Как изменить слово чтобы найти корень

Чтобы определить корень слова, подбираем родственные слова, в которых должна повторяться одна и та же главная морфема, в которой заключено основное лексическое значение, например: нужно определить корень в слове восхищение.

Вспоминаем родственные слова:

восхищать, восхититься, восхитительный, предвосхищать (события).

Очевидно, что общей частью этих слов является часть восхищ-/восхит- с корневым чередованием т//щ.

Хотя часть вос- подозрительно смахивает на приставку, но это часть корня, как доказали родственные слова. А морфема -хищ- будет корнем в словах:

похитить, похищение, хищение.

Так что не всегда бывает легко определить границы корня в слове, особенно если в нем происходит чередование согласных.

Вспоминается тестовое задание по русскому языку, в котором было дано “на засыпку”, конечно, существительное укрепление с выделенным корнем вот так:

у-креп-ление.

Боюсь, что многие сдающие тест попались на эту удочку, вспомнив родственные слова:

крепкий, крепость, крепить, укрепить, крепёж,

не учитывая корневого чередования:

б//бл гребет – гребл-я;

п//пл сыпать – сыпл-ю;

в//вл любить – любл-ю;

м//мл кормить – кормл-ю;

ф//фл графить – раз-графл-енный.

В слове “укрепление” – корень крепл-.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zummy out off
[226K]

5 лет назад 

Знать, какой корень у слова нужно не только для выполнения заданий по разбору слова, но иногда и для объяснения правильного написания слова.

Как же определить, какой корень в слове?

Методом подбора: вспомнить как можно больше родственных именно по значению этому слову других слов, имеющих одинаковую часть, и, сравнив все найденные слова, выделить общую часть, которая и будет являться корнем слова.

Пример нахождения корня в слове «игрушка»:

найдём родственные слова (по смыслу связанные с понятием «игра»): игра, игрок, поиграть, заигрывать, игривый, игральный, розыгрыш.

Общая часть «ИГР» – корень всех этих слов, в том числе и слова «игрушка».

Колюч­ка 555
[61.3K]

7 лет назад 

Естественно нужно подобрать однокоренные слова. Например слово пришкольный. Тут можно обойтись одним проверочным словом “школа” (можно и добавить: школота, дошкольный, школы, школьная). Мы видим что отсекается приставка -при- и суффикс -н- (естественно и окончание -ый-). Правда корень будет не -школ-, а -школь-. Так как мягкому знаку больше не куда деваться.

Подведем итог: чтобы определить корень слова, нужно подобрать такие слова в которых отсутствовали все морфемы, кроме корня (если это конечно возможно, ведь некоторые слова , например, без приставки вообще не употребляются). Тот же корень будет и в требуемом слове. Пример я уже привела

З В Ё Н К А
[822K]

7 лет назад 

Что нужно помнить?

Ищите корень только в самостоятельных частях речи. В служебных корня, как правило, нет, поэтому не нужно силиться искать корни в словах “из”, “с”, “в”, “за” и так далее.

Корень может состоять из одной буквы (редко), а может и включать в себя всё слово (чаще). Поэтому не думайте, что корень – это нечто фонетически завершённое. Всякое бывает.

Корень может иметь разный вид в разных однокоренных словах. Некоторые буквы (и гласные, и согласные) способны чередоваться (чередующиеся) или исчезать (беглые). Например: выРАСТу – выРАЩивает.

Как определять?

Вдумайтесь в смысл слова. Подберите все известные вам однокоренные слова и выставьте их в один ряд. Подчеркните совпадающие места.

У нас образовалась наглядная картина. Теперь вернёмся к нужному слову и проверим: есть ли там такая часть? Совпадает ли с соответствующими частями других слов? Если Да, то корень найден правильно. Например: КУПить, поКУПка, переКУПаю.

Ксарф­акс
[156K]

5 лет назад 

Для того, чтобы определить корень в слове, нужно чётко представлять, какое лексическое значение имеет данное слово и что оно означает. Это позволит понять, какие слова являются однокоренными – и на основе этого можно будет определить, какой корень имеет анализируемое слово.

Кроме того, нужно помнить правила словообразования той или иной части речи.

Иногда корень может состоять из одной буквы, а иногда в слове может быть несколько корней одновременно.


Например, выделим корень в слове “перекресток”.

Подберём однокоренные слова – крест, окрестность, окрест.

Становится понятно, что слово “перекресток” было образовано приставочно-суффиксальным способом. Оно имеет корень “крест”, приставку “пере” и суффикс “ок”.

дольф­аника
[379K]

8 лет назад 

Корень слова это не основа слова, куда входят еще приставка и суффикс, а корень слова – это та часть, которая не изменяется ни в каких словах, эти слова называют однокоренные.

Например, слово “погода”, однокоренные “распогодилось”, “погодные” условия, а вот “ну погоди”, сюда не входит, смысл другой. Корень в слове “погод”.

берем другое слово “прекрасный”, однокоренные слова “прекрасен”, “красна” девица, “красить”. Корень в словах “крас”.

Чем больше однокоренных слов найдете, тем меньше допустите ошибок при разборе слова.

Есть слова трудные, определить корень трудновато из-за беглых букв,поэтому некоторые слова лучше запомнить, где у них корень

Ольга сама
[1.5K]

3 года назад 

Кто определил, что корень укрепления – крепл, а не креп, оно точно также образовано от слова креп (крепкая) и лен (линия).

Какой прекрасный человек определил, что в слове именно такой корень, где та грань которая определяет степень неизменяемости корня, если все слова, особенно в русском языке образованы из букв, имеющие свою смысловую нагрузку.

Например со словами блудить и блуждать, наши филологи определяют корень – блуд, а во втором слове – блужд. Да как такое возможно! это абсолютно родственные слова образованные от слова блуд, а блуд образован от слов бл (болтание = множество (Б) направлений (Л)) и уд (отходящее (У) от целого (Д)).

А придумано это для того чтобы даже филологи, увидев похожие слова в русском и иностранном языке, даже и не подумали искать корни и истоки в русском языке, и отметали даже любые попытки, потому что там -а- в корне а за границей -о-.

ALeSk­A
[11.1K]

5 лет назад 

Нас в школе учили так , чтобы определить корень слова, нужно подобрать к данному слову , слова с таким же лексическим значением (это и будут однокоренные слова) . Например, нужно определить корень в слове -Дворик (подбираем слова):

Дворовой

Дворник

Дворец

Дворянин ,итак, мы должны определить часть, которая повторяется у все этих слов и не меняется, эта часть и будет корнем слова : ДВОР (часть с лексическим значением и есть корень)

Но есть слова не только однокоренные, а и те у которых корней два и более, они называются многокоренными . Прежде, чем определить корни у таких слов, их нужно разбить на слова из которых они состоят :

снегопад – снег и падает

Деревообрабатывающий – дерево и работа

Водоросль – вода и рост

А затем разобрав слово на его составляющие, нужно определять при помощи подбора слов.

Alen4­uk
[161K]

8 лет назад 

Корень в слове представляет собой главную значимую часть и выражает основное лексическое значение данного слова.

Для того, чтобы определить корень слова, нужно подбирать однокоренные слова. Эта общая часть однокоренных слов и будет конем.

Например, беглец, бег, прибежать, бегать, побег,разбег,бегун. В данном случае у всех общая часть – слово “бег”. Оно и будет корнем всех этих слов.

valen­tina5­1
[20.3K]

8 лет назад 

Подбираются однокоренные слова (не формы одного слова, а именно однокоренные) лес лесничий, лесной, перелесок и т д. выделяется общая часть. желательно подобрать однокоренные разные части речи, обычно выделить нетрудно, в трудных случаях обратитесь к словарю.

morel­juba
[62.5K]

5 лет назад 

Для того чтобы определить корень в слове нужно изменяя слово в разные формы найти его неизменяемую часть. При определении корня нужно подбирать однокоренные слова и вычленять общую неизменяемую часть. Например, найдём корень в слове пробегусь.

Пробегусь – бежит – бег. Корень – бег.

Знаете ответ?

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

состав слова


шарады для детейПервое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

 Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова. 

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

 Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

 Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

 Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

 Основа слова – это  часть слова без окончания. 

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

шарады для детейВторое — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? 
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: 
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. 
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: 
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова? 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. 
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? 
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. 
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова. 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.


шарады для детейТретье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1.  Определи  слово как  часть речи.
  2.  У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов  нет окончания).
  3.  Укажи  основу слова.
  4.  Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5.  Выдели приставку.
  6.  Выдели суффикс.

порядок разбора слов по составу

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

4. корень -КУП-

5. приставка ПО-

6. суффикс — -К-

пришкольный 

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

4. корень -ШКОЛЬ-

5. приставка ПРИ-

6. суффикс — -Н-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

4. корень -ЦВЕТ-

5. приставка РАС-

6. суффикс — -А-


шарады для детейЧетвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-),  —от-, —остьун, —чик(-чиц-, —щик)

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Например:

  • ик — образует лицообладающее качеством (медикстарик)
  • иц — лицо или животное женского пола (девицакурицатигрица)
  • ист, щик, ач — лицопринадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
  • ошк, ушк,  чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительноласкательную форму предмету.

Суффиксы прилагательных

ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск,  —тель, —ист

Суффиксы глаголов

а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л,  —ну, —ся, сь, —ть (-ти)

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время (былспалплыл)
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нестиделать, беречь)

шарады для детейПятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

  1 вариант

1.Разбери слова по составу:                                                                           

Времена, перевязь, глоток,  гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок,  билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Трус — …………………………………………………………………………..

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
беззащитный дарить вкусный добрый
подъехать вода сводный тяжёлый
безобразный жизнь съеденный белый
донёс пришкольный водный чёрный
простота домашний цветик ключи
поворот садик свалка рыба
замёрз сухая куча курица
вышёл дума каменщик смысл
завёл жаркий рыбка одежда
подход застава лавка сорока

     2 вариант

1)Разбери по составу:                                                                        

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
конь лето плакучий мягкий  
подтянул локоток мясник молодость  
вписать проходить зима мяч  
прожить водитель книга сады  
заяц часы кормовой земляной  
срок котёнок мир ножницы  
заря школа лесник радость  
ссора покрасить низкий лодка  
стул сиреневый погода карандаш  
подъезд поле крыша полк  

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Тренировочная работа по теме «Состав слова»

Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок


О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

 20 слоговых таблиц в подарокВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь ребенкаКак развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Содержание

  1. Что такое корень слова?
  2. Содержание:
  3. Как найти корень в слове?
  4. Что такое однокоренные слова? Написание корня в однокоренных словах
  5. Слово без корня
  6. Что такое корень слова?
  7. Корень — главная морфема
  8. Корень в составе различных слов
  9. Как определить корень в слове?
  10. Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
  11. Корень слова что такое и как его найти
  12. Определение корня слова онлайн
  13. Что такое корень в русском языке
  14. Как определить корень в слове
  15. Определить корень слова онлайн
  16. Примеры нахождения корня в словах
  17. Заключение
  18. Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
  19. Окончание
  20. Основа
  21. Корень
  22. Приставка
  23. Суффикс
  24. Постфикс
  25. Самая важная рекомендация
  26. Полезные материалы по теме
  27. Заключение
  28. Как разбирать слова по составу
  29. Как научить ребенка разбирать слова по составу?
  30. Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
  31. Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
  32. Корень
  33. Приставка
  34. Суффикс
  35. Окончание
  36. Основа слова
  37. Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
  38. Проверь свои знания
  39. Тест «Состав слова»
  40. Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
  41. Схема морфемного разбора слова
  42. Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
  43. покупка
  44. пришкольный
  45. расцветают
  46. Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
  47. Самые распространённые приставки русского языка:
  48. Самые распространённые с уффиксы имен существительных
  49. Суффиксы прилагательных
  50. Суффиксы глаголов
  51. Пятое — обязательная тренировка.
  52. Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
  53. Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
  54. Тропа — …………………………………………………………………………
  55. Тепло — …………………………………………………………………………
  56. качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
  57. Сырой — ………………………………………………………………………….
  58. Стекло — …………………………………………………………………………
  59. Стена — …………………………………………………………………………..
  60. Заходите также в Книжную лавкуза полезными книгами!

Что такое корень слова?

Содержание:

Корень – это главная значимая морфема, в которой заключено значение родственных слов.

Как найти корень в слове?

Чтобы найти в слове корень, нужно выделить окончание, изменив слово, затем обозначить основу, приставки, суффиксы, при этом подбирая однокоренные слова.

Та часть слова, которая останется неделимой, и будет корень.

Чтобы подобрать именно родственные слова, нужно в каждом слове определить значение.

Что такое однокоренные слова? Написание корня в однокоренных словах

Однокоренными называются слова с одинаковым корнем.

В русском языке имеется ряд правил по написанию корней:

Орфограмма

Пример

Безударные гласные корня проверяются ударением

Делово́й – де́ло; смотреть – смотр

При написании непроверяемых согласных и гласных нужно:

Чередующиеся гласные в корне ударением не проверяются

лаглож (перед г пишется а, перед ж – о); Полагать – приложу. растрос (перед ст, щ пишется а,

искл

.: росток, отрасль, Ростов); Растение – выращенный. бирбер, дирдер, мирмер, Подбирать – подберу, раздирать – раздеру.

стилстел, пирпер, тертир (пишется а, если после корня стоит суффикс а);

Подстилать – стелить, подпирать – подпереть, растер – растирать. коскас (пишется а, если после корня стоит суффикс а, о – если суффикса нет); Касаться – коснуться. горгар (в безударном – о, а – под ударением) Разгореться – нагар.

Слово без корня

В русском языке есть слово без корня: вынуть.

Глагол образован так же, как слова двинуть, гнуть, но в указанных лексемах корни сохранились, а в слове вынуть отсутствует.

Источник

Что такое корень слова?

Корень сло­ва — это его глав­ная зна­чи­мая часть, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Корень — главная морфема

Как глав­ная мор­фе­ма, корень объ­еди­ня­ет сло­ва по общ­но­сти их зна­че­ния, например:

вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод яни­стый.

Все эти сло­ва обо­зна­ча­ют пред­ме­ты или при­зна­ки, име­ю­щие отно­ше­ния к вод­ной сти­хии, так как в их мор­фем­ном соста­ве про­сле­жи­ва­ет­ся один и тот же корень вод-.

В сло­ве может быть один или два корня

вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран или­ще.

Следует раз­ли­чать сло­ва с сов­па­да­ю­щи­ми по зву­ча­нию и напи­са­нию кор­ня­ми, но раз­ны­ми по значению:

В мор­фем­ном соста­ве этих слов вычле­ним корень гор-, но это не один и тот же корень, а раз­ные мор­фе­мы, не сов­па­да­ю­щие по сво­е­му лек­си­че­ско­му значению.

Корень в составе различных слов

Слов, состо­я­щих из одно­го кор­ня и окон­ча­ния, в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся немно­го, например:

вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.

Корни этих слов спо­соб­ны высту­пать без при­ста­вок и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов, поэто­му их назы­ва­ют свободными.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка состо­ят из соче­та­ния раз­ных морфем:

1. кор­ня, суф­фик­са, окончания

3. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, окончания

4. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, суффикса

Некоторые кор­ни в сво­бод­ном виде не встре­ча­ют­ся. Они явля­ют­ся свя­зан­ны­ми с при­став­ка­ми, суф­фик­са­ми или с дру­ги­ми корнями:

Как определить корень в слове?

Чтобы опре­де­лить корень в сло­ве, под­би­ра­ем род­ствен­ные сло­ва и вычле­ня­ем в них общую зна­чи­мую часть, в кото­рой содер­жит­ся их основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ниче­ство;

Общей частью это­го ряда одно­ко­рен­ных слов явля­ет­ся часть лес-, кото­рую назо­вем корнем.

Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.

Главной мор­фе­мой это­го ряда род­ствен­ных слов явля­ет­ся часть трав-, кото­рую выде­лим в каче­стве корня.

Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»

Источник

Корень слова что такое и как его найти

Известно, что корень бывает у растений, у зубов, но что такое корень слова в русском языке? Разобраться в этом можно на примере из природы.

Учащимся второго класса можно для начала задать вопрос: зачем нужен корень цветку? Это основа, поддержка, стержень, то без чего он не может жить. Так и в русском языке, в словах есть основа, которая и составляет их смысл.

Определение корня слова онлайн

Что такое корень в русском языке

Возвращаясь к теме, можно вывести определение: корень – это важная часть слова, объединяющая родственные слова, их единый знаменатель, заключающий в себе главный смысл. Если у слов один корень – они однокоренные.

Следует знать, что встречаются корни, которые пишутся идентично, но имеют разное значение. Для того чтобы выделить рассматриваемую морфему, над словом от первой до последней буквы корня нужно провести дугу.

Как определить корень в слове

Как распознать родство слов и определить, что у них единая основа? Нужно выбрать слово и найти ему как можно больше «родственников».

При этом главное правило – общий корень должен показывать один и тот же смысл слов. То есть, будет возможно объяснить эти слова с помощью корня. Например: медовый, медовик, медовуха, мёд.

В слове не обязательно бывает один, возможны и два корня. Такие слова именуются «сложными» и их не трудно узнать среди других (водопад, морозоустойчивый). Корни могут взаимодействовать не только вместе с другими частями слова, но и обособленно.

Определить корень слова онлайн

На специальных сайтах делается составной разбор слова, и это значит, что определить корень слова в режиме онлайн не составит труда.

Найти подробный разбор и описание морфем большинства русскоязычных слов возможно в Интернете на многих ресурсах, например:

Везде достаточно вбить требуемое слово, и программа сделает все за вас. Подобная помощь иногда бывает очень кстати, но обычно корень несложно выделить самостоятельно.

Этому учат детей ещё в начальной школе, а именно во 2 классе, и при правильном объяснении навык выделения основы слова обычно стойко сохраняется на долгие года.

Примеры нахождения корня в словах

В качестве примера, проведем несколько морфемных разборов. Чтобы определить, какой в слове корень, подбираем к нему родственные слова.

После этого нужная нам морфема наверняка станет очевидной:

Вокруг – окружность, круг, округа, окружение, кругляш, круговой. Корень круг, приставка во.

Тяжелый – тяжко, тяжеловес, тяжело, тяжба, тяжесть. Корень тяж, суффикс ел, окончание –ый.

Чтобы не запутаться в данной теме, рассмотрим еще один важный момент: в корнях допустимы чередования звуков. Например, гласные: блистательный блестящий. Гласные могут быть беглыми: лён льна. Согласные: молодой моложавый.

Заключение

Для чего в русском языке служит корень? Мы видим, что он много значит для слова помогает понять его происхождение, значение с точки зрения лексики, проверить правильность написания.

В поисках корня мы понимаем, что слово возникло не само по себе, а у него будто есть семья, целая армия родственников. Изучение этой темы поможет лучше уяснить то, как образуются слова и расширить словарный запас.

Источник

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

Источник

Как разбирать слова по составу

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

пришкольный

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

расцветают

3. основа — РАСЦВЕТА-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые с уффиксы имен существительных

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Суффиксы прилагательных

Суффиксы глаголов

Полезно помнить:

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание
беззащитный дарить вкусный добрый
подъехать вода сводный тяжёлый
безобразный жизнь съеденный белый
донёс пришкольный водный чёрный
простота домашний цветик ключи
поворот садик свалка рыба
замёрз сухая куча курица
вышёл дума каменщик смысл
завёл жаркий рыбка одежда
подход застава лавка сорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание
конь лето плакучий мягкий
подтянул локоток мясник молодость
вписать проходить зима мяч
прожить водитель книга сады
заяц часы кормовой земляной
срок котёнок мир ножницы
заря школа лесник радость
ссора покрасить низкий лодка
стул сиреневый погода карандаш
подъезд поле крыша полк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать

Наименьшая значимая часть слова.

4 583

Что такое корень понятным языком

Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?

Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.

Что значит «наименьшая значимая часть слова»

Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.

Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.

Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:

  1. Окончания: леса, лесу, лесам, лесе.
  2. Суффиксы: лесок, лесной, лесник, лесистый.
  3. Приставки: подлесок.

Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».

Вот эта наименьшая часть – корень.

Как найти корень слова

Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».

Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:

  1. Почк – сразу думаете о почке или о почках.
  2. Почт – сразу подумали о почте.
  3. Почв – о почве.

Вот так.

80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.

У корней должно быть одинаковое лексическое значение

Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.

«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?

Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.

Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».

Про Бога

Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».

От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».

Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.

И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».

Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.

Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».

То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».

Однокоренные слова и формы слов – в чем разница

У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:

  1. Формы слова «дом»: дома, дому, домах, доме.
  2. Однокоренные слова: домишко (это уже маленький дом), домище (огромный), домик (опять маленький), домовая [книга] (связанная с домом).

Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.

Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.

А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.

Как проверять орфограммы в корнях

Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».

Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.

Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).

Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».

Корни с чередованием надо запомнить.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.

Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.

Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.

Спасибо.

( 7 оценок, среднее 4.57 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфемный разбор
  5. Корень и однокоренные (родственные) слова

Корень – это основная часть слова без приставок и суффиксов, в ней заключен смысл слова. Графически корень выделяют с помощью дуги        .

Корень может состоять из одной, двух и более букв:

Бить, лить, пью, икра, мелок, снежинка, баран

В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).

Кофе, кофемолка, электрокофеварка

Слова с несколькими корнями называют сложными.

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.

Например:

ленточка (лента, ленточный)

подвязка (завязать, связка)

красный (краснота, прекрасный)

Однокоренные слова

Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.

Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:

Сказание, рассказывать, сказочно

Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:

Книга – книжный, заря – зо́ри

Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!

Например: родственными не являются слова белый и белка, гора и горит. Корни у них одинаковые, но смысл в них заключен разный.

Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!

Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!

Советуем посмотреть:

Однокоренные слова и формы слова

Сложные слова

Окончание

Основа слова

Приставки и их значения

Суффикс

Морфемный разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 41,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 162,
Полякова, Учебник

Упражнение 43,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 48,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 49,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 123,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 138,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 109,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 111,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 114,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 120,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 159,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 186,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 260,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 137,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 139,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 99,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 133,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 165,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 81,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 82,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 101,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 60,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 134,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 60,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 175,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 96,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

5 класс

Упражнение 448,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение ЗСП-2,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-3,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-5,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-7,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 77,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 80,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 41,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 16 стр. 56 – 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 160,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 111,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 537,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 28,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 23,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 77,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 48 – 49,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 51,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 375,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 77,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Добавить комментарий