Как исправить речь после инсульта

Вы сейчас находитесь:

Восстановить речь после инсульта

Восстановить речь после инсульта

В результате острого нарушения кровообращения у пациента возникает поражение разных областей мозга. В соответствии с объемом и поврежденной структурой, развиваются проблемы с функционированием организма. В большинстве случаев затрагивается речевой центр, что сопровождается полной или частичной утратой речи после перенесенного инсульта. Такие последствия возможны при разных видах инсульта: геморрагическом, когда к головному мозгу поступает кровь в избытке и ишемическом, когда недостаточное кровоснабжение.

По смертности в мире инсульт занимает третье место. В 25% клинических случаев у пациентов развивается нетрудоспособность, больше 60% становятся инвалидами. Ухудшение артикуляции – главный признак, по которому удается обнаружить сосудистый разрыв. Если у человека был инсульт, велика вероятность следующих последствий:

  • путаница в словах (расстановка в хаотичном порядке);

  • сложность четко произносить некоторые звуки;

  • сложность восстановить в памяти названия некоторых предметов;

  • сложность понимания обратившихся к нему речи;

  • утрата способности выражать свои мысли.

Нарушение речи сохраняется долговременно, однако поддается корректировке благодаря специальным упражнениям и лекарственной терапии. Рассмотрим подробнее, как восстановить речь после инсульта.

Записаться на консультацию

Признаки и причины, по которым нарушается речевая функция

Афазия – нарушение акта речи, которое диагностируют у пациента, если он не может произносить внятно слова, испытывает сложности с чтением или с восприятием обращенной речи. Такие признаки появляются на фоне нарушения питания нейронов.

В соответствии с тяжестью поражения, после проведения диагностики, удается спрогнозировать, как быстро у человека нормализуется речевая функция. Скорость восстановления речи зависит от ряда критериев, среди которых: область поражения, поддержка близких, быстрота проведения лечения, качество реабилитации.

Пациенты и их родственники часто задаются вопросом, восстановится ли речь после инсульта левой стороны. Подход к терапии должен быть комплексным. В составлении схемы терапии принимают участие сразу несколько специалистов: врачи-неврологи, логопеды и реабилитологи. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальный план, что положительно сказывается на динамике восстановления после инсульта.

Какие бывают виды речевых расстройств при инсульте

Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения (сложности в понимании собственной речи, невозможность формирования слов). Помимо афазии, бывают и другие виды расстройств – дизартрия и диспраксия.

Особенности афазии

Она характеризуется ухудшением речевых функций на фоне повреждения в мозгу речевых центров. Подразделяется на полную (когда речь отсутствует совсем) и частичной. Также, выделяют 6 форм, среди которых:

Моторная. Она бывает афферентной и эфферентной. При афферентной у человека возникают трудности с удержанием артикуляционной позы. У многих отсутствует инстинктивная речь. При эфферентной появляются сложности с усвоением и воспроизведением двигательной программы. Для речи характерна перестановка звуков и слогов

Сенсорная. При такой форме затрагивается центр Вернике, локализующийся в височной доле. В результате человек утрачивает способность понимать речь, но разговорная функция сохраняется. Иногда ухудшается зрительная функция

Динамическая. Она характеризуется затруднением или полным отсутствием возможности активного высказывания. Человек не в состоянии произносить длинные предложения, испытывает большие трудности с построением фраз. Во время разговора преобладают речевые шаблоны

Акустико-мнестическая. Основное клиническое проявление – сложности с удержанием в памяти недавно полученной информации. Есть пациенты, которые не могут повторить за логопедом фразу из нескольких слов. Им сложно назвать окружающие предметы, поскольку они просто не помнят их названия

Семантическая. Пациенты не воспринимают сложные речевые формулировки. У многих появляются трудности с решением задач, которые содержат непростые синтаксические структуры. Читают пациенты с такой формой очень медленно

Тотальная. Это самая тяжелая форма, которую отличает полное отсутствие речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Большинство пациентов даже не узнают самых близких родственников. Такая форма требует продолжительного восстановления

Особенности дизартрии

При дизартрии ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция. Как правило, у взрослых болезнь не приводит к распаду речевой системы. Оно часто сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Более чем в 70% случаев она возникает в результате инсульта. К основным признакам дизартрии относятся:

  • затруднения подвижности органов артикуляции;

  • нарушения плавности речи (постоянные запинки);

  • неразборчивая и смазанная речь;

  • проблемы с темпом речи (замедленный или ускоренный);

  • однообразие интонирования (монотонная речь);

  • гримасы;

  • изменения тембра голоса.

Различают несколько форм дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую, подкорковую и корковую. Каждая из них связана с определенной локализацией мозгового повреждения. Для восстановления речи требуется помощь логопеда. Он проводит диагностику, чтобы выявить, какие именно аспекты речи нарушены, составляет индивидуальную программу терапии.

Особенности артикуляционной диспраксии

Артикуляционная диспраксия представляет собой расстройство, при котором мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но нарушены движения и координация, позволяющие воспроизводить звуки (произношение невнятное). Возникают проблемы с запоминанием следующего движения в последовательности, что приносит много неудобств в повседневной жизни.

Люди с диспраксией могут говорить непрерывно, и повторяясь. Обеспечить содержание и последовательность языка зачастую очень непросто. Речь часто не четкая, темп и тон не удается полностью контролировать. Для лечения прибегают к комплексному подходу.

Основные способы восстановления речи

В результате острого нарушения кровообращения человек учится общаться заново. Это трудоемкий и долгий процесс. Во время реабилитационного периода важна слаженная работа врачей и семьи пациента. Чтобы он быстрее восстановился, его близким родственникам стоит набраться терпения и соблюдать следующие правила:

  1. Не забывайте давать понять близкому человеку, что он дорог и важен.

  2. Максимально поддерживайте человека, показывайте полную уверенность в скорейшем выздоровлении, отмечайте его прогресс.

  3. Регулярно разговаривайте, рассказывайте все последние новости.

Во время лечения пациенту очень важна ваша поддержка и участие. Вы можете вместе с ним слушать его любимую музыку, смотреть фильмы, читать книги.

Рассмотрим подробнее основные способы восстановления речевой функции.

Большую роль в процессе реабилитации играет логопед. Он проводит тестирование, оценивает состояние пациента и занимается вместе с ним подходящими упражнениями. Специалист присутствует на каждом сеансе, помогает пациенту и контролирует правильность техники. В дальнейшем постоянное наблюдение логопеда не требуется, пациент может тренироваться самостоятельно. Важно придерживаться следующих правил:

  • задания выполняйте постепенно, начиная с простых и переходя к более сложным;
  • обязательно избегайте переутомления (если пациент устанет, тренировка будет закончена);
  • сохраняйте регулярность занятий (оптимальная частота занятий – 5-7 раз в неделю по полчаса).

Задача работы логопеда заключается в вовлечении различных областей мозга в процесс управления речью. Используют сразу несколько комплексов, которые направлены на восстановление:

  • фонетические. Они требуются для улучшения контроля мимики. На занятиях повторяют отдельные звуки и слова;
  • наглядные. Если диагностирована сенсорная афазия, то на занятиях используют карточки с картинками и специальные пособия, которые побуждают находить последовательности;
  • семантические. Они требуются для стимулирования активного мышления. На занятиях ему предлагают продолжить начатую фразу или вступить в импровизированный диалог на конкретную тему.

Помимо проблем с речью у людей, которые пережили острое нарушение кровообращения, появляется ряд других осложнений, в частности, обвисание мягких тканей (щек, уголков рта), нарушение жевательной функции и избыточное слюноотделение.

Благодаря сеансам специального массажа удается восстановить тонус лицевых мышц, существенно улучшить мимику. В результате пациенту будет намного проще выговаривать слова. Найти необходимые точки для массирования может только специалист. Он точно знает, какие участки стоит тонизировать, а какие, напротив, расслаблять.

Кроме массажа лица человеку назначают массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Благодаря комплексному подходу удается снять скованность мышц, улучшить речь.

Позволяют восстановить речь после инсульта упражнения, которые будут назначены в индивидуальном порядке. Их основная задача – улучшить контроль над мимикой, языком и губами. Упражнения для развития мышц языка могут выглядеть следующим образом:

  • движение языка по кругу;
  • ведение языка по небу;
  • цоканье языком;
  • прикусывание расслабленного языка;
  • высовывание языка, направляя сначала к одному уголку рта, затем к другому;
  • ведение кончиком языка по небу в разные стороны.

Упражнения для губ включают улыбку с не разжатыми губами, складывание губы трубочкой, вытягивание вперед, надувание щек и перекатывание воздуха из одной стороны в другую.

Упражнения для правильного и четкого произношения включают попытки произнести поочередно согласные (сначала глухие, затем звонкие), потом гласные (с перетеканием одного звука в другой).

Упражнения для мимики: включают открытие рта широко (держат несколько секунд и расслабляют), поднятие, опускание и расслабление бровей, складывание губ в трубочку, вытягивание языка в разные стороны.

Эти упражнения не универсальны, для каждого пациента врач разрабатывает план в индивидуальном порядке. Существует множество подобных упражнений. Их следует выполнять в присутствии логопеда. Чтобы быстрее добиться положительного результата, рекомендуется выполнять упражнения регулярно.

Брюшное дыхание (диафрагмой) позволяет увеличить объем вдыхаемого воздуха, улучшить насыщение клеток кислородом. В результате нормализуется работа сердца, стабилизируется давление, уходит чувство тревоги.

Методику с дыханием проводят под контролем специалиста. Существует много упражнений, одно из которых может быть таким: в удобном горизонтальном положении делают глубокий вдох через нос, а после медленно выдыхают через рот. Такое упражнение повторяют несколько раз, а затем немного усложняют. Для этого добавляя при выдохе произносят по очереди несколько звуков:

  • растянутый [ф];
  • растянутый [с];
  • растянутый [ш];
  • растянутый [х].

Оптимальное число повторений устанавливает специалист.

Помимо упражнений, еще одна важная составляющая реабилитационного периода – лекарственная терапия. Одну из ключевых ролей играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт значительно ухудшает работу мозговых клеток, поэтому врачи назначают средства, которые стимулируют их функционирование. В зависимости от характера поражения дополнительно выписывают разные группы препаратов для восстановления речи после инсульта. К ним относятся:

  1. Антигипертензивные препараты (ингибиторы АПФ) для купирования сильного скачка артериального давления.
  2. Антидепрессанты для борьбы с хроническим стрессом и плохим настроением.
  3. Ноотропы для стимулирования регенерации, улучшения памяти, помощи в восстановлении функционирования клеток мозга.
  4. Седативные препараты для снятия эмоционального напряжения и нормализации сна.
  5. Антикоагулянты для снижения вязкости крови и предупреждения образования тромбов.

Лекарственные средства помогает значительно снизить степень тяжести нарушений, но они не в состоянии полностью восстановить утраченные функции. Положительный результат будет только в комплексном подходе к решению проблемы (за счет сочетания с другими способами терапии).

Музыка воздействует на множество мозговых секторов одновременно, что позволяет ей «пробиваться» к сознанию человека даже тогда, когда все остальное не работает. Некоторые пациенты после инсульта не в состоянии нормально говорить, произносить отдельные слова, однако у них получается петь. В таких ситуациях особенно полезны занятия по восстановлению утраченной речи в формате пения.

Музыка хорошо способствует возвращению к движениям после инсульта. Есть научные доклады о том, что у людей, которые проходили реабилитацию с занятиями по игре на музыкальном инструменте, изменялась деятельность сенсорной коры головного мозга, заметно улучшались двигательные функции. Прослушивание музыки во время реабилитационного периода – полезное занятие, которое стимулирует работу головного мозга.

Кроме того, музыка вызывает чувство радости и расслабляет. Справиться с сильным стрессом или тревогой удается благодаря прослушиванию спокойной мелодии. Считается, что это очень полезно в реабилитационный период после инсульта. Из-за невозможности свободно управлять конечностями, люди часто испытывают чувство подавленности и злости. Успокаивающая мелодия будет уравновешивать эмоции, что позволит предотвратить психоэмоциональные расстройства.

Иглорефлексотерапия (иглоукалывание) – популярная методика древней китайской медицины. Она основана на стимуляции рефлексогенных зон посредством специальных игл. Иглорефлексотерапия эффективна при обеих формах инсульта: ишемической и геморрагической. Ее могут назначить, если у пациента развилась моторная афазия, чтобы улучшить общее состояние организма, стимулировать сердечную и мозговую деятельность, восстановить двигательные функции. Противопоказания к проведению минимум – новообразования злокачественного характера, острые инфекционные патологии, эпилепсия и обострение хронических заболеваний.

Процедуры назначают курсами по 6-10 сеансов с небольшим интервалом. Индивидуальную лечебную схему разрабатывает врач-рефлексотерапевт.

Как долго идет восстановление речи после инсульта

Период восстановления речи, как правило, начинается на 7-10 день после инсульта (возможно в случае, если пациент находится в стабильном состоянии). Но иногда бывают ситуации, когда пациент не в состоянии начать заниматься с логопедом спустя 3-4 недели. В любом случае к восстановлению стоит приступить не позднее, чем через 6-8 недель, иначе восстановить нарушенные функции будет намного сложнее.

Восстановление речи в комплексе реабилитационной программы после инсульта проходит достаточно медленно. В соответствии с формой афазии, тяжестью клинического случая, она может занять несколько недель и даже месяцев. Зачастую бывает так, что артикуляция возвращается пациенту рывками: долгое время положительных результатов упражнения не приносят, но в один день резко речь заметно улучшается.

Заранее предоставить точный прогноз по срокам восстановления речи проблематично (индивидуален для каждого пациента). Реабилитация является строго постепенным и поэтапным процессом Длительность всех этапов для каждого пациента индивидуальна: одним хватает нескольких недель, а другим требуется ни один год. Как показывает практика, у большинства пациентов речевые способности заметно улучшаются через 3-4 месяца после регулярных занятий. Однако весь период восстановления занимает от 3 до 5 лет.

Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

К основным преимуществам относятся: собственный штат сиделок, возможность совместного пребывания с родственниками, разнообразное питание, круглосуточное наблюдение, занятия по 5-6 часов в день.

Опытные специалисты Юсуповской больницы практикуют лечение потери речи при инсульте. Предварительно предусмотрена полноценная диагностика для выявления тяжести нарушений и оценки общего состояния здоровья. Для этого часто используют современное оборудование (назначают компьютерную (КТ) и магнитно-резонансную томографию (МРТ)).

В соответствии с тяжестью клинического случая врачи разрабатывают подходящий метод восстановления. Обследования необходимы как перед началом лечения, так и для последующего наблюдения, отслеживания динамики. В штате Юсуповской больницы опытные врачи-неврологи, логопеды, массажисты и инструкторы ЛФК. Благодаря высокой квалификации специалистов и индивидуальному подходу удается значительно сократить сроки пребывания в стационарном отделении. Для записи на прием можно позвонить по указанным на сайте номерам или оставить заявку в онлайн-режиме.

Упражнения для восстановления речи после инсульта

Инсульт – острое нарушение кровоснабжения мозга. Оно способно привести к серьезным последствиям для здоровья, к примеру, ухудшению внимания, речевым нарушениям, частичному параличу. В соответствии с тяжестью повреждения, нарушения речи бывают легкими, средними и тяжелыми. Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, требуется комплекс реабилитационных мероприятий. Рассмотрим подробнее, как вернуть речь после инсульта с помощью упражнений.

Основные виды нарушений речи

Существует две основные формы нарушений – афазия и дизартрия (первая встречается чаще). При афазии отмечается ухудшение речевых функций в результате повреждения в головном мозге речевых центров.

Она бывает полной (когда речь полностью отсутствует) и частичной. Первое время после инсульта зачастую сопровождается отсутствием речи, но благодаря качественным реабилитационным мерам ситуация улучшается.

Записаться на консультацию

Различают шесть основных форм афазии:

Моторную. Она подразделяется на два основных вида – афферентную и эфферентную. В случае с первой человек испытывает трудности при выборе артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретных звуков. При эфферентной инстинктивная речь сохраняется, однако сильно нарушается повторение. Больных беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не получается переключиться с одного положения на другое

Динамическую. Основной характерный речевой дефект – сильное затруднение или отсутствие возможности активного высказывания. Пациент не в состоянии нормально сформулировать высказывание, поскольку нарушается внешняя и внутренняя речь. Часто появляется эхопраксия, когда человек повторяет за собеседником на автомате его слова и движения

Сенсорную. Она подразделяется на три основных вида: корковый, субкортикальный и транскортикальный. При первом пациент не понимает и не произносит звуки. При втором происходит искажение трансляции импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию. При третьем сохраняется способность воспринимать легкие речевые конструкции, но наругается письмо и ухудшается зрительная функция

Семантическую. У больных отмечается полное непонимание сложных речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения. Зачастую возникают затруднения в осуществлении заданий, содержащих непростые синтаксические структуры. Больные способны забывать название привычных предметов (к примеру, ложки, стола). Чтение замедленное, может развиться акалькулия.Это нейропсихологический симптом, который проявляется нарушением счета

Акустико-мнестическая. Такая форма характеризуется трудностями, связанными с удержанием в памяти информации, воспринятой человеком на слух. Многие пациенты даже не в состоянии повторить за логопедом простую связку, состоящую из 3-5 слов, уловить смысл речи при быстром темпе или при разговоре с двумя и более людьми сразу

Тотальную. Такая форма характеризуется полным отсутствием речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Это самая тяжелая форма, которая требует длительной коррекции с помощью лекарственной терапии и упражнений

Дизартрия – это речевое расстройство, связанное с нарушением подвижности органов артикуляции (языка, неба и губ). Оно способно развиваться при поражении различных структур, но чаще всего затрагиваются черепные нервы, участвующие в работе речевых мышц. Дизартрия заключается в затрудненном произношении некоторых слов или звуков (речь вялая и невнятная).

Восстановление речи после инсульта: комплекс упражнений

Восстановление речи после инсульта назначают в совокупности с другими мероприятиями (к примеру, лекарственной терапией, физио и массажем). Разрабатывают план в индивидуальном порядке. Зачастую он включает специальный комплекс, состоящий из дыхательных и артикуляционных упражнений, который пациентам необходимо выполнять уже в стационарном отделении под чутким руководством логопеда.

Из-за того, что нарушения речи могут быть разных форм и степеней выраженности, точный комплекс упражнений специалист подбирает в индивидуальном порядке для каждого пациента. Упражнения можно выполнять и в домашних условиях после выписки из стационарного отделения.

Ранняя речевая реабилитация начинается сразу после стабилизации состояния пациента в стационарном отделении. Предварительно, логопед проводит полное обследование. Тестирование позволяет обнаружить все проблемы, связанные с произношением, пониманием, чтением, письмом, артикуляцией. С этой целью проводят специальные тесты (дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога).

Способы устранения нарушений речи

Восстановление речевой функции происходит в несколько этапов. Продолжительность напрямую зависит от тяжести клинического случая: часть функций может быть сохранена, а другая полностью или частично нарушена.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

На первом этапе логопед ведет работы, которые могут включать следующие практики:

  1. Применение альтернативных вопросов. Врач специально ставит вопрос таким образом, чтобы у человека не было возможности ответить обычным жестом. К примеру, вопрос: «Любите морс?» не подходит. Подходящая формулировка: «Вы любите морс или чай? Что сейчас хотите выпить?».
  2. Перечисление предметов. Человек смотрит карточки, на которых находятся разные предметы. Задача – назвать их. С помощью таких карточек пациента просят выбрать правильное название из нескольких возможных вариантов.
  3. Использование фотографий близких родственником пациента. Врачи часто в своей практике используют демонстрацию снимков, чтобы человек по ним узнал знакомые лица.
  4. Ответы с употреблением слов из вопроса. Иногда специалисты предлагают пациентам отвечать на вопросы, повторяя при этом слова с изменением порядка.
  5. Произнесение букв и чисел. Пациент смотрит на произвольно расположенные буквы и числа (их размер и количество напрямую зависит от тяжести клинического случая), старается их произнести.
  6. Упражнения на ряды чисел. Зачастую человеку не удается называть привычные ряды (например, дни недели). Поэтому для практики предлагают воспроизводить ряды задом наперед (к примеру, считать от 3 до 13 и обратно).
  7. Чтение. Когда у пациента сохранены навыки чтения, рекомендуется их использовать для ускорения реабилитационного периода. Для этого ему дают простые задачи: медленно произносить вслух отдельно-взятые слова, части из текста.

На втором этапе, когда состояние человека нормализуется, и предыдущие практики даются легко, логопед предлагает усложненные задачи. В первую очередь, требуется нормализовать связь между словом и образом, выработать способность легко удерживать речевые конструкции. Человек должен научиться самостоятельно строить фразы. Для этого врач показывает различные картинки, а человек говорит, что именно на них изображено. После этого просят подобрать конкретную картинку к слову и наоборот.

Дополнительно практикуют работы с сюжетными картинками и целыми циклами картинок в хронологическом порядке. Пациенту предлагают составить небольшой рассказ с определенным количеством слов. Ведутся работы с темпом и интонацией высказываний. Зачастую врач просит пациента пересказать текст разного уровня сложности с применением опорных слов и изображений. В конце, чтобы закрепить результат, предоставляют написать небольшой рассказ под диктовку.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг второго этапа – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

Контроль дыхания

Индивидуальный комплекс упражнений разрабатывает специалист. Ниже представлен один из примеров. В первую очередь, требуется занять удобное горизонтальное положение. Руки должны быть сложены перед собой, в области живота, чтобы хорошо ощущать и контролировать брюшное дыхание. Далее делают глубокий вдох через нос, и медленно выдыхают через рот. Такую технику дыхания повторяют несколько раз, после чего усложняют, добавляя при выдохе произнесение следующих звуков:

длительного [ф]

длительного [ш]

длительного [с]

длительного [х]

Количество необходимых повторений установит специалист.

Логопедические упражнения

Помимо контроля дыхания, важно выполнять комплекс упражнений для развития мышц языка. Он может включать разные упражнения. К примеру, высовывание языка с удержанием его по средней линии вниз на несколько счетов или с перемещением сначала за правую, а после за левую щеку на протяжении 10 секунд.

Регулярно выполняя упражнения, прогресс не заставит себя ждать. Однако важно понимать, что пациенту для выздоровления требуется психологическая поддержка. Поэтому рекомендуется комплексная работа, чтобы во время занятий рядом присутствовал логопед и родственник, которого обучили всем нюансам.

Вместе с речевыми нарушениями часто отмечаются двигательные, психологические и когнитивные расстройства, поэтому дополнительно прибегают и к другим методикам. Среди них: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, медикаментозная терапия.

Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

Юсуповская больница оказывает своим пациентам полноценный цикл медицинских услуг, включая, стационарное лечение, обследование, хирургию и реабилитацию. Предусмотрены диагностические процедуры любого уровня сложности. Услуги оказываются по различным медицинским направлениям. Одно из приоритетных – неврология. С каждым пациентом после инсульта работает команда опытных специалистов. Они проводят диагностику и в кратчайшие сроки приступают к реабилитации. Это помогает пациенту вернуть интерес к жизни, активность и самостоятельность в быту.

В ходе реабилитации практикуют логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта. К каждому пациенту предусмотрен индивидуальный подход, что гарантирует положительную динамику в лечении. Возможно размещение с родственниками в семейной палате, с сиделкой.

Для записи на первичный прием к специалисту позвонить по указанным на сайте телефонам или заполнить стандартную форму в онлайн-режиме, оставив контактные данные для обратной связи.

Профильные специалисты

Консультация врача физической и реабилитационной медицины, первичная 6 240 руб.

Консультация врача физической и реабилитационной медицины, повторная 4 360 руб.

Консультация врача ЛФК, первичная 6 240 руб.

Консультация врача ЛФК, повторная 4 360 руб.

Индивидуальное занятие по восстановлению речевых функций 5 810 руб.

Индивидуальное занятие на вертикализаторе с моделированием ходьбы 5 590 руб.

Индивидуальное занятие на подвесной системе Экзарта, 30 мин. 5 590 руб.

Роботизированная механотерапия, в т.ч. с биологической обратной связью 4 000 руб.

Коррекционное занятие с логопедом-дефектологом 4 830 руб.

Индивидуальный сеанс кинезиотерапии (до 30 минут) 4 000 руб.

Индивидуальный сеанс кинезиотерапии (амбулаторный) 5 590 руб.

Индивидуальный сеанс кинезиотерапии в рамках комплексной программы (до 30 минут) 4 000 руб.

Индивидуальный сеанс кинезиотерапии с использованием подвесной разгрузочной системы Biodex Free Step 4 800 руб.

Вы сейчас находитесь:

Восстановить речь после инсульта

Как и через сколько восстанавливается речь при нарушении после инсульта?

Органическое поражение головного мозга на фоне ишемического или геморрагического инсульта — одна из причин нарушения речи. Ухудшение притока крови к отвечающим за речевую функцию отделов мозга приводит к некрозу. Перенесшие острое нарушение церебрального кровообращения пациенты зачастую испытывают трудности при коммуникации с другими людьми из-за подобного осложнения. В Клиническом Институте Мозга опытные врачи составляют индивидуальную программу реабилитации по результатам обследования. С пациентом работают неврологи, логопеды, реабилитологи и специалисты другого профиля для улучшения качества жизни.

Причины нарушения речи после инсульта

Коммуникация с другими людьми — сложная функция высшей нервной деятельности, связанная с работой разных отделов центральной нервной системы. Речевая деятельность невозможна без сокращения мышц языка и рта. Также в акте говорения участвуют связки, сухожилия, органы дыхательной системы и даже диафрагма. Церебральные структуры координируют работу всех отделов голосового аппарата и позволяют человеку быстро и внятно произносить слова и звуки. Также речевая функция напрямую зависит от работы корковых отделов мозга, отвечающих за когнитивные функции, гиппокампа и других связанных с хранением памяти структур.

Инсульт — острое расстройство церебрального кровоснабжения, возникающее по причине непроходимости или повреждения питающего мозг крупного сосуда. Ишемический тип заболевания считается наиболее распространенным. В этом случае из-за тромбоза или другого фактора прекращается кислородное питание мозговых тканей, в результате чего возникает некроз с нарушением функций пораженных отделов органа. При геморрагическом инсульте разрыв сосуда приводит к кровоизлиянию. Помимо гипоксии мозг также повреждает растущая гематома. Если описанные патологические процессы затрагивают участвующие в речевой функции отделы органа, нарушаются коммуникативные навыки.

Осложнения могут быть обратимыми и необратимыми. Клетки головного мозга полностью не восстанавливаются, но сама анатомическая структура достаточно пластична, поэтому отдельные функции со временем возобновляются благодаря сохранности других участков органа. По этой причине реабилитологи уделяют особое внимание восстановлению речи после инсульта. Грамотные мероприятия помогают улучшить коммуникативные навыки у больного.

Виды нарушения речи после инсульта

Классификация речевых расстройств опирается на разновидности этиологических факторов. Это может быть смерть отдельных нейронов и нарушение связи между ними или повреждение церебральных структур, непосредственно управляющих голосовыми мышцами. Реабилитационные методики подбираются с учетом причины развития того или иного осложнения. Врачи предварительно проводят диагностические мероприятия и определяют, почему у пациента нарушены коммуникативные навыки.

Афазия

Подробнее об Афазии

Это типичное для постинсультных пациентов расстройство речевой функции. Человек частично или полностью утрачивает способность произносить слова и во время разговора понимать других людей. Такое патологическое состояние обусловлено смертью отдельных нейронов.

Виды афазии:

  1. Моторная. Нарушена координация голосовых мышц, поэтому человеку трудно выбрать правильную позу для продуцирования нужных звуков. В первую очередь затрудняется повторение звуков.
  2. Динамическая. Наблюдается расстройство внешней и внутренней речевых функций, из-за чего больной испытывает трудности при составлении предложений. Возможно также несознательное повторение слов и жестов собеседника.
  3. Сенсорная. Ухудшается понимание или воспроизведение определенных звуков из-за поражения корковых отделов головного мозга. При транскортикальной форме осложнения также частично нарушены зрительная функция и письменная речь при сохранении способности разговаривать.
  4. Семантическая. Больному становится трудно понимать сложные речевые конструкции. Особенно это касается предложений, описывающих пространственное положение объектов. Возникают сложности при выполнении различных задач. На фоне патологии в некоторых случаях возникает нарушение последовательного счета.
  5. Акустико-мнестическая. Пациенту становится трудно запоминать и обрабатывать информацию, полученную слуховым путем. На это расстройство часто обращает внимание логопед, когда просит человека пересказать только что прослушанный текст. Проблема обостряется, если собеседник говорит быстро.
  6. Тотальная. Из-за значительного повреждения «профильных» мозговых отделов больной полностью утрачивает способность говорить. Требуется длительная и сложная реабилитация.

Правильное определение типа афазии и ее тяжести — первый шаг на пути к восстановлению коммуникативных навыков.

Дизартрия

Это ухудшение речевой деятельности, характеризующееся комплексным расстройством функций голосового аппарата. Из-за невозможности правильно управлять речевыми мышцами человеку становится сложно говорить членораздельно. По сравнению с афазией такое осложнения для инсульта характерно в меньшей степени. Основная причина дизартрии — повреждение нервных структур, координирующих деятельность голосового аппарата.

Артикуляционная диспраксия

При такой патологии нарушается последовательность воспроизводства звуков. Может быть кинетической или кинестетической. Человек постоянно ошибается при постановке ударений, путает и заменяет слога в словах. Также может наблюдаться нарушение работы артикуляционной мускулатуры. Такой вариант утраты голосовой функции связан с гибелью отдельных нейронов.

Диагностика

Подобное осложнение обычно выявляют в первые дни или недели после развития заболевания, когда пациент все еще проходит лечение или реабилитацию. Невролог беседует с больным и проводит специальные тесты для оценки когнитивных и речевых навыков. Он может попросить пациента повторить последовательность слов, кратко пересказать услышанный или прочитанный текст. По результатам консультации устанавливается форма патологии. После этого следует определить причину осложнения для постановки окончательного диагноза.

Необходимые диагностические процедуры:

  • компьютерная или магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография;
  • УЗДГ сосудов головного мозга;
  • позитронно-эмиссионная томография.

Невролог определяет, какой отдел ЦНС был поражен, и подтверждает диагноз. Это важно для оценки прогноза и подбора индивидуальной реабилитационной программы.

Как восстанавливать речь после инсульта

Для прохождения лечения человека направляют к логопеду. Это профильный специалист, занимающийся восстановлением речевой функции. Логопед внимательно выслушивает пациента, задает ему вопросы и проводит тестирование для уточнения тяжести расстройства коммуникативных навыков. После этого может быть составлена программа реабилитации, основанная на регулярном выполнении определенных задач и упражнений. В начале занятия проходят только со специалистом, но со временем можно будет проводить упражнения в домашних условиях.

Основные типы задач и упражнений:

  1. Фонетические. Это повторение определенных слов и звуков.
  2. Семантические. Для улучшения когнитивных и коммуникативных функций логопед предлагает закончить предложение или побеседовать на определенную тему.
  3. Наглядные. Если у человека трудности с распознаванием видимым объектов, специалист показывает ему изображения и проводит соответствующие упражнения.

Особое внимание уделяется звукам, словам и предложениям, вызывающих трудности у больного. Нужно как можно больше проработать возникшие проблемы.

Артикуляционные упражнения

Логопед также подбирает комплекс индивидуальных упражнений, улучшающих воспроизведение определенных звуков. Это могут быть следующие задачи:

  • цоканье;
  • движение языком в разные стороны;
  • круговые движения языка;
  • легкое прикусывание кончика языка.

Специалист подбирает упражнения, которые помогают развить координированность работы мускулатуры голосового аппарата.

Лечебный массаж

Часто мимические и голосовые мышцы после инсульта у пациента скованы, из-за чего пропадает разборчивая речь. Специальные массажные упражнения восстанавливают приток крови к мускулатуре и улучшают ее работу. Нормализуется состояние мимических мышц. Массажем лица занимаются только специально обученные специалисты. Нужно мягко воздействовать на определенные анатомические участки.

Медикаментозная терапия

Не стоит забывать про важность лекарственного лечения последствий инсульта, поскольку от его результатов напрямую зависит восстановление речевой функции. Невролог подбирает индивидуальную схему терапии с учетом результатов обследований и возникших осложнений.

Основные группы медикаментов:

  • антигипертензивные для нормализации кровяного давления;
  • нейропротекторные для защиты церебральных структур от негативного воздействия;
  • ноотропные для восстановления высшей нервной деятельности;
  • успокаивающие для устранения тревоги;
  • антикоагулянтные для предотвращения рецидива.

Также по показаниям невролог назначит пациенту другие препараты.

Дополнительные методы восстановления речи

Реабилитация при нарушении голосовой функции должна быть комплексной. Многие логопеды дополнительно включают следующие восстановительные методики:

  • музыкальную терапию;
  • физиотерапию;
  • лечебную гимнастику;
  • психотерапию.

Полной нормализации речи достигнуть удается не всегда, но грамотный подход позволяет максимально задействовать механизмы адаптации нервной деятельности к новым условиям. Прохождение полного курса реабилитации дает человеку возможность вернуться к профессиональной деятельности и наслаждаться жизнью.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/v/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Примерно у 40–50% людей, которые пережили инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство, нарушается речь. И вчерашний преподаватель, менеджер по продажам или руководитель сегодня может с трудом назвать свое имя, фамилию, посчитать до 10. Это очень тяжелый удар по психике человека и его близких.

Но восстановить речь — частично или практически в прежнем виде — возможно. О логопедической реабилитации рассказала учитель-логопед и дефектолог Елена Марковская.

Елена Петровна Марковская
учитель-логопед высшей категории отделения медицинской реабилитации ГУ «Республиканский клинический медицинский центр»

Почему после инсульта может нарушиться речь?

Афазия — самое распространенное речевое нарушение — возникает при органических повреждениях коры больших полушарий головного мозга. В этом случае нарушается экспрессивная и импрессивная речь, чтение и письмо.

Различают 6 форм афазии:

  1. нарушение фразовой речи — афазия Брока;
  2. артикуляторная афазия — афферентная моторная;
  3. отсутствие речевой активности — динамическая;
  4. нарушение понимания речи — афазия Вернике;
  5. нарушение слухоречевой памяти — акустико-мнестическая;
  6. нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, предлогов — семантическая.

Форма, тяжесть и проявления афазии зависят от обширности очага поражения, его локализации и характера изменения кровообращения в мозге.

Нередко человек не только не читает, не пишет и не говорит, но и не понимает речь. А иногда он говорит так, что его не понимают окружающие, то есть полностью выпадает из коммуникации.

Распространены и такие формы нарушения речи, как:

  • дизартрия — расстройство произносительной стороны речи;
  • дисфония — расстройство голосовой функции;
  • апраксия — неспособность выполнять целенаправленные, привычные движения;
  • агнозия — потеря возможности узнавать и определять информацию;
  • нарушения памяти.

Эти нарушения также могут быть частью синдрома афазии.

Как проходит логопедическая реабилитация?

С пациентом работает команда специалистов – логопед, реабилитолог, невролог, психолог, инструкторы ЛФК и др.

Применяются разнообразные методы.

Дыхательная речевая гимнастика. Это комплекс упражнений для восстановления речевого дыхания.

Голосовые упражнения. Они направлены на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани. Восстановление голоса нужно начинать как можно раньше.

Логопедический массаж. Он способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, тем самым улучшая произношение и уменьшая эмоциональное напряжение пациента.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс специальных упражнений укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает их силу и подвижность.

Функциональные тренировки. Это могут быть:

  • называние, повторение слов, фраз;
  • пение песен;
  • чтение стихов;
  • чтение и пересказ рассказов;
  • стимулирование простых видов коммуникации;
  • рисование;
  • выполнение графо-моторных упражнений;
  • конструирование;
  • счетные операции;
  • раскладывание серий сюжетных картин и мн. др.

Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группе. Но все-таки эффективнее индивидуальная работа. Как говорят, сколько афазиков — столько и афазий. Это правда: у всех пациентов нарушения речи проявляются по-своему. И важно найти подход к каждому в отдельности.

Иногда человек может повторять за логопедом, называть предметы, отвечать на простые вопросы. А бывает, что пациент вообще не способен изобразить никакой звук. То же самое с пониманием речи: одни только частично не понимают, а другие слышат знакомые слова, но не знают, о чем идет речь.

В начале терапии стоит цель вообще начать говорить, затем — сходить в магазин и купить что-то, а со временем можно пробовать и на работу выйти.

Занятия длятся по 10–40 минут в зависимости от состояния больного.

На определенном этапе логопед дает домашние задания. И лучше, чтобы пациент выполнял их со своими близкими.

В терапии используются и компьютерные программы. Но совсем другое дело, если, например, слово «стол» повторит несколько раз жена, а не компьютер. Она укажет жестом на этот предмет, проговорит слово с разной громкостью и интонацией. После 20 повторений муж поймет: «Так это же стол!».

Кстати, в логопедическую реабилитацию входит и обучение родственников пациента. Как правило, они не знают, как вести себя с больным: иногда говорят слишком громко, иногда заставляют его повторять одни и те же слова, обращаются с ним, как с ребенком, и даже пытаются «учить» его разговаривать по детским книжкам.

Во-первых, такие книжки воспринимаются взрослым человеком болезненно, во-вторых, это просто неэффективно. Логотерапия афазий — это не развитие речи, а восстановление.

Родственники больного должны участвовать в реабилитации, но желательно под контролем логопеда.

Лечебная физкультура. В 90% случаев нарушения речи сопровождаются и нарушением движений. За эти функции отвечает одна и та же зона в коре головного мозга. Поэтому тренировка тела способствует в том числе восстановлению речи. В обратную сторону эта связь тоже работает. Поэтому ЛФК — также одна из важнейших составляющих реабилитации.

Медикаментозная терапия. Она воздействует непосредственно на причины речевых нарушений. Сочетание медикаментозной терапии с упражнениями активизирует сохранные, но временно угнетенные зоны головного мозга, и способствует интенсивности протекания нейродинамических процессов.

Каких результатов можно достичь? И от чего это зависит?

Цели логопедической реабилитации — это полное восстановление речи, а не отдельных ее частей:

  1. импрессивной речи (понимания);
  2. экспрессивной речи (порождения речи);
  3. произносительной стороны речи;
  4. чтения;
  5. письма.

Бывает, что речь восстанавливается практически полностью. Процесс это очень трудоемкий и длительный — может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Он требует активного участия самого пациента, его ближайшего окружения и специалистов — логопеда, психолога. Но даже первые позитивные изменения обычно мотивируют больного и его семью продолжать реабилитацию.

Результат восстановления нарушенных речевых функций зависит от многих факторов:

  • места и объема поражения;
  • формы афазии;
  • сроков начала восстановительного обучения;
  • регулярности занятий;
  • желания пациента;
  • уровня поддержки его ближайшего окружения;
  • квалификации специалистов.

Ключевую роль в достижении результатов восстановления речи играет логопед. Важно не только знание методик, приемов и техник, но и артистизм, умение понимать пациента, сопереживать ему, подстраиваться под его темперамент: с одними нужно быть строже, с другими — снисходительнее.

Лучшие результаты достигаются, если начать речевую реабилитацию в первые 3 месяца. Занятия должны быть регулярными: не реже 2–3 раз в неделю, иногда — чаще.

Кстати, в первый месяц речь может и сама восстановиться. В таких случаях она возвращается практически на 100%. Но если этого не произошло, специальные мероприятия нужно начинать как можно раньше.

Здесь крайне важны настойчивость больного, его желание, старание и поддержка близких. Немало случаев, когда после интенсивной, комплексной и правильной речевой реабилитации отмечается быстрый прогресс в речи.

Уже через год после инсульта около 60% людей не нуждаются в посторонней помощи. Нужно ориентироваться на такие успешные примеры и не сдаваться.

Фото: Александр Задорин

Методы восстановления речи

  • Что такое инсульт и к каким нарушениям речи может привести?
  • Афазия и ее разновидности
  • Дизартрия и ее основные проявления
  • Уровни восстановления речи после инсульта и факторы, влияющие на процесс
    • Какие методы применяют для восстановления речи?
    • Медикаментозное лечение
    • Массаж
    • Занятия с логопедом
    • Артикуляционные упражнения
    • Брюшное дыхание
    • Музыкотерапия

Инсульт – тяжелейшее испытание для всего организма. Внезапный удар выводит из строя важные участки головного мозга, нарушаются зрительная, двигательная, когнитивная функции, снижается чувствительность. Но главное, инсульт лишает возможности говорить. Чтобы человек мог полностью восстановиться и вернуться к полноценной жизни, очень важна своевременная реабилитация. И она должна быть комплексной – с участием таких специалистов, как невролог, кардиолог, психолог или психотерапевт, логопед-афазиолог, реабилитолог, массажист, физиотерапевт. 
Поговорим в нашей статье о том, что происходит с речевой функцией после инсульта и какие методы применяют, чтобы устранить последствия этого тяжелого недуга.

Что такое инсульт и к каким нарушениям речи может привести?

Методы восстановления речи

Инсульт (от латинского insultus – удар, нападение, наскок) – это острое нарушение кровоснабжения головного мозга, как говорили раньше – апоплексический удар (от древнегреческого ἀποπληξία – паралич). Тяжелый недуг нередко приводит к трагическому финалу (около 10 % всех летальных исходов), но в большинстве случаев серьезно снижает качество жизни пациента, ограничивает его возможности. 
Одно из наиболее распространенных последствий инсульта – расстройство речевой функции. Из-за острого нарушения кровообращения нервные клетки головного мозга не получают достаточного количества питательных веществ, развивается очаговое поражение сосудов, центральной нервной системы. Под удар попадают в том числе речевые центры, вследствие чего возникают такие расстройства речи, как афазия и дизартрия.

 

Афазия и ее разновидности

Методы восстановления речи

При афазии пациент не может отчетливо выговаривать слова, плохо воспринимает речь, которая обращена к нему, у него возникают сложности с чтением. Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия (или афазия Брока). Возникает при поражении речедвигательного центра Брока и проявляется в том, что человеку сложно собирать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, сложно переключиться с одного слога на другой, в связи с чем речь теряет плавность, возникают паузы. Пациент опускает предлоги, его речь приобретает так называемый «телеграфный стиль». При тяжелых формах такой афазии человеку приходится подключать мимику и жесты, употреблять слово-эмбол в качестве универсального ответа на любой вопрос, обращение или просьбу. 
  • Афферентная моторная афазия. Пациент не помнит (не понимает, не знает), что нужно сделать (как открыть рот, куда деть язык), чтобы произнести какой-то звук, замещает одни звуки другими (с которыми есть сходство по месту и способу образования, например, н-д-т, к-х или о-у). 
  • Сенсорная афазия (или акустико-гностическая, или афазия Вернике). В очаге поражения оказывается центр Вернике, отвечающий за восприятие человеком речи (со слухом у него все в порядке), ее понимание. Когда с таким пациентом пытаются говорить, он слышит лишь поток разрозненных звуков, не может из них синтезировать слова или предложения, проанализировать и понять, о чем речь. Человек может произносить простые слова, но структура предложения будет нарушена, сложна для восприятия. Складывается впечатление, что пациент говорит на каком-то своем языке, но сам не осознает, что именно не так. 
  • Динамическая афазия. У пациента нарушена внутренняя речь. Он не может «спланировать» свое высказывание, поэтому не в состоянии строить логически связанные фразы, предложения, пересказывать увиденное. Речь пациента с динамической афазией отличается скудностью, заторможенностью, спонтанностью. Слова могут быть не согласованы между собой, отсутствуют глаголы, предлоги, сложные прилагательные. Со стороны это может выглядеть так, как будто человек не хочет разговаривать. 
  • Семантическая афазия. Человек говорит простыми короткими предложениями, а вот сложные, распространенные конструкции он не понимает. У пациентов с таким расстройством возникают проблемы с восприятием времени и пространства, они не понимают смысл предлогов места, не различают значения приставок, например, в таких случаях: бежать – убежать – забежать. Поговорки, пословицы, переносный смысл слов остаются для них за гранью понимания. 
  • Акустико-мнестическая афазия. Сопровождается нарушением слухоречевой памяти. Т. е. человек знает, зачем нужен тот или иной предмет, но как он называется – не помнит. Информация не задерживается в памяти пациента. Он не помнит названия предметов и явлений, не воспринимает длинные сложные фразы, с большим трудом подбирает слова, чтобы что-то сказать. 
  • Тотальная (или полная) афазия. Самая тяжелая форма расстройства, при которой пациент не понимает, что ему говорят, не говорит сам, не узнает своих близких. 

Дизартрия и ее основные проявления

Методы восстановления речи

Еще одно из последствий инсульта – нарушение иннервации мышц речевого аппарата, что становится причиной ограниченной подвижности органов речи. У пациента развивается дизартрия. В зависимости от того, какая зона головного мозга поражена, различают бульбарную, псевдобульбарную и мозжечковую дизартрию. Главные ее проявления:

  • нарушение речевого дыхания и артикуляции;
  • однообразная интонация (монотонность речи);
  • ускоренный или замедленный темп;
  • изменения тембра голоса;
  • постоянные запинки;
  • гримасы. 

Речь пациента становится невнятной, неразборчивой, смазанной, звуки – искаженными. Возможны непроизвольные выкрики.

Уровни восстановления речи после инсульта и факторы, влияющие на процесс

Методы восстановления речи

Речь – основное средство общения с окружающими людьми. Расстройства речевой функции могут вызвать психологические проблемы, привести к изменению личности, стать труднопреодолимым препятствием на пути к привычному образу жизни. Поэтому восстановление речи – одна из ключевых задач реабилитации после инсульта. 
Продолжительность восстановительного периода зависит от типа расстройства, от того, какая зона головного мозга пострадала в большей степени и насколько велик очаг поражения. 
Выделяют три уровня восстановления речи – истинное восстановление, компенсация и реадаптация. Рассмотрим каждый вариант более подробно:

  1. Истинное восстановление возможно только в том случае, если нервные клетки в очаге поражения не погибли, а лишь дезактивированы – из-за отека тканей, гипоксии или вследствие того, что ухудшилась проводимость нервных импульсов. Спустя какое-то время речевая функция вернется к исходному состоянию. 
  2. Компенсация представляет собой функциональную перестройку: «обязанности» пострадавших участков возьмут на себя невредимые зоны (головного мозга или мышц артикуляционного аппарата). 
  3. Реадаптация предполагает приспособление к приобретенному дефекту. В случае с афазией вспомогательным средством может стать, например, синтезатор речи.

На успешность восстановления речевой функции после инсульта существенное влияние оказывают такие факторы, как:

  • своевременное начало реабилитации;
  • систематичность и адекватность проводимых мероприятий;
  • максимально раннее (насколько это возможно) начало коррекционных занятий с логопедом;
  • комплексный подход (хорошие результаты дает совместная работа с неврологом, логопедом, физиотерапевтом – восстановление двигательных функций подтягивает за собой восстановление речи);
  • внимательное отношение, помощь и поддержка близких.
  • Длительность реабилитации в каждом случае индивидуальна (бывает и так, что речь удается восстановить только спустя 2-3 года систематических занятий).

Какие методы применяют для восстановления речи?

Методы восстановления речи

Со стопроцентной уверенностью прогнозировать, насколько быстро получится восстановить речевую функцию (и получится ли), невозможно. Многое зависит от степени поражения головного мозга. У кого-то речь восстанавливается спустя несколько недель или месяцев, другим приходится работать с логопедом не один год. 
Когда начинать работу над восстановлением речевых функций и какой должна быть программа реабилитации – решать специалистам. Рассмотрим основные методы, которые применяют, чтобы вернуть человеку, перенесшему инсульт, возможность говорить.

Медикаментозное лечение

Восстановить мозговое кровообращение и обеспечить нейроны необходимыми для нормальной работы питательными веществами помогают лекарственные препараты. Медикаменты подбирает врач – в зависимости от особенностей поражения, степени тяжести недуга. Это могут быть 

  • гипотензивные средства, предупреждающие скачки кровяного давления;
  • ноотропы, которые помогут восстановить функции клеток головного мозга, благоприятно влияют на память, ускоряют регенерацию;
  • седативные средства для восстановления нормального сна и снятия нервного напряжения;
  • антикоагулянты, которые разжижают кровь, уменьшают ее вязкость и предотвращают образование тромбов;
  • антидепрессанты – чтобы выровнять эмоциональный фон, справиться с хроническим стрессом;
  • диуретики – чтобы убрать излишнюю отечность. 

Лекарства не помогут восстановить все нарушенные процессы или механизмы, вернуть утраченные функции, но значительно снизят степень тяжести патологических изменений. 

Массаж

После инсульта у пациентов нарушаются жевательные функции, усиливается слюнотечение, снижается тонус лицевых мышц, что проявляется в обвисании мягких тканей (уголков рта, щек). Устранить подобные изменения, убрать скованность мышц, вернуть нормальную мимику, восстановить работу артикуляционного аппарата помогает специальный массаж.
Врач определяет, какие зоны нужно расслабить, а какие наоборот привести в тонус. Наибольший эффект дает комплексный подход – массируют щеки, уши, губы, кожу головы, делают специальный массаж языка. 

Занятия с логопедом

Восстановление речевой функции – длительный и непростой процесс, без специалиста тут не обойтись. Занятия с логопедом начинаются, как только состояние пациента стабилизируется. Чтобы оценить фронт работ, определиться с тактикой, составить индивидуальную программу реабилитации, специалист проведет диагностику, протестирует своего подопечного. Главная задача занятий с логопедом – постепенно включить в процесс управления речью разные зоны головного мозга. Для этого выполняются комплексы упражнений определенной направленности:

  • Фонетические – помогают определить, с какой формой афазии предстоит иметь дело. Пациент повторяет за логопедом сначала отдельные звуки, затем слова, фразы, скороговорки. Это помогает разработать речевой аппарат, чтобы человек мог снова контролировать свою мимику, движения губ, языка. 
  • Семантические – стимулируют мыслительные процессы. Задача пациента – продолжить ассоциативный ряд, закончить предложение, побеседовать на конкретную тему. 
  • Наглядные предполагают использование, например, карточек с картинками, иллюстраций в книгах. Их цель – побудить пациента находить связи между предметами, узнавать последовательности. 

Еще один вид упражнений – творческие. Это может быть вокал, занятия музыкой или различные виды арт-терапии. 
На первых порах все упражнения выполняются под контролем логопеда, затем можно обойтись своими силами. Чтобы такая работа дала положительный результат, важно соблюдать несколько правил:

  • Занятия нужно проводить в спокойной комфортной обстановке. 
  • Сначала выполняются самые простые упражнения, постепенно переходят к более сложным. 
  • Нельзя допускать переутомления – длительность занятий от 10-15 минут (на начальном этапе) до получаса. Если пациент устал, занятие нужно завершить.
  • Работать надо регулярно – не менее 5-7 раз в неделю (но не более 10).
  • За каждый, даже самый незначительный, успех пациента необходимо хвалить.
  • Со временем – в зависимости от достигнутых результатов – программу стоит корректировать. 

Артикуляционные упражнения

Такая гимнастика разрабатывает мышцы языка, губ, возвращает тонус всему речевому аппарату, улучшает контроль над мимикой. 
Для тренировки мышц языка можно

  • высовывать язык, направляя его сначала к одному уголку рта, потом – к другому;
  • двигать языком по кругу;
  • проводить кончиком языка по небу;
  • цокать языком и т. д.

Чтобы потренировать мышцы губ, можно

  • складывать губы трубочкой;
  • надувать щеки и перекатывать воздух из стороны в сторону;
  • улыбаться зажатыми губами. 

Расшевелить мимику можно, если

  • широко открыть рот на несколько секунд, а затем расслабить мышцы;
  • поднимать и опускать брови, активно их хмурить, а затем расслаблять;
  • высовывать в разные стороны язык;
  • складывать губы трубочкой;
  • аккуратно двигать челюстью из стороны в сторону, по кругу. 

Несмотря на кажущуюся простоту, упражнения в каждом случае должен подбирать специалист. 

Брюшное дыхание

Брюшное или диафрагмальное дыхание (дыхание животом) задействует большую часть легких, позволяет увеличить объем вдыхаемого воздуха, за счет чего клетки и ткани получат больше кислорода. Такая техника дыхания помогает снизить кровяное давление, преодолеть беспокойство, чувство тревоги, улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Только осваивать брюшное дыхание нужно под наблюдением специалиста.

Музыкотерапия

Музыка успокаивает, расслабляет, вызывает положительные эмоции, что благоприятно действует на пациентов. Это особенно важно, когда после перенесенного инсульта, человек не может нормально говорить, ходить, управлять своим телом. Воздействуя сразу на несколько зон головного мозга, музыка способна достучаться до человеческого сознания. Известны случаи, когда перенесшие инсульт пациенты не могли говорить, но у них получалось петь. Занятия вокалом позволят постепенно реанимировать речевые функции.


Восстановлению речи после инсульта посвящен один из курсов нашей Академии. Обучение проходит в удобном дистанционном формате и включает видеолекции, практические занятия, проверочные тесты и итоговую аттестацию, по результатам которой выдается удостоверение о повышении квалификации.

Содержание

  • 1 Как восстановить у взрослого способность говорить после ее потери?
  • 2 Нарушение речи при инсульте
  • 3 Комплекс занятий после перенесенного кризиса
  • 4 Другие методики лечебно-профилактического воздействия
  • 5 Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Как восстановить у взрослого способность говорить после ее потери?

Какое время займет период, за который восстанавливается речевая функция, зависит от того, как сильно был поражён головной мозг. Поэтому у некоторых больных способность говорить восстанавливается достаточно быстро (в течение нескольких недель или месяцев), тогда как у других занимает годы, и спрогнозировать, через сколько это произойдет, трудно.

Для восстановления больных, перенесших инсульт, применяются следующие виды реабилитации:

  • Медикаментозная терапия.
  • Занятия с логопедом.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Оперативное вмешательство.

Лекарства

Во время реабилитации после инсульта врач назначает больному несколько групп препаратов, способствующих уменьшению побочных эффектов, улучшению состояния и помогающих больному быстрее вернуться к привычному образу жизни:

  • Миорелаксанты.
  • Антидепрессанты.
  • Антиконвульсанты.
  • Антиагреганты.

Миорелаксанты

На заметку. На третий месяц после инсульта у больного может появиться мышечный гипертонус, который сильно тормозит процесс реабилитации.

Тогда и назначаются миорелаксанты, способные снизить излишний тонус мускулатуры. Лучшие миорелаксанты при инсульте:

  • Сирдалуд (стоимость в Москве от 227, в Санкт-Петербурге от 176.).
  • Тизалуд (стоимость в Москве от 160, в Санкт-Петербурге от 125 р.).

Препараты серии антидепрессантов

Почти 80% больных после наступления инсульта страдают от депрессивного состояния, которое замедляет процесс восстановления. В этом случае назначаются антидепрессанты. Лучшие антидепрессанты при инсульте:

  • Нортриптилин (стоимость в Москве от 990, в Санкт-Петербурге от 1.000 р.).
  • Паксил (стоимость в Москве от 650, в Санкт-Петербурге от 660 р.).

Антиконвульсанты

При появлении судорог назначаются антиконвульсанты, но принимать их стоит с осторожностью, так как эта группа препаратов может вызывать побочные эффекты. Лучшие антиконвульсанты при инсульте:

  • Финлепсин (стоимость в Москве от 215, в Санкт-Петербурге от 193 р.).
  • Конвулекс (стоимость в Москве от 116, в Санкт-Петербурге от 135 р.).

Антиагреганты

Если после инсульта кровь больного стала более вязкой, это тормозит восстановление тканей мозга. В этом случае требуется помощь антиагрегантов, которые предотвращают появления тромбов. Лучшие антиагреганты при инсульте:

  • Реополиглюкин (стоимость в Москве от 102, в Санкт-Петербурге от 110 р.).
  • Клопидогрел (стоимость в Москве от 226, в Санкт-Петербурге от 205 р.).

Важно! Любые лекарства должен назначать только лечащий врач. Не занимайтесь самоназначением препаратов, иначе это может только ухудшить состояние больного.

Само по себе медикаментозное лечение не даёт особых результатов, но способствует прогрессу восстановления при использовании других видов терапии, таких как занятия с логопедом и физиотерапия.

Занятия с логопедом

На первом занятии логопед составляет план для каждого больного индивидуально. Обязательным является выполнение следующих упражнений:

  • Чтение скороговорок.
  • Рисование.
  • Мимический и логопедический массаж.

При тщательном выполнении всех рекомендаций специалиста около 20-30% больных со средними и тяжелыми нарушениями речевого аппарата начинают нормально говорить к моменту выписки из больницы. Занятия могут проводиться и на дому. Программу упражнений необходимо совмещать с приёмом лекарственных препаратов, физиотерапией и другими видами реабилитации.

Физиотерапия

Этот вид реабилитации стимулирует восстановление мышц и помогает добиваться лучшего эффекта от занятий с логопедом и от приёма лекарственных препаратов.

  • Магнитотерапия. Эта процедура стимулирует все процессы в мозге, а также улучшает работу эндокринной и нервной системы. Довольно болезненный метод, но при этом считается одним из самых эффективных. Состояние больного улучшается через 2-3 недели.
  • Дорсанваль. Назначается при плохом кровоснабжении мозга и конечностей. После целого курса процедур, а это не менее 5-7 сеансов, которые проходят в течение 2-3 недель, состояние больного значительно улучшается.

Массаж

Лечебный массаж при инсульте значительно улучшает кровоснабжение поражённых тканей, что усиливает приток к ним кислорода и прочих питательных веществ. Кроме этого, массаж помогает снять мышечное и психологическое напряжение. Курс лечебного массаж обычно состоит из 10 сеансов, но для каждого больного может быть скорректирован индивидуально.

Обратите внимание! Курс массажа может проводить только квалифицированный специалист с медицинским образованием.

Оперативное вмешательство

К такому методу, как операция, прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не улучшают состояние больного и не могут восстановить речь, которая пропала. Для восстановления речи проводят нейрохирургическую операцию, которая формирует дополнительные соединение между здоровым тканями и сосудами в речевой области мозга, не затрагивая поврежденные участки.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-02.jpg

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-03-300x169.jpgРазберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то  у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Комплекс занятий после перенесенного кризиса

Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.

Комплекс специальных занятий поможет не только вернуть утраченные навыки, но и улучшить здоровому человеку свои ораторские способности, дикцию.

На тренировках рекомендуется придерживаться рекомендаций логопеда, которые включают:

  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Логопедические упражнения после инсульта

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Чтобы речь восстановилась полностью (насколько это возможно) необходимо подходить к выполнению рекомендаций логопеда, лечащего врача со всей ответственностью. Во время занятий в комнате должны быть полная тишина.

Другие методики лечебно-профилактического воздействия

Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.

Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.

Проблемы с речью после кровоизлияния в головной мозг могут заключаться не только в непосредственном повреждении центров, но и в параличе мимических мышечных тканей. В результате артикуляционная мускулатура перестает выполнять свою работу, а терапия и реабилитация осуществляется, как и при нарушениях координации.

Иглорефлексотерапию – используется для восстановления речевой функции

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-06-300x200.jpg

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-07-300x200.jpg

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Добавить комментарий