Одна из распространенных причин того, что у ребенка есть проблемы с почерком, — неправильный захват ручки (карандаша) при письме. «Литтлван» вместе с педагогом-дефектологом Татьяной Гогуадзе разбирался, на что он действительно влияет и как можно его исправить.
Татьяна Гогуадзе — учитель-дефектолог, психолог, автор тренингов по личностному росту. Основатель и научный руководитель «Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе» (Москва).
Неправильный захват: причины
— Правильный захват ручки действительно так важен? Почему?
— Он нужен, в первую очередь, чтобы было легче и быстрее писать. Если ребенку сложно, и он не успевает, первое, с чего надо начать, — коррекция захвата.
— Может ли неправильный захват быть связан с проблемами развития моторики?
— Моторное развитие — во многом вопрос воспитания, дисциплины. Это нарабатываемая история. Сегодня все говорят про мелкую моторику, но мало кто занимается крупной. А прежде всего надо развить ее! Родители приходят и говорят: «Он у нас лепит из пластилина, собирает конструкторы». Но письмо — не мелкая моторика, для него необходима координированность действий.
— Что вы имеете в виду?
— При письме нужно, чтобы рука двигалась по листочку, а глаза следили за строчкой. При лепке такого нет, ребенок постоянно смотрит в одну точку, работает всеми пальчиками.
Когда дети мало двигаются, у них нет четкого понимания моторики собственного тела и движения вперед, у мозга не формируется способность двигать ручку по листу бумаги. Это и есть основная причина низкого темпа работы ребенка. Моторика современных детей часто не развита по возрастной норме. Потому что их посадили в машину, довезли из одной точки в другую и высадили. Дети мало двигаются, много сидят. Поэтому мы говорим, что надо прыгать на батуте, делать зарядку, прыгать и бегать. Как бы странно ни звучало, но все это влияет на захват карандаша. И еще важно правильно дышать, чтобы мышцы получали кислород.
— Что еще может влиять на качество захвата?
— Тонус в лучезапястном суставе. Он является причиной низкой подвижности запястья, не позволяющей писать быстро и округло.
— Есть мнение, что неправильный захват может быть связан с высокой чувствительностью, когда ребенок избегает контакта с подушечками пальцев…
— Это слабость эмоционально-волевой сферы. Детям больно зажимать правильно карандаш. Многие это оправдывают гиперчувствительностью. Но обычно причина в том, что у детей слабо развита способность прикладывать усилия, а чтобы развить любой навык, их нужно прикладывать.
Важно донести эту мысль: если ребенок физически развит и у него нет отклонений в развитии и ограниченных возможностей здоровья, но он держит карандаш неправильно, то нужно приложить усилия и все получится! Может, не стоит сразу к нейропсихологу бежать, а нужно все-таки найти педагога, который все объяснит.
Как исправить неправильный захват
— В каком возрасте пора ставить руку?
— С 5 лет уже надо работать над этим. Но сегодня на диагностике я вижу мам и пап, которые сами неправильно держат ручку или карандаш.
— Какой захват считается правильным?
— Карандаш удерживается тремя подогнутыми пальцами — большим, средним и указательным. Безымянный и мизинец могут лежать внутри ладони либо находиться в свободном состоянии у основания большого пальца. Карандаш располагается на среднем. Указательный и большой пальцы придерживают его соответственно справа и слева. Карандаш не надо сильно сжимать. Это легко проверить: указательный палец легко поднимается, а карандаш при этом не падает.
— А ребенку лучше начинать работать с карандашом или с ручкой?
— Однозначно лучше начинать с карандаша. Именно он учит ребенка прикладывать усилия. И сразу видно, над чем надо работать: если нажим слишком сильный, карандаш всегда ломается, а если слабый — получается очень бледно или совсем не видно, что нарисовал. Эти трудности в развитии современных детей и спровоцировали переход на фломастеры в рисовании и гелевые ручки в письме.
— Что можно сделать, чтобы исправить неправильный захват?
— Познакомить ребенка с эспандером. Он укрепляет руку, делает ее сильней и естественным образом снимает напряжение с запястья. Кроме того, надо правильно сидеть: левая рука держит листочек, правая пишет. Если ребенок сидит криво, левая рука где-то висит или ноги шоркают под стулом, это влияет и на захват карандаша, и на работу мозга.
— Что еще вы советуете тем, кто столкнулся с такой проблемой?
— Еще я рекомендую работу с волчком. Это мой авторский метод коррекции неправильного захвата. Простое вращение обыкновенного деревянного волчка развивает скоординированную работу трех пальцев руки, которые участвуют в захвате карандаша.
— Сколько времени в среднем уходит на коррекцию?
— У всех детей по-разному. Я встречала и таких, которым было достаточно пояснить, что важно правильно держать ручку, если желаешь писать быстро, разборчиво и грамотно. А дальше идет развитие самоконтроля. Но если родители ребенку не пояснили, чем это грозит [неправильный захват], то он и не будет делать.
— Какие ручки и карандаши лучше использовать на начальном этапе коррекции захвата?
— Это не имеет значения.
— Различные насадки на ручку или резинки могут помочь?
— Нет. Ребенок без навыка также будет говорить, что ему больно, жмет, рука устала.
— До какого возраста можно эффективно корректировать неправильный захват?
— Возраст тоже не имеет значения.
— Сейчас в повседневной жизни почерк и скорость письма от руки утратили былое значение. Надо ли взрослым корректировать неправильный захват?
— Взрослые сами решают. А вот детей надо учить прикладывать усилия, чтобы сформировать навык правильного захвата ручки/карандаша. Иначе это отрицательно скажется на отношении к письму.
Когда малыш впервые в жизни берет какую-то вещь, он зажимает ее в кулачок. Начиная рисовать, дети по привычке хватают карандаши, мелки или фломастеры именно так. Все бы ничего, но подобная привычка быстро укореняется, и исправить ее потом трудно.
Как следствие, страдает почерк ребенка и падает успеваемость в школе. Но не это самое страшное. Неправильное удерживание письменных принадлежностей может привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Полезная информация о работе с ручкой
Верный захват формируется с раннего возраста | Сначала дети берут предметы в кулачок. Затем формируется пинцетный захват, когда малыш берет вещь большим и указательным пальцами, словно пинцетом. Позднее ребенок учится сгибать пальцы, делая их округлыми, становится более ловким. После прохождения всех этих этапов формируется захват тремя пальцами. |
Неправильная работа с ручкой портит осанку и зрение | При неверном захвате пишущего предмета ребенок неправильно сидит за столом, «нависая» над ним. Это приводит к нарушению кровообращения в шейном отделе, а значит, мозг не «питается». Из-за этого малыш быстро устает, у него болят руки и голова, округляется спина и портится зрение. |
Развитие мелкой моторики помогает правильно держать ручку | С раннего детства нужно развивать мелкую моторику: давать детям рвать бумагу, мять игрушки, трогать различные предметы, застегивать пуговицы, нанизывать бусины на нитку, лепить из пластилина. |
В каком возрасте ребенок должен уметь держать ручку
Многие родители ошибочно считают, что учить ребенка правильно держать ручку нужно лишь ближе к школе. Некоторые и вовсе думают, что школа всему научит. Но уже в 2-3 года дети берут карандаши и рисуют первые «шедевры». Именно в это время нужно обратить внимание на захват малыша и начинать мягко его корректировать.
10 способов научить ребенка держать ручку
Прежде всего родителю нужно самому понять, как правильно во время письма должны располагаться пальцы. Затем следует объяснить и показать это ребенку. Делать это лучше, конечно же, в игровой форме.
– Правильный обхват ручки или карандаша можно объяснить дошкольнику во время игры, так для него процесс обучения станет интереснее, – считает психолог Инесса Спинка. – Особенно актуально это для тех, кто упрямится и держит пишущий предмет неправильно. В этом случае критика заменяется объяснением правил игры – так детям гораздо проще освоить новую технику.
Пинцет
Тот самый захват, который формируется еще до владения ручкой. Единственное отличие – нужно добавить один пальчик.
Ручку или карандаш ставят на стол грифелем вниз. Ребенок хватает верхнюю часть тремя рабочими пальцами. После этого малыш сдвигает их ниже, пока предмет не ляжет в руке так, как обычно лежит во время письма.
Салфетка
Бумажную салфетку нужно сложить в четыре раза и дать ребенку. Он зажимает ее в ладошке безымянным пальцем и мизинцем – так они не будут мешать во время письма. Остальные пальцы малыш выпрямляет и берет ими ручку.
– Правильным считается такой захват, при котором ребенок может поднять большой палец таким образом, чтобы пишущий инструмент не пошевелился, – говорит Инесса Спинка. – Безымянный пальчик и мизинчик необходимо прижать к ладони».
От первых линий до целого слова
Учим ребенка красиво писать
подробнее
Дартс
Эту игру можно предложить детям постарше (5-6 лет). То, как в руку берут дротик, схоже с тем, как требуется брать ручку. Поэтому каждый раз, когда ребенок будет приниматься за письмо, напоминайте ему о том, чтобы брал пишущий предмет как игровой.
– Этот вариант хорошо подходит для активных и непоседливых детей, которых сложно усадить за стол заниматься рутинной отработкой техники письма, – советует Инесса Спинка.
Резинка
Научиться держать ручку правильно поможет обычная аптечная или канцелярская резинка. Ее надевают ребенку на запястье, слегка оттягивают вверх и делают петельку. В последнюю ближе к колпачку продевают ручку. Так предмет будет сохранять верное положение.
Укладываем спать
Скажите малышу, что карандашик захотел спать, и его нужно уложить в кроватку. Пусть под его голову положит подушку, а сверху накроет одеяльцем. В роли кровати выступит средний пальчик, подушкой будет указательный, а одеяльцем – большой. Можете даже сочинить сказку о карандаше и пальчиках.
Волчок
Волчок, или юлу берут тремя нужными пальцами. Благодаря взаимодействию с волчком пальчики ребенка начинают работать сообща.
Малыш встает, держа одну руку на поясе. Второй он захватывает волчок тремя пальцами, остальные прижаты к ладони. Кисть нужно развернуть пальцами вверх.
Когда ребенок научится правильно держать волчок, можно приступать к динамике. Пусть малыш в свободном ритме начнет вращать или перемещать ручку волчка, используя верный захват.
Точка на пальце
Если малыш все равно не понимает, как правильно держать ручку, дайте ему подсказку. Нарисуйте точку на пальце там, где должен лежать предмет. Такую же пометку сделайте на карандаше или ручке. Объясните ребенку, что для правильного письма нужно, чтобы эти две точки соприкасались.
Мелки
Обычный мелок – прекрасный инструмент для обучения. Предварительно его нужно сломать, чтобы длина кусочка не превышала трех сантиметров. Так малыш не сможет взять его всей ладонью, а потому придется брать тремя пальцами. Порисовав мелками, ребенок сможет перейти к более «взрослым» инструментам, сохраняя при этом правильный захват.
Насадки и ручки для первоклассников
Дополнительный аксессуар, который надевается на ручку. Благодаря специальным выемкам, взять предмет неправильно просто невозможно. К тому же ручкой с насадкой интереснее писать, ведь они сделаны в виде различных зверьков.
По похожему принципу делаются и специальные ручки для первоклассников. В них уже есть выемки для пальчиков, благодаря которым рука ребенка принимает верное положение.
Еще один вариант, упрощающий обучение письму, – ручки или карандаши с тремя гранями, имеющие уже знакомые нам выемки для пальцев. Кроме очевидной пользы они имеют и другие преимущества. Например, легкий и мягкий материал корпуса, веселая окраска.
Наглядные пособия
Наконец в качестве напоминания над рабочим столом ребенка можно повесить яркую схему, на которой будет изображено, как правильно держать ручку.
Как научить держать ручку ребенка-левшу
Если у ребенка рабочая рука – левая, не нужно его переучивать. Это не каприз и не какой-то дефект. Просто у малыша за речь и письмо отвечает правое полушарие мозга, а не левое, как у большинства. В попытках переделать чадо родители заставляют его мозг действовать наоборот. Подобный подход лишь усложняет обучение и травмирует детей. Чтобы научиться держать ручку, левшам подходят те же методы, но с небольшими изменениями.
Правильно организуйте рабочее место
Левша держит ручку на 3,5 см выше, чем правша, и закрывает рабочей рукой освещение, которые обычно находится слева. Поэтому в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было комфортное рабочее место – удобный стул, отрегулированный по высоте, чтобы не нарушать осанку, просторный стол и источник света с правой стороны.
Выбирайте подходящие канцтовары
Выбирать ручку необходимо с учетом особенностей ребенка. Стержень должен быть тонким и писать под любым углом. А чернила – быстро сохнуть, чтобы не размазываться.
Можно выбрать специальные канцтовары для левшей – так ребенку будет легче адаптироваться.
Помните об особенностях письма левшей
Следите, чтобы при письме в указательном пальце левой руки не было чрезмерного давления – пусть движения будут плавными и свободными. Лист бумаги или тетрадь двигается правой рукой. Рука и ручка должны находиться на одной прямой или иметь небольшой наклон. Также нужно следить за тем, чтобы левая рука находилась под строкой, а линии получались прямыми. Если требуется наклон – он достигается поворотом листа.
Лайфхаки и советы экспертов
Сергий Кожаев, педагог, психолог:
Обучению правильно держать ручку в начальной школе посвящают немного времени. Учитель показывает, потом объясняет и далее иногда контролирует. В итоге дети приходят к тому, что вырабатывают навык правильного владения ручкой по большей части самостоятельно. Наша задача вовремя заметить и плавно направить. Как и во всех попытках научить детей, необходим прямой близкий контакт с ребенком и, конечно же, игровой стиль общения.
Играем в «Папу цап». Папа в основном является не самым активным участником образовательного процесса. Тем и ценнее данная игра.
Садитесь напротив и предложите своему чаду постараться успеть ухватить ваш указательный палец тремя своими: большим, указательным и средним. А сами быстро сгибайте, пряча свой палец от опасности. Эта динамичная игра, как правило, приводит к обоюдному хохоту и формирует точный хват, который родитель сможет тут же оперативно скорректировать.
Играем в «Рок-группу». В зависимости от музыкальных пристрастий семьи, ансамбль может быть джазовым или эстрадным. Обязательное условие только одно: ребенок играет на барабанах. Способ хвата барабанных палочек джазового барабанщика схож с правильным хватом ручки. Остальное – ваша импровизация. Родители могут играть на настоящих инструментах, а могут включить фонограмму и делать имитацию игры на гитаре, взяв веник.
Известным приемом постановки руки для письма является использование перьевой ручки. Не самый удобный и комфортный для ребенка способ. Зато благодаря ему малыш не закручивает руку вокруг тетрадки так, что создается впечатление, будто он пишет вверх ногами. Тут тоже нужна игровая помощь. Небольшой рассказ о девятнадцатом веке переходит в игру «Пишем, как Пушкин». Совместными усилиями сочиняем смешное четверостишие, которое ребенок записывает перьевой ручкой.
В процессе обучения действуют две стороны. Родители должны усвоить ряд правил, соблюдая которые, смогут добиться очень многого.
В первую очередь, необходимо исключить любой конфликт из такого взаимодействия, создать теплую атмосферу без взаимных упреков. Чтобы создать верный настрой, важно понимать, сколько времени займет каждое упражнение. Смиритесь с тем, что вы отвлечетесь от своих дел всего лишь на 20 минут. Обязательно продумайте выход из игры, который не будет травмировать увлекшегося ребенка. Помните, что формальный подход не успокоит ребенка, а наоборот расстроит его еще больше. В данном случае многозадачность неуместна. Нельзя совмещать просмотр хоккея с попыткой научить. Чистота эксперимента – в следовании правилам.
И наконец, юмор. Все необходимо выстраивать через призму шуток и легкой необязательности. Иллюзия того, что этот процесс не важная сверхзадача, а желание родителя быть рядом, позволит вашему подопечному обрести правильный навык незаметно для себя.
Не забывайте, что конструирование из своего ребенка идеальной модели опасно. Это довольно часто приводит к тому, что родители отказываются видеть в своем чаде реального человека, и от этого страдают обе стороны.
Развитие мышления у детей
Шашки, «Тетрис», настолки – в какие игры играть для развития всех видом мышления
Подробнее
Мария Потапова, исполнительный директор цифровой школы «Академии Аристотель», эксперт в сфере EdTech:
Обучая ребенка держать ручку, важно позаботиться о комфортном рабочем месте. Оно должно быть достаточно освещено и хорошо проветриваться. Рядом стоит поставить стакан воды. В середине занятия нужно попросить ребенка выпить пару глотков. Недостаток воды может привести к снижению концентрации, которая необходима при освоении нового навыка.
Первые упражнения желательно выполнять мягким карандашом, на который можно надеть специальный ограничитель. Изначально они были только для левшей – сейчас же производят и для правшей тоже. Для последующих занятий понадобится шариковая ручка длиной 15 см с «резиновым ковриком», который поможет не скользить пальчикам ребенка.
Убедитесь в правильной постановке руки. Ручка или карандаш лежит на левой стороне среднего пальца, указательный — придерживает ручку сверху. Большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты, но не сжимают ручку сильно. Безымянный палец и мизинец — внутри ладони или свободно лежат у основания большого пальца.
Вот несколько критериев проверки правильной постановки:
- указательный палец может легко подниматься, а ручка не падает,
- во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца,
- расстояние от кончика стержня до указательного пальца около 2 см (у левшей — 3-4 см, иначе ребенок будет закрывать левой рукой написанное).
Время занятия с дошкольником: примерно 20-25 минут. Время письма — индивидуально. Главное следить, чтобы ребенок не устал.
Упражнения:
- графический диктант с заданным нажимом на карандаш (сильным или слабым),
- написание букв с заданным нажимом (сильным или слабым),
- написание букв: одну с сильным нажимом, другую — со слабым.
Если возникли сложности, поможет пальчиковая гимнастика, массаж рук и собирание фасоли двумя пальчиками. Кроме того, для улучшения моторики пальцев полезно играть в игры с мячом и теневой театр.
Популярные вопросы и ответы
Как часто нужно практиковаться с ребенком в написании букв и слов?
Сергий Кожаев:
Ребенок получает задания в школе в том объеме, который соответствует методике. Ваша миссия заключается лишь в том, чтобы мягко контролировать выполнение.
От чего зависит почерк ребенка?
Сергий Кожаев:
На первых порах почерк является внешним показателем эмоционального состояния малыша в момент письма. В последнее время отношение ребенка к важности почерка сильно изменилось в худшую сторону. Все пользуются печатным способом коммуникации. Учителя, увы, не находят убедительных доводов для утверждения обратного.
Что делать, если ребенок держит ручку неправильно?
Инесса Спинка:
Если малыш привык неправильно держать ручку, взрослым, прежде всего, стоит проанализировать, в чем именно состоит отклонение от нормы и попытаться определить его причины.
Если родители видят, что их сын или дочка чрезмерно сжимают карандаш или ручку при письме, им стоит предложить своим чадам поупражняться в раскрашивании крупных предметов. Это приучает малышей действовать расслабленной рукой. Взрослые могут какое-то время рисовать или писать детской рукой: родителю нужно попросить ребенка взять пишущий инструмент, подсказывая ему верную позу, затем положить детскую руку с карандашом или ручкой в свою и начать писать. Такое совместное письмо позволит дошколенку прочувствовать, как необходимо держать пишущий инструмент, и постепенно начать привыкать к оптимальному положению.
Нужно ли переучивать ребенка-левшу держать ручку правой рукой?
Сергий Кожаев:
Нет. Тому есть масса исследований и научных публикаций. Говоря проще, это травмирует не только сознание, но и психику. Ребенок, из уважения или страха перед взрослым, будет ломать себя. Не исключен и психоз на почве ощущения своей неполноценности. В советскую эпоху была практика переучивания. Она оказалась пагубной.
Что делать, если ребенок неправильно держит ручку?
Исправлять или нет? Если исправлять, то как?
Специалисты сходятся во мнении, что неправильный захват ручки (карандаша/кисти/брашпена) негативно влияет на здоровье ребенка: может ухудшиться зрение и даже развиться сколиоз.
Также из-за сильного нажима рука быстро устает, ребенок чувствует физический дискомфорт, раздражение, портится отношение к занятиям в целом.
Ученые считают, что правильный захват должен сформироваться к 6-ти годам.
- В норме ручка или карандаш должны лежать на верхней фаланге среднего пальца, зафиксированные сверху большим, а сбоку — указательным.
- Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца.
- Захват ручки должен быть таким, чтобы её нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка была наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.
- Рука при письме должна опираться на основание запястья, внешнее ребро ладони и мизинец.
- По мере письма нужно понемногу передвигать ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. После того как написано примерно 8–10 букв, запястье тоже передвигается.
Давайте разберемся, как организовать процесс работы с письменными принадлежностями, чтобы максимально мягко помочь ребенку сформировать правильный захват.
- В дошкольном возрасте полезнее всего рисовать и писать карандашами. Это научит ребенка управлять силой нажима на лист бумаги. Лучше выбирать карандаши трехгранной формы, чтобы ребенок правильно держал их в руке. Место, за которое малыш держит карандаш, желательно должно быть прорезинено, чтобы при письме пальцы не соскальзывали.
- Также обратите внимание на материалы, из которых сделаны письменные принадлежности – дети не прочь попробовать их на зуб.
- Если говорить о выборе ручки, то рекомендации будут похожими: эргономичная форма, прорезиненная вставка, небольшой вес и легко-пишущий стержень. Плюс стоит добавить о цвете чернил – они должны быть достаточно насыщенными, чтобы для получения четкой надписи, ребенку не требовалось сильно давить при письме. Обратите внимание на длину (не более 13 см) и толщину (не более 7 мм) ручки.
Среди современных канцелярских товаров можно найти много полезных помощников. С ними формирование правильного захвата пройдет гораздо легче и быстрее.
Вот некоторые из них:
- Обучающая ручка «Stаbilо LеftRight» с подсказкой для пальцев. Ручка имеет трехгранную форму и специальные углубления, в которые очень удобно укладываются пальчики малыша. К тому же она легче, чем обычные ручки, и имеет яркий красочный дизайн. Существуют модели для правшей и левшей.
- Насадки на ручку или карандаш. Они изготовлены из мягкой пластмассы в виде различных зверюшек, рыбок или птичек. Отверстия и углубления, расположенные на насадке, делают возможным только правильный захват ручки или карандаша.
- Ручка PenAgain. Имеет Y-образную форму и идеально обхватывает указательный палец. Это создает оптимальное расположение ручки в ладони. В результате рука не напрягается, предотвращается возникновение спазмов, развитие искривлений позвоночника и сколиоза.
Есть несколько простых приемов, которые также в силе помочь ребенку научиться правильно держать карандаш:
- Рисование маленькими кусочками мелков. Их нельзя взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.
- Метание дротиков в игре дартс. Предложите ребенку представить, что карандаш – это дротик, и его нужно метнуть в лист бумаги.
- Игра «Меткость». Нарисуйте на среднем пальце малыша точку, которой должна касаться ручка. Такую же метку можно оставить на ручке (на расстоянии около 1,5 см от пишущего края).
- Метод салфетки. Половинку салфетки нужно прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Остальные пальцы держат ручку.
Прикрепить карандаш к руке резинкой. Если ребенок попытается сжать карандаш в кулак, резинка будет этому мешать.
Все описанное выше – одна сторона медали: мы обнаруживаем у ребенка неправильный захват и бросаемся его исправлять всеми доступными способами. Но есть и другая сторона.
В погоне за идеальным почерком родители нередко пренебрегают эмоциональным и внутренним состоянием ребенка во время уроков.
Красивые буквы, ровная осанка, правильный захват – результат психологической базы, закладываемой в начале обучения. Ее основу составляют радость, интерес и вдохновение ребенка и взрослого с обеих сторон.
Как же заложить и постоянно поддерживать приятную эмоциональную атмосферу для учебы?
Самое главное – постоянно расширять свою картину видения. Прежде всего – нам с вами – родителям!
Людям свойственно воспринимать окружающую действительность исключительно через линзу собственных представлений о ней, в ограниченном количестве вариантов и красок.
Выйти за рамки своего мира сложно. Иногда это – невыгодно, а порой – страшно или просто лень.
Родители неосознанно ждут от своих детей идеального результата, который должен вписаться в их собственные представления – и никак иначе. Если это каллиграфия, значит почерк должен быть красивым: нужно знать все буквы, писать ровно и правильно.
Но что при этом чувствует ребенок?
Какие доминанты в нем закладываются?
Полюбит ли он письмо или оно будет вызывать в нем стойкую ассоциацию скуки и отвращения?
Помните, что теплые и доверительные отношения с ребенком, его увлеченность и психологический климат во время занятий находятся на первом месте.
Правильный захват важен, но он не гарантирует красивое письмо и любовь к процессу.
Хочу познакомить вас с профессиональными каллиграфами, которые своим примером доказывают это.
1. @elisaannecalligraphy
Каллиграф-левша, которая специализируется на свадебной каллиграфии.
2. @pascribe
Один из четырех каллиграфов королевской семьи Великобритании.
3. @fionaariva
Бывший бухгалтер, которая решила пойти за зовом сердца и профессионально занялась каллиграфией.
4. @theresiatarisa
Каллиграф с очень легкими, невесомыми работами.
5. @lettersbyshells
Каллиграф, на страничке которой вы найдете бесплатные прописи и множество ярких, позитивных работ.
Я убеждена, что на первом этапе совершенно неважно как ребенок держит карандаш или ручку, как и где сидит во время занятий. Гораздо важнее – нравится ли ему сам процесс.
Когда Султана начала пробовать собственные силы в письме, она садилась вместе с нами и делала всё, что хотела: рисовала во взрослых прописях, обводила неизвестные себе буквы, алфавит начинала с конца, зеркалила, зачеркивала, писала справа налево или снизу вверх, брала карандаш так, как хотела. Ее первые «шедевры» – это дерганые линии, лишние штрихи, корявенькие буквы, смешные ошибки в словах. Все это делала четырехлетка.
И знаете, что я делала? Восхищалась и радовалась!
Конечно, хочется скорее научить детей правилам письма.
Только это не работает или дает временный эффект. Гораздо ценнее, если ребёнок сам в ходе собственных экспериментов дойдет до своего открытия.
Так было и у нас. После всех игр в докторов с их нечитаемым почерком, после письма куклой, которую Султана надевала на руку, после смешных записок, которые еще нужно было расшифровать, она за два года ИГР в письмо сама выучила буквы, разобралась с рукописным шрифтом, научилась читать. И, конечно, захват ручки из кулачка плавно перекочевал на кончики пальцев, так, как это и нужно.
Секрет и магия – быть мудрым родителем и мягко направлять ребенка.
Любое развитие легко совершить, если есть база любви к процессу.
Именно этому мы учим в “Игре в каллиграфию”.
Все ограничения лишь в нашей голове. Согласны?
Поделитесь в комментариях, сталкивались ли вы с проблемой неправильного захвата и как ее решали?
Проблема, как научить ребенка правильно держать ручку, обычно возникает у родителей перед оформлением в школу.
Специалисты утверждают, что данным вопросом нужно заниматься гораздо раньше, чтобы ребенок понял, как захватывать и приспособился держать письменные принадлежности в руке правильно. Иначе может потребоваться оперативно переучиваться.
Родителям полезно знать, что делать, если ребенок неправильно держит ручку.
Возможные причины
В школе детям приходится много и часто писать. От того, как ученик держит ручку, зависит его скорость письма, почерк. Многие родители сталкиваются с проблемой неправильного положения письменных принадлежностей в руке у ребенка.
Чаще всего она обусловлена неразвитой мелкой моторикой. Маленькие дети держат карандаши, ручки, погремушки всеми пальцами, сжимая их в кулак. Некоторые ребята старшего возраста сдавливают инструмент для письма, выставляя пальцы вперед.
Такое положение неправильное, оно часто превращается в привычку, от которой достаточно сложно избавиться. Поэтому важно вовремя заняться переучиванием малыша. Неверное положение ручки может быть обусловлено тем, что родители не показали, как нужно держать инструмент для письма в руке.
Последствия неправильного держания ручки
Неверный захват письменных принадлежностей является не таким уж и безобидным, как думают многие родители. Он может приводить к серьезным проблемам со здоровьем: например, искривлению позвоночника, ухудшению качества зрения из-за принятия неправильного положения за столом.
Неверный захват письменных принадлежностей может обернуться:
- низкой скоростью письма;
- быстрой утомляемостью при черчении, рисовании, штриховании, письме;
- плохой успеваемостью в школе;
- снижению психологической адаптации.
Неправильный захват приспособления выглядит со стороны очень странно, особенно если ребенок уже достаточно большой. Важно не допустить того, чтобы неверное положение ручки вошло в привычку. Иначе эта проблема будет мучить человека и во взрослом возрасте.
Признаки того, что малыш неправильно держит ручку:
- большой палец находится ниже указательного;
- ребенок оказывает слишком большое надавливание на бумагу во время письма;
- верхний конец инструмента направлен не в сторону плеча;
- пальцы расположены далеко от пишущей части инструмента;
- ребенок во время письма сдвигает вниз не ручку, а тетрадный лист;
- три пальца находятся на одном уровне относительно пишущей части приспособления («щипковый захват»);
- инструмент для письма лежит на указательном пальце.
Наличие хотя бы одного из приведенных выше признаков говорит о том, что родителям нужно предпринимать определенные меры по обучению ребенка правильно держать ручку.
Почерк при неверном расположении в руке инструмента для письма ухудшается примерно на 80%.
Как научить ребенка правильно держать ручку?
Если ребенок неправильно держит ручку, то родителям нужно попытаться оперативно решить эту проблему. Для этого существуют разные способы. Важно проводить занятия в игровой форме. Если малышу во время обучения будет интересно, то получится быстрее добиться положительного результата.
Эффективные методы:
- рисование маленькими мелками (длиной около 3 см). Такие изделия нельзя зажать в кулаке. Во время создания изображений ребенок автоматически будет держать их тремя пальцами;
- салфетки. Взять половину салфетки и расположить ее в нижней части ладони ребенка. Предложить зажать изделие мизинцем и безымянным пальцами. Остальные пальцы должны держать ручку;
- резинка. Зафиксировать инструмент для письма в руке при помощи резинки. Когда ребенок попытается взять приспособление всеми пальцами и сжать его в кулак, то будет испытывать дискомфортные ощущения. Это отучит его неправильно держать ручку;
- игра в дартс. Надо предложить дошкольнику представить, что ручка, это дротик, которым нужно метнуть в тетрадный лист;
- красные отметки. На среднем пальце ребенка нарисовать фломастером точку, которой должна касаться ручка. На расстоянии 1,5 см от пишущего края инструмента также стоит поставить отметку. Благодаря ярким пятнам ребенок не будет забывать о том, как правильно держать инструмент для письма в руке.;
- ручка-тренажер. Купить такой предмет можно во многих канцелярских магазинах. Изделие имеет трехгранную форму. Его вес небольшой. Это позволяет легко учиться правильно держать ручку и писать;
- насадки на ручки. Продаются в канцелярских магазинах. Имеют специальные выемки для пальцев. Форма насадок забавная, поэтому пользоваться ими доставляет ребятам большое удовольствие. Есть насадки для левшей и правшей.
Если у родителей не получается научить дошкольника правильно держать ручку, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. Данным вопросом занимаются педагоги, воспитатели.
Как выбрать хорошие письменные принадлежности?
Чтобы ребенок сразу научился правильно держать ручку, мало объяснить ему и показать, как это делать. Важно использовать подходящие письменные принадлежности. Они представлены в магазинах в большом ассортименте. Родителям нужно знать критерии выбора хорошего товара.
Принадлежности для письма должны отвечать таким требованиям:
- наличие резиновой вставки около основания. Благодаря ей ручка не будет выскальзывать из рук. Также пальцы не будут уставать во время письма;
- безопасность. Изделие должно быть изготовлено из нетоксичных материалов. Дети любят все тянуть в рот, и ручка не является исключением;
- форма корпуса. Стоит отдавать предпочтение трехгранным изделиям;
- длина. Оптимальная длина ручки составляет 13 см и выше, а толщина не должна быть больше 0,8 см.
Для выведения букв в прописи рекомендуется покупать шариковые варианты ручек. Лучше выбирать стержни с фиолетовыми либо темно-синими чернилами. Тогда ученик не будет прилагать усилия во время письма. Голубые стержни оставляют не такой отчетливый след, как синие, поэтому ребенок станет давить на ручку во время письма.
Знакомство с пишущими предметами лучше начинать с карандашей. Они легче захватываются и удерживаются в верном положении. Когда ребенок поймет, как правильно располагать изделие в руке, тогда можно приступать к знакомству с ручками.
Советы специалистов
Специалисты отмечают, что многие дети неверно держат ручку из-за того, что принимают за письменным столом неправильное положение. Поэтому родителям нужно следить за тем, как сидит их ребенок. Стоит придерживаться правила «трех углов».
Как правильно сидеть за столом школьнику
Согласно ему, колени под столом – это прямой угол, руки, согнутые в локтях – это второй, а спина и бедра – третий угол. Ноги необходимо держать вместе на полу либо подножке. Важно следить за тем, чтобы локти ребенка лежали на столе.
Между поверхностью и грудной клеткой должно быть расстояние, равное двум сантиметрам. Тетрадь надо располагать под углом 30 градусов. Голову следует немного наклонить вперед. Оптимальное расстояние от глаз до листа составляет 20-30 см.
Если неправильный захват ручки обусловлен плохо развитой мелкой моторикой, тогда специалисты рекомендуют родителям проводить с ребенком такие занятия:
- рисование по клеткам, обведение фигур по контуру;
- нанизывание бусин на нитку;
- завязывание узлов на веревках и нитках;
- вырезание ножницами из бумаги фигур;
- лепка из теста, кинетического песка, пластилина;
- рисовать карандашами, кистью и красками, фломастерами.
Также полезна пальчиковая гимнастика. Движения выполняют под чтение детских стишков.
Суть заключается в сгибании/разгибании пальцев, сжатии их в кулак, расслаблении. Важно вовлекать в игру все пальцы ребенка. Улучшает мелкую моторику перебирание пуговиц, разрывание листов бумаги.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
12.04.2022
Изначально ребёнок берёт карандаш или ручку так, как ему удобнее. И в большинстве случаев это будет неправильный захват, потому что для формирования верного захвата надо приложить усилия, чтобы мышцы запомнили нужную позицию! Почему нужно учить ребёнка правильно держать ручку как можно раньше – ответы в нашей статье.
Очень важно! Если вовремя не показать и не научить ребёнка тому, как держать ручку на письме, то эта привычка быстро укоренится в мышцах, сформировав неправильную нейронную связь в мозге, что негативно может отразиться на аккуратности почерка, беглости письма и даже на отношении к письму.
Неправильный захват ручки также приводит к:
- Быстрой утомляемости при письме Значит, ребёнок будет медленнее выполнять письменные упражнения, отставать от темпа работы в классе.
- Ухудшению осанки. Более того, вполне вероятно даже снижение остроты зрения.
- Отказу от выполнения письменных работ.
Если не научить ребёнка правильно держать ручку, то в кисти и пальцах возникнет избыточное напряжение, которое станет причиной боли и онемения руки. Из-за этого будет очень сложно тренировать скорость письма и при этом будет ухудшаться почерк. Особенно это становится заметно в 5 классе, а в 7 уже просто ничего не разобрать.
Неправильная манера держать ручку на письме уже в старших классах может привести к писчему спазму, который является одной из форм фокальной дистонии (характеризуется избирательным нарушением моторной функции ведущей руки). На её наличие указывают болевые ощущения, дрожание пальцев, слабость кисти, тонические спазмы, из-за которых ребёнок просто не может продолжать дальше писать.
Согласитесь, что даже непрофессионалу видно, что при таком захвате карандаша кисть находится в постоянном напряжении. Естественно, что быстро и разборчиво писать ребёнок просто не в состоянии!
Признаки неправильного захвата ручки при письме:
- Удержание карандаша/ручки в кулаке.
- Сильное сдавливание карандаша в руке.
- Верхняя часть ручки/карандаша смотрит строго вверх или в противоположную сторону от плеча.
- Наложение большого пальца на указательный.
- Слишком низкое/высокое расположение пальцев на карандаше.
Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что в большинстве случаев причиной неправильного захвата карандаша является слабая иннервация пальцев пишущей руки и низкая подвижность запястья.
И для того чтобы научить ребёнка правильно держать ручку при письме, нужно не только отработать правильный её захват, но и выполнять специальные упражнения для развития подвижности запястья.
Да, и совершенно необязательно пользоваться различными насадками на карандаши для правильного захвата или приобретать специальные ручки, потому что они не решают проблемы моторных трудностей, которые часто и провоцируют неправильный захват.
Как правильно держать ручку при письме?
Для формирования верного захвата карандаш следует удерживать тремя подогнутыми пальцами (большим, средним и указательным). Мизинец и безымянный палец могут находиться в свободном состоянии у основания большого пальца либо же лежать внутри ладони.
Сам карандаш должен лежать на среднем пальце, а большой и указательный придерживают его слева и справа. Сильно сжимать карандаш не нужно. Проверить это довольно легко: если приподнять указательный палец, то карандаш не должен упасть.
Как научить правильно держать ручку/карандаш? Для этого необходимо:
- Расположить указательный и большой палец под прямым углом, а остальные пальцы согнуть в ладони (1).
- Разместить ручку на вторую фалангу среднего пальца: он должен оказаться в углублении между указательным и большим пальцами. После этого пальцы сжимаются (2).
- Проверить правильность захвата ручки.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для успешной коррекции почерка используются специальные упражнения, которые направлены на развитие иннервации пальцев рук, подвижности запястья, выносливости руки к монотонным нагрузкам, что приводит естественным образом к формированию беглого и красивого почерка.
Если для формирования выносливости и красивого почерка требуется выполнять графокоррекцию, то лучший «тренажёр» для правильного захвата ручки и развития запястья – обыкновенный деревянный волчок.
Тренировка точного захвата ручки с помощью волчка
Почему именно волчок? Потому именно он обеспечивает тренировку правильного захвата ручки тремя пальцами в позиции «щепотка» и показывает уровень иннервации пальцев.
Благодаря выполнению этого упражнения обеспечивается высокая точность согласованных движений трех пальцев рук, повышается уровень микрокоординации, потому что тренировка с волчком повышает иннервацию пальцев и развивает подвижность трех пальчиков пишущей руки.
Как выполнять упражнение?
Главное требование, которое реализуется в методе учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе – волчок обязательно находится только в одной руке!
Выполнять упражнение одновременно двумя руками КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено, при этом важно, чтобы завершилась тренировка именно на правой руке, которая отвечает за стимулирование работы левого полушария мозга. Причина такого требования в том, что левое полушарие отвечает за логику, математику, анализ и обучение в целом.
При выполнении упражнения с волчком на формирование правильного захвата ручки важно, чтобы другая рука находилась на поясе. Ребёнок должен стоять ровно на двух ногах, кисть во время выполнения должна быть развёрнута положением пальчиков вверх.
Пальчики складываются так, чтобы три пальца, которые держат карандаш, обхватили основание волчка, а мизинец и безымянный должны быть прижаты к ладони. В таком положении они не будут мешать работе трёх основных пальцев.
Когда ребёнок научится правильно держать волчок, то можно приступать к динамической части упражнения. Для этого ребёнок в свободном ритме начинает вращать/перемещать ручку волчка в правильном захвате.
Данное упражнение очень эффективно при коррекции почерка, поэтому оно является обязательным для учеников Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, которые хотят изменить свою манеру письма к лучшему, повысить скорость и письма и его грамотность.
Правильный захват ручки – это залог ровного, аккуратного и беглого почерка. Это одновременно и гарантия сохранения здоровья ребёнка, его комфортного психоэмоционального состояния при выполнении письменных работ.