Как исправить ребенку шипящие звуки

Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 – 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.

Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).

С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.

Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной сигматизм – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:

  • дыхательной; 
  • голосового аппарата; 
  • артикуляционного аппарата; 
  • физиологического слуха;
  • центральной нервной системы (ЦНС). 

При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.

Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:

  • Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
  • Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
  • Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
  • Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.

При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • Губы слегка округлены.
  • Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
  • Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
  • Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
  • Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
  • Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.

Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.

Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.

Далее переходят к более сложным упражнениям:

  • «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
  • «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
  • «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
  • «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
  • «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.

Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т.д.

Для примера приведем несколько упражнений:

  • «Забей мяч в ворота». На столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики), делают шарики из ваты. Задача ребенка – дуть на шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота. Логопед должен внимательно следить за правильной артикуляцией.
  • «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе.
  • «Листья летят». Это упражнение проводится по той же схеме, т.е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее.

Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.

Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.

Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:

  • От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
  • От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
  • От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный. Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.

Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):

  • Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
  • Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).

Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).

Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.

Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом). Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).

Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:

  • Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
  • Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
  • Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
  • Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.

Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики. Нужно не забывать о том, что на произношение могут влиять чисто физиологические причины (нарушение прикуса), поэтому нужно регулярно посещать стоматолога и ортодонта.

Формирование правильного звукопроизношения шипящих у дошкольников в домашних условиях

Мама работает с дочкой над правильным произношением шипящих звуковМожно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок – дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.

Причины плохого звукопроизношения

По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.

Особенности физиологии

  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • неправильно сформированный прикус,
  • короткая уздечка языка,
  • высокое нёбо.

Несформированность фонематического восприятия

  • дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.

Неправильное поведение взрослых

  • слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
  • продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
  • намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
  • недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
  • возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

Родители с детьми читают книжки

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Этап 1. Тренировка дыхания

Выдувание мыльных пузырей полезно для развития правильного дыханияАртикуляционная гимнастика предполагает тренировку дыхания, отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Между занятиями с ребенком надо делать паузы, чтобы ребенок не переутомлялсяВсе упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка.

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

У многих детей возникают сложности с произношением шипящих звуков. Это объясняется разными причинами.

При наличии таких проблем следует обращаться к логопеду.

Дома родители могут проводить с малышом специальные занятия. Важно знать, как научить ребенка говорить букву Ш.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.

Проверка должна проводиться поэтапно:

  • первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
  • второй этап – проверка звука Ш изолированно. Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ». Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
  • третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

В иктор Драгунский написал забавный рассказ «Заколдованная буква». Трое друзей Алёнка, Мишка и автор (в детстве) увидели, как грузовик привёз во двор ёлку. Девочка восторженно воскликнула: «Смотрите, а на ёлке сыски висят». Мальчишки засмеялись – Алёнка обиделась, стала оправдываться, что зуб вывалился, поэтому она и говорит «сыски». На что Мишка ей ответил: «У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!» Ребята стали спорить до слёз, кто прав.

Автор рассказа, глядя на них, долго смеялся. По дороге домой он думал: почему друзья спорили, ведь слово простое: «Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки

Ребята, конечно, правильно говорили, просто перепутали некоторые звуки. Пожалуй, многие родители тоже замечали, что их малыши заменяют свистящие на шипящие (шанки – санки) и наоборот (сыски – шишки). Такой недостаток произношения свистящих (С-С’, З-З’, Ц) и шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизм.

Обе группы звуков появляются к 4-5 годам. Шипящие считаются более сложными по артикуляции звуками, и ставятся после свистящих. Исправлением произношения занимается логопед. Но любые занятия со специалистом подкрепляются дома. В этой статье мы расскажем о важных шагах, которые помогут ребёнку быстрее расколдовать С и Ш.

Свистящие звуки: с чего начать постановку

Обычно постановка звуков начинается с фонемы С. Первый этап подготовительный. Ребёнку нужно показать картинку со звуком. Можно нарисовать эту фонему, слепить, смастерить из подручных материалов. Объяснить, как язык располагается во время произношения С (кончик упирается в нижние зубы). Желательно не говорить, что вы учите именно звук С, лучше называть фонему, например, «холодный ветер». Дальше проводится артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков (упражнения Л.А. Комаровой)

  1. «Улыбка» – растянуть губы в улыбке и удерживать в таком положении. Зубы не видны.
  2. «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Зафиксировать положение губ на несколько секунд.
  3. «Птенчик» – широко открыть рот. Язык лежит во рту спокойно.
  4. «Наказать непослушный язычок» – приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить «пя-пя-пя…».
  5. «Лопатка» – расслабленный язык положить на нижнюю губу. Заносить «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
  6. «Трубочка» – высунуть язык и постараться загнуть его края вверх, чтобы получилась «трубочка». Подуть в «трубочку».
  7. «Варенье» – медленно облизать языком верхнюю губу, потом нижнюю по кругу.
  8. «Чистим зубы» – кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны (слева направо, сверху вниз). Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
  9. «Часики» – открыть рот, уголки растянуты. Кончик языка перемещается вправо – влево.
  10. «Змейка» – узким языком пытаться «укусить» ладонь, подставленную перед ртом. Язык выдвигается вперёд и убирается обратно. Важно не касаться губ и зубов.
  11. «Конфета» – губы сомкнуты. Язык упирается по очереди то в левую щёку изнутри, то в правую.
  12. «Футбол» – на столе соорудить ворота из кубиков, положить ватный шарик перед ребёнком. Широкий язык лежит на нижней губе. Со звуком Ф подуть на язык, стараясь сдвинуть ватный шарик. Следить, чтобы щёки не надувались.

Обязательно выполнять упражнения на развитие воздушной струи. Самые простые: выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, дуть на бумажный кораблик, сдувать ватку со стола.

Способы постановки звука С

Хорошо поставленный звук С позволяет быстро исправить произношение З и Ц, а также шипящих фонем. Чтобы получить С, нужно упереться кончиком языка в нижние зубы, губы растянуть в улыбке и подуть. Если приблизить ладонь тыльной стороной ко рту, то чувствуется холодный поток воздуха («холодный ветер»).

Первый способ постановки звука – по подражанию. Перед зеркалом предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы («заборчик») и подуть на «заборчик». Язычок лежит внизу. Также можно представить, что вы качаете насосом колёса машины. Изображайте вместе с ребёнком будто качаете шины и произносите «с-с-с».

Если по подражанию не удаётся поставить звук, то пробуем механический способ. Тут поможет палочка для роллов, ватная палочка или палец ребёнка (естественно, заранее нужно помыть руки). Просим малыша открыть рот. Обратите внимание на язык: иногда спинка выгнута вверх. Аккуратно придавите язычок палочкой или пальцем малыша, чтобы получился желобок, через который должен проходить воздух. Малыш прикрывает рот, при этом сохраняет губы в улыбке, старается дуть. Получается «с-с-с». Какое-то время ребёнок может придавливать язык пальцем, пока не научится удерживать правильную артикуляционную позу.

Автоматизация С

После закрепления отдельного звука С, начинается этап автоматизации фонемы в речи ребёнка. Для всех звуков автоматизация идёт по одной схеме:

Актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.

С нами уже более 50 000 подписчиков!

  • в прямых слогах (са, со, су);
  • в интервокальной позиции (аса, осо, усу);
  • в обратных слогах (ас, ос, ус);
  • со стечением согласных (ста, сто, сту);
  • в словах (звук в начале слова, в середине и в конце: сад, оса, пас);
  • в предложениях (Соня катается на санках);
  • в стихах и чистоговорках (Са-са-са – вот летит оса);
  • в спонтанной речи (пересказ текста, описание картинки).

При успешной постановке С, получить звук З несложно: нужно «подключить» связки. Предложите ребёнку «позвенеть» как комарик. Поднимите указательный палец вверх, делайте вращательные движения и издавайте звон «з-з-з». Важно показать малышу отличие С и З. Прислоните ладонь ребёнка к своему горлу и произнесите «с-с-с» – горло спокойное. А теперь скажите «з-з-з» – горло дрожит. Пусть ребёнок проделает то же самое на себе.

Для звука Ц нужны две фонемы Т и С. Для начала просим малыша говорить «т-с, т-с, т-с» и постепенно наращивать скорость произнесения, пока не получится Ц.

Каждый поставленный звук отрабатывается по схеме, описанной выше. После учим ребёнка произносить мягкие фонемы (С’, З’). Когда свистящие закрепились в речи малыша, приступаем к постановке шипящих.

Шипящие звуки: с чего начать постановку

Показываем ребёнку карточку со звуком Ш, рисуем фонему, объясняем, как располагается язычок: теперь он находится вверху, края плотно прижимаются к коренным зубам. Вместо фразы «звук Ш» лучше говорить «тёплый ветер», «змейка шипит», «надуваем шарик».

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих (упражнения Л.А. Комаровой)

  1. «Чашечка» – рот открыт. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Среднюю часть языка прогнуть, а боковые края загнуть кверху. Получается чашечка. Заносим «чашечку» во внутрь и выносим обратно. Так несколько раз.
  2. «Лошадка» – «приклеить» язычок к нёбу. Таким образом подъязычная уздечка растягивается. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. С щелчком «отклеиваем» язычок – «лошадка» цокает.
  3. «Грибок» – «приклеить» язык к нёбу, широко раскрыть рот. Удерживать такое положение несколько секунд.
  4. «Гармошка» – сделать «грибок». Только теперь открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Язык держать «приклеенным» к нёбу, губы – в улыбке.
  5. «Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.
  6. «Погреем ладошки» – представьте, что руки замёрзли на морозе. Рот открыть, губы вытянуть вперёд, выдыхать «х-х-х», согревая ладони.

  7. «Бублик» – рот приоткрыт, вытянуть губы немного вперёд и округлить.

Упражнения, которые выполняются при постановке С, «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Конфета», «Варенье», «Чистим зубы», повторяются и при постановке Ш. Все выполнять не нужно, выбирайте 5-7 любых артикуляционных упражнений, а также помните про развитие воздушной струи.

Способы постановки звука Ш

Перед зеркалом просим малыша подуть на ладонь холодным ветром. Теперь предложите ребёнку поднять язык «чашечкой» за верхние зубы на альвеолы и снова попробовать сказать «с-с-с». В таком положении языка послышится «ш-ш-ш». Если не выходит, то можно зажать зубами палочку для роллов (язык должен лежать на палочке, а не под ней) и подуть. Или чистым пальцем придерживать язык наверху. Важно объяснить малышу, что широкий язык должен быть за верхними зубками – тогда «змейка зашипит».

После успешного закрепления Ш, звук Ж получаем так же, как и фонему З. Кладём ладонь на горло и просим ребёнка сравнить шипение и жужжание: «ш-ш-ш» – горло спокойно, «ж-ж-ж» – горло дрожит.

Чтобы получить Ч, попросите малыша произносить мягкий «т’-т’-т’» и аккуратно отведите его язык немного вглубь рта с помощью ложки/ватной палочки/чистого пальца. Звук Щ должен появиться автоматически. Закрепляем каждую фонему по схеме, учим ребёнка не путать свистящие и шипящие. Для этого подойдёт разучивание стихов, где встречаются оба вида звуков, и игры на дифференциацию фонем.

10 книг для автоматизации звуков

  • «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи», Н.С. Жукова.
  • «Альбом дошкольника. Автоматизация звуков в игровых упражнениях», Л.А. Комарова.
  • «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Е.А. Азова, О.О. Чернова.
  • «Правильно произносим звуки. Логопедический альбом для детей 4-8 лет», Т.А. Ткаченко.
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», Ю.Б. Жихарева-Норкина.
  • «Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет», З.Т. Бобылева.
  • «Говорю правильно», дидактический материал О.Е. Громовой.
  • «Говорим правильно. Игры на развитие речи», Э.М. Курицына, Л.А. Тараева.
  • «Альбом для автоматизации произношения звука», О.И. Лазаренко.
  • «Логопедический альбом. Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина

Автоматизация звуков – сложный процесс. Если удаётся быстро поставить звук, то это не значит, что ребёнок сразу введёт его в свою речь. На закрепление фонемы уходит от пары недель до нескольких месяцев или дольше в сложных случаях. В целом, если ребёнок не страдает серьёзными нарушениям речи, то постановка и автоматизация звука идёт без проблем. Обязательно консультируетесь с логопедом.

Читайте также в нашем блоге: 

  • Речь как основа совершенства: 10 вопросов логопеду-дефектологу
  • Говорим правильно: забавная гимнастика для языка
  • Как мы заговоРРРиЛЛЛи

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Шипящие звуки «Ш» и «Ж» часто бывают нарушены у детей. Если детям дефекты произношения шипящих звуков вовремя не исправить, они могут закрепиться и помешать ребенку, а потом уже и взрослому человеку красиво и правильно говорить. И чаще всего это мешает во взрослой жизни, заставляет испытывать комплексы неполноценности, подбирать слова без этих звуков, да и просто невозможность работать в желаемой профессии. С такими проблемами приходят ко мне ученики и спрашивают, можно ли исправить неправильное произношение в зрелом возрасте. Отвечаю: возможно все, было бы желание и упорство для достижения цели. Остальному я научу.

Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.

Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.

Работа над постановкой всех звуков ведется в несколько этапов

Сначала проводятся упражнения на расслабление языка, затем артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Упражнения на расслабление языка

1. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать до 5-10 секунд.

2. «Пошлепаем губами по языку» . Шлепаем губами по всей поверхности языка и говорим пя-пя-пя на выдохе.

3. «Покусаем язычок». Кусаем язык по всей поверхности и говорим та-та-та на выдохе.

4. «Причешем язычок» зажать язык между зубами и просовывать его вперед-назад.

5. «Пошлепаем губами по языку» (пя-пя-пя на выдохе)

6. «Лопатка»

Артикуляционная гимнастика

Есть несколько базовых упражнений, которые необходимы для постановки звука “Ш” и “Ж”. Первые три необходимы для растягивания уздечки языка, остальные для правильного артикуляционного уклада.

1. «Лошадка». Рот открыт. Губы в нейтральном положении. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя.

1. «Грибок». Рот открыт. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу, затем присосать его к небу и удерживать в таком положении 5-10 секунд. Затем «отклеить» язык.

2. «Гармошка». Улыбнуться, сделать «Грибок», не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Зубы не смыкать.

3. «Чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки».

4. «Бараночка». Зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед и округлены в бараночку. При этом зубы могут быть сомкнуты, могут быть немного разомкнуты.

Дыхательная гимнастика

Долго эти упражнения не делаем, так как может возникнуть гипервентиляция и закружиться голова. Сделали несколько раз, отдохнули и продолжаем дальше.

1. «Дуем на лопатку». Сделать «Лопатку» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу). Вдохнуть носом и выдохнуть на язык через рот, струя должна быть холодной, можно контролировать, приложив ладошку.

2. «Выдох на салфетку». Выдыхаем таким же способом на салфетку с ладошки.

3. «Змейка». Берем салфетку, прилепляем на язык, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, придерживая салфетку рукой, дуем на кончик языка.

4. «Фокус». Делаем “Чашечку”, только она снаружи. Кладем на нос салфетку и выдыхая через рот дуем на нос, салфетка улетает вверх.

Постановка звука «Ш» физиологическим способом

Звук «Ш» получается, когда язык, изогнутый чашечкой, помещается чуть дальше верхних зубов. Губы при этом складываются в форме «Бараночки», зубы плотно сомкнуты (допускается небольшая щель). Воздушная струя при этом теплая и слабая, как будто дует горячий ветерок.

Сделайте язык «Чашечкой» и заведите его за верхние зубы, не прикасаясь к ним кончиком языка. Подуйте на язык, сделайте губы в форме «Бараночки», получится звук «Ш».

Постановка звука «Ш» механическим способом зависит от того, как именно нарушен звук.

Произношение звука «Ш» на альвеолах

Если при произношении вы слишком далеко отодвигаете язык от зубов, звук «Ш» может звучать более мягко. Такое произношение можно исправить, подтянув язык к зубам при помощи шпателя.

Произношение звука «Ш» на нижних зубах

В таком случае, скорее всего, оказывается укороченной подъязычная уздечка, вследствие чего, язык не поднимается вверх. Начните коррекцию такого произношения растягиванием подъязычной уздечки (упражнения «Лошадка», «Грибок» и «Гармошка»). Как только язык сможет подниматься вверх, поставьте звук «Ш» физиологическим способом, если не получается, надавите на щеки большим и указательным пальцами, сделав губы овальными, получится чистый звук «Ш»,

Если при произношении звука «Ш» струя воздуха уходит вбок

Необходимо начать с массажа языка. Массаж можно делать самостоятельно, движения должны быть ощутимыми, но не болезненными. Массаж можно делать подручными средствами (чайной ложкой, зубной щеткой, шпателем или простым карандашом).

Массаж языка

1. «Поглаживание». Сделать язык «Лопаткой». Гладим язык карандашом сверху вниз.

2. «Надавливание». Делаем массаж карандашом, надавливая им по всей поверхности языка. Делаем массаж языка, не сильно, но ощутимо.

3. «Пельмешки». Указательным и большим пальцами обеих рук прищипываем боковые края языка, как будто лепим пельмени.

4. «Скручивание». Указательным и большим пальцами обеих рук поворачиваем язык сначала в одну сторону, затем в другую.

Таким образом, выровняется мышечная сила с обеих сторон языка, и после нескольких тренировок вы можете добиться чистого звучания звука «Ш».

При произношении звука «Ш» губы совсем не округляются

Здесь необходима работа по укреплению мышц губ. Это могут быть следующие упражнения:

1. «Заборчик – трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3-5 секунд. Вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5-7 раз.

2. «Шарик». Рот закрыт. Щеки надуть воздухом и удерживать их в таком положении в течение 5 секунд. Затем выпустить воздух через губы.

3. «Поцелуй». Рот закрыт. Втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. Удерживать в таком положении в течение 2-3 секунд.

Постановка звука “Ж” как физиологическим, так и механическим способом отличается только тем, что в момент вызывания звука “Ж” мы подключаем голос.

Потяните долго звук “А” и поставив губы и язык в положение готовности для звука “Ш”, протянуть, не выключая голос. Получится звук “Ж”,

Если при постановке звука используется шпатель для установки языка в правильное положение, следует сначала привести органы артикуляции в положение готовности для произношения (поднять язык шпателем к зубам, губы сделать “Бараночкой”), долго произнести звук “А” и подуть на язык, не выключая голоса.

Если у вас появились вопросы, приходите на бесплатную консультацию.

Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного.

Добавить комментарий