, ни народ попросту не выживут физически, а впереди всех нас ждут только хаос и разрушение.

Кто-то начнёт сейчас обвинять меня в апологии власти, в оправдании репрессий и проч. А завтра с утра получат свои указания те, кто специально нанят для комментирования таких вот материалов, имеющих большой общественный резонанс и отличающийся иными, чем на Западе, мнениями и взглядами. Вот посмотрите, как они тут повылезают и начнут лаяться.

Но мне это никогда не было ни страшно, ни неприятно. Если нас ругают наши враги, значит, мы всё делаем правильно!

Наступит у нас ещё время и более демократическое, но сейчас нам нужно укоротить тех, кто пытается разрушить Россию. И жаль тех, кто этого пока что не осознаёт.

Алексей Карпов

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Добавить комментарий