Учитель-логопед Рабина Ю.И,
МАДОУ д/с №3 “РОмашка” городского округа Ликино-Дулёво
Методическая разработка для воспитателей старших и подготовительных логопедических групп
Время дошкольного детства – это тот период, когда закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи, что особенно важно для успешного речевого развития дошкольника и школьника.
В детском саду контроль за речью детей ложится на плечи учителя-логопеда, и воспитателя. Речь воспитателя является образцом для детей. Грамматическая правильность речи педагога, ее выразительность одно из обязательных условий формирования у детей правильного стереотипа речевого поведения. Но одного образца для подражания недостаточно. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов в речи дошкольников.
Поскольку на сегодняшний день число детей с речевой патологий возрастает, и у нас в детском саду (МАДОУ детский сад №3 «Ромашка» городского округа Ликино-Дулево, г Куровское) более 50% детей подготовительной и старших групп является детьми с речевыми нарушениями, необходимо познакомить воспитателей и родителей с грамотными приемами формирования грамматически правильной речи у дошкольников.
С этой целью мною, учителем-логопедом Рабиной Ю.И., была разработана консультация для воспитателей старшей и подготовительной логопедических групп: «Грамматические ошибки дошкольников 5-7 лет и пути их преодоления».
Целью данной консультации стало: познакомить воспитателей с результатами мониторинга лексико-грамматического строя детей логопедической группы, а также с некоторыми дидактическими упражнениями и приемами для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников.
Под лексико-грамматической стороной речи дошкольника понимают словарь и грамматически правильное его использование. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Первыми появляются следующие формы слова: Именительный падеж единственного и множественного числа, Винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3–4 слов.
К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5–6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
К 4 годам формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.
После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Уже к 5 годам в речи детей появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который. [2]
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. [1]
При исследовании устной речи дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи II-IV уровня, можно говорить о нескольких группах ошибок: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические. К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, работу по их устранению проводит учитель-логопед на индивидуальных занятиях и воспитатели в ходе индивидуальных занятий. Акцентологические ошибки разнообразны, но не составляют большой процент по отношению к другим видам ошибок. (Наиболее распространенные ошибки в форме множественного числа: много сто`лов, куклы`, ку`сты и т д). Словообразовательные ошибки состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Наиболее обширную группу составляют морфологические ошибки. По результатам мониторинга в старших и подготовительной логопедической группах можно выделить следующие типичные ошибки:
Неправильные окончания имен существительных родительного падежа, множественного числа: с окончанием –ей – карандашов, дверёв, ушев, этажов, яблоков, матрешков, мышов (ошибки у 60% детей 5-6 лет) ; с нулевым окончанием: ночов, книгов, дверков, пуговицев (в основном у детей 5 лет); родительного падежа, единственного числа: у кукле, у маме, у сестре, (при обследовании выявлено у 10% детей 5-6 лет логопедической группы); предложного падежа неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в саде (10% у детей 5-6 лет);
Ошибки в склонении несклоняемых имен существительных: на палъте, на пианине, на тюле. (у 80% детей 5 лет).
Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребенки, медвежонки. И в образовании множественного числа имен неодушевленных существительных (окны, стулы).
Неправильное образование притяжательных прилагательных (у 80% детей 6-7 лет были неверно указаны следующие притяжательные прилагательные: индюшачий (индюшевый, индюшный, индюшиный), львиный (львовый, львенковый), овечий (овчинный, овчий)).
Неправильное образование глагольных форм: повелительного наклонения: искай (ищи), exaй (езжай), дадишь (ошибки типичны для детей 5 лет).
Много ошибок у дошкольников при образовании сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, хорошее (70% детей старшей группы).
Ошибки при склонении числительных: нет двоих домов, к два дома.
Синтаксические ошибки у дошкольников наблюдались в нарушении порядка слов в предложении: когда на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Кошку мама прогнала?». Неправильно оформляется союзная связь «Как мы пришли домой, мы играли с мячом». Неправильное употребление и понимание детьми предлогов было выявлено при выполнении детьми подготовительной группы следующих заданий: – дополни предложение по смыслу ( около 50 % не справились с заданием): Мы пошли в цирк, который…. (Ответы детей: там было весело, мы ходили с мамой). Автобус остановился, поэтому … (Ответы детей: он сломался, стало темно). Мама выключила свет , потому что (стало темно). Подбери нужный предлог: (по сюжетной картинке): варианты ответов: «Девочка выглядывает из занавески» (вместо из-за), «Котенок вылезает из шкафа» (вместо из-под шкафа).
При пересказе текста и описании предметов у многих дошкольников наблюдались такие ошибки как употребление в одном простом предложении двух подлежащих: «Мальчики они катались на лыжах», «Охотники они берут специальный кувшин».
Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи дошкольников разнообразны и необходима систематическая работа по их преодолению. Для развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников можно наметить несколько конкретных задач: научить правильному образованию множественного числа существительных; образованию новых форм слова; образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; образованию притяжательных и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в простых предложениях с использованием предлогов.
Для преодоления речевых ошибок дошкольников важно создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Нужно помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на речь детей. Как часто можно слышать от воспитателей и родителей такие фразы: «Чё» ты делаешь?» или «Не лазь туда», «Поди помой руки», – даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – профессиональная обязанность педагога.
Важно вовремя исправлять грамматические ошибки детей, не думая, что это лишь забота родителей и затем школьного учителя. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. При этом слишком частые и резкие замечания могут привести к тому, что у ребенка появится недоверие к себе, он может «замолчать». Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно. Не следует повторять неправильно сказанное ребенком слово или предложение, иначе в его памяти останется произнесенное воспитателем искаженное слово.
Одним из компонентов формирования грамматически правильной речи детей дошкольников являются специальные занятия, проводимые учителем-логопедом, направленные на формирование у детей лексико-грамматических категорий. Однако элементы грамматических упражнений необходимо использовать воспитателям и в ходе режимных моментов. Например, на прогулке, попросить сосчитать количество лопат, ведер на участке. При чтении художественной литературы и пересказе текста можно использовать упражнение «Ответь на вопросы». (Почему птицы осенью улетают на юг? Для чего нужен пылесос? Зачем мальчик пошел в библиотеку? И т. д.) Интересный способ – специально созданные игровые и бытовые ситуации… Воспитатель может спросить в ходе игры: Маша взяла утюг чтобы, Миша огорчился потому что … и поэтому…
Еще одним способом формирования грамматического строя речи у дошкольников является использование дидактических игр. В свободное от основных логопедических занятий время воспитателям рекомендуется проводить логопедические пятиминутки с использованием дидактических игр для коррекции лексико-грамматического строя речи.
Приведем пример некоторых игровых упражнений, которые могут быть рекомендованы учителем логопедом для закрепления материала фронтального занятия. Эти игры собраны в картотеку дидактических игр по формированию грамматического строя речи.
Игра «Разное значение» (на употребление омонимов)
Сначала предлагаем детям ответить на вопросы: «У кого?», «У чего?». Нужно было определить с какими предметами используются слова (например: ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее воспитатель читает стихотворение, детям предлагали внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмарева)
б) Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)
Или игра «Найди 2 слова – «неприятеля»
Игра проводится с помощью карточек с напечатанными словами и карандашом.
Воспитатель предлагает детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо зачеркнуть, объясняя при этом, почему?
(Друг, печаль, враг.// Высокий, большой, низкий.// Ночь, сутки, день.// Длинный, большой, короткий. И т д)
Игра «Поймай – скажи» с мячом (на правильное употребление глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени).
Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Образец: корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит. Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. (Образец: врач – лечит; художник – рисует; повар – варит). Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо его действие. (Люба – играет; Дима – прыгает).
Еще несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи.
Игра «Опиши картинку» (для усвоения родовой принадлежности)
Предметные картинки (яблоко, ведро, полотенце, груша, платье) разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое). Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».
Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок:
Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье).
Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша).
Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко).
Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже
Дидактическая игра с предметами и куклой Таней. «Чего нет у Тани?»
Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы). А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто).
Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно. [5]
Игра «Как кто передвигается?»
Цель игры: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).
Воспитатель показывает изображения животных, птиц, насекомых и спрашивает у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки. Затем каждый ребенок уже рассказывает о своем животом и отвечает на вопрос воспитателя: кто как ест (кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно), кто как голос подает (корова мычит и т д).
С картинками животных и с игрушками можно играть в дидактическую игру «Кто ушел и кто пришел». В ней закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Пришла кошка, пришли кошки, ушла кошка, нет кошки,/ кошек и т далее.
В подготовительной группе дидактические игры усложняются.
Вот пример такой словесной дидактической игры: «Кто он такой?».
Дети учатся образовывать существительное от глагола.
Воспитатель проводит игру с мячом. Задает вопрос и бросает ребенку мяч: «если он за всех заступается, то он кто? он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.
Для некоторых детей грамматические упражнения даются особенно тяжело, тогда необходимо в игру вводить персонажа, использовать игрушки.
Например, для развития грамматического строя речи в старшей группе можно провести игру-драматизацию «День рождения куклы».
У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?
Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек).
Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец).
Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?
Для хлеба есть что? (Хлебница).
Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу, слово повторяется хором).
Как называется посуда для конфет? (Конфетница).
Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу).
Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.
Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван.
Таким образом, мы видим, что дидактическая игра в этом случае многофункциональна. В ней закрепляются и навыки словообразования, и падежные формы существительных.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей с взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений. Выполнение заданий должно вызывать у детей положительные эмоции, происходить интересно и живо.
Список литературы
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 — 199 с.
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие / Алексеева М.М., Яшина Б.И. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.
- Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно—методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 224 с.
- Гусева О.А., Панова М.А. От игры к правильной речи // Логопед –– 2012–– №9— С. 81 — 83
- Ионова А.Н. Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопед –– 2004–– №1— С. 100 — 105
- Н.А. Стародубова Ошибки устной речи дошкольников и пути их преодоления // «Детский сад от А до Я» № 5 – 2005г.
Малтыкова С.Н., учитель-логопед
МАДОУ д/с №36 г.Невьянска
Консультация для родителей.
Почему необходимо устранить все нарушения речи в дошкольном возрасте?
Уважаемые родители! Все вы, безусловно, любите своих детей и хотите видеть их умными, развитыми, успешными. Многие родители водят детей в различные кружки, секции, в подготовительные классы школ. И это хорошо, так как развивает ребенка, дает новые знания и умения, учит ценить время. Но на пути к школьной жизни не все молодые родители замечают подводные камни, которые могут сильно осложнить процесс обучения ребенка и пошатнуть его веру в собственные силы. И эти подводные намни – не устраненные в дошкольном детстве речевые нарушения. Наш разговор сегодня о том, как важно до школы исправить все имеющиеся у ребенка недостатки речи.
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека. Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи.
Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением, должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические представления о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолгодо обучения в школе.
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды речевых нарушений преодолеваются легче и быстрее.
К устранению недостатков звукопроизношения необходимо приступать не позже 5 лет. Это объясняется тем, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение 1-2 звуков дошкольниками до 4 – 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 – 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Следовательно, с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу.
Даже если в дошкольном возрасте речевые проблемы ребёнка не привлекают к себе особого внимания и не вызывают беспокойства родителей, это в дальнейшем может привести к появлению ошибок в письме. Между неправильным произношением и неграмотностью есть прямая связь. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, то при письме ребёнок может допускать ошибки на замены неправильно произносимых звуков, перестановки и пропуски букв и слогов, искажения слов, слитное написание предлогов со словами, множество грамматических и других ошибок. В процессе произнесения звуков речи возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляции. Импульсы от этих кинестетических раздражителей идут к коре головного мозга и играют решающую роль в формировании фонематического восприятия (восприятия звуков речи). Само собой разумеется, что при дефектном произношении не происходит полноценного развития фонематических процессов, что приводит к тому , что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию («С» и «Ш»,»Ч» и «Щ», «Р» и «Л» и т.д.). Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят эти звуки. В дальнейшем малыш начинает отставать от возрастной нормы. При недостаточном фонематическом восприятии многие предлоги или безударные окончания для ребенка становятся «неуловимыми».
Не устранённые вовремя дефекты произношения, устной и письменной речи в тяжелых случаях могут препятствовать не только успешному овладению чтением и письмом, но даже математикой, когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, когда ребёнок не может построить правильный ответ, объяснить свое решение.
Иногда родители не замечают речевых проблем ребенка или думают, что они со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. В этом случае стоит прислушаться к мнению логопеда детского сада, который обследует детей 2 раза в год и всем нуждающимся в логопедической помощи рекомендует коррекционные занятия. Устранить речевые нарушения довольно непросто, поэтому, чем раньше речевое нарушение будет выявлено, тем больше шансов на успешное излечение и коррекцию.
Родители должны знать, что нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя не устранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.
Вы, родители, должны быть прежде всего сами заинтересованы в устранении дефектов речи у вашего ребенка и должны сами обращаться за помощью к специалисту, как только заметили какое-то отклонение в речи.
Дети, которые по результатам логопедического обследования нуждаются в помощи специалиста, т.е. в коррекции выявленных дефектов, должны в обязательном порядке ходить на занятия к логопеду. Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий. Когда логопед начнет заниматься с вашим ребенком, успех и длительность процесса коррекции во многом будут зависеть от родителей. Роль родителей здесь колоссальная. Логопед на занятиях будет обучать ребенка определенным упражнениям, а вот обретение речевых навыков – ваша задача. Дома необходимо делать артикуляционные упражнения и упражнения для закрепления появившихся у ребёнка звуков. Ежедневное, ежеминутное общение с ребенком превращается в часть терапевтического процесса. Только в этом случае можно рассчитывать на успешный результат.
Таким образом, своевременное обращение за помощью к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей (занятия дома, речевой режим, консультации у логопеда, обязательное посещение логопедических занятий) позволяет предупредить возникновение вторичных дефектов (нарушения чтения и письма), затрудняющих обучение в целом и нередко ведущих к трудностям социальной адаптации.
Красивая речь редко появляется сама собой. Это тяжелый совместный труд — ребенка, родителя, а иногда и логопеда.
Учиться правильно выговаривать буквы нужно в период становления речи — исправлять дефекты в старшем возрасте гораздо сложнее. Как освоить правильное произношения в домашних условиях и когда все же стоит посетить специалиста — об этом в нашем материале.
Как правильно: звук или буква?
Все, что мы говорим и слышим — это звуки. А буквы — это символы, графические обозначения звуков. Правильным будет работать над произношением звуков, а не букв. Однако, родители чаще всего интересуются, как научить ребенка выговаривать те или иные буквы. Поэтому для удобства в материале мы будем использовать термин «буква» в значении «звук».
Причины неправильного произношения у детей
Речь — процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.
Дефекты речевого аппарата:
- короткая подъязычная связка — затрудняет движение языка;
- слишком толстые губы или малоподвижная верхняя губа — вызывают трудности с произношением губных звуков;
- неправильный прикус и дефекты строения челюстей — часто дают картавость и шепелявость;
- неправильное строение зубного ряда — может вызывать искажения некоторых звуков;
- нетипичные размеры языка или нёба — нарушают артикуляцию.
Другие причины:
- нарушение слуха напрямую связано с развитием речи и ее качеством;
- ослабленность организма на фоне тяжелых соматических заболеваний в период становления речи;
- нарушение фонематического слуха — неумение различать близкие по звучанию звуки (б-п, д-т).
При наличии перечисленных дефектов следует обратиться к специалисту. Большинство других проблем можно решить в домашних условиях.
Этапы развития речи у ребенка
Все дети имеют свои индивидуальные особенности развития. Тем не менее каждый возраст характеризуется определенными достижениями, которые важно отслеживать, например:
- к третьему месяцу у ребенка должно появиться гуление — непроизвольное возникновение звуков (гласных и гортанных согласных);
- к 6-12 месяцам гуление переходит в лепет — произношение слогов (ба-ба-ба, га-га-га);
- в год ребенок должен говорить 5-15 простых слов (мама, папа, дядя);
- в 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет строить простые грамматические конструкции (папа, дай! Кука бух! — кукла упала), словарный запас 80-100 слов;
- 2 года — 200-400 слов;
- 3 года — порядка 1000 слов.
С 3 лет начинается интенсивное развитие речи. Ребенок запоминает и без труда воспроизводит новые слова, но не всегда правильно:
- до 4 лет может смягчать согласные (дь, ть), может заменять свистящие С, З, Ц на Т, о выговаривании Р и Л пока речи не идет;
- с 4 до 5 лет ребенок перестает смягчать согласные, начинает внятно произносить свистящие, осваивает шипящие звуки;
- к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, включая сонорные Р и Л, речь становится богатой, используются сложные речевые конструкции;
- к 7 годам ребенок владеет речью в совершенстве, что является обязательным условием для дальнейшего освоения школьной грамоты.
Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно
Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и согласно нормам, важно следить за общим развитием ребенка с первых дней его жизни. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в период становления речевых навыков, — чаще с ним разговаривать, развивать мелкую моторику и как можно больше играть.
Мелкая моторика
Связь между развитием мелкой моторикой ребенка и речью объясняется близостью мозговых центров, отвечающих за эти процессы. Разминая пальчики малыша, вы одновременно воздействуете и на речевой центр. Упражнений на развитие мелкой моторики масса:
- пальчиковые игры (ладушки, сорока-белобока), массаж ручек;
- игры с песком и крупами (зарыть и откопать предмет, рисование пальчиком по крупе или песку);
- сортировка и нанизывание бусин;
- бизиборды со шнуровками, разными видами замков, кнопок, молний;
- лепка и рисование.
Повышение уровня сложности заданий
Развитие мелкой моторики во многих источниках считается панацеей при отсутствии речи у детей. На самом деле, это не так. Наш мозг устроен таким образом, что для развития ему нужен стресс. Если ребенок ежедневно по несколько часов будет перебирать горох с фасолью, эффективность у таких занятий будет нулевой.
Чтобы дать толчок общему развитию ребенка, задания необходимо постоянно усложнять. Ребенок должен мыслить, использовать разные группы мышц, задействовать слух, зрение, обоняние — тогда его мозг будет развиваться, решая новые для него задачи. А вместе с ним будет совершенствоваться и речь.
Примеры заданий:
- кидали мяч друг другу — кидайте мяч в корзину — сбивайте мячом кегли;
- сортировали бусины по размеру — сортируйте по цвету — нанизывайте бусины одного цвета на леску и т. д.
Речевая среда
Важным аспектом своевременного развития речи является нахождение ребенка в активной речевой среде. С малышом постоянно нужно разговаривать: комментировать свои действия, называть предметы, которые вас окружают, читать книги, стихотворения, петь песни и так далее. Все это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, который станет основой будущей речи вашего ребенка.
Сюсюкание
В последнее время логопеды стали обращать внимание родителей еще на одну деталь, оказывающую воздействие на качество речи ребенка, — сюсюкание с ним. Чрезмерное сюсюкание с ребенком действительно может стать причиной неправильного произношения отдельных звуков, но это не значит, что с рождения малышу нельзя говорить ласковые и смешные словечки. Главное — знать меру, тогда это не станет проблемой.
Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно
Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра — особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.
При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать — нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.
Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.
Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям — лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.
Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками.
Разминка речевого аппарата перед началом занятий
Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:
- подуть на чай — вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
- поиграть пламенем свечи — дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
- язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
- упражнение «ням-ням» — широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
- говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, — разогревает голосовые связки;
- «качели» — высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
- «заборчик-трубочка» — широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.
Каждое упражнение повторить 4-5 раз.
Логопедические упражнения для развития речевого аппарата
Мышцы речевого аппарата ребенка развиты слабо — именно это и не позволяет ему правильно выговаривать те или иные буквы. Если регулярно тренировать эти мышцы с помощью специальных логопедических упражнений, к 6-7 годам у ребенка не будет проблем с речью. Вот основные группы упражнений, которыми можно заниматься самостоятельно без помощи логопеда.
На укрепление мышц языка
Упражнения направлены на то, чтобы выработать навык долго удерживать язык в приподнятом положении за верхними зубами. Это необходимо для выговаривания букв «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж»:
- «жало» — напряженный, острый язык высунуть вперед и удерживать как можно дольше;
- «лопаточка» — широкий язык уложить на нижнюю губу;
- «чаша» — широко раскрыть рот, высунуть язык, не касаясь зубов, затем засунуть его обратно;
- «маятник» — по аналогии с «чашей» водить напряженным языком из стороны в сторону;
- «лошадь» и «индюк» — имитировать цоканье лошади и крик индюка «бл-бл-бл».
На укрепление корня языка
Упражнения позволяют удерживать язык прижатым к верхнему нёбу для правильного выговаривания букв «г», «к», «х»:
- покашливание;
- имитация полоскания горла;
- резкое, отрывистое произношение гласных а, и, э.
Учимся смыкать губы
Упражнения помогут освоить буквы «б», «п», «м».
- сжать губами карандаш и описать в воздухе круг;
- зажать между губами небольшой предмет (фасоль, семечку) и выплюнуть;
- имитация фырканья лошадки;
- имитация игры на барабане «бум-бам».
Тренируем щечки
- надуть одну щеку, затем другую, затем обе одновременно;
- упражнение «хомячок» — надуть щеки и пережевывать воображаемую пищу;
- втягивание щек между зубами;
- перекатывание воды или воздуха из одной щечки в другую.
Учимся выговаривать сложные звуки
Если общеразвивающие логопедические упражнения вам не помогли и ребенок неправильно произносит некоторые буквы, не расстраивайтесь — ряд логопедических приемов позволит научить ребенка произносить любую букву.
Буква Р
Самая сложная для произношения буква, которая формируется у детей уже в самом конце становления речи — к 6-7 годам. Впрочем, иногда без логопедической помощи буква Р остается недостижимой на всю жизнь.
Чаще всего ребенок просто «глотает» букву Р (дорога — доога). Реже — заменяет ее другими буквами (рыба — лыба, гыба, дыба) или смягчает звук (дорёга, риба, кряска).
Выговорить букву Р действительно непросто — ее артикуляция достаточно сложна. Необходимо разомкнуть зубы на 4-5 мм, поднять кончик языка вверх ближе к зубам, выгнуть среднюю часть его спинки, а заднюю часть прижать к верхнему небу. При этом языком нужно вибрировать.
Объяснить такую технику ребенку довольно трудно, поэтому лучше регулярно выполнять следующие упражнения:
- упражнения «качели» и «лошадка» из речевой разминки;
- рычание тигра — имитация рычания помогает освоить вибрацию и длительный выдох;
- подражание звуку автомобиля.
Если ребенок хорошо выговаривает букву Д, можно «поставить» ему Р с помощью Д:
- быстро повторять букву Д (ддддд) — повторение перейдет в вибрацию и даст звук Р;
- отрабатывать слоги, в которых Р звучит твердо (дру, дро, дрэ), а затем удалить из них Д.
Отрабатывать полученную Р можно карточками со словами на букву Р и скороговорками. Чем младше ребенок, тем проще должны быть скороговорки:
- на дворе трава, на траве дрова;
- грянул гром — гроза в разгаре;
- проворонила ворона вороненка;
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара и Карла украла кларнет (для детей постарше).
Буква Л
Буква Л вызывает немало трудностей при произношении. У части детей Л просто выпадает из речи (лампа — ампа), но чаще всего ее заменяют на У (лампа — уампа), В (лук — вук), Д (лавка — давка), в редких случаях на НГ (лампа — нгампа). Замена буквы Л другими буквами считается нормой у детей до 4 лет.
Техника произношения звука:
- зубы разомкнуты на 4-5 мм друг от друга;
- боковые края языка не касаются верхнего нёба;
- кончик языка заострен и загнут вверх к зубам;
- голосовые связки вибрируют.
Гимнастика перед постановкой звука поможет языку занимать правильное положение при произношении:
- упражнения «качели», «лошадка» и «индюк», описанные выше;
- «гамак» — упереться кончиком языка в верхние зубы и выгнуть язык в форме гамака, задержаться в этом положении;
- «грибок» — прижать язык к верхнему нёбу, имитируя шапку гриба, уздечка натянута, задержаться на несколько счетов.
После этих упражнений покажите ребенку, как вы произносите эту букву и попросите повторить перед зеркалом. Потренируйте слоги Ла, Лу, Ля, Ли, а затем и слова с буквой Л. Результат закрепите скороговорками:
- лилии полили ли, иль увяли лилии?
- у елки иголки колки;
- Люда леечку взяла, ландыш Люда полила.
Буква Ш
Шипящие появляются в речи детей ближе к 4 годам. Чаще всего дети заменяют букву Ш на С, реже — на Ф, Х или Т в зависимости от техники произношения и индивидуальных физиологических особенностей.
При правильном произношении буквы Ш зубы необходимо приблизить друг к другу, язык должен принять форму ковша, а губы нужно округлить и выдвинуть вперед.
Упражнения для правильной артикуляции:
- попросить ребенка растянуть звук С, и в этот момент ложечкой приподнять ему язык к небу;
- упражнение «согрей ладошки» — округлить губы и сделать долгий выдох в ладоши, не надувая щеки;
- если ребенок выговаривает букву Р, предложите ему растянуть Р шепотом перед зеркалом и аккуратно остановите вибрацию ложечкой.
Закрепите полученную Ш проговариванием отдельных слогов и слов, используя карточки, а затем переходите к скороговоркам:
- сшила Саша Саше шапку;
- у Саши в кармашке шишки и шашки;
- Маша под душем моет шею и уши.
Буква С
Чаще всего проблемы произношения буквы С связаны с заменой ее на букву Ф (стол — фтол), Т (сон — тон), Ш (сок — шок), З (сила — зила) и даже на ХЛ (салат — хлалат) — при заворачивании языка набок. Если ребенок не умеет контролировать дыхание во время речи, и воздух попадает ему в нос, при произношении буквы С появляется гнусавость.
Техника произношения буквы С схожа с техникой для буквы Ш. Разница — в положении языка: его кончик должен располагаться за верхними передними зубами близко, но не касаясь нёба. Достичь правильной техники помогут упражнения:
- «заборчик» — расположить зубы друг над другом и сомкнуть их, язык расположить плоско за нижними зубами, губы широко раздвинуть;
- изобразить тишину звуком «тсссс», растягивая С в конце;
- посвистеть, высунув язычок между зубами.
Скороговорки для закрепления:
- ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска;
- Евсей, Евсей, муку просей;
- сидит Алеся, с печки ноги свеся.
Буква Ж
Проблемы с освоением буквы Ж возникают при наличии дефектов речевого аппарата или речевого дыхания. При отсутствии физиологических дефектов произношение буквы Ж выравнивается в процессе отработки классических логопедических упражнений.
Для корректного произношения буквы Ж губы нужно округлить и выдвинуть вперед, зубы разомкнуть на расстоянии 1,5-2 мм друг от друга. Кончик языка стремится к краю твердого нёба, между языком и нёбом образуется щель, через которую выдыхается воздух.
Для достижения чистого произношения делаем следующее:
- кладем ребенку руку на горло и просим растянуть звук Ш;
- просим усилить громкость — в горле появится вибрация и Ш перейдет в Ж;
- подробно рассматриваем с ребенком в зеркале правильную технику;
- просим ребенка растянуть звук З, поднимая ложечкой язык вверх к нёбу — получается звук Ж.
Скороговорки для закрепления:
- жужжит жужелица, жужжит и кружится;
- в живом уголке жили ежи да ужи;
- хорош пирожок — внутри творожок.
Буква К
Проблемы с произношением буквы К возникают нечасто. Как правило, к 4-5 годам у большинства детей формируется правильная техника: зубы разомкнуты, рот приоткрыт, корень языка стремится к небной занавеске, выдыхаемый воздух «взрывает» смычку между корнем языка и занавеской.
Если у ребенка нет ярко выраженных физиологических дефектов, неправильное произношение может быть связано с тем, что малыш «облегчает» себе задачи, заменяя сложную букву К более простой Т.
Упражнения для постановки звука К:
- покашливание — сначала вслух, а затем шепотом, чтобы добиться чистого звука К;
- постановка звука К от звука Т — попросите ребенка непрерывно повторять слог «та», в то же время
- отгибайте ложечкой кончик языка вниз. Сначала «та» перейдет в «тя», затем в «кя» и, наконец, в «ка».
Для закрепления навыка повторяйте:
- у Кондрата куртка коротковата;
- котик ниток клубок укатил в уголок;
- канат у Натки, нитки у Никитки.
Буква З
Свистящие звуки формируются у ребенка к 4 годам. Это звуки «з», «с» и «ц». Важно сразу поставить ребенку правильную технику произношения, иначе проблема может остаться на всю жизнь.
При артикуляции буквы З необходимо приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, между зубами оставить небольшую щель. Боковые края языка прижать к зубам, а его центр подтянуть к верхнему нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. Голосовые связки при этом должны вибрировать.
Детям свойственно шепелявить, нарушая технику произношения буквы З, либо заменять ее на Д (зима — дима) или Ж (зуб — жуб). Эти дефекты возможно скорректировать:
- классическими логопедическими упражнениями для развития мышц речевого аппарата;
- по аналогии с буквой С попросить ребенка произнести «тсссс», но громко и звонко, пока не услышите четкий З.
Закрепите технику произношения перед зеркалом и попробуйте одну из скороговорок:
- Зоиного зайку зовут Зазнайка;
- у зайки Бубы заболели зубы;
- у Зины много забот, заболел у зайки живот.
Буква Ц
Чтобы правильного выговорить букву Ц, кончик языка нужно упереть в нижние резцы, а его спинку выгнуть, чтобы она соприкасалась с верхним нёбом. В момент выдоха между языком и нёбом образуется щель, а кончик языка отдаляется от зубов, усиливая струю воздуха.
Нарушая технику, дети чаще всего заменяют Ц на Т (цыпленок — тыпленок), С (цена — сена), Ф (цирк — фирк) или Ч (царь — чарь).
Самый простой способ научить ребенка выговаривать букву Ц — попросить его повторить «тсс» много раз подряд шепотом, затем ускориться, пока не получится чистая звонкая Ц. После закрепить слоги: ЦА, ЦО, ЦИ, ЦУ.
Скороговорки на букву Ц:
- у цыпленка Цыпы цепь;
- из соседнего колодца целый день водица льётся;
- скворцы и синицы — веселые птицы.
Буква Ч
Правильное произношение букв Ц и Ч появляется у детей ближе к 5 годам. Это сложные согласные, которые состоят из 2 компонентов — их называют аффрикатами. Звук Ч — это нечто среднее между ТЬ и Щ. На эти звуки ребенок вначале заменяет Ч.
Примечательно, что логопедами допускается 2 техники произношения буквы Ч — верхняя и нижняя. Чаще всего детям ставят верхнюю артикуляцию:
- губы округлить и выставить вперед;
- между зубами должна быть щель 2 мм;
- кончик и передняя часть спинки языка подняты и прижаты к верхнему нёбу;
- на выдохе спинка опускается вниз, образуя узкую щель.
В домашних условиях поставить звук Ч можно простым способом — попросить ребенка часто повторять звук ТЬ и сдавливать ему в этот момент щечки. Если у вас есть проблемы с выговариванием шипящих, обязательно делайте комплекс разминки и логопедических упражнений.
Скороговорки для закрепления:
- черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход;
- чащи чаще в нашей пуще;
- у четырех черепашек по четыре черепашонка.
В каких случаях необходимо обратиться к логопеду
Решить большинство проблем с выговариванием тех или иных букв можно и в домашних условиях. Однако, при наличии серьезных дефектов речевого аппарата или в случаях нарушений работы мозга вам понадобится помощь логопеда.
Если ваши домашние занятия не приносят эффекта в течение нескольких недель, обратитесь за помощью. Возможно, дело действительно в физиологии, или же вашему ребенку нужен индивидуальный подход, который определит опытный специалист.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Продолжаю серию статей о речи детей по возрастам. Сегодня про возраст от 4 до 5.
Речь четырехлетки разнообразнее, правильнее и богаче, чем еще полгода назад.
Звукопроизношение
В норме дети овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произносит звук [р] в слове баран, и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. Принято считать, что пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса В этом возрасте дети уже улавливают в речи взрослых различные интонации и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа, и умеют говорить шепотом.
Формирование навыков звукового анализа
Новым в возрасте пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, подбирать слова с заданным звуком. Так развиваются простейшие формы звукового анализа.
Словарный запас
На пятом году жизни у детей увеличивается активный словарь. В среднем он достигает 3000 слов. Это позволяет ребенку точнее выражать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми. Часто пятилетние дети придумывают свои слова, если не находят подходящих, используют приставки и суффиксы для образования новых слов по подобию знакомых. У многих проявляется внимание к звуковому оформлению слова: они слышат и находят созвучные пары слов (мишка-книжка, капот-бегемот, маска-каска) и составляют небольшие стихи. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Грамматический строй речи
Эта сторона речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи красный машинку!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вОда», «болит рУка».
Связная речь
Дети начинают овладевать монологической речью. В норме ребенок этого возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животное или игрушку, рассказать об изображенном событии на картинке или по серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз. Его речь все чаще включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Как развивать речь ребенка с 4 до 5 лет
Если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо говорил, его речь нужно развивать.
Во-первых, ему необходимо читать. Во время слушания у ребенка расширяется словарный запас, формируется грамматический строй речи и звуковая сторона.
Во-вторых, для развития речи можно использовать специальные игры.
1. «Отгадай, что там?» В коробочку, шкатулку или мешочек положить предметы разной формы и качества. Не показывая ребенку предмет, просто описывать его. Если отгадано, то дарить или просто показывать, и, конечно, хвалить за правильный ответ. План описания предмета на картинке ниже.
2. «Чего не стало? Опиши». Можно ставить на стол несколько игрушек, а затем их убирать и спрашивать ребенка, какой не стало. Затем просить описать ее и возвращать на место. Менять местами и продолжать игру.
3. Задавайте простые вопросы: «Что за окном? У кого в руках книга? Какой свитер у папы?» – это поможет понять ребенку правильность его мыслей.
4. Игры в профессии также очень хороши в таком возрасте.
В четыре года ребенок вполне может рассказать, чем занимаются его родители. Может, но далеко не всегда знает. Для этого нужно посвятить его в курс дела, рассказать, что конкретно делает папа на работе и как. Если есть возможность, то стоит провести короткие экскурсии на место работы мамы, папы, бабушки или деда.
- Магазин. В магазине продают товары, взвешивают, насыпают, показывают. Поиграйте в игру «магазин», можно применить фантазию и взять некоторые вещи с вашей полки для создания настоящего прилавка. Ребенку понравится. Просите его описывать предмет, который он хочет купить.
- «Парикмахер-визажист», в ход пойдут ваши помады, лаки, заколки. Дайте ребенку волю, пусть это будет самый прекрасный макияж и прическа в вашей жизни.
Таким образом, можно рассказать о многих профессиях. Ребенок пополнит свой словарный запас, и будет радовать вас своими знаниями.
5. Игра с картинками. В этом возрасте ребенок может путать сходные по звучанию слова. Это происходит из-за несовершенства фонематического слуха. Для его развития можно играть так. Распечатайте картинки со схожими по звучанию словами. Попросите найти и показать, где мишка, а где шишка, где машина, а где малина.
Можно к одной картинке подобрать три похожих слова, и попросить назвать правильное, например: Это мишка, шишка, или фишка ? Это дом, гном или ком?
6. Исполнение и слушание и драматизация песен. Песни – отличное средство развития голоса, речевого дыхания, тембра детей и хорошая проверка слуха.
Начинайте с простых детских песенок, пойте немного, чтобы песня не надоела. Если ребенок хрипит, остановитесь, сделайте паузу. Также хороши игры с музыкальным сопровождением.
Найдите баночку, положите туда крупу, вот вам и новый инструмент. Можно купить в магазине металлофон, бубен или другие музыкальные инструменты, устройте семейный концерт, это вызовет море положительных эмоций.
7. Драматизация. Все малыши так или иначе подражают взрослым. Попробуйте вместе различные варианты произношения, например, от лица какого-то персонажа: Начните со сказки Три медведя, где одну и ту же фразу Кто сидел на моем стуле медведи говорят на разные голоса. Попросите узнать, чьим голосом вы сейчас говорите. Поменяйтесь местами, пусть ребенок говорит голосом персонажа, а вы догадаетесь, чьим. Потом это будет кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга. Выбирайте яркие интонации, это поможет ребенку различать и угадывать их. При чтении старайтесь говорить интересно, не монотонно, замедляя или ускоряя темп, громче или тише, в зависимости от сюжета.
8. «Скажи тихо». Если ваш малыш привык громко голосить, то попробуйте поиграть и поговорить с ним шепотом, такие упражнения помогут успокаивать ребенка, регулировать свое состояние и свой голос. Выбирайте выразительные яркие сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь». В таких сказках есть повторения, специально, чтобы малыш учился проговаривать и запоминать. Используйте пальчиковые игрушки, сделанные своими руками. Дайте волю фантазии, и у вас все обязательно получится.
9. Выполняйте с ребенком артикуляционную гимнастику. Она поможет укрепить мышцы, научит быстрому переключению, что при отсутствии серьезных нарушений у ребенка поможет значительно улучшить звуковую сторону речи.
Динамические подготовительные упражнения (подвижные)
1. «Часики»
*улыбнуться
*открыть рот
*кончик языка, как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой
2. «Лошадка»
*растянуть губы
*приоткрыть рот
*поцокать узким языком, как цокают копытами лошадки
3. «Качели»
*улыбнуться
*открыть рот
*кончик языка за верхние зубы
* кончик языка за нижние зубы
4. «Дятел»
*улыбнуться
*открыть рот
*кончик языка за верхними зубами, ударяется об альвеолы (бугорки за верхними зубами): «ды-ды-ды»
5. «Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
6. «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
7. «Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
8. «Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.
Подготовительные упражнения, статические (неподвижные)
1. «Улыбочка». Губы растянуты в улыбке. Уголки губ вверх, держать 10-15 сек.
2. «Заборчик». Губы улыбаются, зубы обнажены, держать 10-15 сек.
3. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10-15 сек.
4. «Чашечка»
*улыбнуться
*широко открыть рот
*высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т. е. приподнять кончик языка.
5. «Иголочка». Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед, удерживать 10-15 сек.
4. «Горка»– губы в улыбке, рот открыт
*кончик языка упирается в нижние зубы
*выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Рупор». Губы рупором, держать 10-15 сек.
Ставьте 👍, если дочитал до этого места 😊
Другие статьи по теме ищите на канале «Логопед дает совет»
Ребёнок начинает произносить первые звуки еще в младенческом возрасте. Затем звуки образуют слова, а слова — предложения. Красота речи во многом зависит от произношения звуков. Важно научить ребёнка делать несложные упражнения для развития артикуляции, и речь малыша станет вашим предметом гордости.
Как развивается речь у ребёнка
Ребёнок рождается на свет и попадает в социальную среду, где необходимо общаться! Развитие речи — достаточно сложный процесс и включает 2 периода: понимание речи, самостоятельная речь.
Малыш в первые месяцы жизни начинает понимать речь по интонации. Если вы говорите о том, какой ваш ребёнок хороший и умный, но при этом хмурите брови, будьте готовы, что ребёнок заплачет. Затем ребёнок понимает слова и короткие фразы, связанные с его повседневной жизнью. Вскоре ребёнок начнет понимать сложные предложения, но повторить их ему пока нелегко из−за незрелости артикуляционного аппарата. Так постепенно малыш приходит к полному пониманию родного языка, который он слышит с рождения.
Самостоятельная речь ребёнка развивается постепенно. Важно следить за речевым развитием и помогать ребёнку в освоении языка.
Гимнастика для языка, губ и щек: как, зачем, почему
Чаще всего родители обращают внимание на неправильное произношение звуков у ребёнка.
Важно знать, что малышу можно помочь правильно произносить звуки и предупредить более серьезные нарушения речи. Одним из самых важных способов является артикуляционная гимнастика. Комплекс гимнастических упражнений направлен на развитие подвижности языка, губ и щек.
При регулярном выполнении упражнений у ребёнка улучшится произношение слов, появятся звуки, которых раньше не было в речи. Заниматься нужно не только тогда, когда появились проблемы с речью, а заранее. Давно известно, что профилактика — лучше, чем лечение.
5 правил правильного выполнения артикуляционной гимнастики
- Проводите гимнастику утром и вечером, по 15 минут в день.
- Научитесь выполнять упражнения сами и только потом начинайте заниматься с ребёнком.
- Приготовьте зеркало для занятий. Малышу потребуется контроль своих движений для того, чтобы их правильно выполнять.
- Осваивайте артикуляционную гимнастику постепенно, переходите от простых упражнений к сложным, закрепите известные упражнения, а затем приступайте к новым.
- Будьте терпеливы! Если ваш малыш не может с первого раза освоить упражнение, не торопите его и не ругайте. Постепенно все получится!
Игровые упражнения для губ
- «Пчелки». Покажите малышу, как нужно вытянуть губы вперед, а затем двигаем ими вправо и влево. Скажите ребёнку, что вы теперь как пчелки, которые собирают нектар.
- «Поцелуйчики». Дети очень ласковые, попробуйте вместе с ними раздать воздушные поцелуи папе, брату, сестренке или любимым игрушкам.
- «Привет». Очень хорошо, когда ребёнок растет веселым и улыбчивым. Поздоровайтесь с ребёнком, при этом улыбайтесь. «Улыбка» самое простое и важное упражнение для губ. Улыбайтесь с зубками и без них.
- «Прятки». Покажите ребёнку, как можно спрятать губы, втягивая их к зубам.
- «Ежик». Вытягивайте вместе с ребёнком губы вперед в «трубочку» и вращайте ими по кругу. Скажите малышу, что вы похожи на ежика, который бегает по лесу и ищет грибочки.
Важные упражнения для щек
- Научите малыша похлопывать ладошками и пальцами по щекам.
- Надуйте вместе с ребёнком щеки, затем ладошками нажмите на щеки, чтобы изо рта вышел воздух.
- Наберите в рот воды и покажите, как можно перегонять водичку из одной щеки в другую. Пусть малыш попробует сам выполнить упражнение!
Игры с «веселым язычком»
Гимнастика для языка должна заинтересовать ребёнка. Мы предлагаем выполнять ее в стихотворной форме. Читайте стихотворение и выполняйте упражнения.
«Твой игривый Язычок,
Должен слушаться тебя.
Каждый день зарядку делай,
А не делать нам нельзя.
Вот и утро настает!
Язычок встает, выглядывает в окошко (показать широкий язык).
Видит: котик на пороге, в гости просится (кончик языка упирать в нижние резцы, язык поднять наверх).
Взял наш друг топор и клещи и решил забор чинить (улыбнуться и показать зубы).
«Д−д−д» — стучит работник (поднять язык к верхним зубам и постучать по ним).
«Т−т−т» — забит и гвоздик. Молодец, наш язычок (улыбнуться)!
Погулять решил малыш, к бабушке отправился,
Покушать вкусных блинчиков ему понравится (показать широкий язык, пошлепать губами, затем зубами по языку).
Бабушка ждала внука своего, предложила сладкого варенья, не жалко ничего (широким языком облизать верхнюю губу).
На лошадке скачет веселый язычок (цокать языком),
В поле грибочков вкусных он найдет (присосать язык к верхнему небу).
На часы взглянул наш язычок (улыбнуться, языком покачать вправо-влево)
И домой помчался цок! (цокать языком 8−10 раз)».
Представленные упражнения являются основными и рекомендуются для выполнения детям с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи.
10 игр, которые заинтересуют самого капризного малыша
Дети быстро утомляются от ежедневных занятий. Игровыми приемами можно вновь вызвать интерес ребёнка к выполнению упражнений для артикуляционных органов.
- Наберите в пипетку компота или сладкого чая и капайте ребёнку на язык. Следите, чтобы малыш проглатывал каждую каплю.
- Каждый день надувайте с ребёнком резиновые игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри.
- Поиграйте в индейцев: произносите звуки «а, о, у, и, э», при этом ладошкой похлопывайте по рту. Получится веселый звук!
- Возьмите крепкую веревочку длиной около 60 см и проденьте шарик диаметром 2-3 см. На концах веревочки свяжите узлы так, чтобы шарик не выпадал. Пусть малыш языком двигает шарик вправо и влево, вверх и вниз.
- Научите ребёнка загибать кончик языка вверх, как чашечка. В этом положении малыш должен поймать шарик. Следите за чистотой шарика.
- Возьмите чайную ложку и приставьте вогнутой стороной ко рту ребёнка. Малышу необходимо толкать языком влево и вправо, вверх и вниз.
- Попросите малыша улыбнуться. Затем легкими поглаживающими движениями помассируйте язык ребёнка.
- Дайте ребёнку две чайные ложки и попросите легко похлопать ими по щекам, затем по языку.
- Напомните ребёнку, как нужно делать из языка «чашечку», затем налейте в нее немного воды или сока. Ребёнок должен удержать жидкость, а затем покачать языком, не пролив содержимое «чашечки».
- Попросите малыша вытянуть губы вперед, на верхнюю губу положите ватную палочку или карандаш. Пусть ребёнок удерживает «груз» губами несколько секунд.
Все эти упражнения нужно выполнять регулярно, по 5-10 раз. Помните, что вы должны в первую очередь оценивать возможности вашего ребёнка и ни в коем случае не допускать переутомления.
Занимайтесь с ребёнком с удовольствием и ваши усилия непременно принесут результаты!
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова – 2014
Неврология. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт – 2014