Как исправить щечный ротацизм

Под ротацизмом рассматривают такой речевой дефект, когда затруднено или вовсе не возможно произношение [р].

Звук может издаваться по-разному, только не правильно. Это и шипение, и свист и т.д.

Сегодня мы поговорим про данный дефект речи. Есть ещё один очень схожий дефект — параротацизм, который встречается при нарушении произношения [рь].

Параротацизм иногда выделяют как разновидность ротацизма, так как искажение касается этого же звука [р], только в мягкой его форме.

Например, вместо «вороны» можно слышать различные варианты слова «войона», «волона» или «вогона», но только не то, что надо.

Ротацизм в логопедии

Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука [р].

Раньше это явление называли картавостью.

При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.

Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.

Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме [р] заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.

Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.

Вообще звук [р] считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.

Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.

Фонетическая характеристика звука [Р]

[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.

Образуется в передней части языка, дрожащий.

Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.

Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:

  • раскрыть губы;
  • зубы в разомкнутом положении;
  • язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
  • воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.

В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.

Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.

При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.

В этом случае Р произносится кратко и одноударно.

Виды и формы ротацизма

В отечественной логопедии можно найти исследования различных авторов в плане классификации ротацизма.

Одни предлагают целых 30 видов дефектов произнесения [Р]. Другие останавливаются на нескольких формах.

Мы остановимся на восьми разновидностях, как наиболее часто встречающихся.

Увулярный ротацизм

В гортани каждого из нас есть небольшой отросток в виде язычка, который называется увулярным отростком.

Когда звук [Р] произносится с помощью данного отростка, то получается очень близкое по звучанию к нормальному Р.

Именно таким образом Р произносят немцы. Также чем-то напоминает французский Р. По-моему, очень красиво. Хотя в научных логопедических кругах считается нарушением.

Но это в отечественной логопедии, так как русскому Р такое произношение не пристало.

Велярный ротацизм

При велярном ротацизме мягкое небо хоть и вибрирует, но вместо Р получается только грубый рокот.

Как и увулярный, велярный ротацизм принято называть горловым. В народе, просто картавость.

Боковой ротацизм

Если вибрация происходит по краям языка, то получается РЛЬ. Это легко услышать и определить форму картавости.

Щечный ротацизм

Воздушная струя при произнесении Р может проходить между краешками язычка и щеками. Получается лёгкое колебание либо одной, либо обеих щёк.

В этом случае к голосу добавляется небольшой шум.

Одноударный ротацизм

В этом случае язык находится в правильном положении, однако вибрации не происходит.

Вместо Р получается английский D.

Двугубный ротацизм

При таком способе звукопроизношения присутствует вибрация губ, хотя язык не двигается.

Вместо Р слышится ПРР.

Носовой ротацизм

Воздушная струя может проходить через нос. Тогда слышится НГ, так как язык неподвижен.

Гортанный ротацизм

Гортанная форма звукопроизношения напоминает велярную. Однако звук получается несколько приглушённым. Это похоже больше на щелевой Г.

Для наглядности покажем формы ротацизма с их признаками и причинами возникновения в таблице.

Виды ротацизма Таблица

Форма Признаки Причины
Полное отсутствие звука Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизм Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет Короткая подъязычная связка
Увулярный ротацизм Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума Короткая подъязычная связка
Боковой ротацизм Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизм Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизм Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным Парезы, слабые мышцы речевого аппарата
Одноударный Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизм Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Причины ротацизма

Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая  ринолалия.

Часто ротацизму подвержены дети с ФФНР и ОНР.

Как факторы развития ротацизма рассматриваются:

  1. Аномалия языка. Это может быть короткая уздечка, препятствующая языку подниматься вверх.
  2. Аномалия зубочелюстной системы. Расщелины в нёбе и боковой прикус способствуют утечке воздуха сквозь щель. Так и твёрдое нёбо является осложнением для артикуляции Р.
  3. Слабые артикуляционные мышцы. Они препятствуют правильному произнесению звуков Р и Рь. Вибрации языка практически не происходит, поэтому струя выдыхаемого воздуха слишком слаба.
  4. Проблемы с фонематическим слухом. Ребёнок просто не сопоставляет правильный звук с тем, который произносит он сам. но это встречается редко. Чаще всего звук просто заменяется на тот, который ребёнку легче произнести.
  5. Дизартрия. Здесь имеет место быть увулярный и велярный ротацизм. Частыми случаями является боковое искажение, что приводит к паретичности щёк и языка.
  6. Двуязычие и подражание. Если в семье говорят ещё и на другом языке (увулярный — если на французском, или гортанный — если в семье слышна немецкая речь), то ребёнок просто подражает произношению, даже не замечая.

Диагностика

Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.

После этого проводят:

  1. Обследование органов артикуляции. Осматривают строение губ, ряда зубов, языка, мягкого и твёрдого нёба. Важно исследовать полость рта на наличие короткой уздечки, либо неправильного прикуса. Также следует выяснить, нет ли лицевой расщелины и т.п. Также необходимо определить, не прогрессирует ли какая-либо форма дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Специалист осматривает язык и губы, даёт несколько тестовых заданий на определение объёма, темпа, точности, переключаемости движений и способности удерживания артикуляционной позы.
  3. Анализ фонематического слуха. Специалист проверяет речевой слух, используя упражнения на дифференциацию изолированных звуков на уровне слов и слогов.
  4. Обследование звукопроизношения. Логопед с помощью специальных упражнений изучает, насколько правильно ребёнок произносит изолированные звуки в разных частях слова. Одновременно делается вывод о виде ротацизма. Это очень важно, чтобы назначить правильную коррекционную программу.

Методы коррекции ротацизма

Существуют различные логопедические средства для исправления нарушений речи при ротацизме.

Иногда справиться с этим недугом с помощью таких средств просто невозможно.

Поэтому приходится прибегать к медицинской помощи. Например, чтобы исправить дефект короткой уздечки, потребуется её подрезание.

Если есть неправильный прикус, то требуется на какое-то (иногда продолжительное) время носить брекеты.

Так же и некоторые медикаментозные средства помогают достичь нужного эффекта.

Но это уже назначение должен делать, например, невролог.

Основой же коррекционной работы при ротацизме является проведение специальных занятий с логопедом.

Как правило, работа ведётся в поэтапном режиме: подготовительный этап, постановка и автоматизация звуков, переход и укрепление речи.

Подготовительный этап

Сначала необходимо познакомить человека с правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’].

Хорошо помогает в этом случае наглядность — рисунки, схемы, презентации.

Очень хорошо зарекомендовали себя звуковые видеослайды, когда обучающийся не только слышит звук, но и видит, каким образом ставится язык, растягиваются губы.

Звуковые файлы можно включать многократно.

Раньше всё это делал логопед — произносил, показывал на себе.

Сейчас на помощь пришла техника. На компьютере всё можно чётко увидеть и услышать.

Многократное воспроизведение записи облегчает задачу специалиста.

На подготовительном же этапе показывают, каким должен быть выдох при произнесении звуков [Р] и [Р’].

Проведение артикуляционной гимнастики способствует:

  • выработке подъёма языка вверх;
  • активизировать кончик языка;
  • научиться вибрировать языком;
  • растягивать подъязычную связку.

Далее проводится работа с дыханием. Упражнения подбираются логопедом.

Он же делает логопедический массах, если возникает необходимость в этом.

Упражнения на артикуляцию и дыхание необходимо выполнять не только в кабинете логопеда, но и дома.

Выполнение этих упражнений в домашних условиях не менее двух раз в день подготовят к основным занятиям по постановке и автоматизации звуков [Р] и [Р’].

Следует отметить, что подготовительный этап является очень важным.

И пока навыки выдерживать артикуляционную позу и контролировать выдох не сформируются, переходить к следующему этапе не стоит.

Обучаемый должен иметь сильную направленную воздушную струю.

Упражнения подготовительного этапа

Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.

Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.

Упражнение «Лошадка»

Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем.

Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.

Упражнение «Кучер»

Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы.

Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».

Упражнение «Маляр»

Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.

Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.

Упражнение «Зубная щётка»

Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней.

Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.

Упражнение «Качели»

Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы.

Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.

Упражнение «Барабанщик»

Это упражнение поможет потренировать кончик языка.

Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д».

Темп увеличивается медленно и постепенно.

Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.

Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма.

По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.

Постановочный этап

Разные формы ротацизма требуют разного подхода к коррекционным мероприятиям.

Но как показывает практика, эффективнее всего работают дифференцированные методы постановки звука.

Достичь произношения, которое бы соответствовало норме русского языка, возможно:

  • подражательным способом – например, подражать рычанию собаки или льва, воронье карканье или звуки двигателя авто;
  • исходить из опорных звуков Д и Ж;
  • многократное «тд», «дж»;
  • артикуляционные упражнения;
  • механическая помощь коррекции вибрации кончика языка с использованием постановочного зонда или его заменителя.

В редких случаях постановка звука осуществляется в два этапа (например, при щёчном ротацизме).

На начальном этапе работают над проторном звучании, а затем уже отрабатывается вибрация.

Отработка мягкого Р идёт вслед за поставленным твёрдым с последующим выходом на йотированный или И.

Есть универсальный метод, который используется логопедами для устранения ротацизма.

Включает в себя несколько шагов:

  1. Постановка фрикативного Р от Ж. Ребёнка учат произносить звук без вытягивания губ, язык поднимается к альвеолам.
    В этом положение требуется порычать. Звук глухой, воздушная струя сильная.
    При таком звучании вводят звук в открытые слоги.
  2. Начинается постановка полноценной вибрации с использованием зонда-шарика. Зонт проводится по нижней части языка взад-вперёд во время проговаривания фрикативной фонемы. Движения должны быть быстрыми. Струя воздуха сильная с напором. В домашних условиях можно вместо зонда использовать чайную ложку. Этот метод наиболее эффективный в работе с сонорными.

Другой способ называют смешанным. Он используется только в редких случаях, когда зонд-шарик не помог постановке правильного звука.

При смешанном способе:

  1. Постановка начинается от слога ЗА – ребёнок много раз проговаривает слог, язык при этом плавно продвигается вверх к альвеолам. В итоге должен получиться фрикативный Р.
  2. Когда получится Р в сочетании с А, начинается массаж удлинённым зондом и поднятие кончика языка к нёбу. Зонд двигается слева-направо и постепенно Р становится не протяжным, чистым.
  3. Возможно отталкиваться от других гласных. Например, от йотированных: У, О, Э, Ы.
  4. Чтобы получить Рь, отталкиваются от ЗИ. Схема, как в упражнении чуть выше.

Автоматизация

Автоматизация правильного произношения звука Р-РЬ осуществляется в игровой форме, начиная от очень простых, лёгких упражнений с постепенным усложнением.

Речевой материал подбирается в следующей последовательности:

  • слоги, ряды слогов (прямые, обратные);
  • слова с нахождением данного звука в разных частях слова;
  • словосочетания;
  • предложения;
  • чистоговорки.

Далее берутся стихи и рассказы с большим количеством Р/РЬ.

Продолжительность коррекционных занятий при ротацизме составляет от полутора до трёх месяцев.

В редких случаях может и больше. Индивидуальные особенности, причины дефекта, регулярность выполнения упражнений, а также и мастерство логопеда – всё это сказывается на длительности исправления звукопроизношения.

Труднее всего прийти к правильному произношению Р/РЬ при дизартрии. При таком диагнозе логопедическая помощь может потребоваться в течение месяцев и даже лет.

Коррекционная работа с детьми, как правило, ведётся в игровой форме. Используются небольшие и интересные стишки, наглядный материал.

Сначала логопед добивается хорошей вибрации, твёрдого варианта Р, лишь затем переходит к автоматизации мягкого.

В слогах

Никакого творчества при работе со слогами не придумаешь. Это обычное повторение. Многократное.

Но разнообразить задания возможно.

Сначала это будут слоги, начинающиеся со звука Р. Затем группа слогов с позицией Р в середине слога. И завершающий этап – Р в конце слога.

Простое повторение быстро надоедает.

Поэтому можно придумывать небольшие рифмочки.

Ра-ра-ра – на дворе жара.
Ро-ро-ро – посреди двора ведро.
Ру-ру-ру – несу ведро по двору.

Тра-тра-тра – выхожу во двор с утра.
Три-три-три – как красиво, посмотри.

Арь-арь-арь – ты возьми с собой фонарь.

Дре-дре-дре – караси живут в ведре.

В словах

  1. Слова на первых порах лучше брать односложные, аналогично трёхбуквенным слогам: мир, дар, шар, тир, кар, бор, вор…
  2. Далее используем слова, состоящие из двух слогов, в одном из которых есть Р: комар, маляр, пожар …
  3. Далее переходим к чтению слов с Р в середине слова: ведро, квадрат, шаровары, горох, пирог, ура, гора…

В словосочетаниях

Словосочетания должны быть весёлыми, чтобы ребёнку было интересно с ними работать.

Из них тоже можно составлять рифмовочки.

Озорной воробей,
Комара ты не бей.

Пора печь пирог,
Не забудь про творог.

Закрепляем правильную артикуляция в игровой форме:

  1. На картинке изображены животные, среди них… – огромная Рысь (заканчивает ребёнок).
  2. На грядке выросла большая-пребольшая… — румяная Репа.
  3. Отложи в сторону картинки с предметами, в названиях которых есть звук Р и придумай словосочетания, чтобы в каждом слове была Р (красная ручка, красивый букварь, огромный фонарь …).

В предложениях

В работе с предложениями подходят все типы высказывания: стишки, описания картинок, скороговорки и пословицы, придумывание историй по сюжету.

Расскажи по картинке историю. Используй как можно больше слов со звуком Р.

Предложения нужно усложнять, т.е. они должны быть с каждым разом всё длиннее и длиннее.

Прилетел комар.
Созрели орехи.
В речке раки.
В огороде репка, редиска, огурцы.
Крепкая репка потрескалась на грядке.

Или вот такие стишки:

Репка крепкая была,
Очень вкусной слыла.
Репку быстро мы катили,
А потом в ведре сварили.

Такие нелепые на первый взгляд стишки очень полезно заучивать. И всегда помнить, что наша задача – не передать логику и смысл содержимого, а отрабатывать звук Р.

Если будем часто употреблять этот звук в словах, то автоматизация Р будет эффективной.

Дифференциация

Дифференциацией называется процесс чёткого определения и различения разных звуков.

Если ребёнок легко и без ошибок произносит все звуки правильно, то с дифференциацией у него всё в порядке.

Для работы над дифференциацией используют фразы в свободной форме. Задаётся конкретная тема или же набор слов.

Можно задавать вопросы для наводки:

Кто живёт на дереве и похож на кошку? (рысь)
У кого штаны в краске? (у маляра)
Что в руках у шофёра? (руль)

Нужно просить, чтобы ребёнок давал полный ответ, не однословный.

Устранить дефекты речи можно только тогда, когда будут использоваться различные методы в комплексе.

Коррекция ротацизма и параротацизма будет успешной, если занятия проводить на регулярной основе.

Одновременно следует работать над развитием у ребёнка фонематического слуха, внимания, памяти и общего кругозора.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Согласно утверждениям логопедов, произношение звука [р] является самым сложным для речевого аппарата ребенка. Причем трудности вызывает как твердый, так и мягкий звук. Без помощи специалистов ребенок не может самостоятельно корректировать звукопроизношение, поэтому проблема неправильного выговаривания звука [р] остается на всю жизнь.

Что такое ротацизм?

Логопедическое определением «ротацизм» – это не что иное, как картавость или неправильное произношение звука [р]. В данном случае неправильное, значит, несоответствующее фонетическим правилам русского языка. В русской речи звук [р] характеризуется полноценным, раскатистым произношением, которое формируется при вибрации языка. Искажение проявляется двугубным, щечным или более горловым произношением.

Появление звуков в речи ребенка проходит постепенно. Звук [р] формируется примерно к 4-5 годам. Статистика говорит о том, у детей дошкольного возраста ротацизм диагностируется в 26% случаев обращения к логопеду. У больных со стертой формой дизартрии в 43-54% регистрируется сопутствующая картавость.

Причины картавости

Все факторы, влияющие на появление картавости, разделяют на несколько групп:

  • механические — укороченная языковая уздечка, аномальный прикус, механические повреждения челюстно-лицевого отдела, недостаточный тонус язычной мускулатуры;
  • функциональные — искажение взрослыми звуков при общении с ребенком, пребывание в иноязычной среде, двуязычное воспитание в семье, проблемы со слухом, неправильная артикуляция, педагогическая запущенность;
  • наследственные — особенности строения нижней челюсти, редкое расположение зубов в ряду.

Симптомы разных типов ротацизма

В специализированной литературе описано не менее 30 различных вариантов нарушений произношения звука [р]. Характер звуковых расстройств напрямую связан с типом патологии:

  1. При увулярном ротацизме [р] отличается грассирующим звучанием. Во время речи наблюдается дрожание маленького небного язычка.
  2. Велярная картавость характеризуется грубым рокотом. Звук [р] приобретает более горловое произношение. Наблюдается вибрация всего края мягкого нёба.
  3. Гортанная форма — похожа на велярную, но отличается более приглушенным звучанием.
  4. Боковой тип формируется при дрожании боковых сторон языка. При произношении звука слышится что-то похожее на [рль].
  5. При щечном ротацизме во время речи воздух проходит в пространстве между щеками и боковыми поверхностями языка. Щечное дрожание провоцирует присоединение к голосу шума.
  6. Одноударный или проторный ротацизм характеризуется произношением звука, похожего на английский звук [d]. Во время речи язык ребенка находится в правильной позиции, но отсутствует необходимая вибрация.
  7. Ротацизм двугубного типа выражается вибрацией губ при неподвижном языке. Из-за произношения звука, похожего на [прр], его называют кучерским.
  8. Носовая форма характеризуется произношением звука, похожего на [нг]. Во время разговора наблюдается выход воздуха через нос, без включения кончика языка в механизм артикуляции.

Диагностика

Поставить диагноз «Ротацизм» и установить его форму может только опытный логопед. Обязательно проведение комплексной оценки речевого статуса. Во время консультации выясняются особенности анамнеза, тип языкового статуса в семье (двуязычное, моноязычное общение).

При осмотре логопед оценивает состояние и анатомические особенности полости рта.

Врач осматривает мягкое и твердое нёбо, язык, губы, зубы, смыкание зубных рядов. Обязателен анализ тонуса мускулатуры, который развивается в результате парезов мимических или язычных мышц, неравномерного напряжения.

Логопед просит ребенка произносить определенные слова и изучает степень артикуляционной подвижности. Во время речи оценивается темп, точность произношения, умение переключать и фиксировать артикуляционные позиции. Устанавливается объем словарного запаса, способность к чтению, письму.

В комплекс диагностических мероприятий входит изучение фонематического слуха. Это позволяет выявить факт сенсорной или моторной несостоятельности, установить вторичные слуховые расстройства.

При необходимости назначаются дополнительные обследования:

  • стоматологическое с телерентгенографией, в ряде случаев требуются диагностические слепки зубных рядов;
  • неврологическая консультация;
  • МРТ головного мозга;
  • электронейромиография.

Лечение картавости

Родителям следует знать, что процесс коррекции картавости довольно сложный и долгий, поэтому необходимо набраться терпения и подготовить ребенка. Если вы заметили, что ребенок неправильно произносит звуки, немедленно обращайтесь к логопеду. Ротацизм быстрее и легче поддается коррекции в младшем возрасте (4-5 лет). Чем старше ребенок, тем труднее исправить дефект речи.

В Центре восстановительной медицины в Набережных Челнах опытные логопеды и неврологи успешно осуществляют коррекцию любого типа картавости. О специалистах, практикующих в Центре, читайте здесь cvmmed.ru.

Главный метод исправления нарушений звукопроизношения — логопедические занятия. На основании данных комплексной диагностики составляется индивидуальная программа, в которую входят инновационные методики:

  • логопедическое тейпирование — необходимо для восстановления нормального тонуса язычной и мимической мускулатуры, которая участвует в артикуляции речи, стимуляции физиологически оптимальной вибрации нёба, языка, щек, подробно о методе можно узнать по ссылке логопедическое тейпирование;
  • логомассаж — необходим для воздействия на щеки, губы, нёбо и язык с целью стимуляции кровообращения, тонуса мышечных волокон, восстановления речевой моторики. В курс входит несколько видов мануального воздействия, о которых читайте здесь логомассаж ;
  • логопедическая коррекция — состоит из специальных дыхательных и речевых упражнений, которые направлены на проработку опорных звуков, постановку звукосочетаний. Некоторые артикуляционные упражнения проходят с механическим пособием, применением постановочного зонда или зондозаменителя. Подробная информация о методе здесь логопедическая коррекция.

Специалисты клиники являются хорошими психологами, которые находят подход к каждому ребенку, создают на занятиях благоприятную, доверительную атмосферу. Это очень важно для детей с особенностями психоэмоционального, неврологического развития. Полноценная самокоррекция речевых расстройств невозможна. Логопеды Центра обучают специальным навыкам артикуляционной гимнастики, которые в дальнейшем могут применяться дома.

Цены на услуги Центра восстановительной медицины в Набережных Челнах можно узнать в открытом прайсе прайс. Не медлите, звоните по телефонам +7 (8552) 91-05-85, +7 (953) 482-66-62 и записывайтесь на консультацию к лучшим логопедам!

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Борисова А.Е.

1

Моругина В.В.

1


1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнером о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь часто затрудняет взаимоотношения с окружающими и накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. К сожалению, количество детей с нарушениями звукопроизношения в современном мире увеличивается. Для коррекции звукопроизношения у детей требуется грамотно подобранный материал, который должен быть систематизирован. В основе работы лежит подбор и систематизация практического материала по коррекции ротацизма у детей дошкольного возраста. Данная статья отражает основные этапы логопедического воздействия по коррекции ротацизма у детей дошкольного возраста: артикуляционная гимнастика (цель – выработка активности языка и правильности его положения), постановка (цель – выработка правильности вибрации, звучания или чистоты) и автоматизация звука.

ротацизм

речевое нарушение

коррекция

1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / под ред. Т.Б. Филичевой. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.

4. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.

5. Беркун А., Ухабова С. Куклы в работе учителя – логопеда / А. Беркун, С. Ухабова// Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 82–88.

6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Под ред. Н.С. Жуковой. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

Овладение чистой речь, является важным пунктом для формирования полноценной личности человека. Если это происходит своевременно, то человеку будет проще социализироваться в обществе, выражать свои мысли, находить общий язык с людьми. Но, когда возникают трудности в формировании правильной речи, то происходят сложности во взаимоотношениях с окружающими, это может не благотворно влиять на психологическое, эмоциональное состояние человека. Для ребенка недостаток речи может привести к неуспеваемости, неуверенности в себе и своих силах. Неправильное произношение звуков будет беспокоить больше, в особенности подростков, что может привести к трудностям, касающихся выбора профессии, круга общения и личной жизни.

К сожалению, тенденция нарушения звукопроизношения у детей в современном мире растет. Причины данного нарушения разнообразны, зачастую они являются результатом, того что родители не подходят внимательно и серьезно к тому, что их дети неправильно произносят звуки. Свидетельством этим упущениям, является наличие дефекта, как у маленьких, так и взрослых детей. Особенно частым дефектом, который замечают окружающие, является неправильное произношение звука «Р» [1; 2].

Для коррекции звукопроизношения у детей требуется грамотно подобранный материал, который будет систематизирован и применен на практике. Так же важно соблюдать этапы коррекции, чтобы они шли друг за другом и не пропускались.

Чтобы начинать коррекцию, необходимо понять какой вид ротацизма у ребенка:

– ребенок совсем не использует эти звуки, то есть отсутствие его, например: корова – коова, рука – ука;

– происходит замена данных звуков, например: [р –р’] (корова – корёва, рука – рюка) ,[р – л] (рука – лука, рыба – лыба), [р – д] (рука – дука, рама – дама), [р -в] (рука – вука, паровоз – павовоз), [р – ы] (рука – ыука, рыба – ыыба); [р – й] (рука – йюка, рыба – йиба); [р – г] (рука – гука, паровоз – паговоз), [р –л’] (рука – люка);

– одноударное произношение, т.е. у ребенка правильная артикуляция, но сама вибрация образуется только один раз или отсутствует совсем. Данное произношение похоже на звук [д], также ребенку трудно сделать непрерывное рычание;

– боковое произношение. Процесс происходит таким образом, что вибрация образуется боковой частью языка. Чаще это происходит, если у ребенка имеются анатомические проблемы в ротовой полости. Может сочетать звуки, такие как [р] и [л’] – [рл’];

– щёчное произношение – образование звука происходит с помощью боковой части языка и щек, т.е. струя воздуха, которую выдыхает ребенок, проходит между щекой и краем языка, тем самым создавая вибрацию щек;

– межзубное произношение, когда ребенок произносит слово, то язык помещает в межзубное пространство;

– лабиодентальные произношение, образование звука происходит между нижней губой и верхними зубами, также наоборот;

– гортанное произношение. Может быть вызвано расщеплением неба, и звукообразование происходит, когда сомкнуты голосовые связки [3];

– назальное произношение, процесс вибрации происходит за счет задней части неба и глотки. Может быть вызвано тем, что у ребенка укороченное мягкое небо;

– глоточное произношение, звук получатся хриплый, по причине того, что воздушная струя проходит через корень языка и задней стенки глотки;

– гнусавое произношение, при данном произношении звук получается хриплый, так как воздушная струя проходит через нос;

– велярное произношение, при данном дефекте корень языка находится близко к небу и когда струя воздуха проходит, то получается вибрация неба, и тем самым звукообразование получается неправильным.

После определения вида, нужно переходить к поэтапной коррекции. С этой целью был составлен и апробирован комплекс коррекционных мероприятий, направленный на коррекцию звуков [р] и [р’].

Данный комплекс включает в себя три этапа: 1) подготовительный; 2) постановка звука; 3) закрепление звука.

На первом этапе проводится артикуляционная гимнастика, с целью, чтобы язык стал более активный и выработать его нужное положение и движение. При выборе упражнений для гимнастики, принималось во внимание, какие органы участвуют в образовании звуков [р] и [р’]. Цель данных упражнения, заключается в том, чтобы выработать правильное движение и положение органов артикуляционного аппарата, также научить ребенка выполнять простые движение и переходить на более сложные, для того чтобы выработать правильное произношение звуков [р] и [р’]. Проводя артикуляционную гимнастику, соблюдались определенные условия: во-первых, использовать игровые приемы и, заранее проговаривать, что сейчас будем делать; во-вторых, логопед демонстрирует, как правильно выполнять упражнение; в-третьих, на определенной стадии ребенок сам, выполняет упражнения, а логопед контролирует выполнение.

Выполняя упражнения, обращалось внимание на его качество, также для каждого ребенка подбирался индивидуальный комплекс. Например, для первого ребенка, у которого выявили межзубное произношение звука [р], были предложены такие упражнения как: «Грибок», «Гармошка», «Чашечка», «Индюк», «Автомат», «Маляр», «Качели». Эти задания помогают выработать подъем языка, растянуть подъязычную уздечку, уметь держать язык в поднятом состоянии, развивать вибрацию языка, особенно кончик. Данные упражнения давались ребенку сложно, «Грибок» удерживал на счет до четырех, «Гармошка», «Качели», «Маляр» выполнял плавно, мог менять темп от медленного к быстрому, также «Чашечка» была трудна в исполнении, не мог долго удерживать, боковые части языка.

У следующего ребенка, было выявлено, что при произношении происходит замена звука и ему были предложены, такие упражнения как: «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабанщик», «Чашечка». Данные упражнения, помогают научить ребенка поднимать язык, также растянуть подъязычную уздечку, умение удерживать язык. Ребенку эти упражнения были известны, поэтому он справился со всеми, только в упражнении «Качели» была сильно подвижна нижняя челюсть.

Данные упражнения были выбраны, для того чтобы выработать чистоту, точность, плавность, темп, силу при переходе от одного упражнения к другому. Под точностью движения речевых органов, подразумевается правильное выполнения конечного результата, обращая внимание на местоположение и форму органа. Плавность движения заключается в том, что происходит без толчков и без дрожания органов, также движение должно происходить без дополнительных движений других органов. Контроль за скорость движения, контролировался при помощи отстукивания рукой, постепенно ускоряя его, в дальнейшем темп становится произвольным. Конечность устойчивого результата является, то, что выработанное положение задерживается надолго и без изменений, переход с одного движения на другое должно происходить плавно и в быстром темпе.

Гимнастика проводилась по принципу от простого упражнения к сложному, также были паузы между упражнениями, для того чтобы оно выполнялась правильно и запомнилась лучше для ребенка. Вначале упражнения проводились перед зеркалом, затем зеркало убиралось и, в дальнейшем ребенок сам выполнял задания, опираясь на собственные ощущения. Также при выполнении артикуляционной гимнастики использовался принцип наглядности, то есть использовались карточки, на которых был образ называемого упражнения. Проводя гимнастику, соблюдался принцип системности, то есть упражнения проводились путем повторов, но под контролем, чтобы артикуляционный аппарат не утомлялся. Также соблюдался принцип индивидуальности, контролировалась дозировка упражнений и они были индивидуальны для каждого ребенка. Например, для ребенка, у которого было выявлено межзубное произношение, упражнения были направлены на поднятия языка и растягивания подъязычной связки, для другого ребенка задания были направлены на выработку вибрации кончика языка.

Следующий этап, это постановка звука, он является важным, так как на нем мы получаем правильное вибрирование, звучание или даже сразу чистый звук, а далее уже происходит закрепление полученного результата. Для этого этапа используются различные способы. Например: приемы, разработанные А.И. Богомоловой [4]. Постановка происходила с помощью упражнения «Моторчик» используя механическую помощь. Когда ребенок произносил звук [д] упирая кончик языка к верхнему небу, в этот момент под кончик языка подводиться указательный палец, и совершаются колебательные движения из стороны в сторону, получается рокочущий звук. Также можно использовать зонд, на конце которого шарик, если самостоятельно у ребенка не получается, при этом даются указания, чтобы через некоторое время ребенок мог сам выполнять задание, итогом этого становится то, что через несколько дней рука привыкает, и не соскальзывает палец. Язык раскачивался одновременно с пальцем, и создается звук похожий на «дл». Можно сказать ребенку, что язык это молоток и им он забивает гвоздик, молоток должен быть стойкий и бить в указанное место. Добившись вибрации кончика с механической помощью, удлиняя процесс, ребенок продолжал с механической помощью, а потом продолжал без нее и спустя время помощь уже не требуется.

Третий этап – это автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, словах, чистоговорках и фразовой речи. При автоматизации звуков [р] и [р’] в слогах, словах, фразах и речи используются материалы, различные альбомы, карточки. Коррекция начинается с прямых слогов, потом проговаривание обратных слов, и сложные упражнения где находится два звука [р] в слове. Чтобы дети не теряли интерес, упражнения проходят в игровой форме.

Поскольку в процессе автоматизации стояла также задача по формированию словаря, то для достижения использовались различные игровые упражнения, такие как: «Цепочка», «Закончи слово», «Придумай рифму», «Скажи наоборот». Так проделывалась работа по формированию грамматического строя речи, использовались игровые упражнения, такие как: «Составь предложения по картинке», «Пересчитай предметы». Для формирования связной речи применяли упражнения и игры, в которых нужно было инсценировать диалог по лицам.

Благодаря этим материалам, был активизирован словарь детей, произвольный и по отдельным лексическим темам. Задания, направленные на словообразование с заданным звуком, в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, также развивали умение составлять рассказ, чтобы он был связный и последовательный. Для этого использовалась такие упражнения, такие как «Что выросло на грядке?», «Расскажи что видишь во дворе» [5; 6; 7]. Таким образом, в процессе коррекции ротацизма у детей дошкольного возраста, использовалась артикуляционная гимнастика, которая способствовала выработки нужного положения и движения языка. Далее, использовались способы для постановки звуков (автор – А.И. Богомолова), чтобы добиться вибрации. На заключительном этапе была осуществлена автоматизация звука в слогах, словах, чистоговорках и фразовой речи, для этого использовали игровые упражнения, которые способствовали формированию словаря, грамматического строя речи, и связной речи. Данные этапы способствовали получения вибрации и правильного звукопроизношения.

Подводя итог, можно констатировать следующее: соблюдая все необходимые этапы и подобрав актуальные материалы, можно способствовать коррегированию такой проблемы как ротацизм. Звук автоматизируется и входит в самостоятельную речь ребенка.


Библиографическая ссылка

Борисова А.Е., Моругина В.В. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ РОТАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1.
– С. 57-60;

URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1918 (дата обращения: 23.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Коррекция ротацизма и других речевых нарушений в центре “Е-clinic“. 

Что такое ротацизм?

Ротацизм выражается в нарушении произношения звука [р]. Человек с ротацизмом неправильно выполняет артикуляцию звука [р], из-за чего он произносится с шипениями, свистами или заменяется другим звуком. Для определения замены [р] или [рь] используется термин параротацизм. 

Ротацизм – распространенный дефект речи, который наблюдается у большинства детей дошкольного возраста. Без коррекции ротацизм не устраняется и остается во взрослом возрасте. Скорректировать нарушение возможно и у детей, и у взрослых. Как правило, для этого требуются индивидуальные коррекционные занятия с логопедом-дефектологом, которые включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, различные речевые упражнения, логопедический массаж и другие техники.

Какие есть формы ротацизма?

Выявляют несколько форм ротацизма и парароцизма::

  •  Пропуск звука (ястреб – ястеб).

  •  Ротацизм велярный (лат. velum — мягкое нёбо) или всем известная картавость. Возникает из-за положения корня языка, когда при произнесении звука он сближается с нижним краем мягкого нёба и струя воздуха, проходя через щель между языком и мягким нёбом, вызывает вибрацию нёба, из-за чего возникает шум в произношении и дефектные звуки [р] и [рь].

  •  Ротацизм увулярный или горловый. Искажение произношения возникает из-за вибрации нёбного язычка. 

  •  Ротацизм боковой. Вибрирует бок языка. Чаще всего это происходит из-за анатомических особенностей.

  •  Ротацизм билабиальный. Возникает за счет колебания губ при выпускании струи воздуха. 

  •  Ротацизм глоточный или фарингальный. Происходит хриплое произношение [р] за счет прохождения струи воздуха через корень языка и заднюю стенку глотки.

Также существует несколько других форм: ротацизм одноударный, ротацизм щёчный, замена твердого [р] мягким [рь] и др.

Почему возникает ротацизм?

Возникновение этого речевого дефекта происходит из-за ряда особенностей. 

Основными причинами возникновения ротацизма являются:

  •  Короткая уздечка языка.

  •  Узкий и высокий свод неба.

  •  Слишком суженный язык.

  •  Пониженный тонус мышцы языка.

  •  Нарушение фонематического слуха.

Работа по постановке звука [р]

Коррекцией ротацизма и других речевых нарушений занимается детский логопед и логопед для взрослых.

Горловой ротацизм – один самых распространенных видов ротацизма у детей и взрослых. Скорректировать дефектное произношение звука [р] возможно с помощью коррекционных занятий с логопедом. Устранение горлового звука проводится в несколько этапов. На первом, подготовительном этапе проводится логопедическая гимнастика, выполняются речевые упражнения. Это делается для увеличения пластичности и моторики языка. После идет постановочный этап, где вызываются проторный звук [р], а затем механически провоцируется вибрация кончика языка. Завершающим этапом проводится закрепление и автоматизация произношения звука.

Логопед в Минске в центре “Е-clinic”

Коррекцию речевых нарушений проводят детские и взрослые логопеды центра “Е-clinic”. Преимущества консультаций и занятий в “Е-clinic”:

  •  квалифицированные логопеды с опытом работы от 3-х лет;

  •  удобная система записи: онлайн, через чат-бот, по телефону;

  •  отсутствие очередей и максимальный комфорт.

Коррекция произношения звука «Р»

Дефекты речи звука «Р»

Существует две разновидности дефекта фонем р и р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм(замена).

Разновидности ротацизма.

Фонема рможет быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного. Часто фонема рвыступает в виде горлового дрожащего звука.

Первый тип подобной артикуляции — это велярного р(velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание.

Второй тип — увулярное р(uvula— язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского vили русского в.

Вместо р порой встречается носовой звукG,как английское или немецкое ng,например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Нередко встречается боковоер, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л. Получается звук, напоминающий сочетание рл.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) d.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном ротмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’, а р остается нормальным.

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык.

Коррекция горлового произношения звука р 

производитсяв несколько этапов.

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

1.Первая попытка исправить ротацизм на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.

2.Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп.

3.Упражнение «Присоска» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

4.Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

5.Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

Следующий этап – это этап постановки звука р.

1 способ постановки звука [Р]: Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» – таким образом, он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.

2 способ постановки звука [Р]: Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».

3 способ постановки звука [Р]:Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

4 способ постановки звука [Р]: Постановка  [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

5 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то среднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

 6 способ постановки звука [Р]:   Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

7 способ постановки звука [Р]:   Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться.

8 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

 9 способ постановки звука [Р]:  При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.   Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

10 способ постановки звука [Р]:    1.В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

2.Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд…), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд…), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии… Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается гласными а или ы.

  3.Полезным для выработки вибрации является произнесение двместо фонемы рв словах с сочетаниями трили дрв начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуги т. п.)

4.Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных тили д сфрикативным р (др._____, др_______; дддр_____,дддр___; тр_____, тр_____; тттр______,тттр_____ ).

11 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

а) Упражнение «Веселый дождик».

 Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

б) Упражнение «Песня Крокодила Гены».

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

12 способ постановки звука [Р]:     Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!.

13 способ постановки звука [Р]:  Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

14 способ постановки звука [Р]:   Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

15 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Если ребенок правильно произносит верхние ши ж,то получить фрикативное рнетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему жпри несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов.Добившись цели, следует закреплять фрикативное рна материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.

Следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

 16  способ постановки звука [Р]:   Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

17 способ постановки звука [Р]Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка.В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полу лежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

18способ постановки звука [Р]:  При горловом р используется следующий способ, в случае если у ребенка есть звук ж. Учимся говорить сочетание дж.Далее упражнение «пулемет» (произносим ддддддддддд……), придерживаем вверху язык за края с двух сторон пальцами. Затем, когда кончик языка окрепнет и привыкнет к правильному положению используем способ «моторчик».

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА  РЬ


Мягкий звук Р’ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка находится несколько ниже,чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

   Постановка р-мягкого:

1.От слога ззи-зи-зи перейти на выдохе к ри; зе-зе-зе – к ре,зё-зё-зё–рё; ззя-зя-зя–ря; зю-зю-зю–рю. Говорить, сильно выдыхая воздух.Проверить перед зеркалом положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов.Если вместо  [р’]   получается твердый звук [р], то сделать шире улыбку, перемещая язык вперёд,к верхним резцам.

2. После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. При необходимости можно потренироваться от верхнегозь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

3.Заводим моторчики от звука де-де-де……

4.Попеременно произносим звуки «Р»  «И» ускоряя темп. Можно применить упражнение «Гонки» – 5 машин должны приехать к финишу таким образом:

1 машина ррррррр-ри-ри-ри-ри-ри….

2 машина рррррр-ря-ря-ря-ря-ря……

3 машина рррррр-ре-ре-ре-ре-ре……

4 машина рррррр-рю-рю-рю-рю……

5 машина ррррррр-рё-рё-рё-рё…..

5.Предложить ребёнку потрещать подольше р-р-р-р, продвигая кончик языка поближе к верхним зубам и напрягая уголки губ.

   Проговаривание  слогов и слов: ри-ря-ре-рё-рю. Ринг, риск, рисунок, ритм, рифма, ребус, редька, рейд, реки, репа, рябчик, рябь, ряса, рябина, ряд, рёва, рюкзак, рюмка,рюш.

Разновидности параротацизма (замена рсогласными р’ л, л’, й, г, д, в). Некоторые из них, в частности замена рна р’, на л или л’часто находят свое отражение в письме.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы рпосредством л и л’ илиполумягкого l, которая обычно носит временный характер.

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’. Возможна и обратная замена.

1.Если фонема рзаменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

2.При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и..

3.Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ши ж,то получить фрикативное рнетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему жпри несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов.Добившись цели, следует закреплять фрикативное рна материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.

4.Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд…), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд…), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии… Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается гласными а или ы.

5.Полезным для выработки вибрации является произнесение двместо фонемы рв словах с сочетаниями трили дрв начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуги т. п.

6.Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных тили д сфрикативным р (др._____, др_______; дддр_____,дддр___; тр_____, тр_____; тттр______,тттр_____ ).

Выработка Рпроторного (без вибрации кончика языка).

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р и Р’

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким.

1.Упражнение «Блинчик».

«Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке»

2. Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок».

3.Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

4.Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его вглубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

5.Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлогра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.

Выработка раскатистого звука Р(с вибрацией кончика языка)

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

Подготовительный этап.

1.Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука.

1.Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

2.Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него.

3.Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора – двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др – др).

4.В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 – 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длине.

Носовое произношение звука P и его коррекция

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут вглубь рта.

Подготовительный этап.

1.Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же.

2.Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос.

3.Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука.Кончик языка принимает форму «ложечки» и вибрирует у альвеол.Боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (приложив руку к гортани, можно почувствовать вибрацию), выдыхаемая струя воздуха всегда сильная.

Боковое произношение звука P и его коррекция.

При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков р и ль.

Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным искажением.

Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль. Посмотрев на артикуляцию ребенка, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.

Подготовительный этап

Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

Постановка звука.

Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят рпроторный. Нужно, чтобы ребенок пользовался рпроторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка.

Носовое произношение звука P и его коррекция.

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут вглубь рта.

Подготовительный этап.

Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же.

Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе).

Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят за струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец.

Замена звуков Р, Рь другими звуками и коррекционная работа.

Часто дети заменяют звук р другими звуками, более простыми по артикуляции. Вместорак будет слышаться л – «лак», й – «йак», ы – «ыак», гх – «гхак», в – «вак».

Подготовительныйэтап
Работа ведется одновременно по нескольким направлениям: различение на слух звука
р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции (Сделайте карточки с буквой р и буквой его заменяющей, если ребенок знает буквы. В противном случае сделайте карточки символы – наклейте картинки со словами, начинающимися на эти звуки, лучше из одного слога, чтобы данные звуки слышались четко. Называйте слова, а ребенок пусть поднимает карточку с тем звуком, который он услышал. Далее, попросите его назвать слова с тем или иным звуком. Попросите его выбрать из набора картинок слова сначала с одним звуком, затем с другим. Сравните перед зеркалом положение органов речи при произнесении одного звука, затем другого, что в них общего, чем они отличаются); овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражая образцу.

Постановка звука и автоматизация.

При замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка; при замене звука р звуком в не следует вызывать рпроторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при рпроторномобразуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Дифференциация
звука
р и его заменителя. Необходимо провести дифференциацию, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на другой звук, букву.

Освободить звук Р «из-под узды»

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет – и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь – современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько… гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» – пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

http://i41.woman.ru/i/blank.gif?01

http://i41.woman.ru/i/blank.gif?01

Добавить комментарий