Как исправить ребенку картавое р

Ребенок совершенно не выговаривает звук «р» – что делать? Эта проблема может быть решена не только педагогами-специалистами, но и самими родителями. Упражнения – вот ключ к открытию этой дверцы. Если же родители не разберутся с этим сразу, то привычка произносить «р» неправильно перейдет в дошкольный возраст. А там процесс переучивания займет гораздо более длительное время, чем если вы уделите этой проблеме внимание, когда ребенок только учится говорить, т.е. в возрасте 2-3 лет.

САМАЯ СЛОЖНЫЙ ЗВУК

Звук «р» является самым сложны для произношения звуком русского языка.  Это звание он получил вполне оправдано, потому что при его произношении язык должен занять во рту самое неуклюжее положение. Поэтому, чтобы научить чадо выговаривать этот сложный звук, подчас нужно хорошо потрудиться над его проговариванием. Существует даже научный термин, который обозначает неумение произносить «р», – картавость.

Однако нет ничего невозможного. Терпение и труд все перетрут, а родительская любовь сделает даже невозможное, если она проявится регулярными выполнениями упражнений. Научить ребенка правильно выговаривать любой сложный звук можно, даже если речь идет о звуке «р». Но, прежде чем мы начнем изучать упражнения, изучим основы произношения данного звука.

Правильное положение языка при произнесении звука «р»

В каком же положении должен находиться язык, чтобы правильно произнести звук «р»? Чтобы поставить язык ребенка в правильное положение, родителю необходимо понять, что же происходит в его собственном рту, когда он выговаривает этот звук. Учебник по фонетике нам сообщает, что для правильного выговаривания этого звука необходимо язык поднять к альвеолам – зубным лункам, в которых расположен корень зуба, и проходящая в это отверстие струя заставляет дрожать кончик языка, а мы слышим звук «р».

Виды неправильного произношения звука «р»

Картавость, а по-научному – «ротацизм», заставляет вибрировать щеки, губы, заднюю часть языка, в общем, что угодно, но не кончик языка. При этом звук выходит какой угодно: «г», «ж», «л», «б», но только не «р». В зависимости от того, какие органы участвуют в создании неправильного звука, выделяют:

  • ротацизм щечный;
  • ротацизм боковой, при котором вибрирует боковая часть языка;
  • «французский», как говорят в народе, или по-научному – увулярный ротацизм;
  • когда в вибрации участвуют губы, то это «кучерский» ротацизм и т.д.

Иногда дети совсем выбрасывают неподдающийся звук из речи, чтобы с ним не было проблем. Тогда появляются неполные слова типа «ыба», «мойе», «озы» и т.п. И даже если родители не считают, что в 2-3 года это большая проблема, то когда крохе исполняется пять лет, им приходится серьезно задуматься, как научить ребенка в 5 лет выговаривать «р».

Ведь теперь малыш может встретиться с насмешками сверстников, и ему будет неприятно выслушивать упреки в свой адрес, так же как и обидные прозвища. Бывает, что родителям даже нравится «французское» произношение детей, и они не видят в нем проблему. Однако, не обращая внимания на отклонение от нормы, мама с папой оказывают своему чаду медвежью услугу.

Когда кроха станет взрослым, то многие интересные профессии, где требуется правильное произношение всех звуков речи, будут ему недоступны. Ребенок не сможет стать ни хорошим педагогом, ни диктором на радио или телевидении, ни актером. А школьная жизнь не обойдется без скептических ухмылок одноклассников во время декламации стихотворений.

Часто дети с проблемным звуком «р» замыкаются в себе, у них появляются различные комплексы, которые в дальнейшем мешают учиться и получать хорошие оценки. И все это из-за невнимательного отношения родителей к произношению всего одного звука!

Причины появления ротацизма, или картавости

В каком же возрасте, по мнению логопедов, неумение выговаривать звук «р» начинает считаться дефектом речи? Здесь царит полное единодушие. По мнению специалистов, когда ребенок идет в первый класс, все звуки родного языка он должен выговаривать очень четко, его речь должна быть чистой. Если к этому возрасту ребенок не выговаривает какие-то звуки, то необходимо обратиться за помощью к врачу-логопеду.

Заметить предпосылки картавости можно еще в младенческом возрасте. Наличие короткой уздечки, слишком большого или слишком маленького языка, так называемые микроглоссия и макроглоссия, позволят внимательным родителям вовремя устранить возможную проблему. При этом физиологические причины не так уж страшны и устраняются сравнительно легко.

Существуют еще две более сложные причины. Одна из них – это слабость мышц языка. А вторая причина – нарушение фонематического слуха ребенка.

Слабыми подъязычные мышцы становятся от долгого сосания соски. Поэтому, дорогие родители, боритесь с этой негативной привычкой ребенка, чтобы она не переросла в более серьезную проблему. Да, это будет позже. Да, это случается не со всеми. Но случиться может.

Фонематический слух нельзя улучшить, приставая к ребенку со скороговорками про греков, раков и т.п. Лучше всего сразу же при обнаружении устойчивого наличия данного недостатка отвести ребенка к логопеду, чтобы специалист точно определил причину и способы устранения.

Если врач обнаружит наличие серьезного отклонения, родителям будет предложено поводить ребенка на занятия или отдать его в специализированный детский сад. А если специалист оценит проблему как недостаточно серьезную, которую можно устранить и самостоятельно, то вас отправят домой. Но в нагрузку вы получите целый пакет рекомендаций и упражнений по устранению дефекта речи у чада, которые необходимо будет выполнять в домашних условиях. Кроме того, логопед, проверив речь ребенка, возможно, обнаружит еще какие-то проблемы, нуждающиеся в исправлении.

Самостоятельная работа над исправлением звука «р»

Предположим, что поход к специалисту вы решили отложить. И собираетесь справиться с проблемой картавости, или ротацизма, самостоятельно. Как же научить ребенка правильно выговаривать звук «р»?

Начиная заниматься с малышом, следует помнить, что в результате необходимо получить совершенно изолированный, без всяких примесей, звук «р». Для этой цели существует несколько упражнений для губ и языка.

Упражнения для губ

  1. «Улыбка». Губки необходимо растянуть в широкой улыбке так, чтобы были видны зубы. Улыбку удержать десять секунд.
  2. «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой и удерживать их в таком положении также десять секунд.

Упражнения для языка

  1. «Чистим зубы языком». Рот приоткрыт. Губки поднять. Провести кончиком языка сначала по внешней поверхности зубов, потом – по внутренней: «чистим зубки языком». При этом челюсть должна оставаться неподвижной!
  2. «Иголочка». Как можно дальше высунуть вперед язык, сделав его узким. В таком положении оставаться десять секунд.
  3. «Змейка». Делается так же, как и упражнение «иголочка», но язык нужно слегка покусать, чтобы привести в тонус его мышцы.
  4. «Хулиган». Высунуть язык и поболтать им в разные стороны.
  5. «Чашечка». Открыть ротик. Попробовать дотянуться языком до верхних зубов, но при этом к ним не дотрагиваться. Получается своеобразная чашечка.
  6. «Лошадка». Рот широко открывается. Язык приподнимается к небу, как бы влипая в него, а затем резко отщелкивается. В этом упражнении важно следить за тем, чтобы двигался весь язык, а не только его кончик. Челюсть при этом упражнении остается неподвижной!
  7. «Грибок». Здесь положение губ, языка, нёба точно такое же, как и в упражнении «лошадка». Только щелкать языком не нужно, а важно удержать его «прилипшим» к небу десять секунд. Таки образом растягивается уздечка языка.

Выполнение подобных заданий разовьет мышцы языка ребенка. А вот поставить ему звук «р» поможет один из нижеперечисленных способов.

  • Метод подражания. Кто-то из родителей показывает малышу, как правильно расположен язык при рычании. Дети любят копировать взрослых, поэтому этот способ очень часто оказывается действенным.
  • Упражнение «Дятел», еще можно назвать «Моторчик». Поставить кончик языка на альвеолы верхних зубов и быстро-быстро произносить звук «д», при этом по нижней поверхности языка нужно проводить чистым пальцем. Челюсть не должна двигаться в этот момент. И если все правильно сделать, то у малыша получится звук, похожий на «др-р-р..».

Если делать упражнения постоянно, то в конце концов проблема исчезнет. Но занятия должны длиться не менее двадцати минут. Не следует и превышать это время, чтобы занятие не превратилось для крохи в муку. Тогда можно ожидать обратного эффекта: достигнуть результата станет еще сложнее.

Заниматься нужно с терпением, потому что у малыша не сразу получится сделать все так, как делают взрослые. А если мама или папа при обучении постараются ввести еще и игровые моменты, то от этого малыш только скорее станет усваивать рекомендации. И у него получится выговорить этот злополучный звук гораздо быстрее. А если предложенное упражнение очень понравится малышу, то он будет делать его и без взрослых, вне занятий.

Как скоро дитя начнет выговаривать звук «р», не скажет вам ни один человек в мире. Одни дети овладевают этой наукой сразу, другие – через несколько дней, недель, месяцев. Иные через полгода. Если же вы почувствуете, что кроха вас не понимает или что-то пошло не так, лучше посетить логопеда еще раз. Он сможет разобраться с возникшими сложностями.

Этап автоматизации звука «р»

Вот малыш наконец-то произнес непокорный звук! Как теперь научить ребенка хорошо и во всех словах выговаривать «р»? На этом этапе вам помогут чистоговорки или скороговорки, в которых звук «р» часто повторяется. Это самые действенные упражнения.

РА-РА-РА – глубокая нора.
РО-РО-РО – красивое перо.
РЫ-РЫ-РЫ – олень поел коры и т. д.

АРА-АРА-АРА – в машине светят фары.

ОРО-ОРО-ОРО – мы едем в большой город.

ЫРЫ-ЫРЫ-ЫРЫ – залатаны все дыры.

УРУ-УРУ-УРУ – мы любим физкультуру.

ЭРЕ-ЭРЕ-ЭРЕ –  небо не имеет меры.

Позже переходите к скороговоркам. Вот самая удачная из них (но не забудьте объяснить ребенку непонятные слова):

«Баркас причалил в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы».

Надеемся, что мы доступно объяснили, как правильно научить ребенка выговаривать один из самых сложных звуков, используя упражнения. Это поможет научить его произносить и другие звуки не менее правильно и четко. Также следует научить карапуза воспринимать себя и свою проблему легко, ведь она временная и решаемая.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Ротацизм

Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.

К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.

Причины ротацизма

Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:

  1. Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяет ему занять правильное положение за верхними зубами. Проблему для нормативного произношения также могут представлять микроглоссия, макроглоссия, раздвоенный кончик языка.
  2. Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. При открытом боковом прикусе утечка воздуха сквозь щель между коренными зубами способствует боковому произношению. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
  3. Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого при фонации воздуха.
  4. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
  5. Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм. Паретичность мышц языка, щек чаще вызывает боковое искажение.
  6. Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью. При билингвизме происходит усвоение фонетических особенностей вариантов звука, заимствованных из других языков (увулярный [Р] – из французского, гортанный – из немецкого).

Фонетическая характеристика звука [Р]

Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:

  • раскрыть губы;
  • разомкнуть зубы;
  • поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
  • с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.

Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.

Ротацизм

Ротацизм

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

  • Увулярный. При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грасси­рующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
  • Велярный. Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
  • Боковой. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
  • Щечный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
  • Одноударный (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
  • Двугубный (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
  • Носовой. Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
  • Гортанный. Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:

  1. Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
  3. Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
  4. Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.

В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).

Логопедический массаж

Логопедический массаж

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:

  • выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
  • активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
  • вызов вибрации языка («Комарик»);
  • растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.

Постановка звука

При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

  • по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
  • от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
  • от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
  • от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
  • с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.

Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

На детской площадке, в автобусе, в детском саду на утреннике везде можно услышать у детей неправильное произношение «р». В народе таких детей называют «картавыми». А можно ли каждого ребёнка, который не может произнести «р» назвать «картавым» или существуют и другие определения данного нарушения? Как бороться у детей с «картавостью»? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Причины и виды нарушения произношения «р»

Причины и виды нарушения произношения «р»

С рождения родители и все родственники малыша ждут первых звуков и слов. И вот, наконец, ребёнок заговорил. В раннем возрасте мы обычно не обращаем внимания на произношение, считая, что с возрастом все звуки ребёнок научится правильно произносить. При нормальном речевом развитии так и должно быть. Примерно к 5 годам у ребёнка в речи появляются все звуки родного языка. К сожалению, в настоящее время детей с чистой речью, даже в подготовительной группе детского сада, все меньше и меньше. Чаще всего, самым проблемным звуком для ребёнка является «р».

Пожалуй, нарушение произношения «р» является одним из самых многочисленных. Перечислим их.

  • Звук произносится горлом. Выдыхаемый воздух не попадает на кончик языка.
  • В речи «р» не произносится вообще, а вместо него слышится «а» или другой гласный.
  • Образуется хлюпающее звучание, когда малыш пытается сказать слово с «р».
  • Звук произносится за счет движений губ, а не языка.
  • «Ветерок воздуха» проходит через нос при попытке сказать «р»
  • Кончик языка один раз ударяется по твердому небу и получается короткий звук, а не протяжный, как необходимо.
  • Если ребёнок говорит «лыба» вместо «рыба», значит, воздух в момент произношения звука проходит по бокам языка.
  • Бывает, что язык у малыша поднят наверх, но получается не «р», а «д». Воздух как будто прорывается сквозь отверстие, образованное между языком и верхними зубами, но вибрации кончика языка не происходит. Ребёнок говорит не «рама», а «дама».
  • Хотелось бы сказать «розы», а получается «гхозы». Язык в данном случае напряжен.
  • В речи вместо «р» появляется «й».
  • Выдыхаемый воздух в момент призношения звука не встречает преграды, потому что кончик языка втянут в рот. Малыш говорит не «игра», а «игыа».
  • Нижняя губа у малыша выдвигается вперед и поднимается наверх, а язык не работает, звук «р» не образуется. Ребёнок говорит «Вома», вместо «Рома».

Самым распространенным является «горловое» произношение «р».

Основы исправления произношения «р»

Основы исправления произношения «р»

Как же мечтают родители, чтобы ребёнок поскорее научился произносить «р». Просят, а порой настойчиво заставляют малыша сказать «рыба» или «рак». А непослушный язык отказывается работать. Из−за этого расстраиваются родители и дети. После множества неудачных попыток родители обращаются к «заговорщикам» или «чудо−специалистам», которые будто бы учат произносить трудный звук за пару сеансов. Но и в этом случае звук ребёнок не произносит, а деньги потрачены впустую.

Что же делать? Во-первых, успокойтесь и не паникуйте. Нужно набраться терпения и если вашему малышу всего 3 года, значит, он в силу незрелости языка не может пока произносить «р». А вот если вы уже отметили пятый день рождения, а звука так и нет, следует забеспокоиться. Имейте в виду, что если вы сами «картавите» и убеждаете своего ребёнка, что данное нарушение — это «семейный» рок, больших усилий для произношения «р» ваш ребёнок не будет прилагать. Во-вторых, необходима сильная мотивация, потому что работа над произношением «р» достаточно трудная и длительная и требует немалых сил от ребёнка. Но хотим вас обрадовать, что при правильно организованных занятиях, дети без труда справляются с произношением «р».

Упражнения, которые научат ребёнка говорить «рыба» и не только

Мы расскажем вам приемы, которые помогут исправить неправильное произношение «р». Следует начать с гимнастики для языка. Только игровые моменты, интересные сюрпризы, активность родителей помогут ребёнку выполнять ежедневно данные упражнения.

Предлагаем вам 2 комплекса упражнений. Один из них больше понравится мальчикам, а другой девочкам.

Упражнения для губ и языка для мальчиков

Отправляемся в дорогу, нужно нам убрать тревогу!

Мы ворота открываем и на машине выезжаем (широко открыть и закрыть рот).

Солнце светит ярко, стало очень жарко.

Для машинки вот бензин, а для водителей апельсин.

Вы на него нажимайте, и сок получайте (надуть−втянуть щеки).

Улыбаемся с машинкой, вместе едем по тропинке (улыбнуться с зубками и без них).

Направо есть широкая дорога (положить на нижнюю губу широкий язык),

А налево узкая тропа (высунуть узкий язык)

Куда нам ехать, не знаем мы пока.

Вот стучит машинка (поднять язык к верхним зубам и постучать «д» в «бугорочки» у верхних зубов).

Едем по тропинке!

Вот колеса закрутились (облизывать губы по кругу слева направо и наоборот),

У деревни остановились!

Дальше путь наш не прост,

Камней целый воз (толкать кончиком языка правую−левую щеки).

Вот и тучи набежали,

И машинку закачали (двигать языком вправо−влево и касаться уголков рта).

Солнышко вышло опять,

Путь домой пора держать.

В горку быстро поднялись, затем весело скатились вниз (поднять широкий язык к верхней губе, затем опустить к нижней).

Встретили табун лошадок, проскакали, видно надо (цокать языком)!

Экскаваторы в работе, у них важные заботы.

Ковш песка поднимают и яму засыпают (показать язык в виде «ковша», с ямкой в центре).

Поломались, неудача, как же быть, как капот нам открыть (присосать язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот)?

Наконец, мы починились, и домой весело покатились (языком провести по верхним, затем по нижним зубам)!

Все ребята удальцы, молодцы!

Упражнения для губ и языка для девочек

Упражнения для губ и языка для девочек

Сказку слушать не ленись,

Язычком ты потрудись!

Рот пошире открывай,

В домик звуки ты пускай.

Фея улыбнулась,

Язычком потянулась,

Носик свой достала

Но играть не перестала!

Трубачи трубят,

В гости созывают всех ребят (вытянуть губы вперед)!

Золушке помочь решила,

Тыкву крупную купила (надуть щеки)!

А сейчас садись скорей

На волшебных ты коней (поцокать языком)!

Здесь ковер ты расстилай (показать широкий язык),

Иголку доставай (показать узкий язык).

Иголка вправо, иголка влево (двигать языком, касаясь уголков рта),

Сошьем платье, будешь словно королева!

Ночь наступает, прохлада подступает (стучать языкам по небу «д»)

Нужно чаю нам попить и вареньем закусить (показать язык в форме «чашки», облизать верхнюю губу).

Утром зонтик мы возьмем и гулять опять пойдем (присосать язык к верхнему небу)!

Выполняйте гимнастику для губ и языка каждый день, утром и вечером. Каждое упражнение повторяйте по 3−5 раз.

Особое место в подготовке ребёнка к произношению «р» занимают дыхательные упражнения. Обычно детям очень нравится надувать резиновые игрушки, воздушные шарики, дуть на рыбок в игрушечном аквариуме.

Постановка и закрепление звука «р» в домашних условиях

Постановка и закрепление звука «р» в домашних условиях

Существует множество разных способов постановки «р» у детей. Расскажем вам самые действенные из них.

  • В момент, когда ребёнок сидит перед вами и поднимает язык к верхним зубам, попросите его произнести многократно «д». Пальцем ребёнка или соской проведите под языком, вы услышите «др». Нужно часто выполнять данное упражнение и вскоре ребёнок научится протяжно говорить «дрын». Если пока не получается сказать «р», значит мышцы языка недостаточно натренированы. Продолжайте заниматься до получения раскатистого звука «р».
  • Попросите ребёнка присосать язык к верхнему небу и с силой выдохнуть, получится звуки «др». Добивайтесь, чтобы малыш как можно длительнее их произносил. После нескольких таких повторений «др» перейдет в «р».
  • Если ребёнок правильно говорит «ж», скажите, чтобы он широко улыбнулся, и в момент произношения звука водите пальцем под языком. Очень скоро, вы услышите «жр». Через некоторое время малыш научится говорить «р».

Для того чтобы ребёнок смог научиться говорить мягкий «рь», стоит лишь пошире улыбнуться и отодвинуть язык немного за верхние зубы.

Когда ребёнок научится произносить «р» и «рь», начните повторять слоги, затем слова и словосочетания с этими звуками. Обязательно играйте с малышом и никогда не заставляйте заниматься. Будьте уверены, что когда ребёнок заметит свои успехи и за это его похвалит вся семья, он сам захочет вновь приступить к занятиям! Терпение и усердие непременно принесут результат!

Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Содержание статьи

  1. Причины некорректного произношения
  2. Составление коррекционной программы
  3. Гимнастика для губ
  4. Гимнастика для языка
  5. Три способа постановки
  6. Домашние коррекционные занятия

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

  1. «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
  2. «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
  3. «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Чьи зубки чище?»

Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Маляр»

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!

Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».

Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.

Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.

Метод постановки от звука «с»

Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.

Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:

  • сначала малыш проговаривает его в слогах;
  • затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
  • подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.

В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.

В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.

В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.

Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.

Выводы

Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.

Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.

В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.

Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.

Картавость – что это и как исправить?

В этой статье мы поговорим о самом распространенном нарушении звукопроизношения – картавости. Разберемся, что же это такое – «картавость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием «картавость» подразумевается неправильное произношение звуков «Р, Рь». Научное название этого нарушения звукопроизношения – ротацизм.

Прежде чем говорить о видах картавости, необходимо остановиться на том, как же произносится звук «р» в норме. Звук «р» один из самых сложных, поэтому в речи он появляется к 5-6 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно.

При произнесении звука «р» рот раскрыт, зубы разомкнуты, язык широкий в форме «ложечки» поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Т.е. необходимо не только четко и высоко поднять язык, сделать его широким, но и очень сильно выдохнуть, чтобы кончик языка задрожал и получилось заветное «р-р-р». Если же у человека мышцы языка развиты не очень хорошо, либо он не может достаточно сильно выдохнуть, а чаще всего эти две трудности объединены, то получаются самые разнообразные искажения звучания – картавость.

Выделяют 3 основных группы картавости:

1 – звуки «р,рь» отсутствуют.

Пример: рак – ак; рыба – ыба, корова – коова.

2 – звуки «р, рь» заменяются другими звуками (чаще всего – л, ль, д, г, в).

Пример: рак – лак, дорога – довога, ромашка – гомашка и т.д.

3 – звуки «р, рь» произносятся искаженно.

Наиболее распространенный вид нарушения звуков «р, рь» – горловой, когда вибрирует не язык, а мягкое небо (велярный ротацизм) или маленький язычок – увула (увулярный ротацизм).

Существуют еще: боковой ротацизм – дрожит боковой край или края языка, а не кончик; носовой ротацизм – он редко встречается, звук произносится с носовым оттенком; кучерской или губно-губной – произносится как «тпру», дрожат губы; и одноударный ротацизм – при нем язык стоит правильно, но вибрирует очень слабо.

Пока ребенок маленький и осваивает произношение звуков, родителям необходимо следить за тем как говорит их малыш. Очень важно вовремя заметить «картавость» и постараться ее исправить, пока психика ребенка пластична. Если малыш правильно произносит все звуки речи и только «р» не получается (пропускает или заменяет на «л», «в»), то можно подождать до 5-6 лет, звук может появиться самостоятельно. Но! Если у ребенка есть другие нарушения звукопроизношения или звук «р» начал произноситься картаво, вероятность того, что малыш вырастет и научится правильно говорить, очень мала. Если у кого-то из родителей есть картавость, то не исключено, что ребенок будет подражать маме или папе и тоже будет картавить. Оптимальное время начала занятий по исправлению картавости у детей, если она есть, 5-5.5 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заниматься и к школе успеет исправить все свои трудности.

Я бы рекомендовала каждому родителю перед тем, как отправлять ребенка в школу, отвести его на консультацию к логопеду, потому что не во всех садах есть специалисты, которые могут вовремя заметить и исправить картавость. И если вдруг эта проблема обнаружится, то за время летних каникул ее можно успешно решить и сформировать правильное звукопроизношение.

Довольно часто говорят, что если в детстве не получилось избавиться от картавости, то в подростковом и взрослом возрасте уже поздно что-то делать. Верно ли это?

Практика логопедии показывает, что картавость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид картавости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки «р,рь». Как правило, если у человека нет нарушения тонуса мышц, то исправление картавости занимает в среднем 10-30 занятий.

Если картавость мешает вам достигать поставленных целей, вызывает стеснение при общении с окружающими, то начинайте работать над своей речью, а опытные логопедынашего центра помогут решить эту проблему.

Добавить комментарий