Как история нашла отражение в поэме

Помогите плиз! Какие реальные события времени Ахматовой нашли све отражение в поэме Реквием????



Профи

(638),
закрыт



14 лет назад

Vrednyi Angel

Знаток

(341)


14 лет назад

В 1935 году был арестован сын Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв. Анна Андреевна провела 17месяцев в тюремных очередях (сын арестовывался трижды-в1935,1938 и 1949).Вместе со всем народом переживла поэтесса трагедию сталинских репрессий. И когда одна из женщин, стоявших рядом с ней, спросила шопотом:,, Аэто вы сможете описать? “,Ахматова ответила:,, Могу”.Так рождались стихотворения, вместе составившие ,,Реквием”.Поэма-это и лирический дневник очевидца эпохи, и произведение разительной художественной силы, бездонное по своей глубине.

Какую роль в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

Поэма Ахматовой «Реквием» относится ко вполне реальному историческому событию – сталинским репрессиям. Эта тема, безусловно, главенствующая, однако читатель может заметить множество отсылок и к другим, более давним событиям, но все же важным для истории народа, о которых и повествует автор. Таким образом, Ахматова создает в своем произведении совершенно уникальное художественное пространство, затрагивая как настоящее, так и прошлое своей страны.

«Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть.», – вспоминает Ахматова кровавые времена другого столетия. Поэтесса соединяет прошлое и настоящее своего народа, показывая жестокую историю. Автор плачет и с матерями репрессированных, и с женами казненных стрельцов. Так читатель может прочувствовать единение даже с временами давно ушедшими и ощутить, что тот народ также страдал, и все мы – одно целое.

Вспоминает Ахматова и времена другого поэта – Пушкина, когда делает сознательную отсылку к его стихотворению «Во глубине сибирских руд». Поэтесса пишет: «Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река, но крепки тюремные затворы, а за ними «каторжные норы»». И Пушкин писал про те самые «норы» в стихотворении о своих друзьях-декабристах, которые также, как и герои поэмы Ахматовой, были подвержены жестоким гонениям со стороны государства.

Именно благодаря отсылкам к историческому прошлому автору удается передать конфликт не свой, личный, а проблему всего народа. Его боль и бесконечное горе. Русь Ахматовой безгранична как географически (реки, которые сопровождают повествование на протяжении всей сюжетной линии), так и исторически. Композиция поэмы, ее сюжет и отсылки к прошлому доказывают читателю одно: народ един даже перед лицом страшных кровавых событий.

Анализ «Реквием» Ахматова

Анализ «Реквием» Ахматова

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 763.

Обновлено 29 Июня, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 763.

Обновлено 29 Июня, 2021

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы и ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1935–1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы: её бывший муж Николай Гумилёв был расстрелян большевиками в 1921 г., а сын арестован в 30-ые годы, в период сталинских репрессий. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в тюрьмах и лагерях только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти и скорби, материнского страдания, любви и патриотизма.

Композиция – После эпиграфа, предисловия, посвящения и вступления идут первые две главы поэмы; они образуют пролог, а последние две – эпилог. Основная тема следующих за прологом 3–6 глав – обобщение материнского горя, 7 глава “Приговор” – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – акмеизм; он повлиял на раннее творчество поэтессы, его отголоски можно найти и в поэме “Реквием”.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвящённых реакционному периоду. В число жертв тоталитарного произвола попали самые близкие и родные люди поэтессы – её бывший супруг Николай Гумилёв и их общий сын Лев Гумилёв. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938–1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» сразу после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чём не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с близкими, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за своё отечество, вынужденное стать ареной для бессмысленной и жестокой казни своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего ребёнка.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать её из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, к чему призывает Ахматова в своей поэме.

Композиция

При изучении анализа произведения«Реквием» следует отметить, что данная поэма отличается своим композиционным построением от других поэм. Первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнаёт место и время действия произведения.
  • Последующие 3 и 4 главы представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую горя, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, её пугает неизвестность. Это и 7 глава – кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына.
  • 8 глава – мать в порыве отчаяния взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребёнка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями безвинно распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенёс народ в страшные годы репрессий.

Жанр

Литературный жанр произведения – поэма, в которой преобладает лирическое начало. Однако в «Реквиеме» проявляются и характерные черты эпического рода: наличие пролога, основной части эпилога, упоминание о нескольких исторических эпохах и проведение параллели между ними.

Направление, которое проявилось в поэме, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений начала ХХ века, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Владислав Зайцев

    10/10

  • Артём Элизаров

    8/10

  • Ирина Алексеева

    10/10

  • Ханде Эрчел

    9/10

  • Lilnait Student

    10/10

  • Яна Михайловская

    7/10

  • Светлана Ковалева

    10/10

  • Лиля Шабанова

    10/10

  • Васька Пеплов

    6/10

  • Алсу Патрушева

    9/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 763.


А какую оценку поставите вы?

Цель: Познакомить учащихся с особенностями послеоктябрьского творчества А. А. Ахматовой; показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта; развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы А. А. Ахматовой «реквием», соотнесения их со своими внутренними представлениями; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся. Оборудование: Портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, текст поэмы «реквием».

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся выразительно читают стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «реквием», о её жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения.

Форма проведения: Урок-диалог.

Организационный Этап

Актуализация Опорных Знаний

Беседа

♦ Каков был круг интересов молодой А. А. Ахматовой? расскажите о происхождении её литературного псевдонима.

♦ Когда состоялся поэтический дебют А. А. Ахматовой?

♦ Какие лирические сборники были выпущены поэтессой до революции? Как они были приняты читателями?

♦ Каково ваше впечатление от стихотворений А. А. Ахматовой?

III. Постановка Цели И Задач Урока.

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. «Есть три эпохи у воспоминаний»,— сказала однажды А. А. Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, её долгая и драматичная творческая судьба тоже располагается примерно в трёх различных биографических периодах.

Один из них, молодой, начальный, отмеченный сборниками «Вечер», «чётки» и «Белая стая»,— дореволюционный; основные художественные принципы, свойственные А. А. Ахматовой, сложились именно в те далекие годы, столь знаменательно и тогда ещё совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно к классике, к а. С. Пушкину, м. Ю. лермонтову, Ф. И. тютчеву, повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе — поверх акмеизма и через иссыхавший уже символизм.

Второй период несравненно более протяжённый во времени: если литературная деятельность А. А. Ахматовой до революции охва тывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции и примерно до начала 1930-х гг. она переживала внутренне замкнутый и невидный для читателя творческий процесс, достаточно к тому же болезненный ввиду неприятия её тогдашними официальными правительственными и литературными кругами. В 1930-е гг., отмеченные, как мы увидим, исключительной напряжённостью творчества, она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы исчезнувшей из читательского и литературного мира.

IV. Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

— А. А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — её лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в её творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к родине. А. А. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех её путях и перепутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

И сердцем выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Заслушивание сообщений учащихся «октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой»

Работа над идейно-художественным содержанием стихотворений «рыбак» и «Смятение»

1) Выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися наизусть

2) Постановка и решение проблемных вопросов

♦ Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в стихотворениях?

♦ Какие два контрастных образа нарисованы в стихотворении «рыбак»?

♦ Каков облик возлюбленного в «Смятении»?

♦ К кому могли быть обращены эти стихи, открывающие поэтический сборник А. А. Ахматовой?

4. исследовательская работа (в парах)

Комментарий. Учителю рекомендуется обратить внимание

Учащихся на любовную лирику послеоктябрьского периода в целом, определить, изменился ли её характер, стала ли она глубже, какие новые мотивы наметились в любовной поэзии А. А. Ахматовой.

5. Презентация результатов исследовательской работы в парах

Обобщение учител я

Завершил раннее творчество поэтессы сборник «Anno Domini» (1921). Позади осталась короткая, но бурная эпоха, полная социальных потрясений,— время революции и Гражданской войны, неизбежные расставания, потери и жертвы. Бури и накал событий отразились и в лирике анны ахматовой: в её стихах явственно слышится воздействие времени, поэтесса жадно вглядывается в окружающий её, рождённый революцией новый мир, пытается определить в нём своё место. Для её первых послеоктябрьских стихов характерны полнота восприятия жизни, своеобразная открытость, исповедальная искренность. Поэтесса живёт контрастами времени, которые отразились в таких её стихах, как «Всё расхищено, предано, продано…», «мне голос был. Он звал утешно…» и другие.

В любовных стихах поэтессы мы видим противоположность характеров лирических героев. Их поединок, лирическое пространство полнится тяжёлыми предчувствиями, беспокойством, тревогой, неуверенностью и сумятицей, в стихах нарастает чувство трагизма. Становятся более резкими переходы от чувства к чувству, появляются сочетания с противоположными значениями: «гранитный город славы и беды», «чёрная нежная весть», «для безумных и светлых нас», «безмолвная песня, музыка нема» и так далее.

Изменился масштаб судьбы лирической героини. Поэтесса чувствует потребность выйти за рамки непосредственно пережитого. А. А. Ахматова уже не в такой мере, как раньше, описывает фон, на котором разворачиваются происходящие события, меньше опирается на достоверность деталей. Ход авторской мысли углубляется, поэтесса с высокой степенью достоверности описывает жизнь человеческой души.

6. Заслушивание сообщений учащихся «ахматова и эмиграция», «Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.»

7. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения «мне голос был. он звал утешно…»

1) Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся наизусть стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…»

2) Слово учителя

— Стихотворение «мне голос был. Он звал утешно» было написано в 1917 г. Это произведение вошло в сборник стихов «Белая гвардия», в котором личные переживания Анны Андреевны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит «одическая, пророчески-возвышенная» манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период лирика А. А. Ахматовой насыщается цитатами и образами пушкинской поэзии, а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль А. А. Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим — о невозможности оставить родину в дни испытаний. В стихотворении «мне голос был. Он звал утешно…» анна ахматова выступает как поэт-гражданин. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и т. д. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в. Но ведь это произведение не было одиноким! через пять лет, в 1922 г., анна ахматова пишет примечательное стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час;

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Восприятие А. А. Ахматовой в среде эмиграции было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась

Представительницей утончённого дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов, свидетельницей и участницей пряной предсмертной эпохи, нашедшей в её лирике своё высокое словесное выражение:

Да, я любила их, те сборища ночные,—

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над чёрным кофеём пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжёлый, зимний жар.

Весёлость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Да, я любила их, те сборища ночные…

Итак, продолжим разговор о периодах жизни А. А. Ахматовой. В дневниковых записях А. А. Ахматова писала: «После моих вечеров в москве (весна 1924 г.) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском м. Шагинян. Она сказала: “Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать”».

3) Аналитическая беседа

### Какие строки подчёркивают стойкость лирической героини, её решимость остаться навсегда с россией? Прочтите их выразительно.

### Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение?

### Как сейчас, в изменившихся политических условиях, мы воспринимаем идею этого стихотворения?

### Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой.

8. Заслушивание сообщений учащихся «личная драма поэтессы»

9. Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «реквием»

1) Слово учителя

— Основой поэмы стала личная трагедия а. ахматовой: её сын лев Гумилёв был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета лГУ, арестовали в 1935 г. тогда его удалось скоро вызволить: анна андреевна написала письмо И. В. Сталину. Во второй раз лев был арестован в 1938 г. и приговорён к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет.

В третий раз льва арестовали в 1949 г., приговорили к расстрелу, который затем заменили ссылкой. Вину его не смогли доказать, и впоследствии его реабилитировали. Сама А. А. Ахматова аресты 1935 и 1938 гг. рассматривала как месть властей за то, что лев был сыном Н. С. Гумилёва. арест 1949 г., по мнению А. А. Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё.

Однако было бы неверным сводить содержание поэмы «реквием» только к семейной трагедии. «реквием» — это воплощение народного горя, народной трагедии, это крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время,

…когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих

Ленинград…

Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает Эпиграф, Вместо Предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых называются «Приговор», «К смерти», «распятие») и Эпилог (состоящий из трёх частей).

Почти весь «реквием» был написан в 1935–1940 гг., раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 гг. Долгое время произведение существовало только в памяти А. А. Ахматовой и её друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта. Поначалу «реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

Реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

2) Аналитическая беседа

### Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это… описать». Какие строчки из части «Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

### Какой факт из биографии А. А. Ахматовой был положен в основу поэмы?

♦ Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

♦ В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А. А. Ахматова включила цитату из Пушкина?

♦ Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»?

♦ Итак, кому же посвящается поэма? (Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

♦ Какая родина изображена у А. А. Ахматовой?

♦ Какие приметы времени изобразила А. А. Ахматова?

♦ Какое событие описано в гл. I? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

♦ Почему А. А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой жёнки? что вы помните о стрельцах?

♦ Как меняется масштаб событий в гл. II? чем напоминает эта главка старинную русскую песню-плач?

♦ Как образно обрисовано в гл. IV, V, VI горе матери? Какой видится А. А. Ахматовой её прошлая жизнь?

♦ Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном в гл. VII-IX, начиная с фразы: «Когда я читаю главы VII-IX “реквием”».

♦ Прочтите название гл. X. С чем оно связано? Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. А. Ахматова?

♦ Какие строчки «Эпилога» подчёркивают общность человеческих трагедий в те годы репрессий?

♦ Какое завещание оставила поэтесса потомкам?

♦ а теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 г. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

Обобщающее слово учителя

Поэма А. А. Ахматовой «реквием» — в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание — акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы.
узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы. А. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать «реквием» не могла.

Это действительно память, потому что жива остаётся только она — память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать

Снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «реквием» — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «реквием» — не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.

VI. Домашнее Задание

Прочитать «Поэму без героя» и подготовить выразительное чтение: второе и третье «Посвящения»; из ч. 2 «Девятьсот тринадцатый год» начало гл. 1, прозаическое вступление к гл. 2 и стихи центральной её части, заключительные строки гл. 3 и 4; гл. 12-16 ч. 2 «решка»; стихи центральной части «Эпилога».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщения (3 учащихся): «Война в судьбе и поэзии анны ахматовой», «творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие» и «Конец творческого пути. Итоги жизни».

Тема «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…»

                                        ( по поэме А.А. Ахматовой «Реквием» )

Цели урока:

1. Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся; воспитание уважения к ценностям демократического общества;
2. Формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности за свой выбор в современной действительности, за умение отстаивать активную жизненную позицию;
3. Развитие навыков анализа поэтического текста;

Оборудование:

Мультимедийный проектор для показа презентаций; 

                                                                                                                                Нет, и не под чуждым небосводом,    
                                                          И не под защитой чуждых крыл, –
                                                          Я была тогда с моим народом,
                                                          Там, где мой народ, к несчастью, был.                                                
                                                                                                        А.Ахматова. 1961 г.

I Слово учителя: 

Одной из центральных тем в современной литературе является тема «исторической памяти», тема репрессий.

Какие произведения и каких авторов вы можете назвать?

Проанализировав поэму, попытаемся ответить на вопросы:

– А нужно ли писать о репрессиях? Необходимо ли помнить прошлое? Не разрушит ли знание прошлого те нравственные ценности и ориентиры, которые сложились у каждого человека?

II Презентации, подготовленные группами учащихся.
 

1. А.А.Ахматова – поэтесса начала XX века
2. Эпоха 1930 – 1940 годов в истории страны.

Полярные годы: начало коллективизации, создание колхозов, великие стройки по всей стране, годы самоотверженного труда и период репрессий, борьба за власть наверху.

– Как история нашла отражение в поэме?

Личное горе и смятение, тоска и боль смешиваются в поэме с более широкой темой – темой беды народа, темой трагедии, вобравшей в себя миллионы судеб людей. По словам А.А.Ахматовой, её «судьба – судьба страны, судьба народа».

– Поэма называется «Реквием». Каково лексическое значение слова?

( 1. Католическое богослужение. 2. Траурное музыкальное произведение.)

– Скорбь по невинно погибшим людям, дань памяти миллионам жертв репрессий. Послушайте, как звучит «Реквием» композитора В.А. Моцарта. Соответствует ли музыка тому душевному состоянию, которое стало следствием чтения поэмы.

Катарсис – духовное очищение через эмоциональное потрясение. Человек приходит к выводу, что жизнь – это не просто бытовое существование, а это закон вечности.
– Какова композиция поэмы, как построена? В какой последовательности расположены главы?

III Работа над анализом текста.

– Выразительное чтение  отрывка «Апокалипсис» 
– Почему для описания событий поэтесса выбирает библейский масштаб? К кому отсылают слова «каторжные норы», есть ли разница в судьбах декабристов и репрессированных? Какие изобразительно-выразительные средства передают невыносимое горе, боль, страдание?

Глава «Вступление»

– Какими художественными средствами создает поэтесса картину и события жизни Ленинграда в трагические годы. (Мотивы УНТ, «желтый месяц», «звезда смерти», крест – тюрьма и символ нации)
– Какие детали воссоздают картину трагедии?

Глава «Приговор»

Мотив окаменелости повторяется в поэме.

– В каких значениях употребляется слово «каменный»? Ср. «и упало каменное слово», «надо, чтоб душа окаменела», «окаменелое страдание», «ученик любимый каменел».
Завещание лирической героини.

Главы «К смерти»

– Почему так названа эта часть? Биографическая справка.(Презентация)

Глава «Распятие»

– Какая связь между Богоматерью и лирической героиней? Почему туда, где мать стояла, «так никто взглянуть и не посмел»?

IV Итоговый вопрос, выводы 

– Зачем нужно помнить прошлое? Что необходимо иметь каждому человеку, чтобы отстоять внутреннюю свободу, не сломаться под гнетом времени и обстоятельств?
Подводим к выводу, словам Д.С.Лихачева: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным…Память должна уберечь от повторения прошлых ошибок».

Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из поэмы. Анализ.

Комментирование оценок

Добавить комментарий