Как исправить шепелявость у ребенка 4 года

Шепелявость, а по-научному – сигматизм, является одним из наиболее распространенных дефектов произношения у детей.

Проблема касается некоторых шипящих и свистящих звуков: ш, щ, ц, ч, с, ж, з, дж, дз. Причины нарушений могут иметь основания как анатомические, так и психологические.

В чем заключается шепелявость?

Шепелявость, сигматизм (лат. sigmatismus) – это дефект произношения, который заключается в неправильном выговаривании шипящих звуков, т. е. произносимых при участии верхних и нижних зубов. Суть шепелявости – это искажение, обход или замена шипящих звуков. Нарушение может быть как в звучании одного, так и нескольких звуков.

Сигматизм: основные причины

Причин шепелявости может быть сразу несколько. Чаще всего повинны аномалии в строении органов артикуляции. Это, например, слишком большой или толстый язык, либо короткая уздечка, ограничивающая свободу движения языка. Часто влияют дефекты прикуса, расщелины нёба, гипертрофия миндалин, аномалии зубов. Кроме прочего, встречается низкая эластичность мышц, обеспечивающих артикуляцию.

Проблема возникает, когда мышцы языка слишком слабо или, наоборот, сильно напрягаются. Другие причины – проблемы со слухом, а также хронические заболевания верхних дыхательных путей. Шепелявость может спровоцировать затянувшееся кормление ребенка при помощи соски.

Еще один распространенный фактор – дурной пример, который показывают ребенку сами взрослые. Малыш начинает подражать взрослым, которые разговаривают с ним, нарочито сюсюкая, коверкая правильное произношение слов. Особенно грешат этим мамы, бабушки, няни и старшие сёстры.

Старший ребенок может наблюдать за младшим братом или сестренкой и видеть, что взрослые разговаривают с ним отдельным («лялечным»)языком, из ревности («Почему ему можно так разговаривать, а мне – нет?»). Ну и, несомненно, желанием привлечь к себе внимание родителей, которое было частично потеряно из-за рождения младшего ребенка.

Также известны случаи в смешанных, двуязычных (билингвальных) семьях, где родители – разных национальностей. Они часто не выговаривают звуки второго языка в семье, носителем которого они не являются. Несомненно, в процессе подражания такое неправильное произношение передается и детям.

Виды шепелявости

Выделяется несколько разновидностей шепелявости. Чаще всего встречается языково-зубная (межзубная) и губно-зубная. Сигматизм межзубной возникает нередко в процессе замены молочных зубов на коренные. Деформации подвергаются свистящие звуки: с, з, ц, дз. Аномалия характеризуется тем, что язык располагается по средней линии или сбоку рта и проскальзывает между зубами. Шепелявость губно-зубная заключается в том, что звуки исполняются без участия языка. Возникает щель между нижней губой и верхними резцами или между верхней губой и нижними резцами. Произведенный звук походит на резко звучащий ф.

Другие виды сигматизма – боковые. Здесь искажению чаще подвергаются звуки ч, щ, ш, ж. Наблюдается, если щель возникает в боковых секторах полости рта. Это также шепелявость переднезубная, которой свойственен слишком большой упор кончика языка на резцы. А ещё есть шепелявость носовая, когда воздух проникает через нос. Более редкие виды – шепелявость гортанная, когда звуки искажаются из-за шума, возникающего в гортани и шепелявость губная. В частности, когда язык при произнесении звуков не задействуется, а между губами образуется щель.

Упражнения для исправления шепелявости

Если вы обнаружили, что ребенок шепелявит, требуется незамедлительное посещение логопеда! Он не только оценит работу артикуляционного аппарата ребенка, но и пропишет эффективные и правильные упражнения. Случается, что некоторые причины сигматизма можно устранить лишь через определенные хирургические процедуры, такие, как, например, подрезание уздечки под языком.

Какие бывают упражнения против шепелявости? Например, массирование сердцевины языка (кошачий хребет), касание кончиком языка верхних и нижних зубов, подтягивание языка к гортани (чайной ложкой). Не менее важны упражнения для губ. А также позитивная мотивация к повторению правильно проговоренных крылатых фраз, стихов, речёвок, куплетов, частушек, пословиц, скороговорок. Например, извечная «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Безусловно, игровая, неутомительная форма таких речевых упражнений чрезвычайно важна для коррекции произношения ребенка.

Как уже упоминалось выше, помним, что основа успеха – правильная, грамотная речь в общении с ребенком. Нормальным, «взрослым» языком, без каких-либо «лялечных», «пусичных» искажений, сюсюканий.

Как правило, подбор и последовательность упражнений определяет логопед. В этом процессе исправления нарушений очень важны не только регулярные занятия у специалиста, но и ежедневная работа с ребенком в домашних условиях. Проблемой нельзя пренебрегать, так как со взрослением шепелявость у ребенка будет исправить все сложнее.

Если шепелявящий ребенок посещает детский сад, где есть немало младших детей с такой же проблемой – это не так критично, там он будет одним из многих и незаметен. И совсем другое дело, когда он пойдет в школу, где он столкнется со старшими детьми и с ровесниками, у которых чаще всего шепелявость уже будет исправлена. В таком случае есть большой риск получить издевательства одноклассников, что чревато в дальнейшем тяжёлыми психологическими проблемами.

Как долго длится логопедическая терапия при стигматизме?

Может оказаться, что ребенок сможет правильно произносить звуки уже после нескольких занятий с логопедом. Но иногда результаты придется ждать несколько месяцев и даже лет. Вид терапии, ее продолжительность и частота зависит от сложности дефекта, возраста ребенка и его способностей, а также вашего терпения.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Шепелявость (или сигматизм) – это одно из самых распространенных речевых нарушений, которые встречаются в детском возрасте. Если в детстве не исправить данную ситуацию, то дефект останется и во взрослой жизни, что будет очень мешать общению с другими людьми и может стать ограничением при выборе профессии.

Шепелявость – это нарушение речи, которое характеризуется неправильным произношением свистящих и шипящих звуков. Ребенок может испытывать трудности с произношением «с-з», «ц», «ш-ж», «ч-щ».

Суть этого нарушения заключается в искажении, обходе и замене свистящих, а также шипящих звуков. Проблема может быть с одним или с несколькими звуками.

При этом важно понимать, что связная речь и грамматика не страдают, и дети с шепелявостью в большинстве случаев не испытывают проблем с пониманием услышанного.

Шепелявость у детей до 5 лет может считаться нормой, потому что до этого возраста речевой аппарат находится в стадии развития. Такие дети могут даже вызывать умиление, но совсем другое дело, если перед вами взрослый человек с аналогичной проблемой.

Причины шепелявости могут быть разными – как врожденными, так и приобретенными. Вот основные из них:

  • Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
  • Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
  • Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
  • Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
  • Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью. К другим возможным причинам относятся наследственные факторы, а также перенесенные травмы головы.

Чаще всего дети испытывают проблемы с произношением звуков «Ш» (глухой) и «Ж» (звонкий). С произношением «Ч» и «Щ» проблем, как правило, меньше.

Помимо заметного нарушения в проговаривании свистящих и шипящих звуков, для этого расстройства характерно неправильное расположение языка при разговоре. При произношении проблемных слов, дети часто переходят на шепот.

В некоторых случаях ребенок заменяет слоги с шипящими и свистящими звуками на другие или вовсе пропускает их. Если наблюдается шепелявость у взрослого, то такие люди часто замкнуты, не хотят вступать в разговор, малообщительны, предпочитают не разговаривать, а вести переписку.

В логопедии выделяют 6 видов шепелявости:

  1. Губно-зубная. Нижняя губа примыкает к верхним зубам, в результате чего свистящие и шипящие звуки проговаривается как Ф и В.
  2. Призубная. Неправильное расположение языка по отношению к зубам. Вместо свистящих и шипящих звуков произносится звук Т.
  3. Боковая. При произношении слов язык (или большая его часть) отклоняется в бок. Свистящие и шипящие  звуки становятся хлопающими.
  4. Щечная. Щеки надуваются, язык лежит внизу ротовой полости. Характеризуется наличием шума при произношении.
  5. Носовая. Проявляется характерным наличием гнусавости голоса во время разговора.
  6. Смягченная. Слишком мягкое произношение Ш, который становится более похож на Щ.

Избавление от шепелявости – это процесс, который предполагает проведение комплексной коррекции под контролем логопеда. Задачей коррекции является не только обучение человека правильному произношению проблемных звуков, но и формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения возможного прогрессирования речевого нарушения.

Перед проведением коррекции, логопед должен отправить ребенка или взрослого к стоматологу, отоларингологу, а также психологу.

Существует несколько методов, позволяющих эффективно убирать шепелявость:

  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
  • Логопедический массаж языка.
  • Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.
  • Развитие фонематического слуха.

Иногда данное нарушение связано с органическими причинами, поэтому, помимо помощи логопеда, может потребоваться хирургическое вмешательство или лечение у стоматолога. В частности, при неправильном прикусе показано длительное ношение брекетов, которые позволяют сформировать нормальное строение ротовой полости.

Избавиться от проблемы помогут следующие упражнения:

  • Чашечка. Необходимо открыть рот, поднять переднюю и боковую часть языка, чтобы в центре образовалось углубление. Пытаемся произнести звук З (нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык всегда внутри ротовой полости).
  • Блинчик. Язык расслаблен, выдвинут вперед и распластан. По его поверхности нужно совершать постукивающие движения верхней губой.
  • Приоткрываем рот, высовываем язык и кладем его на нижнюю губу. Пытаемся произнести «ля-ля-ля». Можно двигать язык так, чтобы касался уголков рта.

Избавление от шепелявости возможно с помощью дыхательных упражнений, проводимых комплексно с другими занятиями.

Вот несколько примеров:

  • Выдувание мыльных пузырей.
  • Дуть на ватный шарик, расположенный на столе. Ребенок и взрослый располагаются напротив друг друга, дуя на шарик.
  • Помогает и следующее упражнение: закрываем одну ноздрю пальцем, делаем глубокий вдох и плавно выдыхаем воздух через рот. Повторяем со второй ноздрей. Количество повторений – 10 раз.

Еще один эффективный способ, как исправить шепелявость – это скороговорки. К примеру, для формирования правильного произношения звука Ш используется скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон». Упражнения подбираются индивидуально для каждого человека в зависимости от причин нарушения, возраста, тяжести случая и других факторов.

Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»

В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.

Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:

  • Губы полураскрыты, в улыбке;
  • Зубы сжаты или плотно сближены, так, чтобы расстояние между зубами было 1-2 мм;
  • Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, а по средней линии языка образуется желобок, по которому проходит воздух.

В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.

Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:

1. Наиболее распространенные виды искажений это: Искаженное произнесение свистящих звуков или их отсутствие – научное название «сигматизм».

  • Межзубное произнесение – кончик языка просовывается между зубами, при этом появляется шепелявый оттенок ;
  • Призубное произнесение – кончик языка упирается в зубы, мешая свободному проходу воздуха. И слышится «т,д». Пример: собака – табака, зубы – дубы.
  • Шипящее произнесение – кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом. Слышится мягкий шипящий звук, наподобе «шь». Пример: собака – шябака, зубы – жюбы.
  • Губно-зубное произнесение – нижняя губа прикасается к верхним резцм, наподобие звука«ф», получается фыркающий звук. Пример: собака – фабака, зубы – фубы.
  • Боковое произнесение – при этом варианте кончик языка или вся половина языка оттягивается вбок, получается шумное, шепелявое звучание,либо кончик языка поднят вверх, а воздух проходит между щекой и боками языка (получается хлюпающий звук типа «льхь».
  • Носовое произнесение – при таком дефекте мягкое небо недостаточно прикрывает выход в носовую полость и слышится гнусавый оттенок звука, как при насморке.

2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».

Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.

Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет – к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.

В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.

В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.

Из практического опыта:

Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).

Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.

Читайте так же: Нарушения произношения шипящих звуков

Сигматизм

Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.

Сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем. Обе группы относятся к звукам позднего онтогенеза, при этом шипящие считаются артикуляторно более сложными, чем свистящие. Среди дефектов звукового оформления речи различные варианты сигматизма встречаются чаще других искажений. У старших дошкольников с дислалией сигматизм свистящих выявляется в 22% случаев, сигматизм шипящих – в 24%, у детей со стертой дизартрией – в 95% и 82% соответственно. Нередко дефектное звукопроизношение сохраняется и у взрослых.

Причины сигматизма

Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:

  • Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
  • Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
  • Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
  • Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
  • Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Фонетическая характеристика свистящих и шипящих

Свистящие [С], [З] и шипящие [Ш], [Ж], [Щ] ‒ согласные, ротовые, переднеязычные, щелевые. Из них [З] и [Ж] – звонкие (при фонации голосовые складки вибрируют, издавая голос), остальные глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только способом образования ‒ они смычно-щелевые. [Ч] и [Щ] – всегда мягкие, [Ц], [Ш], [Ж] – всегда твердые, [С], [З] – имеют мягкие пары [С′] и [З′]. Важным отличием группы свистящих от шипящих является базовый артикуляционный уклад, включающий:

  • положение губ: при произношении свистящих губы растянуты в улыбке, при произношении шипящих ‒ округлены и слегка вытянуты вперед;
  • положение и форму языка: при артикуляции свистящих язык располагается «горкой» за нижними резцами, при артикуляции шипящих ‒ у альвеол в форме «чашечки»;
  • характеристику воздушной струи: у свистящих она узкая, холодная; у шипящих – широкая и теплая.

Виды сигматизма

Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:

  • Межзубный. Кончик языка принимает позию между верхними и нижними резцами. Фонемы приобретают шепелявое звучание.
  • Призубный. Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т].
  • Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними зубами, воздух выходит толчкообразно. Вместо правильного звука слышится искаженный [Ф] или [В].
  • Боковой. Выдыхаемая воздушная струя выходит через одностороннюю щель или по обоим боковым краям языка. Звук получается шумным, хлюпающим.
  • Носовой. При фонации воздух выходит не через рот, а через носовую полость. Из-за этого звук получает храпящий призвук с назальным оттенком.

Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:

  • нижнее – язык опущен за нижние резцы, шипящие произносятся смягченно;
  • щечное – воздушная струя уходит в щеки, вызывая их раздувание, вместо звука слышен шум;
  • заднеязычное ‒ воздух проходит между твердым небом и задней частью спинки языка, слышится «хыканье» или «гыканье», напоминающее южно-русский говор.

Диагностика

Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование. Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:

  • Артикуляторных органов. Производится осмотр органов полости рта, оценка тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры, состояния орального праксиса. При выявлении аномалий ЧЛО, нарушений мышечного тонуса устанавливается предварительный речевой диагноз. При необходимости выдается направление на консультацию к ортодонту, неврологу.
  • Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется при их произнесении изолированно, в слогах, словах, фразах. Для этого используется специальный картинный и речевой материал, соответствующий возрасту, интеллекту логопата. Применяются специальные дидактические приемы, позволяющие разграничить различные виды сигматизма и парасигматизма.
  • Состояния звукопроизношения. Осуществляется для выявления всех дефектов звукопроизношения (как фонетических, так и фонематических), количества нарушенных звуков. При дефектах шипящих и свистящих устанавливается тип сигматизма. После этого определяется последовательность коррекционной работы.

Если у ребенка предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.

Упражнение "Чашечка" - базовое для постановки шипящих звуков

Упражнение “Чашечка” – базовое для постановки шипящих звуков

Коррекция

Медицинская помощь

Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов, специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу хирургической тактики при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.

При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: удаления аденоидов, проведения противоаллергической терапии.

Логопедическая коррекция

Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:

  • Подготовительный. На этом этапе формируются необходимые артикуляционные уклады: правильное положение губ, языка. Ведется работа над развитием силы и направления воздушной струи. Отрабатываются опорные звуки ([И], [Ф] – для [С], [Т], [С] – для [Ш]. Методы, с помощью которых достигаются поставленные задачи, включают артикуляционную и дыхательную гимнастику, по показаниям – логопедический массаж.
  • Звукопостановка. Осуществляется разными способами: по подражанию («как свистит насос», «как звенит комар», «как шипит змея»), с использованием артикуляционных упражнений или с помощью инструментов (зондозаменителей, зондов). Базовым звуком для постановки всех свистящих служит [С], для получения других шипящих – [Ш].
  • Автоматизация. Добившись правильного произнесения изолированного звука, переходят к его закреплению, последовательно вводя в слоги (прямые, обратные, с сочетанием согласных), слова, фразы и спонтанную речь. После отработки твердых звуков приступают к усвоению их мягких пар. Этап дифференциации для сигматизма и других звуковых искажений не предусмотрен.

Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).

Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр. Сроки исправления сигматизма могут различаться у разных детей, период логопедической работы занимает до 45-90 дней и больше.

Расстройство речи у детей. Шепелявость на сегодня – это одно из самых часто встречаемых нарушений речи у малышей. Под ним следует понимать неправильное произношение шипящих звуков.

Шепелявость

Шепелявость (в педиатрии данное нарушение называется сигматизм шипящих звуков) встречается сейчас повсеместно у детей разного возраста. И чем раньше выявить такое нарушение, тем проще и быстрей можно от него избавиться.

Данный дефект речи трудно отнести к опасным проблемам с точки зрения физического здоровья. Но вот с точки зрения психологии может быть нанесен урон здоровью ребенка. Ведь подобная особенность приносит достаточно большой дискомфорт психологического характера, особенно в подростковом возрасте.

Наблюдая расстройство речи у детей, шепелявость логопеды и дефектологи делят на несколько видов. Кроме того, не стоит путать шепелявость с картавостью, как это делают многие.

Врачи выделяют следующие виды:

  • призубная: в процессе произношения кончик языка принимает неправильное место относительно зубных рядов вверху и внизу, произносится шипящий громкий звук;

  • губно-зубная: нарушение вызвано патологией работы губ при создании шипящего звука, обычно при таком нарушении вместо «ш» слышится «ф»;
  • боковая: сворачивание или смещение языка на бок от центра, шипящий звук превращается в хлопающий, вызывает серьезные трудности в произношении;
  • смягченная: комплексная проблема, когда все шипящие звуки слышатся как «щ»;
  • щечная: в этом случае слизистая щек мешает произношению;
  • носовая: проблема заключена в провисании мягкого неба носоглотки, голос от этого гнусавит, звуки очень нечеткие.

Сразу отметим, что современная педиатрия уже знает методы, как бороться с данным недугом.

Расстройство речи у детей. Шепелявость: причины, симптомы, лечение

На сегодняшний день врачи выделяют несколько причин шепелявости у детей:

Основными симптомами, при которых следует обратиться к специалисту, называют нарушение произношения шипящих звуков, неправильное расположение языка при разговоре. При разговоре ребенок начинает как бы пришептывать. Причем обращать на это внимание стоит, когда у малыша появятся коренные зубы и не останется молочных.

Среди методов корректировки речи и избавления от данного недуга специалисты отдают предпочтение тренировкам речевого аппарата при помощи специальных упражнений, например, проговаривать скороговорки. Причем врач сам подбирает упражнения на каждый день.

При необходимости устранения непроходимости носовых каналов, восстановления слуха специалист-логопед уходит на второй план, а к работе приступает ЛОР, но после все же возвращаемся к логопеду. Среди вероятных мероприятий: постановка речи и артикуляционное восстановление, коррекция языковой уздечки методом подрезания, ортодонтия для нормализации зубного ряда и т.д.

Добавить комментарий