Как исправить успеваемость ребенка

На чтение 8 мин Просмотров 25.2к. Опубликовано 03.03.2020

К сожалению, современная система школьного образования далека от совершенства. Даже в начальной школе детям приходится много материала осваивать самостоятельно, программу проходят в ускоренном темпе. Все это негативно сказывается на оценках, эмоциональном состоянии ребенка. Без помощи родителей не обойтись.

Но часто даже родители не понимают, как помочь ребенку улучшить оценки, лучше разбираться в изучаемом материале. Есть ли эффективные способы повысить успеваемость?  Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

Содержание

  1. Причины плохой успеваемости в школе
  2. Эффективные способы повысить успеваемость
  3. Помощники
  4. Вовлеченность в процесс
  5. Личный пример
  6. Комфортное рабочее место и режим дня
  7. Наказание и поощрение
  8. Можно ли исправить оценки в школе за неделю
  9. Повышаем успеваемость по математике
  10. Запрещенные приемы
  11. Заключение

Причины плохой успеваемости в школе

ребенок плохо учится

Если ребенок плохо успевает в школе, причины нередко связан не с интеллектуальными способностями, нежеланием учиться.

Причины:

  1. Неподготовленность к школе. Эта проблема возникает в начальной школе. Если ребенок умет читать, писать, считать, у него хороший словарный запас – это не означает, что он хорошо подготовлен к школе. Большое значение имеют психологические навыки и качества. Развитое мышление и логика, устойчивость психики, способность спокойно воспринимать критику, позитивный настрой к учебе, умение учиться на собственных ошибках, уверенность в собственных силах. Все эти качества нужно развивать у детей с ранних лет. Если есть пробелы, поможет детский психолог.
  2. Проблемы со здоровьем. Дети не всегда говорят родителям о плохом самочувствии, есть много скрытых нарушений. Чаще всего негативно на успеваемость влияют проблемы со зрением, спиной, вегето-сосудистая дистония. Чтобы исключить заболевания, регулярно проходите профилактические осмотры.
  3. Большой поток информации. Ребенку в школе приходится не только осваивать новый материал, но и взаимодействовать с большим количеством людей. Чтобы мозг и нервная система успевали перегружаться, строго ограничивайте время, которое ребенок проводит в социальных сетях, или в общении по телефону.
  4. Эмоциональная перегрузка.  В школе от ребенка постоянно чего-то ожидают и требуют. Это утомляет, и дома хочется выпустить пар, расслабиться, и ничего не делать. Правильно выстраивайте режим дня, чтобы было время для отдыха, но уроки не приходилось делать в последний момент.
  5. Отсутствие интереса к учебе. Дети не понимают, как им пригодятся школьные знания в будущем. Тем более, что многие успешные люди рассказывают о том, как плохо они учились в школе. Запаситесь терпением, старайтесь пробудить и постоянно поддерживать интерес ребенка к учебе. Ставьте интересные опыты, ходите на физические, химические шоу, участвуйте в семенных викторинах.
  6. Атмосфера в семье. Сложно хорошо учиться под бесконечные скандалы родителей.

В подростковом возрасте причиной низкой успеваемости могут быть проблемы в школе или со сверстниками, первая влюбленность, пагубные привычки.

Если у вас есть подозрение, что ребенок подвергается в школе буллингу, или ему попался неадекватный учитель, действуйте быстро и решительно для разрешения этих непростых ситуаций.

Эффективные способы повысить успеваемость

как повысить успеваемость в школе

Если у школьника плохие оценки, он не успевает по каким-то предметам, к решению проблемы нужно подходить комплексно. Сама собой ситуация точно не исправится.

Помощники

Если твоих знаний и нервов не хватает для разъяснения непонятных тем, обратись за помощью.

Кто и что может помочь:

  1. Репетитор. Дорогой, но эффективный метод. Хороший специалист сможет быстро выявить и заполнить пробелы в знаниях, найти подход к ребенку.
  2. Школьный учитель. Индивидуальные занятия за дополнительную плату помогают быстро улучшить ситуацию с успеваемостью. Учитель знает программу, пробелы в знаниях и способности ребенка.
  3. Профильные кружки. Редкое явление. Но именно там дети узнают новое и интересное, что меняет их отношение к учебе. В неформальной обстановке информация лучше усваивается.

Вовлеченность в процесс

Родители должны быть в курсе того, что их ребенок проходит в школе. Интересуйтесь, помогайте, разбирайте вместе непонятные моменты. Но не стоит гневно нависать над ребенком, пока он делает задания. Наблюдайте за процессом со стороны. Если видите, что школьник отвлекся, мягко направьте процесс в нужное русло.

Общайтесь с учителями, ходите на родительские собрания. Так вы сможете вовремя узнать обо всех проблемах с учебой вашего ребенка.

Личный пример

Чтение – одна из основ хорошей успеваемости, богатого словарного запаса. Дети должны много читать, уметь находить нужную информацию в литературе. Но если ваш ребенок никогда не видит вас с книгой, то вы никакие уговоры, репетитор по чтению не заставят его читать. Хорошо бы привить любовь к классике. Но если ребенка тянет на современную литературу, пусть читает хоть что-нибудь, чем совсем ничего.

Не делитесь с ребенком негативными воспоминаниями о школе. Обманывать и идеализировать не нужно. Просто в своих рассказах о школьной жизни делайте акцент на приятных моментах, пользе полученных знаний.

Комфортное рабочее место и режим дня

У школьника должен быть удобный письменный стол, стул. Это настраивает на рабочий лад. Всегда проверяйте, вовремя докупайте все необходимые канцелярские принадлежности.

Четкое соблюдение определенного распорядка организуют человека в любом возрасте. Большинство современных детей отличаются гиперактивностью, поэтому соблюдение режима дня для них крайне важно.

Желание родителей записать любимое чадо во всевозможные кружки похвально, но составляйте расписание так, чтобы обязательно было время для отдыха и ничегонеделанья. Если ребенку тяжело, расставьте приоритеты, откажитесь от нескольких кружков или секций.

Учите ребенка тайм-менеджменту. Приучайте отмечать в специальном дневнике сроки выполнения заданий, особенно тех, которые нужно сдать через неделю, месяц.

Наказание и поощрение

Правильное поощрение – хорошо мотивирует многих детей на учебу. Введите в свой лексикон слово когда – ты получишь новый телефон, когда закончишь учебный год на отлично. Или, ты сможешь поиграть в компьютере, когда правильно выполнишь все домашние задания. И никогда не нарушайте свои обещания.

Поощрять нужно за хорошие оценки. Способов много – увеличить время на компьютерные игры, давать больше денег на карманные расходы. Чаще всего стремление к награде перебарывает лень.

Наказание за плохую успеваемость должно быть сиюминутным. Не откладывайте его на выходные. Действуйте решительно. Получил плохую отметку – лишился карманных денег, или остался без желаемого подарка. Ребенок должен четко отслеживать связь хороших оценок и поощрения.

Можно ли исправить оценки в школе за неделю

Нередко школьники средней и старшей школы любят откладывать все на потом. В итоге в конце четверти или учебного года возникает неприятная ситуация с оценками, исправить которую нужно очень быстро. Самому ребенку вряд ли удастся это сделать, требуется жесткая родительская рука и дисциплина.

Как исправить оценки в школе за неделю – краткая инструкция:

  1. Срочно выучить весь материал, по которому плохие отметки. Ребенок должен знать всю теорию досконально, чтобы применять ее на практике.
  2. Нанять репетитора, который поможет ребенку максимально быстро освоить нужный материал. Можно обратиться за помощью к школьному учителю.
  3. После освоения материала подойти к учителю, попросить дать возможность исправить оценку.
  4. Выполнить дополнительное творческое задание – написать реферат, сделать презентацию по какой-либо сложной теме.
  5. На время исправления оценок забыть о гаджетах и развлечениях. Но пообещайте щедрое вознаграждение после улучшения ситуации с успеваемостью.

Все эти правила помогут только в том случае, если сам ребенок настроен исправить оценки. В противном случае все усилия будут напрасными.

Повышаем успеваемость по математике

Проблемы с математикой возникают у школьников чаще всего, что негативно отражается на оценках по всем точным предметам. Чтобы избежать проблем, или исправить ситуацию, существует несколько простых методов.

занятия по математике

Как подтянуть математику:

  1. Играйте с ребенком в математические, логические игры. Это самый простой и интересный способ отточить математические навыки. В интернете можно найти математические игры для школьников любого возраста, есть и онлайн-викторины, олимпиады.
  2. Математика – часть повседневной жизни. Дети часто не любят учиться, потому что не понимают, зачем им это нужно. Приучайте ребенка постоянно обращать внимание на цифры вокруг него, рассчитывайте стоимость покупки со скидками, время на дорогу при определенной скорости передвижения. Хорошо развивают математические навыки карманные деньги.
  3. Скажите нет зубрежке. Математические формулы и теоремы бессмысленно запоминать автоматически. Нужно научиться запоминать и понимать принципы, которые лежат в их основе. Формулы при запоминании нужно переводить в словесные выражения.
  4. Ежедневные занятия. Для повышения успеваемости заниматься математикой нужно каждый день, даже если ничего не задали. Не уверены в своих силах, наймите репетитора.  Хорошо выучить математику можно только при постоянной практике.
  5. Двигайтесь немного впереди. На каникулах или во время выходного дня просмотрите с ребенком, какие темы ожидают его впереди. Вкратце рассмотрите тему. Когда школьник знает, о чем будет идти речь, новый материал лучше усваивается.

Прививать ребенку любовь к математике можно еще до школы. Существует много увлекательных настольных и компьютерных развивающих игр, красочных книг.

Запрещенные приемы

В погоне за хорошими оценками родителям не стоит забывать о здравом смысле.

Есть вещи, которые делать категорически нельзя:

  1. Выбивать из ребенка хорошие оценки. Он должен знать, что знания важнее. Иначе он начнет формально подходить к оценкам, добиваться их нытьем и слезами. Либо же ребенок вырастит закоренелым перфекционистом, что не очень помогает в жизни.
  2. Делать за ребенка домашние задания. Помочь, разъяснить можно, но не больше. В противном случае вы рискуете развить у ребенка комплекс неполноценности. Он будет уверен, что не сможет самостоятельно справляться с поставленными задачами на отлично.
  3. Бить и обзывать ребенка. Тут без комментариев.

Заключение

Проблемы с учебой периодически возникают у каждого школьника. Ваша задача – не зацикливаться на оценках. Постарайтесь вместе разобраться в ситуации, найти  выход из нее. Будьте спокойными и терпеливыми, ребенку важно знать, что его любят и ценят родители не за оценки, а просто потому, что он есть. Психологическое здоровье детей важнее успеваемости.

Повышение успеваемости учащихся в школе

1. Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости  очень часто расходятся, что снижает эффективность их усилий. 

          Учащиеся объясняют неуспеваемость:

  • наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
  • сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
  • профессиональной некомпетентностью учителей.

Учителя считают, что:

  • школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  • родители плохо помогают детям в учебе;
  • программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

  • недоступность программы, ее сложность;
  • высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
  • недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.

2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

  • уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • задачи ставить ясно и четко;
  • обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

  • иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  • повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  • способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  • относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  • постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

https://150pr-znamya.edusite.ru/11_html_21d812e3.gif

Рекомендации родителям учащихся начальных классов

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: “Что получил?”, “Как дела?”

расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.

3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.

4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.

6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.

11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.

12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.

13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.

14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.

15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.

https://150pr-znamya.edusite.ru/11_html_21d812e3.gif

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  • культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов – до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

Успеваемость в школе как показатель психического здоровья ребенка

Первый звонок давно отзвенел, прописи заменили на тетради, а среди одноклассников уже появились приятели и недруги. Пошёл второй год обучения в школе, а ребёнок уже приносит плохие оценки, весь день сидит за домашним заданием, но никак не может его сделать. Вам становится понятно, что малыш не справляется с программой второго класса. Как быть?

Что делать, если ребенок не усваивает программу в начальной школе

Сначала нужно справиться со своими эмоциями и не ругать или обвинять малыша в отсутствии хорошего результата. Вы – родитель, а значит должны помочь преодолеть трудности. Для этого необходимо разобраться и найти причину, а их может быть много. Затем вместе попытаться устранить “корень” школьных неуспехов.

Причины школьной неуспеваемости

Давайте разберёмся, что же такое школьная успеваемость.  Из определения в энциклопедии следует, что это полнота, прочность знаний ребёнка в рамках учебной программы. Здесь нет ни слова про оценки. Бывают случаи, когда малыш не усваивает программу 1 класса, в которой и вовсе нет отметок. Так в чём же причина?

  • Недостаточная подготовленность к школе
    Здесь может быть и недоразвитие мелкой моторики, и психологическая неготовность к новому этапу жизни.

  • Отсутствие интереса и мотивации
    Ребёнок не понимает, зачем ему учить какие-то правила, сидеть спокойно на уроке, ведь окружающий мир гораздо интереснее.

  • Трудности с концентрацией внимания
    Школьнику сложно усидеть на месте, сосредоточиться на словах учителя, ответить на уроке. Такое поведение может привести к плохим отметкам, что ещё больше отвлекает от процесса обучения.

  • Высокая нагрузка
    Школа, домашние задания, кружок робототехники, плавание и музыкалка – это примерный список занятий в началке. При таком плотном режиме дети быстро истощаются и устают.

  • Завышенные ожидания родителей
    Понятие “хорошо” для всех разное. Бывает и такое, что родители ждут от своего отпрыска не просто хороших оценок и прилежной учебы, а всего самого-самого: побед в конкурсах и соревнованиях, участия во всех активностях класса, лучшей презентации или поделки.

  • Неприятности в школе
    Если у школьника возникают трудности в общении с одноклассниками или учителем (что ещё хуже), то это очень сказывается на успеваемости. Детской психике сложно отделить учёбу от личного, поэтому сложности в окружении напрямую связаны с тем, как ребёнок усваивает школьную программу.

Советы как повысить успеваемость ребёнка

Как только вы определите причину школьной неуспеваемости, сразу появится план, как её устранить.

Разобраться с недостаточной подготовкой, отсутствием интереса и мотивации, трудностями с концентрацией внимания быстро помогут специалисты – нейропсихолог, дефектолог, логопед. Они проведут диагностику, дадут заключение и практические советы, как помочь ребёнку восстановить успеваемость.

Если же причиной трудностей в школе стала высокая нагрузка, то лучше всего вместе подумать, что можно убрать из расписания занятий. Возможно, это будет временное решение, пока у малыша не пройдёт адаптация к школьной жизни.

Завышенные ожидания родителей “лечатся” с помощью честного разговора с самим собой. Постарайтесь ответить себе, что для вас важнее – всеобщее признание со стороны или счастливый ребёнок?

Если же причиной проблем с обучением стали неприятности с окружением в школе, то здесь без разговора с учителем или родителями одноклассников не обойтись.

Вот несколько универсальных советов, которые помогут повысить успеваемость школьника:

  1. чёткий распорядок дня;
  2. удобное рабочее место;
  3. полноценное питание и здоровый сон;
  4. интерес не только к оценкам, но и к школьной жизни ребёнка;
  5. отсутствие принижения авторитета школы, учителя, родителей одноклассников в совместных разговорах;
  6. положительный личный пример – читайте, обучайтесь, узнавайте новое, вместе обсуждайте интересные факты, новости и происшествия. 

Как мотивировать ребенка

Мотивация – один из самых важных компонентов успешного обучения. Если малыш был психологически готов к школе, а потом у него вдруг пропало стремление к знаниям, то это может быть связано со следующими факторами:

  • подача материала учителем;
  • трудность восприятия данной дисциплины;
  • ярко выраженный интерес к другому предмету.

Вот несколько способов заинтересовать учёбой начинающего школьника:

  • Игра
    Это самый действенный педагогический инструмент. Для выполнения заданий, даже самых сложных, можно придумать увлекательный формат. Это могут быть подвижные и настольные игры, соревнования и квесты. Игровая форма обучения развивает интерес даже у самых отстающих.
  • Награда за результат
    Дайте малышу прочувствовать успешность! Но не делайте это в виде дорогих подарков или денег. В качестве награды отлично подойдут совместные походы в кино или кафе, приготовление любимого блюда или покупка журнала, книги.

  • Поддержка увлечений
    Спрашивайте об интересах ребёнка, не критикуйте, а помогайте разобраться в том, что ему интересно. Любопытство – это ключ к развитию креативности и процесса познания.

  • Ответы на вопросы
    Задавайте их малышу и поощряйте его вопросы к вам. Вместе обсуждайте интересные факты и новости, делитесь тем, что заинтересовало, объясняйте, почему для вас важно разбираться в вопросе. Спросите, где могут пригодиться полученные знания в обычной жизни, а потом поделитесь своим опытом.

  • Меньше внимания к оценкам
    Если ребёнок принёс тройку, то не ругайте, а спросите, что помешало получить оценку лучше. Интересуйтесь, что интересного происходит на переменах, с кем малыш дружит и почему. 

Стоит ли помогать с уроками

Вопрос “нужно ли помогать ребёнку делать домашнее задание?” актуален практически для всех родителей первоклассников. Это вечный спор, в котором вряд ли определится победитель.

Pяд исследований показал, что регулярная помощь взрослых с домашкой снижает уровень знаний. Однако есть и прямо противоположные данные. Их суть проста – поддержка взрослых помогает закрепить материал, изученный в классе. Такой подход помогает осознать важность учебного процесса, потому что родитель – это авторитетный взрослый. Также часть психологов и педагогов уверены, что домашнее задание – это зона ответственности ребёнка уже с первых школьных дней. Самостоятельное решение домашки лучше всего тренирует уверенность в своих силах и прививает ответственность за свои поступки.

Отметим, что поддержка бывает разная. Если у малыша пятёрки за домашку, которые сердобольная мама сделала сама, то радоваться тут нечему. Конечно, это обернётся против школьника уже в скором будущем. На контрольной мамы рядом не будет, да и мотивации учиться такие пятерки не прибавят.

Для кого-то помощь сводится к тому, чтобы сесть вместе за стол и быть рядом. С одной стороны, это укрепляет внутрисемейные связи, а с другой – не дает школьнику развивать самостоятельность.

Также есть родители, которые полностью дистанцируются от школьных забот, доверяя ребёнку самостоятельно контролировать и решать все процессы. Такое поведение малыш может интерпретировать как безразличие к себе, тогда возникают другие сложности.

Однако большинство родителей придерживаются золотой середины. Ребёнок делает все задания сам, но если он просит помощи, то обязательно нужно помочь. Найти ошибку, повторить материал, задать наводящие вопросы, но не делать всё за него. Такой подход сбалансирован и более результативен.

Что делать, если ребенку не подходит школа?

Школа – это отдельный социум со своими правилами, трудностями и преимуществами. Каждый ребёнок проходит период адаптации к школе в первые месяцы учёбы. Одни переносят его легче, другим сложнее даётся этот этап. Но также есть дети, которые застревают в адаптационном периоде надолго.

Школьнику становится тяжелее справляться со нагрузкой, как следствие, он не справляется с программой 1 класса.

В первую очередь нужно понять, почему у малыша возникают трудности. Затем попробовать решить проблему, чтобы учёба в школа не доставляла хлопот.

Но бывают случаи, когда ясно, что ребёнок не может учиться в массовой школе. Причины бывают разные:

  • проблемы со здоровьем;
  • занятия профессиональным спортом, творчеством, что влияет на посещение уроков;
  • образ жизни семьи – частые переезды, путешествия;
  • качество образования, которое не устраивает родителей;
  • невозможность наладить хорошие отношения с педагогом.

Если ребёнок не может посещать школу, это не означает, что он останется неучем. В таком случае на замену традиционной системе образования пришли новые: дистанционное обучение (онлайн-школы) и семейное.

Сегодня уже мало кого удивишь переводом ребёнка в онлайн-школу. Такая форма учёбы имеет массу плюсов:

  • экономия времени;
  • нет необходимости покупать школьную форму;
  • отсутствие лишних мероприятий;
  • мобильность ученика;
  • лёгкость обучения для малообщительного ребёнка;
  • возможность индивидуального подхода;
  • высокий уровень преподавания;
  • государственный аттестат;
  • практически отсутствие конфликтов со сверстниками.
  • Безусловно, есть и свои минусы:

  • большинство онлайн-школ платные;
  • необходимость много времени проводит за компьютером;
  • зависимость от интернета;
  • отсутствие личного общения с одноклассниками.

Поговорим об ещё одном формате получения знаний. Обучение, когда ребёнок не посещает школу и родитель берёт всю ответственность за образовательный процесс на себя, называется семейным. Это гибкая система, которая полностью подстраивается под все нужды ученика.

Поэтому, если вдруг вашему малышу не подходит обучение в обычном образовательном учреждении, это не повод расстраиваться и заставлять его всеми способами “полюбить” школьную жизнь. Такой подход может привести к комплексам и психологическим травмам. Подойдите к этому вопросу без эмоций, взвесьте все плюсы и минусы альтернативных систем образования. Самое главное, чтобы вашему ребёнку было комфортно получать новые знания!

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

педагог сайта интеллектуального развития детей IQsha

Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru

Психологическая готовность к школе

Как заинтересовать ребёнка учёбой в школе, советы родителям

Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы

Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы

Как воспитать счастливого ребенка

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок добился в жизни гораздо большего, чем он сам. И обязательным условием «успешности» сына или дочери станет отличная учёба и дневник с одними пятёрками. Но что делать, если ребёнок плохо учится?

Не все дети радуют родителей своей успеваемостью. Более того, когда ребёнок внезапно приносит домой из школы двойку, мамы и папы теряются и не знают, как правильно нужно себя вести. Отругать, пожалеть или сделать вид, что ничего страшного не произошло?

Сегодня мы поговорим о проблеме школьной неуспеваемости, её причинах и путях преодоления, узнаем о том, как сами дети относятся к своим оценкам, и разберёмся, стоит ли ругать ребенка за плохую учёбу и нужно ли помогать с домашними заданиями.

Содержание:

  • Проблема школьной неуспеваемости глазами педагогов и родителей
  • О хороших и плохих оценках
  • Причины снижения успеваемости школьников
    • Физические причины
    • Психологические причины
    • Педагогические причины
    • Социальные причины
  • О чём ещё может говорить отставание в учёбе?
  • Как помочь ребёнку, если он стал плохо учиться?
    • 10 правил повышения успеваемости
    • «Хвалить нельзя ругать» или зачем нужна мотивация?
    • Ещё раз о домашних заданиях

Проблема школьной неуспеваемости глазами педагогов и родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Для начала давайте разберёмся, что входит в понятие «школьная успеваемость».

Обратимся к «Словарю терминов по общей и социальной педагогике». Согласно ему, успеваемость – это показатель того, насколько ребёнок прочно, полно и глубоко усвоил те или иные школьные знания, умения и навыки.

Заметьте: в этом определении нет ни слова об оценках, которые должен получать «успевающий» ребёнок. То есть получается, что школьная успеваемость основывается именно на знаниях, а не на том, какие отметки стоят в дневнике.

Об этом важно помнить и родителям, и педагогам.

«Только мой ребёнок плохо учится?»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Проблема плохой успеваемости учеников была актуальна всегда.

Согласно исследованиям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в 2020 году около 22% учеников 7-9 классов были признаны потенциально неуспешными.

У ребят были выявлены серьёзные проблемы с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.

Педагоги жалуются, что ученики приходят в школу психологически неподготовленными, с низкими познавательными способностями, а родители сетуют на то, что у детей нет интереса к учёбе, их постоянно приходится контролировать и заставлять делать домашние задания.

Действительно, проблема снижения успеваемости ребёнка – это и психологическая, и педагогическая, и семейная проблема. Когда сын или дочь начинает плохо учиться, значит, ему требуется помощь и поддержка со стороны взрослых.

О хороших и плохих оценках

Вы удивитесь, но педагоги, родители и дети по-разному относятся к одной и той же школьной оценке.

Оценки глазами родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Как воспринимают отметки в дневнике сына или дочери родители:

«Пятёрка»

Это всегда предмет гордости. Ей можно похвастаться перед соседями или коллегами. Даже если ребенок – круглый отличник, очередная «пять» за сочинение по литературе закрепляет его успех и звание «умницы».

«Четвёрка»

Приносит радость только в том случае, если её получил стабильный троечник. В противном случае родители либо относятся к ней равнодушно, либо испытывают разочарование, когда от ребЁнка ожидалась более высокая оценка.

«Тройка»

Тоже воспринимается по-разному. Если её появление неожиданно, она вызывает у родителей недоумение и огорчение. А если такая оценка – обычное дело для ребёнка, все относятся к ней достаточно спокойно.

«Двойка»

Как правило, вызывает отрицательные эмоции. Одни родители испытывают гнев, злобу и раздражение на ребёнка, у других в буквальном смысле «опускаются руки»: они подавлены, разочарованы, начинают искать причину плохой успеваемости сына или дочери в себе.

Глазами ребёнка

ребенок плохо учится в школе

Prostock-studio/Shutterstock.com

В отличие от взрослых, ребёнок сразу «примеряет» полученную оценку на себя.

Если школьник – круглый отличник, избалованный похвалой взрослых, он рано или начнёт считать себя умнее и лучше других детей. Появление четвёрок и троек в дневнике он воспримет как катастрофу и падение со своего пьедестала.

А вот те, кто испытывает трудности в учёбе, и чей дневник пестрит двойками и тройками, рано или поздно начинают чувствовать себя неполноценным, глупым и бездарным. «У меня всё равно ничего не получится, так зачем стараться?!» – думает ребёнок и перестаёт проявлять интерес к учёбе и стремиться к хорошим оценкам.

Глазами учителя

Prostock-studio/Shutterstock.com

Что вкладывают педагоги в понятие «оценка»:

  • насколько хорошо ученик усвоил ту или иную тему;
  • как он умеет применять свои знания на практике;
  • насколько развиты его мыслительные навыки: умение наблюдать, анализировать, сравнивать и т.д.

Личное отношение учителя к ученику не должно отражаться на его оценках. На практике это правило часто не соблюдается. Обычно педагоги делят всех детей на отличников, «хорошистов», «троечников» и «неуспевающих». И даже если «троечник» написал контрольную работу без единой ошибки, что подумает учитель? Правильно: «списал» или «помогли».

Как мы видим, школьные оценки не всегда могут отражать реальную ситуацию с учёбой ребёнка, поэтому родителям нужно быть внимательным не только к отметкам в дневнике сына или дочери, но и к его психологическому и физическому самочувствию.

Причины снижения успеваемости школьников

Prostock-studio/Shutterstock.com

Когда ребёнок приносит домой дневник с «двойкой» (а, бывает, и не с одной) – это сигнал к тому, что ему нужна помощь, и родителям необходимо разобраться в причинах того, почему сын или дочь стали плохо учиться.

Причин низкой успеваемости достаточно много. Их можно разделить на 4 группы.

Физические причины

Первая группа – это физические причины. К ним относятся:

  • общая ослабленность организма, хронические заболевания;
  • нарушения слуха и зрения;
  • нервно-психические расстройства.

Такие дети не всегда учатся в специализированных школах или классах, чаще их можно встретить в массовых школах. Конечно, им тяжело получать знания в общем потоке детей, отсюда – сниженная успеваемость, неусидчивость и проблемы с поведением.

Психологические причины

ребенок плохо учится

Prostock-studio/Shutterstock.com

Вторая группа – психологические причины. Это:

Отсутствие интереса и мотива к обучению

Ребёнок не понимает, зачем ему нужно сидеть за партой и слушать объяснения учителя, когда в мире всего столько интересного и неизведанного. И зачем делать домашние задания, если можно пойти поиграть в футбол во дворе или освоить новую «стрелялку» на планшете?

Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?

Невнимательность и рассеянность, низкий уровень познавательных способностей

Это частая «беда» младших школьников. Особенно психологически неподготовленных к школьному обучению. Им трудно сосредоточиться на учебных задачах, они постоянно забывают, что задали на дом, приходят в школу без дневника и учебных принадлежностей.

Повышенная тревожность

Тревожных детей в классе легко заметить. Им свойственно чрезмерное беспокойство, но чаще не из-за самого события, а из-за его ожидания. Тревожный ученик боится всего: плохой оценки за контрольную работу, неверного ответа у доски, насмешек одноклассников из-за промаха в игре в баскетбол и т.д.

Ребёнок настолько сосредоточен на том, какие неприятности могут с ним произойти, что не способен думать ни о чём другом.

Возрастные особенности

Prostock-studio/Shutterstock.com

В подростковом возрасте у школьников повышается потребность в общении со сверстниками, а учёба отходит на второй план. Им важнее заслужить внимание понравившейся девочки или мальчика, чем получить пятёрку в дневник.

Личностные особенности ребёнка

Застенчивость, леворукость, тип темперамента и др.

Случаи из практики

1. К школьному психологу обратилась мама пятиклассницы Киры. Она пожаловалась на то, что её дочь – умная, способная девочка, но совершенно не умеет отвечать у доски. Когда учитель вызывает Киру, она краснеет, бледнеет и не может связать и двух слов. Зато со всеми контрольными и домашними заданиями девочка справляется на «отлично».

Психолог рекомендовала маме обратить внимание педагогов на особенности девочки, а также чаще создавать для Киры ситуации успеха, в которых она могла бы проявить свои лучшие качества.

2. Семиклассник Витя – стабильный «троечник», всё время сидящий за последней партой. Никаких выдающихся способностей за все годы обучения так в нём никто и не обнаружил. Учителя давно махнули на Витю рукой: «сидит и сидит, может, хоть что-то усвоит».

Однажды во время школьного похода, часть детей ушла собирать хворост для костра и заблудилась. Среди них был и Витя. Мальчик не растерялся, достал из кармана компас и уверенно вывел ребят к месту сбора. Оказалось, что Витя давно увлекается спортивным ориентированием и с 5 лет ходит с родителями в походы. С тех пор у Вити появилось много друзей из класса, а учителя взглянули на стабильного «троечника» другими глазами.

Педагогические причины

Prostock-studio/Shutterstock.com

Третья групп причин – педагогические. К ним относятся:

Чрезмерная нагрузка

Часто родители после школы загружают детей всевозможными кружками и секциями. В результате у ребёнка после насыщенного учебного дня и посещения курсов английского языка и занятия в художественной школе совсем не остаётся сил на домашние задания. Как итог – падение успеваемости и ухудшение самочувствия.

Отсутствие у педагога индивидуального подхода к каждому ученику

Да, учителю-предметнику действительно сложно держать в голове, что Галя из 9Б боится отвечать у доски, но хорошо справляется с письменными заданиями, а у Коли из 8В недавно развелись родители, и ему сейчас совсем не до учёбы.

Но недостаточное внимание педагогов к потребностям учеников ведёт к появлению школьных трудностей и психологическому неблагополучию у тех детей, которым особенно необходима поддержка со стороны взрослых.

Социальные причины

почему ребенок плохо учится

Prostock-studio/Shutterstock.com

И четвёртая группа причин школьной неуспеваемости – это социальные. Они включают в себя:

Конфликты с одноклассниками и учителями

Иногда причина неуспеваемости связана с напряжёнными отношениями с одноклассниками или педагогом. Ребёнок не может радовать родителей хорошей учёбой, если мысли о школе вызывают у него гнев, злость, обиду и страх.

Тем более, если школьник подвергается буллингу, он может совсем забросить учёбу и начать прогуливать уроки.

Проверьте, не обижают ли вашего ребёнка в школе сверстники или другие взрослые! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где он бывает в течение дня и быстро дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с помощью приложения «Где мои дети».

Недостаток родительского внимания

Детям важно получать одобрение и похвалу от родителей. В том числе, и за хорошие оценки. А если маме и папе всё равно, что он принёс сегодня: «пятёрку» или «двойку», то зачем стараться?

Кроме того, на учёбу ребёнка могут повлиять и внешние факторы: переход в новую школу или класс, новый педагог, развод родителей и др.

О чём ещё может говорить отставание в учёбе?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Случай из практики

Родители Серёжи – преподаватели в ВУЗе. С 5 лет мальчик умел читать и писать, разбирался во всех видах животных и насекомых и даже сочинял короткие стихи. Когда Серёжа пошёл в школу, учителя не переставали его хвалить: «какой умный и способный мальчик!», но вскоре ситуация изменилась.

Серёжин дневник запестрел «двойками» и «тройками», родителям не раз звонила классная руководительница и жаловалась, что мальчик стал прогуливать школу. Когда обеспокоенные мама и папа спросили у Серёжи в чём дело, он ответил: «Мне там скучно. Я всё это уже знаю и умею».

Школьная неуспеваемость не всегда говорит о неуспешности ребёнка. Может быть и обратная ситуация. Ребёнок настолько подготовлен к школе, что занятия становятся ему неинтересны, и он перестаёт стремиться к хорошим оценкам.

Что делать в такой ситуации родителям:

  1. Продолжайте развивать способности ребёнка. Можно с помощью специальных кружков и курсов по интересам школьника.
  2. Важно поддерживать адекватную самооценку ребёнка. Многие родители «грешат» тем, что с детства внушают сыну или дочери, что он умнее и лучше других детей.
  3. Одарённым ребятам подойдут нестандартные и творческие задания. Поговорите об этом с педагогами.
  4. Не забывайте о физическом развитии ребеёнка.

Как помочь ребёнку, если он стал плохо учиться?

10 правил повышения успеваемости

Правило №1 «Не бей лежачего»

Родители должны направить свою энергию не на «отчитывание» ребёнка за очередную двойку, а поиск причины снижения успеваемости и оказание необходимой помощи.

Правило №2 «Разговор по душам»

Важно расспросить ребёнка об его отношении к школе, одноклассникам и учителям, школьным урокам. Узнать, какие предметы ему нравятся, а с какими он испытывает сложности. Начать помогать именно с них.

Правило №3 «Если будешь хорошо учиться….»

Не пытайтесь подкупить ребёнка материальными благами. Не нужно обещать новый смартфон за пятёрку по математике. Это не самая лучшая мотивация для повышения успеваемости.

Правило №4 «Хороший ученик – здоровый ученик»

Для успешной учёбы у школьника должны быть созданы все условия: отдельное рабочее место, полноценный сон, правильное питание и чёткий распорядок дня.

Рабочее место школьника: как правильно выбрать хороший стул и стол?

Правило №5 «Конкретные цели»

психологические причины неуспеваемости школьников

Prostock-studio/Shutterstock.com

Не пытайтесь объять необъятное. Начните с «подтягивания» по одному предмету. Можно нанять репетитора, а можно вместе с ребёнком попробовать разобраться в сложных моментах.

Правило №6 «Нестандартное обучение»

Вместо того, чтобы мучить сына или дочь пересказом параграфа из учебника, лучше посмотрите интересные видео на эту тему, сходите на выставку или в интерактивный музей.

Правило №7 «Оценка оценивает не тебя, а твои знания»

Школьник должен понимать, что цифры в дневнике не дают реальную картину личности человека. Достаточно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который имел стабильные «двойки» по математике и физике или Иосифа Бродского, оставленного на второй год из-за неуспеваемости.

Правило №8 «Ситуации успеха»

Создавать ситуации успеха не означает, что ребёнка нужно постоянно хвалить и задаривать подарками. Школьнику необходимо создать такие условия, в которых он сможет проявить свои лучшие качества (вспомните историю про семиклассника Витю). И вот, когда ваш ребёнок стоит перед вами, счастливый и гордый от того, что справился на «отлично» с поставленной задачей, тогда вы можете и похвалить, и поощрить его чем-нибудь приятным.

Правило №9 «Тайм-менеджмент»

Научите школьника планированию своего времени и своих задач. Большое дело можно разбить на маленькие и несложные задания. Это умение пригодиться ребёнку в течение всей его последующей жизни.

Правило №10 «Будьте рядом»

Возможно, причина школьных трудностей кроется где-то глубо, и ребёнку сейчас важно быть рядом с тем, кто может выслушать, понять и помочь. Покажите, что вам важны не оценки в дневнике, а сам ребёнок – такой любимый и родной.

«Хвалить нельзя ругать» или зачем нужна мотивация?

причины неуспеваемости школьников

Prostock-studio/Shutterstock.com

Часто воспитательная практика родителей включает в себя наказания за плохую учёбу, в том числе и физические. Многие дети, став уже взрослыми, с ужасом вспоминают, как боялись идти домой, потому что «отец всыплет ремня за двойку».

Известный психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и говорит о том, что, если мы вынуждаем ребёнка испытывать боль и страх, то в его душе точно не останется места ни для раскаяния, ни для сожаления, ни, тем более, для любви и интереса к учёбе.

Что же тогда делать? Ругать и пороть нельзя, значит – хвалить? За «двойки» и «тройки»?

На самом деле есть третий вариант – повышать мотивацию.

Рёбенок должен чётко знать, зачем ему нужно учиться, что это даст в будущем и как он сможет применить полученные в школе знания.

Не бывает так, что школьнику совсем ничего не интересно. Может быть, его привлекает робототехника или ведение собственного блога, а может, он увлекается походами и спортивным ориентированием.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Главное, поощряйте все увлечения ребёнка и помогайте ему понять, что для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, нужны именно знания и навыки, полученные в школе. За успехи – хвалите, а в случае неудач не давайте волю своим отрицательным эмоциям.

Если школьник никак не может усвоить материал, постарайтесь объяснить его более доступным и простым способом. Если он допустил ошибку в самостоятельной и контрольной работе, вместе разберитесь, в чём ошибка заключается и как избежать её повторения.

Читайте подробнее про мотивацию у детей: Ребёнок ничего не хочет делать: работаем с низкой мотивацией детей и Лайфхаки и уловки от мамы-психолога: как мотивировать маленького «нехочуху»?

Ещё раз о домашних заданиях

психологические причины школьной неуспеваемости

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если ребёнок начинает плохо учиться, у многих родителей закономерно возникает вопрос – а стоит ли помогать сыну или дочери делать домашние задания?

Педагоги и психологи отвечают, что стоит. Но именно помогать, а не решать «домашку» за него.

Давайте разбёремся, как это правильно сделать.

«Час разговора об учёбе»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Людмила Евдокимова рекомендует всем родителям выделить в расписании ребёнка «час разговора об учёбе». Он должен быть ежедневным, желательно в одно и то же время. Во время этого «часа» мама или папа проверяет, что задано ребёнку на дом и как он это выполнил.

Не обязательно устраивать доскональную проверку, достаточно просто увидеть, что ребёнок написал задание в тетради, и с помощью пары вопросов удостовериться, что он знает материал.

Выделение конкретного времени на подготовку домашних заданий формирует у ребёнка установку: «Родителям интересна моя учёба. Домашние задания они всё равно будут проверять, поэтому мне лучше подготовиться».

Если вы не обнаружили у сына или дочери сделанного домашнего задания, узнайте причину и предложите свою помощь в том случае, если он не знает, как справиться с тем или иным предметом.

неуспеваемость в школе

Prostock-studio/Shutterstock.com

Также «час разговора об учёбе» может включать себя не только проверку домашней работы, но и похвалу ребёнка за правильно решённую задачу по математике, красиво оформленную практическую работу по биологии и т.д.

Впоследствии «час» может сократиться до 15-20 минут. Ребёнок научится сам контролировать выполнение домашних заданий, а вам останется только проверить правильность сделанных уроков.

Читайте также Как перестать нервничать и ругать ребёнка во время ДЗ?

Как мы с вами поняли, школьная неуспеваемость может быть вызвана множеством причин. И не всегда в этом виновата лень и нежелание ребёнка учиться.

Не зацикливайтесь на хороших оценках сына и дочери.

Эмоциональный интеллект, творческие способности, высокая социальная активность – эти качества никак не связаны со школьной успеваемостью, но с их помощью ваш ребёнок может достигнуть гораздо большего успеха в жизни, чем с дневником, полным «пятёрок».

Ещё больше материалов от психологов и экспертов на тему учёбы в школе:

  • «Не хочу в школу!» Что делать родителям, когда ребёнок отказывается идти в школу?
  • Всероссийская проверочная работа: зачем она нужна и стоит ли бояться ВПР?
  • Школьные годы — чудесные? С какими проблемами сталкиваются дети в школах
  • Что скрывают школьники: 8 фактов о тайной жизни детей, которые знают только учителя
  • Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Мотивация учиться — какова она для детей в 5-7 классе? Что делать родителям, если успеваемость ребенка упала и он больше не хочет учиться? Узнали у Михаила Истомина, клинического психолога, наставника и тренера Программ развития подростков Maximum Education.

В этой статье:

Мотивация учиться и ее особенности у ребят в 5-7 классеЧто влияет на мотивацию учиться, когда ребенок оказывается в средней школе?Родительские ошибки в мотивации 5 советов родителям по повышению мотивации детей к учебе

мотивация учиться

Мотивация учиться в 5-7 классе: как повысить оценки ребёнка

Мотивация учиться и ее особенности у ребят в 5-7 классе

В возрасте 9-13 лет ключевая особенность мотивации — перестройка её из внешней во внутреннюю. Если в начальной школе ребёнок мог стремиться к хорошим оценкам и похвале, то с 9 лет этого становится недостаточно. Ребёнок впервые ставит перед собой вопросы: зачем я должен учиться и зачем мне хорошие оценки?

Михаил Истомин, клинический психолог, наставник и тренер Программ развития подростков Maximum Education

С этого возраста он должен найти внутреннюю мотивацию, в чем родители и должны помочь. Они могут высветить личный интерес ребенка. Например, если ребенок увлечён рисованием, не обращая внимания на внешние факторы — награду или похвалу, — то он занимается этим из внутренней потребности. Именно к такой мотивации учиться стоит идти.

Но не стоит забывать и о школьных предметах: по ним все же придется сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Фундамент знаний, которые нужны для выпускных экзаменов, закладывается как раз в средней школе — поэтому так важно не упустить момент, когда дети перестают понимать предмет. Записывайтесь на онлайн-занятия для школьников по основным школьным дисциплинам, чтобы вовремя закрыть пробелы в знаниях вашего ребенка и вернуть ему мотивацию учиться.

Что влияет на мотивацию учиться, когда ребенок оказывается в средней школе?

Смена условий обучения для бывших учеников начальных классов — стресс. В средней школе появляются другие факторы, оказывающие влияние на мотивацию.

1. Социализация

При переходе в среднюю школу меняются условия учёбы, требования становятся сложнее, а учителя сменяются. В это время любой ученик стремится обрести какой-то статус среди сверстников, что помогает ему принимать самого себя.

2. Отношения с родителями и учителями

Родители и учителя для детей остаются важными людьми. Например, если у ребёнка проблемы с учителем биологии, едва ли по этому предмету будут пятёрки. И если в родителях ребёнок не видит поддержки, то оценки также не станут лучше.

3. Интересы и способности

У детей в 5-7 классе часто возникает скука: им просто становится неинтересно учиться, потому что другие дела кажутся важнее. Например, провести время с друзьями или порисовать. Поэтому важно учитывать увлечения ребенка и поддерживать их — это повысить его мотивацию учиться.

4. Саморегуляция и рабочая память ребёнка 

Исследование школы МГУ им. М.В. Ломоносова «Мозг, когнитивные системы и интеллект» показало: чем настойчивей ребенок, тем больше он интересуется учебой и меньше увиливает от домашней работы и школьных заданий. Помимо этого, дети, которые лучше запомнили новый материал, чаще получали удовольствие от занятий.

Родительские ошибки в мотивации 

Часто родители демотивируют своих детей непреднамеренно.

1. Слишком много наград

Постоянные поощрения детей за хорошую успеваемость — ловушка. Сначала может работать, но хватит этого ненадолго.

Например, вы пообещали давать своему ребёнку за каждую пятёрку в школе по 100 р. Сначала он будет доволен, но позже откажется от такой сделки или скажет, что его пятерка стоит дороже. Наконец, он может просто привыкнуть к такой внешней мотивации — то есть она перестанет действовать.

2. Погоня за оценками

Уходя из начальной школы, ребёнок сталкивается с более серьёзными предметами, да и ОГЭ в конце средней школы сдавать придётся, поэтому иногда родители считают, что оценки — показатель знаний.

Школы подчеркивают важность академических результатов. Это практический аспект системы образования, но оценки — это еще не все. Хорошие оценки даже не являются точным предсказателем успеха. Лучший его индикатор — это не хорошие оценки или высокий IQ, а скорее эмоциональный интеллект. Как, по-вашему, добиваются успеха троечники?

3. Чрезмерная опека

В 9 лет дети начинают осознавать себя и своё место в обществе. Ребенок, который делает выбор и берет за него ответственность, понимает, что он контролируют свою жизнь. Так он узнает, что может быть успешным в школе и за ее пределами.

4. Отсутствие примера

Если ваши дети видят, что вам нравится приобретать новые навыки и знания, они, скорее всего, получат удовольствие от обучения. А если нет, то и сами ничего не захотят делать.

5. Внимание на поведение, а не на его причину

Часто родители фокусируются лишь на внешних проявлениях — плохих оценках, отзывах учителей — но почему так происходит, понять не стремятся. А дети в этом возрасте особенно хотят, чтобы вы были готовы слушать, а не критиковать.

5 советов родителям по повышению мотивации детей к учебе

1. Перестаньте мотивировать

Парадокс, но работает. Быть мотивированным — значит наслаждаться деятельностью самостоятельно. Подумайте сами: если вам навязывают любовь к физике, будете ли вы её фанатом?

Лучший подход — прекратить навязчиво использовать внешние факторы для мотивации, ведь с вашими детьми это уже не работает.

Михаил Истомин

2. Вдохновляйте, а не контролируйте

Контроль мало кого мотивирует, что уж говорить о детях 9-13 лет. Давление и контроль не могут сделать деятельность приятной. Позвольте ребенку свободно проявлять инициативу. Наличие автономии — необходимое условие внутренней мотивации.

3. Помогите понять важность учебы

Некоторые школьные предметы не доставляют удовольствия. Помните, его главный вопрос «Зачем?». Дети должны понять смысл и ценность того, что делают.

Помогите ребенку понять, почему учиться необходимо.

Михаил Истомин

Например, иногда русский язык кажется скучным. Объясните ребенку, что если он хочет быть грамотным и вызывать уважение окружающих, он должен учить правила, даже если это не всегда приятно.

4. Предоставьте ребенку автономию

Дети должны принимать решения сами, чтобы почувствовать свободу — жизненно важный внутренний мотиватор. Многие родители боятся, что если они позволят детям принимать решения самим, то те поступят неправильно. Но в 9-13 лет ребёнку необходим самостоятельный выбор, ведь он узнает себя и свои потребности, а также учится ответственности.

Например, если ребенок выбрал не делать домашнее задание, даже после того, как вы объяснили его важность, пусть он столкнется с последствиями в школе.

5. Принимайте участие в жизни ребенка

От уровня вашей заинтересованности будет зависеть успеваемость детей в школе. Например, примите участие непосредственно в учебе: почитайте вместе, решите задачки по математике. К примеру, можно устроить семейные чтения, когда вы вместе будете читать то, что задают в школе.

Записывайтесь на онлайн-занятия для школьников по главным школьным предметам, чтобы улучшить оценки ребенка и поднять его мотивацию учиться. Первый урок — бесплатно!

Добавить комментарий