Стертая дизартрия — расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдает фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность. Диагностируется чаще у дошкольников. В статье расскажем про признаки стертой дизартрии, причины патологии и современные методы коррекции.
Содержание статьи
- Как проявляется стертая дизартрия у детей
- Причины стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
- Диагностика стертой дизартрии
- Лечение стертой дизартрии
- Работа с логопедом
- Прогноз и профилактика
Как проявляется стертая дизартрия у детей
Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков. Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.
Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.
В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.
Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.
Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.
Общее развитие
Изменен неврологический статус. Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений. Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.
В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.
Причины стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба.
К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка:
- Во внутриутробном периоде на плод негативно могут воздействовать инфекционные болезни матери (герпес-инфекция, краснуха, токсоплазмоз, вирусные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция). Играют роль иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз, декомпенсированный сахарный диабет или гестационный диабет. Вследствие этих состояний развивается фетоплацентарная недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
- Во время родов возможно травматическое повреждение в результате стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияют длительный безводный период;
- В послеродовом периоде и в первый год жизни ребенка повреждение центральной нервной системы может случиться вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.
Все перечисленные факторы приводят к поражению нервов, которые иннервируют мышцы артикуляционных органов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, подъязычного. Для каждого нерва характерны свои признаки. Например, о поражении тройничного нерва говорит ограничение движений в нижней челюсти, губ, языка, лицевого нерва — мимической мускулатуры, языкоглоточного нерва — корня и спинки языка, подъязычного нерва — нарушение моторики языка, трудность поднятия языка к небу.
Диагностика стертой дизартрии
Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.
Обследование поэтапное и включает в себя:
- Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, способности улавливать различные звуки. При подозрении на стертую форму дизартрии пациента направляют на консультацию к неврологу;
- Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.
После того, как малыш пройдет все обследования, его повторно консультирует логопед/дефектолог. Имея на руках заключения, он определяет тип речевых нарушений, и составляет план и форму работы с ребенком.
Лечение стертой дизартрии
Терапия комплексная, проводится с участием невролога, психолога и логопеда. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.
Медицинская сторона коррекционной работы заключается в стимуляции мозгового метаболизма, что достигается назначением ноотропов, витаминов. Укрепляют эффект курсами массажа, лечебной гимнастики, рефлексотерапией, физиотерапевтическими методами. Если есть такая возможность, можно получить лечебные ванны, посещать бассейн.
Работа с логопедом
Логопед на начальном этапе «ставит» дефектные звуки, исправляет другие нарушения речи. Затем идет закрепление нормального произношения звуков: малыш учится использовать их в слогах, словах, фразах. Обычно на преодоление стертой дизартрии уходит много времени. Автоматизация звуков — сложная форма работы, требует терпения и старания.
Одновременно специалист устраняет фонематические нарушения, развивает интонацию и выразительность речи, обучает грамматике.
Одним из составляющих коррекционной работы при скрытой дизартрии является логопедический массаж. Очень эффективен зондовый массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц, участвующих при артикуляции, помогает малышу лучше чувствовать их при разговоре, значит, контролировать положение органов речи во время звукопроизношения. Проводится отдельно или параллельно с основным курсом.
Эффективны пальчиковая и артикуляционная гимнастики:
- Координированность движений рук связана с артикуляционной функцией, поэтому пальчиковой гимнастике уделяется много времени. Она может дополняться занятиями в игровой форме. Например, малышу предлагают собрать бусы, пазлы, построить конструктор, лепить, вырезать. Конечно же, важно подобрать такой комплекс, чтобы пациенту нравилось и он занимался с удовольствием;
- Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц. После них детям легче придавать правильную позицию органам речи во время звуковоспроизведения, переключаться на другие звуки.
Показана и дыхательная гимнастика — она тренирует дыхание, учит ребенка правильно использовать струю воздуха при разговоре, делает речь более выразительной.
Коррекционная работа при стертой дизартрии длительная: до 1 года и больше. Сроки зависят от тяжести болезни, сопутствующих речевых нарушений, регулярности занятий.
Роль родителей
При стертой дизартрии у дошкольников и младших школьников неоценима роль родителей. Ведь важно строго следовать рекомендациям врача и плану терапии. От этого зависит результат и как скоро дите начнет нормально разговаривать. Если врач считает необходимым, выполняйте упражнения и дома: это ускорит выздоровление. Но не переусердствуйте, следите за тем, чтобы малыш во время домашних занятий был в хорошем настроении. Сейчас он не расположен к занятиям, значит, отложите их.
Также малыш нуждается в вашей поддержке. Он должен знать и чувствовать, что не один на один с проблемой, что рядом папа с мамой, которые всегда поймут и поддержат, позаботятся. Ребенку важно знать, что его любят, несмотря на дефект речи. Так он будет усерднее заниматься и вам будет легче добиться эффекта.
Возможные осложнения
Расстройства при стертой форме дизартрии вызывают дефекты восприятия звуков. При этом нарушено восприятие не только схожих по звучанию фонем, но и остальных звуков. Со временем отсутствие четкой речи, невозможность нормального слухового восприятия приводит к сложностям в понимании слоговой структуры.
Наблюдаются проблемы с грамматикой, бедный словарный запас. Если не начать своевременную коррекцию, то у младших школьников будет страдать письмо.
У детей, даже с минимальными характеристиками стертой формы дизартрии, страдают коммуникативные навыки. Они не могут выстраивать диалог и вообще разговаривать с людьми. Они сторонятся коллективов, стараются избегать новых знакомств и вообще общения. Если посещают садик, они играют в одиночестве. В школе также находятся обособленно.
Это создает предпосылки для психологических проблем и вторичных речевых нарушений. Например, детки могут начать заикаться, у них развивается энурез.
Прогноз и профилактика
Любой дефект речи, в том числе стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста, влечет за собой психологические расстройства. Если вовремя на обнаружить расстройство, поставить диагноз и не начать терапию, малыш так и вырастет с этой патологией, а к ней присоединятся другие. В таких ситуациях человеку трудно жить в социуме: он ограничен в выборе профессии, самореализации. Из-за этого он может чувствовать себя угнетенно, что в дальнейшем привести к депрессии.
Профилактика стертой дизартрии начинается еще в периоде планирования беременности. Будущей маме необходимо уже на этом этапе пройти обследование и подготовиться к зачатию: пройти курс лечения, если есть какие-либо проблемы, устранить дефицитные состояния (анемия, гиповитаминоз).
После наступления беременности нужно внимательно относиться к выбору продуктов питания, режиму дня. Будущая мама должна достаточно отдыхать, гулять, избегать физического перенапряжения и травм, стрессов.
Важно грамотное ведение родов и исключение травм и гипоксии. В периоде новорожденности выполняйте рекомендации врача, вовремя проходите обследования. Если подозреваете какое-либо отклонение в развитии — сообщите об этом врачу. Своевременная диагностика и терапия — обязательные условия максимально раннего выздоровления и гарантия того, что нарушение не скажется в будущем на развитии малыша.
Нарушения фонетики и просодики бывают спровоцированы неглубоким изменением мышечной иннервации органов артикуляции. В этом случае диагностируется стертая дизартрия у маленьких детей – легкая форма патологии, проявляющаяся нечеткостью произношения и невыразительностью речи из-за искаженного звучания фонем. Несмотря на невыраженную симптоматику, патология требует лечения. При игнорировании терапевтических мероприятий симптомы усугубляются, пациент сталкивается с нарушением восприятия, не может правильно читать и писать.
Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это?
В логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология, при которой искажаются фонетические и просодические элементы речи из-за органического поражения головного мозга.
Термин ввела в науку логопед О. А. Токарева. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме заболевания.
Патологию из-за смазанного течения можно выявить у ребенка только по достижению 5-летнего возраста. Назначается длительный курс комплексной терапии, включающей прием медикаментов и логопедические занятия. Терапевтический комплекс назначается каждому пациенту в индивидуальном порядке, универсальной схемы лечения пока нет.
Причины
Стертая форма дизартрии – это детское заболевание. Факторы, провоцирующие его, воздействуют на организм ребенка еще на внутриутробном этапе развития.
Наиболее частые причины патологии:
- задержка эмбрионального развития из-за недостаточного поступления кислорода через плаценту;
- резус-конфликт матери и эмбриона;
- тяжело протекающая беременность (токсикоз, высокое кровяное давление, диабет, патологии почек у вынашивающей женщины);
- инфекционные болезни, перенесенные беременной женщиной на поздних сроках вынашивания (гепатит, герпес, токсоплазмоз, цитомегалия);
- осложненные роды (длительное нахождение плода в безводном пространстве, недолгая асфиксия, применение вакуум-экстракции или щипцов для ускорения родоразрешения);
- органические поражения головного мозга в младенческом возрасте, связанные с перенесенным менингитом, энцефалитом или иным инфекционным заболеванием (в группе риска находятся младенцы, патологически реагирующие на введение любой вакцины).
Ребенка, на организм которого воздействовал хотя бы один из вышеперечисленных факторов, обязательно наблюдает детский невролог. Если спустя год наблюдения признаков органического поражения мозговых тканей нет, то маленький пациент снимается с учета. Если отмечаются подозрительные симптомы, то медицинский мониторинг продолжается.
Классификация
Пациенты со стертой дизартрией делятся на три группы по степени нарушения речевого развития:
- Коммуникативная способность развита, но имеются проблемы с восприятием и применением предлогов и сложных глаголов. Речевые связи хорошие, словарный запас достаточный для возраста ребенка. Вызывает затруднение произношение сложных в артикуляционном плане слов. Возможна затрудненная пространственная ориентация.
- Помимо нарушения произношения звуков и неразвитой интонационной способности, отмечается изменение фонематического восприятия. Совершаются ошибки в проговаривании похожих фонем и слов. Словарный запас недостаточный для возрастной группы. Вызывает затруднение образование слов, согласование частей речи при построении предложения.
- Отмечается выраженное речевое и фонематическое нарушение. Словарный запас низкий. Возникают проблемы при построении слогов. Не соблюдаются грамматические нормы.
Эта условная классификация необходима, чтобы разделить детей в дошкольных и школьных учреждениях для проведения терапии.
Симптомы стертой дизартрии
Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.
Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.
Общая моторика
Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.
Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.
Мелкая моторика у детей с дизартрией
Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.
У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.
Особенности артикуляционного аппарата
Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.
Особенности звукопроизношения у детей
Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.
Нарушения просодики при дизартрии
Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.
Из-за слабого выдоха некоторые дети начинают говорить на вдохе, прерываясь и захлебываясь. Есть дети, у которых получается самостоятельно контролировать речь. У них произношение звуков нормальное, но скандированное (как будто они говорят заученные фразы), отмечаются только просодические нарушения.
Нарушение речевого развития у детей
Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.
На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.
В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.
Осложнения
Нарушения звукопроизношения и просодики вызывают изменения фонематического восприятия. Причем пациент затрудняется воспринимать не только близкие, но и далекие по звучанию и артикуляционному формированию звуки.
В результате возникают трудности в понимании слогового деления слов, словообразования. Отмечаются грамматические ошибки, лексическая скудность, заторможенность мыслительного процесса, низкое усвоение семантики. Школьник с дефектом речевого развития не может нормально усваивать образовательную программу, вследствие чего развивается дисграфия – нарушение процесса письма.
Коррекция стертой дизартрии
Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста требует комплекса мер, лечение обычно длительное, включает:
- прием медикаментов;
- коррекционные логопедические занятия;
- сеансы у психолога.
С ребенком должны заниматься родители, логопеды, медицинские специалисты. Основа терапии – развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Проводятся логопедические упражнения, в домашних условиях делается массаж лицевой мускулатуры. Хороший эффект дает метод дыхательной гимнастики, помогающей вернуть плавность и четкость произношения. Рекомендуются игры, в которых подразумевается взаимодействие пальцев и мелких предметов.
Сеансы у психолога необходимы для устранения скованности, закомплексованности, связанной с речевыми дефектами.
Упражнения при стертой дизартрии
Рекомендуется делать дыхательную гимнастику, разработанную педагогом А. Н. Стрельниковой: резко вдыхать при наклонах, выдыхать при распрямлении тела.
Логопеды предлагают различные коррекционные упражнения для мышц губ, щек, языка, челюстей, которые после консультации можно проводить самостоятельно. Из простых упражнений можно отметить:
- поочередное и одновременное надувание щек;
- втягивание щек между челюстями;
- рассасывание сахара или конфеты за щекой;
- вибрационные движения губ;
- открытие и закрытие рта со щелканьем зубами;
- вытаскивание зажатой в зубах марли или бумаги;
- облизывание губ.
Хороший эффект в развитии звукопроизношения дают скороговорки и стишки.
Артикуляционная гимнастика
Стертая дизартрия устраняется посредством гимнастики, лечение должно проводиться регулярно. Оно укрепляет лицевую мускулатуру, формирует навык правильного произношения, вырабатывает сильный и ровный воздушный поток, необходимый для правильного продуцирования звуков.
Гимнастические упражнения проводятся по принципу подражания. Логопед показывает, как надо двигать языком и челюстями, маленький пациент повторяет. На занятиях часто используются предметы, предназначенные для сжимания зубами или губами.
Посредством артикуляционной гимнастики:
- расслабляются напряженные лицевые мышцы;
- тонизируются органы артикуляции;
- ставится сильный голос;
- вырабатывается правильное произношение;
- укрепляются лицевые и языковые мышцы;
- улучшается циркуляция крови в лицевых тканях.
При регулярном проведении занятий с логопедом и дома формируется правильное и четкое произношение звуков и слов.
Логопедический массаж при стертой дизартрии
Логопедический массаж для детей – обязательный пункт коррекции дизартрии. Он проводится либо в рамках логопедических занятий, либо отдельными сеансами. Необходим для подготовки лицевых и ротовых мышц к правильной артикуляции.
Как проводить массаж в домашних условиях, родителям рассказывает логопед. Движения осуществляются пальцами или используя зонды для логопедического массажа.
Стертая форма развития дизартрии не угрожает физическому здоровью ребенка, однако мешает полноценному общению, выбору профессии, вызывает комплексы и психологические проблемы. Поэтому с лечением заболевания затягивать не стоит.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дизартрия
– это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.
Стертая дизартрия встречается очень часто у дошкольников и школьников. Основные жалобы при стертой дизартрии следующие: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и другие. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: медицинское воздействие; психолого-педагогическую помощь; логопедическую работу.
Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие это нарушения. При обследовании ребенка в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие особенности и негативные симптомы:
Общая моторика
Дети со стертой дизартрией характеризуются моторной неловкостью. У некоторых ограничен объем активных движений. Мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Тонкая моторика рук
Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики и другие
На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей со стертой дизартрией уже в первом классе могут отмечаться трудности при овладении графическими навыками. У некоторых детей наблюдается «зеркальное письмо». Например, может быть замена букв «д» на «б». Возможны замены гласных, окончаний слов при письме. Нередко отмечается плохой почерк и медленный темп письма.
Стертая дизартрия, которая в дошкольном возрасте в основном проявляется в неразборчивой речи, в школьном возрасте осложняется трудностями освоения письменной речи. Это большое число ошибок на письме и трудности овладения чтением. Все это препятствует успешному освоению школьной программы. В то же время специалисты-логопеды, педагоги детского сада и родители могут еще в дошкольный период помочь ребенку со стертой дизартрией и устранить нарушения, мешающие четкой и внятной речи, а также убрать предпосылки нарушений в письменной речи детей.
Особенности артикуляционного аппарата
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. У некоторых детей отмечается вялость мышц (паретичность, гипотония).
Мышечная гипотония органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично (слабая мимика), мышцы лица вялые. Отмечается вялость жевательной мускулатуры, дети плохо жуют. Рот чаще открыт, губы вялые, углы их опущены. Во время речи губы остаются вялыми, что ухудшает интонационно-выразительную сторону речи. Язык ребенка находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоподвижный.
Бывает и другая симптоматика, когда тонус мыщц повышен (спастичность). При этом лицо амимично (отсутствуют мимические реакции), мышцы лица напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», то есть вытянуть губы вперед и другие. Язык при повышенном тонусе чаще толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Звукопроизношение
При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков. Но, в отличие от дислалии (простого нарушения звукопроизношения), речь при стертой дизартрии имеет кроме нарушений звукопроизношения недостатки и в просодической стороне речи, то есть нарушения в интонационно-выразительной окраске речи.
Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков.
Достаточно часто отмечаются такой дефект звукопроизношения как межзубное произнесение и боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость слов, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
Просодика
Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда носовой оттенок речи. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.
Довольно часто выявляются дети с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, то есть по слогам. При этом выражены нарушения просодики, от чего страдает коммуникативная функция речи, ухудшаются возможности речевого общения ребенка и с другими детьми и с взрослыми.
Группы детей со стёртой дизартрией
Дети со стертой дизартрией являются неоднородной группой. В зависимости от уровня развития языковых средств дети относятся к разным группам.
Так если нарушены звуки и просодика, а речь по словарному запасу является богатой и грамматически верной, то такой ребенок войдет в группу с фонетическими нарушениями (ФН).
Если же у ребенка кроме нарушений звуков и просодики еще будет нарушен фонематический слух, то такой ребенок со стертой дизартрией уже будет отнесен к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).
Фонематический слух – это способность выделять и различать фонемы родного языка на уровне слова. Способность к различению звуков формируется в норме у ребенка с 6-месячного возраста ребенка до 1 года 7 месяцев.
В том же случае, когда у ребенка плохо развита речь и отмечается бедный словарный запас, выраженные нарушения в формировании слоговой структуры слов и грамматического строя речи да к тому же еще выявляется грубое нарушение звукопроизношения и просодики, то в этом случае ребенка отнесут к группе с общим недоразвитием речи (ОНР).
Комплексное воздействие
Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.
Медицинское воздействие определяется неврологом. Лечение должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и другие.
Психолого-педагогическое воздействие осуществляется психологами, воспитателями, родителями и учителями-логопедами на групповых занятиях. Психолого-педагогическое воздействие должно быть направлено на развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлений; формирование конструктивного праксиса; стереогноза, развитие высших корковых функций; формирование тонких дифференцированных движений рук; формирование познавательной деятельности; психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Логопедическое направление реализует учитель-логопед, на специальных индивидуальных логопедических занятиях, учитывающих специфические особенности ребенка со стертой дизартрией.
Литература
- Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей (учебное пособие) М.: АСТ-Астрель, 2006.
- Архипова Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии (учебной пособие) М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008.
- Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии (учебное пособие). М.: Астрель (серия «Библиотека логопеда») 2008.
Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ, г.Москва.
Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).
Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.
Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.
На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:
- в подборе правильной артикуляционной позы;
- знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
- в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).
Дизартрия с латыни дословно переводится как «нарушение членораздельной речи». То есть наблюдается неправильное произношение слов, возникающее как следствие нарушенной иннервации речедвигательного аппарата.
Стертая дизартрия является легкой степенью расстройства. Она проявляется негрубыми речевыми дефектами, в первую очередь фонетической и просодической стороны речи.
Как развивается
Патология возникает на фоне поражения нервных волокон, иннервирующих мышцы лица. Как правило, при стертой форме заболевания поражается тройничный, языкоглоточный, подъязычный и лицевой нервы. Это влечет за собой нарушение работы компонентов речевого аппарата. Ограничивается подвижность нижней челюсти и губ, сглаживается носогубная складка, снижается активность мягкого неба, жевательных и мимических мышц. Снижается амплитуда движения языка, удержание им артикуляционной позы, развивается его тремор.
В большинстве случаев нарушение иннервации носит централизованный характер. На основании этого диагностируется несколько форм стертой дизартрии:
- корковая – формируется при появлении небольших патологических очагов в речедвигательном центре. Страдает фонетический, то есть произносительный компонент речи;
- экстрапирамидная – формируется при повреждении подкорковых ядер и нервных узлов и приводит к нарушению просодики речи. То есть она теряет свою выразительность;
- псевдобульбарная – поражает проводящие пути, объединяющие кору ГМ с ядрами черепно-мозговых нервов. Вызывает дефект как фонетической, так и просодической стороны речи;
- смешанная.
Стертая дизартрия наиболее часто встречается у детей дошкольного возраста и выявляется после 5 лет. Вызывают расстройство патологии перинатального, натального и постнатального развития ребенка. Сюда относят патологические состояния во время беременности: токсикоз и инфекционные заболевания матери, внутриутробные инфекции и гипоксия плода.
Влияют на формирование патологии и стремительные или затяжные роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение, резус-конфликт, родовая травма.
В постнатальном периоде, в основном на 1–2 году жизни, к расстройству приводят различные заболевания: грипп, частые ОРВИ, пневмония, инфекционные процессы и патологии пищеварительного тракта, судорожные приступы на фоне гипертермии, ДЦП, энцефалопатии, гидроцефальный синдром, перинатальное поражение ЦНС.
У подростков же дизартрия в стертой форме может присутствовать, начиная с дошкольного возраста, или имеет приобретенный характер. Подростки могут приобрести расстройство вследствие травмы или опухоли головного мозга, нейроинфекциях, нарушениях мозгового кровообращения.
Если дизартрия развивалась у ребенка с малых лет, то, вполне возможно, он страдает дисграфией, то есть грамматически необразован, а также имеет некоторые проблемы с чтением, восприятием и пониманием речи. Если же заболевание было приобретено уже в старшем возрасте, то присутствует только дефект произношения. Письменная речь, понимание сказанного по отношению к нему сохраняется.
Фонетическая часть речи
При стертой дизартрии страдает, прежде всего, произношение звуков, из-за чего речь таких людей не совсем понятна для восприятия. Однако встречаются такие формы заболевания, при которых речевые дефекты весьма скромные и на первый взгляд не различаются.
При данной патологии наблюдается смешение, искажение, замена или пропуск отдельных звуков. В первую очередь страдают те из них, которые требуют в своем произношении вмешательства кончика языка. Самый показательный признак, диагностируемый в 80% случаев, это искажение произношения звука [р], в 65% случаев страдает звук [л]. Они заменяются ребенком на более простые в произношении звуки [й] или [г].
Распространено также межзубное произношение шипящих и свистящих, например, [ж], [ш], [з], [с], и оглушение звонких звуков.
Интересно то, что если эти звуки произносятся человеком изолированно, то сложностей в этом не возникает. Но стоит включить их в речь, контроль теряется, и их произношение искажается. То есть, таким людям сложно поставить их на автоматическое воспроизведение.
Установлено, что большинство детей со стертой формой дизартрии не используют в обиходе много стандартных слов, путают близкие по произношению слова, при сочетании нескольких согласных в слове, опускают их.
Речь дизартриков с легкой степенью расстройства смазанная и не совсем разборчивая.
Просодическая часть речи
У детей и подростков, имеющих легкий дизартрический статус, также страдает и просодическая сторона речи. Она характеризует мелодичность, темп и тембр, длительность произношения и обусловливает внятность и разборчивость речевого рисунка.
В первую очередь отмечается отсутствие интонации голоса. Дети не могут выразительно прочесть стих, менять интонационные аспекты. Они не способны интонационно передать эмоцию, диапазон голоса утрачивает свою широту. Теряются паузы между фразами. Присутствует назальный оттенок голоса. Особенно страдает повествовательные высказывания. В целом речь становится монотонной и невыразительной.
В связи с тем, что при стертой дизартрии речевое дыхание замедляется, нарушается выдох, дизартрики говорят на вдохе. Поэтому они разговаривают, что называется, взахлеб.
Тембр голоса напрямую зависит от эмоционального статуса. Если в психологическом статусе преобладают процессы торможения, то голос становится тихим, приглушенным, приобретает хриплый или сиплый оттенок. У возбудимых дизартриков голос звонкий, переходящий на крик.
Темп речи также может разниться: у одних он ускоренный, и в этом случае гласные выпадают из слов, а у других – замедленный, тогда гласные, наоборот, чрезмерно растягиваются.
Ритмически речь тоже страдает. Она утрачивает свою чеканность, ударение в словах расставляется неправильно. Это влияет на произношение, делая его необычным и частично непонятным для восприятия.
Другие отклонения
Нарушение иннервации отдельных групп мышц не только расстраивает привычный для нас характер речи. Обращает на себя внимание и общий вид больного. Обращает на себя внимание дефицитом мимики. Носогубная складка и углы рта асимметричны. В процессе речевой активности беспокоит гиперсаливация, поскольку нарушается способность сглатывания слюны.
При парезах лицевых мышц они теряют тонус. Губы и углы рта опущены, язык малоактивен, не в полную силу участвует в словообразовании. Такие особенности влияют на интонацию и выразительность сказа. За счет слабости жевательных мышц нижняя челюсть не удерживается в приподнятом положении, из-за чего теряется возможность держать закрытым рот. Слабость мышц усиливается при артикуляционной нагрузке.
При спазме мимической мускулатуры мимика отсутствует, мышцы твердые на ощупь и напряженные. Губы как будто постоянно находятся в улыбке за счет спазма верхней губы. Они практически не участвуют в словообразовании. Невозможно сложить их в трубочку или вытянуть вперед.
Страдает артикуляция, нарушается переход от одной артикуляционной позы к другой. Из вегетативных расстройств наблюдают потливость, цианоз рук и стоп.
Дизартрики способны выполнить практически все артикуляционные пробы: улыбнуться, надуть щеки и т.д. Однако их качество выполнения заметно страдает, отличается нечеткостью, смазанностью, недостаточной амплитудой, вялостью.
Такие дети легко возбудимы, чрезмерно суетливы или, наоборот, заторможены. Снижается работоспособность, страдает внимание и память.
Возникают трудности в мелкой моторике рук, а также и в общей моторике. При физических нагрузках дети быстро утомляются, им сложно поддерживать ритм и темп движений, переключаться с одного их вида на другой.
Последствия
Деткам, которых расстройство настигло в раннем возрасте, оно грозит не только нарушением произношения, но и понимания обращенной к ним речи. Они начинают говорить позднее других детей. По мере взросления, учитывая дефекты произношения и сниженную способность улавливать на слух новые слова, у них формируется довольно скудный словарный запас. Отсутствует также способность к словообразованию и изменению слов, страдает грамотность.
В школе у детей появляются сложности с усвоением учебной программы. Кроме того, развивается дисграфия. В начальных классах они с трудом осваивают письмо. Встречается так называемое зеркальное написание букв, одни буквы заменяются другими.
В старших классах в письме отмечаются ошибки с нарушением структуры предложения. Отмечаются пропуски отдельных слов или неуместные вставки, неправильное использование предлогов, приставок. Несколько слов сливаются в одно. Порой обнаруживаются обрывки, недописанные окончания. Буквы, схожие в написании, замещаются друг другом.
Почерк у таких подростков плохой, неаккуратный, в тексте присутствует много исправлений. Особые трудности возникают в написании диктантов. Страдает чтение: оно ошибочное и медленное.
Учитывая такие особенности в обучении, нередко эти дети имеют трудности с успеваемостью. С другой стороны, искаженная речь у подростков становится причиной развития комплекса и недооценки себя. Такие дети могут испытывать насмешки и издевательства со стороны сверстников. На этой почве они замыкаются в себе, в дальнейшем доходя до полной социальной изоляции. Ощущение своей неполноценности становится поводом к развитию депрессивного состояния.
Многие подростки, даже со стертыми дизартрическими дефектами, сталкиваются с проблемой выбора профессии. Существуют такие сферы деятельности, где подобные нарушения являются недопустимыми. Так, военные училища, факультеты иностранных языков, журфаки становятся для таких подростков недосягаемыми. Нередко случается, что они бегут в срочном порядке к логопедам для исправления дефекта.
В легкой форме стертая дизартрия не препятствует обучению ребенка в школе и не отражается на его успеваемости. Если дизартрия была приобретена в подростковом возрасте, то страдает исключительно произношение. Письмо, словарный запас сохраняются на прежнем уровне.
Патология выявляется в процессе логопедического обследования, после исследования артикуляции, мимических мышц, речевого дыхания, моторики, просодической и фонематической стороны речи. Проверяется грамматика и лексический запас.
Для подтверждения диагноза необходим и неврологический осмотр, инструментальные и лабораторные исследования.
Стертая дизартрия, даже с минимальными проявлениями, требует своевременной коррекции, поскольку в будущем может строить некоторые препятствия для самореализации личности. Лечение проводится с использованием физиотерапевтических методов, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, коррекции речевых расстройств. Обязательным является использование техники логопедического массажа.