Как исправить свой сценарий

Как понять свой сценарий жизни?

Сценарий жизни ребенка формируется к 7 годам. Photo by Ben White on Unsplash
Сценарий жизни ребенка формируется к 7 годам. Photo by Ben White on Unsplash

Когда ребенку исполняется 7 лет, его жизненный сценарий уже готов.

Сценарий жизни — это постепенно проявляющийся план результативности ситуаций и событий, сформированный в раннем детстве под влиянием подсознательного программирования родителями или теми, кто был рядом.

Это программирование дает импульс, который толкает человека вперед по дороге жизни, часто независимо от его свободного выбора.

Эрик Берн — психолог и психиатр, автор концепции сценарного программирования, в основе которой лежит трансактный анализ, дает понимание того, что жизнь каждого человека программируется от зачатия до пятилетнего возраста.

К этому могу добавить лишь свое мнение, исходя из опыта работы, что ядро жизненного сценария пишется от зачатия до 3 лет. После трех лет уже поздно закладывать основы структуры поведения человека в будущем. О чем, в принципе, и написал в своей книге «После трёх уже поздно» Масару Ибука – один из основателей корпорации Sony.

После трех лет формируется только волевое и нравственное обрамление личности. В возрасте 7 лет, любой ребенок сам оценивает себя. Как он ощущает себя в душе, и сравнивая себя с другими, он отвечает себе на этот вопрос: «какой я?» Я красивый, сильный, смелый, добрый, любимый, здоровый, умелый, нужный… или иной.

Потом, в течении жизни, на эту оценку накладывает результаты прохождения стрессов, которые проверяют его качества характера.

Родители программируют сценарий жизни ребенка через передачу своего опыта. Photo by Bence Halmosi on Unsplash
Родители программируют сценарий жизни ребенка через передачу своего опыта. Photo by Bence Halmosi on Unsplash

Понять свой сценарий жизни можно, проанализировав то, как родители, передают ему свой опыт, и все то, что знают и научились или думают, что знают и научились. Передают, исходя из состояния своей психики и своих результатов жизни, программируя таким образом жизнь своего ребенка.

Примерно это можно выразить так – если родители неудачники, то они передают сценарий неудачников. Если же они победители, то соответственно и программируют жизнь своего ребенка.

Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. И хотя результат зависит от родительского программирования, ребенок может избрать свой собственный сюжет, вопреки всем родительским установкам.

Семейные инструкции родителей можно определить на первой встрече с психологом: «Что говорили вам родители о жизни, когда вы были маленьким?»

Школа не формирует личность, а добавляет или укрепляет уже имеющиеся установки и ожидания родителей.

Важный момент в истории формирования сценария заключается в том, что дух изначально выбрал программу жизни на воплощение. И в той программе есть пути и задачи, которые он должен пройти, испытав то, что должен испытать, в том числе, по причине кармического наследия.

Испытать именно у своих родителей, ибо он их выбрал в духовном мире с великой любовью. Выбрал, чтобы через них изучить и проявить себя как Дух на Земле в новой генетике этих родителей.

Основные жизненные сценарии

«Я» – хороший, «ОНИ» – хорошие, жизнь – хороша – сценарий гармоничной личности. Photo by Valeria Zoncoll on Unsplash
«Я» – хороший, «ОНИ» – хорошие, жизнь – хороша – сценарий гармоничной личности. Photo by Valeria Zoncoll on Unsplash

Жизненный сценарий, состоящий из подсознательных программ, оказывает влияние на положение личности в сфере отношений в социуме, в работе и в браке.

В сфере человеческих отношений можно выделить основные варианты жизненных позиций личности: идеализация жизни, крушение, вызов всему – неповиновение, уход от дел, осознание, решительность, убежденность.

Основные жизненные сценарии, которые, кроме того, обусловлены индивидуальным вектором психики и тела:

«Я» – хороший, «ОНИ» – хорошие, жизнь – хороша – сценарий гармоничной личности.

«Я» – плохой, «ОНИ» – плохие, жизнь – плохая – сценарий жертвы, неудачника.

«Я» – хороший, «ОНИ» – плохие, жизнь – плохая – сценарий борца за справедливость или пессимиста.

«Я» – плохой, «ОНИ» – хорошие – сценарий с комплексом неполноценности.

Как изменить сценарий жизни

Ощущать себя уверенным и смелым для мужчины – это вопрос не столько физиологии, сколько родительского разрешения. Photo by Kyle Glenn on Unsplash
Ощущать себя уверенным и смелым для мужчины – это вопрос не столько физиологии, сколько родительского разрешения. Photo by Kyle Glenn on Unsplash

Изменение сценария жизни процесс не простой. По словам того же Эрика Берна, в этом может помочь борьба, любовь и психотерапия.

В романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова обозначен лозунг – «дело спасения утопающих – дело рук самих утопающих».

Совмещая эти высказывания, можно довольно верно понять, как изменить сценарий своей жизни.

В жизненном сценарии заложены убеждения и ожидания человека, его готовность к событиям или не готовность. Сценарий формируются на разрешениях, запретах и предписаниях. И человек становиться тем, кем ему указано или позволено быть, хотя мог бы стать другим.

Например, ощущать себя любимой и красивой, открытой в своей непосредственности для женщины, или уверенным и смелым для мужчины – это вопрос не столько физиологии, а родительского разрешения.

Конечно, формы тела и черты лица влияет на восприятие красоты и силы. Однако настоящей теплой красотой можно расцвести и засиять только в ответ на улыбку отца или матери.

Настоящую силу воли и мужество можно проявить в ответ на поддержку в изучении и познании мира и самого себя в этом мире. Если родители видели в своей дочери или сыне глупого, неуклюжего, слабовольного и болезненного ребенка, то они такими и будут.

Исцели прошлое. Избавься от страданий, чтобы изменить сценарий своей жизни. Photo by Benjamin Ranger on Unsplash
Исцели прошлое. Избавься от страданий, чтобы изменить сценарий своей жизни. Photo by Benjamin Ranger on Unsplash

Чтобы изменить сценарий жизни, то есть, улучшить свою жизнь, сначала нужно вылечить больное прошлое – избавиться от страданий. Это обеспечивает начало изменений жизненного сценария и первый шаг в изменении судьбы.

Человеку, решившему переписать сценарий жизни, нужно изменить свою подсознательную программу, заложенную в сценарии.

Это является программированием, поскольку указания родителей воздействуют на ребенка постоянно, как импринт – образ, запечатленный на чувственном восприятии.

Ребенок воспринял желания своих родителей (воспитателей) как команду, которая может остаться на всю его жизнь. Только драматическое событие или переворот мироощущений могут оборвать воздействие такого программирования.

Например, родители не одобрили, отвергли первую любовь юноши или девушки. И ребенок отворачивается от своих родителей, что дает ему быстрое освобождение от воздействия сценария.

Наблюдения показывают – опыт жизни человека или энерготерапия также дает результат освобождения, но медленнее.

Выдели значимые события, впечатления и ситуации в прошлом. Опиши их и освобождайся, прощая себя и виновников. Photo by ian dooley on Unsplash
Выдели значимые события, впечатления и ситуации в прошлом. Опиши их и освобождайся, прощая себя и виновников. Photo by ian dooley on Unsplash

Чтобы идти дальше по пути уважения самого себя, нужно выделить значимые ситуации, впечатления и события своей жизни.

В раннем детстве нужно найти относительно четкое детское воспоминание, одно из самых первых ярких воспоминаний и описать его. Не важно, какое оно – «хорошее» или «плохое». Во всем «плохом» есть хорошее, как и во всем «хорошем» есть плохое.

Далее, из сознательного детства от 7 до 12 лет, из юношеского возраста от 12 до 17 лет.

А затем, из взрослой жизни — ключевое событие, произошедшее с вами после 21 года жизни.

Нужно описать каждое событие – кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Каков результат его влияния на вас в тот момент и какой сейчас?

А затем, освобождать себя от воздействия подсознательных программ сценария, прощая себя и «виновников» из поля событий. Искреннее (из Искры), истинное прощение может произойти только при одном условии – нужно понять и прочувствовать, почему это произошло именно со мной?

Чему пришли научить и научили меня «виновники» моих впечатлений?

Они-то и есть твои учителя. Если учитель выполнил свою задачу, а ученик выучил урок – учитель уходит, и более не проявляется.

Прощение – единственная освобождающая сила от любых подсознательных программ.

Если ученик не выучил урок, приходит очередной учитель, поскольку наставники, ведущие душу, знают о программе жизни и сценарии. Они присылают того (учителя), кто поможет пройти жизненные уроки.

Практикум «ИЗМЕНИ СУДЬБУ: лечение твоего прошлого»

Изменение сценария жизни

Терапевтический онлайн практикум может стать первым шагом в изменении жизненного сценария, как возможность для каждого, у кого есть проблемы, чтобы изменить свое состояние жизни.

Это первая из трех трансляций ИЗМЕНИ СУДЬБУ в помощь человеку. Практикум состоит из метафизических практик отмены состояний, связанных с негативным прошлым, и с негативными родовыми программами – лечение (реимпринтирование) прошлого.

Вход свободный.

Подробнее здесь: https://dvpsy.ru/izmeni-sudbu-lechenie-tvoego-proshlogo

Ссылка для участия: https://www.youtube.com/watch?v=gB1WHNyXXy4

——————–

Также читай у меня на канале:

  • Терапевтический онлайн-практикум «ИЗМЕНИ СУДЬБУ: исцеление твоего прошлого». Стать счастливым возможно при выполнении двух условий. Первое – избавиться от зависти, страданий души и тела. Второе – реализовать себя как личность по половой принадлежности.
  • Причины несбывшихся желаний. Разблокировка. По какой причине у тебя не получается достичь своей цели и достигнуть желаемых результатов?
  • Разблокировка. Как избавиться от страха. Каждый человек чего-нибудь боится. И нет человека, который ни разу не испытал бы чувство страха. Страх неизбежен, страх иногда даже необходим, чтобы выжить.
Изменение сценария жизни

#сценарий жизни #психология #детский кризис #детство #мужчина #женщина #разблокировка

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного – героическая эпопея, другого – любовный роман, а третьего – криминальное чтиво? Присмотревшись внимательно к событиям, которые с нами происходят, можно заметить определенные закономерности.

Повторяющиеся события – знак присутствия в нашей жизни сценария, то есть существующего в подсознании жизненного плана, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Как выявить тенденции, которые говорят о наличии сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно, без помощи психотерапевта или консультанта.


Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!


Проанализировать повторы

Проанализируем повторяющиеся события нашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо нашей воли? Составим список однотипных ситуаций и попробуем понять, что их объединяет. При этом постараемся быть максимально объективными, сосредоточимся не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий («завистников», «клеветников» и т. д.), а на собственных действиях. Это поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядеться к себе

Обратим внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: «Да нет, тут что-то не то, не может быть…» Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, любят повторять: «Победа за нами, успех нам обеспечен, в другой раз я сделаю лучше». Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Вспомнить любимую сказку

Заложенная в детстве «программа» может быть извлечена на свет путем анализа сказок. «Обнаружив» сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка «помогает» сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомним, кто в детстве был нашим любимым героем, какие книжки мы зачитывали до дыр. Вспомним, как мучили родителей, заставляя их по несколько раз перечитывать одно и то же. Возможно, мы найдем удивительное сходство между собой – взрослым, серьезным человеком – и каким-то любимым героем. Может быть, он незаметно для нас управляет нашей жизнью?..

ПОЙТИ ДРУГИМ ПУТЕМ

Сценарный анализ – один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам – нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции – перестроить мизансцены, а то и вовсе поста вить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Здесь, по словам Эрика Берна, помогают «война, любовь и психотерапия». Но можно вспомнить и другие высказывания, например «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и «пойти другим путем» (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий

Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни. Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Он рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки – так было и когда он учился, и когда занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово – выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы и это ему удается – но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции.

Расстаться с однозначными установками

Важно научиться слышать самого себя. Обратим внимание, что и как мы повторяем своему ребенку или подчиненным. Например, мы любим говорить: «У тебя ничего не получится до тех пор, пока…» Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: «Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы…» или «Ты не продвинешься по службе, пока не получишь МВА».

Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе необязательно связано с МВА. Но суть сценарного программирования, его сила – в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, – уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У тебя получится лучше, если…» Это тоже так называемый «сценарий с условием», но он гораздо мягче. Теперь мы можем сказать себе: «Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками».

Разобраться со своими «провокаторами»

Попробуем мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо нашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом фильме ужасов. Какие наши действия провоцируют эти повороты судьбы? Кто выступает в роли провокаторов – какие слова, поступки? Вычислив провокаторов, можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и будем получать то, что получали всегда.

Составить свой личный свод ограничений

Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы – она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должен взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Вступить в диалог и получить «разрешение»

Разрешение – это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда человек освобождается от сценария – это похоже на чудо, говорят: «Его как будто расколдовали».

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей. Например, тренер, сказав робкому юнцу: «Ты сможешь!» Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить случай, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР?

Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее «играть по нотам». Есть люди, которым вообще не дано сочинять – если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий – это тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный сценарий – своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное – непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно себя чувствуют даже в неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду. И это не удивительно – бессознательное следование сценарию позволяет экономить силы и время.

Наш жизненный путь – результат действия многих сил. Но сценарный анализ интересен тем, что дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Марина Мелия

профессор психологии, коуч-консультант, автор книг «Бизнес – это психология», «Как усилить свою силу? Коучинг», «Главный секрет первого года жизни», «Просто о сложном» и др.

Как переписать сценарий жизни? Практикум

С чего стоит начать, если вы решили переписать сценарий своей жизни ‒ то есть изменить взгляд на прошлое и с большей уверенностью смотреть в будущее? Делимся 4 практическими рекомендациями.

1. Определите главы своей жизни

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав: обычно от двух до семи. О чем они? Назовите каждую: например, раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь, и изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Вспомните их ключевые события

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. К примеру, прошлым летом в один из вечеров вы приняли некое важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой. Вот о чем можно вспомнить:

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните другой момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции: отчаяние, разочарование, чувство вины. Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто находился рядом? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить время, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни — карьеру, личные интересы, отношения с людьми в школе и на работе… Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас — и помните, что оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

  • Из раннего детства — выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ваших ярких воспоминаний
  • Из сознательного детства
  • Из подросткового возраста
  • Из взрослой жизни — ключевое событие, произошедшее с вами после 21 года жизни.

Подробно, с деталями, опишите каждое из этих событий: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень его влияния на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент и сейчас?

3. Поработайте над сценарием

Смоделируйте два сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем:

  • Благоприятный сценарий жизни — для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны;
  • Неблагоприятный сценарий жизни — теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Выберите главную тему

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, и вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Как поменять проблемный жизненный сценарий на сценарий Счастья?

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 8.4K

Как подсознательные установки влияют на наши поступки, и как их изменить?

Хотим мы того или нет, но все наши действия, в том числе в бизнесе, являются реализацией жизненных сценариев. У кого-то они с хорошим концом, у кого-то печальные, у кого-то невнятные – ни о чем. Эти сценарии мы усваиваем в детстве на бессознательном уровне. В дальнейшем под влиянием обстоятельств они либо меняются, либо усиливаются, влияя на наши поступки. Но если вы сможете разобраться в своем сценарии, то появляется большая вероятность переписать его, улучшить, изменить ситуацию и увеличить шансы на счастливое развитие.

Сценарий «Пока не»

Человек считает, что с ним не может произойти что-то хорошее, пока не закончится нечто плохое, или не случится какая-то неприятность.

Денису скоро 40. Семьи нет. Обычно выбирает женщин, которые сразу начинают создавать ему проблемы.

Он давно мечтал создать собственный бизнес, но решил, что ему нужно для начала получить опыт, связи, и обязательно набить шишек. Еще в детстве отец дал Денису установку «За одного битого двух небитых дают». Он уже более пятнадцати лет работает то «на дядю», то «на тетю». И в каждой новой компании проблемная составляющая все увеличивается. Как водится, находят виновных, наказывают, но Денис, не дожидаясь особого приглашения, уходит сам. Как вы думаете, что является главным критерием его выбора? Неблагополучное состояние компании. И сейчас он снова готов принять предложение хедхантеров о переходе в другой проблемный проект, и опять в качестве наемного менеджера. Хотя идей и опыта выхода из кризиса у него по-прежнему нет.

Сценарий «После»

Это тень, обратная сторона сценария «Пока не». В этом случае человек считает так: «Если я позволю себе что-то хорошее сегодня, то завтра за это будет расплата». В какой-то момент он начинает бояться своих успехов.

Светлана замужем, двое детей. Но с карьерой проблемы. Работая маркетологом, генерировала достаточно креативные идеи, которые давали хороший эффект по продвижению продуктов компании. Доросла до позиции директора по маркетингу, чем гордилась и дорожила. Но однажды шеф на совещании в шутку сказал ей: «Мы принимаем твой план, но смотри, если что – ответишь!». Все посмеялись и забыли, а у Светланы включился защитный блок, она стала осторожничать, боится потерять свое престижное место. И теперь ее идеи чрезмерно выверены на предмет рисков, и становятся все более шаблонными. Слова шефа актуализировали установку на безопасность, пробудив роль правильной девочки, которая так нравилась маме.

Сценарий «Никогда»

Если вы считаете, что никогда не получаете то, чего больше всего хотите, значит, это именно ваш сценарий. Вроде вы уже вплотную приблизились к цели и готовы получить желаемое. Ан, нет! Цель ускользает, как мыло из рук, просачивается как песок сквозь пальцы. Хорошим примером является история Тантала, который мучился от того, что не мог пить и есть, хотя все это было совсем рядом. Например, Дмитрий на совещаниях часто отмечает сырые или ошибочные идеи коллег и время от времени у него появляется желание выступить с критикой, поправить выступающего. Но ему неудобно, не хочется подставлять коллегу, наживать врага. Поэтому в лучшем случае он просто ухмыляется про себя. А потом ругает себя за нерешительность. В детстве он впитал установку бабушки «Не высовывайся!» и прилежно следует ей. С этой же установкой он сам воспитывает своего супер-послушного сына.

Сценарий «Всегда»

Встречается довольно часто. Например, у Натальи есть две ключевых фразы: «Ну, почему это всегда случается со мной?» и «Почему мне всегдапопадаются плохие мужчины, начальники». После многочисленных попыток найти «хорошего» мужчину и «хорошую» работу, она прилепила себе ярлык неудачницы. Наталья жалуется подругам на то, чтоее не устраивает в отношениях или на работе. Уходит. А через некоторое время у нее появляется такой же мужчина или начальник. С такими же недостатками. Вместо борьбы за приз, шило меняется на мыло, мыло на шило, сохраняя привычное ощущение неудовлетворенности, и никак не улучшая положение.

Сценарий «Почти»

Вы включаете его, если не хватает интереса, терпения, выдержки завершить начатое. Подобно Сизифу, вы толкаете свой проект, идею к вершине, но вдруг что-то вам мешает, отвлекает, становится скучно и… Цель не достигнута.

Артем считает, что у него синдром – «сбежавший жених». Все его романы, с твердым намерением создать семью, обрываются в последний момент перед походом в ЗАГС.

И на рабочих совещаниях он быстро генерирует идеи и горячо их обсуждает. Потом наступает стадия реализации, и его запал пропадает, он начинает волокитить, не укладывается в сроки. И часто идеи Артема доводит до конца кто-то из коллег, попутно получая лавры и бонусы. В детстве отец убедил его, что нужно делать только то, что интересно и не заниматься рутиной. Но кто же должен заниматься рутиной, как доводить интересное до реализации, и как делегировать неинтересное, – не объяснил.

Сценарий «Открытый конец»

Наиболее драматичный вариант. В семейной жизни он сопровождается синдромом «пустого гнезда». Когда дети подросли, создали новые семьи, а постаревшие родители не знают, зачем и как жить дальше. У меня есть немало клиентов, которые, получив высокую позицию в проекте, или создав успешную компанию, вдруг ощутили пустоту. Кто-то решил заполнить ее «отжигом», пускаясь во все тяжкие, а кто-то впал в хандру или депрессию с приобретением различных нехороших зависимостей.

Татьяна стала инициатором развода, а позже и ухода с топовой, перспективной позиции в крупной компании. С дочерью общается редко, та училась в Европе и там вышла замуж. Некоторое время Татьяна увлекалась йогой, надоело. Попыталась восстановить отношения и работу, не получилось. Перебивается небольшими заказами как финансовый консультант. Новые отношения не складываются, хотя встречается с достойными мужчинами, имеющими на нее серьезные виды.

Почти каждый вечер Татьяна проводит за бокалом вина. Появились мысли о суициде.

А по какому сценарию живете вы? Что вас устраивает, что нет? Возможно, это сочетание нескольких сценариев. Но обычно какой-то из них доминирующий.

Как поменять сценарий, если он вас не устраивает

Во-первых, ищите новые смыслы, ставьте новые цели – более масштабные или другие, в новых для вас сферах. Найдите свое понимание счастья.

Во-вторых, приобретайте навыки перепрограммирования. Меняйте внутреннюю установку. Вместо: «У меня проблема, все пропало, почему это произошло, и кто в этом виноват?», нужно говорить себе: «Я получила вызов, новые задачи, как я буду их решать?». Не: «Я думаю, что это невозможно!», а: «Я пока не знаю решения, но обязательно найду новые способы!».

В-третьих, выберите эффективную и комфортную жизненную позицию, которая станет хорошей основой для изменения деструктивного сценария. Конечно, вы можете сделать вид, что проблемы не существует. Вы можете идти на конфликт или избегать людей, которые указывают вам на проблему. Вы можете занять выжидательную позицию. Но намного перспективнее адекватно оценивать ситуацию, веря в себя и доверяя другим людям. В психологии эта позиция именуется «Я – ОК, Ты – ОК». А значит, вы должны понять и принять окружающих, понять и принять себя, свои особенности, определить зону личностного роста – каких компетенций, навыков, знаний вам не хватает для реализации своих целей. Составьте план действий и – действуйте!

Александр Кичаев

Видео по теме:

Автор: KARINA WILSON, NOVEMBER 30, 2012
Перевод с английского: Sergey Toronto

«…99 из 100 сценариев, которые я читаю, недостаточно хороши… Когда вы читаете хороший сценарий, вы понимаете, что это хороший сценарий, с самой первой страницы. Стиль, то, как слова расположены на странице, то, как развивается история, контроль драматической ситуации, представление главных персонажей, основные предпосылки или проблемы сценария – всё это видно на первой странице рукописи». – Сид Филд «Сценарий» (1979)

Хорошие сценарии похожи на сонеты. Они элегантны, просты, ритмичны, придерживаются определённой структуры и описывают проблему/решение в требуемом количестве строк. Их чтение является удовольствием для читающего. К сожалению, как еще в 1979 году по этому поводу сокрушался Филд – такие сценарии крайне редки.

Несмотря на сотни семинаров, книг и DVD выпущенных Филдом (наряду с Робертом Макки , Крисом Фоглером, Линдой Сегер , Джоном Труби , Блэйком Шнайдером и многими другими) в последние четыре десятилетия, которые способствовали обучению науки написания сценариев, на сегодняшний день, сценарии – это форма писательского искусства, в которой лишь несколько людей могут писать хорошо. При этом количество авторов пишущих сценарии выросло неимоверно. В 1979 году, сценарий представлял собой рукопись, напечатанную на пишущей машинке. Одна ошибка или исправления в тексте занимали недели работы и перепечатывания. После завершения сценария, окончательный текст нужно было скопировать в машинописном бюро (а это стоило огромных денег), прошить в папке и послать рукопись по почте (оплатив почтовые расходы) каждому потенциальному читателю. Когда Филд писал о 99 из 100 сценариев, которые не достаточно хороши, он говорил о 100 именно таких бесценных, набитых на печатной машинке рукописях, результатах огромных трудов и любви.

Сейчас любой идиот с компьютерной программой для написания сценариев, может выблевать из себя свои двенадцати-шаговые мысли на свой ноутбук, конвертировать их в pdf, щёлкнуть мышкой по иконке «отправить» и вуаля! Быстрорастворимый сценарист готов. Десятки тысяч таких сценаристов. Обезьяны, щелкающие по клавишам клавиатуры. Спасибо новым технологиям, сейчас в мире существует больше неснятых сценариев, чем фоток Ким Кардашян в интернете. И большая часть из них, 99.9%, скверные, занимающие все точки на кривой нормального распределения от «глаза бы мои не видели этот ужас» до «совершенно посредственный».

Я это точно знаю, потому, что я читаю, в среднем, 400-500 сценариев в год. Я изучаю сценарии, присланные на конкурсы от абсолютно неизвестных авторов и рукописи подготавливаемые к съемкам, написанные авторами из топовых списков сценаристов и все остальные сценарии, болтающиеся между двумя этими точками.

Нет никаких гарантий качества сценария ни на одном уровне. Некоторые работы написаны так плохо, что после нескольких страниц я начинаю думать, что у меня случился инсульт, и мой мозг больше не может понимать написанное. Многие сценарии грамотно написаны, но скучны и унылы, полны картонных стереотипов и стандартных ситуаций, ожидаемых и недалёких. Лишь крошечная, малюсенькая часть того, что написано на страницах, увлекает меня пока я читаю, остаётся со мной, в моих мыслях неделями после прочтения и будьте уверены, что я буду первой в очереди за билетами в кассу, чтобы увидеть фильм, когда он будет снят по этому сценарию.

Сложно сказать, что именно делает сценарий хорошим. К сожалению, кроме того, о чем говорят гуру сценаристов, написание сценариев – это ещё и эзотерическое искусство, а не какая-то точная наука. Нет такой формулы, которая всем подойдёт, такой формулы, что зная её, вы напишете сногсшибательный сценарий. Магия начинается тогда, когда автор, зная основные правила, начинает их нарушать, подтверждает ваши ожидания, а потом бросает им вызов. Как однажды замечательно сказал Вильям Голдман о процессе написания сценария «Никто ничего не знает». Если вы авторитетный сценарист, с которым заключён договор на написание сценария, вы вообще можете не обращать внимания ни на какие советы. Просто вывалить 160 страниц текста с огромным количеством персонажей, говорящих эпическим стихом на стол своего продюсера и вам всё равно заплатят. Однако, если вы ещё на этапе шлифовки своего сценария и надеетесь, что ваш текст будет выбран в цунами отбросов и его действительно прочтёт кто-то, кто сможет распознать ваш талант, вам нужно знать основные, всеобщие недостатки, которые отправляют ваше возлюбленное создание, вашу рукопись в кучу сценариев под табличкой «ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ УРОДСТВО!»

Многие из этих советов, подразумевают простую вежливость по отношению к тому, кто будет читать ваш сценарий (Делайте вычитку корректуры! Оформляйте правильно!). Если вам повезёт привлечь внимание человека из этой индустрии, уверьтесь в том, что вы предоставляете ему самую лучшую, без единой ошибочки, вылизанную до блеска историю – настолько насколько вы это в состоянии сделать. Она должна соответствовать параметрам и читаться легко и интересно. Не заставляете вашего читателя чересчур потеть для того, чтобы добраться до сладкой сердцевины. Приберегите ваши нелинейные исторические вирши до того времени когда вы получите Оскар. Или пишите романы.

Для меня основным в оценке сценария является одно: заставляет ли он меня переворачивать страницы сценария, желая узнать, что же произойдёт дальше? Пленена ли я происходящим от сцены к сцене? Замечаю ли я, что что-то происходит вокруг меня в реальном мире до тех пор, пока история на страницах сценария не завершена?

Ниже, вы увидите десять наиболее частых ошибок , которые прерывают нить моего чтения. Они выбрасывают меня прочь из тщательно сконструированного мира рассказчика и возвращают назад в реальность, с мыслями: а не нужно ли поменять наполнитель в кошачьем туалете или может быть сделать себе ещё чашечку кофе? Если такое происходит, всё кончено, и я начинаю читать следующий сценарий. Стопка с ними на моём столе неиссякаема.

1. Никто кроме вас сценарий не читал

Это настолько очевидно и понятно, что я первый человек кто читает этот сценарий. Если моя пара глаз – первая (кроме пары глаз самого автора) кто читает эти страницы, неизбежно они полны опечаток, неправильными использованиями апострофов, некорректными словами, случайными именами персонажей, ошибками оформления, запутанными структурами предложений и всеми другими видами уродств, которые нарушают мою связь с текстом и вызывают желание расцарапать себе щёки. Если вы имеете слабое представление о технических аспектах использования английского языка, никто не захочет читать вашу работу. Хорошая грамматика и правильное оформление – это минимальные требования, которые нужно соблюдать при отправке своего сценария. Чёткость и аккуратность в использовании языка = чёткому донесению мысли.

Если вы не сделаете это правильно, всё остальное не важно.

Как исправить: Читать корректуру, не просто проверять орфографию. Найдите кого-нибудь, кто прочитает ваш сценарий строку за строкой, если нужно, с красной ручкой в руках. Три раза. Попросите их, чтобы они оценили вашу логику и взаимосвязи в дополнение к проверке ваших грамматических ошибок.

Обратите внимание на орфографические ошибки в заголовках сцен. Уверьтесь, что вы знаете разницу между омонимами. Если английский не ваш родной язык, работайте с носителем языка. И развитие сцены и диалоги движимы идиомами.

2. Вы пишете о том, что знаете

Слишком много авторов делают ошибку, думая, что их жизнь это готовый фильм. В большинстве случаев, это не так. В моей груде мусора лежат сотни сценариев, где сценаристы описывают свою собственную жизнь, в которых двадцатилетние пытающиеся стать писателями молодые люди без толку бьются лбом об пол находясь в депрессии по поводу того, что их бросила подружка, в то время как их лучший друг- идиот, связался с наркодилером и конфликтует с местными головорезами. В той же куче валяется множество сценариев о личной борьбе с наркозависимостью или о том, как с ними жестоко обращались в детстве. И биографические фильмы о дедушке – герое войны. И сценарии о секретаршах борющихся со своими боссами. Ваша реальность может быть полна боли и мелодраматична. Возможно, вы совершили чудо выздоравливая от смертельной болезни или преодолевая лишения. Но горькая правда в том, что описание вашей жизни не вызовет ни малейшего интереса у широкой аудитории. Большой экран, как известно, не поощряет маленькие истории, особенно описывающие общую борьбу, которая составляет основу повседневного существования.

Как исправить: Создайте некую перспективу. Покиньте зону комфорта. Внесите десять лет и тысячу миль между вами самими и теми жизненными событиями, которые вы хотите описать. Получите опыт из стольких жизненных ситуаций и встретьтесь со стольким людей со сколькими это вообще возможно для того, чтобы развить свои писательские инстинкты. Поймите различие между случайностями и примерами явной эмоциональной правды. Читайте ,смотрите, учитесь. Если после этого вы всё еще считаете, что ваша жизнь это готовый фильм, примите во внимание, что наилучшие истории часто рассказываются сторонними наблюдателями – смените перспективу.

3. Вы пишете о том, чего не знаете

Не правда ли, интернет просто изумительная штука? Даже не отрывая свой зад от стула вы можете посмотреть на карту улиц любого города мира, узнать о веяниях моды любой эпохи, о симптомах любого психического расстройства или о штрафах за езду в пьяном виде в любом штате страны. Более того, вы можете погрузиться в жизненный опыт тысяч различных людей читая их блоги и сообщения в Твиттере и создать достоверные голоса своим персонажам. Изыскания ещё никогда не были настолько лёгкими. Обратная сторона всего этого то, что ваш путь легко можно отследить. Большинство из тех, кто читает ваши сценарии, делают это с экранов монитора, что означает, что когда в сценарии появляется непонятный факт – проверка через Google занимает всего пару мгновений. Вам лучше наедятся на то, что те факты, которые вы указали в сценарии выдержат проверку, потому , что ничего не подрывает доверие так, как вопиющие ошибки в изложении фактов.

Как исправить: Станьте обладателем инсайдерской информации. Не важно, будет ваш персонаж клоуном на родео или инвестиционным банкиром, вам нужно использовать их жаргон, понимать их риски и возможности, представлять себе из окружение. Читайте книги чтобы приобрести более глубокие знания, а не полагайтесь на болтовню в интернете. Но помните, что самое лучшее исследование НИКОГДА не появится прямо на страницах в форме неуклюжего объяснения сути. Лучшее исследование проявляет себя через расслабленную, уверенную аутентичность. Мир вашего персонажа должен быть вашим миром, а никак наоборот.

4. У вас нет чёткого главного героя

Слишком много сценариев тянуться страница за страницей прежде, чем становится понятно о ком же будет эта история. Уже представлено множество персонажей и кажется, что все они одинаково важны, а рассказчик перепрыгивает от одного персонажа к другому. А затем ,когда появляется главный герой или героиня, у них занимает вечность чтобы принять какое-то решение или сделать что-то в связи со сложившейся ситуацией. Второстепенные персонажи крадут их силу. У них нет плана. Они ничего не хотят. Они не знают куда идти. И я прекращаю думать о том, что там ещё с ними случится и начинаю размышлять о том, что будет у меня сегодня на обед.

Как исправить: Когда я вхожу в мир вашего рассказчика, я абсолютно потеряна.Я не знаю куда я иду или что в этом мире является важным. Мне нужен путеводитель. Сценарий это не роман, где я могу смириться со всезнающим рассказчиком и перепрыгиванием с мыслей в голове одного персонажа в голову другого. Мне нужен индивид, кто ведёт эту историю и который появится так близко к первой странице текста, насколько это возможно и который будет принимать важные решения и определять направление движения истории. Потому как эта история, в конечно итоге, должна будет быть преподнесена через единственный объектив камеры, мне нужно знать с чьей точки зрения проецируются происходящие сцены. Я должна знать чью сторону мне принять в битве. И мне нужно знать это быстро. Если я всё еще спрашиваю «Чья это история?» уже дочитав до десятой страницы, я не в состоянии больше в этом участвовать. Мне также нужно идентифицировать цели вашего главного героя как можно быстрее, потому как это определяет структуру вашего повествования. Ваша история закончена, когда главный герой получает то, чего добивался. В качестве бонуса, покажите мне главного героя или героини, которые настолько уникальны и очаровательны, что у меня сформируется эмоциональная связь с ними, пока я читаю сценарий и слёзы навернутся у меня на глазах в конце, когда прочту заключительную фразу.

5. Вам не удалось определить жанр

Мне нравится читать Вестерны. С того самого момента, как я вижу подпись под сценой 1870е и название городка “Глубокое Ущелье”, я знаю, что сейчас появятся ковбои, шлюхи и глубокое, синее небо и я подготавливаю себя к их появлению. Что угодно из того, что начинается со сцены массовой бойни в женском общежитии, также мне нравится, потому, что я знаю, что читаю сценарий фильма ужасов и это понятно с самого начала сценария. В слишком большом количестве сценариев отсутствует такое точное определение жанра и они начинаются с пресного, а-дальше-случится-что-угодно введения каких-то общих персонажей просыпающихся и готовящих себе завтрак. Тон повествования противоречив, с тупыми сексуальными намёками в одной сцене и автокатастрофой в следующей. Так как я не знаю автора или его намерение, я не понимаю, считать ли мне то, что я читаю смешным, страшащим или ироничным. Я не понимаю, произошедшее это успех или неудача. Во мне это не вызывает никакого ответа. Я забываю о том, что я только что читала и мне абсолютно всё равно, что там произойдет дальше.

Как исправить: захватите внимание вашего читателя, показав точно, о чём будет ваша история, на первых пяти страницах. Используйте пролог если это необходимо для демонстрации того, что у вас есть чёткое представление о жанре – вы сможете изменить ожидания позже. Если вы пишете триллер, начните с преступления, если это романтическая комедия – отправьте вашего главного героя на свидание. Если вы пишете комедию, юмор должен плотно идти с первой страницы. Если вы не уверены в каком жанре вы пишете (или не можете определить свой текст ни как по другому, а только как «драма») возможно, вы не можете работать с материалом, который достаточно характерен для спецификации сценария.

6. В сценарии всё слишком гладко

Иногда в сценариях всё слишком гладко, чтобы это было похожим на правду. Всё идёт как по нотам, каждая сюжетная точка размещена там где нужно и герой проходит все двенадцать шагов своего путешествия как профессионал, полностью трансформируясь в процессе. Всё, что указано в первой половине водной части аккуратно окупает себя в акте третьем. Каждый слово второстепенного персонажа находит своё объяснение. Плохие парни оказываются в наручника и горячий мачо уплывает в закат чтобы там заняться умопомрачительным сексом. У всех прекрасные зубы, безукоризненные прически и они живут в окружении вещей из каталога Crate & Barrel . И здесь всё тоже самое, что и в предыдущем идентичном сценарии – всё тусклое, предсказуемое, пластмассовое и легко забываемое. Я не узнала ничего нового пока читала . Слова на страницах не увели меня куда-то, где я не была до этого.

Как исправить: Мы, как люди, определяемся нашими недостатками, вызванными нашим несовершенством. Мы учимся на ошибках, а не на успехе. Мы постоянно понимаем, что жизнь длинна, а счастье мимолётно. Когда кто-то рассказывает историю, которая кажется слишком хорошей,чтобы быть похожей на правду – мы в неё не верим! Рассказчики и персонажи, у которых есть острые грани и оборванные нити кажутся нам более реальными и правдоподобными. В них есть глубина. Мы увлекаемся ими потому ,что они заставляют нас задавать вопросы, а не просто дают  нам все ответы. Все в вашем сценарии получили то, что они хотели и чего заслуживали в акте третьем? Перемешайте всё это.

7.  Слишком много всего на странице

Последнее, что хочет увидеть читатель сценария – это плотный блок текста на странице. Слишком много слов. Мне нравятся свободное белое пространство на странице, качество, определяемое как «вертикальность» текста, позволяющая глазам спокойно скользить по странице вниз при этом воспринимая всю появляющуюся важную информацию. Я заинтересована только в сюжете и искусстве создания образов раскрываемых через действие и диалог. Всё остальное не имеет никакого значения. Работа сценариста заключается не в том, чтобы описывать реквизит или выполнять работу костюмера или режиссёра фильма или музыкального редактора. А особенно, это не работа сценариста – указывать, как должны вести себя актёры используя на страницах своего сценария , в круглых скобках, описание их жестов или того как они должны произносить свои фразы (подчеркивая какой должен быть акцент, указывая паузы и т.п.). Добавление таких не имеющих значения деталей выставляет вас любителем или придурком, одержимым идеей тотального контроля. И еще это неимоверно увеличивает объем вашей рукописи.

Как исправить: Упрощать. Резать. Уменьшать. Уберите из текста каждое слово, которое не является абсолютно необходимым для донесения вашей истории до читателя. В тексте не должно быть советов о том, как должна двигаться камера или какую музыку использовать или списка с эмоциональными откликами, которые должен ощущать персонаж. Искорените наречия и прилагательные. Параграфы посвященные описанию сцены должны быть не длиннее трёх строк. В конечном итоге, ваш сценарий уменьшится в объеме и достигнет идеального размера, равного 93-103 страницам. Чем более он стянут, тем лучше. Вы – никому не известный автор, просите читателя сценария преодолеть гораздо больше, чем вы предполагаете, возможно, даже пробраться сквозь огрехи, количество которых зависит от качества вашего литературного мастерства.

8.  Слишком мало всего на странице

Иногда, сценарии чересчур просты. Там вообще ничего нет. Неглубокие персонажи проходят сквозь эпизодические серии ситуаций и в результате остаются такими же, как и в начале. Диалоги всегда идеальны. Никакой боли. Никаких насущных, нерешенных вопросов. Никаких тематических ссылок. Никакой драматической иронии. Никакого подтекста. Никакой неизвестности. Никаких ответвлений от основного сюжета. Никаких существенных второстепенных персонажей грозящих пустить под откос весь рассказ. Никаких препятствий между главным героем и его целями, которые бы не преодолевались в течении одной или двух сцен. Повествование типа «это, а потом». Это случилось, а потом. Тянущееся на протяжении 90 страниц. Конец. Особенно эта проблема присуща романтическим комедиям.

Как исправить: Лучшие сценарии, просты только на поверхности. В них присутствуют все виды утончённых техник повествования, проступающих в каждом слове диалога и в каждом многозначительном взгляде. Научитесь вводить подтекст и тому, как неявный смыл, изменяет всю сцену скорее, чем строки текста, которые персонаж произносит вслух. Прочтите статью Джона Гиндерича «Понимание соотносительности объектов-символов» и используйте символы для того чтобы формировать свою историю. Учитесь тому, как создавать неопределённость с помощью кодов Энигмы Ролана Барта. Обновите свой инструментарий писателя.

9. Ваш сценарий не может пройти проверку Тестом Бекдел

Женщины покупают более половины всех билетов в кинотеатры. Женщинам, во всём своем многообразии по цвету кожи, сексуальности, социальному классу и вероисповеданию, нравится видеть себя на экранах кинотеатров. Вас удивит, как много сценариев не могут пройти этот простой тест:

(1) В фильме есть хотя бы две женщины,

(2) которые говорят друг с другом

(3) о чём-либо кроме мужчин?

Я прочла слишком много сценариев, в которых ЕДИНСТВЕННЫМ женским персонажем была подружка главного героя. И всё её описание сводилось к следующему «блондинка, 25 лет». У неё нет никаких функций в истории, кроме как ответственная за пенис. Все остальные персонажи, каждый полицейский, клерк, плотник, директор фирмы – все они мужчины. Некоторые сценаристы соизволяют добавить несколько женских персонажей в сценарий, но только если они (как однажды сокрушалась Ширли Маклейн ) жертвы, безвольные тряпки или шлюхи. Стандартные стереотипы, такие как Плакса-Мать-одиночка, Официантка или Зарёванная жена. Эти писатели совсем не знают реальных женщин? Почему они продолжают использовать только те типажи, что они когда-то видели в фильмах? Чем чаще ты встречаешь эти персонажи появляющиеся на страницах сценариев, тем сильнее становится зубовный скрежет.

Как исправить: Стереотипы – не важно какие они, по половому признаку, по цвету кожи, по возрасту, по национальности – это плохо. Их используют ленивые авторы, не обладающие способностью проникнуть в суть человеческого роста. Разнообразие – это хорошо. Если ваша история содержит в себе множество различных персонажей – она вероятнее всего покажется читающему новой и захватывающей и, кроме того, покажет ваш уровень писателя в создании аутентичного звучания голосов этих персонажей. Кроме того, вы никогда не знаете, кто именно читает ваш сценарий. Если вы держитесь подальше от стереотипов – у вас меньше шансов обидеть того, кто читает вашу рукопись.

10. В вашем сценарии отсутствует Z фактор.

Вы представить себе не можете, насколько мучительно больным может быть чтение сценариев, до тех пор, пока сами не прочтёте несколько тысяч. Иногда, тем не менее, некоторые сценарии просто восхищают. Однажды, я уже прочитала порядка десяти страниц напыщенного сценария в жанре Пеплум, со всеми этими среднеземноморскими словечками и затянутыми в кожу красавцами-мужчинами. Я уже сходила с ума от тоски. А затем на странице 11, зомби вышли пошатываясь из-за холма и начали рвать всех на части в этом тусклом, общем повествовании. Это было прекрасно. С этого самого момента – чтение сценария было для меня удовольствием. С того самого дня, я уже пролистала множество страниц, надеясь что зомби вернуться, надеясь что они ворвутся в уютную эмоциональную драму и оторвут голову этим нестерпимо пассивным героям и их пресным подружкам, до того как я отправлю этот сценарий в помойку к его другим напыщенным сородичам. Я всегда надеюсь, что писатель будет достаточно дерзок чтобы внести динамические элементы – не обязательно чтобы это были зомби – которые поднимут ставки в игре, швырнут главного героя крайнюю опасность и заставят меня судорожно перелистывать оставшиеся страницы потому, что у меня нет никаких идей, как же он выберется из этой ситуации живым в конце сценария. К сожалению такого никогда не случается. В большинстве сценариев нет того, что я называю Z фактор.

Как исправить: Спросите себя (или вашего лучшего читателя) будет ли мой сценарий более увлекательным, более живым, таким, что пощекочет воображение утомлённого читателя, если я внезапно добавлю в него кучу мародерствующих зомби? Или ходячие мертвецы станут раздражающим отвлечением от захватывающей истории, которая уже происходит? Если в вашем повествовании не хватает Z фактора, вам нужно найти способ, чтобы добавить его или просто разорвать свой сценарий на мелкий кусочки и начать всё сначала.
________________________________________
Быть сценаристом очень трудно. То о чём я написала выше это мой личный список того, что является самым наихудшим в сценариях –  у каждого из  тех, кто занимается чтением сценариев разные предпочтения. Но, если вы читаете множество сценариев, то заставят ли вас перечисленные выше десять причин протянуть свою руку к бутылке с ликёром (или к пистолету) когда вы увидите всё это на страницах лежащих перед вами?

Источник: https://litreactor.com/columns/10-reasons-your-screenplay-sucks-and-how-to-fix-it

PayPal: sergeytoronto@mail.ru

Карта Сбербанка: 676280388660490217

Добавить комментарий