Как исправить произношение во взрослом возрасте.
Можно ли исправить недостатки произношения во взрослом возрасте?
Сложно, но можно. Научиться произносить правильный
звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время
придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами
установившийся автоматический навык.
Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?
Довольно часто это – результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.
Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.
Можно ли самостоятельно исправить произношение?
Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:
– нарушены не один-два, а три или более звуков;
– возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);
– хотя бы незначительное снижение слуха;
– неврологические проблемы;
– проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.
Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.
С чего начать?
С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны – хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.
1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].
Коси, коса, пока не высохла роса.
В зоопарке Зина видела разных зверей.
В конце деревни цветет акация.
2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].
У Наташи новая шуба и шапка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У причала кричали чайки.
Волки рыщут, пищу ищут.
2. Звук [л].
Клава надела на голову белый платок.
У Лёни болит левое колено.
3. Звук [р].
В порту разгружают пароходы.
Марина принесет грецкие орехи.
4. Все звуки.
Галин черный щенок резвится около дома.
Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.
Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над
звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того,
как исправлен один, можно переходить к следующему.
Процесс работы над звуком
включает в себя четыре обязательных этапа:
– подготовительный;
– этап постановки звука;
– этап автоматизации;
– этап дифференциации;
а также один дополнительный этап:
– введение звука в речь.
О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.
При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.
Подготовительный этап.
Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука.
Начните с изучения правильной артикуляции звука,
т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при
произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук.
Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению.
Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе “Эти трудные звуки!..”
После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения
выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно
переходить к постановке звука.
Этап постановки звука.
Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.
Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: “р-р-р”, шипеть «ш-ш-ш» и т.д.
Автоматизация.
Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.
Автоматизацию начинают с произношения слогов – прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и
т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…).
Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все
звуки, как бы пропевая их – ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам
речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них
положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать,
приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.
После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам,
а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная , а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится.
Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.
Дифференциация.
Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.
Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.)
Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.
Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.
Введение звука в речь.
Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.
Работа над текстом.
1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.
2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.
3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.
4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.
Устное сочинение.
Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».
1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.
2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.
3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.
4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?
5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.
6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.
Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.
Желаем успеха!
Конспект открытого мини–группового занятия по технике речи, раздел «дикция». Исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р». .
тест.
тест.
Шепелявость-не менее распространенное речевое нарушение, чем картавость. Этим речевым дефектом страдают не только дети, но и взрослые, ко мне часто обращаются взрослые люди с такой проблемой.
Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.
Что такое шепелявость – это неправильное произношение свистящих и шипящих звуков. Чаще всего человек ставит язык между зубами, и если своевременно не убрать этот недостаток в детском возрасте, он естественным образом перетекает во взрослую жизнь. И уже взрослый человек из-за своей шепелявости испытывает определенные неудобства. Шепелявость мешает презентовать себя, мешает общению, является причиной возникновения комплекса неполноценности, неуверенности в себе.
Вы только представьте, взрослый человек, а говорит, как маленький. «Сапка», «Сарик», «Сиска». Смешно, правда? Смешно и грустно. Нам смешно, а человеку, который так произносит, наверное, очень грустно.
От шепелявости можно избавиться за месяц! За месяц активной тренировки с языком. Каждый взрослый человек, если его уже достала эта шепелявость, может найти 30 минут в день для того, чтобы избавиться от шепелявости и научиться правильно произносить звуки, которые его напрягают и не дают жить полной жизнью.
При этом вам необходимо выполнять 3 основных и 3 дополнительных упражнения.
Дополнительные упражнения
1. «Почистим нижние и верхние зубки»
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка проводим по задней поверхности нижних зубов, начиная с самого дальнего. Затем то же самое делаем с верхними зубами. Медленно. Выполнять упражнение 5-7 раз
2. «Индюк»
Рот открыт. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп, пока не послышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполнять в течение 10 секунд
3. «Лошадка»
Рот открыт. Губы в нейтральном положении. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Делать упражнение медленно. Челюсть при этом не двигаться, если она двигается, то зафиксируйте ее руками. Выполнять упражнение 5-7 раз
Основные упражнения
1. «Горка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. На раз –язык выгибаем, на два –кладем обратно лопаткой. Напрягаем-расслабляем язык. Выполнять 5-7 раз
2. «Чашечка»
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки». Удерживать «Чашечку» до 10 секунд
3. «Найди звук»
Широко улыбаемся и произносим звук Ииии. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. После звука Ииии сразу произносим звук «С». Получается Иииис. Для чего нужно произносить звук Ииии. Все очень просто. При произношении звука Ииии язык занимает такое же положение, что и при произношении звука «С». Попробуйте произнести эти два звука, не меняя положение языка. Важное условие при выполнении этого упражнения: воздушная струя должна быть холодная. Это можно проверить: подносим ладонь ко рту и проверяем
Эти три основных упражнения являются основой для постановки других звуков, свистящих и шипящих.
Делайте эти упражнения 3 раза в день по 10 минут в течение месяца, и вы избавитесь от недостатка, который давно вас мучает. Ничего сложного в этом нет. Вы научитесь правильно свистеть и шипеть, в дальнейшем эти новые звуки придется автоматизировать слогах, словах и предложениях, вводить в речь, следить за ними, контролировать, еще как минимум, полгода. Но самое главное, вы избавитесь от своего дефекта.
Если у вас появились вопросы – приходите на бесплатную консультацию
Я старалась, поставьте мне лайк
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить ничего интересного
Центр Fidem > Статьи > Шепелявость у взрослых – есть ли решение для тех, кто старше 20?
Термин «шепелявость» – это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.
Признаками сигматизма являются:
- Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
- Появление посторонних звуков при разговоре.
Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.
В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.
При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.
Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.
Основные виды нарушений шипящих:
- Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
- Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» – «щуба».
- аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» – «кхарик».
- Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» – «фапка».
- Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» – «мяц».
В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).
Основные виды нарушений свистящих:
- Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
- Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» – «тамолёт».
- Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» – «щабака».
- Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» – «зираф».
- Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.
Причины появления шепелявости у взрослых
- Неправильный прикус;
- Малоподвижный язык;
- Короткая уздечка языка;
- Отсутствие зубов;
- Травма артикуляционного аппарата;
- Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
- Наследственность.
При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.
Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:
- Состояние слуха, в том числе фонематического;
- Подвижность и состояние органов артикуляции;
- Правильность, нормативность произносимых звуков.
Коррекция сигматизма
Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.
Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.
В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.
Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:
17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.
19 лет: Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.
25 лет: Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.
28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.
Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога |
|
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Сотрудничество
Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2023, Санкт-Петербург / СПб
Шепелявость (или сигматизм) – это одно из самых распространенных речевых нарушений, которые встречаются в детском возрасте. Если в детстве не исправить данную ситуацию, то дефект останется и во взрослой жизни, что будет очень мешать общению с другими людьми и может стать ограничением при выборе профессии.
Шепелявость – это нарушение речи, которое характеризуется неправильным произношением свистящих и шипящих звуков. Ребенок может испытывать трудности с произношением «с-з», «ц», «ш-ж», «ч-щ».
Суть этого нарушения заключается в искажении, обходе и замене свистящих, а также шипящих звуков. Проблема может быть с одним или с несколькими звуками.
При этом важно понимать, что связная речь и грамматика не страдают, и дети с шепелявостью в большинстве случаев не испытывают проблем с пониманием услышанного.
Шепелявость у детей до 5 лет может считаться нормой, потому что до этого возраста речевой аппарат находится в стадии развития. Такие дети могут даже вызывать умиление, но совсем другое дело, если перед вами взрослый человек с аналогичной проблемой.
Причины шепелявости могут быть разными – как врожденными, так и приобретенными. Вот основные из них:
- Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
- Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
- Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
- Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
- Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.
В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью. К другим возможным причинам относятся наследственные факторы, а также перенесенные травмы головы.
Чаще всего дети испытывают проблемы с произношением звуков «Ш» (глухой) и «Ж» (звонкий). С произношением «Ч» и «Щ» проблем, как правило, меньше.
Помимо заметного нарушения в проговаривании свистящих и шипящих звуков, для этого расстройства характерно неправильное расположение языка при разговоре. При произношении проблемных слов, дети часто переходят на шепот.
В некоторых случаях ребенок заменяет слоги с шипящими и свистящими звуками на другие или вовсе пропускает их. Если наблюдается шепелявость у взрослого, то такие люди часто замкнуты, не хотят вступать в разговор, малообщительны, предпочитают не разговаривать, а вести переписку.
В логопедии выделяют 6 видов шепелявости:
- Губно-зубная. Нижняя губа примыкает к верхним зубам, в результате чего свистящие и шипящие звуки проговаривается как Ф и В.
- Призубная. Неправильное расположение языка по отношению к зубам. Вместо свистящих и шипящих звуков произносится звук Т.
- Боковая. При произношении слов язык (или большая его часть) отклоняется в бок. Свистящие и шипящие звуки становятся хлопающими.
- Щечная. Щеки надуваются, язык лежит внизу ротовой полости. Характеризуется наличием шума при произношении.
- Носовая. Проявляется характерным наличием гнусавости голоса во время разговора.
- Смягченная. Слишком мягкое произношение Ш, который становится более похож на Щ.
Избавление от шепелявости – это процесс, который предполагает проведение комплексной коррекции под контролем логопеда. Задачей коррекции является не только обучение человека правильному произношению проблемных звуков, но и формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения возможного прогрессирования речевого нарушения.
Перед проведением коррекции, логопед должен отправить ребенка или взрослого к стоматологу, отоларингологу, а также психологу.
Существует несколько методов, позволяющих эффективно убирать шепелявость:
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- Логопедический массаж языка.
- Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.
- Развитие фонематического слуха.
Иногда данное нарушение связано с органическими причинами, поэтому, помимо помощи логопеда, может потребоваться хирургическое вмешательство или лечение у стоматолога. В частности, при неправильном прикусе показано длительное ношение брекетов, которые позволяют сформировать нормальное строение ротовой полости.
Избавиться от проблемы помогут следующие упражнения:
- Чашечка. Необходимо открыть рот, поднять переднюю и боковую часть языка, чтобы в центре образовалось углубление. Пытаемся произнести звук З (нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык всегда внутри ротовой полости).
- Блинчик. Язык расслаблен, выдвинут вперед и распластан. По его поверхности нужно совершать постукивающие движения верхней губой.
- Приоткрываем рот, высовываем язык и кладем его на нижнюю губу. Пытаемся произнести «ля-ля-ля». Можно двигать язык так, чтобы касался уголков рта.
Избавление от шепелявости возможно с помощью дыхательных упражнений, проводимых комплексно с другими занятиями.
Вот несколько примеров:
- Выдувание мыльных пузырей.
- Дуть на ватный шарик, расположенный на столе. Ребенок и взрослый располагаются напротив друг друга, дуя на шарик.
- Помогает и следующее упражнение: закрываем одну ноздрю пальцем, делаем глубокий вдох и плавно выдыхаем воздух через рот. Повторяем со второй ноздрей. Количество повторений – 10 раз.
Еще один эффективный способ, как исправить шепелявость – это скороговорки. К примеру, для формирования правильного произношения звука Ш используется скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон». Упражнения подбираются индивидуально для каждого человека в зависимости от причин нарушения, возраста, тяжести случая и других факторов.
Исправление шипящих звуков ш-ж-щ-ч
Все шипящие согласные
Ш – Ж – Щ –
Ч по месту
образования являются переднеязычными,
средненёбными. Звуки Ш,
Ж, Щ по способу
артикуляции различаются незначительно.
Звук Ч является
более сложным смычно-щелевым звуком,
состоящим из двух последовательно
произносимых согласных Т’
и Ш’.
Базовым для этой группы согласных
является звук Ш.
Артикуляция звука ш
При артикуляции звука
Ш
губы разомкнуты и слегка выдвинуты
вперед, кончик языка поднят и загнут к
нёбу, за альвеолы, однако нёба не касается,
образуя щель. Боковые края языка
прижимаются к верхним коренным зубам,
не пропуская по бокам воздух. Воздух,
проходя через небольшую щель между
загнутым краем языка и нёбом, образует
шум, являющийся звуком Ш.
Голосовые связки разомкнуты и в
образовании звука не участвуют.
Звук Ж –
артикуляционный уклад такой же, как при
звуке Ш.
Небольшое отличие заключается в том,
что при произнесении Ж
кончик языка загибается чуть сильнее
(глубже), чем при произнесении Ш,
и находится почти перпендикулярно
твердому нёбу. Голосовые связки в
образовании звука Ж
участвуют.
Звук Щ –
звучит как длительный, двойной звук
Ш’Ш’.
При артикуляции звука Щ
кончик языка менее загнут к нёбу, чем
при артикуляции звука Ш,
и находится около альвеол. При произнесении
звука Щ
средняя часть спинки языка приподнимается.
Чтобы почувствовать
разницу в артикуляции шипящих, полезно
произносить их в следующей последовательности:
Ж, Ш, Щ.
Сконцентрировав внимание на движении
кончика языка, можно ощутить, как он из
сильно загнутого, почти вертикального
положения при произнесении Ж
передвигается вперед к положению
«чашечки» при произнесении Ш
и далее продвигается вперед, к альвеолам,
при произнесении звука Щ.
Эту артикуляционную
тонкость полезно потренировать на
скороговорке: Поезд
мчится скрежеща: Же, Ше, Ща; Же, Ше, Ща.
Полезно ощутить и
движения кончика языка в обратном
направлении: от альвеол – вглубь, к
твердому нёбу. Для этого нужно произнести
шипящие в обратной последовательности:
Щ, Ш, Ж; Щ, Ш, Ж.
Исправление звуков ш–ж
Наиболее распространенным
недостатком в произношении звуков Ш –
Ж является их
смягчение. Например: вместо «шапка»
звучит «шяпка», вместо «ужалила» звучит
«ужялила».
В основном это происходит
из-за неправильного артикуляционного
уклада языка – он опущен, кончик его
находится около нижних зубов, а не
загибается кверху, как положено при
правильной артикуляции.
Довольно часто неточное
произношение Ж –
Ш происходит
из-за чрезмерного подъема языка: он
слишком глубоко завернут к твердому
нёбу, и это приводит к дефектному
звучанию. Искажение звуков может
происходить и тогда, когда 23 челюсти
при произнесении Ш –
Ж сильно разомкнуты
(иногда до 1 см) или, наоборот, сильно
зажаты (хотя для правильного произношения
шипящих важно, чтобы зубы были сближены
на расстояние 2-3 мм).
В выработке правильного
произношения звуков Ж –
Ш может помочь
использование различных звуковых
образов (шумит ветер, шипит гусь, жужжит
муха, выходит воздух из лопнувшего шара
и т. д.).
Звуки Ж –
Ш в русском языке
звучат всегда твердо:
пишем «шина» –
произносим «шына»
«жир» – «жыр».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #