У одних учителей дети ведут себя тихо, у других — больше похожи на буйную неуправляемую стихию. Как добиться дисциплины в классе и не потерять любовь учеников?
Современные исследования показывают, что в каждом школьном классе около трёх недель за весь учебный год уходит на решение дисциплинарных вопросов. При этом в российском образовательном процессе давно назревает проблема на тему того, как держать дисциплину в классе. Молодые педагоги бывают не готовы к плохому поведению учеников и конфликтам, а учителя со старой закалкой используют устаревший метод кнута и пряника. Но, к сожалению, наказания и выговоры способны повысить дисциплину лишь на короткий период. В долгосрочной же перспективе они ведут к детским травмам и эмоциональной отстранённости школьников.
Ещё в середине XX-ого века психологи в США выявили так называемый волновой эффект: наказание одного ребёнка побуждает других детей вести себя так же плохо. Следовательно, излишние подавление и контроль могут привести к неожиданным последствиям. Прямой способ воздействия на школьников – давление, ругань и угрозы – вызывает негативное противодействие. И напротив, опосредованное влияние через повышение интереса к предмету и изменение мотивов учёбы приносит большие результаты.
Может показаться, что дисциплина – это лишь список требований, адресованный школой ученикам, что подавляет их как индивидуальность и личность. На самом же деле речь идёт об эффективном инструменте, создающем оптимальные условия для обучения. Дисциплина – не просто молчание школьников, а их погруженность в учебный процесс. Но что скрывается за этим на практике? Давайте разбираться.
Коррекция дисциплины: общая классификация
Существует несколько способов, как наладить дисциплину в классе до момента самого наказания:
- невербальный – жесты, позы, визуальный контакт и т. д.;
- позитивный групповой – акцентирование внимания не на запретах, а на желаемом поведении и поставленных задачах;
- анонимный групповой – упоминание проблем в классе без конкретных имён нарушителей;
- индивидуальный – незаметное обращение к ученику без привлечения внимания других детей;
- мгновенный публичный – обращение к ученику по имени при всех без оскорбительных интонаций.
В статье мы поговорим обо всех перечисленных приёмах работы с дисциплиной и о том, в каких случаях эти методики действуют эффективнее всего.
Почему дети не слушаются и шумят?
Прежде чем выстраивать стратегию по улучшению дисциплины, стоит проанализировать причины плохого поведения учеников. Иногда дело кроется в перевозбуждении после долгой перемены, а иногда – в испытании нового учителя на прочность. Кроме того, иногда на уроках может возникать активное обсуждение, в рамках которого дети говорят громко и одновременно, пытаясь перекричать друг друга.
Детские психологи говорят, что младшим классам часто становится скучно и хочется выплеснуть энергию. Ученики средних классов, в свою очередь, выражают плохой дисциплиной подростковый протест. Наконец, старшеклассники могут осознанно идти на конфронтацию с учителем или общепринятыми правилами поведения, отстаивая свои идеалы и представления о жизни.
В зависимости от того, какой из пунктов соответствует вашей ситуации, нужно по-разному поддерживать дисциплину на уроке. Например, можно по-доброму посмеяться над нарушителем спокойствия или загрузить очень активных детей творческими заданиями.
Классификация Рудольфа Дрейкурса
Американский педагог и психолог разработал четыре мотива, которые присущи детям с плохим поведением.
Привлечение внимания
1. Это дети-артисты, которые в младших классах пытаются завоевать учителя, а в старшем возрасте – сверстников.
2. Школьники ведут себя вызывающе, совершая странные поступки, или работают так медленно, что классу приходится подстраиваться под их темп.
3. Истоки поведения – исполнение мельчайших капризов дома или же наоборот, минимальное внимание родителей.
4. Чтобы справиться с такими детьми, нужно показать им, что за хорошее поведение они получат гораздо больше внимания, чем за плохое.
Утверждение власти
1. Дети пытаются задеть педагога, бросить вызов. Они шумят во время чужой работы, сдают недоделанные задачи. Старшеклассники ругаются вслух, публично хамят, а ученики в младших классах демонстрируют истерики с визгом.
2. Также здесь возможно тихое непослушание и показное дружелюбие, когда ребёнок на деле врёт. Школьник может оправдываться ленью, рассеянностью, забывчивостью. При этом проблемы беспокоят его только на уроке или при выполнении домашнего задания.
3. При работе с такими детьми нужно уходить от прямой конфронтации, чтобы не усилить напряженную атмосферу. Можно передать часть организаторской власти ученику, чтобы он проявил себя уже по-взрослому, выразил настоящую личностную силу. Пусть, например, проверит работы одноклассников или поможет составить план урока.
Месть
1. Вы можете задеть ребёнка случайно или переборщить с наказанием и высмеиванием школьника на публике. Тогда ученик замкнётся в себе, захочет подло и жестоко отомстить за реальную или придуманную обиду. Кроме того, дети могут проецировать на учителя обиду на родителей, сверстников, школьную администрацию – всех, кому страшновато мстить.
2. Мстящие школьники способны испортить кабинет, сломать мебель и даже ударить педагога. Они давят на слабое место учителя, поэтому не придерживаются ценностей, которые ему дороги, будь то пунктуальность, опрятность, вежливость и т. д. В пассивной форме месть проявляется неподатливостью, когда ребёнку нравится озадачивать учителя своей неразговорчивостью и угрюмостью.
3. Как наладить дисциплину среди таких детей? Прежде всего, надо строить с учениками отношения, основанные на заботе. Даже если ребёнок вас обидел, нужно отделять поступок от личности.
Избегание неудачи
1. Ученики такого типа не снижают общую дисциплину класса. Они просто хотят быть незаметными и не исполняют задания, надеясь, что их пронесёт. Так называемые тихие саботажники лишь в ситуации крайнего отчаяния могут прибегнуть к выражению гнева, выпуская пар. Такой эмоциональный взрыв они используют для отвлечения от возможной неудачи.
2. В большинстве случаев дети, чтобы избежать неудачи, откладывают выполнение заданий на потом, не делают их до конца и раздувают любую болезнь до критического масштаба, чтобы получить отвод от нежеланного урока.
3. Такая стратегия поведения появляется из-за частой ругани учителя при ошибках. Если педагог мало внимания уделяет достижениям, а фокусируется на недочётах, мотивация снижается до нуля. Подобная ситуация происходит и при необоснованных или завышенных требованиях к отдельным школьникам или целому классу. Наконец, частые навязанные соревнования по не самому любимому предмету тоже приведут к протесту.
4. Чтобы ученик вернулся к активной деятельности на уроке, надо подбадривать и поддерживать его, концентрируясь на том, что у него получается. Можно ненавязчиво подталкивать ребёнка к учебному взаимодействию с другими детьми, чтобы сократить «уход в себя».
Как привлечь внимание детей на уроке?
Эффект неожиданности
- Интрига – залог внимания детей, а значит, и тишины. Вы можете сообщить детям в начале урока, что собираетесь рассказать им огромный секрет. И совсем не важно, что под этой формулировкой будут скрываться, например, правила умножения. Ещё один вариант – изобразить удивление, разглядывая что-то за окном.
- Если нужно переключить внимание детей на вас, попробуйте игру с хлопками. Попросите похлопать тех учеников, которые вас слышат. Повторить просьбу можно несколько раз, пока весь класс не сконцентрируется на источнике звука и не затихнет. Главное, чтобы в игре сохранялся эффект неожиданности.
- Есть ещё один метод, основанный на внезапности, но уже не звука. Попробуйте неожиданно выключить на уроке свет (лучше, чтобы за окном уже было темно), призывая детей к порядку. Большинству детей становится неинтересно баловаться и кривляться, когда их никто не видит.
- Альтернативный вариант призыва к спокойствию – стоп-слово или целая фраза, привлекающая внимание. Вы можете выбирать такую реплику с целым классом и даже превратить это в игру с голосованием и вариантами от каждого ученика.
- Чтобы тишина в классе воцарилась в нужное время (например, когда наступает контрольная работа), используйте таймер в смартфоне или обратный отсчёт. Ученики должны знать: как только прозвенит сигнал (либо вы сосчитаете до нуля), нужно успокоиться.
- Дети часто ведут себя вызывающе, желая привлечь внимание. Но вы можете перехватить инициативу, став главным центром притяжения взглядов. Конечно, не нужно эпатировать учеников чем-то неадекватным (например, креативным внешним видом). Зато можно и нужно придумывать от урока к уроку разные неожиданные фишки. Например, декламировать произведения из школьной программы в окно, переносить уроки из кабинета на свежий воздух или в музей и т. д. Некоторые смелые учителя могут даже неожиданно станцевать или запеть, но обязательно – в тему урока.
Жесты, прикосновения и позы
- Используйте жесты, чтобы успокоить детей в младших классах. Например, поднятая ладонь может стать призывом к тишине, а загнутые пальцы будут означать минуты задержки на перемене. Вы также можете выбрать в кабинете одно место, которое редко задействуется на уроке. Объясните ученикам: когда вы встаёте туда, необходимо успокоиться.
- Если вы знаете, что расшумевшиеся ученики нормально относятся к прикосновениям, можно дотронуться до плеч самых громких детей. Ни в коем случае не используйте грубую силу, а также ручки, линейки и т. д.
- Чтобы ученики воспринимали слова как значимые, встаньте со стула и развернитесь к классу всем телом. Если разговариваете с конкретным ребёнком, смотрите ему в глаза. Это покажет, что вы держите ситуацию под контролем и чувствуете себя уверенно.
- Во время самостоятельной работы учеников (в отличие от объяснения нового материала) можно ходить по кабинету. Для большей авторитетности заложите руки за спину.
Важность речи учителя
1. Говорите спокойно, но разборчиво. Пусть ученики прислушиваются к вам, пока вы невозмутимо вещаете о своём предмете. В такой атмосфере детям сложнее незаметно переговариваться, а вам – проще контролировать речь, избегая завышенных интонаций, дребезжания или срыва голоса.
2. Перекричать целый класс – бесполезная затея. Но можно пойти иным путём: удивите разбушевавшийся шумный класс неожиданным шёпотом. Ученики замолкнут быстро, потому что захотят вас расслышать. Можно также добавить заговорщицкую интонацию, обращаясь к детям на первых партах.
3. Материал, который вы преподаёте, должен быть лаконичным и содержать минимум воды. В вашей речи не должно быть много вводных предложений, слов-паразитов и т. д. Чем проще речь, тем легче её контролировать, избегая оговорок или длинных пауз. Возьмите себе за правило: одна фраза – одна мысль.
4. Чтобы дети чувствовали, что класс – это единое целое и учитель призван им помочь, старайтесь чаще говорить не «я» и «вы», а «мы», объединяя себя со школьниками.
Не забывайте работать над своей речью. Она должна быть свободной, чистой, динамичной. Не стоит пересказывать учебник слово в слово и просто зачитывать вслух свои записи: монотонные рассказы вгоняют в сон.
Как должен вести себя учитель с учениками?
- Не будьте слишком строгим. Нужно, чтобы школьники понимали: дисциплина на уроке – не прихоть вашей скучной натуры. Поэтому показывайте детям, что вы тоже живой человек. Если кто-то из класса сказал смешную шутку, вызвав бурную реакцию коллектива, не надо сразу утихомиривать учеников. Вполне допустимо улыбнуться и посмеяться со всеми, а потом продолжить урок.
- Не показывайте негативные эмоции и неуверенность. Дело в том, что ученики часто воспринимают это как слабость учителя и ослабление его контроля. Это побуждает детей шуметь и баловаться или, что ещё хуже, самоутверждаться за счёт педагога и смеяться над ним. Так что будьте невозмутимы, даже если школьники сводят вас с ума. Когда начинаете нервничать и закипать, сделайте паузу и успокойтесь. Если что-то пошло не по плану, лучше признаться в этом честно и обернуть ситуацию в шутку первым.
- Общайтесь с учениками на перемене. Пара добрых фраз, сказанных до урока, настроит на рабочий лад и создаст дружескую атмосферу. Иногда достаточно поприветствовать школьников, заходящих в класс, и поблагодарить за отсутствие опоздавших. При желании в начале урока можно здороваться с детьми объятиями или рукопожатиями, если сами ученики и их родители не против такого сокращения личной дистанции. Тёплое приветствие даёт позитивный заряд на целый день, а ещё, согласно некоторым исследованиям, снижает плохое поведение школьников почти на 10 %.
- Поощряйте. Вы можете благодарить учеников, демонстрирующих хорошее поведение и следование вашим правилам на уроке. Можно придумать отдельные бонусы или вознаградить целый класс интересной игрой или совместным просмотром фильма. К слову, можно и нужно хвалить ребёнка перед его родителями. Вы можете приходить на собрание или звонить семье ученика отдельно.
- Замените указания на подсказки и напоминания. Это особенно эффективный метод для старшеклассников. Вы можете говорить детям, чего от них ожидаете или что они могут сделать в данной ситуации, чтобы проявить себя как хорошие ученики. Такие формулировки не выглядят как контроль или требования, поэтому воспринимаются лучше.
- Не наказывайте. Некоторые психологи считают, что подкрепление хорошего поведения намного эффективнее, чем наказания за плохую дисциплину. Кроме того, в последнем случае ребёнка как будто лишают шанса совершить ошибку. В тех же случаях, когда без наказаний точно не обойтись, надо делать акцент на ответственности ученика за поступки и стараться подробно объяснять, почему его поведение вредное или опасное для него и окружающих.
Установка правил поведения
Иногда действия учителя по поддержанию дисциплины могут быть и предупреждающими, т. е. профилактическими. Особенно это важно, когда вы впервые пришли в новый класс или работаете с маленькими детьми, которые вообще плохо представляют, что такое дисциплина.
- Попробуйте определить правила поведения на уроке. Принесите маркеры и ватман в класс: пусть каждый ученик по очереди напишет по одному пункту, который, на его взгляд, говорит о высокой дисциплине. Таким образом, вы не только дадите понять, что доверяете детям, но и обрисуете необходимые условия рабочей атмосферы. Кроме того, ватман можно повесить в классе для наглядности и напоминания. Но имейте в виду: если дети сформулировали правило для вас и вы с ним согласились, придётся исполнять неукоснительно.
- Если создание правил поведения не подходит, можно обсудить с учениками, для чего человек должен вести себя так или иначе. Составьте с детьми список качеств, которые они считают положительными, а потом обсудите, как высокая дисциплина помогает развивать эти свойства. Тогда у школьников появится реальная мотивация хорошо себя вести.
- С младшеклассниками можно проработать награды за хорошее поведение и наказания за плохое. Только не переборщите: в начальной школе запись в дневник может стать весомым последствием, а возможность первому выбрать, например, стихотворение для заучивания будет отличным поощрением. Нужно, чтобы ученики понимали последствия нарушения установленных правил: за что им сделают предупреждение, а за что – задержат после уроков.
- Можно обсудить ваши правила дисциплины в формате «вопрос-ответ». Обычно у учеников появляется много вопросов по части поведения в нестандартной ситуации: забытый дома учебник, опоздание, желание исправить плохую оценку и т. д. Если вы сразу объясните, что детям нужно сделать, чтобы исправить произошедшее или минимизировать наказание, вы сэкономите массу времени себе и им.
- Также с классом полезно обсудить правила общения друг с другом, чтобы снизить вероятность конфликтов. Научите школьников просить вещи и спокойно выражать эмоции и точку зрения в споре.
Как вести урок?
- Рассадите детей самостоятельно. На практике ученики часто садятся с друзьями, чтобы поболтать, или на заднюю парту, чтобы заняться своими делами в телефоне. Вы можете разрешить школьникам свободную рассадку в классе только в том случае, если они справятся с поставленной на уроке задачей. В противном случае, им придётся вернуться за выбранную вами парту. Не допускайте многоголосья и не реагируйте на выкрики с места, давая слово лишь тем, кто спокойно поднимает руку.
- Чтобы повысить заинтересованность старших школьников в теме урока, используйте примеры из реальной жизни. Важно показать, что знания действительно пригодятся в будущем. Так, учителя русского языка могут попросить детей найти ошибки в журналистской статье, а учителя математики – решить задачи, основанные на суммах коммунальных платежей.
- Видоизмените систему оценок. Оговорите с детьми заранее, что отметку они будут получать не сразу за ответ, а только в конце занятия на основе всей своей активности и дисциплинированности. Иногда помогает и система штрафов: отнимайте баллы от только что поставленной оценки, если ученик начал отвлекать других и шуметь.
- Если в рамках урока планируется обсуждение между учениками младших классов, используйте метод светофора. Достаточно повесить на школьную доску круг с нужным цветом. Так, зелёный круг означает время для разговоров, жёлтый – окончание общения, а красный – необходимость тишины.
- Иногда дети шумят потому, что не поняли задания. Поэтому давайте детям конкретные инструкции, избегая трудных терминов и расплывчатых пояснений. Однако следить нужно не только за восприятием задачи, но и за тем, как её выполняют. Время от времени осматривайте класс с улыбкой. Кроме того, обращайтесь к конкретным ученикам, например, к задним партам или первому ряду. Это создаст впечатление, что вы наблюдаете за всем происходящим в кабинете и видите, кто чем занят.
- Шум также возникает от того, что некоторые ученики уже справились с заданием (или сделали его дома), скучают и отвлекают других. Не игнорируйте такую ситуацию и позвольте детям уходить немного вперёд по программе. Давайте им небольшие дополнительные задания или разрешите разобраться в следующей теме самостоятельно.
Не ставьте перед собой основную цель бороться с плохой дисциплиной. Ваша задача – провести интересное занятие и вовлечь в него максимум детей, а не выявить нарушителей. Потому что, как правило, их вы при должном старании найдёте на каждом уроке. Переключитесь с поиска виноватых, нотаций и наказаний на то, чтобы занять разбушевавшегося ребёнка, улучшив свои педагогические навыки.
Как структурировать занятие?
1. Пишите подробный план урока и всегда придерживайтесь его. Чем насыщеннее и динамичнее занятие, тем меньше у детей времени на шалости. Кроме того, ученики видят, что вы проделали большую работу над подготовкой урока, а значит, у вас есть законное право требовать внимания. Структура урока определяется, в том числе, и возрастом учеников. Детям в начальных классах можно чаще менять задания, а в средней и старшей школе важнее дать минуту на отдых от сложной темы.
2. План урока желательно рассказать детям в начале занятия. Вы ставите перед классом интересную и актуальную проблему и даёте им время психологически подготовиться к новым знаниям или к проверке знаний уже текущих. Хорошо также, если задание, которое нужно, например, сдать к концу урока, будет сразу написано на доске. В финале занятия всегда полезно подвести с детьми итоги их работы.
3. Не можете понять, в какой момент теряете управление над детьми? Попробуйте провести анализ одного своего урока. Нарисуйте график, одна из осей которого будет отражать заданные классу задачи, а вторая – уровень шума. Так вы увидите, на каком этапе занятия школьников надо увлечь более активной работой, а на каком – спокойной.
Что включать в урок для хорошей дисциплины?
Теория и практика
В теории управления стрессом все занятия принято делить на стрессовые, т. е. требующие напряжения и преодоления сложностей, и рутинные, т. е. доведённые до автоматизма, отработанные. Хорошо, если урок будет построен по принципу чередования таких занятий. Особенно это важно, если урок сдвоенный: на одном вы даёте уже знакомые однотипные задания, а на другом, например – творческую работу. Обязательно в план включайте наглядные методы обучения, а также чередуйте практику и теорию. Три-четыре разных формы работы на уроке – это хороший показатель.
Групповые задания
Совместная деятельность в коллективе учит детей взаимной ответственности и разделению обязанностей. Причём речь идёт не только о традиционных лабораторных, например, но и о комментировании устных ответов, письменном рецензировании сочинений и т. д. Кроме того, активная деятельность стимулирует мотивацию к обучению. Так что старайтесь почаще включать в план урока групповые или парные формы работы. Да, возможно, в такие моменты на занятии не появится идеальной тишины, но зато вовлечение в материал будет на высоком уровне. Помните, что даже проверку домашнего задания можно сделать общим занятием, а не вымученным ответом 2-3 человек у доски.
Физминутка
В младших классах дети часто ведут себя плохо из-за гиперактивности. Чтобы сбросить их энергию и вернуть былую сосредоточенность, попросите школьников встать возле парт и сделать небольшую гимнастику. Можно просто включить весёлую музыку и предложить обежать парту или помахать руками. Вы можете придумывать необычные поводы размяться (хотя бы попрыгать), привязывая активность к теме урока или к личным данным учеников. В старших классах можно поручить проведение такой гимнастики самим школьникам и даже устроить среди них конкурс.
Минута тишины
В некоторых случаях работает противоположный физминутке приём: попросите детей поспать пару-тройку минут. Кроме того, ученики могут просто закрыть глаза и подумать о чём-то своём или выполнить несложное задание. Так, интересным вызовом для младших школьников станет попытка нарисовать объект с закрытыми глазами. А ещё можно попросить написать слово не преобладающей рукой или пройтись по мысленному лабиринту. Альтернативный вариант – дать детям поработать с открытыми глазами, но молча и самостоятельно. Например, пусть читают учебник или пытаются придумать ответ на сложный дискуссионный вопрос.
Общение с учениками
В начале занятия можно отвести первые 5-10 минут обсуждению новостей у школьников. Пусть они расскажут, как у них дела, поделятся проблемами. Это поможет «собрать» внимание класса и настроит на диалог, который можно продолжить уже в процессе объяснения новой темы или повторения старого материала. Чтобы у детей не было на уроке времени и сил для баловства, почаще спрашивайте их мнение и позволяйте самим отвечать на возникающие в ходе учебного процесса вопросы.
Игры, соревнования, мультимедиа
- Когда вы можете заручиться поддержкой родителей и администрации школы, попробуйте организовать съёмку документального фильма и запечатлеть детей на камеру. Проверено: зная, что за ними наблюдают, школьники демонстрируют не только отличное поведение, но и высокий уровень знаний.
- При работе с младшими школьниками, можно превратить налаживание дисциплины в полноценную игру. Например, используйте приложение Too Noisy, которое замеряет уровень шума в классе. В зависимости от громкости детей на экране смартфона или компьютера появляются разные смайлики. Можно договориться о цели игры с учениками заранее: избегать появления грустных смайлов больше 2-3 раз подряд или сохранять радостный эмодзи тишины не менее 10-15 минут. Только не забудьте о вознаграждении в случае победы детского коллектива над собственной болтливостью.
- Если директор школы разрешит, можно превратить поддержание дисциплины в соревнование между классами. Тот коллектив (или несколько коллективов), который получит меньше всего замечаний от учителей за определённый период, станет обладателем бонуса. Это может быть школьная дискотека, поход в кино, выезд на природу и т. д.
- Помните, что детям нужны не только знания, но и эмоции. Используйте игровые приёмы и средства мультимедиа на уроке. Когда внимание детей начнёт постепенно рассеивается, вы всегда можете изменить формат подачи материала. Например, показать презентацию с мемами, организовать викторину или съёмку образовательного Тик-Тока.
Как общаться с лидером-хулиганом?
Иногда главным нарушителем дисциплины и хулиганом в классе становится неформальный лидер, чья позиция по всем вопросам в школе пользуется авторитетом. В такой ситуации надо подружиться с ребёнком и найти к нему особый подход:
1. Покажите, что относитесь к нему всерьёз и считаетесь с его мнением.
2. Поддерживайте те его инициативы и интересы, которые не вредят учебному процессу.
3. Общайтесь с ним на постоянной основе, выстраивая устойчивые партнёрские отношения. Достаточно даже двух минут индивидуального разговора ежедневно.
4. Прививайте ребёнку мысль, что он ответственен за свой класс, который доверяет ему и старается подражать.
Желательно при общении с таким лидером быть честным и дать понять, что вам действительно нужны его помощь и поддержка в организации рабочей атмосферы.
Как учителю наладить дисциплину отдельных нарушителей?
- Чтобы привлечь внимание одного ребёнка на уроке, обратитесь к нему по имени во время занятия, но обязательно с привязкой к общему рассказу. Можно использовать ученика как героя своего примера / задачи.
- Когда нужно сделать таким ученикам замечание, не нужно выкрикивать его на весь класс: подойдите к парте и негромко выскажите свою позицию. Важно, чтобы ученики понимали, что вы выражаете недовольство не ими, а их поступками.
- Если ребёнок не успевает на уроке, он может отвлекать переспрашиванием, нарушая общую дисциплину. Чтобы этого избежать, обсудите заранее, какие варианты действий есть у учеников, которые отстали. Например, не успели списать таблицу с доски – доделали дома сами, но с обязательной проверкой педагогом в начале следующего занятия.
- Простой способ справиться с учеником, который мешает, – вызвать к доске. Но при этом не надо смеяться над ребёнком или обвинять в незнании, которое может быть не связано с плохой дисциплиной. Лучше помочь школьнику с затруднениями или попросить о помощи остальной класс.
- Если ребёнок не собран к школе и отвлекает других детей просьбами одолжить ручку, листок или учебник, поработайте не над его дисциплиной, а над самостоятельностью. Для этого достаточно давать таким школьникам небольшие задания с ответственностью перед всем классом: принести журнал из учительской, собрать контрольные, раздать тетради, протереть доску перед уроком и т. д.
Помните, что, разбирая ситуацию с хулиганами на уроке, вы поддаетесь на провокацию и часто помогаете их плану по срыву занятий. Поэтому любые претензии надо обсуждать только после уроков.
А если конфликт?
Иногда общение с отдельными нарушителями порядка выходит из-под контроля. Словесная перепалка может затянуться и перерасти в нечто большее, например, в повод для ненависти к учителю и мести. Чтобы этого не происходило, помните:
- Подайте ученику сигнал (например, невербальный), что видите его действия и слышите его слова. При этом не прекращайте урок и не начинайте спорить.
- Если видите, что агрессивный школьник завёлся, оставьте его в покое и не выясняйте отношения здесь и сейчас. Соблюдайте дистанцию: не лезьте с поглаживаниями и объятиями.
- Вы можете попросить старосту позвать другого учителя, завуча или директора, чтобы заручиться поддержкой. Но не вовлекайте при этом в конфликт других учеников. И напротив, – вовлекайте родителей. Сделайте замечание в дневник с описанием проблемы и подробностями случившегося.
- Сделайте запись о произошедшем и у себя, чтобы при необходимости показать её администрации, а также чтобы обсудить с учениками ситуацию, используя её как поучительный пример.
- Во время разговора после уроков напомните ребёнку о последствиях нарушения правил. Если видите, что у школьника какие-то проблемы, уделите ему внимание и расспросите о них.
- Во многих школах создают службы медиации для мирного урегулирования конфликтных ситуациях. Если у вас есть такой орган, не пренебрегайте им и расскажите о нём детям.
- Не нужно вести с ребёнком войну на равных, стремясь поставить его на место любым путём. В то же время не нужно, уповать на то, что вы непременно победите за счёт возраста, силы, авторитета. Иногда подростковый бунт требует более продуманных и масштабных решений.
- Когда поведение ребёнка явно асоциальное и девиантное, вы имеете право обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних или потребовать перевода ученика на индивидуальное обучение.
Чего не стоит делать педагогу?
Дисциплина в классе начинается с самодисциплины самого учителя. Многим ученикам будет просто стыдно вести себя плохо перед честным и справедливым, пусть и строгим преподавателем. Так что не опаздывайте на уроки, одевайтесь опрятно, держите стол в чистоте, готовьтесь к занятиям как можно тщательнее и старайтесь не лгать. Будьте последовательны: ставьте обещанные оценки или позволяйте их исправлять, вовремя проверяйте и не теряйте школьные работы. Чувствуя уважение и заботу, а также любовь к своему делу, дети спокойнее воспринимают ответную просьбу вести себя адекватно. А вот чего учителю делать точно никогда не стоит, так это:
- повышать голос и перебивать, обзывать детей, высмеивать и унижать их, переходя на личности;
- поднимать на ребёнка руку, намеренно занижать оценки или держать детей в страхе другим способом;
- переходить на панибратство, нарушать личные границы и допускать фамильярности, даже если разница с учениками в старших классах минимальна;
- выделять любимчиков в коллективе, создавая для них исключения, или наоборот, обобщать поведение учеников, наказывая класс за дисциплину отдельных детей;
- выгонять школьников из кабинета или ставить в угол, мешая привычному учебному процессу и лишая знаний;
- демонстрировать вредные привычки на глазах у учащихся (пить, курить, сквернословить и т. д.);
- отвлекаться на телефонные разговоры и беседы со знакомыми во время урока;
- постоянно показывать своё превосходство в знаниях, манерах, жизненном опыте и акцентировать на этом внимание;
- игнорировать вопросы от детей, не связанные с педагогической деятельностью, и ситуации, в которых требуется психологическая поддержка или совет;
- проявлять чрезмерное любопытство или распространять секреты школьников, которые стали случайно известны.
Важно, чтобы в стремлении поддерживать дисциплину в классе, учитель не пренебрегал педагогической этикой. Это значит, что преподаватель не должен вредить психике детей, проявляя гнев, высокомерие, злопамятность, ненависть. И напротив, учитель должен уметь признавать ошибки и извиняться не только перед родителями или директором, но и самими школьниками.
Хороший учитель принимает детей со всеми достоинствами и недостатками, при этом уважая не только их самих, но и их право на «незнание» каких-либо норм поведения в обществе. Школьникам любого возраста бесполезно приказывать, можно лишь разъяснить необходимость того или иного действия. И помните: педагог должен быть твёрдым, но никто не отменял человечность. Можно сохранять жёсткую позицию по каким-то принципиальным вопросам и сочетать это с умением вовремя пойти на небольшие уступки.
Для многих сегодняшних учителей дисциплина на уроке – это больная тема. На борьбу за хорошее поведение учеников уходят ценные минуты урока, которые должны быть посвящены совсем не этому. Как добиться тишины и внимания в классе?
Практика показывает, что, если ввести несколько (немного) четких правил, понятные взыскания за их нарушение и не отходить от принципа «нарушил – получи наказание», то шансы на проведение уроков без пауз на воспитательные беседы возрастут.
Четыре правила
Слушайте и следуйте инструкциям.
Поднимите руку, прежде чем говорить или покинуть свое место.
Держите свои руки и ноги при себе.
Уважайте своих одноклассников и своего учителя.
Эти правила работают, потому что они имеют смысл для детей, они полностью осуществимы и охватывают почти все виды возможных нарушений дисциплины.
Теперь нужна понятная и прозрачная система наказаний, потому что правила без последствий за их нарушение работать не будут никогда.
Последствия
Наилучшими последствиями являются те, которые не мешают проведению урока.
1-е следствие: предупреждение;
2-е следствие: интеллектуальная пауза;
3-е следствие: сообщение родителям.
Имеет смысл не только огласить свои правила и наказания классу, но и распечатать и повесить в кабинете на видном месте, изредка привлекая внимание учеников к ним, чтобы информация не забывалась.
Про предупреждение все понятно, дополнительных объяснений не требуется. Расскажу про интеллектуальную паузу. Это время, как правило, минут 15, на которое нарушитель выпадает из урока, отсаживается за учительский стол и выполняет довольно сложное, заранее приготовленное задание. С условием, что выполненное задание будет проверено и оценено сразу после окончания урока, а оценка будет отображена в журнале.
Цель такого приема – отреагировать на нарушение дисциплины максимально безболезненным для течения урока способам: остальные ученики не виноваты в нарушении дисциплины и имеют право получать образование, а не присутствовать при «разборках» учителя с нарушителем.
Смыслы интеллектуальной паузы как наказания на нарушение дисциплины
Исключение из класса
На время паузы нарушитель как бы исключается из класса: он не участвует в уроке наравне со всеми, к нему не обращается учитель с вопросами, не обращает на него внимания. Он физически присутствует в кабинете, но не участвует в происходящем и не является частью коллектива эти 15 минут.
Сообщение
В данном контексте интеллектуальная пауза – это, в первую очередь, сообщение о том, что ты нарушил правила, вызвал неодобрение учителя и отбываешь обязательное наказание.
Следствие
Ученики должны понимать логику происходящего, которая не меняется: нарушил правила – получил предупреждение – нарушил повторно – отправился за учительский стол выполнять сложное задание. Если эта логика не меняется в зависимости от настроения учителя, погоды или других факторов, то довольно быстро дети понимают причины и следствия и знают, к чему приведет нарушение правил.
Некоторые учителя непременно спросят: «А что делать, если нарушитель отказывается отправляться на интеллектуальную паузу?»
Да, такое возможно. Но у такого поведения непременно должны быть причины. И они есть.
1. Дети не знают правил поведения, поэтому могут начать оспаривать наказание.
Если в кабинете учителя на стенде висят списки правил и наказаний, то достаточно просто указать на них ученику, который вдруг о них забыл.
2. Учитель непоследователен.
То есть не всегда накладывает наказание после нарушения. Или наказывает не всех. Стоит учителю нарушить жесткую связку – нарушение – наказание, как правила будут нарушаться все чаще и чаще.
3. Учитель бывает груб и не сдержан.
Если учитель позволяет себе кричать на учеников, оскорблять их или даже применять физическую силу, его требования будут вызывать протест.
4. Наказан не тот, кто виноват.
Наказывать необходимо только тогда, когда учитель абсолютно точно уверен, что правила поведения нарушены были и твердо знает, кем именно. Если учитель не видел нарушителя в момент нарушений правил, не слышал его голоса, а ориентируется на свои ожидания или подсказки детей, высок шанс ошибиться и отправить за учительский стол невиновного.
Но вот эпизод, в котором отсутствуют все эти причины. А ученик все равно отказывается принять наказание. Что делать? Наверное, в этот момент стоит использовать третье следствие – обращение к родителям. Но нарушителю стоит предоставить выбор: «Я даю тебе минуту на размышления, по истечении которой либо ты идешь к моему столу, либо я обращаюсь к твоим родителям». Таким образом ответственность перекладывается на ученика. У него есть выбор.
Обращение к родителям
Опытные педагоги говорят, что наиболее эффективно, когда это письменное обращение: можно отправить письмо по электронной почте, мессенджеру или даже передать бумажное письмо через ребенка с просьбой к родителям отреагировать на получение: звонком или сообщением.
В обращении не стоит высказывать свое мнение или использовать оценки поведения ученика. Достаточно перечислить только факты и закончить своей просьбой отреагировать на полученную информацию.
И последнее… История с нарушением должна заканчиваться в момент окончания наказания. Не стоит проблемы, переживания сегодняшнего дня тащить в день завтрашний и припоминать детям их прошлые ошибки.
По мотивам статьи
Основная причина нарушений поведения и дисциплины – снижение субъектности:
самоуважения и самооценки, чувства компетентности, причастности к группе, статуса в ней.
Мотивы плохого поведения:
- Привлечение внимания как цель «плохого» поведения.
- Власть как цель «плохого» поведения.
- Месть как цель «плохого» поведения.
- Избегание неудачи как цель «плохого» поведения.
ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОТВЕТ НА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- повышаем голос, оставляем последнее слово за собой,
- разговариваем с сарказмом,
- используем такие позы и жесты, которые «давят»,
- даем оценку характеру ученика, действуем с превосходством, используем физическую силу,
- втягиваем в конфликт других людей,
- настаиваем на своей правоте, читаем морали,
- оправдываемся, защищаемся,
- формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
- негодуем, придираемся, обижаемся,
- сравниваем ученика с другими, командуем, требуем.
Мотив №1.
Привлечение внимания как цель «плохого» поведения
Активная форма поведения ученика.
Отвлекает внимание учителя и класса:
- стучит карандашом; вертится и разговаривает;
- входит в класс, когда урок начался;
- задает учителю вопросы, не по теме урока.
Пассивная форма поведения ученика.
Поведение «в-час-по-чайной-ложке»: требуемые учителем действия выполняет медленно, с неохотой, демонстративно.
Причины:
- родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо;
- дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме;
- дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».
Типичные реакции
Реакция учителя
Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
Ответы ученика на реакцию учителя
Прекращают выходку, но только на короткое время.
СТРАТЕГИИ |
ТЕХНИКИ |
Минимизация внимания |
Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». |
Разрешающее поведение |
Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». |
Неожиданное поведение |
Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. |
Отвлечение внимания ученика |
Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. |
Поощрение |
Благодарите учеников, подкрепляйте нужное поведение |
Мотив № 2.
Власть как цель «плохого» поведения
Общая характеристика поведения:
- задевает учителя, бросает ему вызов;
- делает все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени; сдает незаконченные работы, шумит в то время, когда остальные работают;
- бормочет ругательства, когда его о чем-то просят, жует жвачку;
- не считается с требованиями учителя или соглашается сделать что-то, но с явной обидой;
- властолюбцы не действует без зрителей, ему нужны свидетели его власти.
Активная форма поведения властолюбивого ученика:
- вспышки эмоций;
- негодование;
- конфронтация;
- оппозиция;
- нагнетание напряжения.
Пассивная форма поведения властолюбивого ученика:
- тихое непослушание;
- оправдание ленью;
- оправдание плохим вниманием;
- оправдание забывчивостью;
- оправдание физическим состоянием.
Типичные реакции
Реакция учителя:
- гнев, негодование, замешательство из-за своей беспомощности или даже страх;
- желание встряхнуть, ударить или как-то остановить ученика, который так себя ведет.
Реакция ученика:
- ожидание реакции учителя;
- насмешки типа «Вы мне ничего не сделаете!»;
- презрение
Причины властолюбивого поведения:
- Социальные установки изменились: эмансипация и равные социальные права.
- Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.
Сильные стороны властолюбивого поведения:
- лидерские способности;
- независимое мыщление;
- честолюбие, самоутверждение.
СТРАТЕГИИ |
ТЕХНИКИ |
Ищите изящный уход |
Признайте силу ученика. Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Озадачивайте ученика |
Используйте удаление |
Удаление в пределах классной комнаты. Удаление в другой класс. Удаление в специальное помещение. Изоляция в кабинете школьной администрации. Удаление с применением силы |
Устанавливайте санкции |
Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем. Лишение права пользования предметами. Лишение права доступа в различные помещения школы. Встреча с администрацией школы. Информирование родителей. Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков |
Мотив № 3.
Месть как цель «плохого» поведения
Проявления мести
- Оскорбления
- Прозвища
- Порча имущества
- Сплетни
- Хамство
Мотив № 4.
Избегание неудачи как цель «плохого» поведения
Формы проявления
Активная форма поведения:
- Отказ от деятельности.
- Вспышки негодования, потеря контроля над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.
Пассивная форма поведения:
- Откладывание на потом.
- Недоведение до конца.
- Ссылки на временную нетрудоспособность и официальные диагнозы.
Типичные реакции
Реакция учителя:
Чувство профессиональной беспомощности. Желание оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).
Реакция ученика:
Любым способом уйти от ответственности
Причины поведения:
- Необоснованные ожидания родителей и учителей.
- Перфекционизм учителей и самих учеников.
- Упор на соревнования и конкурсы как способ мотивации и стимулирования.
СТРАТЕГИИ |
ТЕХНИКИ |
Индивидуальный подход |
Использование разного материала. Введение дополнительных методов обучения. |
Коррекция требований |
Обучение в один момент времени чему-то одному. |
Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности |
Плакаты с «девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу». |
Помощь в «материализации» своего развития |
Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение. |
Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям |
Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок. |
Формирование веры в успех |
Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий. |
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах |
Воспоминания о прошлых успехах. |
Учащаемые
коллеги! Мы часто сталкиваемся в процессе работы, когда ученик(и) на уроке не
умеют себя вести и мешают другим. Хочу
поделиться советом!
Совет 1:
Как наладить дисциплину на уроке
Проблема
дисциплины на уроке волнует многих – как начинающих учителей, так и
педагогов со стажем. Особенно остро эта задача стоит в среднем звене –
подростки часто становятся неуправляемыми и не слушают своих преподавателей.
Возникает вопрос: как наладить дисциплину на уроке?
Инструкция
1
Сделайте четкое
разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте
перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке
стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.
2
Разнообразьте
методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше
времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом
организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая
работа. Постарайтесь включить абсолютно всех учащихся в ход урока, не
ограничивайтесь общением только с сильными учениками.
3
Уважайте личность
ребенка. Не допускайте унизительных слов и действий по отношению к слабым
учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом ученике, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило,
чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям
учителя и ведут себя хорошо.
4
Ваши действия как
педагога должны иметь четкую направленность и нести смысловую нагрузку. Если учащиеся
заметят, что вы сами не знаете, что
дальше
делать или чем заниматься на уроке, дисциплина
будет
утеряна. Поэтому необходим четкий поурочный план действий.
5
Если ход урока
внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте
объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно
посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным
тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как
правило, это действует.
6
Заведите традицию выставлять оценки за поведение после каждого урока,
поддерживайте связь с родителями учащихся, ставьте в известность школьное
начальство, если вы сами уже не можете контролировать ситуацию с поведением
учащихся.
7
В начальной школе неплохо действуют различные игровые
системы наказания: система штрафов, выдача красных карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы
можете поставить в журнал двойку, но вряд ли это надолго решит
проблему дисциплины. Необходимо искать различные методы, подходы, способы
повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.
Совет 2: Как
наладить дисциплину в классе
Инструкция
1
Отсутствие
дисциплины на уроке у педагога нередко бывает, когда в классе есть неразрешенная конфликтная ситуация,
для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между
учителем и учениками. Обратитесь за помощью к психологу или к социальному
педагогу, если понимаете, что самостоятельно решить конфликт вы не сможете.
2
Отсутствие
дисциплины на уроках чаще всего наблюдается в 6-8 классах, когда ребята вступают в переходный
возраст. Для того чтобы в классе на уроке была рабочая атмосфера,
мотивируйте ребят на активную деятельность. Проводите уроки интересно – они должны быть
разнообразными по типу и форме. Запланируйте такие уроки, как урок-путешествие,
урок-суд, интегрированный или дифференцированный уроки.
3
Заинтересуйте
ребят темой урока. Проведите экскурсии на предприятия или в музей перед занятиями. Например, изучая происхождение каучука на уроке химии, сходите с учащимися на производство,
изготавливающее изделия из каучука. Все это вызовет интерес к материалу,
изучаемому во время урока – проблем с дисциплиной у вас не возникнет.
4
Хорошая дисциплина
на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и
детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они
не позволят себе бестактного поведения.
5
Поддерживайте
контакт с родителями. Но обращайтесь за помощью к ним и к администрации школы только в экстренных случаях. Таким путем
вы сможете добиться хорошего поведения лишь на некоторое время. Если
хотите, чтобы дети соблюдали дисциплину на ваших уроках, налаживайте
отношения с ними, станьте им другом, но не переходите черту, когда ребята
посчитают, что им все дозволено. Любите детей – они очень хорошо чувствуют это.
Совет 3: Как
поддерживать на уроке дисциплину
У детей
столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно
удерживать внимание на теме урока, особенно ели он преподает сложный предмет –
алгебру, физику, геометрию или химию.
Инструкция
1
Как только вы
заметили, что ученики начали шептаться, отвлекаться, заниматься посторонними
делами, смените тему разговора. Если вы объясняли способы решения сложных задач
или уравнений, переходите к практике. Вызовите к доске
тех, кто больше всех мешал проведению урока. Напишите пример или формулу и попросите ребят решить их.
Обязательно подсказывайте, если эти задания ученики видят впервые.
2
Если вы преподаете
в младших классах, отсутствие дисциплины на уроке может говорить о том, что дети просто
устали сидеть на одном месте в одной позе. Проведите
небольшую зарядку. Пусть ученики встанут возле парт, поднимут руки вверх, опустят вниз. Сделают несколько
приседаний. Побегают вокруг столов паровозиком. Во время упражнений
включите веселую музыку, чтобы переключить внимание малышей с предмета на упражнения. Пять минут физической разрядки вполне хватит, чтобы
оставшееся до звонка время прошло в тишине и спокойствии.
3
Завоевывайте
авторитет у учеников. Не ругайтесь, не повышайте голос.
Спокойно и строго объясните, почему нужно сделать так, как говорите вы.
Старайтесь к каждому школьнику найти свой подход. Станьте ребятам старшим
товарищем, на которого можно во всем положиться. Тогда они начнут уважать вас и
тот предмет, который вы преподаете.
4
Разнообразьте
учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия,
придумайте сложные логические задачи. Стимулируйте совместное творчество. Тогда
ваши уроки станут
интересны ребятам, они сами будут поддерживать дисциплину, борясь с ее
нарушителями.
Полезный совет
Лучше всего
налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино,
выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых,
заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не
доставлять им беспокойства.
Совет 4: Как
наладить отношения в классе
В семье
ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый
умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у
одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском
коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.
Инструкция
1
Помогите ребенку
повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом.
Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную
литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.
2
Помогите ребенку
повысить самооценку, часто из-за низкой самооценки происходят конфликты в среде
школьников. Более уверенные в себе дети стараются
подавить слабого и не уверенного в себе ребенка.
3
Добейтесь похвалы
учителя за хороший ответ вашего ребенка на уроке. Поощрение со стороны
преподавателя – лучший способ самоутвердиться в классе.
4
Воспитывайте в своем
ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.
5
Позаботьтесь,
чтобы у вашего ребенка была возможность с кем-то поделиться лишней ручкой,
конфетой, яблоком. Нежадных детей уважают в любом коллективе.
6
Прививайте ребенку
чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или
подкормите дворовую собаку.
7
Не обсуждайте при
малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь
подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не
будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.
8
Старайтесь привить
вашему ребенку спокойствие и рассудительность, потому что в детском коллективе
не любят излишне эмоциональных детей, которые слишком бурно реагируют на обиды
или плохие оценки.
9
Встречайтесь с
учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка.
Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение,
кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение,
воспринимается детьми как заигрывание с учителем.
10
Если все
предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом
детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более
профессиональные методы.
В школе
действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу,
каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим
в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина
одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок
попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу
в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный
коллектив.
Совет 5: Как
добиться дисциплины на уроке
С
трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только
молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно
сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в
учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими
советами.
Инструкция
1
В процессе занятия
преподавать должен быть максимально внимательным, быть в курсе всего, что
происходит в классе, уметь следить за успехами каждого
ученика. На занятии необходимо вовлекать в работу как можно больше школьников, избегать того, чтобы некоторые из них
оставались без внимания. На уроке каждый должен иметь собственное
задание. Например, если один из учеников решает пример на доске, то остальная аудитория должна делать это в тетради, если один из них справился
раньше остальных, то преподавателю нужно держать наготове другую интересную
работу.
2
Каждый учитель
должен помнить о том, что ритм жизни его и учеников различен. Зная это, педагог
по возможности ведет занятие так, чтобы класс постоянно двигался вперед, без ненужных
остановок, в гибком темпе. В «сильных» группах, в которых ученики чрезмерно
энергичны и шумливы, преподаватель должен избегать бесполезных остановок, иначе
они быстро потеряют интерес и начнут развлекать себя самостоятельно.
3
Разъяснение
основных правил и процедур поможет преподавателю сэкономить много времени, не
отвечая по несколько раз на одни и те же вопросы: «Как исправить плохую оценку?», «У меня не пишет ручка»,
«Кому нужно сдать работу?» и так далее. Также нежелательно
тратить время на выяснение причин опоздания ученика или других дисциплинарных
нарушений, лучше всего делать это после звонка. С целью
сохранения порядка в классе, учитель должен проявлять определенную
требовательность, но в тоже время и уважение к личности каждого школьника.
Необходимо добиваться того, чтобы сам класс был нетерпим к нарушениям
дисциплины, ведь порядок – это залог устойчивого внимания.
4
Учитель должен
стараться создать позитивное отношение к предмету, повысить самоуважение
каждого ученика, стимулировать внимание. Преподавателю нужно постоянно помнить
о том, чтобы содержание занятия должно совпадать с интересами школьников.
5
Преподавателю
желательно поддерживать контакт с родителями. Но обращаться к ним необходимо
только в экстренных случаях. Чтобы дети соблюдали дисциплину на уроках, нужно
налаживать отношения с ними, стать им другом, но не переходить ту черту,
когда ученик поймет, что ему все дозволено.
«Работать с детьми? Нет! Никогда! Их невозможно контролировать, а английский им вообще не интересен». Думаю, многим из нас знакома эта ситуация: мы не хотим работать в младших классах именно из-за поведения. Но может, все не так уж плохо? И эту проблему можно решить? Собрали советы, как преподавателю системно улучшить дисциплину в начальной школе.
Самые распространенные проблемы поведения у детей на уроке
Разговоры
Многие дети просто любят поговорить. Одна из самых больших проблем с поведением в классе — «выкрики с места». Многим ученикам начальной школы действительно трудно ждать, пока их спросят.
Решение. Используйте settler activities. Эти задания помогут вам наладить распорядок в классе, так как с их помощью дети будут тихо сидеть и успокоиться. Можно использовать упражнение «вырезать и наклеить», которое поможет вашим ученикам сосредоточиться на задании, использовать воображение и вести себя тихо. Моим младшим ученикам также очень нравятся пазлы. При выполнении этого задания я использую таймер, чтобы добавить азарт соревнования.
Подробнее писали в статье Settler activities with kids
Импульсивность и агрессия
Иногда ученики начальной школы могут просто встать и начать ходить. Они поворачиваются, роняют предметы и даже дерутся на уроке.
Решение. Проведите физминутку, чтобы разрядить обстановку и подвигаться. Танцуя и подпевая, дети не только смогут использовать свою энергию эффективно, но и научаться новым словам. Физминутки можно и нужно использовать даже на онлайн-уроках.
Читайте также: Возможны ли физминутки на онлайн-уроках?
Безответственность
Как и все перечисленные пункты, этот относится не ко всем ученикам. Но некоторые дети часто забывают дома учебники и тетради. Страдает успеваемость: они не сдают на проверку домашнее задание, не работают по учебнику, теряют правила, которые записали в классе.
Решение. Поощряйте самостоятельность — без нее дети не могут стать ответственными. Можно попросить забывчивого ученика собирать контрольные работы остальных учеников, принести журнал. Таким образом у него будет задача перед всем классом, которую он постарается выполнить.
Что делать, если дети не соблюдают дисциплину
- Сделайте глубокий вдох и постарайтесь сохранять спокойствие.
- Создайте положительную атмосферу в классе и продумайте ответ. Если нужно, возьмите паузу, чтобы собраться с мыслями.
- Убедитесь, что ученики понимают, что вам не нравится их проступок, а не они сами. “Helen, you are a bright student, but right now, I don’t like your behaviour. You should do….”.
- Укажите детям не только на то, что они делают неправильно, но и на то, что они могут сделать, чтобы исправить ситуацию.
- Никогда не обвиняйте и не высмеивайте учеников.
- В начальной школе простое замечание в дневнике — уже весомое наказание.
- Настаивайте на том, чтобы ученики брали на себя ответственность за свое поведение. Если рассыпал вещи — собери, испортил — почини.
Делайте упор на решении проблем, а не наказании.
Как системно улучшать дисциплину
Создайте последовательность
Ученики всех возрастов уважительно отнесутся к последовательному подходу в вопросах дисциплины. Дайте ученикам знать, какое поведение вы ожидаете на уроке. Убедитесь, что они знают все правила. Когда дети осознают последствия своих действий, то с меньшей вероятностью начнут плохо себя вести.
Расскажите о наказаниях и наградах
Вовлекайте учеников в создание правил поведения в школе. Придумайте вместе, какие наказания могут быть за плохое поведение и какие награды — за хорошее. Для детей младшего школьного возраста часто бывает достаточно поручения раздавать тетради или первым выбрать книгу, чтобы мотивировать хорошее поведение.
Идите по плану
Не тратьте много времени на «нарушителя» и объяснения, что он ведет себя неправильно. Не позволяйте плохой дисциплине стать главной темой урока: разберитесь с инцидентом и быстро возвращайтесь к запланированным учебным занятиям.
Подбирайте задания по интересам учеников
Хорошее поведение в классе идет рука об руку с уроками, которые соответствуют увлечениям ваших учеников. Используйте яркие материалы, песни-танцы и stirring activities.
Примеры можете найти в статье Stirring activities
Если ситуация между вами и ребенком не улучшилась после нескольких месяцев, нужно проконсультироваться с профессионалами или поговорить с родителями ребенка.