Психологическая травма является специфическим повреждением нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Формирование психотравмы может быть обусловлено многими причинами и факторами, сопровождаемыми стрессами и переживаниями: неприятными событиями в жизни, горем утраты близких людей, предательством друзей и близких, последствиями серьезных заболеваний и т.д.
Психологическая травма может быть связана также с насилием, подавлением воли, шантажом, угрозами, унижением человеческого достоинства и другими событиями, обстоятельствами и действиями, вынуждающими человека испытывать депрессию, подавленность и долговременный страх.
Виды психологических травм и их характеристики
Психологическая травма это в психологии давно известное и досконально изученное понятие. Существует определенная классификация, которая помогает понять, какие бывают психологические травмы:
- острыми;
- шоковыми;
- хроническими.
Первые две формы характеризуются кратковременностью и спонтанностью. Признаки психологической травмы третьей, хронической формы гораздо более сложные. Хронические психологические травмы отличаются затяжным и долговременным характером. Им свойственно постоянное воздействие на психику человека, вынужденному подвергаться давлению, которое причиняет непоправимый вред его здоровью. Это может наблюдаться при неудачном браке, неблагополучной семье, постоянном шантаже и т.д.
Бессилие перед обстоятельствами и осознание своей беспомощности также могут быть причинами душевной травмы. Кроме того, психотравма может быть обусловлена ощущением постоянного страха за жизнь близких людей, невозможностью контролировать ситуацию и направить её в необходимое русло.
Психологи отмечают, что психологическое травмирование имеет сходство со стрессовыми ситуациями. При этом отмечается, что ранее уравновешенный и спокойный человек становится ранимым, нервным и уязвимым.
Во многом это зависит от личностного и личного восприятия трагических событий и стрессов. Основополагающим в данном случае является именно отношение к событию, а также физическое и эмоциональное здоровье человека.
На однотипные происшествия разные люди могут реагировать по-разному: одни воспринимают ситуацию достаточно травматично, другие не видят в ней особого трагизма и считают негативный жизненный факт лишь досадным недоразумением.
Психологическая травма: симптомы
Разные типы психотравм свидетельствуют о наличии внутриличностного конфликта. В зависимости от типа психологической проблемы подбирается соответствующая помощь, для достижения эффективности которой человеку необходимо осознать проблемную ситуацию. Данная помощь не принесет результата, если он не признает разрушительный конфликт в самом себе.
Детская психотравма: симптомы
Детская психологическая травма является наиболее распространенной и разрушительной для психики человека. Накладывая неизгладимый отпечаток на человеческое сознание, она оказывает негативное влияние на всю дальнейшую жизнь. Человек с детской психотравмой всю жизнь ищет подтверждение собственной важности и нужности, совершает бессознательные поступки и мучается неосознанными переживаниями. Он постоянно ждет предательства и непонимания со стороны близкого окружения. Чаще всего детская психотравма наносится родителями, родственниками, первым социальным окружением. Для снижения разрушительного действия травмы ребенку нужно проговаривать вслух о своих чувствах, ни в коем случае не замалчивая их.
Потеря близкого человека
Потеря близких людей является сильнейшим потрясением для каждого человека. Причем не всегда потеря означает смерть близкого, иногда это могут быть прерванные отношения или долгая разлука, в результате чего человек становится замкнутым, недоверчивым, с настороженностью относится к новым знакомствам. Последствия психотравмы, сформированной вследствие потери близких, дают о себе знать достаточно длительный период времени.
Катастрофы
В жизни каждого человека могут случиться события, которые ему неподвластны. Речь идет о стихийных бедствиях, катастрофах, обладающих мощным разрушительным воздействием на организм. Внезапные всепоглощающие переживания приводят к истощению нервной системы, появлению многочисленных страхов и сомнений. Следствием любых катастроф являются психологическая травма. Уменьшению разрушительного действия способствует эмпатийное слушание человека, пережившего катастрофу, сопереживание и помощь в решении его проблемы.
Как исправить психологическую травму
Симптомы после полученной психотравмы могут наблюдаться несколько последующих месяцев. В некоторых случаях по прошествии времени они исчезают, однако при напоминании о произошедшем высока вероятность их повторного появления, что обусловлено эмоциональной памятью, которая может заставлять человека переживать события снова.
Больным, которые не могут справиться со своими эмоциями и испытывают явные симптомы психических расстройств, необходима специальная терапия.
Лечение при психологических травмах показано в тех случаях, когда человек не может справиться с последствиями негативных обстоятельств своими силами.
В первую очередь, необходима консультация квалифицированного психолога. Кроме того, назначается прием снотворных и седативных препаратов, антидепрессантов и успокаивающих средств. Отменяют применение лекарственных средств после того, как у пациента нормализуется сон и улучшится общее эмоциональное состояние. Психологи регулярно беседуют с больными, детально разъясняют правила самопомощи.
Важно, чтобы человек научился справляться со своими эмоциями и мыслями самостоятельно, искал в жизни максимум положительных моментов, не зацикливался на негативных событиях, избегал стрессов, занимался спортом, не замыкался в себе, окружал себя позитивными людьми, планировал режим дня и уделял внимание своему питанию.
С помощью правильной тактики практически во всех случаях удается вылечить заболевание, однако в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход.
Основная задача психолога заключается в оказании помощи пострадавшему в эмоциональном и психологическом плане.
Своевременная проработка психотравмы избавит человека от лишних страданий и последствий в будущем. Лечением психотравмы занимаются профессиональные психологи и психотерапевты, однако поддержка близких людей в такие моменты является необходимой частью выздоровления и исцеления. Помощь человеку при психотравме заключается в следующих пунктах:
- проявление сопереживания. В такие моменты человеку особенно необходимо слышать слова поддержки. Для начала следовало бы поднять тревожащую тему, обсудить, дать возможность пострадавшему высказаться. Ни в коем случае не следует отрицать существующую проблему, пытаться обвинить человека в случившемся, либо же насмехаться над ним. Проявление сочувствия и поддержки являются крайне важной частью реабилитации;
- проявление терпения. В случаях, когда индивидуум тяжело воспринял произошедшее травматическое событие, необходимо дать ему возможность все обдумать и проанализировать. Это может занять достаточно большое количество времени, так как темпы выздоровления у каждого человека индивидуальны;
- большое количество позитивных эмоций. Дайте возможность пострадавшему отдохнуть, заняться любимым делом, радуйте его приятными мелочами. Пускай не сразу, но со временем это определенно даст результат;
- спокойно отнеситесь к смене поведения. Зачастую жертвы психологических травм могут поменяться в общении – стать более раздражительными, агрессивными, вспыльчивыми, либо же наоборот – молчаливыми и замкнутыми. Отнеситесь к этому с понимаем и не воспринимайте оскорбления на свой счет – вероятнее всего, человек сделал это не со зла, а вследствие рефлекторной самозащиты.
Ведущий многопрофильный центр Москвы – Юсуповская больница предлагает услуги по диагностике и лечению различных заболеваний любой степени сложности. Благодаря современным методикам и применению современных технологий, оснащению клиники новейшим медицинским оборудованием, а также мультидисциплинарному подходу достигаются высокие результаты лечения и реабилитации пациентов.
Записаться на прием к специалисту и узнать стоимость медицинских услуг можно, обратившись к врачу-координатору по телефону Юсуповской больницы или через форму обратной связи на нашем сайте.
Детские травмы в психологии
Действительно, происходящее в детстве сильно влияет на то, как мы будем себя чувствовать во взрослом возрасте. Конечно, не все черты личности складываются только оттуда – что-то мы усваиваем, уже будучи подростками или в сознательном возрасте. Ведь в эти периоды мы тоже переживаем кризис или эмоциональные события, которые не проходят бесследно. Но все же в детстве мы развиваемся быстрее всего: детская психика наиболее уязвима и впитывает все как губка.
Детская травма в психологии – это результат негативного опыта, усвоенного в раннем возрасте. Это как травма физическая, только не коленке или руке, а на нашей Психике. Она также болит, напоминает о себе в различных ситуациях, но разница в том, что она не осознается.
Если у нас шрам на теле – мы его видим, можем почувствовать, то рана в Психике незаметна, ее сначала нужно найти. Сделать это можно как самостоятельно, путем изучения себя, так и с помощью психолога – второй вариант быстрее и эффективнее. Психолог точно знает, как проработать детские травмы, и даст нужные инструменты.
Детские травмы имеют последствия: неуверенность в себе, недоверие к миру, нересурсная самооценка и т.д. Об этом я еще расскажу, но сначала поговорим о том, какие бывают травмы.
Какие бывают детские психологические травмы
Детские психологические травмы часто трансформируются в страхи. Помните фразу в начале статьи? Травма отвержения действительно есть, и она тоже переходит в страх. При этом есть и другие, которые переходят еще и в неуверенность или слабые личные границы – давайте разберем несколько их них.
Страх отвержения
Страх отвержения проявляется так: вы часто избегаете общения с новыми людьми, потому что боитесь отказа. В разговоре вам проще увильнуть или сделать вид, что вы чего-то не заметили, чтобы отношения не испортились. При этом вы остро реагируете на любую критику и тяжело переживаете, если вам сказали что-то неприятное.
Страх отвержения формируется у людей, которым пришлось рано повзрослеть, которым родители не давали много любви и заботы, отдалялись. Отсутствие родителей в жизни сильно подрывает самооценку и установление новых отношений.
«В детстве мама охотно делилась со мной жизненным опытом и пресловутой женской мудростью. Она говорила мне: у тебя не такая внешность, чтобы тебя заметили и полюбили. Тебе нужно похудеть, скрывать свой нос и начесывать волосы. Когда я выросла, и мне делали комплименты мужчины, я была уверена, что они обманщики и нужно выбирать тех, кто молчат. А потом, как бы не было больно, я не озвучивала свои чувства, боясь: вдруг мужчина уйдет, а я останусь одна».
Это отрывок рассказа одной из моих клиенток, и он как раз про психологическую детскую травму отвержения с одноименным страхом. Я не собираюсь обвинять родителей. Цель этого текста ― рассказать, как проработать детские травмы, и изменить жизнь повзрослевших детей к лучшему.
Это одна из форм проявления проблемы – из роли Жертвы или Спасателя.
Вторая форма, ― когда в ответ на слова матери, дочь вообще не хочет отношений. Вернее, она боится вдруг испытать боль или предательство. Тогда девочка становится успешной в карьере и не хочет (скрыто боится) отношений с мужчиной, проживая свой страх из роли Преследователя. Ей «мужчина не нужен и от него одни неприятности».
Но правда в том, что любая незакрытая, неосознанная и не проработанная проблема болит и забирает Ресурс. Поэтому важно быстрее найти способ, как проработать детские травмы.
Поговорим о следующей «ране» – травме несовершенства.
Травма несовершенства
Она проявляется так: вы делаете все возможное, чтобы понравиться другим людям, чтобы они вас похвалили. Вы даже можете отказаться от чего-то полезного для себя, принять вредное – только бы окружающие хорошо о вас думали. В свою очередь они не проявляют особого интереса к ваших чувствам.
Эта проблема обычно связана с опытом какого-то унижения, которое вы перенесли в раннем возрасте. Например, родители вас не поддержали/оттолкнули. Так появляется установка «у меня ничего не получится». Еще может повлиять реальная потеря – смерть или уход из семьи одного из родителей.
Травма несовершенства так же, как отвержения, может проявляться в нескольких формах.
Она или станет основой для страхов – «я всегда и всего боюсь, за все переживаю», или полностью сотрет личные границы и самоценность – «я готова терпеть все, только скажи, что я классная», или сформирует полное недоверие к миру – «не подходите ко мне слишком близко, и я вас не трону».
В любом случае травмы приносят в жизнь большой дискомфорт, ухудшают ее качество. В конце статьи я дам несколько советов, как проработать детские травмы, если вы уже нашли их у себя.
Почему психологические детские травмы не проходят сами?
В детстве Психика очень чувствительна и мало защищена.
Проблема как бы капсулируется, чтобы ребёнок мог дальше расти и развиваться. Но чем старше становится человек, тем она глубже «срастается» с его личностью и становится почти незаметной/непонятной/неоформленной. Она уходит на подсознательный или даже бессознательный уровень, но не перестает влиять на человека.
Чтобы аккуратно, без потери Ресурса «достать» травму и залечить ее, ― нужны специальные способы и психологические инструменты. Сам человек такими способами и инструментами не владеет, но с помощью опытного психолога это возможно и занимает не так много времени.
Последствия детских психологических травм
Травмы мешают нам:
- сформировать здоровые границы: человека останавливает «что-то непонятное». И это «что-то» ― бессознательный отголосок или боль травмы.
- почувствовать свою внутреннюю силу, уверенность и набрать много Ресурса. Это происходит из-за действия «блока», т.е. сидящего внутри Психики неосознанного запрета, пугалки, негативной установки. У человека будто связаны руки, и он сомневается, неуверен в своих решениях, боится ошибиться. Почти на 90% это из-за неосознанного действия на человека блоков 1-й и 2-й детских травм. А они в скрытом, неосознанном виде есть у всех людей.
- быть по-настоящему ценной и влиятельной в отношениях. Причем как с мужчиной или вашим ребенком, так и с начальством или с коллегами по работе. Ведь наши модели отношений с людьми закладываются еще в детстве. На двух уровнях: до 5-6 лет на первом, а на втором ― до 12-14 лет.
Как проработать детские травмы самостоятельно
Нужно осознать, то есть диагностически определить травму у себя, и после работать с ней. Лучше всего делать это в паре с психологом – так вы справитесь с задачей легче и быстрее. Но если такой возможности нет – обратите внимания на мои продукты или закрытый клуб – там я учу, как самостоятельно прорабатывать детские травмы.
Вот несколько упражнений, которые помогут снизить влияние травмы на вашу жизнь. Они дадут вам силы и понимание, чтобы увидеть свои «раны» и начать заживлять их.
Побороть страх отвержения
Облегчить этот страх помогает выписывание своих позитивных качеств и проявление заботы о себе.
Еще может помочь такое упражнение:
Вспомните и выпишите имена 2-3 людей, которые часто вас отвергают/критикуют/не принимают.
Продумайте варианты:
- Как с ними можно меньше общаться;
- Что им лучше отвечать, чтобы закончить разговор, перейти на другую тему или выстроить определенные правила общения.
Например, вы можете выставить правило: никаких непрошенных советов. Звучать будет так: «не давай мне никаких советов. Если я попрошу у тебя – скажи, пожалуйста. Но если нет – я встану и уйду».
Лучше всего сделать и заполнить таблицу: в левой колонке выписать конкретные примеры неприятных действий от людей, а в правой – как вы будете на это реагировать с заботой о себе.
Пробуйте применять новые варианты слов/действий из правой колонки таблицы в общении с этими людьми. Стремление отгородить себя от влияния тех, кто вас снова и снова отвергает, критикует, не принимает – нормальное стремление. Важно найти способы реализации этого стремления на практике.
Побороть травму несовершенства
Люди с травмой несовершенства склонны часто оправдываться – везде и просто так.
Это простое упражнение поможет вам снизить влияние вашей внутренней проблемы и выглядеть намного увереннее.
Представьте свой разговор с каким-то человеком. Каждый раз, когда вам захочется оправдаться – заменяйте фразу оправдания на нейтральное высказывание, например, на повторение последних слов собеседника.
Пример:
Ваш собеседник говорит: «и здесь, с участием тебя, произошло это событие».
Вам хочется сразу уточнить, оправдаться. Вам кажется, что вы сделали что-то не так, и собеседник на это намекает. Хотя в 90% случаев собеседник и не думал об этом.
Ответьте, используя повтор последних слов вашего собеседника: «произошло это событие».
Можете уточнять и сразу передавать слово собеседнику: «и что было дальше?».
ВАЖНО: с помощью этого упражнения вы уже пробуете уходить от оправданий всегда и везде. Тем более, что в подобных ситуациях оправдания вообще не подразумеваются. К тому же собеседник не спрашивал вас ни о чем, он просто рассказывал.
Даже работа с 1 психологической травмой детства может сделать вас увереннее, счастливее и спокойнее за короткий срок. А сохраненный Ресурс можно направить на успех в карьере и построение здоровых отношений, где много искренней любви и заботы.
Статью подготовила кандидат психологических наук, практикующий психолог Светлана Михейкина.
— Давайте определимся с ключевыми понятиями — что вообще такое детская психотравма?
— Психологической травмой называют пугающее, опасное, угрожающее жизни или эмоциональному благополучию событие. Соответственно, детские травмы происходят в детском возрасте — до 18 лет.
Прежде всего важно разобраться, чем травма отличается от стресса. Эмоциональное или психологическое напряжение, вызванное повседневными ситуациями, принято называть стрессом. Ребенка невозможно вырастить без стресса. Любой ребенок в любой ситуации сталкивается с жизненными вызовами: это и выход на детскую площадку, и встречи с другими детьми, и различные ограничения — например, нельзя питаться только сладостями. Всё это стресс. Конечно, ситуации стресса для ребенка дискомфортны, но он в состоянии с ними справиться, приложив некоторые усилия.
Психологическая травма — это сильное негативное воздействие, справиться с которым ребенку не удается в силу возрастных особенностей. Это случается, когда событие превосходит способности ребенка к адаптации. Травму может спровоцировать одно событие — допустим, автомобильная авария. Второй вариант: травма может быть вызвана регулярным повторением одной и той же сложной ситуации — например, буллинг или жестокое обращение с ребенком в семье.
— Где проходит граница между стрессом и травмами, с которыми ребенок не может справиться?
— Травма прежде всего связана с переживанием угрозы, опасности для себя самого или окружающих. Кажется, всё очевидно: не купили очередную игрушку — это стресс, а столкновение с хулиганом в темном переулке — травма. На деле всё не так просто.
Представим бабушку, которая всё время рассказывает ребенку, что он бестолковый. Ко мне приходила заниматься десятилетняя девочка, ее забирала бабушка и каждый раз говорила: «А как сегодня наша бестолковая девочка?» Я боролась с этим и отвечала ей: «Не знаю, кого вы имеете в виду, ко мне ходят только толковые девочки». Представьте, что девочка слышит подобное каждый день. Когда тебя один раз назвали бестолковым, это может остаться стрессом. Когда такое происходит регулярно, то вполне может привести к травме.
Важно понимать: ситуацию не всегда можно объективно охарактеризовать как травму. Ребенок может оценить ситуацию как травмирующую или как нормативную — восприятие во многом будет определяться индивидуальными особенностями ребенка и реакцией окружающих его взрослых. Что для одного человека станет психотравмой, другой воспримет спокойно.
— Как понять, что ребенок получил травму?
— Реакции ребенка на травму могут быть краткосрочными и отсроченными. Краткосрочные — это эмоциональные и поведенческие изменения. В эмоциональном плане ребенок может стать капризным, плаксивым, возбудимым, агрессивным. У него будет эмоционально неустойчивый фон. В поведенческом плане дети, которые переживают травму, могут давать широкий спектр реакций. Кто-то становится пассивным и заторможенным — ребенок может воспринимать происходящее вокруг как опасное и стараться избегать неприятных ситуаций. С другой стороны, ребенок может, наоборот, демонстрировать излишнюю поведенческую активность — становиться агрессивным, непослушным, трудно управляемым.
Порой складывается впечатление, что ребенок легко и быстро справляется с травмой. Здесь важно не торопиться и помнить, что последствия могут проявиться позднее.
В долгосрочной перспективе психологическая травма накладывает отпечаток на всё личностное развитие и может сказаться по-разному: кто-то будет стремиться к излишнему контролю, чтобы избежать непредсказуемых ситуаций, а кто-то — избегать близких отношений, ведь «меня всё равно не полюбят, зачем к кому-то привязываться».
— Какие дети находятся в группе риска?
— Поскольку психологические травмы не ограничиваются происходящим в семье, то однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Любой ребенок может столкнуться с природным катаклизмом или пожаром, а это вполне себе травма.
Если же сфокусироваться на травмах, полученных в семье, прежде всего это дети из дисфункциональных семей, в которых родители демонстрируют асоциальное или антисоциальное поведение. Большое внимание стоит уделять детям из семей, в которых родители разводятся.
Есть такая шутка: если у вас есть мама и папа — у вас уже два повода ходить на психотерапию.
Нужно понимать: мы не можем предугадать, что именно для ребенка окажется травмой. Внешне в семье всё может выглядеть благополучно — и родители любящие, и все поддерживают друг друга. А что на самом деле там происходит и как ребенок это воспринимает — большой вопрос.
— Как правильно вести себя родителям, чтобы минимизировать риск травмы?
— Часто первое и вполне понятное желание родителей — защитить ребенка от любых негативных воздействий. Однако в результате ребенок не учится справляться с жизненными вызовами, и малейшая неприятность может казаться ему непреодолимой.
Например, я сейчас занимаюсь с семилетним мальчиком из полной и очень любящей семьи. Он пошел в школу, впервые оказался в детском коллективе и любое разногласие между детьми воспринимает как опасность.
Подстелить соломку не получится, но можно заложить фундамент, благодаря которому многие стрессовые ситуации не превратятся в травмирующие.
Детско-родительские отношения — то, насколько родители помогают ребенку почувствовать себя любимым и принятым, — это основа, на которой складывается способность справляться с жизненными сложностями.
Важна профилактика травмы — ощущение безусловной любви и безусловной поддержки.
Когда ребенок знает, что его любят и никакие его действия не могут стать поводом лишиться этой любви, он будет лучше справляться со стрессовыми ситуациями.
Кроме того, надо развивать у ребенка способности справляться с жизненными вызовами. Здесь я бы хотела подчеркнуть два момента — умение переживать негативные эмоции и умение искать альтернативные выходы из ситуации.
Во-первых, не надо бояться того, что ребенок испытает негативные чувства, будет расстроен, обижен или рассержен. Это неотъемлемая часть его развития и взросления. Не нужно защищать его от подобных переживаний, но и утешать и обесценивать не стоит. Вместо фраз типа «Ну что ты так расстроился, это всего лишь игра» лучше сказать «Да, это и правда обидно».
Во-вторых, важно учить ребенка искать выходы из трудных ситуаций. Необходимо не решать проблему за ребенка, а помогать ему найти ресурсы, чтобы справиться с ней. Мы говорим: «Да, это неприятно, но что можно сделать в этой ситуации? Как ты считаешь? Как можно поступить, какие есть варианты поведения?» С одной стороны, мы всегда поддержим и поможем. С другой — мы верим в его возможности справляться с возрастными стрессовыми ситуациями самому.
«Я знаю, что справлюсь. В меня верят, меня любят, и я могу справиться» — вот это очень важно.
Психологическая травма может быть связана с завышенными ожиданиями от ребенка со стороны взрослых. Когда мы ждем от ребенка, что он заговорит по-английски раньше, чем начнет ходить. И, если говорить о профилактике травмы, серьезное внимание стоит уделить тому, какой уровень ожиданий мы предъявляем ребенку и как реагируем на его неудачи. Важно дать ребенку почувствовать, что ошибка и неудача — это не страшно, а нормально.
— Что делать, если ребенок буквально на наших глазах попал в травмирующую ситуацию? Как помочь?
— Прежде всего, необходимо обеспечить ребенку ощущение защищенности, максимальной стабильности и предсказуемости. Будьте рядом, найдите способ поддержания физического контакта — обнимайте ребенка или держите за руку. Изменения привычного образа жизни лучше отложить на будущее.
Часто дети много спрашивают про травмирующее событие. Важно дать им ответы на все вопросы, с учетом возраста, ситуации и индивидуальных особенностей.
Ситуация травмы связана с сильными переживаниями, и важно дать ребенку возможность эти переживания проговаривать. Не утверждать, что ничего в этой ситуации страшного нет. Наоборот — да, это страшно, ты очень испугался, но я рядом, я тебя поддержу.
Когда первая реакция на острую травму пройдет, можно искать способы, как справиться с последствиями. Если ситуация очень сложная и решения вы не видите, стоит обратиться к психологу.
— Как на переживание травм влияют гендерные стереотипы и установки?
— Мужчины «должны быть» сильными, им нельзя проявлять чувства, поэтому они чаще реагируют путем подавления и сверхконтроля. Мальчики зачастую выбирают вариант не чувствовать, подавить, заблокировать для себя возможность эмоционального реагирования.
Женщинам социум разрешает эмоционально реагировать и не требует от них быть сильными, поэтому они чаще выбирают вариант зависимого поведения и беспомощности. Но это именно результат социальных норм.
Воспитание в семье алкоголиков будет травматично для всех — и для мальчиков, и для девочек. Вопрос в том, что из этого извлекает ребенок.
Психолог Альфред Адлер считал, что на нас влияют не события как таковые, а тот смысл, который мы им придаем. Вот ребенок вырос в дисфункциональной семье и сформировал ощущение «Я ничего не могу, я беспомощен, я не могу ни на что влиять». Хорошая новость в том, что здесь очень многое связано с детскими выводами, поэтому в процессе психотерапии можно разобраться и сформировать устойчивую внутреннюю позицию с более конструктивными для себя, работающими выводами и научиться на нее опираться.
Что бы ни произошло, что бы ни случилось с нами в детстве, это не повод сказать: «Я ничего не могу сделать, потому что мои родители развелись». Это повод сказать: «Мои родители развелись, я придал этой ситуации такое-то значение и вот так с этим живу. Я могу попробовать отнестись к этому по-другому сейчас, когда я взрослый и у меня есть больше жизненного опыта».
— Как сформировать для себя эти новые устойчивые позиции?
— Психологи работают в нескольких разных моделях, и некоторые стратегии могут отличаться. В своей практике я стараюсь сначала обеспечить безопасность — атмосферу принятия, в которой человек сможет выражать любые свои переживания. Важно, чтобы ему было безопасно и комфортно со мной работать. На следующем этапе мы будем прорабатывать и вытаскивать, что именно произошло в детстве, анализировать истории. Попробуем реконструировать выводы, к которым клиент пришел в детстве, и найти пути к освобождению от травмы.
На всех этапах я работаю над тем, чтобы усилить у человека ощущение взрослости. Это очень важно. Я стараюсь поддерживать у клиента чувство, что он хорошо справляется. Так у него появится уверенность в собственной состоятельности. Когда мы начинаем обсуждать, как можно изменить устойчивые реакции, которые сложились из-за травмы, это ощущение помогает найти альтернативные стратегии поведения.
— Какие способы можно использовать, чтобы помочь себе без обращения к психологу?
— Если есть негативный детский опыт, с ним порой можно справиться самостоятельно, анализируя историю своего развития и пробуя новые модели поведения. Если же речь идет именно о травме, ощущении угрозы и сверхсильном воздействии, самому справиться довольно сложно — без помощи психолога вряд ли обойтись.
Несмотря на это, помочь себе можно. Важно признать, что вы переживаете последствия травмы. Часто взрослые могут вытеснять, направленно забывать историю своего взросления или обесценивать ее. Так, одна моя клиентка долго не могла вспомнить ни одного события, произошедшего с ней до пятнадцати лет, настолько успешно она вытеснила из памяти физическое и эмоциональное насилие в своей семье.
Травма всегда сопряжена с сильными переживаниями. Легализуйте свои чувства — разрешите себе чувствовать то, что чувствуете.
Понимание, что именно происходит внутри вас, очень важно. Ведь частая реакция на травму — блокирование этих эмоциональных проявлений.
Связанное с травмой переживание угрозы и невозможности с ней справиться нередко приводит к ощущению собственной несостоятельности. Поэтому забота о себе — важнейший навык для переживающих последствия детской травмы. Стоит уважать свои интересы, осознавать свои потребности и стремиться их удовлетворять. Это не значит, что вы должны в любой ситуации ставить себя на первое место. Но умение позаботиться о себе и держать в фокусе собственные переживания — очень важная составляющая в преодолении травм.
Ну и наконец, важно найти для себя новую историю. Если вы столкнулись с травматической историей, попробуйте разобраться, какой багаж из нее вы для себя вынесли. Попробуйте проанализировать себя, посмотреть, есть ли ситуации, в которых ваше поведение обусловлено детским опытом. Периодически напоминайте себе, что ваши детские выводы — не объективная реальность, а реакция на то, что когда-то с вами случилось. И начните искать новые варианты поведения, которые мог бы выбрать взрослый и уверенный человек.
— Теперь понятно, что можно сделать для себя. А что можно сделать для другого? Допустим, вы начинаете жить с человеком и оказывается, что у него есть детская травма, которая омрачает совместную жизнь.
— Ключевой момент — партнер не может быть психотерапевтом. Вы можете помочь близкому человеку понять, что происходит, и поддержать его в намерении получить квалифицированную помощь. А вот вылечить его у вас не получится. Разобраться со своей травмой и вылезти из нее человек может только самостоятельно. От вас необходимо просто безусловное принятие и ощущение безопасности. Очень ценно иметь возможность откровенно разговаривать.
— То есть главное — не становиться в позу спасателя или спасителя?
— Да, лучший вариант — создать и поддерживать атмосферу, в которой станет возможным делиться переживаниями. Важно не нападать на человека и не обесценивать произошедшее с ним. Иногда можно встретить мнение: «Ну и что такого особенного с ним произошло? У меня тоже был папа-алкоголик, и что?» Но такая обесценивающая позиция никому еще по-настоящему не помогла.
Этот текст мы подготовили вместе с образовательным комплексом «Точка будущего». Там особое внимание уделяют психологическому развитию детей — не только преподают предметы школьной программы, но и учат справляться с жизненными вызовами. В центре вместе обучаются дети из полных семей и дети-сироты, которые живут с профессиональными родителями в поселке при центре. Больше об этом проекте вы можете прочесть в нашем репортаже из «Точки будущего».
Специальный проект Образовательного комлекса «Точка» и журнала «Нож»
Родители – абсолютный авторитет для маленького ребенка. Именно они обеспечивают его безопасность, восполнение базовых физиологических и психологических потребностей. К сожалению, многие родители пользуются беззащитностью своего ребенка и применяют к нему различные формы насилия в угоду своему комфорту. Об об одном из ключевых видов психологического насилия над ребенком – газлайтинге – рассказывает главный психиатр и психотерапевт нашей клиники Василий Шуров.
Что такое газлайтинг?
Это одна из форм психологического насилия.
Задача газлайтинга – заставить жертву сомневаться в адекватности и правдивости окружающей реальности, своих мыслей и чувств, воспоминаний и жизненного опыта.
Для этого агрессор – в нашем случае родитель – использует психологические манипуляции:
· Обесценивающие шутки
· Упреки и обвинения
· Запугивание
· Пристыжение (часто прилюдное)
Как и зачем родители используют газлайтинг? Примеры
Родители применяют к детям газлайтинг, чтобы:
· Скрыть собственные ошибки
· Скрыть неуверенность в себе
· Укрепить свой авторитет в глазах ребенка
· Сделать ребенка более послушным (через развитие в нем неуверенности)
· Избежать неприятной и пугающей воспитательной работы
Примеры родительского газлайтинга:
Отрицание эмоций и чувств
Техника газлайтинга помогает родителю «подавить» детские эмоции, с которыми он не хочет сталкиваться и «работать»:
Мальчик упал, ударился коленками, плачет. Папа говорит: «Ну что ты разнылся?! Это же совсем не больно! Это всего лишь царапина.»
Девочка рассталась с мальчиком, переживает. Ее мама говорит: «Тут совсем не из-за чего переживать! Это такой пустяк! Какая в твоем возрасте может быть любовь?»
Дети рассказывают родителям, что испугались чего-либо. Родители говорят: «Да разве этого стоит бояться? Это же совсем не страшно, глупости!»
Ребенок рассказывает родителю, как он обрадовался какому-либо событию, какие приятные эмоции он получил. Родитель говорит: «Ну и что в этом такого особенного? Ты преувеличиваешь, тут нечему радоваться. Вот подожди и увидишь…»
Эта техника газлайтинга перекликается с так называемым «запретом на эмоции» − одной из ключевых особенностей воспитания в дисфункциональных семьях. Подробнее об этом мы писали здесь.
Отрицание воспоминаний
Эта техника лучше всего помогает родителям скрыть постыдные эпизоды своей жизни и ошибки воспитания:
Ребенок рассказывает бабушке, что видел маму с сигаретой/алкоголем. Мама возмущается: «Не выдумывай, не было такого! Тебе показалось!»
Ребенок в магазине просит папу купить игрушку, которую тот ему обещал. Папа говорит: «Ничего я тебе не обещал, ты сам это выдумал!»
Ребенок жалуется друзьям семьи, что папа ударил его ремнем. Папа говорит: «Да что ты такое выдумываешь! Наверно, хочешь, чтобы тебя пожалели?»
Формирование сомнений в своей эмоциональной адекватности
Это еще более изощренная форма газлайтинга, она помогает родителям скрыть факт психологического насилия со своей стороны:
Ребенок говорит, что ему не понравилось обидное высказывание папы. Папа отвечает: «Да что ты вообще придумываешь, это была просто шутка!»
Ребенок просит маму не вторгаться в его приватную жизнь (например, не читать переписки, не трогать личный дневник, не устраивать слежку). Мама возмущается: «Да как ты можешь так говорить? Я просто забочусь о тебе, а ты ведешь себя как неблагодарный эгоист!»
Родитель оскорбляет ребенка (например, называет его глупым). Ребенок говорит, что ему не нравится оскорбление. Родитель возмущается: «Это было вовсе не оскорбление, я пытаюсь воспитывать тебя, я это говорю тебе во благо!»
Отрицание достижений
Родители используют эту технику, чтобы снизить самооценку ребенка. Это позволяет им укрепить свой контроль и замедлить развитие самостоятельности в ребенке:
Ребенок говорит: «Я сам смог это сделать!». Мама поправляет: «Ну, мы тебе, конечно, очень помогли…»
Ребенок радуется поступлению в университет. Родители говорят: «А вот если бы не мы, никогда бы ты не сдал эти экзамены!»
Подробнее о том, как развить в ребенке здоровую самостоятельность, мы писали здесь.
Принижение умственных и физических способностей
Эта техника помогает абьюзивным родителям укрепить авторитет, доказать свою правоту через унижение ребенка:
Родители допустили ошибку, ребенок на нее указал. Родители возмущаются: «Тебе-то откуда знать?! Я старше и знаю лучше, а ты просто еще глупенький!»
Ребенок выполнил данное родителями поручение. Родители «приняли работу», но вносят неконкретные или вовсе надуманные придирки: «Ты, конечно, молодец. Вышло так себе, я бы сделал по-другому. Но что с тебя взять…»/«Я ведь тебе говорил сделать иначе! Как это – не говорил? Ты просто все опять прослушал, ты невнимательный!»
Родители красочно рассказывают знакомым, как ребенок допустил ошибку/попал в глупую ситуацию. При этом они приукрашивают историю, вносят в нее новые детали для усиления эффекта. Ребенок слышит это и возмущается: «Мама, папа, все было не так!». Родители смеются и делают вид, что ребенок просто захотел забыть о неприятном инциденте, поэтому не помнит деталей.
Последствия газлайтинга для ребенка
Если родители регулярно «газлайтят» ребенка, он привыкает сомневаться в своих мыслях, чувствах, эмоциях, поведенческих моделях. Его самооценка снижается, а недоверие к себе и к окружающему миру растет.
Путем газлайтинга родители отбирают у ребенка возможность стать полноценной здоровой личностью. Из-за постоянных сомнений и страхов он:
Боится строить с людьми доверительные открытые отношения – «Я не могу признаться в своих чувствах, они постоянно меня обманывают!»
Не может принимать важные для него решения и добиваться поставленных целей − «Я же глупый, а вдруг я не прав/не смогу?»
Приучается терпеть от окружающих неуважение, оскорбления, нарушение личных границ и прямое насилие − «Лучше не буду ничего говорить, вдруг я сам себе все это выдумал?»
Другие статьи по теме:
Как в нас воспитывают выученную беспомощность? Рассказывает психотерапевт
Двойные послания – как окружающие разрушают нашу самооценку? Рассказывает психиатр
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы
Большинство людей сталкиваются с различными травматическими жизненными ситуациями: потеря близкого человека, смерть, тяжелые болезни, аварии, операции. Серьезные психологические травмы нам могут своим поведением оставлять и другие люди. Например, жертвами насилия, травли часто становятся маленькие, беззащитные дети, которые не в силах за себя постоять и, как правило, боятся обратиться за помощью. Как помочь ребенку пережить болезненный опыт, разобраться, что такое психологическая травма и какие последствия она несет, рассказывает психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алёхина.
Психологическая травма (сильный эмоциональный стресс) — реакция человека на определенное событие, которое нанесло вред его психическому здоровью.
Травма формируется в момент, когда внешние события в жизни человека становятся настолько сильными, что начинают превышать его адаптивные возможности. «Ребенок начинает чувствовать сильнейший страх за свою жизнь, беспомощность. Теряется чувство безопасности и контроля. Те события, которые затрагивают значимые стороны жизни малыша и сопровождаются интенсивными переживаниями, приводят к психологической травме, часто ее классифицируют как шоковую», — отмечает психолог.
Замороженные чувства
В сильной стрессовой ситуации из-за выброса гормонов — адреналина, норадреналина и кортизола у человека естественным образом возникает желание выплеснуть сильную внутреннюю энергию. Это происходит через активные действия — бег, прыжки, драку или через проявление чувств агрессии, гнева, недовольства.
Если в стрессовой ситуации ребенок подавляет свои естественные реакции, он препятствует высвобождению энергии, которая блокируется и остается внутри. Незавершенное событие, подавленные чувства и замороженная в моменте энергия порождают психологическую травму.
Осторожней с критикой!
Для детей даже незначительные на первый взгляд события могут стать травмирующими — к примеру, угроза, сказанная в шутку или в воспитательных целях. Проявление насилия по отношению к ребенку или другим людям, насмешки, издевки могут причинить сильную боль и травмировать уязвимую личность.
Возрастных ограничений для формирования травмы нет. Она может произойти в три года, в школьный период или в подростковом возрасте. Если ребенку не будет хватать собственных сил это преодолеть и ему не помогут преодолеть это состояние близкие, произойдет болезненная фиксация на травме.
Неприятные последствия
Последствия шоковых травм бывают очень серьезными. Они могут вызвать нарушения в психике, что, в свою очередь, провоцирует развитие психических расстройств. «У одного психологическая травма может вызвать временное чувство дискомфорта, с которым человек постепенно самостоятельно справится. А у другого она станет пусковым механизмом к устойчивому состоянию страха с наличием фрустрации, которое будет сильно ослаблять иммунитет, работоспособность. Может привести к замкнутости, уходу от соблюдения социальных норм, неврозам и реактивным состояниям», — отмечает Светлана.
Зафиксированная травма в дальнейшем мешает человеку управлять своей личностью. Она подрывает веру в себя, собственные силы, вызывая чувство беспомощности. Коварство заключается в том, что при повторении стрессовой ситуации человек проваливается в тот возраст и те состояния, когда произошла травма. Так образуется замкнутый круг из стресса, тревоги, подавленных чувств, эмоций и невозможности проявить себя. В итоге человек привыкает к тяжелой и угнетенной жизни, ведь он не знает, как может быть иначе. Постепенно будет снижаться уровень и качество жизни. «Не проработав травму, повзрослевший ребенок во взрослом возрасте будет на бессознательном уровне притягивать к себе людей и события, которые предоставят ему привычную гамму негативных эмоций и ощущений в виде унижений и хронического стресса. Прямые последствия фиксированных травм во взрослом возрасте — хронические депрессии, алкогольная, наркотическая и игровая зависимость», — рассказывает специалист.
Как выявить травму в детском возрасте
Все дети по-разному проживают психологическую травму. Это зависит от множества критериев — возраста ребенка, его психического развития и влияния, которое оказало данное событие. Предпринимать меры стоит, если вы заметили:
- Зацикленность— повторяющиеся действия, где ребенок пытается заново проживать стрессовые события. Они могут проявляться в игре, рисунках. Или вызывать пристальное внимание при просмотре фильмов, телепередач или чтении книг, комиксов.
- Уход в себя— проявляется в виде нежелания выходить на контакт, в потере или стойкости интересов, длительном негативном настроении, инфантильном поведении.
- Тревожные состояния— проявляются как излишняя раздражительность, повышенная возбудимость, боязливость, плаксивость, повышенная настороженность. Могут возникать проблемы с концентрацией внимания, нарушения сна с повторяющимися кошмарами.
- Физиологические симптомы — возможны изменения кожных покровов: излишняя бледность или покраснения, высыпания. Обильное потоотделение ладоней, ступней. Мышечное перенапряжение, невозможность расслабиться. Головные боли, боли в животе. Быстрая утомляемость. Частые простудные и иммунные заболевания. Задержки реакций.
- Реакция избегания— ребенок может достаточно резко отказаться посещать определенные места или встречаться с определенными людьми. Всячески будет увиливать от волнующей темы, связанной с болезненными чувствами и переживаниями.
Как помочь ребенку
- В первую очередь необходимо создать теплые, доверительные отношения и безопасную атмосферу, где ребенок сможет чувствовать себя в комфорте, безопасности, будет ощущать искреннее принятие, любовь, поддержку и заботу. Для этого может потребоваться некоторое время. Не торопите события.
- Уделяйте ребенку дополнительное время и внимание. Проявляйте искренний интерес к его жизни, настроению, занятиям, самочувствию. Спросите ребенка, есть ли что-то, что его тревожит. Возможно, он будет готов поделиться.
- Ориентируйтесь на переживания ребенка, а не следуйте за своими чувствами и желаниями.
- Если ребенок продолжает быть закрытым, можно аккуратно и тактично поделиться своими наблюдениями. Вы можете сказать, что заметили некие изменения в его поведении, спросить, не случилось ли чего неприятного. В этот момент важно быть открытым, не проявлять агрессии, недовольства и не форсировать события. Ребенок очень быстро может почувствовать фальшь, давление и закроется еще сильнее.
- Поговорите с ребенком о том, что произошло. Подготовьтесь заранее к диалогу так, чтобы вы могли ответить на самые разные вопросы. Старайтесь ничего не скрывать, а поясняйте в доступной для ребенка форме.
- Предложите обсудить проблему в кругу семьи, где ребенок сможет почувствовать поддержку и принятие со стороны близких.
- Убедитесь, что ребенок не испытывает чувства вины. Иногда дети независимо от контекста ситуации чувствуют себя виноватыми, хотя их действие или присутствие никак бы не повлияло на исход событий.
- Расскажите ребенку о чувствах, реакциях, которые могут испытывать люди на подобного рода события. Донесите мысль о том, что испытывать такие чувства в данный момент нормально и естественно. А со временем это постепенно пройдет, и будет гораздо лучше.
- Работайте над своими страхами и травмами. Родитель является примером для ребенка и во многом подает ему пример. То, как вы справляетесь с трудными ситуациями и стрессом, ваше поведение и реакции будут иметь основное влияние на способность ребенка к преодолению и проживанию травмирующих событий. Если вы чувствуете, что сами морально истощены и у вас нет ресурсов оказывать помощь ребенку, попробуйте обратиться за помощью к психологу. Порой для ребенка травматичным является реакция родителя на определенное событие.
- Постарайтесь организовать комфортный и стабильный распорядок дня. В слаженной системе, где все структурированно и понятно, гораздо легче восстанавливать ресурсы организма.
- Если события были очень сильными, предоставьте ребенку возможность некоторое время побыть дома, отдохнуть и набраться сил. Детский сад, школу, дополнительные кружки на время можно ограничить.
- Старайтесь не слишком сильно оберегать ребенка и не потакайте всем его прихотям. Важно соблюдать баланс: с одной стороны, давать заботу и поддержку — и одновременно предоставлять возможность ребенку самостоятельно переживать травматичные события.
- Помните: страхи боятся смеха. Создание позитивной, доброй атмосферы в доме будет лучшей профилактикой тревоги.
Детская психика очень гибкая. С помощью поддержки родителей, их внимания они могут легко справиться с психологической травмой. Страшно, когда взрослые остаются равнодушными к проблемам детей или вымещают на них свою агрессию.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы