Многие автолюбители сознательно выбирают себе автомобиль с бензиновым мотором, потому как от “дизеля” вечно соляркой пахнет, да и работает он заметно громче, чем “бензинки”. Спорить о плюсах и минусах можно бесконечно.
Куда более неприятно, если бензиновый двигатель вдруг начинает тарахтеть, да еще и похлеще какого-нибудь старого “дизелька”. Вот тут хозяева своих авто напрягаются, ведь многие современные “бензинки” работают практически бесшумно. Даже если стоять рядом с каким-нибудь заведенным “Солярисом”, работающем на холостом ходу, слышен только стрекот форсунок.
Но если вдруг бензиновый мотор начинает в прямом смысле слова “дизелить”, иначе это никак и не опишешь, то в нем явно есть неисправность. Зачастую происходит это на горячем, прогретом моторе, а слышно это тарахтение на холостом ходу.
В этот раз наглядно покажу, в чем причина “дизеления” бензинового мотора и как от этой проблемы избавиться.
Очень часто эта проблема достает владельцев немецких моторов, о чем заполнен весь интернет. И даже если у вас далеко не немецкий автомобиль, то по запросу “дизелит двигатель на горячую” вы, наверняка, наткнетесь именно на обсуждение типичной неисправности TSI двигателей.
Рассуждения на эту тему часто упираются в неисправность системы привода ГРМ – кто-то грешит на растянутую цепь, которая, якобы, так гремит, у кого-то неисправный гидронатяжитель этой самой цепи. Однако на деле причина в другом.
И виновник этого “дизельного концерта” под капотом – фазорегулятор. На примере не раз разобранных немецких двигателей я и покажу, почему мотор начинает громко работать на холостых после прогрева. При неисправности в этом узле можно встретить ошибку несоответствия фаз – распредвала и коленвала. Двигатель будет работать с провалами на низких оборотах, машина будет “клевать носом” при попытке резко набрать скорость с холостых.
Принцип работы фазорегулятора построен на изменении давления масла в этот самом фазике. И любой треск, грохот, дизеление и прочие звуки зачастую идут именно от него, все это начинается от нехватки давления смазки в этом довольно простом устройстве.
Проблема решается довольно просто, если денег у вас “куры не клюют” – заменой тарахтящего фазика. Но если вы автовладелец сознательный и выкидывать лишние деньги на ветер не очень то хочется, а наоборот, есть желание подойти к решению проблемы грамотно, то фазорегулятор легко поддается ремонту.
Например, все тот же TSI мотор, фазорегулятор здесь – часть распредвала. Естественно, распредвал в сборе стоит несусветных денег от 15-20 тысяч за б/у деталь.
Но внутри, под крышкой фазорегулятора есть так называемые “лопатки”, которые меняются на раз-два, в официальной продаже их не встретишь, они изготавливаются “Кулибиными” по всей стране. После их замены наступает тишина.
И все же это довольно кардинальная мера решения проблемы. Для начала к этому вопросу стоит подойти с другой стороны.
Прежде, чем лезть в сам фазорегулятор, стоит проверить и клапан, им управляющий, и другие составные части этой системы изменения фаз газораспределения.
Вот, например, клапан фазорегулятора. Он может легко засориться и перестать полностью открываться, отчего поток масла не будет в полной мере проникать в фазик. И его можно не покупать новым, разбирается он легко, после чего промывается, собирается и ставится обратно. Ходит не хуже нового.
А вот и самое простое, что можно проверить – магнит управления клапаном фазорегулятора. Стоит он дешевле клапана и, конечно же, самого фазорегулятора, однако и старый можно промыть очистителем карбюратора, он вновь заработает. От износа в него проникает масло и контакт с ЭБУ пропадает, отсюда и все вышеописанные проблемы.
Но может случиться и так, что заменив все эти элементы фазорегулятор все равно продолжит стучать. И проблема здесь выходит на другой уровень – нехватка давления масла в фазорегуляторе.
Причиной тому может быть неправильно подобранная вязкость смазочного материала или, что более распространено на авто с приличным пробегом – износ пар трения.
Вот пример – масло к фазорегулятору на моторе 1.8 TSI поступает через ГБЦ. И типичная проблема на этих моторах масляное голодание и повышенный износ распредвалов, их постелей и кронштейна опры распредвалов.
Последний из них напрямую связан с подачей масла на фазорегулятор. Если на его опорах, сопряженных с распредвалами, имеются задиры – мотор гарантированно начнет греметь фазорегулятором. При этом что на холодную (когда масло еще не успело прокачаться по системе), что на горячую, когда масло становится жиже и утекает через образовавшиеся от задиров отверстия.
Решение здесь, конечно, неоднозначное и простым переходом на более вязкие масла не обойтись. Скорее всего, замена кронштейна даст результат всего на несколько тысяч километров, ведь проблему в моторе кроется куда глубже и она в низком рабочем давлении масла.
Если не решить эту проблему, фазик все равно застучит через какое-то время, какое масло ни выбирай и какие детали не меняй. Износ пар трения неизбежно приведет к более дорогостоящему ремонту двигателя.
Само собой, на других двигателях система изменения фаз газораспределения устроена иначе и ни о каких катастрофических задирах в ГБЦ, выработке валов и прочем не идет и речи. Однако если мотор ни с того ни с сего начинает греметь и дизелить на горячую – это явный повод проверить не только фазорегулятор, но и все остальные детали двигателя, в том числе замерить давление масла. Лишними эти действия точно не станут.
Какие у вас есть мысли на этот счет, обязательно оставляйте их во комментариях, будет интересно узнать ваше мнение.
Спасибо за внимание.
Здесь описаны практические случаи перебоев в работе двигателя, способы выявления неисправности и их устранение. Различные неисправности в работе двигателя разбиты на темы под заголовками, но многие неисправности могут давать одинаковые признаки, но зависеть от разных причин.
Многие заголовки немного совпадают по смыслу, но не поленитесь, прочитайте все похожие причины, практика показывает, неисправности могут давать те детали, на которые даже не думаешь, и в умных инструкциях по машине не написаны.
Мне всегда смешно, когда разговаривают два водилы сильно не понимающих в работе двигателя, один жалуется на проблему с мотором, другой дает дельный совет, водила услышав совет лезет в двигатель и все портит.
Поэтому внимательно читайте и анализируйте, какая причина неисправности похожа, и как ее устранить. В этой статье я постарался охватить очень большой вид неисправностей двигателя исходя из моей практики по ремонту движков и методов их устранения.
В статье описываю разные признаки и неисправности, надеюсь что поймете и найдете причину неисправности машины, а это даст возможность починить самостоятельно.
Пример, хлопки в двигателе могут быть по нескольким причинам, позднее зажигание, бедная смесь, плохой контакт в электропроводке, пробитая свеча, залитые свечи. Также, возможно что сразу несколько неисправностей в одном двигателе.
Причин, по которым может двигатель работать с перебоями много, рассмотрим мало освещенную причину работы двигателя с перебоями связанную с электрооборудованием.
Многие связывают перебои в работе двигателя с карбюратором, и ошибаются, карбюратор не дает резких перебоев, когда машина на ходу начинает дергаться. При неисправном карбюраторе (засоренном карбюраторе) двигатель глохнет при нажатии на газ, или идет провал и потом подхват и двигатель развивает скорость.
Расскажу один случай на моей практике по ремонту двигателя который работал с перебоями.
Практический случай работы двигателя с перебоями и метод устранения
Подъехал ко мне парень на восьмерке и говорит, посмотри двигатель, он дергается ехать нормально не возможно, и сразу предупредил, что он был уже у двух мотористов и одного карбюраторщика. Первый моторист сказал что виновата прокладка под головкой, поменял ее но ничего не помогло, а деньги за замену я заплатил. Второй сказал что виноваты клапана, отрегулировал и опять не помогло, а деньги за регулировку заплатил. Карбюраторщик сначала крутил карбюратор, а потом сказал что карбюратор совсем негодный и нужен новый карбюратор, купил новый карбюратор, и опять ничего не помогло.
Как не смешно, а может и горько, но все дело оказалось в штекере трамблера, просто в фишке что присоединяется к трамблеру, разошелся один из трех штекеров и был плохой контакт. Я просто кончиком ножа сжал штекера и обратно подсоединил к трамблеру, движок заплел как новый.
Признаки неисправности электрооборудования в перебоях двигателя и способы устранения
Двигатель работает с перебоями и ощущение что он глохнет и тут же начинает работать. Сразу при движении автомобиля обратите внимание на тахометр, если в момент перебоя стрелка дергается это сто процентов перебой в электрооборудовании (пропадает искра на короткий промежуток времени). Если нет тахометра признак тот же, резкое дергание машины при движении.
Но не всегда бывает просто найти проблему кратковременного пропадания искры, но в основном это плохой контакт в системе проводки, но может и быть виновата и катушка зажигания, коммутатор на электронном зажигании, конденсатор, плохие или грязные контакты (также бывает, что ставишь новые контакты и двигатель начинает давать перебои, а до этого на старых контактах работал нормально, это левые контакты выкидывайте их сразу).
Если вышел из строя конденсатор (конденсатор может выйти из строя полностью а может и не совсем) на контактном трамблере, двигатель заводится, может хорошо работать на холостых оборотах, но при движении начинает дергаться возможно это причина в конденсаторе, признак испорченности конденсатора, снимите крышку трамблера подведите бегунок чтобы контакт почти открылся и рукой покрутите бегунок чтобы контакт размыкался, в момент размыкания контакта будет проскакивать искра между контактами, если конденсатор испорчен искра очень сильная с синевой.
Также на контактном трамблере может быть очень маленький или наоборот очень большой зазор в контактах тоже будут перебои в двигателе. Может сильно болтаться в стороны сам шток на которм стоят кулачки с бегунком из-за большой выработки, в результате контакты будут размыкаться не четко и это будет давать перебои в двигателе, меняйте втулки, или полностью трамблер.
Если у вас с машиной случилась такая беда и двигатель работает с перебоями, всегда сначала просмотрите все соединения проводов в системе зажигания, если штекера покрылись зеленым налетом (окислились) капните несколько капель машинного масла на них и подожмите (машинное масло хорошо разъедает окись). Раскрутите и опять закрутите гайки на катушке зажигания к которым крепятся провода. Если не помогло то пробуйте путем замены найти испортившуюся деталь в системе зажигания, вся сложность в том, что, если например испортилась катушка зажигания и не вышла из строя полностью а работает с перебоями ее можно выявить только путем замены, это также касается и других электронных деталей из системы зажигания.
Но не спутайте перебои двигателя с троением двигателя (не работает один цилиндр), когда двигатель троит он не дергается на ходу а просто плохая тяга, а вот на холостых оборотах дергается.
Запомните если двигатель на ходу начинает дергаться (ощущение что он резко глохнет и тут же заводится) это проблема с системой зажигания.
Если при резком нажатии на педаль газа двигатель глохнет а потом подхватывает и начинает разгоняться это проблема с карбюратором, и зажигание не причем. Но в редких случаях провал может быть из-за катушки зажигания, так как слабовата искра.
Но бывает и так, плохо качает бензонасос и при спокойной езде двигатель ведет себя нормально, но стоит ввалить педаль газа до упора и машина начинает дергаться но рывки будут не резкие, а так, двигатель глохнет проходит несколько секунд опять подхватывает и снова глохнет, но стоит бросить газ и слегка на него надавить и двигатель начинает работать ровно, ремонтируйте или меняйте бензонасос, или шток бензонасоса, двигателю не хватает топлива (бензонасос очень медленно качает).
Еще один перебой в двигателе, на который сильно не надо обращать внимание, двигатель на ходу ведет себя нормально, но на холостых не постоянно, а именно периодически дергается и в глушителе в этот момент слышно негромкий «пух». Причина чаще всего в плохой регулировке холостого хода карбюратора или дает перебои свеча и чаще всего из за большого зазора в свече, делайте зазор в свечах примерно 1мм. С небольшим зазором в свече двигатель более устойчиво работает и хорошо заводится в холодную погоду.
Надеюсь, используя эти советы, Вы сами сможете определить причину дергания двигателя.
Установка зажигания
Подскажу как правильно настроить зажигание, так как на разных машинах по разному расположены метки, постараюсь объяснить как в этом разобраться.
На ВАЗах одна метка на шкиву и три на крышке последняя метка она самая длинная это верхняя мертвая точка по ней ориентируются когда правильно выставляют метки цепи и распредвале, а вот когда надо выставить зажигание на контактном трамблере ВАЗа шкив подводят по ходу движения коленвала на первую метку, дальше ослабьте гайку на 13мм что зажимает трамблер, включите зажигание, крутаните трамблер немного по часовой стрелке (это в сторону позднего зажигания) и начинайте потихоньку крутить против часовой стрелки (в строну раннего зажигания) и как между контактов проскочит искра закручивайте трамблер, это и будет отличное зажигание, по заводской инструкции. Поясню, когда проскакивает искра в контактах в этот момент проскакивает искра и на свече. Если поменяли контакты обязательно опять регулируйте зажигание, так как даже небольшая разница в зазоре контактов может сделать зажигание либо ранним либо поздним.
Если просто надо выставить правильное зажигание, и не снимали трамблер то разницы нет по какому цилиндру выставлять зажигание, так как двигатель четырехтактный и метка может совпасть либо с четвертым цилиндром либо с первым, можно настраивать зажигание как по первому так и по четвертому цилиндру, разницы нет, зажигание будет одно и тоже.
На других машинах, например ГАЗах три метки на шкиву а на крышке одна, и вращение трамблера на разных машинах может быть против часовой стрелки или по часовой, поэтому прежде чем приступить к регулировки зажигания обязательно сначала снимите крышку трамблера и покрутите коленвал по ходу движения и определите в какую сторону крутится бегунок, если против часовой стрелки то подведите шкив на первую метку и прокрутите трамблер против часовой метки, затем начинайте вращать по часовой пока не проскочит искра в контактах, закручивайте трамблер все зажигание настроено. Если метки на шкиву, первая метка на шкиву будет для настройки зажигания а последняя верхняя мертвая точка.
Установка зажигания на электронном трамблере, принцип тот же что описан выше, но в трамблере искры нет, поэтому снимите центральный провод с крышки трамблера положите его на двигатель и также вращайте трамблер как описано выше, как проскочит искра затягивайте трамблер это также будет отличное зажигание.
Правильно установить трамблер
Иногда меня просят установить правильно трамблер особенно на ВАЗах от 01 до 07, поменял водитель трамблер а попасть в правильное положение не может, тыкает трамблер на удачу, а двигатель не заводится. И сильно удивляется когда я за несколько минут попадаю трамблер и устанавливаю правильное зажигание. Первое открутите первую свечу, обычно я затыкаю отверстие первой свечи пальцем и начинаю крутить ключом коленвал, и как только начнет выдавливать воздух из первого цилиндра, это чувствую на палец, также можно слегка вставить в это место маленький комок бумаги только не плотно и чтобы бумага не проваливалась в цилиндр, как бумага при повороте коленвала выскачет с отверстия свечи, подвожу метку шкива как описано в установке зажигания, нахожу на крышке трамблера выход на первый цилиндр (там стоит цифра 1) накидываю ее на трамблер и визуально определяю в каком она месте, снимаю крышку трамблера, подвожу в это место бегунок и вставляю в двигатель, и настраиваю зажигание как описано выше.
Установка распредвала, цепи, зажигания, по меткам, ВАЗ (классика). Видео
Зажигание выставлено по четвертому цилиндру двигатель не заводится стреляет в карбюратор, почему?
Здесь все просто, значит когда выставляли зажигание по четвертому цилиндру, такт сжатия был на первом цилиндре. Первое можно просто поменять провода зажигания, первый поставить на четвертый а четвертый на первый, также третий поменять местами со вторым, движок заработает. Или переставить трамблер, выставив метки на коленвале, если бегунок будет смотреть на четвертый цилиндр, разверните его на первый, а если на первый то разверните его на четвертый.
Сбиваются метки на зажигании ВАЗ
Редко, но бывает так, это касается ВАЗ от 01 до 07 модели, выставили метки зажигания, завели и через какое-то время, зажигание сбилось и машина плохо тянет или глохнет.
Причина в промежуточном вале, значит сломался направляющий пенек который держит звездочку от прокручивания, и звездочка потихоньку проворачивается на промежуточном валу, тем самым изменяется настройка зажигания.
Меняйте промежуточный вал.
Один раз был у меня такой случай, позвал меня мужичек посмотреть и определить причину почему сбиваются метки на зажигании. Перед этим он поменял все звездочки на двигателе, и только стоит выставить зажигание и завести машину, как через несколько секунд она глохнет и метки зажигания не совпадают.
Стал смотреть, на промежуточном валу звездочка сидела четко, снял звездочку с распредвала и промежуточного вала, приложил их и оказалось что звездочка которая стояла на промежуточном валу, меньше чем на распредвале. Заводской брак, эта звезда оказалась на один зуб меньше, это и было причиной сбивания меток зажигания.
Цвет свечей зажигания
Нормальный цвет свечи светло коричневый.
Причина белого нагара на свечах, двигатель работает на обедненной смеси топлива, но это с одной стороны хорошо идет небольшой расход топлива, хотя при такой работе двигатель не выдает полной мощности.
Черный налет на свечах говорит о том что двигатель работает на обогащенной топливной смеси, это приводит к перерасходу топлива, если двигатель жрет масло то черный налет это и из-за расхода масла.
Но обязательно свечи надо проверять после езды на машине, а не тогда когда двигатель после запуска работал на холостых, при работе двигателя на холостых всегда будет черный налет, чтобы движок четко держал холостые, холостая система слегка обогащает рабочую смесь.
Резко сел аккумулятор
Когда в машине резко садится аккумулятор, причин несколько, может просто аккумулятор вышел из строя из-за внутреннего замыкания пластин.
Но чаще этому виной генератор, в генераторе может стерлись щетки и из-за плохого контакта щетки с якорем генератор не дает нормального напряжения на аккумулятор, в следствии чего и происходит разряд аккумулятора.
Также в зависимости от устройства генератора, в щетках встроен транзистор и при его поломки также не будет заражаться аккумулятор.
Может испортится диодный мост в генераторе, обрыв или замыкание в самом якоре генератора.
Также, часто бывает что просто слетел провод со штекера щеток генератора.
Совет такой, если быстро разряжается аккумулятор, то первым делом попробуйте заменить щетки якоря генератора на новые, в девяносто процентов отказа генератора виноваты щетки генератора. Если не помогло то возможны поломки описанные выше.
Бывает и так загорается лампочка зарядки, первая мысль что генератор перестал заряжать аккумулятор, в основном так и бывает. Но бывает что лампочка зарядки загорается из-за поломки реле контроля зарядки.
Совет такой, если двигатель с контактным зажиганием, то на завиденный двигатель снимите одну клемму с аккумулятора и если двигатель будет продолжать работать, то скорей всего причина в реле контроля зарядки. Только не вздумайте соединять плюс с минусом ради эксперимента, в генераторе может выйти из строя диодный мост и другие электронные вещи.
Но если на машине установлено электронное зажигание, то лучше не проверять зарядку генератора снимая клемму с аккумулятора, так как сразу в электронных схемах начинается перенапряжение и это может вывести из строя электронику. Хотя на моей практики были разные случаи, видел как инжекторную девяносто девятую завели на хорошем аккумуляторе, сняли его поставили слабый и она уехала. И видел, что на инжекторной машине при работающем двигателе сняли клемму чтобы только поставить чуть по другому, как двигатель заглох и пропала искра.
А проверить зарядку можно так, включите фары, печку, дворники если свет в фарах хороший и не тускнеет а если дать газу яркость увеличивается то генератор работает, меняйте реле контроля зарядки.
Машина дергается при движении. Видео.
Перебои в двигателе из-за карбюратора
Признаки засоренности рабочего карбюратора, а не того что поставили а он не подходит по своим характеристикам.
Засор одного из главных жиклеров в карбюраторе, в современных автомобильных карбюраторах два рабочих диффузора, первый диффузор работает когда педаль газа нажата чуть больше холостых оборотов и до половины нажатия на педаль газа, второй диффузор начинает дополнять первый диффузор и работать когда нажали более половины педали газа и до упора. Педаль до упора открыты обе камеры диффузоров карбюратора.
Признаки засорения жиклера первой камеры диффузора карбюратора, на холостых двигатель работает нормально, но стоит слегка надавить на педаль газа как двигатель глохнет, или появляются хлопки в карбюраторе (но хлопки в карбюраторе могут быть и из-за позднего зажигания, но при этом двигатель не заглохнет а будет хлопать в карбюратор), это значит, что забился жиклер первого диффузора карбюратора, снимите верхнюю часть карбюратора выкрутите жиклер и прочистите его.
Признаки засорения жиклера второго диффузора карбюратора, после нажатия на педаль газа более половины, двигатель не увеличивает скорость, а наоборот начинает терять, также могут быть и хлопки в карбюратор, снимите верхнюю часть карбюратора, выкрутите жиклер второго диффузора и прочистите его.
Двигатель разгоняется с провалом, нажали на газ двигатель сразу не реагирует, а потом подхватывает, в основном это из-за ускорительного насоса или забился распылитель ускорительного насоса, проверить можно так, снимите крышку фильтра и нажмите газ, если с распылителя не выходит струйкой бензин выкрутите его и почистите.
Возможен провал из-за вакуумного опережения зажигания, если вакуум пропускает воздух, будет провал при нажатии на газ. Проверить можно так, заглушите шланг, проедете если провал пропал, значит проблема в этом вакууме.
Еще один провал, его не всегда можно сразу найти, виноват тормозной вакуумный усилитель, тормоза вроде работают нормально, но стоит снять шланг с вакуумного усилителя и заткнуть его как провал пропадает. Значит, виноват вакуумный усилитель.
Неправильно установлен уровень в поплавковой камере
Если неправильно установлен уровень в поплавковой камере, в карбюраторах ВАЗ-2101 до 2107 уровень поплавка можно выставить так. Снимите верхнюю часть карбюратора и переверните чтобы поплавок упирался в иглу, возьмите болт 6мм и отрегулируйте язычком поплавка уровень так чтобы зазор от поплавка до прокладки был 6мм.
На восьмерках и девятках, также снимите верхнюю часть карбюратора, переверните его чтобы язычок поплавков упирался в иглу и установите поплавки параллельно корпусу, ориентируйтесь по полоскам которые есть на поплавках, полоски и должны быть параллельно корпусу.
В карбюраторе ДААЗ—2108 провал при разгоне чаще бывает из-за слабой пружинки, что давит через мембрану на клапан экономайзера, слегка растяните пружинку, на рисунке “Детали корпуса карбюратора ВАЗ-08” она помечена красной стрелкой.
Но как показывает практика, каждый движок индивидуален, все зависит от пробега, износа поршневой группы и т.д. это как все люди разные у кого-то отменный аппетит а кто-то ест очень мало и доволен. Так и с карбюратором не все так просто, можно установить точно уровень поплавка по заводской инструкции и двигатель может жрать бензин и иметь плохую динамику. В этом может быть виноваты жиклеры (плохо калиброваны и т.д.) а может просто особенность двигателя и ему не нравится уровень выставленный по заводской инструкции. Поэтому после того как установили уровень поплавка как описано выше и чувствуйте что что-то не то, попробуйте немного изменить уровень бензина в поплавковой камере, также язычком поплавка например поднимите на миллиметр поплавок и опять попробуйте, или слегка увеличьте уровень топлива в карбюраторе опустив поплавок. И как говорят методом тыка можно подобрать тот уровень топлива в карбюраторе который даст лучшую мощность и экономию двигателю.
Холостая система карбюратора
Холостая система карбюратора отвечает за работу двигателя на холостых оборотах.
Признаки засоренности холостой системы карбюратора, двигатель прекрасно работает на всех режимах, но двигатель работает с перебоями на холостом ходу и глохнет.
Причина, засорился жиклер холостого хода, выкрутите его и прочистите, если жиклер холостого хода с электроклапаном и после его чистки не помогло, то открутите его на пол оборота или чуть больше, так как у него резиновая прокладка он сам не открутиться (обычно помогает и двигатель начинает работать на холостых оборотах). А лучше всего холостую систему карбюратора можно продуть так, выкрутите жиклер холостого хода, вытяните его с болтика или электроклапана, слегка закрутите болтик без жиклера или электороклапан, нажмите на газ и заведите машину, без этого жиклера машина заведется, но не будет работать на холостых оборотах, и так как без жиклера будет большое отверстие для топлива, соринка что мешает жиклеру, сама продуется. Вставляйте жиклер в болтик или электроклапан закручивайте на место, движок снова начнет хорошо работать на холостых оборотах, если конечно холостая система не забилась очень сильно.
Карбюратор не держит холостые обороты, ВАЗ.
Поплавковая система карбюратора
Чаще в поплавковой системе выходит из строя игольчатый клапан или теряет герметичность поплавок и набирает в себя бензин.
Когда игольчатый клапан не держит уровень бензина, признак такой, двигатель на ходу может работать нормально, но стоит бросить газ как на холостом ходу двигатель потихоньку начинает терять обороты и глохнет, и очень плохо заводится. Чем сильней пропускает игольчатый клапан, тем быстрей проявляются эти признаки.
Если поплавок набрал в себя бензин, то уровень бензина в поплавковой камере увеличится, признак такой, двигатель начинает плохо реагировать на педаль газа, раскручивается вяло, свечи с черным нагаром, возможен небольшой дым с глушителя. Не держит холостые обороты, или держит но не устойчиво. Проверьте поплавок, если поплавок пропускает бензин, запаяйте или смените на новый, выставьте правильный уровень поплавка. В карбюраторах ВАЗ 01-07 зазор между корпусом и поплавком (в перевернутом виде) должен быть 6мм. но можно слегка увеличить до 8мм. сами поэкспериментируйте, найдите лучший уровен
Статья о неполадках автомобильного мотора — типичные проблемы двигателей и способы их решения. В конце статьи — видео о типичных неисправностях дизеля.Статья о неполадках автомобильного мотора — типичные проблемы двигателей и способы их решения. В конце статьи — видео о типичных неисправностях дизеля.
Содержание статьи:
- Мотор не заводится
- Не открывается пневматический клапан ЭПХХ
- В работе мотора появилась неустойчивость
- Двигатель перестал работать во всю силу
- Масло стало расходоваться быстрее
- Вырос расход топлива
- Начал стучать коленвал
- Стук поршней
- Стук шатунных подшипников
- Стук клапанов
- Давление масла не соответствует норме
- Перегревание масла
- Падение уровня воды в расширительном бачке
- Видео о типичных неисправностях дизеля
Двигатель будет работать корректно и его техническое состояние останется стабильным, если эксплуатировать его в нормальных условиях. Но эксплуатационные качества, конечно, со временем ухудшатся, и виной тому — естественный износ деталей. Чтобы их восстановить, двигатель придется ремонтировать, заменяя пришедшие в негодность детали. В зависимости от характера повреждений производят капитальный или текущий ремонт.
При текущем ремонте меняются отдельные детали. Базовые компоненты при этом не трогают. Имеются в виду коленвал и блок цилиндров. Капитальный ремонт подразумевает обработку основных деталей. Чтобы вовремя обнаружить неисправность, необходимо проводить регламентную диагностику состояния узлов. При проведении текущего ремонта по возможности необходимо избегать снятия деталей, так как на их последующую приработку уйдет некоторое время. Любые виды неисправностей необходимо устранять своевременно.
А теперь непосредственно о дефектах, которые возникают во время эксплуатации двигательной системы. Приведенные здесь сведения призваны помогать автолюбителям определять неисправности и вовремя принимать меры к их устранению.
Если мотор не заводится
В данном случае вполне возможно, что неправильно подается топливо. Если вы неправильно запускали двигатель или в вашем автомобиле неисправна система зажигания, это также вполне могло стать причиной того, что мотор перестал запускаться. Также в этом случае необходимо обратить внимание на топливопроводы — они могли засориться. То же самое относится к фильтрам насоса для подачи топлива, бака и карбюратора.
Что нужно сделать:
- продуть топливопроводные шланги;
- очистить фильтры и бак для топлива от загрязнений;
- топливный фильтр необходимо сменить на новый;
- вполне возможно, что некоторые детали насоса повредились, тогда их придется заменить;
- если пускатель разгерметизировался, герметичность необходимо восстановить, заменив его диафрагму.
Если не открывается пневматический клапан ЭПХХ
В данном случае пневмомагистраль могла потерять герметичность. Проводка блока управления и магнитного клапана могла оборваться. Мог получить определенные повреждения и сам клапан или блок управления.
Что нужно сделать:
- восстановить герметичность пневматической магистрали;
- проверить состояние проводки, которая подключена к блоку управления и клапану;
- сменить клапан или блок управления.
Если в работе мотора появилась неустойчивость
Здесь нужно обратить внимание на системы зажигания и питания. Некоторые детали ГРМ могли получить определенную степень износа. В большей степени это относится к ременному или цепному приводу данного механизма. Стоит уделить внимание и состоянию карбюратора.
Что нужно сделать:
- отрегулировать холостые обороты мотора;
- карбюраторные каналы необходимо продуть;
- убрать попавшую в карбюратор жидкость;
- из бака для топлива снять накопившийся там отстой;
- сменить диафрагму пускателя, если в нем была обнаружена разгерметизация;
- сменить получившие повреждения трубки, если обнаружен проход воздушной массы сквозь регулятор зажигания;
- если была обнаружена разгерметизация соединения впускной трубы и ГБЦ, надо сменить прокладки или затянуть крепеж.
Если мотор перестал работать во всю силу
Здесь тоже может быть несколько причин, но в первую очередь нужно обратить внимание на карбюратор. Его дроссельные заслонки могли перестать открываться полностью, могли засориться основные жиклеры, в поплавковой камере могло оказаться мало топлива. Фильтр воздуха мог получить определенную степень загрязнения. Насос для подачи воздуха тоже мог повредиться. В баке для топлива есть небольшое отверстие — оно могло засориться. Компрессия могла стать недостаточной. Это случается из-за пробоя ГБЦ, деформации клапанов или получения различных дефектов поршней или цилиндров. Данные неполадки могли стать следствием обрыва передачи ГРМ. Наконец, причиной мог стать банальный перегрев двигателя.
Что нужно сделать:
- ремень заслонок дросселей необходимо отрегулировать;
- жиклеры следует продуть при помощи воздуха;
- поплавок в поплавковой камере также регулируется;
- сменить изношенные детали в насосе для подачи топлива;
- зазоры в системе клапанов нужно отрегулировать;
- сменить прокладку ГБЦ;
- при деформации клапанов их придется заменить на новые, то же касается и подгоревших поршней;
- если кольца поршней получили повреждения, их тоже надо заменить на новые;
- поврежденные поршни также подлежат замене;
- при обнаружении перегрева необходимо проверить уровень антифриза и состояние термостата и вентилятора;
- если ослабли клапанные пружины, придется разобрать ГБЦ и сменить пружины.
Если масло стало расходоваться быстрее
Масло может протекать сквозь сальники. Поршневые кольца могли износиться. Вентиляционная система могла засориться. У клапанов могли износиться стержни.
Что нужно сделать:
- сменить устаревшие прокладки;
- то же касается и поршневых колец;
- вентиляционная система картера должна быть прочищена;
- клапаны лучше сменить на новые; если особой необходимости в этом нет, тогда нужно сменить хотя бы их уплотнения.
Если топливо стало расходоваться быстрее
В этом случае нужно обратить внимание на воздушную заслонку — она может открываться не полностью. Распределение зажигания могло быть отрегулировано некорректно. Если игольчатый клапан потерял свою герметичность, в карбюраторе вполне мог повыситься уровень топлива, что также часто становится причиной его чрезмерного расхода. Карбюраторные жиклеры могли засориться.
Что нужно сделать:
- привод воздушной заслонки должен быть отрегулирован;
- давление в шинах подлежит регулированию;
- распределитель зажигания следует сменить;
- в клапане между седлом и иглой могли появиться инородные частицы, тогда их необходимо удалить;
- провести чистку жиклеров, если в этом есть необходимость.
Если начал стучать коленвал
Причиной издаваемого стука иногда становится понижение давления масла. У маховика мог ослабнуть крепеж. Одна из наиболее распространенных причин стука коленвала — это использование некачественного масла в моторе.
Что нужно сделать:
- начальный момент зажигания следует привести в соответствие с нормой;
- клапан давления масла надо почистить или сменить, если есть такая необходимость;
- при поломках масляного насоса его нужно отремонтировать;
- шейки коленвала нужно отшлифовать;
- масляный датчик давления тоже надо проверить и сменить, если появится такая необходимость.
Если поршни начали стучать
Как правило, стук в поршнях слышится, когда двигатель начинает испытывать повышенные нагрузки. Глухой стук вызывается сильным биением поршней. Здесь причина обычно скрывается в зазоре между цилиндрами и поршнями. Если стали стучать пальцы поршней, то обычно это является следствием увеличения зазора между шатуном и пальцем.
Что нужно сделать:
- установить пальцы несколько большего диаметра;
- в головку шатуна можно запрессовать другую втулку.
Если шатунные подшипники начали стучать
Стук слышится, когда заслонка дросселя открывается резко. Чтобы понять, в каком именно месте стучит, надо отключать свечи зажигания одну за одной. Причиной этого может являться небольшой уровень моторного масла. Также вполне мог увеличиться зазор между шейкой коленвала и вкладышем. Головки шатуна могли быть непараллельными. Стук мог также появиться из-за использования некачественного масла.
Что нужно сделать:
- редукционный клапан надо сменить или просто почистить его, удалив посторонние частицы;
- произвести ремонт масляного насоса;
- шейки коленвала нужно отшлифовать и произвести замену вкладышей;
- датчик уровня масла тоже надо сменить, если возникнет такая необходимость;
- сменить используемое моторное масло на то, которое соответствует использованию в системе вашего автомобиля;
- если оси располагаются непараллельно, нужно заменить шатун.
Если стучат клапаны
Вполне мог увеличиться зазор между клапанами. Пружина клапанов могла поломаться. Между втулкой клапана и стержнем зазор мог стать больше. Кулачки распредвала могли выработать свой ресурс.
Что нужно сделать:
- зазоры в системе клапанов должны быть приведены в соответствие с нормой;
- если пружина сломалась, ее нужно сменить;
- если кулачки распредвала износились, его надо сменить.
Если давление масла перестало соответствовать норме
Здесь причину лучше поискать в засоре редукционного клапана. Также шестеренки масляного насоса могли износиться. Зазор мог увеличиться и между подшипниками и шейками коленвала. Датчик давления масла мог тоже перестать работать корректно. И здесь причиной могло стать использование некачественного масла.
Что нужно сделать:
- сменить редукционный клапан, если есть такая необходимость;
- насос для подачи масла следует отремонтировать;
- сменить используемое масло на то, которое соответствует использованию в системе вашего автомобиля;
- если между подшипниками и шейками коленвала увеличился зазор, подшипники надо отшлифовать, а шейки — сменить.
Если двигатель стал перегреваться
Здесь ремень генератора, скорее всего, натянут некорректно. В охладительной системе могло оказаться мало антифриза. Термостат тоже может быть неисправен. То же касается вентилятора и насоса для подачи жидкости. Еще одной причиной перегрева может стать использование некачественного топлива.
Что нужно сделать:
- отрегулировать натяжку привода генератора и насоса для подачи воды;
- совершить долив антифриза;
- остудить радиатор при помощи воды;
- сменить термостат на новый;
- осмотреть реле мотора и сменить его в случае необходимости;
- сменить насос для подачи жидкости;
- использовать топливо с нужным октановым числом.
Если уровень воды в расширительном бочке падает
В этом случае надо обратить внимание на состояние радиатора. Также могли повредиться шланги, прокладки и хомуты. Жидкость может протекать из крана отопителя или через манжету насоса для подачи жидкости. Прокладка ГБЦ могла получить повреждения.
Что нужно сделать:
- провести ремонт радиатора или сменить его;
- шланги и прокладки надо сменить;
- хомутики на шлангах лучше тоже поменять;
- если кран пропускает жидкость, его тоже меняют;
- поврежденная прокладка ГБЦ также подлежит замене.
Выполняя рекомендации по уходу за автомобилем и произведением своевременного ремонта, а также эксплуатируя машину в нормальном режиме, используя правильные сорта моторного масла и топлива, можно добиться бесперебойной работы двигателя достаточно долгое время. В этом случае он не будет доставлять особых хлопот владельцам автомобилей, на которых он установлен.
Видео о типичных неисправностях дизеля:
Троение мотора – что с этим делать?/ Фото: suprotec.ru
Автовладельцы, разбирающиеся в принципе работы двигателя машины, знают, что означает фраза «троит мотор». Это указывает на неисправность одного из цилиндров. Само выражение появилось во время 4-цилиндровых агрегатов, когда один узел переставал работать. Разберемся с причинами подобного явления и способами устранения поломки.
1. Как проявляется проблема троения мотора
Повышенный расход топлива как проявление троения двигателя: amastercar.ru
Если силовая установка начинает троить, это сопровождается несколькими характерными симптомами:
- существенной вибрацией на холостых оборотах;
- снижением мощности мотора;
- проблемами при холодном запуске агрегата;
- повышением расхода топлива;
- загоранием индикации на приборной панели, которая указывает на нестабильные обороты;
- появлением густого дыма из выхлопной трубы;
- изменением цвета свечей зажигания (они становятся темными либо покрываются нагаром и копотью).
Если вы столкнулись с одним из перечисленных признаков, скорее всего, в блоке цилиндров произошел сбой, и его нужно устранить. Возможно, речь идет об общей проблеме, но все равно она затрагивает один из цилиндров.
Как действовать в подобных обстоятельствах? С чем связаны неполадки и как восстановить нормальную работу системы.
Двигатель троит на холодную/ Фото: autotopik.ru
Для начала следует учесть, что мотор часто троит на холодную, на нейтральной передаче или в конкретном режиме работы. Цилиндр перестает работать из-за следующих факторов:
- отсутствие топливно-воздушной смеси;
- отсутствие искры (для ДВС на бензине);
- нехватка окислителя (пониженная компрессии).
Поэтому причины неисправностей следует искать либо в подаче топлива, либо в компрессии, либо в создании искры.
Если силовой агрегат троит, важно как можно быстрее найти корень поломки и заняться ремонтом. Проигнорировав важность процедуры, можно нанести серьезный ущерб двигателю и «попасть» на дорогой ремонт.
Некорректно работающий цилиндр часто по-прежнему получает порцию топлива, которая смывает масляную смесь в картере, провоцируя повышенный износ, механические повреждения и даже воспламенение топливных паров.
2. Особенности диагностики
Диагностика автомобильного мотора/ Фото: infovoronezh.ru
В первую очередь следует определить, какой цилиндр перестал работать. Существует достаточно простой, но эффективный метод диагностики, который подходит для автомобилей с бензиновыми агрегатами.
Для этого нужно завести мотор и на холостых оборотах начать последовательно отключать провода высокого направления, которые отвечают за подачу разряда на свечу. Если она отсекается на исправном цилиндре, мотор троит еще интенсивнее. В случае, если был отключен вышедший из строя компонент, какие-либо изменения не проявятся.
При проведении диагностики в кустарных условиях нужно помнить о технике безопасности, ведь есть риск получить удар током.
Если речь идет о проблемах с инжекторным агрегатом ВАЗ с непосредственной подачей топлива, процесс диагностики становится еще проще. Вам не придется разбираться в проводке и ставить под угрозу свою безопасность. Все, что нужно сделать, это поочередно отсоединить управление форсунками. Еще следует обнаружить цилиндр, при отключении которого изменения в работе двигателя не проявляются.
Диагностика дизельных моторов подразумевает последовательное отсоединение подачи топливно-воздушной смеси. Для проверки можно поочередно выкручивать гайки с провода для топлива. Задача заключается в том же – обнаружить цилиндр, который не влияет на работу силовой установки при его отключении.
Есть еще и универсальный способ. В большинстве случаев при неработающем цилиндре на приборной панели загорится лампочка Check Engine. Она сигнализирует о наличии ошибки в ЭБУ, которую легко расшифровать с помощью автосканера, к примеру, недорогим мультимарочным устройством Rokodil ScanX.
Мультимарочное устройство Rokodil ScanX
По результатам диагностики вы узнаете точную причину неисправности. Если проблема в цилиндре, то ScanX точно укажет какой из них вышел из строя. А если проблема не в цилиндрах, то выдаст соответствующий код ошибки, будь то засор воздушного фильтра, низкое давление в топливной рампе, неработающий датчик и т.д
3. Почему цилиндры выходят из строя
Автомобильные цилиндры/ Фото: autovogdenie.ru
Сбои в работе цилиндров происходят из-за следующих причин:
- неправильная настройка цикла зажигания;
- подсос воздуха элементами тормозной системы;
- нагар и выход из строя свечей зажигания;
- проблемы с целостностью высоковольтной проводки, отвечающей за подачу питания к свечам;
- разрушение целостности впускного коллектора;
- износ клапана поршневой системы;
- износ поршней;
- проблемы с настройкой клапанов газораспределителя;
- износ клпачков маслосъемной системы;
- засор воздушного фильтра.
Если размер свечей не соответствует конкретной модели силовой установки, это может привести к критическим сбоям. При троении двигателя его производительность резко снижается, а исправная работа важных органов и систем оказывается под угрозой.
Если вам удалось выяснить, какой цилиндр привел к проблеме с двигателем, необходимо приступать к восстановлению нормальной работоспособности. Также важно проверить свечу, выкрутив ее и осмотрев на предмет наличия следов топлива. Если места контактов влажные, или искра отсутствует, это указывает на чрезмерное обогащение или обеднение топливной смеси.
4. Проблемы со свечами
Автомобильные свечи/ Фото: the-robot.ru
Попробуйте установить полностью исправную и работающую свечу на место старой и оцените качество работы цилиндра. Если он нормально заработал – значит, речь идет о проблемах со свечами. Если нет – придется искать другие причины неполадок.
5. Неисправности проводки или распределителя зажигания
Неисправная проводка автомобиля/ Фото: prosedan.ru
Во время диагностики автомобиля нельзя оставить без внимания высоковольтную проводку. Важно провести проверку контактов и изоляции. Убедитесь, что клеммы целые, без следов коррозии и трещин. При наличии повреждений проводку нужно заменить и продиагностировать свечи повторно.
Есть быстрый метод проверки высоковольтных кабелей. Для этого нужно завести двигатель в темном помещении без окон либо в ночное время суток. При отсутствии дополнительного освещения во время диагностики можно будет обнаружить следы пробоев в виде искр. Подобная проблема вызывает нехватку напряжения для искры.
Если проводка полностью исправная, проверьте крышку трамблера. Из-за поломок этой детали сбои случаются в разных цилиндрах. Трещины на крышке указывают на то, что в распределительном узле повредился контакт, и мотор начал троить.
6. Переизбыток или нехватка топлива в системе
Дефицит топлива как причина троения двигателя/ Фото: fortunaavto.com.ua
В случае дефицита или избытка топливно-воздушной смеси в цилиндре необходимо действовать по такому алгоритму:
- Провести комплексную проверку показателей давления в узле подачи топлива. Если они чрезмерно низкие, следует выполнить диагностику топливного насоса или клапанов давления. Дефицит топлива приводит к тому, что мотор начинает троить;
- Если проблемы с давлением отсутствуют, нужно проверить форсунки. В процессе эксплуатации они изнашиваются или сильно загрязняются. Проверку этих компонентов лучше провести в сертифицированной автомастерской, где есть профессиональное оборудование для диагностики и обслуживания форсунок. При наличии опыта можно проверить их и в гаражных условиях, но выполнить качественную чистку все равно не удастся;
- В качестве последней меры рекомендуется продиагностировать ЭБУ мотора. Возможно, есть проблемы в настройках, которые решаются программным путем.
7. Подсос воздуха
Подсос воздуха может мешать воспламенению бензина/ Фото: avtopub.com
Если вы уверены, что свеча полностью исправна, а проблемы с высоковольтными проводами отсутствуют, нужно проверить качество топливо-воздушной смеси. В некоторых случаях подсос воздуха меняет пропорции бензина, препятствуя его воспламенению.
Воздух попадает в цилиндр по разным причинам – от деформации патрубков коллектора до разгерметизации уплотнителей ГБЦ. Проблемы сопровождаются троением двигателя на холостых оборотах и полным отказом работы при повышении нагрузки.
Для устранения неисправности достаточно заменить уплотняющие детали или воздуховод. Иногда подсос происходит со стороны прокладки головки блока цилиндров. Замена изношенной детали проводится своими руками или в мастерской.
8. Проблемы с компрессией
Компрессия топливной смеси/ Фото: car.ru
Нередко показатели компрессии в резервуаре сгорания опускаются до критического уровня из-за проблем с герметизацией. Если топливная смесь не обладает нужной степенью сжатия, пары бензина не способны воспламениться. Иногда к этому приводит износ поршневых колец.
Из-за накопления отложений элементы плотно «прилипают» к поршневым бороздкам и теряют герметичность. В результате топливо-воздушная смесь начинает просачиваться сквозь зазоры, компрессия снижается, и бензин не загорается.
Если речь идет о дизельных агрегатах, то топливо обладает способностью самовоспламеняться по причине повышенного нагрева из-за сжатия воздуха. Если компрессия падает, этого не происходит. Также особое внимание уделяется эффективности распыления дизельного топлива. Если форсунки или насос изнашиваются, распределение топлива ухудшается. Неправильный распыл нарушает функциональность цилиндров.
Нагар на свечах зажигания/ Фото: the-robot.ru
Таким образом, в ходе комплексной диагностики автомобиля важно обратить внимание на состояние свечей зажигания. Следующие следы и признаки недопустимы:
- налеты нагара;
- деформация изоляции;
- износ колпаков;
- повреждение проводов ВВ;
- выход из строя коммутатора и катушек зажигания.
Если в цилиндры попадает недостаточное количество топлива, значит, нужно заменить детали топливного насоса. Избыточная подача указывает на загрязнение и выход из строя форсунок. Также мотор троит по причине неправильной настройки электронного блока управления. Устранять перечисленные поломки своими руками достаточно сложно, поэтому лучше обратиться за помощью к профессиональным сотрудникам автомастерской.
Кстати, вряд ли двигатель будет троить у недорогих, но качественных автомобилей, которые можно купить в России.
Троение двигателя – термин, используемый для обозначения таких неполадок в его работе, при которых один или одновременно несколько цилиндров начинают работать со сбоями, или вообще перестают функционировать. Наиболее вероятные причины такого явления – нарушение процесса сгорания ТВС в проблемных цилиндрах. А проявляется троение характерным звуком при работе мотора, что сопровождается его усиленными вибрациями, передающимися и на кузов, и нестабильной работой практически на всех режимах, от холостого хода до работы под нагрузкой.
При этом наблюдается ощутимая потеря мощности, иногда – громкие хлопки, раздающиеся из системы выхлопа. Силовой агрегат может троить периодически и постоянно, только в режиме ХХ или на горячую.
С подобным явлением сталкиваются все водители, эксплуатирующие свой автомобиль длительное время. В какой-то мере его можно назвать объективным следствием износа силового агрегата, но при этом требуется точное диагностирование ЦПГ, о котором мы сегодня и расскажем.
Причины возникновения троения
Многие автомобилисты уверены, что появление вибраций мотора является едва ли не самым главным и неопровержимым доказательством факта потери работоспособности одного из цилиндров. На самом деле это, конечно же, заблуждение – вибрирование может происходить по самым разным причинам. Если быть точным, то практически все проблемы с двигателем могут иметь одинаковую симптоматику, но неисправным может оказаться самый неожиданный узел. Вот почему одной из основных задач при ремонте авто является локализация неисправности.
Рассмотрим основные проблемы, приводящие к троению мотора (сам термин обязан своим происхождением четырехцилиндровым моторам – при неработоспособности одного из них рабочими остаются три):
- в КС поступает избыточный/недостаточный объём атмосферного воздуха;
- нарушена подача горючего в цилиндры (налицо – недостаточное/избыточное количество бензина);
- проблемы с работой системы зажигания (запоздалое или раннее);
- износ деталей ЦПГ, сопровождающийся падением компрессии.
Последняя причина, в свою очередь, также может быть вызвана целым спектром неисправностей.
Если обобщить эти причины, то можно охарактеризовать причины, почему троит двигатель транспортного средства, следующим образом: состав ТВС не соответствует рабочим показателем, поджиг смеси происходит несвоевременно, процесс горения смеси нарушен по причине поломки/износа деталей силового агрегата.
Существует ряд признаков, позволяющих отнести данную неисправность к одной из трёх вышеперечисленных групп, что ощутимо сужает круг поисков причины троения.
Как правило, проверку работоспособности цилиндров начинают с диагностирования топливной системы, после чего переходят к инжектору. Затем проверке подлежат система зажигания/подачи воздуха. Причиной потери работоспособности может быть и сбой в работе одного из многочисленных датчиков, входящих в ЭСУД.
Несвоевременный поджиг смеси
Согласно статистике, это самая распространённая причина троения мотора, вызванная поздним/ранним рабочим зажиганием или неспособностью свечи дать искру достаточной мощности для воспламенения. Именно с проверки состояния свечей и следует начинать. Их выкручивают и производят осмотр на предмет обнаружения дефектов поверхности изолятора. Если таковые имеются – свеча не подлежит ремонту. Их выявить довольно просто, поскольку такие места, даже если самой трещины не видно, имеют хорошо заметное почернение. Осмотру подлежит и центральный электрод, а также зазор между ним и боковым электродом.
Если со свечами всё в порядке, переходим к проверке состояния свечных проводов. О том, что они повреждены, можно судить по тому, что мотор начинает троить преимущественно в дождливую или сырую погоду, то есть в условиях высокой влажности. Как правило, после того, как двигатель прогревается, проблема исчезает, что связано с повышением температуры в моторном отсеке и высыханием проводов.
Внимательно изучаем свечной колпачок. Он, как и колпачок высоковольтного провода, представляет собой цельный резиновый изолятор, который со временем может пересохнуть и растрескаться. При попадании влаги такой провод будет коротить на корпус, вызывая проблемы с зажиганием. Дефекты могут образоваться и в результате проведения сервисных/ремонтных работ, при этом само повреждение может оставаться незаметным для невооружённого глаза. Поэтому рекомендуется проверить данные элементы инструментальными способами, которых придумано немало.
Если вы убедились, что причиной троения являются не свечи с ВВ, вполне возможно, что за это ответственна катушка зажигания. Те силовые агрегаты, где работу каждой свечки контролирует отдельная катушка, особенно часто подвержены возникновению подобных проблем. Метод проверки катушки достаточно прост: достаточно выкрутить свечку, обеспечить её контакт с массой и запустить мотор. Колпачок при этом должен обеспечивать нормальный контакт, а резьба свечи – надёжно соприкасаться с массой. Если между электродами будет образовываться хорошо видимая искра, что сопровождается характерным треском, переходим к проверке следующей свечи. Необеспечение хороших контактов при такой проверке грозит выгоранием катушки, пострадать может и коммутатор. Если на одной из свечей искра будет слабой, или вообще не будет появляться, такая КЗ подлежит замене.
Электронный распределитель зажигания – элемент, который относительно редко выходит из строя, но также нуждающийся в проверке. Для этого проделывают похожую процедуру: выкручивают свечу и резьбой плотно прикладывают её к массе, после чего проворачивают коленвал стартером, следя за наличием искры.
Проблемы с подачей воздуха
Если нарушена подача воздуха в СА, это означает, что двигатель тоже будет троить. Обычно избыток воздуха поступает в систему в результате потери герметичности воздушной магистрали. В этом случае мотор будет подсасывать избыточное количество атмосферного газа, которое не будет контролироваться бортовым компьютером, ТВС окажется обеднённой и оптимальный процесс горения нарушится.
Диагностика воздушной системы производится следующим образом: перекрываем любым удобным способом патрубок около воздухофильтра, после чего закачиваем в магистраль воздух под давлением порядка 0.5 атмосферы. Место утечки обычно выдаёт себя свистом – в этом месте воздух вырывается наружу. Если давление остаётся стабильным, с герметичностью воздухопроводов всё в порядке.
Несбалансированной ТВС может оказаться и по причине заброса в цилиндры недостаточного объёма воздуха. Обычно это происходит по вине забитого воздухофильтра, не способного обеспечить требуемую пропускную способность. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто снять фильтр и оценить работу двигателя. Если она стала более стабильной – причина именно в нём.
Но может оказаться, что воздуха поступает недостаточно из-за загрязнённой дроссельной заслонки или другой неисправности дроссельного механизма. Обычно состояние заслонки проверяют и при необходимости выполняют её чистку на каждом плановом ТО (вместе с заменой масла, воздушного и масляного фильтровальных элементов).
Наконец, сбои в формировании ТВС могут происходить по причине потери работоспособности датчиками (МРВ, ПДЗ). В результате ЭБУ получает от них искажённую информацию о реальном положении дроссельной заслонки или о количестве подаваемого в камеру сгорания воздуха. А значит, бортовой компьютер будет формировать команды для подготовки смеси неправильно, что обязательно скажется на работоспособности силового агрегата.
Как правило, при неисправности ДМРВ двигатель троит на холодную, а прогревшись, проблема исчезает, хотя это и не является достоверным признаком поломки именно датчика.
Проверка датчиков на неисправность производится с использованием автосканера, позволяющим не только выявить проблемное место, но и уточнить (локализовать) проблему выдачей соответствующего диагностического кода. Остаётся только правильно интерпретировать результаты и предпринять соответствующие меры (замена датчиков или проверка цепи их питания с помощью тестера).
Неисправности система питания
Дисбаланс ТВС может быть вызван и проблемами со стороны системы подачи топлива:
- снижением/увеличением давления в магистрали;
- потерей герметичности, приводящей к подсосу воздуха.
Система подачи топлива – автономная, поскольку за создание в ней давления отвечает собственный насос. На карбюраторных двигателях он устанавливает в подкапотном пространстве (чаще всего), на инжекторных – в районе топливного бака. Чаще всего подача бензина нарушается из-за загрязнения сеточки, что легко исправляется её чисткой, но требует частичной разборки бензонасоса. Намного сложнее диагностировать неисправность в случае наличия проблем с электропитанием насоса, а его поломка, скорее всего, потребует замены.
Еще одной причиной сбоев в подаче горючего может оказаться поломка клапана-регулятора, отвечающего за контроль давление в топливной рампе. Если он сбоит, слишком низкое давление приведёт к формированию обеднённой смеси, а если при давлении, превышающем нормативное, ТВС окажется обогащённой. Оба варианта являются отклонением от нормы, хотя и допускаются на некоторых режимах работы ДВС.
Инжекторные форсунки – ещё одни элемент системы питания ТС, который может быть ответственен за изменение состава горючей смеси. Известно, что форсунки, особенно при заливке некачественного горючего, быстро забиваются. Происходит снижение пропускной способности, ухудшаются и другие характеристики (в частности, форма факела распыления бензина).
Проверка работоспособности и промывка ИФ осуществляется на специальном промывочном стенде, который обеспечивает прокачку через форсунки под высоким давлением промывочной жидкости. Умеет это оборудование и осуществлять проверку работы инжектора, вычислять его производительность.
Многие автовладельцы предпочитают выполнять чистку инжекторов самостоятельно, для чего достаточно иметь достаточно мощный компрессор, который и осуществляет прокачку технической жидкости (подойдёт, например, очиститель карбюратора). Если форсунка исправна, будучи закрытой, она должна быть абсолютно герметичной. При наличии подтеканий такую неисправность следует устранить немедленно. Проблемой может оказаться перелив бензина форсункой, поскольку качество распыление топлива влияет на эффективность процесса горения смеси.
Если диагностика топливной системы не выявила отклонений от нормы, остаётся проверить ЭБУ. Бортовой компьютер – достаточно надёжное электронное устройство, но сбои прошивки всё же случаются – иногда в результате скачков напряжения в бортовой электросети, иногда – в результате замены заводской прошивки, чем часто «балуются» любители программного чип-тюнинга, или же при установке на автомобиль ГБО, что также требует внесения соответствующих изменений в программный код.
Если манипуляции с прошивкой производят неквалифицированно, последствия могут быть непредсказуемыми, в том числе выливаясь в перелив бензина с последующей заливкой свечей.
Падение компрессии
Может ли троить двигатель из-за прогоревших клапанов? Безусловно, и одним из признаков такой неисправности как раз и является падение компрессии в проблемных цилиндрах. В такой ситуации смесь подаётся в КС исправно, но по причине нарушения герметичности ЦПГ она не сжимается должным образом, что становится причиной ухудшения отдачи мотора. Кстати, к таким же результатам приведёт прогорание поршней, а также полный износ колец, наличие дефектов поверхности БЦ/ГБЦ, или неисправность компонентов ГРМ.
Простой проверки компрессии для диагностирования неисправности недостаточно – придётся частично разбирать двигатель для выявления проблем и их исправления.
Отметим, что проблемы с выхлопной системой также могут оказывать заметное влияние на работу двигателя. Например, при забитом катализаторе будет наблюдаться падение мощности силового агрегата. Не это не означает, что двигатель будет троить из-за катализатора или неисправности других элементов выхлопной системы, поскольку в этом случае работоспособность отдельных цилиндров не изменится.
Признаки возникновения троения
Для неопытных автомобилистов представленная ниже информация будет очень полезной, поскольку чтение автофорумов не позволяет получить каких-либо систематизированных знаний, причём практически по любым вопросам. Мы подготовили перечень симптомов, которые могут указывать на троение мотора:
- если при запуске двигателя ТС на холодную ощущается сильная вибрация – он троит в режиме работы на минимальных оборотах;
- признаком неполадок с работой одного из цилиндров является наличие на электродах свечи нагара тёмного цвета;
- громкие хлопки из системы выхлопа – свидетельство неработоспособности одного из цилиндров двигателя;
- изменение цвета выхлопа на чёрный или густой сизый говорит о неполадках в камере сгорания;
- тяга машины резко снизилась, разгонные характеристики ниже плинтуса;
- расход топлива заметно повысился;
- лампочка CheckEngine периодически моргает при нестабильных оборотах двигателя;
- при разгоне и во время прямолинейного движения ощущаются сильные толчки.
Опытный водитель, отлично знающий, как звучит мотор его машины при работе на разных режимах, быстро определит троение по появлению характерного звучания из моторного отсек.
Двигатель может периодически троить во всех режимах – на ХХ, на средних/высоких оборотах. Но даже если при этом будут наблюдаться большинство из вышеописанных симптомов, однозначно говорить о конкретной проблеме не получится.
Можно, например, предположить, что при троении силового агрегата на повышенных оборотах речь может идти о неисправности клапанов, проявляющейся в увеличении зазоров при выходе мотора на рабочий режим. Напротив, если движок троит на малых оборотах – увеличение зазоров происходит до момента прогрева мотора, после чего их величина приходит в норму.
Троение легко диагностировать по изменению звука работы силового агрегата, но делать это лучше, находясь у выхлопной трубы. Расположение у открытого капота гораздо менее информативно, поскольку такое звучания для водителя непривычно, да и шум слишком велик, чтобы выделять из него нестандартные компоненты.
Следует запомнить одну истину: троение двигателя нельзя пускать на самотёк, поскольку проблема из незначительной рискует перерасти в катастрофическую.
Определение проблемного цилиндра
Нахождение неработоспособного цилиндра осуществляется на функционирующем силовом агрегате, поэтому следует соблюдать все меры безопасности. Итак, запускаем мотор и переходим к моторному отсеку. Запоминаем звучание двигателя и приступаем к последовательному снятию со свечей высоковольтных проводов. Если двигатель начал задыхаться – цилиндр исправен, устанавливаем ВВ на место и переходим к следующей свече. О проблемном цилиндре будет говорить стабильная работа мотора при неработающей свече.
Особенно осторожным нужно быть при отсоединении ВВ – сила тока здесь такова, что при неосторожном движении проблемы будут очень серьёзными. Меры предосторожности – применение диэлектрического коврика под ногами, который предотвратит свободное прохождение заряда. Отсоединяя провод, ни в коем случае не беритесь за колпачок – тянуть нужно за сам провод, желательно поближе к основанию. Касаться при этом кузова нельзя.
Методы диагностики
Если вы твёрдо убеждены, что мотор троит, что подтверждается наличием большей части очевидных симптомов, остаётся только определить причину неисправности. И это серьёзная и трудоёмкая задача, предполагающая выполнение большого объёма работ. Но если повезёт, причину троения можно определить уже на начальных этапах диагностирования. Строго говоря, проверку состояния двигателя можно осуществить на любой СТО, причём быстро и точно, благодаря компьютерной диагностике.
Но если у вас имеется лишнее время, а с финансами не так благополучно, все работы можно выполнить и самостоятельно. Итак, приводим примерный алгоритм действий:
- поскольку чаще всего причина троения заключается в свечах и проводах, первым делом проверяем их состояние. Наличие на изоляции свечи чёрного нагара будет свидетельствовать о её пробое. Нарушение целостности проводов также недопустимо, поскольку в этом месте возможна утечка тока, особенно при повышенной влажности, и свеча в таких случаях не сможет обеспечить выработку искры необходимой силы. Сами провода могут иметь повреждения (изломы, выгорания), но такие проблемы внешним осмотром не выявить – нужно использовать мультиметр. Наличие нагара на электродах – это тоже отклонение от нормы, но отнюдь не всегда причина неработоспособности цилиндра (это может быть следствием других неисправностей);
- если со свечами и проводами проблем не обнаружено, переходим к проверке тракта подачи воздуха. При его недостатке ТВС получается обогащенной, и это тоже одна из причин троения силового агрегата. Первым делом проверяем, насколько герметичны воздуховоды, для чего перекрываем трубу подачи у воздушного фильтра любым удобным способом, после чего компрессорной установкой нагнетаем по вакуумному шлангу воздух, обеспечивая давление порядка 0.5-0.7 атмосфер. Если при этом раздаётся характерное шипение – воздухопровод разгерметизировался. Это грозит подсосом воздуха и обеднением смеси. При забитом воздухофильтре ситуация будет прямо противоположной. Фильтровальный элемент не сможет обеспечивать нужную пропускную способность, и горючая смесь окажется обогащенной;
- следующий шаг – проверка состояния датчика дроссельного узла, а также ДМПВ. Делается это с помощью автосканера, подключаемого к диагностическому разъему. Неисправные датчики следует заменить;
- причина неработоспособности цилиндра может заключаться в неработоспособности системы подачи горючего. Проверяется её работа измерением давления с помощью манометра, выходной разъем которого подсоединяется к инжекторной рампе. Оно не должно превышать 7 атмосфер. Отметим, что здесь имеется один нюанс – измерение следует проводить четырежды: при включённом зажигании, при работе мотора в режиме ХХ, во время работы двигателя на рабочих оборотах с отсоединённой трубкой от клапана-регулятора давление горючего, при заблокированной трубке обратного клапана. При уровне давления, меньшем номинального, мы наверняка имеем дело с поломкой бензонасоса или клапана-регулятора давления. В противном случае следует перейти к проверке работоспособности форсунок. Обычно именно они становятся причиной обеднения смеси, поскольку быстро забиваются, особенно при использовании некачественного топлива. Наиболее информативная проверка состояния топливной системы производится с использованием диагностического оборудования, сообщающего о наличии тех или иных проблем соответствующим кодом ошибки;
- последний этап – измерение компрессии, которое выполняется специальным инструментом, компрессометром. Вставляем его штуцер в отверстие неработоспособной свечи, запускаем двигатель и увеличиваем его обороты. Показания прибора фиксируется несколько раз – для надёжности. Если уровень падения компрессии превышает 15%, то можно говорить о существенном износе поршня, колец или клапана. Для более точной диагностики потребуется частичная разборка силового агрегата.
https://www.youtube.com/watch?v=ephtWvjupAo
Решение проблемы троения двигателя
Информирован – значит вооружён. Если мы докопались до истинной причины, почему силовой агрегат троит, остаётся только её решить.
При выходе из строя ВВ или свечей всё просто – меняем их на новые. Такая же операция применима к неисправным коммутатору и катушке зажигания, благо добраться до них относительно легко.
Другое дело – засорение топливопроводов или воздушной магистрали. В частности, очистку форсунок от загрязнений хотя и можно выполнить самостоятельно, но лучше это делать с использованием специального оборудования, поскольку в этом случае гарантии получения положительного результата будут намного выше. Если прочистить форсунки не удалось, придётся сменять их на новые.
При неисправном кислородном датчике он подлежит замене. Забитая сетка топливного насоса лечится промыванием, а если это не поможет – можно попробовать установить ремкоплект или новый бензонасос, как кому нравится. С заменой воздушного фильтра справится любой новичок, а вот сбои ЭБУ лечатся либо заливкой заведомо работоспособной прошивки, либо заменой бортового компьютера, если программное обеспечение не виновато.