Как исправить поведение ребенка в школе советы психолога

Плохое поведение в школе: что делать если ребенок плохо себя ведет?

15.12.2022

В шутках о том, как дети с замиранием сердца ждут маму и папу с родительского собрания, есть доля правды. Учителя нередко жалуются взрослым на поведение их детей: в дневниках появляются замечания, двойки по дисциплине. Иногда педагог может пожаловаться маме или папе лично – позвонить или даже вызвать в школу. Конечно, родителей это расстраивает, ведь им хочется, чтобы их ребенок всегда и во всем был лучшим. В этой статье разбираемся, как реагировать на подобные замечания и как помочь подростку научиться правильно себя вести в школе.

Причины плохого поведения ребенка в школе

Под неподобающим поведением, как правило, понимают поведение, не соответствующее ситуации, нарушающее комфорт других людей. В школе самыми распространенными причинами жалоб как среди учителей, так и среди учеников являются:

  1. Посторонние разговоры на уроках – они мешают преподавателю вести занятие, а одноклассникам – слушать объяснение.
  2. Невыполненные (или сделанные некачественно) домашние задания. Безответственное отношение ученика к самостоятельной работе затрудняет процесс обучения, учителю приходится несколько раз проговаривать один и тот же материал, потому что ученик его не отработал и, как следствие, не запомнил. 
  3. Грубое общение с учителями или сверстниками. Неблагоприятная атмосфера в классе препятствует эффективному обучению. Если ученик оскорбляет педагога, он таким образом не только обижает его, но и подрывает авторитет. Если же страдают другие одноклассники, учитель, вынужден сделать замечание обидчику, чтобы защитить их права.
  4. Хулиганство – порча школьного имущества или имущества учеников, неуместные выходки, прогулы и т.д. Подобные шалости, хотя и кажутся невинными, могут подвергнуть опасности и того, кто хулиганит, и тех, кто его окружает. Подросток в силу отсутствия опыта этого не понимает, поэтому учитель вынужден делать ему замечание.

Безусловно, такое поведение даже со стороны одного ученика мешает работать всем остальным, а потому его нужно пресекать. Но чтобы работа с ребенком-хулиганом была эффективна, сначала надо определить причины его поступков. Они могут быть разными.

  1. Конфликт с учителем или одноклассниками. В этом случае плохое поведение – протест против конкретного человека.
  2. Отсутствие интереса. Если ребенку скучно сидеть на математике, учить которую он не видит смысла, он может пытаться развлечь себя, как умеет, например, расписывая парту, за которой сидит.
  3. Попытка самовыражения. В подростковой среде часто поведение, не соответствующее правилам, считается признаком “взрослости” и самостоятельности. Поэтому ученик может искусственно примерять на себя образ бунтаря, чтобы завоевать уважение сверстников. 
  4. Желание привлечь внимание взрослых. Иногда подросток нарушает правила, потому что ему не хватает родителей. Он знает, что на плохое поведение они точно отреагируют и стараются таким способом привлечь их к своей жизни.
  5. Проблема с самооценкой. Очень часто подросток-бунтарь на самом деле очень неуверен в себе и с помощью агрессии пытается защититься.
  6. Проблема во взаимоотношениях с семьей. Если ребенок испытывает трудности в общении со своим ближайшим окружением – семьей, еще сложнее ему будет адаптироваться к школьному коллективу.

Что делать если ребенок себя плохо ведет

Когда родитель узнает от педагога о плохом поведении подростка, он переживает самые разные эмоции: от стыда и чувства вины до злости. Кажется, что ребенок балуется на уроках назло, а они, взрослые, ему чрезмерно потакают, что если припугнуть ученика наказанием, то он сразу исправится. Однако важно понимать: подросток, осознанно нарушающий дисциплину, и без того страдает от внутренних противоречий. Скорее всего, где-то был нарушен контакт внутри семьи, а потому наказание только подорвет доверие к взрослым и усугубит ситуацию. Чтобы помочь подростку, необходимо учитывать причины его поведения.

  1. Если ребенок нарушает дисциплину на уроке, потому что не нравится учитель, прежде всего стоит помочь наладить взаимодействие между ними. Возможно, придется поговорить не только с ребенком, но и с педагогом. важно: не стоит ни ссориться с учителем, ни брать его в союзники против подростка. Гораздо эффективнее будет решать проблему всем вместе, сообща.
  2. Если проблема кроется в отсутствии мотивации учиться, то стоит начать с пробуждения интереса к обучению.
  3. Если ребенок с помощью хулиганства хочет привлечь внимание сверстников, возможно, взрослым стоит попытаться помочь подружиться с другими ребятами, найти компанию, для которой на взрослость и зрелость будет указывать, например, количество прочитанных книг, а не умение курить на переменках.
  4. Если ребенок, хулиганя на уроках, пытается “достучаться” до взрослых, значит, ему их не хватает. Однако родителям не стоит слишком бурно реагировать на плохое поведение – подросток и так знает, что это эффективный способ привлечь их внимание. Лучше чаще одобрять их хорошие поступки: успехи в учебе и различных увлечениях, в общении с друзьями, умение помочь и т.д.
  5. Помогите ребенку сформировать адекватную самооценку. Это поможет ему найти себя в кругу сверстников, и он не будет пытаться защитить себя показной агрессией.
  6. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу внутри семьи. Подростку необходимо чувствовать себя комфортно и безопасно наедине с самыми близкими людьми. Чтобы укрепить доверие, прежде всего необходимо успокоиться позволить подростку высказаться – даже если образ мысли не совпадает с родительскими. Ребенок должен понимать, что может спокойно делиться с родными своими переживаниями, а потом они уже совместными усилиями найдут выход из любой ситуации.

Могут ли ребенка исключить из школы за плохое поведение?

Согласно закону – да, могут. Однако такой исход случается крайне редко, потому что процедура отчисления сама по себе достаточно сложная. Прежде всего, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия.

  1. Подростку должно быть не меньше пятнадцати лет.
  2. Школьной администрации необходимо доказать, что поведение школьника представляет опасность для других учеников. Шаловливого ребенка не исключат из учебного заведения за то, что он балуется на уроках.
  3. Также педагогическому коллективу необходимо предоставить доказательство того, что он проводил работу с проблемным учеником и что действительно были применены все методы для коррекции его поведения.

Учителя и директор, как правило, стараются не допустить “крайних мер”, поэтому вполне реально решить конфликт мирным путем.

Листайте также

Как мотивировать ребенка: 7 советов психолога

Сериалы про подростковую любовь, отношения с миром и школу

Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие. Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог — человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы — ребёнком.

О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист».

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

— Причины дезадаптации в школе у ребенка могут быть самые разные. Но не только социального характера. В психологии и медицине есть такое понятие — минимальная мозговая дисфункция (ММД). По разным данным она диагностируется у 2–25% детей. Даже минимальный процент гарантирует в каждом классе наличие сложного ребенка. Симптоматика очень широкая, но вся «играет» против школы. Это и нарушение координации движений, и гиперактивность, и эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения. Естественно, это приводит к трудностям в обучении. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов или заболевания в первые годы жизни, но и, как ни парадоксально, технический прогресс. Грубо говоря, сейчас выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста.

Такие дети часто интеллектуально вполне состоятельны, но высидеть 45 минут урока не в состоянии.

Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.

То есть сложные дети мешают учиться?

— Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе — это часто проблема.

Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…

— Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ.

Ребёнок чаще, чем взрослый скажет именно то, что думает. А вот что он думает, во многом зависит от взрослых.

От того, что ему говорят учителя и родители. Педагоги, как и родители, сказать могут самое разное. Одна мама рассказывала историю: она пришла к учителю своего сына и попросила быть с ним повнимательней, потому что ребёнок с особенностями и наблюдается у невролога. И когда в очередной раз у мальчика что-то не получилось и он, заплакав, спрятался под парту, учительница обратилась к классу со словами «Ребята, не обращайте внимания и не приставайте к нему. Он у нас дурачок и у врача лечится».

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача — учить.

— Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.

Кадр из к/ф «Хористы»

Если считать, что педагог должен только дать учебную программу и всё, естественно, сложный ребенок будет помехой.

Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности.

При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет.

От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей — это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.

— Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд.

Мне потребовался год, чтобы он стал высиживать хотя бы полчаса.

Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач — это такой вид развлечения.

Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда.

Поэтому я часто слышу «пусть они отдельно учатся в специальных школах» и «надо заниматься нормальными детьми, а не одним Васей».

И тогда Вася в лучшем случае оказывается на последней парте в углу, отгороженный от остального класса. Так, один знакомый «Вася», в буквальном смысле загнанный в угол, от нечего делать научился незаметно от учительницы выползать из класса и болтаться по школе. Как-то взял и совсем ушёл из школы гулять. Его искали с милицией. А что ему делать было? Ему же всеми способами показали, что он «не с нами». Вот он и ушёл.

Кадр из к/ф «Республика ШКИД»

Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?

— Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой — командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением.

Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого.

Ребёнка к психологу приводят и так и говорят: вот, мол, вы его спросите, у него-то проблем нет! А у него действительно их нет. Ну, пошел гулять во время урока и что? Это у взрослых проблемы, а у него — развлечение.

Поэтому основа детской мотивации в психотерапии — контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники.

Психолог для него — очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии — 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.

Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?

— Часто это именно так. Поэтому, когда включение в учебный процесс и в коллектив сложного ребенка требует не слишком больших усилий, то учитель справляется. Но если требуются специальные знания, дополнительная помощь ещё одного взрослого, может ничего не получиться. Возможности учителя тоже не безграничны. Так, на психологических занятиях группы, включающей шесть сложных детей, обычно присутствуют трое взрослых. Ситуация, когда один учитель должен организовывать учебный процесс в классе, где тридцать детей — это совсем другая ситуация. В этом и кроются корни призывов «давайте их выгоним».

Кадр из к/ф «Повелитель мух»

Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать?

Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться.

По разным причинам сложных детей становится всё больше, и всех в коррекционки не запихнёшь.

К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?

— На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка — далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог — для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно.

Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия.

Знаете, что отвечают на вопрос «Что вы делаете вместе с детьми?» практически поголовно все родители учеников начальной школы? Уроки!

Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все — родители, учителя, родственники — всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе.

Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент — неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным — то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту.

И история заканчивается — ребёнок живет с клеймом придурка или хулигана.

«Мало его лупите» — сказала учительница одной из мам. А у неё ребёнок и так всех бьёт. Если его тоже бить, то это только поддержит его способ общения. Как раз на занятиях с психологом шла работа на снятие агрессии, на то чтобы он выстраивал отношения другим способом. Мальчик сам по себе очень умный, но крайне импульсивный: сначала даст в лоб, а потом подумает. Если и дома его начнут бить за проступки, то тут уж никакой психолог на сможет сделать так, чтобы он считал такой способ воздействия неправильным.

Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу.

Итак, учителя обвиняют родителей в недостаточном воспитании, родители — учителей в отсутствии индивидуального подхода и все вместе — детей в том, что они избалованы и совершенно не умеют себя вести. Маска козла отпущения как горячий пирожок перекидывается друг другу участниками этого замкнутого круга: ребёнком, родителем и педагогом. Но даже если найти «самого виноватого», это никак не изменит ситуацию.

Кадр из к/ф «Игры для детей школьного возраста»

Лена, я знаю, что ты ещё занимаешься консультированием приемных семей. В случае возникновения проблем у приёмного ребенка положение гораздо хуже. Обычного, «родного» отругают, накажут, но из дома не выгонят. Приёмного же могут сдать обратно как вещь.

— Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много.

Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей — дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации.

А если ещё и из школы несутся проклятия: «зачем вы взяли, если не справляетесь?», то родителю приходится держаться из последних сил. Родители привыкли верить социальному окружению, где школа занимает довольно большое место. Такой родитель приходит и говорит «я его очень люблю, но раз все говорят, что он ужасен, наверное он действительно ужасен и я ничего не смогу сделать». Ещё один привычный текст: «Нас уже отовсюду выгнали. С нами никто не хочет заниматься». Бывает, что родитель приходит уже с привычным отчаянием или агрессией на лице.

Одна из мам, совершенно опустошённая, мне так и сказала «Знаете, я хочу ничего не чувствовать. Давайте сделаем так, чтобы мне всё это говорили, а мне было всё равно».

Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок — всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье.

Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется


В заключение

Это интервью — лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин — уже огромный рывок на пути к её разрешению.

Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно — и есть главная тема этого диалога.

3 ноября 2015, 13:00

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Обновлено: 08.11.2022 15:58:08

Конечно неприятно, когда ребенок плохо ведет себя в школе, на него жалуются учителя, родители других детей. Проще простого его за это отчитать и наказать. Гораздо сложней разобраться в ситуации, постараться разрулить ее. В нашей статье мы дадим советы, как разговаривать с администрацией школы, своим ребенком, понять причину плохого поведения школьника.

Мой ребенок плохо ведет себя в школе

Фото: freepik.com/

Советы родителям

Как-то я оказалась в неприятной ситуации, мой ненаглядный ребенок что-то натворил в школе, и меня вызвали «на ковер». Сказать, что меня зашкаливало от эмоций, это ничего не сказать о моем состоянии. Я зашла в детскую, хлопнув дверью, спросила дочь, не хочет ли она мне что-нибудь рассказать. В ответ услышала ангельское: «Нет, мамочка». Тогда я решила выяснить напрямую, в ответ малышка, она была первоклассница, начала плакать. Я никак не ожидала подобного. После того, как она успокоилась, мы выяснили ситуацию, поговорили о том, как вести себя следующий раз.

Если вы оказались в подобной ситуации, вас вызывают в школу, жалуются на поведение детей, я могут дать советы, как уладить ситуацию.

  1. Прежде всего сохраняйте спокойствие. Прежде чем идти на выяснение отношений с ребенком, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Это нормально злиться на плохое поведение детей, но они имеют полное право не оправдать наши ожидания. Не стыдите ребенка.

  2. Выслушайте сторону ребенка. Вам пришлось услышать о ситуации с уст родителей одноклассника или учителя. Теперь дайте шанс выговорится своему ребенку. Порой учителям нет времени на то, чтобы разобраться с происходящим. Постарайтесь выяснить только факты. Сделайте так, чтобы разговор был конструктивным и честным.

  3. Обсудите, каково будет поведение ребенка в будущем. Конечно не стоит ожидать того, что ребенок враз изменится. Если дочь любит поболтать на уроках, то назавтра она не перестанет быть болтушкой. Обсудите с ребенком, что нужно придерживаться правил школы. Помогите ему при этом остаться собой. Объясните, что учителю мешает шум в классе, поэтому он вынужден принимать меры.

  4. Посоветуйтесь с классным руководителем. Это возможно в том случае, если у педагога и у вас одинаковые взгляды на процесс воспитания, решение подобных проблем. Обсуждение должно происходить на личной встрече.

Ребенку не нужно знать о том, что вы встречаетесь с учителем. Если желаете, то можете ему после разговора с педагогом рассказать некоторые моменты.

Слушаем учителя

Мой ребенок плохо ведет себя в школе

Фото: meritcd.com

Если вам звонят из школы с жалобой на плохое поведение ребенка, нужно встретиться с учителем и обсудить проблему. На первом этапе разговора выскажите педагогу свое сочувствие. Скажите, что понимаете, как ему непросто. Не перебивайте учителя, пусть он все расскажет, что планировал. Вы можете в это время достать ручку и блокнот, чтобы по ходу его монолога записывать важные моменты и вопросы.

После того, как педагог окончил говорить, выясните непонятные моменты. Не будут лишними уточняющие ситуацию вопросы: «Когда вы замечаете, что мой ребенок отвлекается на уроке?», «Что предшествовало такой реакции сына?», «Когда ребенок активно работает на уроке?», «У него такая реакция на слова всех одноклассников или конкретно одного?». «Что вы подразумеваете под словами, он все пропускает? Давайте посчитаем, сколько у него пропусков».

Если учитель говорит абстрактами словами, «неадекватно реагирует», «ничего не делает», то уточните, что он вкладывает в смысл этих слов. Возможно неадекватное поведение выражено в том, что ребенок качается на стуле или плюется жеванной булочкой. Это ведь совершенно разные поступки, да и понятия об адекватности могут сильно разниться. Если педагог жалуется, что ребенок ничего не делает, не будет лишним уточнить, на каких конкретно уроках он ничего не делает.

Обязательно выясните, у всех ли педагогов ребенок ведет себя подобным образом или есть такие, где он держит себя в руках. Может быть имеет смысл поговорить и с «учителями-союзниками», выяснить их мнение по поводу поведения ребенка. Возможно сын или дочь упорно игнорируют определенный вид работы. Тогда нужно разобраться, в чем причина, и чем она вызвана. Если идет обсуждение драки, следует выяснить ее причины, в каком месте она происходила, что ее спровоцировало, кто был инициатором.

Можно в конце разговора подвести итог встречи. «Я поняла, что Леша через 5 минут после начала урока начинает смотреть в окно?». «Я правильно понял, что Ксюша не писала классную работу, а шепталась с подружкой по парте?». «Я выяснила, что мальчики назвали Митю неприличным словом, он прыгнул на них, и началась драка». Вводите дополнительные условия для уточнений, они помогут прояснить ситуацию.

Ведем переговоры

Любой диалог должен быть конструктивным. Поэтому, избегайте любых обвинений, оценочных суждений, выясняйте только факты. Примеры оценочных суждений:

  1. он плохо воспитан;

  2. он буйный;

  3. ведет себя неадекватно;

  4. никогда не слушает;

  5. на уроках бардак;

  6. в классе небезопасно находиться.

Примеры фактов:

  1. ударил девочку;

  2. плюнул в лицо;

  3. ответил нецензурно учителю;

  4. подрался в раздевалке.

Цель переговоров

Когда родители приходят в школу для общения с учителем, важно точно понимать цель своего разговора и стараться не отходить от нее. Цель разговора в школе должна сводиться к тому, чтобы найти совместно объективное решение проблемы, помочь ребенку, который испытывает трудности. Неправильные цели:

  1. доказать, что все не отличаются умом;

  2. заставить принять мою точку зрения;

  3. выяснить, что этот балбес там опять натворил;

  4. выяснить, кто виноват;

  5. наказать виновных;

  6. дать понять, что о моем ребенке никто не может говорить плохо.

Если в школе разбирается ситуация, в которой ребенком был нанесен материальный вред, то прежде всего необходимо решить вопрос о его возмещении. Кроме того, важно определиться, как сделать так, чтобы подобная ситуация больше не повторялась, какие из нее можно извлечь уроки. Если ребенок выступает в роли обвиняемого, то задача родителей заключается в том, чтобы выступить в роли адвоката, но не сообщника. Не стоит вместе отказываться от содеянного, выгораживать виновника.

Разговариваем со школьным психологом

Мой ребенок плохо ведет себя в школе

Фото: careerstaff.com

Если жалобы со стороны учителей систематические, то имеет смысл обсудить ситуацию со школьным психологом. Ведь никогда не бывает плохого поведения без каких-либо причин. Всегда есть мотив. Одновременно с этим важен домашний диалог с ребенком. Необходимо понять, что его тревожит. Но нельзя таких детей отделять от коллектива.

Возможно ребенок таким образом привлекает внимание одноклассников, стремится занять позицию лидера. Психологи говорят, что, если дети делают какие-то действия, которые противоречат нормальному поведению, то таким образом они дают понять, что им чего-то не хватает. Проще всего обратиться к психологу при первых признаках плохого поведения. Тогда ему проще оказать помощь.

Какие меры принять

Если на ребенка идут постоянные жалобы со стороны школы, беседы дома не приносят ожидаемого результата, то можно предпринять следующие меры:

  1. Если ребенку некомфортно в коллективе одноклассников, то можно подумать о том, чтобы перевести его в другой класс или школу. Но, это крайний вариант. Поскольку, в другой школе ему придется начинать новые отношения со всем коллективом. Гораздо проще при помощи взрослых восстановить отношения с одноклассниками.

  2. Если плохое поведение является признаком невыраженных лидерских качеств, то необходимо подумать о том, как создать условия и помочь ребенку проявить эту позицию. Посмотрите, в какой области он наиболее преуспевает. Может быть имеет смысл отправить его в спортивную секцию или на занятия по программированию или конструированию.

  3. Если плохое поведение на каком-то определенном уроке, посмотрите на успеваемость ребенка по нему. Возможно он не понял какую-то тему, и теперь на него все навалилось, как «снежный ком». Он не видит пути разрешения ситуации и таким образом привлекает внимание. Помогите ребенку наверстать упущенное, проверяйте у него выполнение домашнего задания. Результат обязательно будет.

  4. Если у ребенка нет усидчивости, следует обдумать, как привить это качество. Возможно придется позаниматься с психологом для развития терпения или выбрать дополнительные занятия, прививающие эту черту.

  5. Возможно ребенок не любит учиться. Тогда ему в школе доставляют радость бурные игры на перемене, разговоры во время урока. В этом случае придется поработать над мотивацией учебы.

Бывают особо сложные случаи, когда ребенок отказывается идти на контакт. В этой ситуации придется обратиться к психологу. Без специалиста не обойтись.

Как восстановить дисциплину

Мой ребенок плохо ведет себя в школе

Фото: usnews.com/

Восстановление дисциплины должно происходить без ругани и наказаний.

  1. Ребенок не должен всегда слушаться взрослых. Американский клинический психолог, педиатр Хаим Гинотт говорит, что целью родителей должно быть не воспитание удобного, послушного ребенка. У него должно быть право на собственное мнение, пусть даже отличное от мнения учителя. Он должен уметь принимать решение, делать выбор. Поэтому, не стоит сразу наказывать ребенка за плохое поведение. Быть может он таким образом отстаивает свою точку зрения.

  2. Помогите детям хорошо себя вести. Объясните им правила поведения в классе. Если же они продолжают раз за разом делать то, чего категорически нельзя, значит, это требование пока находится не в рамках их возрастной нормы.

  3. Регулярно напоминайте детям правила, соблюдение которых от них требуется в школе.

  4. Объясняя правила помните о том, что они должны быть четкими. Не «на уроке нужно вести себя тихо», а «на уроке нельзя разговаривать, бегать».

  5. Правила должны быть едиными для всех. Если в школе запрещается разговаривать на уроке, то этот запрет должны быть и для постоянного нарушителя спокойствия, и для отличницы с косичками.

  6. Поддерживайте добрые намерения ребенка. «Ты не хотел обидеть Валю, но нечаянно ее толкнул, и она заплакала. Будь внимательней».

  7. Не разговаривайте с ребенком на эмоциональном взрыве. Расстройства, гнев не помощники в решении ситуации. Успокойтесь, потом обсудите проблему.

  8. Если понимаете, что сейчас взорветесь, то лучше взять паузу. Уйдите из комнаты, выдохните, попейте воды. После этого продолжайте разговор.

Бывает, когда учительница часто ругает ребенка, он стает еще «вредней», начинает делать все «назло». В нем включается механизм сопротивления. Это нормально. Не стоит перегибать палку, постарайтесь понять своего ребенка.

Нередко школьные учителя жалуются на плохое поведение детей. Это не удивительно, ведь всем известно, что детская психика еще не сформирована. Порой банальная вещь в виде обидного слова или неудачного рисунка может стать глобальной проблемой. Задача родителей быть на стороне своего ребенка, постараться увидеть причину плохого поведения, помочь ему выйти из ситуации. Главный ключ к взаимопониманию – совместное время провождение, которое поможет найти решение любых проблем.

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

У нас в классе неуправляемый ребенок, который всем мешает. Что делать? - слайд

© unsplash.com

Взгляд на проблему с трех сторон

Одни родители жалуются в соцсетях на детей, которые дерутся и мешают вести уроки. Другие призывают к терпимости. Мы попытались услышать обе стороны и дать конкретные советы, что делать.

Валерия

Мама второклассника

В классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене. Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, — в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след.

Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается.

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.


Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.


Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником. Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом.

Интересное по теме

Как выбрать книгу, которая подойдет именно вашему ребенку

Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива. Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.

Используйте административный ресурс — узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается.

Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д. 2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Ханафи Гулиев

Руководитель структурного подразделения школы №2120

В первую очередь школа, как консервативный институт, требует решения вопроса дисциплины. Совет по профилактике и малые педсоветы школы могут рекомендовать «трудному» ребенку посещать кружки допобразования во второй половине дня, где можно проявлять свои лидерские качества.

Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».

Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться. В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители. Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года — на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой.

С моей дочерью всегда было трудно. С первого же месяца в детском саду на нее сыпались жалобы: слишком шумная, неуправляемая, плохо слушается, на все отвлекается, не сидит во время занятий. Помню, как на первом утреннике одна мама устроила скандал и кричала, что раз моя дочка толкает ее сына, значит дома у нас кошмар и насилие и к нам нужно направить опеку. Просто так-то дети не толкаются! В саду и начальной школе всегда были недовольные родители, которые требовали убрать моего ребенка из коллектива.

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе.


Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.


Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась. И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо. И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка.

Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто. С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения. Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах.

Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:

На встрече ничего не говорить первым. Внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон. Обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка — докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ. Прояснить и записать все предъявляемые проблемы.

Задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий. Задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация, только после этого высказать свое мнение о том, что происходит.

Не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит. Не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой вы человек;

Дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные.

Дальше лучше всего общаться со школой письменно — написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать.

Общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой.


На метод «нет ребенка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех.


Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.

Юлия Зарусинская

социальный педагог школы №2025

Существуют две причины появления симптомов агрессивного поведения — медицинского и воспитательного (педагогического) характера. Если ребенок бросается школьными предметами, раскидывает вещи, начинает сбрасывать одежду в раздевалке, пытаясь выплеснуть злость, и это не результат явной перепалки или ссоры, то мы начинаем работу с родителями и рекомендуем обратиться к психологу.

Мы можем рекомендовать сводить ребенка в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы, которая направит к специалистам для коррекции поведения. Школа также сотрудничает с бесплатными психологическими центрами в каждом округе, где ребенок проходит тестирование и посещает до десяти занятий. Бывают ситуации, когда комиссию собирают в здании школы, как правило, если работа ведется с несколькими «трудными» детьми. Если причина имеет медицинский аспект, то школа рекомендует обратиться к специалистам медицинского профиля — психоневрологу, психиатру. Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов ее устранить.

В школе работает пять социальных педагогов в каждом здании комплекса. Так как агрессия является одной из форм девиантного поведения, то работа проводится по разным направлениям. Социальные педагоги наблюдают за такими детьми, учат выстраивать правильные взаимоотношения со сверстниками методами совместных игр, мероприятий, дежурств, вовлекают таких детей в творческую и спортивную деятельность. Например, мальчики могут посещать спортивные секции, девочки — театральную студию, вокальные кружки, рисование на базе бесплатных кружков допобразования. В индивидуальной работе социальные педагоги объясняют, как просить игрушку у другого ребенка, как вежливо себя вести, выстраивают и проигрывают правильное взаимодействие.

Родили и не поняли

Слушайте подкаст от редакции

  • школа
  • подростки
  • детская агрессия
  • травля
  • родители
  • 6-10 лет
  • 10+

Разбор

…И зачем это делать с помощью мультиков?

партнерский материал

Развитие

Собрали для вас подборку школ, в которых можно заниматься не выходя из дома.

Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.

->

Нежелание учиться, дерзкое поведение в классе и помощь с «домашкой»: психолог отвечает на вопросы родителей про школу


Фотографии: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Психолог Елизавета Филоненко отвечает на вопросы своих подписчиков.

Ребенок не хочет менять школу

Вопрос от Марины

Сын не хочет уходить из своей школы. Не хочет менять школу, учителей, боится потерять друзей. Как сделать смену школу менее травмирующей? Как донести важность перехода в более сильную школу?

Ответ психолога

Ребенку сложно представить себе какое-то абстрактное будущее, даже если оно несет перспективы успеха, и он не в состоянии ради этого жертвовать сегодняшним удовольствием.

Вам нужно объяснить ему о причины, по которым вы хотите перевести его в новую школу, и минимизировать тот урон, который он получит при этом переходе. Например, сказать, что мы останемся на связи с друзьями, будем приглашать их в гости. И, конечно, нужно выдержать и пережить негативную реакцию ребенка на это ваше решение, которое ему не нравится. 

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Сын постоянно ведет себя плохо в школе

Вопрос от Ларисы

Мальчику 11 лет, учится на отлично. Но вот поведение в школе отвратительное: спорит с учителями, конфликтует с одноклассниками, постоянно какие-то проблемы в школе относительно дисциплины и жалобы от учителей. Ребенок один в семье. Может ли это быть следствием эгоизма и избалованности? Или же это черта характера?

Ответ психолога

Очень важно понимать что такое «черта характера». Это характеристика личности, которая образуется во многом под влиянием внешних обстоятельств. Соответственно, черта характера может быть результатом воспитания, в том числе и избалованности, когда ребенку предоставляли возможность все время лидировать. Если он всегда в семье был на первом месте, то это может порождать непонимание иерархии с другими взрослыми людьми.

В данном случае, у мальчика есть непонимание социальной нормы. Так как он уже в сознательном возрасте, это уже не регулируется системой наказаний и поощрений. Об этом с ним надо говорить: рассказывать, какое впечатление он производит, что такое авторитет и почему важно слушать старших.

Помогать ли ребенку, если он не понял тему

Вопрос от Алины

Сын в третьем классе. Делает уроки сам, несет ответственность за свои оценки.И по некоторым предметам вижу, что полное непонимание предмета. Выучил слова по английскому, сдал, забыл.По русскому языку правила помнит, но навык применять не развит. По математике — полное понимание, но вижу, что есть темы по которым могу дать ему более качественное объяснение. Те уроки выполняет сам, но нужна помощь именно в понимании. Не будет ли моя помощь в понимании откатом в его самостоятельности? 

Ответ психолога

Почти все родители рано или поздно замечают, что ребенок в школе не столько получает знания, сколько формирует так называемое учебное поведение. Сдал и забыл, или тянул руку на уроке, чтобы поставили пятерку за активное поведение. Это реальность школы. Но несмотря на это, в голову ребенка потихоньку внедряются системные знания, и каждый факт имитации учебного поведения не должен пугать родителей.

Как уравновесить ваше желание дать более качественные знания и самостоятельность ребенка?

Во-первых, ребенок продолжает нести ответственность за свои оценки, за то, чтобы мониторить задания и вовремя все сдавать. Если вы не будете мониторить саму школьную дисциплину, его самостоятельность не пострадает. Единственная проблема, с которой можно здесь столкнуться — это то, что ребенку не хочется делать больше, чем ему дают в школе. И это большая опасность, которая до поры до времени может вами не замечаться.

Как вариант, стоит отправить ребенка на курсы, которые учат любопытству, развивают мышление и могут глубже увлечь его какой-то темой. 

Старшеклассник не видит смысла в учебе

Вопрос от Елены

Добрый день, Елизавета! Сын (17 лет, 11 класс) говорит, что не видит смысла учебы в школе, потом в институте и работе, не знает, чего хочет. Не хочет ходить в школу, по его словам, только теряет время. До 9 класса учился на 5, потом пропала мотивация. Перед школой начинает болеть живот, голова, нарушен сон, все время вялый. Что делать?

Ответ психолога

Здесь две проблемы. Первая проблема, что человек не видит смысла в учебе, решается одним путем. Нужно выяснить, в чем он тогда видит смысл, на что он собирается жить. Возможно, у него есть какой-то другой план. Если нет, то разговоры с мальчиком должны быть направлены на то, чтобы сфокусировать на этом его внимание.

Если нет смысла учиться, но все равно жить на что-то надо. «Сколько стоит ваша жизнь уже сейчас» — это очень важный вопрос, который надо задавать подростку. Какая это сумма, где ее можно заработать? Такие разговоры будут постепенно подводить человека к тому, чтобы ориентироваться в реальности и более предметно рассуждать, нужна ли ему учеба.

Второй вопрос — почему мальчик не хочет идти в школу и у него начинается психосоматический ответ. Обычно такое не происходит просто от нежелания учиться, особенно, если вы понимаете, что физическая боль действительно есть.

Скорее всего, что у него что-то очень сильно не ладится в школе. Это надо выяснить отдельно. Поговорите с ним об этом, или предложите сходить к психологу — одному или вместе с вами.


Материалы по теме: 

  • Татуировки, эмоциональность, ссоры: психолог отвечает на вопросы родителей подростков.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Добавить комментарий