Как исправить трудного ребенка

«Непоседливый, непослушный, невоспитанный, одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.

Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «трудными»? Какие ошибки совершают родители при воспитании? И как добиться от ребёнка послушания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Содержание:

  • Портрет «трудного» ребёнка
  • Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?
    • Ошибки родителей в воспитании
    • Мотивы «плохого» поведения детей
    • Возрастные кризисы
    • Физиологические причины
  • Что делать с непослушным ребёнком?
    • Стоит ли наказывать?
    • Советы психолога родителям «трудных» детей

Портрет «трудного» ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock.com

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать своё поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, он подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком  он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Ошибки родителей в воспитании

Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»

Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок  единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.

Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки

Ребёнку прощаются плохие поступки и непослушание под предлогом «он же маленький, он не понимает, что делает, вот вырастет и всё поймёт».

Ошибка №3. Гиперопека

Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.

Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение «Где мои дети».

Ошибка №4. Неправильный пример родителей

Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.

Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»

Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы весёлый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.

Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции

Позиция родителей в этом случае такова: «Воспитывать должен детский сад и школа. Нам некогда этим заниматься, мы зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребёнка».

Мотивы «плохого» поведения детей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо.

1. Привлечение внимания

Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостаёт их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.

Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.

Что делать родителям:

  • чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
  • если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком родительского внимания, лучше его (плохое поведние) игнорировать;
  • если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
  • проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в личных делах.

2. Стремление к власти

Многие дети, особенно в кризисные периоды, хотят беспрекословного исполнения каждого своего «хочу». Ребёнок стремится взять верх над родителями, добивается независимости от них.

Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.

Что делать родителям:

  • признайте силу ребёнка, но вместе с его ответственностью. Например, мама разрешает дочери надеть праздничное платье в будний день в детский сад, но если девочка испачкает его, то на утренник ей придётся идти в другом платье;
  • поставьте границы непозволительного поведения. Нельзя драться и обзывать родителей, взрослых, детей в группе; нельзя ломать и портить свои и чужие игрушки. Если ребёнок перешёл эти границы, за поступком должно следовать наказание. Его следует обговорить с ребёнком ещё до совершения «противоправных» действий;
  • научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями, справляться с гневом, яростью и агрессией.

3. Месть («Ты сделал мне плохо пусть и тебе будет точно так же»)

Prostock-studio/Shutterstock.com

Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.

Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. Результатом станет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.

Что делать родителям:

  • учите детей говорить о своих чувствах и переживаниях, чаще спрашивайте «Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сегодня настроение?»;
  • после ссоры с ребёнком: попросите прощения, если не сдержались и накричали на него, обсудите, почему вы поссорились и что можно сделать, чтобы избежать этого в дальнейшем;
  • не бойтесь показать свои чувства перед малышом. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, вам тоже иногда бывает и грустно, и обидно, и стыдно за свои ошибки.

4. Избегание неудач

Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.

Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже — в личностном развитии и самооценке ребёнка.

Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.

Что делать родителям:

  • создавать ситуации успеха, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны;
  • повышать самооценку ребёнка, хвалить за проявление настойчивости, доведение начатого до конца;
  • научить думать о себе в позитивном ключе («я ещё не умею завязывать шнурки, но зато я могу за пять минут собрать сложный пазл»);
  • сравнивать ребёнка только с самим собой, не с другими;
  • поддерживать и помогать при возникающих трудностях, но не делать за него!

Возрастные кризисы

Prostock-studio/Shutterstock.com

3 года

К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса  это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.

6-7 лет

Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и требует от взрослых, чтобы они считались с его мнением. Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.

Читайте также «Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет.

Подростковый возраст

Подросток ищет самовыражения и самоутверждения в обществе, мнение родителей уже не авторитетно для него. Гормональные изменения в организме вызывают взрывчатость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость. У многих детей падает школьная успеваемость, появляются конфликты со сверстниками и учителями, в семье также царит враждебная обстановка из-за стремления родителей взять под контроль жизнь сына или дочери.

Если вы беспокоитесь за своего подростка, подозреваете, что он связался с плохой компанией или подвергся нападкам со стороны сверстников, или просто хотите убедиться, что у него всё в порядке в школе не обязательно подвергать его тотальному контролю. Просто установите приложение «Где мои дети», чтобы знать, что он в безопасности, без надоедливых звонков и СМС.

Физиологические причины

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кроме вышеперечисленных причин, поведенческие нарушения могут быть у детей с:

  • СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности);
  • РАС (расстройством аутистического спектра);
  • ЗПР (задержкой психической развития) и умственной отсталостью;
  • психическими заболеваниями;
  • у тех, кто перенёс психотравму или находится в состоянии стресса.

В этих случаях одних действий со стороны родителей будет недостаточно. Ребёнку необходима медицинская, психологическая и педагогическая помощь.

Помните мальчика, который пришёл с папой на приём к психологу? В его случае был целый комплекс причин, породивших такое поведение ребёнка. Мама и папа разошлись, когда ребёнку не было трёх лет, и его воспитанием стала заниматься бабушка, поскольку у родителей на первом месте было устройство своей личной жизни. Вскоре бабушка поняла, что не справляется с мальчиком, и попыталась вовлечь родителей в процесс воспитания ребёнка.

В результате мальчик жил то у папы и его новой жены, то у бабушки, иногда на выходные его забирала мама. Семейная ситуация, при которой ребёнок не чувствовал себя нужным и любимым, наложилась на педагогическую запущенность и неврологические нарушения, на которые не обратили внимание родители мальчика.

Что делать с непослушным ребёнком?

Стоит ли наказывать?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Тема наказаний всегда вызывает много споров у родителей. Кто-то считает, что наказания унижают личность ребёнка и лишают его самостоятельности. Кто-то вспоминает своё собственное детство «а я до 10 лет в углу стоял», «а меня отец всегда за двойки ремнем лупил» и поступает так же со своими детьми. Кто-то только угрожает ребёнку наказанием («если ты сейчас же не прекратишь баловаться, я тебя накажу»), но на деле не использует его.

Мы уже выяснили, что полное отсутствие наказаний и ответственности за свои поступки приводит к развитию у ребёнка чувства вседозволенности и нежеланию подчиняться требованиям взрослых.

Поэтому родителям стоит знать правила наказания и неукоснительно их соблюдать:

  1. Задача наказания сделать так, чтобы ребёнок осознал неправоту своего поступка и впредь поступал иначе. От наказания не должно быть ни физического, ни психологического вреда.
  2. Ребёнок должен быть уверен, что вы, даже наказывая, всё равно продолжаете его любить.
  3. Наказывайте за конкретный поступок, который совершил ребёнок.
  4. Никогда не наказывайте ребёнка, находясь в гневе и, тем более, в общественных местах.
  5. Учитывайте возраст ребёнка. Наказывать двухлетнего ребёнка за то, что он нечаянно опрокинул на себя тарелку с супом  непедагогично.
  6. Наказание не должно унижать ребёнка.
  7. Если вам сообщили о плохом поступке ребёнка, сначала выслушайте его, затем принимайте решение о наказании.
  8. Наказание в виде лишения не должно распространяться на вещи и сладости, уже подаренные ребёнку.
  9. По возможности заранее обсудите с ребёнком поступки, за которые обязательно последует наказание, и какое оно будет, чего именно ребёнок будет лишен.

Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:

  1. Тайм-аут (время, проведённое ребёнком в одиночестве, не обязательно в углу).
  2. Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
  3. Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
  4. Воспитательная беседа спокойным тоном.
  5. Совместный поиск решений.
  6. Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.

В 2017 году среди российских родителей был проведён опрос «Как вы наказываете своих детей?». В нём родители могли несколько вариантов ответов их предложенных. По итогам оказалось, что:

  • 80% родителей используют наставления и нравоучения;
  • 12% практикуют наказание ремнем;
  • 43% запрещают пользоваться компьютером;
  • 29% ставят детей в угол;
  • 13% лишают карманных денег.

Советы психолога родителям «трудных» детей

Prostock-studio/Shutterstock.com

  • Начните воспитание ребёнка с себя. Собственный пример спокойного, уравновешенного поведения принесёт пользы больше, чем долгая нравоучительная беседа.
  • Любите своего ребёнка любого: капризного, непослушного, упрямого и обидчивого. 90% случаев непослушания у детей связаны с нехваткой родительской любви и внимания.
  • Родителям важно иметь представления о кризисных этапах в развитии ребёнка. Тогда им будет проще понять и правильно реагировать на особенности в поведении сына или дочери.
  • Учите детей прислушиваться к себе, к своим чувствам, различать и понимать их. Тогда они научатся справляться с ними.
  • Не стремитесь к званию идеального родителя и идеального ребёнка. Каждый имеет право на ошибку.
  • Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие мультфильмы смотрит. Каким героям он подражает, с кого берёт пример. Помните современный детский мультфильм «Маша и Медведь», где девочка Маша капризничает, вредничает и манипулирует добрым Медведем? Многие родители жаловались на непослушание и частые истерики у детей после его просмотра.
  • Наказания (педагогически верные) имеют место быть, но не забывайте и о поощрении и похвале за хорошее поведение.
  • Запомните: добиться хорошего поведения от ребёнка можно не только с помощью наказаний, но и с помощью доверительных бесед.
  • Если ребёнку что-то нельзя, то это нельзя всегда, при любых обстоятельствах, независимо от настроения родителей.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

  • Научитесь правильно реагировать на истерики ребёнка. Трёхлетку можно отвлечь чем-нибудь интересным на улице или дома, истерику ребёнка постарше лучше проигнорировать, а после того, как ребёнок успокоится, обсудить с ним его неправильный поступок.
  • Если не удаётся самим справиться с проблемой плохого поведения ребёнка обратитесь за помощью к психологу.
  • Успокоительные препараты только по назначению врача!
  • Обещали наказать  накажите, обещали поощрить  поощряйте. Держите своё слово. И ребёнок будет поступать точно так же.
  • Прикоснуться, обнять, поцеловать, взять за руку  лучший способ справиться с начинающейся истерикой. Если ребёнок начинает капризничать в магазине, на детской площадке, на улице, сядьте на корточки, окажитесь с ним в равной позиции и спокойным тоном объясните неправоту его поступка.
  • Не навешивайте ярлыков на сына или дочь. Если ребёнку постоянно говорить, что он плохой, злой и непослушный, рано или поздно он действительно станет таким и будет вести себя соответствующе.
  • И последняя рекомендация: всем правилам поведения, всем «можно» и «нельзя» учите ребёнка с самого раннего возраста, формируйте у него культуру поведения дома и на улице.

Запомните, дорогие родители: даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. Именно ваша любовь и поддержка смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Когда в семье растет ребенок, то с приходом подросткового кризиса его проявления ощущает вся семья. В статье мы расскажем, как понять, что начался сложный период в жизни сына или дочери. Что подразумевают психологи под определением «трудный подросток», и как вы можете помочь ребенку преодолеть этот этап? Итак, узнайте, как характеризуется непростой возраст, и какие существуют методы решения проблемы.

Трудный подросток - особенности поведения, способы работы и советы родителям

Трудный подросток: краткие сведения

Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.

У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее. Все трудные подростки имеют собственные индивидуальные особенности, и было бы неправильно их обобщать.

Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка, и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.

Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Согласно различным исследованиям, условия, которые окружают ребенка в раннем детстве, впоследствии могут стать причиной проблем в подростковом возрасте. Воспитателям и родителям малышей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания. Не спешите расстраиваться – пока не поздно все исправить.

Особенности поведения трудных подростков

Итак, как понять, что в семье трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.

Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.

Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?

Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты:

  • негативно реагирует на чье-то желание помочь;
  • отрицательно относится к прикосновениям;
  • неохотно идет на визуальный контакт;
  • с недоверием относится к окружающим;
  • испытывает проблемы с учебой и с питанием.

Нередко трудный подросток нуждается в помощи профессионала, и семье не стоит стыдиться за ней обращаться. Это правильное решение, предотвращающее множество неприятностей. Как определить – трудный подросток или нет?

Имеются простые способы:

  • Обратиться за консультацией к профессионалу (педиатру или детскому психологу). Найдите специалиста, вызывающего у вас доверие.
  • Поинтересуйтесь мнением стороннего человека, у которого нет предвзятости или заинтересованности в этом вопросе, и имеющего опыт воспитания подростка.

Почему подростки становятся «трудными»: основные причины

Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.

В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.

«Трудный подросток» – широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.

Трудный подросток - особенности поведения, способы работы и советы родителям

Типы трудных подростков

Трудные подростки отличаются друг от друга.

Рассмотрим их типы:

  • Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
  • Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
  • Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
  • Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.

Работа с трудными подростками

Какую работу нужно провести с трудным подростком, чтобы улучшить ситуацию:

В школе

Опытные учителя знают, что в работе с такими ребятами стоит придерживаться определенных правил:

  • Подчеркивать их достижения, повышая статус среди сверстников.
  • Увлечь их необычным новым делом, в котором ребенок явно сможет достичь успеха.
  • Поддерживать с ним доверительные отношения.
  • Помочь с учебой, позиционировать ее как путь закалки характера.
  • Признание подростка в социально-значимой деятельности.

С психологом

Одно из важнейших направлений работы любого психолога – помочь трудному подростку справиться с кризисом. Если проблема выявлена вовремя и сотрудничество со специалистом начато своевременно, есть смысл рассчитывать на скорый положительный результат.

Какие функции лежат на психологе, работающем с ребятами, испытывающими трудности в социуме: диагностирование, консультация, коррекционный курс.

У специалиста имеется своя область компетенции, и в нее входят многие социально-психологические свойства, характеристики, явления.

При индивидуальных исследованиях личности и психики, выявляются сильные и слабые стороны трудновоспитуемого ребенка. С одной стороны они нуждаются в психолого-педагогической коррекции, но при этом являются частью здорового психологического потенциала личности. На него можно опереться в процессе воспитания.

Что предполагает поведенческая коррекция? Первым делом выявляются проблемы в отношениях подростка со взрослыми, сверстниками. После этого ситуация разбирается, предлагаются методы ее устранения.

Большое значение имеет изучение социометрического статуса подростка в классе, в компании сверстников. Специалисту важно определить место, которое подросток занял в системе межличностных отношений. Анализируются, насколько обоснованы его эмоциональные проявления, имеется ли психологическая изоляция, и если – да, то каковы ее причины.

Как справиться с трудным подростком: советы родителям

Родителям, как и их подрастающим детям, непросто дается сложившая ситуация. Зачастую они становятся свидетелями вспышек ярости, и не всегда способны адекватно реагировать на такие проявления эмоций. Важно понимать, что за детским гневом скрывается печаль, стыд, смущение и прочие чувства, с которыми он не может справиться. Осознавая свое бессилие, подросток набрасывается на оппонента, действуя на опережение. Чаще всего подростки не в состоянии осознать собственные эмоции, и не знают, как их выразить приемлемым для социума способом. Также они боятся попросить поддержки, и даже демонстративно от нее отказываются

В чем состоит задача родителей? Помогите сыну или дочери побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.

Рекомендации, которым важно следовать:

  • Попытайтесь определить, что скрывает ярость ребенка. Возможно, он волнуется или его одолела депрессия. Возможно, его смущает свой статус в обществе, и сверстники в чем-то превосходят его. Или ему не хватает общения и поддержки?
  • Необходимо установление нерушимых границ. В вашей семье должны действовать разумные правила, за несоблюдение которых подразумевается разумное наказание. Когда вы и подросток будете в благожелательном расположении духа, объясните ему, что чувство гнева естественно, но нужно найти адекватный способ его выражения. Пример: подросток набрасывается на вас. За такие проявления эмоций следует наказание в виде лишения каких-нибудь домашних привилегий или неприятного разговора с человеком, вызывающим у ребенка авторитет. В этом возрасте соблюдение границ особенно важно.
  • Не игнорируйте тревожные сигналы. Возможно, вы заметили, что перед вспышкой ярости ребенок мучается головной болью или активно расхаживает по дому. Возможно, он злится всегда по одной и той же причине. Если человек в состоянии определить ситуацию, вызывающую гнев, ему становится проще его держать под контролем.
  • Помогите подростку отыскать метод, помогающий справляться с яростью. Подходящие варианты: спортивные упражнения. Возможно, ему подойдет спортивный зал, боксерская груша. Некоторым ребятам проще выплеснуть эмоции через музыку или другое творчество. Определите, что вызывает интерес вашего сына или дочери.
  • У каждого подростка должно иметься пространство, где у него будет возможность привести свои чувства и эмоции в порядок. Юноша или девушка, испытывающие гнев, нуждаются в безопасном месте, где ему будет проще прийти в себя. Не нужно преследовать подростка, если он зол, требовать немедленных извинений или объяснения ситуации. Если приступ ярости не прошел, ситуация сразу же усугубиться и даже может стать причиной проявления физической агрессии.
  • Если хотите, чтобы ребенок научился контролировать ярость – умейте сами справляться с гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами не способны держать себя в руках. Пытайтесь сохранять самообладание в любой ситуации.

Как помочь ребенку справиться с трудным поведением?

Как помочь ребенку справиться с трудным поведением?

В прошлом материале мы выяснили, что трудное поведение — это своеобразный «сигнал SOS», который ребенок посылает родителям, пытаясь привлечь к себе их внимание. Демонстрируя трудное поведение, ребенок в глубине души хочет быть услышанным и принятым, он ищет поддержку и заботу.

Не стоит думать, что ребенок сам получает удовольствие от своего плохого поведения. Оно мешает ему не меньше, чем его родителям: мешает нормально развиваться, коммуницировать с миром, учиться и гармонично взрослеть. Именно поэтому ребенку необходима помощь взрослого, который смог бы направить его и вместе с ним преодолеть временные трудности.

Мы выделили восемь шагов, следуя которым, родители смогут помочь ребенку справиться с трудным поведением.

Шаг 1: Успокоиться

Начните с себя. Чтобы ваше взаимодействие с ребенком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой. Спросите себя: «Что я чувствую?». Если вами владеют гнев, обида, раздражение или растерянность, следует успокоиться и восстановить душевное равновесие.

Если общаясь с ребенком вы чувствуете, что опять начинаете «закипать» и готовы сорваться на ругань, задайте себе вопрос: «К какому результату приведет мой крик? Поможет ли он ребенку вести себя лучше? Вызовет ли у него желание измениться? Улучшит наши отношения с ним?» Ответ на все эти вопросы будет отрицательным.

В разговоре лучше используйте «Я-высказывания», то есть высказывания о себе, о своих чувствах, проблемах и потребностях. О том, как употреблять их в общении с ребенком, мы писали в нашем материале «Что такое “Я-высказывание”, и как применять его в общении с ребенком».

Шаг 2: Проработать свои установки

Поймите, ребенок ведет себя плохо не потому, что хочет сделать больно вам. За его трудным поведением стоят гораздо более глубокие причины. А ваша задача — помочь ему преодолеть их. Поэтому в контакте с ребенком руководствуйтесь только позитивными установками.

Нет: «Трудный подросток способен только на гадости в мой адрес, он все делает мне назло!»

Эта установка расшатывает позицию взрослого в контакте с ребенком, с которым ему трудно, и только усложняет сложившуюся ситуацию.

Да: «Моему ребенку сейчас трудно, он пытается получить что-то, чего ему не хватает. И я могу ему помочь».

Такая установка укрепляет вашу позицию и делает дальнейшее взаимодействие более эффективным.

Еще одна важная установка в общении с «трудным» ребенком — установка на честность. Только честное открытое взаимодействие, в котором вы максимально честны с ребенком, поможет добиться успеха в преодолении трудного поведения.

Шаг 3: Определить причину трудного поведения

Возможные причины наиболее распространенных форм трудного поведения мы подробно рассматривали в материале «Почему с ребенком трудно?». Здесь приведем несколько возможных мотивов плохого поведения и расскажем, как стоит поступать родителю в каждом случае:

Мотив 1: Борьба за внимание

Проанализируйте, действительно ли ребенку не хватает контакта с вами. Возможно, вы постоянно работаете или, наоборот, проводите много времени вместе с ребенком, но эмоционально не вовлекаетесь в его проблемы. По возможности уделяйте ему больше внимания, проводите «качественное» время вместе.

Мотив 2: Борьба за власть

Ребенок растет и хочет доказать вам, что он тоже чего-то стоит. Предоставьте ему больше свободы, а также четко сформулируйте правила, чтобы обозначить зоны ответственности.

Мотив 3: Желание отомстить

Честно поговорите о том, что что-то происходит. Будьте готовы признать свою вину, если она действительно есть.

Мотив 4: Неуверенность в себе

Создавайте ситуации успеха ребенка. Давайте ему больше поддержки, демонстрируйте принятие.

Мотив 5: Усталость

Дайте ребенку возможность сделать перерыв. Дайте возможность для отдыха и переключения.

Шаг 4: Выработать правила и границы в общении

Четкие правила и границы в общении помогут вам вести с ребенком конструктивный диалог и избегать лишних ссор.

  • Правил должно быть немного, но они обязательно должны быть установлены.
  • Правила обсуждаются с ребенком (подростком) перед утверждением.
  • Правила соблюдаются всеми сторонами.

Не соблюдая введенные правила, вы сводите на нет все ваши усилия по регулированию трудного поведения.

Пример: вы советуете ребенку не терять самообладания в конфликтах, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. Ребенок чувствует вашу непоследовательность и не стремится измениться.

Шаг 5: Обеспечить безопасность

Ощущение своей беззащитности и оставленности характерно для детей, переживших опыт сиротства. Оно формирует в их сознании болезненный комплекс неполноценности. Ребенок компенсирует его через защитные психологические реакции, направленные на самоутверждение: он будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.

Доверие — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача, которую можно решить, признавая безусловную ценность и уникальность ребенка, демонстрируя принятие и заботясь о реализации его потребностей.

Шаг 6: Установить позитивную цель

Чтобы справиться с трудным поведением, нужно установить позитивную цель, которая будет учитывать интересы ребенка. Формулировка цели должна содержать указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»).

В достижении цели важно опираться на положительные качества ребенка. Ребенок, проявляющий трудное поведение, подвергается постоянной критике со стороны взрослых, поэтому у него, как правило, вырабатывается отрицательная самооценка: «Я — плохой».

Важно вместе с ребенком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. Для этого используйте искреннее поощрение положительных поступков и намерений ребенка, помогите ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах и мыслях. Результаты не заставят себя ждать.

Шаг 7: Показать привлекательную альтернативу

Часто родители говорят ребенку, как делать не надо, при этом забывая объяснить, как надо, и показать положительный пример поведения, которого они ждут от ребенка.

Важно показать ребенку, что есть гораздо более привлекательные способы добиваться желаемого, чем трудное поведение. Помогая ребенку находить новые способы решения проблем, будьте изобретательны: делитесь своим опытом, показывайте на примерах из фильмов и книг, как кто-то из героев тем или иным образом вышел из сходной ситуации.

Пример: подросток курит и употребляет нецензурные выражения, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется ему привлекательным. Но если вы предложите ребенку проводить время за интересным (!!!) ему занятием (кружок, спортивная секция, языковые курсы…), принадлежность к кругу заинтересованных подростков, где не нужно отстаивать свою значимость путем девиаций, несомненно очень скоро станет для него привлекательной альтернативой.

Шаг 8: Организовать командную работу

Чтобы помочь ребенку справиться с наиболее сложными формами трудного поведения, в идеале необходимо объединять усилия:
Семья + Учитель + Специалист (психолог)

Таким образом все значимые для ребенка взрослые будут транслировать общую позицию, что поможет ребенку максимально эффективно и безболезненно преодолеть трудности. Конечно, в реальности очень сложно обеспечить такое объединение усилий, но это то, к чему обязательно нужно стремиться.

Книги по теме:

  • Петрановская Л. «Если с ребенком трудно»
  • Корчак Я. «Как любить ребенка»
  • Фабер А. Мазлиш Э. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
  • Оклендер В. «Окна в мир ребенка»
  • Гиппенрейтер Ю.Б. «Чувства и конфликты»

Использованные источники:

  • Петрановская Л. Если с ребенком трудно. — М: АСТ, 2016.
  • «Трудный» ребенок в приемной семье

Трудное поведение ребенка — это то поведение, с которым родителям трудно справиться. Часто взрослые вообще видят проблему там, где для детей ее нет. Но трудное поведение необходимо исправлять, ведь оно может осложнить жизнь всей семьи. Специально для вас мы подготовили материал о том, как исправить трудного ребенка.

1. Следует четко формулировать цель.
Чем четче родители будут понимать, какого именно поведения они ждут от ребенка, тем проще будет найти способ решения. Попробуйте в течение нескольких дней записывать, что ваш ребенок делал «не так», а потом честно спросите себя, что из этого действительно осложняет вашу жизнь.

2. Необходимо разобраться в сложившейся ситуации.
Для анализа поведения избегайте выражений «он вечно», «он никогда», «ничего не хочет», ведь существует большая разница между ребенком, который ничего не хочет, и ребенком, который не хочет заниматься неинтересными для него вещами. Описывайте поведение своего чада, максимально конкретизируя его действия, и постарайтесь разобраться, почему ребенок ведет себя не так, как вам бы этого хотелось.

3. Постарайтесь объяснить ребенку, что именно он делает не так.
Для того чтобы ребенок изменил манеру поведения, он должен понять, почему ему следует это сделать. Разберите с ребенком ситуации, в которых, по вашему мнению, он был не прав, и объясните, как и, главное, почему именно таким образом он должен был поступать.

4. Покажите ребенку возможные последствия.
Если ребенок знает, что именно он должен и не должен делать, но продолжает придерживаться прежней манеры поведения, позвольте наступить негативным последствиям. Конечно, речь не идет о том, чтобы позволить ребенку выпасть из окна или облиться кипятком. Например, если ребенок забыл или поленился выполнить домашнее задание и убраться в своей комнате – придется делать все это вместо просмотра мультиков перед сном.

5. Закрепляйте достижения.
Позитивная реакция будет намного эффективнее, чем негативная, поэтому постарайтесь сосредоточиться на достижениях ребенка. Хвалить малыша можно прямо или косвенно, рассказывая о его успехах бабушке по телефону или вернувшемуся с работы папе.

Очень важно научить ребенка видеть и признавать собственные достижения, сравнивая себя не с каким-то идеалом, а с собой вчерашним и гордиться своими успехами.

Добавить комментарий