Проблема, как научить ребенка правильно держать ручку, обычно возникает у родителей перед оформлением в школу.
Специалисты утверждают, что данным вопросом нужно заниматься гораздо раньше, чтобы ребенок понял, как захватывать и приспособился держать письменные принадлежности в руке правильно. Иначе может потребоваться оперативно переучиваться.
Родителям полезно знать, что делать, если ребенок неправильно держит ручку.
Возможные причины
В школе детям приходится много и часто писать. От того, как ученик держит ручку, зависит его скорость письма, почерк. Многие родители сталкиваются с проблемой неправильного положения письменных принадлежностей в руке у ребенка.
Чаще всего она обусловлена неразвитой мелкой моторикой. Маленькие дети держат карандаши, ручки, погремушки всеми пальцами, сжимая их в кулак. Некоторые ребята старшего возраста сдавливают инструмент для письма, выставляя пальцы вперед.
Такое положение неправильное, оно часто превращается в привычку, от которой достаточно сложно избавиться. Поэтому важно вовремя заняться переучиванием малыша. Неверное положение ручки может быть обусловлено тем, что родители не показали, как нужно держать инструмент для письма в руке.
Последствия неправильного держания ручки
Неверный захват письменных принадлежностей является не таким уж и безобидным, как думают многие родители. Он может приводить к серьезным проблемам со здоровьем: например, искривлению позвоночника, ухудшению качества зрения из-за принятия неправильного положения за столом.
Неверный захват письменных принадлежностей может обернуться:
- низкой скоростью письма;
- быстрой утомляемостью при черчении, рисовании, штриховании, письме;
- плохой успеваемостью в школе;
- снижению психологической адаптации.
Неправильный захват приспособления выглядит со стороны очень странно, особенно если ребенок уже достаточно большой. Важно не допустить того, чтобы неверное положение ручки вошло в привычку. Иначе эта проблема будет мучить человека и во взрослом возрасте.
Признаки того, что малыш неправильно держит ручку:
- большой палец находится ниже указательного;
- ребенок оказывает слишком большое надавливание на бумагу во время письма;
- верхний конец инструмента направлен не в сторону плеча;
- пальцы расположены далеко от пишущей части инструмента;
- ребенок во время письма сдвигает вниз не ручку, а тетрадный лист;
- три пальца находятся на одном уровне относительно пишущей части приспособления («щипковый захват»);
- инструмент для письма лежит на указательном пальце.
Наличие хотя бы одного из приведенных выше признаков говорит о том, что родителям нужно предпринимать определенные меры по обучению ребенка правильно держать ручку.
Почерк при неверном расположении в руке инструмента для письма ухудшается примерно на 80%.
Как научить ребенка правильно держать ручку?
Если ребенок неправильно держит ручку, то родителям нужно попытаться оперативно решить эту проблему. Для этого существуют разные способы. Важно проводить занятия в игровой форме. Если малышу во время обучения будет интересно, то получится быстрее добиться положительного результата.
Эффективные методы:
- рисование маленькими мелками (длиной около 3 см). Такие изделия нельзя зажать в кулаке. Во время создания изображений ребенок автоматически будет держать их тремя пальцами;
- салфетки. Взять половину салфетки и расположить ее в нижней части ладони ребенка. Предложить зажать изделие мизинцем и безымянным пальцами. Остальные пальцы должны держать ручку;
- резинка. Зафиксировать инструмент для письма в руке при помощи резинки. Когда ребенок попытается взять приспособление всеми пальцами и сжать его в кулак, то будет испытывать дискомфортные ощущения. Это отучит его неправильно держать ручку;
- игра в дартс. Надо предложить дошкольнику представить, что ручка, это дротик, которым нужно метнуть в тетрадный лист;
- красные отметки. На среднем пальце ребенка нарисовать фломастером точку, которой должна касаться ручка. На расстоянии 1,5 см от пишущего края инструмента также стоит поставить отметку. Благодаря ярким пятнам ребенок не будет забывать о том, как правильно держать инструмент для письма в руке.;
- ручка-тренажер. Купить такой предмет можно во многих канцелярских магазинах. Изделие имеет трехгранную форму. Его вес небольшой. Это позволяет легко учиться правильно держать ручку и писать;
- насадки на ручки. Продаются в канцелярских магазинах. Имеют специальные выемки для пальцев. Форма насадок забавная, поэтому пользоваться ими доставляет ребятам большое удовольствие. Есть насадки для левшей и правшей.
Если у родителей не получается научить дошкольника правильно держать ручку, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. Данным вопросом занимаются педагоги, воспитатели.
Как выбрать хорошие письменные принадлежности?
Чтобы ребенок сразу научился правильно держать ручку, мало объяснить ему и показать, как это делать. Важно использовать подходящие письменные принадлежности. Они представлены в магазинах в большом ассортименте. Родителям нужно знать критерии выбора хорошего товара.
Принадлежности для письма должны отвечать таким требованиям:
- наличие резиновой вставки около основания. Благодаря ей ручка не будет выскальзывать из рук. Также пальцы не будут уставать во время письма;
- безопасность. Изделие должно быть изготовлено из нетоксичных материалов. Дети любят все тянуть в рот, и ручка не является исключением;
- форма корпуса. Стоит отдавать предпочтение трехгранным изделиям;
- длина. Оптимальная длина ручки составляет 13 см и выше, а толщина не должна быть больше 0,8 см.
Для выведения букв в прописи рекомендуется покупать шариковые варианты ручек. Лучше выбирать стержни с фиолетовыми либо темно-синими чернилами. Тогда ученик не будет прилагать усилия во время письма. Голубые стержни оставляют не такой отчетливый след, как синие, поэтому ребенок станет давить на ручку во время письма.
Знакомство с пишущими предметами лучше начинать с карандашей. Они легче захватываются и удерживаются в верном положении. Когда ребенок поймет, как правильно располагать изделие в руке, тогда можно приступать к знакомству с ручками.
Советы специалистов
Специалисты отмечают, что многие дети неверно держат ручку из-за того, что принимают за письменным столом неправильное положение. Поэтому родителям нужно следить за тем, как сидит их ребенок. Стоит придерживаться правила «трех углов».
Как правильно сидеть за столом школьнику
Согласно ему, колени под столом – это прямой угол, руки, согнутые в локтях – это второй, а спина и бедра – третий угол. Ноги необходимо держать вместе на полу либо подножке. Важно следить за тем, чтобы локти ребенка лежали на столе.
Между поверхностью и грудной клеткой должно быть расстояние, равное двум сантиметрам. Тетрадь надо располагать под углом 30 градусов. Голову следует немного наклонить вперед. Оптимальное расстояние от глаз до листа составляет 20-30 см.
Если неправильный захват ручки обусловлен плохо развитой мелкой моторикой, тогда специалисты рекомендуют родителям проводить с ребенком такие занятия:
- рисование по клеткам, обведение фигур по контуру;
- нанизывание бусин на нитку;
- завязывание узлов на веревках и нитках;
- вырезание ножницами из бумаги фигур;
- лепка из теста, кинетического песка, пластилина;
- рисовать карандашами, кистью и красками, фломастерами.
Также полезна пальчиковая гимнастика. Движения выполняют под чтение детских стишков.
Суть заключается в сгибании/разгибании пальцев, сжатии их в кулак, расслаблении. Важно вовлекать в игру все пальцы ребенка. Улучшает мелкую моторику перебирание пуговиц, разрывание листов бумаги.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Клинодактилия — это клинический термин для аномально согнутого или искривленного пальца, обычно вызванного аномальным развитием мелких костей этого пальца. Патология также может быть связано с нетипичной формой зоны роста кисти или с нетипичным направлением роста костей. Симптомы клинодактилии у ребёнка могут проявляться с рождения или же развиться позднее, по мере роста. Диагностика включает визуализирующие тесты, а лечение проводят с помощью консервативных методов. В тяжёлых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.
Вот что надо знать родителям, если палец у малыша выглядит «как-то неправильно».
Распространенность клинодактилии у детей
Даже экспертам трудно сказать, сколько людей страдают этим заболеванием, потому что сложно точно определить, что является «нормальным» или «нетипичным», когда речь заходит о разной степени искривления пальцев. Часть случаев клинодактилии может быть наследственной и не доставлять неудобств, есть варианты, когда искривление пальцев связано с повышенной нагрузкой в раннем возрасте или травмами.
В целом, по данным исследования учёных Бостонской детской больницы, этим заболеванием в разной степени тяжести страдают примерно 10 процентов населения, то есть каждый десятый человек. Однако эксперты University of Pittsburgh говорят, что только у 1% из них искривление составляет более, чем 10 градусов.
Признаки и симптомы клинодактилии
Поражённый палец может быть странно согнут в середине или перекрывать другие пальцы, и чаще всего это происходит с мизинцев, хотя может быть затронут и безымянный палец.
Вообще говоря, клинодактилия как аномалия сама по себе не вызывает боли или воспаления, хотя может вызывать дискомфорт при использовании поражённой руки. Если искривление пальца составляет более 30 градусов, это может повлиять на функцию руки и мелкую моторику.
Если клинодактилия незначительна, вы можете отказаться от лечения ребёнка в настоящее время, и просто наблюдать, как он пользуется кистью руки. Но если она более серьёзная, стоит знать, что существуют различные методы лечения.
Причины искривления пальцев у детей
В некоторых случаях клинодактилия может быть наследственным заболеванием, но также может быть частью более обширной патологии, например, такой как синдром Дауна. В популяции с синдромом Дауна клинодактилией по данным клиник Филадельфии страдает каждый четвертый человек.
Искривление пальца как часть большой патологии также часто наблюдается при синдроме Клайнфельтера, синдроме Тернера и ряда других заболеваний.
Факт!
Не только руки: учёные Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера указывают, что у детей с фибродисплазией часто отмечается искривление большого пальца на стопе.
Диагностика клинодактилии у ребёнка
Поскольку тяжесть клинодактилии может сильно варьироваться, если у вашего ребёнка есть какое-либо аномальное искривление пальца, лучше всего показать его врачу для постановки официального диагноза.
С целью диагностики часто проводится физикальное обследование пораженной руки, чтобы увидеть степень искривления пальца и то, как это влияет на функцию. Врач может порекомендовать визуализирующие исследования, такие как рентген, чтобы лучше увидеть кости пальца и кисти.
Также могут быть проведены тесты на диапазон движений, чтобы увидеть, насколько выражено искривление влияет на функционирование пальца и как лучше всего помочь его исправить.
Лечение клинодактилии у детей: а надо ли?
Иногда лечение при искривлении пальцев не назначают сразу после постановки диагноза, особенно если палец искривлен лишь незначительно или отсутствуют функциональные трудности. Врачи могут порекомендовать выжидательную тактику или постоянное наблюдение за рукой и пальцем, чтобы убедиться, что ситуация не ухудшится.
Факт!
Если искривление пальца у ребёнка составляет более 30 градусов, ему настоятельно рекомендовано лечение.
Терапия, как правило, показывает наилучшие результаты, когда ребенок очень мал, потому что кости в раннем возрасте еще не полностью «созрели» и минерализовались.
При составлении плана лечения клинодактилии для ребёнка врач примет во внимание возраст, тяжесть искривления, а также сможет ли малыш перенести период восстановления после операции без осложнений.
Совет!
Обсудите с врачом возможные варианты лечения и возможна ли операция в настоящее время. Каждый ребёнок индивидуален, и тяжесть состояния может сильно варьироваться, а это означает, что лечение и восстановление также могут сильно различаться.
Операция
В целом прогноз для детей с клинодактилией на выздоровление благоприятный. При правильном лечении палец можно выпрямить и восстановить подвижность.
Факт!
Учёные Кафедры травматологии и ортопедии РУДН настаивают на проведении ангиографии перед операцией для коррекции клинодактилии, чтобы определить, как расположены кровеносные сосуды внутри кисти и пальца.
Если операция все же считается необходимой, часть искривленной части кости во время хирургического вмешательства удалят, чтобы выпрямить палец. Сухожилия и мягкие ткани могут быть освобождены или прооперированы, чтобы снять напряжение с пальца и сустава и обеспечить его стабильность в будущем.
Затем палец скрепляют штифтами или винтами, чтобы кости были прямыми. Палец стабилизируется, когда хирург убедится, что все кости и ткани правильно выровнены и находятся на месте. Врач также осмотрит остальные пальцы и руку, чтобы пораженный палец выглядел естественно.
Когда все стабилизируется, палец фиксируют гипсовой повязкой или шиной. Ребенку будет назначено несколько послеоперационных осмотров, и восстановление будет проходить в зависимости от того, насколько серьезным было искривление и объем операции. Сроки возвращения к повседневной деятельности могут варьироваться, и об этом следует спросить своего врача.
После снятия всех повязок или гипса врач может предложить поработать с физиотерапевтом, ортопедом или детским массажистом, который специализируется на подвижности рук, чтобы помочь восстановить полный диапазон движений или научиться адаптироваться к новому диапазону и функционированию.
Обязательно нужно будет делать упражнения и домашний массаж, однако когда и какие — зависит от ребёнка и назначается врачом. Пальчиковые игры могут быть частью реабилитационной программы или безоперационной коррекции клинодактилии. Какие они бывают, читайте в статье «Пальчиковые игры от нуля до 7 лет: как делать гимнастику для пальцев?».
Тактика хирургического лечения при врожденной патологии кисти у детей / Алпатов В. Н., Попов В. В. // Вестник РУДН. Серия: Медицина – 2002 – №2
Прогрессирующая оссифицирующая фибродисплазия у детей (обзор литературы и анализ 5 клинических случаев) / Коваленко-Клычкова Н.А., Клычкова И.Ю., Кенис В.М. и др. // Травматология и ортопедия России – 2014 – №1
Bent pinkies: Quantifying fifth finger clinodactyly in a sample of U.S. adults / Lee MK, Dahl ZT, Anderton J, et al. // PLoS One – 2022
Наиболее распространенные трудности школьного обучения, с которыми сталкиваются юные ученики, – это различные виды дисграфии, т.е. нарушение письма. Обычно дисграфия проявляется несколькими симптомами, и один из них – это плохой почерк у ребенка. По статистике, примерно 60% первоклассников сталкиваются с таким нарушением письма в разной степени.
Исправить проблемы с письмом у ребенка можно. Во-первых, чтобы снизить риски появления дисграфии, необходимо начинать подготовку к письму еще в дошкольном возрасте. Во-вторых, если нарушение уже дало о себе знать, не стоит пренебрегать помощью профессионалов – детских нейропсихологов.
Проблемы с письмом и плохой почерк у ребенка
Несмотря на то, что проблемы с письмом напрямую относятся к речи и ее развитию, причины плохого почерка практически всегда связаны с нарушениями центрального отдела нервной системы – мозга. Таким образом, многие родители ошибочно думают, что вопросами коррекции письма должен заниматься логопед, однако на самом деле помощь оказывает непосредственно детский нейропсихолог. Именно нейропсихология, в частности,занимается изучением различных поражений коры головного мозга, которые отвечают за функцию письменной речи.
Второй миф, касаемый развития письменной функции, – это ошибочное мнение, что подготовку к письму надо начинать за год до предполагаемого поступления в 1 класс, а для занятий необходимы только прописи. Увы, это не так.
На самом же деле подготовка к письму – это долгий и многоэтапный процесс, поэтому начинать его необходимо как можно раньше. Так, с младенчества особое внимание надо уделять развитию моторики. Именно с нее начинается запуск всех речевых функций, в том числе и дальнейшая функция письменной речи. Помните, что мелкая моторика – подготовка руки к письму.
Следующий этап – это ежедневные занятия, направленные на развитие всех органов чувств. Особое внимание надо уделить зрительной, слуховой, артикуляционной функциям, а также вестибулярному и опорно-двигательному аппаратам. Согласно современной статистике, у детей предшкольноговозраста слабо развиты мышцы рук, затруднена координация движений, незавершено окостенение запястий и фаланг пальцев, а зрительная и двигательная функции находятся в разной степени развития. Также отмечается, что у детей 5-6 лет недостаточно сформированы способности к оценке пространственных различий, а сам процесс письма вызывает особые трудности в виде чрезвычайного перенапряжения. По данным различных исследований, достаточный уровень развития ЦНС и мышц достигается к 7 годам. Это одна из причин, почему крайне нежелательно отдавать ребенка в школу ранее этого возраста, чтобы не давать излишнюю нагрузку на еще неокрепшую письменную функцию.
Исходя из вышесказанного, овладение навыком письма требует не столько прямой подготовки к данному виду деятельности, сколько общего развития высших психических функций и всех органов чувств.
Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?
Итак, для того, чтобы полноценно подготовить ребенка к письменной речи, необходимо, прежде всего, развивать моторику (и крупную и мелкую), причем с первых лет жизни малыша. Чем лучше у ребенка развита моторная функция, тем проще ему дастся овладение письмом. Но на что еще обратить внимание, и как определить уровень готовности к воспроизведению графических навыков?
Если Ваш ребенок достиг 6-летнего возраста, обратите внимание на:
1. Правильный захват канцелярских принадлежностей рукой.
2. Скорость воспроизведения графических элементов. Например, как быстро малыш способен разукрасить геометрическую фигуру или обвести контуры изображения, в т.ч. цифр, букв.
3. Специфику положения рук, осанки.
4. Усидчивость и концентрацию. К этому возрасту ребенок способен концентрироваться на занятии не менее 30 минут.
5. Интерес малыша к письменным заданиям.
6. Способность к зрительному анализу. Ребенок должен сам уметь находить нечеткости и ошибки.
Присмотритесь к тому, как малыш выполняет различные задания. Ребенок готов к письму, если он:
– уверенно и достаточно быстро штрихует;
– обводит изображения чётко по контуру;
– раскрашивает, не выезжая за края;
– может аккуратно вылепить даже самые мелкие детали.
Также можно выполнить с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развит у малыша навык письма.
1. Попросите нарисовать круг и покажите на другом листе бумаги образец, какую окружность вы хотели бы видеть. Если кисть руки ребенка развита слабо, то, скорее всего, вместо круга получится овал, круг выйдет слишком маленького размера или линия будет прерывистой, угловатой и неровной.
2. Предложите ребенку заштриховать элемент простого предмета (например, фрукт или овощ) прямыми линиями, не выходя за границы изображения. Если рука недостаточно хорошо развита, то штриховка будет разнонаправленной или не будут соблюдены границы рисунка.
Также специалисты выделяют три вида готовности письма у дошкольников:
1. Развитие фонематической функции (умение различать звуки и сопоставлять их с буквами).
2. Развитие графической функции (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры).
3. Технический (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями по назначению).
Подготовка руки к письму: нейропсихологические упражнения
Рассмотрим основные упражнения, направленные на развитие мышц рук, а также тех участков мозга, которые отвечают за функцию письменной речи.
Для детей раннего возраста используйте различные игры с крупами и бобовыми. Здесь можно экспериментировать и придумывать разные упражнения в зависимости от возраста. Например, перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек или различных фигур и/или узоров (для малышей постарше), бросание в отверстие и т.д.
Также хороши игры с юлой и волчком.Эти 2 незамысловатые игрушки отлично укрепляют кисти рук и тренируют правильный захват.
В нужном векторе работают и взаимодействия с кинетическим песком, мозаикой, шнуровкой, конструкторами, мелкими деталями. Обязательно занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, позже – аппликацией.
Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой, тем более такие упражнения подходят даже самым маленьким детям и очень им нравятся. Начинать гимнастику лучше с массажа рук: сначала массируются кончики пальцев, затем– фаланги; далее – поглаживания, легкие пощипывания кистей; потом – растирание ладошек и запястьев. Также можно использовать массажные мячики и су-джок массажеры. Пальчиковые игры бывают самые разные, они развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными.
Не забывайте про повседневные бытовые занятия. Согласно системе Монтессори, они наилучшим образом сказываются на развитии различных функций, в т.ч. на подготовку руки к письму. Полив цветов, уход за обувью, уборка и т.д. Все эти незамысловатые на первый взгляд действия способствуют развитию координации и точности движений.
Упражнения для подготовки руки к письму для дошкольников:
– Например, рисование, раскрашивание, штриховки, техника оригами и аппликация способствуют развитию двигательной функции, мелкой моторики, аккуратности, координации и точности движения рук.
– Тактильное письмо –написание букв или цифр на песке, манке и т.д.–развивает тактильные коммуникации, память и воображение.
– «Шершавый» алфавит. Проводя пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти.
– Музыкальные инструменты.Игра на барабанах отлично тренирует мышцы рук, а игра на синтезаторе способствует развитию пальцев.
– Лепка. Полезно лепить буквы, цифры, фигурки с мелкими деталями, предметы из разных материалов: глина, пластилин, тесто и пр. Ребенок развивает моторику, получает тактильные ощущения, развивает пространственные представления и воображение, формирует образ буквы и цифры.
– Игры на слуховое восприятие. Упражнение включает в себя рисование по клеточкам под диктовку (графический диктант). Взрослый говорит, например, «две клеточки вверх, одна вправо, пять – влево». Ребенок приводит линии согласно услышанному. В итоге получается какое-либо задуманное изображение. Такое упражнение готовит руку к письму, развивает внимание, пространтсвенные представления, мышление и воображение ребенка.
– Прописи для дошкольников. Это один из конечных этапов для подготовки к письму. Обратите внимание, что малыш должен быть физически и эмоционально готов к письменной деятельности, ведь прописи являются непосредственным началом письма.
– Физическая активность. Различные игры на свежем воздухе, игры с мячом, прыжки на скакалке или батуте – всё это развивает опорно-двигательный и вестибулярный аппараты, а, значит, координацию, что полезно для будущегонавыка письма.
Помимо вышеперечисленного, не забывайте про упражнения, направленные на развитие других функций и органов чувств, потому что все они друг с другом тесно взаимосвязаны.
Совет родителям от детского нейропсихолога
Подготовка руки к письму – достаточно долгий процесс, зависящий от общего развития малыша, – это важно помнить каждому родителю. Поэтому старайтесь развивать ребенка с малых лет в разных направлениях. Не запрещайте ему познавать мир и быт, даже если вам это не очень нравится. Под чутким присмотром взрослого давайте малышу изучать, трогать, рассматривать всё, что вызывает у него интерес и не подвергает жизнь и здоровье опасности. Не требуйте от ребенка невозможного. Так, подготовка руки к письму 4 года посредством прописей – в корне неправильный подход.
Если занимаетесь дома, постарайтесь проводить занятия в интерактивной форме и с перерывами на отдых. Начинайте с тех упражнений, которые больше нравятся ребенку. При этом занятия должны быть регулярными – каждый день по 15-20 минут для подготовки к письму 5 лет и 25-30 минут для подготовки к письму 6 – 7 лет.
Проводя подготовку, помогайте малышу, не оставляйте его одного наедине со сложным для него заданием. И обязательно хвалите за успехи и старание. Если понимаете, что подготовка к письму вызывает у ребенка сложности, эмоциональный негатив или же осталось мало времени до поступления в школу, не пренебрегайте помощью специалистов. Пройдя курс нейропсихологических занятий, вы точно заметите положительную динамику и далее сможете самостоятельно заниматься с ребенком.
Вывих руки у детей: виды, причины, профилактика
В результате воздействия механических повреждений у ребенка может произойти нарушение в соединении суставов руки. Данная патология называется – вывих руки. При своевременном обращении к врачу вывих руки у ребенка не грозит критическим состоянием, чего нельзя сказать о застарелых вывихах. Если с момента получения травмы до обращения к специалисту прошло 2-3 недели, то лечение будет сложным и затяжным, не исключено хирургическое вмешательство.
Параметры классификации данного состояния.
По происхождению:
- травматические;
- патологические;
- врожденные.
По локализации может быть вывих:
- запястья руки у ребенка;
- локтевого сустава;
- плечевого сустава;
- пальца руки у ребенка;
- предплечья.
По объему поражения:
- частичный4
- полный.
По сложности:
- закрытый;
- открытый – сопровождается повреждением кожных покровов.
Причины вывиха руки у детей
Основную группу риска составляют активные дети, у которых нередко случаются падения и травмы. Дополнительным сезонным фактором, увеличивающим риск получить травму, является зимний гололед, когда падение может случиться даже со спокойно идущим ребенком и взрослым. Как факторы риска специалистами рассматриваются регулярные занятия отдельными видами спорта, поднятие тяжестей и сильные удары.
Травматизм – не единственная причина вывиха руки у ребенка, но врожденные причины и патологические деструктивные процессы все же встречаются значительно реже.
Симптомы вывиха руки у детей
Как определить вывих руки у ребенка? Не всегда взрослым без специального медицинского образования удается сразу точно определить тип поражения у ребенка – вывих, сильный ушиб или даже перелом. Симптомы вывиха руки у ребенка имеют схожесть с признаками перелома и в то же время могут напоминать и реакцию на сильный ушиб, поэтому своевременное обращение к специалисту приобретает особую актуальность.
Основные признаки вывиха руки у ребенка:
- неестественное положение руки и малая подвижность или полная неподвижность;
- наличие гематомы и небольшая отечность;
- сильная боль, которая резко усиливается при попытке двигать рукой, кистью или пальцами;
- учащенный или, наоборот, замедленный пульс.
Гематома обычно образуется не сразу, она проявляется позже, иногда через несколько часов. Образование сильной отечности и выраженной гематомы чаще всего наблюдается, если происходит дополнительно растяжение связок, разрыв суставных тканей и капсул.
Когда следует обратиться к врачу
Точно определить тип и тяжесть повреждения может только врач. Поэтому при получении ребенком травмы и появлении выше описанных симптомов необходимо сразу обратиться к врачу-травматологу.
При обращении пациента врач проводит диагностику. Начальный этап диагностики – визуальный осмотр и проведение пальпации. Во время пальпации врач-травматолог определяет степень подвижности руки и чувствительность кожи, измеряет пульс. Этот метод также позволяет выявить изменения формы состава, местонахождение суставных окончаний. Следующий этап – аппаратное исследование. Чаще всего – это рентген. С его помощью можно выявить повреждения внутренних тканей, которое было спровоцировано вывихом.
Лечение вывиха руки у детей
Если у ребенка присутствует сильный болевой синдром, то при отсутствии противопоказаний производится обезболивание. Также требуется местная анестезия для выполнения вправления суставов. Анестезия способствует расслаблению мышц, что упрощает задачу врачу. Сам процесс вправления протекает медленно и плавно, без рывков и резких движений. Выполнить вправление суставов может только специалист. Попытки родителей самостоятельно вправить руку может нанести дополнительный вред.
В зависимости от тяжести поражения на руку может быть установлен гипсовый лангет, который ребенку предстоит носить от одной до нескольких недель. Лангет удерживает руку в правильном положении и снижает болевые ощущения. После снятия лангеты назначается восстановительная терапия, которая включает комплекс мероприятий – массаж, гимнастика, физиотерапевтические процедуры. Восстановительно-реабилитационные процедуры направлены на возвращение руке подвижности, восстановление кровообращения и укрепление тканей сустава.
Если обращение не было своевременным, проводились попытки самолечения, то возникают серьезные риски для здоровья ребенка. Застарелые вывихи часто лечатся хирургическими методами.
Один из методов лечения застарелых тяжелых случаев предусматривает установку спиц Киршнера. Вся процедура включает следующие этапы:
- для растяжения кистевого сустава выполняется наложение дистракционного аппарата;
- оперативным методом выполняется открытое вправление суставов;
- удаление дистракционного аппарата;
- фиксация сустава с помощью спиц Киршнера;
- продолжительная восстановительная физиотерапия.
Осложнения, которыми грозит несвоевременное или неполное лечение вывиха руки у ребенка:
- увеличивается риск получения повторной травмы;
- невправленный вывих может стать причиной разрыва сухожилий, связок, мышечных тканей, кровеносных сосудов;
- могут развиваться патологии и повреждения сустава уже во взрослом возрасте.
Для того чтобы лечение было эффективным, чтобы вывих не давал о себе знать в будущем, очень важно, чтобы пациент соблюдал все предписания врача. В противном случае терапия может затянуться и не дать должного результата.
Профилактика вывиха руки у детей
Родителям необходимо провести с ребенком профилактическую беседу и постараться объяснить ребенку, что чрезмерная активность может привести к травмам и болезненным последствиям.
Для детей, которые занимаются контактными видами спорта, следует позаботиться о приобретении соответствующей защитной амуниции (налокотники, наколенники). Рекомендуется также выбирать виды спорта, способствующие развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата.
Важный профилактический метод – правильное сбалансированное питание, включающее в себя продукты, которые обеспечивают растущий организм питательными веществами, витаминами и микроэлементами, необходимыми для нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Как записаться к детскому травматологу
В нашей клинике работают квалифицированные врачи, которые имеют богатый опыт диагностики и лечения вывихов. Специалисты расскажут вам, как значительно снизить риски и уберечь ребенка от травм. К услугам пациентов – современное оборудование для диагностики и лечения различных видов травм. Для записи к специалисту на прием можно воспользоваться любым удобным способом:
- по телефону +7 (495) 775-73-60;
- на сайте клиники, заполнив специальную онлайн-форму.
Также на сайте можно уточнить стоимость предоставляемых услуг, увидеть перечень имеющегося оборудования, выбрать, у какого врача вы хотите проходить лечение. Обращайтесь, мы всегда поможем вам и вашим детям!
Одна из распространенных причин того, что у ребенка есть проблемы с почерком, — неправильный захват ручки (карандаша) при письме. «Литтлван» вместе с педагогом-дефектологом Татьяной Гогуадзе разбирался, на что он действительно влияет и как можно его исправить.
Татьяна Гогуадзе — учитель-дефектолог, психолог, автор тренингов по личностному росту. Основатель и научный руководитель «Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе» (Москва).
Неправильный захват: причины
— Правильный захват ручки действительно так важен? Почему?
— Он нужен, в первую очередь, чтобы было легче и быстрее писать. Если ребенку сложно, и он не успевает, первое, с чего надо начать, — коррекция захвата.
— Может ли неправильный захват быть связан с проблемами развития моторики?
— Моторное развитие — во многом вопрос воспитания, дисциплины. Это нарабатываемая история. Сегодня все говорят про мелкую моторику, но мало кто занимается крупной. А прежде всего надо развить ее! Родители приходят и говорят: «Он у нас лепит из пластилина, собирает конструкторы». Но письмо — не мелкая моторика, для него необходима координированность действий.
— Что вы имеете в виду?
— При письме нужно, чтобы рука двигалась по листочку, а глаза следили за строчкой. При лепке такого нет, ребенок постоянно смотрит в одну точку, работает всеми пальчиками.
Когда дети мало двигаются, у них нет четкого понимания моторики собственного тела и движения вперед, у мозга не формируется способность двигать ручку по листу бумаги. Это и есть основная причина низкого темпа работы ребенка. Моторика современных детей часто не развита по возрастной норме. Потому что их посадили в машину, довезли из одной точки в другую и высадили. Дети мало двигаются, много сидят. Поэтому мы говорим, что надо прыгать на батуте, делать зарядку, прыгать и бегать. Как бы странно ни звучало, но все это влияет на захват карандаша. И еще важно правильно дышать, чтобы мышцы получали кислород.
— Что еще может влиять на качество захвата?
— Тонус в лучезапястном суставе. Он является причиной низкой подвижности запястья, не позволяющей писать быстро и округло.
— Есть мнение, что неправильный захват может быть связан с высокой чувствительностью, когда ребенок избегает контакта с подушечками пальцев…
— Это слабость эмоционально-волевой сферы. Детям больно зажимать правильно карандаш. Многие это оправдывают гиперчувствительностью. Но обычно причина в том, что у детей слабо развита способность прикладывать усилия, а чтобы развить любой навык, их нужно прикладывать.
Важно донести эту мысль: если ребенок физически развит и у него нет отклонений в развитии и ограниченных возможностей здоровья, но он держит карандаш неправильно, то нужно приложить усилия и все получится! Может, не стоит сразу к нейропсихологу бежать, а нужно все-таки найти педагога, который все объяснит.
Как исправить неправильный захват
— В каком возрасте пора ставить руку?
— С 5 лет уже надо работать над этим. Но сегодня на диагностике я вижу мам и пап, которые сами неправильно держат ручку или карандаш.
— Какой захват считается правильным?
— Карандаш удерживается тремя подогнутыми пальцами — большим, средним и указательным. Безымянный и мизинец могут лежать внутри ладони либо находиться в свободном состоянии у основания большого пальца. Карандаш располагается на среднем. Указательный и большой пальцы придерживают его соответственно справа и слева. Карандаш не надо сильно сжимать. Это легко проверить: указательный палец легко поднимается, а карандаш при этом не падает.
— А ребенку лучше начинать работать с карандашом или с ручкой?
— Однозначно лучше начинать с карандаша. Именно он учит ребенка прикладывать усилия. И сразу видно, над чем надо работать: если нажим слишком сильный, карандаш всегда ломается, а если слабый — получается очень бледно или совсем не видно, что нарисовал. Эти трудности в развитии современных детей и спровоцировали переход на фломастеры в рисовании и гелевые ручки в письме.
— Что можно сделать, чтобы исправить неправильный захват?
— Познакомить ребенка с эспандером. Он укрепляет руку, делает ее сильней и естественным образом снимает напряжение с запястья. Кроме того, надо правильно сидеть: левая рука держит листочек, правая пишет. Если ребенок сидит криво, левая рука где-то висит или ноги шоркают под стулом, это влияет и на захват карандаша, и на работу мозга.
— Что еще вы советуете тем, кто столкнулся с такой проблемой?
— Еще я рекомендую работу с волчком. Это мой авторский метод коррекции неправильного захвата. Простое вращение обыкновенного деревянного волчка развивает скоординированную работу трех пальцев руки, которые участвуют в захвате карандаша.
— Сколько времени в среднем уходит на коррекцию?
— У всех детей по-разному. Я встречала и таких, которым было достаточно пояснить, что важно правильно держать ручку, если желаешь писать быстро, разборчиво и грамотно. А дальше идет развитие самоконтроля. Но если родители ребенку не пояснили, чем это грозит [неправильный захват], то он и не будет делать.
— Какие ручки и карандаши лучше использовать на начальном этапе коррекции захвата?
— Это не имеет значения.
— Различные насадки на ручку или резинки могут помочь?
— Нет. Ребенок без навыка также будет говорить, что ему больно, жмет, рука устала.
— До какого возраста можно эффективно корректировать неправильный захват?
— Возраст тоже не имеет значения.
— Сейчас в повседневной жизни почерк и скорость письма от руки утратили былое значение. Надо ли взрослым корректировать неправильный захват?
— Взрослые сами решают. А вот детей надо учить прикладывать усилия, чтобы сформировать навык правильного захвата ручки/карандаша. Иначе это отрицательно скажется на отношении к письму.