Как красиво составить учебники


Загрузить PDF


Загрузить PDF

С учетом растущих цен на учебники, возможно, вам захочется написать свой собственный учебник. Может быть, вы учитель и часто испытывали неудовольствие из-за дорогостоящих учебников, которые не отвечают потребностям ваших учеников. Или вы достигли высокого уровня знаний в какой-то области и хотели бы обобщить их в форме справочника. В последнее время издательский мир в части учебников стал более доступным для писателей и ученых. Немного практики и терпения — и вы научитесь ориентироваться в процессе написания и издания учебников.

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 1

    1

    Определитесь с темой и уровнем знаний аудитории. Важно определиться с этими двумя моментами одновременно, так как от них зависит все: от содержания книги до ее дизайна и рекламной стратегии.[1]

    • Пишите для знакомой аудитории. Если вы работали преподавателем математики в университете, то можете не знать, чем лучше всего привлечь учеников средней школы.
    • Если вы пишете для незнакомой аудитории, вам потребуется соавтор, которому данная аудитория хорошо известна.
    • После того как определитесь с дисциплиной, подумайте, в каких областях современного образования недостаточно хороших учебников. Сможет ли ваша книга заполнить пробелы на рынке?
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 2

    2

    Проведите маркетинговое исследование. Издание учебника — большое дело, намного большее, чем издание журнала или обычной книги. Вам нужно будет исследовать, какие аналогичные учебники уже есть на рынке и сколько они стоят.[2]

    • Четко определите свое уникальное торговое предложение. Это предложение определяет то, чем ваш учебник отличается от аналогичных. Что в нем есть такого, чего нет в других учебниках? Вам придется объяснить издателям и другим преподавателям (своим потенциальным покупателям), почему они должны воспользоваться именно вашей книгой, а не какой-либо другой.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 3

    3

    Поговорите с другими авторами учебников. Вам стоит найти коллег, которые уже издавали учебники, и пообщаться с ними. Пользовались ли они традиционным издательством или издавали книгу самостоятельно? Сколько времени у них ушло на написание и издание книги? Что они хотели бы знать заранее в самом начале работы над учебником?

  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 4

    4

    Пользуйтесь мобильными форматами. Многие учебники сегодня существуют в форме электронных книг. Одни вообще существуют только в электронном виде, другие издаются и на бумажном носителе. Вам следует подумать, как вы адаптируете свой учебник для цифровой аудитории.

    • Собираетесь ли вы создавать для своего учебника сайт, на котором студенты смогут найти практические вопросы для тестирования? Можете ли вы разработать увлекательные игры, чтобы помочь своей аудитории в учебном процессе (особенно это касается учеников младшего возраста). Обдумайте, будете ли вы разрабатывать эти дополнительные элементы к своему учебнику.
  5. Изображение с названием Write a Textbook Step 5

    5

    Приготовьтесь к долгому пути. Написание учебника может занять много времени. Иногда между началом работы и выходом книги из печати проходят целые годы. Готовы ли вы потратить столько времени?

    • Вы влюблены в свой предмет? Если вы увлечены материалом, о котором пишете, это поможет вам преодолеть многотрудный процесс издания учебника. Но если вы просто гонитесь за длинным рублем, вы вряд ли будете удовлетворены вознаграждением за потраченное время и труды над этим проектом.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 6

    1

    Разработайте общий план. Определитесь с общей идеей, какова будет структура книги. Вам могут помочь следующие вопросы:

    • Сколько глав будет в вашей книге? Как вы разделите конкретные темы на главы?
    • Будут ли главы независимыми друг от друга, или учащимся придется прочитать предыдущую главу, прежде чем перейти к следующей?
    • Собираетесь ли вы располагать главы в порядке возрастания сложности материала? Будут ли готовы учащиеся по окончании изучения вашего учебника перейти на следующий уровень знаний об этом предмете?
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 7

    2

    Определитесь, какой самый важный материал нужно обязательно включить в книгу. Разумеется, вы не сможете поместить в один учебник всю информацию о предмете. Поэтому вам придется расставить приоритеты и выбрать самое важное, что должно в него войти.

    • Каковы цели курса, для которого может быть использован учебник? Какие навыки должны быть сформированы у учащихся после прохождения этого курса? Что они должны знать, чтобы быть готовыми к изучению материала следующего класса или курса?
    • Насколько ваш учебник будет соответствовать требованиям стандартных тестов, которые учащиеся должны выполнять в течение учебного года? Постарайтесь найти примеры таких тестов — они помогут вам ответить на этот вопрос.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 8

    3

    Набросайте общий план каждой главы. Возможно, у вас будет искушение доводить каждую главу до совершенства, и только потом переходить к работе над следующей. Не стоит так делать, это замедлит вашу работу.

    • Вместо этого набросайте содержание всех глав учебника. Когда у вас будет черновой вариант всей книги, вы сможете лучше понять, как будут соотноситься отдельные главы, где вам нужно будет добавить материал, а где сократить.
    • Составьте расписание работы над учебником и придерживайтесь его. Если регулярная работа над учебником войдет у вас в привычку (например, с 15:00 до 17:00 по вторникам и четвергам), вы сможете последовательно выполнять значительную работу. Старайтесь избегать хаотических приступов объемной работы.[3]
    • Если вы сотрудничаете с издателем и вас поджимают сроки, не откладывайте работу на завтра. Найдите достаточно времени, чтобы выполнить задание. Определите цели на неделю, на месяц. Достигая их, вы будете планомерно приближаться к сроку сдачи материала.
  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 9

    4

    Позаботьтесь о привлекательном оригинал-макете, снабдите его полезными визуальными материалами. Вряд ли вам хочется усыпить своих учеников. Им, скорее всего, будет трудно перерабатывать большие куски текста. Страницу нужно зрительно разбивать иллюстрациями: рисунками, таблицами или другими графическими вставками.

    • Вы можете столкнуться с тем, что ваш графический редактор (типа Microsoft Word) не очень подходит для вставки визуальных материалов в текст. Вам следует перенести часть своих набросков в издательские программы типа Adobe InDesign. В этой программе вы сможете обрабатывать изображения наравне с текстом.[4]
    • Найдите время, чтобы познакомиться с программой InDesign и изучить ее основные принципы. Это пригодится, если вы захотите издавать книгу самостоятельно.
    • Если вы используете какие-либо графические материалы из внешних источников, получите разрешение использовать их в своей книге, иначе вас могут привлечь к ответственности за нарушение авторских прав.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 10

    1

    Наймите редактора. Вы можете найти редактора, который работает на издателя учебников, независимого редактор или коллегу, которые работает над похожей темой. В любом случае вам нужна еще хотя бы одна пара глаз, которая просмотрит ваш труд.

    • Редактор может помочь вам выявить лучший способ организации и подачи материала. Он также сможет помочь вам усовершенствовать грамматические структуры предложений и выбор слов.
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 11

    2

    Опубликуйте учебник в традиционном издательстве. Когда дойдет дело до публикации учебника, вы можете обратиться в традиционное издательство или издать его самостоятельно. Обращаясь в такое издательство, вы, как правило, получаете гонорар в виде фиксированной разовой выплаты либо процент от отпускной цены каждого экземпляра (обычно около 10 % для бумажных книг).

    • Посмотрите контактную информацию на издательских сайтах. Как правило, там содержится информация о том, как предложить книгу или связаться с издателем.
    • Для того чтобы получить одобрение в традиционном издательстве, нужно написать презентацию своей книги. Презентация книги обычно содержит название книги и краткое содержание каждой главы (1–2 абзаца). Постарайтесь четко передать содержание своей книги, а также объяснить, почему она так важна для вашей целевой аудитории учащихся.
    • Убедитесь, что книга соответствует специализации издательства. Продают ли они другие подобные книги? Если издательство специализируется на художественной литературе, оно не станет публиковать учебник, а если оно выпускает только учебники для средних школ, не стоит обращаться в него с книгой для технических вузов.
    • При сотрудничестве с традиционными издательствами вам придется также продать свое авторское право издателю. После подписания контракта с ними вы больше не будете иметь прав на свой материал.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 12

    3

    Издайте книгу самостоятельно. Чтобы опубликовать книгу в традиционном издательстве, подчас нужно победить в суровой конкурентной борьбе. Поэтому все больше авторов стараются издавать свои книги самостоятельно, и зачастую это приносит им более выгодные результаты.

    • Amazon.com недавно начало проект по изданию учебников. Если автор продает свою книгу через Amazon за 9,99 доллара или меньше, то он получает 70 % с продаж. Это намного больше тех 10 %, которые предлагают традиционные издательства.[5]
    • Вы также можете выставить свою книгу на продажу через iBooks’ в разделе «Учебники» или на личном интернет-сайте.
    • Если вы издаете книгу самостоятельно, вам не нужно составлять ее презентацию и, как правило, сохранить за собой авторские права на материал. Зато вам будет труднее распространить информацию о своей книге в школьной и университетской среде.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 13

    1

    Продвигайте свой учебник. Если вы публикуете книгу в традиционном издательстве, продвижение книги на рынок — как правило, его задача. Но если вы публикуете учебник самостоятельно, вам самим придется развернуть маркетинговую кампанию.

  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 14

    2

    Продавайте учебник своим ученикам. Если вы учитель или преподаватель, ваши ученики — самая очевидная клиентская база. Объясните им, почему вы создали этот учебник. Включите его в обязательную часть своих занятий.

    • Старайтесь удерживать цену на книгу намного ниже, чем на учебники, выпущенные традиционными издательствами. Вряд ли вам нужно, чтобы ученики и их родители сочли, что вы на них наживаетесь.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 15

    3

    Продавайте учебник своим коллегам. Если вы успешно использовали учебник на своих занятиях, поделитесь этим со своими коллегами, учителями и методистами. Предложите им ознакомиться с небольшими поурочными планами или рабочими листами, чтобы они могли почувствовать вкус книги, прежде чем купить ее.

  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 16

    4

    Продавайте книгу на профессиональных мероприятиях. Если среди ваших коллег проходит большая ежегодная конференция, вы можете договориться с организаторами и поставить прилавок, где будете продавать свой учебник заинтересованным коллегам.

    • Если в вашей среде есть популярные блогеры, собравшие широкую аудиторию, вы можете попросить их сделать обзор вашей книги для своих читателей.
  5. Изображение с названием Write a Textbook Step 17

    5

    Постарайтесь получить качественные отзывы. Вам нужно доказать, что другие учителя и исследователи одобрили вашу книгу. Это повысит доверие к вам как к автору, а также и ценность самого учебника.

    Реклама

Советы

  • Помните, что с годами, по мере изменения технологий, а также политической и исторической ситуации, ваш учебник может потребовать доработки. Нельзя допускать, чтобы ваша книга устарела — иначе она перестанет быть актуальной, и учиться по ней не будет большого смысла.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 20 083 раза.

Была ли эта статья полезной?

Обновлено: 24.05.2023

Принести пользу Викиучебнику по силам любому желающему. Здесь мы рассмотрим, как именно это можно сделать, — а заодно и как извлечь пользу из участия в проекте.

Содержание

Как и в других проектах Фонда Викимедиа, участие в Викиучебнике представлено двумя основными направлениями:

Тем не менее, первичная цель в обоих случаях остается неизменной — сделать материалы проекта более ценными для читателей и создателей производных работ, а также сделать использование этих материалов и участие в работе над ними более удобным для тех, кому это может быть интересно.

Перед внесением материала в проект следует проверить наличие близких по теме учебников или разделов — возможно, материал будет более уместен как новый раздел уже существующего учебника? Одновременно с этим можно будет выяснить названия подходящих для нового учебника тематических категорий.

В названии учебника следует отразить конкретный предмет (умение, навык), которым (по мнению авторов) можно овладеть изучая его. Определенные усилия следует приложить к тому, чтобы название учебника не вводило в заблуждение — не использовало неоднозначных терминов и не было слишком уж общим. В частности, название учебника (или же, тем более, краткой справки) по использованию конкретной программы или языка программирования, не должно совпадать с названием самой этой программы (языка.)

Так, название Ядро Linux будет уместно лишь для учебника, в котором рассмотрена сборка данного ядра, в деталях разобрано его внутреннее устройство, приведены примеры написания новых компонент и публикации разного рода изменений в рассылках разработчиков, использования команднострочных средств — а равно и файловых систем /proc и /sys — для настройки и извлечения разнообразной информации.

Обратите внимание, что создание учебника автоматически резервирует одноименную категорию для его страниц. Как следствие, создание учебника с названием, например, Бокрский язык сделает невозможным создание с таким названием тематической категории. Поэтому, для новых учебников следует, по-возможности, использовать более развернутые названия (например: Разговорник бокрского языка.)

Разместите материал на странице согласно следующему образцу.

Используйте функцию предварительного просмотра для проверки корректности оформления нового материала. После внесения материала его желательно повторно просмотреть и устранить обнаруженные дефекты.

Для материалов (предполагаемого) объема порядка 2000 слов и более следует создавать многостраничные учебники, для чего подойдет следующий рецепт.

Если количество разделов — невелико, на главы материал можно не делить. С другой стороны, если материал достаточно дифференцирован, можно использовать двухуровневую систему наименования страниц учебника — Название учебника / Главы́ / Раздела .

Используйте функцию предварительного просмотра для проверки корректности оформления страницы.

Благодаря шаблону > , при просмотре страницы будет доступна ссылка на (пока несуществующую) категорию страниц учебника. При ее создании, за основу можно взять следующий образец.

Содержание других проектов Фонда также доступно (как правило) на условиях принятой в Викиучебнике лицензии CC BY-SA 3.0 (или же на условиях еще менее строгих CC BY или CC0), что позволяет сравнительно свободно заимствовать такой материал в данном проекте.

Наконец, для заимствования материалов, условия распространения которых неизвестны или несовместимы с CC BY-SA 3.0, необходимо получить разрешение правообладателя по форме OTRS.

Степень готовности учебников и составляющих их страниц указывается, с одной стороны, чтобы помочь читателю выбрать наиболее подходящий материал, с другой — как способ информирования участников о возможных направлениях улучшения материала.

Определять степень готовности можно по-разному. Следующие соображения, однако, представляются применимыми в наиболее общем случае:

Следующие страницы также существуют в проекте, однако по различным причинам фактически не используются.

Обратите внимание, что ввиду сравнительно небольшой активности в проекте в целом, однотипные изменения количеством от пяти и более уже могут считаться массовыми и требовать предварительного согласования с сообществом Викиучебника (через общий форум), — или сообществом редакторов учебника, если предполагаемые изменения затрагивают лишь один конкретный учебник.

Разумеется, чтобы успешно применять и улучшать правила и руководства проекта, следует для начала их изучить, для чего будет полезно обратиться к странице Викиучебник:Список правил и руководств и категории Категория:Викиучебник:Правила и руководства.

Для отнесения страниц основного пространства к тематическим и служебным категориям используется ряд шаблонов, включая упомянутые выше > , > и > .

Воспользуйтесь поиском, включив в него в том числе пространство имен Категория: — не исключено, что подходящая или достаточно близкая тема уже существует.

Создайте новую страницу с именем вида Категория: Название темы по следующему образцу.

Здесь же можно применить и шаблон > — в случае, если аналогичные категории существуют и в других проектах Фонда Викимедиа.

Создайте также страницу категории всех учебников для данной темы — Категория: Название темы /все учебники — следующего содержания:

Наконец, создайте для данной темы страницу в пространстве Полка: — Полка: Название темы , взяв за основу следующий образец.

На всех этапах выше полезно использовать функцию предварительного просмотра для проверки корректности оформления создаваемых страниц.

Чтобы возразить против принятых администратором действий, следует переименовать раздел Итог в Оспоренный итог и привести собственный вариант разрешения проблемы и доводы в его пользу — обязательно подкрепив их ссылками на правила, принципы, или административную практику Викиучебника, или же (в отсутствие таковых) — других проектов Фонда Викимедиа.

Обратите внимание, что обсуждение формально считается закрытым с момента подведения итога участником с соответствующими привилегиями; продолжить такое обсуждение можно лишь оспорив итог как указано выше. В некоторых случаях, подводящий итог участник может установить шаблон > — как напоминание о завершении обсуждения (в частности — при подведении итога после оспаривания.) В общем случае, однако, подобные шаблоны последовательно используются лишь для закрытия страниц в целом, а не отдельных обсуждений.

Участникам, которым удается создавать новые запросы на выполнение административных действий чаще, чем администраторам удается подводить итоги по таким запросам, имеет смысл оформить заявку на получение привилегий администратора.

Соавтор(ы): Megan Morgan, PhD. Меган Морган — консультант и научный руководитель в Школе общественных и международных дел Университета Джорджии. Получила степень PhD по английскому языку в Университете Джорджии в 2015 году.

С учетом растущих цен на учебники, возможно, вам захочется написать свой собственный учебник. Может быть, вы учитель и часто испытывали неудовольствие из-за дорогостоящих учебников, которые не отвечают потребностям ваших учеников. Или вы достигли высокого уровня знаний в какой-то области и хотели бы обобщить их в форме справочника. В последнее время издательский мир в части учебников стал более доступным для писателей и ученых. Немного практики и терпения — и вы научитесь ориентироваться в процессе написания и издания учебников.

Изображение с названием Write a Textbook Step 1

  • Пишите для знакомой аудитории. Если вы работали преподавателем математики в университете, то можете не знать, чем лучше всего привлечь учеников средней школы.
  • Если вы пишете для незнакомой аудитории, вам потребуется соавтор, которому данная аудитория хорошо известна.
  • После того как определитесь с дисциплиной, подумайте, в каких областях современного образования недостаточно хороших учебников. Сможет ли ваша книга заполнить пробелы на рынке?

Изображение с названием Write a Textbook Step 2

  • Четко определите свое уникальное торговое предложение. Это предложение определяет то, чем ваш учебник отличается от аналогичных. Что в нем есть такого, чего нет в других учебниках? Вам придется объяснить издателям и другим преподавателям (своим потенциальным покупателям), почему они должны воспользоваться именно вашей книгой, а не какой-либо другой.

Изображение с названием Write a Textbook Step 3

Поговорите с другими авторами учебников. Вам стоит найти коллег, которые уже издавали учебники, и пообщаться с ними. Пользовались ли они традиционным издательством или издавали книгу самостоятельно? Сколько времени у них ушло на написание и издание книги? Что они хотели бы знать заранее в самом начале работы над учебником?

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц . Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях ( внешние рецензенты ).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать , сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

​Что такое очно-заочная форма обучения

Очники проводят в стенах университета или колледжа целый день. Заочники посещают его только во время установочных и зачетно-экзаменационных сессий. Что представляет собой очно-заочная форма обучения, рассмотрим в этой статье.

Резюме преподавателя вуза

Успешный активный поиск работы невозможен без резюме. Резюме — это визитная карточка соикателя, представляющая информацию об его образовании, опыте работы, личных качествах и достижениях. Правильно составленное резюме — залог того, что вас заметят и пригласят на собеседование. В нашей сегодняшней статье мы поговорим от том, каким должно быть резюме и каковы особенности резюме преподавателя вуза.

Как придумать хорошее название для научной статьи

Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.

Как написать свой учебник и миновать издательства?

Коллеги, так как я сейчас в процессе написания и создания целого УМК для изучения русского языка на элементарном уровне, меня уже немного пугает мысль о работе с издательством.
Судя по отзывам моих коллег – после того, как ваша книга выходит в печать, вы можете получить совершенно не то, что планировали, а может даже еще что похуже.

На днях я нашла пост нашего коллеги Сергея Кондрашова (только коллега преподает китайский) и его рассказ о том, как он сам написал, оформил и напечатал книгу. Меня, конечно же, это очень заинтересовало.

Если вы когда-либо задумывались о написании своего учебника, то, думаю, вам тоже будет очень интересно.

Как мы создаём и продаём учебники китайского языка без издательств

Почему я решил написать учебник китайского языка

В России очень слабо проработана методика преподавания китайского языка. На своих курсах мы пробовали разные учебники. Но идеального не нашли: уроки слишком длинные, словарный запас неактуальный, некоторые хорошие книги нельзя купить в России. И почти все они имеют слабый дизайн.

Почему без издательства?

Я искал информацию об издании книг — как, где, сколько стоит. Оказалось, что информации в интернете почти нет. Книжный рынок оказался закрытым и консервативным.

Пытался общаться с популярными издательствами. Суть их предложений была схожа — я создаю контент , за который мне платят около 150 тысяч рублей . Дизайн и вёрстку берёт на себя издательство и делает очередной заурядный учебник или самоучитель, которых в достатке на книжных полках. При этом к издательству переходят права на распространение книг. То есть даже для своих учеников мы должны были бы покупать книги оптом у издательства.

Я же хочу делать качественный продукт и зарабатывать на этом. Поэтому решил пройти все этапы самостоятельно: написать контент, найти деньги, найти нужных исполнителей, типографию, научиться продавать учебники китайского языка.

Поиск дизайнера и верстальщика

Параллельно мне писал парень, который задавал вопросы по почте и по скайпу. Долго задавал, спрашивал, как мы ведём занятия в школе, по каким материалам преподаём сейчас, что есть по контенту и что в идеале хотелось бы получить. А потом прислал документ на несколько страниц, где он описал своё понимание задачи.

Поиск дизайна

В июне и июле 2016 года мы прорабатывали понимание задачи, строили планы и немного отдыхали после рабочего года. С августа включились в работу.

За месяц поисков проблема не решилась. Тогда мы решили поехать в новогоднее путешествие по Китаю. 26 декабря улетели и вернулись в конце января.

Для нас дизайн — это не просто цвета и картинки, а в первую очередь, способ подачи материала, определённое воздействие на читателей. С помощью дизайна мы решили основные проблемы учебников китайского языка:

  • Скучная грамматика. Мы выделили её ярким желтым цветом, чётко структурировали, добавили поясняющие иллюстрации. Теперь грамматика воспринимается как что-то важное и простое. Протестировали — ученики листают от одного жёлтого разворота до другого, им стало интересно.

  • Чтение по транскрипции. Это проблема всех начинающих — легче читать по транскрипции, чем иероглифами. Чтобы побудить учеников читать правильно, мы совсем убрали в текстах транскрипцию. Но осталась проблема — новые слова читали тоже транскрипцией. Стандартный блок новых слов в учебниках состоит из трёх столбиков — слово иероглифами, транскрипция, перевод. Сделали перестановку — транскрипцию расположили третьим столбиком. Проблем решилась — теперь глаз цепляется за иероглифы и перевод, а транскрипция воспринимается как дополнительная информация.
    • Плохой дизайн. Обычные учебники воспринимаются как сотни страниц скучного текста. Сделав упор на качество издания и пользу для ученика, мы создали учебник, который побуждает и мотивирует изучать китайский язык.

    Так как чёткого понимания конечного результата не было, много работы по контенту я делал в процессе вёрстки. Часто уже готовые уроки приходилось переделывать под дизайн. Иногда из-за замены слова в одном уроке приходилось переписывать 20-30 последующих текстов. Работа была не то чтобы слишком сложная, но очень объёмная.

    Чтобы закончить быстрее, привлёк к контенту коллегу Наташу, она помогала формулировать грамматику и писать упражнения.

    Иллюстрирование учебника

    Первый художник Костя долго работал с титульными картинками уроков, нарисовал форзац. Мы плохо понимали друг друга, поэтому иллюстрирование растянулось на несколько месяцев. С Костей мы расстались.

    Долго искали второго художника. Проблема в том, что рисовать красиво и качественно умеют многие. Но нарисовать более сотни иллюстраций в короткий срок может не каждый. Тогда мы нашли Александру, она смогла.

    Вторая партия иллюстраций заняла у нас чуть больше двух месяцев. Косте я заплатил 80 тысяч рублей, Саше около 100 тысяч .

    Выбор типографии, бумаги и обложки, присвоение ISBN, УДК и ББК

    Редактура и корректура (это был АД)

    Когда тексты были готовы, я дал их прочитать нескольким китайцам. Не со всеми правками я согласился. Дело в том, что учебник предназначен для начинающих. Когда у тебя в запасе 50 слов, приходится идти на компромисс. Поэтому тексты в учебнике корректные, но не всегда такие, какими бы их написали китайцы.

    Печать в типографии

    В конце июня мы отправили файл на подготовку к печати. Были замечания по цветам и по иллюстрациям, чуть больше недели пришлось исправлять ошибки и согласовывать детали.

    За просрочку типография предложила нам 58 экземпляров сверх тиража бесплатно. Мы согласились. Типографии всегда печатают чуть больше книг, чем положено. Расчёт на то, что в случае брака будет чем заменить испорченные копии. В итоге книги часто остаются, это называется сверхтиражом.

    • 500 шт – 740,40 рублей за книгу
    • 1000 шт – 435,50 рублей за книгу
    • 2000 шт – 309,60 рублей за книгу
    • 3000 шт – 271,20 рублей за книгу

    В нашем случае оптимальный по цене и количеству оказался тираж в 2000 книг. Общая стоимость тиража получилась 600 с небольшим тысяч рублей . До печати заплатили 60%, ещё 40% надо было заплатить после получения письма о готовности тиража.

    Книги были упакованы в пачках по пять штук. При распаковке обнаружили брак, поэтому пришлось всё распаковать, сортировать и упаковывать обратно. Итого оказалось 50 книг с сильным браком , за которые типография вернула деньги. Около 50 штук были с незначительными повреждениями . Их используем как тестовые образцы в своих школах. Брак составил 5% от тиража .

    Запись аудио

    В учебнике много текстов, слов и упражнений, которые нужно было озвучить. Для этого в Казани сняли студию, пригласили китайцев, сделали необходимые записи. На запись в студии ушло более 15 часов. А на обработку, нарезку и сборку звуков — более трёх недель моей ежедневной работы. Аудио собирал сам, так как доверить было некому.

    Предзаказы и продажи

    Финансировали работу за счёт выручки от курсов китайского языка, иногда приходилось занимать деньги у близких. Ближе к печати даже взял кредит на 500 тысяч рублей.

    Предлагаем учебники языковым школам напрямую, есть некоторые успехи. Но пока такие продажи не тянут даже на сотню книг. Одна из проблем в том, что языковым школам нужен не просто учебник для начинающих, а целый курс. Поэтому к учебнику мы выпустили прописидля тренировки иероглифов. Сейчас я работаю над вторым томом курса, а всего запланировал четыре учебника.

    Общие затраты на учебник

    • 700 тысяч рублей — оплата за дизайн, вёрстку, иллюстрации, корректуру, помощь в написании контента;
    • 620 тысяч рублей — печать тиража;
    • 50 тысяч рублей — доставка, упаковка, стоимость коробок и конвертов для отправки.

    146 книг продано по предзаказам, 150 книг продано в онлайне после получения тиража. И более 250 книг реализовано по школам Лаоши

    Затраты на прописи

    • 45 тысяч рублей — иллюстрации;
    • 150 тысяч рублей — дизайн и вёрстка;
    • 230 тысяч рублей — тираж;
    • 15 тысяч рублей — доставка и упаковка.

    Уверен, что несмотря на высокие затраты и относительно низкую популярность китайского языка, через полгода вложения окупятся.

    Читайте также:

        

    • Как можно определить численность населения мира кратко
    •   

    • Применяют ли разрезы и сечения при выполнении сборочных чертежей кратко
    •   

    • Школа 23 димитровград педагогический состав
    •   

    • Конкурс проектов открытая школа
    •   

    • Как сделать кокошник в детский сад

6 принципов дизайна современного учебника — Манифест на Look At Me

Ждан Филиппов о том, как сделать дерзкий учебник, который понравится детям

  • Nikita Treptsov, 12 ноября 2013
  • 26442

Коллектив СПбГУ совместно с дизайнером Жданом Филипповым выпускает уже второе издание для школьников, по которому интересно не только изучать предмет, но и просто рассматривать сам учебник. Ждан Филиппов рассказал Look At Me, как оформить учебник русского языка для 5 класса по всем ГОСТам и при этом дерзко.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 2.

Ждан Филиппов

Автор макета учебника русского языка для 5 класса, дизайнер, создатель сервиса Haochi, занимался журналами Citizen K, CondeNast Traveller и другими печатными изданиями.

Авторы учебника: Редакция Алексея Дунева и Дмитрия Чердакова, составители — Наталья Богданова, Татьяна Губернская, Юлия Дунева, Валентина Позднякова, макет — Ждан Филиппов, корректор — Надежда Тимофеева, вёрстка — Алексей Богомолов, иллюстрации — Василий Пономарёв, подбор фотографий — Юлия Куранова.

6 принципов, по которым
создавался учебник

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 3.

Сделать для детей

Как это — непонятно. Детей у меня нет, и я не разбираюсь, как для них нужно делать и что им нравится. Вспоминаю, что сам любил в детстве — всякую химическую ерунду ярких цветов, значки, растворимые соки подозрительных оттенков и красный пуховик. Так себе набор, но всё в работу.

Учебник состоит из трёх частей, у каждого тома свой герой — мокрый бобёр, конь в противогазе, макака с флейтой.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 7.

Соблюсти формальности

Для изготовителей детской литературы есть санитарные нормы — довольно большой документ, в котором расписано всё, — размер полосы, кегль, интерлиньяж, длина строки, тип бумаги и так далее. Читать его невероятно скучно, но приходится. В итоге становится ясно, что всё должно быть гигантским, — поэтому большие цифры, кегль, отступы и гигантская стрелка, которая толкает слова. Всё это непривычно, работать с этим непонятно как. Хотелось сделать намного свободнее, но хоть стрелка — молодец, свою работу делает.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 8.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 9.

Уважить стариков

Эпилептические иллюстрации на форзацах (в санитарных нормах о них забыли) — работы пожилого учителя американской истории. Познакомились на Flickr, попросили, он с радостью разрешил использовать свои работы в учебнике. Это важно — порадовали по крайней мере одного живого человека, ещё и доброго, делающего совершенно дикие картинки.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 10.

Мы почему-то решили, что у нас получится работать с каллиграфией — для цитат. Скоро стало ясно, что ничего из этого не выйдет, и работать мы с ней не умеем и не хотим. Хотели дикую, запредельно свободную, как рисунок человека, который не может перо держать и ничего не знает о любых правилах. И обязательно цветную. Единственная испанская дама, которая умеет ровно так, нам даже не ответила. Цитаты стариков мы всё же сделали — просто набрали. А самих авторов поставили на цветной фон, чтобы им было не скучно на белом, — пусть радуются.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 12.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 15.

Потешить молодёжь

Маленькие картинки внутри текста — для молодёжи, для старичков они мелковаты, видно плохо. Хотелось, чтобы этих картинок встречалось больше по тексту (всего их 271, но в первую часть учебника вошло не больше трети) и изготовлены они были бы точнее — хотя некоторыми мы довольны. Встречается в них иногда весёлая нелепость, которую мы очень ценим.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 16.

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 21.

Остаться при своём

Задача была для меня с новым уровнем ответственности — школьное образование ведь. Важно было не дать учебнику себя напугать — не юлить, не страдать, находить дырки в правилах и умно обходить всякую неумную чушь — делать легко и весело.

Посмотреть видео об учебнике

6 принципов дизайна современного учебника. Изображение № 22.

Виктория Копылова, вице-президент Группы компаний «Просвещение»

Родитель берет с полки красивую книгу с названием «Учебник для 2-го класса» и понимает, что для ребенка эта стопка бумаги под красивой обложкой на некоторое время станет одной из главных вещей в жизни. Как распознать, насколько качественный попался учебник? Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаем заглянуть за кулисы издательства и понаблюдать за процессом подготовки школьного учебника.

Все учебники, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (ФПУ) и рекомендованы к использованию в школах, проходят настолько тщательный и жесткий отбор, что вероятность попадания в него некачественных материалов стремится к нулю. Чтобы не быть голословной, я расскажу обо всем, что происходит с рукописью, прежде чем она станет школьным учебником и займет место в портфеле ребенка.

Читать подробнее http://www.prosv.ru/presscenter/interview/show/207.html

Ерлан АСКАРОВ,

доцент каф. «Стандартизация,

сертификация и технология машиностроения»

КазНТУ им. К. И. Сатпаева

Для проведения качественного эффективного учебного процесса необходим учебник или учебное пособие. В дальнейшем оба этих понятия объеди­ним в общий термин «Учебник». Учебники существовали всегда, с тех пор как появился процесс обучения. Необходимо понять, что такое «качествен­ный учебник». Вопрос кажется простым и банальным, но точного вопроса на него в известных источниках нет. В последнее время много говорится о но­вых учебниках, учебниках нового поколения, учебниках нового века и ты­ся­челетия и т. д., но  никто не сказал, что такое учебник нового поколения, и чем он отличается от  учебника старого поколения. Очень модным стало слово «новая парадигма» образования, но что это такое, также до конца не по­нятно.

Все министры образования и науки РК по очереди заявляют, что в республике изда­ются плохие учебники и задают риторический вопрос: «Почему пишутся плохие учебники?». Автор хотел бы разобраться в этом вопросе и постараться дать на него ответ.

Необходимо точно сформулировать требования к учебнику, это необходимо, чтобы знать какой вариант учебника лучше, какой издавать и приме­нять в учебных заведениях.

Рассмотрим типичные существующие критерии.

  1. Учебник должен писать маститый ученый, имеющий много званий и регалий. Но часто бывает, что маститый ученый – слабый препода­ватель, не имеющий преподавательского опыта, либо за маститого ученого учебник пишут его ученики – аспиранты и магистранты. Естественно качество учебника слабое.
  2. Учебник должен соответствовать государственному стандарту. В данном случае учебник выглядит, как нормативный документ, меха­нически со­ставленный из информационных кусков. Такой учебник также не эффективен.

Для выработки критериев оценки хорошего учебника необходимо исходить из желаний и потребностей потребителя учебника, в первую очередь, это учащийся, во вторую – преподаватель.

Что хочет учащийся?  Из опросов учащихся и собственного опыта можно назвать несколько важных параметров учебника. Это:

  1. Информативность.
  2. Наглядность.
  3. Понятность.
  4. Научность.
  5. Актуальность.
  6. Интересность.
  7. Логичность.
  8. Практичность.
  9. Цельность.
  10. Оригинальность.

Охарактеризуем каждое свойство,

1. Информативность. Учебник должен содержать достаточно большой объем полезной информации по предмету, но это объем должен быть оптимально сбалансирован. Здесь необходимо, отметить, что избыток информа­ции – это плохо. Учебник – это не научная монография.

2. Наглядность. Учебник должен быть очень нагляден, в нем должно быть много иллюстраций, графиков, таблиц и т. д. Эти материалы должны быть хорошего качества, хорошо смотреться, быть понятными и вызывать интерес.

3. Понятность. Язык учебника должен быть понятен, легко читаться и запоминаться. Он не должен быть перегружен иностранными и непонятными словами. Фразы должны быть легкими, не должно быть сложных, длинных предложений, перегруженных разными речевыми оборотами. Бывает так, что автор учебника хочет показать свою ученость и начитанность, он применяет множество иностранных слов, очень сложно строит свои предложения. В итоге чтение такого учебника напоминает движение через заросший лес, на каждом шагу препятствия, бурелом. Прочитав пару страниц такого учебника, читатель быстро устает, и у него нет интереса читать дальше. Всегда надо помнить, что учебник это не научная монография, а книга для молодого человека, который только начинает свое профессиональное восхождение.

Если человек много знает, но он косноязычен, он не сможет быть хорошим преподавателем, и он не сможет написать хороший учебник. Для напи­сания хорошего учебника необходимы хотя бы не­большие литературные способности, необходимо уметь хорошо говорить, понятно и быстро излагать свои мысли, грамотно их формулировать. Обычно эти способности раскрываются после длительного чтения лекций перед живой аудиторией слушателей. Можно утверждать, что человек, который не умеет выступать перед аудиторией, вести с ней диалог, не сможет написать хороший учебник.

4. Научность. Уровень учебника должен отражать современное состояние науки. Он, в обязательном порядке, дает информацию о последних научных достижениях в данной области. Но такая информация должна даваться в определенном объеме, причем обязательно надо учитывать уровень читателей – школьник, студент, бакалавр, магистрант либо докторант.

  1. Актуальность. Учебник должен быть актуален, то есть его материал должен соответствовать  современному состоянию объекта изучения. Это особенно важно для учебников по нормативным дисциплинам.

Достаточно часто попадаются учебники, где дается неправильная или устаревшая информация. К примеру, в учебнике «Стандартизация продукции», выпуск 2010 г., говорится: «Технические условия являются основным нормативным документом в РК». Но в Казахстане нормативный документ «Тех­ни­ческие условия» не существует с 2006 г., он заменен документом «Стан­дарт организации». Или в учебнике «Токарное дело» выпуск 2010 г. на полном серь­езе подробно рассматривается устройство станка модели 1К62, данный ста­нок снят с производства в 1975 г. Или учебник «Проектирование машино­строительного производства», выпуск 2006 г., дается описание коорди­натно-измерительной машины, в состав которой входит «цифропечатающий ме­ханизм и перфоратор». Я думаю, что перфокарты для ввода информации, ис­чезли еще до рождения современных студентов.

  1. Интересность. Учебник должен быть интересным. Уже давно доказано, что любое обучение проходит лучше в виде игры. Учебники предназна­чены для молодых людей, для них очень важно, чтобы предмет изучения был для них интересен. Это стимулирует изучение предмета, легкость запомина­ния. Интересность учебника выражается в виде изложения материала, приве­де­ния интересных примеров из истории, жизненных ситуаций, периодиче­ских отступлений от изложения материала и перехода на другую тему, часто с присутствием юмора и сатиры.

Показательны в этом плане американские учебники. В них всегда много юморных веселых рисунков, материал часто подается с долей иронии и т. д. Напри­мер, в учебнике по физике изучается тема «Сила гравитации», учащимся предлагается определить, с какой силой притягиваются друг к другу два уче­ника в классе. В конце задачи автор дает сноску, что, наверное, в природе су­ществует еще одна сила, которая намного больше притягивает юношей к де­вушкам  класса. Понятно, что после такой фразы, эта задача запомнится лучше, и решат ее быстрее. Здесь грамотно применяются методы мнемотех­ники (улучшения запоминания). Для лучшего запоминания, желательно при­вязать информацию к факту, который хорошо известен и интересен чело­веку.

Интересен в этом плане автор А. Левин, написавший множество учебников по работе с персональным  компьютером, его книги выдержали десятки изданий, например, очень известный учебник «Самоучитель работы на пер­сональном компьютере».

7. Логичность. Материал учебника должен излагаться логично, последова­тельно, от простого к сложному. Одно положение должно являться основой следующего. Обязательно должна соблюдаться причинно-следственная связь. Если в предлагаемом материале обеспечиваются эти требова­ния, учеб­ник будет понятен, не будет вызывать отторжения ученика. Если же мате­риал будет даваться хаотично, без связи друг с другом, это сразу создаст про­блемы у учащегося, он не будет понимать, на чем основаны выводы, предла­гаемые на страницах учебника, откуда появились эти факты. В конеч­ном итоге, он просто будет механически запоминать материал (зубрить), только для того, чтобы сдать экзамен, а выйдя с экзамена через полчаса за­будет все, что читал в таком учебнике.

  1. Практичность. Учебник должен быть помощником в будущей работе. Автор в обязательном порядке должен учитывать, чтобы учебник давал кроме чисто теоретических знаний, практические советы, примеры, расчеты и т. д. Очень часто учебник по прикладному предмету дает много фундаментальных научных знаний, теорий, но очень мало практических необходимых в работе примеров.

Либо приводимые примеры не имеют никакого отношения к будущей работе ученика. Например, в учебнике «Статистические методы в управлении качеством продукции»  все примеры связаны с бросанием монеты, стрельбой из пушки, объемом продаж и т. д. Сразу видно, что автор взял все примеры из обычного учебника по статистике, но причем здесь управление качеством продукции?

  1. Цельность. В учебнике в обязательном порядке должна присутствовать личность автора. Учебник должен иметь один принцип построения, одну философскую концепцию автора. Бывают учебники, где автор на многих страницах приводит высказывания разных авторитетов об одном объекте, но своего мнения не говорит. Автор приводит разные мнения и теории, часто противоречивые, но читатель так и не услышит мнение автора учебника. Та­кой учебник создаст в голове читателя кашу. Он так и не поймет, как ему действовать после изучения этой дисциплины. Многие авторы учебников за­бывают, что студенты, которые сейчас сидят в учебных аудиториях, завтра придут в реальное производство и бизнес, им будет необходимо принимать решения, от которых зависит положение его организации, их необходимо учить так, чтобы у них был какой-то ориентир для принятия правильного реше­ния. Такой учебник их этому не научит. Например, в учебнике «Управление ка­чеством» на 10 страницах даются определения понятия «качества» от Ари­стотеля и Гегеля до Деминга и Ильина. Зачем? Не понятно.

10. Оригинальность. Данный параметр  имеет два аспекта. Первый – ориги­нальность  показывает уровень автора, он дает достаточно свежую новую информацию, показывает ее в новом свете, открывает новые, ранее не за­меченные, стороны известной информации. Понятно, что такой учебник дает новые знания. Это хорошо.

Второй – плагиат плох всегда,  читать то, что ты где-то уже видел не интересно. С другой стороны, это нарушение авторского права, правовое пре­ступление. Более того, это уголовное преступление, в Уголовном кодексе РК есть статья 186 «Нарушение авторского права». Многие авторы  абсолютно свободно дословно списывают целые страницы с других книг, а другие еще проще делают – активно работают со сканером. Изучая учебники по одной дисциплине, можно проследить, что одна иллюстрация применяется на протяжении 30-40 лет, один пример может присутствовать в десятках книг разных авторов. Сканированные иллюстрации еще имеют очень низкое качество, плохо про­сматриваются, а некоторых элементов на них практически не видно.

В по­следнее время в  плане списывания очень активно используется Интернет.

При написании учебника необходимо помнить, что учебник делается для потребителя-ученика. Учебник – это труд, товар, который должен иметь потребительскую стоимость. Он должен найти сво­его покупателя на свободном конкурентном рынке. Самый объективный че­стный показатель качества учебника – это уровень его реализации в обычных  сво­бодных торговых точках. Если в обычный книжный магазин по своей воле приходит обычный студент или студентка, причем они знают, что этот учеб­ник есть в библиотеке ВУЗа, и платят за ваш учебник свои собственные кровные деньги, это говорит о том, что ваш учебник достаточно хорош, и вы рабо­тали не зря.

Также хорошим индикатором качества вашего труда является факт, что студенты старших курсов, прошедшие обучение по данному курсу, отказываются продавать свои учебники студентам  младших курсов. Они, считают, что этот учебник еще пригодится им в будущей работе.

Второй потребитель учебника – это преподаватель, в основном, молодой, начинающий. В последнее время значительно увеличилось количество предметов в учебном заведении, особенно в ВУЗе. Один преподаватель ведет 5-7 разных предметов, причем предметы достаточно часто меняются. Преподава­тель не знает своего предмета досконально, часто он знает его не намного лучше самих студентов, которых он учит. В этом случае, ему крайне необхо­дим простой понятный учебник, по которому он быстро освоит предмет. На сайте одного университета студенты написали, что молодой преподаватель честно сказал, что он будет осваивать новый предмет вместе с ними, так как знает его плохо. Причем, что характерно, студенты с уважением отнеслись к такому честному заявлению преподавателя. Гораздо хуже, когда студенты с издевательством и иронией  пишут о своих преподавателях, которые абсо­лютно не знают свой предмет, но, что особенно плохо, и не собираются его изучать.

Отсутствие понятия потребителя порождает два фактора – слабые  авторы и издательства.

Для некоторых авторов учебников понятия потребителя-учащегося не существует. Цель написания учебника – получение ученого звания, аттестация, повышение авторитета и т. д. Такие авторы непоколебимо убеждены, что в свободной продаже учебник никто не купит, это полная утопия. Естественно основная цель таких авторов заручится поддержкой учебно-методических отделов, рецензентов, войти в план издания за бюджетные средства. Характерная особенность таких авторов – полное безразличие к тиражу учебника.

С издательствами такая же ситуация. Государственные издательства и частные издательства, имеющие постоянные государственные заказы, имеют планы и фонды издания. Задачи – удовлетворить пожелания потребителя у них нет. Главное выполнить план издания. Весь тираж скупают государственные уч­реждения – библиотеки, ВУЗы, отделы культуры и образования областей и т. д. Учебники таких издательств обычно имеют красивую разноцветную твердую обложку, но внутри желтая газетная бумага и слабое содержание. Какой-либо реальной редакторской работы такие издательства не проводят, в тексте много ошибок и несоответствий. Когда книги таких издательств попадают в книжные магазины, они там пылятся месяцами.

Напротив, частные издательства, все более погружающиеся в свободный конкурентный рынок, особенно, с российскими учебниками, качество учебников повышают. Это требования жизни. Они уже мало смотрят на звания и регалии авторов. Если книга издается за счет издательства, полностью или частично, в обязательном порядке  проводится изучение учебника на предмет его коммерческой привлекательности для покупателя и оригинальности (от­сутствия плагиата). Такие издательства реали­зуют только часть тиража в ор­ганизации, которые в последнее время тоже стали смотреть, что покупают, другая часть тиража идет через розничную сеть – книготорговые ча­стные фирмы, которые естест­венно не будут покупать книги, которые зава­лят их магазины и склады без единого шанса быть проданными.

В практическом плане предварительную оценку – экспертизу учебников должны проводить эксперты. Требования к экспертизе:

1. Эксперты должны быть компетентными профессионалами в данной области, объективными. Они должны нести ответственность за свои решения и получать за свой труд деньги. Свои решения эксперты должны обосновывать, то есть приводить аргументацию.

2. Оценивание должно проводиться количественно  в баллах, анонимно, с учетом принципов квалиметрии.

Приведем учебный пример экспертизы. На конкурс представлено три учебника А, В и С, по одному предмету. Необходимо оценить уровень каждого учебника для определения лучшего для издания.

Для оценки учебников приглашено 7 экспертов. Опре­делены единичные показатели качества учебника. Это 1) инфор­мативность, 2) понятность, 3) научный уровень, 4) наглядность.

1) Первым этапом решили определить весовые коэффици­енты каждого показателя. Для этого пригласили 20 студентов, изу­чающих данный курс, и предложили им расставить приоритетность для них этих четырех показателей. Самому важному показателю ставят 5 баллов. Данные опроса сводим в таблицу  1.

Таблица 1

Студент 1 информа­тивность 2 понят­ность 3 научный уровень 4 на­гляд­ность
1 5 4 4 4
2 5 5 5 4
3 4 5 3 4
4 4 5 3 4
5 4 5 5 3
6 5 4 4 3
7 5 5 3 4
8 5 5 5 5
9 4 5 4 5
10 4 5 4 3
11 5 4 4 3
12 4 5 3 4
13 4 5 4 4
14 4 5 5 5
15 4 4 5 4
16 5 5 3 4
17 5 4 4 3
18 5 5 3 4
19 4 5 3 5
20 5 5 4 4
сумма 80 86 69 71

Определяем общую сумму баллов, она равна:

Весовые коэффициенты по каждому показателю равны:

В нашем примере самый важный показатель для студентов – второй – понят­ность.

2) Следующим этапом эксперты оценивают непосредственно учебники. Они изучили все три учебника, независимо друг от друга и выставили свои оценки по каждому показателю качества учебника, наивысшая оценка 10 баллов.

Таблица 2

экс­перт информатив­ность понятность научный уро­вень наглядность
А В С А В С А В С А В С
1 10 9 8 9 9 8 10 9 9 10 8 9
2 9 8 9 8 9 8 10 8 9 10 9 8
3 8 8 10 8 8 8 9 8 9 9 9 8
4 9 9 10 9 7 9 9 8 8 9 8 8
5 8 10 9 9 9 8 8 7 8 8 7 9
6 10 7 8 8 10 7 10 8 10 9 9 8
7 8 8 7 7 8 9 10 8 9 10 9 9
сумма Q1A= 62 Q1B=59 Q1C=61 Q2A=58 Q2B=60 Q2C=57 Q1A=66 Q1B=56 Q1C=62 Q1A=65 Q1B=59 Q1C=59

3) Определяем комплексный показатель качества для каждого учебника по формуле

Из расчета видно, что наилучший показатель у учебника А, второй результат у учебника С, учебник В занял третье место.

Необходимо отметить, что экспертная оценка учебника, не может быть окончательная, особенно если комплексные показатели учебников близки по значению. Вполне возможно, что учебник, занявший второе или третье место, в будущем окажется лучше. Окончательную оценку поставят практика, потребитель.

Добавить комментарий