Как исправить звук к у дошкольников

У детей дошкольного возраста возникают разные нарушения звукопроизношения. Все они должны быть устранены до школы. Сделать это можно с помощью логопеда. Специалист определит причину проблемы и научит правильно говорить.

СодержаниеСвернуть

  • Правильная артикуляция
  • Важные правила
  • Подготовительный этап
  • Способы постановки
  • Постановка с опорой
  • Особенности автоматизации

Постановка звука [К] проходит в несколько этапов. Это позволяет закрепить звук в речи, автоматизировать его и устранить дефектное звучание.

Правильная артикуляция

Артикуляция звука к

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К]. Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К].

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.

Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Важные правила

Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.

Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:

  • строго перед зеркалом;
  • внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
  • делают каждый день.

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.

Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.

Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.

Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.

Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.

Артикуляционное упражнение "Горка"

Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.

Артикуляционное упражнение "Месим тесто"

Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.

Артикуляционное упражнение "Лопаточка"

Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.

Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.

Упражнение "Ветер дует с горки"

Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.

При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука [Р] гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.

В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.

Способы постановки

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

Механический способ постановки звука к

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».

Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.

Постановка звука к от т

Постановка с опорой

В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К].

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.

Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

Особенности автоматизации

Игра "Дождик" для автоматизации звука к

Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.

Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание.

Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога.

На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.

Чистоговорки на звук к

После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».

Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.

Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам. Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор.

После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.

Звук [к] не входит в число наиболее трудных для произношения, но все же и с ним у детей бывают сложности (неверное произношение [к] логопеды называют термином «каппацизм»). Чаще всего этот дефект проходит сам собой, но если в 4-5 лет ребенок не выговаривает букву К, ему помогут занятия с логопедом или домашние упражнения, которые он может делать с родителями.

Девочка и слова на букву К

Причины

Нарушения произношения тех или иных звуков могут быть вызваны особенностями строения речевого аппарата. Чтобы получить звук [к], необходимо задействовать заднюю часть языка и мягкое нёбо (как и для звуков [г] и [х]). Отсюда вытекают основные физиологические причины, способные вызвать подобный дефект речи:

  • частичное нарушение подвижности языка;
  • индивидуальное строение нёба;
  • нарушение слуха, не позволяющее слышать и воспроизводить определенные звуки.

Но в большинстве случаев речь не идет ни о каких серьезных нарушениях. Обычно просто малыш идет по пути наименьшего сопротивления. Он неосознанно облегчает свою речь, заменяя буквы, требующие специального напряжения, теми, что вылетают сами собой. Например, ребенок вместо [к] говорит [т], поскольку ему очень легко это воспроизвести. Потому и возникают ситуации, когда нужно вмешаться взрослым и расставить все звуки в речи малыша по своим местам.

Упражнения

Если у ребенка выявлено хотя бы одно из перечисленных выше нарушений, необходимо обратиться к специалисту и не предпринимать никаких шагов без его рекомендации. В том случае, если речевой аппарат ребенка соответствует норме, для постановки звука вполне можно подобрать ряд нехитрых упражнений, которые малыш будет с удовольствием делать в домашней обстановке.

Прежде всего, взрослым нужно следить за своей речью: чтобы выговаривать все звуки, ребенок должен иметь правильный образец для подражания.

Ставим звук

Чтобы как можно яснее представить себе, что требуется от ребенка, вначале прислушайтесь к себе: встав перед зеркалом, внимательно проследите, как вы произносите звук [к]. Выяснится, что при этом кончик языка спокойно лежит у основания нижних зубов, а задняя часть языка слегка горбится (для этого немного приоткрывается рот) и на мгновение плотно прижимается к нёбу. С силой выдыхаемый воздух, проходя между нёбом и прижатым к нему выгнутым языком, как раз и дает звук [к].

Помните, что буква — это то, что мы видим и пишем, а то, что мы говорим и слышим, — это звук. Научить ребенка говорить букву К — значит поставить соответствующий ей звук.

Для постановки звука [к] логопедами разработаны специальные упражнения. Главное правило при их выполнении — запастись безграничным терпением. Ребенок не должен чувствовать ни малейшего давления со стороны взрослого, для занятий обязательна игровая форма, доброжелательная атмосфера.

Вот несколько эффективных приемов:

  1. «Борьба с пальцем». Нужно сесть рядом с ребенком перед зеркалом и показать ему правильную артикуляцию звука [к] с широко открытым ртом, чтобы было хорошо видно смычку спинки языка с нёбом и попросить его повторить за вами. С помощью ложечки или чисто вымытого пальца он сам, следуя вашему примеру, может прижать кончик языка вниз, одновременно отодвигая его назад. Язык при этом должен оказывать сопротивление, что заставит его сгорбиться и сомкнуться с нёбом. В этот момент пора выдохнуть воздух — неизбежно должен получиться звук [к]. Останется только добиться чистоты звучания и закрепить в памяти нужное положение языка. С первого раза это получается крайне редко – нужно объяснить это малышу, чтобы он не расстраивался из-за первых неудач.
  2. В основе другого популярного варианта этого же упражнения лежит умение ребенка правильно произносить звук [т]. Нужно посадить его перед собой и попросить безостановочно произносить слоги: «та-та-та». В это время нужно ложечкой или пальцем осторожно прижать кончик языка книзу и постепенно отодвигать назад, вглубь рта. Спинка языка начинает выгибаться, прижимаясь к нёбу. Произносимые ребенком слоги по мере продвижения изгиба трансформируются: «та-тя-кя-ка». Действовать нужно очень аккуратно, чтобы не доставить дискомфорта малышу и не вызвать рвотный рефлекс. Со временем необходимость помогать языку исчезнет — он научится принимать нужное положение сам.
  3. «Сердитая кошка». Это задание рассчитано на живость детского воображения: скажите ребенку, что его язычок — это кошечка, которая выгибает спинку и шипит. Если малыш никогда не видел, как это бывает в жизни, можно подобрать и показать ему подходящее видео (выбирайте тщательно, чтобы не напугать малыша!). Рано или поздно попытка выгибать язык и подражать шипению кошки вызовет звук [х]. Теперь нужно заставить кошечку, то есть язык, «сделать хвост трубой»: ребенок приподнимет заднюю часть языка, которая соприкоснется с нёбом, и получится [к].

Когда одна из попыток увенчается успехом, не стоит проявлять нетерпение и требовать от малыша немедленно повторить результат. Возможно, это получилось у него случайно. Нужно терпеливо повторять упражнение, и случайный успех превратится в осознанное действие.

Занятия не должны утомлять ребенка и длиться дольше 15 минут. Для того чтобы они принесли желаемый эффект, никто из участников не должен отвлекаться на посторонние предметы и звуки (игрушки, радио, телевизор, телефон).

Автоматизируем звук

Полученный четкий звук закрепляется, автоматизируется путем многократного его использования в словах. Для этой цели подойдут стихи, песенки, скороговорки. Можно предложить ребенку самому придумывать слова со звуком [к], описывать картинки, разгадывать загадки и т. д.

Необходимо проследить, чтобы нужный звук присутствовал в разных частях слов, сочетался с разными другими звуками, был твердым и мягким. Для этого также существуют логопедические упражнения на звук [к].

Обычно такие занятия проводятся с маленькими детьми, которые еще не умеют читать, поэтому необходимо использовать картинки:

  • произносите название изображенного предмета без последнего звука, чтобы ребенок мог закончить слово. Например: ковши(к), слони(к), рожо(к);
  • попросите назвать пропавший звук или слог слове: (ка)рандаш, (ки)сточ(к)а, (к)раб, (к)ля(к)са;
  • называйте слова, которые начинаются c других звуков, а ребенок должен подобрать к ним слова на звук [к]: ноготь – коготь, нора — кора, волос – колос;
  • называйте большой предмет, а ребенок пусть делает из него маленький: рука — ручка, нога — ножка, лапа — лапка.

Пальчиковый театр на занятии у логопеда

Дополнительные упражнения по развитию речевого аппарата

Развитие мелкой моторики тесно связано с речевой функцией, поскольку в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом – это научный факт. Чем сложнее и точнее движения рук и пальцев, тем быстрее и лучше ребенок начинает говорить.

Поэтому, подбирая малышу игрушки, следует отдавать предпочтение именно тем, которые требуют работы пальцами: конструкторам, играм-шнуровкам, пазлам, резинкам для плетения, пальчиковому театру. Помимо развития мелкой моторики, активизации речевой функции и обогащения словарного запаса, подобные игрушки способствуют развитию:

  • кругозора;
  • памяти;
  • воображения;
  • творческих способностей;
  • пространственного мышления;
  • усидчивости.

Речь человека, в том числе и ребенка, целиком отражает степень его развития. Системный подход к воспитанию, включающий и физические упражнения, и чтение книг, и занятия творчеством, дает ключ к красивому и правильному произношению.

Постановка и автоматизация звука [К]

Артикуляция звука [к]:

  1. губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
  2. зубы разомкнуты;
  3. кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
  4. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  5. голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
  6. воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.

Для подготовки к правильному произнесению звуков рекомендуются артикуляционные упражнения:

  1. «кашляем»;
  2. «горка» – губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба;
  3. улыбка с сомкнутыми губами;
  4. улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).

Постановка звука [К]

І способ. Постановка звука по подражанию

• Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение , ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.

• После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом – «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха. Устранив из своего произношения серединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.

•Если получился правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]».

• В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за Вами.

ІІ способ. Постановка звука [к] от правильного [х]

Обратите внимание на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], то корень его языка прикасается к небу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к небу, зажал им щель перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.

• Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].

• В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I).

• После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

• Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

III способ. Постановка звука [к] на вдохе

• Ребенок должен как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].

• Еще это можно сравнить с беззвучным (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий к звуку [к].

• В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее»). Для того чтобы избежать раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом.

• Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.

• Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

IV способ. Постановка звука [к] с механической помощью

Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпателем.

• Пусть ребенок произносит слоги: [та — та — та]. В это время вы, нажимая на кончик его языка, постепенно и осторожно проталкиваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги.

• По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т’], затем нечеткий мягкий звук [к’]. В какой то момент вы услышите, что ребенок произносит слоги[ка — ка — ка].

• Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь ста, и что звук, который он будет произносить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.

• Когда послышится правильный звук [к], еще какое-то время придерживайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать.

• Как-нибудь назовите его (например, скажите, что этот звук напоминает покашливание).

• Осторожно уберите шпатель, пусть ребенок сам продолжает произносить слоги.

• Предложите ребенку произносить слоги [ка — ка — ка] самостоятельно. Скорее всего, вам придется еще не один раз помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не запомнит.

• Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

• В дальнейшем пусть ребенок произносит слоги с другими гласными (он может повторять их за вами).

Речевой материал для автоматизации звука [к]

Автоматизация звука [к] в прямых слогах

Произносить слоги:

ка-ка — ка-ка-ка

ко-ко — ко-ко-ко

ку-ку — ку-ку-ку

кы-кы — кы-кы-кы

Произносить слоговые ряды:

ка — ко — ку — кы

ко — ку — кы — ка

ку — кы — ка — ко

кы — ка — ко — ку

Произносить слова:

ка

Катя,касса, камера, камень, канат, карась, калач, канал, кабан,  каша, кант, кабель, казан, кабинет, кассир, камыш, калина, кабина, карамель, качели, кашель, катушка, капюшон, карман, капрон,капуста, картофель, карусель, каблук, капитан, булка, дочка, бочка, миска, ночка, точка, черника.

ко

Косы, ковш, колос, Коля,козы, кожа, колба, космос, кот, кол, ком, комната, кони, кофе, корень, кобра, молоко,далеко, закон.

ку

Куб, куль,  кулёк,кум, курица, кусок, куст, кухня, купол, кузов, кувшин, якут, секунда, окунь, секунда, булку, дочку, миску, точку.

Произносить слова со стечением согласных:

квас, квадрат, Клава, класть, класс, клапан, квартал, крот, кровь, крошки, крот, кроме, круг, кружка, крупа, краса, крабы, кран, край, крыша, крыса, Крым, клок, клоун, клуб, клубок, клык;

дочка, кочка, ручка, точка, внучка, тучка, ванночка, птичка, точка, тачка, овечка, речка, собачка, лягушка.

Произносить чистоговорки:

Ка-ка-ка, ка-ка-ка —

Вот широкая река.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко —

Там рыбак недалеко.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка —

Есть улов у рыбака.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко —

Рыба ловится легко.

Автоматизация звука [к] в обратных слогах

Произносить слоги:

ак-ак — ак-ак-ак

ок-ок — ок-ок-ок

ук-ук — ук-ук-ук

ик-ик — ик-ик-ик

Произносить слоговые ряды:

ак — ок — ук — ик

ок — ук — ик — ак

ук — ик — ак — ок

ик — ак — ок — ук

Произносить слова:

Мак, бак, сок, сук, цирк, танк, блеск, веник, воск, тюбик, каток, комок, замок, рынок, ролик, человек, мотылек, бантик, ручеек, домик, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок, петушок.

Произносить слова с двумя звуками [к]

Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, косынка, катушка, колокол, кошка, копейка, каблук, конфетка, казак, катушка, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, кукушка, клубок, клубника, коллекция.

Автоматизация звука [к] в предложениях:

У Коли коллекция марок. Дедушка посадил яблоньку. Каждое утро я делаю зарядку. Катя начертила квадрат. Костя купил книгу. Не молоток кует железо, а кузнец. Синичка — маленькая птичка. Бабушка кормит кур. Кате купили зайку. Собака своих не кусает. За окном капает дождик. Коля идет на рынок.

Автоматизация звука [к] в стихах

          Петушок

Петушился, петушился

Забияка-петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка,

Не похож на петушка.

(Е.Авдиенко)

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

У еловых шишек

Сто чешуек-крышек.

Каждое — как перышко,

А под каждым — зернышко.

На кокосы, на кокосы

Налетели мы как осы!

А кокосы высоко,

А в кокосах молоко.

Спать пора

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко!

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научится

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

(Р.Фархади)

Кот

Копеек накопил,

Кошке

Козочку

Купил,

А козе –

Капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка

Крепка,

Кошке даст

Молока.

(В.Лунин)

Автоматизация звука [к] в связной речи

Прослушать рассказ, ответить на вопросы и пересказать.

1.

Колобок

  У леса на опушке стоит избушка. А живет в избушке Колобок-румяный бок. Колобок — мастер сказки рассказывать. Катится Колобок по дорожке, кого ни встретит, сказку расскажет. Любят сказки колобка и Мышка-норушка, и Лягушка-квакушка, и Петушок — золотой гребешок.

Вопросы.

Где стоит избушка?

Кто живет в этой избушке?

Что умеет Колобок?

Кому нравятся сказки Колобка?

Расскажи о Колобке.

2.

Лягушка-квакушка

  Жила-была квакушка, зеленая макушка, белое брюшко, выпученные глазки — совсем как в сказке.

  Рот у этой красавицы большой, как говорится, до ушей, хоть завязочки пришей. А ест так много, что даже времени на это не хватает.

  Только позавтракала, смотришь, а уже обедать пора; не успела облизнуться — ужинать надо! Попрыгать бедняжке некогда: вот так и ест комаров без перерыва.

  А теперь подумай: лягушки полезные или вредные? И будешь ли ты после этого их обижать?

С.Кузьмин

Отгадай загадки

Черный Ивашка —

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш)

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище.

(Кот)

Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста)

На олене, на коне

Хорошо кататься мне!

Не по тундре, не по лугу —

Еду я по чудо-кругу.

Я скачу, я лечу,

Я в восторге хохочу!

(Карусель)

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Кататься хочешь —

На нас садись.

(Качели)

На соломинке дом,

Сто ребяток в нем.

(Колосок)

Не зверь, не птица,

Носок как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

(Комар)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

(Корова)

Быстрый прыжок, теплый пушок,

Красный глазок.

(Кролик)

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он не знает.

(Крот)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно!

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост — колечком.

(Собака)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в руке.

(Удочка)

Ходит с края он на край,

Режет черный каравай.

(Ножик)

Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

(Река)

Упадет — подскачет,

Ударишь — не плачет.

(Мячик)

Черные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

(Буквы)

Пословицы и поговорки

Близок локоток, да не укусишь.

Как аукнется, так и откликнется.

Как волка не корми, он все в лес смотрит.

Каков мастер, такова и работа.

Капля мало, а по капле — море.

Корень учения горек, а плод сладок.

Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.

Кошке — игрушки, мышке — слезки.

Красна птица пером, человек умом.

Куда иголка, туда и нитка.

Конец — делу венец.

Задания для автоматизации звука [к] и развития мелкой моторики

ДОЖДИК

Послушай и повтори. 

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Кап! Кап! Кап!…

Произнеси несколько раз: «Капли капают: кап-кап».

Дорисуй цветными карандашами капли дождя. 

КУКУШКА

Отгадай загадку.

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»?

Попробуй произнести без запинки: «У лесной кукушки есть два кукушонка, забавных ребёнка».

Проведи короткие сплошные линии по точкам, проговаривая: «Ку-ку».

КВАКУШКИ

Отгадай загадку.

Зелены мы, как трава

Наша песенка: «Ква-ква».

Как прыгает лягушка ? Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. Повтори несколько раз: «Ква-ква».

Рисуй и проговаривай: «Ква-ква, лягушка-квакушка».

ОБЛАКА

Отгадай загадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(облака)

На что похожи эти облака ?

Обведи по точкам контуры облаков. Проговаривай звук [К] в словах: «Облако, конфета, кот, корова, курица»

КОНФЕТЫ

Отгадай загадку.

Доскажи словечко.

Любят все детки

Сладкие …

(конфетки)

Обведи в коробке контуры конфет, стараясь не отрывать карандаш от листа бумаги. Раскрась конфеты в разные цвета.

Сосчитай конфеты: «Одна конфета, две конфеты, три конфеты…». Сколько их лежит в коробке?

Литература

1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям.СПб.,2007.

2.Волина В.В Занимательное азбуковедение. М., 1991.

3.Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков К, К’, Г, Г.’ Х, Х’,Й. Пособие для детей с нарушениями речи. Минск, 2003.

4. Залманова Р.Я. Сам себе логопед.СПб.,1995.

5. Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [К], [К’]. Ярославль, 2001.

6. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.,2007.

7. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.

8. Хватцев М.Е. Недостатки речи у детей. М., 1948.

Как поставить звук К

Содержание

  • 1 Характеристика звука
  • 2 Постановка звуков «к», «г», «х»
    • 2.1 Основные способы
  • 3 Недостатки произношения буквы «к»
  • 4 Правильная артикуляция
  • 5 Артикуляционные упражнения
  • 6 Автоматизация звука «к» в словах

Постановка и автоматизация звука [к] начинается с младшего дошкольного возраста (2,6-3 года). Первая фонема появляется в речи младенца 7-12 месяцев. У большинства детей логопеды выявляют дефекты произношения этого призвука. Каппацизм характеризуется как полное отсутствие или искажение заднеязычного согласного. Паракаппацизм предполагает замену [к] другой фонемой.

Постановка звука [к]
Автоматизация звука [к].

Характеристика звука

Логопеды описывают фонему [к] как звук:

  • ротовой — по работе мягкого неба;
  • велярный, заднеязычный, задненебный — по месту образования;
  • твердый — по степени напряжения средней части спинки языка;
  • согласный — по наличию преграды в ротовой полости;
  • глухой — по работе голосовых складок;
  • смычно-взрывной — по способу образования.

Постановка звуков «к», «г», «х»

Работа учителя-логопеда начинается с внедрения и дифференциации в речи заднеязычного согласного.

Помогают занятия по развитию слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. Педагог указывает ребенку на точную артикуляцию, правильное положение языка, губ, а также отрабатывает чистое звучание изолированной фонемы с помощью речевых и неречевых заданий, пассивной артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, упражнений с бездефектными звуками.

Логопед подбирает дошкольнику 2 упражнения для постановки заднеязычных согласных, а навыки закрепляют родители в домашних условиях:

  1. «Язычок-борец, или Кто сильнее». Дошкольник принимает исходное положение при постановке велярного согласного: приоткрытый рот в улыбке. Логопед легким нажатием на язык отодвигает спинку вглубь рта. Ребенок сопротивляется. Педагог, попеременно надавливая на кончик и переднюю спинку, добивается поднятия задней части языка. Во рту образуется «горка».
  2. «Катание с горы». Ребенок сам выгибает язык «горкой», кончиком касается нижних резцов. Затем толчкообразно выдыхает на ладонь с ватным шариком, сдувает его и называет фонему.
Постановка звука
Артикуляционная гимнастика.

На следующем этапе логопедической работы предстоит поставить звук [к]. Упор делается на бездефектные фонемы, которые ребенок выговаривает чисто, без пассивной артикуляционной гимнастики и механической помощи взрослого.

Основные способы

В работе с дошкольниками различают 3 метода:

  1. По образцу. Педагог показывает ребенку, как правильно произносить велярный согласный, акцентируя внимание на четкой артикуляции, положении органа речи, звучании [к].
  2. Механический способ. Применяется логопедом при формировании правильного положения органов речи. Используются массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, шпатели, зонды.
  3. Смешанный метод. Предполагает использование всевозможных логопедических приемов для становления и автоматизации фонемы. Выбор зависит от индивидуальности ребенка.

Чаще используется последний способ. Но все 3 метода опираются на словесную инструкцию, кинестетическую чувствительность, опорные звуки и тактильно-вибрационный, зрительный, слуховой контроль.

При постановке велярного согласного учитель выбирает один вариант или комплекс упражнений:

  1. «Покашливание»:
    • дошкольник выдыхает, имитирует легкое покашливание, произносит слог «кхе», ощущает поток воздуха на ладони;
    • при возникновении иного звучания педагог использует логопедический прием: указательным и большим пальцами слегка сдавливает область горла под подбородком, придает механически нужный уклад органам речи;
    • следующим шагом будет научить малыша покашливанию шепотом, чтобы услышать чистый призвук [кэ];
    • заднеязычный согласный закрепляется в других слогах: «ка», «ко», «ку»;
    • в заключение ребенок дифференцирует изолированную фонему [к].
  2. «Вдох-выдох»:
    Диафрагмальное дыхание
    Правильный вдох и выдох.
    • педагог учит дошкольника называть слог «ка» любым способом на вдохе, делаются упражнения «Улитка» и «Храп» (в первом случае нужно втянуть язык вглубь горла, как будто улитка прячется в раковину, во втором желательно изобразить беззвучный храп и научиться выговаривать звук [х], произносить слог «ка»);
    • логопед учит шепотом говорить «ка» на вдохе и выдохе, также делаются упражнения «Улитка» и «Храп»;
    • на выдохе педагог закрепляет у дошкольника отдельный велярный звук, подготавливает тренировку на слогах с поставленными гласными [о], [у], [ы], [и], [е].
  3. «Постановка [к] от [т]»:
    • коррекционный педагог логопедическим инструментом фиксирует положение речевого аппарата в момент медленного проговаривания дошкольником слога «та», нажимает шпателем на корень языка, когда слышит от ребенка звук [т];
    • далее учитель с помощью инструмента надавливает на переднюю спинку языка, чтобы получить звучание «тя»;
    • логопед продолжает продвигаться инструментом к корню, образует «горку», добивается от дошкольника произношения слогов «кя», «ка»;
    • ребенок, как только научился чисто произносить изолированный заднеязычный согласный с помощью инструмента, переходит к самостоятельному произношению фонемы.
  4. «Постановка [к] от [х]»:
    • при чистом произношении фонемы [х] детское внимание фиксируется на правильной артикуляции органов, желательно установить язык «горкой», корнем касаться неба и перекрывать щель;
    • дошкольник внимательно следит за движением педагога, а затем также изображает легкое покашливание, выдыхает воздух на ладонь с фонемой [к];
    • при появлении напряженного, срединного призвука [х] логопед поэтапно добивается чистого произношения заднеязычного согласного через тихое покашливание, начиная с легкого для ребенка слога «кэ» и заканчивая соединениями [к] с другими гласными.
Постановка звуков
Артикуляционный профиль.

Недостатки произношения буквы «к»

Явление, когда дети не умеют выговаривать какой-либо звук, заменяют его другой фонемой или искажают при произношении, называется речевым нарушением. При каппацизме выявляют следующие недостатки:

  1. Ребенок произносит [к] изолированно или в словах с характерным придыхательным, кашлевым призвуком. При артикуляции голосовые связки смыкаются, а язык остается безучастным. Поэтому фонема ставится заново.
  2. У трехлетних детей слышится в речи вместо [к] четкий призвук [х] из-за неплотного прилегания языка к небной занавеске. Отсюда воздух проходит через щель, образуя фонему [х]. Проводится полный цикл занятий по дифференциации заднеязычных согласных с фиксированием внимания на укладе органов артикуляционного аппарата.
  3. Дошкольник вместо твердого называет мягкий звук [к] с добавлением гласных [е], [и]. Объяснение в том, что у ребенка сформировалась неверная привычка артикуляции. Исправляется дефект механическим способом. Педагог сдвигает у дошкольника язык со средней части неба к задней. Такое положение поможет в произношении твердого согласного.
  4. Ребенок называет слова с заданной фонемой, издает горловое звучание. Это явление возникает из-за примыкания корня языка одновременно к небу и задней стенки глотки. Ошибка исправляется механическим способом, когда учитель с помощью шпателя от «та» приходит к произношению «ка». При этом педагог следит за тем, чтобы нажатие на язык было легким.
  5. Вместо [к] дошкольник произносит фонему [г], в обратных слогах добавляет призвук [э] или [ы]. Такой дефект объясняется включением в артикуляцию голосовых связок. Чаще всего он возникает при автоматизации согласных [т], [п]. Поэтому занятия проводятся поэтапно: закрепляются звуки [п], [т], затем добавляется фонема [к], обращается внимание дошкольника на отсутствие дрожи гортани при произношении заднеязычного согласного.
Каппацизм
Занятия с логопедом.

Правильная артикуляция

Четкое произношение звуков невозможно без правильной постановки речевого аппарата:

  • рот приоткрыт;
  • кончик языка не касается нижних резцов;
  • зубы разомкнуты;
  • передняя и средняя спинки языка опущены;
  • корень упирается в небную занавеску;
  • мягкое подвижное небо примыкает к задней стенке глотки;
  • голосовые связки расслаблены;
  • выдыхается воздух, который взрывает смычку между небной занавеской и корнем языка.

Артикуляционные упражнения

С дошкольниками одно логопедическое задание повторяется трижды в день. Каждое упражнение делается минимум 5 раз. К новому уроку дети переходят после того, как без запинки выполнят предыдущее действие. При постановке звука [к] логопед использует следующие упражнения:

  1. Улыбнитесь, приоткройте рот. Это исходное положение (ИП) артикуляции при постановке звука [к]. Слегка покусывайте язык.
  2. Придайте ИП органам артикуляционного аппарата. Переднюю часть языка положите на нижнюю губу и прикройте верхней. Теперь «пошлепывайте» губами и произносите слог «пя».
  3. Займите ИП. Покусывание языка чередуйте с «пошлепывающими» движениями губ.
  4. Из ИП артикуляционного аппарата на нижнюю губу положите язык. Расслабьте его, накройте верхней губой. Теперь зафиксируйте положение на 5-10 секунд. Если ребенку трудно самому удерживать положение языка, то с помощью стерильной марли держите пальцами за кончик. Дошкольник в это время будет пытаться убрать язык в ротовую полость.
    Постановка заднеязычного согласного
    Упражнение «горка».
  5. При постановке заднеязычного согласного примите правильную артикуляцию органов речи: улыбнитесь, выпятите язык «горкой», расслабьте связки. При этом кончиком упритесь в нижние резцы, а корнем прикоснитесь к небу. Удерживайте позицию до 5 секунд.
  6. Придайте ИП артикуляционному аппарату. Сделайте язык «горкой». Напрягайте и расслабляйте его каждые 10 секунд.
  7. Займите ИП, язык выпятите «горкой». Теперь плавно подуйте по средней части органа, ощутите прохладный воздух. Усложните задание: не просто выдыхайте воздух, а произносите звук [к] и сдувайте ватный шарик с ладони.

Автоматизация звука «к» в словах

Заключительная фаза, автоматизация звука в речи, наступает после постановки изолированной фонемы [к]. Работа коррекционного педагога начинается с неоднократного повторения прямых, обратных слогов, слоговых рядов. Например, учитель-логопед подготавливает следующие задания:

  1. Прямые слоги: «ку», «кы», «ко», «ка».
  2. Обратные слоги: «ак», «ык», «ок», «ук».
  3. Легкие и сложные слоговые ряды: «ка — кы — ко», «кло — кла», «квак — квук», «кны — кна — кно — кну».
  4. Короткие слова с одинаковым рядом: «бак — мак — ак», «бок — моток — ок», «бук — внук — ук».
  5. Слоговой ряд со словом: «ык — ык — бык», «ук — ук — паук», «ак — ак — табак», «ик — ик — веник», «ок — ок — сапожок», «юк — юк — курдюк», «як — як — бедняк».
  6. Короткие слова: «пик», «лик», «кот», «тук», «бук», «око», «кол».

Затем логопед подводит дошкольника к словам с заднеязычным согласным. Ребенок учится находить понятия на заданный слог, подбирать слова с несколькими рядом стоящими согласными:

  1. В начале слова: «кокон», «комок», «копейка».
  2. В середине слова: «акула», «полка», «гимнастика», «анкета», «бисквит».
    Подбираем слова
    Слова со стечением согласных.
  3. В начале и середине слова: «клубника», «коляска», «кадушка».
  4. В конце слова: «сок», «лук», «маяк», «как», «клок».
  5. В начале и конце слова: «кок», «колобок», «комок», «кабак», «каблук».
  6. Слог в начале, середине и конце слова (например, «ку»): «кубик», «кубок», «секунда», «миску».
  7. Слова со стечением согласных: «крыса», «класс», «тучка», «ручка».

Отработанные понятия учитель-логопед закрепляет в словосочетаниях, предложениях, связной речи. В частности, дошкольника просят сначала связать легкие слова, придумать предложения с заданной фонемой, а затем подобрать больше слов со звуком [к]:

  1. Словосочетания: «атласные маки», «надевать кепку», «классное занятие», «купить куклу», «крутить маховик».
  2. Предложения: «На беленьких котят налетели озорные воробышки», «Индюк клюет песок, камни, гальку, насекомых».

С младшим дошкольником автоматизация звука невозможна без логопедических игр:

  1. «Один… а много…»: «один кролик, а много кроликов», «одна майка, а много маек».
  2. «Один-много»: «внук — внуки», «индюшка — индюшки», «кулич — куличи».
  3. «Найди ошибку»: «В подосиновик положили корзину», «Колбасой шестилетний кошку свежей кормил Кеша».
  4. «Порядковый счет»: «одна сумка, две сумки, три сумки…».
  5. «Один — два — пять»: «один крот, два крота, пять кротов», «одна арка, две арки, пять арок», «одно стекло, два стекла, пять стекол».
  6. «Прямой и обратный счет до 10»: «одна кровать, десять кроватей, две кровати, девять кроватей…».
  7. «Лишнее слово»: «колос, кукла, лотос, кефир, мешок», «кричу, клюет, учим, крапать».
  8. «Лишний звук»: «канат, компьютер, драка, климат».
  9. «Большой — маленький»: «курица — цыпленок», «корова — теленок», «конь — жеребенок», «коза — козленок», «утка — утенок», «кошка — котенок».
  10. «Назови ласково»: «куб — кубик», «чашка — чашечка», «кот — котик».
  11. «Ласковый звук»: «нос — носик», «глаз — глазик», «рот — ротик», «стол — столик».
  12. «Чье?»: «мой клубок», «моя кофта», «мое окно».
  13. «Раздели на слоги»: «ко-ло-коль-чик», «клип», «ка-би-нет», «клоп».
  14. «Выдели ударный слог»: «кро-кус», «крот», «ком-ната», «крик-нуть», «ка-мера».

Коррекционный педагог заканчивает работу тогда, когда в самостоятельной речи ребенка слышен чистый заданный звук.

На автоматизацию согласной фонемы, как и на закрепление новой физиологической привычки, уходит в среднем 1,5 месяца. Новые навыки ослабнут, если взрослые не будут контролировать правильную артикуляцию органов. Это приведет к нарушениям речи. Легче поставить ребенку звук с нуля, чем исправить дефект неправильного произношения.

Оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)

Загрузка…

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К’].

Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’],

Хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’].

Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

 1. «Купили кукушонку капюшон…»

Звуки-то вроде простые, а у ребёнка не получаются! «Тутушка!»- радостно говорит он, увидев высунувшуюся из окошечка часов-ходиков кукушку. «А как она кукует?» — спрашивает мама. «Ту-ту, ту-ту!» — весело отвечает малыш. «По-моему, так гудит поезд, — иронично замечает папа. «Нет, тутушка тутует!» — настаивает ребёнок.

Подобные замены [К], [К’] на [Т], [Т’] («таньти» — коньки, «тино» — кино), [Г], [Г’] на [Д], [Д’] («дуси» гуси, «дездо» — гнездо), а [Х], [Х’] на [Т], [Т’] («твост»-хвост, «титлый» — хитрый) часто встречаются у трёхлетних детей. Это так называемые возрастные замены. Перечисленные звуки могут и вообще отсутствовать («от»- кот, «ости» — гости, «леб» — хлеб). Чаще всего, эти милые ошибки проходят сами собой к четырем годам. Если этого не происходит, надо либо обратиться к логопеду, либо попытаться справиться с трудностями в домашних условиях с помощью подручных средств.

2. Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Звуки [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков — нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, — это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.

 3. «Ленивый» язык

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К’] [Г], [Г’] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х’] — образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

4. Способы постановки звука [К]

Упражнение «Язычок-борец»:

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Упражнение «Ложечка»:

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т]. На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

5. Закрепление звука [К] в речи ребёнка

Необходимо закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз (именно в такой последовательности!). Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….

КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.

КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.

КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.

Посложнее, — в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.

«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.

Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:

«Животные и их детёныши»: кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.

«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.

Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам:

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!

Скороговорки, — это высший пилотаж в произношении любых звуков:

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Коси, коса, пока роса.
Роса долой — и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.

Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

П. Воронько.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

С. Маршак.

– Котик-кот, иди к доке,

Расскажи о колоске!

– Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Г. Виеру.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

А. Шибаев.

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г]звонкий). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» — дом, «субы» — зубы, «шук» — жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или [Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, — [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] — [З], [Ш] — [Ж], [Ф] — [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

7. Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.

ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.

ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.

ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.

Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?

Га-га-га, га-га-га: не  болит уже нога.

Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.

Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Стихотворные тексты со звуком [Г]:

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

(Г. Виеру)

Гусь

— Га-га-га! — гогочет гусь.

— Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

(Н. Коётарев)

Снегири сидят в снегу:

Сядут в снег – и ни гу-гу.

Зря сычи их стерегут

На заснеженном лугу.

(А. Пудваль)

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Веточка качается-

Неплохо получается.

(А. Пудваль)

Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком.

Свысока смотрит гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

 8. Способы постановки и автоматизации мягких звуков [К’], [Г’]

Когда звуки [К], [Г] поставлены, их мягкие варианты [К’], [Г’] в произношении ребёнка появятся без проблем. Надо только помнить, что мягкие звуки предполагают более напряжённый язык и более высокий подъём его корня.

КИ-КИ-КИ-…, КЕ-КЕ-КЕ-…, ГУ-ГУ-ГУ-… и т.д. Подобрать слова также не составит труда. Надо лишь идти от простого, — к сложному. Самое простое, — звуки в начале слова: КАНАВА, КАМЕНЬ, КЕГЛИ, КИНО, ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИМН, ГИТАРА, САНКИ, НОСКИ, ВАГОН, ТЕЛЕГА, ОГОНЬ, ФЛАГИ, СНЕГИРЬ.

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:

Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.

Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, — теперь беги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.

На звук Кь

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки коврижки.

У мышки-норушки

Шкварки в кружке.

У мышки в кадушке

Грибочки-волнушки.

В миске у мышки

Остатки закваски,

А в погребочке

Сырки и колбаски.

На двери – крючочки,

Цепочки, замочки…

(И. Лопухина)

Выучите с ребенком скороговорки и стихи: важно развивать не только звукопроизношение, но и память.

9. Звуки [Х], [Х’]

Остались не поставленными звуки [Х], [Х’]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К]. Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х]: слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай — попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Чистоговорки с [Х], [Х’]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х], [Х’]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х’]:

Хомячок охрип от крика:

— Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру!

(А. Пудваль)

ХохотушкаХохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

(Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста.

(Е. Карельская)

 Хомячок

Хомка, хомка, хомячок —

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать!

(А. Каменчук)

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

— Нехороший тот курятник, плохой!..

(В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

(В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х’]:

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.

Добавить комментарий