Как исправить поведение дошкольника

Ваш ребенок упрямый и грубо отвечает на все ваши попытки призвать его к хорошему поведению? Он постоянно пререкается с вами на публике? Или, может быть, он без спросу берет все, что ему нравится?

Знакомые ситуации? Родители во всем мире сталкиваются с этими и другими проблемами с поведением их детей каждый день. В этой статье мы рассмотрим советы, которые облегчат вам жизнь и помогут справляться с плохим поведением ребенка. Но, прежде чем узнать, как предотвратить плохое поведение ребенка, следует разобраться, какое поведение для него является нормальным.

Какое поведение является нормальным?

Четких критериев нормального поведения попросту нет. Все зависит от возраста ребенка, его личностных качеств, эмоционального развития и окружающей среды, в которой он воспитывается.

В целом поведение ребенка считается нормальным, если оно соответствует социальным, возрастным и культурным нормам. Но даже если оно не соответствует культурным ожиданиям, но соотносится с возрастом ребенка и не приносит никому вреда, его можно считать вполне нормальным.

Итак, как же отличить нормальное повведение от плохого?

Признаки плохого поведения ребенка

Непослушные дети иногда выглядят милыми. Редкие споры или истерики нельзя считать ненормальным поведением. Но если такое поведение проявляется слишком часто, это может стать поводом для беспокоййства. Рассмотрим несколько признаков, свидетельствующих о том, что поведение вашего ребенка ненормально:

  • ребенку трудно управлять своими эмоциями. У него часто случаются вспышки эмоций, их вызывают незначительные ситуации;
  • ребенок становится импульсивным: он может драться, разбрасывать или ломать вещи, кричать и т.д.;
  • ребенок, который обычно разговорчив, замыкается в себе или становится грубым без причины;
  • ребенок часто лжет вам. Он может воровать или брать без спросу вещи, которые ему не принадлежат;
  • поведение ребенка сказывается на его успеваемости в школе. Например, он может затевать в школе драки, прогуливать уроки и т. д.;
  • разногласия ребенка с одноклассниками или друзьями отрицательно влияют на его социальную жизнь;
  • ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном. Он становится беспокойным, ленивым или немотивированным;
  • у ребенка проявляется сексуальное поведение, не соответствуещее его возрасту;
  • ребенок подвергает сомнению правила, которые приняты в семье, не соблюдает дисциплину. Он может нарушать правила и не повиноваться вам;
  • ребенок наносит себе физический вред.

Следует помнить, что у детей до трех лет еще не развито рациональное мышление, поэтому их поведением управляют эмоции. По мере взросления поведение детей становится все более рациональным, но они все еще нуждаются в поддержке родителей, чтобы управлять своими эмоциями. Это нормально.

Незначительные отклонения в поведении могут быть исправлены с помощью определенных методов воспитания или поведенческой терапии. Рассмотрим, какие расстройства поведения можно исправить с помощью таких методов.

8 самых распространенных детских проблем с поведением

Дети часто нарушают правила, чтобы проверить авторитет родителей. Только так они могут понять, какое поведение допустимо, а какое – нет. Это проявляется в таких формах.

1. Неуважение и пререкания

Когда ваша трехлетняя дочь пререкается с вами, это может показаться забавным. Но если ей уже семь лет, а она говорит «нет» на каждую вашу просьбу или указание, это уже действует вам на нервы. Если вовремя не исправить такое поведение, пререкания могут привести к спорам между родителями и ребенком.

Но что же делать родителям в таких случаях?

  • если ребенок пререкается, но при этом выполняет ваши указания, просто игнорируйте его поведение. Это нормальная реакция, если поведение ребенка никому и ничем не угрожает;
  • если ребенок пререкается, но следует вашим указаниям, помните, что он все равно делает то, что вы его просили. При этом, вероятно, он испытывает злость. Вы можете объяснить ребенку, что злиться – это нормально, но разговаривать неуважительно нельзя ни в коем случае;
  • если реакция ребенка несет в себе угрозу окружающим или самому ребенку, обратите внимание на то, что он говорит, и обращайтесь с ним осторожно;
  • не проявляйте импульсивность. Дайте ребенку успокоиться, а затем объясните ему, что так вести себя нельзя. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет;
  • установите ограничения и расскажите ребенку о последствиях нарушения правил. Не угрожайте ребенку, просто констатируйте факты (например, что он не получит мороженое или не пойдет в кино). Вы можете сказать, что, если он будет продолжать кричать, он не получит ужин. Но, если он сейчас же прекратит кричать, вы приготовите ему что-нибудь вкусное. Компромис дает ребенку возможность выбора и кажется ему менее категоричным;
  • озвучьте свои ожидания. Иногда вы можете проявить гибкость, если это сделает ребенка счастливым;
  • обращайте внимание на то, как вы ведете себя с окружающими в присутствии ребенка. Вы бываете грубыми или неуважительными? Если да, вам прежде стоит изменить ваше собственное поведение.

2. Ругательства

Когда дети злятся, они переходят на крик. Но если они начинают ругаться до того, как им исполнится 10 лет, это должно стать поводом для беспокойства. Ребенок может кричать или использовать ненормативную лексику, чтобы добиться своего или вывести вас из себя. Когда ребенок ругается, придерживайтесь таких рекомендаций:

  • убедитесь, что вы не используете ненормативную лексику в присутствии ребенка;
  • не допускайте, чтобы кто-то ругался в доме. Этому не может быть оправдания. Если ребенок ругается, всегда должны быть последствия;
  • четко объясните последствия и убедитесь, что они уместны. Если ваша девятилетняя дочь использует ненормативную лексику, вы можете целый день не пускать ее гулять. Возможно, при этом ей придется пропустить занятие в музыкальной школе, но менять правила нельзя ни в коем случае;
  • если маленький ребенок использует ненормативную лексику, немедленно исправьте его. Скажите, что это плохое слово, и оно не нравится людям.
  • если вы нечаянно скажете ругательное слово в присутствии ребенка, сразу же исправьтесь. Вы можете сами попросить ребенка исправлять вас, если вы будете использовать такие слова.

3. Агрессивное или насильственное поведение

Дети могут злиться. Но если их гнев переходит в жестокость или агрессивное поведение, это становится проблемой. Перепады настроения, расстройства поведения, импульсивность, разочарования и т.д. могут вызвать агрессию даже у маленьких детей. Иногда ребенок может прибегнуть к насилию в целях самообороны.

Агрессия может быть усвоенной моделью поведения. Не видит ли ребенок насилие дома либо в школе? Если ребенок кусается или дерется, задайте себе этот вопрос.

  • самая простая реакция на агрессию ребенка – накричать на него. Если вы так поступите, то научите ребенка неправильному поведению. Ребенок учится у вас контролировать свои импульсы и эмоции. Вместо того чтобы повышать голос, попросите его успокоиться;
  • отразите чувства ребенка, сочувствуйте ему, но дайте понять, что драться недопустимо. Скажите, например: «Я знаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя»;
  • расскажите ребенку о последствиях, которые его ждут в случае насильственного поведения. Если ребенок маленький, предложите ему альтернативу. Например, научите его использовать слова и фразы типа: «Я злюсь» или «Мне это не нравится» вместо агрессивного поведения.
  • что еще более важно, подавайте ребенку хороший пример. Не применяйте дома физических наказаний. Вместо этого поощряйте положительное, неагрессивное поведение ребенка.

4. Ложь

Дети часто лгут. Родителям свойственно волноваться, когда они ловят своих детей на лжи. Вы можете чувствовать обиду за предательство и задавать себе вопрос, можете ли вы теперь доверять своему ребенку. Что же вы можете сделать, чтобы предотвратить такое поведение ребенка?

  • не принимайте ложь ребенка на свой счет. Подумайте, что заставило ребенка лгать;
  • дети могут лгать, когда боятся негативных последствий правды. Хвалите ребенка за позитивное поведение, а не наказывайте за отрицательное. Благодаря этому у ребенка не будет потребности лгать;
  • научите ребенка быть честным. Для начала покажите ему хороший пример;
  • установите последствия за ложь. Не спорьте и не обсуждайте свои решения по этому поводу. Если ребенок лжет, он обязательно должен испытать последствия.

5. Буллинг

Буллинг является серьезной проблемой, которая может привести к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети могут запугивать однокласснков, чтобы почувствовать себя сильными. С помощью издевательств и буллинга они также решают свои социальные проблемы. Когда ребенок не может справиться со своими эмоциональными проблемами, он прибегает к буллингу. Если вы заметите подобное поведение у своего ребенка, вы должны сразу же отреагировать.

  • с раннего возраста научите своего ребенка, что буллинг – это недопустимо. Объясните, кто такие хулиганы и что они делают, например: «Хулиган – это тот, кто обзывается на других, обижает их или забирает их вещи»;
  • как можно раньше установите правила, которые все члены семьи должны соблюдать. Объясните правила ребенку: «В этом доме не обижают других» или «Такое поведение недопустимо в этом доме»;
  • будьте внимательны ко всем проявлениям буллинга. Будьте внимательны, не запугивают ли старшие дети младших. Если заметите проявления подобного поведения у ребенка, немедленно их пресекайте.

6. Манипуляции

Манипуляции – это хитрая модель поведения, которую очень сложно предотвратить. Дети лгут или плачут, чтобы получить желаемое. Если вы будете потакать такому поведению ребенка, он посчитает его правильным. Например, если ребенок впадает в истерику на людях, когда вы не покупаете ему мороженое, он манипулирует вами.

Проще говоря, когда ребенок манипулирует вами, он имеет над вами силу. Вам следует прекратить манипуляции ребенка.

  • ожидайте, что ребенок будет сопротивляться каждому вашему отказу. Скорректировав свое поведение, вы перестанете поддаваться манипуляциям;
  • дайте понять ребенку, что, когда вы говорите «нет», это значит «нет». Можно кратко объяснить свою позицию, но не оправдывайтесь;
  • избегайте споров, но не игнорируйте их. Прислушивайтесь к аргументам ребенка, пока он разговаривает уважительно, без оскорблений.

7. Недостаток мотивации и лень

Ребенок может вообще никем не интересоваться – ни школой, ни музыкой, ни рисованием, ни спортом. Он даже не любит играть со сверстниками. Если ребенок ленив и оправдывает такое свое поведение, мотивировать его нелегко. Вы можете ему помочь, следуя таким рекомендациям:

  • не беспокойтесь из-за поведения ребенка. Иначе ребенок будет вас считать назойливыми и проявит сопротивление;
  • расскажите ребенку истории из своего детства, которые вдохновят его на то, чтобы попробовать что-то новое;
  • не заставляйте ребенка искать хобби. Предоставьте ему варианты и позвольте выбрать. Детей больше интересует то, что выбрали они сами;
  • подумайте: не заставляете ли вы ребенка делать что-то? Спросите, чего он действительно хочет, что его мотивирует. Посмотрите на ребенка как на самостоятельного человека, чтобы понять, что его мотивирует;
  • постарайтесь найти способ мотивировать вашего ребенка. Самомотивация имеет большую силу, чем принуждение.
  • мотивируйте ребенка заниматься повседневныыми занятиями, сделав их веселыми. Например, если у вас двое маленьких детей, вы можете устроить соревнование, кто соберет больше игрушек с пола или кто быстрее уберет постель;
  • старшим детям можно поручать обязанности по дому (например, мыть посуду, накрывать на стол, убирать в комнате), чтобы прояснить свои ожидания. Установите ограничения для ребенка. Например, вы можете сказать ему: «Как только закончишь свою работу, мы посмотрим фильм»).

8. Проблемы с поведением в школе

Ваш первоклассник может заявить: «Я ненавижу школу!». Дети часто вступают в конфликты с родителями, отказываясь идти в школу или учить уроки. Возможны такие причины для нежелания идти в школу: издевательства одноклассников, проблемы с учебой, нежелание соблюдать школьные правила, боязнь разлуки с родителями и т.д.

  • прежде всего, определите причину, почему ребенок не хочет идти в школу или учить уроки. Если у него проблемы с учебой, вы можете помочь ему учить уроки;
  • ребенку может понадобиться время, чтобы привыкнуть к школе. Поймите, что перемены не произойдут сразу же;
  • мотивируйте ребенка проявлять позитивное поведение, но не прибегайте к подкупу. Например, вы можете купить ребенку мороженое со словами: «Ты заработал мороженое, потому что выучил уроки без напоминаний»;
  • спросите ребенка, хочет ли он, чтобы вы поговорили с учителем о его проблеме. Дайте ему понять, что он всегда может обратиться к вам, если у него будут какие-то проблемы. Спрашивайте, что ему нравится в школе. Помогайте ему с домашним заданием и постарайтесь сделать это занятие более интересным.

Иногда с проблемами с поведеним ребенка не так просто справиться, как может показаться на первый взгляд. В таких случаях вам может понадобиться помощь специалиста.

Когда следует обратиться к специалисту

Если плохое поведение ребенка становится неуправляемым или проявляется у него слишком часто, пора обратиться к специалисту, который сможет определить физиологические или психические причины такого поведения.

Расстройства поведения у детей

Если причиной плохого поведения ребенка является то или иное расстройсство поведения, ему потребуются медикаментозное лечение или психотерапия. Рассмотрим самые распространенные расстройства детского поведения.

1. Вызвающее оппозиционное расстройство

Вызывающее оппозиционное расстройство – это разрушительное поведение, которое встречается у детей. При этом у ребенка проявляются такие симптомы:

  • ребенок злится, впадает в истерики, у него часто случаются вспышки отрицательных эмоций. При этом ребенок имеет низкую самооценку;
  • ребенок враждебно воспринимает правила;
  • ребенок специально задевает окружающих;
  • во всех проступках ребенок обвиняет других.

2. Расстройство поведения

Дети, страдающие расстройством поведения, не признают никаких правил и склонны к антисоциальному поведению. По данным статистики, от расстройства поведения страдают около 5 % всех детей.

Типичные проявления расстройства поведения:

  • ребенок не подчиняется правилам в школе и дома;
  • ребенок постоянно прогуливает уроки;
  • ребенок с раннего возраста пробует сигареты и алкоголь;
  • ребенок часто ввязывается в драки;
  • ребенок проявляет агрессию по отношению к животным;
  • ребенок часто лжет;
  • ребенок склонен к противоправному поведению: кражам, поджогам, порче чужого имущества и т.д.;
  • ребенок убегает из дома;
  • изредка у ребенка могут возникать мысли о суициде.

3. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Проявлениями этого расстройства обычно являются проблемы с концентрацией и импульсивное поведение ребенка. Также у него проявляются такие симптомы:

  • ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном;
  • когда вы говорите с ребенком, он постоянно отвлекается;
  • ребенок не может запомнить ваши инструкции и указания;
  • ребенок невнимателен к деталям.

4. Расстройство обучения

Существуют различные расстройства, при которых ребенок испытывает проблемы с обучением. Эти расстройства влияют на успевааемость ребенка. Ему требуются специальные условия, чтобы не отстать от сверстников.

  • ребенок не понимает инструкций и указаний родителей и учителей;
  • память ребенка краткосрочна;
  • у ребенка слабо развиты коммуникативные способности.

5. Диссоциальное расстройство личности

Ребенок, страдающий от такого расстройства, безразличен к проблемам других. Во взрослом возрасте это расстройство может усугубиться и привести к противоправным или антиморальным действиям.

6. Неразвитые социальные навыки

Это расстройство называют еще синдромом Аспергера. Оно заключается в нарушении социального развития ребенка. Главным симптомом является то, что ребенку трудно начать разговор или взаимодействовать с другими людьми.

Расстройства поведения у детей становятся более заметными по мере взросления. Однако, пока они еще маленькие, родители часто оправдывают их поведение. Рассмотрим, как проявляется плохое поведение у дошкольников.

Проблемы с поведением у дошкольников

Родители могут справиться с неправильным поведением дошкольников. Но объяснения в таком случае не помогут, а наказание только усугубит ситуацию. Итак, как же поступить правильно в такой ситуации? Рассмотрим самые распространенные проблемы с поведением у дошкольников и рекомендации о том, как их предотвратить.

1. Ребенок перебивает родителей

Маленькие дети, как правило, быстро возбуждаются и не могут сдержаться, если хотят что-то сказать. Поэтому они постоянно перебивают родителей. В следующий раз, когда ваш трехлетний ребенок поступит так, вот что вам следует сделать:

  • позвольте ребенку договорить. Не перебивайте его, и только после этого говорите сами;
  • объясните, почему вы не перебивали его, когда он говорил. Скажите ему, что у него есть возможность высказаться, когда вы закончите. И для этого не нужно никого перебивать. Скажите: «Дай мне закончить» или «Я еще не закончила».

2. Ребенок кричит

Маленькие дети, особенно в возрасте до трех лет, не могут выразить свои чувства словами. Они выражают свой гнев или разочарование по-разному, в том числе с помощью крика. Что родителям делать в таких случаях?

  • в игровой форме научите ребенка говорить спокойно. Например, вы можете сказать: «Давай посмотрим, кто может кричать громче всех», а затем: «Давай посмотрим, кто сможет говорить тише всех»;
  • признайте чувства ребенка и поговорите с ним. Слова могут успокоить его, и он может перестать кричать.

3. Ребенок убегает

Маленькие дети могут убегать или прятаться, когда испытывают злость. Это может быть опасным, если происходит возле дороги, в супермаркете или другом людном месте. Чтобы обеспечить ребенку безопасность, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • следите за движениями ребенка, если вы находитесь недалеко от проезжей части или в людном месте;
  • покажите ребенку, где ему можно бегать, а где нет. Объясните ему, что люди вокруг не бегают, поэтому и он не должен так делать. Для сравнения вы можете показать людей, которые бегают в парке, и сказать, что здесь бегать можно.

4. Ребенок дергает за волосы себя и других людей

Иногда дети кричат, дерутся или дергают за волосы, когда им что-то не нравится. Единственный способ отучить ребенка от такого поведения – показать, что оно не работает.

  • останавливайте ребенка каждый раз, когда он дергает за волосы себя или другого человека;
  • скажите ребенку, что так делать нельзя ни в коем случае;
  • не дергайте ребенка за волосы, чтобы показать, что это больно. Ребенок может воспринять это как игру и повторить свое действие.

5. Ребенок разбрасывает вещи

Дети в возрасте от 1,5 до 3-х лет могут разбрасывать вещи, игрушки или еду, чтобы показать свое разочарование чем-либо.

  • чтобы ребенок не портил вещи, покажите ему, какие вещи он может бросать – мяч, резиновые или плюшевые игрушки;
  • не позволяйте ребенку разбрасывать вещи, когда он злится. Игнорируйте его в таких случаях. Если же он продолжает бросать или может причинить вред другим детям, немедленно остановите его. Скажите: «Нет, это плохо» или «Нет, это больно». Но говорить это нужно спокойным голосом;
  • найдите способ, чтобы ребенок не разбрасывал вещи. Например, в машине можно привязать игрушки к сидению.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Ребёнок не слушается: что делать? Советы детского психолога

Большинство родителей сталкивается с проблемой детского непослушания и не понимают, как лучше поступать в таких ситуациях: наказывать детей за проступки или демонстративно игнорировать детский «бунт», ругать их или, как равным, пытаться все объяснять?

Общепринято, что любое наказание должно выполнять следующие задачи:

  • Профилактика плохого поведения в будущем;
  • Исправление поведения ребёнка;
  • Поддержание авторитета родителей.

Но, как правило, у родителей не всегда есть возможность концентрироваться на этих задачах во время разговора с детьми. Чаще всего родители просто поднимают голос на ребенка или что-то запрещают ему, а не объясняют, как правильно стоило поступить в данной ситуации, приводя в пример разумные и понятные ему доводы. У взрослых не всегда есть силы и время на то, чтобы в корректной форме донести до своего чада суть его наказания. 

К каким методам чаще всего прибегают родители, наказывая ребенка?

Например: 

  • запрет на телефоны, конфеты и игры;
  • полное игнорирование ребенка;
  • телесные наказания;
  • крики и скандалы.

Важно понимать, что такие методы обижают малыша и никак не мотивируют его изменить модель поведения после наказания. 

Квалифицированные детские психологи утверждают, что личность ребенка начинает формироваться в возрасте 2 лет. К 3 годам у малыша уже присутствует собственное «Я», и он развивает его, учась у своего окружения. В этот промежуток времени малыш начинает проявлять свои эмоции как позитивные (в виде радости, смеха и нежности), так и негативные (в виде агрессии, слез и протестов). Родителям же важно не пропустить этот этап, сфокусировав на ребенке всё свое внимание, иначе исправить это упущение впоследствии будет непросто. Необходимо старательно наблюдать за детьми, грамотно наставлять их и подсказывать, быть рядом и ни в коем случае не поднимать голос. 

Большинство мам и пап задаются вопросом, почему дети могут устраивать истерики и не слушаться. Чтобы в этом разобраться, нужно понять, с кого берет пример Ваш малыш. Возможно, он неосознанно копирует поведение родителей или родственников. Для этого необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок вел себя не лучшим образом, а после – проанализировать их. 

Если малыш продолжает вести себя точно также, и изменений в его поведении ничего не предвещает, то можно сделать вывод, что семья не придерживается педагогических принципов. В чем это выражается? Например, родители могут нарушать последовательность запретительных и разрешительных действий. 

Методы воспитания у папы и мамы в корне отличаются. Например, один родитель разрешает играть в игрушки на протяжении всего вечера, а второй отправляет ребенка в кровать. Получается, что у ребенка возникает внутренний диссонанс, ведь он попадает в ситуацию, в которой нет четких правил и понимания, кого нужно слушать. 

Причины, почему ребенок не слушается в 1 год

Ребенок в год не слушается, и на то есть причина. У малыша возникает конфликт возможностей и потребностей. Появляется частичное желание делать все самостоятельно, без помощи родителей, но получается так далеко не всегда. Он пробует разговаривать или дотянуться до определенных предметов, начинает ходить или самостоятельно есть. Когда это не получается, ребенок проецирует логичную реакцию – гнев, а следом – непослушание.

Причины этого могут быть разные, например:

  • Активные физические нагрузки. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить и проявлять иную активность.
  • Выстраивание социальных связей. Если до года ребенок всегда находился рядом с мамой, то теперь ему приходится делать первые шаги по направлению к социализации и коммуникации. 
  • Изменение рациона. В меню у малыша появились новые продукты или же было прекращено грудное вскармливание. 
  • Большое количество новой информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится, и для него это далеко непросто, ведь объем незнакомых сведений слишком велик. 

Характерные признаки упрямства в 1 год: 

  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Противоречивое поведение;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Капризность.

Психологи советуют родителям:

  • Давать малышу выполнять простые задачи, чтобы он мог осознать и ощутить свою самостоятельность;
  • Придерживаться привычного режима дня;
  • Обсудить методы воспитания с семьей, чтобы не было противоречивого поведения со стороны близких людей по отношению к ребенку, когда кто-то запрещает, а кто-то разрешает;
  • Оказывать поддержку;
  • Много заниматься со своими чадом, показывать, как пользоваться разными предметами и всё объяснять.
  • Создать для него отдельное личное пространство;
  • Определить четкую систему правил и запретов; 
  • Уделять время ребенку, когда он этого требует.

Почему ребенок не слушается в 2 года?

В 2 года дети активно показывают свой характер и редко соглашаются идти на уступки. Они настроены делать только то, что пожелают сами. Но в данном случае малыш делает это, исходя не из вредности и злых умыслов, а из желания осознать грани дозволенного.

Обычно ребенок в 2 года не слушается в двух случаях:

1.    Если его насильно принуждают к тому, что он не хочет.

2.    Если ему запрещают делать то, что он хочет.

В такой период становления личности ребенка от взрослых потребуется, прежде всего, умеренная требовательность и к поведению малыша, и к его поступкам. Ему ни в коем случае нельзя излишне уступать, но и устанавливать необоснованно строгие рамки крайне нежелательно. В обоих случаях можно спровоцировать еще большее непослушание со стороны маленького проказника двух лет.

Причины, почему ребенок не слушается в 3-4 года



В 3-4 года у детей начинается новый этап становления, но они еще не осознают важности социальных и семейных установок. Ребенок в 3 года не слушается, вероятнее всего, из-за своей чрезмерной эмоциональности.

Основными причинами психологи называют:

·      Тяга к тому, чтобы брать с кого-то из родных не очень удачный пример. Подражая поведению взрослых людей, ребенок в 4 года не слушается, и чаще всего копирует негативные черты их характера.

·      Неумение видеть отличие между реальным и воображаемым миром. Всё то, что он не понимает, старается объяснить своими вымыслами.

·      Отсутствие способности правильно формулировать свои желания. 

·      Недостаток социального навыка. Малыши делят людей исключительно на «плохих» и «хороших».

В такой период важно быть рядом с ребенком и стараться транслировать ему исключительно положительный пример. Рекомендуется вместе изучать мир вокруг, внимательно слушать свое чадо и социализировать его, прививая принятые обществом нормы.

Причины, почему ребенок не слушается 5-6 лет

Дети в 5 лет практически никогда не устраивают истерик без повода. Главное, что нужно сделать родителю в такой ситуации, – понять, по какой причине ваше чадо повело себя подобным образом, и постараться разобраться. Ведь ребенок не слушается в 5 лет не из злого умысла, и причину необходимо выяснять, и чем раньше, тем лучше.

Психологи акцентируют внимание на 4 распространенных причинах такого поведения:

  • Вы уделяете недостаточно внимания ребенку. Именно в 5-6 лет дети готовы на все, лишь бы взрослые поиграли с ними или поговорили. Поэтому малыши стараются заявить о себе при помощи провокаций, ведь, если он не будет слушаться, его точно заметят. 
  • Желание самоутвердиться. Если вы проводите много времени со своим ребенком, но он все равно продолжает игнорировать ваши просьбы и запреты, то причиной может являться подсознательное стремление противиться контролю взрослых.
  • У ребенка отсутствует вера в себя. Наблюдая за родителями или родственниками, у малыша формируется собственная личность. Поэтому не стоит говорить детям, что они как-то не так выглядят или недостаточно стараются. 
  • Желание выместить обиду на ком-то. Если дети вас не слушают, причиной может являться обида, которую ребенок на кого-то затаил. Чаще всего это может происходить из-за того, что родитель что-то пообещал, но потом не выполнил. 

Причины, почему ребенок не слушается в 7-8 лет

Если ваши дети большую часть времени были послушными, а потом перестали обращать внимание на ваши просьбы и огрызаться, стоит обратить внимание на ряд причин:

  • Непростой характер. Важно помнить, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте, поэтому, если ребенок 7 лет не слушается, это лишь говорит о том, что он проявляет свой характер. Непослушание в таком случае означает лишь то, что у него такой темперамент, и нужно постараться находить компромиссы.
  • Желания доминировать и показать себя. Дети в этом возрасте идут в школу, привычный распорядок дня меняется, следовательно, меняется и поведение школьника. Возможно он испытывает вас, показывает, что он тоже может быть лидером. В такой ситуации придется показать, что главой семьи являетесь вы, но без скандалов, а доходчиво это объясняя, не теряя теплоты во взаимоотношениях.

Что делать родителям, если ребенок не слушается. Совет от детского психолога

Психологи советуют придерживаться 5 основных правил при воспитании и выстраивании коммуникации с ребенком:

1.    Любой ваш запрет вы должны объяснять. Например, если вы запрещаете ребенку смотреть определенный мультик, то должны до него в дружественной и понятной ему манере донести причину запрета и предложить альтернативу. 

2.    Нужно принимать меры и разговаривать сразу же после проступка. Если пройдет продолжительное время, ребенок, скорее всего, этого не поймет или даже не вспомнит подробности ситуации.

3.    Ругать и хвалить свое чадо вы должны в одинаковой мере. Необходимо воспитывать ребенка, придерживаясь «золотой середины», когда практически на каждое замечание будет находиться похвала. 

4.    Взрослым необходимо придерживаться тех правил, которые они установили для своих детей. Например, не кричать в общественном месте – это основное правило не только для детей, но и их родителей. 

5.    Постарайтесь всегда быть другом своему ребенку, при этом не теряя авторитета в его глазах.

Хорошим выходом из ситуации будет консультация детского психолога, так как именно специалист сможет грамотно объяснить все детали и подсказать направление, в котором стоит двигаться дальше. 

Консультация для воспитателей:

 «Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста»

Подготовила педагог-психолог Сикорская Н.М.

Г.Калуга, 2017г.

ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

        В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка огромное влияние оказывает семья.

      Неконструктивное поведение – это поведение, ведущее к разрушению, не являющееся основой для развития личности ребенка, его познавательной сферы.

    Возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведения типичные для дошкольников? Какова их причина? Как эффективно решить уже возникающие проблемы?

        Умение управлять собой, своим поведением даётся с большим трудом дошкольникам. Желая как можно быстрее развить в ребёнке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим самым самостоятельность; наказывают за малейшую провинность.

        Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребёнок приобретает привычку вести себя не организованно,недисциплинированно.

        Таким образом, типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном возрасте:

  • импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка)
  • демонстративное
  • протестное
  • агрессивное
  • конформное
  • недисциплинированное
  • симптоматическое поведение,

в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.

Рассмотрим формы неконструктивного поведения.

        Импульсивное поведение.

        Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Нередко начинает выполнять задания не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Такой ребенок легко переносит наказание, не держит зла, поминутно ссориться со сверстниками и тут же мирится.

       Причины:

Особенности поведения этих детей свидетельствует о недостаточно сформированных у них регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего звена в становлении произвольного поведения.

Протестное поведение.

        Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте (кризис 3-х лет и т. д.) подобные изменения в поведении свидетельствуют о нормальном формировании личности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

        Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают её «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.

Причины:

1.Следствие неразрешимого конфликта взрослых.

2.Часто упрямство определяется как «дух противоречия», следствие длительно действующих эмоциональных конфликтов, стрессов, которые не могут быть разрешены ребенком самостоятельно.

        Агрессивное поведение.

        Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Агрессивное поведение может быть непосредственным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки.

Причины:

1.Агрессивное поведение возникает из-за разнообразных учебных трудностей.

2.Воздействие средств массовой информации .Систематический просмотр фильмов со сценами жестокости, насилием.

3.Дисгормонические отношения родителей, агрессивное поведение к другим людям.

        Недисциплинированное поведение.

        Как правило, детям с этим типом поведения свойственны безответственность, развязность, леность, неряшливость, эгоизм.

        Конформное поведение.

        Это дети – тихони, которые легко « идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбежно приводит к искажению его личностного развития.

        Вполне закономерно, что дети с данным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.

Причины:

Личностные особенности не являются его врожденными качествами. Они формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения ,когда его часто наказывают за неудачи ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль играет авторитарный или  гиперопекающий стиль воспитания.

        Демонстративное поведение.

         Качества личности, противоположные конформности–это самостоятельность и независимость.

        Признаками такого поведения будет стремление ребёнка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние, капризы, а так же вычурность действий и поведения в целом.

        Часто встречающийся вариант демонстративного поведения – детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во – первых, ребёнок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во – вторых, когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развёртывается особый коммуникативный акт, в котором ребёнок на невербальном языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится».

Причины:

Это единственный способ привлечь к себе внимание.

Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.

Игры с правилами (игры-соревнования).

Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

Игры-соревнования отличаются не только чёткостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно выполнением правил. Игры-соревнования – наиболее «сильное испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, желанием быть первым и лучшим.

Популярная настольная игра «Лото» – это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. У каждого играющего ребенка карточка с цифрами. Ведущий достает из мешочка фишки и сообщает обозначенное на ней число. Играющие проверяют свои карточки. У кого есть названная цифра, тот закрывает соответствующее поле фишкой. Выигрывает ребенок, первым заполнивший карточку. Эта, элементарная на первый взгляд, игра чрезвычайно полезна для детей с импульсивным поведением. От ребенка в ней требуется: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции. Если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные цифры, быть выдержанным и не обижаться до слёз в случае проигрыша и т.д.

Будучи усложненной, игра может с успехом использоваться на последующих этапах коррекционно-развивающей работы с импульсивными детьми.

Для усложнения игры с правилами целесообразно:

  • Подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности, наблюдательности (напр., прежде чем закрыть фишкой каждое нечётное число, теперь необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик; или заполнять одновременно не одну, а две карточки);
  • Внести в игру дополнительные запреты (2-3), и тем самым усилить элемент произвольности в игре. Например, запрещается переспрашивать ведущего какую цифру он назвал; о наличии на своей на карточке названной цифры сообщать молча – т.е. поднятием руки, а не выкрикивать: «У меня! Мне!»;
  • Ввести в игру новые формы организации участников в игре (напр., штрафы-санкции за нарушение игровых правил).
  • Ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности, т.е. усложнить игру новыми правилами, придуманными самими детьми.

Вместе с детьми с импульсивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать и их недисциплинированных сверстников. В заданных игрой обстоятельствах, под воздействием игровых правил, прежде свойственные недисциплинированным детям безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируются, а их место занимают новые, желательные качества: выдержка, организованность, ответственность.

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ, ОБРАЗНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ,

РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФОРМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Игры-драматизации– это театрализованные игры, в которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения (рассказа, сказки, басни, стихотворения и др.). Игры-драматизации целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными детьми. Предшествовать игре-драматизации должны образно-ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых конформный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает также прежде отсутствующие личностные качества, как  смелость, уверенность, инициативность.

Раскрепощающие психотехнические игры– это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или окружающим, т.е. в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительного, скованного ребенка с конформным поведением игровые формулы-внушения могут быть такими: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам …», «Я уже научился ..» и т.д.

«Киска! Брысь под лавку!»

Играют парами: сначала – взрослый с каждым ребенком по очереди, потом – дети друг с другом. Ребенок вытягивает руки вперед и свои ладошки тыльной стороной вверх кладет на «открытые» ладошки взрослого. Взрослый смотрит в глаза ребенку, гладит его ладошки и выразительно приговаривает: «Киска, киска! Брысь под лавку!». На слово «брысь» ребенок должен успеть отдернуть ладошки, не дать их осадить. Чтобы игра проходила эмоционально, присказку желательно варьировать, вводя новый текст до слова «брысь» и произносить его неожиданно. Например, «Киска, киска! Ой, какая хорошая киска, пушистая, серенькая, а усики. … Брысь под лавку!».

«Летел лебедь»

Играющие образуют круг и вытягивают руки в стороны, причём, левая ладошка каждого ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на левой ладошке соседа справа. Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую же ладонь соседа слева и при этом хором, в такт хлопкам, приговаривают: «Летел лебедь, сказал … девять» или любое другое число не больше двадцати. Далее хлопками продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается, должен вовремя отдернуть руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он начинает игру снова и он же определяет новое число. Если ребенок не успел отдернуть руку, то он выбывает из игры. Победитель определяется из двух оставшихся игроков.

«Атомы—молекулы»

Игроки-атомы беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик, объединяются в молекулы определенной величины (по 2-5 атомов). Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают из игры. Ведущий каждый раз называет такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один игрок оставался лишним.

«Посидим в тишине».

Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки, перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими металлическими шариками; сложить карандаши в пенал и т.д.

«Загадочный стук».

Из числа играющих детей выбирается водящий. Он выходит из комнаты (класса). Стучит в дверь: угрожающе, нетерпеливо, радостно, настойчиво, робко, как-то иначе. Остальные дети должны понять эмоциональный подтекст стука. Ребенок, которому удается отгадывать первый, становится водящим, и игра продолжается.

Одновременно с психотехническими играми конформные дети вовлекаются и в образно-ролевые игры.

Образно-ролевые игры – эти игры хороши для застенчивых, необщительных детей тем, что в них изначально нет сопряженных ролей и ролевых отношений, т.е. исполняя какую-либо роль ребенку нет необходимости вступать во взаимодействия с другими играющими. Да и роль, которую принимает на себя ребёнок, это не просто роль, а роль образ. Ребёнок может исполнить роль зайчика, но при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, трусливого, слабого, непослушного и др.

Коррекционно-развивающий эффект этих игр может быть усилен, если ребенок воплощает два противоположных образа какого-либо персонажа. Например, тот же зайчик: сначала трусливый, потом – смелый. Или волк – сильный и слабый; Буратино – послушный и непослушный; мальчик-с-пальчик – весёлый и грустный. Два разных характера и стиля поведения одного героя символизируют две возможные противоположные позиции. Именно проигрывание амбивалентного поведения роли-образа, из которых один тип поведения и некоторые черты характера пока недоступны ребенку в жизни, позволяют ему, по словам Л.С.Выготского «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения», а также дает ребенку возможность «говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя своё «Я»

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ

ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Как показывает практика, дети с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как конфликтность, нежелание или неумение детей договориться между собой приводят к распаду совместных занятий и игр.

Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостатки возможно, если включить его в совместную дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит ребенка с протестным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить своё мнение , учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия. Видение в сверстнике равноправного партнера, с которым можно достигнуть взаимопонимания, а также отношение к себе как к равному партнеру – вот то новое, что приобретает в коллективной дидактической игре ребенок с протестным поведением.

Однако коллективная дидактическая игра для детей с протестным поведением существенно отличается от обычной коллективной игры, которая рекомендована детям с импульсивным поведением, и от обычной дидактической игры.

ОТЛИЧИЕ коллективной игры для детей с протестным поведением заключается в том, что эта игра должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. Именно тот факт, что сюжетно-ролевая игра сразу требует от ребёнка достаточно совершенных навыков взаимодействия, необходимых для проигрывания роли, сюжета, как раз и не позволяет считать ее адекватным средством по отработке пока дефицитных у конфликтных детей умений договариваться и сотрудничать.

От обычных дидактических игр, которые в работе со старшими дошкольниками чаще носят интеллектуально-развивающий характер и ориентированы, прежде всего, на овладение ими конкретными знаниями, общеучебными интеллектуальными умениями, коллективная дидактическая игра для детей с протестным поведением отличается тем, что в ней приоритетной задачей все-таки является развитие у играющих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных процессов.

Второе отличие состоит в том, что в коллективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а основной целью игрового процесса. Например, игра «Собери кораблик». Дети играют парами (лучше, если в паре с конфликтами ребенком будет уравновешенный или застенчивый его сверстник). В качестве образца игрокам предлагается вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждому ребенку необходимо собрать такой же из выданного ему набора фрагментов – «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры сможет точно воспроизвести кораблик. Т.е. игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления деловых контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Поскольку в инструкции ничего не сказано об обязательном взаимодействии с партнером, то дети постепенно путем проб и ошибок приходят к пониманию того, что «мы должны с тобой поменяться деталями и тогда у нас все получится».

Участвуя в серии подобных игр, прежде угрюмые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Важно и то, что найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно-значимой для ребенка и в дальнейшем.

Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей.

Преимущество сюжетно-ролевых игр в коррекции демонстративного поведения (по сравнению с другими типами игр) прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще в том, что в старшем дошкольном возрасте на первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.

Бывает так, что роль, которую ребенок с демонстративным поведением исполняет в сюжетно-ролевой игре, соответствует его идеалу, а поэтому любые требования (к поведению, личностным качествам персонажа), если они входят в структуру идеала, им принимаются. Например, любимая роль девочки с демонстративным поведением – Принцесса или Королева.

В соответствии с сюжетом и к своему удовольствию девочка изображает Принцессу капризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персонаж чертами, характерными для нее самой. В дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер, поведение Принцесс, и вместе с ней стать иной: скромной, покорной, доброй. В возможностях подобных метаморфоз и заключается коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, в частности для детей с демонстративным поведением.

Бывает и так, что предпочитаемый ребенком игровой персонаж с присущим ему поведением и личностными чертами, социально порицаем. В этом случае следует все-таки дать ребенку возможность сыграть роль «ложного» идеала, но в дальнейшем создать такие условия, в которых он смог бы воплотить в игре и образ положительного героя. Поэтому более целесообразно предоставить ребенку с демонстративным поведением возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения – положительным и отрицательным. В этом случае ребенку проще отделить свои негативные действия, черты характера в роли игрового персонажа от себя самого, сделать их определенной внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение, наконец, отказаться от них.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВОБОЖДАЮЩИЕ ИГРЫ И РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление агрессивной внутренней напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» – это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

Например, игра «Тир».

В ней ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячики) по движущимся мишеням – другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку, или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой.

Или игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, т.е. разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за деструктивными эмоциями и поступками.

После игры-освобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?».

Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом «или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».

Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для разрешения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.

В режиссерской игре ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры.

В этом случае режиссерская игра, выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию «спрятавшись» за куклу-персонаж), решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», – то он невольно встает на место каждого персонажа. Т.е., помимо «агрессора», ему приходится побывать и в роли «жертвы», прочувствовать, осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение – с поступками других людей.

НАРОДНАЯ ИГРА КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Несмотря на увлечённость дошкольников компьютерными играми, народная игра по-прежнему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы.

Одно из главных преимуществ народной игры – обаяние игровых персонажей.

Причем так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются. В целом, этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям исподволь, незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

Ещё одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней началу игрового действия, как правило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Таким зачином может быть, например, «считалка». Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей, особенно с демонстративным и протестным поведением.

Другая разновидность зачина – «жеребьевка». Например, дети испытывают друг друга в молчании, т.е. «бросают жребий»: кто дольше всех промолчит, тому и водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных и недисциплинированных детей.

В народной игре некоторое усилие над собой приходится делать и агрессивному ребенку. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, нечестность, любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить свое поведение.

Народные игры эффективны и в работе с застенчивыми, робкими детьми; склонные к конформному поведению. Народная игра привлекает их тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи.

В игре «Коршун и цыплята» Коршун, который нападает, ловит, безусловно, ведущий персонаж. Исполнение этой роли потребует от любого ребенка инициативы, определенной смелости, сноровки, творчества.

Однако подобное поведение и такие качества вряд ли доступны ребенку с конформным поведением на начальном этапе коррекционно-развивающей работы. Для него эта роль в перспективе. Но и на первом этапе работы застенчивые дети не пассивны. Они также принимают участие в игре, но их ниша пока – роли «птенцов», которые спасаются от коршуна. Даже в этой роли есть масса возможностей для импровизации, творчества, самостоятельности, активности.

Наряду с народными играми, подобная универсальность (эффективность в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения) свойственна сюжетно-ролевым, режиссерским и образно-ролевым играм.

Если педагог знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может, например, таким образом расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для воспитанников с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных детей.

  1. Выбор методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия, адекватных возможностям ребенка и соответствующих специфике игрового содержания. Например, таких, как прерывание игры на самом интересном месте, игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение и др. Наряду с этим, продумывая методическую аранжировку коррекционно-развивающего процесса, целесообразно:
  • Вводить в игровую деятельность детей штрафы, ограничения и поощрения. Все это является эффективным средством развития дисциплинированности, собранности, ответственности;
  • Регулярно дробить пары, группы, команды игроков, как можно чаще смешивать их, чтобы не допускать болезненной привязанности некоторых детей к сверстникам.
  • В течение дня в детском саду желательно предоставлять детям возможность для самостоятельной свободной игры. Возникновение такой свободной игры, когда кому-то из детей захочется еще побыть полюбившимся персонажем, вновь сыграть какую-то роль, вернуться к понравившемуся игровому упражнению или продолжить использованных ранее игровой сюжет – показатель успеха коррекционно-развивающей работы.

Успех работы по коррекции неконструктивного поведения детей с использованием игры во многом зависит от того, насколько умело педагог организует игровой процесс и руководит им.

Сбой в игровом коррекционно-развивающем процессе или даже его полное разрушение может произойти в тех случаях, если:

  1. Педагог предоставляет участникам игры излишнюю необоснованную свободу, ограничиваясь позицией наблюдателя. Если дети, по разным причинам, не способны справиться с предоставленной им свободой, то взаимоотношения между участниками игры становятся неуправляемыми, и конфликты в рамках игровых ролей перерастают в личную неприязнь.
  2. Педагог излишне часто и излишне жестко вмешивается в ход игры. В этом случае вместо того, чтобы инициировать процессы самоорганизации в детском игровом сообществе, он подавляет их, навязывая или предлагая в готовом виде участникам игры определенные взаимоотношения, поступки, варианты решения проблем.

Литература:

  1. Алексеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры (для детей младшего дошкольного возраста). М., 1991
  4. Галигузова  Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.
  5. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций (пособие для практических работников ДОУ). М., 20
  6. Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. М., 2006.
  7. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры//Начальная школа, 1998, №11, 12, с.25-32.
  8. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
  9. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей (развивающая сказкотерапия для детей). Спб., 2006.
  10. Котова Е.В. В мире друзей (программа эмоционально-личностного развития детей). М., 2007.
  11. Крюкова С.В., Слободяник  Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М. Генезис, 1999.
  12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль «Академия развития», 1
  13. Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. М., 200.
  14. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
  15. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Спб., 1994.
  16. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей. (сборник упражнений и игр). М., 2007.
  17. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль, 2001.
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 2015.

Мать и дочь

Для чего мы наказываем?

Все мы хотим привить нашим детям полезные привычки, научить их заботиться о себе, вести себя в обществе, и многим другим необходимым вещам.

И для большинства родителей актуален вопрос: как воздействовать на ребенка, когда он упорно ведет себя неправильно? Если он не желает подчиняться нашим справедливым требованиям?

Для большинства родителей ответ очевиден: если не помогают объяснения и просьбы, то нет другого выхода, кроме наказаний. Ведь иначе ребенок не научится вести себя правильно, делать то что нужно и не делать то, чего делать нельзя.

Все мы привыкли к идее наказания, она запечатлена в классике: “Преступление и наказание”. Раз человек совершил нечто плохое, он должен быть наказан.

Какого эффекта мы ждем от наказания? Тут может быть несколько ответов:

  1. чтобы человек понял, что так делать плохо и опасно – ждет наказание, и больше не делал;
  2. чтобы восстановить справедливость;
  3. чтобы тот, кто считает данное поведение неправильным, безобразным и возмутительным, смог бы отреагировать свои негативные чувства.

Наказание или месть?

Как видите, в 2 случаях из 3 наказание – это способ не воспитания, а, скорее, мести, хотя вряд ли в этом кто-то сознается даже себе.

Разумеется, мы, как любящие родители в первую очередь руководствуемся первой идеей – чтобы наш ребенок понял свою ошибку и больше так не делал.

И мы редко задумываемся, действительно ли наказание является эффективным способом научить человека вести себя иначе?

Вспомните все случаи, когда вы наказывали или ругали ребенка за неправильное, с вашей точки зрения, поведение, а оно повторялось вновь. Было такое?
Думаю, было.

И так происходит вовсе не только в воспитании детей. Это же мы видим и со взрослыми людьми. Например, человека могут регулярно наказывать и ругать за опоздания, а он продолжает опаздывать. Наверняка вы знаете множество случаев, когда автомобилисты платят штрафы за превышение скорости и все же продолжают иногда превышать, каждый раз надеясь, что сейчас не поймают.
Если бы наказания были эффективны, то тюрьмы не были бы полны преступников – рецидивистов.

Я уже сравнивала наказание с местью, и они имеют еще одно сходство: и наказание и месть порождают усиление вражды. Помните истории про кровную месть? Они по замкнутому кругу переходят из поколения в поколение, только усиливаясь и причиняя все больше страданий.

В результате наказания ребенок может чувствовать несправедливость и обиду. А эти чувства, как вы понимаете, не будут способствовать улучшению поведения. Вот вам и замкнутый круг вендетты. Кстати, сходство продолжается еще и тем, что вашим внукам тоже достанется. Ведь дети копируют воспитательные приемы своих родителей,  а затем применяют на собственных детях.

результат наказания - обида ребенка

Главной причиной, почему наказания не эффективны, является то, что они не совпадают по времени с поведением, на которое вы хотите повлиять.

Представьте себе, что ребенок получил замечание или плохую оценку в школе. И когда мы наказываем его за это, он уже никак не может изменить произошедшее. Он никак не может предотвратить наказание. Он и так расстроен, а тут еще мы добавим.
В результате ребенок чувствует себя беспомощным и несчастным. А эти чувства в свою очередь вызывают в нем гнев или депрессию, а вовсе не желание исправиться.

Кстати, психологические исследования совершенно точно показывают, что когда человек охвачен сильными эмоциями, такими как гнев и обида, его способность к восприятию резко снижается. Т.е. ребенок даже плохо понимает вас, когда вы его отчитываете.

Разумеется, можно применить сверхсильное наказание, например, как предлагают некоторые древние законы, например, за воровство – отрубать руку. Когда человек знает, что в случае неудачи ему действительно придется заплатить такую ужасную и несоразмерную преступлению цену, это может изменить его мотивацию, и он побоится украсть.
Но ведь такие способы неприменимы к нашим детям.
 

Результаты наказания

  1. Страх. Наказания учат бояться того, кто наказывает. В данном случае, нас – родителей.
  2. Хитрость. Наказания учат ловчее скрывать свои проступки. Ведь «не пойман – не вор».
  3. Безответственность. Получил наказание, и совесть чиста. Человеку кажется, что если его наказали, то он уже этим искупил свой плохой поступок. «Грешу и каюсь, каюсь и грешу».

Таким образом, мы не учим ребенка, как исправить последствия плохого поступка. Зачем? Наказали, покаялся, и ты свободен. То есть ребенок не привыкает нести ответственность за свои поступки.

Итак, наказания неэффективны с точки зрения изменения поведения. Однако при этом имеют весьма неприятные побочные эффекты.

Все это значит, что если мы хотим научить нашего ребенка быть достойным человеком, нам не надо его наказывать.
Почему же мы ругаем и наказываем своих детей и близких раз за разом? По простой причине – это дает возможность эмоциональной разрядки нашему праведному гневу. Нас просто захлестывают эмоции и несут совсем не туда, куда нам нужно.

Поэтому, если вам кажется, что необходимо наказать ребенка, прежде всего, честно ответьте на вопрос: зачем вам это? Что это вам даст, кроме возможности выпустить гнев?

Итак, наказывать смысла нет. Но что же делать, чтобы изменить поведение ребенка?

Как изменить поведение ребенка без наказаний

На наших тренингах Курсов «Управление Будущим» мы не используем наказания. Мы используем другие методы, которые вдохновляют ребят. Поэтому  им интересно и весело учиться у нас.

Вообще, все способы повлиять на поведение другого человека можно условно разделить на 7, из которых можно выделить “злые” и “добрые” способы.

Разумеется, какие-то методы полезнее в одних ситуациях, другие – других.
Мы с вами разберем все методы, чтобы понять, что и как работает. Вот они:

  1. Избавиться;
  2. Угашение нежелательного поведения;
  3. Подкрепление (положительное и отрицательное);
  4. Поведение, несовместимое с нежелательным;
  5. Добиться, чтобы нежелательное поведение совершалось по сигналу;
  6. Подкрепление смены поведения;
  7. Изменение мотивации.

Метод 1. Избавиться

Устраните человека или ситуацию, которая мешает вам жить. Это сработает наверняка. И вы будете избавлены от нежелательного поведения этого человека.

Представьте себе:
1. Ваш ребенок связался с плохой компанией во дворе. Вы можете переехать в другой район или даже город. А может быть, вам удастся отправить хулиганов в колонию.
Вы ничему не научите ребенка, возможно он найдет новую компанию еще хуже, но от этих конкретных хулиганов вы точно избавитесь.

2. Подросток хамит, ворует у вас деньги и, в целом, ведет себя непереносимо. Отправьте его учиться в интернат, или как временное решение – в детский лагерь на каникулы. Отдохните друг от друга.

3. Супруг или начальник изводят вас бесконечными придирками и скандалами. Разведитесь, увольтесь. Это не гарантирует, что следующий будет лучше, но этот вас точно уже не будет мучить.

4. Преступник совершает свои черные дела. Посадите преступника в тюрьму. Вы можете быть уверены, что пока преступник в тюрьме, он вам не опасен.

ребенок в клетке

Этот метод ничему не учит, но избавляет вас навсегда или на время от нежелательного поведения.

Метод 2. Угашение:

Нежелательное поведение прекратится само, поскольку оно не приносит результата.
Например, вы не разрешили ребенку играть в компьютер, пока он не сделал уроки. А он пытается нытьем выклянчить у вас разрешение. Как сделать, чтобы ребенок прекратил ныть?

В этой ситуации вам не нужно никак реагировать на его нытье. Займитесь своими делами. Не добившись результата, ребенок со временем переключится на что-то другое.
Но надо учитывать важный момент: возможно, вам потребуется большая выдержка. Потому что ребенок, не получая вашей реакции, будет усиливать напор, может начать плакать или кричать и требовать. Вам же надо никак на это не реагировать – ни удовлетворять просьбу, ни раздражаться. Можно сказать ребенку, что на вас его нытье не действует. И очень спокойно повторять эту фразу, если ребенок продолжает попытки вас достать.

Кстати, дети сами тоже с удовольствием обнаруживают, что они могут прекратить издевательства и насмешки над собой со стороны сверстников, просто не реагируя на них.
Т.е. не подкрепляя их издевки. Ведь мучителям нужна именно реакция жертвы.

Это очень существенный момент. Подкрепление – отрицательное и положительное – важно не путать с наказанием и поощрением.

Но подробнее мы обсудим, как действует подкрепление, во второй части этой статьи. А также вы узнаете о том, как повлиять на поведение ребенка «добрыми» методами.

На тренингах для детей и подростков мы применяем преимущественно «добрые» методы. Поэтому дети ходят к нам с большим удовольствием и достигают заметных успехов. Выбирайте программу по возрасту Вашего ребенка!

А на тренингах для родителей вы сможете существенно развить свое родительское мастерство с помощью опытных тренеров. Присоединяйтесь!
 

Иногда поведение детей вызывает осуждение со стороны взрослых. Так бывает, когда ребёнок не слушается старших, часто капризничает без повода, грубит, дерется или кусается, отказывается выполнять простые требования. Плохое поведение — так говорят родители о детском непослушании и стараются найти способы, с помощью которых можно добиться того, чтобы ребёнок был покладистым, культурным, понимающим, спокойным. Самые популярные причины детского непослушания, а также рекомендации родителям, можно узнать из этой статьи.

Почему дети плохо себя ведут?

Почему дети плохо себя ведут?

Стоит отметить, что ни один ребёнок не рождается агрессивным, злым, мстительным или жадным. Он приобретает устойчивые качества личности в процессе жизни, взросления, общения с окружающими людьми — ровесниками, педагогами, близкими. Существует несколько причин для развития плохого поведения.

  • Недостаток родительского внимания. Дети «питаются» любовью и заботой взрослых. Им, как воздух, необходимо близкое общение с матерью и отцом. Бывает так, что ребёнок не получает столько внимания, сколько ему требуется. Обычно это происходит, если родители проводят большую часть времени на работе, часто находятся в отъезде или командировках, возвращаясь домой, занимаются бытовыми делами, а когда освобождаются, то сил и времени на то, чтобы уделить внимание детям у них не остается.  

Плохое поведение возникает как реакция на недостаток общения с родителями. Ребёнок дерется с братом или сестрой, портит, разбивает вещи в своей комнате, капризничает на пустом месте, ведет себя агрессивно по отношению к родителям, пытаясь обратить на себя внимание. Взрослые ругают его за проделки и ошибки, начинают воспитывать, критиковать наставлять, и он, «напитавшись» контактом со знаком «минус», на время успокаивается.  

  • Конфликты и ссоры между родителями. Когда ребёнок становится свидетелем разногласий между матерью и отцом, он может бояться, страдать, переживать. Желая бессознательно остановить семейные ссоры, дети, своим плохим поведением, вызывают огонь на себя — проделками и шалостями они заставляют родителей перестать конфликтовать и обратить на них, пусть отрицательное, но внимание.
  • Слишком строгое воспитание в семье. Когда взрослые держат детей в «ежовых рукавицах», не позволяя им жить своей, детской жизнью — смеяться, отдыхать, играть в шумные подвижные игры, получать желаемое, удовлетворять любопытство — ребёнок испытывает напряжение. Пытаясь избавиться от него, он начинает вести себя плохо. Отклоняющееся поведение, в таком случае, говорит о сопротивлении родительским способам воспитания и общения. Шалостями и нарушением правил ребёнок избавляется от напряжения, когда оно становится слишком сильным.

Прежде чем говорить о том, как бороться с детским нежелательным поведением, стоит сначала разобраться в причинах его появления. Часто бывает так, что, когда взрослые начинают понимать, почему ребёнок постоянно нарушает правила, ведет себя плохо — его поведение само меняется в лучшую сторону.  

Для того, чтобы усмирить непоседу, успокоить агрессивно настроенного ребёнка, помочь ему избавиться от жадности, ревности, инфантильности родители могут применять много способов. Они начнут работать, если мать и отец научатся относиться к детям с пониманием, становиться на их место, чувствовать и видеть мир так, как это делают они. Вместе с тем, родителям полезно научиться контролировать собственные чувства и эмоциональные реакции.

Знакомство с ребёнком

Бывает так, что родители жалуются на плохое поведение детей. Однако, когда речь заходит о том, что они знают о детских желаниях, эмоциях, мечтах — матери и отцу почти нечего сказать. Так бывает в семьях, где общение между старшими и младшими сведено к нулю, взрослые заняты своей жизнью, а дети — своей. В такой семье ребёнок, чтобы привлечь к себе внимание, будет бессознательно стремиться нарушать правила и вести себя неправильно. Поэтому, прежде чем ругать и осуждать детей, родителям следует сначала ответить на вопросы:

  • Что хочет добиться ребёнок постоянным нарушением правил?
  • О чем он мечтает?
  • Какой он по характеру?
  • Какие у него есть положительные и отрицательные стороны?
  • Что ему не хватает в семье?
  • Чем он отличается от других детей?
  • Какие у него есть уникальные достоинства?

Хорошо, если родители порассуждают над этими вопросами, ответят на них как можно подробнее, может быть, даже, в письменной форме. Такой анализ детской личности позволит взрослому понять, чего не хватает ребёнку и в чем настоящая причина того, что он ведет себя плохо и постоянно нарушает правила?

Родители и чувства ребёнка

Родители и чувства ребёнка

Дети могут вести себя плохо и нарушать чужие границы, когда в семье им не позволяют выражать эмоции. Чаще всего, речь идет об отрицательных чувствах, таких как гнев, боль, ярость, обида, непонимание. Иногда взрослые ставят детям запрет на их выражение, говоря о том, что злиться — некрасиво, громко кричать, что-то требовать — некультурно, плакать — значит быть слабым, жадничать — быть плохим.  

Каждый ребёнок, до определенного возраста, верит всему, что говорят о нем мать и отец, поэтому, чем он младше, тем крепче это вера. Дети, которым не позволяют выражать отрицательные чувства, вынуждены всегда сдерживать эмоции и находиться в напряжении.  

Невозможность быть собой приводит к эмоциональному срыву — ребёнок, словно специально, создает ситуации, в которых его чувства могли бы вырваться наружу: испытывает терпение родителей, а потом обижается за то, что они наказали его, провоцирует брата или сестру на физическую агрессию и защищается, используя собственный гнев, создает из ерунды большую проблему и долго плачет по этому поводу.  

Изменить плохое поведение ребёнка можно, если задуматься над тем, позволяется ли ему в семье быть самим собой, выражать те чувства, которые он испытывает. Родители могут заметить: чем чаще они будут разрешать детям делать это, тем скорее непослушание уйдет на второй план.

Дети, время и границы

Физическая и эмоциональная усталость у ребёнка часто выражается в плохом поведении. Дети устают от большой учебной нагрузки, дополнительных занятий, секций, кружков, конфликтов между родителями, неустроенный жизни.  

Ребёнок, в силу своего возраста, еще не способен говорить о собственной усталости и просить родителей, чтобы они помогли ему — наладили баланс между отдыхом и деятельностью, помогли разобраться в том, что ему нужно, интересно, а что — нет.  

Поведение на фоне усталости может выглядеть как капризы, раздражение, слезы на пустом месте. В данном случае помочь он ребёнку можно, если присмотреться к нему и понять, не перегружен ли он заботами и обязанностями, есть ли в его жизни все, что необходимо иметь в детском возрасте — достаточное время для сна, питания, расслабления, радости, познания мира.  

Иногда остановить детское непослушание можно, если приучать ребёнка к соблюдению границ. Это актуально в тех семьях, где родители не имеют авторитета и детям позволяется абсолютно все, что они хотят. В данном случае взрослым нужно укреплять границы в семье — уметь говорить «нет», контролировать чувства и поведение ребёнка, ставить запреты, устанавливать нормы и правила.

Добавить комментарий