Как исправить повтор

Цель урока:


  • учить учащихся видеть в тексте различные
    средства связи, формировать умение
    редактировать тексты с неудачным повтором;
  • развивать умение анализировать текст с
    экспрессивным повтором и тексты с
    повторами-недочетами;
  • воспитывать чувство ответственности за
    произнесенные слова, умение работать в группе

Ход урока

I. Беседа с учащимися.

Какое слово вы считаете ключевым в
названии темы урока? (Слово КАК)

Какова цель нашего урока исходя из
темы? (Найти способы исправления текста с
неудачным повтором)

Какова роль повтора в тексте? (Подчеркнуть
самое важное в высказывании, основную мысль
текста, которая может располагаться в начале или
в конце текста)

II. Познакомимся с текстом Д. Родари.

Что вы знаете о Д. Родари? Какие его
произведения вам известны? (Итальянский
писатель, автор таких произведений, как
“Путешествие Голубой Стрелы”, “Джельсомино в
Стране Лжецов”, “Приключения Чиполлино”,
“Сказки по телефону”)

Учащиеся читают текст “Солгать…”,
доказывают, что это текст, опираясь на памятку
“Что такое текст”.

“Солгать – это значит сказать не то,
что есть на самом деле. Люди, которые лгут,
почему-то думают, что ложь, принесет им пользу. Но
всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь,
не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз,
и другой, и третий, скоро прослывает лгунишкой, и
никто больше не будет верить даже тогда, когда он
скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый
искусный лжец непременно попадется, потому что
правду невозможно скрыть. Она всегда становится
известной, потому что она сильнее любой лжи”.

Памятка “Что такое текст”

Текст – это два и более предложений,
объединенных

по смыслу

грамматически:

Тема

Заголовок

Основная мысль

Однотематическая лексика

Порядок предложений

Синонимы

Антонимы

Повторы

Трехчленная структура

Цепная, параллельная связь

Интонация

III. Какую роль играет повтор слов в
данном тексте?

(Повтор при параллельной связи
усиливает, подчеркивает самое важное в
высказывании, его основную мысль).

Какие средства связи, кроме повтора,
вам известны? (Синонимы, заменяющие имена
существительные местоимения)

Учитель предлагает учащимся
определить, работая в группах, лексические и
морфологические средства связи предложений, их
роль в данных предложениях:

  1. Самое прекрасное, самое дорогое для человека –
    это его жизнь. А жизнь поддерживается
    разносторонним, неустанным трудом. Стоит
    замереть труду человека – начинает замирать и
    его жизнь.
  2. В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и
    никого не боялся.
  3. Тропинка привела к обрыву. Под кручей шумела
    река.
  4. В начале лета в лесу появилось много цветов.
    На березовых опушках зацвела иван-да-марья,
    показались лиловые колокольчики, высоко
    поднялся иван-чай. В густой траве на лесных
    полянах мы находим душистые ночные фиалки. А у
    глухого ручья, на берегу реки, любовались
    голубыми незабудками. (И.Соколов-Микитов)

5. Первый снег… Сколько радости дарит
нам это белое чудо!

6. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье. (С.Я.Маршак)

IV. Оправдан ли повтор слов в данных
предложениях? Если необходимо, отредактируйте
текст. Ответ обоснуйте.


  1. Начался разлив. Разлив – тяжелое время для
    зверей и птиц, живущих на речных островах.
  2. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок
    плавно скользнул по воде.
  3. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров.
    Зубры прижились и перестали бояться человека.
  4. В клетку к лебедям подселили длинноногого
    фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно,
    но потом освоился.

Вывод: к чему приводит неоправданное
использование повтора? (К однообразию,
монотонности речи).

Что необходимо предпринять, чтобы
избежать неоправданного повтора слов? Учащиеся
читают текст Эдуарда Шима, отвечают на вопрос
“Как удалось автору избежать повторения слов?”

Сначала мы ехали на поезде, потом в
лобастом новеньком автобусе.

Я забрался на переднее сиденье, смотрю
в окно. Все жду, когда наша деревня покажется.

(Учащиеся находят такие приемы, как
пропуск слова, использование однородных членов,
которые помогают избежать неоправданного
повтора слов)

V. На основании данных в учебнике
текстов составить памятку “Как устранить
повтор-недочет” (групповая работа)

Художник использует цвета:
синий, зеленый, красный – и много других цветов.

Устранить лишнее слово

Шар вырвался из моих рук и
полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он
стал еле заметен.

Объединить предложения,
превратив одно из них в словосочетание.

Я очень люблю своего щенка. Я
хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я
купаю его.

Объединить в предложение с
однородными членами.

В результате групповой работы
учащиеся создают памятки, коллективно
обсуждается результат проведенной работы, итог
на доске в виде памятки:

КАК УСТРАНИТЬ
ПОВТОР-НЕДОЧЕТ


  1. Объединить несколько предложений в одно с
    однородными членами.
  2. Объединить предложения, превратив одно из них в
    словосочетание.
  3. Исключить лишнее слово.
  4. Заменить повторяющееся слово местоимением.
  5. Заменить повторяющееся слово синонимом.

Используя памятку, учащиеся выполняют
упражнения учебника (§60), заменяя повтор одним из
способов.

Вывод по этапу урока: Какие способы
использовали учащиеся для устранения
неоправданного повтора?

VI. С целью самопроверки по изученному
материалу проводится тест.

Критерии оценки записаны на доске:

“5” – 6 правильных ответов
“4” – 5 правильных ответа
“3” – 4 правильных ответа

I вариант

1. Напишите способ связи предложений в
тексте:

Где-то за лугом раздавались голоса. Они
становились то ближе, то удалялись, превращаясь
в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.

2. Напишите способ связи предложений в
тексте:

Прямо над дверью в избушке висел пук
длинной сухой травы. Она издавала сладкий запах с
привкусом мяты. Считается, что эта трава отгоняет
от: жилища злых духов.

3. Закончите предложение:

В тексте могут быть использованы
различные средства связи: повторяющиеся слова,
заменяющие их _______________________

4. Напишите средство связи предложений:

Мама подошла к мальчику. Малыш
продолжал громко плакать.

5. Напишите средство связи предложений:

Ольга бежала навстречу ветру. Она была
счастлива.

6. Что нужно сделать, чтобы исправить
в следующем тексте неоправданный повтор?

Я каждый день просыпаюсь в семь часов
утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель.

а) Заменить повторяющееся слово на
местоимение.

б) Объединить в предложение с
однородными членами.

в) Здесь нет неоправданного повтора.

II вариант

1. Напишите способ связи предложений в тексте:

Далеко был слышен стук колес
проезжавшего поезда. Стук этот затихал по мере
того, как поезд подъезжал к станции. Затем он
снова набирал силу.

2. Напишите способ связи предложений в тексте:

В деревне шел сильный дождь. Он пришел
как спасение среди сухого жаркого лета. Такого
лета старожилы не помнили.

3. Закончите предложение:

В тексте могут быть использованы
различные средства связи:

_______________________________________________________________, синонимы.

4. Напишите средство связи предложений:

Картина была огромная. Она занимала
почти всю стену гостиной комнаты.

5. Напишите средство связи предложений:

Цветы — великолепное создание
природы. Цветы украшают нашу жизнь.

6. Найдите текст с параллельным строением.

а) Создание рукописных книг было
делом сложным и долгим. На изготовление каждой из
них уходил не один год, а иногда от пяти до семи
лет.

б) Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понес… (О.Григорьев)

в) Однажды днем в лугах ко мне
прилетела ласточка. Она кружилась около меня,
задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво.
Она летела за мной, не отставая, два часа, и, в
конце концов мне стало не по себе.

(По К.Паустовскому)

Анализ проведенной работы, самооценка.

VII. Подведение итога урока.

Какие средства связи между предложениями
используются в тексте?

Всегда ли уместен повтор?

Какие способы устранения повтора-недочета вы
узнали?

Какие трудности возникли? На что необходимо
обратить внимание при выполнении домашнего
задания?

VIII. Домашнее задание.

Найти в предложенных текстах
упражнения №647 повторы-недочеты, устранить их,
используя способы правки или продолжить
текст, используя слова и выражения, близкие по
значению слову маленький, тему текста и
конкретные предметы определить самостоятельно: Все
здесь было как настоящее, только очень маленькое.

Воронина Елена Юрьевна,  учитель русского языка   МОУ «СОШ №16» г. Сыктывкара

Урок развития речи в 6 классе  по теме

«Как исправить  текст с неудачным повтором»

Тип урока– интегрированный (русский язык, литература) с применением ИКТ.

Цель урока – подвести обучающихся к умению исправлять неудачные повторы в тексте, избегать неудачных поворов

Задачи:    образовательные:  1. учить видеть в тексте различные средства связи;

  1. 2. формировать умение редактирования текста с неудачным повтором;
  2. 3. учить  создавать свой текст, избегая повторов-недочетов.

    развивающие: 1. развивать умение анализировать текст с экспрессивным повтором и тексты повторами- недочетами;

  1. 2. развивать умение учащихся самостоятельно определять свое знание-незнание по предмету, сравнивать, анализировать.
  2. 3. развивать речь учащихся, логическое мышление;
  3. 4. развивать умение работать в группах, индивидуально.

воспитательные:  1. воспитывать личностные качества учащихся;

  1. 2. воспитывать любовь к русскому языку и литературе;
  2. 3. воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изученной теме и их практическое применение.

Дидактическое обеспечение:

  1. Компьютер с колонками.
  2. Проектор.
  3. Песни Незнайки и Знайки из кинофильма «Незнайка с нашего двора».
  4. Портрет Н. Носова и его героев.
  5. Презентация в программе Power  Point.
  6. План-карты для каждого учащегося по группам.
  7. Листы «Цель: что я жду от сегодняшнего урока».
  8. Карточки с индивидуальными заданиями.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».

Ход урока.

Ребята до начала урока при входе в кабинет выбирают картинку (Знайка, Незнайка, Ромашка, Стекляшкин) и рассаживаются по группам, соответствующим картинкам. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Учащиеся работают в план-картах.

  1. Вступление. Настрой на работу.

Звучит песенка Незнайки из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

Учитель: Кто узнал этого героя? Кто он? (Незнайка)  Кто автор произведений о Незнайке и жителях солнечного города? (Н.Носов)  Какие произведения он еще написал?   (Ответы учеников)     23 ноября  Н.Носову исполнилось бы 102 года.   А я хочу вас поздравить  с днем рождения этого замечательного писателя, без которого не прошло детство ни одного из сидящих здесь. (слайд2)

В песенке Незнайки мы услышали его мнение о том, что невозможно знать все на свете, поэтому не нужно и учиться. Зачем напрягаться, если все равно все не узнаешь.  А вы с этим согласны? (ответы) В конце нашего  урока мы вернемся к этому вопросу.

  1. Актуализация знаний.

          Учитель: Перед вами- 2 текста. Давайте их прочитаем. (слайд 3)

1.

2.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу” Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

                               Н.Носов «Живая шляпа»

Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда  Вадик попал, шляпа как подскочит кверху!                   Н.Носов «Живая шляпа»

Общее:                                                                                                                              Различия                                                                                                                                                                                                                                                                               

Для чего нужны…………..

Докажите, что в обоих столбиках именно тексты, а не набор предложений (ответ: тема, заголовок, основная мысль, порядок предложений, связаны по смыслу и грамматически)

Скажите, что в них общего, а в чем различия? (ответ: общее: повторы, различия: в первом тексте они необходимы, во втором – это ошибки) Запишите ответы снизу.

Как вы думаете, какой текст принадлежит перу Н.Носова, а какой испорчен? (первый текст- Носова, т.к. в нем нет неоправданных повторов).

А как вы думаете, для чего нужны повторы? (ответ: повтор усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, основную мысль; повтор указывает на продолжительность действия) Запишем наш вывод в строчку «Для чего нужны….», дописав слово «повторы». (слайд 4)

Скажите, к чему приводит неоправданное использование повторов (ответ: к однообразию, монотонности речи)

Учитель: Тема сегодняшнего урока непосредственно связана с данным текстом. Это вопрос, на который нужно ответить. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (ответ). Какое слово главное в этом вопросе? (ответ: как)

Итак, записываем тему в план-карту: «Как исправить  текст с неудачным повтором». Все вы- герои произведений Носова, все вы разные: трудолюбивые, любознательные, ленивые, везде сующие свой нос. Но именно благодаря своим различиям вы мне и поможете ответить на поставленный нами вопрос.

  1. Целеполагание.

Учитель: Теперь возьмите лист «Цель: что я жду от сегодняшнего урока» и в правом квадратике отметьте галочкой, что бы вы хотели сегодня узнать, опираясь на тему нашего урока, можете в пустую строчку записать свою цель.

Цель: что я жду от сегодняшнего урока.

Хочу узнать, для чего нужны повторы в тексте

Хочу вспомнить, что такое текст

Хочу научиться видеть в тексте повторы- ошибки

Хочу научиться правильно формулировать свои мысли

Хочу составить памятку, чтобы избежать повторов-ошибок в будущем

Хочу вспомнить, что такое синонимы

Хочу узнать, как исправить  неоправданный повтор

Хочу отдохнуть

Назовите выбранные вами цели (ответ нескольких учеников). В конце урока мы посмотрим, добились ли вы поставленных целей.

  1. Изучение нового материала (групповая работа).

Работаем по группам. Заполняем второй столбик памятки «Как устранить повтор-недочет». 1гр.- 1 строчку, 2 гр.- 2 строчку, 3 гр.- 3 строчку, 4 гр.- 4,5 строчки. В конце каждая группа говорит, что не так в тексте и что необходимо сделать. Если необходимо, подключаются и другие группы. В конце работы должно получиться следующее: (слайд 5)

Памятка.  Как устранить повтор-недочет.

Текст

Что сделать?

1. Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой  пришел Котька.

                                                                      («Находчивость»)                                                          

Устранить лишнее слово

2. Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице.  И поехали мы под землей.

                                                                                  («Метро»)

Объединить в одно предложение с однородными членами.

3. Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх.                            («На горке»)

Объединить предложения, превратив одно в

словосочетание.

4. Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти.

                                                                            («Ступеньки»)

Заменить повторяющееся слово местоимением

5. Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина  пошла играть с подругами.

                                                                   («Федина задача»)

Заменить повторяющееся слово синонимом

Давайте проверим, правильно ли мы все сделали. Откройте учебник на стр. 290. Прочитайте тексты  «Возьмите на заметку!»  параграфа 60.

  1. Физминутка.

Учитель: Вспомните, Незнайка ни секунды не сидел на месте. Давайте и мы разомнемся. Встали, правую руку положили на голову, левую- на живот. Правой рукой похлопываем по голове, а левой гладим свой животик. А теперь ускоряем темп. Спасибо, садитесь.

  1. Закрепление материала. (групповая работа)

Учитель: Мы не просто отдохнули, мы готовились к следующему задания. А теперь выполните задания, которые я подготовила для каждой группы. (слайд 6)

Предложения для групп

Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант.

  1. Когда мы гладили себя по животу, мы веселились.

____________________________________________

  1. Во время физминутки нам было весело веселиться.

____________________________________________

  1. Мы гладили живот, мы стучали по голове, мы смеялись.

____________________________________________

  1. Нам было весело, когда мы смотрели на одноклассников.

____________________________________________

Вы должны будете не только исправить ошибки, но и ответить на вопрос: что общего и в чем различия данных заданий от предыдущих.

Затем каждая группа говорит об ошибках в предложениях: 1 гр.- 3 гр. – ошибки- повторы, 4 гр.- все правильно в предложении.

Учитель: Так что же общее с предыдущим заданием? (ошибки-повторы) А в чем различия?  (в предыдущих заданиях повторы были в тексте, а здесь –  в предложении)

  1. Работа с новым  словом.  

Учитель: Вы знаете такое выражение, как «масло масляное»,  в предложении 2 группы  было выражение «весело веселиться». Кто знает, как называются такие выражения? Давайте посмотрим, какое значение этого слова дает «Толковый словарь» Ожегова. (слайд 7) (Тавтология-повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла.) Запищите это значение в строку у вас в план-картах. Тавтология бессодержательна и пуста, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение. Например,  вам предложение: «Самый страшный из путей на пути у всех путей», «Старая старушка». И вы в своих сочинениях должны стараться не допускать тавтологии. Сейчас мы потренируемся. Итак, в высказываниях  Незнайки найдите тавтологию и устраните ее: (слайд 8)

  1. Птенцы падают вниз на землю.
  2. Начало представления в 19 часов вечера.
  3. Не задирайте нос кверху!
  4. Ошибки чтеца неприятно резали слух.
  5. Вода была мокрая.                

8.  Создание своего текста  (групповая и индивидуальная работа)

Учитель: Практически всегда, читая чужой текст, мы с легкостью находим в нем ошибки. Но совсем не видим этих же ошибок в своем тексте, сколько бы мы его не перечитывали. Давайте попробуем составить свой собственный текст, опираясь на полученные сегодня знания. Итак, задание. Составить небольшой текст (3-5 предложений) от лица персонажа, которого вы выбрали в начале урока (Незнайки, Ромашки, Стекляшкина, Знайки),  на данную каждой группе тему. (слайд 9)

Темы текстов для каждой группы.

  1. Прогулка в осеннем лесу под дождем.
  2. Купание в апреле в холодном море (раз уж приехали)
  3. Кормление хищного зверя в зоопарке (пока не видит смотритель)
  4. Попытка донести до машины в руках 14 кактусов, купленных на 8 Марта одноклассницам.

Пока группы составляют текст, нескольким учащимся (которые в силу разных причин не могут работать в группе, но необходимо оценить из знания, полученные на уроке) дается индивидуальное задание:

1. Определи способ связи предложений в тексте: Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.

2. Что нужно сделать, чтобы исправить в следующем тексте неоправданный повтор? Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель. А) заменить повторяющееся слово на местоимение.  Б) объединить в предложение с однородными членами В) здесь нет неоправданного повтора.

3. Найди текст с параллельным строением.

А) Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.

Б) Велосипед меня понес,

    Понес куда-то под откос.

    Он там остался без колес,

    И дальше я его понес… (О.Григорьев)

В) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летала за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов, мне стало не по себе. (По К.Паустовскому)

4. Напиши средство связи предложений: Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал плакать.

Затем ребята читают полученные произведения, обсуждая их. Индивидуальные работы собираются, за них выставится оценка после проверки.

9. Рефлексия.

Учитель: Я вижу, что вы усвоили материал сегодняшнего урока. Давайте вернемся к нашему листочку «Цель», теперь в левом столбике отметьте, что вы на самом деле узнали на уроке (несколько человек зачитывают свои варианты и проговаривают, насколько совпала с тем, чего они хотели в начале урока).

Учитель:  давайте вернемся к началу нашего урока.  Вы согласны с мнением Незнайки о том, что все знать невозможно, поэтому и не нужно учиться? Полезны ли знания, полученные на сегодняшнем уроке? (ответы учеников). Я вижу, что вы согласны с другим героем замечательной повести Носова о маленьких человечках – со Знайкой. Послушайте, что он говорит (звучит песенка Знайки)

  1. Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 10,11)

Прочитать § 60. Выполнить на выбор: а) исправить текст о Н.Носове, данный в план-картах. Увидеть в нем все ошибки, а не только на те правила, которые мы прошли на сегодняшнем уроке. Вспомните, что такое текст, признаки текста.

Рассказы Носов  начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год). Но самые знаменитые,   самые светлые и запоминающиеся писались  в самые страшные годы.   С года сорок  первого по год сорок  пятый.  Тогда  Носов снимал дакуминтальные  фильмы  для фронта. А в свободнои время, когда не снимал дакуминтальные фильмы, для душы, писал те самые  истории – «мишкина каша», «Дружок», «Огородники»…. Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук», была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у начинающего писателя вышла первая книжка –  сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у героев – детей только мамы, и мужских персанажей мало. В историях представлены носовым варенье с хлебом в качестве лакомства…    Но все-таки  войны там нет. Потому что это – для детей.                                                                                                                   

                                                б) тем, кому покажется это трудным, упр. 646

  1. Выставление оценок за урок.

Желаю вам успехов. Спасибо за работу. До свидания. (слайд 12)

Список использованной  литературы и интернет-ресурсов.

  1. Тексты рассказов Н.Носова: «Федина задача» http://lukoshko.net/nosov/nosz9.shtml, «Ступеньки» http://lukoshko.net/nosov/nosz6.shtml, «На горке» http://lukoshko.net/nosov/nosz5.shtml, «Живая шляпа» http://lukoshko.net/nosov/nosz3.shtml ,

      «Находчивость» http://lukoshko.net/nosov/nosz1.shtml 

  1. Значение слова тавтология http://ru.wikipedia.org/wiki/Тавтология_(риторика), http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7593/ 
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ М., 1997г.
  3. Образовательный портал «Первое сентября». Фестиваль «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/532094/ Урок развития речи. 6-й класс “Как исправить текст с неудачным повтором” (статья Дуб Н.И.)
  4. Как работать с повтором http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200202105  (статья  Гацуцина В.) (Данная статья была опубликована в N 21/2002 еженедельника “Русский язык” издательского дома “Первое сентября”)
  5. Портрет Н.Носова и фрагменты его произведений http://www.google.ru/imglanding?q 
  6. Песенка Незнайки и его друзей http://www.youtube.com/watch?v=DBU8e_0REtc&p=DC3F4372AF2C7CC1&playnext=1&index=8. Песенка Знайки и его друзей http://www.youtube.com/watch?v=xorH9U39LEM&feature=related 
  7. http://lotsman.ru/texts/article/46-digest/112—-lr— статья «Человек с четырьмя «эн» (о Николае Носове)

Конспект
урока русского языка

в 6
классе 

Учитель: 
Лобусова Ирина Валентиновна

Тип урока– урок развития речи с применением ИКТ.

Тема: «Как
исправить  текст с неудачным повтором»

Цель урока – подвести обучающихся к умению исправлять неудачные повторы в тексте,
избегать неудачных повторов

Задачи:    образовательные:  1. учить видеть в тексте различные
средства связи;

¨     
2. формировать умение редактирования текста с
неудачным повтором;

¨     
3. учить  создавать свой текст, избегая
повторов-недочетов.

   
развивающие: 1. развивать умение анализировать текст с экспрессивным
повтором и тексты повторами- недочетами;

¨     
2. развивать умение учащихся самостоятельно
определять свое знание-незнание по предмету, сравнивать, анализировать.

¨     
3. развивать речь учащихся, логическое мышление;

¨     
4. развивать умение работать в группах,
индивидуально.

воспитательные:  1.
воспитывать личностные качества учащихся;

¨     
2. воспитывать любовь к русскому языку и
литературе;

¨     
3. воспитывать желание переосмысления собственных
знаний по изученной теме и их практическое применение.

Дидактическое
обеспечение
:

  1. Компьютер .
  2. Проектор.
  3. Презентация в
    программе
    Power  Point.
  4. План-карты для
    каждого учащегося по группам.
  5. Листы «Цель: что
    я жду от сегодняшнего урока».
  6. Карточки с
    индивидуальными заданиями.
  7. Ожегов С.И.,
    Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».

Ход
урока.

I.                  
Организационный момент.

II.               
Беседа с учащимися.

Учитель: Работу на уроке я хочу начать  с высказывания русского писателя
Л.Н.Толстого.

Слайд 1

Слово –дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Учитель: Как вы понимаете смысл этого высказывания?(ответы детей)

Учитель: Слово
– важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого
формируется и выражается человеческая мысль.
О вежливости
человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит –  злой;
говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. Красноречивые,
общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать двух слов, нам не
интересны.

В подтверждение этому приведу такой исторический пример.
Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды
хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и
приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки, раб
ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение
приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это
тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами,
развязывать войны; язык несёт зло, горе, оскорбление.

Учитель: Вернемся
к высказыванию Л.Н. Толстого. Можно ли сказать, что перед нами текст?
Докажите. ( Предложения связаны по смыслу, можно озаглавить). Назовите признаки
текста.

Какой способ связи предложений в тексте? (параллельный,
повторяется одно и тоже данное «слово» в разных его падежах: слово – И.п., словом – Т.п., слова – Р.п.).

Учитель:  С какой целью использован  повтор? (путём повторения
слова в тексте выделяется наиболее значимое слово, которое является ключевым.
Повтор здесь является стилистическим приемом. )

Вывод: Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает
самое важное в высказывании, его основную мысль).Слайд 2

III. Работа с текстами.

Учитель: Но всегда
ли повтор оправдан?

Давайте познакомимся с еще одним текстом

Слайд 3

1.На картине мы видим красивую, светлую
веранду. В центре веранды стоит небольшой столик с осенним букетом. По
периметру веранды стоят скамейки, которые очень сочетаются с самой верандой.

Учитель: Оправдан
ли повтор в данном тексте. Почему? ( Нет,речь однообразна, монотонна. Создаёт
речевые недочёты)

Повтор является недочетом. Слайд 4

IV. Формулировка урока. Целеполагание.

– Как вы думаете, чему сегодня вы  должны
научиться на уроке? (научиться исправлять текст с неудачным повтором) Слайд
5

– Какова цель нашего урока,  исходя из темы?
(Найти способы исправления текста с неудачным повтором)

– Следовательно, мы должны узнать: Что
необходимо предпринять, чтобы избежать неоправданный повтор.

Учитель: Теперь
возьмите лист «Цель: что я жду от сегодняшнего урока» и в правом квадратике
отметьте галочкой, что бы вы хотели сегодня узнать, опираясь на тему нашего
урока, можете в пустую строчку записать свою цель.

Цель: что я жду от сегодняшнего урока.
Слайд 6

Хочу
узнать, для чего нужны повторы в тексте

Хочу
вспомнить, что такое текст

Хочу
научиться видеть в тексте повторы- ошибки

Хочу
научиться правильно формулировать свои мысли

Хочу
составить памятку, чтобы избежать повторов-ошибок в будущем

Хочу
вспомнить, что такое синонимы

Хочу
узнать, как исправить  неоправданный повтор

Хочу
отдохнуть

Учитель: Назовите выбранные вами цели (ответ нескольких учеников). В
конце урока мы посмотрим, добились ли вы поставленных целей.

V. Работа с учебником. Работа в группах.

1)     
Прочитайте текст упр.289 Э.Шима. Ответьте на вопрос
«Как автору удалось избежать повторения слов?»

(автор использует такие приёмы, как пропуск
слов, использование однокоренных слов)

– Да, автор исключает лишнее слово, несколько
предложений объединяет в одно с однородными членами.

2)     
Работа в группах. (упр. 290)

Задание: прочитать тексты, устранить
неоправданные повторы; составить памятку «Как устранить повтор – недочёт».
(Проверка Слайд 7 )

В результате
групповой работы учащиеся создают памятку, коллективно обсуждается результат
проделанной работы, которая видна на слайде.  (Слайд 8)

VI. Слово учителя.  Редактирование. (устно)

Учитель: Кроме
рассмотренных нами средств избежания неоправданного повтора, есть ещё приёмы.
Давайте их определим: (Слайд 9)

1.     
В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и
никого не боялся.

2.     
Тропинка привела к обрыву. Под кручей шумела река.

3.     
Первый снег… Сколько радости дарит нам это белое
чудо!
4. Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.

– Какой вывод можно сделать? (Избежать неоправданный повтор
помогают синонимы и местоимения)

– Допишите в памятку

VII. Оправдан
ли повтор слов в данных предложениях? Если необходимо, отредактируйте текст.
Ответ обоснуйте.  Слайд 10 (письменно)

  1. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок
    плавно скользнул по воде.
  2. Из Беловежской пущи на Волынь завезли
    зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.
  3. В клетку к лебедям подселили длинноногого
    фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

Вывод: к чему приводит неоправданное
использование повтора? (К однообразию, монотонности речи).

В результате групповой работы учащиеся создают
памятки, коллективно обсуждается результат проведенной работы, итог на доске в
виде памятки:

КАК УСТРАНИТЬ ПОВТОР-НЕДОЧЕТ

  1. Объединить несколько предложений в одно с
    однородными членами.
  2. Объединить предложения, превратив одно из
    них в словосочетание.
  3. Исключить лишнее слово.
  4. Заменить повторяющееся слово местоимением.
  5. Заменить повторяющееся слово синонимом.

Физминутка

VIII. Работа с
новым  словом. 

Учитель: Посмотрите
на следующий слайд. Слайд 11

1.На песчаном берегу можно строить песчаные
замки.

2. На картине А. Пластова «Первый снег» мы
видим, как дети смотрят на первый белоснежный снег.

3. Художник показывает нам уходящую зиму и
приближающуюся радостную весеннюю весну.

Учитель: Что
заметили? (повтор в предложениях)

Знаете ли вы каким термином называется повтор
того же самого не уточняющего смысл?

Давайте посмотрим, какое значение этого слова
дает «Толковый словарь» Ожегова. (слайд 12) (Тавтология-повторение того
же самого другими словами, не уточняющее смысла.)
Запищите это
значение в тетрадь. Тавтология бессодержательна и пуста, она не несет никакой
информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта,
загромождающего речь и затрудняющего общение. Например,  вам предложение:
«Самый страшный из путей на пути у всех путей», «Старая старушка». И вы в своих
сочинениях должны стараться не допускать тавтологии. Сейчас мы потренируемся.
Итак, в высказываниях  найдите тавтологию и устраните ее: (слайд 13)

*     
Птенцы падают вниз на землю.

*     
Начало представления в 19 часов вечера.

*     
Не задирайте нос кверху!

*     
Ошибки чтеца неприятно резали слух.

*     
Вода была мокрая.       

IX.Тест.

Критерии
оценки записаны на доске:

“5”
– 6 правильных ответов
“4” – 5 правильных ответа
“3” – 4 правильных ответа

I вариант

1.
Напишите способ связи предложений в тексте:

Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились
то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над
деревней.

2.
Напишите способ связи предложений в тексте:

Прямо над дверью в избушке висел пук длинной сухой травы. Она издавала
сладкий запах с привкусом мяты. Считается, что эта трава отгоняет отжилища
злых духов.

3.
Закончите предложение:

В тексте могут быть использованы различные средства связи:
повторяющиеся слова, заменяющие их _______________________

4.
Напишите средство связи предложений:

Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал громко плакать.

5.
Напишите средство связи предложений:

Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.

6. Что нужно сделать, чтобы исправить в
следующем тексте неоправданный повтор?

Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я
собираю портфель.

а)
Заменить повторяющееся слово на местоимение.

б)
Объединить в предложение с однородными членами.

в)
Здесь нет неоправданного повтора.

II вариант

1.
Напишите способ связи предложений в тексте:

Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. Стук этот затихал по
мере того, как поезд подъезжал к станции. Затем он снова набирал силу.

2.
Напишите способ связи предложений в тексте:

В деревне шел сильный дождь. Он пришел как спасение среди сухого
жаркого лета. Такого лета старожилы не помнили.

3.
Закончите предложение:

В тексте могут быть использованы различные средства связи:_______________________________________________________________,
синонимы.

4.
Напишите средство связи предложений:

Картина была огромная. Она занимала почти всю стену гостиной комнаты.

5.
Напишите средство связи предложений:

Цветы — великолепное создание природы. Цветы украшают нашу жизнь.

6.
Найдите текст с параллельным строением.

а) Создание
рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них
уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.

б) Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понес… (О.Григорьев)

в) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около
меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летела за мной, не
отставая, два часа, и, в конце концов мне стало не по себе.

(По К.Паустовскому)

Анализ
проведенной работы, самооценка.

X. Рефлексия.

Учитель: Я вижу, что вы усвоили материал сегодняшнего урока. Давайте вернемся
к нашему листочку «Цель», теперь в левом столбике отметьте, что вы на самом
деле узнали на уроке (несколько человек зачитывают свои варианты и
проговаривают, насколько совпала с тем, чего они хотели в начале урока
).

X. Подведение итога урока.

Учитель:  Какие средства связи между
предложениями используются в тексте?

Всегда
ли уместен повтор?

Какие
способы устранения повтора-недочета вы узнали?

Полезны ли знания,
полученные на сегодняшнем уроке? (ответы учеников).

XI. Домашнее задание (дифференцированное)

1.      Работа с текстом по карточке

2.      Выполнение упр. № 297

Домашнее задание

        
Спишите текст,  рисунки замените словами,
повторяющиеся слова замените синонимами, местоимениями. Графически обозначьте 
орфограммы.

Это было в сент…бре. Из полынного остро…ка
выск…чил    MCAN00647_0000[1]               и, как шар, (по)катился (по)полю. MCj03083760000[1]кинулся
на  MCAN00647_0000[1]           .    MCAN00647_0000[1]       быстро
перевернулся на спину и ударил    MCj03083760000[1]       задними лапами. Я
затаил дыхание и стал наблюдать за поединком, не зная, что придумает   MCAN00647_0000[1]      при
очередном нападени… MCj03083760000[1]        .

______________________________________________________________________________
Домашнее задание

        
Спишите текст,  рисунки замените словами,
повторяющиеся слова замените синонимами, местоимениями. Графически обозначьте 
орфограммы.

Это было в сент…бре. Из полынного остро…ка
выск…чил    MCAN00647_0000[1]               и, как шар, (по)катился (по)полю. MCj03083760000[1]кинулся
на  MCAN00647_0000[1]           .    MCAN00647_0000[1]       быстро
перевернулся на спину и ударил    MCj03083760000[1]       задними лапами. Я
затаил дыхание и стал наблюдать за поединком, не зная, что придумает   MCAN00647_0000[1]      при очередном нападени… MCj03083760000[1]        .

1. Как исправить текст с неудачным повтором

2. Возьмите на заметку!

• Неоправданное использование
повтора приводит к однообразию и
монотонности речи.
• В этом случае повтор считается
речевым недочётом

3. Перепишите тексты, устраняя в них неоправданный повтор.

1) Художник использует
цвета: синий, зеленый,
красный – и много других
цветов.
Устранить лишнее слово.
2) Шар вырвался из моих Объединить предложения,
рук и полетел. Шар был
превратив одно из них в
большой, ярко-красный.
словосочетание.
Скоро он стал еле заметен.
3) Я очень люблю своего
щенка. Я хожу с ним
гулять. Я играю с ним. Я
кормлю его. Я купаю его .
Объединить в
предложение с
однородными членами.

4. Возьмите на заметку!

• Неудачный повтор можно устранить,
заменив повторяющееся слово,
местоимением или синонимом

5. Памятка. Как устранить повтор-недочет.

• Текст
Мы с Вовкой сидели дома, за то, что
разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с
Вовкой пришел Котька.
(«Находчивость»)
Пришли мы на станцию. Спустились мы
по лестнице. И поехали мы под землей.
(«Метро»)
Схватил Котька фанерку и покатил к
дворницкой. Там – ящик с песком. Он и
стал песок на горку таскать. Песок был
мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и
так взобрался на самый верх. («На
горке»)
• Что сделать
Устранить лишнее слово
Объединить в одно предложение с
однородными членами.
Объединить предложения,
превратив одно в словосочетание.
Однажды Петя возвращался из детского
сада. В этот день Петя научился считать
до десяти.
(«Ступеньки»)
Заменить повторяющееся слово
местоимением.
Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с
катка. Дома никого не было. Младшая
сестра Рина, уже успела сделать уроки, и
поэтому Рина пошла играть с подругами.
(«Федина задача»)
Заменить повторяющееся слово
синонимом

6. Устраните неудачный повтор, используя синонимы. Запишите в тетрадь

• Недавно мне подарили
маленького щенка. Глазки
у него маленькие, тёмнокоричневые.

7. Найдите и выпишите из отрывка рассказа Эдуарда Шима «Кто копает грядки» синонимы и слова с дополнительным значением

«маленький».
На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто
маленькие грядки. Можно вообразить, что сюда
приходят лилипуты. И когда нет людей, они
копают свои маленькие грядки. И сажают на
них свои крошечные деревья. Потому что на
каждой кучке растёт берёзка ростом со спичку.
Или сосенка с тремя зелёными иголочками,
похожими на паутинки. Но я теперь знаю, кто
здесь копает землю. Сам видел. Ну, конечно, это
крот.

8. Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант.

1. Когда мы гладили себя по животу,
мы веселились.
2. Во время физминутки нам было
весело веселиться.
3. Мы гладили живот, мы стучали по
голове, мы смеялись.
4. Нам было весело, когда мы
смотрели на одноклассников.

9. Тавтология

• повторение того же
самого другими словами,
не уточняющее смысла

10. Где она, тавтология? Запиши предложение правильно

• Птенцы падают вниз на землю.
• Начало представления в 19 часов
вечера.
• Не задирайте нос кверху!
• Ошибки чтеца неприятно резали
слух.
• Вода была мокрая.

11. Запиши текст, исправляя его

Рассказы Носов начал писать незадолго до войны
(первая публикация – 1938 год). Но самые
знаменитые, самые светлые и запоминающиеся
писались в самые страшные годы. С года сорок
первого по год сорок пятый. Тогда Носов снимал
дакуминтальные фильмы для фронта. А в
свободнои время, когда не снимал дакуминтальные
фильмы, для душы, писал те самые истории –
«мишкина каша», «Дружок», «Огородники»….
Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук»,
была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у
начинающего писателя вышла первая книжка сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у
героев – детей только мамы, и мужских персанажей
мало. В историях представлены носовым варенье с
хлебом в качестве лакомства… Но все-таки войны
там нет. Потому что это – для детей

Речевые повторы: избавляемся, но без фанатизма

Речевой повтор — самая распространённая стилистическая ошибка. Неоправданное и навязчивое повторение одного и того же слова действительно портит текст, ведь неумение пользоваться лексическими средствами языка и подбирать синонимы свидетельствует о бедности вашего словарного запаса и делает речь менее выразительной. Даже если в действительности это не так и слов в нашем распоряжении предостаточно, мозг всё равно ленится и предлагает в качестве универсального варианта одно и то же понятие или определение. «Ужели слово найдено?» Так зачем же искать дальше?!

Но не стоит в стремлении избавиться от чего-либо доходить до абсурда. Нас так запугали лексическими повторами, что на протяжении всего текста мы стараемся не употреблять дважды не то что одно слово, а даже однокоренные слова разных частей речи. К чему это приводит:

— восприятие текста затрудняется, читатель уже не понимает, об одном предмете или лице идёт речь или о разных;

— в качестве синонима подбирается слово, которое не соответствует общей стилистике текста;

— нам может казаться, что слова — синонимы, хотя на самом деле нет, из-за чего утрачивается фактическая точность речи.

Писатель Денис Драгунский, пародируя язык современных СМИ, показал, что может получиться, если механически убрать все речевые повторы:

Наверное, до факультета журналистики многие журналисты ходили в специальный журналистский детский сад. И там строгая воспитательница говорила: «Детки! Не смейте повторять одно и то же слово! А то будет вам а-та-та по попке». Вот с этого перепугу новостники не любят слово «он». Пишут так: «Иван Сидоров попал под автомобиль. Москвич получил травму ноги. Скорая помощь отвезла мужчину в больницу, где менеджеру «Росбанка» сделали операцию. З0-летний выпускник Вышки чувствует себя нормально. Жена отца двухлетней дочери благодарит врачей, которые сохранили здоровье сыну военного пенсионера».

Наверняка эти ребята после детского сада ходили еще и в обычную российскую школу.

От лексических повторов избавляться нужно, но обдуманно! Если одно и то же слово повторяется на протяжении текста иди даже одного абзаца несколько раз — это не всегда ошибка. Тем более если замена влечёт за собой неверное или двусмысленное толкование содержания, затрудняет восприятие текста.

РЕЧЕВЫЕ ПОВТОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ

Совсем по-другому лексический повтор работает в художественных текстах.

Повтор ключевых слов усиливает смысловую и грамматическую связь частей текста.

Я заметил, что человека втрое больше мучает вид предмета, если он не знает его названия. Давать имя окружающим вещам — быть может, это одно и отличает человека от другого существа. Но у меня нет такого запаса слов, чтобы назвать миллионы существ, понятий, вещей, окружающих меня. Это мучит. Но ещё большее мучение, вероятно, испытывает вещь, лишенная имени: её существование неполноценно. Сонмы неназванных предметов терзаются вокруг меня и в свою очередь терзают меня самого страшным сознанием того, что я не бог (В. Катаев).

Намеренный лексический повтор может стать стилистической фигурой, придающей тексту экспрессию.

«…Повторенное слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создает эффект градации, эмоционального нагнетения» (В.Е. Холшевников).

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

Анафора (“единоначалие”) – ещё одна стилистическая фигура, основанная на повторении слов в начале предложения или строфы.

Изморось поливала улицы и проспекты, тротуары и крыши; низвергалась холодными струйками с жестяных желобов. Измороcь поливала прохожих: награждала их гриппами… (А. Белый)

Эпифорафигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи.

Строгий гусь шатался по двору и безмятежно чистил перья. Я догнал его и пригнул к земле, гусиная голова треснула под моим сапогом, треснула и потекла. /…/ Я видел сны и женщин во сне, и только сердце моё, обагрённое убийством, скрипело и текло (И. Бабель).

Добавить комментарий