Как исправить шепелявость у взрослого упражнения

Когда маленький ребёнок вместо звука «с» произносит «ш», то родители не особо беспокоятся, но если речевой дефект наблюдается у подростка или зрелого человека, то это вызывает дискомфорт в общении. Неисправленная в детском возрасте проблема в зрелые годы становится трудноустранимым фактором закомплексованности и психических расстройств. Статья даёт информацию о том, что такое шепелявость, почему она развивается, какими методами можно её устранить.

Что такое шепелявость?

Шепелявость – это нарушение речи, при котором неверно произносятся шипящие и свистящие звуки. Пациент обладает нормальным лексиконом и не имеет проблем с пониманием слышимого и произносимого.

Специалистом, исправляющим речевое нарушение, является логопед. Подход к каждому пациенту индивидуальный. Одним пациентам достаточно усвоить правила проговаривания звуков, закрепить навык правильного произношения. Другим пациентам из-за сложной причины, вызвавшей речевую патологию, требуется комплексная терапия.

Всем пациентам логопеды назначают артикуляционную гимнастику. Неплохой эффект может дать логопедический массаж лица. Некоторым пациентам, имеющим психические комплексы, испытывающим трудности с коммуникацией и вливанием в социум, необходима помощь психолога.

У детей 3–4 лет речевые проблемы нередко исчезают самостоятельно, без участия логопеда. Если же речевая патология сохраняется у взрослого человека, то её может устранить только медицинский специалист.

Виды

Логопеды выделяют шесть видов шепелявости:

  1. Губно-зубная. Неправильно работают губы при формировании шипящих звуков. Звук «ш» проговаривается как «ф».
  2. Призубная. При неправильном расположении кончика языка относительно зубов шипящие звуки обретают звонкость.
  3. Боковая. Язык отклоняется с центра ротовой полости вбок. Шипящие звуки становятся хлопающими.
  4. Щёчная. Из-за деформирования слизистых покровов щёк шипящие звуки не формируются.
  5. Носовая. Мягкое небо провисает. Это приводит к гнусавости голоса.
  6. Смягчённая. Вместо «ш» произносится «щ».

Причины

Причины шепелявости бывают врождёнными или приобретёнными, вызываются:

  • аномальным строением речевого аппарата;
  • неправильным развитием челюстно-лицевых структур (патологический прикус, сильно выгнутый нёбный свод, большое межзубное расстояние);
  • нервными расстройствами, влияющими на артикуляцию;
  • травмами лица;
  • ослаблением слуха;
  • потерей зубов;
  • наследственной предрасположенностью.

Родителям нужно учитывать, что дети склонны подражать речевым особенностям старших. Нередко к шепелявости у малыша приводит присутствие в семье человека с дефектным произношением.

Симптомы

Шепелявость проявляется:

  • неправильным расположением языка при разговоре;
  • заметным нарушением проговаривания шипящих и свистящих звуков;
  • переходом на шёпот при произношении проблемных слов.

Дети могут неправильно произносить слова, заменяя слоги с шипящими буквами на другие. Люди старшего возраста неразговорчивы, замкнуты, предпочитают не беседовать, а вести переписку.

Лечение шепелявости

Логопед может дополнительно отправить пациента к отоларингологу, стоматологу, психологу.

Избавление от шепелявости осуществляется посредством:

  • комплекса логопедических упражнений;
  • устранения искривления носовых путей, застойных процессов в пазухах носа;
  • восстановления слуха;
  • нормализации артикуляции;
  • расслабления челюстных мышц, устранения спазма гортани;
  • исправления прикуса и формы уздечки.

Упражнения от шепелявости

Ниже приводятся упражнения, предлагаемые логопедами от шепелявости.

  1. Расслабление языка. Самое лёгкое упражнение. Нужно лизать верхнюю губу вверх-вниз. После снятия напряжения произносят шипящие буквы.
  2. «Чашечка». Язык скручивают чашеобразно, не высовывая изо рта (передний край и бока приподнимают). Челюсть не должна двигаться. Пытаются произнести «з».
  3. Приоткрывают рот, высовывают язык, кладут его на нижнюю губу. Пытаются произнести «ля ля ля». Можно двигать язык так, чтобы он касался правого и левого углов рта. Губу не заворачивают.
  4. «Блинчик». Язык в расслабленном состоянии размещают на нижних зубах, он должен быть чуть высунутым. Верхними зубами несколько раз несильно сжимают язык. Движения сменяются паузами.
  5. «Пробка». Каждый день нужно читать вслух газетную статью или главу книги, сжимая в зубах пробку от винной бутылки.
  6. Читать вслух 30 минут, но с закрытым ртом. Голос должен быть чётко слышен, но губы нельзя размыкать.
  7. «Шипение гусей». Стоячее положение. Стопы нешироко расставлены. Руки на поясе. Нужно досчитать до 4 и согнуться вперёд, вытянув шею, медленно выдохнув и произнеся «ш-ш-ш». Повторить 5 раз.
  8. «Косец». Стопы нешироко расставлены. Руки несильно согнуты в локтях, вытянуты вперёд, сжаты в кулаки. Двигая туловищем и руками, как при скашивании травы, нужно произносить «ж-ж-жух». Повторить 8 раз.
  9. «Пиление дров». Нужен второй человек. Пациенты становятся лицом друг к другу, берут партнёра за обе руки. Ноги и туловище ставятся, как при распилке дров. Необходимо в течение 30–40 секунд двигаться, будто распиливая дерево, произнося «ж-ж-ж».
  10. «Паровоз». Семенящим шагом перемещаться по комнате в течение 30–40 секунд, поочерёдно делая круговые движения согнутыми в локтях руками, произнося «ч-ч-чух».

Эффективным домашним способом, как убрать шепелявость у взрослого, является артикуляционная гимнастика. Лечение заключается в следующем:

  • человек активно жуёт с закрытым ртом;
  • широко улыбается с раскрытыми губами, но сжатыми зубами;
  • трубкообразно сворачивает губы;
  • чередует «трубочку» из губ с широкой улыбкой.

Скороговорки для развития речи

Они применяются регулярно, чтобы быстро убрать детскую и подростковую шепелявость. Иногда помогают избавляться от проблемы зрелым людям. Ниже приводятся наиболее применяемые скороговорки от шепелявости.

При проблеме с произношением «ч»:

  • «чудак под диванчик спрятал чемоданчик»;
  • «в печурочке золотые чурочки».

При проблеме с проговариванием «ш»:

  • «кукушка кукушонку купила капюшон».

Скороговорка при проблемном произношении «щ»:

  • «хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет».

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Шепелявость-не менее распространенное речевое нарушение, чем картавость. Этим речевым дефектом страдают не только дети, но и взрослые, ко мне часто обращаются взрослые люди с такой проблемой.

Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.

Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.

Что такое шепелявость – это неправильное произношение свистящих и шипящих звуков. Чаще всего человек ставит язык между зубами, и если своевременно не убрать этот недостаток в детском возрасте, он естественным образом перетекает во взрослую жизнь. И уже взрослый человек из-за своей шепелявости испытывает определенные неудобства. Шепелявость мешает презентовать себя, мешает общению, является причиной возникновения комплекса неполноценности, неуверенности в себе.

Фото мое
Фото мое

Вы только представьте, взрослый человек, а говорит, как маленький. «Сапка», «Сарик», «Сиска». Смешно, правда? Смешно и грустно. Нам смешно, а человеку, который так произносит, наверное, очень грустно.

Фото мое
Фото мое

От шепелявости можно избавиться за месяц! За месяц активной тренировки с языком. Каждый взрослый человек, если его уже достала эта шепелявость, может найти 30 минут в день для того, чтобы избавиться от шепелявости и научиться правильно произносить звуки, которые его напрягают и не дают жить полной жизнью.

При этом вам необходимо выполнять 3 основных и 3 дополнительных упражнения.

Дополнительные упражнения

1. «Почистим нижние и верхние зубки»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка проводим по задней поверхности нижних зубов, начиная с самого дальнего. Затем то же самое делаем с верхними зубами. Медленно. Выполнять упражнение 5-7 раз

2. «Индюк»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Рот открыт. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп, пока не послышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполнять в течение 10 секунд

3. «Лошадка»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Рот открыт. Губы в нейтральном положении. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Делать упражнение медленно. Челюсть при этом не двигаться, если она двигается, то зафиксируйте ее руками. Выполнять упражнение 5-7 раз

Основные упражнения

1. «Горка»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. На раз –язык выгибаем, на два –кладем обратно лопаткой. Напрягаем-расслабляем язык. Выполнять 5-7 раз

2. «Чашечка»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки». Удерживать «Чашечку» до 10 секунд

3. «Найди звук»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Широко улыбаемся и произносим звук Ииии. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. После звука Ииии сразу произносим звук «С». Получается Иииис. Для чего нужно произносить звук Ииии. Все очень просто. При произношении звука Ииии язык занимает такое же положение, что и при произношении звука «С». Попробуйте произнести эти два звука, не меняя положение языка. Важное условие при выполнении этого упражнения: воздушная струя должна быть холодная. Это можно проверить: подносим ладонь ко рту и проверяем

Эти три основных упражнения являются основой для постановки других звуков, свистящих и шипящих.

Делайте эти упражнения 3 раза в день по 10 минут в течение месяца, и вы избавитесь от недостатка, который давно вас мучает. Ничего сложного в этом нет. Вы научитесь правильно свистеть и шипеть, в дальнейшем эти новые звуки придется автоматизировать слогах, словах и предложениях, вводить в речь, следить за ними, контролировать, еще как минимум, полгода. Но самое главное, вы избавитесь от своего дефекта.

Если у вас появились вопросы – приходите на бесплатную консультацию

Я старалась, поставьте мне лайк

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить ничего интересного

Шепелявость (или сигматизм) – это одно из самых распространенных речевых нарушений, которые встречаются в детском возрасте. Если в детстве не исправить данную ситуацию, то дефект останется и во взрослой жизни, что будет очень мешать общению с другими людьми и может стать ограничением при выборе профессии.

Шепелявость – это нарушение речи, которое характеризуется неправильным произношением свистящих и шипящих звуков. Ребенок может испытывать трудности с произношением «с-з», «ц», «ш-ж», «ч-щ».

Суть этого нарушения заключается в искажении, обходе и замене свистящих, а также шипящих звуков. Проблема может быть с одним или с несколькими звуками.

При этом важно понимать, что связная речь и грамматика не страдают, и дети с шепелявостью в большинстве случаев не испытывают проблем с пониманием услышанного.

Шепелявость у детей до 5 лет может считаться нормой, потому что до этого возраста речевой аппарат находится в стадии развития. Такие дети могут даже вызывать умиление, но совсем другое дело, если перед вами взрослый человек с аналогичной проблемой.

Причины шепелявости могут быть разными – как врожденными, так и приобретенными. Вот основные из них:

  • Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
  • Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
  • Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
  • Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
  • Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью. К другим возможным причинам относятся наследственные факторы, а также перенесенные травмы головы.

Чаще всего дети испытывают проблемы с произношением звуков «Ш» (глухой) и «Ж» (звонкий). С произношением «Ч» и «Щ» проблем, как правило, меньше.

Помимо заметного нарушения в проговаривании свистящих и шипящих звуков, для этого расстройства характерно неправильное расположение языка при разговоре. При произношении проблемных слов, дети часто переходят на шепот.

В некоторых случаях ребенок заменяет слоги с шипящими и свистящими звуками на другие или вовсе пропускает их. Если наблюдается шепелявость у взрослого, то такие люди часто замкнуты, не хотят вступать в разговор, малообщительны, предпочитают не разговаривать, а вести переписку.

В логопедии выделяют 6 видов шепелявости:

  1. Губно-зубная. Нижняя губа примыкает к верхним зубам, в результате чего свистящие и шипящие звуки проговаривается как Ф и В.
  2. Призубная. Неправильное расположение языка по отношению к зубам. Вместо свистящих и шипящих звуков произносится звук Т.
  3. Боковая. При произношении слов язык (или большая его часть) отклоняется в бок. Свистящие и шипящие  звуки становятся хлопающими.
  4. Щечная. Щеки надуваются, язык лежит внизу ротовой полости. Характеризуется наличием шума при произношении.
  5. Носовая. Проявляется характерным наличием гнусавости голоса во время разговора.
  6. Смягченная. Слишком мягкое произношение Ш, который становится более похож на Щ.

Избавление от шепелявости – это процесс, который предполагает проведение комплексной коррекции под контролем логопеда. Задачей коррекции является не только обучение человека правильному произношению проблемных звуков, но и формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения возможного прогрессирования речевого нарушения.

Перед проведением коррекции, логопед должен отправить ребенка или взрослого к стоматологу, отоларингологу, а также психологу.

Существует несколько методов, позволяющих эффективно убирать шепелявость:

  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
  • Логопедический массаж языка.
  • Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.
  • Развитие фонематического слуха.

Иногда данное нарушение связано с органическими причинами, поэтому, помимо помощи логопеда, может потребоваться хирургическое вмешательство или лечение у стоматолога. В частности, при неправильном прикусе показано длительное ношение брекетов, которые позволяют сформировать нормальное строение ротовой полости.

Избавиться от проблемы помогут следующие упражнения:

  • Чашечка. Необходимо открыть рот, поднять переднюю и боковую часть языка, чтобы в центре образовалось углубление. Пытаемся произнести звук З (нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык всегда внутри ротовой полости).
  • Блинчик. Язык расслаблен, выдвинут вперед и распластан. По его поверхности нужно совершать постукивающие движения верхней губой.
  • Приоткрываем рот, высовываем язык и кладем его на нижнюю губу. Пытаемся произнести «ля-ля-ля». Можно двигать язык так, чтобы касался уголков рта.

Избавление от шепелявости возможно с помощью дыхательных упражнений, проводимых комплексно с другими занятиями.

Вот несколько примеров:

  • Выдувание мыльных пузырей.
  • Дуть на ватный шарик, расположенный на столе. Ребенок и взрослый располагаются напротив друг друга, дуя на шарик.
  • Помогает и следующее упражнение: закрываем одну ноздрю пальцем, делаем глубокий вдох и плавно выдыхаем воздух через рот. Повторяем со второй ноздрей. Количество повторений – 10 раз.

Еще один эффективный способ, как исправить шепелявость – это скороговорки. К примеру, для формирования правильного произношения звука Ш используется скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон». Упражнения подбираются индивидуально для каждого человека в зависимости от причин нарушения, возраста, тяжести случая и других факторов.

Центр Fidem > Статьи > Шепелявость у взрослых – есть ли решение для тех, кто старше 20?

Термин «шепелявость» – это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.

Признаками сигматизма являются:

  • Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Появление посторонних звуков при разговоре.

Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.

В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.

При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.

Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.

Основные виды нарушений шипящих:

  • Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
  • Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» – «щуба».
  • аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» – «кхарик».
  • Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» – «фапка».
  • Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» – «мяц».

В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).

Основные виды нарушений свистящих:

  • Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
  • Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» – «тамолёт».
  • Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» – «щабака».
  • Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» – «зираф».
  • Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.

Причины появления шепелявости у взрослых

  • Неправильный прикус;
  • Малоподвижный язык;
  • Короткая уздечка языка;
  • Отсутствие зубов;
  • Травма артикуляционного аппарата;
  • Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
  • Наследственность.

При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.

Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:

  • Состояние слуха, в том числе фонематического;
  • Подвижность и состояние органов артикуляции;
  • Правильность, нормативность произносимых звуков.

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

19 лет: Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет: Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых

Сотрудничество

Контакты

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2023, Санкт-Петербург / СПб

Шепелявость – что это и как исправить

В этой статье мы поговорим о распространенном нарушении звукопроизношения – шепелявости. Разберемся, что же это такое – «шепелявость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием шепелявость подразумевается неправильное произношение шипящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ, научное название – сигматизм шипящих звуков.

Прежде чем говорить о видах шепелявости, необходимо остановиться на том, как же произносятся шипящие звуки в норме. Звуки «ш, ж» появляются к 4.5 – 5 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно. Поскольку они отличаются только звонкостью («ш» – глухой, а « ж» – звонкий), то нарушаются почти всегда парой. Звуки «ч, щ» нарушаются значительно реже, как правило они либо заменяются другими звуками (ч-ть, щ-сь), либо произносятся с чрезмерным округлением губ.

Для того чтобы произнести «ш, ж» необходимо язык сделать широким в форме чашечки и поднять наверх, при этом боковые края языка должны прижиматься к коренным зубам. Зубы сближены, а губы слегка округлены. Если же язык не очень хорошо поднимается, тонус мышц нарушен (язык вялый или чрезмерно напряженный) и удерживать его широким наверху и при этом еще дуть вверх тяжело, то появляется шепелявое произношение. Кроме того к шепелявости может привести неправильный прикус , особенно если между верхними и нижними зубами большое расстояние и зубы не смыкаются (передний открытый прикус или прогнатия) Кроме искаженного шепелявого произношения существуют :

  • Пропуски звука ш, ж – шапка – апка, жук -ук ;
  • Замены ш, ж на звуки с ,з – шапка-сапка, жук – зук.

Если ребенок до 5 лет шипящие звуки не произносит или заменяет на свистящие, то правильные ш, ж еще могут появиться в речи самостоятельно, при условии, что все остальные звуки правильно произносятся. Но если ребенок начал произносить шипящие неправильно, то это уже шепелявость и самостоятельно она, увы, не исчезнет.

Шепелявость при произнесении звуков ш, ж чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной – при этом виде шепелявости нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Если у родителей возникают подозрения, что ребенок шепелявит, то в 5 лет разумно прийти на консультацию к логопеду, который скажет, есть ли шепелявость, и, если проблема есть, поможет ее преодолеть.

Шепелявость у взрослых

У взрослых людей шепелявость встречается довольно часто, после картавости это второе по распространенности речевое нарушение, с которым обращаются к логопедам. Практика логопедии показывает, что шепелявость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид шепелявости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки .

Если шепелявость мешает вам говорить и чувствовать себя уверенно, ждем вас в нашем центре, где опытные логопеды помогут решить эту проблему.

Читайте так же: Нарушения произношения свистящих звуков «с, з»

Добавить комментарий