Как исправить резьбу без метчика

Восстановить поврежденную внутреннюю резьбу при помощи метчика и без него можно различными способами. О них мы подробно расскажем в этой статье.

Как восстановить резьбу при помощи метчика и без него

Содержание

Как восстановить резьбу при помощи метчика и без него

  1. Как восстановить резьбу метчиком
  2. Как восстановить резьбу метчиком с сохранением ее диаметра и места расположения
    1. Заваривание отверстия с последующим нарезанием новой резьбы.
    2. Восстановление резьбы при помощи ввертыша.
    3. Восстановление резьбы при помощи спиральной вставки
  3. Как восстановить резьбу в отверстии без метчика
    1. Использование эпоксидного клея
    2. Холодная сварка

Как восстановить резьбу метчиком

Перед тем, как восстановить резьбу с метчиком, определите, можно ли увеличить ее диаметр или нарезать новую в другом месте. Если да, то ремонт пройдет очень быстро.

  1. Рассверлите отверстие.

  2. Нарежьте новую резьбу.

01_Нарезание резьбы метчиком.jpg

Фотография №1: нарезание резьбы метчиком

При работе соблюдайте следующие основные правила.

  1. Рассверливайте отверстие строго под прямым углом

  2. Используйте два новых метчика нужного диаметра (для черновой и чистовой обработки).

  3. При нарезании резьбы действуйте аккуратно. Избегайте перекосов и резких движений.

  4. Желательно нарезать резьбу при помощи воротка. Если его нет, возьмите разводной ключ.

  5. Не забывайте использовать смазку и регулярно удалять стружку.

Как восстановить резьбу метчиком с сохранением ее диаметра и места расположения

Если же нужно восстановить резьбу с сохранением ее диаметра, используйте один из следующих методов.

Заваривание отверстия с последующим нарезанием новой резьбы

Этот способ применяют редко из-за того, что прочность полученной по этой технологии новой резьбы будет ниже. Еще данный метод выбирают при отсутствии специальных приспособлений (ввертышей и спиральных вставок).

Этот способ восстановления резьб включает в себя следующие этапы.

  1. Удаление старой резьбы путем рассверливания.

  2. Заваривание отверстия. Выбор технологий зависит от материалов деталей.

    1. Для заваривания отверстий в стальных изделиях используют электродуговую или газовую сварку в защитных средах.

    2. При работе с чугунными деталями газовую или электродуговую сварку применяют в холодном состоянии или при общем/местном нагреве.

    3. В качестве присадок используют электроды (МНЧ-1, ОЗЧ-1, ЦЧ-1), чугунные прутки с повышенным содержанием кремния и иные материалы.

  3. Обработка отверстия заподлицо основным металлом.

  4. Сверление.

  5. Нарезание новой резьбы.

Обратите внимание! При работе с алюминиевыми изделиями этот способ восстановления резьбы обычно не применяют. Это связано с тем, что металл при сварке активно поглощает газы. В наплавленных слоях образуются поры. При сильной усадке появляются трещины.

Восстановление резьбы при помощи ввертыша

Ввертыши — это специальные цилиндрические приспособления, имеющие резьбу нужного диаметра и шага внутри и крупную — снаружи. Такие изделия изготавливают из стали, латуни, бронзы, меди и иных материалов. На финальных стадиях производства ввертыши закаливают и дополнительно упрочняют.

02_Вввертыш для восстановления резьбы.jpg

Фотография №2: ввертыш для восстановления резьбы

Если нужно восстановить резьбу с сохранением диаметра при помощи ввертыша, действуйте так.

  1. Рассверлите отверстие. Сверло нужно подобрать таким образом, чтобы диаметр получившегося отверстия позволял нарезать резьбу для вкручивания ввертыша.

  2. Нарежьте резьбу метчиком. Соблюдайте перечисленные выше правила.

  3. Вкрутите ввертыш. Его нужно установить заподлицо. Если это невозможно, профрезеруйте деталь и удалите выступающую часть приспособления.

  4. На границе новой резьбы и ввертыша нанесите засечки при помощи керна. Это предотвратит самопроизвольное выкручивание приспособления.

Восстановление резьбы при помощи спиральной вставки

Спиральные (их также еще называют проволочными и пружинными) вставки также часто используют для восстановления поврежденных резьб.

03_Спиральные вставки для восстановления резьбы.jpg

Фотография №3: спиральные вставки для восстановления резьбы

Эти приспособления имеют с внутренних сторон высокоточные ромбические резьбовые профили. Практически все модели оснащены специальными поводковыми язычками, предназначенными для вкручивания приспособлений.

Для изготовления таких изделий используют особо прочную высококачественную нержавеющую сталь. Это дает гарантию устойчивости восстановленной резьбы к деформациям и коррозии.

Восстановление резьбы при помощи спиральной вставки включает в себя 4 этапа.

  1. Сверление. Рассверлите отверстие. Выбирайте диаметр режущего инструмента по таблице, которую производители прилагают к спиральным вставкам. 

  2. 04_Рассверливание отверстия под спиральную вставку.jpg

    Изображение №1: рассверливание отверстия под спиральную вставку

  3. Формирование резьбы. Обратите внимание! Для нарезания резьбы используйте специальные метчики, которые отличаются от стандартных и поставляются со спиральными вставками. Соблюдайте все правила и рекомендации.

  4. 05_Формирование резьбы специальным метчиком.jpg

    Изображение №2: формирование резьбы под спиральную вставку

  5. Монтаж приспособления. Оденьте спиральную вставку на входящий в комплект поставки специальный инструмент и вкрутите ее в отверстие.

  6. 06_Вкручивание спиральной вставки в отверстие.jpg

    Изображение №3: вкручивание спиральной вставки в отверстие

  7. Удаление поводкового язычка. От него можно избавиться при помощи специального инструмента (его также поставляют производители). Для удаления язычков со вставок больших диаметров подойдут обычные плоскогубцы.

Использование профессиональных спиральных резьбовых вставок имеет следующие преимущества.

  1. В месте посадки вставки обеспечивается необходимый натяг. Это полностью предотвращает выкручивание. Приспособления располагаются в принимающих резьбах практически без зазоров. В использовании клея для дополнительной фиксации изделий нет необходимости.

  2. За счет упругости вставок нагрузки и напряжения распределяются равномерно. Это создает идеальные условия для передачи усилий между болтами и приемными резьбами.

  3. Спиральные вставки универсальны. Их применяют не только для восстановления резьб но и при необходимости усиления соединений. Спиральные вставки используют при работе с изделиями из низко- средне и высокопрочных металлов, а также пластика и древесины.

Как восстановить резьбу в отверстии без метчика

Вопрос, как восстановить резьбу в отверстии без метчика, часто задают люди, вообще не разбирающиеся в резьбовых соединениях. На этот вопрос есть лишь один ответ. Восстановить резьбу для получения максимальной надежности без использования обычных или специальных метчиков невозможно. Есть лишь способы нарастить поврежденные поверхности и усилить прочность соединений до определенных уровней.

Использование эпоксидного клея

Этот способ не подходит для восстановления и усиления соединений, подвергающихся высоким нагрузкам и вибрациям. Эпоксидный клей также нет смысла использовать, если узлы и конструкции работают при высоких температурах.

07_Эпоксидный клей для восстановления резьбы.jpg

Фотография №4: эпоксидный клей для восстановления резьбы

Если же нет необходимости обеспечения высокой надежности соединения, действуйте так.

  1. Заполните эпоксидным клеем отверстие.

  2. Подождите пока полимер затвердеет.

  3. Вкрутите болт.

  4. Дождитесь набора порочности.

Холодная сварка

Холодную сварку также можно применять только при работе с неответственными деталями, не подвергающимися высоким нагрузкам и вибрациям. Соединения получаются более надежными, чем при использовании для восстановления резьб эпоксидного клея.

Чаще всего в нашей стране применяют двухкомпонентные составы следующих марок.

  1. ABRO.

  2. «Алмаз».

  3. «Полимет».

08_Холодная сварка ABRO.jpg

Фотография №5: холодная сварка ABRO

При использовании для восстановления резьбы двухкомпонентной холодной сварки действуйте так.

  1. Вскройте упаковку и вытащите компоненты.

  2. Тщательно обезжирьте поверхности наружной (на предназначенном для вкручивания изделии) и внутренней (в отверстии) резьб. Для этого используйте состав из первого тюбика. Обрабатывайте все тщательно. Наличие налета и мусора ухудшит результат сварки.

  3. Обработайте поврежденную внутреннюю резьбу антиадгезионным составом из второго тюбика.

  4. Смешайте в равных долях вещества из первого и второго тюбиков. Выдавливайте составы на неметаллическую поверхность. Для равномерного (!) перемешивания используйте шпатель.

  5. Нанесите полученную смесь на предназначенное для вкручивание изделие.

  6. Вкрутите его.

  7. Обеспечьте необходимый температурный режим.

  8. Не трогайте детали в течение указанного в инструкции времени.

Обратите внимание! Не жалейте смесь. При вкручивании изделия ее излишки должны вылезать от давления наружу. Это обеспечит правильное формирование витков при восстановлении резьбы.

Nikolaj-Vl ТС

Основа форума
****

Карма +222/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 478

СПб

Санкт – Петербург
иж-2126 (ИЖ-2125 – капиталка кузова, ЗАЗ-968М*2 – капиталка кузовов+капрем. двигателей)


Вводная:
– есть вконец забитые ржавчиной пустые резьбовые отверстия, куда век ни кто не совался (отверстия под крепления ремней безопастосно, к примеру).
Задача:
– исправить…
Решение:
– вместо метчика и когда  мало эффективен, берем такой же болт, делаем надфирем продольный пропил поперек резьбы (подобие метчика) и аккуратно с помощью “жидкого ключа” чистим резьбу, т. е. пытаемся как бы нарезать резьбу…

Если “ОЧЕНЬ УМНЫЕ” будут издеваться над советом –  сообщу модератору и не буду давать советов начинающим слесарям/автомобилистам!!!


Записан

Вообще – то я скорпион, но, обычно, добрый и чистый даже перед ОБХС.
ИЖЁК 2126, дв.-06. АКБ -75! Рассверлена задняя дверь – ржаветь не должна! Салонная 9-ти диодная лампочка, ЛН очень греет крышу. Прокачка тормозов – единолично! Чашки передних стоек для пружин промазаны литолом. Убраны войлочномастичные противошумные коврики – удерживают воду (почти везде). Наложена доп. съемная изоляция на эл. жгуты в моторном отсеке. Эл. разгружен основной жгут.

RMaks

Ветеран форума
******

Карма +437/-1
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3037

Ученик слесаря

AutoClub34
ИЖ 412, М-214221-150


Способ хороший. И имеет право на жизнь.
И именно на данном примере.
Метчик на 11 не у каждого запасливого слесаря есть Wink


Записан

Я ни когда не спорю
Я просто объясняю почему я прав

Анатолий58

Ветеран форума
******

Карма +1860/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 2287

Санкт Петербург-рынок ЮНОНА

ИЖ-ФАБУЛА(декабрь-2004год)

пос. Америка, Ленинградская обл.
ИЖ-21261-030 Фабула


У меня метчик на 11 есть…


Записан

УЗАМ

Ветеран форума
******

Карма +1062/-1
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3000

Троицк, уже Москва

УЗАМ

ИЖ 2126-020, Мицубиси Ланцер-IX, ВАЗ 2106


У меня метчик на 11 есть…

Не верю. Фото фстудию. no


Записан
Nikolaj-Vl ТС

Основа форума
****

Карма +222/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 478

СПб

Санкт – Петербург
иж-2126 (ИЖ-2125 – капиталка кузова, ЗАЗ-968М*2 – капиталка кузовов+капрем. двигателей)


У меня метчик на 11 есть…

– у меня в гараже на все резьбы всё есть (опыт работы на производстве)…, но до гаража 45 мин. пешком в 2 часа ночи…, а так  – 0,5 часа на резьбу….


Записан

Вообще – то я скорпион, но, обычно, добрый и чистый даже перед ОБХС.
ИЖЁК 2126, дв.-06. АКБ -75! Рассверлена задняя дверь – ржаветь не должна! Салонная 9-ти диодная лампочка, ЛН очень греет крышу. Прокачка тормозов – единолично! Чашки передних стоек для пружин промазаны литолом. Убраны войлочномастичные противошумные коврики – удерживают воду (почти везде). Наложена доп. съемная изоляция на эл. жгуты в моторном отсеке. Эл. разгружен основной жгут.

Nikolaj-Vl ТС

Основа форума
****

Карма +222/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 478

СПб

Санкт – Петербург
иж-2126 (ИЖ-2125 – капиталка кузова, ЗАЗ-968М*2 – капиталка кузовов+капрем. двигателей)


Не верю. Фото фстудию. no

– просто запасливый автослесарь/водитель! такому и в лесу не страшно “сломаться”…


Записан

Вообще – то я скорпион, но, обычно, добрый и чистый даже перед ОБХС.
ИЖЁК 2126, дв.-06. АКБ -75! Рассверлена задняя дверь – ржаветь не должна! Салонная 9-ти диодная лампочка, ЛН очень греет крышу. Прокачка тормозов – единолично! Чашки передних стоек для пружин промазаны литолом. Убраны войлочномастичные противошумные коврики – удерживают воду (почти везде). Наложена доп. съемная изоляция на эл. жгуты в моторном отсеке. Эл. разгружен основной жгут.

fabula47rus

Ветеран форума
******

Карма +211/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4394

прикупил весту св

лен. обл.
Веста св сердолик


подпишусь под советами.


Записан
Sync

*******

Карма +1025/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 11068

Москва, черная земля

Man without god

Москва
ИЖ-2126-030, Ford Focus 3


С большими болтами катит, с маленькими – ИМХО шляпку оторвёшь нафиг )


Записан

Правила дорожного движения Российской Федерации

ИЖ “Орбита” – моё корыто.

Ремонт ИЖа невозможно закончить – его можно только прекратить…

Остерегайся людей, которые в общении с тобой избегают матюгов. А если они вообще матюгов не переносят, то беги от них как от огня! Они лжецы, лицемеры и ханжи. И это как минимум. Мат – это как знак качества, признак искренности твоей речи.

Когда ты берешь чужой пиджак, я могу понять: тебе холодно. Но когда ты берешь чужую мысль, тебе что, глупо?

Newcomer

Ветеран форума
******

Карма +385/-26
Offline Offline

Сообщений: 8131

Санкт-Петербург


Не верю. Фото фстудию.

У меня то же есть. Закупил при установке ВУ от 2108.


Записан
Стрит_Ежик

Ветеран форума
******

Карма +744/-5
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7662

WWW

Уфа
ИЖ-2126-030, ВАЗ-21103 16v


Ввиду отстутствия колесного метчика 12х1.25 всегда брал ненужный колесный болт и делал 3 косых пропила – не сильно убитых резьб работает.
Надо иметь ввиду, что это чистовой метчик получается, но никак не для нарезания резьбы.
Автору +


Записан

Всегда помогай тем, кто в беде. И о тебе обязательно вспомнят, когда снова что-то понадобится Wink

Nikolaj-Vl ТС

Основа форума
****

Карма +222/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 478

СПб

Санкт – Петербург
иж-2126 (ИЖ-2125 – капиталка кузова, ЗАЗ-968М*2 – капиталка кузовов+капрем. двигателей)


но никак не для нарезания резьбы.

– я и писал, что для ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЗЬБЫ!
– а работать так же как и метчиком, а лучше “чаще”: 1/4-1/8 об. по резьбе, неск. раз по 0,5/1 об. назад -вперед для очистки резьбовых канавок! Поэтому и сказано: “как метчиком” – твердость болта и “железа” кузова почти одинакова, так, что метчик он не заменит, ТОЛЬКО ДЛЯ ПРОЧИСТКИ РЕЗЬБЫ, ПРОСТО ТАК БЫСТРЕЕ В 5 РАЗ!


Записан

Вообще – то я скорпион, но, обычно, добрый и чистый даже перед ОБХС.
ИЖЁК 2126, дв.-06. АКБ -75! Рассверлена задняя дверь – ржаветь не должна! Салонная 9-ти диодная лампочка, ЛН очень греет крышу. Прокачка тормозов – единолично! Чашки передних стоек для пружин промазаны литолом. Убраны войлочномастичные противошумные коврики – удерживают воду (почти везде). Наложена доп. съемная изоляция на эл. жгуты в моторном отсеке. Эл. разгружен основной жгут.

RMaks

Ветеран форума
******

Карма +437/-1
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3037

Ученик слесаря

AutoClub34
ИЖ 412, М-214221-150


У меня метчик на 11 есть…

А 13х1 левый?


Записан

Я ни когда не спорю
Я просто объясняю почему я прав

ganstown

*******

Карма +750/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 11405

Тюмень

нет нет жи есть бувает жи есть же

Тюмень
Nissan Note 1,6  AT  Luxury, Газ-21Р 1968 гв


Когда только на главной странице увидел название темы то сразу представил болт с продольными пазами хотя раньше такого не встречал, видимо учеба по специальности технология машиностоения сказывается )))


Записан

Анатолий58

Ветеран форума
******

Карма +1860/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 2287

Санкт Петербург-рынок ЮНОНА

ИЖ-ФАБУЛА(декабрь-2004год)

пос. Америка, Ленинградская обл.
ИЖ-21261-030 Фабула


Фото……..


Александр627

Ветеран форума
******

Карма +1034/-6
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4737

МО

Чудак с Балаклавки, четырежды Ижевод.

Новодрожжино, МО
Иж 21261-030,Шкода Рапид.


но среди них не вижу того, чтоб резьбу чистить, чем ремни безопасности крепятся.. она там какаято особая…


Записан

ВАЗ-Шнива-ОКПП(3 шпонки). Лукас-41, ГЦС-Нива
ВАЗ-ОКПП.

Восстановление резьбы

Соединения, формируемые с помощью резьбы, нашли широкое применение в различных областях промышленного производства. Не является исключением и сфера быта. Но под воздействием рабочих нагрузок витки резьбовой нити могут повредиться. В результате степень надежности и уровень прочностных характеристик соединения снизятся. Сегодня разработан не один метод восстановления поврежденного участка резьбы. Каждому из них присущи свои особенности.

Технология восстановления


Применение в настоящее время т.н. восстановителя резьбы, представляющего собой специальный химический компаунд – явление крайне редкое. Обычно с этой целью используется инструментарий, присутствующий в арсенале опытного домашнего мастера. В частности,


  • диаметры отверстий изменяются с помощью сверл;


  • непосредственное нарезание витков осуществляется с помощью плашек – на стержневых крепежных деталях – и метчиков в гайках. Стоят они довольно-таки дешево. С их использованием обычно создается новая резьбовая нить, но возможно посредством этого инструмента восстановить и поврежденную;


  • вставка ремонтная представляет собой спираль с ромбовидным сечением. Ее один конец выполнен в виде поводка. Данный элемент после соединения со шпинделем обеспечивает возможность вворачивания самой вставки;


  • для вворачивания вставки применяется инструмент под названием шпиндель. Его рабочий сегмент со специальным зацепом на торце схож с резьбовым;


Также существуют способы, предусматривающие применение холодной сварки, синтетического термореактивного продукта, получившего название эпоксидный клей, и иных материалов. Чтобы правильно выбрать подходящий метод, учету подлежат условия, в которых будут проводиться работы по восстановлению резьбы, а также ее дальнейшей эксплуатации.

Способы восстановления


Рассмотрим наиболее эффективные методы восстановления поврежденной резьбы.

С помощью метчика


Разработаны несколько вариантов данного способа, предусматривающие сохранение резьбового диаметра.

Наплавка


Этот метод применяется, если недостаточной уровень прочностных характеристик сформированной резьбы некритичен, либо когда реализовать иные методики не представляется возможным. Он включает следующие этапы:


  • рассверливание отверстия с поврежденной резьбой;


  • наплавка гнезда посредством газовой или электродуговой сварки;


  • обработка поверхности абразивным инструментом с ее последующей шлифовкой заподлицо;


  • высверливание отверстия с заданным диаметром;


  • нарезание резьбовой нити метчиком.


Применять наплавку к алюминиевым деталям нельзя. Причина – этот металл имеет свойство поглощать газы, ввиду чего в наплавленной толще образуются поры.

Ввертыши


Ввертышом принято называть шпильку, вдоль продольной оси которой проделано резьбовое отверстие нужного диаметра. Изготовить такую деталь можно своими руками.

Vvertyshi.jpg

От шпильки отрезается участок требуемой длины, а затем в нем высверливается отверстие. Восстановление резьбы с помощью ввертыша выполняется так:


  • в гайке с поврежденной резьбовой накаткой просверливается отверстие под его внешний диаметр;


  • посредством метчика нарезается резьбовая нить;


  • ввертыш завинчивается заподлицо с опорной поверхностью гайки. Если необходимо, торец подвергается фрезерованию;


  • на кромки отверстия в гайке и внешней резьбы ввертыша керном наносятся насечки. Так будет исключено самопроизвольное вывинчивание самого ввертыша.

Спиралевидные вставки


Конструктивное исполнение этих деталей описано выше. Что же касается их применения, то данный процесс состоит из следующих этапов:


  1. Поврежденное отверстие рассверливается. Диаметр сверла указывается в сопроводительной документации к приобретенной вставке.


  2. Метчиком (он входит в комплект поставки) нарезается резьбовая нить.


  3. Вставка вкручивается. Делается это при помощи поводкового наконечника-язычка.


При использовании вставки нагрузка и натяг распределяются равномерно, дополнительная фиксация не нужна. Применяются эти детали также с целью усиления резьбового сопряжения.

Восстановление резьбы без использования метчика


Без применения метчиков восстановить резьбу так, чтобы она характеризовалась высокой надежностью, невозможно. Это аксиома. Существуют методы, предусматривающие лишь наращивание поврежденных поверхностей и повышение прочностных показателей, да и то – не выше определенного уровня.

Эпоксидный клей


Сразу необходимо отметить, что применение данного материала не подходит для восстановления резьбовых соединений, функционирующих при вибрации и высоких нагрузках. Также нецелесообразно использование эпоксидного клея, если предполагается его работа в условиях повышенных температур. Во всех остальных случаях нужно действовать так:


  • заполнить отверстие с поврежденной резьбой этим веществом;


  • дождаться затвердевания полимера;

  • ввинтить стержневой крепеж; 

  • дать соединению достичь необходимой прочности.

Epoksidnyj klej.jpg

Болт выкручивается только после окончательного застывания клея.

Холодная сварка


Восстановление резьбы с помощью холодной сварки пользуется особой популярностью. Поэтому данный метод заслуживает более детального рассмотрения.

Применение


Само вещество, получившее название «холодная сварка», представляет собой жидкий полимерный двухкомпонентный компаунд, включающий металлические добавки. Применяется этот состав так:

  1. из упаковки извлекаются оба тюбика;

  2. элементы соединения подвергаются обезжириванию. Для этого используется вещество, находящееся в тюбике под номером «1»;

  3. далее наносится содержимое тюбика под номером «2»;

  4. затем составы, находящиеся в обоих тюбиках, выдавливаются в пропорции 1:1 на заранее подготовленную подложку и смешиваются, например, с помощью шпателя;

  5. готовой смесью покрывается резьбовая нить болта;

  6. болт ввинчивается в отверстие с ответной резьбой;

  7. дав смеси затвердеть (величина требуемого для этого временного интервала указана в сопроводительной документации на холодную сварку либо просто на упаковке) болт нужно выкрутить.


Факт достаточного количества смеси подтвердит ее выдавливание наружу в ходе ввинчивания болта (этап №6).

Как выбрать


Анаэробный однокомпонентный восстановитель, имеющий консистенцию густой пасты используется нечасто. Причина – низкая эффективность. Ремонтные работы проводятся с использованием двух видов:


v плотные одно- или двухслойные брусочки, вызывающие по степени вязкости ассоциацию с пластилином. Они перед применением перемешиваются;


v жидкий состав, получаемый в результате смешивания клеящей массы с отвердителем.


С целью восстановления поврежденной резьбовой нити следует останавливать свой выбор на марках, характеризующихся высокой пластичностью. Тогда смесь заполнит все мелкие образовавшиеся изъяны. В случае, когда соединение подвергается частой разборке, использовать необходимо холодную сварку, обладающую повышенной твердостью, поскольку трение о металлическую поверхность может вызвать ее разрушение.

Преимущества


Из достоинств способа восстановления резьбы холодной сваркой эксперты выделяют:

  • невысокая стоимость;

  • технические характеристики восстанавливаемых деталей не претерпевают изменений поскольку термическое воздействие отсутствует;

  • простота использования. Для восстановления не нужна вспомогательная оснастка;

  • устойчивость к коррозионным процессам;

  • на рынке представлен широкий выбор холодной сварки от отечественных и иностранных предприятий.

Недостатки


К недостаткам необходимо отнести:

  • подверженность влиянию температурных перепадов и иных условий работы, связанных с воздействием внешней среды;

  • запрещен ремонт ответственных конструкций;

  • прочность невысокого уровня.

Заключение


Как видно, в распоряжении домашнего мастера имеется несколько технологий восстановления резьбы. В обобщенном виде их плюсы им минусы выглядят следующим образом:

  • использование ввертыша не допускает эксплуатацию резьбы при существенных нагрузках на соединение. Но это не помешало данной детали найти применение во многих сферах промышленного производства;

  • метчик используется, когда есть возможность незначительного увеличения диаметра отверстия. Сформированным с его помощью виткам присущи высокие прочностные свойства и хорошее качество;

  • полимерным компаундом либо холодной сваркой обычно пользуются при необходимости сохранения размеров восстанавливаемой резьбы. Но ожидать от витков особой прочности не стоит.

 

comments powered by

Никто не застрахован от того, что при ремонте автомобиля или в других рабочих ситуациях может произойти повреждение резьбового соединения. Как вернуть работоспособность, казалось бы, вышедшей из строя резьбе?

Многие мастера используют традиционный способ, суть которого сводится к рассверливанию отверстия сверлом большего диаметра и нарезанию метчиком новой резьбы. Однако после такого ремонта придется использовать и ответный элемент (болт, шпильку, свечу) большего диаметра, что не всегда представляется возможным. Этот способ не подойдет и в случае, если запас «тела» для рассверливания недостаточен.

Резьбовые вставки (футорки, ввертышы) для восстановления рпезьбы

Как отремонтировать резьбу с сохранением ее прежнего диаметра?

В настоящее время найден простой и надежный способ восстановления резьбы, который уже достаточно давно используют во всем мире. В нашей стране он, к сожалению, медленно набирает популярность, как по причине нашей неосведомленности, так и из-за невозможности приобрести в магазинах специальные пружинные вставки и вспомогательный установочный инструмент.

Набор инструментов для восстановления резьбы - фото

Комплект инструментов для восстановления резьбы

Разработкой и изготовлением вставок занимаются многие известные производители. Изделия разных фирм могут незначительно различаться по названию (ввертыши, футорки), конструктивному исполнению и материалу, но принцип действия и технология установки одинакова для всех. В продаже можно найти не только комплекты ввертышей различных длин, диаметров и шага резьбы, но и целые наборы для восстановления резьбы, в которые помимо вставок входят сверла, метчики, установочное приспособление и оправка для обламывания монтажного поводка. Такие решения предлагает немецкий производитель металлорежущего инструмента «Volkel» и российский «Дело  Техники». У некоторых брендов подобная технология и инструмент называется «системой», например:

  • система V-coil
  • система Recoil
  • система HeliCoil

Как это работает?

  1. Проволочные вставки для ремонта резьбовых отверстий представляет собой спирально свернутую проволоку из нержавеющей стали с ромбовидным поперечным сечением. Ромбовидный проволочный профиль позволяет внешней части витков ввинчиваться в приемную резьбу в корпусе во время установки. На внутренней части футорки витки образуют новую стандартную резьбу с углом 60°. Наружный диаметр футорки в свободном состоянии больше принимающей резьбы, поэтому витки спирали сжимаются, когда она ввинчивается в корпус. Подобно пружине сжатые витки пытаются разжаться относительно стенок резьбового отверстия корпуса. Возникающий в результате натяг в месте посадки помогает удерживать установленный вкладыш и предохраняет от вывинчивания.
  2. Вставки снабжены поводковым язычком, который используется для их ввинчивания в подготовленную приемную резьбу. Специальный установочный инструмент захватывает его и использует в качестве привода. После установки поводок будет не нужен и легко обламывается.
  3. В основании язычка сделана небольшая насечка, которая немного уменьшает площадь поперечного сечения проволоки. Когда нужно будет удалить язычок, насечка поможет легко обломить его в этом месте.

Процесс установки пружинной вставки:

Ремонт поврежденной резьбы выполняется в четыре простых шага.

Шаг 1. Просверлите старую резьбу, используя размер сверла, рекомендованный на упаковке комплекта для ремонта резьбы. На хвостовике метчика также указан рекомендуемый размер сверла под резьбу. Не забудьте очистить отверстие от частиц металла.

Сверление отверстия под резьбовую вставку

Шаг 2. В просверленном отверстии нарежьте резьбу специальным метчиком под проволочную вставку, который имеет некоторые отличия от стандартного метчика и обозначается буквами STI (система HeliCoil).

Нарезание резьбы метчиком для резьбовой вставки, восстановление резьбы

Шаг 3. Установите резьбовую вставку с помощью установочного инструмента.

Для резьбы с крупным (обычным) шагом:

Резьбовая вставка и специальный инструмент для вкручивания

  • Наденьте спиральную вставку на монтажный инструмент.
  • Поворачивайте вставку до тех пор, пока ее поводок не войдет в паз на конце стержня установочного инструмента.
  • Вкрутите ремонтную вставку в резьбовое отверстие, используя ручку поворотного установочного инструмента.
  • После того, как вставка будет установлена ​​на нужную глубину, выкрутите установочный шпиндель. 

Для резьбы с мелким шагом:

  • Используйте монтажный инструмент с патроном предварительного натяжения (сжатия), который входит в комплект для ремонта мелкой резьбы.
  • Поместите спиральный вкладыш в патрон предварительного натяжения.
  • Проденьте шпиндель установочного инструмента через спираль, пока поводковый язычок не войдет в его паз.
  • Поворачивайте инструмент, чтобы намотать вставку на резьбовой конец корпуса предварительной катушки.
  • Одной рукой удерживайте корпус под прямым углом к ​​поверхности заготовки над резьбовым отверстием. Вращайте установочный инструмент, чтобы установить вставку через корпус предварительной катушки в резьбовое отверстие в заготовке. После установки убедитесь, что корпус предварительной катушки может плавно перемещаться, значит, витки спирали совпали с резьбой в заготовке.
  • После того, как ремонтная вставка будет установлена ​​на нужную глубину, выкрутите установочный инструмент.

Установочный инструмент для вкручивания резьбовых вставок - фото

Монтажный инструмент для установки ввертыша

Закручивание резьбовой вставки (футорки) при помощи монтажного инструмента и держателя - фото

Вкручивание футорки

Совет по ремонту резьбы:

Одна из причин того, что данная резьбовая технология не работает, заключается в неправильной посадке резьбовой вставки.

Главное практическое правило – верх проволочного вкладыша должен находиться ниже поверхности заготовки на 1/4 – 1/2 шага резьбы. Один из простых способов определить глубину установки подробно описан ниже.

Перед тем, как начать процесс установки, внимательно посмотрите на входную резьбу, нарезанную метчиком STI в отверстии. Обратите внимание на то место, где нить начинает входить в отверстие.

Сделайте небольшую временную контрольную метку на поверхности корпуса, удаленную на 3/4 оборота от того места, где резьба входит в отверстие. Эта отметка будет использоваться для определения глубины установки ввертыша.

Установите резьбовую вставку заподлицо с поверхностью корпуса и совместите ее конец с контрольной меткой. После этого поверните ее еще на 1/4 оборота для погружения ниже поверхности корпуса на 1/4 шага (0,25 P).

Если требуется более глубокая посадка, поверните установочный инструмент еще на 1/4 оборота.

Поводковый язычок на резьбовой вставке - фото

Шаг 4. Удалите поводковый язычок

  • Используйте бородок или просто кусок круглого стержня, подходящего по диаметру к полученному резьбовому отверстию.
  • Уприте конец инструмента в язычок и удерживайте его прямо в отверстии.
  • Ударьте по хвостовику инструмента молотком. Поводок должен сломаться в месте надреза, который и предназначен для этой цели. На вставках большого диаметра (от М14) иногда легче отломить его с помощью длинногубцев движениями вверх-вниз.
  • Извлеките обломанный язычок из отверстия перед сборкой резьбового соединения.

Вопросы и ответы:

Почему данная технология требует использования специального метчика STI? Что такое метчик STI? Можно ли вместо него использовать стандартный метчик?

Метчик STI для футорок ввертышей - фото, маркировка

Маркировка метчика STI

Отремонтированная внутренняя резьба предназначена для крепежа стандартных размеров. После установки пружинной вставки ее витки устанавливаются с тем же шагом, что и у резьбы крепежа, для которого предназначено резьбовое отверстие.

Входная резьба под резьбовые вставки формируется специальными метчиками (также известными как STI), разработанными для использования с этими ремонтными системами.

Метчики под резьбовую вставку отличаются размерами от стандартных метчиков под винты. Но маркируются они по конечному результату, который будет получен после установки вкладыша.

Рассмотрим разницу между STI и стандартным метчиком на конкретном примере:

Стандартный метчик, используемый для нарезания резьбы для крепежа 1/2″NF, имеет основной диаметр 0,500 дюйма с шагом 20 витков на дюйм. Соответствующий метчик STI имеет такой же шаг резьбы 20 витков на дюйм, но немного больший основной диаметр, в этом примере он составляет 0,568 дюйма.

Есть ли какой-нибудь способ более надежно зафиксировать вставку на резьбе, а не полагаться только на посадку с натягом для удержания в резьбовом отверстии?

Чтобы надежнее закрепить вставку в корпусе детали рекомендуется использовать дополнительные способы фиксации:

Химическое стопорение. Нанесите тонкий слой резьбового фиксатора на внешнюю часть витков вставки перед тем, как ввинтить ее в отверстие. Не наносите слишком много этого состава, а после установки обязательно протрите полученную внутреннюю резьбу, чтобы ввинчиваемый в нее крепеж не приклеился.

Механическое стопорение. Используя пробойник и молоток, слегка развальцуйте один виток резьбы корпуса, в том месте, где находится резьбовой конец установленной футорки. Цель этого метода – слегка деформировать или сжать резьбу корпуса, чтобы затруднить выкручивание вставки при демонтаже крепежа.

Диапазон размеров:

Пружинные вставки предлагаются в дюймовых и метрических размерах. Согласно опубликованным данным доступны вкладыши для винтов от размера № 2 до 1 1/2 дюйма и от М3 до М42.

Их длина обозначается 1d, 1.5d, 2d и т.д., где d – диаметр спирали, причем это длина в смонтированном состоянии и без установочного язычка (в свободном состоянии они короче). Например, для футорки М6, 2d  длина будет составлять два диаметра, то есть 12 мм.

Типы резьбы:

Нержавеющая резьбовая вставка (ввертыш) - фото

Ремонтные футорки доступны с различными типами резьбы и конфигурациями шага, включая UNC, UNF, метрическую крупную и мелкую резьбу, UNEF, UNS и трубную резьбу.

Из какого металла изготавливают вставки?

На изготовление резьбовых вставок идет особо прочная высококачественная сталь, преимущественно нержавеющая твердостью 425 – 550 HV (по Виккерсу) марки А2 и А4. Для специальных целей производители выпускают их из таких материалов, как Nitronic 60, жаропрочный сплав Inconel X, титан и фосфорная бронза.

Преимущества использования ремонтных вставок:

  • Данный метод позволяет сформировать резьбу, которая по прочности и надежности не уступает оригинальной, а в случаях с металлами низкой прочности повышает несущую способность резьбы.
  • Прочная сталь, из которой изготовлены ввертыши, снижает риск быстрого износа резьбовой поверхности при частом закручивании и выкручивании крепежа.
  • Резьбовая вставка имеет жесткую посадку без зазоров в изготовленной резьбе, исключающую риск отвинчивания при динамических нагрузках или в момент выкручивания винта.
  • Посаженная с натягом пружинная футорка занимает устойчивое положение без дополнительной фиксации клеем и обеспечивает равномерное распределение усилие от болта по всей длине отверстия.
  • Описываемая система дает возможность создавать в мягких материалах (дерево, пластик) надежную стальную резьбу, а также сделать резьбовое соединение в хрупких и тонкостенных деталях.
  • С помощью резьбовых вставок можно осуществить легкий переход от одного вида резьбы на другой, например: с левой на правую, с метрической на дюймовую, с мелкой на крупную и наоборот.

Использование пружинных вставок открывает новые возможности для конструирования, дает свободу в выборе материала и размера крепежных элементов. Возможность быстро отремонтировать резьбовое отверстие избавит от необходимости замены дорогостоящей детали.  В случае необходимости ремонтные вставки можно демонтировать при помощи все тех же инструментов, входящих в «систему».

Видеодемонстрация установки ввертшей

Полезные советы


Обновлено: 14.07.2022 15:38:54

Поставить оценку

Нажмите, чтобы поставить
оценку

Шпилька вырвала резьбу из блока и как отремонтировать без метчика.

Берём нихромовую проволоку диаметром 0,8мм. от плитки.
Очищаем резьбу сорваной шпильки от мусора.
На нижнем торце пропиливается небольшая канавка, напильником или ножовкой.
Припаять конец нихрома к торцу в канавке.
Наматываем с натягом нихром на родную резьбу и снова припаиваем нихром уже к телу шпильки.
Откусить лишнюю проволоку.
Теперь благодаря нихромовой проволоке, резьба на шпильке увеличилась в диаметре и теперь её можно закрутить обратно в двигатель. Остатки резьбы в блоке будут как направляющие. Закрутить шпильку можно так: законтрить на верхней резьбе две гайки и крути спокойно шпильку.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Добавить комментарий