Как исправить смягченный звук с

Слайд 1

Выступление подготовила : Шаяхметова Н.С. , учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 6» г. Саратов Дефект смягчения. Специфика работы .

Слайд 2

Дефект смягчения. В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т.е . охватывать все согласные. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар . Если у ребенка выявился дефект смягчения, то свою работу начинаем именно с него, предварительно отработав с гласными звуками . Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи . Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.

Слайд 3

Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта: Снижение физического слуха Несформированность фонематических процессов Нарушение в строении артикуляционного аппарата Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры

Слайд 4

Виды Среди дефектов смягчения наблюдаются : 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи , то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п .). Ф онетико-фонематический дефект ; 2. Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй ).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект ; 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи ( паралалии ), то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону . Фонематический дефект.

Слайд 5

Особенности артикуляции При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация -( от лат. смягчение ) дополнительный к основной артикуляции согласных подьём средней части языка к твёрдому нёбу ( или йотовая артикуляция) Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены ). твёрдый мягкий На профилях видно – переход твёрдого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу . Рассмотрим в таблице что происходит при дефектном произношении парных согласных звуков.

Слайд 6

Таблица При дефектном произношении согласных : Твердых Мягких в произношении мягкие твердые дефект твердости смягчения язык напряжен спастичный изогнут (палатализация) расслаблен мягкий плоский средняя часть спинки языка не опускается выгибается не поднимается не выгибается кончик языка не выражен выражен тонус повышен гипертонус понижен гипотонус

Слайд 7

Специфика работы Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Таким образом, работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направления х: 1 ) коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия ; 2 ) выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных. При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков . Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

Слайд 8

Этапы работы (классика) 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков 2. Излишнее смягчение звуков 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи 1. Подготовительный этап 2. Этап постановки звука 3. Этап автоматизации звука 4. Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) 4. Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении !

Слайд 9

Подготовительный этап На 1 этапе первоначально формируем у ребёнка понятие о мягкости и твёрдости. Можно показать: мячики – пластмассовый и резиновый или кубики – деревянный и тряпичный. Здесь проводиться весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д. При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении: 1. Нет мягких 2. Излишнее смягчение Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъём средней части спинки языка. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять. Научить язык двигаться вперёд-назад: в напряжении в расслабленном виде Положение языка Изогнут «Горка» Прямой «Лопатка»

Слайд 10

Артикуляционные упражнения Нет мягких Излишнее смягчение Домик открывается Любопытный язык Улыбка – Хоботок Оскал Тянем язык к подбородку Обезьянка Тянем язык к носу Бульдог Хомяк Кружок Толстячки-худышки Шарики нижние Чистим зубки (снаружи) верхние Самовар Горка Ветерок дует с горки Катушка Жуём блинчик Змейка Накажем язык Лопатка Дуем на лопатку Покусаем язык Маятник Иголочка Качели Упражнения для постановки необходимого звука

Слайд 11

Нормализация мышечного тонуса Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата . Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком. В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приёмами классического : в первом случае, когда нет мягких – активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий . Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку. В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям . Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой. (в памятке описание). Более подробно про всё это описано в книге О.И. Крупенчук «Исправляем произношение». Изотонические упражнения и самомассаж там в стихотворной форме. Про массаж также множество книг различных авторов: Е.Ф. Архиповой, Е.А. Дьяковой, И.В. Блыскиной и т.д. Также много информации в интернете.

Слайд 12

Последующие этапы На последующих этапах работаем по известным методикам. На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении ! Можно показывать профили или на бегемотике . Чтобы отдифференцировать твердые свистящие [ с ] , [ з ] от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу. При произношении звуков [ к ] , [ г ] , [ х ] их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка прижимается к нижним зубам. При переходе от [ м ] в [ м ] ‘ – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ. Работая над вибрантом [ р ] , следует обратить внимание на то, что при переходе от [ р ] к [ р ] ‘ язык заметно перемещается вперед по направлению к верхним резцам. При [ л ] к [ л ] ‘ наоборот – назад.

Слайд 13

Рекомендации учёных. Татьяна Борисовна Филичева рекомендует проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [ Ы ] и [ И ] . Закреплять понятие твёрдости и мягкости на базе сохранных согласных звуков [ К ] , [ В ] , [ П ] , [ Б ] и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [ Т ] , [ Д ] , [ Н ] ) Марина Анатольевна Полякова рекомендует постановку мягких и твёрдых звуков с опорой на мышечные ощущения твёрдости – мягкости. Где отталкиваться следует от губных и губно-зубных. Ставить в паре в такой последовательности [ М ] , [ Б ] , [ П ] , [ В ] , [ Ф ] , [ Н ] , [ Д ] , [ Т ] . Ольга Владимировна Правдина рекомендует постановку звуков проводить с учетом : 1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад. 2. На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твердыми звуками. Согласные [ Т ] , [ Д ] , [ Н ] удовлетворяют обоим поставленным условиям. Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее Фёдор Андреевич Рау , учитывая сложность артикуляции, рекомендует коррекцию дефекта проводить в следующей последовательности : [ Т] — [Т’], [Д] — [Д’], [Н] — [Н’] , [ Ф] — [Ф’], [В] — [В’], [П] — [П’], [Б] — [Б’], [М] — [М’], [ С] — [С’], [З] — [З’], [Л — [Л’], [Р] — [Р’] .

Слайд 14

Литература …

Слайд 15

Дополнения… В комплекс самомассажа включаются упражнения для губ, щёк, языка, нижней челюсти и мышц шеи. Расслабление шейной мускулатуры рефлекторно вызывает расслабление мышц корня языка. Это проводится в положении сидя: 1. Уронили голову – «уснули». 2. Запрокинули – покачали вправо-влево. 3. Опустили и тоже покачали . В самомассаже дети не могут самостоятельно погладить заднюю поверхность шеи, что тоже очень важно, поэтому я дополняю это своими руками, а также использую массажёр . Ещё в памятке описано упражнение на распластывание языка «Пожуём грушу» – не очень эстетично, но эффективно ! Для этого можно использовать и заменитель зонда – «Ракетку», деревянный одноразовый шпатль . Из точечного массажа можно использовать массирование точек в области подчелюстной ямки, двумя указательными пальцами 5-15 секунд: при непрерывной вибрации-расслабляем мышцы языка, при прерывистой вибрации – укрепляем. Для мелкой моторики мячики – ёжики. Можно обыграть синий и зелёный на этапе дифференциации . Также раскрывающийся мяч. Для формирования правильной воздушной струи карандаш с вертушкой и т.д . Зонд Томилиной «Клювик» для постановки С СЬ, зонд «Ёжик».

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Литература 1 . Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). 2. Архипова Е.Ф . Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель ; Владимир: ВКТ, 2008. 3. Блыскина И. В . Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008. 4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. 4-е изд. – М.: Академия, 2012 . 5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. 6. Краузе Е.Н . «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» — СПб.: КОРОНА принт ; М.: Бином Пресс, 2005 г. 7 . Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия ). 8. Новиковская О.А « Весёлая зарядка для язычка» — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. 9. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель : Полиграфиздат , 2010 г. 10 . Полякова М.А. самоучитель 11. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. + Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге «Логопедическая азбука» -М.: 2000. + сайты по массажу, обучение

Слайд 19

Этап постановки звуков Используем приёмы: по подражанию и показу артикуляции ; в слоге с помощью гласных [ И ] – [ Ы ] ; с механической помощью; с использованием временного варианта (для звуков [ Л ] , [ ЛЬ ] ) Приём, основанный на подражании , предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем. Следует пояснить ребёнку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать), при произнесении мягких – кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами. В слоге с помощью гласных [ И ] – [ Ы ] , более подробно описано в методике Т.Б. Филичевой. Некоторые нюансы в постановке с механической помощью…

Слайд 20

Механический способ Постановка задненебных [ к ] , [ г ] , [ х ] производиться от базовых слогов: [ к ] от -» та -» тя -» кя -» ка [ г ] от -» да -» дя -» гя -» га [ х ] от -» са -» ся -» хя -» ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги. При дефекте смягчения коррекцию следует проводить по методике Филичевой. Постановку переднеязычных [ т ‘ ] , [ д ‘ ] , [ н ‘ ] О.В. Правдина предлагает следующим образом: произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т , то есть слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ . С механической помощью на начальном этапе можно получить [ л‘ ] с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука . Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Твердый звук [ л ] ставим от межзубных гласных [ а ] или [ ы ] , предварительно уточнив их артикуляцию: а—л , мал, дал; ы—л , мыл. После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [ л ] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.

В норме к 3–4 годам дети правильно произносят твердый и мягкий звук «с». Некорректное произношение называется сигматизмом. Если же вы заметили, что у вашего чада имеются ошибки в звукопроизношении, не тяните — обращайтесь к логопеду. Ведь чем раньше провести коррекцию дефекта, тем проще избавиться от него.

В этой статье мы расскажем о разновидностях сигматизма, особенностях коррекционной программы и упражнениях для постановки звука, которые вы можете делать с сыном или дочкой дома.

Формы сигматизма

Сигматизм — это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.

Первая — собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.

Вторая — парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.

Варианты парасигматизма:

  • на «ф» — губно-зубной;
  • на «т» — призубный;
  • на «ш» — шипящий.

Третья — искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).

Четвертый — смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» — «ся», «со» — «сё», «су» — «сю», «с» — «сь».

Поэтапная постановка звука «с»

Коррекционная программа состоит из 3-х этапов. Рассмотрим их.

Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика

Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.

«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –

10 секунд.

«Трубочка». Исходное положение — как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.

Упражнения поочередно повторить несколько раз.

«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.

«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».

«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.

«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.

«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.

«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.

«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».

Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.

Этап 2: подбираем коррекционные техники

Коррекция зависит от формы дефекта. Мы расскажем об универсальных техниках, которые можно использовать для постановки в любом случае. К ним относятся подражание, использование опорных звуков и механическое воздействие.

Техника подражания

Постановка по подражанию эффективна при незначительных дефектах звукопроизношения у детей. Покажите малышу, как правильно выговаривать твердый звук «с». Для этого сядьте оба перед зеркалом, чтобы он видел и себя и вас. Далее дайте ребенку инструкцию:

  1. Открой рот и улыбнись.
  2. Распластай язычок, напряги его кончик и упрись в нижние зубки (резцы).
  3. Пусть по языку пройдет «ветерок». В итоге должно получиться «с».

Маленькие дети лучше впитывают информацию и овладевают навыками посредством игры. Придумайте их для своего чада! Например, можно накачивать насосом колесо велосипеда, сдуть воздушный шарик, подуть в бутылку с узким горлышком или подуть, как морской бриз — все эти действия сопровождаются звуком «с-с-с-с».

Техника постановки от опорных звуков

Если ребенок хорошо выговаривает другие звуки, можно отталкиваться от них. В случае со сигматизмом опорными звуками являются мягкий «сь» и межзубный «с».

Используем мягкий звук «сь».

Сначала попросите сына или дочку произнести звук «с» и посмотрите, где в это время расположен язык — от этого зависит коррекция.

  1. Язык расположен вверху — упирается в резцы. Можно учить малыша правильному звукопроизношению. Для этого взрослый открывает рот и произносит «с», малыш смотрит и повторяет за ним.
  2. Язык расположен внизу — упирается в зубы. Ребенка учат выговаривать «с» из правильной артикуляционной позы — кончик языка сверху.

Когда малыш научился этому, навык нужно окончательно закрепить. Этому способствуют упражнения для постановки.

Тянем звук. Малыш улыбается и продолжительно говорит «с». В это время он сам или взрослый снизу подставляет ладонь ко рту. При звукопроизношении должен идти чуть прохладный воздух.

Округляем губы. Продолжая выполнять упражнение и держа ладонь у рта, малыш округляет губы и вытягивает их в трубочку, как для произношения «у». Взрослый может на своем примере показать, как это делается. Рот открывать нужно нешироко.

Следим за воздухом. Главное условие — при выполнении всех действий струя воздуха должна быть непрерывной. Причем она со временем теплеет.

Достигаем твердого «с». Если у малыша автоматически не получается произнести его, взрослый объясняет, что сейчас задача — «подогреть» воздух на ладошке. Тогда все получится.

Говорим «су». Это вспомогательное упражнение, которое поможет чаду достичь желаемого твердого «с». Следим за горячим воздухом.

Говорим твердое «с». Как только результат получен, покажите на своем примере: выдвиньте губы вперед, словно собираетесь сказать «ы-ы-ы-ы», сомкните зубы. Это еще больше «утвердит» «с». Если малыш плотно прижмет язык к верхним зубам, ему будет еще проще.

Закрепляем результат. Вводите выученный звук в слогах со всеми гласными.

Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»

Малыш просовывает между зубами язычок, произнося «с»? Посмотрите, где именно располагается язык:

  1. Вдоль языка идет «желобок», малыш располагает язык между зубками. Покажите чаду, как спрятать его за зубы и сами проговорите «с», чтобы малыш увидел;
  2. Отсутствует «желобок», язык плашмя распластан. В первую очередь нужно поставить корректное межзубное звукопроизношение. Взрослому нельзя говорить «с» вслух.

В этом случае используют такую поэтапную постановку звука «с».

Правильная артикуляционная поза. Ученику нужно распластать и высунуть между зубами. Кончик языка выдвинуть кпереди или расположить на уровне резцов. Потом широко улыбнуться сомкнутыми губами и в идеале прикусить язычок с боков.

Дуем в ладошку. Главное — струя воздуха должна быть как можно холоднее. Это создаст необходимый «желобок». Малыш должен непрерывно улыбаться, можно придерживать верхнюю губку пальцем — так будет легче. Если он все делает правильно, послышится свистящий звук.

Свистим, как комарик. Усадите малыша перед зеркальцем, покажите ему «желобок» и объясните, что благодаря ему у малыша получается свист. Но так свистит большой комар, а надо научиться говорить, как маленький — тонким голоском.

Окончательно ставим «с»:

  1. Ученик непрерывно «свистит». Лучше, если он контролирует этот процесс, глядя в зеркальце. Главное — «желобок» должен оставаться на месте.
  2. Медленно убирает язык за верхние резцы и прижимает его к ним изнутри. Взрослый показывает, как это сделать, но не произносит «с».
  3. Малыш почти достигает правильного звукопроизношения. Потом открывает рот — послышится правильное произношение.

Когда ученик правильно произносит изолированно «с», начинайте вводить его в речь: сначала постановка в слогах, потом в словах.

Механическое воздействие

Для постановки используют счетные палочки, затупленные зубочистки, спички — подойдет любой из перечисленных инструментов.

Один из способов такой. Малыш располагает широкий язык внизу, кончик его упирается в нижние резцы. Взрослый кладет спичку посередине языка. После этого ребенок подносит ладошку ко рту, прикусывает спичку и плавно, но с усилием выдувает воздух так, чтоб ощутить его кожей на ладошке.

Если при этом слышится «с», его отрабатывают со спичкой, а затем без нее.

Вот несколько моментов, которые нужно учитывать выполнении упражнения для постановки «с»:

Во-первых, вводите спичку малышу в рот на 2 см, а если язык уворачивается, чуть глубже.

Во-вторых, при нажатии спичкой, маленький ученик начинает «шепеляво» свистеть. Попросите его соединить губы так, чтобы они пропускали только спичку, но пусть он не прикусывает ее. Язык остается во рту за зубами. Малыш дует на кончик языка так, чтобы выдох проходил между зубами.

В-третьих, контролируйте нажим спичкой. Пробуйте нажимать сильнее или слабее, глубже или на самом кончике языка — так вы найдете то положение, при котором у чада получится идеальное звукопроизношение.

В-четвертых, когда вы поставите изолированный звук «с», начинайте вводить его в речь. Сначала — в слоги, а потом и в слова. Если при постановке в словах малыш опять ошибается, подключайте спичку.

Занимайтесь с чадом в форме игры: проводите аналогии с персонажами из мультиков, показывайте картинки, интересные истории.

Этап 3: автоматизация, или закрепление

Овладение правильным звукопроизношением изолированно от речи — это лишь первый этап обучения. Далее важно закрепить его и довести до такого автоматизма, чтобы ребенок правильно выговаривал новый звук в словах и фразах.

Сначала работайте над постановкой в слогах, потом в словах, причем «с» должно находиться в начале, середине и конце слов. После этого переходите к предложениям.

Рекомендации логопеда родителям

Если вы занимаетесь с сыном или дочкой дома, специалист может дать вам несколько рекомендаций.

Самое главное — прежде чем приступать к коррекционной работе дома, проконсультируйтесь со специалистом. Обратитесь к логопеду. Он проведет логопедические пробы, установит причину и форму сигматизма у вашего чада, даст рекомендации по коррекции на дому. Если причина дефекта — в неврологических нарушениях, он направит к неврологу. В этом случае, вероятно, потребуется комплексное лечение — логопедическое, физиотерапевтическое, медикаментозное.

Усложняйте уроки постепенно. Это значит, что вы поэтапно ставите звук: сначала изолированно, потом подключаете слоги, потом отрабатываете постановку в словах и, наконец, в предложениях.

Используйте принцип поэтапной коррекции. Не приступайте ко второму этапу, пока окончательно не пройдете первый и т.д. Только после твердого закрепления одного этапа можно переходить к следующему. Иначе ваш маленький ученик не только не приобретет новые навыки, но и утратит уже усвоенные — это как снежный ком.

Доведите до совершенства. Не бросайте коррекцию, если ребенок говорит почти правильно. Доведите произношение до идеала, поскольку вряд ли неидеальное произношение со временем станет идеальным. Далеко не со всеми детьми работает принцип «выговорится сам».

Играйте с малышом! Занятия должны вызывать у него чувство радости, позитива, проходить в хорошем настроении. Занимайтесь в форме игры. Прибегайте к игрушкам, историям, личному примеру, аналогиям из мультиков — так дети прекрасно усваивают материал и научаются новому. Если у вашего чада не получается что-то, ни в коей мере не ругайте его. Этим вы сделаете только хуже.

Не теряйте время. Если вашему чаду исполнилось 3 – 4 года, но он так и не выговаривает «с», обратитесь к логопеду. Намного легче и быстрее откорректировать речевые нарушения, когда они только дали о себе знать, чем у деток более старшего возраста.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные звуки? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш, ж, ц, которые всегда твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют — ч, щ. Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе. Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу и заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е. М. Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация (смягчение согласных), что может способствовать фонематическому недоразвитию». Поскольку нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры, то работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направлениях: 1) коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия; 2) выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных. При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия опытный логопед будет стараться достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков. Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться подручным материалом (мячики — пластмассовый и резиновый или кубики — деревянный и тряпичный), графическим материалом (зеленый круг — обозначает мягкость звука, синий — твёрдость), тематическими картинками (забавные нарисованные персонажи — сердитый — твердый звук и улыбающийся — мягкий), сопровождать упражнения определенными движениями (твердые звуки — губы «сердятся», мягкие — «улыбаются»). Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля. Основная задача при дефекте смягчения – научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком. В более упорных случаях (без динамики) логопед предложит логопедический массаж. Его можно проводить только после консультации невролога. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина .—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил. М. Е. Хватцев. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» Изд-во «Учпедгиз», М., 1961 г. Главная страница‎ > ‎Каталог статей‎ > ‎Ноябрь 2018

Тема 11. Дефекты смягчения и их исправление

Специфический дефект произношения мягких согласных заклю­чается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправлениядан­ного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояс­нить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зерка­лом различие в положении языка и побудить его воспроизвести уви­денное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребен­ком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно по­пробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мяг­кий звук п-п’ можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’ а), апотом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими со­гласными (м’, ф’, в’).

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие со­гласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффек­тивными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ста­вится звук т’. Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за ниж­ними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматичес­ки получить звук т’, в изолированном виде (т’т’т’) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механичес­кое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с по­мощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получают слог ат’. Такой способ постановки т’ представляет собой не что иное, как выпол­нение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, сле­дует отказаться от механических средств и проделывать дальней­шие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т’ в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д’ от д и н’ от н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип обра­зования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем поряд­ке: ф’, в’, п’, б’, м’, с’, з’, р’, л’.

Что касается звуков к’, г’ и х’, то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (осо­бенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направ­ленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызы­вающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощре­ние.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.

Дефект смягчения. Специфика работы. методическая разработка по логопедии по теме

Слайд 1

Выступление подготовила : Шаяхметова Н.С. , учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 6» г. Саратов Дефект смягчения. Специфика работы .

Слайд 2

Дефект смягчения. В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т.е . охватывать все согласные. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар . Если у ребенка выявился дефект смягчения, то свою работу начинаем именно с него, предварительно отработав с гласными звуками . Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи . Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.

Слайд 3

Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта: Снижение физического слуха Несформированность фонематических процессов Нарушение в строении артикуляционного аппарата Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры

Слайд 4

Виды Среди дефектов смягчения наблюдаются : 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи , то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п .). Ф онетико-фонематический дефект ; 2. Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй ).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект ; 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи ( паралалии ), то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону . Фонематический дефект.

Слайд 5

Особенности артикуляции При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация -( от лат. смягчение ) дополнительный к основной артикуляции согласных подьём средней части языка к твёрдому нёбу ( или йотовая артикуляция) Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены ). твёрдый мягкий На профилях видно — переход твёрдого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу . Рассмотрим в таблице что происходит при дефектном произношении парных согласных звуков.

Слайд 6

Таблица При дефектном произношении согласных : Твердых Мягких в произношении мягкие твердые дефект твердости смягчения язык напряжен спастичный изогнут (палатализация) расслаблен мягкий плоский средняя часть спинки языка не опускается выгибается не поднимается не выгибается кончик языка не выражен выражен тонус повышен гипертонус понижен гипотонус

Слайд 7

Специфика работы Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Таким образом, работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направления х: 1 ) коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия ; 2 ) выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных. При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков . Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

Слайд 8

Этапы работы (классика) 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков 2. Излишнее смягчение звуков 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи 1. Подготовительный этап 2. Этап постановки звука 3. Этап автоматизации звука 4. Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) 4. Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении !

Слайд 9

Подготовительный этап На 1 этапе первоначально формируем у ребёнка понятие о мягкости и твёрдости. Можно показать: мячики — пластмассовый и резиновый или кубики — деревянный и тряпичный. Здесь проводиться весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д. При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении: 1. Нет мягких 2. Излишнее смягчение Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъём средней части спинки языка. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять. Научить язык двигаться вперёд-назад: в напряжении в расслабленном виде Положение языка Изогнут «Горка» Прямой «Лопатка»

Слайд 10

Артикуляционные упражнения Нет мягких Излишнее смягчение Домик открывается Любопытный язык Улыбка — Хоботок Оскал Тянем язык к подбородку Обезьянка Тянем язык к носу Бульдог Хомяк Кружок Толстячки-худышки Шарики нижние Чистим зубки (снаружи) верхние Самовар Горка Ветерок дует с горки Катушка Жуём блинчик Змейка Накажем язык Лопатка Дуем на лопатку Покусаем язык Маятник Иголочка Качели Упражнения для постановки необходимого звука

Слайд 11

Нормализация мышечного тонуса Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата . Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком. В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приёмами классического : в первом случае, когда нет мягких — активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий . Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку. В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям . Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой. (в памятке описание). Более подробно про всё это описано в книге О.И. Крупенчук «Исправляем произношение». Изотонические упражнения и самомассаж там в стихотворной форме. Про массаж также множество книг различных авторов: Е.Ф. Архиповой, Е.А. Дьяковой, И.В. Блыскиной и т.д. Также много информации в интернете.

Слайд 12

Последующие этапы На последующих этапах работаем по известным методикам. На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении ! Можно показывать профили или на бегемотике . Чтобы отдифференцировать твердые свистящие , от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу. При произношении звуков , , их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка прижимается к нижним зубам. При переходе от в ‘ – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ. Работая над вибрантом , следует обратить внимание на то, что при переходе от к ‘ язык заметно перемещается вперед по направлению к верхним резцам. При к ‘ наоборот – назад.

Слайд 13

Рекомендации учёных. Татьяна Борисовна Филичева рекомендует проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных и . Закреплять понятие твёрдости и мягкости на базе сохранных согласных звуков , , , и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными , , ) Марина Анатольевна Полякова рекомендует постановку мягких и твёрдых звуков с опорой на мышечные ощущения твёрдости – мягкости. Где отталкиваться следует от губных и губно-зубных. Ставить в паре в такой последовательности , , , , , , , . Ольга Владимировна Правдина рекомендует постановку звуков проводить с учетом : 1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад. 2. На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твердыми звуками. Согласные , , удовлетворяют обоим поставленным условиям. Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее Фёдор Андреевич Рау , учитывая сложность артикуляции, рекомендует коррекцию дефекта проводить в следующей последовательности : — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , , — .

Слайд 14

Литература …

Слайд 15

Дополнения… В комплекс самомассажа включаются упражнения для губ, щёк, языка, нижней челюсти и мышц шеи. Расслабление шейной мускулатуры рефлекторно вызывает расслабление мышц корня языка. Это проводится в положении сидя: 1. Уронили голову – «уснули». 2. Запрокинули – покачали вправо-влево. 3. Опустили и тоже покачали . В самомассаже дети не могут самостоятельно погладить заднюю поверхность шеи, что тоже очень важно, поэтому я дополняю это своими руками, а также использую массажёр . Ещё в памятке описано упражнение на распластывание языка «Пожуём грушу» — не очень эстетично, но эффективно ! Для этого можно использовать и заменитель зонда — «Ракетку», деревянный одноразовый шпатль . Из точечного массажа можно использовать массирование точек в области подчелюстной ямки, двумя указательными пальцами 5-15 секунд: при непрерывной вибрации-расслабляем мышцы языка, при прерывистой вибрации – укрепляем. Для мелкой моторики мячики – ёжики. Можно обыграть синий и зелёный на этапе дифференциации . Также раскрывающийся мяч. Для формирования правильной воздушной струи карандаш с вертушкой и т.д . Зонд Томилиной «Клювик» для постановки С СЬ, зонд «Ёжик».

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Литература 1 . Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). 2. Архипова Е.Ф . Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель ; Владимир: ВКТ, 2008. 3. Блыскина И. В . Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008. 4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. 4-е изд. — М.: Академия, 2012 . 5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. 6. Краузе Е.Н . «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» — СПб.: КОРОНА принт ; М.: Бином Пресс, 2005 г. 7 . Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия ). 8. Новиковская О.А » Весёлая зарядка для язычка» — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. 9. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель : Полиграфиздат , 2010 г. 10 . Полякова М.А. самоучитель 11. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. + Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге «Логопедическая азбука» -М.: 2000. + сайты по массажу, обучение

Слайд 19

Этап постановки звуков Используем приёмы: по подражанию и показу артикуляции ; в слоге с помощью гласных – ; с механической помощью; с использованием временного варианта (для звуков , ) Приём, основанный на подражании , предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем. Следует пояснить ребёнку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать), при произнесении мягких – кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами. В слоге с помощью гласных – , более подробно описано в методике Т.Б. Филичевой. Некоторые нюансы в постановке с механической помощью…

Слайд 20

Механический способ Постановка задненебных , , производиться от базовых слогов: от -» та -» тя -» кя -» ка от -» да -» дя -» гя -» га от -» са -» ся -» хя -» ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги. При дефекте смягчения коррекцию следует проводить по методике Филичевой. Постановку переднеязычных , , О.В. Правдина предлагает следующим образом: произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т , то есть слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ . С механической помощью на начальном этапе можно получить с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука . Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Твердый звук ставим от межзубных гласных или , предварительно уточнив их артикуляцию: а—л , мал, дал; ы—л , мыл. После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.

Дефекты смягчения и их исправление

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п’, можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’____а), а потом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м’, ф’, в’).

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук т . Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук т’, в изолированном виде (т’т’т’) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Проблема: ребенок заикается

Главное правило исправления заикания — быть спокойным и никуда не спешить. Это касается как ребенка, так и его родителей. Все упражнения надо выполнять размеренно, не торопясь.

Упражнение «Распевка гласных»

Ребенок по очереди просто распевает все имеющиеся гласные звуки (А, И, О, У, Ы, Э). Мотив может быть любым. Во время этого упражнения у ребенка расслабляются мышцы артикуляционного аппарата. Можно сопровождать выполнение упражнения легкой приятной музыкой или звуками природы — это тоже помогает ребенку расслабиться.

Упражнение «Слоги»

Нужно учить ребенка произносить слова, разбивать их на слоги. Если медленно, враспев произносить слово, ребенку будет проще. Пусть он начнет с медленного произношения первого слога, затем второго и т. д. В итоге получится, например, «паа-раа-шюут», а не «ппппарашют».

Упражнение «Считалочка»

Речь идет о пересказе небольшого текста или даже предложения, во время которого ребенок делает паузу после каждого слова, считая до пяти. Таким образом, он будет говорить медленно, отделяя одно слово от другого. Это поможет ему сконцентрироваться и донести свою мысль. Ведь часто дети просто торопятся высказать то, что им хочется, и им неважно, что они при этом заикаются. На первых этапах это упражнение можно выполнять даже не со словами, а со слогами.

Упражнение «Итоговое»

Во время этого упражнения ребенок должен пересказывать какой-то простой текст, употребляя все вышеописанные советы для устранения заикания: произносить слова по слогам, распевая гласные и отсчитывая паузы между словами.

Каждое упражнение нужно делать в течение 10–15 секунд. Чтобы ребенку было нагляднее, понятнее и интереснее следить за временем, можно воспользоваться песочными часами. Сеанс упражнений должен длиться 10-15 минут. Дольше ребенок не выдержит, да и в этом случае речь уже будет идти о других, более сложных задачах. В то же время занятие длительностью меньше 10 минут не принесет необходимого эффекта.

Не заставляйте ребенка делать логопедические упражнения, если он простужен, если у него насморк и болит горло. Ведь это не только создает стресс, но и в прямом смысле вредит речевому аппарату.

Исправление дефектов смягчения.

Поделись с друзьями

Подготовительными упражнениями к постановке смягчения будут упражнения на выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Дефекты смягчения обычно наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки, поэтому встает вопрос, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука. Для решения этого следует учитывать: а) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука; б) уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков. Согласные т, д, н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука т к т, д к д и н к н. Таким образом выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука т, т. е. слоги ать, тя. По аналогии можно получить слоги ань, ня, дя.

Во время работы со звуками т, д, н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, благодаря этому аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

По степени легкости постановка смягчения согласных располагается в следующем порядке: т, д, н ф, в, п, б, м, с, р, л (Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована проф. Ф. A. Pay.).

После автоматизации мягких звуков следует перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Наличие правильного произношения твердых и мягких согласных, а также дифференциация их совершенно необходимы для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (мяч, дядя), об употреблении мягкого знака в конце слога (конь, письмо) и разделительного мягкого знака (бью, вьюга).

Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п’, можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’____а), а потом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м’, ф’, в’).

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звукт . Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук т’, в изолированном виде (т’т’т’) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получают слог ат’. Такой способ постановки г’ представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от г (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т’ в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д’ от д и н’ от и.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф’, в’, п’, б’, м’, с’, з’, р’, л’.

Что касается звуков к’, г’ и х’, то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т.п.) и усваиваются’в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным ка дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Переходим к артикуляционной гимнастике, о которой подробнее можно узнать здесь:

  • «Заборчик»;
  • «Улыбка»;
  • «Улыбка-трубочка»;
  • «Почистим зубки языком» — нижние зубы;
  • «Желобок»;
  • «Горка»;
  • «Киска сердится»;
  • «Сани».

Подробнее хочу остановится на последних четырех упражнениях. «Желобок» — сворачиваем язычок в трубочку, боковые края задираются кверху, кончик просовывается между зубами. Это упражнение не могут выполнить даже некоторые взрослые, поэтому нужно потренироваться. Для этого можно взять ватную палочку и надавить ей на середину языка, вызывая прогиб вдоль всего языка. Если это не получается, то я рекомендую положить ребенку на кончик языка небольшой кусочек ватки и дуть на него, открыв рот и высунув язык. При производстве звука [с] нам просто необходим небольшой желобочек на языке, чтобы по нему проходил воздух. При систематических тренировках желобок вырабатывается у всех детей без исключения.

«Горка» — кончик языка упирается в нижние зубы, спинка поднимается вверх, образуя горку, рот открыт. Это упражнение особенно полезно тем детям, у которых язык слабый и вываливается между зубов. Необходимо помнить, что при производстве свистящих звуков спинка языка должна быть немного напряжена. Если не получается выгнуть язык, то под него можно положить пластмассовую трубочку из-под сока, механически закрепив при этом кончик языка за нижними зубами шпателем или пальцем.

«Киска сердится» — это упражнение рассчитано на тренировку мышц языка с эффектом: напряжение-расслабление. На счет один язык упирается в нижние зубы и напрягается – «горка», на счет два – расслабляется, средняя его часть опускается, язык также продолжают упираться в нижние зубы, рот открыт, для удобства можно поставить на язык зубы.

«Сани» — старое забытое упражнение, но оно очень хорошо для слабых язычков при межзубном сигматизме. Рот широко открыт, губы в улыбке, отрывисто произносим звук: ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы. Язык напоминает сани, при этом его средняя часть автоматически движется вперед-назад.

Звук С

Постановка звука С

Исправлению неправильного произношения звуков следует уделить внимание ещё в раннем возрасте ребёнка, чтобы к школьному периоду ребёнок смог выговаривать все звуки чисто, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания. От этого напрямую зависит, насколько просто будут даваться ребёнку школьные программы. Если проигнорировать проблему, то такое произношение может остаться на всю жизнь. Во взрослом состоянии для исправления потребуется больше усилий. А чистое проговаривание важно не только для определённых специальностей, но и для комфортного общения.

 Важность постановки свистящего звука

Ребёнок у логопеда

Если замечено, что ребёнок некорректно произносит свистящий звук, логопед выделит характер проблемы, это может быть:

  •  сигматизм — происходит искажение [С] и [СЬ];
  •  парасигматизм — подмена [С] и [СЬ] другими звуками (на переднеязычный или шипящий).

Постановка звука [С] позволит избежать проблем в письменной речи и чтении:

  •  дисграфия — расстройство, при котором допускаются элементарные ошибки при письме.

Человек заменяет буквы на фонетически близкие звуки, например:

зовут => савут

белые => пелые

Пушок => Пужок

  •  дислексия — расстройство навыков чтения, при котором человек повторяет одни и те же ошибки при чтении. Звуки перемешиваются или подменяются другими, чтение по буквам, сложность понимания прочитанного.

Человеку сложно буквы соединить в слоги, а слоги в слова. Это приводит либо к непониманию прочитанного, либо к искажению информации.

  •  дислалия — нарушение произношения звуков. Диагноз ставится после 4–5 лет, до этого времени такое произношение считается нормой и проходит само.

 Постановка звука С от звука СЬ

Постановка звука [С] от мягкого [СЬ] состоит в выработке правильной артикуляционной позы:

  •  губы в широкой улыбке;
  •  язычок упирается в нижние зубы и формирует горку;
  •  сильно направленная струя воздуха.

То есть ребёнок должен вдохнуть и выдохнуть на язык с этой артикуляционной позой. При этом ощущается холодная струя воздуха (проверить можно поставив перед лицом ладошку).

В случае если [С] смягчается, применяется распространённый приём: при произношении нажать на серединку языка ватной палочкой. Тем самым убирается смягчение [СЬ] и вырабатывается твёрдый [С]. У маленьких детей это нередкое явление, когда они в словах употребляют мягкий [СЬ] и над исправлением этого звука необходимого непременно работать.

Автоматизация звука происходит изолированно в:

  • слогах — лучше начинать с обратных слогов [АС], [ОС], [УС], и потом переходить к прямым [СА], [СО], [СУ];
  • коротких словах;
  • словосочетаниях;
  • предложениях и связной речи.

Упражнение «Заборчик»

Зубки нужно поставить ровно друг над дружкой и улыбнуться. Проверить правильно ли поставлены зубы можно пальчиком.

Теперь уточняем месторасположение языка. Язык должен лежать за нижними зубами, лежать плоско и никуда не подниматься.

Нужно попросить ребёнка приоткрыть рот и показать язычок, удостовериться, что он расположен правильно. Часто бывает, что у детей повышен тонус языка. И язык вылезает за передние зубы, не может успокоится и лечь ровно. В этом случае делается массаж специальным шпателем или массаж зубками или губами (просто помять язык). Второй вариант предпочтительнее, так как эффект разминки тот же, но ребёнок не ощущает страха и дискомфорта от посторонних предметов.

Следующий этап упражнения для постановки звука [С]: язычок располагается за зубками, улыбаемся и свистим. Важно прислушаться, какой звук получился у ребёнка.

  Постановка с помощью подражания

Постановка звука с помощью подражания

Самый лёгкий способ постановки звука [С], который родители могут применять самостоятельно в обучении ребёнка. Выполнять занятие лучше перед зеркалом, показывая малышу как правильно расположить язычок, губы и зубы во время произношения. А далее в игровой форме тренировать [С], предлагая продемонстрировать, как задувает ветер в окно, или накачивается колесо и прочее. В некоторых случаях достаточно только этого упражнения, но зачастую оно дополняет остальные способы постановки звука [С].

Какие дефекты существуют при сигматизме

Есть несколько видов нарушения произношения:

  1. Межзубный сигматизм. Происходит, когда человек просовывает кончик языка между зубами.
  2. Боковой сигматизм. Когда воздух выходит не по средней линии языка, а упирается в щеку. Он может быть двусторонним или односторонним. Эстетически это выглядит неприглядно, так как происходит искривление мимики.
  3. Носовой сигматизм. Воздушная струя идёт в нос, и произношение получается с храпом. Для коррекции проводится упражнение — долго и протяжно произносится [Ф]. Кончик языка просовывается между нижней губой и верхними зубами, на него необходимо подуть, произнося [Ф], и постепенно убирать язык за нижние резцы.
  4. Призубный парасигматизм. Случай, когда не образовывается желобок по средней линии языка, и [С] приближён к звуку [Т]. Здесь происходит механическая коррекция желобка ватной палочкой.

Упражнения, позволяющие отработать желобок

Выполнение упражнения

  1. Язык кладётся на губу, необходимо подуть на кончик язычка тонкой струйкой воздуха. Для выработки соответственного свиста можно использовать специальный инструмент логопеда — палочка с вертушкой. Задача подуть на палочку так, чтобы её элемент под силой воздушной струи начал крутиться. В домашних условиях можно использовать ватные диски, положить на ладонь и дуть на них.
  2. Упражнение «Киска сердится». Открыть рот, спинку языка нужно выдвинуть вперёд и убрать назад. Повторить несколько раз.
  3. Игра «Загони мяч» в ворота вызовет у детей восторг. Ворота можно сделать из подручных вещей, мячом может выступать кусочек ватки или бумажки. Задача заключается в следующем: дуть на «мяч», пытаясь загнать его в ворота противника.

Заключение

Времени на выполнение комплекса упражнений жалеть не следует, и даже когда звук [С] удалось поставить, необходимо продолжать упражняться. Так как в случае с межзубным и боковым сигматизмом прежняя артикуляция дизартрии способна возвращаться. Произношение необходимо постоянно тренировать, проговаривая стихи, рассказы и скороговорки.

Добавить комментарий