Многие родители, видя в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?
Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.
Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения. И начинать занятия желательно как можно раньше.
Но сначала немного теории… Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка.
Как исправить почерк у ребенка?
Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.
Для формирования красивого почерка необходимо :
-
Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме
- Спина и плечи ровные;
- Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
- Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
- Тетрадь лежит под наклоном;
- Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.
2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.
Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.
- Согните указательный и большой палец.
- Отведите большой палец немного в сторону так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
- Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
- Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
- Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья соприкасалась с поверхностью стола, необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.
3. Сформировать графический навык
Конечная цель формирования графического навыка — это красивое и быстрое письмо.
Показателями сформированности графического навыка являются:
- Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
- Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
- Связанность (безотрывность) письма.
Связанность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую.
Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.
- Скорость письма.
Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса.
Секреты красивого почерка
Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:
1.Одинаковый наклон
Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.
2. Одинаковую высоту
Все строчные буквы умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.
Высота заглавных букв в два раза больше.
Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:
- Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
- Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».
3. Одинаковую ширину
Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».
Ширина строчных букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».
Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.
Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.
Ширина между словами равна ширине строчной «ш».
При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.
Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.
А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.
В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.
Как улучшить почерк у ребёнка
Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений и развивают выносливость к письменным нагрузкам.
Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.
Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.
Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:
- альбом;
- простой карандаш;
- цветные карандаши.
При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.
Важные правила!
- Следите за правильным положением карандаша в руке.
- Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
- Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
- Линия должна быть ровной, горизонтальной.
- Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
- Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
- Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.
Пример графического упражнения:
Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между линиями.
Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.
Постепенно задача усложняется.
Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.
Также можно присоединить следующие упражнения:
- массаж рук;
- штриховка;
- развитие мозга:
- специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).
Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.
Упражнение 1
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Упражнение 2
Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.
Упражнение 4
Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 5
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Советую воспользоваться уже готовым тренажером!
Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.
Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.
О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер
Приобретая тренажер, вы получите:
- готовый инструмент для исправления почерка;
- 100 страниц интересных упражнений;
- 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
- дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
- профессиональную методику, проверенную на практике.
С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.
Ребенок получит:
- улучшение почерка;
- развитие внимания и координации движений;
- ловкие и выносливые пальцы рук;
- развитие мышления.
Рекомендуемый возраст 6-13 лет.
Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.
О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер
А также
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Некрасивый почерк ребенка – это не приговор. Как оказалось, школьника можно научить писать красиво – это я знаю по своему опыту, ведь как только моя дочь пошла в первый класс, выяснилось, что она пишет «как курица лапой». Конечно же, я не могла спокойно смотреть на это и решила быстро взять ситуацию в свои руки. Как результат – через неделю у нее был ровный и красивый почерк. Делюсь эффективными лайфхаками, которые я использовала для того, чтобы научить дочку писать красиво.
Нужно следить за прямотой спины в момент написания
Учителя в школе то и дело следят за тем, как ученики сидят за партой в момент написания текстов. Как оказалось, между прямотой спины и красотой почерка имеется самая прямая взаимосвязь. Руководитель нашего класса поведала мне, что ребенку, который сидит за партой кое-как будет очень сложно выводить буквы, в результате чего написанный текст будет смотреться несуразно.
Как только я узнала это, первым делом стала заставлять свою дочь делать зарядку по утрам. Более того, во время выполнения ею упражнений я следила за тем, чтобы на спину давалось особенное напряжение, чтобы она всегда была прямая.
Удивительно, но уже на пятый день простая зарядка стала давать положительный результат. Причина того – немного окрепший плечевой пояс и мышцы спины. Как результат, у дочери стала вырабатываться более уверенная осанка, а почерк стал гораздо ровнее.
Отработка правильного захвата инструмента
Чтобы ребенок правильно и красиво писал, родителям нужно научить его держать ручку так, как следует, а не как получится. Стоит понимать, что при неправильном захвате будет не только некрасивый почерк, но и довольно медленная скорость написания.
Как правильно держать ручку, чтобы почерк был красивым? Для этого следует уложить ручку на средний палец рабочей руки, удержать ее подушечкой большого и прикрыть указательным. При этом безымянный палец и мизинец выступают лишь для опоры руки, по бумаге они могут скользить только в согнутом виде.
Хочу сказать, что техника правильного захвата ручки дается сразу далеко не всем детям. В свое время и мне пришлось столкнуться с данной проблемой – дочь не могла понять, как нужно держать инструмент. Справиться с проблемой нам помогла техника «пинцет». О ней я расскажу далее.
Техника «Пинцет»
Чтобы моя дочка научилась держать ручку правильно, я предложила ей поставить инструмент стержнем вниз и легонько ухватить его прямыми пальцами. Далее следует медленно съехать пальцами вниз – в один момент пальцы примут правильное положение, в котором следует осуществлять процесс письма.
Могу сказать, что это простое упражнение помогает ребенку понять, как правильно держать ручку. Как только у ребенка возникают трудности с захватом ручки, она тут же проделывает такой простой трюк с ней.
Мама одноклассника моей дочери сказала, что ее мальчик тоже столкнулся с такой же трудностью, как и мы. Они решили ее с помощью ручки-самоучки – очень интересной канцелярской принадлежности, использование которой – настоящая радость для ребенка. Могу сказать, что ее использование – прекрасная альтернатива всем другим техникам освоения правильного захвата инструмента.
Правильно подобранная ручка – залог успеха
Сейчас речь пойдет вовсе не о красоте пишущей принадлежности, а о ее удобстве. При выборе ручки я, в первую очередь, ориентировалась на особенности физиологии детской руки. Для меня поистине удивительным является тот факт, что родители, покупая тяжелые ручки неправильной формы, ожидают, что их ребенок будет красиво писать. На мой взгляд, всегда нужно помнить о том, что на первых порах красота пишущего инструмента – вовсе не главное.
Современные производители канцелярских принадлежностей предлагают большой выбор ручек с разными типами стержней. Я отдаю предпочтение шариковым ручкам, так как они, на мой взгляд, более надежны в процессе написания (гелевые довольно часто подводят тем, что в один момент перестают писать и начинают царапать бумагу). Покупая ручку для своей дочери в магазине, я слежу за тем, чтобы ее стрежень легко скользил по бумаге и оставлял жирный след.
Я решила, что в начальных классах мой ребенок не станет пользоваться полностью пластмассовыми или металлическими ручками – и те, и другие не слишком удобны в эксплуатации, так как после 5-10 минут использования пальцы начинают скользить по ним. В свою очередь, я отдаю предпочтение принадлежностям с резиновой вставкой.
Регулярные тренировки – залог успеха
Чтобы ребенок научился правильно держать ручку и красиво писать, следует проводить с ним регулярные тренировки. С этой целью мы купили тетрадь с прописями, в которой дочь занималась написанием отдельных букв и их сочетаний. Скажу сразу, что такие тренировки – залог большого успеха в деле освоения техники красивого письма, так как как в этом случае малыш имеет возможность наглядно изучить то, как выглядят правильно и красиво написанные буквы, а затем в точности повторить их.
Честно говоря, для таких тренировок вовсе не обязательно использовать прописи по возрасту.
Следим за правильным положением рук
Чтобы ребенок научился красиво и разборчиво писать, следует приучить его размещать руки правильно. Лично мне пришлось потратить некоторое время на то, чтобы объяснить ребенку важность этого, зато когда она уяснила информацию, положение дел быстро улучшилось.
Кроме всего прочего важно научить ребенка держать тетрадь под легким наклоном (10-15 градусов) – только так можно обеспечить легкое и довольно быстрое скольжение руки в процессе написания текста.
Я знаю, что красивый почерк имеют только те дети, у которых хорошо развита мелкая моторика рук
Каждый родитель должен понимать, что красивый почерк имеет только тот ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика рук. Лично я, узнав об этом, решила отправить свою дочь на занятия в кружок бисероплетения.
Могу сказать, что мелкую моторику можно развить не только в процессе работы с бисером, но и во время других занятий. Так, например, вы можете отправить сына или дочь в кружок рисования, оригами, рисования и т.п. Кроме того, мелкую моторику рук поможет развить работа с ножницами, а также помощь в перебирании круп, оказанная родителям на кухне.
Упражнения, которые помогают развивать мелкую моторику рук, любой ребенок может выполнять в домашних условиях хоть каждый день. Кстати, родителям следует обратить внимание на то, что развитая моторика влияет не только на красоту почерка, но еще и на развитие воображения, памяти и мышления.
На что следует обратить внимание, отрабатывая с ребенком правильность написания букв
Красота букв и правильность их написания должны отрабатываться под присмотром взрослых, которым необходимо следить за определенными моментами.
В первую очередь, родителям стоит обращать свое внимание на то, как правильно ребенок пишет наиболее проблемные буквы (и, к, н, п). Если схожие между собой буквы не отличить друг от друга, стоит уделить этому особенное внимание.
Манера написания – это еще один немаловажный момент, на который родителям стоит обратить свое внимание, отрабатывая технику письма с ребенком. Стоит приучить малыша выводить буквы так, чтобы их строчка не «плясала», а была максимально ровной. Больше внимание нужно уделять наклону букв, их ширине и высоте.
Я, как мама, тщательно следила за тем, чтобы текст, написанный моей дочерью, был чистым, без каких-либо зачеркиваний и выходов за поля.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Как известно, навык чистого и красивого письма закладывается у человека именно в раннем детстве. Поэтому родители и учителя должны уделять особое внимание детскому почерку в дошкольном возрасте и в начальной школе. Впрочем, иногда правильный стиль письма появляется не сразу, и тогда может потребоваться исправление почерка у ребенка. В этой статье от команды iSmart вы узнаете, почему у детей может испортиться почерк и как можно поставить его с помощью эффективных и простых тренировок.
Зачем исправлять почерк?
Некоторые современные родители думают, что в наше время навык чистописания утратил значимость, поскольку чаще всего мы не пишем, а печатаем текст. Однако процесс письма важен для развития ребенка, ведь в нем задействовано несколько сенсорных систем: визуальная, аудиальная, кинестетическая. У пишущего ребенка развиваются внимание и память, тренируются усидчивость и моторика.
Работа над письмом – не просто учительская блажь. Почерк является одним из критериев оценки в начальной школе согласно стандартам Министерства Образования. Поэтому педагог действительно должен ставить ребенку низкие отметки при явных трудностях с чистописанием. Но это не единственная проблема:
- Учителя по другим предметам тоже начинают занижать оценки ребенку, так как не разбирают написанное или понимают его неправильно;
- Плохой почерк в школе может стать причиной насмешек со стороны одноклассников;
- Из-за медленного письма у ребенка быстрее устает рука и отставание от класса усиливается;
- Дети с неправильным почерком не успевают записывать материал на уроках и сдавать контрольные работы, отчего снижается их успеваемость.
Пример изображения с замечаниями учителей
Все эти факторы приводят к тому, что у ребенка снижаются самооценка и мотивация к обучению, а значит, падает и качество усвоения знаний. Получается, некрасивый или нечитабельный почерк может испортить детям всю школьную жизнь.
Как понять, что у ребенка плохой почерк?
Если малыш не ходит в школу, и семья занимается его дошкольной подготовкой самостоятельно, родители могут вовремя не заметить проблем с почерком без опытного взгляда учителя. Тогда к поступлению в первый класс у ребенка уже сформируется привычка неправильного письма, и переучивать его на уроках будет сложнее. Поэтому нужно не только знакомить маленьких детей с чтением и счетом, но и просить их заполнять тетради первыми выученными буквами и словами. Бывает и так, что преподаватель в школе тоже не уделяет должного внимания почерку своих учеников. Тогда обязанность объективно оценить первые прописи полностью ложится на родителей.
Итак, в детском почерке могут встретиться следующие недостатки:
- Непропорционально большие или маленькие буквы, а также буквы разной высоты в одном слове;
- Отсутствие наклона в буквах или очень сильный, а также разный наклон вправо и влево;
- Схожее написание разных букв (например, «и»/«н»);
- Нахождение слов не на одной линии (буквы то выше строки, то ниже);
- Слишком сильный или, наоборот, слабый нажим на ручку при письме;
- Неодинаковое соединение букв в слове, его отсутствие – письмо печатными буквами – или добавление дополнительных элементов (например, превращение «о» в «а» при соединении);
- Невыразительное или нечитабельное написание отдельных букв;
- Захождение слов за поля тетради или на соседнюю страницу, а также дезориентация на листе – написание текста в произвольном месте.
Пример изображения с плохим детским почерком
Если вы заметили у ребенка одну или несколько каллиграфических ошибок из этого списка, настало время перейти к регулярным упражнениям по исправлению почерка у школьников. Однако сначала лучше понаблюдать за ребенком, чтобы выявить причины проблемы с письмом.
Почему ребенок некрасиво пишет?
Порой детские каракули в тетради являются результатом стрессов, мышечных зажимов и неврологических проблем. В некоторых случаях речь идет даже о клиническом расстройстве процесса письма – дисграфии. Дисграфия не связана с уровнем интеллектуального развития и бывает трех видов: акустическая (неумение распознать звук на слух), моторная (нарушение движений руки) и оптическая (невозможность соотнести зрительный и звуковой образы).
В этих условиях перед тем, как улучшить почерк с помощью письменных упражнений, нужно отвести ребенка к специалисту: психологу, логопеду, неврологу. Он проведет коррекцию детского поведения и нормализацию эмоционального фона малыша.
Впрочем, чаще всего причины плохого почерка не такие пугающие, и их можно устранить в домашних условиях. Поговорим о них подробней и о том, как научиться красиво писать в той или иной ситуации.
Учебное пространство
Иногда причина некрасивого письма у ребенка заключается во внешних обстоятельствах. Чаще всего, это ошибки при организации рабочего места в школе и дома. В таких случаях достаточно исправить недочеты, и почерк изменится сам, так как ребенку будет удобнее писать. Поэтому во время занятий по письму, проверяйте следующие моменты:
Положение тела
Неправильная позиция рук, ног или спины приводит к тому, что у детей формируется кривой почерк, в котором буквы разъезжаются в разные стороны. У пишущего за столом должна быть прямая осанка, а руки опираются на край стола. Ноги при этом соединены вместе под углом в 90 градусов, а стопы находятся на полу или подставке. Расстояние от уровня глаз до тетради должно быть не меньше 30 см.
Пример изображения с правильной посадкой за столом
Если у ребенка слабые мышцы спины, плечевого корпуса и рук, почерк почти всегда будет плохим. Чтобы развить эти группы мышц, можно перемещаться с книгой на голове, постоять в 5-секундной планке или походить на руках, пока кто-то из взрослых держит за ноги. Даже самая простая, но регулярная зарядка уже через неделю улучшит осанку ребенка, а значит, письмо станет ровнее и увереннее.
Мебель
От рабочего места напрямую зависит, как быстро устанет тело ребенка во время занятий. Так, стол не должен быть очень маленьким, и на нем всегда должно найтись свободное пространство. Вещи на столе не должны мешать движениям детской руки. Свет при этом должен падать со стороны не пишущей руки. Стул для ребенка нужно выбирать со спинкой.
Принадлежности для письма
Прежде всего, у ребенка должны быть желанные канцелярские товары, чтобы всегда имелась дополнительная мотивация. Ведь как писать красивым почерком, если тебе не нравятся собственные карандаши, ручки, фломастеры и тетрадки? В то же время не стоит всегда идти на поводу у ребенка, поскольку многие модные и изысканно украшенные письменные принадлежности просто не подходят для детской руки.
Так, ручка для ребенка не должна быть очень тонкой или толстой, иначе держать ее будет неудобно. Качество и состав чернил тоже дает о себе знать: от гелевой ручки остается больше грязи и разводов, особенно если ваш ребенок – левша (для них существуют отдельные ручки с быстросохнущими чернилами). Кроме того, пачкают тетради и ручки с очень толстым стержнем. Если есть возможность, выбирайте ручки с прорезиненным корпусом, поскольку они меньше натирают кожу, а значит, рука не устает. Оптимальная длина ручки – 15 см. Помните, что хорошие ручки не царапают бумагу и не цепляются за нее.
Обязательно обращайте внимание на то, как ребенок держит ручку. У правши она должна лежать на левой стороне среднего пальца, при этом указательный палец придерживает ручку сверху, а большой палец – слева. Пальцы не должны сжимать ручку слишком сильно, но и выпадать ручка при их движении не должна. Безымянный палец и мизинец могут свободно лежать в основании большого пальца либо быть загнутыми внутрь ладони. Расстояние от кончика ручки до указательного пальца – порядка 2 см.
Пример изображения с захватом ручки
Если ваш ребенок испытывает трудности с тем, как правильно держать ручку, можно приобрести ручку-самоучку. Это специальная силиконовая насадка, которая помогает правильно поставить пальцы. Также помогает техника «пинцет»: ручку берут вертикально за верхний кончик тремя пальцами. Медленно пальцы соскальзывают вниз. Когда до конца стержня останется 2 см, рука сама правильно обхватит ручку.
Расположение тетради
Тетрадь должна находиться перед ребенком под углом 10-15 градусов, чтобы рука свободно перемещалась вдоль строки. Чем больше заполнена страница, тем выше нужно приподнять тетрадь. Если ребенок правша, страница имеет наклон вправо, если левша – наоборот. Второй рукой можно поддерживать тетрадь. Кстати, тетради лучше оборачивать в мягкие обложки из полиэтилена, чтобы они не скользили по столу.
Пример изображения с правильным положением тетради и освещением
Моторика рук
Одна из самых частых причин некрасивого почерка – плохая моторика, т.е. раскоординация глаз и рук. При этом обычно на письме много лишних изогнутых и ломаных линий, буквы дрожат или их пропорции нарушены. Развивать мелкую моторику значит повышать подвижность кисти и пальцев, а также улучшать координацию движений. Вот какие упражнения и игры могут помочь в данном случае:
Пальчиковая гимнастика
Это небольшие упражнения, в которых с помощью пальцев инсценируются различные истории или сказки (чаще – рифмованные). Ребенок в пальчиковых играх должен запомнить не только сами стихи, но и последовательность движений, а также положение пальцев. Важно, что в гимнастике задействованы обе руки и все пальцы, при этом сжатие чередуется с расслаблением, а параллельные жесты – с последовательными. Альтернативой пальчиковых игр является массаж рук.
Примеры изображений с пальчиковыми играми
Пальчиковый «Твистер»
Эту настольную игру можно купить в любом детском магазине или сделать самостоятельно. Вам понадобится игровое поле с цветными кружочками и крутящаяся стрелка или кубики. Задача в том, чтобы расставить пальцы на нужных цветах так, как выпало в рулетке или на кубиках. Победит тот, кто правильно поставит (и удержит!) пальцы обеих рук.
Пример изображения с пальчиковым твистером
Театр теней
Такие занятия помогают развить точные и согласованные движения пальцев и кистей, а также улучшают концентрацию внимания и усидчивость. Для теневого театра достаточно иметь лампу или торшер, которые надо поставить так, чтобы свет попадал на стену. Чтобы тени получились нужного размера, сядьте с ребенком на расстоянии 3-4 метров от стены. Вы можете показывать отдельных животных или придумать сценарий и поставить спектакль. Одни из самых популярных сюжетов и образов в театре теней – это рождение и полет бабочки, лающая собака, лебедь или гусь.
Пример изображения с театром теней
Для развития моторики полезно также заниматься бисероплетением и оригами, рисовать мелкие узоры, собирать конструкторы и пазлы, лепить из пластилина, создавать фигурки из спичек, перебирать крупы, играть в пальчиковые куклы.
Зрительно-пространственное восприятие
Если у ребенка проблемы с межбуквенными интервалами, зеркальное написание букв или путаница с визуально схожими буквами, слишком размашистый или очень узкий почерк, значит, у него плохо развито пространственное мышление. В таком случае мозг неправильно воспринимает положение, формы и габариты вещей. Улучшать этот навык у ребенка можно с помощью различных игр:
«Фотограф-капризуля»
Ведущий в данном случае играет роль фотографа, а ребенок – постановщика кадра. Малыш должен высадить любимые игрушки в один ряд, а фотограф будет давать ценные указания о том, кого в кадре нужно поменять местами.
«Зеркало»
Это упражнение поможет ребенку обрести контроль над телом и лучше ориентироваться в пространстве. Попросите малыша посмотреть на себя в зеркало. Пусть его ладошка медленно и плавно «проедет» по лицу от носа ко рту, а потом поднимется наверх. Затем движения нужно будет повторить без зеркала, а потом – с закрытыми глазами.
Графический диктант
Речь идет о рисовании с нуля в тетрадях в клетку. Выполняется игра под диктовку ведущего, который объясняет, в какую сторону и на сколько шагов (клеток) нужно двигаться с ручкой. В результате на бумаге появляется забавное законченное изображение, а ребенок учится ориентироваться на листе. Также полезными для пространственного мышления будут раскраски.
Пример изображения с графическим диктантом
«Поиск сокровищ»
В данном случае цель ребенка – найти спрятанную игрушку, сладость или любой подарок. Ведущий же дает указания, куда и как перемещаться в пространстве. Например, дойти до окна, повернуться, подойти к столу и т.д. Альтернативой здесь является популярная игра «Холодно-горячо», но важно, чтобы направление движения всегда озвучивалось вслух.
Штриховка
Готовые контурные рисунки можно штриховать разными линиями. Это развивает координацию движений, терпение, аккуратность и, конечно, пространственное восприятие. Заполнять фигуры и силуэты можно разными способами: по горизонтали, вертикали, диагонали, а также волнистыми и ломаными линиями.
Пример изображения со штриховкой
Для развития пространственного мышления полезно сделать буквы наглядными:
- Самый простой вариант – рисовать буквы в воздухе. Попросите ребенка показать рукой, как он пишет в пространстве ту или иную букву. Этот способ хорошо показывает ошибки малышей и развивает детское воображение. Также можно сделать объемные буквы вместе с ребенком из проволоки, чтобы малыш лучше понимал, из каких элементов состоит буква.
- С готовыми карточками с алфавитом (продаются в книжном или детском магазине) можно организовать целую игру. Предложите ребенку найти общее и отличия между разными буквами, а затем – между заглавными и прописными формами одной и той же буквы.
- Также можно приобрести буквы с неровной поверхностью. Это объемный алфавит из магнитов или кубиков, как правило, шершавых на ощупь. Развивая тактильные ощущения, ребенок лучше понимает, в каком направлении и в какой последовательности пишется буква.
Письменные упражнения для работы над почерком
- Главный помощник красивого письма – прописи, которые бывают для левшей и для правшей. Первые прописи дошкольника могут содержать простые символы и волнистые линии на разлинованной бумаге. Важно сначала отработать написание составляющих элементов, а не целых букв, т.е. палочки, крючочки, закругления и т.д. Потом можно прорабатывать цифры.
- Когда вы перейдете к буквам в прописях, старайтесь, чтобы ребенок писал весь алфавит заглавными или строчными буквами по 2-3 раза в неделю. Отдельное внимание уделяйте проработке соединений между буквами. Если у вас нет возможности купить прописи, попросите ребенка обводить буквы, которые вы написали на бумаге своей рукой.
Пример изображения с простыми прописями
- Подбирая слова или предложения для тренировки почерка, старайтесь находить интересные ребенку темы, а не скучные монотонные тексты. Дошкольникам, например, нравится писать имена: свое, родителей, первых друзей. Можно попросить вывести прозвище любимой игрушки или домашнего питомца.
- Не формируйте у ребенка привычку писать в черновике. Для обучения красивому письму можно накладывать на образец с буквами кальку, на которой можно вывести целый ряд, а потом сразу перейти к чистовику. Работа с калькой основана на мышечной памяти, т.е. рука постепенно запоминает, как она обводила те или иные буквы. Под тетрадный лист также можно подкладывать заранее разлинованную бумагу (так называемую зебру), которая поможет соблюдать единый размер и наклон букв.
- Чтобы исправить наклон букв, приобретайте тетради в косую линейку. А если нужно потренировать соединение между буквами, используйте технику безотрывного письма, когда ручка всегда касается бумаги.
- В качестве домашнего развлечения вы можете предложить ребенку занятие каллиграфией. Писать пером сложно, но зато ребенок сможет понять, как правильный наклон и нажим на перьевую ручку влияют на результат и помогают избежать клякс. Чтобы такая тренировка проходила веселее, попробуйте обыграть ее. Например, можно написать письмо любимому сказочному персонажу или почувствовать себя в роли знаменитых учеников Хогвартса из «Гарри Поттера».
- Как изменить почерк у ребенка, если ему быстро надоедают прописи? Поиграйте с ним в доктора или директора. Нарежьте несколько небольших листочков и предложите малышу наперегонки ставить на каждом из них подпись (указывать имя с фамилией или без), будто оформляете важные офисные бумаги или выдаете рецепт. Важное условие – подпись должна быть максимально разборчива.
Рекомендации для занятий письмом с ребенком
- Лучше заниматься по двадцать минут, но ежедневно, чем полтора часа раз в неделю, чтобы сформировать у ребенка привычку и не вызвать ненависть к письму. Если занятие идет 30-45 минут, обязательно делайте перерыв, во время которого можно поиграть в одну из игр, описанных в предыдущих разделах статьи.
- Если у ребенка высокая нагрузка в школе, можно совместить упражнения с выполнением домашних заданий. В противном случае вы перегрузите пишущую руку, что приведет к болевым ощущениям.
- Во время домашних упражнений лучше пользоваться не ручкой, а карандашом. Это облегчает ситуацию с психологической точки зрения, ведь ребенок будет знать, что ошибку всегда можно стереть.
- Чтобы ребенку было удобнее закреплять знания, можно приобрести наглядные материалы: таблицу, где указан алфавит со схемами написания каждой буквы. Направление и порядок письма на таком постере отмечены стрелками и нумерацией.
- Проверяя прописи ребенка, акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках. Это вдохновит малыша на дальнейшую работу над почерком. Постарайтесь хвалить буквы максимально описательно, чтобы ребенок тоже замечал, что именно у него получилось.
Пример изображения с прописью в косую линейку
- Если вы проверяете работу ребенка письменно, возьмите за правило не перечеркивать ошибки красными чернилами, а отмечать удачные буквы зеленой ручкой. Это создает ситуацию успеха и придает уверенности. Иногда вы можете меняться с ребенком местами, предлагая ему побыть в роли учителя. Заполняя прописи, допустите несколько ошибок и посмотрите, отыщет ли их юный педагог.
- Когда вы видите, что ребенок совершает ошибку при написании буквы, озвучьте это сразу. Однако не забудьте, что в замечании важны мягкие интонации. Попросите вывести на бумаге неполучившийся элемент еще раз.
- Если ребенок устал и отказывается писать, разрешите ему переключиться на другой, но тоже полезный вид деятельности. Пусть он нарисует простой рисунок по клеткам в тетради или обведет какой-нибудь узор/силуэт в контурных раскрасках.
Подводя итоги, нужно сказать, что дети очень редко имеют плохой почерк только из-за лени или невнимательности. Чаще истина кроется в конкретной физической причине, которую можно устранить при правильном подходе.
При должной усидчивости первые результаты в работе над детским почерком в домашних условиях заметны уже через пару месяцев тренировок. Но помните, что многократное и насильственное переписывание одинакового текста редко дает положительные итоги. Дело в том, что за красивое письмо у человека отвечает не только твердая набитая рука, но и мозг с многочисленными нейронными связями. Будьте терпеливы к ребенку, оказывайте ему поддержку, и тогда всё обязательно получится.
Советы логопеда: как исправить плохой почерк
Разбираемся, что делать, если ребёнок пишет как «курица лапой».
Ещё 20 лет назад ужасным почерком отличались 1–2 неуспевающих ученика в классе. Сейчас письмо даётся с огромным трудом каждому третьему ребёнку. Это связано со здоровьем и образом жизни школьников. Современные дети меньше двигаются и больше учатся. Хорошая новость: всё поправимо! Как улучшить почерк и сколько времени это займёт — узнаем из этой статьи!
В начальной школе плохой почерк служит симптомом разных проблем: нехватки внимания, слабости мышц, функциональной незрелости мозга. Если с ребёнком работает нейропсихолог или логопед, улучшение почерка говорит об эффективности занятий. Например, после развития координации школьник крепче держит ручку и увереннее выводит линии. Тренировка фонематического слуха помогает избавиться от написания «а» вместо «о» или «п» вместо «б».
Часто к логопеду приходят школьники, которые знают правила, но не могут применить их на письме. Эта досадная проблема — признак дисграфии, которой страдают около трети учеников. Диагностируют дисграфию только во 2-3 классе, а коррекции нарушение поддаётся в любом возрасте.
Возможно, школьный учитель привык распознавать каракули отличников. Но выпускникам 9-х и 11-х классов предстоит сдавать экзамены. На ОГЭ и ЕГЭ плохой почерк будет помехой, ведь часть тестов проверяет компьютер, а часть — эксперты. Машина сравнивает буквы с эталоном, и в случае существенного отклонения от него, снижает баллы. Письменные комментарии в ОГЭ и ЕГЭ читают учителя. Им приходится проверять сотни работ, и они легко могут принять неразборчивое написание за ошибку.
Так как улучшить почерк и избавиться от ошибок?
Развивать моторику
Важна и мелкая, и крупная моторика. Поэтому логопеды рекомендуют школьникам ездить на велосипеде, заниматься плаванием или скалолазанием. В таких видах спорта мозгу приходится координировать движения правой и левой частей тела. За счёт этого укрепляются межполушарные связи, развивается ловкость и точность движений. Помимо этого тренировки укрепляют мышцы спины — осанка улучшается, ребёнок начинает удерживать правильную позу при письме.
Другая важная задача — развивать мелкую моторику. Для этого необходимо научиться завязывать шнурки и регулярно заниматься шитьём, бисероплетением, или другим похожим творчеством. Увлекательная работа с мелкими деталями тренирует внимательность и усидчивость.
Заниматься со специалистом
Профессиональный логопед работает с причиной проблемы и помогает ребёнку развить несколько навыков. Каждое занятие включает практику письма, упражнения на крупную моторику, гимнастику для мозга и тренировку фонематического слуха в игровой форме. Например, ученику предлагают повторить движения рук в определённом ритме. Другое полезное упражнение — называть слова, в которых определённый звук встречается то в середине, то в начале, то в конце: «кабан», «банка», «лоб».
Поддерживать ребёнка
В начальных классах поддержка родителей особенно важна, ведь ребёнку трудно контролировать себя. Логопед видит ученика дважды в неделю по 40 минут, а в остальное время ребёнок нуждается в помощи взрослых. Нужно следить, чтобы школьник правильно держал не только ручку, но и кисточку, и цветной карандаш, и столовый прибор.
Чтобы работа над почерком не превратилась в изнурительный труд, полезно играть с ребёнком в словесные игры, которые вам интересны. Если кто-то в семье увлекается вышивкой или вязанием, попробуйте приобщить к рукоделию ребёнка. Главное, чтобы занятия были в радость.
Когда ждать результатов
Даже при оптимальных условиях улучшение почерка занимает несколько недель. Помимо еженедельных занятий со специалистом, нужно, чтобы родители помогали ребёнку правильно держать осанку и ручку. Минимальный срок для заметных успехов — 2 месяца, или 16 занятий.
Срок зависит от цели и состояния здоровья ученика. Получить читаемый почерк с минимальным количеством ошибок можно за несколько месяцев, а чтобы стать выдающимся каллиграфом — потребуются годы. Чем меньше у ребёнка неврологических нарушений, тем быстрее появится результат.
06.02.2013 23:51
Добрый день! Возможно ли как-то улучшить почерк? Дочка учится в 4 классе. Учится на 4 и 5. Но почерк -ужасный. И прописи писали и тексты переписывали-без толку. Когда дочка акцентирует свое внимание на написании-получается чуть лучше. Но тяжело ей это дается. Боюсь, что в средней школе учителя будут “прессовать” за почерк и снижать оценки. Наша учительница уже привыкла расшифровывать каракули. Что посоветуете? Спасибо.
07.02.2013 05:04
У старшей дочери та же беда. Иногда мне просто стыдно за нашу домашнюю работу. Я никогда не заставляю переписывать, но не забываю просить стараться. Трудно дается, но – дается. И вот такие статьи почитываем: http://helena2012.nichost.ru/v-pomoshch-ucheniku/kak-ispravit-pocherk http://pishikrasivo.ru/kak-ispravit-pocherk
07.02.2013 11:00
Скажу, что старшая школа-это уже не игрушки, и надо более ответственно относиться к выбору преподавательского состава школы. Прессовать в 5 классе за ПОЧЕРК -вообще ни в какие ворота.
07.02.2013 12:14
Когда в 5 классе учительница попыталась снижать нам отметки за почерк – мы устроили “мычалку”: когда она зашла в класс, весь класс хором тихонько замычал. Она распсиховалась, ушла из класса и отказлась работать с нашим классом дальше. Да, “советские” дети, в лихие 90-е. ) Это я к тому, что адекватный учитель за почерк в средних классах прессовать не будет.
Anonymous
08.02.2013 09:34
хи-хи, мы тоже мычали, когда нам учителя по математике поменяли:-) мы были умные детки, “республику ШКИД” читали:-)
08.02.2013 01:42
Как раз в средних и старших классах за почерк уже никто не прессует, в отличие от младших.
07.02.2013 07:20
У меня такой почерк, что я сама его не могу читат практически никогда. Сейчас я не пишу (слава богу), мне компьютер заменил все. Мой отвратительный почерк не помешал мне получить серебряную медаль в школе, красный диплом в институте. Как бы я не старалась, не могу я писать нормально. Сейчас смотрю на сына, старается, пыжится, а толку очень мало. Единственное прошу, чтобы более менее чисто было!
07.02.2013 10:48
А ручку дочка правильно держит? Иногда трудно писать из за того что неудобное положение и напряжение на руку… Вот для правильного захвата такие тренажеры есть http://detki33.ru/shop/product/ruchka-samouchka-dlja-ispravlenija-tehniki-pisma-detej-i-vzroslyh/ но поможет если только дело в захвате,напряжении на руку, может быть еще что-то психологическое например или еще что…
07.02.2013 10:53
Этот тренажер надо было ДО школы в руку вкладывать мне кажется. У меня дочь в первом классе, ручку держит неправильно (большой палец поверх указательного), так у нас и такой тренажер, и другой формы, и ручки треугольные и со специальными выемками… НИЧЕГО не помогает. Она все равно даже через тренажер умудряется перехлестывать большой палец((( Что делать тоже ума не приложу.
07.02.2013 12:09
Да вы правы лучше раньше начинать, но ведь правильный захват ручки это привычка ее просто нужно выработать, очень трудно переучить когда уже сложилась не правильная привычка, но думаю что возможно… вопрос что человек готов для этого сделать).
07.02.2013 12:15
Ну вот пока я готова ручку скочем примотать) т.е. пальцы к ручке ) Шутка. А если серьезно – не знаю что еще пробовать… с учителем поговорила, попросила чтоб следили за тем какой ручкой пишет, дома слежу я, но не помогает. Если ручку хоть как то контролирует, то карандаш ни в какую, особенно цветные((( Свою вину тоже признаю – не обращала внимания пока она была в садике как она рисует и как держит карандаши.
07.02.2013 12:23
Зачем его исправлять? За почерк никогда оценки не снижают в средней школе, снижают только за помарки и ошибки.
07.02.2013 15:00
Никак. В 5 классе за это уже не ругают:) Только требуют писать быстрее
Anonymous
07.02.2013 15:14
наша учительница в третьем говорит,Что ни одному учителю с 5 класса это уже не нужно, там другие проблемы в учебе.Так что успокойтесь, это вас до 4 класса ругают, а потом будет проще.А еще я отдала бы на рисование-очень помогает, на нашем примере , да и не на нашем, вижу.а по сути-надо было до школы уже потихоньку прописи давать
Anonymous
07.02.2013 17:06
Спасибо всем ответившим! Да, видимо надо смириться. Прописи давала до школы, рисовать очень любит, и вообще с малых лет любит возиться со всякой мелочью, пазлы, бусы собирает, лепит и т. д. Видимо красивый почерк не от этого зависит)
Anonymous
07.02.2013 20:27
У меня сложилось впечатление, что сейчас вообще в школах не очень обращают внимание на почерк. У дочки тоже почерк не ахти. При этом она хорошо рисует, лепит мелкие фигурки, бисер любит. Но вот почерк весьма средненький. Я много раз спрашивала учителя об этом, она очень спокойно реагирует и говорит, что у детей почерк еще сто раз изменится. Вижу, что есть тенденция к улучшению, но очень далеко от красивого почерка. А дочка еще и отличница.
Anonymous