Как исправить речевые дефекты

Как исправить дефекты речи

19-01-2021

IMG_0890

отработка упражнений красивого произношения

Содержание:

  1. Какие бывают нарушения
  2. С чего начать работу над речевым аппаратом
  3. Постановка звука
  4. Как сделать речь разборчивее

Качественная дикция зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Если слова произносятся не четко, речь звучит не понятно, то специалисты говорят о дефектах речи. Их можно устранить корректировкой положения органов артикуляции, работой над произношением и исключением индивидуального привычного выговора, который не соответствует норме.

Красивая, хорошо поставленная речь важна не только для актера или ведущего. Любой предприниматель, руководитель, человек, желающий добиться успеха, заинтересован в том, чтобы его речь была убедительной. Мы говорим не просто о способности произносить слова или подбирать подходящую аргументацию и интересный материал. Да, содержание речи важно, тут не поспоришь. Но эффект от качественного текста может быть смазан плохой дикцией и неправильным произношением. Рассмотрим, какие упражнения помогут добиться красивого произношения.

Какие бывают нарушения

Шепелявость, картавость, «проглатывание» окончаний. Иногда они становятся изюминкой, особой манерой, по которой узнают известную личность. Красавица Рившана Куркова говорит, не разжимая зубов, что дополняет ее уникальность и придает шарм. Станислав Садальский, известный актер, сыграл яркие роли, которые запомнились зрителю, в том числе, благодаря его выраженной шепелявости.

Но чаще дефекты речи создают препятствия между мыслью говорящего и тем, до кого он ее хочет донести. Слушатели все время спотыкаются об эти нарушения, теряют суть.

Даже если серьезными дефектами речь не страдает, проблемы с проговариванием морфем или звукосочетаний присутствуют почти у каждого человека. Для правильной дикции потребуется тренировка мышц речевого аппарата. Занятия по 10–15 минут ежедневно способны устранить многие недостатки (неорганического характера), улучшить произношение.

С чего начать работу над речевым аппаратом

Некоторые отклонения от нормы в обычной жизни мало заметны. Лишь когда человеку приходится произносить длинные монологи, окружающие и он сам замечают проблемы. Дадим советы, как самостоятельно определить дефекты и поделимся несколькими упражнениями для улучшения дикции.

Определяем проблему

Выявление и осознание проблемы будет первым шагом.

  1. Для того чтобы определить «болевые точки», можно сделать самое простое – записать на диктофон несколько минут непрерывного монолога. Попробуйте вслух прочитать отрывок из книги или стихотворение. Лучше взять классические произведения. Например, для проверки умения сохранять звучание согласных, почитайте Владимира Маяковского:

В смокинг вштопорен,

Побрит что надо,

По гранд по опере

Гуляю грандом.

Смотрю в антракте –

Красавка на красавице,

Размяк характер –

Все мне нравится.

Анализ записи своей речи поможет определить, где вы останавливаетесь и нарушаете правило выговора.

  1. Правильная дикция зависит и от подвижности языка, губ и мышц лица. Проведите экспресс-тест для оценки подвижности частей вашего артикуляционного аппарата.
  • Попробуйте по очереди произносить гласные и согласные перед зеркалом. Губы должны занимать разное положение при произношении разных звуков. Если их подвижность мало развита, то позиция будет практически одинаковой, когда вы говорите «а» или «э».
  • Проверить, насколько хорошо развиты мышцы языка можно при помощи нехитрого упражнения: высуньте язык, попытайтесь свернуть его трубочкой. Если не получается, то мышцы нужно укреплять.
  • Подвижность нижней челюсти проверяется так: если между верхними и нижними передними зубами легко помещаются четыре пальца, то челюсть достаточно подвижна.

Есть еще много других упражнений, которые помогут выявить дефекты речи. О них мы рассказываем в других наших материалах. Также провести тестирование можно вместе со специалистом.

Тренируем дыхание

Нарушения дикции часто возникают из-за нехватки дыхания. Поэтому дыхательная гимнастика – важная часть работы над красивой речью. Для тренировки диафрагмы можно просто надувать воздушные шарики или выполнять специальные практики, например, гимнастику по Стрельниковой, основанную на самопроизвольном выдохе.

  • Встаньте прямо. Сделайте быстрый резкий вдох, напрягая диафрагму (надувая живот). Чтобы проконтролировать движение диафрагмы, положите ладони рук на ребра, пальцами касаясь подвздошной области. Вы почувствуете, как поднимается живот. Также при вдохе должно происходить схлопывание ноздрей.
  • Выдох должен происходить самопроизвольно, когда диафрагма расслабляется (живот втягивается), поэтому все усилия направлены на энергичный вдох.
  • Сделайте таких вдохов и выдохов 16 раз.
  • После отработки техники, попробуйте варианты ее исполнения. Можно делать вдох в момент поворота головы влево, выдох – по центру, следующий вдох – с поворотом головы вправо. Или делать вдох в момент наклона головы к левому плечу, выдох – с возвращением в исходное положение, второй вдох – при наклоне головы к правому плечу. Важно не совершать неконтролируемых поворотов, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника.

Разминаем мышцы

Некоторые простые упражнения для мышц, задействованных в проговаривании звуков, могут быть очень эффективны.

Ежедневно проводите разминку для мышц речевого аппарата. Кстати, она поможет подготовиться и перед публичным выступлением.

Начинать нужно с языка:

  • выполните 20 вращений языком (с закрытым ртом) сначала по часовой стрелке, потом против;
  • теперь то же самое только с открытым ртом, язык высунут как можно дальше;
  • подвигайте языком по вертикали/горизонтали, дотрагиваясь до правой и левой щеки, до верхнего и нижнего неба.

Теперь очередь за упражнениями для губ и щек:

  • в течение 7–10 минут попеременно вытягивайте губы в трубочку, а затем растягивайте в улыбке (каждое положение фиксируется на несколько секунд);
  • надуйте щеки и перекатывайте воздух от одной щеки к другой (длительность выполнения – около пяти минут);
  • губы вытяните в трубочку и в таком положении вращайте ими.

IMG_2702

отработка техники дыхания

Постановка звука

На подготовительном этапе вы выяснили (сами или с помощью специалиста), произношение каких гласных и согласных у вас далеко от идеала, научились правильно дышать. Пора переходить к конкретике – правильному произношению отдельных звуков. Если дефект серьезный, то необходима консультация логопеда.

Тренируемся произносить «л»

Если «лампа» – какая-то «ампа».

Чтобы говорить «л» четко, нужно чтобы язык занимал правильное положение. Поможет упражнение «Ветерок»:

  • поднесите ко рту полоску бумаги;
  • закусите кончик языка между зубами, он должен принять форму, напоминающую гамак;
  • выдыхая, пускайте воздух по двум сторонам языка, края бумажной полоски должны шевелиться от выдыхаемого воздушного потока.

Найти правильное положение при выговаривании «л» поможет упражнение «Индюшка»:

  • приоткройте рот и приложите загнутый язык к верхней губе;
  • быстро выдыхайте воздух, одновременно перемещая язык вниз-вверх по губе.

Теперь произнесите звук «л-л-л-л-л» на длинном выдохе. Должно получиться нечто похожее на звук парохода.

После этого тренируйтесь в произношении «л», присоединяя к нему поочередно все гласные.

Избавляемся от картавости

Если «адуга» вместо «радуга» или вы говорите будто на французском.

Проработать более четкое произношение «р» можно при помощи упражнения «Барабанщик». Нужно широко открыть рот и произносить «д», как бы постукивая кончиком языка по верхнему небу (за передними резцами).

Правильное выговаривание «р» предполагает вибрацию кончика языка. «Научить» язык вибрировать можно при помощи таких манипуляций:

  • произносить «д» и «т» с усилием, широко открыв рот;
  • высунуть язык и на выдохе прижать его к губам так, чтобы выдыхаемый воздух создавал вибрацию;
  • пощелкать языком.

Теперь переходите к проговариванию звука «р» в сочетании с согласными и гласными: «тррр», «дрррр», «трррра-тррре-трррру» и т. д.

Чтобы закрепить результат, потренируйтесь в произношении скороговорок с большим количеством «р» и «л».

Примеры:

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.

Главное правило при произнесении фраз – четкие красивые звуки с правильным положением голосового аппарата.

Работаем над красивым звучанием шипящих

Если «ш» подсвистывает.

Правильной постановке шипящих (ж, ш, щ, ч) поможет обыкновенный карандаш. Его нужно зажать между зубов под языком, а затем пошипеть или пожужжать. Карандаш нужен, чтобы язык не поднимался к небу – это будет неправильное положение, при котором появляется характерный присвист.

А теперь потренируйтесь без карандаша: произносите шипящие, стараясь сохранить вертикальное положение губ, не растягивая рот по горизонтали.

Чтобы закрепить результат, проговаривайте чистоговорки, где много «ш» и «щ», «ч» и «ж».

Примеры:

Высшие эшелоны шествовали.

Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.

Испекла Иришка куклам по коврижке, нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Шушера шушере шуршала, что шурша шушере шуршать мешала.

Произносить скороговорки нужно медленно, стараясь выговаривать шипящие.

Учимся выговаривать свистящие

Если «с» и «з» шумят или свистят.

Дополнительные шумы при произнесении свистящих (с, з, ц) появляются, когда язык занимает положение не за нижними зубами, как положено, а поднимается выше. Исправит ситуацию упражнение с зубочисткой:

  • зубочистку надо зажать передними зубами так, чтобы она удерживала язык по центру;
  • губы растянуть в легкой улыбке;
  • на вдохе развести руки в стороны;
  • на выдохе постепенно сводить руки вместе, одновременно произнося свистящий согласный;
  • присоединить гласный, когда ладони соприкоснуться.

Чтобы закрепить результат, попробуйте произносить скороговорки с большим количеством «с», «з», «ц».

Примеры:

Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льется. Белая цапля в корытце не может водицы напиться.

На носу овцы целый слой пыльцы.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас.

У лесного болотца цапля весело смеется.

Не старайтесь произнести фразы максимально быстро, сосредоточьтесь на четкости.

Как сделать речь разборчивее

Речевые недостатки могут быть не связаны с затруднением или нарушением выговаривания некоторых звуков. Дефектом также называется неразборчивая речь, «проглатывание» окончаний, когда слово как будто бросили на середине, «проглатывание» начала слова, звуки-паразиты.

Часть из них появляется, когда говорящий слишком зажимает нижнюю челюсть, она у него малоподвижна. Исправят эту ситуацию тренировки. Вот несколько подходящих.

«Ириска» или всем нам знакомое цоканье: язык прижать к небу, слегка им прищелкнуть, смещая к гортани.

«Медуза»: губами нужно как бы причесывать зубы, интенсивно водить ими; можно выполнять отдельно на верхнюю губу и верхние зубы, отдельно на нижнюю.

«Открытая пасть»: широко открыть рот, досчитать до трех, после растянуть губы в оскале.

Такие практики – это минимум, который устранит небольшие отклонения от правильного, точного произношения. Но нужна ежедневная, регулярная, кропотливая работа. Представьте, вы произносили какой-то гласный или согласный неверно всю жизнь. Нужно время и упорство, чтобы все (в нашем случае голосовой аппарат) встало на свои места.

Некоторую работу по устранению речевых недостатков можно провести самостоятельно. Но определить разновидность, характер дефектов, выявить их причину и подобрать способы устранения может только специалист. Приходите на занятия в школу ораторского искусства «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!». Команда профессиональных педагогов школы поможет исправить искажения и сделать речь красивой.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Рекомендованные статьи

Оставить заявку

Поделиться:

Теги:

  • Дикция

Комментарии

не занимаюсь 2013* годом и 2016* годом, ОПРФ, ОНФ, ЗАКОНАМИ ОБ ИНВАЛИДАХ, ОТСУТСТВИЕМ ВЛАСТИ*, НО ВЛАСТИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЬКОВ, ВЫБОРАМИ* КАК ОТСУТСТВИЕМ ВЫБОРА, алмазами, кочевниками, степняками, медью, драг камнями, полудраг камнями, нянями, усатыми нянями, бородой, укращением строптивых, да вы не отчаивайтесь ходите чаще, русскими печами, грудным молоком, плесенью, грибком, грибами, колёсами, мангалами, шашлыками, гмо, пальмавым маслом, икрой, галошами, валенками, пиявками, кизяком, мазолями, сектами, криптовалютой, курганами, рябиной, арабами в израиле, веселящим газом, игровыми автоматами, аптеками*, ппс, союзмультфилмом, табуретками, чемоданами, царь пушками колоколами, брусчаткой, стерилизацией бездомных животных, фотокружками, правительством в целом*, минтрансом*, патриаршими прудами, самалётами, метро, электротранспортом, маршрутками, автобусами, мотоциклами, велосипедами, роликовыми коньками, лодками, лыжами, коньками, перестройкой*, андроповкой*, диссидентами, пацифистами, импотентами, гостиницами, теплицами, реками, салом, зеркалами, шампанским, лимонами, мороженным, сельпо, автолавками, стеклотарой, шинами, биноклями, трофеями, пенсионными фондами, авиакатастрофами, модой модельерами, вундеркиндами, ветхим и аварийным жильём, счётной палатой, улитками, кашей, статус кво, хаосом, экономией для энергозависимых стран, семеноводством, пещерами, пиками гор, табакеркой, анклавами и независимостью от испании до великобритании, террактами, логопедами муму. начальник сигаретки не будет, я не курю ты же знаешь, не знаешь лошади курят. Я ЗНАЮ ЕСТЬ РОДИНА И ЕСТЬ УРОДИНА ТАКОЕ БЫВАЕТ. это по поводу совета примирения, гоу фак ю. ну вот и всё медведю надо готовиться к спячке сибирская зима уже близко.
ПОСЛЕ БОИНГА И МОЙ НОУТБУК СГОРЕЛ, НОЯБРЬ 2013 ГОД, ТЕПЕРЬ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЗДЕСЬ КЛУБОК ОТ ТОВАРИЩЕЙ СИМИТОВ, КОТОРЫЕ ЗАХВАТИЛИ ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТЫ ПРИ ЕЛЬЦИНЕ ВАССАЛЕ США ДО КОРРУПЦИИ. И СЛЕДУЮЩИЙ НОУТБУК ПОЯВИЛСЯ ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ 2014 ГОДА. КЛЮЧЕВОЙ ЦЕЛЫЙ ГОД НА КОГО СПИСЫВАТЬ НА ИНОПЛАНЕТЯН. А так же ни когда не занимался видео связью и не собираюсь этого делать. Я поклонник старой классической школы и телефонов Nokia без интернета как телефон, а не как корманный шпион. А так же и телевизор всегда без интернета. И не интересуюсь социальными сетями. За их отсутствием вы собрали на себя целое досье как доказательную базу. А КТО ВАМ СКАЗАЛ, ЧТО Я БОЛЕН? Я ИМ ТАК ЖЕ ПРЕДЛОГАЛ ПРИЗНАТЬ СЕБЯ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ, НО ОНИ ВСЕ УМЕРЛИ КТО В АМЕРИКЕ КТО В ГЕРМАНИИ ИЛИ ЛЕЖАТ В ДУРКЕ. И ВОТ УЖЕ С 2012 ГОДА КРЕМЛЁВСКИЕ ЭЛИТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ МОГУТ МЕНЯ СДЕЛАТЬ ТАКОВЫМ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СЛОВ, ГЛОБАЛЬНЫЙ СГОВОР ЭЛИТ ПРОТИВ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА. ПОЗОР! А ПОЧЕМУ ВЫ ГОВОРИТЕ ЧТО МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ? ВОТ КОГДА МЕНЯ ПРИГЛАСЯТ В ЕВРОСОЮЗ И УДОСТОЯТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ЗА ПРОЗУ, ВОТ ТОГДА ОНА СБУДЕТСЯ С ДЕТСВА МЕЧТАЛ, А МЕЧТАТЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО.
И НЕ НАДО ПРИМЕРЯТЬ НА МЕНЯ ВАШ САРАФАНЧИК, ВАШИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ДЕТСКИХ ТРАГЕДИЙ И ФАНТАЗИЙ. НОСИТЕ ЕГО САМИ ЭТО ВАША ЖИЗНЬ. ИЗ ВАС ТАКИЕ ЖЕ ПСИХОЛОГИ*, ПСИХИАТОРЫ*, ЭКСТРОСЕНСЫ* И АНАЛИТИКИ*, КАК ИЗ МЕНЯ ХОЗЯИН БЕЛОГО ДОМА.
ВЫ КАК ВСЕГДА ПРАВЫ ВСЕ ПОБЕДЫ РОССИИ И ЗАСЛУГИ В ВОЙНАХ ОТ ГОРЯ, ЕСЛИ БЫ ОНА ЛЕЖАЛА НА ДИВАНЕ, А НЕ ЗАЩИЩАЛА СЕБЯ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ОТ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЗАКОНА, ПРАВИТЕЛЬСТВА И СЕМЕЙНОГО РОДСТВА. НЕ ЗАНИМАЮСЬ БОИНГАМИ, ФАЛЬКОНАМИ, СНЕГОУБРЩИКАМИ, КОЛЕСАМИ ОБОЗРЕНИЯ, ЭСТРОСЕНСАМИ, ВОДОПАДАМИ. ФАКЕЛАМИ, ВЕЧНЫМИ ОНГЯМИ, САЛЮТАМИ, ПАМЯТНИКАМИ, СКУЛЬПТУРАМИ, КИНОСТУДИЯМИ, СМАЙЛИКАМИ, АКТЁРСКИМ МАСТЕРСТОВОМ, МИМИКОЙ, ЖЕСТАМИ, ЛЕСАМИ, БОЛОТАМИ, ПОЖАРАМИ, БОРТНИКАМИ, МУЗЕЯМИ, МАРШАМИ, ВИНОМ, СЫРОМ, БЫКАМИ, ПАПАХАМИ, ШАПКАМИ , ОЧКАМИ, ПРАНКЕРАМИ, ТАТУ, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, КРАБАМИ, РЫБОЙ, МИНОБРАЗОВАНИЕМ ТЕСТАМИ ЕГЭ, ШКОЛЬНЫМИ ФОТО, ВОЖДЯМИ, ВЕТЕРАНАМИ, НЕ ЗАНИМАЮСЬ ПРОСВЕЩЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ЛОТЕРЕЯМИ, ЗЕЛЁНЫМИ, ПИРСАМИ, МОРЯМИ, ГИГИЕНОЙ, ПЛЯЖАМИ, САМОСУДОМ, ШАШКАМИ, ШАХМАТАМИ, КАРТАМИ, ДОМИНО, ЛОТО, ГИМНАМИ И ПРОЧИМ РЕПЕРТУАРОМ, ЦАРЯМИ ИХ ДЕТЬМИ, МИТРОПОЛИТАМИ, ПАТРИАРХАМИ, ДУМСКОЙ ЭТИКОЙ И ДЕПУТАТСКИМ ИММУНИТЕТОМ. ЭТО ВСЁ ВАШ ДАР И ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ПРАВИЕТЕЛЬСТВО КАК СОЛНЫШКО СВЕТИТ ВСЕМ ОДИНАКОВО, А НЕ ЗАВИСИМОМУ ОТ КЛАНОВ БИЗНЕСУ. НЕ ЗАНИМЮСЬ СУДАМИ И СУДЬЯМИ. СПАСИБО ВАМ, ЧТО НАУЧИЛИ МЕНЯ МЫСЛИТЬ, ДУМАТЬ, БОРОТЬСЯ И ИЗЛОГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, НЕ ТАК КАК ВСЕХ И КАК БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ. ВОТ ВИДИТЕ ЕСЛИ БЫ ВЫ ТАК ВСЕХ УЧИЛИ СКОЛЬКО БЫ В РОССИИ БЫЛО УМНЫХ И ПИСАТЕЛЕЙ, НО Я ДУМАЮ ВАМ НУЖНО СОВСЕМ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО. и если вы уж говорите, что все так живут от зависти, то начните с президента и правительства или они вам не по зубам. желаю вам успеть на гаваи к обеду, минуте молчания и тихому часу. ХОТЕЛ ВАС КАК МОЖНО ГЛУБЖЕ ЗАТЯНУТЬ ИДИОТОВ В ОМУТ. не собираюсь ни кого удивлять и прокладывать колею для идиотов и это ваш дар. НЕ ИМЕЛ ДОХОДОВ* КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ЕСЛИ ВЫ УМЕЕТЕ СЧИТАТЬ, НО Я ТЕБЯ ПОТОМ НАУЧУ ЭКОНОМИТЬ НА ЕДЕ, ОДЕЖДЕ И ЗДОРОВЬЕ. НЕ ПОЛУЧАЛ ПЕРЕВОДОВ, ПОСЫЛОК, ПОДАРКОВ, ПИСЕМ И.Т.Д. ЕСЛИ РАБОТАЕТ КРЕМЛЁВСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ МОГ ЛИ КТО ВЗЯТЬ У МЕНЯ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ПРИСЛАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПЕРЕВОД. КОНЕЧНО НЕТ, ЭТО ВСЁ ФИЛЬКИНА ГРАМОТА И ЗУБ СПЕЦСЛУЖБ НИ УМА НИ ЧЕСТИ НИ СОВЕСТИ КУМОВСКОЕ БОЛОТО. И РАЗ УЖ У МЕНЯ НИ ЧЕГО НЕТ КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, ТО И ДАРИТЬ Я НИ ЧЕГО НЕ МОГ, И БЫТЬ СПОНСОРОМ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ, НЕТ ДЕЛА ИДИТЕ НА ХУЙ С ОНЛАЙН!

Ответить

Теги

  • Уверенная речь(24)
  • Учимся у других(19)
  • Голос(17)
  • Дикция(14)
  • Практические упражнения(24)
  • Навыки общения(23)
  • Деловая коммуникация(25)
  • Публичные выступления(45)
  • Словарный запас(7)

Популярные статьи

Есть вопросы?

Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.

Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.

Популярные курсы

Ирина Сардовская

Ирина Сардовская

Очный курс

Ораторское искусство

Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!

с 18 мая

4 недели

22 900

5 Рейтинг

17 отзывов

Юлия Рябцева

Юлия Рябцева

Онлайн-курс

Ораторское искусство

Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!

с 17 мая

4 недели

11 900

5 Рейтинг

13 отзывов

Юлия Рябцева

Юлия Рябцева

Онлайн-курс

Онлайн-курс по Технике речи

Вы научитесь владеть своим голосом на 100% и поставите четкую дикцию!

с 23 мая

4 недели

от 9 900

4.9 Рейтинг

9 отзывов

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Классификация

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.

Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.

Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.

  • У нас в печурочке серебряные чурочки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Нарушения речи у взрослых

Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.

Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:

  • плохой подвижностью языка;
  • неправильно сформированным прикусом;
  • повреждением ротовой полости;
  • плохим слухом;
  • пережитой стрессовой ситуацией.

Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:

  • Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
  • Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
  • Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
  • Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.

Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.

Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.

Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.

  • Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
  • Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
  • Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
  • Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
  • Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.

Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.

Для лечения ринолалии рекомендуется выполнение упражнений по укреплению артикуляционного аппарата и в частности мышц языка.

Необходимый результат дают следующие упражнения:

  • Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
  • Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
  • Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
  • Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.

Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.

Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. 

Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

  • Из чего состоит дикция речи
  • Как улучшить взрослому и подростку
  • Работа над дикцией и произношением
  • Упражнения для дикции и голоса
  • Упражнения для дикции и артикуляции
  • Скороговорки для развития дикции

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
    При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
    произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
    «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
    языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
    неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
    «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
    носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
    резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
    мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
    дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
    нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
    теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Речь – это вторая внешность, вторая «одежка», по которой «встречают», как говорится в известной пословице. Вторая, потому что первая оценка человека человеком происходит, как правило, до контакта и часто определяет, будет ли контакт вообще. То есть, если вы хотите познакомиться с девушкой на улице, то выбирать среди десятков прохожих будете именно по внешности. И только после выбора между вами произойдет диалог. Теперь представьте, что сногсшибательная красавица имеет дефекты речи: шепелявость и визгливый голос, будет ли испорчено первое впечатление? А если голос ее оказался объемным и бархатным, а речь – безупречной, будет ли впечатление усилено? Это все, что нужно знать о роли речи в формировании сначала первого впечатления, а за ним и собственного имиджа.

Дефекты речи – главные барьеры для переговорщиков, ораторов, руководителей и всех, кому приходится постоянно работать с людьми. Выбор за вами: приложить усилия и преодолеть речевой изъян один раз или ничего не делать, но преодолевать его всегда, когда возникает необходимость говорить с другими. Чтобы сказанное выше стало понятнее, давайте вернемся к примеру с красивой шепелявой девушкой.

Внешность и речь – это не единственные критерии, по которым вы определяете, приятен ли вам собеседник. Неправильное произношение или другой недостаток речи вполне можно извинить, если само содержание того, что говорит человек, интересно и ценно для вас. Таким образом, у нас вырисовывается перечень из трех критериев, на которых мы строим первичную оценку нового знакомого:

  1. Внешность.
  2. Речь.
  3. Эрудиция.

Чем дольше длится ваше знакомство, тем больше пунктов вы сможете добавить в этот перечень, но пока их всего три, т. к. знакомство состоялось только что. Итак, если вы сделали вывод, что девушка красивая и интересная в общении, но очень смешно говорит, вы закроете на недостаток глаза. То же самое случится, если девушка окажется интересной в общении и с безупречной речью, но не очень красивой. Или красивой, с безупречной речью, но со средним уровнем эрудированности. Не углубляясь в частные случаи, когда одно из качеств является приоритетным над другими, можно говорить, что два плюса, скорее всего, перевесят один минус, а два минуса, вероятно, перевесят один плюс.

Дефект речи – это гарантированный минус, который придется чем-то компенсировать в любом случае. Даже если у вас нет проблем с наличием других достоинств, зачем вам эта «гиря на ноге»?

Виды дефектов речи

По причине возникновения дефекты речи бывают:

  1. Возникшие из-за неправильного развития речи в детском возрасте.
  2. Возникшие вследствие физических или психологических травм, заболеваний, патологий.

Первое – это всегда детская проблема, которая может быть перенесена во взрослую жизнь, если вовремя не уделить ей внимание. Второе – изменение, имеющее внешнюю или постороннюю причину. Например, картавость чаще всего приходит из детства, а заикание может стать следствием сильного стресса или шока, перенесенного в любом возрасте.

Исправлять речевые изъяны легче всего на этапе становления речи. Это тот самый случай, когда научиться сразу проще, чем переучиваться потом.

Не поддаются исправлению дефекты, полученные вследствие механических повреждений, которые привели к необратимой деформации речевых органов. Черепные травмы, травмы горла, носа, дыхательных путей – самые распространенные причины дефектов, которые сохраняются всю жизнь. Остальные нарушения в большинстве своем поддаются коррекции.

Как избавиться от дефектов речи

Предложенные ниже упражнения направлены на разработку речевого аппарата, укрепление лицевых мышц и коррекцию неправильного произношения. Дефекты речи, полученные в результате болезней и травм, могут быть скорректированы только врачом в индивидуальном порядке. Нарушения речи, как следствие психологических проблем, также должны решаться через кабинет специалиста.

Лицевая гимнастика

Используется в качестве зарядки перед выполнением других упражнений, можно выполнять вместе с утренней зарядкой перед походом на работу. Цель – разогреть и укрепить мышцы лица, обеспечить им подвижность и достаточное кровоснабжение. Лицевые мышцы участвуют в артикуляции, влияют на произношение и на процесс извлечения звука, поэтому важно поддерживать их в тонусе для продуктивной работы.

  1. Растяните лицо по горизонтали так, будто вас с двух сторон тянут за щеки. Получится гипертрофированная улыбка.
  2. Растяните лицо по вертикали, будто вас тянут вниз за подбородок и вверх за брови. Губы при этом собраны в трубочку.
  3. Вытяните губы трубочкой вперед и рисуйте ими большие круги по часовой стрелке и против нее. Голова остается неподвижной.
  4. Вытяните губы трубочкой вперед и совершайте ими движения вверх, вниз, влево и вправо.
  5. При сомкнутых губах совершайте языком круговые движения по верхним и по нижним зубам в обе стороны.
  6. При сомкнутых губах совершайте языком уколы в левую и в правую щеки поочередно.
  7. Откройте рот и высуньте язык максимально далеко, до легких болевых ощущений.
  8. Широко откройте рот и хорошенько зевните один или несколько раз.

Все упражнения лицевой гимнастики выполняются с напряжением мышц. Если гимнастика дается вам легко, значит, вы делаете ее неправильно.

Упражнения на звук Р

  1. Высуньте язык и тянитесь кончиком к носу.
  2. «Заверните» язык: прижав кончик к верхнему небу, тянитесь им максимально глубоко к гландам.
  3. При широко открытом рте высуньте язык максимально вперед и постарайтесь загнуть кончик вверх.
  4. Высуньте язык в форме лопаты максимально далеко изо рта.
  5. Немного покусайте кончик языка. Укусы чувствительные, но не сильные.
  6. Щелкайте языком, прижимая его к небу.
  7. Отрабатывайте звуки Т и Д с открытым ртом, максимально продавливая произношение и напрягая мышцы речевого аппарата.

Упражнения на звук Л

  1. Откройте рот, «прилепите» язык к верхней губе и начните поглаживать ее движениями вперед и назад. По мере выполнения можно увеличивать скорость и добавлять различные звуки, но следите, чтобы язык оставался широким.
  2. В широкой улыбке высуньте язык далеко вперед и зажмите зубами его среднюю часть. В этом положении произносите звук Ы. Есть вместо Ы получается Ль, высуньте язык еще дальше за зубы.
  3. В улыбке откройте рот, высуньте язык и попеременно старайтесь дотянуться им то до подбородка, то до носа. Следите, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Упражнения на шипящие звуки

  1. Откройте рот, положите плоский язык на нижнюю губу, затем приподнимите его, чтобы получилась чашечка. Удерживайте язык в таком положении несколько секунд.
  2. Откройте рот, улыбнитесь и прижмите язык к верхнему небу так, чтобы края плотно прилегали. При повторении открывайте рот шире с каждым разом.
  3. Высуньте язык в улыбке, загните кончик к верху и постарайтесь подуть на нос. Повторите несколько раз.
  4. Сложите губы трубочкой и вытяните их далеко вперед. Выталкивайте воздух короткими толчками с помощью языка. Можно дуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку. Выдохи должны быть острыми и короткими.

Эти упражнения хорошо помогают исправить дефекты речи у взрослых и служат отличной профилактикой дислалии (искаженное звукопроизношение при хорошей иннервации речевых органов и нормальном слухе) в любом возрасте.

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Актерское мастерство для взрослых





На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение

13 000 человек прошло курс
Старт занятий: 17 мая

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Основы ораторского мастерства





На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Раскрепощение

Старт занятий: 17 мая

Обучение публичным выступлениям

Курс:

Обучение публичным выступлениям




Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия

Сложность:

Средняя сложность

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Искусство красноречия
  • Риторика

Обучение публичным выступлениям

Курс ораторского мастерства

Курс:

Обучение ораторскому мастерству





Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Раскрепощение
  • Риторика
  • Публичные выступления

13 000 человек прошло курс

Курс ораторского мастерства

Курс риторики

Курс:

Обучение риторике




Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Риторика
  • Ораторское мастерство
  • Публичные выступления
  • Коммуникативные навыки

Курс риторики

Курс художественного чтения

Курс:

Художественное чтение




Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Громко и уверенно говорить
  • Публичные выступления
  • Ораторское мастерство
  • Риторика

Курс художественного чтения

Курс техники речи

Курс:

Обучение техникам речи




Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Красивая речь
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Выступать перед публикой

Курс техники речи

Курс сценической речи

Курс:

Сценическая речь




Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Уверенный голос
  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Риторика

Курс сценической речи

Курсы начинающим актерам

Курс:

Начинающим актерам




Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Курсы начинающим актерам

Курс техника Уты Хаген

Курс:

Техника Уты Хаген




Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише

Курс техника Уты Хаген

Курс метод Стеллы Адлер

Курс:

Метод Стеллы Адлер




Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии

Курс метод Стеллы Адлер

Курс система станиславского

Курс:

Система Станиславского





Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.

Сложность:

Средняя сложность

Курс система станиславского

Курс метод Ли Страсберга

Курс:

Метод Ли Страсберга




Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре

Курс метод Ли Страсберга

Курс:

Для детей и подростков





Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление

Сложность:

Для начинающих

Курс развитие речи

Курс:

Обучение развитию речи




Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Четкость речи
  • Риторика
  • Красивый голос
  • Ораторское мастерство

Курс развитие речи

Дефект речи — неспособность верно произносить звуки во время разговора. Происходит это из-за неправильного функционирования речевого аппарата. При обнаружении дефекта речи как у ребенка, так и взрослого необходимо обратиться за помощью к специалисту — логопеду или дефектологу.

ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ

Любое нарушение речи имеют свои причины. В зависимости от возраста выделяют несколько групп причин.

Причины нарушения у взрослых:

  • сильный стресс;
  • повреждение речевого аппарата;
  • травма психологического или физического характера;
  • контузии;
  • хирургическое вмешательство;
  • инфекционные болезни;
  • глухота.

У детей дефект речи возникает по следующим причинам:

  • сильный испуг либо стресс;
  • травма;
  • неврологические расстройства;
  • нарушение функционирования ЦНС или ДЦП;
  • болезни инфекционного характера;
  • неправильное формирование либо повреждение речевого аппарата ;
  • наследственность;
  • глухота.

Условно все причины делятся на две группы: физиологические (связаны с повреждением артикуляционного аппарата) и неврологические (характеризуются повреждением участков мозга, которые отвечают за речь, и расстройством нервной системы).

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ

Существует несколько видов нарушения речи. Некоторые из них встречаются чаще, а некоторые — в единичных случаях, поэтому работа над ними будет сложнее и продолжительнее.

Дислалия

Одна из самых распространенных проблем с речью. Человек с таким дефектом характеризуется большим словарным запасом, способностью строить и согласовывать даже сложные длинные предложения, но при этом может ошибаться в произношении отдельных звуков.

Дефект относится к фонетической группе (нарушено произношение). У людей с подобным недугом проблем со слухом не наблюдается.

Дизартрия

Болезнь характеризуется ошибками в произношении практически всех звуковых групп. Причина данной проблемы кроется в нарушении работы нервов, связывающих речевой аппарат и нервную системы. При данном диагнозе работа таких нервов недостаточна.

Дизартрия характеризуется следующими особенностями речи человека:

  • неправильная интонация, ритм и темп речи;
  • невнятная речь;
  • проблемы с голосообразованием.

Ринолалия

Проблема проявляется в нарушении тембра голоса человека. Вспомните, как в детстве все пытались пародировать слона (говорить «в нос»). Так вот у людей с ринолалией это происходит непроизвольно.

Носовое звучание возникает вследствие анатомических нарушений речевого аппарата.

Заикание

Характеризуется нарушением ритма, плавности и темпа речи. Заикание происходит из-за судорог мышц лица, обычно возникает с двухлетнего возраста. Болезнь имеет следующие особенности:

  • резкая остановка во время разговора;
  • повторение слогов или отдельных звуков;
  • добавление в слова ненужных звуков.

Поскольку проблема заикания возникает все чаще, важно знать о правилах профилактики этого недуга. Причем соблюдать рекомендации нужно постоянно, а не только в то время, когда малыш начнет говорить. То есть уже в то время, когда ребенку исполнится полгода, необходимо четко следить за собственной речью и манерой говорения. Все, кто окружает ребенка, должны говорить четко, внятно и понятно, спешить, глотая звуки и слова, ни в коем случае нельзя. Также следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Избегать по возможности контактов с людьми, которые заикаются.
  2. При ребенке не стоит скандалить и разговаривать на повышенных тонах, а уж тем более кричать.
  3. Избегать травм, особенно головы. Важно следить, чтобы ребенок не получал и психологические травмы.
  4. Не перегружать ребенка большим количеством информации и эмоций, даже положительных.
  5. Не стараться сделать из малыша вундеркинда, не перегружать его занятиями.
  6. Избегать того, что может напугать ребенка (фильмы или страшные истории).
  7. Не бить ребенка и не выбирать в качестве наказания нахождение одному в темной комнате.

Алалия

Под алалией понимают отсутствие речи у детей от 3 до 5 лет. Отсутствие бывает частичное и полное. Недуг вызван повреждением либо недоразвитием области левого полушария, отвечающей за развитие. Нарушение развития или повреждение может произойти еще в утробе матери либо в первые месяцы после рождения.

Существует два вида алалии. При моторной алалии ребенок все понимает, но самостоятельно сказать ничего не может. А при сенсорной наблюдается непонимание речи другого. Зачастую при таком диагнозе ребенок хаотично повторяет звуки или целые слова взрослого. Исправление дефекта сложное и занимает много времени.

Мутизм

Этот недуг чаще всего развивается вследствие получения сильной травмы психологического характера. У детей с таким диагнозом останавливается речевое развитие, они полностью перестают говорить.

Есть общий мутизм, при котором ребенок полностью перестает разговаривать, и избирательный, проявляющийся в виде протеста на определенные обстоятельства или действия окружающих.

Детский аутизм

Заболевание характеризуется не только прекращением речи ребенка, но и его погружением в переживания, отстранением от всего происходящего вокруг и окружающих людей.

При аутизме наблюдается также отсутствие бытовых навыков. Особенностями недуга являются:

  • повышенная возбудимость (в некоторых случаях даже проявление агрессии);
  • зацикленность на чем-то одном (малыш кушает, пьет и играет только с чем-то одним, причем критерием выбора является чаще всего внешний вид предмета);
  • нежелание контактировать со сверстниками и взрослыми, даже родителями;
  • сильно развито чувство страха (причем темноты ребенок может не бояться, а вот звук будильника, к примеру, приводит его в ужас).

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Обычно такой диагноз ставится в том случае, когда какую-то конкретную проблему диагностировать нет возможности. Под общим недоразвитием речи специалисты подразумевают речевые расстройства, которые качаются грамматики, фонетики и лексики.

ОНР характеризуется малым словарным запасом ребенка, его неспособностью выстраивать предложения согласно возрастным нормам, а также нарушением произношения.

Также ОНР диагностируют, если малыш начинает поздно говорить (в возрасте от 3 до 5 лет), не может склонять слова и различать звуки.

РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ У ВЗРОСЛЫХ

У взрослых проблемы с речью возникают по двум причинам:

  • физиологические (перенесенная болезнь, травма или контузия);
  • психологические (испуг, сильное волнение или стресс).

Если причины физиологические, то обращаться нужно за медицинской помощью (понадобится хирургическое вмешательство или услуги отоларинголога).

При психологических проблемах обратиться нужно к психиатру или психотерапевту. Однако не стоит забывать о консультации у логопеда или дефектолога.

РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ У ДЕТЕЙ

Считается, что пик активности речевого развития ребенка приходится на 2,5-5 лет. Нормально развитый ребенок в возрасте трех лет уже должен выражаться связными предложениями. В год малыш должен говорить как минимум 5-10 слов, в 4 года словарный запас должен быть на уровне 1000 слов.

До 3 лет картавость и шепелявость не считаются дефектом речи и объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата (язык чаще всего при разговоре находится между зубов). Чтобы эти явления устранить, родителям рекомендуется аккуратно, ненавязчиво исправлять ошибки в произношении, регулярно проговаривать слова с ошибками или работать над отдельными звуками. Если до трех лет так и не заговорил, его стоит срочно показать специалисту. Причем, скорее всего, понадобится помощь не только дефектолога, но и невролога.

Мы уже говорили, что для правильного развития речи взрослые должны говорить с ребенком четко и внятно. Каверканье слов не стоит поощрять, поскольку со временем такое неправильное произношение войдет в привычку.

КОГДА НУЖНО БИТЬ ТРЕВОГУ

Назовем нормы развития речи детей. Если ребенок отстает от развития, стоит обратиться к специалисту.

Годовалый малыш произносит хорошо 5-10 слов. Если ребенок говорит значительно меньше слов или вовсе молчит, это повод обратиться за профессиональной помощью.

В 2 года словарный запас ребенка достигает уже 200 слов, он умеет правильно употреблять глаголы и строить простые фразы.

В 3 года дети строят уже предложения (например: «У меня есть желтый мяч»). При этом порядок слов должен быть правильным, а слова верно — склоняться.

В 4 года звуки З и С не вызывают трудностей у детей. Малыши рассказывают о произошедших событиях, высказывают свои мысли и задают вопросы. Дети используют слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

В пятилетнем возрасте все шипящие уже произносятся правильно. Ребенок верно употребляет все части речи и умеет обобщать понятия. Слова произносятся без замены звуков и букв.

В 6 лет дети произносят букву Р, строят относительно длинные фразы без ошибок, употребляет в речи устойчивые выражения и довольно обширно объясняют значение слов.

К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ И ЛЕЧЕНИЕМ

Исправлением дефектов речи занимается логопед и дефектолог. Логопед специализируются на восстановлении речи малышей, у которых не выявлено психических или физических отклонений. Обычно логопеды работают с малышами старше трех лет и занимаются постановкой звуков и слова.

Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в развитии. При получении образования дефектолог проходит курс по неврологии, психологии и психиатрии.

Дефектолог восстанавливает речь ребенка и борется с отставанием в развитии.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

  1. Своевременно обратиться за помощью к специалисту. После посещения логопеда или дефектолога выполнять все их рекомендации.
  2. С самого раннего возраста много разговаривать с ребенком, описывать ему свои действия и окружающие картины.
  3. Стимулировать говорение ребенка. Не стоит понимать ребенка после произнесения нескольких звуков. Пусть малыш постарается как можно полнее описать свою просьбу.
  4. Заниматься совместным пением, пальчиковыми играми и чтением вслух.
  5. Проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, особенно упражнения языком (ее нужно делать даже тем, у кого нет проблем с речью).
  6. Следить за своей речью — говорить медленно, четко, проговаривая каждое слово.
  7. Ни в коем случае не ругать за ошибки в произношении, а во время занятий хвалить за любое достижение.
  8. Обеспечить малышу безопасность, особенно беречь его голову.

ВЫВОДЫ

Речь человека — это его визитная карточка. Поэтому важно следить за ее развитием с самого детства. Заниматься развитием речевого аппарата — одна из задач каждого родителя. Если взрослые заметили проблему или не могут проводить самостоятельно, можно обратиться к специалисту. Профессионалы есть в каждом городе.

Добавить комментарий