Пропуск букв на письме – довольно распространённая проблема для школьников начальных и даже средних классов. О том, как решить ее, рассказывает ТРИЗ-педагог Сергей Ефремов.
О борьбе с пропуском букв написано много статей и разработано немало упражнений. Отмечают две причины таких ошибок:
– Логопедические.
– Отсутствие внимания и самоконтроля при письме.
При работе со школьниками я наблюдал такой момент. В первых классах преобладает логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков, дисграфия в написании букв и слов. Начиная со второго класса, первая причина уходит на второй план, а резко увеличивается процент детей с пониженным вниманием и самоконтролем. Причём буквы пропускать начинают «нелогопедические» школьники. Рекомендации и упражнения по многократному переписыванию и проверке больших текстов и заданий лишь усугубляют проблему и развивают отвращение к письменным работам, приводят к конфликтам в семье с выполнением домашних заданий.
Итак, задача №1. Определить причины пропуска букв у конкретного ребёнка.
Факторы: логопедия, внимание, самоконтроль.
Определить логопедические ошибки нетрудно. Школьник путает похожие звуки или пропускает буквы с неслышимыми или двойными звуками. Чаще всего с буквой Ё.
Определить уровень внимания и самоконтроля по виду ошибок очень трудно. Поэтому переформулируем задачу.
Создать упражнение, в котором будет работать только один фактор: или внимание или самоконтроль.
На первый взгляд, это одно и то же, но давайте посмотрим, как реализуются эти факторы. Внимание включается через зрение, информация о написанном идёт в мозг, и человек контролирует уже написанное. Но нам-то нужен самоконтроль того, что ещё не написано. Поэтому убирать из данной пары надо внимание, которое идёт через зрение.
Решение. Игра «Жмурки». Написать слова или предложения с закрытыми глазами.
Условия. На чистом листе формата А4 пишем три раза по 5 слов или 3 предложения по 5 слов. Слова из четырёх-восьми букв. Скорость медленная, а быстро и не получится.
Оценка. Не оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или наложение после букв с верхним окончанием: б, ё, в, о, ю, э, ъ, ь, й. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию правил или словарных слов. Как правило, у нелогопедических детей с хорошим самоконтролем пропусков букв почти не бывает. Могут быть неполные буквы ш, щ, м, т и их соединения с буквами из крючочков и, л, ц.
Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами. Также можно определить утомляемость (время длительности самоконтроля) непрерывного письма при сравнении написания начальных слов и конечных.
Подведём промежуточный итог.
Если причина пропусков букв логопедическая, то наблюдаются ошибки в конкретных звуках и местах слов. Упражнений для устранения данной проблемы много. Они направлены на развитие фонетического слуха.
Проблемы с вниманием выражаются, как правило, в ошибках при списывании текстов. В мозг уже поступает неверная информация. Этот фактор можно исключить, если писать тексты под диктовку или свои придуманные слова и предложения.
Давайте проанализируем фактор самоконтроля и способы развития этого качества. В Интернете я нашёл множество упражнений, направленных на формирование образа слова: «Магазин», «Кузовок», «Древнерусское письмо», «Словесные цепочки», «Бухгалтер» и др. Конечно, это хорошие игры, улучшающие правописание, но подходят ли они к нашей проблеме – пропуск букв?
Посмотрим объекты, на которые направлены эти игры. Это слова и буквы, из которых они состоят. А теперь возьмём конкретный пример: школьник пишет слово волк без буквы О или Л, при этом он прекрасно знает образ этого слова и потом смеётся, когда видит свою ошибку. Здесь ошибка не привязана к конкретной букве или звуку, или правилу. Так что же будет объектом для решения данной проблемы?
Сравним слово ВОЛК с результатами написания ВЛК и ВОК. Отличие не в буквах, а в их количестве. Поэтому объектом для задачи надо брать количество букв в слове и создавать упражнения под этот параметр.
Задача №2. Придумать упражнение-игру, в которой результатом будет правильное количество букв в слове. Ужесточим требование, учитывая нелюбовь школьников к письму: игра должна быть без написания слов.
Решение: игра с условным названием «Хоккейный счёт».
Правила. Ведущий называет слово, например, «ВЕТЕР», а игрок называет количество букв в каждом слоге в виде счёта – 2:3. Время на ответ 5 сек для слов до 6 букв и не более 10 сек для других.
Примеры.
ПАУКИ – 2:1:2, СТОЛ – 4:0, ВЕРБЛЮД – 3:4, ШКОЛЬНИК – 5:3.
Рекомендации.
Вводить условие выигрыша матча, например, до 5 или 10 побед или проигрышей.
Деление на слоги делать в разрыв между согласными. Например, КОШ-КА, а не КО-ШКА.
Игрок может записывать свой счёт для его проверки по загаданному слову.
Возможная проблема. Ребёнок не умеет делить слова на слоги.
Решение. До игры проговаривать и простукивать другие слова по слогам. Тренироваться в игре «Хирург». Правила:
Карандашом поделить текстовые слова из книжек или словаря вертикальными чёрточками между слогов, как бы делая хирургические разрезы.
Рекомендации.
Проводить операции не менее, чем с 30 словами. Можно делать это в учебнике в упражнениях домашнего задания.
Для закрепления этого навыка использовать приём-игру «тормоза» при выполнении домашнего задания. «ТОРМОЗА» включаются для руки после каждого слога в записываемом слове. В конце каждого слога школьник должен оторвать ручку от бумаги на короткое время. Хороший результат, если он сможет сделать все остановки в 5 словах подряд, не теряя обшей скорости письма более 15%.
И ещё об одной проблеме по самоконтролю и представлению образа слова. Рука школьника не успевает за мысленным представлением заданного слова, а само слово в его голове имеет размытый образ по местоположению букв да ещё внимание не концентрируется на текущей букве.
В какой-то мере для решения этой проблемы подходит игра-упражнение «Древнерусское письмо», где развивается концентрация внимания и самоконтроль за счёт замены буквы на тире. Минусом является то, что заменять требуется только гласные буквы, и то, что эти буквы не пишутся.
Формулируем противоречие: « Буквы должны быть заменены, чтобы устранить возможность пропуска, но они должны быть написаны, чтобы сохранился образ слова».
Решение. Замена букв производится с письменной на печатную и не только гласных.
Игра «ПП» – письменная – печатная.
Правило. Объявляется буква, которую надо писать печатной формой в диктуемых словах. Например, объявляется буква Е и диктуется слово ВЕТЕР. Оно должно быть записано игроком вот так: вЕтЕр.
Проигрыш засчитывается даже тогда, если пошло соединение от предыдущих букв. В нашем случае от букв в и т. Между названной буквой должны быть просветы с соседними буквами.
Игра разбивается по сложности и уровням. Сложность определяется количеством слов и количеством заданных букв. Количество слов не более пяти. Их можно диктовать одним предложением. Количество букв не более трёх.
Например, задание второй сложности. Объявляются буквы: А и К и диктуется предложение: «Шакал кушал шашлык». Должно быть записано: «шАКАл КушАл шАшлыК».
Уровни или лиги (вторая лига, первая и высшая) определяется местоположением требуемой буквы.
Вторая лига – это когда печатается объявленная буква. Это предыдущий пример.
Первая лига – это когда печатаются буквы перед объявленной. Например, для нашего предложения про шакала и объявленной буквой К должно быть написано: «шАкаЛ кушал шашлЫк».
Высшая лига – это когда печатаются буквы за одну перед объявленной. Для нашего примера и буквы К должно быть написано: «ШакАл кушал шашЛык».
Первая и высшие лиги заставляют представлять местоположения букв заранее, что концентрирует внимание и повышает самоконтроль.
Итак, для решения проблемы «Пропуск букв» предлагается набор игр в последовательности.
«Жмурки», «Хирург», «Хоккейный счёт», «Тормоза», «ПП».
Из опыта работы с трудными детьми в течение 20 лет, могу сказать, что проблема пропуска букв снимается после игр в «жмурки» , «хирурга» и «хоккейный счёт» у 90% школьников. Реже приходилось использовать «Тормоза», а игра «ПП» интересна как для детей, так и для взрослых, если они будут играть вместе.
Успехов вам родители и учителя!
Автор: Сергей Ефремов
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал!
https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/28956-reshenie-problemyi-s-propuskom-bukv-na-pisme
Особые
трудности
в
процессе
обучения
отмечаются
при
письме.
Письмо
является
базовым
навыком,
без
которого
невозможно
дальнейшее
обучение.
Чаще
всего
учащиеся
допускают
такие
ошибки,
как
пропуск
гласных
и
согласных
букв,
пропуск
сочетаний
букв
и
слогов.
Эти
ошибки
устойчивы
и
широко
распространены.
Пропуски
гласных
и
согласных
букв
при
списывании
и
в
диктантах
довольно
разнообразны.
1.
Пропуски
гласных
букв
о,
а,
у,
ы,
находящихся
в
сильной
позиции
(под
ударением)
например:
гры
–горы,
тчка
–
тачка,
трвка
–
травка,
тетрди
–
тетради,
грша
–
груша,
крша
–
крыша.
2.
Пропуски
гласных
букв
о,
а,
находящихся
в
слабой
позиции
(в
безударном
положении):
крандаш
–карандаш,
декбря
–
декабря,
кньки
–
коньки,
ктят
–
котят.
В
этом
случае
необходимо
сочетать
работу
по
слуховому
анализу
с
работой
над
произношением
учащихся
и
научить
детей
управлять
процессом
своего
письма.
3.
Пропуски
гласных
и,
е,
ё,
ю,
я,
обозначающих
мягкость
предшествующей
согласной
как
в
безударном
положении,
так
и
в
положении
под
ударением,
например:
тшина
–
тишина,
птцы
–
птицы,
ултка
–
улитка,дти
–
дети,
оджда
–
одежда,
на
снгу
–
на
снегу,
замрзли
–
замёрзли,
утг
–
утюг.
Указанные
ошибки
возникают
вследствие
того,
что
у
учеников
не
образуется
связь
между
мягкостью
предшествующего
согласного
звука
и
гласными
(и,
е,
ё,
ю,
я).
При
записи
слов
изолированно
произносимые
мягкие
звуки
представляются
не
нуждающимися
в
обозначении
мягкости
специальными
буквами.
4.Пропуск
гласных
в
словах
объясняется
и
тем,
что
названия
отдельных
букв
(бэ,
вэ,
гэ,
дэ
и
т.
п.)
ассоциируются
у
ученика
с
отдельным
слогом
данного
слова:
ученик
воспринимает
слог
как
одну
букву
и
переносит
это
своё
восприятие
на
обозначение,
на
письмо.
Например:
блка
–
белка,
дти
–
дети,
лс
–
лес,
нс
–
нёс,
мл
–
мял.
5.
Пропуск
одной
из
согласных
при
их
стечении:
сонышко
–
солнышко,
мата
–
марта,
тетадь
–
тетрадь,
мого
–
много,
зея
–
змея,
сётры
–
сёстры,
ука
–
утка.
Иногда
ученик
пропускает
не
одну
букву,
а
несколько
или
целый
слог:
кардаш
–
карандаш,
козлёк
–
козлёнок,
дикнт
–
диктант,
бут
–
будут,
пцы
–
птицы,
снежи
–
снежинки.
Такие
ошибки
встречаются
у
детей
с
недостатками
речи
и
речевого
слуха.
Ученики
не
всегда
умеют
свободно
отличать
й
от
и
и
пишут
и
вместо
й,
опуская
знак
краткости.
Рекомендуется
проводить
устные
упражнения
в
различении
звуков
и
и
й
(j)
в
словах
и
слогах,
упражнения
в
анализе
слов
с
буквой
й
и
в
написании
их
по
слуху
и
произношению.
6.
Пропуск
ь
после
мягких
согласных
в
конце
слов
и
в
середине
слов
перед
твёрдыми
согласными,
например:
сол
–
соль,
кон
–
конь,
палто
–
пальто,
зорка
–
зорька,
писмо
–
письмо.
Ошибки
в
пропуске
ь
как
знака
мягкости
согласных
объясняются
тем,
что
учащиеся
нечётко
различают
согласные
по
твёрдости
и
мягкости.
Научить
их
различать
согласные
по
твёрдости
и
мягкости
можно,
опираясь
на
произношение,
используя
при
этом
иногда
противопоставление
слов
и
слогов,
например:
угол
–
уголь,
уголки
–
угольки.
Пропуск
разделительного
ь
(равно
как
и
ъ)
в
случаях
:
бёт
–
бьёт,
бют
–
бьют,
ручи
–
ручьи,
сест
–
съест.
Ученик,
пишущий
слова
бьёт,
бьют
без
ь,
не
ощущает
ни
на
слух,
ни
в
своём
произношении
раздельности
между
согласным
и
гласным.
Работа
по
коррекции
этих
нарушений
ведётся
в
следующих
направлениях:
-
работа
над
морфологической
системой
языка
(словоизменением
и
словообразованием); -
формирование
структуры
предложений.
Развитие
лексико
–
грамматического
строя
речи
проводится
в
тесной
связи
с
формированием
фонематического
анализа
и
синтеза.
Для
устранения
указанных
ошибок
необходимо
обратить
внимание
на
навыки
чтения
у
учащихся,
которые
допускают
многочисленные
ошибки
этого
рода.
Уровень
навыков
чтения
влияет
на
состояние
письма
и
правописания.
Письменная
речь
(чтение
и
письмо)
представляют
собой
модель
устной
речи.
В
письменном
слове
буквы
следуют
в
той
же
последовательности,
что
и
звуки
в
устной
речи.
В
связи
с
этим
важным
условием
нормального
овладения
процессом
чтения
является
сформированность
фонематического
анализа
структуры
слова.
Правильное,
слитное
чтение
слога
и
слова
предполагает
умение
анализировать
звуковую
структуру
слога
или
слова.
Процесс
слогового
анализа
тесно
связан
с
умением
детей
выделять
гласные
из
слова,
так
как
количество
слогов
в
слове
определяется
количеством
гласных
звуков.
В
процессе
развития
слогового
анализа
в
речевом
плане
важным
является
умение
выделять
гласные
звуки
слова.
Дети
должны
усвоить
основное
правило
слогового
деления:
в
слове
столько
слогов,
сколько
гласных
звуков.
«Опора
на
гласные
звуки
позволяет
устранить
и
предупредить
такие
ошибки
чтения
и
письма,
как
пропуски
гласных
или
их
добавления».
(Р.
И.
Лалаева
«Нарушения
чтения
и
пути
их
коррекции
у
младших
школьников»
СПб.,
1998,
с.117)
Чтение
и
письмо
–
единый
процесс
обучения
грамоте.
Как
при
чтении,
так
и
при
письме
сохраняется
установка
на
слог,
а
в
составе
слога
–
на
гласный
звук,
который
является
слогообразующим.
Для
устранения
и
предупреждения
ошибок
письма
и
чтения,
рассмотренных
выше,
учитывая
механизмы
этих
нарушений,
рекомендуется
проводить
систематическую
работу
по
развитию
слогового
анализа
и
синтеза.
Во
всех
указанных
случаях
необходимо
воспитывать
у
детей
активное
внимание
к
слову,
к
его
звуковому,
буквенному
и
слоговому
составу,
к
его
звучанию,
произношению.
Воспитывать
привычку
контролировать
себя,
предупреждать
и
исправлять
свои
ошибки,
сличая
написанное
с
образцами
путём
проговаривания
слов.
Рекомендуются
следующие
задания:
-
Придумать
и
записать
слова
по
графическим
схемам,
на
которых
записаны
гласные
буквы. -
Повторить
слово
по
слогам.
Сосчитать
количество
слогов.
Записать
в
тетрадь. -
Определить
количество
слогов
в
названных
словах
–
поднять
(записать)
соответствующую
цифру.
Предлагаются
слова
различной
слоговой
структуры:
односложные,
двусложные,
трёхсложные,
простые
и
со
стечением
согласных. -
Разложить
картинки
в
зависимости
от
количества
слогов
в
их
названии.
Предлагаются
картинки
на
односложные,
двусложные
и
трёхсложные
слова:
трава,
груша,
книга,
стол,
лук,
машина,
помидор,
картошка,
тарелка. -
Закончить
слово.
Например:
зи__(ма),
мо__(ре),
руч__(ка),
тет__(радь),
мо__(роз). -
Записать
слова
в
тетрадь,
деля
их
на
слоги,
подчеркнуть
гласные.
Например: -
Назвать
картинки.
Составить
из
данных
слогов
названия
картинок,
записать
их.
Предметные
картинки:
мыши,
сливы,
кусты,
школа,
чашка,
малина,
молоко,
корова,
бабушка,
картошка.
Под
картинками
написаны
вперемешку
слоги,
из
которых
состоят
названия
картинок.
Большое
значение
имеет
умение
учащимися
определять
ударный
слог
в
словах,
причём
не
только
в
двусложных,
но
и
в
более
сложных.
Это
умение
также
важно
при
изучении
одного
из
основных
правил
орфографии
–
правописание
безударных
гласных.
Самая
сложная
форма
фонематического
анализа
–
определение
последовательности
звуков
в
слове,
их
количества,
места
по
отношению
к
другим
звукам
(после
какого
звука,
перед
каким
звуком).
Эта
форма
появляется
у
детей
лишь
в
процессе
специального
обучения.
Рекомендуются
следующие
виды
заданий:
-
Рассмотрите
и
назовите
картинки.
Посчитайте
количество
звуков
в
их
названиях.
Начертите
звуковые
схемы
слов. -
Рассмотрите
и
назовите
картинку.
Вставьте
пропущенные
буквы.
Запишите
слово.
Предметные
картинки:
шар,
сыр,
мак,
кот.
Под
картинками
столбики
слов
с
пропущенными
буквами.
ша.
сы.
ма.
ко.
ш.р
с.р
м.к
к.т
.ар
.ыр
.ак
.от
-
Составьте
слова
из
букв
разрезной
азбуки.
Предлагаются
слова
различной
звуко-слоговой
структуры,
например:
дом,
мак,
муха,
кошка,
марка,
книга,
волк,
капуста
и
т.
д.
-
Догадайтесь,
какие
получаются
слова,
если
соединить
данные
буквы.
Напишите
эти
слова. -
Вставьте
в
слова
пропущенные
буквы.
Спишите
слова,
деля
их
на
слоги.
З.нтик,
к.стик,
т.гры,
ш.пка,
в.лка,
кр.ны,
н.сик,
сл.вы,
в.тка,
тр.вка.
Иногда
ребенок
продолжает
пропускать
буквы
даже
в
хорошо
знакомых
ему
словах,
которые
он
писал
неоднократно,
а
то
и
каждый
день,
например
в
слове
«работа».
Тогда,
вероятно,
у
ребенка
не
хватает
внимания,
чтобы
уловить
в
неверно
написанном
слове
отличия
от
образца.
Способствовать
формированию
образа
слова
можно
при
помощи
нехитрых
упражнений.
Эти
простые
и
увлекательные
игры
и
задания
помогут
решить
проблему
пропуска
букв.
1.Письмо
слов
с
правой
стороны
строчки,
«по-арабски».
Слова
в
этом
упражнении
пишутся
наоборот,
то
есть
при
нормальном
чтении
(слева
направо)
они
должны
читаться
в
их
естественном
виде.
Например,
предложение:
В
океане
живет
необычная
рыба
–
рыба-ёж,
написанное
«по-арабски»,
должно
выглядеть
так:
.жё-абыр
–
абыр
яанчыбоен
тёвиж
енаеко
В
Упражнение
дает
хорошие
результаты
в
тех
случаях,
когда
ребенок
переставляет
буквы
и
не
дописывает
слова.
2.
«Неудачный
робот»
Смысл
упражнения
сводится
к
написанию
не
целого,
а
части
слова.
Упражнение
можно
использовать
по-разному.
Если
ребенок
не
дописывает
конец
слова,
тогда
записываем
только
2
последние
буквы,
соответственно
при
пропуске
букв
в
середине
слова
записываем
только
2
средние
буквы.
Например,
слово
понедельник
может
выглядеть
так:
по
–
–
–
–
–
–
–
–
-,
–
–
–
–
де
–
–
–
–
-,
–
–
–
–
–
–
–
–
–
ик.
Упражнение
помогает
убрать
такие
ошибки,
как
недописывание
слова
или
если
ребенок
пропускает
буквы
или
же
целые
слоги.
3.«Магазин»
Подбираем
картинки
определенных
предметов
или
животных,
например,
арбуза
и
мыши,
а
затем
«продаем»
их,
«рекламируя»
по
каждой
букве:
-
а
–
ароматный;
м
–
маленькая; -
р
–
рубиновый;
ы
–
ы-ы!; -
б
–
большой;
ш
–
шуршит; -
у
–
укатить
домой!;
ь
–
мягкая
шубка, -
з
–
звонкий;
Это
упражнение
уместно
проводить
не
только
при
несформированности
семантического
образа
слова,
пропуске
букв,
но
и
при
речевом
недоразвитии
ребенка.
4.«Кузовок»
Задача:
собрать
кузовок.
Складывать
в
кузовок
можно
все
слова,
которые
заканчиваются
на
-ок:
грибок,
глазок,
зубок,
подарок,
платок,
крючок,
клубок,
замок,
венок,
утенок,
флажок,
кружок…
Можно
по
аналогии
собирать
корзину,
коробку,
ящик,
пакет…
Соответственно
собирать
тогда
будем
слова
на
-ина,
-ка,
-ик
и
-ет.
Эту
игру
мы
обычно
начинаем
такими
фразами:
«Собираемся
в
лесок,
наполняем
кузовок!»;
«Вот
перед
нами
корзина,
туда
отправляется…»
(картина,
балерина,
малина);
«Вот
коробка,
смотрим,
что
там?»
(лодка,
бородка,
сковородка);
«Вот
ящик,
скорей
клади
туда…»
(мячик,
ларчик,
мальчик);
«Вот
большой-большой
пакет.
Клади
в
него…»
(табурет,
билет,
балет).
Особенно
заметны
результаты,
если
ребенок
во
время
игры
не
записывает
слова,
а
только
произносит
их.
Задание
направлено
на
четкое
осознание
звуковой
и
грамматической
структуры
слова:
ударения,
деления
на
слоги,
типичных
суффиксов
и
окончаний.
4.«Древнерусское
письмо»
Ведущий
диктует
слова,
которые
ребенок
записывает
только
согласными,
обозначая
гласные
черточкой.
При
такой
записи
предложение
«Отважный
Миша
бежит
от
мыши»
будет
выглядеть
следующим
образом:
_тв_жн_й
М_ш_
б_ж_т
_т
м_ш_.
Сразу
же
предлагаем
записать
это
же
предложение
только
гласными,
ставя
черточку
на
месте
согласных:
о_
_а_
_ый
_и_а
_е_и_
о_
_
ы_и.
Делаем
выводы,
какое
предложение
читается
легче,
улавливаем
роль
согласных
в
русском
письме.
При
выполнении
этого
упражнения
отрабатывается
механизм
переключения,
избирательности
при
письме.
Через
некоторое
время
дети
пишут
только
согласными
целые
тексты,
а
показателем
их
мастерства
считается
время
в
секундах
и
отсутствие
помарок.
Но
начинать
отрабатывать
«древнерусское»
письмо
советуем
с
отдельных
коротких
слов,
постепенно
усложняя
материал.
5.«Волшебный
диктант»
В
этом
упражнении
детей
привлекает
то,
что
диктант
пишется
без
единого
слова
и
без
единой
буквы.
Перед
началом
работы
вводим
свои
символы,
например,
договариваемся,
что
слова
с
буквой
«с»
обозначаем
как
«+»,
слова
с
гласной
«е»
–
«!»,
а
все
остальные
–
«/».
Трудности
в
овладении
письмом
приводят
школьника
к
нежеланию
и
отказу
выполнять
задания
в
письменном
виде.
Пропуск
букв
в
словах
–
серьёзная
проблема,
которая
требует
время,
сил
и
энергии
для
её
исправления.
Пройдет
ли
эта
проблема
сама?
Нет.
Следует
приготовиться
к
тому,
что
процесс
коррекции
будет
долгим.
Игровая
форма
делает
занятие
привлекательным
и
интересным
для
ребенка,
что
существенно
повышает
эффективность
обучения.
Специфика
предложенных
упражнений
состоит
в
том,
что
их
применение
возможно
при
любом
уровне
языкового
развития
ребенка,
при
работе
как
в
классе,
так
и
дома,
при
занятиях
с
группами
и
на
индивидуальных
занятиях.
Почему ребенок пропускает буквы при письме и что делать
Учитель снова и снова делает замечание о том, что ребенок невнимательный, рекомендует дома больше писать под диктовку. Ответственные родители стараются помочь своему школьнику. Но нелепые ошибки повторяются снова и снова, а вместо успехов в улучшении письменной речи получают слезы ребенка от неудач, отрицательное отношение к письму, проблемы с самооценкой у ребенка и потерю мотивации к процессу письма.
Чаще всего такая проблема в полной мере проявляется, когда ребенок идет во 2 класс. Хотя ошибки можно заметить уже в последней четверти первого класса. Когда дети, изучив азы письменной речи, переходят к упражнениям, которые требуют большей скорости письма.
К огромному сожалению, школьные логопеды зачастую не используют нейропсихологический подход к анализу трудностей обучения в школе. И не ставят диагноз «дисграфия» при подобных трудностях. А значит ребенок не получает должную помощь и проблема перерастает в дизорфоргафи.
А подобные трудности в последние годы все чаще и чаще встречаются у детей, у которых в целом нет проблем с развитием психических функций, у детей с высоким уровнем интеллекта. Например, родители сталкиваются с тем, что ребенок «не может сконцентрироваться на выполнении задания», «считает ворон на уроке», «додумывает слова при чтении».
И вместо того, чтобы помочь ребенку преодолеть такие трудности педагоги и логопеды дают совет родителям больше писать, больше читать, лучше воспитывать и построже относиться к выполнению домашних заданий.
Почему ребенок пропускает буквы?
Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции.
Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:
- Поддержание оптимального уровня энергии мозга. За это отвечает так называемый энергетический блок мозга (I блок по классификации А.Р.Лурия). Явным проявлением слабости этого блока мозга могут быть трудности с включением в задание. Как раз такое поведение ребенка, как «ловит ворон на уроке» может говорить о нейродинамических трудностях и низкой мотивации.
Важно: Родителям важно знать, что для поддержания работоспособности, детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важна мотивация. Поскольку зоны мозга отвечающие за волу сформированы не окончательно, ребенку должна быть интересна деятельность, для поддержания должного уровня внимания. Другими словами ребенку гораздо труднее, чем взрослому делать что-либо, тогда когда «надо», но не интересно.
- Переработка кинестетической информации – переработка информации от двигающихся органов при письме (графических движений). Эти операции производятся в переднее-теменных отделах мозга. При нарушениях работы этого звена могут наблюдаться такие трудности при письме, как путаница в буквах, схожих по написанию (у-и, ш-щ, ж-х).
- Переработка слуховой информации (при письме под диктовку). К ошибкам переработки слуховой информации относят путаницу в звуках, схожих по звучанию (ж-з, т-п, т-к, т-н), или смешение и замена глухих-звонких, твердых-мягких звуков (р-рь, з-с).
- Переработка зрительной информации. Трудности этой функции могут проявляться в зеркальности букв (при условии, если ребенок четко помнит образ буквы), нарушении порядка букв. Дети с трудностями переработки зрительной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
- переработка зрительно-пространственной информации. Дети с трудностями переработки зрительно-пространсвенной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
- Серийная организация движений.
- Программирование и контроль акта письма.
За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли). При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.
Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:
— Ребенок пропускает буквы (слоги) или их элементы, или наоборот вставляет лишние.
— Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.
— Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»
— Пишет слитно слова.
— Забывает поставить точку в конце предложения.
(*Источник «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» Т.В. Ахутина)
Учимся не пропускать буквы
Помочь своему ребенку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью вы можете самостоятельно. Для этого нужно играть, а не писать изнуряющие диктанты.
Представленные игры и задания, помогают настроить на работу, активизировать функции контроля, тренируют переключение внимания, и развивают функции III блока мозга (программирование, контроль, серийная организация движений). ⠀
- «Крутые виражи». Перед ребенком (на полу или на столе) разложите любые объемные предметы (канцтовары, кубики и т.п.). Задача ребенка прокатить легкий теннисный шарик вокруг препятствий, направляя его потоком воздуха. И так дойти до финиша.⠀
- «Пальчиковые игры» под ритм. Взрослый произносит слова потешек, при этом и показывает движения руками, а ребенок повторяет движения.⠀
- «Скалолаз». Задача ребенка в этой игре пройти вдоль стены, касаясь тремя точками. То есть начальное положение — ребенок спиной к стене и прикасается к ней ладошками и пятками. Для перемещения вдоль стены можно оторвать от стены и переставить только одну опору. Начните с очень медленного темпа. А когда ребенок хорошенько усвоит правила игры – ускоряйте темп.
- «Дирижёр». Здесь потребуются карточки с изображением позы рук. Или команды можно описать словами. Например, «левая вверх», «правая вперед» и т.д. По команде, изображенной на карточке, ребенок выполняет движения руками и при этом произносит буквы в алфавитном порядке. ⠀
- «Корректор». В качестве пособия в этой игре используются напечатанные в случайном порядке буквы. Задача ребенка в быстром темпе (насколько возможно) найти и зачеркнуть определенную букву. Для дальнейшего усложнения попросите вашего школьника найти несколько букв и отметить их по-разному: например «К» – зачеркнуть крестиком, «Р» — обводим в кружок, «Ж» — волнистой линией.
- «Граммино». Эта игра строится на принципе домино. Карточки (размером 10 см*2см) делим на две части. На одной из которых напишите слово, пропустив одну букву, а на второй части напишите букву, но не ту, которая пропущена, а какая-то любая буква от другого слова. Ведущий раздает по 7 карточек. И один игрок кладет любое слово, а второй игрок подкладывает к ней подходящую букву. По мере расходования карточек, пополняем свои запасы из общей кучи слов. Играем до последней карточки. Для разнообразия с этими карточками можно поиграть в другую игру — на скорость – берете карточку со словом и быстро по очереди с ребенком называете пропущенную букву. ⠀
- «Ой и Ай». Тут вовсе не требуется подготовка. Нужно посчитать от 1 до 100. Только вместо цифр кратных 5 говорим «Ой», а вместо цифр кратных семи «Ай». Пятьдесят семь, например, будет звучать, как ОЙ-АЙ.
- «Сканер». Пишем на листочке слово из 5 или 7 букв. Допустим, слово «ложка». И просим назвать букву в середине слова (лоЖка). Потом назвать первую букву справа от «Ж», первую слева, вторую справа, вторую слева. ⠀
- «Ритмизированное чтение». Просим ребёнка прочитать текст. Читать нужно по слогам, так как слова написаны (со-ло-ма, во-ро-бей) в это время взрослый отстукивает ритм, который соответствует слоговой структуре слов. На втором этапе ребёнок сам читает слова и сам и выстукивает ритм карандашом по столу или просто ладошками. После этого ребенок списывает (или пишет под диктовку), а взрослый отстукивает ритм. Такие упражнения очень эффективны в коррекции любых нарушений письменной речи. ⠀
- «Письмо по инструкции». В этом упражнении нужно нарисовать в тетрадке в косую частую линейку узор (на каждой строке свой) который будет состоять из петелек и палочек. Важно при выполнении задания проговаривать направление движения руки: палочка, крючочек, вверх, вниз, петелька.
- Таблицы Шульте. Для второклашек достаточно освоить таблицы до 25. Кстати сейчас есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте. Это очень удобно, Приложение каждый раз выдает новую композицию цифр и при прохождении задания сразу виден результат в виде времени выполнения.
- «Геометрические бусы». Из цветной бумаги подготовьте геометрические фигуры. Выложите перед ребенком любу. Последовательность фигур (5-7 элементов). Попросите запомнить (не более 1 минуты), затем «сломайте» ряд и попросите ребенка повторить узор.
Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы!
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
Учителя говорят: примерно у 27% учеников наблюдается дисграфия.
Учителя говорят: примерно у 27% учеников наблюдается дисграфия. Под этим термином понимают ошибки, допускаемые при письме, в том числе пропуск определенных букв. Взрослый человек пишет без труда, навыки письма у него автоматизированы. А ребенку порой трудно справиться с такой задачей.
Письмо – сложная, многоуровневая разновидность языковой деятельности. Когда мы пишем, задействуется несколько типов анализаторов: речевой, слуховой, зрительный, двигательный. Если у ребенка хорошо развита речь, он редко допускает грамматические ошибки.
УСТРАНЕНИЕ ДИСГРАФИИ: РАБОТА НАД ВОСПРИЯТИЕМ СЛОВ
Задача педагога – научить детей различать и группировать звуки. Ребенок должен знать, как обозначают звуки в общем речевом потоке. Тогда он сможет развить письменную речь. Для правильного написания слов надо прислушиваться к звукам. Дети должны уметь выделять их из речи. Немаловажно научить узнавать последовательность звуков. Ребенок должен осознавать, что каждая буква имеет свой звук.
Следует развивать ассоциации. Учитель может попросить прорисовать буквы в воздухе. Чтобы написать предложение без ошибок, надо проговорить его по слогам, выстроить в собственных мыслях. В этом случае также важно запомнить порядок слов.
Слуховое различие звуков развито не у всех. Некоторые дети неправильно произносят слова, потому что их трудно научить анализировать звуки. Такие школьники и дошкольники не могут быстро овладеть письмом. Еще под термином «Дисграфия» понимают расстройство письменной речи, вызванное распространенными ошибками. Если родители обнаруживают признаки этого явления у детей, стоит обратиться к логопеду.
А можно попытаться решить проблему самостоятельно. Чтобы обучить дошкольника письму, надо проанализировать его проблему и принять меры. Самое распространенное проявление дисграфии – пропуск букв. Например, вместо слова «собака» ребенок пишет «сбака», вместо «кошка» – «кшка», вместо «ложка» – «лжка».
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ?
Есть много причин такого явления.
1. У некоторых детей не сформировано внимание, они часто отвлекаются. Гиперактивность – возможная причина проблемы. Дошкольники часто не контролируют свое поведение, они неспособны концентрироваться на чем-либо, периодически отвлекаются. Ребенок всегда должен быть собранным и ему следует развивать внимание.
2. Недостаточная развитость звукового анализатора, из-за которой дошкольник не может определить последовательность букв, посчитать количество слогов и звуков в предложениях. Он не может составить слово из букв или предложение из слов, не может определить количество звуков. Чтобы ребенок мог самостоятельно написать слово, вначале он должен представить его в уме (причем не только образ, но и буквы). К примеру слово «нога» состоит из 4 звуков. Чтобы школьнику было проще понять это, надо попросить его пропеть слово.
3. Плохое произношение звуков, неспособность различать их – еще одна причина дисграфии. Если дети не произносят звуки, соответственно они не могут обозначить их на листе бумаги. Это причина пропуска букв в словах. Неспособность различать слоги – следующая причина дисграфии. Некоторые слова кажутся детям непонятными. Слова «экскурсовод», «баскетбол», «акваланг» имеют сложную грамматическую структуру, из-за чего школьник не может определить последовательность звуков. В результате возникают трудности с анализом слов, ребенок пропускает определенные буквы и даже слоги.
4. Дети часто пропускают буквы в словах, с которыми незнакомым. Слабые навыки языкового анализа проявляются пропуском гласных или согласных букв в конце. Решить проблему помогают специальные упражнения.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДИСГРАФИЮ: НЕСЛОЖНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. Школьнику нужно повторить каждое из представленных слов и объяснить их значение. Пример: чернослив, шляпа, мост, пират, сумерки (в идеале каждое слово сопровождается иллюстрацией). Упражнение поможет выработать визуальное восприятие. Для развития памяти надо менять число слов, их падеж. Игра слов поможет развить навыки письма.
Упражнение 2. Задача ученика – понять слова, которые взаимосвязаны, произнести их громко и внятно. Учитель убирает второе слово в каждой паре. Ориентируясь на первое, ребенок называет второе слово. Примеры: рыба – сом, цветок – роза, море – медуза.
Упражнение 3. Следует попробовать задание на улучшение фонематического восприятия. Учитель называет слово, выговаривает звуки, ученик повторяет слова по звукам, после чего показывает каждый звук на пальцах и проговаривает его, записывает каждый звук и обозначает цифрами, затем произносит слово целиком. Таким способом нужно разобрать много слов.
Упражнение 4. Учитель прохлопывает количество звуков, ребенок проделывает то же самое, подсчитывает звуки, затем называет слово целиком. Надо определить место звука в названном слове, обозначив его цифрой.
Упражнение 5. Учитель произносит слово, ребенок внимательно слушает гласные звуки. Школьник получает задание «поколдовать» над звуками. Например, «а» превратить в «о» или «е» в «и». После этого произнести слова, которые получились, изменения зафиксировать у себя в памяти. Благодаря такому упражнению ребенок запомнит звуки.
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Это, скорее, игра, она называется «Перебрасывание мяча». Педагог называет слово по буквам, на каждый звук бросает мяч школьнику, ребенок повторяет звуки и бросает мячик обратно. В завершении игры школьник подкидывает мяч и называет слово целиком. Его задача – обозначать звуки, сопоставлять слова, выделенные из звукового фона. Затем нужно по порядку произносить слова, после чего проговаривать номера звуков.
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Оно называется «Превращение слов». Взрослый называет слова, ребенок внимательно слушает. Задача школьника – хорошенько подумать и подобрать похожие. Например слово «пена» можно превратить в «пенал», «каску» в «краску», имя «Ася» в имя «Вася».
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Надо научить дошкольника определять количество звуков. Лучше начинать с простых слов и переходить к более сложным. Слово «кот» взрослый произносит по звукам, ребенок понимает, что в этом слове 3 буквы и 3 звука.
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Это игра «Посчитай буквы». Школьник называет каждую букву по номеру в слове. Взрослый диктует по 2 слова, например «сом» и «кот». Задача ребенка – назвать третью букву. Можно усложнить задачу и продиктовать по 2 слова из 4 букв, например «слон» и «крот». С помощью упражнения, школьник научиться мысленно воспроизводить и правильно писать слова, также он запомнит их лексические значения.
Представленные упражнения также направлены на развитие концентрации внимания. Если школьник будет проделывать их регулярно, сможет научиться удерживать буквенную структуру слов у себя в мыслях.
Для полноценного овладения языком дети должны чувствовать образы слов. Следует знать, что некоторые слова однокоренные. Чаще всего ученики пропускают буквы, когда не знают, что обозначают данные слова.
Еще одна возможная причина – неразвитость концентрации внимания. Таким образом, школьник не может определить, что именно неправильно написано в слове. А, возможно, у ребенка настолько развито воображение, что когда он слышит слова, сразу рисует их образы у себя в мыслях. Тогда не возникает символического, буквенного обозначения предмета (понятия, явления).
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1
Помогут упражнения, позволяющие сформировать образ слов. Взрослый называет 2 слова, например «арбуз» и «кот». Оба пишутся в столбик, напротив каждой буквы обозначается характеристика предмета (животного). А – алый, Р – растущий в поле, Б – большой, У – укатишь его домой, З – зеленая кожица. Слово «кот»: К – красивый, О – очень добрый, Т – теплый.
Чтобы упражнения дали хорошие результаты, надо попросить ребенка отчетливо проговаривать слова. Благодаря простым заданиям, школьник выучит звуковую и грамматическую структуру слов, научиться правильно расставлять ударения, а также выделять окончания.
Упражнение 2
Следующая игра называется «Письмо». Взрослый диктует короткие предложения. Ребенку нужно выделить из слов гласные и согласные. В первом случае вместо гласных надо ставить черточки, во втором – вместо согласных. Благодаря такому упражнению школьник лучше поймет роль гласных и согласных звуков. Он станет более внимательным, избирательным в письменной речи. Вначале надо разбирать простые предложения, затем переходить к более сложным.
Упражнение 3
Следующая игра называется «Робот». Школьник выступает в качестве такового. Взрослый является конструктором, он пишет слова не полностью, воспроизводит либо середину, либо начало, либо концовку, пропущенную часть обозначает чертами.
Конструктор будет как бы испытывать робота – диктовать ему слова. Задача ребенка – включить воображение, дописать слова до конца. Если у него это не получится, пусть допишет только 2 последние буквы. После такой игры школьнику будет проще писать слова, он не станет пропускать буквы в начале и конце слов.
Упражнение 4
Следующее увлекательное упражнение называется «Словесные цепочки». Надо поставить цепочки слов так, чтобы последний слог оказался первым. Арбуз – бузина – народ – один – иностранец и т. д. Такое упражнение учит мыслить логически, с его помощью можно развить воображение.
Простые приемы помогут улучшить языковое развитие ребенка. Представленные упражнения увлекательные, полезные, подходят как для школьников, так и для дошкольников. Не сомневайтесь, ребенку они понравятся! Интересные игры позволят устранить элементы дисграфии, в том числе пропуск букв и целых слогов.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
В настоящее время немало родителей и учителей наблюдают у детей проблему пропуска букв в словах. Малыш пишет, старательно выводя каждую буковку, а в результате слышит разочарованную речь мамы или папы. Что же делать? Как помочь маленькому ученику? И можно ли это исправить без помощи специалиста. Давайте разберёмся.
Как повысить грамотность ребёнка по русскому языку?
В рамках этой статьи я не буду затрагивать проблему незнания орфограмм. Сейчас разговор пойдет о «глупых» ошибках, которые необходимо убрать, и тем самым повысить грамотность ребенка.
Причины пропуска букв на письме, различные недописки букв и т.д. могут быть разные. Разберём основные из них.
Что служит причиной пропуска букв на письме?
- логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков;
- слабая концентрация внимания;
- неразвитый навык самоконтроля;
- маленький словарный запас;
- низкая работоспособность
Логопедическая причина
Если ребёнок не выговаривает некоторые звуки, то я, конечно же, очень рекомендую обратиться за помощью к логопеду. Но, кроме упражнений, рекомендованных специалистом, родители могут оказать ребёнку неоценимую помощь, если в виде игры будут выполнять следующие виды заданий:
- выделение из слова первого или последнего звука;
- наличие (есть, нет) заданного звука в слове;
- определение места звука (начало, середина, конец) в слове;
- придумывание слов с заданным звуком;
- придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце);
- составление цепочек слов, называя слово на последний звук прозвучавшего слова;
- преобразование слов путём замены, перестановки или добавления новых звуков (лак-лук, роза-гроза, пила-липа);
- подсчет звуков в слове.
Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков. А лучше, если вы владеете фонетическим анализом слова, то сколько букв и звуков в слове.
Слабая концентрация внимания
Развитием внимания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно заниматься постоянно. Для этого существует множество различных приёмов:
- предложите ребёнку без ошибок списать несуществующие слова;
- зачеркнуть или подчеркнуть в тексте указанную букву или буквы (2-4);
- писать небольшие диктанты, где ребёнок записывает только гласные или только согласные буквы;
- пишите зрительные диктанты;
- делить слитно написанные тексты на отдельные слова;
- писать заданную букву печатными буквами и т.д.
Для развития внимания можно использовать также различные игры.
Неразвитый навык самоконтроля
Оценить, что больше нужно развивать у малыша, внимание или навык самоконтроля, поможет следующее упражнение.
Письмо слов или предложений с закрытыми глазами.
- Приготовьте альбомный лист. Продиктуйте ребёнку 5-6 слов из 4-8 букв. Можно продиктовать 3 предложения по 4-5 слов в каждом.
- Возьмите другой лист и проделайте тоже самое, но в этот раз ребёнок пусть пишет с закрытыми глазами.
Скорость написания будет медленная. Это нормально.
Не нужно оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или частичное наложение букв друг на друга. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию каких-либо правил.
Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами.
Учите ребёнка каждый раз медленно перечитывать написанное. Читать не так, как осталось в его памяти звучание этого слова, а именно так, как написано у него. Если это списывание, то обязательное сравнение написанных слов с исходной записью.
Развить навык самоконтроля помогут приемы, изложенные в упражнении 11 (см. ниже), а также очень полезен нейрофитнес.
Маленький словарный запас
Если ребёнок впервые слышит слово, то вероятность неправильного его написания возрастает в несколько раз. Поэтому как можно больше рассказывайте ребёнку, читайте вместе с ним, развивайте речь малыша, его любознательность, постоянно, как можно больше общайтесь со своим ребёнком.
Многие дети, к огромному сожалению, поступая в первый класс, не владеют элементарными знаниями о себе и об окружающем их мире. И это, конечно же, в первую очередь, недоработка родителей. Таким детям сложнее учиться, они испытывают дискомфорт, наблюдая за более эрудированными одноклассниками. Советую ознакомиться с тем, что должен знать ребёнок к первому классу.
Низкая работоспособность
Все мы разные. Также, естественно, и дети некоторые бывают усидчивые, а некоторые отнюдь. Но всегда можно найти способ смотивировать ребёнка, объяснить ему и убедить его в необходимости того или иного действия. Обязательно создавайте для детей ситуацию успеха. И, конечно же, исключить все отвлекающие факторы: разговоры, посторонние шумы, телевизор и т.д. И помним, что работоспособность ребёнка отличается от работоспособности взрослого человека. Это качество развивается со временем.
Помочь ребенку, и даже полностью решить данную проблему, помогают специальные упражнения в виде увлекательных игр.
Упражнения для повышения грамотности
Упражнение 1
Всем известная игра в слова. Когда первый игрок называет любое слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.
Корова — апельсин — носорог — гигант — троллейбус — сапоги — иголка и т.д.
У этой игры может быть много разновидностей. Приведу для примера некоторые из них. Слова называются:
- На предпоследнюю букву;
- На третью, четвёртую с конца или с начала слова;
- На последний слог;
- На заданную тематику (вспомним игру в города);
- На последний звук прозвучавшего слова.
Более сложный вариант, если слова берутся определенного рода, склонения и т.д. можно объединять по два и более критерия. Ребёнок будет учиться удерживать в голове сразу несколько задач.
Усложнить игру можно также, используя какой-либо предмет, который будет передаваться от игрока к игроку при назывании слова.
Таким образом, используя один принцип, мы получаем сразу несколько интересных и очень полезных игр, которые отлично развивают словарный запас, помогают ребенку научиться «представлять» слово, его графическое написание, развивают умение переключать внимание с одного задания на другое.
Упражнение 2
Известная и старинная игра «Балда»
Один игрок загадывает слово, называя из какой оно области (или же нет, по договорённости) и обозначает первую и последнюю букву.
Например: это овощ к — — — — — а
Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать слово. Правильная буква ставится на своё место, а неправильная превращается в буквы слова «БАЛДА».
Победа засчитывается, если игрок успел угадать слово до того, как собралось слово «БАЛДА».
Упражнение 3
Придумывать слова на каждую букву выбранного предмета.
Например:
С – сосулька
Т – тапочки
О – осы
Л – листок
Упражнение можно усложнить, если называть слова из той же группы, к которой относится слово. Например, если это белка, то на каждую букву придумываем именно название животного.
Б – бегемот
Е – енот
Л – лиса
К – кабан
А – анаконда
Упражнение 4
Записывание слов специальным образом. Возможны два варианта:
- Ребенок записывает только гласные буквы;
- Ребенок записывает только согласные буквы.
На практике это выглядит следующим образом: слово деревня
- е.е.я
- д.р.вн
После того, как ребёнок научится писать отдельные слова, можно переходить к записи предложений.
Например предложение: Медведь вылез из берлоги.
М.дв.дь в.л.з .з б.рл.г.
Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: ее ые и еои
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.
Упражнение 5
Взрослый называет несколько слов подряд с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова, записанными в столбик.
Взрослый предлагает задание — назови вторые буквы в словах:
Кот
Лук
Лис
Ребенок называет по порядку буквы о, у, и
Можно попросить назвать первую, третью, пятую букву. Количество слов лучше брать 2-4, количество букв 3-7.
Эта игра помогает представлять слово перед собой, мысленно прописывать и запоминать его образ, удерживать буквенную структуру слова в памяти, развивает умение концентрировать внимание.
Упражнение 6
Придумывание слов с заданной концовкой.
Можно играть с одним ребенком или же командами. Соответственно победителем будет команда с максимальным количеством правильно придуманных слов.
Задаётся концовка слова. Например: — ик
Примеры слов: домик, мальчик, ящик, столбик, зайчик, мячик, ключик.
Можно придумывать слова на –ок, -ет, -щик, -ец, -тель и т.д.
Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.
Упражнение 7
Это упражнение похоже на игру в магазин. Только продавать следует определенные предметы, рекламируя их по каждой букве:
Например: берём наушники
н— необыкновенные
а — аккуратные
у— удобные
ш — шикарные
н — нужные
и — индивидуальные
к — красивые
и — интересные
Это упражнение также чудесным образом способствует развитию речи ребенка.
Упражнение 8
Письмо слов с правой стороны строчки, «по-арабски». Слова в этом упражнении пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде.
Например, предложение: В океане живет необычная рыба — рыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:
.жё-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.
Упражнение 9
Смысл упражнения сводится к написанию не целого, а части слова. Упражнение можно использовать по-разному. Если ребенок не дописывает конец слова, то пусть записывает только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только 2 средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по — — — — — — — — -, — — — — де — — — — -, — — — — — — — — — ик.
Упражнение помогает убрать такие ошибки, как недописывание слова или если ребенок пропускает буквы или же целые слоги.
Упражнение 10
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем X, слова с гласной «е» — □, а все остальные — /.
Так, предложение: Мы смотрим на птичьи стаи в небе.- выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и — у, и — ц, ц — ч, ш — щ, ё — ю и т.п.).
Упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст.
С помощью этого упражнения устраняются дисграфические проявления, развивается внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.
Пропуск букв в словах — серьёзная проблема, которая требует время, сил и энергии для её исправления.
Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях. Их применение эффективно для устранения элементов дисграфии: пропуске букв, недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда речь идёт о «глупых ошибках».
Эти упражнения обязательно помогут вашему ребёнку. Применяйте их на практике и результаты не заставят себя ждать.
В качестве приятного побочного эффекта вы получите ещё и развитие речи, кругозора и логического мышления вашего ребёнка.
Но есть еще одно очень действенное упражнение о котором хочется рассказать.
Упражнение 11
Чтение и списывание нейротекстов.
Пожалуй это одно из самых эффективных упражнений. Предлагаю очень результативные пособия, которые содержат такие тексты.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!