CMR накладная (она же Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов) является одним из документов, которые используются при международных грузовых автоперевозках. Это, своего рода, международный договор между отправителем, получателем груза и перевозчиком, который определяет степень ответственности каждой из сторон в процессе доставки от загрузки до выгрузки.
CMR накладная представляет собой бланк установленной формы, в который вносятся данные в соответствии с инструкцией (отправитель, получатель, данные по грузу, таможня назначения, места загрузки и выгрузки и т.д.). Очень важно, чтобы вся информация, которую указывают в документе, была правильной, т.к. накладная является основанием для списания товара у грузоотправителя, оприходованием для получателя и основой для расчетов для перевозчика.
Накладная является документом строгой отчетности, каждая из сторон договора получает свой оригинал CMR.
Обычно все данные в накладную вносит грузоотправитель, именно он несет ответственность за достоверность указанной информации даже в том случае, если поручает заполнить CMR перевозчику либо экспедиции. В обязанности водителя входит проверка соответствия указанных данных в накладной и фактически загруженного товара. При расхождении весов, количества водитель, не покидая места загрузки, должен сообщить о данном факте отправителю для корректировки информации в накладной
Неточности могут быть как технические (неверно указан какой-то символ), так и намеренные, когда отправитель меняет пункт выгрузки товара в пределах страны назначения или меняет грузополучателя после выпуска груза из зоны таможенного контроля.
Несмотря на то, что CMR накладная является документом строгой отчетности, нормативные документы позволяют вносить изменения, оформленные должным образом. Неверная информация должна быть аккуратно зачеркнута, позволяя увидеть прежние записи, проставлена дата и подпись лица, вносящего изменения, подтвержденные штампом или печатью. Категорически запрещается производить такие действия, как затирание, подчистку, замазку, заклейку первоначальных данных.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Внесение изменений в cmr
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в cmr (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 N 06АП-3739/2020 по делу N А73-5315/2020
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Решение: Требование удовлетворено.В обоснование оспариваемого решения от 23.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 2270 таможней указаны следующие обстоятельства: инвойс от 03.02.2020 N 5586030220 документально не подтверждает согласование условий сделки, в том числе и условий поставки, поскольку подписан только продавцом товаров, кроме того, по своему характеру инвойс представляет собой лишь счет на оплату; таможенная стоимость идентичных товаров значительно превышает заявленный в ДТ N 2270 уровень таможенной стоимости; в представленном обществом прайс-листе продавца-изготовителя товаров указано общее описание товара, которое невозможно идентифицировать с описанием товаров, представленных в коммерческих документах; сведения о транспортном средстве и транспортной накладной указанные в представленной обществом экспортной декларации, не соответствуют сведениям, указанным в представленной при декларировании международной товарно-транспортной накладной CMR.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1877
(ред. от 02.07.2021)
“О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 “О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации”
(вместе с “Правилами осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных и железнодорожных перевозок”, “Правилами выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также сдачи учетных талонов”, “Требованиями к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащим применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины”)13. Наложению подлежат электронные навигационные пломбы, соответствующие требованиям к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащим применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 “О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации”.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1052
(ред. от 30.09.2022)
“Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации”к) выдачи учетного талона, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 “О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации”, водителю транспортного средства, осуществляющему транзитную международную автомобильную перевозку через территорию Российской Федерации в третьи государства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных указанным постановлением, разрешается при наличии у водителя этого транспортного средства учетного талона, при въезде этого транспортного средства на территорию Российской Федерации, а также получения от водителя учетного талона при выезде указанного транспортного средства с территории Российской Федерации (для пунктов пропуска, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 “О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации”);
При международной автомобильной перевозке грузов в обязательном порядке должна быть оформлена
CMR-накладная. При ее оформлении у грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей возникают вопросы. На ряд вопросов ответила Светлана Владимировна Маковская.
Какие обязательные сведения должны быть внесены в CMR-накладную?
Все вопросы, связанные с оформлением CMR-накладной, регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (далее — Конвенция КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г. Порядок оформления CMR-накладной при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь, установлен Инструкцией N 11.
Перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны в CMR-накладной, определен
пунктом 1 ст. 6 Конвенции КДПГ. Если эти сведения отсутствуют, международный договор автомобильной перевозки грузов считается незаключенным. К обязательным сведениям относятся:
1) дата и место составления накладной. При этом CMR-накладная может не содержать номера, так как это необязательный реквизит;
2) наименование и адрес грузоотправителя;
3) наименование и адрес перевозчика;
4) место и дата принятия груза и место, предназначенное для его доставки;
5) наименование и адрес грузополучателя;
6) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки, в случае перевозки опасных грузов — их общепринятое обозначение;
7) число грузовых мест, их особая маркировка и номера;
8) вес брутто груза или количество груза, выраженное в других единицах измерения;
9) расходы, связанные с перевозкой (дополнительные расходы, таможенные и прочие расходы, понесенные с момента заключения договора до момента доставки груза);
10) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей;
11) указание о том, что перевозка производится без учета положения об обратном согласно требованиям Конвенции КДПГ.
Кроме обязательных сведений в Конвенции КДПГ предусмотрен перечень факультативных сведений, которые могут быть внесены в накладную <*>. Также стороны вправе внести любые иные сведения, которые они посчитают необходимыми <*>.
В графе 13 CMR-накладной может быть указана объявленная стоимость груза. Как определить такую стоимость?
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза, произошедшую в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой <*>. В случае когда согласно Конвенции КДПГ перевозчик обязан возместить ущерб, понесенный в связи с полной или частичной утратой груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и в момент принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или при отсутствии таковой — на основании текущей рыночной цены, а в случае отсутствия и биржевой котировки, и текущей рыночной цены — на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Однако размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы за килограмм недостающего веса брутто <*>.
Расчетной единицей является единица специальных прав заимствования (СДР) <*>. Национальный банк Республики Беларусь ежедневно устанавливает котировки курса белорусского рубля к соответствующим инвалютам, в том числе к СДР.
В ситуации, когда грузоотправитель, знает, что груз особо ценный и легкий, может заключить соглашение и объявить стоимость груза. В таком случае в накладную вписывается объявленная стоимость груза при условии установления надбавки к провозной плате <*>.
Какая из сторон договора международной перевозки груза может внести исправления в CMR-накладную? Вправе ли это сделать перевозчик?
Каждая сторона договора (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) вносит изменения в те сведения CMR-накладной, которые она заполняет в соответствии с Инструкцией N 11. Перевозчик вправе внести исправления в сведения, заполняемые грузоотправителем, только в случае наличия официального письма, предоставленного ему последним. В официальном письме грузоотправителю целесообразно указать, какие сведения необходимо исправить, чем вызвано исправление, прочее.
Перевозчик осуществляет международную перевозку грузов различных заказчиков на одном автомобиле, т.е. везет сборный груз. Грузы будут доставлены разным грузополучателям. Сколько CMR-накладных должно быть оформлено?
Если перевозится груз в адрес нескольких получателей (сборный груз), CMR-накладная оформляется в адрес каждого получателя. Это связано с тем, что по мере доставки груза перевозчик обязан получить отметку грузополучателя в графе 24 CMR-накладной. Каждый грузополучатель будет принимать свою партию из одного транспортного средства и ставить отметку о получении своей конкретной партии груза. У получателя должен остаться оригинальный экземпляр CMR-накладной. На практике часто бывает, что в графе 24 ставят отметку о получении грузов сразу несколько получателей. Это является ошибкой, так как положения Конвенции КДПГ запрещают так делать.
Грузоотправитель предоставляет для перевозки большое количество наименований груза. Каким образом заполнить графу 9 CMR-накладной?
В графу 9 отправитель груза вписывает наименование груза <*>. При большом количестве наименований в графе 9 можно указать объединенные наименования груза и сделать ссылку на документ (например, инвойс), где расписаны названия всех товаров. В этом случае такой документ обязательно следует приложить к CMR-накладной. И в этом документе целесообразно сделать отсылку к CMR-накладной.
Грузополучателю доставлен груз. При осмотре выяснилось, что груз имеет повреждения. Вправе ли грузополучатель внести в CMR-накладную сведения о том, что груз поврежден?
Да, вправе. Грузополучатель вместе с отметкой о принятии груза может внести в строку 24 CMR-накладной запись «Груз получен с повреждениями». Также целесообразно в этой графе сделать ссылку на документ, которым будет удостоверено наличие повреждений груза, например акт несохранной перевозки. Этот акт составляется представителями грузополучателя, перевозчика. Может привлекаться представитель страховой компании.
Перевозчик имеет право вносить в графу 18 CMR-накладной оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Какие это могут быть оговорки?
Согласно ст. 8 Конвенции КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, предполагается, что груз и упаковка были приняты внешне надлежащим образом и число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в накладной. В Конвенции КДПГ не указано, что оговорки должны быть заверены грузоотправителем.
Все оговорки заносятся в графу 18 накладной, в том числе оговорки о состоянии груза. Например, перевозка осуществляется на нетентованном автомобиле. В этом случае делается оговорка следующего содержания: «Автомобиль без тента по согласованию с отправителем». Важно указать, что автомобиль без тента. Согласно ст. 17 Конвенции КДПГ перевозчик освобождается от ответственности, если повреждение груза произошло при перевозке груза на открытых площадках, не защищенных тентом, но только если это прямо оговорено с грузоотправителем и указано в CMR-накладной.
Если к перевозке принимается груз без упаковки либо упаковка повреждена или не отвечает установленным требованиям, отметку об этом надо делать в графе 18 накладной. В дальнейшем при принятии такого груза грузополучателем претензии предъявляются перевозчику, если нет никакой оговорки в CMR-накладной.
Водитель при приемке груза к перевозке обязан пересчитать все грузовые места. Если это невозможно сделать,
в графе 18 CMR-накладной надо указать: «Количество и маркировку грузовых мест невозможно пересчитать» —
и отразить причину, например контейнер опечатан, большое количество груза.
По поводу принятия груза к перевозке можно внести следующие оговорки: «Груз явно в плохом состоянии», «Груз подмочен/подморожен», «Груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность грузоотправителя». Такие оговорки помогут в дальнейшем избежать грузоперевозчику ответственности за доставку груза в ненадлежащем состоянии.
Кроме того, в графу 18 могут вноситься оговорки, касающиеся обработки, погрузки и разгрузки груза. Например, «Обработка, погрузка осуществляется водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза, по требованию грузоотправителя» или «Разгрузка осуществлялась получателем или водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза, по требованию грузополучателя».
Все оговорки должны быть вписаны в первый экземпляр CMR-накладной, остающийся у грузоотправителя, и занесены во все оставшиеся экземпляры. При последующем довнесении этих оговорок в другие экземпляры накладной (когда первый экземпляр остается у грузоотправителя без отметок) такие оговорки считаются недействительными.
Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.
Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.
Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.
ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.
На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.
Кто должен заполнять CMR
В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.
Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:
- Груз пересекает государственную границу.
- Хотя бы один из участников сделки является резидентом страны, подписавшей КДПГ.
- Для перевозки используется автомобильный транспорт.
- За услуги по доставке предусмотрено вознаграждение.
Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.
Не требуется использование ЦМР при:
- Перевозке тел умерших.
- Доставке почтовых грузов (она регулируется отдельными международными соглашениями).
- Транспортировке мебели и других вещей при переезде.
Где взять бланк CMR
Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.
В России это —
письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.
Правила оформления CMR
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
- конвенцией КДПГ;
- действующим на территории данного государства нормативным документом о заполнении ЦМР;
- условиями контракта.
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:
№ |
Кто заполняет |
Содержание графы |
---|---|---|
1-2 |
Отправитель |
Полное наименование и реквизиты отправителя и получателя (без сокращений) |
3 |
Адрес, куда необходимо доставить груз |
|
4 |
Место и время отгрузки |
|
5 |
Список прилагаемых документов: спецификации, счета-фактуры, сертификаты и т.п. |
|
6-12 |
Сведения о грузе: наименование, количество, код ТН ВЭД, класс опасности, тип упаковки и т.п. Здесь важно отметить, что вес следует указывать брутто, т.е. вместе с упаковкой. Если номенклатура груза большая, то эту информацию можно отразить в прилагаемых документах. Тогда в графах 6-12 СМР нужно сослаться на эти документы |
|
13 |
Сведения о таможне, через которую будет вывозиться груз. В этом же поле ЦМР указывается и объявленная стоимость товара. |
|
14 |
Сведения о полуприцепе или контейнере и место его возврата |
|
15 |
Условия оплаты в соответствии с Incoterms |
|
16 |
Перевозчик |
Наименование, реквизиты перевозчика и его печать |
17 |
Последующий перевозчик |
Это поле CMR задействуется, если в процессе доставки товара планируется его перегрузка. Указываются данные «дополнительного» перевозчика и его печать |
18 |
Перевозчик |
Различные замечания, касающиеся груза (упаковка, внешний вид и т.п.) |
19 |
Информация о тарифах за доставку. Эта графа ЦМР не является обязательной для заполнения. |
|
20 |
По согласованию всех сторон |
Особые условия (сроки поставки и расчетов, страховка и т.п.) |
21 |
Отправитель |
Место и дата заполнения документа |
22 |
Время прибытия под погрузку и отправления загруженного автомобиля с подписью и печатью отправителя |
|
23 |
Перевозчик |
Сведения о водителе, его подпись и печать перевозчика |
24 |
Получатель |
Отметка о приемке груза с указанием даты и времени прибытия и убытия автомобиля. Заверяется подписью ответственного лица и печатью получателя |
25-26 |
Перевозчик |
Сведения о транспортном средстве (модель, госномер) |
27-29 |
Расчет стоимости доставки согласно применяемых тарифов |
Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.
Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.
НДС в 2019 году при возврате товара поставщику
При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.
Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать
Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.
Пример
Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.
Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.
Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.
А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.
Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.
- Опубликовано 08.04.2022 14:17
- Автор: Administrator
- Просмотров: 30324
Огромное количество запросов от наших читателей было именно на эту тему! Как заполняются эти документы? Кто где ставит свою печать? Как вносить исправления? Где они спрятаны в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0? В сегодняшней статье мы и поговорим о двух видах товарно-транспортной накладной: российской – ТТН и международной – CMR. Уверены, что после прочтения данного материала вопросов у вас не останется!
Итак, товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т – это первичный учетный документ, изначально использовавшийся как документ движения товарно-материальных ценностей и документ расчета за их перевозку автомобильным транспортом (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78), в сущности, два документа, ТОРГ-12 и ТН, в одном.
В настоящее время обязательным документом, подтверждающим перевозку грузов, является транспортная накладная. А продажа товара оформляется товарной накладной (ТОРГ-12) или УПД. Поэтому необходимости в применении ТТН уже нет.
Кроме одного исключения! При перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми видами транспорта обязательно составляется ТТН.
При этом не имеет значения, кто перевозит такую продукцию – сам продавец, перевозчик или покупатель. Это связано с тем, что ТТН – это один из основных сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этой продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ, Информация Росалкогольрегулирования от 10.08.2021, Письмо МФ РФ от 07.09.2021 № 27-05-16/72440). Причем, ТТН нужно составлять при любом перемещении такого груза, даже при перевозке между обособленными подразделениями самой организации (п. 2 Письма Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04, Письмо МФ РФ от 03.05.2018 № 03-14-07/29684).
Перевозка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без ТТН грозит конфискацией этой продукции и наложением штрафа (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ):
– на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб.;
– на организацию – от 200 000 руб. до 300 000 руб.
Следует отметить, что оформленная при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ТТН не освобождает от оформления транспортной накладной, если заключен договор на перевозку груза автомобильным транспортом.
Чтобы не заполнять одни и те же данные в двух документах сразу (в ТОРГ-12 и в товарном разделе ТТН), организация при отгрузке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может применять только форму № 1-Т (ТТН), утвердив ее в учетной политике в качестве первичного учетного документа, подтверждающего отгрузку (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ПБУ 1/2008).
В остальных случаях применять ТТН в качестве отгрузочного документа не рекомендуется, так как имеющийся в ней транспортный раздел полностью дублируется в обязательной к применению транспортной накладной.
1. Заполнение ТТН
Заполнение заголовка ТТН
В табличной части заголовка ТТН нужно указать номер и дату составления документа.
В строке “Грузоотправитель” ТТН нужно указать полное наименование и адрес организации – грузоотправителя (продавца) в соответствии с учредительными документами, номер телефона.
В строке “Грузополучатель” нужно указать сведения о грузополучателе. Им может быть покупатель, иное указанное покупателем лицо или даже организация – грузоотправитель (при перевозке из одного ее обособленного подразделения в другое).
В строке “Плательщик” указывается полное наименование организации-покупателя, ее юридический адрес и банковские реквизиты (Письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).
В табличной части напротив каждой из этих строк указываются коды ОКПО.
Если товар транзитом поступает сразу на склад покупателя, минуя склад поставщика, ТТН заполняется так:
– грузоотправителем будет организация, которая фактически отгружает ТМЦ;
– грузополучателем будет организация, которая будет фактически принимать ТМЦ;
– плательщиком будет выступать покупатель.
Заполнение товарного раздела ТТН
Товарный раздел ТТН является основанием для списания ТМЦ у организации -продавца и для их оприходования у покупателя, если организация – продавец использует ТТН в качестве отгрузочного документа (Указания по применению и заполнению ТТН).
В табличной части товарного раздела нужно заполнить данные о каждом отгружаемом товаре:
– в графе 1 указать номенклатуру товара или его код (при наличии);
– в графы 2, 3 внести соответствующие данные, если в организации утвержден прейскурант цен и товарам присвоены артикулы;
– в графах 4, 5 указать по каждому наименованию товара его количество и цену за единицу. Цену можно указать с учетом НДС и акциза с оговоркой “в т.ч. НДС – …, акциз – …”;
– в графе 6 – наименование товара;
– в графе 7 – единицу измерения по ОКЕИ (м3, кг, л, шт., бут. и т.п.);
– в графе 8 – вид тарной (транспортной) упаковки (коробка, ящик, бочка, пакет и проч.). Если груз не упакован, то можно сокращенно указать “н/у”;
– в графе 9 – количество грузовых мест; если груз перевозится навалом, насыпью или наливом, то количество мест указывать не надо;
– в графе 10 – общий вес каждого наименования товара в тоннах;
– в графе 11 – общую стоимость каждого наименования товара. Стоимость можно указать с учетом НДС и акциза с оговоркой “в т.ч. НДС – …, акциз – …”;
– в графе 12 – порядковый номер записи, по которому отпуск товара отражен в складской картотеке;
– в строке “Всего к оплате” укажите общую сумму к оплате с учетом НДС и акциза. Можно сделать оговорку “в т.ч. НДС – …, акциз – …”;
– в пустой строке перед строкой “Всего к оплате” рекомендовано указать “НДС” и его общую сумму и “Акциз” и его общую сумму, если в графах 5 и 11, а также в строке “Всего к оплате” нет оговорок о сумме НДС и акциза (п. 4 ст. 168, п. 2 ст. 198 НК РФ).
Если оформляется внутреннее перемещение между подразделениями, НДС и акциз в ТТН указывать не нужно.
При совершении операций с подакцизными товарами, которые от налогообложения освобождены, нужно указать “Без акциза” (п. 3 ст. 198 НК РФ).
Также не обязательно указывать в ТТН суммы НДС и акциза, если ТТН не используется в качестве первичного учетного документа (п. 4 ст. 168, п. 2 ст. 198 НК РФ).
Если товарный раздел оформлен на нескольких листах, под таблицей цифрами нужно указать количество листов, следующих в продолжение первого листа.
Под таблицей приводятся следующие итоговые сведения о грузе и документах на него:
– прописью указывается количество порядковых номеров записей на всех листах ТТН;
– прописью указывается количество наименований;
– прописью указывается количество мест;
– масса груза в нетто- и брутто-оценке в тоннах с точностью до 0,01 т заполняется прописью и цифрами только в случае перевозки товара в весовом измерении, если товар измеряется в других единицах измерения или информация о единицах измерения отсутствует, то ставятся прочерки;
Масса нетто – это масса продукции без упаковки и элементов упаковки (п. 98 разд. 3 ГОСТ 17527-2020 “Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения” (введен в действие Приказом Росстандарта от 02.10.2020 № 737-ст)).
– прописью указывается количество листов, на которых оформлены паспорта качества, сертификаты и пр.;
– прописью указывается итоговая стоимость товаров.
Также необходимо вписать данные доверенности, выданной покупателем (получателем) ТМЦ, если ТМЦ со склада забирает его представитель.
Образец заполнения товарного раздела товарно-транспортной накладной:
Заполнение транспортного раздела ТТН
Транспортный раздел в ТТН изначально служил для учета работы транспорта и расчетов за перевозки грузов автотранспортом, причем ТТН составлялась для каждого грузополучателя отдельно, если их было несколько (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте”).
В настоящее время при перевозке грузов в обязательном порядке применяется транспортная накладная, являющаяся первичным учетным документом и подтверждением заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом (ч. 1, 2 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). ТН оформляется как на бумаге, так и в электронном виде (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 20 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
И здесь у нас возникает дилемма. Оформить транспортный раздел ТТН нужно, но практического смысла в его заполнении нет. Ведь для расчетов за перевозку груза все равно оформляется ТН. А еще, перевозка алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться без привлечения перевозчика. А если и с его привлечением, то заполнять транспортный раздел ТТН он не обязан. Поэтому, транспортный раздел можно заполнить исходя из той информации, которая имеется у лица, отгружающего ТМЦ, и у покупателя (получателя) ТМЦ.
Заполнение реквизитов ТТН не может служить основанием для расчетов с перевозчиком.
Такие расчеты производят на основании договора перевозки груза и транспортной накладной (в виде бумажного или электронного документа), которая подтверждает заключение договора с перевозчиком (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта).
Как заполнить транспортный раздел ТТН лицу, отгружающему ТМЦ?
В заголовочной части транспортного раздела при наличии информации нужно заполнить:
– строки “Организация” и “Заказчик (плательщик)”, указав в них наименования, адреса, телефоны и банковские реквизиты организации-перевозчика и организации-плательщика за услуги перевозки;
– строки “Пункт погрузки” и “Пункт разгрузки”, указав в них фактические адреса и номера телефонов этих пунктов;
– в строке “ТТН №” – номер ТТН;
– в строке “Автомобиль” – марку и государственный номерной знак автомобиля, который повезет груз;
– в строке “Водитель” – Ф.И.О. водителя;
– в строке “Удостоверение №” – номер водительского удостоверения водителя;
– в строке “Лицензионная карточка” – слова “стандартная, ограниченная” зачеркните – лицензионных карточек сейчас не выдают;
– строку “Регистрационный № _______ Серия _______ № _______” можно заполнить, указав в ней регистрационный номер, серию и номер карточки допуска (нужна только для международных перевозок);
– в строке “Прицеп” – марку и государственный номерной знак прицепа.
В таблице “Сведения о грузе” нужно указать:
– в графе 1 – краткое наименование товаров;
– в графе 2 – документы, прилагаемые к грузу (наименования и номера паспортов качества, сертификатов и проч.);
– в графе 3 – вид упаковки (например, “ящик”, “коробка”, “корзина”, “бочка”, “пакет” и т.д.). При перевозке неупакованного груза укажите сокращенно “н/у”;
– в графе 4 – количество мест (при перевозке груза навалом, насыпью или наливом количество мест указывать не надо);
– в графе 5 – способ определения массы груза. Если масса определена на весах, нужно указать тип весов (“тов. весы”, “авт. весы” и т.п.). Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе 5 сделайте соответствующую запись;
– в графе 6 – код товара (при наличии);
– в графе 7 – номера контейнеров, если товар перевозится в контейнерах;
– в графе 8 – класс опасного груза (при перевозке опасного груза);
– в графе 9 – массу груза в брутто-оценке в тоннах с точностью до 0,01 т по видам наименований товаров и общую массу груза.
Под таблицей “Сведения о грузе” нужно указать прописью общее количество грузовых мест и массу груза (брутто) в тоннах с точностью до 0,01 т, а также другие имеющиеся сведения, касающиеся транспортных услуг и погрузочных операций (кто выполнил погрузку, с применением каких механизмов, дополнительные операции при погрузке, дата и время прибытия/убытия транспортного средства и т.п.).
Как заполнить транспортный раздел ТТН получателю (покупателю) ТМЦ?
После доставки и разгрузки ТМЦ нужно внести данные в строку “Разгрузка” в разделе “Погрузочно-разгрузочные работы”. Туда включаются сведения о том, кто выполнил разгрузку, какие погрузочно-разгрузочные механизмы применялись, о дополнительных операциях при разгрузке, о дате и времени прибытия/убытия транспортного средства и т.п.
Образец заполнения транспортного раздела товарно-транспортной накладной:
Подписи в ТТН
ТТН обязательно должны подписать:
– работник отгружающей организации, уполномоченный давать разрешение на отпуск ТМЦ (например, руководитель организации, начальник склада и пр.), – в строке “Отпуск разрешил” товарного раздела ТТН;
– главный (старший) бухгалтер отгружающей организации – в товарном разделе ТТН;
– работник отгружающей организации, непосредственно отгрузивший ТМЦ, – в строке “Отпуск груза произвел” товарного раздела ТТН;
– представитель организации – получателя, непосредственно принявший ТМЦ – в строке “Груз получил грузополучатель” товарного раздела ТТН, если ТМЦ передаются представителю в месте отгрузки ТМЦ. В этом случае ему следует в товарном разделе ТТН указать наличие или отсутствие у него претензий;
– представитель организации – получателя – в строке “Принял” транспортного раздела ТТН – при поступлении ТМЦ на склад получающей стороны.
ТТН подписывается всеми работниками собственноручно. Использование факсимиле в первичных документах не допускается. Рядом с каждой подписью необходимо указать должность лица, подписавшего ТТН, а также его фамилию и инициалы (п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 58 ГОСТ Р 7.0.8-2013, Письма Минфина России от 10.06.2021 № 03-11-11/45946, от 08.12.2017 № 03-03-06/1/81951).
Как исправить ошибку в ТТН?
При допущении ошибки в ТТН ее исправляют следующим образом (ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 19, 21 ФСБУ 27/2021, Информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 № ИС-учет-33):
1. ошибочная запись зачеркивается одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;
2. вносится верная запись;
3. вносится примечание “исправлено” и указывается дата исправления;
4. исправления заверяются подписями уполномоченных лиц отгружающей и получающей ТМЦ организаций, подписавшими документ.
Нужно ли проставлять печать в ТТН?
Проставление в ТТН печати (штампа) предусмотрено самой формой № 1-Т. Поэтому если учетной политикой предусмотрено использование формы № 1-Т и в уставе содержатся сведения о наличии печати, ее оттиск нужно проставлять в ТТН (Письмо Минфина России от 06.08.2015 № 03-01-10/45390, п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО).
В то же время отсутствие печати в ТТН не несет никаких налоговых рисков, так как этот реквизит отсутствует в перечне обязательных реквизитов первичного учетного документа (Письма ФНС России от 13.01.2016 № СД-4-3/105@, Минфина России от 12.12.2016 № 07-01-09/74291).
2. Международная ТТН – CMR
Каким же документом подтверждается международная перевозка грузов, когда место погрузки находится в одной стране, а место разгрузки – в другой?
В этом случае заполняют CMR.
CMR – это международная товарно-транспортная накладная, которая регламентируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов автомобилями (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г).
В ней указывают информацию о перевозимом грузе, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, месте погрузки и разгрузки груза и каким транспортным средством осуществляется перевозка. CMR составляет грузоотправитель и подписывают перевозчик и грузополучатель. Она применяется российскими сторонами сделки (Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ).
CMR является обязательным документом в рамках договора перевозки грузов, заключенным между перевозчиком и грузоотправителем, она служит доказательством, что товары к перевозке приняты, условия согласованы и является основанием для получения выручки по международному договору перевозки.
Согласно п. 1 ст. 1 названной Конвенции положения CMR применяются в случаях, когда место принятия к перевозке груза находится на территории одной страны, а место сдачи груза находится на территории другой страны. Поэтому, если груз перевозится по территории одной страны, даже если пересекается граница РФ, как в случае Москвы и Калининграда, перевозка будет считаться внутренней, следовательно, правила оформления перевозочных документов в этой ситуации будут регулироваться Уставом автомобильного транспорта РСФСР и гл. 40 ГК РФ.
На CMR должна стоять отметка российской таможни “Товар вывезен”, которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ.
Если груз доставляется в страну – участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной ТТН (форма № 1-Т) или CMR.
CMR составляется в 3 экземплярах. Первый оригинал – для отправителя, второй – для получателя, третий – для фрахтовщика. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.
Если груз перевозится несколькими автомобилями, то количество оформленных CMR должно быть равным количеству транспортных единиц. Если в одном автомобиле перевозят грузы разного вида или несколько партий одинакового груза, то количество CMR должно быть равным количеству видов груза.
В CMR заполняются следующие данные:
1. дата и место составления накладной;
2. наименование и адрес грузоотправителя, его подпись;
3. наименование и адрес перевозчика;
4. подпись перевозчика или агента, действующего от его имени;
5. штемпель или другое обозначение, подтверждающее принятие груза к перевозке;
6. место отгрузки, место назначения и путь следования;
7. наименование и адрес получателя груза;
8. общепринятое обозначение характера груза и род его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов – их обычно принятое обозначение;
9. вес груза брутто или выраженное в других единицах измерений количество груза;
10. число грузовых мест, наличие их специальной маркировки нумерация мест;
11. платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до момента сдачи груза получателю;
12. сведения о наличии инструкций, требуемых для выполнения процедуры таможенного оформления и других процедур.
CMR может содержать также дополнительные данные:
1. указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается;
2. платежи, которые обязан осуществить отправитель;
3. сумма, подлежащая оплате при сдаче груза к перевозке;
4. объявленная стоимость груза;
5. инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
6. согласованный сторонами договора срок, в течение которого осуществляется перевозка;
7. перечень документов, переданных перевозчику отправителем груза.
Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем перевозчика.
Образец этой формы можно скачать тут.
Такой печатной формы в типовой программе 1С: Бухгалтерия предприятия ред. 3.0 на текущий момент нет.
Можно доработать эту форму самостоятельно с помощью программистов или приобрести готовую доработку в компаниях 1С.
3. Как вывести ТТН в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
Чтобы ТТН можно было сформировать и распечатать, в программе необходимо сделать нужные настройки.
Для этого нужно зайти в меню «Главное», в настройках зайти во вкладку «Функциональность», а затем во вкладке «Торговля» установить галочку в поле «Доставка товара автотранспортом»:
Сам бланк ТТН выводится из документа «Реализация товаров» по кнопке «Печать»:
Все данные о грузоотправителе, грузополучателе, плательщике и товаре в ТТН заполняются автоматически по данным из реализации товаров.
Но для того, чтобы заполнить транспортный раздел ТТН, в нее нужно внести необходимые данные о перевозчике и грузе.
Для этого нужно кликнуть на вкладку «Доставка», поставить галочку в поле «Перевозчик» – «Другой», далее поставить галочку «Перевозка автотранспортом» и заполнить в полях данные о грузе, водителе и автомобиле:
Далее уже в ручном режиме необходимо дополнить разделы ТТН необходимой информацией.
Заполненная ТТН будет выглядеть следующим образом:
Автор статьи: Светлана Дубовик
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов