Как легче всего найти эпитет

Эпитет – это художественное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным. Чтобы найти эпитет в тексте, ищем прилагательные. Зачастую эпитетом прилагательное становится именно в контексте.

Например, все знают строки замечательного русского поэта Сергея Есенина: “Отговорила роща золотая березовым весёлым языком…” Роща какая? золотая. Язык какой? веселый, березовый. Вот это и будут эпитеты. Видите, как употребил поэт слово “березовый” по отношению к языку рощи? А мы в обыденной речи сказали бы “березовый веник или березовая роща”.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Lune
[10.2K]

более года назад 

Эпитеты используются для того, чтобы выразительно подчеркнуть характерное свойство или качество кого-либо. Они могут использоваться как в прямом смысле, так и в переносном.

Чтобы определить эпитеты в стихотворении или тексте, нужно найти такие слова, которые используются именно для художественной характеристики и чтобы показать личное отношение автора к окружающей его действительности. Часто они используются не с нейтральным оттенком, а с положительным или отрицательным.

Эпитеты обычно выражаются именем прилагательным, поэтому при нахождении эпитетов можно ориентироваться на них. Но не каждое прилагательное будет эпитетом.

Сравните: серебряная медаль и серебряный ручей.

В первом случае слово “серебряная” не является эпитетом, так как просто показывает, из чего сделан предмет.

А вот по отношению к ручью это слово будет эпитетом, так как показывает красоту ручья, передаёт восхищение автора, делает текст более выразительным.

Также эпитетами иногда бывают и другие части речи. Например, числительные (вторая молодость) или существительные (Марья-краса).

Елена Д
[360K]

8 лет назад 

Эпитет – это такое определение при слове, которое подчёркивает его образность, художественную выразительность, либо какой-то отличительный признак обозначаемого понятия. Эпитеты могут применяться как для характеристики какого-то предмета, так и для усиления восприятия того или иного явления. В предложении эпитеты выражаются преимущественно именами прилагательными (бархатная кожа, малиновый звон, седой Кавказ, румяный восход), но можно встретить и эпитеты-наречия (горячо любить, холодно смотреть, жарко целовать), эпитеты-существительные (крик радости, слёзы счастья, синева моря) и даже эпитеты-числительные (первый зуб, четырнадцатый воин, весна сорок пятого) и т.д. Познавательная статья на тему эпитетов есть вот здесь.

Онлай­н
[15.4K]

8 лет назад 

Эпитет в тексте можно найти, таким образом. Ищем существительное с прилагательным в тексте и смотрим на то, как выражено понятие об образе. Существительное должно быть подчеркнуто с помощью образного понятия и в нем подчеркивается художественная выразительность. К примеру: Холодное сердце-значит, безчувственное сердце, кудрявый тополь-значит, крона тополя густая, золотые руки-значит, умелые руки, острый ум-значит, развитый ум и тому подобное. Возможно, что эпитетом будет наречие, существительное, глагол, числительное.

Помощ­ни к
[56.9K]

8 лет назад 

Эпитет подчеркивает свойства другого слова и чаще всего встречается в поэзии, но также присутствует и в прозе. Найти эпитет не сложно, чаще всего это прилагательное. К примеру: “Так скудно и одиноко в этот пасмурный день.” Эпитет может быть также наречием: “Не хотел, но пришлось сильно любить кошек – так здесь принято.”; существительным: “Из ночи, с дворов, из-под неба, прям под окном доносился шум – веселья шум.”; либо числительным: “Жила она этажом ниже – на третьем этаже.” Думаю, вы уловили суть.

Sheni­a
[38.9K]

8 лет назад 

Эпитет, это образное сравнение, которое помогает выразить мысль автора. Эпитет может быть не только прилагательным, но и существительным, глаголом или наречием. Эпитет помогает предложению найти новый смысловой оттенок. А найти его в тексте довольно легко, если внимательно прочитать текст. Все, что помогает определить мысль автора, делает ее ярче. Примеры: жарко целовать (наречие), золотая осень (прилагательное), первая любовь (идет как числительное) и другие.

Annet­007
[26.3K]

8 лет назад 

Обычно у школьников не возникает трудностей с нахождением эпитетов. По сути, эпитеты – все прилагательные, в литературном языке “образные определения”, поэтому в большинстве случаев достаточно всего лишь найти прилагательное.

Но бывает и посложнее, потому что зачастую эпитеты путают с метафорой. Метафора – это скрытое сравнение, т.е без союза “как”. Вот здесь действительно стоит быть внимательным.

stalo­nevic­h
[24.6K]

8 лет назад 

Эпитет – описательный термин (слово или фраза). Он имеет различные оттенки значения, когда применяется к, казалось бы, реальным или вымышленным людям, божествам, объектам и биномиальным номенклатурам. Он также может быть описательным: например, Александр Великий или Сулейман Великолепный.

Rosa Salva­je
[6.6K]

8 лет назад 

Читая текст, обращаем внимание на прилагательные.

Приведу пример, всем известное выражение «шёлковые кудри».

Кудри какие – шёлковые. Именно слово «шёлковые» и есть эпитетом.

Также эпитетом может быть существительное, например “бродяга-ветер”.

Solnc­e lychi­k
[40.9K]

8 лет назад 

Для начала нужно знать определения эпитета и метафоры. Ведь очень часто путают эпитет и метафору.

Когда мы знаем определение без труда сможем найти в тексте эпитет и метафору.

Пример.

Нужно подобрать эпитет к вопросу

А вот эпитеты

Leona-100
[110K]

8 лет назад 

Эпитет – это слово или словосочетание, которое подчёркивает образность, художественную выразительность, либо отличительный признак. Он уточняет свойства, качества или признаки понятия. Эпитетом чаще всего является прилагательное.

Знаете ответ?

Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка

Начинаю серию статей по  подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».

 Цель данных  рекомендаций – помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.

Итак, начнём!

Задание № 3

 Изобразительно-выразительные средства языка

На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:

  • гипербола

  • метафора

  • олицетворение

  • просторечные выражения

  • противопоставление

  • сравнение

  • фразеологизм

  • эпитет

1-ый шаг: повторите теорию.

2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.

Как найти гиперболу?

  • Гипербола – это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.

  • Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

Пример

А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.

Комментарий

Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.

Несколько примеров

  • Другой имеет рот с арку генерального штаба.

  • Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.

  • Ведь этот Мур­лыш­ка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)

 Как найти метафору?

  • Метафора – это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).

  • Значение метафоры – переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»

  • Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают – имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).

  • Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»– здесь нет , с чем сравнивают– с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают– реку).

Пример 1

Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.

Комментарий

  • Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.

  • Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.

Пример 2

Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

Комментарий

  • Мысль может вспыхнуть? Нет.

  • Мысль, её быстрота сравнена с молнией.

Несколько примеров

  • Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

  • Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

  • Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.

 Как найти олицетворение?

  • Олицетворение – это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, – способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

  • Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.

Пример

Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.

Комментарий

  • Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле

  • Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть

  • Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.

Несколько примеров

  • А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

  • Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.

  • Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.

Как найти просторечные слова и выражения?

Просторечные  слова и выражения – это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

Пример

Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.

Комментарий

«Встревает», «баба»- просторечные слова.

Несколько примеров

  1. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет».

  2. А я не знал, что со мной, и за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы слёзы вка­ти­лись об­рат­но. 

  3. На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло.

Как найти противопоставление (антитезу)?

  • Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.

  • Ищите в тексте то, что может быть одновременно.

Пример

Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

Комментарий

Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.

Несколько примеров

  1. Одни верят во что-то, дру­гие ни во что не верят

  2. Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.

  3. Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.

Как найти сравнение?

  • Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его

  • Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО

  • При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают

Пример

Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.

Комментарий

  • Находите оборот, выделяемый запятыми

  • В нём есть союз СЛОВНО

  • Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)

Несколько примеров

  1. Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.

  2. Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

  3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Как найти эпитет?

  • Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

  • Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.

Пример

Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.

Комментарий

  • Подбородок КАКОЙ? – закаменевший

  • Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.

Несколько примеров

  • Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.

  • Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

  • Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

Как найти фразеологизм?

  • Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.

  • Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.

  • Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма – переносный.

  • Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.

Пример

Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

Комментарий

  • «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.

  • Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?

  • Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.

Несколько примеров

  • Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.

  • Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт

  • А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.

Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.

Ирония

Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.

Пример

 — А со­ба­ка у него — с телёнка. — С ло­шадь, — ска­зал Мишка. — Со слона, — под­дак­нул я.

Лексический повтор

Лексический повтор – это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении  слов и выражений для усиления их роли в тексте.

Мне надоели эти слова, слова, слова.

Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Русский язык

Что такое эпитет и как его найти?

03.09.2021

Комментариев нет

Эпитет – поэтический прием, дающий слову определение или выражение, наподобие олицетворению. Используется в художественных текстах, иногда в поэтических и лирических произведениях.

Целью эпитета будет подчеркивание чего-то особенного, его особая выразительность, на что хочет обратить внимание автор.

Применение подобного художественного приема позволяет автору  придать тонкости, глубины и выразительности тексту. С помощью эпитета обозначается творческий замысел автора (см. метонимия).

Простые и слитные эпитеты

  • простые — присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
  • слитные — у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.

Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.

Наличие эпитетов в изложении дает ощущение особой смысловой глубины, которая наполнена иронией, горечью, сарказмом и недоумением.

Часто подобными приемами пользуются авторы при написании поэзии, пресс-релизов, эссе. Но в прозаическом творении можно также встретить подобные эффекты.

Виды эпитетов

В русском языке эпитет разделяют на три вида:

Общеязыковой

Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая.
Общеязыковые эпитеты бывают:

  • компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
  • антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
  • усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность.

Примеры эпитетов: жизнь пустынная, сладко писать, нежный голос, сладкий ветерок, гробовая тишина.

Народно-поэтический

Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.

Примеры: ясный месяц, чистое поле, живая вода, терем расписной, добрый молодец, жили-были, шел-шел.

Индивидуально-авторский

Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером, почти как архаизмы.

Примеры: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром, тучка золотая, утес великан, в пустыне чахлой.

Подобные сочетания  не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

Постоянный

Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

  • оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
  • описательными (уставшее сердце);
  • эмоциональными (унылая осень, грустная пора).

Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

Как найти эпитеты в тексте?

Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.

Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.

Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

Эпитеты в литературе

Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ. Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо.

Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее, хотя можно использовать неологизмы.

У них есть и другие цели, а именно:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
  • помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;

Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.

Можно с уверенностью утверждать, что без эпитетов литература полноценно не существовала бы.

Примеры эпитетов в литературе:

  • Мармеладное настроение — А. П. Чехов.
  • Вольное море — А. С. Пушкин.
  • Скучный брег — А. С. Пушкин.
  • Неприязненной стихии — А. П. Чехов
  • Задумчивый и нежный мой край — С. А. Есенин.
  • Равнодушно-желтым огнем — А. А. Ахматова.
  • В глуши задремавшего бора — Н. М. Рубцов.

Эпитеты в метафоре

Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:

  • метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
  • метонимические. Их цель — создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.

Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.

Они способны не только придать речи выразительности и сделать ее понятной, но придать информативности. Каждая форма выступает дополнением, за текстовой информацией и эмоциями.

Эпитеты –  традиция русского языка и культура нашего народа. Яркие примеры художественного приема встречаются в фольклоре и в литературе прошлых веков.

Автор информационных сайтов Юлия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интересное:

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

Содержание материала

  1. Определение эпитета
  2. Видео
  3. Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке
  4. Практика: отличаем эпитет от логического определения
  5. Примеры эпитетов в литературе
  6. Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов
  7. На какие вопросы отвечает эпитет?
  8. Примеры эпитетов

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь).

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Видео

Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке

Многие из эпитетов-прилагательных стали постоянными и часто употребляемыми. Например: синее море, красна девица, глухая ночь, стальные нервы, ясный месяц, белые рученьки, добрый конь, трескучий мороз, чисто поле.

Интересный факт: в повседневной жизни мы чаще всего не замечаем, как употребляем эпитеты. Например, выражения “бархатные ночи” или “золотые ручки” тоже являются тропами. В общении эпитеты помогают нагляднее описать происходящее или наше отношение к нему.  

Практика: отличаем эпитет от логического определения

Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.

А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.

Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.

У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.

А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?

Примеры эпитетов в литературе

Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)

Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)

В блюдечках — очках спасательных кругов (В. Маяковский)

О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)

Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)

Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов

Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.

Эпитеты. Примеры

Задача эпитета — создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом»).

Эпитет — одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος — «приложенный».

На какие вопросы отвечает эпитет?

Будучи определением, эпитет обозначает свойство, признак либо качество предмета. Соответственно, отвечает на те же вопросы, что и определение: какой? чей? который?, а также их производные (какая? чья? которое? и т.п.). Реже эпитет отвечает на вопрос как? Таким образом, все зависит от контекста и части речи, которая выступает эпитетом.

Вопросы, на которые отвечает эпитет

Интересный факт: некоторые эпитеты прочно вошли в наш обиход и стали устойчивыми словосочетаниями. Например, невыносимая жара, унылая осень, грустная пора, добрый молодец и другие.

Примеры эпитетов

  • бессмертное знамя;
  • кислое лицо;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • кристально-чистая совесть;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Теги

Что такое эпитет – разжевываю как могу, чтобы вы точно всё поняли и не путались

Когда ежу непонятно.

7 395

Что такое эпитет – понятное объяснение

Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтическое определение. В литературе к эпитетам есть узкий и широкий подход. Согласно узкому, эпитетами могут быть только прилагательные, согласно широкому – слова любой части речи.

Чтобы полностью понять, что это, прочитайте о том, какой пургой эпитеты занесло в язык.

Откуда взялся эпитет

Сначала было только существительное, которое обозначало предмет: дом.

Потом домов стало много и возникла необходимость «конкретизировать» их, как-то различать. Для этого были созданы определения при существительных: деревянный дом, трехэтажный дом.

Такие определения называются «логическими». Логическое определение – это такое, которое все люди дают предмету. Кого в дом ни приведи, все увидят, что он «деревянный», «двухэтажный», «с отоплением». Про дом из бруса нормальный человек не скажет, что он «кирпичный».

А потом возникла другая проблема. Человеку захотелось выразить СВОЕ отношение к предмету. Поймите вот эту разницу. Не какое-то свойство выделить, а свое навязать, я вот типа так вижу. И пошло: «леденящий душу дом», «неприветливый дом», «какой-то у вас дом гнетущий…».

Он что, правда леденит душу [и что вообще такое «душа»?], не машет вам рукой в знак приветствия? Нет. Это просто вы так видите. Для меня дом как дом.

Определения, которые выражают отношение человека к предмету, чувства, которые этот предмет у этого (именно этого, не у всех подряд) человека вызывает, называются поэтическими определениями. Или эпитетами.

Логические определения дополняют значение существительного. Например, вот есть «треугольник» – у него просто три угла и все. А если сказать «равнобедренный треугольник» – добавится новое свойство – боковые стороны у этого треугольника равны.

Поэтические определения (эпитеты) ничего не дополняют. Красивый треугольник, отвратительный, оригинальный – вы что-нибудь узнали о свойствах этого треугольника? Ничего. Только чьи-то голословные оценки.

Логическому определению можно противопоставить другое логическое: деревянный дом – кирпичный дом, железная кружка – пластмассовая кружка.

Поэтическому определению нельзя ничего противопоставить. «Безмолвное море» – оно что, говорить должно? Не бывает «говорливого» моря.

Практика: отличаем эпитет от логического определения

Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.

А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.

Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.

У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.

А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?

Типы эпитетов

Постоянные. Характерны для фольклора, устного народного творчества. Волк какой? Серый. Молодец какой? Добрый. Девица? Красная. Поле? Чистое.

Авторские. Это когда вообще непонятно, как можно сочетать эпитет с определяемым словом. Но автор так «увидел» и написал. У Маяковского, например, есть «тысячеглазовый трест». Надо было еще слово такое придумать…

Общеязыковые. Все остальные.

Широкий и узкий подход к эпитетам

В школах обычно узкий подход к эпитетам, согласно которому эпитетами можно называть только прилагательные и причастия. Согласно широкому подходу, эпитетами могут быть и слова других частей речи:

  1. У меня сейчас другая жизнь (определительное местоимение) – в смысле, а где прежняя? И как может быть «другая», если она одна, от рождения и до смерти?
  2. Здесь как будто произошло мое второе рождение (порядковое числительное) – да как такое возможно? Один раз человек рождается и всё!
  3. Как нежно, пламенно любил я (это из Лермонтова, здесь эпитеты – наречия) – то есть можно еще любить грубо, безразлично, с огнем, золой и пеплом? Так не бывает. Это все отсебятина, поэтические определения.
  4. Крик ужаса (существительное) – крик – это громкий звук, издаваемый голосом. А то, что он «ужаса» – вы сами себе придумали. Крик не может быть ужаса, ликования, счастья, печали, тихой грусти и пр. Вы сами для себя так интерпретируете звук.
  5. Лишь бич свистал, играя (из Некрасова, деепричастие) – как он может «свистать, играя»? А не играя – это как? Нет уж, только Некрасов так увидел и такое определение подобрал.

Суть всей статьи

Логическое определение – это когда «ежу понятно». Золотое кольцо на руке – ежу понятно, что оно из золота.

Эпитет – когда ежу НЕ понятно. Золотые руки, золотое сердце – ёж точно не поймет. И никогда вы ему не объясните.

( 14 оценок, среднее 4.71 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Добавить комментарий