В 1995 году Джеймс Кэмерон отправляется в подводную экспедицию к затонувшему Титанику в надежде снять документальный фильм о корабле. Этот проект был крайне амбициозным, так как требовал больших денежных средств, технологической оснащённости и сплочённой команды. Съёмки должны были проходить на глубине около 4-х километров, а на такую глубину ещё никто не опускался с кинокамерами.
С чего всё это началось?
И вот Джеймс Кэмерон получает два миллиона долларов на подводные исследования и съёмки. 8 сентября 1995 года режиссёр, в составе международной экспедиции на подводных аппаратах “Мир-1” и “Мир-2” погрузился в Атлантический океан на глубину 3800 метров. Кэмерону удалось снять настоящий Титаник на 35- миллиметровую плёнку.
Первая проблема, возникшая перед командой, стала сама камера и то, как она будет снимать на такой глубине, потому что ещё никто не снимал кинокамерами так глубоко, не через иллюминатор батискафа. Кэмерону нужно было держать камеру за пределами субмарины, чтобы иметь возможность панорамировать картинку, наклонять и поворачивать камеру в любую сторону.
Решение проблем.
Пришлось придумать специальные механизмы для управления камерой дистанционно из батискафа. Также саму камеру поместили в специальный защитный кожух, который состоял из титанового цилиндра с боросиликатным стеклянным куполом толщиной 10 сантиметров. Это должно было защитить камеру от давления в 400 атмосфер.
Аппарат “Мир-1” был оснащён двухперфорационной кинокамерой, которая могла снимать 12 минут с одной катушки со скоростью съёмки 16 кадров в секунду.
Второй батискаф, “Мир-2”, был оснащён мощными осветительными приборами и модулем с телекамерой, под названием “Проныра”, которым можно было управлять дистанционно с борта субмарины. Благодаря этому модулю режиссёру удалось “заплыть” внутрь “Титаника” и исследовать некоторые затопленные участки корабля. “Проныра” хорошо справлялся со своей задачей на глубине 3700 метров и был прорывным роботом для тех лет.
О подготовке к погружению.
Перед погружениями естественно был серьёзный подготовительный этап и все действия на глубине прорабатывались на моделях в павильоне. Кэмерон долго прорабатывал на макете все действия, которые предстояло совершить на глубине вместе с командой операторов. Макет затонувшего Титаника также пытались воссоздать с максимальной точностью. На российском судне “Келдыш” также соорудили небольшой макет бухты, сделали миниатюрный батискаф с камерой и погружали его к макету “Титаника”, чтобы отработать все действия.
В итоге, после успешный экспедиции, получился документальный фильм про затонувшие останки “Титаника”, во время съёмок Кэмерон загорелся идеей снять уже художественный фильм про судьбу корабля. Художественный фильм “Титаник” вышел в 1997 году и собрал огромную по тем временам кассу. Про сам фильм можно прочитать в статье ПРО ФИЛЬМ ТИТАНИК.
Если вам понравилась статья – ставьте лайк, также советую прочитать статьи:
Что значит Эцилоп и другие интересные факты о фильме “Ким-дза-дза”
В чём сила Брата-2? О съёмках и курьёзных случаях на площадке.
Чаплин- кратко о взлётах и падениях великого комика.
В 1982 году океанолог Роберт Баллард обратился с просьбой к ВМС США. Он мечтал найти знаменитый “Титаник”. Для этого нужен был глубоководный исследовательский аппарат “Арго”. Ну, и соответствующее финансирование.
Искать океанический пассажирский лайнер начала 20-го века в планы военных не входило. Но их очень беспокоило состояние затонувших в 60-е двух атомных подводных лодок. Тогда океанолог предложил сделку: он с помощью батискафа “Арго” находит “Трешер” и “Скорпион” – так назывались субмарины, – а затем будет возможность поискать “Титаник”.
Благодаря этой договоренности в 1985 году Роберт Баллард не только исполнил мечту, но и поднял очередную волну популярности “Титаника”. Об этом и многом другом рассказывает программа “Неизвестная история” на РЕН ТВ.
“Я потратил 12 лет”: как искали затонувший “Титаник”
Улыбающийся молодой человек на фото, которое показали в программе, – будущий президент США Джон Кеннеди. Во время Второй мировой он служил на Техоокеанском флоте и командовал торпедным катером. 2 августа 1943 года катер протаранил японский эсминец. Двое моряков погибли, а Кеннеди и еще 10 человек спаслись и доплыли до ближайшего острова.
В 2002 году исследователь Роберт Баллард нашел обломки того самого торпедного катера. Баллард к тому времени уже был известным на весь мир подводным археологом. Особенно его увлекал “Титаник”.
В 1977 году Баллард организовал первую экспедицию для поиска легендарного лайнера. Но она завершилась неудачей. Стало очевидно: разыскать судно возможно только при помощи новейших глубоководных батискафов.
“На поиски “Титаника” я потратил 12 лет. Но мне не хватала финансирования, не хватало помощи. Я понял, что в одиночку не справлюсь”, – рассказал Баллард.
Только недавно Баллард рассказал, что в начале 80-х заключил сделку с командованием ВМС США. Они согласились помочь исследователю при одном условии: он отыщет две американские атомные подлодки – “Скорпион” и “Трешер”. Кандидатура Балларда для военных США была идеальной – все знали о его увлеченности “Титаником”. А значит, его экспедиция не вызвала бы лишних вопросов. Со своей миссией Баллард справился блестяще.
“При исследовании мест гибели подлодок я обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный “кометный хвост” из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления”, – поделился Баллард.
Задачу командования Баллард выполнил. Но времени на поиски “Титаника” оставалось мало – всего 12 дней экспедиции. Предыдущие поисковые группы не смогли отыскать лайнер и за два месяца. Но у Балларда было преимущество – бесценный опыт, который позволил ему найти “Титаник” всего за 8 дней.
Фото: © скриншот видео
“Я почувствовал весь ужас этой трагедии”: обнаружение “Титаника”
“В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат “Арго” нашел на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котел “Титаника”. Чем более отчетливыми становились изображения на экране – мы видели большие куски обшивки, иллюминаторы, части перил, — тем более отчетливо я почувствовал весь ужас этой человеческой трагедии”, – рассказал Баллард.
Новость об обнаружении “Титаника” стала настоящей сенсацией. Летом 1986-го Баллард вновь отправился в экспедицию. И на этот раз он не только подробно описал судно, но и совершил первое погружение к “Титанику” на обитаемом глубоководном аппарате. Тогда же стало понятно, что поднять лайнер на поверхность невозможно, так как он стремительно разрушается.
Ученые считают, что еще лет десять – и обломки корабля исчезнут полностью: их уничтожат агрессивные глубоководные бактерии.
С момента обнаружения “Титаника” Роберт Баллард совершил около двух десятков экспедиций к затонувшему судну. И поднял на поверхность несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом 17 тонн.
Фото: © скриншот видео
Как Джеймс Кэмерон нырял к “Титанику” вместе с российскими учеными
Вскоре за ним последовали и другие подводные исследователи. В их числе режиссер Джеймс Кэмерон, который загорелся идеей снять фильм о крушении “Титаника”.
“Это был 1995 год, тогда во всем мире существовало всего две-три субмарины, которые были способны достичь глубины, где залегал лайнер, а это порядка четырех тысяч метров. Тогда судьба меня свела с российским ученым-океанографом Анатолием Сагалевичем. Его лаборатория, ее техническое оснащение позволили мне осуществить свою мечту”, – рассказывал Джеймс Кэмерон.
Джеймс Кэмерон обратился за помощью к Российской Академии наук, в распоряжении которой находилось судно “Мстислав Келдыш” и два глубоководных аппарата “Мир”.
“Я почти 9 месяцев провел на судне “Академик Мстислав Келдыш”, совершив более 50 погружений на глубину от двух до пяти километров. Конечно, из них более 30 погружений было совершено к остову “Титаника””, – сказал Кэмерон.
В итоге российские ученые не только показали Кэмерону “Титаник”, но и помогли ему нащупать идею фильма. Вместе пришли к выводу, что надо делать картину не столько об аварии, сколько о любви.
Фото: © 20th Century Fox Film Corporation
Малоизвестные факты о фильме “Титаник”: музыканты на самом деле играли до конца
В итоге получился настоящий хит. “Титаник” принес Кэмерону 11 наград американской киноакадемии.
“Когда фильм вышел, фильм действительно был уникальный и, как сам Кэмерон говорил, это будет самый страшный фильм, который сделает Голливуд. И он сделал его. Его, не знаю, половина населения посмотрела. И на этом фоне нужно было различным способом зарабатывать, потому что вот оно, золотая жила не только для издателей фильма, а для всей этой индустрии. Здесь пошли десятки книг, десятки документальных фильмов, здесь же развились различные аукционы по продаже вещей”, – сказал историк
С легкой руки Кэмерона крушение “Титаника” стало самой известной морской катастрофой в истории, есть даже такой термин – “титаникомания”.
Вещи с легендарного лайнера до сих пор можно продать с молотка за немалые деньги. Так, цена скрипки – рекордные полтора миллиона долларов.
“Дело не в деньгах. Суть в том, что это очень символичная вещь. В ней жизнь и история смелого человека”, – рассказал аукционист Генри Элдридж.
Фото: © скриншот видео
В фильме Кэмерона музыканты играли до самого конца, не обращая внимания на панику пассажиров. И это не художественный вымысел. Так было и в реальности. Восемь музыкантов в составе оркестра на борту “Титаника” играли до тех пор, пока корабль не ушел под воду.
“Нет никаких сомнений в том, что они играли. И нет никаких вопросов по поводу факта, что после того, как мы спустились на воду, они играли одну из версий гимна “Господь мой, к тебе””, – рассказала пассажирка Ева Харт.
Фото: © скриншот видео
Гибель “Титаника” – первая в истории катастрофа, о которой писала пресса всего мира. Это стало возможно благодаря телеграфу, который обеспечивал немедленный доступ к информации. Вот только в погоне за сенсациями СМИ порой неверно интерпретировали источники и выпускали утки. Такую статью опубликовала французская газета Le Petit Parisien. В ней было сказано:
“Самый большой в мире океанский лайнер столкнулся с айсбергом. К счастью, удалось спасти всех пассажиров – 2 358 человек”.
На самом же деле спасти удалось всего 712 человек. Остальные – погибли в ледяных водах Атлантики.
Эдит Рассел (Розенбаум), пассажирка первого класса – одна из тех, кому повезло выжить. Услышав, что корабль тонет, она и не подумала покинуть свою каюту. Эдит везла с собой 19 сундуков с вещами и драгоценностями. Женщина заявила, что лучше умрет, чем оставит свой скарб.
“Мы не понимали масштаба трагедии, многие подбирали кусочки льда и играли в снежки. В итоге один из стюардов решил схитрить: он пообещал мне, что я проведу в шлюпке максимум полчаса и вернусь к завтраку. Помню, что перед тем, как уйти, я закрыла каждое окно в трех своих комнатах и заперла на ключ все свои сундуки”, – поделилась Эдит.
Влияние трагедии “Титаника” на историю мореходства
“Титаник” навсегда изменил историю мореходства. После гибели лайнера была организована специальная служба – Международный ледовый патруль. Его сотрудники по сей день отслеживают и сообщают о местонахождении айсбергов в северной части Атлантического океана, которые могут представлять угрозу для трансатлантического морского движения.
А в наши дни у туристов появилась уникальная возможность взглянуть на останки корабля, считавшегося непотопляемым. Стоит такая экскурсия 125 тысяч долларов – почти восемь миллионов рублей.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое смотрите в программе “Неизвестная история” с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
К середине ’90-ых Джеймс Кэмерон добился огромного успеха благодаря суровым фантастическим боевикам вроде «Чужих» или «Терминатора». Публика и студии ждали от режиссёра покорения новых вершин жанра, но Кэмерон резко изменяет правила игры и снимает не просто исторический фильм, а, возможно, величайшую love-story – «Титаник».
В честь 20-ой годовщины со дня мировой премьеры, предлагаю вам узнать о самых ярких эпизодах создания этого легендарного фильма.
До съёмок
Джеймс Кэмерон давно положил глаз на владения Посейдона. В 1989-ом он снял гуманистически-инновационную «Бездну»; в марте 2012-го им была покорена Марианская впадина (Джим стал первым её гостем аж с 1960-го!); а действие сиквелов «Аватара» развернётся, в том числе, в пучинах морей планеты Пандоры.
Кэмерон во время подводных съёмок фильма “Бездна” (1989)
Одной из граней этой его водной страсти является жгучий интерес к знаменитым кораблекрушениям. Например, в 2002-ом году он снял для канала Discovery документальный фильм про гордость гилеровской Германии — линкор «Бисмарк», потопленный в 1941-ом и ставший братской могилой для 2.000 моряков.
Но вне всяких сомнений, самым известным объектом интереса Кэмерона стала другая катастрофа — крушение пассажирского суперлайнера «Титаник», со студенческой скамьи бывшая для него “Эерестом среди кораблекрушений“. Кэмерон грезил экспедицией, и однажды к нему пришла шикарная идея: заставить Голливуд проспонсировать его авантюру. Много лет спустя на одной из пресс-конференций, посвящённой выходу «Титаника» в 3D, Джим сделал шутливое признание:
“Мне не столько хотелось сделать фильм, сколько спуститься к месту крушения”.
Номер газеты с новостью о крушении лайнера “Титаник”
Написав сценарий, Джим отправился с ним к боссам студии ХХ век Фокс, где изложил фабулу фильма как «Ромео и Джульетта на корабле». В ответ он услышал нечто типа «Окей, Джим… Трёхчасовой романтический эпик – это как раз то, что нужно. А есть ли там перестрелки или погони? Есть там что-то в духе «Терминатора»?» Получив отрицательный ответ, студия всё же дала Джиму зелёный свет, т.к. надеялась на долгосрочное сотрудничество… Сотрудничество вышло и впрямь долгосрочным, ведь следующий совместный проект Кэмерона со студией Фокс случился спустя лишь 12 лет в уже упоминавшемся «Аватаре».
Итак, Джеймсу нужно было обосновать необходимость натурных съёмок. Фильм решили начать с эпизода, где исследователи снуют среди проржавелых останков былого величия в поисках алмаза. Но почему бы не сделать это в декорациях, с макетами и компьютерной графикой? На такое пошлое предложение Кэмерон ответил:
“Если стоимость такой реализации будет икс рублей, то лучше потратить икс плюс 30 процентов и снять всё на месте взаправдашнего крушения!”
Съёмки на воде стартовали в 1995-ом. За время “Атлантической” командировки Джим и Ко совершили более 10 погружений к реальным обломкам Титаника, испытывая давление в 6.000 фунтов на квадратный дюйм и рискуя быть раздавленными из-за малейшей трещинки. Несмотря на привлечение самой передовой техники и российских специалистов, без инцидентов подобные погружения не обошлись: однажды батискаф задел винтом корабль – никто не пострадал, но знаменитая парадная лестница, живописно показанная в фильме, была сильно повреждена.
Интерьеры “Титаника”
Работа на глубине велась очень кропотливая: за время съёмок киношники провели с кораблём времени больше, чем сами пассажиры. В результате вся команда стала испытывать чувство глубокой несправедливости и скорби, ведь описываемые в фильсе события произошли с реальными людьми, которые погибли. Джим это прокомментировал так:
Это не просто история, это трагедия. И я чувствовал огромную ответственность, стараясь правильно всё передать.
По завершении натурных съёмок, Джим сосредоточился на доработке сценария, желая почтить память погибших безупречной работой. Он привлёк историков, собрал и изучил гигантскую библиотеку, расписал схемы отношений команды и пассажиров, составил график последнего дня на лайнере. В таком темпе режиссёр проработал шесть месяцев. Общий же подготовительный период занял около пяти лет.
Оригинальный сценарий Джеймса Кэмерона
Закончив сценарий, Кэмерон выступил со соледующим заявлением:
“Все мои фильмы – истории любви. Титаник – не фильм катастрофа. Это любовная история на фоне исторического события. И когда любовь Джека и Роуз будет разрушена – зритель будет оплакивать её как реальную трагедию”.
Но от слов – к делу. Заручившись помощью Ирландской судостроительной компании «Harlandand Wolff», Джим стал строить гигантские реплики Титаника. Благо, корабелы даже предоставили оригинальные чертежи посудины. А чтобы было куда это добро в натуральную величину поместить, в одном из мексиканских заливов арендовали 40 акров водной глади, а рядом выстроили бассейн водоизмещением 17 млн. галлонов.
Один из макетов “Титаника”
Внутри декораций всё было не менее эпично, чем снаружи. Комнаты, мебель, ковры, посуда, одежда, их цвета и дизайн – всё было воссоздано из натуральных материалов по фотографиям и чертежам. А для проверки результатов даже привлекли двух Титаниковедов! Более того, всю необходимую утварь предоставила компания «Уайт Стар Лайн»: та самая, что заниалась снабжением настоящего Титаника!
Итак, всё готово для того, чтобы начать вдыхать жизнь в этот оживший призрак.
Съёмки
В роли Джека Доусона режиссёр видел только ДиКаприо. Но это не значит, что студия не рассматривала другие кандидатуры. В их число попал Кристиан Бэйл, Том Круз, Мэттью МакКоннахи и даже Маколей Калкин. МакКонахи, к слову, был студийным фаворитом.
На месте ДиКаприо едва не оказался Мэттью Макконахи
Список желающих вжиться в образ Роуз был куда внушительней. За роль бились Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Энистон, Николь Кидман, Кэмерон Диаз, Мадонна, Джоди Фостер, и даже Шерон Стоун.
Для Кейт Уинслет съёмки в “Титанике” стали одной из первых киноролей
Жениха Роуз должен был изобразить Майкл Бьен — завсегдатай фильмов Кэмерона: они работали в обоих «Терминаторах», «Бездне» и «Чужих». Другими кандидатами были Пирс Броснан, Эдриэн «Горец» Пол и Руфус Сьюэлл. В итоге роль отошла Билли Зэйну: которого режиссёр заметил в фильме «Фантом».
Кстати, о Зэйне. Помните сцену его ссоры с Роуз? По сценарию девушка д.б. плюнуть в лицо ревнивца. Вместо слюны, живописно стекающей по его щеке, хотели исользовать яичный белок. В сцене, которая попала в финальынй монтаж ленты, вместо белка использовался вазелин.
А вот первой совместной сценой, в которой снялись Лео и Кейт, стал эпизод с ню-портретом. Дело в том, что масштабные декорации всё ещё не были готовы, и Кэмерон чуть ли не из пальца высосал этот момент, лишь бы занять главных героев.
Между прочим, рисующие руки ДиКаприо принадлежат самому Кэмерону.
Джим и Лео во время съёмок одной из самых пикантных сцен фильма
Занятно ещё вот что. Джим — левша, а Лео — правша. Поэтому на стадии постпродакшена делали инверсию кадра, чтобы всё было максимально правдоподобно. Также инверсию делали самому Титанику, отчаливающему от британского порта: Джим снимал один борт, а настоящий Титаник в 1912 прислонялся к пирсу другим.
Как видите, Кэмерон точен до последней мелочи.
К сожалению, у подобного перфекционизма существовала и обратная сторона. Его маниакальный и бескомпромиссный идеализм стал настоящей страшилкой для всей команды. «God damn it! Тhat’s exactly what I didn’t want!» — именно эту фразу было слышно на площадке чаще всего. Молодцом держался только Билл Пэкстон (исполнивший роль исследователя обломков): у Кэмерона он снимался в «Терминаторе», «Чужих», «Правдивая ложь» и знал, чего ожидать.
Актёр Билл Пэкстон, российский инженер Евгений Черняев и мастер визуальных эффектов Джон Бруно
Другим актёрам приходилось несладко.
Простуда и грипп, почечные инфекции и переохлаждение, переломы – со всем этим приходилось сталкиваться почти каждый день. Кейт Уинслет серьёзно повредила локоть и зареклась когда-либо вновь работать с Кэмероном. (своё обещание она продержит 20 лет: осенью 2017-го стало известно, что она сыграет в продолжениях «Аватара») Гильдия киноактёров даже инициировала разбирательство на предмет обеспечения необходимых условий для команды, но санкций не применила.
Тем не менее, иногда напряжение зашкаливало: команда даже предполагала, что у Кэмерона – раздвоение личности, и порой его мрачное альтер-эго начинает доминировать. Его тёмную сторону даже нарекли «Mij» — что есть палиндром от «Jim». Сам же он на все нападки отвечал так:
Съёмки фильма – война. Война между бизнесом и эстетикой.
И как на любой войне, не обошлось без жертв. Таковой стала психика кого-то из персонала: бедолага не выдержал прессинга и, дабы проучить режиссёра-диктатора, отравил чан с обедом для персонала. Итог – 80 пострадавших, полсотни госпитализированных. Но вероятной цели эта подлость не настигла: Джим успел вывать рвотный рефлекс и избавиться от отравы. Тем не менее, по описанию очевидцев, вид у Кэмерона был такой, будто он нюхал клей с 4-ёх лет… А коварного злодея так и не вычислили.
Кэмерон, Уинслет и ДиКаприо на съёмках фильма
Эти и иные оказии увеличили как съёмочный период, так и расходы – «Титаник» стал первым фильмом с официально подтверждённым бюджетом в $ 200.000.000! Студия была в ярости, звучала идея увольнения Кэмерона и рестарт всего проекта, но Рубикон был пройден, и с такими затратами пути назад не было. В качестве утешения Джим предложил студии отказаться от своего процента от сборов.
Боссы восприняли это как насмешку – в кассовый успех ленты почти не верили.
После съёмок
Отснятый материал Кэмерон хотел снабдить прорывными визуальными эффектами, к созданию которых привлёк компанию «Диджитал Домейн». Именно специалистам этой мастерской мы обязаны красотам лент «Правдивая ложь», «Аполлон 13», «Куда приводят мечты», «5-ый элемент», «Армагеддон», «Послезавтра», «Трансформеры», «2012», «Аватар», «Трон: Наследие», «Тор», «Реальная сталь», etc. Всего в копилке фирмы более 90 фильмов и 7 премий Оскар.
Фильмы, над спецэффектами к котороым трудилась студия Digital Domain
Панорамные виды корабля стали делать на фоне хромакея с использованием моделей-копий: одна — 14-метровая, вторая — 20-метровая. Последняя, кстати, могла переламываться пополам. Собранные модели искусственно «заселили» цифровыми человечками; над процессом был занят Боб Легато, который отсканировал лица актёров, каскадёров и даже мордахи своих детей. За труды он удостоился Оскара.
Но на стадии постпродакшена стояла задача не только изобразить потопление корабля, но и врывание водных масс в каюты и трюмы. На одну только парадную лестницу ушло 340 тонн воды; всего же для съёмок затопления интерьеров было единовременно использовано 19 млн литров.
«Гибель „Титаника“» (1912). Работа немецкого художника Вилли Штёвера
Отдельные требования были у Кэмерона к кульминационной сцене с креном и переломом лайнера:
Я хотел показать это как ужасающе хаотичное событие, каковым оно и являлось.
Поначалу Джим собирался снимать всё с живыми статистами и каскадёрами, для чего было привлечено около 250 человек. Но угроза здоровью показалась слишком явной даже для него; в итоге смертельные падения создавали уже потом с помощью цифровых технологий.
По завершении работы над визуальной частю фильма, необходимо было позаботиться о мощном саундтреке. Джим хотел, чтобы музыкой к фильму занялась Энья, но её участия он не добился. Когда же режиссёр услыхал мелодии Джеймса Хорнера к ленте «Храброе сердце» – сомнения отпали сами собой. Парни уже работали вместе над фильмом «Чужие» – и это плохая новость. Почему? Памятуя давление со стороны Кэмерона, композитор зарёкся вновь работать с Кэмероном и уже 10 лет держался от его фильмов стороной.
Слева направо: Уилл Дженнингс (автор слов), Селин Дион и Джеймс Хорнер (автор музыки)
Кэмерон клялся дать ему полную свободу в творчестве и сроках. Не желая испытывать судьбу и зная о любви Кэмерона к Энье, Хорнер писал музыку, вдохновляясь её работами. Песня «My Heart Will Go On» — тоже его рук дело. Её он написал тайком от заказчика: Джим был противником теории «заглавной песни» и не желал её вставлять даже в финальные титры. Но после прослушивания демо-версии с вокалом Селин Дион – без колебаний измени лсвоё мнение.
Сложные спецэффекты и трудности с музыкально частью (Селин Дион тоже согласилась не сразу – её уговорил муж) значительно отодвинули премьерную дату: вместо лета (идеального времени для блокбастеров), фильм увидел свет поздней осенью. Кстати, впервые его показали в ноябре на Кинофестивале в Токио: пресса тогда описывала реакцию как «прохладную». Но выпуск ленты в широкий прокат всё расставил на свои места.
Джеймс Кэмерон – король мира!
Кстати, о местах.
— «Титаник» стал самым дорогим фильмом своего времени.
— «Титаник» стал первым фильмом, собравшим кассу в $ 1.000.000.000. Этот рекорд фильм удерживал более 10 лет, пока его не побил сам Кэмерон со своим «Аватаром».
— «Титаник» – единственный фильм, возглавлявший североамериканский прокат в течение 15 недель подряд. В течение 16 недель прокат возглавлял «Инопланетянин», но не подряд, а суммарно с ререлизом.
— «Титаник» – первый фильм с 1950-го, получивший 14 номинаций на «Оскар».
— «Титаник» – один из трёх фильмов в истории кино, удостоившийся 11 премий «Оскар».
— «Титаник» – рекордсмен продолжительности проката: он составляет 287 дней.
— «Титаник» – первый фильм в истории, удостоившийся «Оскара» как лучший фильм, где продюсер, сценарист, редактор и режиссёр – один человек.
— «Титаник» – первый фильм Кэмерона, где не присутствует/упоминается ядерный взрыв.
Послесловие: я настолько стар, что помню всю эту истерию вокруг “Титаника”. Он смотрел на вас с экранов телевизора (кассета с фильмом была в каждой приличной семье), смотрел с футболок, рюкзаков, пеналов, альбомов с наклейками и тысяче других мелочей, которые сметались с прилавков не за надобностью, а из-за принта с Кейт и Лео. Это было нечто неслыханное; нечто такое, что снилось очень малому числу режиссёров. 20 лет назад “Титаник” был просто повсюду. Это был грандиозный триумф, прорубивший дорогу не только на вершину бокс-оффиса, но и к сердцам миллионов киноманов, которые, как и предсказывал Джим, восприняли трагедию гибели любви героев фильма столь же чутко, как и трагедию гибели самого Титаника.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Каким мог быть “Терминатор 2”
“Ксеногенезис” Джеймса Кэмерона
“Человек-паук” Джеймса Кэмерона
“Планета обезьян” Джеймса Кэмерона
Как снимали ядерный взрыв для “Терминатора 2”
1 сентября 1985 года на дне Атлантического океана был найден океанский лайнер, чья гибель стала одной из самых известных катастроф XX века.
Исчезнувший в глубинах океана
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года самый современный на тот момент пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом и вскоре затонул. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены.
Катастрофа «Титаника» очень быстро обросла массой легенд и домыслов. При этом на протяжении нескольких десятилетий место, где покоится погибший корабль, оставалось неизвестным.
Главная трудность заключалась в том, что место гибели было известно с весьма невысокой точностью — речь шла о районе в 100 километров в диаметре. С учётом того, что «Титаник» затонул в районе, где глубина Атлантики насчитывает несколько километров, поиск корабля был делом весьма проблематичным.
Тела погибших собирались поднимать динамитом
Сразу после кораблекрушения родственники богатых пассажиров, погибших в катастрофе, выступили с предложением организовать экспедицию по подъёму судна. Инициаторы поисков хотели похоронить своих близких и, что уж греха таить, вернуть ценности, ушедшие на дно вместе с их владельцами.
Решительный настрой родственников наткнулся на категорический вердикт специалистов: технологий для поиска и подъёма «Титаника» с большой глубины на тот момент просто не существовало.
Тогда поступило новое предложение — сбросить на дно в предполагаемом месте катастрофы динамитные заряды, которые, по замыслу авторов проекта, должны были спровоцировать всплытие со дна трупов погибших. Эта сомнительная идея также не нашла поддержки.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отложила вопрос о поисках «Титаника» на многие годы.
Азот и шарики для пинг-понга
Вновь о поиске лайнера заговорили лишь в 1950-х годах. Одновременно начали появляться предложения по возможным способам его подъёма — от заморозки корпуса при помощи азота до заполнения его миллионами шариков для пинг-понга.
В 1960–1970-х годах в район гибели «Титаника» отправлялись несколько экспедиций, но все они не добились успеха в силу недостаточной технической подготовки.
В 1980 году нефтяной магнат из Техаса Джон Гримм профинансировал подготовку и проведение первой большой экспедиции по поиску «Титаника». Но, несмотря на наличие самой современной аппаратуры для подводных поисков, его экспедиция завершилась неудачей.
Главную роль в обнаружении «Титаника» сыграл исследователь океана и по совместительству офицер ВМС США Роберт Баллард. Баллард, занимавшийся вопросами совершенствования малых беспилотных подводных аппаратов, ещё в 1970-х годах увлёкся подводной археологией и, в частности, тайной места гибели «Титаника». В 1977 году он организовал первую экспедицию для поиска «Титаника», но она завершилась неудачей.
Баллард был убеждён — разыскать судно возможно только при помощи новейших глубоководных батискафов. Но получить такие в своё распоряжение было весьма непросто.
Тайная миссия доктора Балларда
В 1985 году, не добившись результатов во время экспедиции на французском исследовательском судне Le Suroît, Баллард перебрался на американское судно R/V Knorr, с которым продолжил поиски «Титаника».
Как рассказал сам Баллард спустя много лет, экспедиция, ставшая исторической, началась с секретной сделки, заключённой между ним и командованием ВМС. Исследователь очень хотел получить для своих работ глубоководный исследовательский аппарат «Арго», однако американские адмиралы не хотели оплачивать работу техники для поиска какого-то исторического раритета. Судно R/V Knorr и аппарат «Арго» должны были выполнить миссию по обследованию мест гибели двух американских атомных подлодок «Скорпион» и «Трешер», затонувших ещё в 1960-х годах. Эта задача была секретной, и ВМС США нужен был человек, который не просто сможет выполнить необходимые работы, но и сумеет сохранить их в тайне.
Кандидатура Балларда была идеальной — он был достаточно известен, и все знали о его увлечённости поисками «Титаника».
Исследователю предложили: он сможет получить «Арго» и задействовать его для поисков «Титаника», если сначала найдёт и исследует подводные лодки. Баллард согласился.
О «Скорпионе» и «Трешере» знали лишь в руководстве ВМС США, для остальных Роберт Баллард просто исследовал Атлантику и искал «Титатник».
«Кометный хвост» на дне
С секретной миссией он справился блестяще, и 22 августа 1985 года смог снова приступить к поискам лайнера, погибшего в 1912 году.
Никакая самая передовая техника не обеспечила бы ему успеха, если бы не накопленный ранее опыт. Баллард при исследовании мест гибели подлодок обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный «кометный хвост» из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления.
Учёный знал, что при погружении на «Титанике» взорвались паровые котлы, а это значило, что и лайнер должен был оставить аналогичный «кометный хвост».
Именно этот след, а не сам «Титаник», было проще обнаружить.
В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.
Было установлено, что нос и корма переломившегося лайнера расположены поодаль друг от друга, на расстоянии примерно 600 метров. При этом и корма, и нос серьёзно деформировались при погружении на дно, однако нос всё-таки сохранился лучше.
Дом для подводных обитателей
Новость об обнаружении «Титаника» стала сенсацией, хотя многие специалисты поспешили поставить её под сомнение. Но летом 1986 года Баллард осуществил новую экспедицию, в ходе которой не только подробно описал находящееся на дне судно, но и совершил первое погружение к «Титанику» на обитаемом глубоководном аппарате. После этого последние сомнения рассеялись — «Титаник» был обнаружен.
Последний приют лайнера находится на глубине 3750 метров. Помимо двух основных частей лайнера, по дну на площади 4,8×8 км разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, останки мебели и отделки помещений, посуда, личные вещи людей.
Обломки корабля покрылись многослойной ржавчиной, толщина которой постоянно растёт. Помимо многослойной ржавчины, на корпусе и возле него проживают 24 вида беспозвоночных животных и 4 вида рыб. Из них 12 видов беспозвоночных явно тяготеют к обломкам кораблекрушения, поедая металлические и деревянные конструкции. Интерьеры «Титаника» почти полностью уничтожены. Деревянные элементы поглотили глубоководные морские черви. Настилы палуб покрывает слой из раковин моллюсков, с многих металлических элементов свисают сталактиты ржавчины.
От людей осталась только обувь?
В течение 30 лет, которые прошли с момента обнаружения корабля, «Титаник» стремительно разрушался. Его современное состояние таково, что ни о каком подъёме судна не может быть и речи. Корабль навсегда останется на дне Атлантического океана.
До сих пор нет единого мнения о том, сохранились ли на «Титанике» и вокруг него человеческие останки. Согласно преобладающей версии, все человеческие тела целиком разложились. Тем не менее, периодически появляется информация о том, что некоторые исследователи всё-таки натыкались на останки погибших.
Но Джеймс Кэмерон, режиссёр знаменитого кинофильма «Титаник», на личном счету которого свыше 30 погружений к лайнеру на российских глубоководных аппаратах «Мир», уверен в обратном: «Мы видели туфли, сапоги и другую обувь на месте затонувшего судна, но наша команда ни разу не сталкивалась с человеческими останками».
Вещи с «Титаника» — выгодный товар
За время с момента обнаружения «Титаника» Робертом Баллардом к кораблю было осуществлено около двух десятков экспедиций, в ходе которых на поверхность поднято несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом в 17 тонн.
Точное число предметов, поднятых с «Титаника», сегодня установить невозможно, поскольку с совершенствованием подводной техники корабль стал излюбленной целью «чёрных археологов», любыми путями пытающихся добыть раритеты с «Титаника».
Роберт Баллард, сетуя на это, заметил: «Корабль всё ещё благородная старая дама, но уже не та дама, которую я увидел в 1985 году».
Вещи с «Титаника» уже много лет продаются на аукционах и пользуются огромным спросом. Так, в год 100-летия катастрофы, в 2012 году, с молотка ушли сотни предметов, в том числе ящик для сигар, принадлежавший капитану «Титаника» (40 тысяч долларов), спасательный жилет с судна (55 тысяч долларов), мастер-ключ стюарда первого класса (138 тысяч долларов). Что касается драгоценностей с «Титаника», то их стоимость измеряется миллионами долларов.
В своё время, обнаружив «Титаник», Роберт Баллард намеревался сохранить это место в тайне, дабы не тревожить место упокоения полутора тысяч человек. Возможно, он зря этого не сделал.
Покоренные стихией. Самые страшные кораблекрушения в истории человечества
Самый известный затонувший корабль – «Титаник». Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже больше 100 лет. Названный «непотопляемым», «Титаник» ушел на дно вместе с 1517 пассажирами и членами экипажа. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.
© www.globallookpress.com
«Коста Конкордия» – ода человеческой глупости. Эта трагедия стоила жизни 34 пассажирам. А все из-за того, что капитан корабля Скеттино пытался совершить зрелищный маневр в порт. Для этого он выключил навигационную систему корабля, которая сообщала, насколько близко судно приблизилось к каменной отмели. Корабль налетел на большой камень, и вода начала заполнять судно, в результате чего оно перевернулось.
© www.globallookpress.com
Судно MV Cougar Ace перевозило автомобили из Японии в Ванкувер. Но корабль потерял стабильность и накренился. Груз впоследствии пришлось утилизировать.
© Commons.wikimedia.org
«Престиж» — однокорпусный танкер, плававший под багамским флагом. Известен тем, что в результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы. Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские и португальские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. В итоге, его отбуксировали в открытое море.
© Кадр из YouTube
Океанский лайнер American Star. В 1994 году это судно было снято со службы и отправилось в Таиланд для начала новой карьеры в качестве плавучего ресторана. Однако когда его буксировали к западному побережью Африки, разразился сильнейший шторм. Для того, чтобы обезопасить судно-тягач, было решено освободиться от лайнера с тем, чтобы вновь прицепить судно, когда установится хорошая погода. Однако этому не суждено было осуществиться, и лайнер никто не видел, пока он не сел на мель в районе Плайя де Гарсия.
© Commons.wikimedia.org
Линкор USS Arizona. Корабль сошел со стапелей в начале 20-го века, чтобы встретить свой трагический конец в Перл-Харборе. Судно атаковали сразу 10 японских бомбардировщиков, и четыре прямых попадания авиабомб не оставили линкору не единого шанса. Одна из бомб взорвалась в отсеке с боеприпасами. В результате произошел взрыв настолько чудовищной силы, что взрывной волной потушил пожар на полыхающем неподалеку судоремонтном корабле Vestal. В этой трагедии погибло 1177 матросов и офицеров – это почти половина жертв трагедии Перл-Харбора.
© Commons.wikimedia.org
На контейнеровозе Hyundai Fortune произошла серия взрывов в кормовой части судна. По одной из версий, происшествие произошло из-за теракта.
© Commons.wikimedia.org
Линейный корабль «Юта». В момент нападения японцев на Пёрл-Харбор судно стояло на бочке F-11 у острова Форд. Из-за установленного на палубе деревянного настила был принят японцами за авианосец. Получил несколько попаданий авиаторпедами, затем был атакован бомбардировщиками. Через 10 минут после начала атаки корабль перевернулся и затонул. В результате погибли 52 матроса и 4 офицера. После войны затопленный USS Utah был объявлен военным захоронением и мемориалом. «Юта», как корабль, погибший в бою, получил одну боевую звезду.
© Commons.wikimedia.org
Линкор «Бисмарк» погиб в годы Второй мировой войны. За ним велась целая охота. Но вопрос о причинах, вызвавших гибель корабля, долгое время являлся предметом дискуссий: торпеды ли с «Дорсетшира» нанесли смертельное повреждение, или же корабль затонул в результате действий трюмной команды, получившей приказ открыть кингстоны. Существует мнение, что остойчивость корабля была нарушена совместным действием этих факторов. Как бы то ни было, подводная экспедиция Д. Камерона к затонувшему кораблю показала, что кингстоны корабля открыты.
© Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire
«Корриентес» — аргентинский эскадренный миноносец. 3 октября 1941 года во время очередных учений у Огненной Земли произошёл самый трагический инцидент в аргентинском флоте. В густом тумане тяжёлый крейсер «Альмиранте Браун» врезался в эсминец «Корриентес». Эсминец разломился и в течение семи минут затонул. В результате трагедии на «Корриентесе» погибло 14 моряков.
© Commons.wikimedia.org
В 1898 году близ острова Сейбл английский барк «Кромантишир» (Cromartyshire ) потопил французский лайнер «Ла Бургонь» (La Bourgogne). 561 человек погиб.
© Public Domain
«Мэри Роуз» — английская трёхпалубная каракка, флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII Тюдоре. Перегруженная артиллерией каракка, никогда не отличавшаяся остойчивостью, из-за порыва ветра неожиданно стала крениться на правый борт и, заполнившись водой через орудийный порты, затонула вместе с большей частью экипажа и адмиралом Джорджем Кэрью. Спастись удалось только 35 морякам из четырёх сотен.
© Commons.wikimedia.org
Через два месяца после окончания войны, во время учений, крейсер «Байя» погиб года при странных обстоятельствах. При ясной погоде, мощный взрыв привел к затоплению корабля в течение нескольких минут. Погибло, по разным источникам, от 333 до 337 членов экипажа. По одной версии «Байя» погиб от детонации погребов боезапаса (непонятно что её вызвало), по другой версии — был потоплен неизвестной подводной лодкой, по третьей версии взрыв произошёл в результате случайного попадания из зенитного пулемёта в партию глубинных бомб на корме крейсера.
© Commons.wikimedia.org
«Донья Пас» — зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром, затонувший 20 декабря 1987 года после столкновения с танкером «Вектор». При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.
© Commons.wikimedia.org / lindsaybridge
«Армения» — пассажирско-грузовой теплоход. Был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек.
© Commons.wikimedia.org / Soviet Government
Wilhelm Gustloff — германский пассажирский десятипалубный круизный лайнер. Спущен на воду 5 мая 1937 года. На церемонии присутствовал Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. 30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13. Гибель судна считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. Точный состав и количество пассажиров на борту неизвестно. По официальным данным в ней погибло 5348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9000, включая 5000 детей.
© Commons.wikimedia.org / Bild 183-H27992
Покоренные стихией. Самые страшные кораблекрушения в истории человечества
Самый известный затонувший корабль – «Титаник». Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже больше 100 лет. Названный «непотопляемым», «Титаник» ушел на дно вместе с 1517 пассажирами и членами экипажа. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.
© www.globallookpress.com
«Коста Конкордия» – ода человеческой глупости. Эта трагедия стоила жизни 34 пассажирам. А все из-за того, что капитан корабля Скеттино пытался совершить зрелищный маневр в порт. Для этого он выключил навигационную систему корабля, которая сообщала, насколько близко судно приблизилось к каменной отмели. Корабль налетел на большой камень, и вода начала заполнять судно, в результате чего оно перевернулось.
© www.globallookpress.com
Судно MV Cougar Ace перевозило автомобили из Японии в Ванкувер. Но корабль потерял стабильность и накренился. Груз впоследствии пришлось утилизировать.
© Commons.wikimedia.org
«Престиж» — однокорпусный танкер, плававший под багамским флагом. Известен тем, что в результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы. Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские и португальские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. В итоге, его отбуксировали в открытое море.
© Кадр из YouTube
Океанский лайнер American Star. В 1994 году это судно было снято со службы и отправилось в Таиланд для начала новой карьеры в качестве плавучего ресторана. Однако когда его буксировали к западному побережью Африки, разразился сильнейший шторм. Для того, чтобы обезопасить судно-тягач, было решено освободиться от лайнера с тем, чтобы вновь прицепить судно, когда установится хорошая погода. Однако этому не суждено было осуществиться, и лайнер никто не видел, пока он не сел на мель в районе Плайя де Гарсия.
© Commons.wikimedia.org
Линкор USS Arizona. Корабль сошел со стапелей в начале 20-го века, чтобы встретить свой трагический конец в Перл-Харборе. Судно атаковали сразу 10 японских бомбардировщиков, и четыре прямых попадания авиабомб не оставили линкору не единого шанса. Одна из бомб взорвалась в отсеке с боеприпасами. В результате произошел взрыв настолько чудовищной силы, что взрывной волной потушил пожар на полыхающем неподалеку судоремонтном корабле Vestal. В этой трагедии погибло 1177 матросов и офицеров – это почти половина жертв трагедии Перл-Харбора.
© Commons.wikimedia.org
На контейнеровозе Hyundai Fortune произошла серия взрывов в кормовой части судна. По одной из версий, происшествие произошло из-за теракта.
© Commons.wikimedia.org
Линейный корабль «Юта». В момент нападения японцев на Пёрл-Харбор судно стояло на бочке F-11 у острова Форд. Из-за установленного на палубе деревянного настила был принят японцами за авианосец. Получил несколько попаданий авиаторпедами, затем был атакован бомбардировщиками. Через 10 минут после начала атаки корабль перевернулся и затонул. В результате погибли 52 матроса и 4 офицера. После войны затопленный USS Utah был объявлен военным захоронением и мемориалом. «Юта», как корабль, погибший в бою, получил одну боевую звезду.
© Commons.wikimedia.org
Линкор «Бисмарк» погиб в годы Второй мировой войны. За ним велась целая охота. Но вопрос о причинах, вызвавших гибель корабля, долгое время являлся предметом дискуссий: торпеды ли с «Дорсетшира» нанесли смертельное повреждение, или же корабль затонул в результате действий трюмной команды, получившей приказ открыть кингстоны. Существует мнение, что остойчивость корабля была нарушена совместным действием этих факторов. Как бы то ни было, подводная экспедиция Д. Камерона к затонувшему кораблю показала, что кингстоны корабля открыты.
© Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire
«Корриентес» — аргентинский эскадренный миноносец. 3 октября 1941 года во время очередных учений у Огненной Земли произошёл самый трагический инцидент в аргентинском флоте. В густом тумане тяжёлый крейсер «Альмиранте Браун» врезался в эсминец «Корриентес». Эсминец разломился и в течение семи минут затонул. В результате трагедии на «Корриентесе» погибло 14 моряков.
© Commons.wikimedia.org
В 1898 году близ острова Сейбл английский барк «Кромантишир» (Cromartyshire ) потопил французский лайнер «Ла Бургонь» (La Bourgogne). 561 человек погиб.
© Public Domain
«Мэри Роуз» — английская трёхпалубная каракка, флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII Тюдоре. Перегруженная артиллерией каракка, никогда не отличавшаяся остойчивостью, из-за порыва ветра неожиданно стала крениться на правый борт и, заполнившись водой через орудийный порты, затонула вместе с большей частью экипажа и адмиралом Джорджем Кэрью. Спастись удалось только 35 морякам из четырёх сотен.
© Commons.wikimedia.org
Через два месяца после окончания войны, во время учений, крейсер «Байя» погиб года при странных обстоятельствах. При ясной погоде, мощный взрыв привел к затоплению корабля в течение нескольких минут. Погибло, по разным источникам, от 333 до 337 членов экипажа. По одной версии «Байя» погиб от детонации погребов боезапаса (непонятно что её вызвало), по другой версии — был потоплен неизвестной подводной лодкой, по третьей версии взрыв произошёл в результате случайного попадания из зенитного пулемёта в партию глубинных бомб на корме крейсера.
© Commons.wikimedia.org
«Донья Пас» — зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром, затонувший 20 декабря 1987 года после столкновения с танкером «Вектор». При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.
© Commons.wikimedia.org / lindsaybridge
«Армения» — пассажирско-грузовой теплоход. Был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек.
© Commons.wikimedia.org / Soviet Government
Wilhelm Gustloff — германский пассажирский десятипалубный круизный лайнер. Спущен на воду 5 мая 1937 года. На церемонии присутствовал Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. 30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13. Гибель судна считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. Точный состав и количество пассажиров на борту неизвестно. По официальным данным в ней погибло 5348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9000, включая 5000 детей.
© Commons.wikimedia.org / Bild 183-H27992
Крушение «Титаника» в апреле 1912 года — одна из самых трагичных страниц истории, но при этом и одна из самых известных. Исследователи восстановили эту катастрофу чуть ли не поминутно, они выяснили, кажется, все причины, почему самый быстрый по тем временам лайнер затонул от всего лишь одной пробоины.
Истории выживших сразу же заполнили газеты той поры и продавались очень хорошо. Не остался в стороне и кинематограф — уже в мае 1912 года вышел первый фильм о «Титанике», звездой которого стала некая Дороти Гибсон, одна из спасенных с утонувшего корабля.
Новости о «Титанике» вскоре естественным образом прекратились, а вот кинематограф эта тема не отпускала, и с каждым десятилетием появлялись новые ленты — черно-белые и немые поначалу, документальные, игровые. Их показывали в кинотеатрах и по телевидению. Так что когда режиссер Джеймс Кэмерон в середине 1990-х пришел в 20th Century Fox со сценарием фильма о «Титанике», его идея вызвала у боссов кинокомпании естественный скепсис.
Кто такой Джеймс Кэмерон?
К тому времени Кэмерон завоевал себе немалый авторитет в кинематографе. Когда-то, в 80-е, он начинал с трешовых ужастиков и с трудом собрал несколько миллионов долларов на первого «Терминатора», да и то — только с помощью Арнольда Шварценеггера, которого проект фильма о роботе из будущего весьма увлек. Потом у него были «Чужие» — отличный сиквел «Чужого» Ридли Скотта, — и провальная «Бездна», в которой он впервые погрузился под воду. Но затем он один за другим выдал два кассовых хита — второго «Терминатора» и «Правдивую ложь», — после чего любая кинокомпания была готова на все, лишь бы Кэмерон работал на нее.
Правда, от него ждали очередной боевик — неважно, фантастический или шпионский, главное, чтобы в нем было еще немного Терминатора и пара истребителей «Харриер». Ничего этого сценарий с любовной историей на борту судна, которое ждет неминуемая катастрофа, разумеется, не предполагал.
Кэмерон и «Мир»
Кэмерон вообще придумал этот фильм, чтобы найти деньги на подводную экспедицию к обломкам самого «Титаника» — ученые обнаружили их в середине 1980-х, и эти обломки уже стали «героем» документального фильма в формате IMAX «Титаника» (Titanica) 1992 года. Но кредит доверия у режиссера был огромный, так что студия согласилась выделить несколько миллионов долларов на удовлетворение его желаний.
К «Титанику» режиссер спускался на глубоководных аппаратах еще советского производства «Мир»; базой служило научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», где работала международная экспедиция. Во время спусков все происходящее за бортом снималось на профессиональные камеры, правда, аппараты слегка повредили «Титаник», но с ними ничего непоправимого не произошло. Позже кадры подводных съемок вошли в фильм, который студия все-таки решила делать. Кстати, в снятых на борту судна сценах можно увидеть членов экипажа «Келдыша».
«Титаник» за $200 млн
Кэмерон, в принципе, умел работать в условиях ограниченного бюджета. В первом «Терминаторе», снятом всего за $6,4 млн, ему приходилось изворачиваться и хитрить, чтобы не выйти за рамки сметы. То же самое было и в следующих его проектах — правда, там лимиты ограничений были совсем другими. Например, второй «Терминатор» был первым фильмом, бюджет которого превысил $100 млн — но и его Кэмерону не хватило для реализации всех задумок. Экономить пришлось и на «Титанике».
Главная проблема всех подобных фильмов — вода, которая не умеет масштабироваться. Это хорошо заметно в старых лентах, где модельки кораблей снимались в небольшой емкости. Кэмерон и его команда придумали сразу несколько приспособлений, чтобы решить эту проблему. В Мексике на берегу океана была с нуля построена новая студия, на которой были воссозданы внутренние помещения «Титаника», обеспечен вид на воду — и построен сам корабль в натуральную величину. Правда, модель показывала «Титаник» только с одной стороны — из-за этого сцену отплытия пришлось снимать с учетом последующего отзеркаливания пленки. Были и другие модели — например, те, которые красиво ломались, когда корма «Титаника» оказывалась высоко над водой.
Кроме того, работу над фильмом сопровождали травмы каскадеров и членов съемочной группы. Исполнительница роли Роуз, британская актриса Кейт Уинслет, сломала кость в локте и простудилась во время сцены в бассейне; еще она боялась, что утонет. Из-за проблем съемки затянулись, а бюджет вырос до $200 млн (впервые в киноиндустрии, кстати). Студия хотела даже сократить фильм на час (он длится более 3 часов), но тут Кэмерон встал насмерть — редактируйте, но без меня.
Новые рекорды «Титаника»
Результат известен — «Титаник» Кэмерона на сегодняшний день считается самой достоверной реконструкцией случившейся в 1912 году трагедии. Правда, он снимал художественный фильм, а все главные герои — нищий художник Джек (Леонардо Ди Каприо), красавица Роуз (в молодости ее сыграла Уинслет, а в старости — звезда 30-х Глория Стюарт) и злобный богач Каледон Хокли (единственная звездная роль Билли Зейна) — были выдуманы. Но это не мешало с высокой достоверностью воссоздать внешний вид и внутреннее убранство «Титаника» и добавить кучу мелочей, которые помнили свидетели трагедии — вроде той пары стариков, что утонули вместе с судном, держась за руки.
И зрители Кэмерону поверили — этот кинематографический «Титаник» шел в прокате почти 10 месяцев. Да и вообще картину начали хвалить еще до выхода в прокат — сразу после премьеры на кинофестивале в Токио 1 ноября 1997 года. Ну а потом были и другие рекорды — например, первый миллиард, заработанный кинокартиной, самые высокие сборы ($1,84 млрд в 1998-м) — это достижение продержалось 12 лет и было побито следующим фильмом все того же Кэмерона — «Аватаром» — в 2009-м.
И, разумеется, «Оскары». Фильм получил 14 номинаций, повторив успех драмы Джозефа Лео Манкевича «Все о Еве» 1950 года. И выиграл 11 статуэток — столько смог получить пеплум «Бен Гур» в 1960-м; позже в этот клуб войдет и фильм Питера Джексона «Властелин колец: Возвращение короля». Любопытно, что актерских «Оскаров» фильму не досталось. Кейт Уинслет получит заветный приз через 10 лет, за фильм «Чтец»; Ди Каприо, которого за «Титаник» даже не номинировали (хотя он старался), придется подождать до 2016 года и фильма «Выживший». Впрочем, без «Титаника» и Джеймса Кэмерона карьера этих актеров могла быть совсем другой.