Как научиться красиво писать
Есть всего два ключа к успеху: вдумчивая подготовка и ежедневные тренировки.
1. Определитесь, зачем вам это нужно
У желания улучшить почерк могут быть разные причины. И вам стоит найти вашу. Во‑первых, это заставит вас действовать более осознанно и повысит мотивацию. А во‑вторых, подскажет, на исправлении каких нюансов почерка нужно сосредоточиться.
Возможно, вы просто хотите писать разборчивее. Или чувствуете необходимость сделать почерк более «начальственным» — придать ему уверенность, чёткость, эффектность. А может, вами движет исключительно эстетическое чувство. Разберитесь с собой, это важно.
2. Оцените свой актуальный почерк
Возьмите лист бумаги и напишите на нём несколько предложений — так, чтобы они образовали два‑три абзаца. Не старайтесь выводить буквы «красиво», пишите естественно — так, как делаете это всегда.
Когда закончите, положите лист перед собой и проанализируйте видимые недостатки почерка. Делайте это не в целом («как курица лапой!»), а стараясь выделить конкретные моменты.
- Форма букв. Возможно, они слишком узкие и угловатые? Или наоборот, излишне округлые, с затейливыми петлями? Может, они дублируют друг друга — например, «п» в вашем исполнении выглядит как «и»?
- Наклон. В классическом красивом почерке все буквы имеют одинаковый лёгкий наклон вправо.
- Высота букв. В идеале она должна быть одинаковой и такой, чтобы значки были читаемы. А как у вас?
- Написание букв. При анализе может оказаться, что один и тот же элемент вы изображаете по‑разному. Классический пример — разница в начертании буквы «т»: иногда используется её печатный вариант, а иногда — письменный.
- Интервал между буквами. Он тоже должен быть равномерным.
- Расположение букв на горизонтали. Они не должны прыгать или уходить вверх‑вниз к концу строки.
- Нажим. Давление пера на бумагу должно быть равномерным на всём протяжении текста. Но часто бывает так, что в одном месте мы слишком давим на ручку, а в другом, напротив, она будто соскальзывает с бумаги, из‑за чего текст выглядит неряшливым и плохо читаемым.
Для наглядности можно подчеркнуть или обвести самые «выдающиеся» участки текста контрастным цветом. Это поможет вам сконцентрировать внимание на тех недостатках, от которых вы хотите избавиться. Например, если вы отметите, что буква «ж» выходит у вас скомканной, сжимающейся в конце, в будущем вы постараетесь сделать её более равномерной.
3. Найдите источник вдохновения
Красота — понятие относительное, и «красивые» (на ваш взгляд) почерки могут быть совершенно разными. Поищите пример того, который вам нравится.
Возможно, это будут просто идеально ровные «школьные» строчки:
Или изящные каллиграфические:
А может, вы жаждете оригинальности и вам больше по душе почерк с наклоном влево? По возможности, распечатайте найденные примеры и разложите их там, где они будут попадаться вам на глаза. Например, повесьте на дверь холодильника. Прикрепите в виде стикера на монитор. Или над рабочим столом.
Это поможет «правильному» почерку закрепиться в зрительной памяти и побудит вас подсознательно копировать «хорошие» примеры.
4. Делайте зарядку для рук
За почерк отвечает то, что физиологи называют мелкой моторикой — совокупность скоординированных действий кисти и пальцев рук. Если вы стараетесь, а с почерком беда, то, возможно, проблема как раз в моторике. Выход один: тренировать руки.
Среди самых эффективных и одновременно простых способов — воздушное письмо. Возьмите ручку или карандаш, согните руку в локте (на угол около 70–80 градусов) и начинайте писать воображаемые слова прямо в воздухе. Делайте буквы крупными — в этом случае при выписывании будут задействованы не только кисть и пальцы, но и вся конечность от плеча, включая запястье и предплечье. Это важно: вы меньше утомляетесь, если пишете всей рукой, а это позволит сохранять почерк более чётким и ровным.
Такие упражнения стоит проводить регулярно. Например, тратить на них по 3–5 минут утром, днём и вечером.
5. Убедитесь, что вы правильно держите ручку или карандаш
Пишущая принадлежность должна лежать на левой стороне среднего пальца правой руки (если вы левша — на правой стороне среднего пальца левой руки). Кончик указательного пальца придерживает ручку или карандаш сверху. Большой поддерживает слева (для левшей — справа). Когда вы пишете, рука должна опираться на верхний сустав согнутого мизинца.
Все три пальца, удерживающие ручку или карандаш, чуть скруглены и не сжимают канцелярскую принадлежность слишком сильно.
Чтобы проверить правильность хватки, поднимите указательный палец. Ручка (карандаш) не должна упасть.
6. Подберите качественные канцелярские принадлежности
Чтобы почерк получился приближённым к идеалу, вы должны получать удовольствие от письма. Поэтому ищите принадлежности, которые не царапают бумагу, а оставляют на ней мягкий отчётливый след. Найдите толщину линии, которая вам нравится. Поэкспериментируйте с цветами.
К качеству бумаги тоже стоит подойти пристрастно. Выбирайте офисные листы плотностью около 90 грамм на квадратный метр с умеренно гладкой, но не глянцевой поверхностью.
7. Представьте, что вы пишете не по бумаге, а по воде
Это сделает ваши движения более мягкими и плавными. Кроме того, вы начнёте писать чуть медленнее, что является важным условием красивого почерка.
8. Тренируйтесь выписывать основные линии
Прежде чем вы приступите к изображению красивых букв, убедитесь, что ваша рука помнит, как писать базовые элементы. Речь о простых вертикальных и диагональных линиях, окружностях, полуокружностях.
Только после того, как вы научитесь автоматически выводить выверенные чёрточки и завитки, стоит переходить к тексту.
Тренироваться можно с помощью специальных прописей, в том числе и рассчитанных на будущих первоклашек. Такие пособия продаются в магазинах канцелярии и в интернете. Большой плюс прописей — они расчерчены линиями, которые помогут вам контролировать наклон и размеры ваших элементов.
Ещё один вариант набить руку — дудлинг. Так называют технику любительского рисования, основанную на интуитивно подбираемых узорах. Дудлингом можно заниматься где угодно: на совещании, в общественном транспорте, разговаривая по телефону. Всё, что вам нужно, — ручка и блокнот, страницы которого вы будете заполнять интуитивными узорами.
Дудлинг развивает координацию движений и привычку плавно перемещать ручку или карандаш по бумаге. А ещё в этой технике можно создавать настоящие шедевры. Но это немного другая история.
9. Тренируйте написание букв каждый день
Здесь опять‑таки помогут обычные прописи. Занимайтесь в них ежедневно — рука должна усвоить правильное написание.
На формирование привычки и автоматических действий уходит 21 день. Не так уж и много, если наградой станет действительно красивый почерк, которым вы сможете гордиться.
Маленький лайфхак: приступая к написанию текстов, первое время старайтесь выводить буквы чуть больших размеров, чем принято. Такие символы проще анализировать. А значит, вам будет легче найти и устранить недочёты в форме, наклоне, интервалах между буквами.
По мере того как почерк улучшается, можно возвращаться к нормальному размеру строк.
Читайте также 🖋📝🎨
- 6 преимуществ, которые даёт привычка писать каждый день
- Рукописные заметки делают вас умнее
- Как научить ребёнка писать
- Как научиться рисовать, даже если вы не верите в свой талант
- Что такое леттеринг и как на нём зарабатывать
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Вас когда-нибудь принимали за врача, когда кто-нибудь видел ваш почерк? Даже у детей в начальной школе почерк разборчивее, чем у вас? Плохой почерк нередко вызывает смущение, кроме того, он значительно снижает шансы на успех в академической и профессиональной сферах жизни. Ваш почерк становится все хуже и хуже? Мы предлагаем вам предпринять усилия и сделать ваш почерк более красивым.
-
1
Напишите абзац. Выберите тему (что-нибудь из реальной жизни) и напишите хотя бы пять предложений об этом. Если настрой некреативный, просто перепишите отрывок из книги или газеты. Цель всего этого — понять, как обычно выглядит ваш почерк. Чем больше вы напишете, тем более точным будет ваш анализ.
-
2
Выявите основные формы. Ваш почерк полон петелек и округлостей? Или вы из тех, чей почерк состоит из прямых, жестких линий? В почерке просматриваются жесткие углы? Буквы сливаются вместе?
-
3
Обратите внимание на наклон. Угол, под которым вы пишете буквы, может как украшать, так и портить ваш почерк. Буквы вашего почерка стоят перпендикулярно линии под ними? Наблюдается ли значительное отклонение вправо или влево? Небольшой наклон чаще всего не является проблемой, но слишком сильный наклон усложняет чтение.
-
4
Обратите внимание на выравнивание. Написанные строчки уходят вверх или вниз? Накладываются на линии тетради или друг на друга? У каждого слова свой угол наклона, или вся строчка текста одинаково отклоняется от линии?
-
5
Рассмотрите внимательно интервалы. Расстояние между словами и буквами также поможет вам определить качество вашего почерка. Между словами расстояние должно быть достаточным для того, чтобы вписать в него букву «О». Если интервал между словами больше или меньше, это может быть признаком плохого почерка. Обратите внимание также и на расстояние между отдельными буквами. Слишком тесный и слишком растянутый почерки также трудны для чтения.
-
6
Обратите внимание на размер. Оказывается, размер имеет значение (как минимум, когда дело касается почерка). Ваш почерк заполняет все пространство между линиями? Вы можете поместить все слова, не занимая и половины высоты строчки? Вам следует избегать обеих крайностей: расстояние между словами и разделительными линиями не должно быть ни большим, ни маленьким.
-
7
Проанализируйте качество линий. Посмотрите на линии, из которых состоят написанные вами буквы. Они искажены чрезмерным давлением на ручку/карандаш, или же они слишком бледные, и их трудно читать? Линии букв четкие и ровные, или же волнистые и неясные?
-
8
Определите все недостатки вашего почерка. Обдумайте все вышеупомянутые моменты и определите, что в почерке нуждается в улучшении? Возможные изменения могут касаться формы букв, расстояния между ними, расстояния между словами, выравнивания, размера букв, качества линий и наклона слов. Улучшив один или более из названных параметров, вы повысите читаемость вашего почерка в целом.[1]
-
9
Ознакомьтесь с другими почерками для вдохновения. Итак, теперь вы знаете, что ваши буквы слишком большие, а их форма слишком круглая, но что дальше? Отправляйтесь на сайты, посвященные каллиграфии, и посмотрите, какой почерк вам понравится. Скопируйте каждый стиль, который вам по силам повторить. Не бойтесь испробовать примеры почерков, которые значительно отличаются от вашего, ведь в дальнейшем вы выберете отдельные понравившиеся аспекты, а не будете пытаться применить абсолютно новый почерк.
Реклама
-
1
Пишите в воздухе. Чаще всего люди с плохим или неразборчивым почерком просто не имели должной тренировки соответствующих мышц рук, кистей и плеч. Не пытайтесь «рисовать» буквы кистью, — вместо этого пишите всей рукой до плеча. Чтобы почувствовать, о чем идет речь, попробуйте писать предложения пальцем в воздухе. Так вы будете задействовать все мышцы руки и плеча, благодаря чему ваш почерк улучшится, перестанет выглядеть неопрятно и спутано.
-
2
Поправьте хват, которым вы держите ручку/карандаш. Ручку или карандаш следует держать между большим, указательным и (необязательно) средним пальцами. Конец ручки/карандаша должен лежать на ребре ладони или на суставе указательного пальца. Если вы держите инструмент для письма слишком крепко или слишком слабо (описанным хватом или любым другим), ваш почерк будет плохим. Вы добьетесь лучших результатов, если будете держать ручку/карандаш, отступив 1/3 длины от пишущего края.[2]
-
3
Потренируйте базовые элементы. За постоянными неудачами в почерке стоит непостоянность и неравномерность букв, форм и интервалов. Каждая буква состоит из прямых линий, кругов или полукругов, так что уделите время тренировке этих элементов. Испишите весь лист параллельными вертикальными и диагональными линиями. Аналогичным образом испишите весь лист кружками, овалами и производными от них. Когда вы научитесь выводить одинаковые линии снова и снова, то будете готовы переходить к целым буквам.[3]
-
4
Посмотрите, как пишется каждая буква (в прописях или в интернете). Хотя каждый человек пишет по-своему, есть абсолютно конкретный способ написания каждой буквы алфавита. Следуя правильной инструкции по написанию каждой буквы, вы значительно улучшите почерк в целом. Например, вместо того чтобы начинать писать букву «б» с верхнего хвостика, начинайте ее с внутренней петли. Потренируйтесь в правильном написании каждой буквы, как вы делали это в детском саду или школе.
-
5
Пробуйте использовать разные письменные принадлежности. Хотя это может показаться слишком дотошным, но факт остается фактом: разные люди могут улучшить/ухудшить свой почерк, используя разные инструменты для письма. Помимо традиционных механических карандашей попробуйте разные ручки, в том числе шариковые, капиллярные и перьевые. Когда вы найдете инструмент, письмо которым будет доставлять вам удовольствие, ваш почерк может улучшиться сам по себе.
-
6
Потренируйтесь в написании всех букв алфавита. Все верно: словно вы вновь оказались в первом классе, вам нужно заполнить строчку за строчкой всеми буквами алфавита (в строчном и заглавном варианте). Используйте вдохновение, полученное от посещения сайтов по каллиграфии, а также анализ, который вы проводили при исследовании своего почерка, — все это поможет вам сосредоточиться на том, что необходимо изменить. Если проблема в наклоне, поставьте себе задачу писать буквы строго вертикально. Если вы пытаетесь изменить форму букв, сосредоточьтесь на повторении форм, которые вы выбрали при посещении сайтов по каллиграфии.
-
7
Совершенствуйте новоприобретенные навыки и доводите их до автоматизма. Когда вы будете уверены в том, что каждая буква теперь идеальна, тренируйтесь писать целые слова и предложения. Для этого вы можете использовать одну из панграмм (предложения, в которых присутствуют все буквы алфавита), например: «Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц». Переписывайте это предложение снова и снова. Возможно, это занятие покажется вам монотонным, однако здесь стоит вспомнить поговорку: «Повторение — мать учения».
-
8
Всегда пишите от руки. Откажитесь от возможности сдавать сочинения в напечатанном виде, переписывайтесь с друзьями в рукописном формате. В целом пишите от руки каждый раз, когда это возможно. Если вы будете записывать информацию от руки при каждом удобном случае, это принесет вам большую пользу и позволит улучшить почерк настолько, насколько это возможно. Процесс улучшения потребует времени — мышцы, необходимые для легкого и гладкого письма, будут развиваться постепенно.[4]
Реклама
Советы
- Буквы должны быть одинакового размера. Это сделает ваш почерк аккуратным и опрятным.
- Не спешите! Ваш почерк будет улучшаться быстрее и заметнее, если вы будете учиться внимательно и без спешки.
- Чтобы сделать процесс интереснее, попробуйте написать предложение: «Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц». Напишите это строчными и заглавными буквами. Эта фраза (как и другие панграммы) содержит все буквы алфавита.
- Чтобы почерк был ровным, пишите на разлинованной бумаге.
- Старайтесь писать хотя бы один абзац в день. Это поможет вам улучшить ваш почерк.
- Используя хороший карандаш или ручку, вы приблизите себя к красивому почерку.
- Для вдохновения держите перед глазами несколько страниц, написанных красивым почерком. Это будет для вас образцом.
- Используйте карандаш или ручку, которые вам нравятся.
- Используйте качественные письменные принадлежности (чем писать, и на чем писать), — это влияет на удобство письма.
- Вот еще одна панграмма: «Чушь: гид вёз кэб цапф, юный жмот съел хрящ».
Реклама
Предупреждения
- В процессе письма не давите на кончик ручки слишком сильно, иначе у вас может случиться «писательская судорога» (писчий спазм — перенапряжение мышц кисти).
- Во избежание писчего спазма задействуйте запястье и руку, а не только пальцы. К тому же не сжимайте ручку слишком сильно, от чего качество письма значительно улучшится.
- Во время тренировок почерка не тратьте бумагу зря. Используйте лист бумаги несколько раз, не забывайте писать на обеих сторонах.
- Не выбрасывайте образцы и черновики. Возможно, они понадобятся вам в качестве напоминания о том, как должны выглядеть ваши буквы, и чего делать не следует.
Реклама
Источники
Об этой статье
Эту страницу просматривали 243 291 раз.
Была ли эта статья полезной?
Решила скомпилировать весь свой опыт, который приобрела за год коррекции почерка у девятиклассника.
Шаг №0
Предварительный
Для красивого аккуратного почерка требуется много терпения и усидчивости со стороны ученика. С этим могут быть трудности: современные подростки привыкли быстро переключаться между разными видами деятельности. А вот долго останавливаться на одном и том же для нас (чего греха таить, я сама едва вышла из этого возраста) уже проблематично.
Поэтому перед занятием по коррекции почерка я рекомендую 5-10 минут занимать ученика монотонной, тихой, спокойной деятельностью. Сложная раскраска, сортировка мелких предметов, вышивка или даже просто дыхательная гимнастика, помогающая успокоиться и сосредоточиться.
Шаг №1
Скорость
Пока настрой не пропал – приступаем к коррекции почерка.
Первым делом я обращала внимание на темп письма. Мой ученик к концу слова (к концу строки и к концу текста) ускоряется, из-за чего неаккуратный почерк превращается в кошмарный неразборчивый.
В пределах одной строчки с этим можно бороться короткой фразой “Темп” (“Скорость”, “Медленней”) – пока не выработается привычка. Если подросток лучше воспринимает информацию визуально, то подготовить таблички с надписями или таблички разных цветов.
В пределах текста я засекала время. Если первый абзац был написан за 8 минут, то второй я просила написать за 10.
Очень важно внушить и себе, и ученику – лозунг “быстрее, выше, сильнее” мы оставляем для спорта.
Шаг №2
Правильный захват ручки
Переучить подростка держать ручку достаточно сложно. Я вижу в этом смысл, только если хват ручки очевидно затрудняет написание.
А ещё нужно смириться: сначала почерк ухудшится. Ученику придётся одновременно контролировать новое положение ручки, преодолевать мышечную усталость и аккуратно писать.
Шаг №3
Отрабатываем отдельные элементы
Нужно понять, какие соединения и буквы ученик пишет не оптимальным способом. Бывает, что есть лишние завитушки или нарушается порядок написания. В результате ученик невольно обводит букву несколько раз или грязно соединяет её со следующей.
Допустим, для отработки мы выделили 10 букв и 2 соединения. Конкретно их нужно регулярно, в первой половине занятия, повторять и отрабатывать. Пока не дойдёт до автоматизма. Можно в прописях, можно под контролем педагога в обычной тетради.
Обратите внимание: 10 букв, а не 33. Экономия времени значительная.
Прописи нужны?
Прописи полезны дисциплинированным детям. Если ваш ученик делает прописи на коленке за десять минут до занятия, то…
А на занятии я всё равно учу писать в тетради или на отдельном листе. Так мне проще контролировать ситуацию.
Шаг №4
Механизация
При списывании текста ученику нужно сосредоточиться не на смысле прочитанного, а на почерке. Думать и о содержании, и о почерке – двойная работа.
Это временная мера, пока почерк не будет достаточно “автоматизирован”.
С сочинением и изложением мы решили проблему так:
о смысле и содержании следует думать во время работы на черновике. Чистовик только для того, чтобы красиво переписать черновик. Переписывать текст на чистовик и параллельно его редактировать, добавляя или убирая мысли, НЕЛЬЗЯ.
Это займет много времени? Да.
А экзамен длится сколько? 4 часа.
А через какое время школьники обычно сдают работу и покидают аудиторию? 2-2,5 часа.
Я понимаю, что тяжело отсидеть 4 часа, особенно когда все вокруг уже ушли. Но это очень важно. Пусть с перерывами, перекусами и “передремами”. Но важно.
Шаг №5
Размер букв
Предположим, что шаг №3 пройден. Все буквы по отдельности пишутся правильно и красиво. Но вот вместе… Начались американские горки со спусками и подъемами.
Что с этим делать?
• убедиться, что у ученика нет недиагностированных проблем со зрением.
• проверить, видит ли ученик разницу в размерах букв. Если у ребёнка дисграфия, то есть вероятность, что он просто не замечает.
• попросить ученика сосредоточиться исключительно на размере букв. Или не букв. Пусть напишет строчку из палочек одинаковой высоты (мы её называем забором).
|||||||||||||||||||||||
Если это задание будет выполнено успешно – значит, мы имеем дело с трудностями концентрации.
• обратить внимание на мелкую моторику.
Возможно, ученик старается, но неуклюжесть пальцев не позволяет выполнить задание.
• расчертить тетрадь по образцу тетрадей в узкую линейку.
Почему я не предлагаю купить обычную тетрадь в узкую линейку? Для меня важно сделать постепенный переход от узкой линейки к широкой. Предположим, первые три строки узкие, четвёртая – узкая только наполовину (на вторую половину!), пятая – узкая посередине… Десятую строку не расчерчивать вообще. А на 12-13 вернуть обратно 🙂
Шаг №6
Наклон
Здесь всё практически так же, как на шаге №5.
С наклоном у моего ученика, если он сосредоточен на работе, проблем нет.
Если бы они были (а я долго думала, что они были!):
- я бы давала задания на косые заборы в первой половине урока ////////////
- или с чередованием |/|/|/
- угол наклона можно менять. Например, чередуем палочки с углом в 60° и 45°.
- то же повторяем с буквами и словами.
+ Думаю, тетради в косую линейку здесь могут быть полезны.
++ Наблюдение за моторикой, глазомером, зрением – тоже актуальны.
Шаг №8
Буквы скачут
Ещё одна проблема, которая с моим учеником скорректировалась сама по себе. Нужно было только попросить сосредоточиться 🙂 И пообещать, что это последнее задание на коррекцию почерка.
Если концентрация ученика максимальна, а получается все равно плохо, то мне помогает старая добрая “узкая линейка”. По-другому я её называю “коридор”.
Например, попросить ученика нарисовать “змейку” внутри коридора так, чтобы она касалась его стенок, но не вылезала за пределы. Если ребенок помладше, то это вообще классное занятие на развитие фантазии: змее не должно быть тесно в “вольере”. Но если она за него вылезет, то покусает работника зоопарка. Нам это нужно? Нам это не нужно. Или у нас есть какие-то личные счеты с работником зоопарка?..
Постепенно от змеек и палочек переходим к петелькам, а потом и к буквам со словами.
Шаг №9
Ориентация на листе и расстояния между словами
По поводу красной строки. Я учу делать отступ шириной примерно в палец (для учеников начальной школы – 2 пальца). Чтобы не забыть его сделать – советую физически положить палец на тетрадь и оценить обстановку 🙂
Мой ученик после этого сказал, что ему нужно для экзамена одолжить чей-то палец. Свой, дескать, не подходит.
По поводу переноса слов на новую строку. Внезапно выяснилось, что мой ученик вообще не знает правил переноса слов. Но здесь важно не только знать правила, но и уметь правильно оценить: влезет слово в строчку или нет? Если нет, то какая его часть влезет?
Для правильного ответа на эти вопросы нужно иметь стабильный почерк и четкое представление о размере своих букв и слов. Если размеры прыгают, то нужно возвращаться к шагу №5. Если шаг №5 пройден, то смотрим: сколько места занимает слово из 3 букв? 1 сантиметр? 8 миллиметров? А если учесть, что в этом слове есть широкая буква “ж”? Ага…
Конкретно этой части я бы не стала уделять время вообще. Как только дойдем до стабильного автоматизированного почерка – я дам ученику возможность методом проб и ошибок разобраться с этим самостоятельно.
Расстояния между словами. Первым делом нужно понять, почему расстояния между словами у ученика меняются. И, по традиции, рисуем забор:
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Но просим сосредоточиться исключительно на расстоянии между палочками. Пусть прыгают размеры, пусть не держится строка, пусть варьируется наклон. Следим только за промежутками.
Если проблема сохранится даже при максимальной концентрации – значит, есть проблема с ориентированием на пространстве листа. Проще всего придумать “линейку”. Например, посоветовать всегда делать расстояния между словами шириной в полпальца. Или взять карандаш и после каждого слова вместо пробела писать букву “ж”. Без нажима, едва заметно. Потом можно стереть. Так до тех пор, пока не выработается привычка.
Промежуточная остановка после шагов 6-9
Перечисленные мной проблемы – это следствие дефицита переработки зрительно-пространственной информации. Есть нейропсихологический подход к коррекции этой проблемы. В двух словах его можно описать так:
“Исправим почерк не исправляя почерк”
или
“Исправим почерк в процессе игры”
Но тут есть проблемы:
1) Почти все эти игры предназначены для младших школьников. Для подростков их нужно адаптировать.
2) Подростки, в отличие от детей, уже четко разделяют понятия “игра” и “учеба”. И то, что хорошо им удается в игре, может никак не всплыть во время учебы.
Тут же возникает парадокс: есть задания, с которыми мой ученик справляется лучше меня. Но у меня проблем с почерком и переработкой зрительно-пространственной информации нет, а у него есть…
3) После игры нужно приложить много усилий, чтобы настроить ученика на рабочий лад.
Но! Я одобряю подход “частично исправим почерк рисованием”. Это развивает и моторику, и зрительно-пространственные представления. Помогает сосредоточиться, не ассоциируется с учебой напрямую и не напрягает мозг.
Шаг №10
Заглавные буквы
На тот случай, если ученик забывает ставить точки в конце предложения или по инерции начинает новое предложение со строчной буквы.
Здесь мы с учеником вырабатывали последовательность:
написал предложение – стукнул колпачком ручки по столу
Были еще варианты “коснулся носа”, “коснулся лба”, “переложил ручку в другую руку и обратно”. Но мне больше всего нравится с колпачком.
Тем самым у ученика (у его мозговых структур) появляется время на то, чтобы перезагрузиться и переключиться на новое предложение.
Шаг №11
Отзеркаливание
Единственная проблема, с которой я вообще никак не столкнулась. Кроме буквы “э”, которую мы отработали отдельно.
Если бы она возникла конкретно у моего ученика, дисграфика со здоровым зрением и трудностями концентрации, то я бы пробовала что-то вроде таких заданий:
…и постепенно переходила к буквам.
Шаг №12
С чувством, с толком, с расстановкой… и паузами
Коррекция почерка – дело непростое, медленное, требующее максимальной концентрации. Особенно у подростков, которым нужно изменить привычки, закреплявшиеся почти каждый день в течение 7-10 лет. Мозг по инерции будет пытаться “управлять” рукой одним способом – и нужно запрещать ему это делать.
Дело пойдет медленно. Более того, дело ДОЛЖНО идти с паузами. Отрывать ручку от листа во время написания длинного слова – это нормально. Сделать минутный перерыв после трех строчек – это нормально. После половины текста пойти подышать воздухом в коридоре или сходить умыться – это тоже нормально. И для репетитора вполне уместно во время занятия переключиться на устный опрос по другой теме или рассказать кусочек новой информации.
Корректировать почерк уставшего человека невозможно.
Вот как-то так 🙂
Маленькие комментарии в конце:
1) Лучше писать слишком крупно, чем слишком мелко.
2) Лучше заниматься одним делом в одну единицу времени. Если сейчас стоит задача скорректировать размер букв, то не обращаем внимания на наклон.
3) Лучше работать над почерком каждый день по чуть-чуть, чем 3 часа раз в неделю. Поэтому настаиваем, чтобы ученики хоть сколько-то работали дома самостоятельно.
4) Все ученики индивидуальны. То, что я здесь описываю, подошло одному подростку и может не подойти другим.
5) Слушаем учеников, разговариваем с ними, не кричим и не давим. И наоборот – не пытаемся “скорешиться”, веселить частушками, сплетнями и байками. И юмора, и серьезности должно быть в меру 🙂
Если вы стали замечать, что у вас становится проблемный почерк, то советы, которые я даю в этой статье, могут вам сильно помочь. Вель мы настолько привыкли печатать на наших компьютерах и мобильных телефонах, что, кажется, забыли, как писать ручкой и бумагой.
Хорошей новостью является то, что это всего лишь вопрос практики, и что плохой почерк можно улучшить даже во взрослом возрасте.
Простые советы как улучшить проблемный почерк.
-
Пишите медленно
В начале я рекомендую вам писать медленнее, чем обычно. Таким образом, вы сможете изучить свой почерк и понять, что беспокоит вас больше всего. Мы тратим гораздо больше времени на набор текста, чем на собственно написание, поэтому совершенно нормально, что вам требуется больше времени, чтобы что-то написать, чем напечатать это.
Другими словами, цель — разборчивый почерк, независимо от того, сколько времени потребуется, чтобы закончить слово или предложение. Время часто является самым важным фактором при переходе от неаккуратного почерка к аккуратному.
-
Определите свои слабые места
Напишите алфавит на одном листе бумаги, чтобы увидеть, какие буквы вызывают у вас больше всего проблем. Обведите или подчеркните их, а затем сначала сосредоточьтесь на улучшении этих букв. Удивительно, как одна или две буквы могут изменить общий вид текста, который вы написали.
-
Проверьте размер и высоту ваших букв
Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются люди, заключается в том, что некоторые из их букв слишком большие, а некоторые слишком маленькие. Это главная причина, по которой чей-то почерк выглядит неряшливым и неразборчивым.
Попробуйте выровнять ваши буквы и убедитесь, что они имеют более или менее одинаковую высоту и размер. Эта мелочь улучшит ваш общий почерк.
Например, высокие буквы, такие как “т”, ”г“ или «ь”, должны быть выше, но не больше других. Размер букв для прописных и строчных букв также может немного отличаться.
-
Выберите подходящую ручку и бумагу
Я предлагаю вам попробовать другие ручки, пока вы не найдете ту, которая подходит вам лучше всего. Удобная ручка поможет вам развить навыки рукописного ввода. Никогда не стоит недооценивать инвестиции в хорошую ручку, которая прослужит долгие годы. И вполне возможно, что именно правильная ручка поможет вам исправить проблемный почерк.
Что касается бумаги, то в качестве начинания вам следует использовать бумагу с линиями или линованную бумагу, потому что это поможет вам убедиться, что все буквы имеют одинаковую высоту и размер.
Лист бумаги с прямыми линиями поможет вам несколькими способами, в том числе:
- Выстраивать свои слова и отдельные буквы в прямую линию.
- Добиться большего прогресса во время каждого сеанса рукописного ввода, поскольку вы сможете разместить больше слов на странице.
- Избежать наклонных или диагональных линий.
-
Смотрите видео со знаменитыми каллиграфами
Используйте преимущества современных технологий, чтобы улучшить свой почерк. Посмотрите видео, на которых профессиональные каллиграфы пишут и объясняют свои действия. Вы можете найти множество из их видео в онлайн бесплатно, вам просто стоит выбрать стиль, который вам нравится, а затем следовать ему. Возможно, это лучший способ улучшить ваш проблемный почерк.
-
Скопируйте почерк, который вам нравится
Это может быть почерк кого-то из ваших знакомых или красивый почерк, который вы нашли в интернете. Вначале самый простой способ улучшить свой почерк — скопировать тот, который вам нравится. Сначала он не будет выглядеть даже похожим на оригинал, но скоро улучшится, и вы заметите его быстрое исправление.
Помните, что цель состоит в том, чтобы создать свой собственный стиль почерка, хотя и полезно копировать чей-то другой, пока вы не получите представление о том, как должен выглядел ваш почерк.
Итак, продолжайте и черпайте вдохновение от руки, прежде чем браться за ручку и бумагу.
-
Потренируйтесь на рабочих листах для рукописного ввода
Даже если это кажется занятием, которым дети занимаются в школе, вам стоит попробовать заняться этим способом улучшения почерка. Найдите в интернете рабочие листы для рукописного ввода, распечатайте их, а затем используйте для практики. Это один из лучших способов попрактиковаться и улучшить свой почерк. Результат гарантирован.
-
Начните вести дневник
Как я уже говорила, самое главное — это ежедневная практика. И есть ли лучший способ исправить проблемный почерк, чем начать вести ежедневный дневник? Ведение дневника имеет много преимуществ, оно помогает очистить наш разум и уменьшить стресс? чтобы вы смоги улучшить проблемный почерк.
Если вы возьмете на себя обязательство ежедневно вести дневник, вы будете получать по крайней мере 5 минут практики каждый день! Это может показаться незначительным, но помните: важно быть последовательным, и иногда для этого достаточно небольших шагов.
-
Будьте терпеливы
Возможно, это самый важный совет. Все хорошее требует времени, так что наберитесь терпения и не будьте слишком строги к себе. Вам никогда не следует сравнивать себя с другими, которые, вероятно, просто практиковались в течение более длительного периода времени, чем вы. Дайте себе немного времени, и вы будете поражены, когда увидите достигнутые вами результаты.
Важно не сдаваться, если поначалу вы не видите никакого улучшения. Просто придерживайтесь этого и практикуйтесь, когда у вас будет немного времени. Через некоторое время ваш проблемный почерк улучшится, и вы сможете писать записки и благодарственные открытки людям, которых вы любите, своим собственным, уникальным почерком.
Post Views: 58
Как можно исправить почерк в любом возрасте:
– обратитесь за консультацией к специалисту, профессия называется логопед-дефектолог;
– обратитесь к репетитору по профилю “исправление почерка”;
– если никого не найдете, обращайтесь к нам, поможем. По секретной фразе “Яндекс Кью” консультация бесплатно 😉
Как НЕ нужно исправлять почерк:
– больше писать;
– обводить чужой почерк;
– обводить компьютерный шрифт.
Почерк – это простой навык. Простая мышечная привычка, примерно как походка. Почерк не связан с характером человека, какие бы сказки не рассказывали про гадание по почерку.
Если у вас плохой почерк, то скорее всего проблема не в вас, а в ваших школьных учителях. Просто найдите хорошего учителя. Сейчас есть выбор. Удачи вам!
5,2 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Интересы: история, политика, философия, культура, география и психология. · 12 мар 2021
– Пишите что-нибудь почаще;
– Заведите тетрадь, в которой выписывайте все буквы алфавита, и посмотрите, какие буквы у вас выглядят хуже всего, а какие – не так уж и плохо;
– Если нету необходимости писать длинные конспекты, пишите в тетради всё что в голову прийдет – названия фильмов, рекламные вывески, анкетные данные и т.д.;
– Посмотрите в интернете либо видео либо… Читать далее
172
Комментировать ответ…Комментировать…
эникейщик.
естественные науки, философия, история.
йога, искусство, зож, путешествия · 12 мар 2021
Есть много методик.
К примеру – распечатайте нужный вам почерк(благо компьютерная техника позволяет) и тренируйтесь как в прописях 1го класса(до 90х годов, сейчас не знаю как). Это если в руки профессионалов не сдаваться.
118
Комментировать ответ…Комментировать…
Во взрослом возрасти почерк исправить уже не возможно. Что такое хороший или красивый почерк ? Насильно его не приобретешь ни в каком возрасте . Существует такое понятие как внутреннее желание и способность с рождения это природный дар, такой же как великий художник, актер, архитектор, и тд. Лично я начал своим почерком интересоваться с пятого класса и в данный… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Ответы на похожие вопросы
Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте? — 5 ответов, задан 3 февраля 2017
Не только можно, но и нужно. Скажем прямо: в школе преподавание почерка и чистописания не ведется. Есть несколько уроков в начальной школе, на которых детям предлагают копировать буквы всем знакомого рукописного шрифта (он на каждой тетрадке на последней странице). И оценки ставятся именно за копирование букв в свою тетрадку. А как именно это делать, как вести линии, как отрабатывать повороты и закругления – этому никто не уделяет внимания в школе. И как следствие – нечитаемый почерк у 99 из 100 школьников.
А знаете, почему не уделяют внимания? Потому что не знают, как. Работающие руководства “как красиво писать” остались в букварях 19 века, составленных для гимназий и народных школ. По “царским” букварям преподавали в СССР, пока не начались советские школьные реформы. Поэтому люди старшего поколения еще умеют красиво писать. А в букварях начиная с 1970 года буквы уже печатные. И у тех, кому сегодня по 50 лет просто не было шанса получить красивый почерк. Имею в виду “осознанно красивый”.
Я собрал несколько десятков изданий, посвященных чистописанию и каллиграфии с 18 века и сделал свою методику на их основе. И преподаю исправление почерка взрослым и детям с 2017 года. Обращайтесь.
1,3 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте? — 5 ответов, задан 3 февраля 2017
Преподаватель Живописи и Рисунка в художественном училище · 3 февр 2017
Этим как раз сейчас и занимаюсь) Точно скажу — можно. Я, например, активно занимаюсь сейчас учёбой. Мне просто необходимо многое конспектировать. И намного удобнее потом конспекты читать написанные красивым почерком. Метод один — больше писать. И не механически, а обдумывая свои движения. Сначала спокойно и размеренно, выводя каждую букву, потом постепенно ускоряясь, но не теряя внимательности к процессу. А отвечая предыдущему автору на вопрос “зачем?”, скажу, что механическая память (память руки) отлично помогает закрепить прочитанный материал, если вы конспектируете. Опять-таки, аккуратное писание помогает концентрации и внимательности. Ну и развитие мелкой моторики, которая крайне активно влияет на создание новых нейронных связей в нашем мозге.
1,4 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте? — 5 ответов, задан 3 февраля 2017
Переводчик, автор статей, текстов и постов, один из соавторов маргинального книжного… · 3 февр 2017
Наверное, можно, но зачем?
Я тот ещё ретроград, даже ручки держу только перьевые, но все крупные тексты давно набираю на пеке или, в редких специфичных случаях, на печатной машинке. Писанина от руки – для всяких заметок на ходу, в которых почерк чем хуже – тем лучше, от любопытных носов.
Единственная вероятность массового применения письма от руки, о которой я могу подумать – это какая-нибудь госслужба с бланками-залупанками, но там, сдается мне, специально перепрошивают голову, чтоб почерк был по госту, приемные часы до минуты, кофе по расписанию и вон ту справку ещё принесите и не волнует. А, ну ещё медики, но тут вековая традиция, смиритесь.
Если же вам нужно для себя, для души и в небольших объемах, запишитесь на курсы каллиграфии, и контролируйте процесс, выводите не спеша, не срываясь на свой обычный почерк. Переучиться может и не переучитесь, но красиво-то в итоге всё равно будет.
602
Комментировать ответ…Комментировать…