Как исправить речь взрослого от заикания

Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  •  контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Заикание – нарушение речи у взрослого человека, характеризующееся нарушением темпо-ритмических характеристик речи, сопровождающееся тонической, клонической или смешанной формой судорожности мышц речевого аппарата. Согласно международным классификациям болезней, заикание является заболеванием и требует комплексного лечения.[1]

Вне зависимости от того, в каком возрасте появилось заикание, существуют современные методы самостоятельно, либо при помощи специалистов, избавиться от него. Заикание во взрослом возрасте может причинять существенные сложности в жизни, особенно у взрослого мужчины, поскольку мужчины по статистике заикаются в несколько раз чаще, чем женщины. В этой статье мы разберем причины заикания, его механизмы и практики, направленные на избавление от заикания взрослого человека.[2]

Заикания у взрослого

Основной причиной заикания у взрослых людей в настоящее время считается нарушение нейрофизиологии речевого навыка (дофаминовая теория, нарушение в работе базальных ганглиев и речевых центров Брока и Вернике). Само заикание в виде судорожности мышц речевого аппарата является лишь вершиной айсберга более глубоких нейрофизиологических нарушений, поэтому даже легкое заикание требует сложного комплексного лечения.[3]

В каком возрасте начинается заикание

Заикания во взрослом возрасте

Заикание обычно появляется в детском возрасте, во время развития и становления у ребенка речевого навыка. Чаще всего заикание начинается в диапазоне от 2 до 5 лет, в период гиперсенситивности речевых центров мозга. Существуют мнения, по которым заикается около 6% взрослых людей и около 8% детей. Очевидно, что подобные оценки могут быть только очень примерными, поскольку точных исследований не проводилось. [4]

Заикание во взрослом возрасте может возникнуть по нескольким причинам:

  • невротическое заикание возникает на нервной почве после сильного стресса, который вызывает разбалансировку работы различных речевых центров головного мозга
  • органическое заикание может быть следствием травм мозга, инсульта, любых других энцефалопатий, когда повреждается ткань мозга в его речевых областях.
  • наследственное – предрасположенность к такому заиканию передается ребенку от родителей или более дальних предков

Причины заикания у взрослых:

Причины возникновения заикания можно свести к органическим, психогенным и смешанным. Психогенное заикания обычно яляется с психотравмы, испуга, резкого перепада эмоций, сильного психического потрясения. Органическое заикание возникает при повреждении или неправильной работе нервных клеток и областей головного мозга, которые отвечают за речевой процесс. Бывает смешанная этиология заикания у взрослых, когда имеется как психогенный, так и органический фактор заикания.[3] [5] [6]

Заикание у взрослых, которое начинается в детстве

Заикания у взрослых людей

С заиканием у взрослого все понятно – оно появилось в детстве, не прошло с возрастом, не было вылечено в детстве и проявляется во взрослом возрасте. Обычно заикание, которое начинается в детстве, формирует у человека множество комплексов и психологических, невротических нарушений в виде тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки, социофобии и логофобии. Взросление ребенка с заиканием чаще всего сопряжено со стигматизацией этого нарушения речи – такого человека в детстве чаще всего отвергают, могут дразнить и проявлять другие виды психологического или физического насилия. Когда такой ребенок взрослеет, он несет в себе, как в подводной части айсберга, множество психопатологий, с которыми порой бывает трудно справиться.

Заикание у взрослых, которое начинается в детстве, чаще всего так сильно закрепляется с годами, что устранение такого заикания требует применения больших усилий, прежде всего у самого заикающегося. Ведь он привык осознавать себя как человека с заиканием, и более того – ввиду синдрома выученной беспомощности он практически не верит в возможность вылечить заикание. Чтобы убрать заикание у взрослого, нужна помощь компетентных врачей – психотерапевта, психиатра, невролога, чтобы назначить комплексное лечение. [6]

Заикание, которое начинается во взрослом возрасте

Заикания у взрослого человека

Все привыкли думать, что заикание у взрослого всегда начинается в детстве. Некоторые даже приводят примерные цифры – 50% заикающихся детей перерастают заикание, и оно проходит само собой до взрослого возраста. Конечно, эти цифры не находят подтверждение ни в одном исследовании и мало отражают реальную картину. На самом деле большая часть заикающихся детей продолжает заикаться и во взрослом возрасте.

Но как же обстоит дело с заиканием у человека, которое начинается во взрослом возрасте? Такое заикание тоже не редкость. Оно тоже может быть:

  • невротическим, возникающем в результате испуга, стресса, может проявляться на фоне пост-травматического расстройства.
  • неврозоподобным, возникающем вследствие черепно-мозговых травм, поражения мозга в результате инсульта и любых других факторов, приводящих к нарушению функциональности нервной ткани мозга в речевых областях

Поэтому заикание, которое появляется у взрослых – совсем не редкость. Но можно ли сказать, что что заикание у взрослого лечится легче, чем логоневроз, который начинается в детстве? Определенно, да. Заикание у взрослого легче поддается лечению, поскольку у взрослого человека в таком случае имеется опыт нормальной речи, поскольку навык речи закреплялся в течение всей его жизни.

С другой стороны, если сравнивать сложность терапии заикания у ребенка и у взрослого, который заикается всю жизнь – здесь лечить заикание будет легче у ребенка, поскольку его нервная система остается лабильной, податливой, в то время, как у взрослого уже сложился прочно нарушенный речевой навык.[7]

Диагностика заикания у взрослого

Для диагностики заикания лечащий врач должен направить вас обследование МРТ, ЭЭГ и на допплерографию сосудов мозга. Если там все в порядке, значит ваше заикание психогенное. Если какое либо исследование даст положительный результат, то сначала работаем с выявленной патологией и уже на фоне лечения этой патологии начинаем лечение заикания.

Перед тем, как начать лечение заикания у взрослого, нужно продиагностировать это нарушение речи, определить степень его тяжести:

  • Заикание тяжелой степени Заикание, охватывающее весь речевой аппарат, с нарушением дыхания и невротическими проявлениями, делающими речь малопонятной. При таком заикании наблюдается выраженная логофобия и избегание речевых ситуаций.
    Наедине с самим собой наблюдается практически такое же сильное заикание, как при общении с людьми.
  • Заикание средней степени Заикание, делающее речь недостаточно внятной. Умеренным заиканием считается лишь задержка произношения, “спотыкание” в начале фразы, остальные слова небольшой фразы произносятся свободно или с небольшими задержками.
    Наедине с самим собой заикание проявляется значительно меньше, чем при общении с людьми, либо отсутствует вовсе.
  • Заикание легкой степени Заикание легкой степени проявляется только в стрессовых ситуациях. Во всех остальных случаях, в спокойной и комфортной обстановке речь свободная. Такое заикание чаще всего незаметно для окружающих в спонтанном общении. Логофобия практически не влияет на поведение заикающегося. Заикание почти не наблюдается либо отсутствует наедине с самим собой.

и определить форму судорожности заикания: [8]

  • Тоническое заикание характеризуется продолжительным, статичным напряжением речевой мускулатуры при попытке произношения. Напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе дыхательные и голосовые. Это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться десятки секунд.
  • Клоническое заикание характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением речевой мускулатуры, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание, так как в большинстве случаев заикание является смешанным тонико-клоническим.
  • Тоническое и клоническое заикание (смешанное) наблюдается у большинства заикающихся, объединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип судорожной активности речевой мускулатуры.

Особенности заикания у взрослых

Особенностью заикания (являющегося по МКБ-10, международной классификацией болезней заболеванием) у взрослого является то, что как правило, такое заикание сильно закреплено на уровне навыка. Здесь мы имеем нарушенный речевой навык, который закреплялся многие годы. Это заикание с годами обрастало множеством психопатологий, например синдромом выученной беспомощности, неврозами, тревожным расстройством, логофобией, социофобией, нарушением адаптации и так далее.

С одной стороны, лечение заикания у взрослых проходит более быстро и эффективно, когда взрослый сам нацелен на результат и готов тратить 1-2 часа каждый день на речевые упражнения. С другой стороны, детская психика остается более лабильной, доступной для изменений, поэтому детское заикание лечится быстрее. Поэтому нельзя точно сказать, какое заикание лечится более эффективно и быстро – это зависит от множества факторов – каждый случай уникален.

Кроме того, надо учитывать особенности лечения невротического (психогенное) и неврозоподобного (органического) заикания. Эти особенности так же уникальны и требуют индивидуального подхода к лечению заикния у взрослых. Например, заикание, возникшее на нервной почве, после стресса, скорее всего будет являться психогенным, если все другие патологии нервной системы исключены.[9]

Заикание при волнении у взрослых

Мы уже почти 10 лет собираем статистику по заикающимся людям, проводя опросы и анкетирование. Наши наблюдения говорят о том, что заикание практически у всех усиливаются при волнении. Одновременно с этим работает и тревожность, которая сама по себе усиливает и тревожность, и как следствие – заикание. Получается замкнутый круг “заикание – тревожность”.

Исправить это состояние, разорвать этот замкнутый круг заикания с тревожностью у взрослых, которое проявляется как усиление заикания при волнении, можно только используя комплексную методику лечения заикания.

“Не нужно бороться с заиканием, нужно заново сформировать правильный речевой навык. Простыми словами – нам нужно заново научиться говорить”

Специалист

Иван
Валериевич
Тихий

провизор, психолог

Заикание у взрослого психосоматика

Заикание (логоневроз) является классическим психосоматическим расстройством, когда психические аспекты заикания влияют на активность речевой мускулатуры. Именно поэтому лечение заикания должно быть комплексным, затрагивая как соматический компонент заикания, так и психологический.

Если подробнее, то комплексное лечение заикания должно включать в себя восстановление правильного речевого навыка + психотерапию + лекарственные препараты. Связь запинок с волнением отмечают около 90% заикающихся взрослых. Взрослея, заикающийся человек понимает, что причины соматического проявления заикания лишь отражают нарушения внутри психики. [7]

Лечение заикания у взрослого

Лечения заикания у взрослого

Можно ли вылечить заикание у взрослого? Разумеется, заикание лечится в любом возрасте. Немного ниже мы подробно расскажем, как лечить заикание. Для лечения заикания нам понадобятся консультации у логопеда, невропатолога, психотерапевта или психиатра (либо обратиться в центр, где оказывают комплексное лечение). Демосфен как раз является таким центром, лечения заикания в котором можно проходить дистанционно.

Сначала проводится диагностика, далее коррекцию заикания может проводить логопед при одновременной работе с психиатром или психотерапевтом. Логопед проводит логоритмические упражнения, учит дыхательной гимнастике Стрельниковой, проводит артикуляционный массаж и т.д.

Лечение заикания у взрослого мало чем отличается от лечения заикания у детей. Правда, существует отличие – взрослый может заниматься своей речью самостоятельно, а ребенку обязательно нужна помощь родителей. Исправление заикания у взрослых обычно занимает несколько месяцев, чаще всего 1-2 месяца. [10]

Зачем лечить заикание у взрослого

Коррекция заикании

Чем раньше начать лечение заикания, тем раньше вы сможете ощутить чувство свободной беглой речи, сможете уверенно себя чувствовать при общении в любых речевых ситуациях, наконец сможете ощутить чувство свободного самовыражения в общении. Даже если вам кажется, что исправлять заикание уже нет смысла, даже если уже привыкли к нему и адаптировались, заменяя трудные слова синонимами, избегая речевые ситуации – вы достойны провести жизнь со свободной речью, только тогда вы сможете быть действительно свободной личностью.

Кроме того, легкое заикание у взрослых имеет тенденцию к ухудшению в ситуациях, когда возникают непредвиденные изменения в жизни. Новая работа, новая большая ответственность вроде рождения ребенка, стресс, накапливающийся как снежный ком, вредные привычки – и некогда слабое заикание у человека может усилиться.

Но и это еще не все. Заикание формирует у взрослого мужчины или женщины особенное патологическое состояние, которое можно назвать синдромом заикающейся личности, когда даже при легком заикании проявляется избегающий тип поведения, когда человек чаще всего автоматически ведет себя так, чтобы избежать лишнюю речевую активность вплоть до полной социальной дезадаптации.[16]

Лечение заикания у взрослого должно включать несколько направлений работы:

  • Логопедическая работа над речью

    • речевые упражнения
    • развитие артикуляции
    • формирование диафрагмального дыхания
    • развитие сильного голоса
    • использование активной жестикуляции
    • ежедневная речевая практика
    • логоритмические упражнения
    • специальные логопедические методы

  • Психотерапия

    • тревожности
    • низкой самооценки
    • неуверенности в себе
    • депрессии
    • логофобии
    • социофобии

  • Медикаментозная терапия

    • анксиолитики
    • ноотропы
    • противосудорожные
    • антидепрессанты
    • нейролептики
    • нейротропные витамины
    • нормотимики

Устранение заикания

Только комплексная работа с заиканием, включающая все вышеперечисленные методы, может дать стабильный результат в лечении заикающегося взрослого. Некоторые могут справиться с заиканием самостоятельно. Большинству взрослых с заиканием нужна помощь специализированных центров и врачей. [14] [15]

Оптимальный вариант – дистанционное лечение заикания в режиме онлайн-общения со специалистами, которые после диагностики состояния заикающегося человека составляют расписание занятий, дают рекомендации по фармакотерапии, проводят психотерапию и контролируют результаты на всех этапах лечения. Именно такой формат исправления заикания предлагает Центр лечения заикания “Демосфен”.

Лечение заикания у взрослых гипнозом

В некоторых случаях заикание вызвано физической или эмоциональной травмой или периодом сильного стресса (например, травлей). В этих случаях, а также если заикание вызывает у вас стресс и беспокойство, гипнотерапия может быть полезным инструментом.

Гипнотерапия может быть использована для изучения того, когда ваше заикание впервые началось, и для анализа того, что произошло и почему оно могло спровоцировать ваше заикание. Ваш гипнотерапевт может использовать методы, которые помогут изменить ваши представления о ситуации и снизить чувствительность ваших реакций на воспоминание.

Гипнотерапия также может помочь вам разработать стратегии, позволяющие лучше справляться с вашими повседневными триггерами (например, в социальных ситуациях или публичных выступлениях). Если вы боретесь со стрессом, тревогой и/или низкой самооценкой из-за заикания, вам может помочь посещение гипнотерапевта.

Ваш гипнотерапевт поможет вам войти в состояние глубокой релаксации, в котором ваше бессознательное станет более открытым для внушения. Здесь терапевт может предложить « предложения », чтобы облегчить стресс, уменьшить беспокойство и укрепить уверенность. Часто стресс и тревога могут усугубить заикание, поэтому облегчение их с помощью гипнотерапии может, в свою очередь, улучшить беглость речи.

Подробнее о препаратах от заикания у взрослых

Картинка консультации при заикании

Как одна из составляющих комплексного лечения заикания, фармакотерапия при заикании назначается врачом-психиатром, психотерапевтом, либо невропатологом. Здесь мы рассмотрим несколько примерных схем лечения заикания препаратами. Фармакотерапия не ограничивается одним фенибутом или пантогамом, есть большое множество медикаментов, которые назначаются индивидуально от заикания у взрослых. [11] [12] [13]

  1. При заикании у взрослого тяжелой степени, при наличии тревожного и депрессивного расстройства:
    • Анксиолитик Грандаксин
    • Противосудорожный Депакин
    • Нормотимик Седалит
    • Антидепрессант Пароксетин
    • Нейролептик Сонапакс или Кветиапин
    • Ноотропы Селанк, Семакс
  2. При заикании у взрослого средней степени тяжести с тревожным расстройством и легкой степенью депрессии:
    • Противосудорожный Депакин
    • Нормотимик Седалит
    • Антидепрессант Амитриптилин или Миртазапин
    • Ноотроп Фенибут, Пантогам, Семакс, Селанк
  3. При заикании у взрослого легкой степени без депрессии с легкой тревожностью:
    • Ноотропы Фенибут, Пантогам, Селанк, Семакс
    • Седативный Новопассит

Источники информации

1) World Health Organization ICD-10 F95.8 – Stuttering Archived 2014-11-02 at the Wayback Machine.
2) Ashurst JV, Wasson MN (October 2011). “Developmental and persistent developmental stuttering: an overview for primary care physicians”. The Journal of the American Osteopathic Association. 111 (10): 576–80.
3) Wu Joseph C.; Maguire, Gerald; Riley, Glyndon; Fallon, James; LaCasse, Lori; Chin, Sam; Klein, Eric; Tang, Cheuk; Cadwell, Stephanie; Lottenberg, Stephen (February 1995). “A positron emission tomography [18F]deoxyglucose study of developmental stuttering”. NeuroReport.
4) Carlson, N. (2013). Human Communication. In Physiology of behavior (11th ed., pp. 497–500). Boston: Allyn and Bacon.
5) Gordon, N. (2002). “Stuttering: incidence and causes”. Developmental Medicine & Child Neurology. 44 (4): 278–81.
6) Stammering (Stuttering) A Complex Vocal Tic, Patricia Sims, Kindle version 2014
7) Sander, RW; Osborne, CA (1 November 2019). “Stuttering: Understanding and Treating a Common Disability”. American Family Physician.
8) Craig, A.; Tran, Y. (2005). “The epidemiology of stuttering: The need for reliable estimates of prevalence and anxiety levels over the lifespan”. Advances in Speech Language Pathology.
9) Prasse, JE; Kikano, GE (1 May 2008). “Stuttering: an overview”. American Family Physician.
10) Ward 2006, p. 253
11) Maguire Gerald A., Riley Glyndon D., Franklin David L., Maguire Michael E., Nguyen Charles T., Brojeni Pedram H. (2004). “Olanzapine in the treatment of developmental stuttering: a double-blind, placebo-controlled trial”. Annals of Clinical Psychiatry
12) Thomas, K., & Saadabadi, A. (2018). Olanzapine. In StatPearls [Internet]. StatPearls Publishing.
13) Shaygannejad V., Khatoonabadi S. A., Shafiei B., Ghasemi M., Fatehi F., Meamar R., Dehghani L. (2013)

14) Reddy, R.P. (Spring 2017). “Cognitive Behavior Therapy for Stuttering: A Case Series”. Indian Journal of Psychological Medicine. 2010 jan-jun
15) “Stuttering Habits”. Stuttering Habits. Archived from the original on 2017-04-18.
16) Ward, David (2006). Stuttering and Cluttering: Frameworks for understanding treatment. Hove and New York City: Psychology Press. ISBN 978-1-84169-334-7

Видео о лечении заикания по методике Демосфен

Диагностика заикания Online от Демосфен

Запишитесь на бесплатную диагностику вашего заикания

Написать в Telegram

Отзывы о лечении заикания у взрослых:

Отзыв от Максима Старцева, 23 года

Прошёл курс неделю назад. Сейчас этап закрепления новой речи. Методика здравая! Так же нововведения с терапией и программой daf помогают в усвоении и ускоряют процесс.
Полностью изменилось мышление. Я перестал заикаться, говоря в голове и уже думаю не как заика. Даже мир как-то преобразился. Мне далась эта сила и я ей правильно распоряжусь.
Главное – не сдаваться. Если у меня получилось, то и у вас получится!

Июль 2022

Отзыв от Нурлыбека Тыржанова, 33 года

Здравствуйте! Хотелось бы поделиться своим опытом лечения заикания, тем более что я совместил конкретную работу над речью по методике Демосфен с препаратами.
Из препаратов, что я принимал, был амитриптилин, седалит, галодеридол (на который вернулся после сонапакса), феназепам. Все в минимальных дозировках.

Я одновременно проводил упражнения по курсу Демосфен с фармакотерапией. И я смог наконец начать свободно говорить с людьми. Если раньше общался только в друзьями (которых пару штук) и со своим котом, то теперь любое общение дается спокойнее. Даже с незнакомыми людьми в спонтанных ситуациях.

А я ведь прошел только подготовительный этап методики. В общем, я очень рад что нашел ваш сайт, доведу лечение до конца и напишу еще один отзыв.

Август 2022

Отзыв от E., 23

Сегодня мой последний день курса Демосфен! Моя речь стала намного лучше, чем раньше, могу уже свободно общаться и заикание уже не мешает. Я этот курс настоятельно советую тем, кто борется с заиканием и хочет от него избавиться. Также я благодарен консультантам за помощь в процессе этого курса! Всех благ!

Июль 2022

Отзыв от Л., 27 лет

Сегодня мой завершающий день курса. Юху!
Самое ценное, что дает методика, – это обретение контроля над процессом речи. Новый речевой стереотип учитывает все факторы, которые затрудняют речь при заикании, и помогает преодолеть их даже в самой волнительной ситуации.

Придется много трудиться, но это действительно того стоит. Мне 26 лет, 15 из которых я боролась с заиканием и страдала от логофобии. Меньше двух недель практики – и я уже получаю удовольствие от речи и звучания своего голоса.

Освоить методику я смогла, лишь посвятив ей весь месяц и выполняя абсолютно все предписания. Возможно, кто-то смог сочетать занятия с работой в офисе, но у меня не получилось (поэтому я закончила программу лишь со второго раза).

Ноябрь 2021

Отзыв от М., 41 год

После всего, что я прошел за несколько лет, включая ЦПРИН и методику Арутюнян, могу точно сказать, что в Демосфене собрано все самое рабочее и действенное, что можно применять при заикании. Здесь комплексная работа над речью, то есть работа над самой речью с речевыми упражнениями, психотерапия и фармакотерапию (в зависимости от состояния рекомендуют препараты). Я очень благодарен консультантам за помощь и за доброе человеческое отношение и атмосферу во время занятий. Спасибо, всем рекомендую курс

октябрь 2022

Авторы статьи, специалисты центра Демосфен:

Специалист
Сертификат

Владимир
Александрович
Бирюков

психолог, консультант

Специалист
Instagram

Лихачева
Кристина
Олеговна

логопед, психолог

Специалист
Диплом

Виктория
Валериевна
Шипилова

фармаколог, консультант

Привет, меня зовут Александр Дегилевич. Преподаю курс от заикания по своей авторской методике. В отличии от других специалистов, я заикался 16 лет и знаю проблему изнутри. Ступора, зажимы, замена слов и логофобия были моей реальностью.

Логопеды и психологи не решили проблему.
Более 10 лет назад я исправил свою речь и теперь привожу своих учеников к такому же результату. 

Почему возникает заикание?

Заикание — вершина айсберга. Главная проблема —  речевой ступор. 

Нужно отличать заикание и запинание. Запинание — это многократное повторение отдельных звуков. Только 5% моих учеников обращаются с такой проблемой. В повседневной жизни повторения звуков происходят у обычного человека в стрессовых ситуациях и особо не беспокоят.

Заикание – это в первую очередь речевой ступор: задержка дыхания, напряжение лицевых мышц и состояние бессилия от невозможности произнести слово.

По статистике заикающихся мужчин в разы больше, чем женщин (примерно 10 к 1), но реальные причины такого распределения неизвестны.  

Основная проблема, с которой я работаю более конкретная – речевой ступор и задержка дыхания во время речи. Буквально 1 опыт такого ступора закрепляет состояние фобии: «А если это повторится вновь?» Человек боится повторения ступора, тем самым его провоцирует.

Симптомы заикания. Почему заикание не болезнь?

Симптомы заикания — нарушение дыхания, голоса и артикуляции  во время речи. Приобретенная форма психического расстройства, при котором человек испытывает страх и потерю внимания перед произношением отдельных звуков или слогов.

Заикание – это ситуативное нарушение речи. Запинок нет при пении, наедине с собой и с близкими людьми. Количество зависаний и ступоров зависит от психологического состояния, и проявляются в отдельных фразах. Одно и тоже слово заикающийся человек может произнести как с запинками, так и без. Поэтому классические методы лечения будут бесполезны.

Поможет ли логопед при заикании?

Занятия с логопедом дают результат в 30% случаев при детских формах заикания. Причина такой низкой эффективности простая: логопед работает ТОЛЬКО с речевым аппаратом и не обращает внимания на фобию. Эффективность занятий с логопедом у взрослого человека не более 7%.

По теме эффективности работы психолога и гипнолога я рекомендую посмотреть подробное видео:

Поможет ли логопед-дефектолог?

Довольно быстро я понял, что обычные логопеды не специализируются на речевых отклонениях. Они занимаются с условно здоровыми детьми, которым нужна проработка отдельных звуков «Р» или «Л». Поэтому некоторые обращаются к логопедам-дефектологам.

Такой специалист исправляет нарушения речи, которые возникли в результате психологических или физических отклонений в развитии детей. В основном они работают через логопедические упражнения с детьми-аутистами, с ЗПР (задержками психологического развития), с УО (умственной отсталостью), с детьми с нарушением двигательной системы, ДЦП.

При разработке своей программы я взаимодействовал с несколькими логопедами-дефектологами. В процессе консультаций с ними понял, что они довольно поверхностно разбираются в проблеме и способах её решения.

Проблема лечения заикания плохо изучена. Логопедам сокращают часы обучения, поэтому реальная эффективность занятий низкая. 

В научной среде проблему заикания считают сложной, слабо изученной и практически нерешаемой. Поэтому большинство специалистов пытаются помочь, но не имеют комплексного подхода в этом вопросе. С другими речевыми нарушениями логопеды используют эффективные приёмы.

Большинство моих взрослых учеников ранее обращались к логопедам и дефектологам, но положительной динамики не происходило.

Про связь заикания и психосоматики можно прочитать ТУТ

Формы и виды заикания

Различают 3 формы заикания: тоническая, клоническая и комбинированная.

Тоническая форма – длительные паузы в словах и растягивание гласных, звуковые ступоры и зависания, при которых человек делает акцент на согласные.

Чаще всего тоническая форма возникает из-за психологического давления. Человек зажимает губы, зубы, язык и старается через зажим продавить слово. Он часто применяет эффект разгона.  Пытается перед сложным словом набрать больше воздуха или сделать движения телом (ногой, рукой или головой) и на этом движении выйти из ступора.

Клоническая форма – многократный повтор звука, слога или части слова, при этом человек не в силах продолжить речь. При клонической форме часто изменяется мимика. Заикающийся пытается выйти из цикла повторений с помощью переключения внимания на различные движения.

Комбинированная форма сочетает в себе тоническую и клоническую. Комбинированная форма встречается редко, чаще всего является формой прогрессирующего недуга.

Заикание может развиваться в любом возрасте. Даже у взрослого человека, который много лет говорил без проблем в речи. Обычно заикание развивается из клонической формы, когда человек торопиться сказать мысль, но речевой аппарат не успевает ее проговорить. В такие моменты возникают повторы звуков.

Этапы развития заикания

Существуют 4 этапа.


Формирование заикания


Осознание проблемы


Закрепление опыта


Стабилизация формы заикания

1. Формирование заикания. Формируется в младшем детском возрасте (3 — 5 лет). При этом ребенок не осознает, что с его речью что-то не так и не пытается себе помочь. Логофобии на данном этапе нет. Вероятность полного «спасения» ребёнка от недуга — высокая. На этом этапе заикания больше похоже на повторении звуков, и пока нет  судорожных попыток протолкнуть звук силой.

2. Осознание проблемы. Ребёнок начинает чувствовать свою проблему, которая может проявляться уже не только при волнении, но в простых бытовых ситуациях. Степень проявления ступоров умеренно-средняя. Ещё не наблюдается резких тиков и силовых судорожных движений при возникновении трудностей. Как правило, такой этап проходит в возрасте 5-7 лет.

3. Закрепление опыта. Ребёнок начинает вступать в коммуникацию в общественных местах, на уроках в школе. Проблема лишь увеличивается от стрессовых ситуаций. После череды неудачных диалогов появляется состояние стыда и отчаяния, что усиливает жёсткие речевые ступоры, гримасы, логофобию. Ребенок пытается заменять слова и старается говорить как можно меньше. Это происходит примерно в возрасте 7 -10 лет.

4. Стабилизация формы заикания. «Крайняя степень», при которой человек начинает не только заменять слова, но и активно избегает общения, чтобы нанести себе и своей психике как можно меньше боли. В такой форме ощущаются серьёзные проблемы с логопедией, психологией и психосоматикой. На четвертую степень заикания люди попадают в возрасте от 10-16 лет, но бывают и исключения. Большинство взрослых, обращающихся ко мне за помощью, к сожалению, уже имеют эту степень заикания.

Методы лечения заикания. Плюсы и минусы

Существует несколько методик, которые я также использую частично в своей работе.

Методика Арутюнян

Методика Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андроновой) пользуется известностью в России и странах СНГ. В большей части по ней преподают в центре Арлилия, которая на момент 2022 года имеет 6 филиалов по России.

Плюсы.

Методика Арутюнян эффективна в раннем возрасте, потому что в детстве легче исправить речевые ступора. У детей «маленький стаж» заикания поэтому еще не сформировались импульсы и логофобия.

Минусы.

Эта техника лечения основана на закреплении навыка растягивании гласных, чтобы получить уверенность, что человек может разговаривать без зажимов. Таким образом, метод Арутюнян подменяет понятия речь и пение. Курс длится более 2 месяцев, но переход от растягивания гласных к нормальной речи происходит только у некоторых учеников.

Методика Арутюнян
Скачать PDF

Скачать в формате Microsoft Word

Вывод.

Эффективность методики Арутюнян в большинстве случаев кратковременная. Даже после года интенсивных занятий многие люди все равно испытывают сложности. Подробнее об услугах центра Арлилия я написал ТУТ ( в том числе обратную связь от мамы мальчика, которого там год пробовали лечить)

Методика Снежко

Программу Романа Снежко я проходил сам в 2011 году. Он привлек меня громкими обещаниями про 100% избавление от заикания за 3 дня с пожизненной гарантией. Я заплатил 100 тыс.руб. и примерно на 60% улучшил речь. Это произошло благодаря моему усердию и терпению.

Основа курса Снежко – техника «открытого слога», впервые появилась в работах Ю.Б. Некрасовой, которая работала над социальной реабилитацией людей с заиканием. Снежко пытается отрицать этот факт и выдает свою методику за принципиально новый метод.  

Плюсы.

В целом программа лечения действенная. Снежко объединил методики Ю.Б. Некрасовой со своими наработками и умозаключениями.

Минусы.

Стоимость высокая. Агрессивный маркетинг Для полного избавление от заикания 3 дней недостаточно. Реальной гарантии нет. В неудачах Снежко обвинит Вас.

Подробнее о плюсах и минусах в моем видео.

Методика Снежко
Скачать PDF

Скачать в формате Microsoft Word

Вывод.

Программа Снежко способна уменьшить количество речевых ступоров и снизить страх общения. За 3 дня навык не может закрепиться, а «результаты» на видео временные и обусловлены синдромом «кабинетной речи». При таком синдроме, спустя некоторое время работы с психологом человек перестает бояться и говорит свободнее. После выхода из «кабинета Снежко» ученики продолжают сильно заикаться.

Подробнее о ценности методики Романа Снежко можно ознакомиться ТУТ

Методика В.И. Селиверстова

Используется логопедами в детских больницах и реабилитационных центрах. В данной программе активную роль играют родители и атмосфера в доме. Последователи методики убеждены, что заикание возникает из-за нарушения темпа речи и психологического состояния ребенка. Поэтому используются игровые приемы, которые призваны создать благоприятную атмосферу для нормализации темпа речи ребенка.

Преподаватели выделяют разные типы ступоров: судорожного и не судорожного характера. Судороги речевого аппарата разделяют на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные. Исходя из типа нарушения, подбирают упражнения для исправления речи.

Методика В.М. Шкловского

Курс В.М. Шкловского рассчитан на 3-4 месяца и включает в себя работу по логопедии и психологии. Особое внимание уделяется вегетативным симптомам: ком в груди, потливость, чувство жара, покраснение лица и шеи. Методика чем-то похода на Арутюнян, но дополнительно используются методы внушения и НЛП.

Методика И.Г.Выгодской, Л.П.Успенской и Е.Л.Пеллингер

Используется в основном для лечения заикания детей дошкольного возраста. Все обучение проходит в игровой форме. Ключевая задача преподавателей состоит в том, чтобы научить ребенка плавному звучанию речи, непрерывности дыхания и сохранению чувство ритма.

В данном подходе дополнительно используется метод мышечной и эмоциональной релаксации. Для детей младшего школьного возраста могу порекомендовать специалиста Н.А.Тригуб в центре «Контракт». Она работает по методике Арутюнян и имеет свои наработки.

Неработающие методики

Народные средства

Народные средства не помогают в лечении заикания.  Они не влияют на мышечные ступора и логофобию.

Гипноз и НЛП

Гипнолог помогает пациенту вспомнить травмирующее событие, которое привело человека к заиканию. Специалист по гипнозу ставит в основу своей работы поиск травмирующего события в прошлом и детальный его разбор. Специалист не работает с нарушением механики при заикании.

Более подробно в моем видео:

Логоритмика

В основу методики входят двигательные упражнения под музыку, связанные с изменением интонацией речи. Пациентов учат преодолевать заикание через движения.

Логопедический массаж

Не используется в качестве основной методики.  Основная помощь массажа достигается в снятии гипертонуса челюстно-лицевых мышц и устранения артикуляционных зажимов.

Иглоукалывание

Такая же дополнительная методика как массаж. Целью иглоукалывания является расслабление мышц речевого аппарата. Но сам способ произношения слов и попытка использовать артикуляцию в речи не меняется, поэтому заикающийся продолжает использовать ступора, как способ преодоления зажимов.

Электроэнцефалография

Помогает обнаружить судорожные активности отдельных участков мозга и путем воздействия слабых электрических токов расслабить участки речевого центра.

Лечение таблетками

Заикание не болезнь, поэтому вылечить заикание не получится. Большинство существующих таблеток направлены на снижение нервной возбудимости, например Фенибут, но они не помогут в борьбе с недугом.

Моя методика

В своей работе я объединил несколько успешных обучающих программ. В основном Снежко и Некрасовой, но использую методики частично, т.к. многие упражнения не приносят результат.

Принципы

Моя задача работать с причиной, а не следствием. Каждое упражнение я проверил на себе, т.к до 23 лет сильно заикался.

Программа лечения

Мой авторский курс длится 2-3 месяца. Занятия провожу очно или по Skype. Мы работаем с убеждениями, логопедией, психологией и нейрофизиологией. Подробнее с концепцией моего подхода можно ознакомиться ТУТ

Как я работаю

В отличие от других специалистов я знаю проблему изнутри, т.к много лет заикался. Врачи-логопеды до конца не понимают проблему, поэтому не могут предложить последовательную программу по исправлению речи, которая есть у меня.

Я не просто преподаю готовый курс. С каждым новым занятием корректирую учебную программу под ученика. Не существует «готовой таблетки» чтобы вылечить заикание, потому что проблема может быть в убеждениях, мышечных импульсах, дыхании, артикуляции и неверном произношении отдельных звуков.

С результатами моей работы можно ознакомиться ТУТ

Что я не делаю:

— не стараюсь исправить проблему только одним способом: психологическим или медикаментозным. В редких случаях рекомендую прием препаратов как дополнение к основной работе.

— не делаю работу за ученика. Мы разбираем каждую ошибку и учимся ее исправлять. Я являюсь Вашим наставником и личным тренером, поэтому если вы не готовы к совместной работе, ко мне обращаться не стоит.

— не работаю в группах. Каждая проблема индивидуальна, поэтому невозможно дать универсального решения для всех.

В чем сложность лечения заикания?

Проблема не решается с помощью одного метода. Работа строится комплексно. Каждая новая ошибка в артикуляции влияет на уверенность в речи. А неуверенность порождает фобию и новые зажимы. 

Самая частая мысль в таких состояниях: «не могу, не получится, впереди трудный звук». В этот момент человек вспоминает прошлый негативный опыт и проецирует его на настоящий момент.

Такое действие приводит к задержке воздуха, и мозг останавливает речевой процесс. Человек боится ступора, поэтому возникает повышенное внимание на внутреннем состоянии, которое отвлекает от речи.

Заикающийся человек очень боится непроизвольных остановок. В такие моменты он начинает помогать себе физически и сжимать мышцы. Большинство речевых процессов у человека происходят бессознательно. Но заикающиеся пытаются контролировать эти процессы, что вызывает избыточное давление на речевой аппарат и диафрагму.

Таким образом появляется фобия: страх испытывать неприятное чувство от заикания. Цель моей обучающей программы – разорвать этот порочный круг.

Когда ждать результат?

Ощутимый прогресс в преодолении заикания наблюдается уже на 2-3 занятии.  Следующие 80% времени мы тратим только на закрепление нового навыка и отработку сложных моментов, а также проводим работу над ошибками. Подробнее о методике ПРОРЫВ можно прочитать ТУТ

Какие гарантии?

Многие курсы обещают 100% гарантию. Это ошибка!

Ученик цепляется к цифре «100%» и начинает зацикливаться на каждой незначительной запинке. Зацикленность рождает фобию «а вдруг заикание вернется?». Человек слишком много внимания направляет на процесс речи и провоцирует развитие логофобии. 

Я не привязываю Вас к 100% .
Моя конечная цель – привезти человека к удобной для него речи. Это не значит, что Вы всегда будете говорить как диктор без запинок. В речи обычного человека запинки составляют 12-15% и зависят от общего самочувствия, внимания и координации.

Минимально при Вашем ответственном подходе, я могу гарантировать снижение заикания на 50%, но дальнейший результат во многом зависит от вас. Изначально мы ставим цель на 100% результат и делаем всё для этого необходимое.

Наша цель – исключить ступор в речи, а запинки сделать естественными и комфортными.

Результат Пояснение
Минимальный Уменьшение ступоров во время общения с любым человеком на 50%. Ощутимый результат  для самого себя.
Оптимальный Устранение ступоров на 70% и комфортный выход из любых запинок. Навык самостоятельного разбора и устранения 50% ошибок .
Идеальный Устранение ступоров на 90% и более. Комфортная речь в любой момент. Стабильный навык.

Отличие моего курса – бесплатное пожизненное сопровождение ученика и разбор ошибок.

У моих учеников есть возможность обращаться ко мне за помощью в любое время после основного курса. На консультациях мы разберем проблему и проведем корректирующую работу над ошибкой. О всевозможных ГАРАНТИЯХ в этой теме можно прочитать ТУТ

Заикание – как «карточный домик». Я провожу индивидуальные занятия по следующим направлениям.

Дыхание

Нарушение дыхательной функции — одна из пяти причин возникновения ступора в речи. Невозможно одновременно задерживать дыхание и говорить. Заикающийся в момент страха часто не замечает, что дыхание перехватило и судорожно начинает пытаться протолкнуть «сложное слово» с помощью мышц речевого аппарата: губ, челюсти, языка и мелких лицевых мышц. На занятиях учу человека правильному дыханию во время разговора. Закрепляем этот навык личным общением в разговорах по телефону с незнакомыми людьми.

Голос

Некоторые мои ученики напрягают голосовые связки во время речи, от этого их голос становится зажатым, обрывистым и неуверенным. Другие методики пробуют работать с голосом, изменяя его.

Такой подход помогает нейтрализовать заикание на поверхностном уровне, но сама проблема остается нерешенной. Часто после такой коррекции голоса заикание только усиливается, т.к внутренне мы хорошо изменяем голос в несвойственной нам манере, для того чтобы скрыть проблему.

Артикуляция

При речевом ступоре артикуляция всегда усиленная и неправильная. Нарушение артикуляции и работы мимических мышц – это реакция на расстройство. При разговоре с кем-то человек пытается напряженно выдавливать звуки. Главный критерий – ощущение удобства. Если неудобно – значит неправильно.

Некоторые специалисты в первую очередь работают с развитием артикуляции. Но проблема обратная.

У заикающегося идеальная артикуляция!

У заикающегося идеальная артикуляция!

Разговоры наедине с собой подтверждают этот факт. Задача моей программы максимально снизить артикуляцию, исключить избыточное давление. Для этого я разработал упражнения и глубокие психологические практики.

Мышление при заикании

При нарушении речи мысли становятся зыбкими, отвлекают человека от предмета разговора. В идеале он должен думать только о предмете речи, а не о том каким образом ему сказать слово или фразу. Нормализации мышления в моем курсе отведено несколько модулей, процесс небыстрый.

Мышления приходит в норму, но только после исправления физических ступоров. Под ступором мы понимаем резкую остановку процесса говорения и попытки противодействовать силой своему «замершему» речевому аппарату. Без работы с мышлением результаты физических упражнений могут быть неустойчивыми.

Нарушение темпа речи

Замедленная речь  – визитная карточка многих центров лечения заикания. Проблема в том, что ученик действительно может говорить медленно без заикания. Но можно ли такую речь назвать нормальной?

Медленный темп – это костыль, а не решение проблемы.

Его применение лишь доказывает, что у человека нет врожденной патологии, иначе она бы она появлялась независимо от обстоятельств. Подстройка темпа речи – одна из проблем. Темп речи должен зависеть от вашего самочувствия, а не от скорости речи собеседника.

В центрах человека учат корректировать темп речи, говорить медленно вне зависимости от состояния, но это неестественно, поэтому навык не закрепляется. У многих учеников не получается перейти с замедленного темпа на нормальный. Это главная проблема центра «Арлиллия». Они полгода общаются на медленной скорости речи, но не знают как выходить из речевого ступора.

Дыхательные упражнения

Специалисты думают, что проблема ступоров в речи связана с легкими. Многие логопеды предлагают дыхательные упражнения как основной метод коррекции логоневроза. Например, методика Стрельниковой на 90% состоит из дыхательных практик. Мой опыт опровергает эту гипотезу, т.к в детстве я занимался бегом, плаванием и единоборствами. На заикание это не повлияло. Зачастую наоборот заикания проявляется в том, что человек от страха делает слишком большие вдохи. Таким образом, происходит гипервентиляция грудного отдела и перенасыщение кислородом. Так возникает лишнее напряжение в легких и речевом аппарате. При нормальной речи человек обходится минимальным объемом воздуха для передачи максимального объема информации.

Я использую дыхательные упражнения только для тренировки непрерывности звукового потока, чтобы заикающийся не останавливал речь и звук. На моих занятиях совершенно неважно как происходит вдох или выдох, легкими или диафрагмой.

Логофобия. Страх говорить

Логофобия – это страх говорить в присутствии других людей. Она проявляется в потере внимания, координации и рваном дыхании. Человек ощущает сложность в формулировании мыслей и произношении слов.

Многие думают, что заикающийся боится людей. Это не так!

Заикающийся испытывает неуверенность. До начала речи он предчувствует неизбежность проявления речевых ступоров и боится выглядеть нелепо. В момент речи у него на лице появляется бессилие и страдание.

Логофобия приводит к физическому проявлению заикания. Сперва заика видит яркую картину ступора в голове и проецирует ее в речь.

Как устранить логофобию?

Психологи и гипнологи не устраняют логофобию, потому что она вызвана не психологическими, а реальными физическими проявлениями: зажимами, ступорами и состоянием дискомфорта. Невозможно себя успокоить, если ты испытываешь реальные трудности.

Но это состояние быстро проходит при получении первого уверенного положительного опыта речи. Вместо логофобии мои ученики получают ощущение управляемости и контроля за ситуацией. В некоторых случаях появляется чувство эйфории, которое тоже опасно. Часто оно приводит к ускорению темпа речи и сбою.

Заикание у детей

Дефект речи возникает у 4% детей, как правило, в возрасте 4-6 лет от испуга. Обычно это происходит после любого нервного потрясения. К 7 годам у 30% из них речь приходит в норму.

В лечении заикания детей нужен особый подход. Важную роль играют родители и окружение. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком и проанализировать в какие моменты возникают проблемы.

Если трудности с речью появляются только в стрессовых ситуациях и при посторонних людях, то дело в невротическом заикании, т.е в приобретенном. При такой форме ребенок хорошо говорит с близкими, но сбивается с чужими людьми.

Если ребенок заикается даже сам с собой, тогда причина может быть в нарушении работы речевого центра мозга. Но такие ситуации случаются редко.

Ребенку при заикании нельзя давать советы: «Успокойся, расслабься, не переживай».!

Такие советы не работают, т.к ему нужно не расслабиться, а выполнить речевую задачу. Ребенок должен отдать этому процессу усилия, а не готовиться к молчанию.

Я занимаюсь с детьми старше 11 лет. Для детей дошкольного возраста советую обратиться в центры речи по методикам И.Г.Выгодской, Л.П.Успенской и Е.Л.Пеллингер. Большинство  психологов и логопедов будут работать с такой проблемой менее эффективно. Подробнее о том, как я занимаюсь с детьми до 11 лет, ТУТ

Эффективный курс для детей от 5ти до 10 лет

Проблему заикания у детей может решить логопед-дефектолог в центре речи. В этом видео я рассказываю об одном из таких центров:

Вывод. Взрослым людям с заиканием я не рекомендую обращаться за помощью ни к логопедам, ни к логопедам-дефектологам. Детям в возрасте 5-7 лет рекомендую обращаться только к проверенным специалистам.

Заикание у подростков

Навык заикания усиливается в подростковом возрасте, когда начинается активная социализация. Ситуацию усугубляет поток новой информации, ребенок испытывает психологическое напряжение от объема информации, которую нужно освоить. Также очень сильно на заикание влияет нехватка сна. 

Именно в подростковом возрасте возникают элементы соперничества и сравнения себя с другими. В такие моменты растет логофобия, которую усиливают даже маленькие запинки, которые были в детстве. Поэтому родителям важно следить за графиком сна ребенка.

Заикание у взрослых

Заикание во взрослом возрасте мешает в личной и профессиональной деятельности. Большинство заик ищут менее «разговорную» профессию. Основные трудности взрослый человек испытывает во время стресса: от экзаменов и поиска работы и старается сводить количество устной речи к минимуму.

Мой курс рассчитан в основном на взрослую аудиторию. Результаты моих взрослых учеников более предсказуемы, чем у детей, т.к они более ответственно подходят к обучению. 

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ О КУРСАХ ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ЗАИКАНИЯ МОЖНО ТУТ

Методика по преодолению заикания | ключевые особенности

Заикание у взрослых: причины, как исправить и лечениеЗаикание – это речевое нарушение, при котором человек непроизвольно часто повторяет отдельные звуки, слоги и даже слова, иногда удлиняя их. Речь становится отрывочной, плохо различимой. Человеку требуется приложить немало усилий, чтобы произнести даже короткую фразу. Другое название нарушения – логоневроз. У взрослых нарушение встречается реже, чем у детей.

Как и почему возникает заикание?

Механизм возникновения заикания до сих пор полностью не изучен. В специально литературе его описывают следующим образом:

  • по ряду причин речевой центр Брока возбуждается и начинает работать быстрее, чем обычно. В результате речевой круг размыкается. Это означает, что связь между центрами, где формируется речь, нарушается.
  • перевозбуждение передается другим участкам коры головного мозга, отвечающим за двигательную активность.
  • в результате мускулатуру речевых органов (языка, губ) сводит судорогой. Иногда спазм охватывает не только произносительные мышцы, но и дыхательные.
  • Ззтем работа центра Брока нормализуется, и речевой круг снова замыкается.

В большинстве случаев трудности возникают с произношением согласных звуков, так как они требуют больше усилий. Тяжелее всего человеку даются начало или середина фразы. Иногда судорога сводит не только речевые мышцы, но и мускулатуру рук и ног, лица.
Наиболее подвержены к появлению логоневроза мужчины, так как у них левое полушарие, где находится центр Брока, обычно развито слабее, чем у женщин. Также заикание обычно проявляется у людей, у которых этим же расстройством страдают кровные родственники. Если центры речи слабы от рождения, то любые неблагоприятные факторы могут легко нарушить их работу.

Специалисты выделяют следующие причины развития логоневроза

  • Сильный стресс – утрата близких, чрезвычайная ситуация, природные катастрофы, авария, военные действия, постоянные скандалы дома. Из-за эмоциональной перегрузки происходят нарушения в слаженной работе мышц, которые отвечают за звукопроизношение.
  • Заболевания ЦНС – сюда можно отнести травмы черепа, тяжелые инфекции, поражающие головной мозг, перенесенные ранее инсульты, любые новообразования, давящие на центры речи. Все это препятствует нормальной передаче импульсов от мозга по нервным волокнам к мышцам.

В последнем случае логоневроз никак не связан с эмоциями. Иными словами, человек заикается, даже если находится в спокойной обстановке.

Сами по себе данные причины не приводят к заиканию. По сути, они представляют собой пусковые механизмы. Начнет человек заикаться или нет, в большей степени зависит от состояния ЦНС. Если она сильна и относительно здорова, то этого не случится. Если же ЦНС ослаблена, то заикание, скорее всего, разовьется.

Как проявляется заикание?

По форме судорог выделяют три формы заикания:

  • клоническое – для него характерно непроизвольное повторение отдельных звуков и слогов, так как короткие судороги следуют одна за другой;
  • тоническое – характерна задержка речи, так как мышцы сильно сокращаются в течение длительного времени;
  • смешанное – сочетание обеих форм логоневроза.

Логоневроз может протекать в трех вариантах:

  • постоянный – человек заикается в любой обстановке, при любых формах речи;
  • волнообразный – то появляется, то исчезает в зависимости от ситуации и состояния человека;
  • возвратный – заикание может пропадать на длительное время, но под воздействием неблагоприятных факторов появляется снова.

Также специалисты выделяют клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную. Они развиваются по разным причинам и разными путями. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Невротическая форма хорошо поддается лечению, так как нарушена сама речевая функция, а мозговые структуры здоровы. Заикание возникает в основном из-за острого или хронического стресса. У большинства людей развивается логофобия, то есть навязчивая боязнь речевой ситуации. Человек начинает заикаться, стоит ему только подумать о необходимости общаться или о неудачах, связанных с речью. Такие люди часто ощущают себя отверженными, они предпочитают свести живые контакты к минимуму.

Неврозоподобная форма не зависит от ситуации, так как заикание связано со структурными повреждениями мозга. Логоневроз часто сопровождается судорогами всего тела, например, частым киванием головы, движениями пальцев, покачиванием тела. Человек быстро устает во время разговора, его ответы становятся односложными. Также наблюдается ухудшение памяти, быстрая утомляемость, снижение внимания.

К какому специалисту обратиться?

Как уже было сказано выше, заикание вызвано целым рядом причин, и поэтому подход к лечению должен быть комплексным.

  • Невролог оценивает состояние ЦНС и занимается лечением диагностированных нарушений.
  • Психолог помогает справиться с эмоциональными потрясениями, преодолеть страх перед общением, исправить слабые стороны характера.
  • Логопед учит правильно дышать, управлять голосом, вести плавный и ритмичный разговор.

Также будут полезны процедуры иглорефлексотерапии, положительно влияющие на работу мозга, занятия с психотерапевтом и врачом-инструктором по ЛФК.

Однако самое главное в лечении заикании – мотивация, поскольку длительность курса составляет несколько недель. Упражнения построены на многократном повторении одних и тех же действий, постоянном преодолении страха перед общением. Эффективность напрямую зависит от старания и желания самого больного.

Дата публикации: 13.04.2021. Последнее изменение: 25.12.2022.

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.

Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

Голосовая гимнастика

Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

Ритмическая гимнастика

Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.

Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Добавить комментарий