Как исправить дефекты речи
19-01-2021
отработка упражнений красивого произношения
Содержание:
- Какие бывают нарушения
- С чего начать работу над речевым аппаратом
- Постановка звука
- Как сделать речь разборчивее
Качественная дикция зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Если слова произносятся не четко, речь звучит не понятно, то специалисты говорят о дефектах речи. Их можно устранить корректировкой положения органов артикуляции, работой над произношением и исключением индивидуального привычного выговора, который не соответствует норме.
Красивая, хорошо поставленная речь важна не только для актера или ведущего. Любой предприниматель, руководитель, человек, желающий добиться успеха, заинтересован в том, чтобы его речь была убедительной. Мы говорим не просто о способности произносить слова или подбирать подходящую аргументацию и интересный материал. Да, содержание речи важно, тут не поспоришь. Но эффект от качественного текста может быть смазан плохой дикцией и неправильным произношением. Рассмотрим, какие упражнения помогут добиться красивого произношения.
Какие бывают нарушения
Шепелявость, картавость, «проглатывание» окончаний. Иногда они становятся изюминкой, особой манерой, по которой узнают известную личность. Красавица Рившана Куркова говорит, не разжимая зубов, что дополняет ее уникальность и придает шарм. Станислав Садальский, известный актер, сыграл яркие роли, которые запомнились зрителю, в том числе, благодаря его выраженной шепелявости.
Но чаще дефекты речи создают препятствия между мыслью говорящего и тем, до кого он ее хочет донести. Слушатели все время спотыкаются об эти нарушения, теряют суть.
Даже если серьезными дефектами речь не страдает, проблемы с проговариванием морфем или звукосочетаний присутствуют почти у каждого человека. Для правильной дикции потребуется тренировка мышц речевого аппарата. Занятия по 10–15 минут ежедневно способны устранить многие недостатки (неорганического характера), улучшить произношение.
С чего начать работу над речевым аппаратом
Некоторые отклонения от нормы в обычной жизни мало заметны. Лишь когда человеку приходится произносить длинные монологи, окружающие и он сам замечают проблемы. Дадим советы, как самостоятельно определить дефекты и поделимся несколькими упражнениями для улучшения дикции.
Определяем проблему
Выявление и осознание проблемы будет первым шагом.
- Для того чтобы определить «болевые точки», можно сделать самое простое – записать на диктофон несколько минут непрерывного монолога. Попробуйте вслух прочитать отрывок из книги или стихотворение. Лучше взять классические произведения. Например, для проверки умения сохранять звучание согласных, почитайте Владимира Маяковского:
В смокинг вштопорен,
Побрит что надо,
По гранд по опере
Гуляю грандом.
Смотрю в антракте –
Красавка на красавице,
Размяк характер –
Все мне нравится.
Анализ записи своей речи поможет определить, где вы останавливаетесь и нарушаете правило выговора.
- Правильная дикция зависит и от подвижности языка, губ и мышц лица. Проведите экспресс-тест для оценки подвижности частей вашего артикуляционного аппарата.
- Попробуйте по очереди произносить гласные и согласные перед зеркалом. Губы должны занимать разное положение при произношении разных звуков. Если их подвижность мало развита, то позиция будет практически одинаковой, когда вы говорите «а» или «э».
- Проверить, насколько хорошо развиты мышцы языка можно при помощи нехитрого упражнения: высуньте язык, попытайтесь свернуть его трубочкой. Если не получается, то мышцы нужно укреплять.
- Подвижность нижней челюсти проверяется так: если между верхними и нижними передними зубами легко помещаются четыре пальца, то челюсть достаточно подвижна.
Есть еще много других упражнений, которые помогут выявить дефекты речи. О них мы рассказываем в других наших материалах. Также провести тестирование можно вместе со специалистом.
Тренируем дыхание
Нарушения дикции часто возникают из-за нехватки дыхания. Поэтому дыхательная гимнастика – важная часть работы над красивой речью. Для тренировки диафрагмы можно просто надувать воздушные шарики или выполнять специальные практики, например, гимнастику по Стрельниковой, основанную на самопроизвольном выдохе.
- Встаньте прямо. Сделайте быстрый резкий вдох, напрягая диафрагму (надувая живот). Чтобы проконтролировать движение диафрагмы, положите ладони рук на ребра, пальцами касаясь подвздошной области. Вы почувствуете, как поднимается живот. Также при вдохе должно происходить схлопывание ноздрей.
- Выдох должен происходить самопроизвольно, когда диафрагма расслабляется (живот втягивается), поэтому все усилия направлены на энергичный вдох.
- Сделайте таких вдохов и выдохов 16 раз.
- После отработки техники, попробуйте варианты ее исполнения. Можно делать вдох в момент поворота головы влево, выдох – по центру, следующий вдох – с поворотом головы вправо. Или делать вдох в момент наклона головы к левому плечу, выдох – с возвращением в исходное положение, второй вдох – при наклоне головы к правому плечу. Важно не совершать неконтролируемых поворотов, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника.
Разминаем мышцы
Некоторые простые упражнения для мышц, задействованных в проговаривании звуков, могут быть очень эффективны.
Ежедневно проводите разминку для мышц речевого аппарата. Кстати, она поможет подготовиться и перед публичным выступлением.
Начинать нужно с языка:
- выполните 20 вращений языком (с закрытым ртом) сначала по часовой стрелке, потом против;
- теперь то же самое только с открытым ртом, язык высунут как можно дальше;
- подвигайте языком по вертикали/горизонтали, дотрагиваясь до правой и левой щеки, до верхнего и нижнего неба.
Теперь очередь за упражнениями для губ и щек:
- в течение 7–10 минут попеременно вытягивайте губы в трубочку, а затем растягивайте в улыбке (каждое положение фиксируется на несколько секунд);
- надуйте щеки и перекатывайте воздух от одной щеки к другой (длительность выполнения – около пяти минут);
- губы вытяните в трубочку и в таком положении вращайте ими.
отработка техники дыхания
Постановка звука
На подготовительном этапе вы выяснили (сами или с помощью специалиста), произношение каких гласных и согласных у вас далеко от идеала, научились правильно дышать. Пора переходить к конкретике – правильному произношению отдельных звуков. Если дефект серьезный, то необходима консультация логопеда.
Тренируемся произносить «л»
Если «лампа» – какая-то «ампа».
Чтобы говорить «л» четко, нужно чтобы язык занимал правильное положение. Поможет упражнение «Ветерок»:
- поднесите ко рту полоску бумаги;
- закусите кончик языка между зубами, он должен принять форму, напоминающую гамак;
- выдыхая, пускайте воздух по двум сторонам языка, края бумажной полоски должны шевелиться от выдыхаемого воздушного потока.
Найти правильное положение при выговаривании «л» поможет упражнение «Индюшка»:
- приоткройте рот и приложите загнутый язык к верхней губе;
- быстро выдыхайте воздух, одновременно перемещая язык вниз-вверх по губе.
Теперь произнесите звук «л-л-л-л-л» на длинном выдохе. Должно получиться нечто похожее на звук парохода.
После этого тренируйтесь в произношении «л», присоединяя к нему поочередно все гласные.
Избавляемся от картавости
Если «адуга» вместо «радуга» или вы говорите будто на французском.
Проработать более четкое произношение «р» можно при помощи упражнения «Барабанщик». Нужно широко открыть рот и произносить «д», как бы постукивая кончиком языка по верхнему небу (за передними резцами).
Правильное выговаривание «р» предполагает вибрацию кончика языка. «Научить» язык вибрировать можно при помощи таких манипуляций:
- произносить «д» и «т» с усилием, широко открыв рот;
- высунуть язык и на выдохе прижать его к губам так, чтобы выдыхаемый воздух создавал вибрацию;
- пощелкать языком.
Теперь переходите к проговариванию звука «р» в сочетании с согласными и гласными: «тррр», «дрррр», «трррра-тррре-трррру» и т. д.
Чтобы закрепить результат, потренируйтесь в произношении скороговорок с большим количеством «р» и «л».
Примеры:
Прибыл Клим из Клина в Крым.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.
Главное правило при произнесении фраз – четкие красивые звуки с правильным положением голосового аппарата.
Работаем над красивым звучанием шипящих
Если «ш» подсвистывает.
Правильной постановке шипящих (ж, ш, щ, ч) поможет обыкновенный карандаш. Его нужно зажать между зубов под языком, а затем пошипеть или пожужжать. Карандаш нужен, чтобы язык не поднимался к небу – это будет неправильное положение, при котором появляется характерный присвист.
А теперь потренируйтесь без карандаша: произносите шипящие, стараясь сохранить вертикальное положение губ, не растягивая рот по горизонтали.
Чтобы закрепить результат, проговаривайте чистоговорки, где много «ш» и «щ», «ч» и «ж».
Примеры:
Высшие эшелоны шествовали.
Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.
Испекла Иришка куклам по коврижке, нравятся коврижки Гришке и Маришке.
Шушера шушере шуршала, что шурша шушере шуршать мешала.
Произносить скороговорки нужно медленно, стараясь выговаривать шипящие.
Учимся выговаривать свистящие
Если «с» и «з» шумят или свистят.
Дополнительные шумы при произнесении свистящих (с, з, ц) появляются, когда язык занимает положение не за нижними зубами, как положено, а поднимается выше. Исправит ситуацию упражнение с зубочисткой:
- зубочистку надо зажать передними зубами так, чтобы она удерживала язык по центру;
- губы растянуть в легкой улыбке;
- на вдохе развести руки в стороны;
- на выдохе постепенно сводить руки вместе, одновременно произнося свистящий согласный;
- присоединить гласный, когда ладони соприкоснуться.
Чтобы закрепить результат, попробуйте произносить скороговорки с большим количеством «с», «з», «ц».
Примеры:
Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льется. Белая цапля в корытце не может водицы напиться.
На носу овцы целый слой пыльцы.
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас.
У лесного болотца цапля весело смеется.
Не старайтесь произнести фразы максимально быстро, сосредоточьтесь на четкости.
Как сделать речь разборчивее
Речевые недостатки могут быть не связаны с затруднением или нарушением выговаривания некоторых звуков. Дефектом также называется неразборчивая речь, «проглатывание» окончаний, когда слово как будто бросили на середине, «проглатывание» начала слова, звуки-паразиты.
Часть из них появляется, когда говорящий слишком зажимает нижнюю челюсть, она у него малоподвижна. Исправят эту ситуацию тренировки. Вот несколько подходящих.
«Ириска» или всем нам знакомое цоканье: язык прижать к небу, слегка им прищелкнуть, смещая к гортани.
«Медуза»: губами нужно как бы причесывать зубы, интенсивно водить ими; можно выполнять отдельно на верхнюю губу и верхние зубы, отдельно на нижнюю.
«Открытая пасть»: широко открыть рот, досчитать до трех, после растянуть губы в оскале.
Такие практики – это минимум, который устранит небольшие отклонения от правильного, точного произношения. Но нужна ежедневная, регулярная, кропотливая работа. Представьте, вы произносили какой-то гласный или согласный неверно всю жизнь. Нужно время и упорство, чтобы все (в нашем случае голосовой аппарат) встало на свои места.
Некоторую работу по устранению речевых недостатков можно провести самостоятельно. Но определить разновидность, характер дефектов, выявить их причину и подобрать способы устранения может только специалист. Приходите на занятия в школу ораторского искусства «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!». Команда профессиональных педагогов школы поможет исправить искажения и сделать речь красивой.
Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!
Рекомендованные статьи
Оставить заявку
Поделиться:
Теги:
- Дикция
Комментарии
не занимаюсь 2013* годом и 2016* годом, ОПРФ, ОНФ, ЗАКОНАМИ ОБ ИНВАЛИДАХ, ОТСУТСТВИЕМ ВЛАСТИ*, НО ВЛАСТИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЬКОВ, ВЫБОРАМИ* КАК ОТСУТСТВИЕМ ВЫБОРА, алмазами, кочевниками, степняками, медью, драг камнями, полудраг камнями, нянями, усатыми нянями, бородой, укращением строптивых, да вы не отчаивайтесь ходите чаще, русскими печами, грудным молоком, плесенью, грибком, грибами, колёсами, мангалами, шашлыками, гмо, пальмавым маслом, икрой, галошами, валенками, пиявками, кизяком, мазолями, сектами, криптовалютой, курганами, рябиной, арабами в израиле, веселящим газом, игровыми автоматами, аптеками*, ппс, союзмультфилмом, табуретками, чемоданами, царь пушками колоколами, брусчаткой, стерилизацией бездомных животных, фотокружками, правительством в целом*, минтрансом*, патриаршими прудами, самалётами, метро, электротранспортом, маршрутками, автобусами, мотоциклами, велосипедами, роликовыми коньками, лодками, лыжами, коньками, перестройкой*, андроповкой*, диссидентами, пацифистами, импотентами, гостиницами, теплицами, реками, салом, зеркалами, шампанским, лимонами, мороженным, сельпо, автолавками, стеклотарой, шинами, биноклями, трофеями, пенсионными фондами, авиакатастрофами, модой модельерами, вундеркиндами, ветхим и аварийным жильём, счётной палатой, улитками, кашей, статус кво, хаосом, экономией для энергозависимых стран, семеноводством, пещерами, пиками гор, табакеркой, анклавами и независимостью от испании до великобритании, террактами, логопедами муму. начальник сигаретки не будет, я не курю ты же знаешь, не знаешь лошади курят. Я ЗНАЮ ЕСТЬ РОДИНА И ЕСТЬ УРОДИНА ТАКОЕ БЫВАЕТ. это по поводу совета примирения, гоу фак ю. ну вот и всё медведю надо готовиться к спячке сибирская зима уже близко.
ПОСЛЕ БОИНГА И МОЙ НОУТБУК СГОРЕЛ, НОЯБРЬ 2013 ГОД, ТЕПЕРЬ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЗДЕСЬ КЛУБОК ОТ ТОВАРИЩЕЙ СИМИТОВ, КОТОРЫЕ ЗАХВАТИЛИ ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТЫ ПРИ ЕЛЬЦИНЕ ВАССАЛЕ США ДО КОРРУПЦИИ. И СЛЕДУЮЩИЙ НОУТБУК ПОЯВИЛСЯ ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ 2014 ГОДА. КЛЮЧЕВОЙ ЦЕЛЫЙ ГОД НА КОГО СПИСЫВАТЬ НА ИНОПЛАНЕТЯН. А так же ни когда не занимался видео связью и не собираюсь этого делать. Я поклонник старой классической школы и телефонов Nokia без интернета как телефон, а не как корманный шпион. А так же и телевизор всегда без интернета. И не интересуюсь социальными сетями. За их отсутствием вы собрали на себя целое досье как доказательную базу. А КТО ВАМ СКАЗАЛ, ЧТО Я БОЛЕН? Я ИМ ТАК ЖЕ ПРЕДЛОГАЛ ПРИЗНАТЬ СЕБЯ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ, НО ОНИ ВСЕ УМЕРЛИ КТО В АМЕРИКЕ КТО В ГЕРМАНИИ ИЛИ ЛЕЖАТ В ДУРКЕ. И ВОТ УЖЕ С 2012 ГОДА КРЕМЛЁВСКИЕ ЭЛИТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ МОГУТ МЕНЯ СДЕЛАТЬ ТАКОВЫМ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СЛОВ, ГЛОБАЛЬНЫЙ СГОВОР ЭЛИТ ПРОТИВ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА. ПОЗОР! А ПОЧЕМУ ВЫ ГОВОРИТЕ ЧТО МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ? ВОТ КОГДА МЕНЯ ПРИГЛАСЯТ В ЕВРОСОЮЗ И УДОСТОЯТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ЗА ПРОЗУ, ВОТ ТОГДА ОНА СБУДЕТСЯ С ДЕТСВА МЕЧТАЛ, А МЕЧТАТЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО.
И НЕ НАДО ПРИМЕРЯТЬ НА МЕНЯ ВАШ САРАФАНЧИК, ВАШИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ДЕТСКИХ ТРАГЕДИЙ И ФАНТАЗИЙ. НОСИТЕ ЕГО САМИ ЭТО ВАША ЖИЗНЬ. ИЗ ВАС ТАКИЕ ЖЕ ПСИХОЛОГИ*, ПСИХИАТОРЫ*, ЭКСТРОСЕНСЫ* И АНАЛИТИКИ*, КАК ИЗ МЕНЯ ХОЗЯИН БЕЛОГО ДОМА.
ВЫ КАК ВСЕГДА ПРАВЫ ВСЕ ПОБЕДЫ РОССИИ И ЗАСЛУГИ В ВОЙНАХ ОТ ГОРЯ, ЕСЛИ БЫ ОНА ЛЕЖАЛА НА ДИВАНЕ, А НЕ ЗАЩИЩАЛА СЕБЯ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ОТ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЗАКОНА, ПРАВИТЕЛЬСТВА И СЕМЕЙНОГО РОДСТВА. НЕ ЗАНИМАЮСЬ БОИНГАМИ, ФАЛЬКОНАМИ, СНЕГОУБРЩИКАМИ, КОЛЕСАМИ ОБОЗРЕНИЯ, ЭСТРОСЕНСАМИ, ВОДОПАДАМИ. ФАКЕЛАМИ, ВЕЧНЫМИ ОНГЯМИ, САЛЮТАМИ, ПАМЯТНИКАМИ, СКУЛЬПТУРАМИ, КИНОСТУДИЯМИ, СМАЙЛИКАМИ, АКТЁРСКИМ МАСТЕРСТОВОМ, МИМИКОЙ, ЖЕСТАМИ, ЛЕСАМИ, БОЛОТАМИ, ПОЖАРАМИ, БОРТНИКАМИ, МУЗЕЯМИ, МАРШАМИ, ВИНОМ, СЫРОМ, БЫКАМИ, ПАПАХАМИ, ШАПКАМИ , ОЧКАМИ, ПРАНКЕРАМИ, ТАТУ, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, КРАБАМИ, РЫБОЙ, МИНОБРАЗОВАНИЕМ ТЕСТАМИ ЕГЭ, ШКОЛЬНЫМИ ФОТО, ВОЖДЯМИ, ВЕТЕРАНАМИ, НЕ ЗАНИМАЮСЬ ПРОСВЕЩЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ЛОТЕРЕЯМИ, ЗЕЛЁНЫМИ, ПИРСАМИ, МОРЯМИ, ГИГИЕНОЙ, ПЛЯЖАМИ, САМОСУДОМ, ШАШКАМИ, ШАХМАТАМИ, КАРТАМИ, ДОМИНО, ЛОТО, ГИМНАМИ И ПРОЧИМ РЕПЕРТУАРОМ, ЦАРЯМИ ИХ ДЕТЬМИ, МИТРОПОЛИТАМИ, ПАТРИАРХАМИ, ДУМСКОЙ ЭТИКОЙ И ДЕПУТАТСКИМ ИММУНИТЕТОМ. ЭТО ВСЁ ВАШ ДАР И ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ПРАВИЕТЕЛЬСТВО КАК СОЛНЫШКО СВЕТИТ ВСЕМ ОДИНАКОВО, А НЕ ЗАВИСИМОМУ ОТ КЛАНОВ БИЗНЕСУ. НЕ ЗАНИМЮСЬ СУДАМИ И СУДЬЯМИ. СПАСИБО ВАМ, ЧТО НАУЧИЛИ МЕНЯ МЫСЛИТЬ, ДУМАТЬ, БОРОТЬСЯ И ИЗЛОГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, НЕ ТАК КАК ВСЕХ И КАК БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ. ВОТ ВИДИТЕ ЕСЛИ БЫ ВЫ ТАК ВСЕХ УЧИЛИ СКОЛЬКО БЫ В РОССИИ БЫЛО УМНЫХ И ПИСАТЕЛЕЙ, НО Я ДУМАЮ ВАМ НУЖНО СОВСЕМ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО. и если вы уж говорите, что все так живут от зависти, то начните с президента и правительства или они вам не по зубам. желаю вам успеть на гаваи к обеду, минуте молчания и тихому часу. ХОТЕЛ ВАС КАК МОЖНО ГЛУБЖЕ ЗАТЯНУТЬ ИДИОТОВ В ОМУТ. не собираюсь ни кого удивлять и прокладывать колею для идиотов и это ваш дар. НЕ ИМЕЛ ДОХОДОВ* КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ЕСЛИ ВЫ УМЕЕТЕ СЧИТАТЬ, НО Я ТЕБЯ ПОТОМ НАУЧУ ЭКОНОМИТЬ НА ЕДЕ, ОДЕЖДЕ И ЗДОРОВЬЕ. НЕ ПОЛУЧАЛ ПЕРЕВОДОВ, ПОСЫЛОК, ПОДАРКОВ, ПИСЕМ И.Т.Д. ЕСЛИ РАБОТАЕТ КРЕМЛЁВСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ МОГ ЛИ КТО ВЗЯТЬ У МЕНЯ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ПРИСЛАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПЕРЕВОД. КОНЕЧНО НЕТ, ЭТО ВСЁ ФИЛЬКИНА ГРАМОТА И ЗУБ СПЕЦСЛУЖБ НИ УМА НИ ЧЕСТИ НИ СОВЕСТИ КУМОВСКОЕ БОЛОТО. И РАЗ УЖ У МЕНЯ НИ ЧЕГО НЕТ КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, ТО И ДАРИТЬ Я НИ ЧЕГО НЕ МОГ, И БЫТЬ СПОНСОРОМ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ, НЕТ ДЕЛА ИДИТЕ НА ХУЙ С ОНЛАЙН!
Ответить
Теги
- Уверенная речь(24)
- Учимся у других(19)
- Голос(17)
- Дикция(14)
- Практические упражнения(24)
- Навыки общения(23)
- Деловая коммуникация(25)
- Публичные выступления(45)
- Словарный запас(7)
Популярные статьи
Есть вопросы?
Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.
Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.
Популярные курсы
Ирина Сардовская
Очный курс
Ораторское искусство
Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!
с 27 мая
4 недели
22 900
5 Рейтинг
17 отзывов
Юлия Рябцева
Онлайн-курс
Ораторское искусство
Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!
с 30 мая
4 недели
11 900
5 Рейтинг
13 отзывов
Юлия Рябцева
Онлайн-курс
Онлайн-курс по Технике речи
Вы научитесь владеть своим голосом на 100% и поставите четкую дикцию!
с 20 июня
4 недели
от 9 900
4.9 Рейтинг
9 отзывов
Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.
Классификация
Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).
Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:
- Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
- Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
- Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
- Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
- Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
- Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.
Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение
Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.
Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:
- копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
- наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
- сильный психологический стресс.
Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.
Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.
Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.
Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.
Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.
- У нас в печурочке серебряные чурочки.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Нарушения речи у взрослых
Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.
Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:
- плохой подвижностью языка;
- неправильно сформированным прикусом;
- повреждением ротовой полости;
- плохим слухом;
- пережитой стрессовой ситуацией.
Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:
- Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
- Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
- Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
- Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.
Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.
Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.
Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.
- Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
- Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
- Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
- Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
- Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.
Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.
Для лечения ринолалии рекомендуется выполнение упражнений по укреплению артикуляционного аппарата и в частности мышц языка.
Необходимый результат дают следующие упражнения:
- Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
- Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
- Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
- Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.
Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.
Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым.
Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
- Из чего состоит дикция речи
- Как улучшить взрослому и подростку
- Работа над дикцией и произношением
- Упражнения для дикции и голоса
- Упражнения для дикции и артикуляции
- Скороговорки для развития дикции
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
- Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
произносить звуки как можно глубже в полости рта. - Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
«ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы. - Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У». - Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
неба, щек и губ тянем звук «М».
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:
- Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
«проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д». - Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз. - Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка. - Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
- Для тренировки звуков: р, л, м, н.
— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. - Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
— Все бобры для своих бобрят добры. - Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
— Свиристель свиристит свирелью.
— Прецедент с претендентом.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.
Что такое дикция?
Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.
Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.
Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?
Как улучшить дикцию ребенку?
Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?
1. Следите за собой
Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.
2. Делайте гимнастику
Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.
3. Работайте над дыханием
Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.
В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.
4. Скороговорки
Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.
В первый раз проговорите слова медленно и чётко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.
5. Обратитесь за помощью к логопеду
Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.
Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?
Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.
1. Читаем вслух
Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.
2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш
Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.
3. Диктофон и аудиокниги
Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.
4. Следите за осанкой и говорите на ходу
Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.
Читайте также: Когда идти к логопеду?
5. Быстрая разминка для дикции
Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.
Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?
- Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
- Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
- Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
- Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
- Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.
Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится.
Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 19.07.2022.
Дефекты речи. Задержка речевого развития.
Что такое дефект речи?
Это хорошо различимые на слух звуки, их чёткое произношение, при котором слова и предложения выговариваются отчетливо и плавно и в одном языковом темпе. Дефектом речи будет отклонением от данной нормы.
Причины задержки речевого развития или дефекта речи.
В России в последнее время увеличилось число детей с дефектами речи ( задержка речевого развития ). Каждый пятый ребенок в нашей стране имеет нарушения в развитии речи.
К сожалению, врачи констатируют, что большинство детей имеет дефицит внимания со стороны взрослых, что приводит либо к неправильному формированию детской речи, либо к задержке, конечно, если это не вызвано травмами, либо патологиями.
Мы всегда заняты и у нас очень много дел, даже проводя время рядом с ребенком большинство из нас редко с ним говорят, а обычно просто присутствуют в комнате и включают малышу мультики. А ведь у кого ему учиться говорить, как не у родителей? Часто родители думают, что в садике ребенок разговориться среди других детей и от части они правы, но нашим детям свойственно копировать поведение и произношения других детей. Случаются ситуации, когда совершенно здоровый малыш начинает ходить в садик и у него возникает искажение речи, например, начинает шепелявить, либо коверкать слова, а все потому что его друг Васька, от рождения шепелявит и ему это кажется правильным и он начинает копировать произношение другого ребенка.
Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен слышать от Вас грамотную речь и следить за тем как вы строите предложения!
Что такое задержка речевого развития?
Задержка речевого развития – патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как
Виды речевых дефектов:
- Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
- Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
- Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
- Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
- Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
- Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
- Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
- Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.