Как исправить заднеязычные звуки

Каппацизм

Каппацизм в узком смысле означает дефекты произношения [К] и [К′], в более широком – недостатки всех заднеязычных звуков, включая [Г] и [Г′], [Х] и [Х′]. При данном речевом нарушении фонемы либо вовсе отсутствуют в речи, либо произносятся с гортанным, носовым, боковым призвуком. Диагностику проводит логопед путем обследования артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Иногда требуется дополнительная стоматологическая или неврологическая диагностика. Коррекция каппацизма складывается из формирования артикуляционного уклада, постановки и закрепления нормативного звука. По показаниям проводится ортодонтическое лечение, операции на ЧЛО, логомассаж, физиотерапия.

Название дефекту дала десятая буква греческого алфавита – «kappa». К капацизмам относят недостатки артикуляции задненебных звуков [К-К′], [Г-Г′], [Х-Х′]. Иногда в классической логопедии два последних фонетических дефекта выделяют в самостоятельные группы – гаммацизм и хитизм. Каппацизмы менее распространены, чем сигматизмы и ротацизмы. Однако в логопедической практике они являются одними из наиболее стойких, сложных и трудно поддающихся коррекции дефектов. Замещение задненебных звуков другими фонемами русского языка носит название паракаппацизма, парагаммацизма, парахитизма.

Причины каппацизма

Для нормативного произнесения заднеязычных необходим высокий подъем корня языка, его смычка с мягким небом и энергичный ротовой выдох. Если какое-либо из трех условий невыполнимо, то артикуляция задненебных звуков приобретает дефектный характер. Причинами паракаппацизмов выступают недостатки фонематического слуха или тугоухость. Каппацизмы наблюдаются при следующих состояниях:

  • Небные расщелины. Расщепление мягкого неба (волчья пасть) нарушает анатомо-функциональные условия в ротовой полости, необходимые для произнесения заднеязычных. Небная занавеска не перекрывает вход в носовую полость, поэтому происходит утечка воздуха. Корневая часть языка смещается назад, к артикуляции задненебных подключаются стенки зева.
  • Готическое небо. Из зубо-челюстных аномалий наиболее значим для возникновения каппацизма аркообразный небный свод. В таком случае смычка корня языка с небом становится невозможной, развивается механическая дислалия.
  • Нарушение тонуса артикуляционных мышц. Отмечается при дизартрии. Язык может быть спастичным, напряженным или вялым, распластанным. Такие условия препятствуют правильному произношению не только заднеязычных, но и других по способу образования звуков.
  • Функциональная дислалия. В отдельных случаях искажение по типу каппацизма является следствием неточности и недифференцированности артикуляционных движений, копирования неправильных речевых образцов, инфантильного глотания. Подобный механизм наблюдается у соматически ослабленных детей, билингвов, детей с патологическими оральными привычками.
  • Особенности местного говора. Фрикативный [Г] можно услышать в южнорусском, украинском, белорусском языках (гэканье). Паракаппацизмы (замена [Г] на [Х] на конце слова) характерныдля северных диалектов (Вологодская, Архангельская область, Забайкалье).

Каппацизм

Каппацизм

Характеристика заднеязычных

Согласные [К], [Г], [Х] являются ротовыми, заднеязычными по месту образования. [К] и [Г] – смычно-взрывные, парные по глухости-звонкости, [Х] – щелевой, глухой, непарный.

При артикуляции [К] верхние и нижние зубы слегка разомкнуты, передняя часть языка находится в нижнем положении, кончик не касается нижних резцов. Задняя треть спинки языка образует смычку с небной занавеской. Во время произнесения звука язык и небо размыкаются под напором воздушной струи, которая создает характерный шумный призвук при выходе из ротовой полости. Артикуляция [Г] аналогичная, с той разницей, что голосовые складки находятся в сомкнутом положении, звук звонкий.

При артикуляции [Х] смычка неполная, между спинкой языка и небом остается щель. Мягкие заднеязычные фонемы отличаются от твердых перемещением смычки или щели вперед, в средние отделы неба.

Виды каппацизма

Встречаются три основные разновидности каппацизма: гортанный, носовой, боковой. Звуки также могут отсутствовать.

  1. Отсутствие заднеязычных. Звуки [Г], [К], [Х] и их мягкие парные варианты не произносятся совсем, «выпадают» из слов, из-за чего речь становится малопонятной.
  2. Гортанный. При данном варианте каппацизма вместо звука слышится щелчок голосовых складок, похожий на треск.
  3. Боковой. Чаще встречается при дизартрии, когда воздух выходит не по средней линии языка, а через боковые отделы ротовой полости.
  4. Носовой. Характерен для открытой ринолалии, в этом случае задненебные звуки приобретают носовую окраску.

При паракаппацизме звук [К] обычно заменяется на [Т] или [Х], при парагаммацизме следует замена [Г] на [Д] либо [К], при парахитизме вместо [Х] употребляются [К], [Т], [С]. Паракаппацизмы отражаются на письме, вызывая явления артикуляторно-акустической дисграфии.

Диагностика

Поскольку недостатки заднеязычных часто ассоциированы с челюстно-лицевыми аномалиями, их диагностика требует междисциплинарного подхода с участием логопедов-дефектологов, стоматологов-хирургов, детских неврологов, ЛОР-врачей. Выявить каппацизм и установить его причину помогает:

  • Консультация логопеда. Состоит из нескольких блоков: оценки состояния и подвижности артикуляционных органов, проверки фонетической стороны речи, фонематического слуха, лексико-грамматического строя. При осмотре могут быть обнаружены расщелины ЧЛО, готическое небо, паретичность/спастичность мышц языка. Определяется вид каппацизма, другие звуковые дефекты (искажения, замены звуков), делается вывод о характере нарушения языковой функции.
  • Оценка стоматологического статуса. Для уточнения анатомических дефектов ЧЛО и подготовки к их оперативному устранению производится КТ челюстей и лицевого скелета. С целью оценки функции небно-глоточного затвора выполняется назофарингоскопия. Изготавливаются диагностические модели для раннего этапного лечения.
  • Неврологическая диагностика. Выявить сопутствующую неврологическую патологию помогают электронейромиография, ЭЭГ, по показаниям ‒ МРТ головного мозга.
  • Сурдологическое обследование. Оценить физический слух требуется для исключения тугоухости, связанного с ней паракаппацизма и других звуковых замен. Для этого выполняется аудиограмма, импедансометрия, регистрация слуховых ВП, отоакустическая эмиссия.

Коррекция каппацизма

Коррекция каппацизма

Коррекция

Медицинское сопровождение

При наличии дефектов верхнего неба показано поэтапное хирургическое вмешательство: ураноплстика, велофарингопластика, при необходимости – хейлоринопластика. Между операциями осуществляется ортодонтическая коррекция. Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры требует сочетания медикаментозной терапии с общим массажем, физиолечением (электростимуляция, СМТ-терапия), иглорефлексотерапией. Недостатки слуха корригируются с помощью методов слухопротезирования.

Логопедическая помощь

Этапы коррекционно-логопедической работы при каппацизме включают подготовку артикуляционного аппарата, звукопостановку, автоматизацию. На подготовительном этапе используется:

  • Артикуляционная гимнастика. Ее цель – развитие подвижности и подъема задней трети спинки языка. Выполняются упражнения «Горка», «Катушка», «Сдуть снежинку с горки», «Погреем ручки». Полезны имитация позевывания, покашливания, икания, глотание капель воды из пипетки.
  • Логопедический массаж. Направлен на нормализацию тонуса язычных мышц (активизацию или расслабление). Массаж артикуляционных органов чаще проводится с помощью логопедических зондов.

Звукопостановка осуществляется подражательным или механическим способом от опорных слогов путем отодвигания языка вглубь полости рта (Та – Ка, Да – Га, Са – Ха). После получения нормативного звука переходят к этапу закрепления. При каппацизмазх работа на этом завершается, при паракаппацизмах дополнительно требуется дифференциация смешиваемых звуков.

Заднея зычные

К

Кʾ

Каппацизм

вместо К слышится
характерный негромкий гортанный щелчок

Параккапацизмы  

замена взрывного К

фрикативным

X

К Т

«К» от правильного

«Х»

Обратите внимание ребенка на то, что,
когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу,
пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного
произнесения звука [х] ребенок в том

месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал
им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком. Под
образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В
этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на

Для всей группы звуков

                    
«кашляем»;

                    
«горка» – губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних
резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба;

                    
улыбка с

сомкнутыми губами;

                    
улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).

Упражнение «Язычок-борец»: Взрослый и
ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который
борется с… указательным пальцем взрослого

(палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно

Ребенок должен «покашливать» вслед за
вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и,
выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание

(такое, какое бывает, когда саднит горло),
с ощутимым

призвуком [к]

[кхэ].

«Покашливать» нужно тихо с минимальным
выдохом, тогда между звуками

[к] и [э] не будет выраженного

звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание.
Повторяя за вами упражнение, ребенок должен

-К от ТА;

 

Звук «К» при помощи пальца или шпателя,
исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка

«чистым», т. е.

произноситься без призвуков. Ребенку предлагают
произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает на переднюю
часть спинки языка, благодаря

Последователь но вводят поставленный звук в слоги
(прямые и обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

По необходи мости возмо варианты:

К-Кʾ

Г-Гʾ

Хʾ-Хʾ

К-Г

Кʾ-Гʾ

К-Х

Кʾ-Хʾ

Последовате ность:

изолированн в слогах в словах в
словосочет

в
предложен

в тексте

Нарушения произношения заднеязычных звуков

Нарушения
произношения заднеязычных согласных
встречаются относительно редко (1,5% всех
случаев нарушений произношения) и
проявляются следующим обраэом:


отсутствие
звуков (от,
усъ
вместо кот,
гусь),


замена
звуками т и д Сбабуста, дусъ;


замена
смычных г,
к
придыхагельным
южно-русским заднеязычным звуком;


произнесение
едва слышного взрывного звука, том при
произношении звуков г, к спинка языка
не смыкается с небом;


замены
внутри группы заднеязычных звуков: г-к,
к-х.

Методы коррекции нарушеиий произношения заднеязычных согласных звуков Способы постановки заднеязычных звуков

Заднеязычные
звуки ставятся либо по подражанию, либо
с механической помощью.

Звук
г
можно
поставить от звука д
в
слоге да. В момент произнесения слога
да
шпателем
или указательным пальцем кончик языка
прижимается книзу на расстоянии пол
сантиметра от нижних зубов. В результате
слышится дя-дя-дя.
Затем
кончик и спинка языка отодвигаются еще
более вглубь ротовой полости. Слышится
гя-гя-гя.
В
дальнейшем при отодвигании языка вглубь
получается га-га-гэ.

Аналогичным
образом ставится звук
к
от
звука т
в
слоге
та.

Звук
к

можно поставить также от звука х: лри
длитепьном произнесении х слегка
нажимают большим пальцем на дно ротовой
полости в области корня языка до тех
пор, пока не получится звук к.

При
постановке звука
х

могут быть использованы следующие
приемы:

  • погреть
    оэябшие руки,

  • подышать
    на руки,

  • за
    смеяться.

  • Некоторые
    авторы рекомендуют ставить х от звука
    к.
    Предлагается
    в мо-мент произнесения звука к сильно
    выдохнуть, взорвав смычку и удерживая
    щелевой момент.

  • Звук
    х можно поставить и от звука с в слоге
    са, с помощью шпателя отодвигая вглубь
    кончик и спинку языка: са-ся-хя-ха.

Автоматшация
смычных г-к
проводится
сначала в обратных: ак,
ок,
затем
в прямых слогах. Звук х сначала
автоматизируется в прямых слогах: ха,
хо,
затем в обратных слогах: ах, ох, ух.
В
дальнейшем звуки закрепляются в словах,
в предложениях, в тексте.

В
случае замен звуков необходим этап
дифференциации.

7. Дефекты звонкости и глухости и их коррекция Нормальная артикуляция и нарушения произношения звонких и глухих согласных

В
русском языке имеется 6 пар согласных
звуков, которые различаются только
наличием или отсутствием голосового
компонента: б-п,
в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к.
При
произношении звонких звуков голосовые
складки сомкнуты и вибрируют, при
произношении глухих они раскрыты.
Сонорные звуки русского языка: м,
н, л ,р,] —
не
имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют
звуки ц,
ч, щ, х.

В
онтогенезе
речи способность к слуховому различению
звонких и глухих формируется относительно
поздно, так как эти звуки являются
акустически близкими.

Однако
противопоставление этих звуков в
произношении усваивается рано, так как
дифференциация по звонкости-глухости
используется в русском языке очень
широко. Дефекты звонкости и глухости
встречаются нечасто (у 4% детей с нарушением
звуко-произношения). Причинами на рушений
произношения звонких и глухих согласных
звуков являются недоразвитие
фонематического восприятия, недостаточная
координированность в работе голосового
и артикуляторного аппарата, тугоухость,
паретичность голосовых складок и др. В
некоторых сяучаях голосовые складки
могут как бы запаздывать с включением
или, наоборот, запаздывают с выключением.

Нарушения
звонкости и глухости проявляются
следующим образом:


оглушение
звонких согласных звуков;


озвончение
глухих согласных звуков;


смешения
звонких и глухих.

Более
всего дефектам звонкости и глухости
подвергаются парные звуки. Чаще всего
наблюдается оглушение звонких согласных,
т. е. дефекты звонкости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Tweet

Зонд для постановки заднеязычных звуков

Заднеязычные звуки (К, Г, Х) в речи ребёнка появляются достаточно рано, обычно до 2х лет, однако в практике не редко встречаются дети, у которых нарушено произношение этих звуков.

О правильной артикуляции и нарушениях произношения заднеязычных звуков (К, Г, Х, ) можно прочитать здесь.

Для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению заднеязычных звуков, выполняются определённые упражнения артикуляционной гимнастики. В основном, это упражнения на укрепление мышц задней части языка.

Постановка звука К

1. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация выстрела пистолета.

2. Постановка К от переднеязычного Т с помощью шпателя, зонда или других подручных средств.

Ребёнок произносит ТА-ТА-ТА. Логопед нажимает шпателем(зондом) на переднюю часть спинки языка, продвигаясь приблизительно на 1 см. Получается примерно так: ТА-ТЯ-КЯ-КА.

В некоторых случаях, я просто использую палец, обёрнутый стерильной марлевой салфеткой или чистым носовым платком и отодвигаю спинку языка кзади.

3. От сформированного с помощью гимнастики правильного артикуляционного уклада. Кончик языка у нижних дёсен, задняя часть спинки языка плотно прижата к нёбу. Добавляем сильный резкий короткий выдох.

Правильная артикуляция

Артикуляция звука к

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К]. Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К].

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.

Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Постановка звука Х

1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) или черенок чайной ложки по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА

2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх.

3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.

Логопедам!

Добавляйте свои способы постановки заднеязычных звуков в комментариях или напишите, какие способы постановки заднеязычных Вы обычно используете.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях. Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Подготовительный этап

Если языковые и нижние лицевые мышцы недостаточно крепкие для успешной постановки звука, перед началом логопедических занятий ребенок обязательно выполняет укрепляющие и тонизирующие упражнения.

Для подготовки артикуляционной мускулатуры применяют следующие упражнения:

  • На первом этапе логопед учит дошкольника, как изменить форму губ и положение языка, чтобы получился звук Т. Объясняет на примере фраз «Капля капнула» и «Торт стоит», что в образовании Т участвует концевая часть языка, а формировании К – корневая.

Артикуляционная гимнастика

  • Чтобы образовался звук Т, выходящий поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдут упражнения «Воздушный шарик», «Снежинки летают», «Мыльные пузыри».
  • Дальше подготовка включает артикуляционную гимнастику: зубы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке (удерживать 7 секунд); быстрые движения языком вправо-влево вдоль верхней губы; язык расслаблен, лежит на нижней губе; язык высунут, стуча по нему верхней губой, необходимо проговаривать «пя-пя-пя».

На каждом занятии по постановке звука следует добавлять артикуляционные упражнения, их можно отыскать в логопедических методичках. Так ребенку будет интереснее заниматься.

Артикуляционная гимнастика для звука Т

Цель применения гимнастики на занятиях по постановке звуков – укрепление и тонизирование речевой мускулатуры, повышение гибкости языка и челюстного аппарата, улучшение навыка управления речевыми органами.

Применимы следующие упражнения на артикуляцию:

  • «Вкусное варенье». Открыть рот в улыбке. Облизывать верхнюю губу, при этом не поддерживая язык нижней губой. Сделать движения 4-6 раз.

  • «Слон». Зубы сжать, губы соединить и, прикладывая напряжение, выставить трубочкой вперед. Держать в таком положении, считая до 5-ти.

  • «Почистим зубки». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать вправо-влево по задней стороне сначала нижнего зубного ряда (7-8 раз), затем верхнего ряда, продолжая держать рот открытым.

  • «Едем на лошадке». Рот открыть в улыбке. Несжатый язык прижать всей поверхностью к небу, чтобы он как бы присосался. При этом не помогать языку нижней челюстью. Затем отнять с прищелкиванием.

  • «Индюк». Приоткрыв рот, приложить несжатый язык к верхней губе и, не отрывая его, двигать вперед-назад. Постепенно ускоряться, затем добавить проговаривание «бл-бл-бл-бл».

  • «Часики». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать из правого уголка губ в левый, и обратно (5-10 раз), удерживая нижнюю челюсть неподвижной.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ 
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х]. 
Нарушения произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х] встречаются в 
логопедической практике крайне редко. Но это как раз те случаи, про 
которые говорят: «редко, да метко». Каждый учитель­логопед, 
столкнувшийся с подобным нарушением в произношении ребенка, подтвердит,
что коррекции данные дефекты поддаются с трудом и их преодоление 
требует много усилий и от педагога, и от ребенка, и от его родителей. 
Звуки [Г], [Г’], [К], [К’], [Х], [Х’] занимают следующее место в 
классификации согласных (табл. 1). 
Звуки Резонирование Степень 
участия 
голоса и 
шума
Шумные 
звонкие
Ротовое
Шумные 
глухие
Шумные 
глухие
[Г]   
[ГЬ] 
[К] 
[КЬ]
[Х] 
[ХЬ]
Место 
образования
Способ 
образования
Дополнительный 
подъем средней 
части спинки 
языка
е
 
 
ы
 
 
н
 
 
ч
 
 
ы
 
 
з
 
 
я
задненебный 
средненебный 
Смычные   
(взрывные)
задненебный 
средненебный 
задненебный 
средненебный 
___________
Щелевые    
(фрикативные)
­
+
­
+
­
+
Известно более десятка проблем в произношении этих звуков. Все 
современные данные о состоянии акустических процессов и артикуляторных 
проблемах при разных вариантах нарушений произношения заднеязычных [К], 
[Г], [Х] можно представить в виде таблицы (табл. 2).                                            
Фонематические дефекты
Фонетические дефекты
Акустико­ 
фонематическая дислалия
Артикуляторно ­ 
фонематическая дислалия
Артикуляторно ­ 
фонетическая дислалия
Сущность и проявление данных форм дислалии  Ребенок не различает на 
слух акустически сходные 
фонемы, поэтому смешивает 
их.
 Ребенок избирательно 
опускает звуки, но их не 
слышит.
 Ребенок не различает на 
слух звуки, сходные по 
артикуляторным параметрам 
(способу и месту образования)
и поэтому смешивает их.
 Ребенок не умеет говорить 
звуки, нашел способ заменить 
их более легкими по 
артикуляции.
 Не умеет говорить звуки [Г],
[Г’], [К], [К’], [Х], [Х’] и 
пропускает их. 
 Ребенок научился говорить 
звуки [Г], [Г’], [К], [К’], [Х], 
[Х’] так, как считал нужным, 
как позволили органы 
артикуляции. Эти звуки 
вполне устраивают его. Часто 
эти нарушения возникают по 
подражанию взрослым или 
сверстникам.
паракаппацизмы 
парагаммацизмы парахитизмы
паракаппацизмы 
парагаммацизмы  парахитизмы
каппацизмы           гаммацизмы 
хитизмы – истинные дефекты
Замены и смешения
[К] ­ [Г]
[К’] ­ [Г’]
[Г] ­ [К]
[Г’] ­ [К’]
[Г] ­ [Х]
[Г’] ­ [Х’]
Пропуски [Г], [Г’], [К], [К’], 
[Х], [Х’]
[К] ­ [Т]
[К’] ­ [Т’]
[К] ­ [Х]
[К’] ­ [Х’]
[Г] ­ [Д]
[Г’] ­ [Д’]
[Х] ­ [Ф.]
[Х’] ­ [Ф’]
Пропуски [Г], [Г’], [К], [К’], 
[Х], [Х’]
Искажения
фрикативный [Г]
(подобный украинскому, 
южнорусскому диалектному
ГЭ)
носовой [Г] (НГ)
носовой [К] (НК)
носовой [Х] (НХ)
Причины нарушения произношения заднеязычных звуков
 Недостаточная 
сформированность 
фонематического слуха: 
ребенок не различает слова – 
паронимы типа «класс» 
­«глаз», «картина»­ 
«гардина»; ребенок 
избирательно не слышит 
звуки, например, в конце 
слова, и поэтому не 
произносит, «проглатывает» 
их.
 Несформированность отбора
фонем по артикуляторным 
признакам: способу и месту 
образования.
 Несформированность 
артикуляционных укладов [Г],
[Г’], [К], [К’], [Х], [Х’]. 
Фонематический слух чаще 
всего полностью 
сформирован.
Реализация фонем в 
непривычных вариантах 
(аллофонах), близких по 
акустическому эффекту к 
звукам [Г], [Г’], [К], [К’], [Х], 
[Х’]. искаженные звуки 
приобретают 
смыслоразличительные 
функции.
Рекомендации по планированию коррекционной работы Необходима систематическая 
коррекция, первичной которой
является работа по развитию 
фонематического слуха. 
Начинать коррекцию нужно с 
тех звуков, которые не 
смешиваются и не 
пропускаются ребенком.
В некоторых случаях под 
управлением звукового 
контроля происходит 
самокоррекция нарушений. 
Коррекционная работа наряду 
с формированием 
артикуляционных укладов, 
должна включать развитие 
фонематического восприятия 
и операций звукового анализа.
Самокоррекции данные 
дефекты поддаются редко. 
Коррекционная работа должна
быть основана на 
формировании правильных 
артикуляционных укладов. 
Обязательным является 
формирование функций 
слухового контроля как 
осознанного действия не 
только на этапе первичных 
произносительных умений, но 
и в спонтанной речи.
Проявления дефектов произношения заднеязычных звуков при овладении письмом
 Замены букв при 
письменных работах и при 
чтении
[К] ­ [Г]
[Г] ­ [К]
[Г] ­ [Х]
Пропуски [Г], [К], [Х] в 
стечениях согласных и на 
конце слов
 При смешении твердых и 
мягких вариантов 
заднеязычных звуков ребенок 
испытывает трудности в 
образовании мягкости 
согласных на письме буквой Ь 
и гласными первого и второго 
ряда.
В случае недостаточно 
отработанного произношения 
фрикативных [Г], [Г’] при 
чтении дефектное 
произнесение сохраняется. 
Ребенок нуждается в 
постоянном тактичном 
напоминании о правильном 
произнесении звуков при 
чтении дома и в школе.
Рассмотрим особенности работы по коррекции произношения заднеязычных 
звуков при обозначенных выше видах дислалии. 
Важную роль в коррекции дефектов звукопроизношения, как известно, имеет 
артикуляционная гимнастика. При постановке заднеязычных звуков 
рекомендуем выполнять упражнения, представленные в таблице З.                    
Название
Цель
Описание
«Почистить нижние
зубки»
Вырабатывать умение 
удерживать кончик языка за 
нижними зубками.
«Кошка сердится,
выгнула спинку»
Вырабатывать умение 
удерживать кончик языка за 
нижними зубками.
Рот открыт. Кончик языка 
двигается по нижним зубкам, 
сначала слева на право, а затем
по передним резцам сверху 
вниз.
Рот приоткрыт. Губы 
растянуты в улыбку. Кончик 
языка упирается в нижние 
зубки, а спинка языка 
выгибается вперед и 
округляется.
«Катушка»
Вырабатывать умение 
удерживать кончик языка за 
нижними зубками и выгибать 
вперед спинку языка.
Рот приоткрыт. Губы 
растянуты в улыбку. Кончик 
языка упирается в нижние 
зубки, а спинка языка «Прятки»
Вырабатывать умение 
удерживать кончик языка за 
нижними зубками и 
отодвигать назад спинку 
языка.
ИЭ
ОУ
Вырабатывать умение 
удерживать кончик языка за 
нижними зубками.
Вырабатывать умение 
поднимать заднюю часть 
спинки языка вверх.
выгибается вперед и 
округляется.
Рот приоткрыт. Язык 
отодвигается назад. Его 
кончик при этом находится 
внизу. (Можно помочь ребенку
его же чисто вымытым 
пальцем отодвинуть язык 
назад, слегка нажимая на 
кончик языка.)
По очереди произносить звуки 
[И] и [Э]. Затем беззвучно 
артикулировать произнесение 
этих звуков.
Длительно произносить звуки 
[О] и [У]. Затем беззвучно 
артикулировать произнесение 
этих звуков.
 Основная трудность коррекции данной группы звуков заключается в том, что 
без механической помощи постановка [К] и [Г] практически невозможна. 
Учитель­логопед с помощью специального зонда должен отодвинуть язык 
ребенка вглубь рта. Однако с детьми, имеющими обостренный рвотный 
рефлекс, такой способ постановки звуков невозможен. Это обстоятельство 
практически останавливает процесс коррекционной работы. В то же время 
наряду с общепринятыми способами постановки заднеязычных взрывных 
согласных [К] и [Г] можно предположить использование методики, в которой 
за основу работы берется постановка [Г] от [Х], путем озвончения 
произношения. В некоторых языках, украинском например, и южнорусских 
диалектах [Г] произносится «фрикативно», как озвонченный [Х]. Такой 
фрикативный диалектный [Г] можно безболезненно автоматизировать на этапе
первичных произносительных умений и навыков, а затем постепенно 
добиваться сокращения звучания [Г] фрикативного (щелевого) до [Г] 
взрывного и уже от этого полноценного звука поставить [К]. 
 Начинать постановку заднеязычных звуков обозначенным выше способом 
следует с тактильного сравнения («ладонь на области гортани) произношения 
других пар звонких и глухих согласных. При сравнении необходимо сделать 
акцент на наличии/отсутствии вибрации голосовых связок при произнесении 
звуков. Когда ребенок улавливает разницу, его просят произнести [Х]. При 
произнесении данного звука вибрация голосовых связок отсутствует, и 
ребенок ощущает это тактильно. Следующим шагом является произнесение звука [Х], «включив голосок». При этом слышится фрикативный [Г]. Он­то 
нам и нужен. Закрепив его изолированное произношение, автоматизируем его 
в слогах и словах: 
ГА­ГА­ГА — ГАЗЕТА 
ГА­ГА­ГА—ГАМАК 
ГО­ГО­ГО — ГОЛУБЬ 
ГО­ГО­ГО­­ ГОЛ ЬФЫ 
ГУ­ГУ­ГУ — ГУБЫ 
ГУ­ГУ­ГУ — ГУСИ 
Затем подбираем для ребенка картинки, в названиях которых звук [Г] 
слышится в начале и середине слова. При этом помним о том, что звонкий [Г] 
в позиции конца слова оглушается. 
Эффективным заданием на этапе автоматизации звука является сочинение 
чистоговорок: 
ГА­ГА­ГА — ГА­ГА­ГА — У КОРОВУШКИ РОГА. 
ГА­ГА­ГА — ГА­ГА­ГА — В НЕБЕ РАДУГА — ДУГА. 
ГА­ГА­ГА — ГА­ГА­ГА — НА ЛУГАХ СТОЯТ СТОГА. 
ГУ­ГУ­ГУ ­ ГУ­ГУ­ГУ ­ Я СИЖУ НА БЕРЕГУ. 
ГУ­ГУ­ГУ ­ ГУ­ГУ­ГУ ­ Я СЕКРЕТЫ БЕРЕГУ. 
Закрепляя, таким образом, фрикативное (щелевое) произношение [Г] и 
продолжая выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, время от 
времени пытаемся «сократить» длительное произнесение звука до более 
краткого.                                                                                                   
Постепенно, по подражанию, ребенок воспроизводит «взрывной» вариант 
звука [Г]. Если этого удалось добиться, материал пройденного этапа 
автоматизации следует повторить, прося ребенка произносить [Г] взрывной в 
словах и чистоговорках. 
При артикуляторно­фонематической дислалии, когда ребенок смешивает [Г] 
и [К], необходимо тактильно сравнить произнесение звонкого взрывного [Г] и 
глухого [К]. 
Кроме сравнения артикуляции, при произнесении [Г] и [К] необходимо учить 
ребенка различать их на слух. Начинать работу по развитию фонематического 
слуха следует с различения слов­паронимов. Рекомендуем для этого 
использовать картинки­символы. 
КАК ГРЕМИТ ГРОМ?    Г­Г­Г
КАК КАПАЕТ ДОЖДЬ?     К­К­К
КАК ГОГОЧЕТ ГУСЬ     Г­Г­Г
КАК КУДАХЧЕТ КУРИЦА    К­К­К Задания выглядят следующим образом. Инструкция: «Я буду произносить 
слова, а ты внимательно слушай их. Если в слове есть звук [К], покажи, 
пожалуйста, картинку с изображением (курицы). Если же услышишь звук [Г], 
покажи картинку с изображением (гуся)». 
При выполнении таких заданий не обязательно использовать постоянно одни и
те же картинки­символы. Чем разнообразнее будет материал, тем лучше. В 
таблице 4 приведен примерный перечень слов­паронимов, которые можно 
использовать в данной работе. 
Смысл каждого слова пары паронимов должен быть понятен ребенку. Если 
слова незнакомы, их следует объяснить. Например, 
«маги — это фокусники, 
маки — это цветы»;
«доги – собаки породы дог,                                                                               
доки – приспособления для ремонта кораблей». 
Полезными для развития фонематического слуха являются задания, 
требующие рифмовки уже знакомых слов. Например:
Течет речка, подскажи словечко:
Мы пришли сегодня в гости, принесли собаке (кости).
Мал еще наш Филя – котик, ведь ему сегодня (годик).
                                                                                                              Таблица 4
Галина – калина     
семга – семка          
Гаша каша             
галька – калька       
густы – кусты          
губы – кубы              
гущи ­ кущи
год – код                   
угол – укол               
гонки – конки           
голени – колени             
гроши – кроши          
грот – крот               
громко ­ кромка
гости – кости            
гора – кора                 
гол ­ кол                  
Гошка ­ кошка               
криль ­ криль               
грива ­ криво              
группы ­ крупы   
Маги – маки             
доги – доки               
тоги – токи               
игра – икра             гладь
– кладь            глас – 
класс            Глаша ­ 
Клаша 
 Развивать фонематический слух на материале слогов следует лишь после детальной проработки 
смыслоразличительной функции парных согласных в словах – паронимах. Детям, овладевающим 
навыками послогового чтения, можно предложить следующие схемы:
        
 
                                      А
                                      Ы
   К                                 Э    
                                      У
                                      О К
           Я          И        Е                        Ю          Ё
                                       К
               
                А                                             А
                                         Г        
                                       
Отработав с детьми отдельные слоги, можно переходить к заданиям на 
повторение слоговых цепочек. Например: 
ГА—КА—ГА, КА—ГА—КА, 
КА—ГА— ГА. 
Вопреки бытующему мнению о полезности такого рода упражнений для 
развития фонематического слуха ребенка, не следует забывать о том, что 
смысловой опоры подобные задания не имеют и чаще всего механически 
повторяются ребенком. 
Гораздо полезнее чередовать слоговые цепочки в составе забавных 
чистоговорок. 
Коррекционную работу в тех случаях, когда артикуляционные уклады 
формированы, но имеются избирательные пропуски заднеязычных взрывных в 
конце слов (фонематические формы дислалии), надо начинать с 
автоматизации [К] в обратных слогах. Затем можно переходить к 
автоматизации данного звука в словах. Например, добавлять звук [К] в конце 
слов: 
ФЛАЖО­
ПУШО ­                                                                                                                  
ПИРОЖО ­                                                                                                                 
РЕМЕШО­
      К
Далее следует применять задание «Подскажи словечко». Ребенку 
предлагается завершить чистоговорку, используя подсказки (картинки):     
ОК­ОК­ОК – ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ…             СУРОК                                        
ОК­ОК­ОК – ЗАИГРАЛ…                             СЫНОК                                      
ОК­ОК­ОК – НАЧАЛСЯ…                            НОСОК ОК­ОК­ОК – У РЕКИ…                                 ПУШОК                                           
ОК­ОК­ОК – ОТКРЫВАЙ…                         ЗАМОК                                             
ОК­ОК­ОК – ВОТ НАШ КОТ…                   ПЕСОК                                         
ОК­ОК­ОК – ПОТЕРЯЛ…                             УРОК                                               
ОК­ОК­ОК – ГДЕ ЖЕ ТЫ, …?                      РОЖОК                                          
ОК­ОК­ОК – ВОТ ЗВЕРЕК ­ …                     СОК 
Для закрепления произношения звука [К] в обратных слогах можно 
использовать и игру «У кого кто?»: 
У волчицы — волчоноК 
У белки — бельчоноК 
У зайчихи — зайчоноК 
У рыси — рысеноК 
У лисы — лисеноК 
У лосихи — лосеноК
Полезным для многократного проговаривания [К] в обратных слогах является
отгадывание загадок. Целесообразно сделать подборку из нескольких загадок,
имеющих одну и ту же отгадку, повторяя которую ребенок сможет 
самостоятельно следить за произнесением [К]:__ — Закружится — стоит или 
идет,                                                                                            А если остановишь
— упадет. 
                                                        (ВолчоК) 
Кроме загадок, для закрепления правильного произношения звука [К] можно 
использовать потешки, маленькие стихотворения: 
Чоки — чоки — чоки — чоК 
Запускаем мы волчоК! 
Закружился волчоК, 
Утомился волчоК… 
Лег на правый бочоК, 
Лег на левый бочоК. 
Речевой материал на закрепление произношения звука [К] целесообразно 
использовать и при проведении физкультминутки. Например: 
Четыре Анюточки, 
Не устав ни чуточки, 
Пляшут третьи суточки, 
Всё под прибауточки: 
ЧОК ­ ЧОК, КАБЛУЧОК 
ЧУКИ ­ ЧУКИ, ЧУКИ ­ ЧОК 
ЧУКИ — ЧУКИ, ЧУКИ ­ ЧОК 
ОТВАЛИЛСЯ КАБЛУЧОК. 
Продолжать автоматизацию [К] надо и на материале обратных слогов с другими гласными. В случае необходимости закрепляется произношение [К] и
в прямых слогах.

Добавить комментарий