Как исправить речь ребенку самостоятельно

Ребёнок начинает произносить первые звуки еще в младенческом возрасте. Затем звуки образуют слова, а слова — предложения. Красота речи во многом зависит от произношения звуков. Важно научить ребёнка делать несложные упражнения для развития артикуляции, и речь малыша станет вашим предметом гордости.

Как развивается речь у ребёнка

Как развивается речь у ребёнка

Ребёнок рождается на свет и попадает в социальную среду, где необходимо общаться! Развитие речи — достаточно сложный процесс и включает 2 периода: понимание речи, самостоятельная речь.

Малыш в первые месяцы жизни начинает понимать речь по интонации. Если вы говорите о том, какой ваш ребёнок хороший и умный, но при этом хмурите брови, будьте готовы, что ребёнок заплачет. Затем ребёнок понимает слова и короткие фразы, связанные с его повседневной жизнью. Вскоре ребёнок начнет понимать сложные предложения, но повторить их ему пока нелегко из−за незрелости артикуляционного аппарата. Так постепенно малыш приходит к полному пониманию родного языка, который он слышит с рождения.

Самостоятельная речь ребёнка развивается постепенно. Важно следить за речевым развитием и помогать ребёнку в освоении языка.

Гимнастика для языка, губ и щек: как, зачем, почему

Чаще всего родители обращают внимание на неправильное произношение звуков у ребёнка.

Важно знать, что малышу можно помочь правильно произносить звуки и предупредить более серьезные нарушения речи. Одним из самых важных способов является артикуляционная гимнастика. Комплекс гимнастических упражнений направлен на развитие подвижности языка, губ и щек.

При регулярном выполнении упражнений у ребёнка улучшится произношение слов, появятся звуки, которых раньше не было в речи. Заниматься нужно не только тогда, когда появились проблемы с речью, а заранее. Давно известно, что профилактика — лучше, чем лечение.

5 правил правильного выполнения артикуляционной гимнастики

5 правил правильного выполнения артикуляционной гимнастики

  1. Проводите гимнастику утром и вечером, по 15 минут в день.
  2. Научитесь выполнять упражнения сами и только потом начинайте заниматься с ребёнком.
  3. Приготовьте зеркало для занятий. Малышу потребуется контроль своих движений для того, чтобы их правильно выполнять.
  4. Осваивайте артикуляционную гимнастику постепенно, переходите от простых упражнений к сложным, закрепите известные упражнения, а затем приступайте к новым.
  5. Будьте терпеливы! Если ваш малыш не может с первого раза освоить упражнение, не торопите его и не ругайте. Постепенно все получится!

Игровые упражнения для губ

  • «Пчелки». Покажите малышу, как нужно вытянуть губы вперед, а затем двигаем ими вправо и влево. Скажите ребёнку, что вы теперь как пчелки, которые собирают нектар.
  • «Поцелуйчики». Дети очень ласковые, попробуйте вместе с ними раздать воздушные поцелуи папе, брату, сестренке или любимым игрушкам.
  • «Привет». Очень хорошо, когда ребёнок растет веселым и улыбчивым. Поздоровайтесь с ребёнком, при этом улыбайтесь. «Улыбка» самое простое и важное упражнение для губ. Улыбайтесь с зубками и без них.
  • «Прятки». Покажите ребёнку, как можно спрятать губы, втягивая их к зубам.
  • «Ежик». Вытягивайте вместе с ребёнком губы вперед в «трубочку» и вращайте ими по кругу. Скажите малышу, что вы похожи на ежика, который бегает по лесу и ищет грибочки.

Важные упражнения для щек

Важные упражнения для щек

  • Научите малыша похлопывать ладошками и пальцами по щекам.
  • Надуйте вместе с ребёнком щеки, затем ладошками нажмите на щеки, чтобы изо рта вышел воздух.
  • Наберите в рот воды и покажите, как можно перегонять водичку из одной щеки в другую. Пусть малыш попробует сам выполнить упражнение!

Игры с «веселым язычком»

Гимнастика для языка должна заинтересовать ребёнка. Мы предлагаем выполнять ее в стихотворной форме. Читайте стихотворение и выполняйте упражнения.

«Твой игривый Язычок,

Должен слушаться тебя.

Каждый день зарядку делай,

А не делать нам нельзя.

Вот и утро настает!

Язычок встает, выглядывает в окошко (показать широкий язык).

Видит: котик на пороге, в гости просится (кончик языка упирать в нижние резцы, язык поднять наверх).

Взял наш друг топор и клещи и решил забор чинить (улыбнуться и показать зубы).

«Д−д−д» — стучит работник (поднять язык к верхним зубам и постучать по ним).

«Т−т−т» — забит и гвоздик. Молодец, наш язычок (улыбнуться)!

Погулять решил малыш, к бабушке отправился,

Покушать вкусных блинчиков ему понравится (показать широкий язык, пошлепать губами, затем зубами по языку).

Бабушка ждала внука своего, предложила сладкого варенья, не жалко ничего (широким языком облизать верхнюю губу).

На лошадке скачет веселый язычок (цокать языком),

В поле грибочков вкусных он найдет (присосать язык к верхнему небу).

На часы взглянул наш язычок (улыбнуться, языком покачать вправо-влево)

И домой помчался цок! (цокать языком 8−10 раз)».

Представленные упражнения являются основными и рекомендуются для выполнения детям с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи.

10 игр, которые заинтересуют самого капризного малыша

10 игр, которые заинтересуют самого капризного малыша

Дети быстро утомляются от ежедневных занятий. Игровыми приемами можно вновь вызвать интерес ребёнка к выполнению упражнений для артикуляционных органов.

  1. Наберите в пипетку компота или сладкого чая и капайте ребёнку на язык. Следите, чтобы малыш проглатывал каждую каплю.
  2. Каждый день надувайте с ребёнком резиновые игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри.
  3. Поиграйте в индейцев: произносите звуки «а, о, у, и, э», при этом ладошкой похлопывайте по рту. Получится веселый звук!
  4. Возьмите крепкую веревочку длиной около 60 см и проденьте шарик диаметром 2-3 см. На концах веревочки свяжите узлы так, чтобы шарик не выпадал. Пусть малыш языком двигает шарик вправо и влево, вверх и вниз.
  5. Научите ребёнка загибать кончик языка вверх, как чашечка. В этом положении малыш должен поймать шарик. Следите за чистотой шарика.
  6. Возьмите чайную ложку и приставьте вогнутой стороной ко рту ребёнка. Малышу необходимо толкать языком влево и вправо, вверх и вниз.
  7. Попросите малыша улыбнуться. Затем легкими поглаживающими движениями помассируйте язык ребёнка.
  8. Дайте ребёнку две чайные ложки и попросите легко похлопать ими по щекам, затем по языку.
  9. Напомните ребёнку, как нужно делать из языка «чашечку», затем налейте в нее немного воды или сока. Ребёнок должен удержать жидкость, а затем покачать языком, не пролив содержимое «чашечки».
  10. Попросите малыша вытянуть губы вперед, на верхнюю губу положите ватную палочку или карандаш. Пусть ребёнок удерживает «груз» губами несколько секунд.

Все эти упражнения нужно выполнять регулярно, по 5-10 раз. Помните, что вы должны в первую очередь оценивать возможности вашего ребёнка и ни в коем случае не допускать переутомления.

Занимайтесь с ребёнком с удовольствием и ваши усилия непременно принесут результаты!

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014

Неврология. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт 2014

Полноценное общение. 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.

Что такое дикция?

Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.

Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.

Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?

Как улучшить дикцию ребенку?

Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?

1. Следите за собой

Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.

2. Делайте гимнастику

Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.

3. Работайте над дыханием

Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.

В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.

4. Скороговорки

Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.

В первый раз проговорите слова медленно и чётко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.

5. Обратитесь за помощью к логопеду

Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.

Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?

Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.

1. Читаем вслух

Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.

2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш

Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.

3. Диктофон и аудиокниги

Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.

4. Следите за осанкой и говорите на ходу

Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.

Читайте также: Когда идти к логопеду?

5. Быстрая разминка для дикции

Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.

Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?

  • Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
  • Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
  • Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
  • Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
  • Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.

Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится.

Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 19.07.2022.

Красивая речь редко появляется сама собой. Это тяжелый совместный труд — ребенка, родителя, а иногда и логопеда.

Учиться правильно выговаривать буквы нужно в период становления речи — исправлять дефекты в старшем возрасте гораздо сложнее. Как освоить правильное произношения в домашних условиях и когда все же стоит посетить специалиста — об этом в нашем материале.

Как правильно: звук или буква?

Все, что мы говорим и слышим — это звуки. А буквы — это символы, графические обозначения звуков. Правильным будет работать над произношением звуков, а не букв. Однако, родители чаще всего интересуются, как научить ребенка выговаривать те или иные буквы. Поэтому для удобства в материале мы будем использовать термин «буква» в значении «звук».

Причины неправильного произношения у детей

Речь — процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.

Дефекты речевого аппарата:

  • короткая подъязычная связка — затрудняет движение языка;
  • слишком толстые губы или малоподвижная верхняя губа — вызывают трудности с  произношением губных звуков;
  • неправильный прикус и дефекты строения челюстей — часто дают картавость и шепелявость;
  • неправильное строение зубного ряда — может вызывать искажения некоторых звуков;
  • нетипичные размеры языка или нёба — нарушают артикуляцию.

Другие причины:

  • нарушение слуха напрямую связано с развитием речи и ее качеством;
  • ослабленность организма на фоне тяжелых соматических заболеваний в период становления речи;
  • нарушение фонематического слуха — неумение различать близкие по звучанию звуки (б-п, д-т).

При наличии перечисленных дефектов следует обратиться к специалисту. Большинство других проблем можно решить в домашних условиях.

Этапы развития речи у ребенка

как научить ребенка выговаривать буквы

Все дети имеют свои индивидуальные особенности развития. Тем не менее каждый возраст характеризуется определенными достижениями, которые важно отслеживать, например:

  • к третьему месяцу у ребенка должно появиться гуление — непроизвольное возникновение звуков (гласных и гортанных согласных);
  • к 6-12 месяцам гуление переходит в лепет — произношение слогов (ба-ба-ба, га-га-га);
  • в год ребенок должен говорить 5-15 простых слов (мама, папа, дядя);
  • в 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет строить простые грамматические конструкции (папа, дай! Кука бух! — кукла упала), словарный запас 80-100 слов;
  • 2 года — 200-400 слов;
  • 3 года — порядка 1000 слов.

С 3 лет начинается интенсивное развитие речи. Ребенок запоминает и без труда воспроизводит новые слова, но не всегда правильно:

  • до 4 лет может смягчать согласные (дь, ть), может заменять свистящие С, З, Ц на Т, о выговаривании Р и Л пока речи не идет;
  • с 4 до 5 лет ребенок перестает смягчать согласные, начинает внятно произносить свистящие, осваивает шипящие звуки;
  • к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, включая сонорные Р и Л, речь становится богатой, используются сложные речевые конструкции;
  • к 7 годам ребенок владеет речью в совершенстве, что является обязательным условием для дальнейшего освоения школьной грамоты.

Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и согласно нормам, важно следить за общим развитием ребенка с первых дней его жизни. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в период становления речевых навыков, — чаще с ним разговаривать, развивать мелкую моторику и как можно больше играть.

Мелкая моторика

Связь между развитием мелкой моторикой ребенка и речью объясняется близостью мозговых центров, отвечающих за эти процессы. Разминая пальчики малыша, вы одновременно воздействуете и на речевой центр. Упражнений на развитие мелкой моторики масса:

  • пальчиковые игры (ладушки, сорока-белобока), массаж ручек;
  • игры с песком и крупами (зарыть и откопать предмет, рисование пальчиком по крупе или песку);
  • сортировка и нанизывание бусин;
  • бизиборды со шнуровками, разными видами замков, кнопок, молний;
  • лепка и рисование.

Повышение уровня сложности заданий

Развитие мелкой моторики во многих источниках считается панацеей при отсутствии речи у детей. На самом деле, это не так. Наш мозг устроен таким образом, что для развития ему нужен стресс. Если ребенок ежедневно по несколько часов будет перебирать горох с фасолью, эффективность у таких занятий будет нулевой.

Чтобы дать толчок общему развитию ребенка, задания необходимо постоянно усложнять. Ребенок должен мыслить, использовать разные группы мышц, задействовать слух, зрение, обоняние — тогда его мозг будет развиваться, решая новые для него задачи. А вместе с ним будет совершенствоваться и речь.

Примеры заданий:

  • кидали мяч друг другу — кидайте мяч в корзину — сбивайте мячом кегли;
  • сортировали бусины по размеру — сортируйте по цвету — нанизывайте бусины одного цвета на леску и т. д.

Речевая среда

Важным аспектом своевременного развития речи является нахождение ребенка в активной речевой среде. С малышом постоянно нужно разговаривать: комментировать свои действия, называть предметы, которые вас окружают, читать книги, стихотворения, петь песни и так далее. Все это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, который станет основой будущей речи вашего ребенка.

Сюсюкание

В последнее время логопеды стали обращать внимание родителей еще на одну деталь, оказывающую воздействие на качество речи ребенка, — сюсюкание с ним. Чрезмерное сюсюкание с ребенком действительно может стать причиной неправильного произношения отдельных звуков, но это не значит, что с рождения малышу нельзя говорить ласковые и смешные словечки. Главное — знать меру, тогда это не станет проблемой.

Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно

девочка выговаривает буквы и звуки

Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра — особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.

При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать — нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.

Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.

Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям — лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.

Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками. 

Разминка речевого аппарата перед началом занятий

Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:

  • подуть на чай — вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
  • поиграть пламенем свечи — дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
  • язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
  • упражнение «ням-ням» — широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
  • говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, — разогревает голосовые связки;
  • «качели» — высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
  • «заборчик-трубочка» — широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.

Каждое упражнение повторить 4-5 раз.

Логопедические упражнения для развития речевого аппарата

логопед помогает девочке выговаривать буквы правильно

Мышцы речевого аппарата ребенка развиты слабо — именно это и не позволяет ему правильно выговаривать те или иные буквы. Если регулярно тренировать эти мышцы с помощью специальных логопедических упражнений, к 6-7 годам у ребенка не будет проблем с речью. Вот основные группы упражнений, которыми можно заниматься самостоятельно без помощи логопеда.

На укрепление мышц языка

Упражнения направлены на то, чтобы выработать навык долго удерживать язык в приподнятом положении за верхними зубами. Это необходимо для выговаривания букв «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж»:

  • «жало» — напряженный, острый язык высунуть вперед и удерживать как можно дольше;
  • «лопаточка» — широкий язык уложить на нижнюю губу;
  • «чаша» — широко раскрыть рот, высунуть язык, не касаясь зубов, затем засунуть его обратно;
  • «маятник» — по аналогии с «чашей» водить напряженным языком из стороны в сторону;
  • «лошадь» и «индюк» — имитировать цоканье лошади и крик индюка «бл-бл-бл».

На укрепление корня языка

Упражнения позволяют удерживать язык прижатым к верхнему нёбу для правильного выговаривания букв «г», «к», «х»:

  • покашливание;
  • имитация полоскания горла;
  • резкое, отрывистое произношение гласных а, и, э.

Учимся смыкать губы

Упражнения помогут освоить буквы «б», «п», «м».

  • сжать губами карандаш и описать в воздухе круг;
  • зажать между губами небольшой предмет (фасоль, семечку) и выплюнуть;
  • имитация фырканья лошадки;
  • имитация игры на барабане «бум-бам».

Тренируем щечки

  • надуть одну щеку, затем другую, затем обе одновременно;
  • упражнение «хомячок» — надуть щеки и пережевывать воображаемую пищу;
  • втягивание щек между зубами;
  • перекатывание воды или воздуха из одной щечки в другую.

Учимся выговаривать сложные звуки

как научить ребенка говорить буквы

Если общеразвивающие логопедические упражнения вам не помогли и ребенок неправильно произносит некоторые буквы, не расстраивайтесь — ряд логопедических приемов позволит научить ребенка произносить любую букву.

Буква Р

Самая сложная для произношения буква, которая формируется у детей уже в самом конце становления речи — к 6-7 годам. Впрочем, иногда без логопедической помощи буква Р остается недостижимой на всю жизнь.

Чаще всего ребенок просто «глотает» букву Р (дорога — доога). Реже — заменяет ее другими буквами (рыба — лыба, гыба, дыба) или смягчает звук (дорёга, риба, кряска).

Выговорить букву Р действительно непросто — ее артикуляция достаточно сложна. Необходимо разомкнуть зубы на 4-5 мм, поднять кончик языка вверх ближе к зубам, выгнуть среднюю часть его спинки, а заднюю часть прижать к верхнему небу. При этом языком нужно вибрировать.

Объяснить такую технику ребенку довольно трудно, поэтому лучше регулярно выполнять следующие упражнения:

  • упражнения «качели» и «лошадка» из речевой разминки;
  • рычание тигра — имитация рычания помогает освоить вибрацию и длительный выдох;
  • подражание звуку автомобиля.

Если ребенок хорошо выговаривает букву Д, можно «поставить» ему Р с помощью Д:

  • быстро повторять букву Д (ддддд) — повторение перейдет в вибрацию и даст звук Р;
  • отрабатывать слоги, в которых Р звучит твердо (дру, дро, дрэ), а затем удалить из них Д.

Отрабатывать полученную Р можно карточками со словами на букву Р и скороговорками. Чем младше ребенок, тем проще должны быть скороговорки:

  • на дворе трава, на траве дрова;
  • грянул гром — гроза в разгаре;
  • проворонила ворона вороненка;
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара и Карла украла кларнет (для детей постарше).

Буква Л

Буква Л вызывает немало трудностей при произношении. У части детей Л просто выпадает из речи (лампа — ампа), но чаще всего ее заменяют на У (лампа — уампа), В (лук — вук), Д (лавка — давка), в редких случаях на НГ (лампа — нгампа). Замена буквы Л другими буквами считается нормой у детей до 4 лет.

Техника произношения звука:

  • зубы разомкнуты на 4-5 мм друг от друга;
  • боковые края языка не касаются верхнего нёба;
  • кончик языка заострен и загнут вверх к зубам;
  • голосовые связки вибрируют.

Гимнастика перед постановкой звука поможет языку занимать правильное положение при произношении:

  • упражнения «качели», «лошадка» и «индюк», описанные выше;
  • «гамак» — упереться кончиком языка в верхние зубы и выгнуть язык в форме гамака, задержаться в этом положении;
  • «грибок» — прижать язык к верхнему нёбу, имитируя шапку гриба, уздечка натянута, задержаться на несколько счетов.

После этих упражнений покажите ребенку, как вы произносите эту букву и попросите повторить перед зеркалом. Потренируйте слоги Ла, Лу, Ля, Ли, а затем и слова с буквой Л. Результат закрепите скороговорками:

  • лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • у елки иголки колки;
  • Люда леечку взяла, ландыш Люда полила.

Буква Ш

Шипящие появляются в речи детей ближе к 4 годам. Чаще всего дети заменяют букву Ш на С, реже — на Ф, Х или Т в зависимости от техники произношения и индивидуальных физиологических особенностей.

При правильном произношении буквы Ш зубы необходимо приблизить друг к другу, язык должен принять форму ковша, а губы нужно округлить и выдвинуть вперед.

Упражнения для правильной артикуляции:

  • попросить ребенка растянуть звук С, и в этот момент ложечкой приподнять ему язык к небу;
  • упражнение «согрей ладошки» — округлить губы и сделать долгий выдох в ладоши, не надувая щеки;
  • если ребенок выговаривает букву Р, предложите ему растянуть Р шепотом перед зеркалом и аккуратно остановите вибрацию ложечкой.

Закрепите полученную Ш проговариванием отдельных слогов и слов, используя карточки, а затем переходите к скороговоркам:

  • сшила Саша Саше шапку;
  • у Саши в кармашке шишки и шашки;
  • Маша под душем моет шею и уши.

Буква С

Чаще всего проблемы произношения буквы С связаны с заменой ее на букву Ф (стол — фтол), Т (сон — тон), Ш (сок — шок), З (сила — зила) и даже на ХЛ (салат — хлалат) — при заворачивании языка набок. Если ребенок не умеет контролировать дыхание во время речи, и воздух попадает ему в нос, при произношении буквы С появляется гнусавость.

Техника произношения буквы С схожа с техникой для буквы Ш. Разница — в положении языка: его кончик должен располагаться за верхними передними зубами близко, но не касаясь нёба. Достичь правильной техники помогут упражнения:

  • «заборчик» — расположить зубы друг над другом и сомкнуть их, язык расположить плоско за нижними зубами, губы широко раздвинуть;
  • изобразить тишину звуком «тсссс», растягивая С в конце;
  • посвистеть, высунув язычок между зубами.

Скороговорки для закрепления:

  • ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска;
  • Евсей, Евсей, муку просей;
  • сидит Алеся, с печки ноги свеся.

Буква Ж

Проблемы с освоением буквы Ж возникают при наличии дефектов речевого аппарата или речевого дыхания. При отсутствии физиологических дефектов произношение буквы Ж выравнивается в процессе отработки классических логопедических упражнений.

Для корректного произношения буквы Ж губы нужно округлить и выдвинуть вперед, зубы разомкнуть на расстоянии 1,5-2 мм друг от друга. Кончик языка стремится к краю твердого нёба, между языком и нёбом образуется щель, через которую выдыхается воздух.

Для достижения чистого произношения делаем следующее:

  • кладем ребенку руку на горло и просим растянуть звук Ш;
  • просим усилить громкость — в горле появится вибрация и Ш перейдет в Ж;
  • подробно рассматриваем с ребенком в зеркале правильную технику;
  • просим ребенка растянуть звук З, поднимая ложечкой язык вверх к нёбу — получается звук Ж.

Скороговорки для закрепления:

  • жужжит жужелица, жужжит и кружится;
  • в живом уголке жили ежи да ужи;
  • хорош пирожок — внутри творожок.

Буква К

Проблемы с произношением буквы К возникают нечасто. Как правило, к 4-5 годам у большинства детей формируется правильная техника: зубы разомкнуты, рот приоткрыт, корень языка стремится к небной занавеске, выдыхаемый воздух «взрывает» смычку между корнем языка и занавеской.

Если у ребенка нет ярко выраженных физиологических дефектов, неправильное произношение может быть связано с тем, что малыш «облегчает» себе задачи, заменяя сложную букву К более простой Т.

Упражнения для постановки звука К:

  • покашливание — сначала вслух, а затем шепотом, чтобы добиться чистого звука К;
  • постановка звука К от звука Т — попросите ребенка непрерывно повторять слог «та», в то же время
  • отгибайте ложечкой кончик языка вниз. Сначала «та» перейдет в «тя», затем в «кя» и, наконец, в «ка».

Для закрепления навыка повторяйте:

  • у Кондрата куртка коротковата;
  • котик ниток клубок укатил в уголок;
  • канат у Натки, нитки у Никитки.

Буква З

Свистящие звуки формируются у ребенка к 4 годам. Это звуки «з», «с» и «ц». Важно сразу поставить ребенку правильную технику произношения, иначе проблема может остаться на всю жизнь.

При артикуляции буквы З необходимо приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, между зубами оставить небольшую щель. Боковые края языка прижать к зубам, а его центр подтянуть к верхнему нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. Голосовые связки при этом должны вибрировать.

Детям свойственно шепелявить, нарушая технику произношения буквы З, либо заменять ее на Д (зима — дима) или Ж (зуб — жуб). Эти дефекты возможно скорректировать:

  • классическими логопедическими упражнениями для развития мышц речевого аппарата;
  • по аналогии с буквой С попросить ребенка произнести «тсссс», но громко и звонко, пока не услышите четкий З.

Закрепите технику произношения перед зеркалом и попробуйте одну из скороговорок:

  • Зоиного зайку зовут Зазнайка;
  • у зайки Бубы заболели зубы;
  • у Зины много забот, заболел у зайки живот.

Буква Ц

Чтобы правильного выговорить букву Ц, кончик языка нужно упереть в нижние резцы, а его спинку выгнуть, чтобы она соприкасалась с верхним нёбом. В момент выдоха между языком и нёбом образуется щель, а кончик языка отдаляется от зубов, усиливая струю воздуха.

Нарушая технику, дети чаще всего заменяют Ц на Т (цыпленок — тыпленок), С (цена — сена), Ф (цирк — фирк) или Ч (царь — чарь).

Самый простой способ научить ребенка выговаривать букву Ц — попросить его повторить «тсс» много раз подряд шепотом, затем ускориться, пока не получится чистая звонкая Ц. После закрепить слоги: ЦА, ЦО, ЦИ, ЦУ.

Скороговорки на букву Ц:

  • у цыпленка Цыпы цепь;
  • из соседнего колодца целый день водица льётся;
  • скворцы и синицы — веселые птицы.

Буква Ч

Правильное произношение букв Ц и Ч появляется у детей ближе к 5 годам. Это сложные согласные, которые состоят из 2 компонентов — их называют аффрикатами. Звук Ч — это нечто среднее между ТЬ и Щ. На эти звуки ребенок вначале заменяет Ч.

Примечательно, что логопедами допускается 2 техники произношения буквы Ч — верхняя и нижняя. Чаще всего детям ставят верхнюю артикуляцию:

  • губы округлить и выставить вперед;
  • между зубами должна быть щель 2 мм;
  • кончик и передняя часть спинки языка подняты и прижаты к верхнему нёбу;
  • на выдохе спинка опускается вниз, образуя узкую щель.

В домашних условиях поставить звук Ч можно простым способом — попросить ребенка часто повторять звук ТЬ и сдавливать ему в этот момент щечки. Если у вас есть проблемы с выговариванием шипящих, обязательно делайте комплекс разминки и логопедических упражнений.

Скороговорки для закрепления:

  • черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход;
  • чащи чаще в нашей пуще;
  • у четырех черепашек по четыре черепашонка.

В каких случаях необходимо обратиться к логопеду

Решить большинство проблем с выговариванием тех или иных букв можно и в домашних условиях. Однако, при наличии серьезных дефектов речевого аппарата или в случаях нарушений работы мозга вам понадобится помощь логопеда.

Если ваши домашние занятия не приносят эффекта в течение нескольких недель, обратитесь за помощью. Возможно, дело действительно в физиологии, или же вашему ребенку нужен индивидуальный подход, который определит опытный специалист.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Тренажер для развития мышления

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

Красивая речь редко появляется сама собой. Это тяжелый совместный труд — ребенка, родителя, а иногда и логопеда.

Учиться правильно выговаривать буквы нужно в период становления речи — исправлять дефекты в старшем возрасте гораздо сложнее. Как освоить правильное произношения в домашних условиях и когда все же стоит посетить специалиста — об этом в нашем материале.

Как правильно: звук или буква?

Все, что мы говорим и слышим — это звуки. А буквы — это символы, графические обозначения звуков. Правильным будет работать над произношением звуков, а не букв. Однако, родители чаще всего интересуются, как научить ребенка выговаривать те или иные буквы. Поэтому для удобства в материале мы будем использовать термин «буква» в значении «звук».

Причины неправильного произношения у детей

Речь — процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.

Дефекты речевого аппарата:

  • короткая подъязычная связка — затрудняет движение языка;
  • слишком толстые губы или малоподвижная верхняя губа — вызывают трудности с  произношением губных звуков;
  • неправильный прикус и дефекты строения челюстей — часто дают картавость и шепелявость;
  • неправильное строение зубного ряда — может вызывать искажения некоторых звуков;
  • нетипичные размеры языка или нёба — нарушают артикуляцию.

Другие причины:

  • нарушение слуха напрямую связано с развитием речи и ее качеством;
  • ослабленность организма на фоне тяжелых соматических заболеваний в период становления речи;
  • нарушение фонематического слуха — неумение различать близкие по звучанию звуки (б-п, д-т).

При наличии перечисленных дефектов следует обратиться к специалисту. Большинство других проблем можно решить в домашних условиях.

Этапы развития речи у ребенка

как научить ребенка выговаривать буквы

Все дети имеют свои индивидуальные особенности развития. Тем не менее каждый возраст характеризуется определенными достижениями, которые важно отслеживать, например:

  • к третьему месяцу у ребенка должно появиться гуление — непроизвольное возникновение звуков (гласных и гортанных согласных);
  • к 6-12 месяцам гуление переходит в лепет — произношение слогов (ба-ба-ба, га-га-га);
  • в год ребенок должен говорить 5-15 простых слов (мама, папа, дядя);
  • в 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет строить простые грамматические конструкции (папа, дай! Кука бух! — кукла упала), словарный запас 80-100 слов;
  • 2 года — 200-400 слов;
  • 3 года — порядка 1000 слов.

С 3 лет начинается интенсивное развитие речи. Ребенок запоминает и без труда воспроизводит новые слова, но не всегда правильно:

  • до 4 лет может смягчать согласные (дь, ть), может заменять свистящие С, З, Ц на Т, о выговаривании Р и Л пока речи не идет;
  • с 4 до 5 лет ребенок перестает смягчать согласные, начинает внятно произносить свистящие, осваивает шипящие звуки;
  • к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, включая сонорные Р и Л, речь становится богатой, используются сложные речевые конструкции;
  • к 7 годам ребенок владеет речью в совершенстве, что является обязательным условием для дальнейшего освоения школьной грамоты.

Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и согласно нормам, важно следить за общим развитием ребенка с первых дней его жизни. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в период становления речевых навыков, — чаще с ним разговаривать, развивать мелкую моторику и как можно больше играть.

Мелкая моторика

Связь между развитием мелкой моторикой ребенка и речью объясняется близостью мозговых центров, отвечающих за эти процессы. Разминая пальчики малыша, вы одновременно воздействуете и на речевой центр. Упражнений на развитие мелкой моторики масса:

  • пальчиковые игры (ладушки, сорока-белобока), массаж ручек;
  • игры с песком и крупами (зарыть и откопать предмет, рисование пальчиком по крупе или песку);
  • сортировка и нанизывание бусин;
  • бизиборды со шнуровками, разными видами замков, кнопок, молний;
  • лепка и рисование.

Повышение уровня сложности заданий

Развитие мелкой моторики во многих источниках считается панацеей при отсутствии речи у детей. На самом деле, это не так. Наш мозг устроен таким образом, что для развития ему нужен стресс. Если ребенок ежедневно по несколько часов будет перебирать горох с фасолью, эффективность у таких занятий будет нулевой.

Чтобы дать толчок общему развитию ребенка, задания необходимо постоянно усложнять. Ребенок должен мыслить, использовать разные группы мышц, задействовать слух, зрение, обоняние — тогда его мозг будет развиваться, решая новые для него задачи. А вместе с ним будет совершенствоваться и речь.

Примеры заданий:

  • кидали мяч друг другу — кидайте мяч в корзину — сбивайте мячом кегли;
  • сортировали бусины по размеру — сортируйте по цвету — нанизывайте бусины одного цвета на леску и т. д.

Речевая среда

Важным аспектом своевременного развития речи является нахождение ребенка в активной речевой среде. С малышом постоянно нужно разговаривать: комментировать свои действия, называть предметы, которые вас окружают, читать книги, стихотворения, петь песни и так далее. Все это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, который станет основой будущей речи вашего ребенка.

Сюсюкание

В последнее время логопеды стали обращать внимание родителей еще на одну деталь, оказывающую воздействие на качество речи ребенка, — сюсюкание с ним. Чрезмерное сюсюкание с ребенком действительно может стать причиной неправильного произношения отдельных звуков, но это не значит, что с рождения малышу нельзя говорить ласковые и смешные словечки. Главное — знать меру, тогда это не станет проблемой.

Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно

девочка выговаривает буквы и звуки

Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра — особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.

При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать — нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.

Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.

Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям — лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.

Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками. 

Разминка речевого аппарата перед началом занятий

Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:

  • подуть на чай — вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
  • поиграть пламенем свечи — дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
  • язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
  • упражнение «ням-ням» — широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
  • говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, — разогревает голосовые связки;
  • «качели» — высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
  • «заборчик-трубочка» — широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.

Каждое упражнение повторить 4-5 раз.

Логопедические упражнения для развития речевого аппарата

логопед помогает девочке выговаривать буквы правильно

Мышцы речевого аппарата ребенка развиты слабо — именно это и не позволяет ему правильно выговаривать те или иные буквы. Если регулярно тренировать эти мышцы с помощью специальных логопедических упражнений, к 6-7 годам у ребенка не будет проблем с речью. Вот основные группы упражнений, которыми можно заниматься самостоятельно без помощи логопеда.

На укрепление мышц языка

Упражнения направлены на то, чтобы выработать навык долго удерживать язык в приподнятом положении за верхними зубами. Это необходимо для выговаривания букв «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж»:

  • «жало» — напряженный, острый язык высунуть вперед и удерживать как можно дольше;
  • «лопаточка» — широкий язык уложить на нижнюю губу;
  • «чаша» — широко раскрыть рот, высунуть язык, не касаясь зубов, затем засунуть его обратно;
  • «маятник» — по аналогии с «чашей» водить напряженным языком из стороны в сторону;
  • «лошадь» и «индюк» — имитировать цоканье лошади и крик индюка «бл-бл-бл».

На укрепление корня языка

Упражнения позволяют удерживать язык прижатым к верхнему нёбу для правильного выговаривания букв «г», «к», «х»:

  • покашливание;
  • имитация полоскания горла;
  • резкое, отрывистое произношение гласных а, и, э.

Учимся смыкать губы

Упражнения помогут освоить буквы «б», «п», «м».

  • сжать губами карандаш и описать в воздухе круг;
  • зажать между губами небольшой предмет (фасоль, семечку) и выплюнуть;
  • имитация фырканья лошадки;
  • имитация игры на барабане «бум-бам».

Тренируем щечки

  • надуть одну щеку, затем другую, затем обе одновременно;
  • упражнение «хомячок» — надуть щеки и пережевывать воображаемую пищу;
  • втягивание щек между зубами;
  • перекатывание воды или воздуха из одной щечки в другую.

Учимся выговаривать сложные звуки

как научить ребенка говорить буквы

Если общеразвивающие логопедические упражнения вам не помогли и ребенок неправильно произносит некоторые буквы, не расстраивайтесь — ряд логопедических приемов позволит научить ребенка произносить любую букву.

Буква Р

Самая сложная для произношения буква, которая формируется у детей уже в самом конце становления речи — к 6-7 годам. Впрочем, иногда без логопедической помощи буква Р остается недостижимой на всю жизнь.

Чаще всего ребенок просто «глотает» букву Р (дорога — доога). Реже — заменяет ее другими буквами (рыба — лыба, гыба, дыба) или смягчает звук (дорёга, риба, кряска).

Выговорить букву Р действительно непросто — ее артикуляция достаточно сложна. Необходимо разомкнуть зубы на 4-5 мм, поднять кончик языка вверх ближе к зубам, выгнуть среднюю часть его спинки, а заднюю часть прижать к верхнему небу. При этом языком нужно вибрировать.

Объяснить такую технику ребенку довольно трудно, поэтому лучше регулярно выполнять следующие упражнения:

  • упражнения «качели» и «лошадка» из речевой разминки;
  • рычание тигра — имитация рычания помогает освоить вибрацию и длительный выдох;
  • подражание звуку автомобиля.

Если ребенок хорошо выговаривает букву Д, можно «поставить» ему Р с помощью Д:

  • быстро повторять букву Д (ддддд) — повторение перейдет в вибрацию и даст звук Р;
  • отрабатывать слоги, в которых Р звучит твердо (дру, дро, дрэ), а затем удалить из них Д.

Отрабатывать полученную Р можно карточками со словами на букву Р и скороговорками. Чем младше ребенок, тем проще должны быть скороговорки:

  • на дворе трава, на траве дрова;
  • грянул гром — гроза в разгаре;
  • проворонила ворона вороненка;
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара и Карла украла кларнет (для детей постарше).

Буква Л

Буква Л вызывает немало трудностей при произношении. У части детей Л просто выпадает из речи (лампа — ампа), но чаще всего ее заменяют на У (лампа — уампа), В (лук — вук), Д (лавка — давка), в редких случаях на НГ (лампа — нгампа). Замена буквы Л другими буквами считается нормой у детей до 4 лет.

Техника произношения звука:

  • зубы разомкнуты на 4-5 мм друг от друга;
  • боковые края языка не касаются верхнего нёба;
  • кончик языка заострен и загнут вверх к зубам;
  • голосовые связки вибрируют.

Гимнастика перед постановкой звука поможет языку занимать правильное положение при произношении:

  • упражнения «качели», «лошадка» и «индюк», описанные выше;
  • «гамак» — упереться кончиком языка в верхние зубы и выгнуть язык в форме гамака, задержаться в этом положении;
  • «грибок» — прижать язык к верхнему нёбу, имитируя шапку гриба, уздечка натянута, задержаться на несколько счетов.

После этих упражнений покажите ребенку, как вы произносите эту букву и попросите повторить перед зеркалом. Потренируйте слоги Ла, Лу, Ля, Ли, а затем и слова с буквой Л. Результат закрепите скороговорками:

  • лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • у елки иголки колки;
  • Люда леечку взяла, ландыш Люда полила.

Буква Ш

Шипящие появляются в речи детей ближе к 4 годам. Чаще всего дети заменяют букву Ш на С, реже — на Ф, Х или Т в зависимости от техники произношения и индивидуальных физиологических особенностей.

При правильном произношении буквы Ш зубы необходимо приблизить друг к другу, язык должен принять форму ковша, а губы нужно округлить и выдвинуть вперед.

Упражнения для правильной артикуляции:

  • попросить ребенка растянуть звук С, и в этот момент ложечкой приподнять ему язык к небу;
  • упражнение «согрей ладошки» — округлить губы и сделать долгий выдох в ладоши, не надувая щеки;
  • если ребенок выговаривает букву Р, предложите ему растянуть Р шепотом перед зеркалом и аккуратно остановите вибрацию ложечкой.

Закрепите полученную Ш проговариванием отдельных слогов и слов, используя карточки, а затем переходите к скороговоркам:

  • сшила Саша Саше шапку;
  • у Саши в кармашке шишки и шашки;
  • Маша под душем моет шею и уши.

Буква С

Чаще всего проблемы произношения буквы С связаны с заменой ее на букву Ф (стол — фтол), Т (сон — тон), Ш (сок — шок), З (сила — зила) и даже на ХЛ (салат — хлалат) — при заворачивании языка набок. Если ребенок не умеет контролировать дыхание во время речи, и воздух попадает ему в нос, при произношении буквы С появляется гнусавость.

Техника произношения буквы С схожа с техникой для буквы Ш. Разница — в положении языка: его кончик должен располагаться за верхними передними зубами близко, но не касаясь нёба. Достичь правильной техники помогут упражнения:

  • «заборчик» — расположить зубы друг над другом и сомкнуть их, язык расположить плоско за нижними зубами, губы широко раздвинуть;
  • изобразить тишину звуком «тсссс», растягивая С в конце;
  • посвистеть, высунув язычок между зубами.

Скороговорки для закрепления:

  • ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска;
  • Евсей, Евсей, муку просей;
  • сидит Алеся, с печки ноги свеся.

Буква Ж

Проблемы с освоением буквы Ж возникают при наличии дефектов речевого аппарата или речевого дыхания. При отсутствии физиологических дефектов произношение буквы Ж выравнивается в процессе отработки классических логопедических упражнений.

Для корректного произношения буквы Ж губы нужно округлить и выдвинуть вперед, зубы разомкнуть на расстоянии 1,5-2 мм друг от друга. Кончик языка стремится к краю твердого нёба, между языком и нёбом образуется щель, через которую выдыхается воздух.

Для достижения чистого произношения делаем следующее:

  • кладем ребенку руку на горло и просим растянуть звук Ш;
  • просим усилить громкость — в горле появится вибрация и Ш перейдет в Ж;
  • подробно рассматриваем с ребенком в зеркале правильную технику;
  • просим ребенка растянуть звук З, поднимая ложечкой язык вверх к нёбу — получается звук Ж.

Скороговорки для закрепления:

  • жужжит жужелица, жужжит и кружится;
  • в живом уголке жили ежи да ужи;
  • хорош пирожок — внутри творожок.

Буква К

Проблемы с произношением буквы К возникают нечасто. Как правило, к 4-5 годам у большинства детей формируется правильная техника: зубы разомкнуты, рот приоткрыт, корень языка стремится к небной занавеске, выдыхаемый воздух «взрывает» смычку между корнем языка и занавеской.

Если у ребенка нет ярко выраженных физиологических дефектов, неправильное произношение может быть связано с тем, что малыш «облегчает» себе задачи, заменяя сложную букву К более простой Т.

Упражнения для постановки звука К:

  • покашливание — сначала вслух, а затем шепотом, чтобы добиться чистого звука К;
  • постановка звука К от звука Т — попросите ребенка непрерывно повторять слог «та», в то же время
  • отгибайте ложечкой кончик языка вниз. Сначала «та» перейдет в «тя», затем в «кя» и, наконец, в «ка».

Для закрепления навыка повторяйте:

  • у Кондрата куртка коротковата;
  • котик ниток клубок укатил в уголок;
  • канат у Натки, нитки у Никитки.

Буква З

Свистящие звуки формируются у ребенка к 4 годам. Это звуки «з», «с» и «ц». Важно сразу поставить ребенку правильную технику произношения, иначе проблема может остаться на всю жизнь.

При артикуляции буквы З необходимо приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, между зубами оставить небольшую щель. Боковые края языка прижать к зубам, а его центр подтянуть к верхнему нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. Голосовые связки при этом должны вибрировать.

Детям свойственно шепелявить, нарушая технику произношения буквы З, либо заменять ее на Д (зима — дима) или Ж (зуб — жуб). Эти дефекты возможно скорректировать:

  • классическими логопедическими упражнениями для развития мышц речевого аппарата;
  • по аналогии с буквой С попросить ребенка произнести «тсссс», но громко и звонко, пока не услышите четкий З.

Закрепите технику произношения перед зеркалом и попробуйте одну из скороговорок:

  • Зоиного зайку зовут Зазнайка;
  • у зайки Бубы заболели зубы;
  • у Зины много забот, заболел у зайки живот.

Буква Ц

Чтобы правильного выговорить букву Ц, кончик языка нужно упереть в нижние резцы, а его спинку выгнуть, чтобы она соприкасалась с верхним нёбом. В момент выдоха между языком и нёбом образуется щель, а кончик языка отдаляется от зубов, усиливая струю воздуха.

Нарушая технику, дети чаще всего заменяют Ц на Т (цыпленок — тыпленок), С (цена — сена), Ф (цирк — фирк) или Ч (царь — чарь).

Самый простой способ научить ребенка выговаривать букву Ц — попросить его повторить «тсс» много раз подряд шепотом, затем ускориться, пока не получится чистая звонкая Ц. После закрепить слоги: ЦА, ЦО, ЦИ, ЦУ.

Скороговорки на букву Ц:

  • у цыпленка Цыпы цепь;
  • из соседнего колодца целый день водица льётся;
  • скворцы и синицы — веселые птицы.

Буква Ч

Правильное произношение букв Ц и Ч появляется у детей ближе к 5 годам. Это сложные согласные, которые состоят из 2 компонентов — их называют аффрикатами. Звук Ч — это нечто среднее между ТЬ и Щ. На эти звуки ребенок вначале заменяет Ч.

Примечательно, что логопедами допускается 2 техники произношения буквы Ч — верхняя и нижняя. Чаще всего детям ставят верхнюю артикуляцию:

  • губы округлить и выставить вперед;
  • между зубами должна быть щель 2 мм;
  • кончик и передняя часть спинки языка подняты и прижаты к верхнему нёбу;
  • на выдохе спинка опускается вниз, образуя узкую щель.

В домашних условиях поставить звук Ч можно простым способом — попросить ребенка часто повторять звук ТЬ и сдавливать ему в этот момент щечки. Если у вас есть проблемы с выговариванием шипящих, обязательно делайте комплекс разминки и логопедических упражнений.

Скороговорки для закрепления:

  • черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход;
  • чащи чаще в нашей пуще;
  • у четырех черепашек по четыре черепашонка.

В каких случаях необходимо обратиться к логопеду

Решить большинство проблем с выговариванием тех или иных букв можно и в домашних условиях. Однако, при наличии серьезных дефектов речевого аппарата или в случаях нарушений работы мозга вам понадобится помощь логопеда.

Если ваши домашние занятия не приносят эффекта в течение нескольких недель, обратитесь за помощью. Возможно, дело действительно в физиологии, или же вашему ребенку нужен индивидуальный подход, который определит опытный специалист.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

  1. Формируйте указательный жест.
  2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

Нужно обращать внимание не столько на активный словарь, сколько на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

  • сурдолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • генетика;
  • психолога;
  • грамотного логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Диагностику нужно повторить, если ребенок совсем не говорит или плохо говорит, и вы не уверены, что он вас всегда слышит.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

  1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  2. плохо спит;
  3. мало ест;
  4. плохо набирает вес;
  5. обильно срыгивает;
  6. испытывает судороги;
  7. часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Полезная ссылка Детский невролог в Минске Консультация специалиста, диагностика, лечение

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

  • частые истерики;
  • агрессивность;
  • фобии;
  • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
  • нарушение сна;
  • психотравма;
  • тики др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

  • не смотрит в глаза;
  • не откликается на имя;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не взаимодействует с родителями;
  • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если ребенка привели на занятия к логопеду в 2–2,5 года, шанс догнать возрастную норму очень высокий. А если привели в 4–5 лет, можно улучшить речь, но не максимально восстановить.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Добавить комментарий