Причины заикания при волнении
Причина заикания при волнении очевидна – волнение усиливает уже имеющееся у вас заикание. Страх и тревожность усиливают логофобию, а в некоторых случаях и социофобию. Все это в комплексе резко ухудшает речь, и если вы только что могли с близкими или друзьями говорить свободно, то при волнении во время стресса или разговора с посторонними людьми у вас начинается сильное заикание. Причиной заикания может стать любой стресс по работе, особенно при публичных выступлениях.
Заикание при волнении у взрослых
При волнении в нашем мозге активизируется специальный участок – миндалевидное тело. Именно его активность повышает вашу тревожность по поводу общественного мероприятия или публичного выступление. Здесь еще очень важен жизненный опыт взрослого человека – если в детскую пору он находил в себе силы давать отпор дразнящим его сверстникам и не позволял себя никому унижать, такой человек вырастет более уверенным в себе. Даже при заикании ему будет проще налаживать контакты и социально взаимодействовать. В иной ситуации ребенок может вырасти очень неувереным в себе, что порой доходит до социофобии и социопатии.
Заикание при волнении у детей
У детей тоже усиливается заикание при волнении. Симптоматика практически такая же, как и при заикании у взрослых – судорожное состояние речевых мышц. Лечение как и при любом заикании сводится к лекарственному сопровождению психотерапии во время логопедической работы над речью. Важное отличие от заикания у взрослых – детям надо систематически проводить профилактику заикания, чтобы не случился рецидив заикания. У взрослых тоже случаются рецидивы, но частота их появления зависит от эффективности методики лечения заикания.
Заикание в общении
Особенно сложным при заикании чаще всего является разговор по телефону в общении с людьми. Некоторые имеют такую степень телефонной логофобии, что полностью исключают телефонные звонки. Заикание в общении может проявляться по-разному: с близкими людьми легкая степень, а с посторонними людьми высокая степень заикания
Как избавиться от заикания при волнении?
Что делать при заикании при волнении? Как бороться со страхом и тревогой при заикании? Здесь нужно полноценное комплексное лечение, которое должно включать в себя логопедическую работу над речью (например, пройдите курс Демосфен), психотерапию тревожности и других психопатологий, а кроме всего этого – понадобится адекватная психотерапия. У подростков тоже может возникнуть заикание, чаще всего после психотравмирующего опыта. Как бороться со страхом общения при заикании – ответ очевидный – избавляться от заикания, используя эффективную методику Демосфен.
Теперь расскажем о 15 доступных для всех приемах снижения заикания либо полной победы над ним.
1) Не спешите, снизьте темп речи
Вам некуда спешить, говорите медленнее, чем привыкли. Начинайте фразу медленнее, чем обычно, растягивая гласные звуки. Избавьтесь от тахилалии, когда заикание возникает ввиду высокой скорости речи – тогда речевые мышцы просто не успевают за мыслями. Равномерная, размеренная речь поможет избежать множество запинок, поможет перестать заикаться при разговоре.
2) Делайте паузы
Останавливайтесь на секунду-две или больше, делайте дополнительный вдох во время паузы. Делайте логические паузы, паузы на знаках препинания – на запятых, точках, тире и т.д. Не пытайтесь за один речевой выдох сказать все, что хотите сказать. Наполнив свою речь паузами в нужных местах, вы сделаете речь более выразительной, красивой и понятной. С паузами вы сможете значительно снизить количество запинок.
3) Повышайте уверенность и самооценку самостоятельно либо с психотерапевтом
От уверенности и самооценки зависит большая часть успеха в избавлении от заикания. Как говорится – если заикаться, то заикаться уверенно. Уверенность в себе дает серьезное преимущество в речи. Если вы уверены в себе, вы даже через заикание сможете говорить с кем угодно и что угодно. Высокая, трезвая самооценка и уверенность в себе помогут избавиться от большинства запинок и поможет избавиться от заикания в общении.
4) Чтение, чтение и чтение, каждый день
Напрасно кто-то думает, что достичь чистой беглой речи без заикания можно без труда. Труд обязательно необходим, чтобы перестать заикаться в общении. Например, нужно каждый день читать вслух, как минимум по часу. Выбирайте сложную литературу, например, сложные философские сочинения Канта, Гегеля, либо читайте книги по диалектическому материализму. Чем сложнее вам будет сначала – тем легче вы сможете применять наработанные во время чтения навыки в общении с людьми. Со всей уверенностью можно сказать, что это чуть ли не самый важный пункт.
5) Пересказ прочитанного перед зеркалом каждый день
Думали, что хватит чтения? Чтение это хорошо, но пересказ прочитанного – еще лучше. Например, вы прочитали главу из десяти страниц, подошли к зеркалу и начинаете пересказывать, глядя на себя, все прочитанное. Тренировка чтением и пересказом прочитанного помогла многим людям снизить выраженность заикания, это поможет и вам перестать заикаться в общении с людьми.
6) Используйте активную жестикуляцию
Жесты, синхронизированные с речью, помогают перестать заикаться. Синхронизированная с речью жестикуляция – естественная жестикуляция, когда вы движениями обеих рук как бы дирижируете собственной речи. Поднимаем руку вверх, опускаем вниз, крутим восьмерки. Каждый может выработать свой стиль жестикуляции. Просто начните активно жестикулировать, дальше мозг сам поможет вам с движениями. Активная жестикуляция является одним из приемов множества методик лечения заикания.
7) Используйте широкую артикуляцию
Широкая артикуляция, опирающаяся на гласные звуки, может значительно помочь при заикании. Разумеется, необходимо некоторое время, чтобы выработать у себя навык такой артикуляции. На самом деле, нет ничего сложного – ведь гласных звуков у нас не так много: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Произнося эти звуки, максимально широко открывайте или растягивайте рот. Научитесь перед зеркалом выраженной артикуляции этих звуков, и вам сразу станет легче. С открытой, широкой артикуляцией вы можете перестать заикаться во время общения с людьми.
8) Развивайте силу голоса
Еще один столп, на котором держится уверенная и красивая речь без заикания, это сильный, глубокий, диафрагмальный голос. Голос не обязательно должен быть громким, самое важное, чтобы он был глубоким. Существует множество дыхательных упражнений для выработки правильного речевого дыхания и соответственного голоса. Для тренировки сильного голоса очень полезно петь. Пойте любые песни каждый день, и почаще – тем самым вы сможете сделать ваш голос глубже и сильнее.
9) Используйте брюшной тип дыхания
В предыдущем пункте мы говорили о силе голоса. Сильный голос опирается на брюшной, или диафрагмальный тип дыхания. Дыхание вообще бывает двух типов – поверхностное и диафрагмальное. В первом случае мы дышим верхним отделом легких, используя межреберные мышцы, а во втором случае мы подключаем активную работу диафрагмы. Диафрагмальный голос низкий, бархатный, глубокий. Для формирования у себя диафрагмального дыхания требуется время упражнений и тренировок. Одна из самых известных систем развития диафрагмального голоса – упражнения, направленные на резкий вдох носом. Во время резкого, шумного вдоха через нос у вас должны подниматься не ребра, а район солнечного сплетения. Существует множество видов дыхательных упражнений, вы сможете найти подходящие для себя.
10) Хорошо продумайте, что хотите сказать
Особенно это касается заикания при устных ответах в школах, ВУЗах, на защите дипломных работ и т.д. Вы должны настолько хорошо подготовить материал, насколько это возможно. Когда вы владеете материалом лучше всех, вы будете более уверенными во время устного ответа. То же касается и повседневного разговора – дайте себе несколько секунд, чтобы четко понять, что именно вы хотите сказать или ответить собеседнику, не пытайтесь пустить мысли на самотек. Ясное сознание и ясный ум формируют ясную речь. Это, разумеется, одновременно с другими советами, поможет вам перестать заикаться при разговоре.
11) Чем больше практики общения, тем лучше
Мы все знаем, что такое логофобия и социофобия. Не давайте заиканию загнать вас в клетку тревожности и фобий, вместо этого находите новых друзей, заводите знакомства и постоянно общайтесь. Даже если с некоторыми из встречаемых людей вам не по пути – постоянно общайтесь, потому что вам нужна практика общения. Этот пункт стоило бы назвать наиважнейшим. Если вы замкнетесь в себе и допустите роста логофобии и социофобии – из такой ямы будет выбраться гораздо сложнее. Поэтому чем больше практики общения и речи (даже со своим домашним питомцем) – тем лучше. Меньше молчите, говорите в любой удобной ситуации, эта ежедневная практика поможет вам избавиться от заикания в общении с людьми.
12) Давайте себе право на ошибку
Не расстраивайтесь попусту из-за неудач и ошибок. Ошибки совершают все. Для человека вообще свойственно ошибаться и учиться на своих ошибках, так в общем устроена вся жизнь. Некоторым людям нужно опуститься на самое дно, чтобы оттолкнуться от него и выплыть на поверхность. Практически всем людям нужно совершать ошибки, чтобы учиться на них и становиться лучше, в этом заключается диалектика всей человеческой жизни. Если вы не опускаете руки после нескольких ошибок, не накручиваете себя, вы имеете все шансы полностью перестать заикаться. Только не ожидайте, что это получится прямо сейчас или сразу. Путь к свободной и беглой речи может занять несколько месяцев.
13) Изучите иностранный язык
Если вы всю жизнь привыкли заикаться на родном языке, изучите второй язык до такого уровня, чтобы могли свободно говорить на нем. Это дополнительно простимулирует речевые центры, так что вам станет легче говорить и на родном языке. Разумеется, здесь нужны месяцы труда, но результат многократно себя окупит.
14) Принимайте препараты от судорожности мышц и для снижения тревожности
Сами по себе препараты могут помочь лишь временно избавиться от заикания. Но если принимать их во время комплексной работы над своей речью, учитывая все перечисленные пункты данной статьи, препараты могут сыграть роль трамплина к свободной речи. Можно использовать другую метафору – препараты сыграют роль гипса и костыля для сломанной ноги.
Могут применяться различные группы препаратов: ноотропные, витамины, анксиолитики, противосудорожные, нормотимики, антидепрессанты, нейролептики.
15) Пройдите курс лечения заикания
Курс лечения заикания, где будут использоваться все перечисленные приемы + множество дополнительных приемов, под руководством компетентных специалистов, поможет вам перестать заикаться при общении за месяц ежедневных занятий. Мы специально подбираем для каждого заикающегося индивидуальное расписание занятий, затрагивающее все отделы речевого аппарата, а также работаем с логофобией и социофобией. Ваша жизнь в ваших руках – подарите себе свободную речь.
Диагностика заикания при волнении Online от Демосфен
Запишитесь на бесплатную диагностику вашего заикания
Написать в Telegram
Отзывы о лечении заикания при волнении
Отзыв от Максима Старцева
Прошёл курс неделю назад. Сейчас этап закрепления новой речи. Методика здравая! Так же нововведения с терапией и программой daf помогают в усвоении и ускоряют процесс.
Полностью изменилось мышление. Я перестал заикаться, говоря в голове и уже думаю не как заика. Даже мир как-то преобразился. Мне далась эта сила и я ей правильно распоряжусь.
Главное – не сдаваться. Если у меня получилось, то и у вас получится!
Июль 2022
Отзыв от Елены Постернак
Сыну 5,5. Занимаемся с середины сентября, ребенок уже не заикается. Сначала думала что будет сложно, но все упражнения интуитивно понятны и сыну нравится заниматься) Говорим легко, сын сам когда чувствует, помогает себе, использует речевой режим. Мы очень рады что нашли этот курс, что можно заниматься дистанционно в связи с ограничениями из-за ACOVID… Нам осталось еще три недели занятий, сейчас нам оставили только самые важные упражнения, они занимают часа полтора в день. Очень приятно видеть, что сыну легко говорить, что больше не мучается выдавливая из себя слова. Дополним отзыв, когда закончим занятия.
Ноябрь 2021
Отзыв от Нурлыбека Тыржанова
Здравствуйте! Хотелось бы поделиться своим опытом лечения заикания, тем более что я совместил конкретную работу над речью по методике Демосфен с препаратами.
Из препаратов, что я принимал, был амитриптилин, седалит, галодеридол (на который вернулся после сонапакса), феназепам. Все в минимальных дозировках. Я одновременно проводил упражнения по курсу Демосфен с фармакотерапией. И я смог наконец начать свободно говорить с людьми. Если раньше общался только в друзьями (которых пару штук) и со своим котом, то теперь любое общение дается спокойнее. Даже с незнакомыми людьми в спонтанных ситуациях. А я ведь прошел только подготовительный этап методики. В общем, я очень рад что нашел ваш сайт, доведу лечение до конца и напишу еще один отзыв.
Август 2022
Отзыв от E.
Сегодня мой последний день курса Демосфен! Моя речь стала намного лучше, чем раньше, могу уже свободно общаться и заикание уже не мешает. Я этот курс настоятельно советую тем, кто борется с заиканием и хочет от него избавиться. Также я благодарен консультантам за помощь в процессе этого курса! Всех благ!
Июль 2022
Отзыв от Л.
Сегодня мой завершающий день курса. Юху!
Самое ценное, что дает методика, – это обретение контроля над процессом речи. Новый речевой стереотип учитывает все факторы, которые затрудняют речь при заикании, и помогает преодолеть их даже в самой волнительной ситуации.
Придется много трудиться, но это действительно того стоит. Мне 26 лет, 15 из которых я боролась с заиканием и страдала от логофобии. Меньше двух недель практики – и я уже получаю удовольствие от речи и звучания своего голоса.
Освоить методику я смогла, лишь посвятив ей весь месяц и выполняя абсолютно все предписания. Возможно, кто-то смог сочетать занятия с работой в офисе, но у меня не получилось (поэтому я закончила программу лишь со второго раза).
Ноябрь 2021
Отзыв от Рустама Окунева.
Сыну 5,5. Занимаемся с середины сентября, ребенок уже не заикается. Сначала думала что будет сложно, но все упражнения интуитивно понятны и сыну нравится заниматься) Говорим легко, сын сам когда чувствует, помогает себе, использует речевой режим. Мы очень рады что нашли этот курс, что можно заниматься дистанционно в связи с ограничениями из-за COVID… Нам осталось еще три недели занятий, сейчас нам оставили только самые важные упражнения, они занимают часа полтора в день. Очень приятно видеть, что сыну легко говорить, что больше не мучается выдавливая из себя слова
Октябрь 2021
Отзыв от В.
Заикание началось у ребенка безо всяких причин в 3 года. Обращались к врачам и проходили обследования, никаких нарушений не нашли. Назначали препараты – глицин, фенибут, витамины – от них были небольшие улучшения, но это было временно. В школе на фоне стресса заикание стало сильнее. Было очень сложно, отказывался ходить в школу. Сейчас нам 9 лет, в этом году прошли здесь курс лечения. Занятия помогли сыну собраться, перезагрузить свой мозг, мы буквально заново учились говорить. Через три недели занятий он уже легко читал и говорил без запинок. Сын стал очень общительный, много говорит. Я очень рада, что нам здесь помогли, до этого нам ничего не помогало. Мы до сих пор систематически занимаемся, сын читает и пересказывает нам, книги по ролям читаем и т.д.
Всем желаем оптимизма, и у вас все получится
Ноябрь 2021
Отзыв от Елизаветы Абрамовой
У меня сын, начал заикаться в детском саду, как мы потом выяснили, из-за перенесенного там стресса. Предпринимали множество попыток лечения, мало что помогало. И электросон, и психологи детские, и иглоукалывание даже – результатов не было почти никакого. 4 года назад, перед школой купили курс Демосфен, нам прислали брошюрку с картинками и аудиозаписи. Занимались мы тогда летом 4 недели. Улучшения были, но они почти сразу прошли в первом классе. Начал заикаться так же, как и было раньше.
Недавно нашла сайт Демосфена, оказывается они все обновили, теперь там надо регистрироваться, отсылать запись своей речи, проходить тесты, и тебе дают индивидуальную программу занятий. Теперь к каждому упражнению дается видео, специалисты отвечаю днем и ночью. В общем к чему я все это пишу – мы отзанимались снова по совсем другой программе, теперь говорит без заикания, в школе свободно общается.
Спасибо создателям, специалистам и консультантам курса за свободную речь моего ребёнка!
август 2022
Отзыв от М:
После всего, что я прошел за несколько лет, включая ЦПРИН и методику Арутюнян, могу точно сказать, что в Демосфене собрано все самое рабочее и действенное, что можно применять при заикании. Здесь комплексная работа над речью, то есть работа над самой речью с речевыми упражнениями, психотерапия и фармакотерапию (в зависимости от состояния рекомендуют препараты). Я очень благодарен консультантам за помощь и за доброе человеческое отношение и атмосферу во время занятий. Спасибо, всем рекомендую курс
октябрь 2022
Авторы статьи, специалисты центра Демосфен:
Сертификат
Владимир
Александрович
Бирюков
психолог, консультант
Иван
Валериевич
Тихий
провизор, психолог
Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.
Причины и виды заикания
Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.
Причинами заикания могут быть:
- Перенесенный стресс.
- Плохие социальные условия проживания ребенка.
- Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
- Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
- Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
- Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
- Суровые условия воспитания дома.
- Родовые травмы.
- Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
- Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.
У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:
- После перенесенной смерти близкого человека.
- После пребывания в эпицентре военных действий.
- После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
- Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.
Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится
В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:
- Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
- Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
- Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.
Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.
Логопедические упражнения
Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:
- Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
- Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
- Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
- Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:
- Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
- Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
- Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
- Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
- Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
- Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
- Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.
Дыхательная гимнастика
У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:
- Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
- Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
- Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
- Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.
Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.
Мышечная гимнастика
В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:
- Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
- Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
- Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
- Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
- Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.
Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.
Голосовая гимнастика
Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:
- Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
- Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
- Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
- С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
- Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
«ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.
Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания
Ритмическая гимнастика
Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:
- Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
- Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.
Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Невротическое заикание
Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.
Общие сведения
Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.
Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.
Невротическое заикание
Этиология и патогенез невротического заикания
Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.
У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.
Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.
Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.
Симптомы невротического заикания
Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.
Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.
Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.
При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.
Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.
Диагностика и дифференциальная диагностика
Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.
Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.
Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.
Лечение невротического заикания
Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.
Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.
Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.
Невротическое заикание – лечение в Москве
Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.
Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.
Немного истории и причины возникновения
Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.
Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.
История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.
С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:
- стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
- неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
- наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.
Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.
Особенности патологии
Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.
Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:
- Чрезмерная впечатлительность.
- В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
- Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
- Ослабленная волевая сторона характера.
- Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.
Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.
У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.
Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.
Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.
Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.
Методы коррекции
Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.
Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:
- рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
- психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
- логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.
Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.
Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.
Способы лечения
В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.
Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.
Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:
- Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
- Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
- Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
- Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
- Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.
Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.
Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.
Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.
Современные методики
Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.
На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.
Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.
Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.
Релаксация и самомассаж
Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.
В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.
Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:
- контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
- упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
- комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
- заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
- обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.
После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.
Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.
Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.
Психотерапия
Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.
Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.
Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.
Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.
Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.
Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!
Привет, меня зовут Александр Дегилевич. Преподаю курс от заикания по своей авторской методике. В отличии от других специалистов, я заикался 16 лет и знаю проблему изнутри. Ступора, зажимы, замена слов и логофобия были моей реальностью.
Логопеды и психологи не решили проблему.
Более 10 лет назад я исправил свою речь и теперь привожу своих учеников к такому же результату.
Почему возникает заикание?
Заикание — вершина айсберга. Главная проблема — речевой ступор.
Нужно отличать заикание и запинание. Запинание — это многократное повторение отдельных звуков. Только 5% моих учеников обращаются с такой проблемой. В повседневной жизни повторения звуков происходят у обычного человека в стрессовых ситуациях и особо не беспокоят.
Заикание – это в первую очередь речевой ступор: задержка дыхания, напряжение лицевых мышц и состояние бессилия от невозможности произнести слово.
По статистике заикающихся мужчин в разы больше, чем женщин (примерно 10 к 1), но реальные причины такого распределения неизвестны.
Основная проблема, с которой я работаю более конкретная – речевой ступор и задержка дыхания во время речи. Буквально 1 опыт такого ступора закрепляет состояние фобии: «А если это повторится вновь?» Человек боится повторения ступора, тем самым его провоцирует.
Симптомы заикания. Почему заикание не болезнь?
Симптомы заикания — нарушение дыхания, голоса и артикуляции во время речи. Приобретенная форма психического расстройства, при котором человек испытывает страх и потерю внимания перед произношением отдельных звуков или слогов.
Заикание – это ситуативное нарушение речи. Запинок нет при пении, наедине с собой и с близкими людьми. Количество зависаний и ступоров зависит от психологического состояния, и проявляются в отдельных фразах. Одно и тоже слово заикающийся человек может произнести как с запинками, так и без. Поэтому классические методы лечения будут бесполезны.
Поможет ли логопед при заикании?
Занятия с логопедом дают результат в 30% случаев при детских формах заикания. Причина такой низкой эффективности простая: логопед работает ТОЛЬКО с речевым аппаратом и не обращает внимания на фобию. Эффективность занятий с логопедом у взрослого человека не более 7%.
По теме эффективности работы психолога и гипнолога я рекомендую посмотреть подробное видео:
Поможет ли логопед-дефектолог?
Довольно быстро я понял, что обычные логопеды не специализируются на речевых отклонениях. Они занимаются с условно здоровыми детьми, которым нужна проработка отдельных звуков «Р» или «Л». Поэтому некоторые обращаются к логопедам-дефектологам.
Такой специалист исправляет нарушения речи, которые возникли в результате психологических или физических отклонений в развитии детей. В основном они работают через логопедические упражнения с детьми-аутистами, с ЗПР (задержками психологического развития), с УО (умственной отсталостью), с детьми с нарушением двигательной системы, ДЦП.
При разработке своей программы я взаимодействовал с несколькими логопедами-дефектологами. В процессе консультаций с ними понял, что они довольно поверхностно разбираются в проблеме и способах её решения.
Проблема лечения заикания плохо изучена. Логопедам сокращают часы обучения, поэтому реальная эффективность занятий низкая.
В научной среде проблему заикания считают сложной, слабо изученной и практически нерешаемой. Поэтому большинство специалистов пытаются помочь, но не имеют комплексного подхода в этом вопросе. С другими речевыми нарушениями логопеды используют эффективные приёмы.
Большинство моих взрослых учеников ранее обращались к логопедам и дефектологам, но положительной динамики не происходило.
Про связь заикания и психосоматики можно прочитать ТУТ
Формы и виды заикания
Различают 3 формы заикания: тоническая, клоническая и комбинированная.
Тоническая форма – длительные паузы в словах и растягивание гласных, звуковые ступоры и зависания, при которых человек делает акцент на согласные.
Чаще всего тоническая форма возникает из-за психологического давления. Человек зажимает губы, зубы, язык и старается через зажим продавить слово. Он часто применяет эффект разгона. Пытается перед сложным словом набрать больше воздуха или сделать движения телом (ногой, рукой или головой) и на этом движении выйти из ступора.
Клоническая форма – многократный повтор звука, слога или части слова, при этом человек не в силах продолжить речь. При клонической форме часто изменяется мимика. Заикающийся пытается выйти из цикла повторений с помощью переключения внимания на различные движения.
Комбинированная форма сочетает в себе тоническую и клоническую. Комбинированная форма встречается редко, чаще всего является формой прогрессирующего недуга.
Заикание может развиваться в любом возрасте. Даже у взрослого человека, который много лет говорил без проблем в речи. Обычно заикание развивается из клонической формы, когда человек торопиться сказать мысль, но речевой аппарат не успевает ее проговорить. В такие моменты возникают повторы звуков.
Этапы развития заикания
Существуют 4 этапа.
Формирование заикания
Осознание проблемы
Закрепление опыта
Стабилизация формы заикания
1. Формирование заикания. Формируется в младшем детском возрасте (3 — 5 лет). При этом ребенок не осознает, что с его речью что-то не так и не пытается себе помочь. Логофобии на данном этапе нет. Вероятность полного «спасения» ребёнка от недуга — высокая. На этом этапе заикания больше похоже на повторении звуков, и пока нет судорожных попыток протолкнуть звук силой.
2. Осознание проблемы. Ребёнок начинает чувствовать свою проблему, которая может проявляться уже не только при волнении, но в простых бытовых ситуациях. Степень проявления ступоров умеренно-средняя. Ещё не наблюдается резких тиков и силовых судорожных движений при возникновении трудностей. Как правило, такой этап проходит в возрасте 5-7 лет.
3. Закрепление опыта. Ребёнок начинает вступать в коммуникацию в общественных местах, на уроках в школе. Проблема лишь увеличивается от стрессовых ситуаций. После череды неудачных диалогов появляется состояние стыда и отчаяния, что усиливает жёсткие речевые ступоры, гримасы, логофобию. Ребенок пытается заменять слова и старается говорить как можно меньше. Это происходит примерно в возрасте 7 -10 лет.
4. Стабилизация формы заикания. «Крайняя степень», при которой человек начинает не только заменять слова, но и активно избегает общения, чтобы нанести себе и своей психике как можно меньше боли. В такой форме ощущаются серьёзные проблемы с логопедией, психологией и психосоматикой. На четвертую степень заикания люди попадают в возрасте от 10-16 лет, но бывают и исключения. Большинство взрослых, обращающихся ко мне за помощью, к сожалению, уже имеют эту степень заикания.
Методы лечения заикания. Плюсы и минусы
Существует несколько методик, которые я также использую частично в своей работе.
Методика Арутюнян
Методика Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андроновой) пользуется известностью в России и странах СНГ. В большей части по ней преподают в центре Арлилия, которая на момент 2022 года имеет 6 филиалов по России.
Плюсы.
Методика Арутюнян эффективна в раннем возрасте, потому что в детстве легче исправить речевые ступора. У детей «маленький стаж» заикания поэтому еще не сформировались импульсы и логофобия.
Минусы.
Эта техника лечения основана на закреплении навыка растягивании гласных, чтобы получить уверенность, что человек может разговаривать без зажимов. Таким образом, метод Арутюнян подменяет понятия речь и пение. Курс длится более 2 месяцев, но переход от растягивания гласных к нормальной речи происходит только у некоторых учеников.
Методика Арутюнян
Скачать PDF
Скачать в формате Microsoft Word
Вывод.
Эффективность методики Арутюнян в большинстве случаев кратковременная. Даже после года интенсивных занятий многие люди все равно испытывают сложности. Подробнее об услугах центра Арлилия я написал ТУТ ( в том числе обратную связь от мамы мальчика, которого там год пробовали лечить)
Методика Снежко
Программу Романа Снежко я проходил сам в 2011 году. Он привлек меня громкими обещаниями про 100% избавление от заикания за 3 дня с пожизненной гарантией. Я заплатил 100 тыс.руб. и примерно на 60% улучшил речь. Это произошло благодаря моему усердию и терпению.
Основа курса Снежко – техника «открытого слога», впервые появилась в работах Ю.Б. Некрасовой, которая работала над социальной реабилитацией людей с заиканием. Снежко пытается отрицать этот факт и выдает свою методику за принципиально новый метод.
Плюсы.
В целом программа лечения действенная. Снежко объединил методики Ю.Б. Некрасовой со своими наработками и умозаключениями.
Минусы.
Стоимость высокая. Агрессивный маркетинг Для полного избавление от заикания 3 дней недостаточно. Реальной гарантии нет. В неудачах Снежко обвинит Вас.
Подробнее о плюсах и минусах в моем видео.
Методика Снежко
Скачать PDF
Скачать в формате Microsoft Word
Вывод.
Программа Снежко способна уменьшить количество речевых ступоров и снизить страх общения. За 3 дня навык не может закрепиться, а «результаты» на видео временные и обусловлены синдромом «кабинетной речи». При таком синдроме, спустя некоторое время работы с психологом человек перестает бояться и говорит свободнее. После выхода из «кабинета Снежко» ученики продолжают сильно заикаться.
Подробнее о ценности методики Романа Снежко можно ознакомиться ТУТ
Методика В.И. Селиверстова
Используется логопедами в детских больницах и реабилитационных центрах. В данной программе активную роль играют родители и атмосфера в доме. Последователи методики убеждены, что заикание возникает из-за нарушения темпа речи и психологического состояния ребенка. Поэтому используются игровые приемы, которые призваны создать благоприятную атмосферу для нормализации темпа речи ребенка.
Преподаватели выделяют разные типы ступоров: судорожного и не судорожного характера. Судороги речевого аппарата разделяют на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные. Исходя из типа нарушения, подбирают упражнения для исправления речи.
Методика В.М. Шкловского
Курс В.М. Шкловского рассчитан на 3-4 месяца и включает в себя работу по логопедии и психологии. Особое внимание уделяется вегетативным симптомам: ком в груди, потливость, чувство жара, покраснение лица и шеи. Методика чем-то похода на Арутюнян, но дополнительно используются методы внушения и НЛП.
Методика И.Г.Выгодской, Л.П.Успенской и Е.Л.Пеллингер
Используется в основном для лечения заикания детей дошкольного возраста. Все обучение проходит в игровой форме. Ключевая задача преподавателей состоит в том, чтобы научить ребенка плавному звучанию речи, непрерывности дыхания и сохранению чувство ритма.
В данном подходе дополнительно используется метод мышечной и эмоциональной релаксации. Для детей младшего школьного возраста могу порекомендовать специалиста Н.А.Тригуб в центре «Контракт». Она работает по методике Арутюнян и имеет свои наработки.
Неработающие методики
Народные средства
Народные средства не помогают в лечении заикания. Они не влияют на мышечные ступора и логофобию.
Гипноз и НЛП
Гипнолог помогает пациенту вспомнить травмирующее событие, которое привело человека к заиканию. Специалист по гипнозу ставит в основу своей работы поиск травмирующего события в прошлом и детальный его разбор. Специалист не работает с нарушением механики при заикании.
Более подробно в моем видео:
Логоритмика
В основу методики входят двигательные упражнения под музыку, связанные с изменением интонацией речи. Пациентов учат преодолевать заикание через движения.
Логопедический массаж
Не используется в качестве основной методики. Основная помощь массажа достигается в снятии гипертонуса челюстно-лицевых мышц и устранения артикуляционных зажимов.
Иглоукалывание
Такая же дополнительная методика как массаж. Целью иглоукалывания является расслабление мышц речевого аппарата. Но сам способ произношения слов и попытка использовать артикуляцию в речи не меняется, поэтому заикающийся продолжает использовать ступора, как способ преодоления зажимов.
Электроэнцефалография
Помогает обнаружить судорожные активности отдельных участков мозга и путем воздействия слабых электрических токов расслабить участки речевого центра.
Лечение таблетками
Заикание не болезнь, поэтому вылечить заикание не получится. Большинство существующих таблеток направлены на снижение нервной возбудимости, например Фенибут, но они не помогут в борьбе с недугом.
Моя методика
В своей работе я объединил несколько успешных обучающих программ. В основном Снежко и Некрасовой, но использую методики частично, т.к. многие упражнения не приносят результат.
Принципы
Моя задача работать с причиной, а не следствием. Каждое упражнение я проверил на себе, т.к до 23 лет сильно заикался.
Программа лечения
Мой авторский курс длится 2-3 месяца. Занятия провожу очно или по Skype. Мы работаем с убеждениями, логопедией, психологией и нейрофизиологией. Подробнее с концепцией моего подхода можно ознакомиться ТУТ
Как я работаю
В отличие от других специалистов я знаю проблему изнутри, т.к много лет заикался. Врачи-логопеды до конца не понимают проблему, поэтому не могут предложить последовательную программу по исправлению речи, которая есть у меня.
Я не просто преподаю готовый курс. С каждым новым занятием корректирую учебную программу под ученика. Не существует «готовой таблетки» чтобы вылечить заикание, потому что проблема может быть в убеждениях, мышечных импульсах, дыхании, артикуляции и неверном произношении отдельных звуков.
С результатами моей работы можно ознакомиться ТУТ
Что я не делаю:
— не стараюсь исправить проблему только одним способом: психологическим или медикаментозным. В редких случаях рекомендую прием препаратов как дополнение к основной работе.
— не делаю работу за ученика. Мы разбираем каждую ошибку и учимся ее исправлять. Я являюсь Вашим наставником и личным тренером, поэтому если вы не готовы к совместной работе, ко мне обращаться не стоит.
— не работаю в группах. Каждая проблема индивидуальна, поэтому невозможно дать универсального решения для всех.
В чем сложность лечения заикания?
Проблема не решается с помощью одного метода. Работа строится комплексно. Каждая новая ошибка в артикуляции влияет на уверенность в речи. А неуверенность порождает фобию и новые зажимы.
Самая частая мысль в таких состояниях: «не могу, не получится, впереди трудный звук». В этот момент человек вспоминает прошлый негативный опыт и проецирует его на настоящий момент.
Такое действие приводит к задержке воздуха, и мозг останавливает речевой процесс. Человек боится ступора, поэтому возникает повышенное внимание на внутреннем состоянии, которое отвлекает от речи.
Заикающийся человек очень боится непроизвольных остановок. В такие моменты он начинает помогать себе физически и сжимать мышцы. Большинство речевых процессов у человека происходят бессознательно. Но заикающиеся пытаются контролировать эти процессы, что вызывает избыточное давление на речевой аппарат и диафрагму.
Таким образом появляется фобия: страх испытывать неприятное чувство от заикания. Цель моей обучающей программы – разорвать этот порочный круг.
Когда ждать результат?
Ощутимый прогресс в преодолении заикания наблюдается уже на 2-3 занятии. Следующие 80% времени мы тратим только на закрепление нового навыка и отработку сложных моментов, а также проводим работу над ошибками. Подробнее о методике ПРОРЫВ можно прочитать ТУТ
Какие гарантии?
Многие курсы обещают 100% гарантию. Это ошибка!
Ученик цепляется к цифре «100%» и начинает зацикливаться на каждой незначительной запинке. Зацикленность рождает фобию «а вдруг заикание вернется?». Человек слишком много внимания направляет на процесс речи и провоцирует развитие логофобии.
Я не привязываю Вас к 100% .
Моя конечная цель – привезти человека к удобной для него речи. Это не значит, что Вы всегда будете говорить как диктор без запинок. В речи обычного человека запинки составляют 12-15% и зависят от общего самочувствия, внимания и координации.
Минимально при Вашем ответственном подходе, я могу гарантировать снижение заикания на 50%, но дальнейший результат во многом зависит от вас. Изначально мы ставим цель на 100% результат и делаем всё для этого необходимое.
Наша цель – исключить ступор в речи, а запинки сделать естественными и комфортными.
Результат | Пояснение |
Минимальный | Уменьшение ступоров во время общения с любым человеком на 50%. Ощутимый результат для самого себя. |
Оптимальный | Устранение ступоров на 70% и комфортный выход из любых запинок. Навык самостоятельного разбора и устранения 50% ошибок . |
Идеальный | Устранение ступоров на 90% и более. Комфортная речь в любой момент. Стабильный навык. |
Отличие моего курса – бесплатное пожизненное сопровождение ученика и разбор ошибок.
У моих учеников есть возможность обращаться ко мне за помощью в любое время после основного курса. На консультациях мы разберем проблему и проведем корректирующую работу над ошибкой. О всевозможных ГАРАНТИЯХ в этой теме можно прочитать ТУТ
Заикание – как «карточный домик». Я провожу индивидуальные занятия по следующим направлениям.
Дыхание
Нарушение дыхательной функции — одна из пяти причин возникновения ступора в речи. Невозможно одновременно задерживать дыхание и говорить. Заикающийся в момент страха часто не замечает, что дыхание перехватило и судорожно начинает пытаться протолкнуть «сложное слово» с помощью мышц речевого аппарата: губ, челюсти, языка и мелких лицевых мышц. На занятиях учу человека правильному дыханию во время разговора. Закрепляем этот навык личным общением в разговорах по телефону с незнакомыми людьми.
Голос
Некоторые мои ученики напрягают голосовые связки во время речи, от этого их голос становится зажатым, обрывистым и неуверенным. Другие методики пробуют работать с голосом, изменяя его.
Такой подход помогает нейтрализовать заикание на поверхностном уровне, но сама проблема остается нерешенной. Часто после такой коррекции голоса заикание только усиливается, т.к внутренне мы хорошо изменяем голос в несвойственной нам манере, для того чтобы скрыть проблему.
Артикуляция
При речевом ступоре артикуляция всегда усиленная и неправильная. Нарушение артикуляции и работы мимических мышц – это реакция на расстройство. При разговоре с кем-то человек пытается напряженно выдавливать звуки. Главный критерий – ощущение удобства. Если неудобно – значит неправильно.
Некоторые специалисты в первую очередь работают с развитием артикуляции. Но проблема обратная.
У заикающегося идеальная артикуляция!
У заикающегося идеальная артикуляция!
Разговоры наедине с собой подтверждают этот факт. Задача моей программы максимально снизить артикуляцию, исключить избыточное давление. Для этого я разработал упражнения и глубокие психологические практики.
Мышление при заикании
При нарушении речи мысли становятся зыбкими, отвлекают человека от предмета разговора. В идеале он должен думать только о предмете речи, а не о том каким образом ему сказать слово или фразу. Нормализации мышления в моем курсе отведено несколько модулей, процесс небыстрый.
Мышления приходит в норму, но только после исправления физических ступоров. Под ступором мы понимаем резкую остановку процесса говорения и попытки противодействовать силой своему «замершему» речевому аппарату. Без работы с мышлением результаты физических упражнений могут быть неустойчивыми.
Нарушение темпа речи
Замедленная речь – визитная карточка многих центров лечения заикания. Проблема в том, что ученик действительно может говорить медленно без заикания. Но можно ли такую речь назвать нормальной?
Медленный темп – это костыль, а не решение проблемы.
Его применение лишь доказывает, что у человека нет врожденной патологии, иначе она бы она появлялась независимо от обстоятельств. Подстройка темпа речи – одна из проблем. Темп речи должен зависеть от вашего самочувствия, а не от скорости речи собеседника.
В центрах человека учат корректировать темп речи, говорить медленно вне зависимости от состояния, но это неестественно, поэтому навык не закрепляется. У многих учеников не получается перейти с замедленного темпа на нормальный. Это главная проблема центра «Арлиллия». Они полгода общаются на медленной скорости речи, но не знают как выходить из речевого ступора.
Дыхательные упражнения
Специалисты думают, что проблема ступоров в речи связана с легкими. Многие логопеды предлагают дыхательные упражнения как основной метод коррекции логоневроза. Например, методика Стрельниковой на 90% состоит из дыхательных практик. Мой опыт опровергает эту гипотезу, т.к в детстве я занимался бегом, плаванием и единоборствами. На заикание это не повлияло. Зачастую наоборот заикания проявляется в том, что человек от страха делает слишком большие вдохи. Таким образом, происходит гипервентиляция грудного отдела и перенасыщение кислородом. Так возникает лишнее напряжение в легких и речевом аппарате. При нормальной речи человек обходится минимальным объемом воздуха для передачи максимального объема информации.
Я использую дыхательные упражнения только для тренировки непрерывности звукового потока, чтобы заикающийся не останавливал речь и звук. На моих занятиях совершенно неважно как происходит вдох или выдох, легкими или диафрагмой.
Логофобия. Страх говорить
Логофобия – это страх говорить в присутствии других людей. Она проявляется в потере внимания, координации и рваном дыхании. Человек ощущает сложность в формулировании мыслей и произношении слов.
Многие думают, что заикающийся боится людей. Это не так!
Заикающийся испытывает неуверенность. До начала речи он предчувствует неизбежность проявления речевых ступоров и боится выглядеть нелепо. В момент речи у него на лице появляется бессилие и страдание.
Логофобия приводит к физическому проявлению заикания. Сперва заика видит яркую картину ступора в голове и проецирует ее в речь.
Как устранить логофобию?
Психологи и гипнологи не устраняют логофобию, потому что она вызвана не психологическими, а реальными физическими проявлениями: зажимами, ступорами и состоянием дискомфорта. Невозможно себя успокоить, если ты испытываешь реальные трудности.
Но это состояние быстро проходит при получении первого уверенного положительного опыта речи. Вместо логофобии мои ученики получают ощущение управляемости и контроля за ситуацией. В некоторых случаях появляется чувство эйфории, которое тоже опасно. Часто оно приводит к ускорению темпа речи и сбою.
Заикание у детей
Дефект речи возникает у 4% детей, как правило, в возрасте 4-6 лет от испуга. Обычно это происходит после любого нервного потрясения. К 7 годам у 30% из них речь приходит в норму.
В лечении заикания детей нужен особый подход. Важную роль играют родители и окружение. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком и проанализировать в какие моменты возникают проблемы.
Если трудности с речью появляются только в стрессовых ситуациях и при посторонних людях, то дело в невротическом заикании, т.е в приобретенном. При такой форме ребенок хорошо говорит с близкими, но сбивается с чужими людьми.
Если ребенок заикается даже сам с собой, тогда причина может быть в нарушении работы речевого центра мозга. Но такие ситуации случаются редко.
Ребенку при заикании нельзя давать советы: «Успокойся, расслабься, не переживай».!
Такие советы не работают, т.к ему нужно не расслабиться, а выполнить речевую задачу. Ребенок должен отдать этому процессу усилия, а не готовиться к молчанию.
Я занимаюсь с детьми старше 11 лет. Для детей дошкольного возраста советую обратиться в центры речи по методикам И.Г.Выгодской, Л.П.Успенской и Е.Л.Пеллингер. Большинство психологов и логопедов будут работать с такой проблемой менее эффективно. Подробнее о том, как я занимаюсь с детьми до 11 лет, ТУТ
Эффективный курс для детей от 5ти до 10 лет
Проблему заикания у детей может решить логопед-дефектолог в центре речи. В этом видео я рассказываю об одном из таких центров:
Вывод. Взрослым людям с заиканием я не рекомендую обращаться за помощью ни к логопедам, ни к логопедам-дефектологам. Детям в возрасте 5-7 лет рекомендую обращаться только к проверенным специалистам.
Заикание у подростков
Навык заикания усиливается в подростковом возрасте, когда начинается активная социализация. Ситуацию усугубляет поток новой информации, ребенок испытывает психологическое напряжение от объема информации, которую нужно освоить. Также очень сильно на заикание влияет нехватка сна.
Именно в подростковом возрасте возникают элементы соперничества и сравнения себя с другими. В такие моменты растет логофобия, которую усиливают даже маленькие запинки, которые были в детстве. Поэтому родителям важно следить за графиком сна ребенка.
Заикание у взрослых
Заикание во взрослом возрасте мешает в личной и профессиональной деятельности. Большинство заик ищут менее «разговорную» профессию. Основные трудности взрослый человек испытывает во время стресса: от экзаменов и поиска работы и старается сводить количество устной речи к минимуму.
Мой курс рассчитан в основном на взрослую аудиторию. Результаты моих взрослых учеников более предсказуемы, чем у детей, т.к они более ответственно подходят к обучению.
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ О КУРСАХ ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ЗАИКАНИЯ МОЖНО ТУТ