Как исправить провалы рынка

Несовершенные рыночные результаты корректируются путем перераспределения ресурсов или изменения структуры стимулов. Экономисты расходятся во мнениях о природе сбоев рынка и о том, какие меры (если таковые имеются) необходимо предпринять для их предотвращения или исправления.

Ключевые выводы

  • Провал рынка — это неэффективное распределение товаров и услуг, которое приводит к отсутствию равновесия на свободном рынке.
  • Закон спроса и предложения призван привести к равновесию цен, а когда это не так, он указывает на то, что рыночный фактор потерпел неудачу.
  • Провал рынка может быть вызван отсутствием информации, рыночного контроля, общественных благ и внешних факторов.
  • Сбои рынка можно исправить с помощью государственного вмешательства, например, путем принятия новых законов или налогов, тарифов, субсидий и торговых ограничений.

Что такое провал рынка?

Невозможно найти решение проблемы сбоя рынка без четкого определения того, что такое сбой рынка и почему он сохраняется. Распространенная интерпретация сбоев рынка — это неспособность рынка соответствовать стандартам совершенной конкуренции, что ведет к эффективному распределению товаров и услуг.

Эта идея применяется в  экономике общего равновесия, когда закон спроса и предложения не может достичь состояния равновесия на свободном рынке из-за некоторой внешней силы. Несостоятельность рынка можно определить на многих, если не на всех, рынках.

Что вызывает крах рынка?

Одна из основных причин сбоев рынка — это когда один участник контролирует одну или несколько областей рынка и, следовательно, может контролировать цену товара или услуги, не позволяя это делать изменениям в спросе и предложении. Это часто наблюдается в монополиях, где компания-монополист устанавливает цену продукта или услуги независимо от спроса и предложения на этот продукт.

Отсутствие точной информации также может привести к сбоям в работе рынка. Когда покупатели и продавцы не имеют всей правильной информации, они могут купить или продать продукт по более высокой или более низкой цене, чем та, которая отражала бы его истинную выгоду или стоимость.

Общественные блага также приводят к сбоям в работе рынка, поскольку стоимость общественного блага не увеличивается с увеличением числа пользователей этого общественного блага. Если определенные пользователи продолжают использовать общественные блага, но не платят за них, например, посредством налогов, это может привести к сбоям в работе рынка.

Сбои рынка также могут быть вызваны внешними факторами, когда действие влияет на третью сторону, которая не участвовала в принятии решения, которое привело к этому действию. Например, если кто-то сажает деревья в районе, все жители этого района получают выгоду от посадки деревьев. Если завод в местном городе загрязняет город своими испарениями, это отрицательный внешний эффект.

Как исправить провал рынка

Используя широкое определение совершенной конкуренции, сбои рынка исправляются, позволяя конкурирующим предпринимателям и потребителям со временем подталкивать рынок к равновесию. Рынки постоянно стремятся к равновесию, но никогда не достигают его. Это происходит из-за ограниченности человеческих знаний и меняющихся обстоятельств реального мира.

Некоторые экономисты и аналитики предлагают целый ряд возможных вмешательств и нормативных актов для компенсации предполагаемых сбоев рынка. Тарифы, субсидии, перераспределительное или штрафное налогообложение, требования о раскрытии информации, торговые ограничения, минимальные и максимальные цены и многие другие рыночные искажения были оправданы на основе исправления неэффективных результатов.

Краткий обзор

Государственное вмешательство, направленное на исправление сбоев рынка, часто может приводить к неэффективному распределению ресурсов, известному как провал правительства.

Другие экономисты утверждают, что рынки явно несовершенны, но рыночный провал неправильно оформлен. Вместо того чтобы спрашивать, терпят ли рынки неудачу относительно некоторого идеала (совершенной конкуренции), они утверждают, что вопрос должен заключаться в том, работают ли рынки лучше, чем любой другой процесс, который может вызвать человек.

Экономисты свободного рынка, включая Милтона Фридмана и Ф.А. Хайека, утверждают, что рынки — это единственный известный процесс открытия, который, как доказано, способен правильно приспосабливаться к неэффективности. Они утверждают, что регулирование вмешивается в этот процесс открытия, делая неэффективность скорее хуже, чем лучше.

Суть

Несостоятельность рынка — это любое нарушение эффективного распределения товаров и услуг, которое в противном случае достигло бы равновесия посредством законов спроса и предложения.

Когда происходит сбой рыночного механизма, существует множество методов его исправления, в первую очередь путем введения государственных мер, таких как регулирование, налоговые корректировки и субсидии.

Однако многие экономисты не предлагают вмешиваться в сбои рыночных механизмов, поскольку считают, что свободные рынки со временем исправятся.

Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка

Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

  1. рынок способен решать главные экономические проблемы, хотя и не идеально;
  2. рынок принципиально не способен решать ряд задач, важных для общества.

Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали следующее:

  • после создания крупного машинного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач, и от него надо отказываться;
  • дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка — на основе составляемых государством централизованных планов.

Однако исследования ученых, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в СССР и других социалистических странах, показали:

  • механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития, и его функционирование можно улучшить;
  • централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечеству — надо лишь научиться компенсировать его слабости (несовершенства) и смягчать последствия порождаемых этими слабостями ошибок.

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  • никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
  • среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
  • всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
  • все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
  • государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

Если эти идеальные рыночные условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

  • устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  • смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в следующем:

  • в возможности монополизации;
  • трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  • возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
  • образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

1. Монополизация рынка

Монополизация рынка — ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе

Общественные блага — товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.

Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат

Внешние (побочные) эффекты — ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или могут получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.

В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. И сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.

Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

Imperfect market outcomes are corrected through a reallocation of resources or a change in the incentive structure. Economists have different opinions about the nature of market failures and what (if any) measures need to be taken to prevent or correct them.

Key Takeaways

  • A market failure is when there is an inefficient distribution of goods and services that leads to a lack of equilibrium in a free market.
  • The law of supply and demand is meant to lead to an equilibrium in prices, and when it does not it indicates a factor in the market has failed.
  • Market failure can be caused by a lack of information, market control, public goods, and externalities.
  • Market failures can be corrected through government intervention, such as new laws or taxes, tariffs, subsidies, and trade restrictions.

What Is a Market Failure?

It’s impossible to identify a solution for market failure without clearly identifying what a market failure is and why it persists. The common interpretation of market failure is the failure of a market to live up to the standards of perfect competition that leads to an efficient distribution of goods and services.

This idea is applied in general equilibrium economics when the law of supply and demand fail to reach a state of equilibrium in a free market due to some outside force. Market failure can be identified in many, if not all, markets.

What Causes a Market Failure?

One of the main causes of market failure is when one participant has control of one or more areas of the market and therefore is able to control the price of a good or service rather than letting changes in supply and demand do so. This is often seen in monopolies where a company that has a monopoly sets the price of a product or service, regardless of the supply and demand of that product.

A lack of perfect information can also lead to market failure. When buyers and sellers don’t have all the correct information they may buy or sell a product at a higher or lower price than what would be reflective of its true benefit or cost.

Public goods also lead to market failure as the cost of a public good does not increase with increased users of that public good. If certain users continue to use a public good but do not pay for it, for example through taxes, then it can lead to market failures.

Market failures can also be caused by externalities, which is when an action impacts a third party that did not participate in the decision-making that led to that action. For example, if someone plants trees in a neighborhood, everyone in that neighborhood benefits from the trees being planted. If a factory in a local town is polluting the town with its fumes, that is a negative externality.

How to Correct a Market Failure

Using the broad, perfect-competition definition, market failures are corrected by allowing competing entrepreneurs and consumers to push the market further toward equilibrium over time. Markets tend toward equilibrium constantly, never quite reaching it. This is because of limitations in human knowledge and changing real-world circumstances.

Some economists and policy analysts propose a litany of possible interventions and regulations to compensate for perceived market failures. Tariffs, subsidies, redistributive or punitive taxation, disclosure mandates, trade restrictions, price floors and ceilings, and many other market distortions have been justified on the basis of correcting inefficient outcomes.

Government intervention intended to correct market failure can often lead to an inefficient allocation of resources, known as government failure.

Other economists argue that markets are recognizably imperfect, but market failure is improperly framed. Rather than asking if markets fail relative to some ideal (perfect competition), they contend that the question should be whether markets perform better than any other process that humans might invoke.

Free market economists, including Milton Friedman and F.A. Hayek, argue that markets are the only known discovery process proven to be capable of adjusting correctly to inefficiencies. They contend that regulation interferes with this discovery process, making inefficiencies worse rather than better.

The Bottom Line

A market failure is any interruption in the efficient distribution of goods and services that would otherwise reach equilibrium through the laws of supply and demand.

When a market failure occurs, there are many methods to correct it, primarily through the introduction of government activities, such as regulations, tax adjustments, and subsidies.

However, many economists do not propose interfering in market failures, as they believe that free markets will correct themselves eventually over time.


Экономика - Провалы рынка. Часть 1

Видео: Экономика – Провалы рынка. Часть 1

Содержание

  • Ключевые выводы
  • Что такое провал рынка?
  • Что вызывает крах рынка?
  • Как исправить провал рынка
  • Нижняя линия

Несовершенные рыночные результаты корректируются путем перераспределения ресурсов или изменения структуры стимулов. Экономисты расходятся во мнениях о природе сбоев рынка и о том, какие меры (если таковые имеются) необходимо предпринять для их предотвращения или исправления.

Ключевые выводы

  • Провал рынка – это неэффективное распределение товаров и услуг, которое приводит к отсутствию равновесия на свободном рынке.
  • Закон спроса и предложения призван привести к равновесию цен, а когда это не так, он указывает на то, что фактор на рынке потерпел неудачу.
  • Провал рынка может быть вызван отсутствием информации, рыночного контроля, общественных благ и внешних факторов.
  • Сбои рынка можно исправить с помощью государственного вмешательства, такого как новые законы или налоги, тарифы, субсидии и торговые ограничения.

Что такое провал рынка?

Невозможно найти решение проблемы сбоя рынка без четкого определения того, что такое сбой рынка и почему он сохраняется. Распространенная интерпретация сбоев рынка – это неспособность рынка соответствовать стандартам совершенной конкуренции, что ведет к эффективному распределению товаров и услуг.

Эта идея применяется в экономике общего равновесия, когда закон спроса и предложения не может достичь состояния равновесия на свободном рынке из-за некоторой внешней силы. Несостоятельность рынка можно определить на многих, если не на всех, рынках.

Что вызывает крах рынка?

Одна из основных причин сбоев рынка – это когда один участник контролирует одну или несколько областей рынка и, следовательно, может контролировать цену товара или услуги, не позволяя это делать изменениям спроса и предложения. Это часто наблюдается в монополиях, когда компания-монополист устанавливает цену продукта или услуги независимо от спроса и предложения на этот продукт.

Отсутствие точной информации также может привести к сбоям в работе рынка. Когда покупатели и продавцы не имеют всей правильной информации, они могут купить или продать продукт по более высокой или более низкой цене, чем та, которая отражала бы его истинную выгоду или стоимость.

Общественные блага также приводят к сбоям в работе рынка, поскольку стоимость общественного блага не увеличивается с увеличением числа пользователей этого общественного блага. Если определенные пользователи продолжают использовать общественное благо, но не платят за него, например, посредством налогов, это может привести к сбоям рынка.

Сбои рынка также могут быть вызваны внешними факторами, когда действие влияет на третью сторону, которая не участвовала в принятии решений, которые привели к этому действию. Например, если кто-то сажает деревья в районе, все жители этого района получают выгоду от посадки деревьев. Если завод в местном городе загрязняет город своими испарениями, это отрицательный внешний эффект.

Как исправить провал рынка

Используя широкое определение совершенной конкуренции, рыночные сбои исправляются, позволяя конкурирующим предпринимателям и потребителям со временем подталкивать рынок к равновесию. Рынки постоянно стремятся к равновесию, но никогда не достигают его. Это связано с ограничениями человеческих знаний и изменяющимися обстоятельствами реального мира.

Некоторые экономисты и аналитики предлагают целый ряд возможных вмешательств и правил для компенсации предполагаемых сбоев рынка. Тарифы, субсидии, перераспределительное или штрафное налогообложение, требования о раскрытии информации, торговые ограничения, минимальные и максимальные цены и многие другие рыночные перекосы были оправданы на основе исправления неэффективных результатов.

Государственное вмешательство, направленное на исправление сбоев рынка, часто может приводить к неэффективному распределению ресурсов, известному как провал правительства.

Другие экономисты утверждают, что рынки явно несовершенны, но сбой рынка неправильно оформлен. Вместо того, чтобы спрашивать, терпят ли рынки неудачу относительно некоторого идеала (совершенной конкуренции), они утверждают, что вопрос должен заключаться в том, работают ли рынки лучше, чем любой другой процесс, который может вызвать человек.

Экономисты свободного рынка, в том числе Милтон Фридман и Ф.А.Хайек, утверждают, что рынки – это единственный известный процесс открытия, который, как оказалось, способен правильно адаптироваться к неэффективности. Они утверждают, что регулирование вмешивается в этот процесс открытия, делая неэффективность скорее хуже, чем лучше.

Нижняя линия

Сбой рынка – это любое нарушение эффективного распределения товаров и услуг, которое в противном случае достигло бы равновесия посредством законов спроса и предложения.

Когда происходит сбой рыночного механизма, существует множество методов его исправления, в первую очередь путем введения государственных мер, таких как регулирование, налоговые корректировки и субсидии.

Однако многие экономисты не предлагают вмешиваться в сбои рыночных механизмов, поскольку считают, что свободные рынки со временем исправятся.

Автор статьи

Ирина Анатольевна Софронова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Задать вопрос автору статьи

Сущность понятия «провал рынка»

Определение 1

Провал рынка – это такая рыночная ситуация, при которой установленное равновесие не является эффективным, то есть теоретически есть нереализованная возможность получения одним из участников некой пользы.

Экономической теорией и практикой осуществления экономических отношений доказано, что саморегулируемый рыночный механизм несовершенен. Эта характеристика экономической системы выражается через провалы рынка.

Провал рынка, который также может быть обозначен как «изъян», «несостоятельность», «фиаско», так называется, потому что рыночный механизм (по А. Смиту – «невидимая рука рынка») не срабатывает, оказывается неспособным для изменения сложившейся ситуации в сторону её оптимизации. То есть в некоторых случаях ничем не ограниченное поведение потребителей и производителей, которые руководствуются сугубо личными интересами, не приводит к достижению всеобщей общественной пользы, что противоречат концепциям представителей классической школы экономической науки. Они, напомним, выступали за то, чтобы хозяйство регулировалось только рыночными принципами. Но выявление объективно существующих провалов рынка привело к тому, что была осознана необходимость государственного вмешательства в хозяйственные процессы.

Основными причинами провалов рынка являются:

  • развитие рынка может привести к нарушению состояния совершенной конкуренции, то есть к монополизации рынка, результатом которой является появление общественных убытков;
  • асимметрия рыночной информации, что проявляется в полном осведомлении продавца (производителя) о своей продукции при почти полном отсутствии знаний о ней у покупателей;
  • существование внешних эффектов как следствия хозяйствующей деятельности, проявляющегося в получении дополнительной выгоды или в нанесении лишнего ущерба третьим лицам (то есть не участвующих в этой деятельности);
  • потребность общества в создании, так называемых, общественных благ, производство которых из-за таких свойств, как неисключаемость, неконкурентность в потреблении, неделимость, экономически невыгодно хозяйствующим субъектам;
  • система экономических связей, как правило, развивается циклично, что периодически приводит экономику страны к кризисному состоянию, преодоление которого тяжело даётся некоторым категориям экономических субъектов и отраслей производства;
  • механизм рыночного хозяйствования обуславливает выведение с рынка некоторых категорий населения, которые лишаются доступа к источникам средств существования (речь идёт про пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних и т.д.).

«Основные формы государственного регулирования провалов рынка» 👇

Рынок не способен самостоятельно решить описанные выше проблемы, поэтому требуется наличие некой внешней силы, способной внести изменения в механизм функционирования хозяйства. Ввиду тех свойств, которые были заложены ещё на заре человечества, в качестве этой силой в настоящее время выступает государство.

Деятельность государства по предотвращению и исправлению провалов рынка

Воздействие органов государственной власти и местного самоуправления на процессы и явления экономической жизни в самом общем виде представляет собой государственное регулирование экономики. Мероприятия регулирующего воздействия могут быть оформлены разными способами. Как правило, они все подразделяются на две большие группы: методы прямого (административного) регулирования и методы косвенного (экономического) регулирования.

В основе методов прямого государственного регулирования экономики лежат отношения властно-распорядительного характера. То есть органы государственной власти оказывают административное воздействие на деятельность субъектов хозяйствования, которые при принятии тех или иных решений вынуждены учитывать существующие предписания государства, выраженные в форме законов и иных нормативно-правовых актов.

Чаще всего методы прямого регулирования подразделяются на методы запрета (например, наложение санкций), разрешения (например, лицензирование), принуждения (например, регулирование цен в форме установления тарифов). Они нашли активное применение в деятельности антимонопольных служб, то есть органов, которые регулируют деятельность коммерческих организаций в целях обеспечения добросовестной конкурентной борьбы на рынке. Также государство зачастую требует от производителей опубликования полной и достоверной информации об их товарах и свободного доступа к ней.

Также прямым регулированием экономики со стороны государства признаётся создание и функционирование государственных организаций и компаний. Они, как правило, направлены на предоставление населению общественных благ. При этом они не признают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли – их деятельность финансируется за счёт бюджетных средств.

Методы косвенного регулирования заключаются в установлении государством определённых условий ведения лицами экономической деятельности в стране. Эти методы используются государством в процессе реализации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Например, государственные органы могут изменить уровень процентных ставок на рынке ссудных ресурсов, ставки налогообложения, размеры обязательных резервов и т.д.

Эти меры напрямую не принуждают к определённому поведения, но стимулируют к тому, чтобы его придерживаться. Они широко используются государством в периоды кризисов для того, чтобы направить деятельность разных категорий экономических субъектов в том направлении, которое обеспечить наиболее скорое преодоление экономикой наступившей рецессии.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий